Курсовая Активизация творческой деятельности учащихся на занятиях росписью по дереву

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Методический анализ занятий росписью по дереву 5
2 Активизация творческой деятельности и учебно-воспитательные цели занятий росписью по дереву 9
3 Учебно-материальная база 14
4 Планирование учебного процесса при изучении росписи по дереву 17
5 Учебно-техническая документация и технологическая документация при изучении росписи по дереву 30
6 Учет обучения по технологии при изучении темы 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ВИДЫ ДЕКОРАТИВНОЙ РОСПИСИ 43

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях введения стандартов образования нового поколения на первый план обучения выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность учащегося как будущего активного деятеля. В связи с этим возникает необходимость воспитания активной творческой личности, способной самостоятельно и гибко решать задачи в нестандартных условиях посредством преобразования окружающей действительности.
Особо значимо развитие творческого потенциала человека в период социализации и становления личности, т. е. в подростковом возрасте, т. к. именно на этом этапе закладываются основы морали, нравственности, гражданственности, патриотизма. Формированию морально-нравственных качеств способствует приобщение учащихся к народной художественной культуре посредством включения в активную творческую деятельность.
В процессе трудового воспитания учащихся важно не только обучать их элементарным трудовым навыкам и умениям, действовать инструментами, но и формировать необходимые нравственные качества: это самостоятельность, целеустремлённость, ответственность за порученное дело, настойчивость в достижении намеченной цели, доброта в отношениях со сверстниками.
При работе с детьми особое внимание надо уделять формированию у них чувства ответственности, самоконтроля и самооценки.
Вопросам творческой деятельности в декоративно-прикладном искусстве придавали большое внимание Тарасенко Ю. О., Девин П. О., Дьяченко, О.М., Ивахнова Л. А., Плеханов А. В., Шатунова О. В.
Целью курсовой работы является изучение вопросов творческой деятельности учащихся на занятиях росписью по дереву.
Задачами работы являются:

  • методический анализ занятий росписью по дереву;
  • изучение учебно-воспитательных целей и задач занятий росписью по дереву;
  • рассмотрение учебно-материальной базы занятий;
  • планирование учебного процесса при изучении росписи по дереву;
  • анализ учебно-технической документации и технологической документации при изучении росписи по дереву;
  • исследование учета обучения по технологии при изучении темы.
    Объектом исследования являются занятия по росписи по дереву.
    Предмет исследования — творческая деятельность учащихся на занятиях.
    Практическая значимость работы заключается в том, что рассмотренные нами вопросы возможно использовать в школьной практике, а также в дополнительном художественном образовании и в обучении студентов художественно- графического факультета.
    Теоретическая значимость работы заключаются в том, что материал курсового проекта можно использовать в качестве дополнительного материала к урокам изобразительного искусства в школе, в учреждениях дополнительного художественного образования, а так же при написании выпускной квалификационной работы для студентов педагогических институтов.

1 Методический анализ занятий росписью по дереву

Цель обучения росписью по дереву — формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным наследием с помощью специальных средств – содержания, формы и методов обучения, соответствующих содержанию и форме самого декоративно-прикладного искусства[6].
Задачи предмета:

  • дать учащимся знание научных основ современной техники и технологии в объеме, необходимом для сознательного, прочного и глубокого овладения ремеслом художника росписи по дереву;
  • познакомить учащихся с основами цветоведения, техникой акварели и гуаши;
  • дать учащимся основные сведения о композиции и ее значении, об орнаменте, его видах и построении, о композиционном решении объемных изделий;
  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
    Методы, используемые при обучении росписи по дереву:^:::
    1) Объяснительно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, объяснение, наблюдение за жизненными явлениями; демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий народных мастеров.
    2) Репродуктивные методы: выполнение действий на уровне подражаний, тренировочные упражнения по образцам из книг, альбомов, рабочих таблиц, выполнение практических заданий по готовым изделиям народных мастеров или педагога.
    Педагог во время проведения занятий должен использовать наглядные пособия, схемы и таблицы, которые частично приобретаются объединением, частично создаются самим педагогом. Таблицы, карточки и образцы с элементами росписи различной сложности готовятся заранее и раздаются обучающимся на занятиях[6].
    Теоретические знания по всем разделам даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
    На протяжении обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления.
    Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в росписи по дереву. Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции.
    Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, необходимо создать такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетаются с процессом наглядности. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, ведь дети принимаются в студию с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. Наглядность помогает педагогу выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы.
    Программа росписи по дереву тесно взаимосвязана с программами по музыке, окружающему миру, литературному чтению.
    Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами росписи по дереву может каждый, по — настоящему желающий этого ребенок.
    Формирование познавательного интереса детей к декоративно-прикладному искусству способствует разнообразные типы занятий, формы и методы проведения занятий. Так например:
  1. Занятие – сообщение новых знаний, где кроме лекций можно широко использовать уроки с элементами выступлений учащихся о результатах поисковой работы на заданную тему.
  2. Комбинированные занятия:
    а) сообщение новых знаний + практикум: повтор с вариациями. Учащимся предлагается работа по определенному образцу;
    б) сообщение новых знаний + практикум: импровизация.
  3. Обобщающие занятия:
    а) Занятия-викторины. Например: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества»;
    б) Занятие-игра;
    в) Занятие-путешествие позволяет обобщать большое количество материала и используется часто при изучении объемных тем, например, «Народные промыслы и ремесла»;
    г) Занятие-праздник «Красота земли родной».

2 Активизация творческой деятельности и учебно-воспитательные цели занятий росписью по дереву

Для развития творческих способностей учащихся на занятиях по декоративно-прикладному искусству можно использовать следующие методы обучения:

  1. Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.
  2. Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из всех возможных.
  3. Метод свободы в системе ограничений. С одной стороны, постоянно активизировать творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, а с другой, приучать четко, придерживаться ограничения.
  4. Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники.
  5. Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На занятиях необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения одной и той же задачи.
  6. Творческие мастерские. Мастерская выступает как совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам выстраивает собственные знания, формирует ценности, культуру.
    Одним из действенных средств поддержания интереса к занятиям декоративно-прикладного искусства являются выставки и конкурсы творческих работ учащихся – занятия-вернисажи. Таким образом, создаются условия для сотрудничества и общественного созидательного труда. Одной из основных задач школы является задача формирования у учащихся творческого и познавательного процесса, познание окружающего мира. Это позволяет выдвинуть предмет изобразительное искусство на передний план, как основа благодатной почвы для развития личности в целом.
    Умелая организация занятия учителем приводит к положительному результату. От того, как сам учитель будет показывать активность, зависит качество творческой работы ученика.
    Для активизации творческой деятельности на каждом занятии необходимо поддерживать атмосферу увлеченности. Это зависит и от личности учителя, его живого слова, умения интересно преподнести материал. Ведь одну и ту же тему каждый учитель преподносит по-своему. Тема одна, а вариантов ее решения множество.
    Одна из главных задач таких занятий декоративно-прикладным искусством – помочь детям познавать окружающую действительность, развивать наблюдательность, научить правильно видеть, развивать мышление, воображение и творческие возможности ребенка.
    Среди учащихся всё большую популярность приобретают кружки декоративно-прикладного искусства. Где в интересном творческом труде осуществляется художественная обработка многих природных материалов.
    Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
    Народное декоративно-прикладное искусство помогает зрителям взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, понять красоту окружающего мира.
    В процессе трудового воспитания учащихся важно не только обучать их элементарным трудовым навыкам и умениям, действовать инструментами, но и формировать необходимые нравственные качества: это самостоятельность, целеустремлённость, ответственность за порученное дело, настойчивость в достижении намеченной цели, доброта в отношениях со сверстниками.
    При работе с детьми особое внимание надо уделять формированию у них чувства ответственности, самоконтроля и самооценки.
    Сущность самоконтроля заключается в сопоставлении, соотнесении выполняемых действий с образцом, с поставленной целью, предъявляемыми требованиями. Самоконтроль позволяет учащемуся на основе поставленной цели, анализа образца, намеченного плана следить за своими действиями, результатами, видеть свои ошибки и исправлять их. Развитие самоконтроля приводит к ликвидации детской механической подражательности и улучшению качества выполнения работы[12].
    Не менее важно формировать у учащихся умение оценивать свою работу. Каждый человек испытывает потребность в оценке результатов своего труда. В процессе формирования объективной самооценки не следует постоянно подчёркивать достоинства работ одних и тех же детей. Это развивает у одних зазнайство, чувство превосходства, пренебрежительное отношение к поделкам товарищей, у других появляется неуверенность в своих силах, неверие в успех. Желательно оценку детским поделкам давать как в ходе их создания, так и по окончании работы.
    Учащиеся, создавая поделки, отражают в них свои представления об окружающем мире. Знакомя ребят с окружающими явлениями и предметами, с общественной жизнью, учитель стремится не только тому, чтобы ученик приобрёл новые знания и умения. В процессе работы он решает задачи физического и умственного развития, формирует эстетическое отношение к окружающему миру.
    Через искусство должна воспитываться творческая воля детей и их воля к действию.
    Целью занятий «Роспись по дереву» является воспитание интереса у детей к народному искусству, развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса, формирование умений и навыков кистевого письма. Эстетические чувства, художественная культура учащихся будут развиваться непосредственно в процессе изготовления ими полезных вещей. Поэтому учитель должен тщательно отбирать предметы, над которыми будут работать ребята. Народное искусство было всегда по преимуществу бытовым, и изучать его приёмы, традиции, его художественную своеобразную структуру надо непременно работая над полезными, нужными в быту предметами.
    В процессе работы над изделием развиваются навыки и умения умственной деятельности: наблюдение, сравнение, усвоение материала. Роспись по дереву способствует развитию творческого воображения и фантазии, прививает бережливость, учит терпению, тренирует способность к тонкой работе.
    Обучение по программе позволит приобщить учащихся к традициям народного творчества, познакомит с культурой и бытом русского народа, будет способствовать развитию творческого начала ребенка. Курс обучения направлен не только на овладение навыков традиционной росписи по дереву (хохломской и городецкой), но и включает в себя изучение истории развития промысла в регионе.
    Художественная роспись по дереву является неоценимым средством эстетического, нравственного и трудового воспитания школьников. Современные дети, выросшие в век компьютеров и гаджетов, охотно занимаются данным видом декоративно-прикладного творчества. Знакомство с произведениями народных мастеров способствует приобщению к народной культуре, а изготовление и роспись изделий самими учащимися активизирует их творческие силы, вызывает живой эмоциональный отклик. Художественная роспись по дереву является действенным средством развития интереса к народному декоративно-прикладному творчеству и формирования опыта художественно-творческой деятельности[12].
    Техника безопасности при проведении занятий:
    Перед началом работы необходимо провести вводный (текущий) инструктаж по требованиям безопасности, на котором учащиеся предупреждаются о тех осложнениях, которые им могут встретиться в работе. При этом объясняются причины, вызывающие эти осложнения. Подобный инструктаж проводится периодически при смене видов декоративно-прикладного искусства.
    Помещение для кружковых занятий должно быть светлым и по объёму и размерам полезной площади соответствовать числу членов кружка. Оно должно быть соответствующим образом оборудовано. Особое внимание следует уделить организации рабочего места ученика.
    Рабочее место всегда должно содержаться в образцовом порядке, а инструменты располагаться так, чтобы удобно их было брать, не затрачивая времени на поиски. Это особенно важно при художественной обработке материалов, так как не редко инструмент берут не глядя.
    Если инструмент разбросан в беспорядке, ученик не только выбивается из ритма, но и может получить травму.
    Для уменьшения зрительного напряжения при тонких, кропотливых операциях нужно позаботиться об освещении. Можно использовать как люминесцентное освещение, так и лампы накаливания. Иногда рекомендуют иметь в учебных условиях оба типа ламп. Общая мощность световых точек должна быть такова, чтобы на высоте столов освещённость составляла не менее 300 ЛК.
    При дневных занятиях освещение должно быть спереди, так как в работе участвуют обе руки, и при боковом освещении от них будет тень. В связи с этим столы располагают параллельно окнам.
    Если производится работа с масляными красками или лаками, то помещение необходимо хорошо проветривать.
    Организация дополнительного образования школьников — важная часть работы по профессиональному самоопределению. Особую роль в профориентационной работе со школьниками играют мастер-классы — своеобразные профессиональные пробы.

3 Учебно-материальная база

Перед началом занятий руководителю необходимо подготовить и оформить помещение, в котором будет работать группа. Помещение, отводимое для занятий, должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: должно быть сухим, светлым, тёплым, с естественным доступом воздуха, хорошо налаженной вентиляцией, по площади, достаточной для проведения занятий с группой в 15 человек. Для обеспечения нормальных условий работы площадь помещения для росписи по дереву должна быть не менее 2,5 квадратных метра на человека. Для проветривания помещения предусматривают форточки или фрамуги. Проветривать помещение лучше всего в перерывах между занятиями групп. Температура воздуха в кабинете должна поддерживаться в пределах от +18 до +20 градусов, при влажности 40 – 60%[6].
На окнах должны быть занавеси для защиты глаз от воздействия прямых солнечных лучей. Занавеси рекомендуются светлые, в тон стен.
В оформлении кабинета большое значение имеет окраска стен. Стены кабинета рекомендуется окрашивать в светлые тона. Это благоприятно действует на зрительный аппарат и, кроме того, способствует общей освещённости помещения.
Столы для занятий росписью надо располагать таким образом, чтобы естественный свет падал с левой стороны или слева и спереди работающего человека. Для работы удобнее одноместные столы.
Оформлять кабинет надо продуманно, учитывать цветовое сочетание отдельных элементов, масштабность. Размещать мебель, декоративные украшения, цветы, оформлять витрины нужно таким образом, чтобы в целом в помещении было удобно и приятно работать. Оформление должно способствовать воспитанию хорошего вкуса у кружковцев. Для этого следует лучшие работы кружковцев представить в постоянной экспозиции, а стенды, отражающие историю развития художественных промыслов с иллюстрациями работ народных умельцев, оформить в едином стиле. В красивом, со вкусом оформленном кабинете, ребятам работать будет интереснее. Они и сами могут помочь в оформлении кабинета.
С первых занятий в кружке следует приучать ребят к правильной организации труда. Кисти и краски должны всегда находиться на столе справа от работающего, а накопленный материал и бумага для эскизов – слева. Такой порядок на столе не требует времени на поиски инструмента и материала.
Учебно-наглядные пособия должны быть подготовлены по каждой теме занятия. Постоянно действующая выставка в кабинете является отчасти и наглядным пособием. К каждой теме надо иметь готовые изделия для показа их детям. Эти изделия выполняются кружковцами во время занятий.
Для ведения занятий по росписи руководитель должен иметь альбомы и крупные таблицы образцов росписи и рисунки по каждому заданию, таблицы с зарисовками народных орнаментов. Хорошо иметь несколько альбомов с образцами и таблицами рисунков орнаментов различных видов росписи[6].
Для каждого учащегося автором разработан пакет раздаточных материалов по отработке приёмов техники росписи по дереву.

Организация рабочего места.
Прежде всего, необходимо дорожить дневным светом и стараться работать только при нём, таким образом, можно сберечь зрение, и с цветом не ошибиться. Справа от себя нужно постелить бумажное полотенце или салфетку. Там же расположите кисточки, банку с водой, палитру. На промыслах основные цвета разводят до рабочего состояния в небольших формочках. Но палитра в любом случае нужна, чтобы при необходимости смешивать цвета, снимать с кисти лишнюю краску.
Палитрой может служить кусок стекла, отороченный для безопасности изолентой, белая кафельная плитка и тому подобное. Удобнее, чтобы земляные цвета находились рядом, так же как кадмиевые, кобальтовые. Ближе к земляным, но поодаль от светлых, нужно располагать чёрный. Нет строгого правила, важно самим ученикам определить порядок и всегда следовать ему. Когда соблюдается это правило, кисти лежат на привычных местах, салфетка для вытирания кисточек не теряется, а удобно придавливается устойчивой банкой с водой, расписываемые вещи лежат слева и нет риска что-то размазать, перевернуть – работа спорится.
Основной материал для росписи — краски. При росписи древесины применяют те же краски, что и в живописи: масляные, темперные, гуашевые, акварельные, а так же анилиновые красители. Для мезенской росписи лучше всего подходят гуашевые и темперные краски.
Основной инструмент мастера росписи — кисть. Чаще всего для росписи используют круглые беличьи и колонковые кисти разных размеров. В мезенской росписи вам, как минимум, понадобятся такие кисти:

  • круглая колонковая № 1 и № 2 с ворсом средней длины (для контурной работы и обводки черной краской);
  • круглая беличья № 2 и № 3 для нанесения красной краски;
  • плоская синтетическая или щетинная № 4, 5, 6 для нанесения грунта и для покрытия лаком.
    Идеальная кисть для росписи напоминает каплю, семечко, пламя свечи.
    Палитра нужна, чтобы смешивать краски, снимать с кисти лишнюю краску. Палитрой может служить белое блюдце, кафельная плитка, кусок оргстекла, крышка.

4 Планирование учебного процесса при изучении росписи по дереву

Программа «Роспись по дереву» предназначена для реализации в условиях школы (кабинет изобразительного искусства), после учебных занятий. Программа рассчитана на 2 года обучения. Общее количество часов – 408 часов (34 учебные недели в год).
Принимаются все желающие мальчики и девочки 9-15 лет. Набор производится с 1 сентября по 1 октября. Начало занятий не позднее 15 сентября, окончание – 25 мая.
Продолжительность учебного часа – 40 минут, три раза в неделю по 2 часа. Количественный состав – 15 человек. В каникулярный период проводятся индивидуальные консультации, экскурсии, встречи с интересными людьми. Используемые в программе темы могу быть изменены с учётом интересов детей.
Примерный тематический план на первый год обучения представлен в таблице 1.

Таблица 1 — Примерный тематический план на первый год обучения
Название разделов и тем Общее кол-во Теория Практика
1 Введение. 2 2
2 Искусство росписи по дереву в России. 6 1 5
2.1 Орнамент, композиция и цвет в росписи по дереву. 6 1 5

  1. Ознакомление с художественными и техническими приёмами Вятской и П.-Майданской росписями 64 14 50
    3.1 Основные элементы росписи и приёмы их выполнения; простейшие композиции. 12 2 10
    3.2 Роспись небольших изделий плоской формы (разделочные доски прямоугольной формы). 26 6 20
    3.3 Роспись фигурного изделия (разделочная доска, лопаточка). 26 6 20
  2. Ознакомление с художественными и техническими приёмами Городецкой росписи по дереву. 78 10 68
    4.1. Основные элементы росписи и приёмы их выполнения; простейшие композиции. 24 4 20
    4.2. Роспись изделия плоской формы (разделочные доски прямоугольной, фигурной формы). 20 2 18
    4.3. Роспись токарного изделия (пасхальное яйцо, лопаточка). 12 2 10
    4.4 Роспись комплекта изделий объединённых одной тематикой. 22 2 20
  3. Роспись изделий по индивидуальным эскизам. 54 6 48
    5.1 Подарок маме, папе, учителю… 24 4 20
    5.2 Комплект разделочных досок для кухни. 30 2 28
    Итого

Рассмотрим подробнее темы занятий:

  1. Вводное занятие.
    Теория. Знакомство с кабинетом, его оборудованием. Задачи и содержание работы в кабинете изобразительного искусства. Внутренний распорядок в кабинете, общие правила безопасности труда и личной гигиены.
  2. Искусство росписи по дереву в России. Труд и его значение в жизни людей.
    2.1. Теория. Разновидности орнамента. Орнамент как одно из важнейших художественных средств создания произведения декоративно-прикладного искусства, в значительной степени определяющий характер композиции.
    Практика. Работа с цветом. Три основных и три составных цвета. Эффект тёплых и холодных цветов, их эмоциональный характер.
    Основные виды традиционной росписи по дереву у народов Росписи, северорусские графические росписи (красноборская, борокская, пучугская). Северорусские и уралосибирские живописные росписи (каргопольская, шенкурская, вятская). Росписи Поволжья (городецкая, хохломская, полхмайданская). Новые центры росписи по дереву (Урал, Поволжье, Сибирь).
  3. Знакомство с Кировской (вятской), П.-Майданской росписями по дереву.
    История и традиции промыслов. Ознакомление с лучшими произведениями, мастерами. Просмотр репродукций, настоящих расписных изделий, работ автора.
    Инструменты и оборудование, выпускаемые промышленностью. Приспособления характерные для росписи. Рабочее место художника по росписи. Правила безопасности труда и личной гигиены.
    3.1. Теория. Основные элементы росписи и приёмы их выполнения; простейшие композиции. Организация рабочего места. Правильная посадка работающего.
    Практика. Приёмы владения кистью. Мазок как основной элемент кистевой росписи. Разновидности мазка – от каплевидного до штрихового.
    Стебель как главный формообразующий элемент композиции. Разновидности стебля.
    Растительные мотивы в росписи и их разнообразие. Зависимость выбора мотива росписи от техники письма. Простейшие композиции росписи. Технологические пробы по освоению приёмов росписи.
    3.2. Теория. Роспись небольших изделий плоской формы (разделочные доски прямоугольной формы). Просмотр репродукций П.-Майданской и Вятской росписями.
    Практика. Копирование образцов росписи на бумаге. Составление эскиза. Роспись разд. доски согласно эскиза.
    3.3. Роспись фигурного изделия (разделочная доска, лопаточка). Подготовка изделия к росписи: ошкуривание, проклеивание, фон. Составление эскиза. Роспись разд. доски согласно эскиза.
  4. Ознакомление с художественными и техническими приёмами Городецкой росписи по дереву.
    4.1. Теория. Основные элементы росписи и приёмы их выполнения; простейшие композиции.
    Практика. Приёмы владения кистью. Мазок (тенёвка, оживка), обводка и обрамления как важные элементы росписи. Растительные мотивы, цветы (купавки, розаны) в росписи и их разнообразие. Простые композиции с изображением птиц, животных. Зависимость выбора мотива росписи от техники письма. Простейшие композиции росписи. Технологические пробы по освоению приёмов росписи. Работа над росписью по городецким мотивам
    Изучение техники росписи дерева. Цветовое решение городецких росписей. Подготовка деревянной основы. Повтор главных отличительных элементов растительного орнамента (приём прикладывания кисти), «Роза», «Белая и тёмная оживка» (штрихи, точки). Вариация главных элементов орнамента, украшение спинки стульчика. Импровизация по мотивам городецкой росписи «Сказочная ветка» (симметрия).
    4.2. Теория. Роспись изделия плоской формы (разделочные доски прямоугольной, фигурной формы). Последовательность. Этапы. Просмотр репродукций Городецкой росписи.
    Практика. Составление эскиза с изображением птиц, животных и растительных мотивов. Роспись изделия.
    4.3. Теория. Роспись токарного изделия (пасхальное яйцо, лопаточка). Последовательность. Этапы.
    Практика. Подготовка изделия к росписи. Особенности выполнения изделий круглой формы. Составление эскиза. Роспись.
    4.4. Теория. Роспись комплекта изделий объединённых одной тематикой. Последовательность. Этапы.
    Практика. Составление эскизов на основе изученных росписей (по выбору). Роспись (2 разделочные доски). Закрепление знаний, умений, навыков.
  5. Роспись изделий по индивидуальным эскизам.
    5.1. Теория. Подарок маме, папе, учителю. Работы выполняются с учётом пожеланий детей. И приурочиваются к праздникам: «День защитника Отечества», «Международный женский день».
    Практика. Подготовка изделия к росписи. Особенности выполнения изделий плоской формы. Составление эскиза. Роспись.
    5.2. Теория. Комплект разделочных досок для кухни. Последовательность. Этапы. Просмотр репродукций и выпускников прошлых лет.
    Практика. Подготовка изделия к росписи. Особенности выполнения изделий плоской формы.
    Творческая работа. Составление эскизов, роспись изделий (разделочная доска и лопаточка) или (разделочные доски и солонка).
    Выставка работ учащихся по концу года.
    Ожидаемые результаты 1-го года обучения.
    Учащиеся должны знать:
  • правила безопасности труда и пожарной безопасности, требования к организации рабочего места;
  • о применении орнамента в жизни;
  • главные отличительные элементы орнамента в росписи Полхов-Майданской, Вятской, Городецкой росписи.
  • о значении слов: орнамент, симметрия, ритм, композиция, народный мастер.
    Учащиеся должны уметь:
  • решать художественно-творческие задачи на повтор, вариации, импровизации по мотивам народного орнамента, росписи по дереву (Вятской, Полхов-Майданской, Городецкой);
  • рисовать кистью элементы геометрического орнамента (точку, круг, прямую, волнистую линию, клетку);
  • рисовать кистью элементы растительного орнамента (ягоды, яблоки, цветы) трехлопастной листок, тюльпановидный цветок, кустик из округлых листьев;
  • при анализе произведений народных мастеров находить главные отличительные элементы орнаментов в росписи по дереву.
  • рисовать кистью элементы растительного орнамента («листок», «роза», «травка»)[6].
    Примерный тематический план на второй год обучения представлен в таблице 2.

Таблица 2 — Примерный тематический план на второй год обучения
Название разделов и тем Общее кол-во Теория Практ

  1. Продолжение знакомства с Городецкой росписью. 24 2 22
    6.1 Роспись изделия. 24 2 22
  2. Ознакомление с художественными и техническими приёмами Урало-сибирской росписи. 46 10 36
    7.1 Основные элементы росписи и приёмы их выполнения; простейшие композиции. 16 4 12
    7.2 Роспись небольшого изделия. 30 6 24
  3. Ознакомление с художественными и техническими приёмами Хохломской росписи по дереву (холодный способ). 78 16 62
    8.1 Основные элементы росписи и приёмы их выполнения; простейшие композиции. 10 2 8
    8.2 Роспись небольших изделий плоской формы (разделочные доски прямоугольной формы). 24 6 18
    8.3 Роспись фигурного изделия (разделочная доска). 24 6 18
    8.4 Роспись токарного изделия (пасхальное яйцо, матрёшка). 20 2 18
  4. Роспись изделий по индивидуальным эскизам. 56 8 48
    9.1 Подарок маме, другу… 20 4 16
    9.2 Комплект разделочных досок для кухни. 36 4 32
    Итого 204 36 168

Рассмотрим подробнее темы занятий:

  1. Продолжение знакомства с Городецкой росписью.
    Инструменты, оборудование. Организация рабочего места. ТБ.
    Инструменты и оборудование, выпускаемые промышленностью. Приспособления характерные для росписи. Рабочее место художника по росписи. Правила безопасности труда и личной гигиены.
    Повторение художественных и технических приёмов Городецкой росписи.
    Приёмы владения кистью. Растительные мотивы. Сложные композиции с изображением людей, сценки из жизни «Ожидание», Чаепитие», «Посиделки».
    6.1. Теория. Повторение художественных и технических приёмов Городецкой росписи.
    Практика. Составление эскизов для индивидуальных композиций. Роспись изделий.
  2. Ознакомление с художественными и техническими приёмами Урало-сибирской росписи.
    7.1.Теория. Основные элементы росписи и приёмы их выполнения; простейшие композиции. Страницы истории. История и традиции промыслов. Ознакомление с лучшими произведениями, мастерами. Просмотр репродукций, настоящих расписных изделий, работ автора.
    Практика. Цветовая палитра. Особенности растительного орнамента. Составление эскизов.
    7.2. Теория. Роспись небольшого изделия. Последовательность. Этапы.
    Практика. Роспись разделочной доски согласно традициям.
  3. Ознакомление с художественными и техническими приёмами Хохломской росписи по дереву (холодный способ).
    8.1. Теория. Основные элементы росписи и приёмы их выполнения; простейшие композиции. Страницы истории.
    Практика. Приёмы владения кистью. Стебель как главный формообразующий элемент композиции. Зависимость выбора мотива росписи от техники письма (травка, кудрина, под фон и т. д.) Работа с краской имитирующей цвет золота. Просмотр репродукций, настоящих изделий, работ учителя. Составление и копирование композиций. Импровизация по мотивам хохломской росписи «Сказочная птица», «Сказочная рыбка» (орнаментированное изображение предмета).
    8.2. Теория. Роспись небольших изделий плоской формы (разделочные доски прямоугольной формы). Последовательность. Этапы.
    Практика. Составление эскиза с изображением растительных мотивов. Изображение растений, животных. Орнамент «фоновой росписи». Исполнение хохломской полоски, квадрата, круга. Силуэтный золотистый рисунок на черном, красном фоне. Изготовление разделочной доски. Роспись изделия.
    8.3. Теория. Роспись фигурного изделия (разделочная доска). Последовательность. Этапы
    Практика. Составление эскиза согласно форме доски. Разнообразные варианты одного типа композиции на выбранном изделии. Перенос эскиза на доску. Роспись. Лак.
    8.4. Теория. Роспись токарного изделия (пасхальное яйцо, матрёшка). Особенности росписи круглых изделий. Творческая композиция на пасхальную тему. Знакомство с историей происхождения обряда на Руси.
    Практика. Выполнение индивидуальных эскизов. Перенос эскиза на изделие. Обработка древесины. Разработка эскиза пасхального яйца. Композиционно-правильное расположение выбранного рисунка.
  4. Роспись изделий по индивидуальным эскизам.
    9.1. Теория. Подарок маме, другу. Изделие стилизуется и выполняется одной из понравившихся росписей (Хохлома, Урало-сибирская, Городецкая). Повторение последовательности и этапов.
    Практика. Подготовка изделия к росписи. Особенности выполнения изделий плоской формы. Составление эскиза. Роспись.
    9.2. Теория. Комплект разделочных досок для кухни. Последовательность. Этапы. Просмотр репродукций и выпускников прошлых лет.
    Практика. Творческая работа. Составление эскизов, роспись изделий – (разделочная доска и яйцо) или (разделочные доски «Матрёшки»). Выставка работ учащихся по концу года.
    Ожидаемые результаты 2-го года обучения.
    Учащиеся должны знать:
  • правила безопасности труда и пожарной безопасности, требования к организации рабочего места;
  • основные сведения о видах художественной обработки дерева, их характерные особенности;
  • историю возникновения и развития изученных видов художественной росписи по дереву;
  • основы композиции: принципы декоративного оформления плоскости;
  • виды и свойства материалов, применяемых в росписи;
  • инструменты, оборудование и приспособления.
    Учащиеся должны уметь:
  • различать изделия разных видов искусства деревообработки по характерным особенностям художественных промыслов разных регионов;
  • делать зарисовки с образцов изделий;
  • владеть инструментом и различными технологиями художественной росписи по дереву;
  • выполнять элементы и мотивы орнамента в росписи; самостоятельно разработать композиции для выполнения изделия;
  • организовать рабочее место, соблюдать правила безопасности[6].

Рассмотрим схему занятия по теме: Виды народных росписей
Тип занятия: теоретический.
Цель — знакомство с художественными стилистическими особенностями разных видов художественных росписей.

Задачи:

  1. Образовательные — владеть знаниями о видах художественных росписей;
  2. Развивающие:
  • активизировать мыслительную деятельность;
  • способствовать развитию творческого мышления;
  • способствовать развитию навыков самоорганизации;
  • способствовать развитию памяти.
  1. Воспитывающие;
  • формировать интерес к истории развития изобразительного искусства;
  • прививать интерес к русско-народным промыслам.
    Оборудование: тетради и ручки.
    Изобразительный ряд: презентация с видами и особенностями художественных росписей.

Этапы занятия:

  1. Организационный этап.
    Организационный момент — 1 мин.
    Сообщение темы, цели, задач занятия -1 мин.
  2. Основной этап.
    Объяснение нового материала – 22 мин.
    Практическое задание – 10 мин
  3. Заключительный этап.
    Подведение итогов — 5 мин.

Ход занятия:

  1. Организационный этап:
  • организация учащихся;
  • проверка готовности учащихся к занятию;
  • сообщение темы занятия.
  1. Основной этап.
    Темой сегодняшнего занятия являются виды и особенности художественных росписей.
    Знаете ли вы что такое художественная роспись?
    Художественная роспись — искусство декорирования красками какой-либо поверхности.
    Давайте вначале вспомним вместе, какие виды росписи сейчас известны?
    Хохлома, городецкая, мезенская, похлов — майданская , пижемская и тд.
    Сегодня мы рассмотрим презентацию.
    А как вы думаете, ребята, как появилась роспись?
    История изобразительного искусства развивается более 30-ти тысячи лет. Свидетельствуют этому изображения на стенах пещер, предметы быта, мелкая пластика сделанная древним человеком.
    Дерево всегда использовалась в быте человека. Очевидно, художественная отделка дерева имеет не меньшую популярность, чем отделка камня или кости животного.
    Возможно, именно в отделке изделий из дерева принимало участие самое большое количество людей, так как материал более распространен и удобен художественного творчества. В то время можно сказать, что в основном роспись по дереву всю историю человечества в большей мере формирует изобразительную культуру и культуру человека в общем.
    Мезенская роспись.
    Или палащельская роспись – это тип росписи бытовой утвари – прялок, ковшей, коробов, братин, зародившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень. Самая древняя прялка с мезенской росписью относится к 18 веку, однако мотивы подобные этой росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в этом регионе. По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее древним видам росписи, сохранившихся до 20 го века. Изделия из дерева густо украшенным дробным узором — звездочками, крестиками, черточками, выполненным в два цвета: серный (сажа), красный («земляная краска» охра). Основная часть узора состоит из геометрических форм — соляные диски, ромбы, кресты напоминают аналогичные элементы трехгранно – выемчатой резьбы.
    Похлов – майданская роспись.
    Эта роспись одна из самых молодых промыслов России. Название получила от большого села Похлов – Майдан на юге Нижегородской области. В этой деревне почти все занимаются ремеслом: изготовлением и продажей расписных деревянных игрушек. Похлов – майданска расписная игрушка, как ее называют «тарарушка» появилась в конце 1920-х годов. Подобную этой игрушке стали делать с 1960 – годов.
    С 1960-х годов подобную игрушку стали делать жители поселка Крутец, находящимся недалеко от села похловский майдан. В этой росписи просматриваются узоры цветов: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник, но присутствуют и сюжетная роспись. Чаще всего это пейзажи с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу и с обязательной красной зарей на небе.
    Пижемская роспись
    Эта роспись известна с XVII века. Древнейшая роспись Русского Севера. Северная река Печора и ее притоки Цильма, Пижма и другие места, где XIX-начале XX в. существовал небольшой центр графической росписи. Сильное влияние оказала рукописная традиция староверов со времен Аввакума. Существовали целые династии переписчиков дониковских книг, известных по всей Печоре. Эти династии дали начало пижемской росписи. Пижемская роспись выполняли акварельными красками – красной, желтой, зеленой, черной. Основные элементы присутствующие пижемской росписи — геометрический орнамент, выполненной черной краской в виде ромбов, крестов, точек и т.д., с небольшое добавление красной и зеленой красок.
    Хохломская роспись.
    Хохлома это в основном декоративная роспись деревянной посуды и мебели выполненная красным, зеленым и черными красками по золотистому фону. Для придания деревянному изделию золотистого оттенка его порывают серебристо-оловянным порошком, обрабатывают специальным составом, далее 3-4 раза обрабатывают в печи, благодаря этому изделия обретают медово-золотистый цвет. Для создания рисунка используются красные, желтые, оранжевая, немного зеленой и голубой. В росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
    Городецкая роспись
    Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи. Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок, фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину. Позже мастера стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным[13].
    Практическая часть.
    Нарисовать элементы городецкой росписи.
    Итог занятия.
  2. Анализ полученных знаний:
  3. Какой вид художественного творчества вы изучили?
  4. Какие новые росписи вы узнали?
  5. Понравилась ли вам какая либо из них?
    Занятие окончено.

5 Учебно-техническая документация и технологическая документация при изучении росписи по дереву

Рассмотрим технологические карты выполнения хохломской и городецкой росписей в таблицах 3 и 4.

Таблица 3 — Технологическая карта выполнения хохломской росписи «под фон»
№ Наименование операции Указания Оборудование, инструменты Схема, фотографии
1 Заготовка Деревянную посуду, предназначенную под роспись, вытачивают на токарном станке или выдалбливают из просушенной древесины.

  1. Грунтовка Для лучшего грунтования изделие покрывают водой, для поднятия ворса. Грунт наносится тонким слоем при помощи и просущивается при комнатной температуре. Затем изделие шлифуется наждачной бумагой. Операцию повторяют три раза Клей ПВА, кисть, вода, наждачная бумага
  2. Вгонка В появившиеся трещины или выбоины нужно втереть шпаклевку по дереву. Для создания равномерной поверхности, затертые места шлифуют тонкой шкуркой Наждачная бумага, шпаклевка по дереву, шпатель
  3. Лужение При помощи кисти на поверхность изделия равномерным слоем наносится золотой акрил нужного оттенка. Необходимо следить за тем, чтобы на поверхности изделия не оставалось пробелов шероховатостей Кисть, золотой акрил
  4. Роспись Перевести рисунок на кальку. А потом с кальки, переведя рисунок на изделие, обводит контурно элементы фонового письма. Затем заливаем фон, оживляем мотивы и наносим необходимые травные элементы Карандаш, калька, кисти, краска
  5. Лакирование Расписанное и просушенное изделие покрывается масляным лаком ПФ-283. Каждый раз лак наносится очень тонким слоем и хорошо просушивается. Операция повторяется несколько раз с промежуточным шлифованием Масляный лак ПФ-283, кисть.

Таблица 4 — Технологическая карта на выполнение городецкой росписи
№ Наименование операции Указания Оборудование, инструменты Схема, фотографии
1 Разработка эскиза композиции Между элементами должен быть зазор в 0,5 мм Лист А3, калька, карандаш

  1. Шлифование деревянной заготовки, покрытие её лаком в 4 слоя с промежуточной сушкой. В помещении должна работать вытяжка. Лак сохнет в течение 12 часов Наждачная бумага, лак, плоская кисть №8
  2. Нанесение эскиза композиции на деревянную заготовку Линия должна быть четкой, не обведенной по нескольку раз Переводная бумага, карандаш
  3. Выполнение подмалевков на деревянной заготовке Разведение краски средней густоты. Линии от переводной бумаги полностью закрываются краской. Плоская кисть № 2, масляная краска, тройник, палитра, мастихин, ветошь
  4. Покрытие деревянной заготовки аквалаком Наносится тонкий слой аквалака. Кисть сразу промыть проточной водой Плоская кисть № 8
  5. Выполнение тенежки на заготовке Линии четкие, не выходят за пределы подмалевка. Кисть Рублефф №2, тройник, масляная краска, палитра, мастихин, ветошь
  6. Выполнение бликовки на заготовке Кончик кисти хорошо выправлен. Бликовка выполняется максимально тонкая Кисть № 2, тройник, масляная краска, палитра, мастихин, ветошь
  7. Покрытие готового изделия лаком в 2 слоя Работа с вытяжкой. Изделие просыхает минимум 24 часа Плоская кисть № 8, лак

6 Учет обучения по технологии при изучении темы

В процессе обучения педагог должен проводить наблюдение художественных способностей обучающихся на протяжении всего периода обучения. Форма для наблюдения представлена в таблице 3.

Таблица 3 — Педагогическое наблюдение художественных способностей обучающихся кружка «Роспись по дереву»
Список учебной группы Усидчивость Грамотность композиционного размещения элементов росписи Креативность Примечание
I полугодие II полугодие I полугодие II полугодие I полугодие II полугодие

Далее приведены примерные формы тестов для оценки знаний обучающихся.

Таблица 4 — Входная диагностика
№ Вопросы Баллы

  1. Кто такой народный мастер?
  2. Что такое народное искусство?
  3. С какими инструментами и материалами работает художник росписи по дереву?
  4. Какие виды росписи ты знаешь?
  5. Что такое декоративно-прикладное искусство?
    Итого

Баллы:
1 — нет ответа.
2 — ответ неверный.
3 — неполный, путаный ответ.
4 — неполный ответ.
5 — полный ответ.
Результат входной диагностики:
Низкий уровень – 5-10 баллов;
Средний уровень – 11-18 баллов;
Высокий уровень – 18-25 баллов.

Таблица 5 — Промежуточная диагностика
№ Вопрос баллы

  1. Что такое народное искусство?
  2. С какими инструментами и материалами работает художник росписи по дереву?
  3. Какие виды росписи ты знаешь?
  4. Что такое декоративно прикладное искусство?
  5. Перечисли росписи по дереву, относящиеся росписям Русского Севера
  6. Семантика народной росписи?
  7. Какие народные предметы быта ты знаешь?
  8. Перечисли известные тебе росписи по дереву и назови основные элементы, перечисленных росписей?

Баллы:
1 — нет ответа.
2 — ответ неверный.
3 — неполный, путаный ответ.
4 — неполный ответ.
5 — полный ответ.
Результат промежуточной диагностики:
Низкий уровень – 8-16 баллов;
Средний уровень – 17-28 баллов;
Высокий уровень – 28-40 баллов.

Таблица 6 — Итоговая диагностика
№ Вопрос Баллы

  1. Какие виды росписи ты знаешь?
  2. Что такое декоративно прикладное искусство?
  3. Перечисли росписи по дереву, относящиеся росписям Русского Севера, и их традиционные цвета
  4. Что такое композиция? Приведи пример композиции одной из известных тебе росписи
  5. Перечисли известные тебе росписи по дереву и назови основные элементы, перечисленных росписей?
  6. Что ты знаешь о современных росписях по дереву? Напиши места их современного развития.
  7. Какие росписи характерны для нашего региона? Перечисли их отличительные особенности.
  8. Перечисли известные тебе росписи по дереву и назови основные элементы, перечисленных росписей?

Баллы:
1 — нет ответа.
2 — ответ неверный.
3 — неполный, путаный ответ.
4 — неполный ответ.
5 — полный ответ.
Результат итоговой диагностики:
Низкий уровень – 8-16 баллов;
Средний уровень – 17-28 баллов;
Высокий уровень – 28-40 баллов.
Общая оценка выставляется с учетом результатов всех этапов текущего контроля в порядке, установленном Положением образовательной организации.
Текущий контроль по дисциплине является тематическим и процедурно состоит из нескольких этапов:
1) контроль освоения теоретического материала по каждой теме курса, проводится в форме устного опроса (собеседование);
2) контроль умений применения полученных знаний, проводится в форме практических заданий по каждой теме курса;
3) контроль полученных навыков осуществляется в форме выполнения практических заданий.
Текущий контроль проводится в конце разделов курса в форме просмотра.
Обучающиеся, не получившие положительную оценку по результатам текущего контроля знаний, умений и навыков, формируемых в процессе изучения дисциплины, не допускаются к основному этапу — промежуточному контролю в установленном порядке.
Промежуточный контроль осуществляется в форме просмотра, который проводится в форме вербального оценивания экзаменационной комиссией.
Общая оценка выставляется с учетом результатов всех этапов контроля в порядке, установленном образовательным учреждением.
Оценки «отлично» заслуживает обучающийся, подтвердивший:

  • всесторонние, систематические и глубокие знания учебного и нормативного материала по изучаемой дисциплине;
  • умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой;
  • навыки уверенного и творческого применения полученных знаний.
    Оценки «хорошо» заслуживает обучающийся, подтвердивший:
  • полное знание учебного материала, предусмотренного программой;
  • умение успешно выполнять предусмотренные в программе задания.
    Оценки «удовлетворительно» заслуживает обучающийся, подтвердивший:
  • знание основного учебного материала в достаточном объеме;
  • умение частично справляться с выполнением заданий, предусмотренных программой;
  • навыки фрагментарного применения полученных знаний и умений при работе с профессиональными задачами.
    Оценки «неудовлетворительно» заслуживает обучающийся, подтвердивший знания основного учебного материала на поверхностном уровне; не справившийся с выполнением заданий предусмотренных программой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На становление творческой личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, умения понимать прекрасное в природе, во взаимоотношениях с другими людьми среди прочих факторов оказывает влияние изобразительное искусство. Посредством восприятия изобразительного искусства у детей формируется представление об идеалах современников, о культуре прошлых эпох и нового времени. Овладевая изобразительно-выразительными навыками, дети приобщаются к элементарной творческой деятельности. Они получают возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей действительности.
Занятия декоративным прикладным искусством не призваны сделать всех детей художниками, их задача – освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности. При самостоятельном выборе, нахождении и обработке формы ребенок становится мужественным, искренним, развивает фантазию, интеллект, наблюдательность, терпение и позднее, вкус. Тем и будет обеспечен подход к красоте.
Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время.
Дымковские игрушки, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Гжельская керамика, хохломская посуда, городецкие блюдца и доски, берестяные туеса все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен.
Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.
Посредством данной программы учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.
Таким образом, приобщение к искусству — это новый этап обучения, закладывающий основы художественного мышления.
Декоративно-прикладное искусство — это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего — в его духовном мире.
Процесс приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития.
Обучение в художественной студии декоративно-прикладного искусства — это педагогически организованное общение с учащимися, в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместной деятельности, это сотворчество, создающее наиболее благоприятные условия для формирования художественной культуры ребенка. В этом плане мудрое высказывание М. М. Пришвина — «хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться» — представляется нам бесценной формулой педагогики сотрудничества, когда обе стороны, глубоко заинтересованные в наилучшем результате, совместно решают насущные проблемы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 2010. – 85 с.
  2. Григорович Л.A. Развитие творческого потенциала как актуальная педагогическая проблема. — Челябинск, 2006. — 153 с.
  3. Девин П. О., О национальном русском воспитании. // Русская школа. 1916. № 2–3. с. 11.
  4. Дирксен Л.Г.Развитие творческой деятельности учащихся через национальное искусство. В сборнике «Современные образовательные технологии в системе непрерывного образования». // Международная научно-практическая конференция. Астана, 2014. — С. 77-84
  5. Дьяченко, О.М., Воображение дошкольника. — М.: Знание, — 1996. — 211 с.
  6. Ивахнова Л. А., Концепция и содержание программы подготовки магистра по направлению «Художественное образование. Изобразительное искусство» // Омский научный вестник. Серия: Общество, история, современность. — Омск, 2011. — № 3(98). — с. 188–192.
  7. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. / Текст. А.К. Колеченко. СПб.: КАРО, 2001. — 368 с.
  8. Косминская В.Б.Особенности изобразительного искусства и методика, руководства изобразительной деятельностью детей. М.: Просвещение, 1987.- 248 с.
  9. Плеханов А. В., Национальные лики педагогических универсалий: проблемы теории и истории русской педагогики: сборник научных статей. — Владимирский гос. педагог. университет, 2005–331 с.
  10. Савлучинская Н.В. Активизация творческой деятельности студентов дошкольного факультета на занятиях по изобразительному искусству: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02 Омск, 2002. — 128 с.
  11. Селевко Г.К. Опыт системного анализа современных педагогических систем. // Школьные технологии, 1996- №3. – С. 20-29
  12. Тарасенко Ю. О. Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей учащихся детских художественных школ // Молодой ученый. — 2017. — №38. — С. 122-125. — URL https://moluch.ru/archive/172/45690/
  13. Шатунова О. В., Современные виды декоративно-прикладного творчества: Учебное пособие / О. В. Шатунова, А. Б. Сергеева. — Елабуга: Изд-во ЕИ КФУ, 2015. — 148 с.
  14. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология, (педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников) М., 1992. — 234 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ВИДЫ ДЕКОРАТИВНОЙ РОСПИСИ

  1. Вятская роспись
  2. Похлов-Майданская роспись
  3. Хохломская роспись
  4. Городецкая роспись
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov