Контрольная Уголовно-процессуальное право

Уголовно-процессуальное право
Контрольная работа

Содержание

1 Деятельность органов дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно 4
2 Особенности производства по делам несовершеннолетних 6
3 Следственный эксперимент (понятие, процессуальный порядок) 22
Задача №1 24
Задача №2 26
Задача №3 28
Список использованных источников 30

1 Деятельность органов дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно
Дознание по этой категории дел регламентировано ст. 119 УПК. Закон устанавливает, что при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по обнаружению и закреплению следов преступления.
Закон перечисляет те следственные действия, которые органы дознания вправе производить в качестве неотложных: осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей. Перечень неотложных следственных действий является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Это означает, что по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, органы не вправе производить другие следственные действия. Если возникнет такая необходимость, орган дознания обязан направить дело следователю. Об обнаруженном преступлении и начатом расследовании орган дознания немедленно уведомляет прокурора.
В соответствии со ст. 121 УПК дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно, должно быть закончено не позднее десяти суток со дня возбуждения дела. Продлению этот срок не подлежит. Из смысла закона вытекает, что орган дознания может направить дело прокурору и раньше десятидневного срока, но при условии выполнения всех неотложных следственных действий. Прокурор также вправе дать указание органу о направлении дела следователю до истечения десятидневного срока. Таким образом, если орган дознания выполнит неотложные следственные действия ранее десятидневного срока, то он обязан немедленно направить дело следователю. После того, как дело передано следователю, орган дознания действует по нему в зависимости от того, чем закончилось производство неотложных следственных действий .
Если лицо, совершившее преступление, обнаружено не было, то орган дознания и после передачи дела следователю обязан продолжать оперативно-розыскные мероприятия, уведомляя следователя об их результатах. Следственные действия и в этих случаях орган дознания может производить только по письменному поручению следователя. Дознание по таким делам заканчивается подготовкой постановления о направлении дела следователю (ст. 124 УПК). В постановлении должны быть изложены установленные обстоятельства преступления, указаны выполненные неотложные следственные действия, данные о лице, совершившем преступление и основания направления дела следователю. Орган дознания не вправе приостановить или прекратить по каким-либо основаниям дела данной категории, так как его компетенция исчерпывается производством неотложных следственных действий.

2 Особенности производства по делам несовершеннолетних
Несовершеннолетний — лицо, не достигшее возраста 18 лет.
Существование особого производства по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, определяется необходимостью достижения прежде всего трех основных целей:
1)эффективного предупреждения преступлений несовершеннолетних, поскольку, во-первых, преступность как социально-правовое явление «рекрутирует» из несовершеннолетних новых преступников; во-вторых, удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними в последние годы, постоянно составляет 8-10% от числа раскрытых преступлений и имеет тенденцию к повышению этого уровня до 10-12%;
2) установления объективной истины по уголовным делам для решения вопросов о виновности или невиновности несовершенно- летнего и назначения ему справедливого наказания или освобождения его от уголовной ответственности или наказания;
3)обеспечения надлежащей социально-правовой защиты несовершеннолетнего обвиняемого.
Сложности достижения перечисленных целей обусловлены социально-психологическими характеристиками несовершеннолетних, связанными с их возрастом.
Среди них специалисты в области психологии, криминалистики и уголовного процесса выделяют:
1) незрелость мышления несовершеннолетних. Она проявляется в неумении несовершеннолетних анализировать и обобщать жизненные ситуации, мыслить в логической последовательности, предвидеть социально-правовые последствия своих решений и действий, отсутствие самостоятельных оценок событий и т.п.;
2) отсутствие достаточного социального опыта и прочных, глубоких знаний. Социальная действительность и знания о ней — многогранны и безграничны. Поэтому в силу возраста несовершеннолетние объективно не в состоянии ими овладеть к моментам совершения преступления или производства предварительного расследования в той мере, в какой это необходимо для осознанного, активного и законопослушного участия в жизни семьи, общества и государства;
3) неустойчивость психики и повышенная эмоциональность. Неустойчивость психики несовершеннолетних лиц обусловлена продолжающимся процессом ее развития и высокими темпами развития познаваемой общественной жизни. В связи с этим новые и разнообразные впечатления постоянно «накладываются» друг на друга, не предоставляя несовершеннолетним времени для осмысления ранее воспринятых впечатлений. В результате этого они более возбудимы, чем взрослые, а их внутреннее психическое состояние отличается повышенной эмоциональностью;
4) неустойчивость поведения. Неустойчивость психики, быстрая возбудимость, повышенная эмоциональность, отсутствие достаточных опыта и знаний влекут неумение несовершеннолетних лиц владеть своими чувствами и эмоциями и, как следствие, вызывают неустойчивость и противоречивость их поведения;
5) повышенные внушаемость и самовнушаемость. Эта характеристика несовершеннолетних является следствием взаимодействия вышеперечисленных социально-психологических факторов.
Особенно она должна учитываться в процессе предварительного расследования и судебного разбирательства, поскольку психологическое давление дознавателя, следователя, судьи и других участников процесса на несовершеннолетнего может привести к искажению в его показаниях фактических обстоятельств совершенного преступления;
6) склонность к фантазиям и подражанию. Несовершеннолетие — время мечтаний и идеалов, стремления к повзрослению (быть взрослым) и желания подражать избранному идеалу (или идолу). Вместе с другими характеристиками они порождают фантазии, смешение фантазий с реальностью, что ведет в конечном счете к подражательности поведению какого-либо идеала, который не всегда представляет собой положительный образ.
Приведенный перечень социально-психологических характеристик несовершеннолетних не является исчерпывающим.
С учетом этих характеристик во многих странах существуют специальные правила производства по уголовным делам несовершеннолетних, цель которых заключается в обеспечении прав и законных интересов этих лиц дополнительными уголовно-процессуальными гарантиями.
С учетом этих и других обстоятельств Генеральная Ассамблея ООН разработала «Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних», известные как Пекинские правила (1985 г.).
Эти правила предусматривают:
1) создание специализированных судов по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними.
К сожалению, в нашей стране отсутствуют так называемые ювенальные, т.е. специализированные суды для несовершеннолетних;
2) обладание должностными лицами органов, осуществляющих уголовное судопроизводство по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, соответствующей квалификацией;
3) соответствие национального правового регулирования предварительного расследования и судебного разбирательства правам, свободам и законным интересам несовершеннолетних обвиняемых;
4) обеспечение конфиденциальности в процессе предварительного расследования и судебного разбирательства с целью избежания причинения дополнительного морального (нравственного) вреда несовершеннолетним из-за ненужной гласности или из-за ущерба их репутации и т.п.
В целом отечественное особое производство по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, отвечает требованиям Пекинских правил.
Более того, проблемы профилактики правонарушений и борьбы с преступностью несовершеннолетних находятся под постоянным контролем не только законодательных органов, но и органов исполнительной власти государства.
В частности, в России действует закон о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создана соответствующая правительственная комиссия, разработаны и внедрены в практику достаточно демократические и гуманистические правила внутреннего распорядка в исправительных воспитательных учреждениях.
Тем не менее, думается, что отечественное уголовное судопроизводство нуждается в этом плане в совершенствовании.
В соответствии со ст. 420 УПК РФ судопроизводство по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, определяется общими правилами судопроизводства и, кроме того, специальными положениями, содержащимися в главе 50 УПК РФ (ст. 420-432).
Эти правила распространяются на лиц, не достигших к моменту совершения преступления возраста 18 лет.
Поэтому эти положения применяются и тогда, когда:
а) лицо к моменту начала уголовного судопроизводства достигло совершеннолетия, но совершило преступление в возрасте до 18 лет;
б) лицо совершило одно преступление в возрасте до 18 лет, а другое -после достижения совершеннолетия.
Таким образом, производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, — особое производство, заключающееся в правоотношениях и деятельности его участников при определяющей роли дознавателя, следователя, прокурора и суда по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для привлечения несовершеннолетнего лица в качестве обвиняемого, направления уголовного дела в суд, признания его виновным и определения ему наказания или освобождения от наказания .
При изучении особенностей досудебной подготовки материалов в отношении несовершеннолетних необходимо учитывать, что они сформулированы не только в нормах главы 50, но и в нормах Общей части Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Особенности досудебной подготовки материалов по уголовным делам несовершеннолетних заключаются в следующем.
1.При участии несовершеннолетнего лица в совершении преступления вместе со взрослыми уголовное дело в отношении его деяния должно быть по возможности выделено в отдельное производство, если это не создает существенных препятствий для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела.
Если выделение уголовного дела в отдельное производство невозможно, то к несовершеннолетнему обвиняемому, привлеченному по одному уголовному делу вместе со взрослыми лицами, применяются правила, регулирующие порядок производства в отношении несовершеннолетних лиц (ст. 422 УПК РФ).

  1. По уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, законодатель предусмотрел необходимость установления дополнительных обстоятельств, входящих в предмет доказывания, наряду с доказыванием обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК РФ.
    При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, дознаватель, следователь, прокурор и суд должны обращать особое внимание на выяснение следующих обстоятельств:
    а) возраста несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения);
    б) условий жизни и воспитания несовершеннолетнего лица, уровня психического развития и иных особенностей его личности. При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, должно быть установлено, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.
    Для установления этих обстоятельств должны быть допрошены родители несовершеннолетнего, его учителя и воспитатели и другие лица, могущие дать нужные сведения, а равно истребованы необходимые документы и проведены иные следственные и судебные действия, в частности, комплексная психолого-психиатрическая экспертиза;
    в) влияние на поведение несовершеннолетних старших по возрасту лиц.
    При рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних, совершенных с участием взрослых, необходимо тщательно выяснять характер взаимоотношений между взрослым и подростком, поскольку эти данные могут иметь существенное значение для установления роли взрослого лица в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступного посягательства или иных антиобщественных действий.
    3.Задержание и заключение под стражу в качестве меры пресечения могут применяться к несовершеннолетнему лишь в исключительных случаях, когда это вызывается тяжестью совершенного преступления, а также при наличии оснований, указанных в ст. 91, 97, 99, 100 и 108 УПК РФ (ст. 423).
    При решении вопроса об избрании меры пресечения к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому в каждом случае должна быть обсуждена возможность отдачи их под присмотр родителей или других лиц.
    О задержании, заключении под стражу или продлении срока содержания под стражей несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого незамедлительно извещаются их законные представители.
    4.По уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, обязательно участие защитника (ст. 51 УПК РФ).
    С учетом социально-психологических особенностей личности несовершеннолетних обязательное участие защитника по их уголовным делам выступает в качестве одной из дополнительных гарантий, обеспечивающих их права, свободы и законные интересы.
    5.Определенной особенностью отличается вызов несовершеннолетних подозреваемого и обвиняемого к должностным лицам, осуществляющим уголовное судопроизводство (ст. 424 УПК РФ).
    Вызов несовершеннолетних подозреваемого, обвиняемого, не находящихся под стражей, к следователю, дознавателю или в суд производится через их родителей или других законных представителей.
    Несовершеннолетний, содержащийся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, вызывается через администрацию этого учреждения.
    6.Существенными особенностями обладает допрос несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого (ст. 425 УПК РФ).
    Допрос указанных лиц не может продолжаться непрерывно более двух часов, а в общей сложности — более четырех часов в день.
    В допросе этих лиц принимает участие защитник, который вправе задавать им вопросы, знакомиться по окончании допроса с его протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.
    В допросе несовершеннолетнего лица, не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, обязательно участие педагога или психолога.
    Следователь и дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетних подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.
    Педагог — сведущее лицо (специалист), имеющее высшее педагогическое образование и работающее преподавателем в учебном заведении (школе, специальной школе и т.п.).
    Психолог — сведущее лицо (специалист), имеющее высшее психологическое образование и работающее по специальности в различных учреждениях.
    Педагог или психолог вправе с разрешения следователя и дознавателя задавать вопросы несовершеннолетним подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.
    Эти права следователь или дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе допроса.
    Изложенные правила распространяются и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого.
    7.Существенными особенностями в досудебном производстве обладает обязательное участие в уголовном деле законных представителей (ст. 426 УПК РФ).
    Законные представители допускаются к участию в уголовном деле на основании постановления следователя или дознавателя с момента первого допроса несовершеннолетнего лица в качестве подозреваемого или обвиняемого.
    При допуске к участию в уголовном деле им разъясняются права, предусмотренные ст. 426.
    Законный представитель несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого вправе:
    а) знать, в совершении какого преступления подозревается или обвиняется несовершеннолетний;
    б) присутствовать при предъявлении обвинения;
    в) участвовать в допросе несовершеннолетних подозреваемого, обвиняемого, а также с разрешения следователя, дознавателя — в иных следственных действиях, производимых с участием несовершеннолетних лиц и их защитников;
    г) знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делать замечания о правильности и полноте сделанных в них записей;
    д) заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство;
    е) представлять доказательства;
    ж) по окончании предварительного расследования знакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать из них любые сведения и в любом объеме.
    Предварительное расследование преступления может привести к установлению (обнаружению, выявлению) таких обстоятельств уголовного дела, которые нежелательны для разглашения в интересах участников уголовного процесса и нравственного здоровья несовершеннолетнего обвиняемого.
    В этих ситуациях уголовно-процессуальный закон разрешает следователю или дознавателю по окончании предварительного расследования вынести постановление о непредъявлении несовершеннолетнему обвиняемому для ознакомления тех материалов уголовного дела, которые могут оказать на него отрицательное воздействие.
    Ознакомление с этими материалами дела законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого является обязательным.
    Законный представитель может быть отстранен от участия в деле, если есть основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого.
    Свое решение следователь или дознаватель должны оформить мотивированным постановлением.
    В этом случае к участию в уголовном деле допускается другой законный представитель несовершеннолетних подозреваемого, обвиняемого в общем порядке.
  2. Существенными особенностями обладает окончание предварительного расследования уголовного дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними лицами.
    Речь в данном случае идет о правомочиях должностных лиц органов предварительного расследования, связанных с прекращением уголовного дела в отношении несовершеннолетнего обвиняемого по специальному основанию (ст. 427 УПК РФ).
    Если в ходе предварительного расследования уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести будет установлено, что исправление несовершеннолетнего обвиняемого может быть достигнуто без применения уголовного наказания, то следователь с согласия руководителя следственного органа и дознаватель с согласия прокурора вправе вынести постановление о прекращении уголовного преследования и о возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия, предусмотренной ч. 2 ст. 90 УК РФ.
    Это постановление вместе с уголовным делом направляется руководителем следственного органа или прокурором в суд.
    Суд рассматривает ходатайство и материалы уголовного дела в порядке, установленном ч. 4, 6, 8, 9 и 11 ст. 108 УПК РФ, за исключением требований о соблюдении процессуальных сроков.
    Суд, получив уголовное дело с обвинительным заключением или обвинительным актом, по собственной инициативе вправе прекратить его по рассматриваемому основанию и применить к несовершеннолетнему обвиняемому принудительные меры воспитательного воздействия.
    При этом суд в постановлении о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия вправе возложить на специализированное учреждение для несовершеннолетних контроль над исполнением требований, предусмотренных принудительной мерой воспитательного воздействия.
    В случае систематического неисполнения несовершеннолетним этих требований суд по ходатайству специализированного учреждения для несовершеннолетних отменяет постановление о прекращении уголовного преследования и применении к нему принудительной меры воспитательного воздействия и направляет материалы уголовного дела руководителю следственного органа или начальнику органа дознания для предварительного расследования.
    В этом случае производство по уголовному делу продолжается в общем порядке.
    Прекращение уголовного дела по основанию, предусмотренному ч. 1 ст. 427, не допускается, если против этого возражают несовершеннолетние подозреваемый, обвиняемый или их законные представители .
    Особенности судебного разбирательства уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, заключаются в следующем.
  3. Уголовные дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними лицами, рассматриваются в соответствии с общими правилами подсудности.
    Общие правила подсудности были подробно рассмотрены в соответствующей главе настоящего учебника.
  4. При назначении судебного заседания (предании несовершеннолетнего обвиняемого суду) судья обязан тщательно проверить законность и обоснованность заключения под стражу, имея в виду, что такая мера пресечения может быть избрана лишь в исключительных случаях как единственно возможная в данных условиях.
    В случае нарушения органами предварительного расследования, прокурором или судом этого требования судье следует эту меру пресечения изменить или отменить.
  5. Для участия в судебном разбирательстве привлекаются законные представители несовершеннолетнего.
    В соответствии со ст. 428 УПК РФ законные представители несовершеннолетнего подсудимого вправе: 1) заявлять ходатайства и отводы; 2) давать показания; 3) представлять доказательства; 4) участвовать в исследовании доказательств; 5) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда; 6) участвовать в прениях сторон; 7) участвовать в заседании судов первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.
    Указанные права разъясняются законному представителю в подготовительной части судебного разбирательства.
    Неявка своевременно извещенного законного представителя несовершеннолетнего подсудимого не приостанавливает рассмотрение и разрешение уголовного дела, если суд не найдет его участие необходимым (обязательным).
    Если лицо, совершившее преступление в возрасте до 18 лет, на момент рассмотрения и разрешения уголовного дела в суде достиг- нет совершеннолетия, уголовно-процессуальные функции законного представителя прекращаются.
    Законный представитель подсудимого обладает своеобразным уголовно-процессуальным статусом (положением).
    Законный представитель несовершеннолетнего подсудимого — один из немногих участников уголовного процесса, которому уголовно-процессуальным законом разрешено совмещение в одном лице различных функций — функций законного представителя, свидетеля, защитника и гражданского ответчика.
    При этом уголовно-процессуальный закон вполне определенно указывает на то, что участие законного представителя в качестве защитника или гражданского ответчика обеспечивается правами, обязанностями и ответственностью соответствующих участников уголовного судопроизводства (ст. 53 и 54 УПК РФ).
    В исключительных случаях, когда участие в судебном заседании законного представителя может нанести ущерб интересам несовершеннолетнего подсудимого, суд вправе своим мотивированным определением или постановлением отстранить его от участия в судебном разбирательстве.
    В этом случае к участию в судебном разбирательстве допускается другой законный представитель несовершеннолетнего подсудимого. 4.
    Право суда удалять из зала судебного заседания несовершеннолетнего подсудимого (ст. 429 УПК РФ) .
    По ходатайству стороны или по собственной инициативе суд вправе своим определением или постановлением удалить несовершеннолетнего из зала судебного заседания во время исследования обстоятельств, которые могут отрицательно повлиять на развитие и формирование личности несовершеннолетнего.
    После возвращения несовершеннолетнего подсудимого в зал судебного заседания председательствующий судья сообщает ему в необходимых объемах и форме содержание исследованной в его отсутствие информации (доказательств).
    Затем он предоставляет несовершеннолетнему подсудимому возможность задать вопросы лицам, допрошенным в его отсутствие. 5.
    Определенной особенностью отличается совещание судей при постановлении судебных решений (ст. 430 УПК РФ).
    При постановлении приговора в отношении несовершеннолетнего подсудимого суд наряду с вопросами, указанными в ст. 299 УПК РФ, обязан разрешить вопросы о возможности:
    а) освобождения от наказания в случаях, указанных в ст. 92 УК РФ;
    б) условного осуждения;
    в) назначения ему наказания, не связанного с лишением свободы.
    При положительном решении перечисленных вопросов суд указывает, на какое специализированное учреждение для несовершеннолетних возлагается осуществление контроля над поведением несовершеннолетнего осужденного.
  6. Право суда освободить несовершеннолетнего подсудимого от уголовной ответственности или наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия.
    В соответствии со ст. 431 УПК РФ при признании в судебном разбирательстве, что несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть исправлен без применения мер уголовного наказания, суд вправе прекратить дело в отношении этого несовершеннолетнего и применить к нему принудительные меры воспитательного воздействия, предусмотренные ч. 2 ст. 90 УК РФ.
    Копия этого постановления направляется судом в специализированное учреждение по контролю над поведением несовершеннолетних.
  7. Наличие у суда правомочия на освобождение несовершеннолетнего подсудимого от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия или направлением его в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием (ст. 432 УПК РФ).
    Если при рассмотрении уголовного дела о преступлениях небольшой или средней тяжести будет установлено, что несовершеннолетний, совершивший эти преступление, может быть исправлен без применения уголовного наказания, то суд в соответствии с ч. 1 ст. 92 УК РФ вправе, постановив обвинительный приговор:
    а) освободить подсудимого от наказания;
    б) применить к нему принудительную меру воспитательного воздействия, предусмотренную ч. 2 ст. 90 УК РФ.
    Если при рассмотрении уголовного дела о преступлении средней тяжести или тяжком преступлении, за исключением преступлений, указанных в ч. 5 ст. 92 УК РФ, будет признано достаточным помещение несовершеннолетнего подсудимого в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образования, то суд, постановив обвинительный приговор:
    а) освобождает несовершеннолетнего осужденного от наказания;
    б) в соответствии со ст. 92 направляет его в указанное учреждение на срок до наступления совершеннолетия, но не более трех лет.
    Пребывание несовершеннолетнего осужденного в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа органа управления образованием прекращается до достижения им совершеннолетия, если судом будет признано, что несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем в применении данной меры воспитательного воздействия .
    Прекращение пребывания несовершеннолетнего осужденного в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа либо перевод его в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа осуществляются:
    а) по представлению администрации указанного учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органом местного самоуправления, пo месту нахождения указанного учреждения;
    б) либо по ходатайству несовершеннолетнего осужденного, его родителей или иных законных представителей.
    Вопросы о продлении либо прекращении срока пребывания несовершеннолетнего осужденного в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, либо переводе его в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа рассматриваются единолично судьей районного суда по месту нахождения указанного учреждения в течение 10 суток со дня их поступления.
    В судебном заседании участвуют:
    а) несовершеннолетний осужденный;
    б) его родители или иные законные представители;
    в) адвокат;
    г) прокурор;
    д) представители специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа;
    е) представители комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения указанного учреждения.
    В судебном заседании исследуется заключение администрации специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, выслушиваются мнения участвующих в данном уголовном деле лиц. .
    Копия постановления в течение пяти суток направляется несовершеннолетнему осужденному и его законному представителю, а также в специализированное учебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних, прокурору и в суд, постановивший обвинительный приговор с освобождением несовершеннолетнего подсудимого от наказания.

3 Следственный эксперимент (понятие, процессуальный порядок)
Следственный эксперимент — урегулированное уголовно-процессуальным законом следственное действие, заключающееся в производстве опытных действий (или опытов) в условиях, максимально приближенных к исследуемому явлению или искусственно изменяемых, с целью проверки и уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения уголовного Дела (ст.181 УПК РФ).
Материальными основаниями производства следственного эксперимента являются достаточные данные полагать, что производство опытных действий обеспечит органам предварительного расследования выяснение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела .
Процессуальным основанием производства следственного эксперимента выступает решение следователя или дознавателя, которое не находит своего материального выражения в каком-либо специальном уголовно-процессуальном документе.
При производстве следственного эксперимента проверяется возможность:
а) восприятия каких-либо фактов или обстоятельств;
б) совершения определенных действий;
в) наступления какого-либо события;
г)определенной последовательности совершения исследуемых событий;
д)существования конкретного механизма образования изучаемых следов.
В данном случае законодатель перечислил виды следственных экспериментов.
Обязательными участниками следственного эксперимента являются следователь или дознаватель, лицо, производящее опытные действия, понятые.
Среди факультативных участников этого следственного действия могут находиться подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, свидетель, специалист, переводчик, защитник подозреваемого или обвиняемого, представитель иного участника процесса и должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
Участие в следственном эксперименте подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля возможно лишь на добровольных началах.
В ходе следственного эксперимента следователь, дознаватель в необходимых случаях имеют право производить измерения, фотографирование, кино- и (или) видеосъемку, составлять планы, чертежи и схемы.
Производство следственного эксперимента допускается при условии, что при этом не унижаются честь и достоинство участвующих в нем лиц и окружающих и не создается опасность для их жизни или здоровья .
О производстве следственного эксперимента составляется протокол, содержание и форма которого должны отвечать общим требованиям (ст. 166, 167 УПК РФ).
Доказательства, полученные с помощью производства следственного эксперимента, носят, как правило, не прямой (достоверный), а косвенный характер, в их основе лежит вероятность.

Задача №1
Янин обвиняется в совершении ДТП, в результате которого погиб человек. В процессе судебного следствия адвокат подсудимого поставил под сомнение фактические данные, зафиксированные в первичном протоколе осмотра места происшествия
Государственный обвинитель заявил перед судом ходатайство о вызове и допросе в судебном заседании лиц, которые составляли этот протокол: следователя, эксперта и двух понятых. Суд удовлетворил это ходатайство, вызвал их в суд, допросил, а затем вынес обвинительный приговор.
Правильно ли поступили государственный обвинитель и суд в этой ситуации?
В праве ли был суд допрашивать указанных лиц, если да, то в качестве кого?
Имеют ли показания этих лиц доказательственное значение?

Решение:
На основании п. 3 ст. 119 УПК РФ правом заявлять ходатайство в ходе судебного разбирательства обладает государственный обвинитель. Таким образом, государственный обвинитель поступил правильно.
Суд вправе допрашивать указанных лиц. Согласно ст. 60 УПК Понятой — не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое дознавателем, следователем для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия. Понятой не может быть вызван в суд в качестве свидетеля по делу. Понятого могут вызвать в суд, когда необходимо внести ясность в правильность и законность проводимых в присутствии понятого действий, в случае если следственное действие проводилось с нарушениями закона.
В соответствии со ст. 57 эксперт — лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном настоящим Кодексом, для производства судебной экспертизы и дачи заключения. Эксперт не может уклоняться от явки в судебное заседание по его вызову. Эксперт может быть вызван в суд в качестве свидетеля.
Следователь, как должностное лицо, согласно УПК РФ, осуществляет уголовное преследование соответствующего лица и может быть допрошен в суде только по обстоятельствам проведения того или иного следственного действия при решении вопроса о допустимости доказательства, а не в целях выяснения содержания показаний допрошенного лица.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 6 февраля 2004 г. № 44-О, согласно которой положения ст. 56 УПК РФ, определяющей круг лиц, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, не исключают возможность допроса дознавателя, следователя, производивших предварительное расследование по уголовному делу, в качестве свидетелей об обстоятельствах производства отдельных следственных и иных процессуальных действий.
Показания этих лиц имеют доказательственное значение.

Задача №2
Столяров, совершил преступление, находясь на территории другого государства. После окончания расследования по месту совершения преступления дело было направлено в один из судов Российской Федерации.
Какими законами должны руководствоваться органы расследования и суд в данном случае?
Решение:
Согласно ст. 13 УК РФ граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.
Под выдачей преступников (или экстрадицией) в международном и уголовном праве понимается передача лица, совершившего преступление или подозреваемого в его совершении, одним государством другому государству для привлечения его к уголовной ответственности или для исполнения в отношении последнего обвинительного приговора.
Международные договоры о выдаче преступников могут носить многосторонний (например, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1994г., принятая государствами — членами Содружества Независимых Государств) или двусторонний (например, Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1992г.) характер.
Вопрос о передаче осужденных в одном государстве для исполнения наказания другому государству также разрешается в соответствии с двусторонними (например, Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой 1993г.) и многосторонними международными договорами (например, указанная Конвенция государств — членов Содружества Независимых Государств).
Таким образом, органы расследования и суд в данном случае, должны руководствоваться Уголовным кодексом РФ, УПК РФ, международными договорами.

Задача №3
Павлов поссорился со своим соседом по двору. Во время ссоры достал из сарая топор и начал угрожать потерпевшему убийством. Вызванный соседями наряд милиции прекратил эти действия Павлова, доставив его в отделение милиции, при этом топор был изъят и приобщен в качестве вещественного доказательства к уголовному делу.
При вынесении приговора суд, исходя из содержания этого вещественного доказательства, квалифицировал угрозу как реальную.
Может ли содержание вещественного доказательства влиять на вопросы уголовно-правовой квалификации деяния?
Правильно ли поступил суд?

Решение:
В соответствии с п. 1 ст. 74 УПК РФ, доказательствами по уголовному делу являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном настоящим Кодексом, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.
Результатом деятельности субъектов уголовного процесса, целью доказывания, является установление истины по уголовному делу, т.е. установление объективно имевших место событий в их действительной последовательности.
Содержанием вещественных доказательств являются те сведения о фактах-действиях, фактах-состояниях, фактах-бездействиях, которые суд воспринимает непосредственно визуальным путем либо прибегая к помощи экспертов, устанавливающих содержание вещественного доказательства.
Доказательства имеют важное значение в суде первой инстанции и обеспечивают правильную квалификацию преступлений.
Связь свойств и состояний предмета с обстоятельствами, имеющими значение для уголовного дела, делает его относимым. Сведения о фактах и обстоятельствах, составляющих содержание вещественного доказательства, формируются в рамках процессуального осмотра предмета. Именно при этом участники осмотра выделяют те свойства и состояния предмета, в которых отразились обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и сведения о них фиксируют в протоколе осмотра. Названные сведения и образуют содержание вещественного доказательства. Таким образом, содержание вещественного доказательства могут влиять на вопросы уголовно-правовой квалификации деяния. Суд поступил правильно.

Список использованных источников
Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г) // СПС «Консультант Плюс»
  2. Уголовный кодекс российской федерации (с изм. от 7.12.2013) // СПС «Консультант плюс»
  3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. (с изм. от 7.12.2013) // СПС «Консультант плюс»
    Специальная литература
  4. Гриненко А.В. Источники уголовно-процессуальных принципов // Журнал российского права. 2011. — №6. – с. 5.
  5. Гуценко К.Ф. Уголовный процесс: Учебник для студентов юридических ву¬зов и факультетов / Под ред. К.Ф. Гуценко. – М.: Зерцало, 2009. – 736 с.
  6. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации/Отв. ред. Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Юристъ, 2009. – 560 с.
  7. Комментарий к УПК РФ / под общ. ред. В. И. Радченко. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2014. – 854 с.
  8. Комментарий к УПК РФ / отв. ред. И.Л.Петрухин. 3-е изд., перераб. и доп. — М.,2009. – 556 с.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov