Курсовая Аудиторская деятельность ее развитие и регулирование в РФ

Содержание
Введение 3
1 Теоретические основы аудиторской деятельности в Российской Федерации 5
1.1 Возникновение и развитие аудита 5
1.2 Понятие аудита 6
1.3 Формы предпринимательской деятельности в аудите 8
1.4 Принципы аудиторского финансового контроля 11
1.5 Аудиторская тайна 16
1.6 Аттестация и образование аудиторов 18
1.7 Лицензирование аудиторской деятельности 20
2 Организация аудита в ОАО «Великоустюгский ликеро-водочный завод» 22
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Великоустюгский ликеро-водочный завод» 22
2.2 Оценка системы внутреннего контроля ОАО «Великоустюгский ликеро-водочный завод» 27
2.3 Планирование аудита 28
2.4 Реализация программы аудита 31
3 Совершенствование бухгалтерского учета на основе проведенного аудита на ОАО «Великоустюгский ликеро-водочный завод» 37
3.1 Оформление письменной информации аудита 37
3.2 Оформление аудиторского заключения 39
Заключение 41
Список использованных источников 43

Введение
Поскольку результаты аудиторской проверки являются основой множества экономических решений, аудит во всех странах достаточно жестко регулируется. В некоторых из них, например во Франции, в этот процесс вмешивается государство, устанавливая нормы, нормативы аудита, осуществляя регистрацию аудиторов и аудиторских фирм и контроль за их деятельностью.
Аудиторская деятельность, аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее — аудируемые лица). Аудит осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в соответствии с настоящим Федеральным законом. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Для целей настоящего Федерального закона под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.
Цель работы — рассмотреть развитие и регулирование аудиторской деятельности в РФ, а также рассмотреть процесс аудиторской проверки на предприятии.
Для достижения поставленных целей определим задачи работы:

  • рассмотреть теоретические основы аудиторской деятельности в Российской Федерации;
  • изучить процесс проведения аудита на конкретном предприятии;
  • выявить направления совершенствования бухгалтерского учета на предприятии на основе проведенного аудита.
    Объектом изучения является ОАО «Великоустюгский ликеро-водочный завод».
    Предметом изучения является бухгалтерский учет предприятия.
    Теоретической и методологической основой работы явились нормативно-правовые акты, научные труды и учебные пособия по бухгалтерскому учету, анализу, аудиту, материалы периодической печати, а также финансовая отчетность предприятия.

1 Теоретические основы аудиторской деятельности в Российской Федерации
1.1 Возникновение и развитие аудита
Термин «аудит» (от латинского audire «слушать») берет начало с деятельности квесторов – должностных лиц, ведавших финансовыми и судебными делами Римской империи, отчеты которых направлялись в Рим и выслушивались экзаменаторами. В средние века, в связи с введением принципов бухгалтерского учета, главной функцией аудита становится контроль за процессом ведения учета и за его правильностью и достоверностью, в России аудиторов называли присяжными бухгалтерами. С развитием крупного производства и разделением интересов тех, кто вкладывает деньги в его деятельность, появилась потребность во внутренних контролерах. В СССР роль внутреннего аудита частично выполнял внутриведомственный, внутрихозяйственный, производственный контроль. Становление аудита уже в РФ можно разделить на четыре этапа. Первый этап, с 1987 по1989 год, характеризуется директивным характером создания аудиторских организаций и стихийным характером зарождения аудиторской деятельности. Период с 1989 по 1993 год выделен во второй этап. Именно в 1991 году было принято несколько важных законов (Закон РСФСР от 24 декабря 1990г. «О собственности в РСФСР», Закон РСФСР от 25 декабря 1990г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности»), сыгравших немаловажную роль в становлении аудита. В этот период в России появляются первые негосударственные аудиторские организации, действующие на тот момент в условиях отсутствия единого акта, регламентирующего их работу. В качестве третьего этапа нужно указать период с декабря 1993 года по август 2001 года, где большую роль в развитии российского аудита сыграли Временные правила аудиторской деятельности в РФ, утвержденные Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г.№2263, а также Постановление Правительства РФ от 6 мая 1994 г. №482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности» и ряд других документов. Принятие Федерального закона от 7 августа 2001 года №119 «Об аудиторской деятельности» следует характеризовать как начало четвертого этапа становления аудита в РФ.
1.2 Понятие аудита
Рассмотрим теперь, что же такое аудит. Комиссия Американской бухгалтерской ассоциации по основным концепциям учета, созданный в 1971 году, дал такое определение аудита: «Аудит – это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающий уровень их соответствия определенным критериям и представляющий результаты заинтересованным пользователям». В российской же теории аудит понимается более конкретно, т. е. под аудиторской деятельностью, аудитом понимается «предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей» Исходя из буквального толкования норм, содержащихся в ФЗ «Об аудиторской деятельности» можно придти к выводу, что по смыслу законодателя «аудиторская деятельность, аудит» — тождественные понятия. Это по мнению некоторых авторов является неверным. Они предлагают разграничивать данные понятия. Например Качановский Д.Е. считает, что : Аудиторская деятельность – предпринимательская деятельность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, включающая аудит и оказание сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая с целью контроля, рационализации и оптимизации финансовой деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц) с целью выражения мнения о ее достоверности, соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Оказание сопутствующих аудиту услуг — предпринимательская деятельность по оказанию услуг в сфере финансов, экономики и права в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности. Также, об аудите можно сказать, что с одной стороны, аудиторы осуществляют независимый финансовый контроль в качестве одного из видов предпринимательской деятельности, на что прямо указывает ФЗ «Об аудиторской деятельности» и распространяет на нее особый правовой режим. С другой стороны, аудит – вид финансового контроля, осуществляемый специальными субъектами, с применением особого метода – аудиторской проверки, с определенной целью – выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Осуществляя свои функции, аудитор действует в публичных интересах, оценивая деятельность хозяйствующего субъекта для всеобщего знания. Однако он действует и в частных интересах самого проверяемого лица, заинтересованного в истинности своих представлений о действительном состоянии дел, изложенном в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Ряд авторов (Р.В. Кожура, В.В. Нитецкий) не согласны с установлением для аудита режима предпринимательства, полагая, что аудиторская деятельность имеет общие черты с адвокатской и нотариальной деятельностью, которые в силу прямого указания закона и по своей юридической сущности не являются предпринимательскими. Но в данном случае не учитывается, что адвокаты и нотариусы действуют с целью защиты, то есть принудительного способа осуществления субъективного права, применяемого в установленном законом порядке компетентными органами или уполномоченным на то лицом в целях восстановления нарушенного права. Аудиторы же выполняют не защитную, а финансовую контрольную функцию. В то же время аудиту присущи все признаки предпринимательской деятельности – это деятельность, осуществляемая постоянно и целенаправленно, самостоятельно, на свой риск, под свою ответственность, на профессиональной основе, с целью систематического получения прибыли путем проведения аудиторских проверок лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей. Аудит не может носить некоммерческий характер, хотя выполнение публичных функций диктует некоторые изъятия из общедозволительного правового режима предпринимательской деятельности. Сказанное не позволяет полностью отождествлять аудит с обычной предпринимательской деятельностью. Оптимальный правовой режим для аудиторского финансового контроля – режим установленный для предпринимателей, но с определенными особенностями, которые определяются контрольным характером данной деятельности, сочетанием публичных и частных интересов. Также, отметим, что по мнению Химичевой Н.И. «аудиторский финансовый контроль – это независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности – аудиторской деятельности»
1.3 Формы предпринимательской деятельности в аудите
Как уже отмечалось ранее рынок аудиторских услуг в РФ складывался постепенно начиная с 1987 года. Первой российской аудиторской фирмой была «Интераудит, а затем рынке появились иностранные аудиторские организации.
В 2010 году на рынке аудиторских услуг функционировало несколько основных групп компаний:
• Крупнейшие международные компании «большой пятерки» на которые приходится примерно 65- 75% общего объема рынка;
• Различные зарубежные аудиторские организации – 5-7% общего объема рынка;
• Средние российские организации занимают 3-5% рынка
• Примерно 5000 небольших организаций, индивидуальные аудиторы – 3-5% общего объема рынка;
Нужно отметить, что эти сведения носят оценочный характер, так как официальных данных о деятельности иностранных организаций в России почти нет. Ясно, чтобы исправить положение и повысить авторитет и представительство российских аудиторских организаций в этом виде деятельности, необходима серьезная работа самих российских аудиторов, поддержка со стороны органов законодательной и исполнительной власти РФ, федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, крупных аудиторских организаций.
В ФЗ «Об аудиторской деятельности» говорится, то основными исполнителями аудиторской деятельности являются аудиторские организации и индивидуальные аудиторы. Индивидуальные аудиторы должны пройти аттестацию, получить лицензию на право проведения обязательного аудита в определенной области и зарегистрироваться в качестве частных предпринимателей. В соответствии с п.3 ст.3 ФЗ «Об аудиторской деятельности» — «индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги. Индивидуальный аудитор не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности» Аудиторские организации имеют организационно – правовые формы закрытого акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Аудиторские организации можно также классифицировать по характеру деятельности и объему реализуемых услуг. По характеру деятельности аудиторские организации подразделяются на универсальные и специализированные. Универсальные аудиторские организации могут иметь несколько лицензий на право проведения того или иного вида обязательного аудита и заниматься самыми разнообразными видами работ. Специализированные аудиторские организации выполняют более узкий круг работ и специализируются на определенных их видах. Независимо от того, является организация специализированной или универсальной, она обязательно должна выполнять основной вид услуг – проведение обязательного аудита. В противном случае она не может являться аудиторской организацией. Согласно ст.7 ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит – «ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.
Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:
1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
2) организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;
4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют подпункту 3 пункта 1 настоящей статьи. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;
5) обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом.

  1. Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.»
    1.4 Принципы аудиторского финансового контроля
    Также необходимо отметить, что в основе осуществления аудиторского финансового контроля, кроме общеотраслевых принципов финансового права, таких как приоритетность публичных интересов в правовом регулировании финансовых отношений, социальная нравственность финансово – правового регулирования, единство финансовой политики и денежной системы, гласность, участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, плановость, законность и другие, лежат еще несколько собственных (специфических) принципов. Это этические принципы: независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность и добросовестность, конфиденциальность, профессиональное поведение.
    Рассмотрим некоторые эти принципы, так как благодаря данным принципам мы сможем лучше понять особенности аудиторской деятельности.
    Объективной основой для выводов, рекомендаций и заключений аудитора может быть только достаточный объем требуемой информации. Аудиторы не должны представлять факты сознательно неточно или предвзято. Оказывая любые профессиональные услуги, аудиторы обязаны объективно рассматривать все возникающие ситуации и реальные факты, не допускать, чтобы личная предвзятость, предрассудки либо давление со стороны могли сказ0аться на объективности их суждений. Поступки аудиторов, их решения и заключения не могут зависеть от суждений или указаний других лиц. Аудитору следует избегать взаимоотношений с лицами, которые могли бы повлиять на объективность его суждений и выводов, либо немедленно прекращать их, указывая на недопустимость давления на аудитора в любой форме.
    Аудиторы обязаны обеспечить достаточный профессиональный уровень аудиторских услуг, необходимых клиенту. Они должны обладать необходимым объемом знаний и навыков, с тем, чтобы добросовестно и профессионально выполнить обязательства, гарантировать клиенту аудиторские услуги, основанные на современных методиках с использованием всех, с том числе новейших, нормативных актов.
    Аудитор обязан постоянно обновлять свои профессиональные знания в области бухгалтерского учета, налогообложения, финансовой деятельности и гражданского права, организации и методов аудита, законодательства.
    Для обеспечения качества выполнения профессиональных услуг аудитор обязан строго следовать российским и международным аудиторским стандартам.
    Профессиональная компетентность аудитора основывается на общем и специальном высшем образовании, сдаче аттестационных экзаменов, подтверждаемых соответствующими дипломами и аттестатами, а также на опыте непрерывной практической работы по оказанию профессиональных аудиторских услуг совместно с другими специалистами данного профиля и профессионального уровня.
    Также в опубликованном Российской коллегией аудиторов Кодексе профессиональной этике аудиторов можно выделить: плата за профессиональные услуги, действия аудитора несовместимые с профессиональной деятельностью, аудиторские услуги в других государствах, публичная информация и реклама и другие.
    Остальные принципы также играют немаловажную роль в аудиторском контроле. Но наибольшую значимость для нас играет принцип независимости. Данный принцип раскрывается в статье 12 ФЗ «Об аудиторской деятельности».
    Отличительной чертой аудиторского контроля, от всех других видов финансового контроля является то, что он независим от государственных органов, органов местного самоуправления, а также то, что он осуществляется на платной основе. Однако осуществление его в РФ подлежит государственному регулированию.
    Под независимостью аудита следует понимать главным образом свободу от влияния с чье бы то ни было стороны в выражении своего профессионального мнения о финансовой отчетности проверяемого субъекта. Но поскольку результаты аудиторской проверки являются основой множества экономических решений, аудит достаточно жестко регулируется во всех странах. В некоторых из них (например, во Франции)в этот процесс вмешивается государство, устанавливая нормы и нормативы аудита, осуществляя регистрацию аудиторов и аудиторских фирм и контроль за их деятельностью. В России государство активно осуществляет регулирование аудиторской деятельности, определяет обязательность аудита, выделяя значимые предприятия, финансовые затруднения которых могли существенно повлиять на экономику, определяет требования к аудиторам. Организация государственного регулирования аудита осуществляется Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Регулирование аудиторской деятельности государство осуществляет посредством законов, оставляя при этом значительные возможности саморегулирования аудита для общественных организаций аудиторов.
    Также аудиторы обязаны отказаться от оказания профессиональных услуг, если имеются обоснованные сомнения в их независимости от организации клиента и ее должностных лиц во всех отношениях.
    В заключении или в другом документе, составленном в результате оказанных профессиональных услуг, аудитор обязан сознательно и без каких – либо оговорок заявить о своей независимости в отношении клиента. В статье 12 ФЗ «Об аудиторской деятельности»закреплены ситуации, когда аудит не является независимым и не может осуществляться.
    Подобные ситуации можно классифицировать следующим образом:
    1) аудитор имеет непосредственное отношение к аудируемому лицу — является учредителем (участником) аудируемого лица, его руководителем, бухгалтером или иным лицом, несущим ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
    2) аудитор имеет отношение к аудируемому лицу через близкие родственные связи с вышеупомянутыми категориями его должностных лиц (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);
    3) аудиторская организация имеет отношение к аудируемому лицу через своих руководителей и иных должностных лиц, имеющих непосредственное отношение к аудируемому лицу;
    4) аудиторская организация имеет отношение к аудируемому лицу, через своих руководителей и иных должностных лиц, которые, в свою очередь, имеют к нему отношение через близкие родственные связи.
    Отметим, что во Временных правилах ситуации, соответствующие пунктам 3 и 4, не были определены, как нарушающие независимость. Существовало два взаимно непересекающихся направления нарушения условий независимости: по линии физических лиц-аудиторов и по линии юридических лиц — аудиторских организаций.
    Таким образом, формально не был под запретом аудит лица, в котором учредителем являлся, например, руководитель проверяющей аудиторской организации. Новеллы, введенные Законом об аудите, устраняют этот пробел, однако на наш взгляд чрезмерно расширяют ситуации зависимости, используя термин «должностные лица», то есть лица, выполняющие управленческие функции на предприятии.
    5) аудиторская организация имеет непосредственное отношение к аудируемому лицу — последнее является ее учредителем (участником) или, наоборот, аудиторская организация является его учредителем (участником). Нарушением независимости будет и «аудит дочерних организаций, филиалов и представительств, указанных аудируемых лиц, а также организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников)»;
    Последнее предложение также является необходимой новеллой. Представляется однако, что выделенное нами в нем слово «аудируемых» является лишним, так как ситуация, когда аудируется дочерняя компания зависимой от аудиторской организации, но не аудируемой ею, материнской компании, также является ситуацией нарушения независимости по существу.
    6) аудиторская организация или индивидуальный аудитор, оказывали аудируемому лицу в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам.
    Также нужно отметить, что в статье 12 ФЗ «Об аудиторской деятельности» не предусмотрена возможность установить иными федеральными законами дополнительные требования к независимости аудиторской организации (аудитора) при проведении проверки отдельных видов юридических лиц.
    1.5 Аудиторская тайна
    В соответствии со статьей 8 ФЗ «Об аудиторской деятельности» «Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги» Кроме того в пункте 2 это требование конкретизируется: «Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами» В данной статье Закона об аудите определено, какие сведения подлежат отнесению к профессиональной тайне аудиторов. Ранее принятые нормативные акты по вопросам аудиторской деятельности не давали расшифровку понятия аудиторской тайны. Поскольку, аудиторская тайна охраняется законом и доступ к сведениям, составляющим профессиональную тайну аудиторов ограничен, в том числе для многих государственных органов, а также в отсутствие законодательного определения общего понятия служебной тайны определение Законом об аудите составляющих аудиторскую тайну сведений представляется весьма важным. Безусловно, положительным является то, что к информации, составляющей аудиторскую тайну, прямо отнесена и внутренняя документация аудиторской организации (аудитора), составляемая в ходе проведения проверки, и все получаемые от аудируемого лица материалы (объяснения бухгалтера и т.п.). Таким образом, устраняются вопросы о том, какие сведения могут быть запрошены от аудитора при проведении мероприятий, в частности, налогового контроля, а какие — нет, что на практике имеет немаловажное значение, поскольку действующим законодательством установлен ряд ограничений на истребование информации, составляющей профессиональную тайну аудиторов. Например, пункт 4 статьи 82 Налогового кодекса РФ устанавливает, что «при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности аудиторскую тайну» .
    Аналогичные предъявляемым к аудиторам требования по сохранности аудиторской тайны распространяются и на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности, а также иных лиц, получивших доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну в соответствии с Законом об аудите и другими федеральными законами.
    В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков.
    Находящиеся в распоряжении аудиторской организации и индивидуального аудитора рабочие документы аудита предоставляются исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации об их деятельности.
    1.6 Аттестация и образование аудиторов
    Высокий уровень профессионализма аудиторов является залогом того, что проведение аудиторских проверок и оказание иных аудиторских услуг будет осуществлено на самом высоком уровне. Требования к уровню профессионализма лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, определены правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Образование аудитора». Элементами образования аудитора являются:
     Базовое образование
     Практический опыт
     Специальное профессиональное образование
     Свободное владение деловым русским языком.
    Согласно статье 15 ФЗ «Об аудиторской деятельности» «аттестация на право осуществления аудиторской деятельности (далее — аттестация) — проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия». Стремлением поднять статус аудитора можно объяснить и некоторые изменения обязательных требований к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора. В соответствии с Законом об аудите претендент на получение квалификационного аттестата аудитора должен иметь высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, и стаж работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.
    При этом уполномоченному федеральному органу дается право устанавливать дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора.
    Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи также определяется уполномоченным федеральным органом. В статье 16 ФЗ «Об аудиторской деятельности» изложены основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора. Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях, если: установлен факт получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов; вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока; установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством Российской Федерации или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности; установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки; установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд аудитор не осуществляет аудиторскую деятельность; аудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленное статьей 15 настоящего Федерального закона.
    1.7 Лицензирование аудиторской деятельности
    В соответствии со статьей 17 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 года «аудиторская деятельность относится к видам деятельности на осуществление которых требуется лицензии». В соответствии со статьей 17 ФЗ «Об аудиторской деятельности» «лицензирование аудиторской деятельности, в том числе порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензии, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Датой получения аудиторской организацией или индивидуальным аудитором лицензии на осуществление аудиторской деятельности считается дата принятия решения о выдаче соответствующей лицензии» , и они не вправе оказывать такие услуги без получения соответствующей лицензии. Лицензирование аудиторской деятельности осуществляется Министерством финансов РФ. Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается сроком на5 лет, который по заявлению лицензиата может продлеваться на 5 лет неограниченное количество раз.
    Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении аудиторской деятельности являются:
    a) Наличие у индивидуального аудитора или у аудиторов аудиторской организации соответствующих профилю аудиторской проверки типов квалификационных аттестатов аудитора;
    b) Наличие в штате аудиторской организации не менее 5 аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудиторов;
    c) Осуществление предпринимательской деятельности только в виде проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, в том числе федеральными правилами аудиторской деятельности, и органов, регулирующих деятельность аудируемых организаций;
    d) Соблюдение правил внутреннего контроля качества проводимых лицензиатами аудиторских проверок и обеспечение возможности проведения внешних проверок качества их деятельности с предоставлением в установленном порядке всей необходимой для этого документации и информации в соответствием с законодательством РФ;
    e) Обеспечение сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ и т. д.
    В соответствии с ФЗ «Об аудиторской деятельности» предусмотрена ответственность индивидуальных аудиторов или аудиторских организаций в виде аннулирования лицензий на осуществление аудиторской деятельности.

2 Организация аудита в ОАО «Великоустюгский ликеро-водочный завод»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Великоустюгский ликеро-водочный завод»
Объектом исследования является открытое акционерное общество «Великоустюгский ликеро-водочный завод. Предприятие расположено по адресу: г Великий Устюг, ул. Красная, 31
ОАО «Великоустюгский ликеро-водочный завод» одно из старейших предприятий отрасли, основанное в 1901 году. Имея более чем 109-летнюю историю, предприятие известно своими изделиями всему Русскому Северу и далеко за его пределами. Сегодня ВУ ЛВЗ современное предприятие, на котором производится более 35 наименований алкогольной продукции: водки, сладкие и горькие настойки, бальзамы, аперитивы, десертные напитки.
Открытое акционерное общество «Великоустюгский ликеро-водочный завод учреждено и действует в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах», Гражданским кодексом Российской Федерации и иным действующим законодательством.
Общество является юридическим лицом и свою деятельность организует на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации.
Полное официальное наименование Общества на русском языке: Открытое акционерное общество «Великоустюгский ликеро-водочный завод».
Сокращенное официальное наименование Общества на русском языке: ОАО «ВУЛВЗ».
Предметом деятельности ОАО «Великоустюгский ЛВЗ» является:
• производство, хранение и розлив алкогольной и безалкогольной продукции;
• производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;
• производство и реализация вина, винных напитков, ликероводочных изделий;
• оказание услуг по розливу винно-водочных изделий;
• маркетинговые услуги в соответствии с профилем деятельности Общества;
• оптовая и розничная торговля на территории Российской Федерации и за ее пределами с использованием различных форм торговли;
• торгово-закупочная и посредническая деятельность, в том числе через собственную торговую сеть;
• проведение финансовых операций (за исключением банковских);
• проведение операций с ценными бумагами (не в качестве инвестиционного института);
• оказание транспортно-складских услуг;
• дилерская, дистрибьюторская и брокерская деятельность на коммерческой основе;
• осуществление внешнеэкономической деятельности по вышеперечисленным направлениям в соответствии с действующим законодательством.
В общем виде организационную структуру предприятия можно представить в следующей схеме (рис. 1).

Рисунок 1 –Организационная структура предприятия
Как видно из данной схемы, организационная структура ОАО «Великоустюгский ЛВЗ» – линейно-функциональная.
Органами управления Общества являются:
• Общее собрание акционеров;
• Совет директоров Общества;
• генеральный директор.
Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется генеральным директором. Генеральный директор подотчетен Совету директоров Общества и Общему собранию акционеров Общества. Права и обязанности, сроки полномочий и размеры оплаты услуг генерального директора определяются договором, заключаемым с Обществом. Договор от имени Общества подписывается Председателем Совета директоров Общества или лицом, уполномоченным Советом директоров Общества.
На отношения между Обществом и генеральным директором действие законодательства Российской федерации о труде распространяется в части, не противоречащей положениям Федерального закона «Об акционерных обществах».
К компетенции генерального директора относятся все вопросы руководства текущей деятельностью Общества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции Общего собрания акционеров или Совета директоров Общества. Генеральный директор организует выполнение решений Общего собрания акционеров и Совета директоров Общества. Генеральный директор без доверенности действует от имени Общества, в том числе:
• осуществляет оперативное руководство деятельностью Общества;
• имеет право первой подписи под финансовыми документами;
• распоряжается имуществом Общества для обеспечения его текущей деятельности в пределах, установленных действующим законодательством и настоящим Уставом;
• представляет интересы Общества как в Российской Федерации, так и за ее пределами, в том числе в иностранных государствах;
• утверждает штатное расписание, заключает трудовые договоры с работниками Общества, применяет к этим работникам меры поощрения и налагает на них взыскания;
• утверждает внутренние документы Общества, за исключением внутренних документов,
утверждение которых отнесено настоящим Уставом к компетенции Общего собрания акционеров или Совета директоров Общества;
• совершает сделки от имени Общества, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об акционерных общества» и Уставом Общества;
• выдает доверенности oт имени Общества;
• открывает в банках счета Общества;
• организует ведение бухгалтерского учета и отчетности Общества;
• издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Общества;
• исполняет другие функции, необходимые дня достижения целей деятельности Общества и обеспечения его нормальной работы, в соответствии с действующим законодательством и Уставом Общества, за исключением функций, закрепленных Федеральным законом «Об акционерных обществах» и Уставом Общества зa другими органами управления Общества.
Генеральный директор избирается Общим собранием акционеров Общества сроком на 3 года. Общее собрание акционеров вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий Генерального директора Общества и избрании нового генерального директора. Требования, предъявляемые к лицам, избираемым на пост генерального директора, устанавливаются «Положением о генеральном директоре Общества». По предложению Совета директоров Общества по решению Общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа Общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему).
Основные экономические показатели ОАО «Великоустюгский ликеро-водочный завод» приведены в таблице 1.

Таблица 1 — Основные показатели производственно – хозяйственной деятельности ОАО «Великоустюгский ликеро-водочный завод» с 2009 по 2011 годы.
Наименование
показателя Ед.
изм. 2009 год 2010 год 2011 год 2010/
2009, % 2011/
2010, %
Выручка от реализации т.р. 99986 76913 95782 76,92% 124,53%
Себестоимость проданных товаров т.р. 84136 57337 67719 68,15% 118,11%
Валовая прибыль т.р. 15850 19576 28063 123,51% 143,35%
Коммерческие и управленческие расходы т.р. 9132 7463 9940 81,72% 133,19%
Прибыль от реализации т.р. 6718 12113 18123 180,31% 149,62%
Результат прочей деятельности т.р. -11525 -11536 -14177 100,10% 122,89%
Прибыль до налогообложения т.р. -4807 577 3946 112,00% 683,88%
Чистая прибыль за минусом налогов т.р. -6558 -1970 646 30,04% 132,79%
Среднегодовая стоимость основных фондов т.р. 59062 54496 50480 92,27% 92,63%
Годовой фонд оплаты труда т.р. 2640 2320 2410 87,88% 103,88%
Среднесписочная численность работников чел. 214 199 190 92,99% 95,48%
Среднемесячная зарплата 1 раб. руб. 12336 11658 12684 94,50% 108,80%
Производительность труда т.р. 467,22 386,50 504,12 82,72% 130,43%
Фондоотдача 1,69 1,41 1,90 83,37% 134,44%
Фондоемкость 0,59 0,71 0,53 119,95% 74,38%
Фондовооруженность т.р./чел 275,99 273,85 265,68 99,22% 97,02%

Как видно из таблицы 1 основные показатели экономической деятельности ОАО «Великоустюгский ликеро-водочный завод» с 2009 по 2011 годы растут, что является о положительной тенденцией для предприятия.
2.2 Оценка системы внутреннего контроля ОАО «Великоустюгский ликеро-водочный завод»
Под системой внутреннего контроля понимаются все методы и процедуры внутреннего контроля, осуществляемые руководством для целей правильного и эффективного ведения бизнеса, включая строгое соблюдение действующего законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия, защиту и сохранность активов, регистров и информации, предотвращение и обнаружение мошенничества и ошибок, точность и полноту учетных записей, и своевременную подготовку достоверной бухгалтерской и финансовой отчетности.
Количество персонала, занятого учетным процессом в ОАО «Великоустюгский ликеро-водочный завод» — 8 сотрудников. Должностные инструкции утверждены для всех работников бухгалтерии. Обучение персонала установлено на постоянной основе. Профессиональный уровень работников бухгалтерской службы в полном объеме обеспечивает возможность правильного решения финансовых вопросов, возникающих в ходе финансово-хозяйственной деятельности Общества.
Бухгалтерский учет в Обществе ведется по журнально-ордерной форме счетоводства с применением специализированных форм по специфике производства.
Бухгалтерский учет ведется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером с применением бухгалтерской программы «1С: Предприятие».
В конце месяца производится взаимоувязка учетных данных и формируется Главная книга.
Обществом проводится периодический анализ состояния активов и расчетов; встречные взаимопроверки бухгалтерских записей; сверки расчетов; применяется сплошная нумерация создаваемых документов; документы регистрируются в специальных журналах; разрешительные надписи руководителя и (или) главного бухгалтера присутствуют на документах.
Проведя тест средств контроля мы смогли оценить риск средств контроля в ОАО «Великоустюгский ликеро-водочный завод», используя наивысшую оценку (Приложение 1). По результатам теста можно риск средств контроля как низкий.
2.3 Планирование аудита
В соответствии с аудиторскими стандартами целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности Обществом и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
План и программа аудита ОАО «Великоустюгский ликеро-водочный завод» представлены в Приложении 2.
Под достоверностью бухгалтерской отчетности во всех существенных отношениях понимается такая степень точности показателей бухгалтерской отчетности, при которой квалифицированный пользователь этой отчетности оказывается в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.
Существенность информации — это ее свойство, которое делает ее способной влиять на экономические решения разумного пользователя такой информации.
Аудиторский риск – риск, который берет на себя аудитор, давая заключение о полной достоверности данных внешней отчетности, в то время как возможны ошибки и пропуски, не попавшие в поле зрения аудитора.
При проведении аудиторской проверки принимаются во внимание две стороны существенности в аудите: качественную и количественную.
С качественной точки зрения используется профессиональное суждение аудитора для того, чтобы определить существенность выявленных нарушений’ требований применимых нормативных актов и раскрытие информации в учетной политике и пояснениях к бухгалтерской отчетности.
С количественной точки зрения оценивается, превосходят ли по отдельности и в сумме обнаруженные искажения бухгалтерской отчетности (с учетом прогнозируемой величины неотмеченных ошибок) принятый для Общества уровень существенности.
Уровень существенности в ОАО «Великоустюгский ликеро-водочный завод» определим по базовым показателям бухгалтерской отчетности Общества на основе критериев, установленных внутренним стандартом Аудитора «Существенность».
Определим уровень существенности на основании данных 2011 года (таблица 2).

Таблица 2 — Определение уровня существенности при проведении аудиторской проверки ОАО «Великоустюгский ликеро-водочный завод»
Наименование базового показателя Значение базового показателя бухгалтерской отчетности, тыс. руб. Доля, % Значение для нахождения уровня существенности, тыс.руб.

  1. Балансовая прибыль (форма 2, стр. 190) 646 5 32.3
  2. Выручка от реализации без НДС (форма 2, стр. 010) 95782 2 1915.64
  3. Общие затраты организации (форма 2, стр. 020) 67719 2 1354.38
  4. Сумма собственного капитала (форма 1, стр. 490) 52981 10 5298.1
  5. Валюта баланса (форма 1, стр. 300) 120390 2 2407.8

Расчет уровня существенности:
Наибольшее и наименьшее значения показателей можно исключить из дальнейшего расчета, т.е. исключаем 5298,1 и 32,3.
Средняя арифметическая составит:
(1915,64 + 1354,38 + 2407,8) / 3 = 1892,61 тыс. руб.;
Полученную величину допустимо округлить до 1893 тыс. руб. и использовать количественный показатель в качестве значения материальности (существенности).
Различие между значениями уровня существенности до и после округления составляет:
(1893 – 1892,61) / 1862,61 * 100% = — 0,02%, что находится в пределах 20% (единого показателя уровня существенности, который может использовать аудитор в своей работе).
Теперь, используя формулу факторной модели аудиторского риска, определим чему равен приемлемый аудиторский риск (ПАР).

Формула факторной модели: ВХР * РК * РН = ПАР,

Где ПАР – приемлемый аудиторский риск (относительная величина). Она выражает меру готовности аудитора признать тот факт, что финансовая отчетность может содержать существенные ошибки, после того как уже завершен аудит и дано положительное заключение;
ВХР – внутрихозяйственный риск (относительная величина). Выражает вероятность существования ошибки, превышающей допустимую величину, до проверки системы внутрихозяйственного контроля;
РК – риск контроля (относительная величина). Выражает вероятность того, что существующая ошибка, превышающая допустимую величину, не будет ни предотвращена, ни обнаружена в системе внутрихозяйственного контроля;
РН – риск необнаружения (относительная величина). Выражает вероятность того, что применяемые аудиторские процедуры и подлежащие сбору доказательства не позволят обнаружить ошибки, превышающие допустимую величину.
Аудитор полагает, что:

  • внутрихозяйственный риск = 80%
  • риск контроля = 50%
  • риск необнаружения = 10%
    Тогда ПАР составит:
    0,8 * 0,5 * 0,1 = 0,04 или 4%.
    Если аудитор пришел к заключению, что приемлемый уровень аудиторского риска в данном случае должен быть не выше 4%, то данный план считается приемлемым.
    2.4 Реализация программы аудита
    В первую очередь необходимо проверить наличие приказа на материально-ответственных лиц организации и договоров на полную материальную ответственность с работниками предприятия. В ОАО «Великоустюгский ликеро-водочный завод» все приказы на материальную ответственность оформлены правильно: на заведующую складом Попову Н.В. оформлен приказ на полную индивидуальную ответственность. Но при приеме на работу указанного сотрудника 26.11.2000. не была проведена инвентаризация товарно-материальных ценностей. Из устного объяснения заведующей складом Поповой Н.В. следовало, что инвентаризация не была проведена при смене материально-ответственного лица потому, что на 30.11.2000. была назначена плановая инвентаризация склада (нарушение ст.12 Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О бухгалтерском учете и отчетности» 2001г.)
    Путем устного опроса работников бухгалтерии установлено, что на предприятии издается приказ директора о проведении инвентаризации, в котором указывается когда будет проводиться инвентаризация, кто входит в состав инвентаризационной комиссии. Результаты инвентаризации в ОАО «Великоустюгский ликеро-водочный завод» оформляются актом инвентаризации, здесь же отражаются выяленные расхождения. Путем опроса также установлено, что комиссия начинает проверку фактического наличия имущества только после сдачи материально-ответственным лицом в бухгалтерию всех приходных и расходных документов под их расписку. В расписке перечисляются все сданные документы, а также указывается, что все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие – списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на покупку имущества и доверенности на его получение.
    Далее необходимо проверить наличие и отражение в бухгалтерском учете результатов инвентаризации готовой продукции и расчетов с покупателями.
    Проверкой установлено, на ТТН 32154 от 21.05.10, № 792184 от 03.02.10. № 541545 от 16.02.10 отсутствует подпись заведующей складом в получении продукции. Также выяснилось, что бухгалтерией ОАО «Великоустюгский ликеро-водочный завод» счет 45 используется вместо счета 62, при этом искажается сущность счета 45 по его характеристике, то есть из активного счета он в этих случаях превращается в активно-пассивный (с развернутым сальдо на начало и конец месяца). Это вносит разночтение в общепринятую методологию ведения учета.
    В ходе проведенной проверки выяснилось, что инвентаризация имущества и обязательств в ОАО «Великоустюгский ликеро-водочный завод» проводится в соответствии с законодательством РФ. Имеется только расхождение в первичных документах, которые организация применяет для оформления инвентаризации: если предприятие решило использовать свои формы первичной документации, то они должны быть указаны в учетной политике.
    Реализационные цены по каждому виду продукции ОАО «Великоустюгский ликеро-водочный завод» проверялись путем их сопоставления с действующими прейскурантами и договорами по реализации продукции, выполнению работ и оказании услуг. Обращалось внимание на обоснованность планирования качества продукции и правильность расчета средних реализационных цен, исходя из сроков продажи, качественных показателей и сверхплановых объемов реализуемой продукции.
    Способ оценки готовой продукции по прямым затратам предусматривает отнесение общехозяйственных расходов на счет 90 «Продажи» в том периоде, в котором они имели место. Их не нужно распределять между готовыми изделиями и незавершенным производством, относить на остатки готовой продукции на складе, косвенно учитывать в составе стоимости отгруженных товаров. В результате снижается трудоемкость расчетов, повышается их точность.
    Оценка готовой продукции по уровню прямых затрат предпочтительнее для ОАО «Великоустюгский ликеро-водочный завод» поскольку предприятие выпускает широкий ассортимент продукции.
    Наряду с обоснованностью формирования цены на выпускаемую продукцию, необходимо всесторонне проверить и правильность заключения предприятием указанных договоров как важнейшей правовой основы его сбытовой деятельности. При проверке договоров на поставку продукции выяснилось, что в договоре с ИП Андреев А.Н. не указан объем реализуемой продукции, отсутствует подпись директора ОАО «Великоустюгский ликеро-водочный завод». При реализации партии Водки «От Деда Мороза» ООО «КАНА» нарушены сроки отгрузки готовой продукции, вследствие простоя производственной линии из-за отсутствия сырья. При сверке реквизитов на ТТН 13468 от 22.05.10 на отгрузку ООО «Мир пива» и даты заключения договора на поставку продукции, выяснилось, что договор был заключен 26.05.10, то есть после совершения операции по отгрузки продукции.
    Реализационные цены проверяют по каждому виду продукции путем их сопоставления с действующими договорами по реализации продукции, прейскурантам. В ходе проверки не выявлено случаев расхождения фактической цены реализации от цены, указанной в договоре на поставку продукции.
    Первичные учетные документы на ОАО «Великоустюгский ликеро-водочный завод» составляются на бумажных и машинных носителях информации. Бланки форм первичных документов, принадлежащих ОАО «Великоустюгский ликеро-водочный завод», отнесенные к бланкам строгой отчетности (ТТН), пронумерованы в порядке, установленным министерствами и ведомствами.
    Ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов по отгрузке и реализации готовой продукции, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, достоверность сведений, содержащихся в документах данных, несут лица, создавшие и подписавшие этот документ. На ОАО «Великоустюгский ликеро-водочный завод» такими лицами, согласно приказа директора, являются главный бухгалтер, заведующий складом.
    Проверка полноты учета продаж была эффективно осуществлена путем выборочной сверки данных товарно-транспортных накладных отдела продаж со счетами — фактурами и данными бухгалтерского учета. При проведении этой проверки аудитор должен убедиться, что все товарно-транспортные накладные собраны и надлежащим образом хранятся в отделе продаж. Это было сделано путем анализа порядковой нумерации этих документов.
    При проверке также установлено, что в товарно-транспортной накладной № 5862 от 15.06.2010 г было допущено исправление, не оформленное надлежащим образом. Отсутствует экземпляр товарно-транспортной накладной № 6341 от 18.06.2010 г. с подписью и печатью покупателя о получении товара доставленного транспортом ОАО «ПЭК».
    При проверке достоверности данных исходным пунктом является регистр учета продажи. На основе данных этого регистра делается выборка номеров счетов, которые затем сверяются с товарно-транспортными накладными и заказами на покупку, полученными от заказчиков (покупателей). В результате такой проверки выяснилось, что отсутствуют счета-фактуры №125 от 02.02.09, №301 от 25.05.10., № 654 от 06.10.10, а также выяснилось, что нет ТТН 65482 от 12.10.10., ТТН 84515 от 06.04.10., хотя в бухгалтерском учете стоимость готовой продукции, отгруженной по этим накладным, отражена. Этот факт говорит о недостатках в организации документооборота на ОАО «Великоустюгский ликеро-водочный завод», отсутствии контроля за регистрацией и хранением бланков строгой отчетности.
    Арифметическая (счетная) проверка сводится к проверке правильности подсчетов в документах приведенных наценок (скидок, накидок), выделения сумм налогов и т.д. В счет-фактуре №201 от 04.03.10. неправильно выделен НДС в стоимости товара (189326 руб., следовало 189362 руб.) Из объяснения бухгалтера, ответственного за выписку счет-фактур, следовало, что в данном случае присутствовала механическая описка – перестановка цифр местами.
    На ОАО «Великоустюгский ликеро-водочный завод» на каждое наименование продукции бухгалтерия открывает карточку складского учета и выдает ее работнику склада под расписку в реестре карточек. Карточки размещаются в картотеке склада по номенклатурным номерам продукции. Материально ответственное лицо производит записи в карточках по каждому приходному и расходному документу отдельной строкой. После каждой записи определяется и записывается в соответствующей графе остаток готовой продукции.
    Работник бухгалтерии ОАО «Великоустюгский ликеро-водочный завод» периодически проверяет правильность оформления приходных и расходных документов и записей в карточках складского учета. Проверка производится в присутствии материально ответственного лица. Правильность записей в карточках бухгалтер подтверждает своей подписью в графе «контроль» с указанием даты проверки. Обнаруженные расхождения и ошибки своевременно устраняются.
    Остатки готовой продукции на начало следующего месяца переносятся из карточек складского учета в ведомость остатков (сальдовую книгу) по складу. Ее итоги сверяют с данными бухгалтерии.
    Проведенная проверка дает достаточные основания для того, чтобы высказать мнение о достоверности предоставленных документов, отражающих на предприятии учет готовой продукции и ее реализации.
    В результате проведенной аудиторской проверки можно сделать вывод о том, что бухгалтерский учет готовой продукции и ее реализации с прилагаемыми поправками соответствует нормам действующего законодательства, регламентирующего данных раздел учета, по состоянию на 1 января 2012 г.
    Таким образом, ОАО «Великоустюгский ликеро-водочный завод» было дано условно положительное аудиторское заключение.

3 Совершенствование бухгалтерского учета на основе проведенного аудита на ОАО «Великоустюгский ликеро-водочный завод»
3.1 Оформление письменной информации аудита
Нами, независимыми аудиторами, проведен аудит финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Великоустюгский ликеро-водочный завод» (далее Общество) за 2011 год.
Цель аудита — выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности Общества и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Основными направлениями бухгалтерского учета, которые подлежали проверке, явились: формирование и заполнение бухгалтерской отчетности, бухгалтерский учет готовой продукции.
При проведении аудита бухгалтерского учета готовой продукции и товаров мы осуществили следующие процедуры:
• Проверили правильность оформления материалов инвентаризации готовой продукции и товаров и отражения результатов инвентаризации в учете;
• Проверили правильность синтетического и аналитического учета готовой продукции и товаров;
• Проверили соответствие используемых способов оценки готовой продукции и товаров при их поступлении и выбытии способам, предусмотренным учетной политикой;
Товары приходуются на счете 41 «Товары» в соответствии с рабочим планом счетов предприятия, на основании товарных накладных, счетов-фактур поставщиков. Данные аналитического учета соответствуют данным синтетического учета. Согласно учетной политики, Обществом предусмотрен порядок учета продуктов питания в столовой на счете 41.1 «Товары на складах», покупных изделий на счете 41.4 «Покупные изделия».
В результате проведенных аудиторских процедур не выявлены факты, которые привели бы к искажению бухгалтерского баланса по строке 214 «Готовая продукция и товары для продажи».
Выборочным методом были проверены договоры, бухгалтерские регистры и первичные документы по учету доходов и расходов, книги продаж и покупок, журналы учета счетов- фактур, первичные документы по учету затрат, банковские и кассовые документы, документы по учету материальных ценностей и другие документы.
Ответственность за своевременное и качественное создание документов, достоверность содержащихся данных в документах в соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском учете» несут лица, создавшие и подписавшие эти документы. Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона РФ «О бухгалтерском учете» возложена на руководителя организации. Согласно пункту 2 статьи 7 Закона РФ «О бухгалтерском учете» главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.
Проделанная в процессе аудита работа не предполагает проведение полной и всеобъемлющей проверки, поэтому установление нарушений но проверенным операциям не означает, что они отсутствуют но другим операциям, не попавшим в объем выборки, принятый для проведения аудиторской проверки.
При проведении проверки мы собирали убедительные аудиторские доказательства относительно следующих утверждений руководства ОАО «Великоустюгский ликеро-водочный завод», четко выраженных или подразумеваемых в финансовой (бухгалтерской) отчетности:
•активы и обязательства существуют на дату окончания отчетного периода (наличие);
•активы и обязательства имеют отношение к ОАО «Великоустюгский ликеро-водочный завод» на дату окончания отчетного периода (права и обязательства);
•хозяйственные операции и (или) события имели отношение к ОАО «Великоустюгский ликеро-водочный завод» в течение отчетного периода (существование);
•отсутствуют активы, обязательства, операции, события или нераскрытые статьи, не внесенные в учетные записи в соответствии с правилами бухгалтерского учета (полнота);
• активы и обязательства учтены по соответствующей балансовой стоимости (оценка);
•суммы хозяйственных операций и (или) события учтены надлежащим образом, а доходы и расходы отнесены к соответствующим периодам (точность);
•статьи бухгалтерской отчетности раскрыты, классифицированы и описаны в соответствии с принятыми основами составления финансовой (бухгалтерской) отчетности (представление и раскрытие).
Письменная информация составлена для руководства Общества и может использоваться им по своему усмотрению.
3.2 Оформление аудиторского заключения
Мы провели аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности по учету готовой продукции ОАО «Великоустюгский ликеро-водочный завод» за 2011 г. включительно.
Финансовая (бухгалтерская) отчетность ОАО «Великоустюгский ликеро-водочный завод» состоит из:

  • бухгалтерского баланса;
  • отчета о прибылях и убытках;
  • приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;
  • пояснительной записки.
    Ответственность за подготовку и представление этой финансовой (бухгалтерской) отчетности несет исполнительный орган ОАО «Великоустюгский ликеро-водочный завод».
    В ходе проверки не выявлены такие проблемные ситуации, которые оказали бы существенное влияние на правильность ведения бухгалтерского учета и достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности, в отношении решения которых аудиторская организация и экономический субъект не достигли бы однозначного мнения.
    Нарушения установленного законодательством РФ порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, влияющих или способных повлиять на достоверность бухгалтерской отчетности, исправлены в ходе проведения аудита.
    На основании вышеизложенного, мы пришли к следующим выводам:
  1. Бухгалтерская отчетность учета готовой продукции дает верную оценку финансового и имущественного состояния Общества.
  2. Результаты проведенного аудита достаточны для информирования руководства Общества о вероятном влиянии выявленных несоответствий на достоверность учетной и отчетной информации.
  3. Выявленные некорректности и неточности оперативно доведены до сведения работников бухгалтерии.
    Отчет составлен исключительно для информирования и использования руководством Общества.
    Проделанная в процессе проверки работа не означает проведения полной и всеобъемлющей проверки системы внутреннего контроля ОАО «Великоустюгский ликеро-водочный завод» с целью выявления всех недостатков.

Заключение
Сейчас с полным правом можно утверждать, что аудит в России состоялся и получает все большее развитие, создана мощная аудиторская система, с учетом международных образцов совершенствуется ее институциональная, в том числе нормативно – правовая база, крупные отечественные аудиторские организации уже вполне конкурируют на российском рынке даже с общепризнанными мировыми аудиторскими объединениями. В настоящее время в России стандартизирована также и деятельность по оказанию услуг, сопутствующих непосредственно аудиту (анализ финансово – хозяйственной деятельности, постановка бухгалтерского учета и другие).
Можно с уверенностью сказать, что в становлении и развитии России аудиторского финансового контроля нашел отражение опыт развитых зарубежных стран, где такая форма контроля широко распространена. Это такие страны как Австрия, Испания, Франция, Германия, а также США и Великобритания. Итак, аудиторская деятельность очень важна при развитии (в области рынка) нашей страны. Благодаря аудиту предупреждается и снижается риск хозяйственной деятельности, так как аудиторский финансовый контроль способствует осуществлению всех хозяйственных операций при соблюдении требований законодательства и обеспечивает рациональное использование ресурсов. Следовательно, аудит, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности, становится все более необходимым механизмом для решения насущных проблем привлечения инвестиций, укрепления финансовой дисциплины и подъема экономики страны.
В практической части работы был проведен аудит бухгалтерского учета в ОАО «Великоустюгский ликеро-водочный завод», основная сфера деятельности которого является производство и реализация алкогольных напитков.
В процессе аудита была проведена аудиторская проверка первичной документации и данных регистров бухгалтерского учета и ее реализации за 2011 год.
В результате проведения проверки был выявлен ряд нарушений действующего за проверяемый период законодательства, предприятию было дано условно положительное аудиторское заключение.

Список использованных источников

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // Собрание законодательства РФ», N 31, 03.08.1998, ст. 3824
  2. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 28.11.2011) «О бухгалтерском учете» // Собрание законодательства РФ, 25.11.1996, N 48, ст. 5369
  3. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп., вступающими в силу с 03.11.2011) // Собрание законодательства РФ», 05.01.2009, N 1, ст. 15
  4. Федеральный закон от 05.03.1999 N 46-ФЗ (ред. от 04.10.2010) «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» // Собрание законодательства РФ, 08.03.1999, N 10, ст. 1163
  5. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ, 09.05.2011, N 19, ст. 2716
  6. Аудит: Учебник для вузов./ В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотников и др.; под ред. проф. В.И. Подольского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, Аудит, 2004. – 256 с.
  7. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита./ Н.П. Барышников — 4 изд., перераб. и доп. — М.: ФИЛИНЪ, 2003. — 528 с.
  8. Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в РФ/ Теория и практика, М., 2007.
  9. Дробышевский Н.П. Ревизия и аудит: Учеб. пособие./ Н.П. Дробышевский. – Мн.: ООО «Мисанта», 2004. – 265 с.
  10. Зевайкина А.Н.: Аудиторский финансовый контроль в РФ: М., 2010.
  11. Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту./ П.И. Камышанов. — 2-е изд. М.: ИНФРА, 2004.
  12. Качановский Д.Е.: Финансово – правовое регулирование внутреннего аудита в хозяйствующих субъектах. :Автореферат. М., 2009. – 101 с.
  13. Киселева Г.В. Бухгалтерский финансовый учет: Учеб. пособие./ Г.В. Киселева. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 524с.
  14. Коваль И.Г. Аудит: Учебно-методическое пособие./ И.Г. Коваль – М., — Издательство МФЮА, 2004. — 110 с.
  15. Козлова Е.П. Бухгалтерский учет в организациях./ Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 800 с.: ил.
  16. Комментарий к ФЗ «Об аудиторской деятельности»/Под ред. Скобарева В.Ю. и др.
  17. Лабынцев Н.Т. Аудит: теория и практика: Учеб. пособие./ Н.Т.Лабынцев, О.В. Ковалева – М.: «Издательство ПРИОР», 2005.
  18. Синельникова Н.А.: Государственное регулирование аудиторской деятельности. Саратов, 2009.
  19. Учет, Анализ, Аудит: Учеб. пособие./ М.В. Богданов, Е.А. Еленевская, Е.А. Иванов (и др.), под ред. Е.А. Еленевской. – Чебоксары: Салика, 2004.
  20. Финансовое право: Учебник/Под. ред. Н.И. Химичевой. М., 2008.
  21. Харченко О.Н. Аудит: Практикум: Учебное пособие./ О.Н.Харченко, С.А. Катуша, И. Федорова. – М.: Кнорус, 2005.
  22. Шеремет А.Д. Аудит: Учеб.для студентов вузов./ А.Д. Шеремет – М: «Финансы и статистика», 2003.
  23. Шеремет А.Д. Аудит: Учебник./ А.Д. Шеремет, В.Л. Суйц – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 360 с.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov