Контрольная Возникновение (создание) юридического лица

Содержание

Введение 3
1 Возникновение (создание) юридического лица. Способы создания юридического лица 5
2 Учредители юридического лица. Учредительные документы 11
3 Государственная регистрация юридических лиц 16
Заключение 24
Список использованных источников 26

Введение

Жизнь современного общества трудно представить без объединения людей в группы, разного рода союзы, без объединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной формой коллективного участия лиц в гражданском обороте в правовом выражении и является конструкция юридического лица.
Причины появления института юридического лица, как и причины возникновения и эволюции права обусловлены усложнением социальной организации общества, развитием экономических отношений и в последствии общественного сознания. В процессе развития общества правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц как единственных субъектов частного права оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота.
В Гражданском Кодексе, вступившем в силу 1 января 1995 года, впервые в истории российского права в основном кодификационном акте гражданского законодательства содержится подробно разработанная система норм о юридических лицах; этого не знали предыдущие кодификации как советского, так и дореволюционного периодов. Кодекс устанавливает принципиальные основные положения, на которых должно базироваться последующее законодательство об отдельных видах юридических лиц. При этом Кодекс вводит отсутствовавший в прежнем законодательстве чрезвычайно важный для устойчивости гражданского оборота принцип замкнутого перечня юридических лиц, согласно которому юридические лица могут создаваться и функционировать только в такой организационно-правовой форме, которая прямо предусмотрена законом. Для коммерческих организаций перечень организационно-правовых форм предусмотрен самим Кодексом, для некоммерческих содержащийся в Кодексе перечень может быть дополнен другими законами, правила которых, однако, не должны противоречить нормам Гражданского Кодекса и отклоняться от установленных им принципов.
В соответствии со статьей 48 ГК юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Целью работы является рассмотрение института юридических лиц в системе гражданского права.

1 Возникновение (создание) юридического лица. Способы создания юридического лица

Юридическими лицами называются объединения, организации, созданные физическими или юридическими лицами для выполнения определенных целей и задач. Кроме формулирования данных задач, при создании юридического лица учредителям необходимо решить и ряд других вопросов, которые вытекают из сущности самих юридических лиц. Сущность же юридического лица можно сформулировать в виде нескольких определенных признаков.
Но сначала необходимо четко определить различие между юридическими и физическими лицами.
Физические лица созданы природой. Юридические лица создаются другими лицами на основе определенных юридических действий и актов. Поэтому первым отличием юридического лица физического является его правовая основа.
Целью создания юридического лица всегда является удовлетворение некоторых общественных потребностей, поэтому можно считать, что создаются юридические лица обществом путем волеизъявления некоторых лиц. Это и есть второе отличие – юридические лица создаются обществом.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Особенности создания юридических лиц определены в Гражданском Кодексе РФ.
Статья 51. ГК РФ. «Государственная регистрация юридических лиц»

  1. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
    Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.
    Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонения от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.
  2. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
    Статья 52. ГК РФ. «Учредительные документы юридического лица»
  3. Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
    Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).
    Юридическое лицо, созданное в соответствии с настоящим Кодексом одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.
  4. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.
    В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.
  5. Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, — с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.

Существует три способа создания юридических лиц:

  • Распорядительный, в таком порядке создаются государственные и муниципальные унитарные предприятия, их дочерние предприятия, решение по созданию такого юридического лица принимают соответствующие государственные и муниципальные органы. Создание федеральных казенных предприятий находится в ведении правительства РФ.
  • Разрешительный, такой способ создания юридических лиц существует для банков и страховых организаций. Они создаются с разрешения Центрального Банка РФ или РосСтрахНадзора. Кроме того, в разрешительном порядке создаются ассоциации и союзы коммерческих юридических лиц, на их создание должно быть получено согласие федерального антимонопольного органа. Согласие этого же органа требуется для создания иных коммерческих юридических лиц, если суммарная стоимость активов учредителей превышает 100 тысяч МРОТ.
  • Явочно-нормативный порядок, подразумевает, что согласие на создание таких юридических лиц уже дано в нормативных актах. После создания учредительных документов достаточно зарегистрировать предприятие в уполномоченном государственном органе. В ходе регистрации проверяется, соответствует ли образованное юридическое лицо существующим нормам права и соблюден ли порядок его создания. Отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности не допускается.
    Независимо от способа создания юридического лица, оно должно пройти государственную регистрацию предприятия.
    Правоспособность юридического лица наступает с момента его регистрации. Юридическое лицо имеет гражданские права и обязанности, связанные с видом деятельности осуществляемой организацией.
    Законодательно определены отдельные виды деятельности которыми юридические лица могут заниматься только при наличии специального разрешения уполномоченных органов (сертификация, лицензирование).
    Гражданская дееспособность юридических лиц возникает одновременно с гражданской правоспособностью. Юридические лица, являются полноправными субъектами правовых отношений, приобретают гражданские права и обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством и учредительными документами.
    Реорганизация юридических лиц — означает прекращение деятельности юридического лица с переводом прав и обязанностей иному юридическому лицу.
    В соответствии со ст.ст. 57-60 ГК РФ, реорганизация юридического лица может быть осуществлена только по решению:
  • Учредителей и участников;
  • Органа юридического лица, который на это уполномочен учредительными документами;
  • По решению уполномоченного органа или суда, о разделении или выделении.
    В российском законодательстве определены следующие формы реорганизации:
  • Слияние нескольких юридических лиц в одно новое.
  • Присоединение юридического лица к другому.
  • Разделение юридического лица на несколько новых.
  • Выделение из состава юридического лица других юридических лиц.
  • Смена организационно-правовой формы юридического лица.
    Юридическое лицо является реорганизованным с момента государственной регистрации вновь учрежденных юридических лиц, кроме случая присоединения. Учредители и участники, а также орган юридического лица, которые приняли решение о реорганизации, в обязательном порядке должны уведомить своих кредиторов, которые в свою очередь вправе потребовать прекращения или досрочного выполнения обязательств и возмещения убытков. При любой форме реорганизации, права и обязанности юридического лица переходят вновь созданному юридическому лицу по передаточному акту или разделительному балансу. В случае преобразования и слияния, права и обязанности переходят только по передаточному акту. Если реорганизация происходит в форме присоединения, — права и обязанности переходят к присоединяющему юридическому лицу по передаточному акту. Если реорганизация осуществляется в виде разделения, либо в форме выделения, то права и обязанности переходят к вновь возникшим лицам на основании разделительного баланса.
    В ст.59 ГК закреплено новое правило, что если при реорганизации юридического лица его долги нельзя точно распределить между его правопреемниками, то вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность перед кредиторами юридического лица. В целях гарантии прав кредиторов специально предусмотрено правило реорганизации применительно к товариществам, если товарищество преобразуется в хозяйственное общество или производственный кооператив, каждый полный товарищ ставший членом в течение двух лет несет субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам, перешедшим к ООО или кооперативу от товарищества. Даже отчуждение бывшим товарищем принадлежащей ему доли в обществе не освобождает его от субсидиарной ответственности.

2 Учредители юридического лица. Учредительные документы

Учредители юридического лица — основатели, организаторы юридического лица, участвующие в образовании имущества юридического лица и принявшие на себя обязательства согласно учредительным документам.
При создании коммерческой организации ее учредители принимают ряд основополагающих решений, касающихся вновь создаваемого юридического лица. Решения, принимаемые учредителями, определяют правовое положение будущей организации, права и обязанности ее участников, взаимоотношения с государственными органами.
Прежде всего учредители должны выбрать организационно-правовую форму коммерческой организации.
Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (далее – ГК РФ) устанавливает принцип, согласно которому юридические лица могут быть созданы только в какой-либо из предусмотренных законом организационно-правовых форм. Для коммерческих организаций исчерпывающий перечень таких форм содержится в самом ГК РФ.
Учредители юридического лица должны облечь его в одну из предусмотренных законом форм, и придумывать нечто, не предусмотренное законом, они не вправе.
Рассмотрим Общество с ограниченной ответственностью как наиболее популярную организационно-правовую форму юридического лица.
Учредителями (участниками) ООО могут выступать:

  • совершеннолетние и дееспособные граждане РФ и иностранные граждане;
  • российские юридические лица;
  • иностранные юридические лица.
    Не могут быть учредителями ООО:
  • государственные органы и органы местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом;
  • военнослужащие;
  • госслужащие;
  • муниципальные служащие.
    ООО может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником, либо, впоследствии, общество стать обществом с одним участником.
    ООО не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
    Число учредителей ООО не должно быть более пятидесяти.
    Учредители ООО имеют следующие права:
  • получать прибыль (часть прибыли) от деятельности ООО;
  • участвовать в управлении ООО;
  • получить часть стоимости имущества ООО при его ликвидации;
  • перестать быть учредителем (выйти из состава участников ООО или продать свою долю в уставном капитале, если такая возможность предусмотрена уставом ООО).
    Учредители ООО имеют следующие обязанности:
  • внести свой вклад в уставный капитал ООО на условиях, которые предусмотрены учредительными документами ООО;
  • выполнять решения общего собрания участников, а также решения других органов и должностных лиц ООО, принятые в пределах их компетенции;
  • не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества;
  • иные обязанности, предусмотренные уставом ООО.
    Учредители ООО несут следующую ответственность:
    по обязательствам, связанным с учреждением ООО (т.е. оплата расходов, связанных с созданием ООО);
  • за своевременное внесение вкладов в уставный капитал ООО. Это оговорено в учредительном договоре.
  • за деятельность ООО в пределах стоимости внесенных вкладов ( в том числе неоплаченных).
    Учредители ООО могут быть исключены из состава ООО в случае грубого нарушения своих обязанностей, либо если они своими действиями (бездействием) делают невозможной (или затрудняют) деятельность ООО.
    Прежде чем подать заявление о государственной регистрации юридического лица, учредители должны составить и утвердить его учредительные документы. Учредительными документами юридических лиц являются учредительный договор и устав. Некоторые организации действуют на основании обоих документов (общества с ограниченной и с дополнительной ответственностью), другие — только на основании учредительного договора (хозяйственные товарищества), третьи — только устава (акционерные общества, кооперативы, унитарные предприятия, почти все некоммерческие организации, а также общества с ограниченной и с дополнительной ответственности, они создаются одним учредителем). Есть, наконец, организации, которые вообще не имеют учредительных документов и действуют на основании общих положений об организации того или иного вида.
    Учредительный договор — это договор, заключаемый учредителями, в котором они обязуются создать юридическое лицо и определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности, условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления юридическим лицом, выхода учредителей из его состава (п.2 ст.52 ГК РФ). Учредительный договор вступает в силу с момента его заключения, если в этом договоре не предусмотрено иное.
    Подробный перечень учредительных документов, необходимых для учреждения юридического лица, предусмотрен ст.52 ГК РФ.
  1. Юридическое лицо действует на основании Устава (Приложение 1), либо учредительного договора и Устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Учредительный договор юридического лица заключается, а Устав утверждается его учредителями (участниками). Юридическое лицо, созданное в соответствии с ГК РФ одним учредителем, действует на основании Устава, утвержденного этим учредителем.
  2. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица.
    Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным. В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.
  3. Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.

3 Государственная регистрация юридических лиц

Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство (публичная власть) в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания. Отсюда – требование обязательной государственной регистрации юридических лиц.
В Законе о государственной регистрации юридических лиц предусмотрен единый порядок регистрации юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и сферы деятельности.
Порядок государственной регистрации юридических лиц регулируют несколько глав Закона, каждая из которых отдельно определяет процесс регистрации создания юридических лиц, реорганизации, внесения изменений в учредительные документы юридического лица, внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре, ликвидации юридического лица.
Закон упрощает процедуру представления документов по сравнению с существующей ранее и не допускает возможность требования регистрирующими органами представления иных, кроме установленных Законом, документов. Это не только упрощает процедуру регистрации, но и лишает регистрирующие органы на местах возможности необоснованных требований о представлении дополнительных документов.
Закон направлен на упрощение регистрации для заявителя. Упрощение процесса выражается в установлении обязанности регистрирующего органа информировать государственные и иные органы о регистрации юридического лица. В соответствии с приказом ФНС России от 09.08.2002 г. № БГ-3-09/426 «О порядке постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица, зарегистрированного после 01.07.2002 г.» регистрация юридического лица и постановка его на учет осуществляется в налоговых органах одновременно при условии представления в регистрирующий орган вместе с заявлением на регистрацию заявления о постановке на учет. Однако соответствующие изменения в Налоговый кодекс внесены не были и п.3 ст.83 НК РФ содержит правило, согласно которому заявление о постановке на учет организации или физического лица, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, подается в налоговый орган соответственно по месту нахождения или по месту жительства в течение 10 дней после их государственной регистрации.
Проблематичным является и то, что, в настоящее время реализация принципа «одного окна» требует внесения соответствующих изменений в действующее законодательство Российской Федерации и зависит исключительно от готовности органов Госкомстата России, Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования России к осуществлению учета юридических лиц на основании сведений ЕГРЮЛ.
Срок государственной регистрации юридических лиц сокращен до пяти рабочих дней. Исчисление срока начинается с момента представления документов в регистрирующий орган. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом лично от заявителя или по почте.
Законом предусмотрено, что регистрация осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, определенном Правительством РФ. В соответствии с Постановлением Правительства от 17.05.2002 №319 уполномоченным органом является ФНС РФ. Т.о. устранена существовавшая до введения в действие Закона множественность регистрирующих органов.. Государственная регистрация осуществляется территориальным органом ФНС РФ по месту нахождения указанного учредителями в заявлении постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового – по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Выбор регистрирующего органа вызывает опасения специалистов. По мнению сотрудников кафедры гражданского права юридического факультета Санкт-Петербургского университета функция контроля над налогоплательщиками несовместима с функцией их регистрации. В результате их совмещения могут существенно пострадать интересы частных лиц. ФНС РФ будет стремиться так построить систему регистрации, чтобы она помогала решать ему основные задачи.
Местом государственной регистрации юридического лица является место нахождения, указанное учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — место нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, т.е. на основании учредительных документов.
Законом предусмотрено два варианта направления в регистрирующий орган документов для регистрации. Документы могут быть представлены заявителем непосредственно или направлены почтовым отправлением с объявлением ценности при пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации.
В качестве заявителя могут выступать следующие физические лица:

  • руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
  • учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
  • руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
  • конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
  • иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
    В соответствии с ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.
    Доверенность на совершение регистрации общества, выдаваемая физическим лицом (физическими лицами), требует нотариального удостоверения.
    К нотариально удостоверенным доверенностям согласно ст. 185 ГК РФ приравниваются:
  • доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;
  • доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) этих частей, соединений, учреждений или военно-учебных заведений;
  • доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы;
  • доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.
    Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.
    Заявление о государственной регистрации подписывается заявителем с указанием его паспортных данных или в соответствии с законодательством Российской Федерации данных иного удостоверяющего личность документа и идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии).
    Следует обратить внимание, что подпись заявителя на заявлении о регистрации должна быть нотариально удостоверена, что так же вызывает много вопросов и недовольств со стороны налогоплательщиков.
    Доказательством принятия документов регистрирующим органом является расписка в получении документов. Форма передачи расписки зависит от выбранной формы направления документов в регистрирующий орган. Если заявитель передает документы очно, то регистрирующим органом в день получения документов выдается расписка в их получении с указанием перечня и даты получения. Если документы на регистрацию направлены по почте, то расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.
    Регистрирующий орган обязан обеспечить учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов. Статьей 10 Закона предусмотрена возможность установления специального порядка регистрации отдельных видов юридических лиц. Такой порядок может быть установлен только федеральными законами.
    Регистрирующий орган, получив документы, необходимые для регистрации, принимает решение о государственной регистрации. Указанное решение является основанием для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в Единый государственный реестр.
    В течение одного рабочего дня с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр регистрирующий орган, во-первых, выдает (или направляет по почте) заявителю документ, подтверждающий факт осуществления регистрации, во-вторых, в течение пяти рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации в государственные органы, перечень которых должен быть определен Правительством РФ.
    Согласно ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, а созданным оно считается с момента государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК РФ). В соответствии со ст. 12 Закона при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации;
  • решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;
  • учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
    • выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица-учредителя;
  • документ об уплате государственной пошлины.
    Многих налогоплательщиков интересует, предусмотрен ли действующим законодательством РФ возврат государственной пошлины в случае отказа в государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации.
    Необходимо отметить, что статьями 12, 14, 17, 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено представление в регистрирующий орган документа об уплате государственной пошлины при совершении определенных регистрационных действий.
    В соответствии с п.3 ст.9 Закона заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом. В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении. Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.
    Согласно п.п.»а» п.1 ст.23 Закона регистрирующий (налоговый) орган выносит решение об отказе в государственной регистрации в случае непредставления определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов.
    При этом возврат государственной пошлины юридическому лицу при вынесении регистрирующим (налоговым) органом решения об отказе в государственной регистрации указанным Законом не предусмотрен.
    Так же необходимо отметить, что в соответствии с нормами, установленными ст.ст.12, 14, 17, 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», при государственной регистрации юридических лиц наряду с другими документами в регистрирующий (налоговый) орган представляется документ об уплате государственной пошлины.
    Учитывая, что документ об уплате государственной пошлины является платежным документом, подтверждающим факт перечисления денежных средств в бюджет, а также то, что представление его копии при государственной регистрации юридических лиц Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ не установлено, указанный документ представляется в подлиннике.
    Обращаем внимание на то, что непредставление в регистрирующий (налоговый) орган подлинника документа об уплате государственной пошлины является основанием для отказа в государственной регистрации в силу п.п.»а» п.1 ст.23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
    В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.
    Выписка из реестра иностранных юридических лиц и бизнес-сертификат для физических иностранных лиц (разрешение на занятие предпринимательской деятельностью) должны быть легализованы или содержать штамп «апостиль», переведены на русский язык, а перевод удостоверен нотариально.
    В качестве учредителей юридического лица могут выступать их первоначальные участники (члены) (в товариществах, общественных и религиозных организациях) либо собственник их имущества или уполномоченный им орган, а также иные лица, вносящие в них имущественные вклады, хотя и не принимающие затем непосредственного участия в их деятельности (учредители фондов).

Заключение

В нашем исследовании мы выяснили, что юридическое лицо — это субъект права, искусственно созданный для определенных целей по правилам, установленным законом, и в соответствии с законом признаваемый таковым государственной властью и всеми участниками гражданских правоотношений.
Любая организация, имеющая статус юридического лица, должна обладать определенными признаками. Признаки юридического лица — это такие внутренне присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе — достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права.
Учредительные документы юридического лица имеют две важные функции. Во-первых, выполняя внешнюю, представительскую функцию, они доводят до всеобщего сведения информацию об особенностях формы данного юридического лица, его правоспособности, наименовании, организационной структуре, месте его нахождения и другие сведения, которые могут иметь значение. Такие сведения, как правило, играют большую роль для лиц, вступающих в сделки с юридическим лицом. В случае изменения содержащихся в учредительных документах положений новые правила вступают в силу для третьих лиц только после их государственной регистрации. При этом в ситуации, когда третьи лица будут действовать в своих отношениях с юридическим лицом, изменения, в учредительные документы которого ещё не зарегистрированы, с учётом таких изменений, данное юридическое лицо не может оспаривать эти действия третьих лиц. Во-вторых, выполняя внутреннюю функцию, они определяют отношения между учредителями юридического лица по поводу их участия в формировании имущества, распределении прибыли юридического лица, управлении им и т.д.
Согласно основных признаков, отраженных в Гражданском кодексе Российской Федерации «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету».

Список использованных источников

Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г) // СПС «Консультант Плюс»
  2. Гражданский Кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ // СПС «Консультант плюс»
  3. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» // в ред от 10.12.2011г.;

Специальная литература

  1. «Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Закупень Т.В. – М.: 2001.
  2. Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц» — М.: Юрайт — М., 2010
  3. Захаров В.А. Создание юридических лиц: правовые вопросы.-М.:НОРМА, 2010
  4. Зыкова И.В. Юридические лица: создание, реорганизация, ликвидация.-М.: Издательство «Ось-89», 2009
    8 Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М.:Статус, 2009;
    9 Регистрация и ликвидация предприятий в России. Волосатых Н., Сухинина Т., Хаймович М. – М.: 2001.
    10 Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изд.1907 г.).М:СПАРК, 2005.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov