Контрольная Взаимосвязь морали и искусства, их влияние на деятельность сотрудника пограничных органов

Предмет: Этика

Тема: Взаимосвязь морали и искусства, их влияние на деятельность сотрудника пограничных органов.

Содержание

Введение 3
1 Основы профессиональной деятельности сотрудников пограничных органов ФСБ России 4
2 Взаимосвязь и влияние морали и искусства на деятельность сотрудника пограничной службы. 14
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Введение
Безопасность государства имеет не только политическую, правовую, но и нравственную ценность. Разумеется, она должна быть охарактеризована, прежде всего, с политической и правовой точек зрения, но важно видеть и ее нравственно-гуманистический смысл. Безопасность государства означает возможность сохранения конституционного порядка, мирного и суверенного развития страны и ее граждан, обеспечивает стабильность власти, дает ей возможность сосредоточиться на решении задач развития общества. Обеспечение безопасности государства означает сохранение свободы и независимости страны, создание условий для реализации не только общегосударственных, но и личностных интересов. Именно эти стороны обеспечения безопасности государства придают данному процессу характер нравственного блага, нравственной ценности.
Актуальность темы проявляется в том, что для успешного осуществления профессиональной деятельности российских пограничников особую ценность приобретают: общая высокая культура сотрудников, их способность противостоять коррупции, компетентность в оперативной работе. Конечно, немаловажным в осуществелении успешной охраны госграницы являются и внешние факторы, такие как современная пограничная инфраструктура и техника; оптимальная организационная структура пограничных органов; укрепление взаимодействия с местным населением на новых рубежах.
В данной работе речь пойдет о моральных и культурных ценностях в профессиональной этике сотрудника пограничной службы. Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.
1 Основы профессиональной деятельности сотрудников пограничных органов ФСБ России
В условиях специализации труда и профессиональной деятельности складываются для формирования таких моральных систем, которые отражают особенности взаимоотношений людей сотрудничающих в определенной области общественного труда, что предполагает некоторые особые нравственные отношения и особые моральные качества сотрудников. Такие системы называются профессиональной этикой. Это конкретно-историческое, относительно устойчивое духовно-практическое образование, представляющее собой совокупность моральных норм и правил, регулирующих взаимоотношения людей внутри данного профессионального сообщества. Профессиональная этика также выступает в качестве системы научных знаний о законах формирования, развития и функционирования профессиональной морали, о содержании ее категорий и понятий, возникающих в профессиональной сфере деятельности и выражающих специфичность нравственных отношений внутри ее. Профессиональная мораль выступает как форма осознания профессиональной общностью и каждым ее членом нравственных норм и требований, необходимых для эффективного и оптимального результата совместного труда.
Носителем морали всегда является не отдельная личность, а определенная социальная общность (этнос, племя, народность, нация). Следовательно, носителем профессиональной морали является профессиональное сообщество. Носителем профессиональной морали сотрудников пограничных органов является вся совокупность людей (служащих военных и гражданских, начальников и подчиненных), занятых в сфере деятельности по охране государственной границы. Сюда следует включить и ветеранов службы охраны границы, насколько они сохраняют связь с пограничными органами, принимают участие в воспитательной работе и патриотической пропаганде.
Выполнение требований общественной морали обеспечивается воспитанием, они выполняются членами сообщества добровольно, в силу усвоения принципов человеческого общежития и осознания необходимости учитывать в своих поступках и в своем поведении наличие других людей и их интересов. Мораль опирается только на силу общественного одобрения или общественного порицания, она имеет нормативно-рекомендательный характер, задает рамки поведения, которым сохраняется стабильность сообщества, возможность его самовоспроизводства и наиболее комфортное сосуществование его членов.
Однако в профессиональных общностях эти принципы могут действовать с некоторой специфичностью. Прежде всего, это относится к тем профессиям, в которых объектом деятельности является человек, где представитель профессии воздействует непосредственно на формирование человека, его взгляды и чувства, даже на его судьбу. Таковы профессии врача, учителя, юриста. Поэтому издавна существуют соответствующие моральные кодексы этих профессий, обязывающих их представителей проявлять заботу о людях, нуждающихся в их помощи, порой даже большую, чем о себе. Особое место в этом ряду занимают профессии, содержанием которых является обеспечение эффективного функционирования социальных институтов, в первую очередь, государственных учреждений. Это управленческая, административная деятельность и деятельность, направленная на сохранение безопасности страны и народа. Здесь также складываются особые моральные кодексы и особая профессиональная этика. Здесь имеют место повышенные моральные требования работникам, связанные с правом распоряжаться значительными материальными ценностями, принимать ответственные решения в системе социального и экономического управления, распоряжаться жизнями людей. И поэтому моральные нормы должностного лица не могут основываться только на его собственных представлениях о благе, о добре и зле, справедливости и несправедливости, но определяться общественными потребностями и системе ценностей, принятых в данном обществе.
Служебное поведение является контролируемым поведением. Здесь действует не только общественное поощрение или порицание, но в сфере моральных отношений применяются также санкции различной степени служебного поощрения или наказания вплоть до отстранения от должности. Следовательно, профессиональная этика имеет четко выраженный деонтологический (нормативный) характер. Она строго регламентирует должное поведение сотрудников в профессиональной сфере деятельности и не дает права вольной трактовки или выбора. Она включает в себя предписывающие нормы (как поступать в определенных случаях), запретительные нормы (что конкретно не разрешается в сфере служебного поведения) и рекомендательные (чем следует руководствоваться). Соответственно профессиональная этика предусматривает и определенные специальные процедуры и методы контроля нравственности сотрудников. Она тесно переплетена с правом и взаимодействует с ним. Законы, уставы, инструкции, директивы, приказы и предписания закрепляют в себе прямые моральные указания и в любом случае согласуются с принципами общественной морали. Но, во-первых, все предусмотреть невозможно, а, во-вторых, человек, выполняющий служебные обязанности, действует и как самостоятельная сводная личность, поэтому у него всегда есть свобода морального выбора. Решение зависит от уровня развитости его собственного морального сознания. Например, нравственность не позволит ему действовать в эгоистических и корыстных целях, не позволит выполнить нарушающее законность приказание.
В основе профессиональной этики сотрудников пограничных органов лежит их отношение к труду по охране государственной границы. По сравнению с другими прикладными моральными кодексами ее особенность состоит в значительном многообразии предметов и аспектов пограничной служебной деятельности, включающей в себя и управленческую, и административную, и дипломатическую, и учебную, и юридическую и военно-боевую деятельность. В последние годы пограничной службе приходилось выполнять функции, ранее не входившие в их компетенцию. Например, встали задачи охраны административных границ в условиях региональной нестабильности, борьбы с вооруженными бандформированиями и с международным терроризмом. Традиционно сложившаяся система войсковой охраны границы была преобразована, пограничная служба стала составной частью специальных служб государства.
В связи с многообразным характером деятельности для сотрудников различных пограничных органов в структуре их профессиональной этики могут быть несколько по-разному расставлены акценты. Так для сотрудников пограничных организаций центрального подчинения, деятельность которых связана с управлением и координацией всей пограничной сферы, особый интерес представляют принципы управленческой и административной этики. Она представляет собой значительный раздел этики государственных служащих. Для сотрудников, осуществляющих подготовку кадров, ведущих воспитательную работу, — главным ориентиром является педагогическая этика. Естественно, что весьма развитая часть деятельности пограничных органов относится к сфере юриспруденции и поэтому для них ведущее направление профессиональной этики задается юридической этикой. Сотрудники, непосредственно осуществляющие служебно-боевую деятельность по охране государственной границы, руководствуются принципами боевого товарищества. Конечно, это условные разграничения, ибо, как правило, сотрудники пограничных органов проходят службу в ее многообразных формах. Поэтому можно говорить о самостоятельной специфике профессиональной этики сотрудников пограничных органов.
Эта специфика выражается, во-первых, в том, что общие нормы нравственности у сотрудников пограничной службы могут проявлять себя в особых нравственных императивах (внутренних повелениях, обеспечивающих выполнение служебной задачи), и не всегда прямо отражают нравственный характер действий. Во-вторых, исторически сложилась система нравственных ценностей российских пограничников, в которой безопасность территории социума, определенная границей, осознается как высшее благо, в свете которого решаются все нравственные вопросы о добре и зле, справедливости, долге, чести и т.д. Формируется соответствующая система служебных и внеслужебных отношений, направляемая, таким содержанием нравственного сознания. И еще один важный аспект профессиональной этики сотрудников пограничных органов состоит в том, что ее содержание формируется на стыке культур сопредельных государств, необходимо включает в себя знание обычаев и традиций приграничного населения, умение учитывать их и руководствовать ими в своем поведении. Эта сторона дела представляет особую важность для сотрудников организаций центрального подчинения и сотрудников органов пограничного представительства.
Таким образом, в структуре профессиональной этики сотрудников пограничных органов, как и в общей системе морали, можно выделить три важнейших структурных элемента: нравственную деятельность, нравственное сознание и нравственные отношения, содержащие в себе те особенности, о которых было сказано.
Нравственная деятельность — это поступки и поведение людей, определяемые их отношением к тому, что есть благо. Нравственная деятельность сотрудников пограничных органов в значительной мере регулируется и контролируется нормативными служебными предписаниями: уставами, наставлениями, инструкциями, приказами. Нравственная деятельность в еще большей мере определяется нравственной культурой личности, ее сознательно организованным поведением. Такое поведение определяется нравственным сознанием, в содержание которого входят нравственные чувства, нравственные взгляды и нравственные принципы. Моральное сознание пограничников характеризуется профессиональной научной подготовкой, корпоративностью и преемственностью, высокой степенью устойчивости, готовностью к охране государственной границы в любых трудных и даже экстремальных условиях.
Эмоциональное отношение людей к проявлениям добра и зла и к его пониманию выражается в нравственных чувствах. Чувства приобретают нравственное содержание, если они возникают и переживаются по поводу отношения человека к добру и злу. Нравственные чувства могут переживаться не только по отношению к другим людям, но и по отношению к различным объектам, насколько в этих отношениях проявляется духовный мир человека. Так, для пограничников характерно нравственное чувство границы. Высоконравственными чувствами являются патриотизм и коллективизм.
Нравственные взгляды включают в себя этические знания и возникающие на этой основе нравственные убеждения. Высшей формой развития нравственных взглядов является нравственное учение и этическая теория. Выработанные конкретным историческим обществом представления о сущности высших нравственных ценностей выступают как нравственный идеал. Нравственные взгляды и нравственные чувства находят свое оформление в исторически определенных нравственных принципах и нормах, выражающих направленность интересов людей. Для сотрудников пограничных органов особенностью их нравственного сознания является его направленность на служебную деятельность как главный смыслообразующий фактор их жизни.
Нормы и принципы, проявляющиеся в поступках и поведении, создают структуру нравственных отношений, Высокой нравственной ценностью, например, обладают отношения взаимопомощи, сочувствия, уважения, добросовестности. Устойчивые нравственные отношения формируются в процессе жизнедеятельности людей, и, в свою очередь, формируют ее как в сфере бытовой, так и в сфере социальной и профессиональной. Нравственная деятельность сотрудников пограничных органов происходит в двух сферах. Одна — в служебных коллективах, внутри организационно-штатных структур и складывается как отношения начальников и подчиненных, и отношения равных по званию и по служебному положению. Здесь особенно важна роль документов, регламентирующих поведение служащих. Наиболее часто нравственные коллизии возникают из-за неправомерного перенесения характера личных отношений на отношения служебные. Другая сфера образуется из отношений сотрудников пограничных органов с другими категориями людей: с иностранными гражданами, с лицами без гражданства, с представителями взаимодействующих органов (МВД, МЧС, ГТК, ВС и др.), а также с органами власти приграничных территорий, с приграничным населением, представителями иностранных ведомств. Здесь также значительная часть поведения сотрудников предусмотрена служебным регламентом, особенно в плане официальных контактов и отношений. Но в отношениях неформальных успех дела сильно зависит от личностных моральных качеств сотрудников пограничных органов, от умения расположить к себе, вызывать доверие, от честности и открытости в поведении, от проявляемой твердости в решении задач охраны государственной границы.
В профессиональной этике сотрудников пограничных органов и органов центрального подчинения ведущее место занимают понятия долга и чести. В профессиональной этике долг представлен, прежде всего, как служебный долг. Он состоит, прежде всего, в обеспечении интересов государства. Это означает, что сотрудник органов не только официально наделяется государством обязанностями по охране границы, но, в силу своей личной убежденности в исключительной социальной важности этой деятельности, берет на себя добровольную обязанность исполнять ее в соответствии с Законом, с наибольшей эффективностью, инициативно и творчески, с полной отдачей сил. Нравственное содержание воинского долга достаточно четко выражено в Присяге. Для офицера-пограничника его воинский и его нравственный долг слиты органично, поскольку охрана государственной границы, как бы ни менялись политические коллизии, всегда имеет высокий общественнозначимый смысл как охрана интересов народа.
Человек, нравственно воспитанный и, следовательно, осознающий свой долг, выполняет его по убеждению, добровольно, бескорыстно, без принуждения, без оглядки на мнения и, что очень существенно, получает от этого нравственное удовлетворение. Но человек может и не осознавать своего долга, он может его осознавать, но избегать выполнения, он может пренебрегать долгом. Все это случаи или нравственной невоспитанности, или нравственной ущербности. Следовательно, общество для своего самосохранения определенным образом вынуждено обеспечивать выполнение долга, и это могут быть меры принуждения: от общественного порицания и осуждения, до применения правовых мер.
Следует обязательно иметь в виду, что не только личность имеет долг перед обществом, но и общество со всеми своими институтами перед человеком. Эта сторона дела довольно легко отодвигается на второй план или вообще забывается, особенно в сфере экономики и политики. Но органы государственной безопасности, предъявляя высокие нравственные требования к своим сотрудникам, выполняют и свой долг по отношению к ним. Это выражается в придании высокого социального престижа профессии, в поддержке и помощи в служебных и житейских обстоятельствах, в обеспечении и защите их служебных и личных интересов.
С понятием долга неразрывно понятие «честь». Профессиональная честь есть осознание и выражение социального статуса своей профессиональной общности и себя как индивидуального носителя этого ее ценностного статуса. Честь сопряжена с обязательным исполнением долга, определенных правил поведения, предписываемых сообществом, постоянной заботой о сохранении престижа сообщества и своего лично. Совокупность требований, правил и норм поведения воина подлежала особому вниманию, они фиксировались, представляя собой так называемый кодекс чести. Честь сотрудников пограничных органов составляет, прежде всего, беззаветное служение своей Родине и обеспечение неприкосновенности государственной границы. А это предполагает сохранение и приращение воинской славы и боевых традиций пограничников, коллективизма, добросовестное отношение к служебной деятельности, достойное представительство Федеральной службы безопасности и своего подразделения, гордость за принадлежность к ним.
Итак, делая общий вывод, можно сказать, что профессиональная этика сотрудников пограничных органов и органов центрального подчинения представляет собой часть высоконормативной служебной этики и включает в себя многое содержание этики государственного служащего, управленческой и административной этики, а также воинской этики. Но она имеет и свои специфические особенности, следующие из содержания деятельности сотрудников спецслужб, предъявляющей повышенные требования к моральной подготовленности и устойчивости личности.
Особенности пограничной службы, специфика решаемых ею задач диктуют наличие целой группы качеств, профессионально необходимых её кадровому составу, особенно в современных условиях, когда завершилась трансформация Пограничной службы в специальную государственную службу ФСБ России. В соответствии с решением Совета Безопасности, состоявшегося 30 сентября 2003 года, существенно изменяются концепция охраны государственной границы, способы и методы деятельности пограничных органов и войск. Все это предполагает дальнейшее совершенствование системы подготовки кадров, формирование профессионально необходимых социальных и нравственных качеств офицеров Пограничной службы ФСБ России. Между тем, в практике формирования и развития социальных и нравственных качеств офицера-пограничника на сегодняшний день существуют и обостряются следующие противоречия, требующие своего разрешения: — между существующими потребностями в определенных социально-нравственных качествах офицера-пограничника и возможностями их формирования в условиях современного российского общества и служебно-боевой деятельности пограничных органов, войск, институтов; — между требованиями к социально-нравственным качествам, изложенным в нормативно-правовых актах, и степенью сформированности реальных профессионально необходимых качеств офицера, позволяющих осуществлять им различные виды служебной деятельности; — между объективными и субъективными факторами, рассогласование между которыми порождает в последние годы преимущественно негативные тенденции в развитии и формировании социально-нравственных качеств офицера Пограничной службы ФСБ Российской Федерации.

2 Взаимосвязь и влияние морали и искусства на деятельность сотрудника пограничной службы.
Нравственное сознание и вообще нравственное формирование личности осуществляется на трех уровнях:

  1. изучение нравственных норм и принципов;
  2. превращение этих «простых норм нравственности» в нравственные убеждения личности;
  3. приобретение умения творчески применять эти знания и убеждения на практике, т.е. формировать нужную модель поведения применительно к конкретной коллизии, возникшей в процессе жизнедеятельности личности, иными словами, воспитание культуры нравственного мышления.
    Необходимость изучения нравственных норм и принципов для нравственного формирования личности сотрудника правоохранительных органов всеми признается бесспорной. Это первый уровень формирования нравственного сознания, который обеспечивается изучением этики в учебных заведениях, на занятиях в системе служебной подготовки, а до этого этические знания приобретаются стихийно из окружающей среды: в семье, в школе, в кругу друзей и знакомых и т.д. К сожалению, довольно широко распространено мнение о том, что этих знаний вполне достаточно для приобретения человеком нравственной культуры. На самом деле здесь закладывается только основа, создаются лишь предпосылки для должного нравственного формирования личности.
    По-настоящему подлинное формирование нравственности начинается на втором уровне, когда приобретенные знания преобразуются в нравственные убеждения, когда человек поступает нравственно не потому, что он знает, «что такое хорошо и что такое плохо», а потому, что он убежден, что иначе поступать нельзя, когда он просто не может поступить безнравственно. И именно здесь, на втором уровне нравственного воспитания, огромную роль играет искусство.
    Искусство — великий воспитатель, в том числе и воспитатель нравственности. Конечно, на всех уровнях главным воспитателем является жизненный опыт: те жизненные ситуации, в которых мы участвуем, тот нравственный пример, который мы наблюдаем, те ошибки, из которых мы извлекаем уроки. Однако при всем том личный опыт человека узок, ограничен, субъективен. И лишь искусство, в произведениях которого аккумулируется нравственный опыт всех времен и народов, соединенный с высшими духовными идеалами и через них получающий оценку, дает нам всестороннее представление о нравственности. И этот опыт преподносится не умозрительно, не дидактически-наставительно, а проходит через наше сердце, через яркое эмоциональное переживание и именно поэтому остается в нашей душе как свой собственный.
    Искусство является великим учителем жизни, учителем нравственности. Его воздействие на человека несопоставимо ни с чем другим, ибо оно сочетает в себе идеи, право, мораль, религию и политику, умноженные на гигантскую силу эстетического переживания.
    Остается лишь прибавить, что в силу вышеперечисленных свойств искусство является одним из наиболее эффективных «противоядий» против профессионально-нравственной деформации сотрудника.
    Характерным явлением современной эпохи, возникающим в качестве прямого следствия демократизации общества, является постепенное умаление командно-административного принципа в управленческой деятельности и замещение его предприимчивостью и инициативностью каждого работника, ориентацией прежде всего на интересы дела, а отсюда резкое повышение значимости такого профессионального качества, как творческое мышление. Способность к творческому мышлению стала одним из определяющих критериев профессиональной ценности специалиста. И особенное значение это качество приобретает в тех профессиях, которые по самому своему характеру связаны с возникновением в процессе служебной деятельности нестандартных, нестереотипных, экстремальных ситуаций. Именно такой характер носит практически любая служба в правоохранительных органах, особенно пограничной службе, где «нестереотипность» ситуации распространяется и на нравственный компонент.
    Поэтому наиболее сложным является третий уровень, где вырабатывается умение грамотно осуществлять нравственный выбор в условиях нестандартной, тем более экстремальной ситуации, т.е. в такой ситуации, которая является зачастую типичной в правоохранительной деятельности. Одна из главных трудностей здесь в том, что происходит «конфликт нравственных норм» и «конфликт нравственных приоритетов», как между самими нормами и приоритетами, так и между стереотипными нормами и идеалами и интересами общества, что вынуждает личность самостоятельно, без опоры на известные ему общепринятые нравственные модели поведения, выбирать, какой из нравственных норм отдать предпочтение.
    Поэтому в случаях нестандартных ситуаций, когда нет возможности следовать общепринятым нормам, когда при решении нравственной коллизии исключаются стереотипные нравственные модели, человек встает перед необходимостью переходить в систему «других измерений», где ему приходится прибегать к самостоятельному, творческому разрешению данной коллизии. В подобных ситуациях нравственные убеждения, этические знания оказываются недостаточными. И не случайно, когда речь заходит о высокой нравственной культуре, о нравственном воспитании, сразу же вслед за этим встает вопрос о воспитании эстетическом, об искусстве.
    Искусство играет огромную, пожалуй, даже исключительную роль в развитии способности творческого мышления. Оно учит не только творчески мыслить, но и вносить элемент творчества в любую человеческую деятельность. Непременным требованием искусства является отражение и анализ еще непознанных явлений и процессов действительности, их специфическое выражение в произведениях искусства.
    Благодаря способности художественного осмысления действительности, приобретаемого знанием искусства, развитой художественной культурой, человек получает возможность (наиболее ярко это качество проявляется, конечно, у художника) интуитивно схватывать сущность явлений и процессов, которые еще не получили логического объяснения, которые не познаны наукой. И в этом смысле всякое художественное произведение можно рассматривать как практическое упражнение в раскрытии новых, доселе непознанных принципов, законов, связей реальной действительности, присущих общественным явлениям и человеческим отношениям.
    Выше уже говорилось о сложности применения простых норм нравственности в практической деятельности людей, особенно когда идет речь о нестереотипных или экстремальных ситуациях. Искусство является самым интересным учебником подлинно нравственного применения этих норм. Прежде всего, потому, что оно учит соотносить поведение не с формальными правилами, а с нравственным идеалом общества. И кроме того, каждое художественное произведение неизбежно содержит нестандартные ситуации и решение этих ситуаций с позиций истинно нравственных. История искусства изобилует случаями, когда нравственное решение ситуации, содержащееся в произведениях искусства, становилось в дальнейшем общей нравственной нормой (возьмем для примера такое произведение, как «Тимур и его команда» А.Гайдара, которое вызвало к жизни тимуровское движение школьников).
    Развитию творческого мышления, умению при его посредстве вырабатывать подлинно нравственное решение той или иной проблемы способствует и еще одна специфическая особенность искусства: оно развивает у человека такое необходимое качество, как эстетический вкус. Не надо думать, что развитый эстетический вкус позволяет человеку лишь более точно и более тонко определять художественную ценность произведения искусства, извлекать из него более широкую художественную информацию и испытывать более яркое эстетическое переживание (что само по себе, конечно, очень существенно) — его значение гораздо шире. Благодаря развитию вкуса человек обретает способность определять каждое явление действительности, каждый факт человеческого поведения как красивые или некрасивые, как прекрасные или безобразные. Эстетическая оценка является наиболее общеупотребительной, ибо любой человек в каждом поступке, даже в каждом жесте, в каждом движении, в каждой произнесенной фразе не хочет показаться некрасивым. Именно поэтому, эстетическая оценка и самооценка предшествуют моральной и служат своеобразным барьером, препятствующим личности доводить свои действия до таких форм, когда возникает необходимость в их нравственной оценке. Укажем и на такое свойство развитого вкуса, как возможность интуитивного постижения определенной закономерности, гармоничности, «правильности» или же незаконосообразности, дисгармоничности, «неправильности» любого явления — в нашем случае моральности или аморальности того или иного действия или поступка, когда его невозможно определить, руководствуясь логикой, нормами или правилами. В этих случаях человек обращается к эстетическому идеалу, и, чем более развит его эстетический вкус, тем более точной оказывается его нравственная оценка.
    Таким образом, искусство развивает вкус, культуру воображения личности, способность интуитивного постижения сущности явлений, переосмысления устаревших принципов, лежащих в основе взглядов и убеждений личности, — словом, всего того, что составляет необходимые условия формирования способности творческого осмысления специфических сторон профессиональной деятельности и окружающей нас социальной действительности. И это свойство искусства благодаря силе его эмоционального воздействия, ясности и простоте усвоения, массовости аудитории не имеет себе равных в преобразовании формального, стереотипного, неразвитого мышления в творческое, продуктивное мышление, способное противостоять давлению на наше сознание и поведение устоявшихся нравственных воззрений и догм, как ложных, так и утерявших право на существование.
    И, наконец, искусство оказывает громадное влияние на формирование эмоционально-чувственной сферы сотрудников пограничной службы, на развитие у них культуры чувств, т.е. способности реагировать на окружающие их явления не только разумом, но и душой, учит их сочувствию, воспитывает в них способность к состраданию, сопереживанию, содействию.
    Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод: взаимосвязь искусства и нравственности является одной из основных закономерностей на всех исторических этапах духовной культуры общества. Искусство оказывает мощное влияние на все сферы деятельности человека, но прежде всего на формирование личности, ее нравственных гражданских и профессиональных качеств. И в каждой общественно значимой сфере профессиональной деятельности искусство всегда служило эффективным средством формирования конкретного типа личности, ее определенных нравственных устоев, необходимых для успешного выполнения тех или иных служебных задач. Вот почему для каждого сотрудника пограничной службы, да и вообще правоохранительной сферы важно выработать четкую установку на постоянное освоение того художественного богатства, которое накопило человечество за всю историю своего существования.
    В обществе, где существует общезначимая система ценностей — силовые органы сориентированы на защиту этих ценностей. Доминантные ценности — цели, на которую направлена деятельность. Ограничивающие — те, которые нельзя нарушать, двигаясь в определенном направлении. Направляющие ценности сотрудников силовых органов государства — это те ценности на достижение которых направлена их деятельность. К ним относятся: — права и свободы граждан, закрепленные в национальном и отечественном праве; — правовое государство, его территориальная целостность, суверенитет, его Конституция и законы, полномочия законной власти; — собственность; — внешний и гражданский мир; — монополия силовых органов государства на применение силы; Ограничивающие ценности сотрудников силовых органов государства — это те ценности, которые нельзя нарушать в процессе деятельности. — права и свободы сограждан; — лояльность законно избранной власти и подконтрольность ей, презумпция виновности; — законосообразность, легальность действий — разрешено только то, что прямо предписано законом; — внепартийность, надконфессиональность, надэтничность; — политическая активность: активная защита и поддержка существующего политико-правового устройства, соразмерность средств, выделяемых на силовые органы и их размер возможностям общества и государства и существующим угрозам; — нестяжательство и внекоммерционность, минимизация потерь личного состава. Пограничные органы российского государства должны быть профессионально подготовлены, иметь в своем составе лучших представителей общества. Их конечные цели — общенациональные интересы, а не партийные, то есть интересы какой-либо части общества. Сотрудники пограничных органов должны быть сознательными защитниками политического строя и проводниками политики государства. В основе построения базовых ценностей нравственного поведения российских пограничников должны лежать принципы гуманизма и государственно-правового патриотизма.
    Таким образом, базовыми ценностями нравственного поведения российских пограничников в современных условиях целесообразно считать: Конституцию Российской Федерации; территориальную целостность; законность и правопорядок; демократические права и свободы граждан; безопасность государства и в том числе безопасность в пограничной сфере; обустроенность государственной границы; надежную охрану границы; борьбу с контрабандой как составляющую экономической безопасности; справедливость; образованность; профессионализм; равенство всех граждан перед законом; терпимость; сохранение окружающей среды, в том числе природного потенциала приграничья в интересах России и всего человечества; противодействие пандемиям как разновидности трансграничных угроз; усиление контроля за ветеринарной и фитосанитарной обстановкой на границе; способность пограничной охраны противостоять различным угрозам России в пограничной сфере и др. Заключение Система угроз безопасности личности, обществу и государству в пограничной сфере и необходимость противостояния им, обусловили необходимость подготовки и проведения политических, военных, экономических и иных мер.

Заключение
Базовые ценности профессиональной деятельности сотрудников пограничных органов в современном мире претерпевают существенную трансформацию. Основным процессом, влияющим на изменение базовых ценностей профессиональной деятельности, является глобализация, которая влечет за собой усиление мирохозяйственных связей и актуализирует значение профессиональной деятельности пограничников для обеспечения бесперебойной коммуникации между странами.
Международный терроризм, незаконная миграция, наркотрафик и другие негативные процессы оказывают существенное влияние на все сферы жизни общества, что повышает значимость пограничной деятельности для противодействия этим угрозам. В современном мире возрастает ценность профессиональной деятельности сотрудников пограничных органов для функционирования различных сфер жизни общества: в политической сфере — для противодействия сепаратизму, экстремизму и международному терроризму; в экономической сфере — для нейтрализации трансграничных экономических угроз, защиты и охраны морских пограничных пространств; в социальной сфере — для обеспечения устойчивости социально-этнической структуры, сохранения здоровья граждан страны; в духовной сфере — для сохранения культурной идентичности общества.
Для успешной реализации целей самой профессиональной деятельности пограничников в современных условиях актуализируются некоторые характеристики элементов этой деятельности: особую ценность приобретают коммуникативные и моральные качества, техническая подготовленность пограничников; возрастает значимость средств бесконтактного и ускоренного контроля трансграничных потоков. Для обеспечения национальной безопасности России возрастает значимость противодействия пересмотру границ, защиты национальных интересов в морском пограничном пространстве России, в первую очередь, в Арктическом регионе; противодействия экспансии стран западной, конфуцианской и исламской цивилизаций. Значимость профессиональной деятельности сотрудников пограничных органов повышается для функционирования политической (отпор международному терроризму на Северном Кавказе), экономической (сохранность российских природных ресурсов), социальной (противодействие афганскому наркотрафику, обеспечение безопасности крупных международных соревнований), духовной (сохранение российского культурного наследия и этноконфессиональной идентичности) сфер жизни российского общества.
Для успешного осуществления профессиональной деятельности российских пограничников особую ценность приобретают: общая высокая культура сотрудников, их способность противостоять коррупции, компетентность в оперативной работе; современная пограничная инфраструктура и техника; оптимальная организационная структура пограничных органов; укрепление взаимодействия с местным населением на новых рубежах.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» от 10 апреля 1995 г.
  2. Положение о Федеральной службе безопасности. 18 августа 2003 г.
  3. Административная этика. Учебное пособие. — М., РАГС, 1999.
  4. Емец B.C. Социализация военнослужащих кадрового состава войск и органов Пограничной службы РФ: Политологический анализ. — М.: Академия ФПС России, 2002.
  5. Капитонов Н.А. Корпоративная культура. Теория и практика. — М., 2005
  6. Морхат П.М. Нравственные основы российского законодательства и государственной службы. — М., 2005
  7. Нравственные основы государственной службы России. Учебное пособие. — М., РАГС. 2003
  8. Основы профессиональной этики. Курс лекций. — ГПИ ФСБ РФ, 2008.
  9. Панов АИ. Офицерский корпус и политические процессы в обществе: мировой опыт и российская действительность. — М, 2000.
  10. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. Учебное пособие. — М.: Щит. 2004.
  11. Сараф М.Я. Основы профессиональной этики. — Голицыно, 2003.
  12. Сухарев В.А Социально-профессиональные качества офицера пограничника и их формирование. — М: Академия ФПС России, 2003.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov