Контрольная Защита авторских и смежных прав

Содержание

Введение 3
1 Понятие авторских и смежных прав 5
2 Законодательство об охране авторских и смежных прав 11
3 Гражданско-правовая защита авторских и смежных прав 17
5 Административная ответственность за нарушение авторских и смежных прав 25
5 Уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав 27
Задача 33
Заключение 34
Список используемой литературы 37

Введение
Одним из важных условий успешного развития науки, литературы и искусства является не только признание за создателями творческих произведений и лицами, которые их правомерно используют, определенных субъективных гражданских прав, но и обеспечение их надежной правовой защитой. В соответствии со сложившейся в российской юридической науке традицией понятием «защита авторских и смежных прав» охватывается совокупность мер, направленных на восстановление или признание авторских и смежных прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении или оспаривании. Действующее законодательство содержит достаточную регламентацию видов, форм, средств и способов защиты авторских и смежных прав. К сожалению, не все возможности, заложенные в нормах права, реализуются на практике. Многолетний опыт показывает, что авторские дела в судах составляют весьма незначительный процент среди других гражданских дел, хотя он в последние годы неуклонно растет. Конечно, многие авторские споры не доходят до суда и разрешаются в процессе досудебного урегулирования. Причинами этого являются и низкий уровень правопорядка, и неосведомленность авторов о своих правах и способах защиты, и фактическое отсутствие квалифицированных специалистов, способных оказать авторам эффективную правовую помощь, и т. д. Следует констатировать, что в последние годы в России наблюдается резкий рост нарушений авторских прав, что связано с появлением множества частных издательств, фирм звукозаписи, видеозалов, средств массовой информации и т. д. Особенно часто и грубо нарушаются права иностранных авторов и организаций, на что, к сожалению, практически не обращают внимания органы власти. В этих условиях знание форм, средств и способов защиты авторских прав, которые предоставляет российское законодательство, имеет особую актуальность.
В общем виде право на защиту можно определить как предоставленную управомоченному лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его нарушенного или оспариваемого права. Правовая квалификация данной возможности вызывает споры в литературе. Согласно традиционной концепции, право на защиту является составной частью самого субъективного права наряду с правом на собственные действия, а также правом требовать определенного поведения от обязанных лиц. Такому пониманию права на защиту противостоит получающее все большее распространение среди специалистов мнение, в соответствии с которым право на защиту представляет собой самостоятельное субъективное право .
Данное право в качестве реальной правовой возможности появляется у обладателя регулятивного гражданского права лишь в момент нарушения или оспаривания последнего и реализуется в рамках возникающего при этом охранительного гражданского правоотношения. Эта позиция представляется наиболее верной.
Авторское право — один из старейших компонентов правового регулирования интеллектуальной собственности. Его зачатки встречаются еще в глубокой древности, ибо человеку творческому всегда было свойственно защищать свое авторство на созданное произведение.

1 Понятие авторских и смежных прав
Современное законодательство об интеллектуальной собственности обеспечивает охрану нескольких достаточно разнородных групп объектов, представляющих собой результаты интеллектуальной деятельности (произведения, изобретения и т.д.) или условно приравниваемые к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (товарные знаки, фирменные наименования и др.).
Признаваемые и охраняемые в Российской Федерации объекты интеллектуальной собственности, перечень которых содержится в ст. 1225 ГК РФ, условно могут быть классифицированы на несколько групп:

  • объекты авторских и смежных прав;
  • объекты патентного права;
  • средства индивидуализации;
  • так называемые нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности.
    Авторское право обеспечивает охрану произведений — объективно выраженных результатов творческой деятельности авторов, а смежные права часто рассматриваются как примыкающие к авторскому и обеспечивающие охрану результатов творческой и иной деятельности, связанной в большинстве случаев с использованием объектов авторских прав.
    Так, у артиста, исполняющего произведение, возникают особые смежные права на результат его творческой деятельности — исполнение; у организации, создавшей запись такого исполнения, — смежные права на созданную ею фонограмму; у вещательной организации — права на результаты: осуществляемой ею деятельности — вещание.
    По действующему ГК РФ авторскими правами являются интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства.
    Авторские права включают в себя:
    1) исключительное право на произведение, являющееся имущественным правом;
    2) личные неимущественные права, к которым относятся:
  • право авторства;
  • право автора на имя;
  • право на неприкосновенность произведения;
  • право на обнародование произведения;
  • иные права (право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства и другие).
    В соответствии со ст. 1304 ГК РФ смежными правами являются интеллектуальные права:
  • на результаты исполнительской деятельности (исполнения);
  • на фонограммы;
  • на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания);
  • на содержание баз данных;
  • на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.
    К смежным правам относится исключительное право, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные неимущественные права.
    Основной задачей авторского права и смежных прав обычно признается стимулирование деятельности по созданию и использованию произведений, а задачей смежных прав — обеспечение использования объектов, как правило, тесно связанных с использованием произведений (исполнений, фонограмм, вещания вещательных организаций и др.).
    Авторское право и смежные права образуют сложную систему правовых норм, устанавливающих определенные виды прав, исключения из них, исключения из исключений, а также дополнительные права в отношении отдельных видов объектов или определенных способов их использования. Изучение данной системы возможно только путем последовательного рассмотрения норм действующего законодательства и международных договоров.
    Предметом защиты являются не только субъективные авторские и смежные права, но и охраняемые законом интересы.
    Субъектами права на защиту являются прежде всего сами авторы произведений науки, литературы и искусства, обладатели смежных прав, а также их наследники и иные правопреемники.
    Нарушителем авторских и смежных прав является физическое или юридическое лицо, которые не соблюдают законодательно об авторских и смежных правах. В принципе, нарушителем может стать любой участник авторских или смежных с ними отношений, в том числе сам создатель творческого произведения, который игнорирует права и охраняемые законом интересы других лиц, в частности своих соавторов, не выполняет условия заключенного им авторского договора и т.п. Однако чаще всего нарушителями авторских и смежных прав оказываются лица, которые допускают незаконное использование охраняемых произведений и объектов смежных прав. Подобные действия считаются контрафактными, а сами нарушители именуются пиратами.
    Нарушение авторских и смежных прав может произойти как в рамках авторского договора, так и вне рамок заключенных договоров. Если нарушены условия договора о передаче авторских или смежных прав, применяются санкции, предусмотренные договором. При внедоговорном нарушении авторского или смежного права, а также тогда, когда в договоре не указаны конкретные санкции, потерпевший может воспользоваться теми мерами защиты, которые установлены действующим законодательством.
    Право на защиту нарушенных прав и охраняемых законом интересов утрачивается, если обладатели авторских или смежных прав приобрели их с нарушением установленного порядка либо осуществляют их исключительно с намерением причинить вред другому лицу или допускают злоупотребление ими в иной форме.
    Защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т. е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты. Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов. Различают две основные формы защиты — юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты есть деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных авторских и смежных прав. Суть ее выражается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, например, в суд, в третейский суд, в вышестоящий орган и т. п., которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения.
    В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяются общий и специальный порядки защиты нарушенных авторских и смежных прав. По общему правилу, защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в судебном порядке. Основная масса авторско-правовых споров рассматривается районными, городскими, областными и иными судами общей компетенции. Если обоими участниками спорного правоотношения являются юридические лица, возникший между ними спор относится к подведомственности арбитражного суда. По соглашению участников авторского правоотношения спор между ними может быть передан на разрешение третейского суда. В качестве средства судебной защиты авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов выступает иск, т. е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения, с другой стороны.
    Специальной формой защиты авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов в соответствии со ст. 11 ГК РФ следует признать административный порядок их защиты. Он применяется в виде исключения из общего правила, т. е. только в прямо указанных в законе случаях. Потерпевший может по своему усмотрению обратиться за защитой своих нарушенных прав и охраняемых законом интересов в вышестоящий орган ответчика, в творческий союз или в антимонопольный орган. Средством защиты в данном случае является не иск, а жалоба, порядок подачи и рассмотрения которой регламентированы административным законодательством.
    Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам. Разумеется, в данном случае имеются в виду лишь законные средства защиты, которые следует отличать от произвольных самоуправных действий, запрещенных законодательством. Типичным примером таких допускаемых законом средств самозащиты выступают в гражданском праве действия, совершаемые в порядке необходимой обороны и крайней необходимости. В рассматриваемой области спектр неюрисдикционных мер защиты достаточно узок и, по сути дела, сводится к возможности отказа совершить определенные действия в интересах неисправного контрагента, например, отказаться от внесения в произведение изменений и дополнений, не предусмотренных авторским договором, либо от исполнения договора в целом, например в случае его недействительности.
    Наибольшую практическую значимость и эффективность среди названных форм и видов защиты имеет гражданско-правовая защита авторских и смежных прав, реализуемая в рамках юрисдикционной формы. Она обеспечивается применением предусмотренных законом способов защиты.

2 Законодательство об охране авторских и смежных прав
Конституция Российской Федерации устанавливает, что каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, интеллектуальная собственность охраняется законом (п. 1 ст. 44 Конституции РФ).
Пунктом 2 той же статьи предусматривается, что каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Разумеется, осуществляться данные права должны с соблюдением требования законодательства, в том числе регулирующего отношения по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности.
При этом в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ правовое регулирование интеллектуальной собственности относятся к ведению Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений и объектов смежных прав, в настоящее время регулируются положениями части четвертой (раздела VII) Гражданского кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 1 января 2008 г.
В главе 69 ГК РФ объединены общие положения, посвященные охране объектов интеллектуальной собственности. Непосредственно вопросам охраны авторского права и смежных прав посвящены соответственно положения главы 70 и главы 71 ГК РФ. Кроме того, отдельные связанные с охраной авторских и смежных прав положения оказались также включенными в иные главы части четвертой ГК РФ.
До вступления в силу части четвертой ГК РФ отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений и объектов смежных прав, регулировались значительным числом законодательных актов, которые прекратили свое действие после 1 января 2008 г.
Однако необходимо учитывать, что по ряду вопросов, в частности связанных с определением первоначального обладателя авторских прав на произведения, созданные до вступления в силу части четвертой ГК РФ, толкованием ранее заключенных договорных положений и т.д., необходимо знание не только норм, закрепляемых непосредственно ГК РФ, но также положений ранее действовавшего законодательства.
Так, в ст. 5 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» специально подчеркивается, что автор произведения или иной первоначальный правообладатель должен определяться в соответствии с законодательством, действовавшим на момент создания произведения.
Принятый в 1993 г. и действовавший до вступления в силу части четвертой ГК РФ Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» (далее — ЗоАП) по оценкам российских и зарубежных экспертов, в том числе экспертов Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), соответствовал на момент его принятия основным международным стандартам в данной области, что позволило Российской Федерации успешно присоединиться к ряду международных договоров в области авторского права и смежных прав, прежде всего к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений и к Римской конвенции об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций. ЗоАП вступил в силу со дня его официального опубликования в «Российской газете» 3 августа 1993 г.
Переходные нормы, связанные со вступлением в силу ЗоАП, устанавливались специальным актом — постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5352-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».
Последние изменения в ЗоАП были внесены в 2004 г. в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ в результате продолжавшейся более четырех лет законотворческой работы, причем изменения, относящиеся к введению нового «интернет-права» на доведение до всеобщего сведения, вступили в силу только с 1 сентября 2006 г.
Одновременно с ЗоАП действовали Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. N 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», а также значительное число законодательных актов, отдельные положения которых затрагивали авторско-правовые вопросы.
Важное значение в сфере нормативного регулирования вопросов, связанных с реализацией авторских и смежных прав, имеют постановления Правительства Российской Федерации. Так, рядом постановлений Правительства РФ установлены минимальные ставки авторского вознаграждения для отдельных случаев использования произведений:

  • постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства»;
  • постановление Правительства РФ от 29 мая 1998 г. N 524 «О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г.».
    Кроме того, принято постановление Правительства РФ от 17 мая 1996 г. N 614 «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)».
    Отдельные постановления принимались также Правительством Российской Федерации по вопросам, связанным с наделением федеральных органов исполнительной власти определенными полномочиями в области авторских и смежных прав, а также по вопросам, связанным с аккредитацией организаций по коллективному управлению правами, сбору, распределению и выплате ими вознаграждения для правообладателей. В числе таких нормативных документов могут быть названы:
  • постановление Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 407 «О Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия»;
  • постановление Правительства РФ от 7 мая 2006 г. N 276 (в ред. от 29 мая 2008) «Об упорядочении функций федеральных органов исполнительной власти в области авторского права и смежных прав»;
  • постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 992 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами».
    По отдельным вопросам, связанным с реализацией авторских и смежных прав, принятием дополнительных мер для защиты правообладателей, реализацией специально возложенных полномочий в области авторских и смежных прав, издаются нормативные правовые акты и иные документы министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в частности:
  • приказ Минкультуры России от 19 февраля 2008 г. N 30 «О Типовом уставе аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе», утвердивший также Общие методические рекомендации по применению Типового устава аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе;
  • приказ Россвязьохранкультуры от 31 января 2008 г. N 43 «Об утверждении положения об аккредитационной комиссии»;
  • распоряжение ГТК РФ от 27 мая 1999 г. N 01-14/632 (в ред. от 1 ноября 2002 г.) «Об усилении контроля за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности»;
  • письмо Федеральной таможенной службы РФ от 28 мая 2007 г. N 01-06/19861 «О практике применения судами части 1 статьи 7.12 КоАП РФ»;
  • письмо Роспотребнадзора от 5 апреля 2005 г. N 0100/2416-05-32 «О проведении контрольно-надзорных мероприятий, направленных на нераспространение контрафактных аудиовизуальных произведений и фонограмм».
    В соответствии с традиционными взглядами не относятся к источникам права, но играют важную роль в правоприменении разъяснения Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в частности:
  • информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 декабря 2007 г. N 122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах»;
  • постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах»;
  • постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 N 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака».
    Важнейшую роль играют международные договоры в области авторского права и смежных прав, в частности:
  • Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (в ред. 1971 г.; далее — Бернская конвенция). Российская Федерация стала ее участницей с 13 марта 1995 г.;
  • Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) 1967 г. СССР стал членом ВОИС в 1968 г. Российская Федерация продолжает участвовать в этой международной организации;
  • Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве (в ред. 1952 и 1971 гг.). СССР присоединился к этой Конвенции (в ред. 1952 г.) в 1973 г., а Российская Федерация (в ред. 1971 г.) — в 1995 г.;
  • Конвенция об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (Римская конвенция). Российская Федерация участвует в Римской конвенции только с 26 мая 2003 г.;
  • Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г. (Женевская фонограммная конвенция). Российская Федерация участвует в ней с 13 марта 1995 г.;
  • Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники 1974 г. (Брюссельская конвенция). СССР стал участником Брюссельской конвенции в 1989 г., Российская Федерация продолжает оставаться членом этой Конвенции;
  • Договор ВОИС об авторском праве 1996 года (ДАП);
  • Договор ВОИС об исполнениях и фонограммах 1996 г. (ДИФ);
  • Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 г.
    Вся совокупность предусматриваемых ГК РФ авторских прав может быть разделена на несколько групп:
    1) личные неимущественные права автора;
    2) исключительное право на произведение, на основании которого автор и его правопреемники могут разрешать или запрещать использование произведения;
    3) «право на вознаграждение», устанавливаемое в случаях, когда ГК РФ предусматривает, что произведение может использоваться без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения (ст. 1245 Кодекса), а также в иных случаях, когда Кодекс специально предусматривает выплату дополнительного вознаграждения авторам.
    3 Гражданско-правовая защита авторских и смежных прав
    Одним из основополагающих принципов, призванных обеспечить защиту авторских и смежных прав, является положение о том, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у автора (п. 3 ст. 1228 ГК РФ). Поэтому субъектами права на защиту являются прежде всего сами авторы.
    Защищать права автора и обеспечивать их осуществление может и издатель. ГК РФ допускает такую возможность в тех случаях, когда произведение опубликовано анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности). При отсутствии доказательств иного представителем автора считается издатель, имя или наименование которого указано на произведении. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве (п. 2 ст. 1265 ГК РФ).
    После смерти автора защиту его авторства и имени может осуществлять любое заинтересованное лицо, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 1267 и п. 2 ст. 1316 ГК РФ.
    От имени правообладателей или от своего имени защиту авторских и смежных прав могут осуществлять и организации по управлению правами на коллективной основе.
    В соответствии со ст. 1248 ГК РФ споры, связанные с защитой нарушенных или оспоренных интеллектуальных прав, рассматриваются и разрешаются судом.
    В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах», при разрешении споров необходимо учитывать международные принципы охраны прав авторов и смежных прав.
    Эти принципы закреплены в Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений и в Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций.
    Авторские права, как и иные интеллектуальные права, могут защищаться способами, предусмотренными ГК РФ, «с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права» (п. 1 ст. 150 ГК РФ).
    Кроме того, в ряде случаев ГК РФ устанавливает специальные способы защиты, предназначенные для применения только при нарушениях интеллектуальных прав в отдельных случаях, в частности нормы о возможности взыскания специальной компенсации за нарушение исключительного права.
    Соответствующие способы защиты могут применяться по требованию правообладателей, организаций по управлению правами на коллективной основе, а также иных лиц в случаях, установленных законом.
    В ГК РФ специально подчеркивается, что отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение, а также не исключает применение в отношении нарушителя мер, направленных на защиту прав.
    Применяемые способы защиты существенным образом различаются в зависимости от того, какое именно право было нарушено.
    Защита личных неимущественных прав (ст. 1251 ГК РФ) может осуществляться, в частности, путем:
  • признания права;
  • восстановления положения, существовавшего до нарушения права;
  • пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • компенсации морального вреда;
  • публикации решения суда о допущенном нарушении.
    Кроме того, защита чести, достоинства и деловой репутации автора осуществляется в соответствии с общими положениями ст. 152 ГК РФ.
    Данные положения подлежат применению в случаях нарушения личных неимущественных прав как авторов, так и иных лиц, в том числе при нарушении права на указание имени или наименования лица, организовавшего создание сложного объекта (п. 4 ст. 1240 Кодекса), издателей энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий (п. 7 ст. 1240 Кодекса), изготовителя аудиовизуального произведения (п. 4 ст. 1263 Кодекса), работодателя при использовании служебного произведения (п. 3 ст. 1295 Кодекса), изготовителей фонограмм (п. 1 ст. 1323 Кодекса), изготовителей баз данных (п. 2 ст. 1333 Кодекса) и публикаторов (п. 1 ст. 1338 Кодекса).
    Защита исключительных прав (ст. 1252 ГК РФ) может осуществляться, в частности, путем предъявления требования:
  • о признании права — к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;
  • о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Такое требование может предъявляться к любому лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним, вне зависимости от наличия вины такого лица. Например, такое требование может быть предъявлено к магазину, как распространителю контрафактной продукции, вне зависимости от того, было ли известно его сотрудникам о том, что соответствующая продукция является контрафактной;
  • о возмещении убытков. Требование может быть предъявлено к лицу, неправомерно использовавшему произведение без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб;
  • об изъятии материального носителя — оборудования, устройств и материалов, главным образом используемых или предназначенных для совершения нарушения исключительных прав (п. 5 ст. 1252 ГК РФ).
    Требование об изъятии материального носителя может быть предъявлено к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю. Соответствующие оборудование, устройства и материалы по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению за счет нарушителя, если законом не предусмотрено их обращение в доход Российской Федерации;
  • о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя. Такое требование может быть предъявлено к любому нарушителю исключительного права вне зависимости от наличия его вины.
    Согласно ст. 1301 и 1311 ГК РФ авторы, исполнители и иные обладатели исключительных прав на произведения или объекты смежных прав вправе наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных ГК РФ, требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты специальной компенсации за нарушение исключительных прав:
  • в размере от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей, определяемом по усмотрению суда;
  • в двукратном размере стоимости экземпляров произведения (фонограммы) или в двукратном размере стоимости права использования произведения (объекта смежных прав), определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.
    Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных ГК РФ, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости (абзац второй п. 3 ст. 1252 Кодекса).
    Таким образом, Кодекс предоставляет широкий простор для судебного усмотрения в каждом отдельном случае.
    При этом предусматривается, как указано выше, два возможных варианта ее определения:
    1) в размере от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей, определяемом судом;
    2) в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.
    Согласно п. 3 ст. 1252 Кодекса компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков, хотя с его стороны является целесообразным предоставление доказательств, подтверждающих примерный размер возможных убытков или дохода нарушителя, так как это поможет суду при принятии решения об определении разумного и справедливого размера подлежащей взысканию компенсации.
    В случае если правообладатель требует выплаты компенсации в размере двукратной стоимости экземпляров или прав, он обязан также предоставить доказательства, подтверждающие обоснованность заявленной им стоимости экземпляров произведений (фонограмм) или прав на произведения (объекты смежных прав).
    Согласно абзацу третьему п. 3 ст. 1252 Кодекса правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования либо за допущенное правонарушение в целом.
    Согласно ст. 1302 и 1312 ГК РФ в целях обеспечения иска по делам о нарушении авторских прав суд может запретить ответчику или лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторских или смежных прав, совершать определенные действия (изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт либо иное использование, а также транспортировку, хранение или владение) в целях введения в гражданский оборот экземпляров произведения или объекта смежных прав, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными. Суд может также наложить арест на все экземпляры произведения или объекта смежных прав, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для их изготовления или воспроизведения.
    Таким образом, к специальным способам обеспечения исков, связанных с нарушениями авторских и смежных прав, отнесены такие меры, как:
    1) запрещение ответчику совершать определенные действия (изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт либо иное использование, а также транспортировку, хранение или владение) в целях введения в гражданский оборот экземпляров произведения или объекта смежных прав, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными;
    2) наложение ареста на экземпляры произведений или объектов смежных прав, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для их изготовления или воспроизведения.
    Указанные меры должны осуществляться в порядке, предусмотренном соответствующим процессуальным законодательством.
    Одной из новелл части четвертой ГК РФ является также закрепление возможности ликвидации юридического лица в случае, если оно неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (ст. 1253 ГК РФ). Такое решение принимается судом по требованию прокурора. При совершении таких нарушений гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность, судом может быть прекращена его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.
    Следует дополнительно обратить внимание на то, что установленные ГК РФ способы защиты исключительных прав может применять также лицензиат, которому выдана исключительная лицензия, если нарушение третьими лицами исключительного права затрагивает права, полученные им по лицензионному договору (ст. 1254 ГК РФ).
    Автор или обладатель смежных прав может использовать технические средства защиты, под которыми понимаются любые технологии, технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведению, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором или иным правообладателем в отношении произведения (ст. 1299 ГК РФ).
    Иными словами, технические средства защиты (англ. «DRM» — digital rights management) — это программные либо программно-аппаратные средства, которые затрудняют создание копий охраняемых объектов интеллектуальной собственности (распространяемых в электронной форме) либо позволяют отследить создание таких копий. Например, в сети существуют технологии, наделяющие электронный документ возможностью саморазрушения в случае его незаконного использования. Возможно использование web-депозитария, который позволяет автору подтвердить факт и время публикации произведения в сети Интернет.
    Для того чтобы предотвратить обход подобных барьеров, в соответствии со ст. 1299 ГК РФ в отношении произведений не допускается:
  • осуществление без разрешения автора или иного правообладателя действий, направленных на то, чтобы устранить ограничения использования произведения, установленные путем применения технических средств защиты авторских прав;
  • изготовление, распространение, сдача в прокат, предоставление во временное безвозмездное пользование, импорт, реклама любой технологии, любого технического устройства или их компонентов, использование таких технических средств в целях получения прибыли либо оказание соответствующих услуг, если в результате таких действий становится невозможным использование технических средств защиты авторских прав либо эти технические средства не смогут обеспечить надлежащую защиту указанных прав.
    В случае нарушения указанных положений автор или иной правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации в соответствии со ст. 1301 ГК РФ, кроме случаев, когда ГК РФ допускает использование произведения без согласия автора или иного правообладателя.

5 Административная ответственность за нарушение авторских и смежных прав
Административная ответственность за нарушение авторских и смежных прав установлена ст. 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно указанной статье административным и правонарушениями признаются:
1) ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода, в случаях если такие экземпляры являются контрафактными или на них указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав;
2) иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода, за исключением случаев, подпадающих под более жесткие нормы и относящихся к недобросовестной конкуренции (ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ).
Определение контрафактности экземпляров должно осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так, экземпляры, правомерно выпущенные за рубежом, могут быть признаны контрафактными при ввозе на территорию Российской Федерации, если их распространение на территории нашей страны не разрешено правообладателем, не произошло исчерпание прав и в иных случаях.
Следует обратить внимание на наличие существенных ограничений для применения норм рассматриваемой статьи, в частности необходимости наличия данных, свидетельствующих о том, что указанная в ней незаконная деятельность осуществляется «в целях извлечения дохода».
При отсутствии таких целей административная ответственность не применяется, но правообладателем могут быть использованы любые способы защиты его прав, предусмотренные ГК РФ.
Нарушитель также не привлекается к административной ответственности за нарушение авторских или смежных прав в том случае, если против него возбуждено уголовное дело по ст. 146 УК РФ.
Статьей 7.12 КоАП предусмотрено, что совершение указанных в ней правонарушений влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан — в размере от 1500 до 2000 рублей;
  • на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 рублей.
    При этом осуществляется также конфискация контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.

5 Уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав
За посягательство на авторские и смежные права уголовная ответственность установлена ст. 146 УК РФ. Законодатель относит данное деяние к преступлениям против конституционных прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с ч. 1 ст. 146 УК РФ, нарушением авторских и смежных прав является присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю. Это деяние наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев (ч. 1 ст. 146 УК РФ).
Факт нарушения авторских прав путем присвоения авторства (плагиата), предусмотренный ч. 1 ст. 146 УК РФ, может состоять в объявлении себя автором чужого произведения, выпуске чужого произведения (в полном объеме или частично) под своим именем, издании под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их имени.
Часть 2 ст. 146 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере. Данное деяние наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет. Если деяния, предусмотренные ч. 2 ст. 146 УК РФ, совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в особо крупном размере, лицом с использованием своего служебного положения, то это влечет лишение свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового (ч. 3 ст. 146 УК РФ). При этом указанные деяния признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают пятьдесят тысяч рублей, а в особо крупном размере — двести пятьдесят тысяч рублей.
Незаконным является умышленное использование объектов авторских и смежных прав, осуществляемое в нарушение положений действующего законодательства Российской Федерации.
Устанавливая факт незаконного использования объектов авторских и смежных прав, суд выясняет и указывает в приговоре, какими именно действиями были нарушены права авторов произведений, их наследников, исполнителей, производителей фонограмм, организаций кабельного и эфирного вещания, а также иных обладателей этих прав.
Такими действиями могут быть совершаемые без согласия автора или обладателя смежных прав:

  • воспроизведение (изготовление одного или нескольких экземпляров произведения либо его части в любой материальной форме, в том числе запись произведения или фонограммы в память ЭВМ, на жесткий диск компьютера);
  • продажа, сдача в прокат экземпляров произведений или фонограмм;
  • публичный показ или публичное исполнение произведения;
  • обнародование произведений, фонограмм, исполнений, постановок для всеобщего сведения посредством их передачи по радио или телевидению (передача в эфир);
  • распространение в сети Интернет;
  • перевод произведения;
  • переработка произведения, переработка фонограммы, модификация программы для ЭВМ или базы данных;
  • иные действия, совершенные без оформления в соответствии с законом договора либо соглашения.
    Экземпляры произведений или фонограмм считаются контрафактными, если изготовление, распространение или иное их использование, а равно импорт таких экземпляров нарушает авторские и смежные права, охраняемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    При решении вопроса о том, является ли экземпляр произведения контрафактным, учитываются все фактические обстоятельства дела, в том числе:
  • обстоятельства и источник приобретения лицом контрафактного экземпляра;
  • правовые основания его изготовления или импорта;
  • наличие договора о передаче (предоставлении) права пользования;
  • соответствие обстоятельств использования произведения условиям этого договора (выплата вознаграждения, тираж и т.д.);
  • заключение экспертизы изъятого экземпляра произведения.
    Исходя из диспозиции ч. 2 ст. 146 УК РФ уголовная ответственность наступает за приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм.
    Приобретение контрафактных экземпляров произведений или фонограмм состоит в их получении лицом в результате любой сделки по передаче права собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления (например, в результате купли-продажи, мены либо при получении указанных предметов в качестве вознаграждения за проделанную работу, оказанную услугу или как средства исполнения долговых обязательств).
    Под хранением контрафактных экземпляров произведений или фонограмм следует понимать любые умышленные действия, связанные с фактическим их владением (на складе, в местах торговли, изготовления или проката, в жилище, тайнике и т.п.).
    Под перевозкой понимается умышленное их перемещение любым видом транспорта из одного места нахождения в другое, в том числе в пределах одного и того же населенного пункта.
    За указанные деяния уголовная ответственность наступает, если они совершены в целях сбыта. Сбыт контрафактных экземпляров произведений или фонограмм заключается в их умышленном возмездном или безвозмездном предоставлении другим лицам любым способом (например, путем продажи, проката, бесплатного распространения в рекламных целях, дарения, размещения произведений в сети Интернет). Наличие у лица цели сбыта может подтверждаться, в частности, нахождением изъятых контрафактных экземпляров в торговых местах, пунктах проката, на складах и т.п., количеством указанных предметов.
    Деяния, предусмотренные ч. ч. 2 и 3 ст. 146 УК РФ, считаются оконченными преступлениями с момента совершения указанных действий в крупном (особо крупном) размере, независимо от наступления преступных последствий в виде фактического причинения ущерба правообладателю .
    При решении вопроса о виновности лица в совершении преступления, предусмотренного ст. 146 УК РФ, суд устанавливает факт нарушения этим лицом авторских или смежных прав и указывает в приговоре, какое право автора или иного правообладателя, охраняемое какой именно статьей Гражданского кодекса РФ было нарушено в результате совершения преступления. В России уже сложилась судебная практика, в соответствии с которой за преступления, связанные с компьютерным пиратством, привлекают к ответственности.
    При квалификации действий виновных по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 146 УК РФ, не должен учитываться причиненный потерпевшему моральный вред, в том числе связанный с подрывом его деловой репутации (п. 28 постановления Пленума). Требования о компенсации морального вреда могут быть рассмотрены в рамках уголовного дела путем разрешения предъявленного потерпевшим гражданского иска.
    В п. 29 постановления Пленума обращается внимание судов на необходимость выполнения требований ст. 60 УК РФ о назначении лицам, виновным в нарушении прав, справедливого наказания в соответствии с характером и степенью общественной опасности преступления, обстоятельствами его совершения и личностью виновного. Судам надлежит учитывать, в частности, характер и степень нарушений охраняемых законом прав, роль лица в совершении преступления, размер причиненного ущерба.
    Оборот контрафактных экземпляров произведений или фонограмм нарушает охраняемые федеральным законодательством авторские и смежные права, в связи с чем указанные экземпляры произведений или фонограмм подлежат конфискации и уничтожению без какой-либо компенсации.
    Как уже отмечалось ранее, авторские и смежные права защищаются тремя отраслями права — уголовным, административным и гражданским.
    Применение одних мер ответственности за использование контрафактной продукции не исключает возможности применения к нарушителю других мер ответственности. Данный вывод основан на материалах практики.
    Правообладатель обратился в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю о взыскании компенсации за нарушение исключительного права на программы для ЭВМ. В обоснование заявленных требований истец указал, что сотрудниками управления внутренних дел проведена контрольная закупка в компьютерном салоне, принадлежащем ответчику.
    Проверкой установлено, что на компьютерах, реализуемых ответчиком, установлены контрафактные копии программ для ЭВМ, права на которые принадлежат истцу. Ответчик против удовлетворения иска возражал со ссылкой на прекращение уголовного дела, возбужденного в связи с выявленным нарушением авторских прав.
    Суд отклонил довод ответчика, указав, что за нарушение авторских прав может быть применена как уголовная или административная, так и гражданско-правовая ответственность. Непривлечение ответчика к уголовной или административной ответственности само по себе не означает невозможности применения к нему мер гражданско-правовой ответственности.
    Постановление о прекращении уголовного дела само по себе не свидетельствует об отсутствии нарушения лицом авторских прав, поскольку состав гражданско-правового деликта отличается от состава преступления, предусмотренного ст. 146 УК РФ.
    В связи с тем что факт распространения ответчиком контрафактной продукции установлен, суд удовлетворил заявленное требование .

Задача

  1. Как Вы считаете, чем различаются понятия «охрана прав» и «защита прав»? Содержит ли российское законодательство механизм защиты авторских и смежных прав?
    Авторские и смежные права охраняются законом, предусматривающим гражданско-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые и другие меры защиты. При этом важно различать понятия «охрана прав» и «защита прав».
    Охрана прав — это установление общего правового режима, который позволяет обеспечить нормальное и беспрепятственное осуществление авторских и смежных прав. Охрана осуществляется путем регулирования соответствующих отношений.
    Защита права — это те меры, которые предпринимаются в случаях, когда авторские или смежные права нарушены или оспорены.
    Российское законодательство, безусловно содержит механизм защиты авторских и смежных прав. Такие механизмы выражены в нормах Раздела 7 Гражданского кодекса РФ иных нормативно-правовых актах, регулирующих данную сферу отношений.

Заключение
Следует проводить различие между такими понятиями, как охрана авторских прав и их защита. Под охраной понимается установление всей системы правовых норм, направленных на соблюдение прав авторов и их правопреемников. Тогда как защита — это совокупность мер, целью которых является восстановление и признание этих прав в случае их нарушения.
Нарушение авторских прав может происходить как в рамках договора, заключенного между автором или иным правообладателем с пользователем произведения, так и в случае так называемого внедоговорного использования произведения, когда при этом отсутствует согласие автора или иного правообладателя на произведения и не уплачивается соответствующее вознаграждение.
Когда речь идет о защите авторских прав, то подразумевается защита прав не только авторов, но и их правопреемников. Это обусловлено тем, что имущественные и неимущественные права авторов могут нарушаться как при жизни авторов, так и после их смерти. Кроме того, сами исключительные права авторов могут переходить другим лицам.
Авторские права от нарушений могут защищаться с помощью норм различных отраслей права. Так, за наиболее серьезные нарушения авторских прав (например, за плагиат) предусмотрена уголовно-правовая ответственность, хотя до недавнего времени на практике она почти не применялась. Принятые недавно Федеральным законом поправки в ст. 146 УК РФ предусматривают усиление уголовной ответственности за нарушение авторских и смежных прав.
В случае нарушения авторских прав государственными организациями возможен и административный порядок защиты, т.е. путем обращения в вышестоящие организации по отношению к организации-нарушителю. В данном случае речь идет об обращении авторов и их правопреемников в государственные органы, в ведении которых находятся учреждения, использующие произведения. Указанные органы могут осуществить защиту авторских прав и по собственной инициативе или по просьбе творческих союзов. Кроме того, потерпевший может обратиться в антимонопольный орган или творческий союз.
Однако основным способом защиты нарушенных авторских прав является применение норм гражданского права. Ведь административная и уголовная ответственность предусмотрена не за все виды правонарушений в области авторского права. Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что авторское право является частью гражданского права. В этом случае защита осуществляется с помощью предъявления иска.
В процессе раскрытия темы зещиты авторских и смежных прав можно сделать следующие выводы:

  • авторские и смежные права защищаются в России тремя отраслями права — уголовным, административным и гражданским;
  • авторские и смежные права по своей природе являются субъективными гражданскими правами, и их защита осуществляется способами, которые применяются при защите любых субъективных гражданских прав (ст. 12 ГК РФ). Однако авторские и смежные права неоднородны по своей природе, что обуславливает наличие специальных способов защиты;
  • для защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей;
  • ГК РФ содержит ряд положений, направленных на усиление охраны авторских прав. Указываются способы защиты личных неимущественных прав (ст. 1251) и способы защиты исключительных прав (ст. 1252);
  • на требования, вытекающие из нарушения личных неимущественных авторских прав, не распространяется действие исковой давности (ст. 208 ГК РФ);
  • новеллой является установление возможности ликвидации по решению суда юридического лица и прекращение регистрации индивидуального предпринимателя, совершающих подобные нарушения (ст. 1253 ГК РФ);
  • в главы об авторском праве и о смежных правах (главы 70, 71) включено положение о том, что на принадлежащее автору и исполнителю исключительное право не допускается обращение взыскания.
    В настоящее время в России отсутствует какой-либо государственный орган, который комплексно занимался бы вопросами авторско-правовой охраны, хотя в определенной мере этим занимается Роспатент. Для борьбы с «пиратами» созданы такие организации, как Московское бюро Международной федерации фонографической промышленности (МФФП) и Российская ассоциация борьбы с «пиратством» аудиовизуальной продукции (РАПО), Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС). Борьба с нарушениями авторских и смежных прав приобретает особую актуальность в связи с планами вступления России в ВТО.

Список используемой литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.03.2012) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1
  3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)» от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 30.06.2008) // Собрание законодательства РФ, 03.12.2001, N 49, ст. 4552
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.03.2012) // Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954
  5. Закон РФ от 09.07.1993 N 5351-1 (ред. от 20.07.2004) «Об авторском праве и смежных правах» // Российская газета, N 147, 03.08.1993
  6. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 28.09.1999 N 47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»
  7. Учебник Авторское право под ред. И.В. Свечникова, Издательство: Дашков и Ко, 2009 г.; 208 стр.
  8. Интеллектуальная собственность. Учебное пособие С.П. Гришаев
  9. Авторское право и смежные права, Близнец И.А, Леонтьев К. Б.Учебник 2010 — 416с
  10. Авторское право. Вводный курс. Козырев В.Е, Леонтьев К.Б. 2007 -256с
  11. Гражданское право под ред. Алексеева С.С. Учебник 2009 2-е изд. -528с
  12. Казаков Ю.В. Защита интеллектуальной собственности: Учебное пособие. М.: Мастерство, 2002.
  13. Гражданское право: Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова. Том I. М.: Волтерс Клувер, 2004.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov