Контрольная Закаливание в ДОУ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

  1. Классификация основных видов закаливания 4
  2. Закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями 7
  3. Нетрадиционные виды закаливания 9
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 11

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что повышение устойчивости человека к различным неблагоприятным факторам окружающей среды — основная задача современной медицины. Можно без преувеличения сказать, что научно обоснованные методы закаливания являются неисчерпаемыми источниками приумножения здоровья детей различного возраста.
Целью данной работы является изучение закаливания в детских образовательных учреждениях.
Основными задачами работы являются:

  • исследовать классификацию основных видов закаливания;
  • рассмотреть закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями;
  • изучить нетрадиционные виды закаливания.
  1. Классификация основных видов закаливания

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья. При этом заболеваемость детей остается высокой, несмотря на успехи медицины. Закаливание является эффективным способом оздоровления детей. Многие из видов закаливания применяются в дошкольных учреждениях, включены в режимные моменты, являются частью физкультурных занятий.
Закаливание – это целый комплекс мероприятий, которые направлены на постепенное повышение сопротивляемости организма к тем или иным неблагоприятным факторам внешней среды: холода, жары, пониженного атмосферного давления, солнечной радиации. Механизм терморегуляции человека заключается в оперативном реагировании сосудов на угрозу охлаждения или перегрева организма путем их сужения/расширения, что приводит к ограничению, либо повышению теплоотдачи. Таким образом, при различных внешних температурах соблюдается баланс между теплоотдачей и теплопродукцией.
Для закаливания используют естественные факторы природы — воздух, воду, солнце. В результате систематического закаливания происходят приспособительные реакции, способствующие расширению диапазона переносимых колебаний внешней температуры. Закаленный человек не только хорошо переносит охлаждение, у него значительно повышается устойчивость к недостатку кислорода (гипоксии), обладают хорошим здоровьем, аппетитом. Закаливание также нормализует состояние нервной системы, укрепляет ее. Повышается устойчивость эмоциональной сферы человека, что делает его более сдержанным и уравновешенным. Кроме этого у человека отмечается повышение выносливости организма, его работоспособности, улучшение настроения.
Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни и специальные мероприятия: воздушные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной форме одежды в помещении и на открытом воздухе.
В отечественных детских образовательных учреждениях (ДОУ) самые популярные виды закаливания — это водные и воздушные процедуры. Остановимся на них подробнее.
Процедуры воздушного закаливания в детском саду предполагают:

  • поддерживание постоянной температуры воздуха в помещении (игровая комната и спальня) в пределах 18-22°С;
  • относительную влажность воздуха 40-60%;
  • ежедневные прогулки при безветренной погоде до -5°С;
  • сквозное проветривание помещений группы в то время, когда дети находятся на прогулке;
  • физические упражнения при открытом окне (контрастное воздушное закаливание).
    Водное закаливание — еще один эффективный метод. Он включает в себя следующее:
  • растирание влажным полотенцем;
  • полоскание горла прохладной водой;
  • ванночки для ног с постепенным снижением температуры воды и увеличением времени.
    Летом наиболее эффективным мероприятием по закаливанию организма является применение солнечных ванн. Оно проводится на освещенном солнцем участке с кратковременным пребыванием по 5-6 минут в день, по мере появления загара продолжительность пребывания на солнце не увеличивается, но в течение дня может составить 40-50 минут. Лучше всего принимать солнечные ванны рано утром или вечером; в это время в спектре солнечного света присутствует наибольшее количество ультрафиолетовых лучей и наименьшее количество инфракрасных лучей (несущих тепло и обжигающих).
    Полная схема видов закаливания в ДОУ приведена в таблице 1.

Таблица 1 – Полная схема видов закаливания в ДОУ
Квартал
Группа Первый Второй Третий Четвертый
Первая младшая -постепенное обучение полосканию рта после еды (обед)
-воздушные ванны после сна
-обучение элементам обширного умывания после сна -обучение полосканию рта после еды (обед)
-воздушные ванны
-ходьба по мокрым дорожкам от 15-20 сек.
-умывание после сна — полоскание рта после еды (обед)
-воздушные ванны
-ходьба по мокрым дорожкам до 1 мин.
-умывание после сна — полоскание рта после еды (обед)
-солнечные и воздушные ванны
-умывание после сна
Вторая младшая -полоскание рта после еды (обед)
-воздушные ванны с ходьбой по массажным коврикам
-обучение элементам обширного умывания после сна — полоскание рта после еды (обед)
-воздушные ванны
-ходьба по мокрым дорожкам до 1,5 мин..
-умывание после сна — полоскание рта после еды (обед)
-воздушные ванны
-ходьба по мокрым дорожкам до 2-2,5 мин.

  • умывание после сна — полоскание рта после еды (обед)
    -солнечные и воздушные ванны с ходьбой по массажным коврикам
    -обширное умывание после сна
    -купание в бассейне
    Средняя -полоскание рта после еды (обед)
    -воздушные ванны после сна с ходьбой по массажным коврикам
  • обширное умывание после сна — полоскание рта после еды (обед)
    -воздушные ванны
    -ходьба по мокрым дорожкам до 4 мин..
    -обширное умывание после сна — полоскание рта после еды (обед)
    -воздушные ванны
    -ходьба по мокрым дорожкам до 4 мин.
    -обширное умывание после сна — полоскание рта после еды (обед)
    -солнечные и воздушные ванны с ходьбой по массажным коврикам
    -обширное умывание после сна
    -купание в бассейне
    Старшая -полоскание рта после еды (после каждого приема пищи)
    -воздушные ванны после сна с ходьбой по массажным коврикам
  • обширное умывание после сна — полоскание рта после еды (после каждого приема пищи)
    -воздушные ванны
    -ходьба по мокрым дорожкам до 4 мин..
    -умывание после сна — полоскание рта после еды (после каждого приема пищи)
    -воздушные ванны
    -ходьба по мокрым дорожкам до 4 мин..
    -умывание после сна — полоскание рта после еды (после каждого приема пищи)
    -солнечные и воздушные ванны с ходьбой по массажным коврикам
    -обширное умывание после сна
    -купание в бассейне
    Подготовительная -полоскание рта после еды (после каждого приема пищи)
    -воздушные ванны после сна с ходьбой по массажным коврикам
  • обширное умывание после сна — полоскание рта после еды (после каждого приема пищи)
    -воздушные ванны
    -ходьба по мокрым дорожкам до 4 мин..
    -умывание после сна — полоскание рта после еды (после каждого приема пищи)
    -воздушные ванны
    -ходьба по мокрым дорожкам с игровыми элементами до 4 мин..
    -умывание после сна — полоскание рта после еды (после каждого приема пищи)
    -солнечные и воздушные ванны с ходьбой по массажным коврикам
    -обширное умывание после сна
    -купание в бассейне
  1. Закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями

В детском саду проводятся специальные закаливающие процедуры: водные (обтирание, обливание, душ, купание), воздушные, солнечные ванны.
Эффективность их влияния на организм возрастает, если они сочетаются с физическими упражнениями Во время выполнения физических упражнений усиливается приток крови к мышцам и коже, вследствие чего сосуды расширяются. Прохладная вода, воздух вызывают сужение сосудов. Поэтому перед водными процедурами необходимо выполнить физические упражнения для расширения сосудов. После водных процедур следует снова расширить сосуды энергичным растиранием полотенцем (до покраснения), массажем и физическими упражнениями. Такое поочередное сужение и расширение сосудов принято называть гимнастикой сосудов. В этом заключается механизм закаливания.
Обливание стоп, голеней холодной водой является эффективным средством профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Это обусловлено тем, что существует рефлекторная связь между тонусом и величиной просвета подкожных кровеносных сосудов стоп, голеней и кровеносными сосудами, находящимися в слизистой оболочке верхних дыхательных путей. При обливании ног повышается тонус сосудистой системы, увеличиваются частота пульса, легочная вентиляция и газообмен, но только в том случае, когда температура кожи стоп выше температуры воды на несколько градусов. Вот почему перед обливанием нужно повысить температуру ног с помощью физических упражнений (попеременное поднимание пяток, не отрывая носков от пола; перекат с пятки на носок; ходьба, бег, прыжки на месте; приседание и др.) После обливания надо растереть ноги полотенцем и снова проделать названные выше упражнения.
Купание ― сильнодействующая водная процедура. Поэтому перед купанием следует проделать физические упражнения. Во время купания нужно следить за дозировкой и не допускать появления у детей озноба. После купания надо вытереться полотенцем и проделать физические упражнения.
Физические упражнения во время воздушных ванн улучшают кровообращение, усиливают влияние прохладного воздуха на совершенствование терморегулирующих механизмов. Для воздушных ванн подбирают хорошо освоенные упражнения, которые все дети могут выполнять одновременно:

  • ходьба с различными движениями рук; ходьба в различном темпе в чередовании с бегом;
  • общеразвивающие упражнения;
  • прыжки на одной, двух ногах на месте и с продвижением в разных направлениях;
  • подвижные игры.
    Солнечные ванны в сочетании с физическими упражнениями особенно благоприятно влияют на организм. Полезно принимать солнечные ванны в лесу, где можно использовать одновременно бактерицидные свойства хвойных и других деревьев. Чтобы дети не перегревались, упражнения подбирают умеренной интенсивности (игры с мячом, игры в городки, бадминтон и др.).
  1. Нетрадиционные виды закаливания

Существуют традиционные методы закаливания детей дошкольного возраста и нетрадиционные. Традиционные основаны на постепенном привыкании к прохладе, а позже к холоду. Нетрадиционные методы закаливания детей дошкольного возраста основаны на чередовании температур: низкой и высокой. В детских садах стараются внедрить нетрадиционные методы закаливания детей, сочетая закаливание с физическими упражнениями и элементами игры, поскольку это дает больший эффект, чем обычная закалка.

Рассмотрим нетрадиционные методики закаливания:

  1. Хождение босиком относится к нетрадиционным методам закаливания, который является также хорошим средством укрепления сводов стопы и ее связок. Так как хождение босиком является средством закаливания, необходимо руководствоваться принципами постепенности и систематичности.
    Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже +18 градусов. Вначале это осуществляется в носках в течение 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты, увеличивая ежедневно время процедуры на 1 минуту и постепенно доводя ее до 15-20 минут. Хождение босиком рекомендуется во всех возрастных группах. Дети старших групп проводят босиком утреннюю зарядку (в помещениях), физкультурные занятия, подвижные игры. Детям, которые легко простужаются и часто болеют, рекомендуется первоначально ходить по полу в носках, а уже затем босиком. Следующий этап — хождение босиком по земляному грунту во дворе, в саду, на улице в течение лета. Приступая к процедуре закаливания, необходимо помнить, что горячий песок или асфальт, снег, лед, острые камни, иглы в хвойном лесу и шишки оказывают сильное возбуждающее воздействие, в то время как теплый песок, мягкая трава, дорожная пыль, ковер в помещении успокаивают.
    Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется главным образом действием низких температур пола, земли.
  2. Полоскание горла прохладной водой со снижением ее температуры является методом профилактики заболеваний носоглотки. Дети старшего дошкольного возраста умеют полоскать горло и начинают эти процедуры при температуре воды +36-37o. Температура воды снижается каждые 2-3 дня на 10 и доводится до комнатной температуры.
    Процедура такого закаливания может включать себя игровые составляющие, в результате чего процесс оздоровления приобретает более осмысленный и произвольный характер.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Повышение устойчивости человека к различным неблагоприятным факторам окружающей среды — основная задача современной медицины. В этом именно и заключается её профилактическая направленность.
Закаливание организма — это формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний.
Плюсы заключаются в том, что человек получает возможность жить в условиях, ранее несовместимых с жизнью и решать задачи, прежде неразрешимых. Повышается устойчивость к заболеваниям. Закаливание благоприятно действует на весь организм: повышают тонус нервной системы, улучшают кровообращение и обмен веществ, пи облучении поверхности тела в организме возникает ряд фотохимических реакций, влекущих за собой сложные физико-химические превращения в тканях и органах (эти реакции обуславливают благоприятное действие на весь организм).
К минусам можно отнести лишь невыполнение принципов закаливания, в результате чего наступают различные нарушения в организме.
С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода. Наибольший эффект наблюдается от контрастного закаливания, которое включает ножные ванны, обтирание, душ, закаливание в парной.
Закаливание чаще всего рассматривается как процесс приспособления организма к меняющимся условиям погоды и климата. Но, говоря о закаливании как средстве физического воспитания, имеется в виду не только приспособление организма, происходящее под влиянием неблагоприятных условий. Закаливание надо рассматривать как сознательное применение в определенной системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды.
Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни, видоизменяя формы и методы его применения в зависимости от возраста. Оздоровительное значение воздушных, солнечных ванн, водных процедур, несомненно. Закаленные люди меньше болеют, легче переносят заболевания. Доступность средств закаливания заключается в том, что они всегда под рукой, главное в том, что можно использовать в том или ином виде, в любое время года, в любых условиях. Они не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов; способы их применения в умелых руках не представляют затруднений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Алямовская В. Г., Как воспитать здорового ребенка. [Текст] / В. Г. Алямовская, — М.:LINKA PRESS, 1993.
  2. Аркин Е. А. Закаливание в системе физического воспитания дошкольника [Текст] / Е. А. Аркин // Дошкольное воспитание. — 2008. № 1. — с. 11–16.
  3. Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в ДОУ. [Текст] / Т. Л. Богина, — М.: Мозаика-синтез, 2005.
  4. Брыткова Т. М., Павлова С. В. Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных методов закаливания // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №7. — С. 16-19. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/134/4326/
  5. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим. [Текст] / М. Ю. Картушина, — М., 2004.
  6. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. [Текст] / Под редакцией Н. В. Сократова, — М.: ТЦ Сфера, 2005, с. 224.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov