Курсовая Денежная система и её элементы

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………….. 3

  1. Типы денежных систем и их развитие …………………………………. 5
    1.1 Денежная система и ее типы ……………………………………………… 5
    1.2 Разновидность денежной системы ………………………………………… 8
    1.3 Современный тип денежной систем, ее характеристика ……………….. 9
  2. Денежная система России …………………………………………………… 12
    2.1 Общая характеристика денежной системы …………………………………. 16
    2.2 Оценка размеров денежной массы
    2.3 Общие основы организации безналичных расчетов в России ………….. 20
    2.4 Проблемы и перспективы развития денежной системы России …………… 23
    Заключение ……………………………………………………………………… 26

Список использованных источников и литературы……………………….. 2

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Денежная система, это один из наиболее важных разделов экономической науки. Она представляет собой нечто гораздо большее, чем пассивный компонент экономической системы, чем просто инструмент, содействующий работе экономики.
Денежная система представляет собой установленную государством форму организации денежного обращения в стране, сложившуюся исторически и закрепленную национальным законодательством.
Национальные денежные системы сформировались в 16-17 вв. с возникновением и утверждением капиталистического способа производства, хотя отдельные их элементы появились в более ранний период. Становление денежных систем в данный период исторического развития является необходимой закономерностью, отвечающей условиям товарного производства. Становление всеобъемлющих товарно-денежных отношений требует устойчивого денежного обращения.
Тип денежной системы зависит от того, в какой форме функционируют деньги: как товар — всеобщий эквивалент или как знаки стоимости. В этой связи выделяют следующие типы денежных систем:

  • системы металлического обращения, при которых денежный товар (золото, серебро) непосредственно обращается и выполняет все функции денег, а кредитные деньги разменны на металл;
  • системы обращения бумажных и кредитных денег не разменных на металл.
    Правильно действующая денежная система вливает жизненную силу в круговорот доходов и расходов, который олицетворяет экономику.
    Хорошо работающая денежная система, способствует как полному использованию мощностей, так и полной занятости. И наоборот, плохо функционирующая денежная система может стать главной причиной резких колебаний уровня производства, занятости и цен в экономике, исказить распределение ресурсов.
    Поэтому исследование данной темы является актуальным.
    Правовые основы денежной системы Российской Федерации и ее функционирования закреплены ст.75 Конституции РФ Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ), Законом РФ «О Центральном банке РФ (Банке России) Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 19.07.2009). ст. 140 ГК РФ Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ (ред. от 07.02.2011 N 4-ФЗ), а также рядом других нормативных актов. Официальной денежной единицей России является рубль. Банку России принадлежит монопольное право выпуска в обращение (и изъятия из него) наличных денег. Выпускаются они в виде банковских билетов, именуемых банкнотами, и металлической монеты.
    Банкноты и монеты в равной мере являются безусловными обязательствами Банка РФ и обеспечиваются всеми его активами; официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами в настоящее время не устанавливается. Банк России в соответствии с национальным законодательством регулирует курс рубля к денежным единицам иностранных государств.
    Платежи на территории РФ осуществляются в виде наличных или безналичных расчетов. Однако проблема контроля за движением денежных средств в обороте с участием юридических лиц, а также необходимость соблюдения существующего порядка налогообложения в сфере предпринимательства обусловили ограничение расчетов наличными деньгами. Деньги по своей материальной природе обладают признаками, свойственными родовым и делимым вещам. Например, долг в сумме ста тысяч рублей может быть погашен различным количеством банковских билетов разного достоинства. Главное, чтобы в сочетании они содержали количество денежных единиц, равное сумме долга.
    Деньги могут выступать основным (самостоятельным) объектом гражданского правоотношения, например, в договорах дарения, займа. Но чаще всего они — всеобщий эквивалент стоимости основного объекта правоотношения, т. е. любой другой вещи, участвующей в гражданском обороте. По этой причине правоотношения, возникающие по поводу товаров, при наличии необходимых юридических фактов трансформируются в денежные правоотношения.
    При определенных условиях деньги утрачивают признаки родовых вещей. Индивидуализация денег допускается для достижения каких-либо дозволенных законом целей (коллекционирование, использование в качестве вещественных доказательств и др.) и осуществляется путем записи номера каждой банкноты. Индивидуализация банкноты превращает ее в неделимую вещь; на нее распространяются общие правила об имуществе, за некоторыми исключениями.
    Цель данной работы: рассмотреть понятие, типы денежных систем их развитие и правовые основы денежной системы РФ.
    Задачами работы будут: дать общую характеристику денежной системы РФ; раскрыть ее правовые основы, охарактеризовать нормативно правовую базу, регулирующую денежную систему РФ.
    Объектом исследования является – типы денежных систем и денежная система Российской Федерации.
    Предметом исследования выступают — специфика и перспективы развития денежной системы Российской Федерации.
    Задачи исследования:
    1) изучить типы денежных систем;
    2) рассмотреть элементы денежной системы России;
    3) изучить специфику денежной системы России;
    4) ознакомиться с Государственным регулированием денежного обращения.
    Методологической и теоретической основой исследования явились теоретические разработки и выводы зарубежных и отечественных исследователей. В работе использовались монографии, брошюры, статьи в сборниках и периодической печати по вопросам, рассматриваемым в работе.
    В процессе изучения и обработки материалов применялись следующие методы экономических исследований: абстрактно-логический, экономико-статистический, исторический анализ проблемы, метод систематизаций, анализ фактической документации, эмпирический, метод экспертных оценок, использовались приемы структурно-функционального анализа
  1. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА И ЕЁ ЭЛЕМЕНТЫ

1.1 Денежная система и ее типы
Денежная система – это форма организации денежного обращения в стране, т.е. движение денег в наличной и безналичной форме.
Организуемое государственными законами и регулируемое денежное обращение.
В каждой стране денежная система складывается исторически. Известны различные типы денежных систем. Так в условиях существования металлического денежного обращения различали два типа денежных систем: биметаллизм и монометаллизм.
Тип денежной системы зависит от того, в какой форме функционируют деньги: как товар — всеобщий эквивалент или как знаки стоимости. В связи с этим выделяют два типа денежных систем:

  • система металлического обращения, при которой денежный товар непосредственно обращается и выполняет все функции денег, а кредитные деньги размены на металл;
  • система бумажно — кредитного обращения, при которой действительные деньги вытеснены знаками стоимости, а в обращении находятся бумажные либо кредитные деньги. [4.с.122]
    При системе металлического денежного обращения выделяют два вида денежных систем: биметаллизм и монометаллизм.
    Биметаллизм — это денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента закреплена за двумя металлами: золотом и серебром. Предусматривается неограниченное обращение и свободная чеканка, установление двух цен на один товар. Эта система существовала в XVI- XVIII вв., а в ряде стран Западной Европы действовала и в XIX в. Система не обеспечивала устойчивости денежного обращения.
    Монометаллизм — денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента закреплена за одним металлом. Серебряный монометаллизм существовал в России (1843- 1852 гг. ), Индии (1852- 1893гг.), Китае (до 1935 г.). Золотое обращение в России введено с 1897 г. [5.с.32]
    Различают три разновидности (стандарта) золотого монометаллизма: золотомонетный; золотослитковый; золотодевизный.
    Золотомонетный стандарт характеризовался свободной чеканкой монет, беспрепятственным обменом банкнот на золото, незапрещенным движением золота между странами. Функционирование золотомонетного стандарта требовало наличия золотых запасов у центральных эмиссионных банков, которые служили резервом монетного обращения, обеспечивали размен банкнот на золото, являлись резервом мировых денег. Первая мировая война привела к отмене золотомонетного стандарта в большинстве стран.
    При золотослитковом стандарте, в отличие от золотомонетного, в обращении отсутствуют золотые монеты и свободная их чеканка. Обмен банкнот, как и других неполноценных денег, производится только на золотые слитки. Золотослитковый стандарт был введен после Первой мировой войны в Великобритании и во Франции.
    Золотодевизный стандарт — это стандарт, при котором банкноты обменивались на девизы, то есть платежные средства в иностранной валюте, разменные на золото. Таким путем сохранялась косвенная связь денежных единиц стран золотодевизного стандарта с золотом. Поддержание устойчивости курса национальной валюты осуществлялось методом девизной политики, т.е. посредством купли или продажи национальных денег за иностранные в зависимости от того, снижается или повышается курс национальной валюты на рынках. Таким образом, при золотодевизном стандарте валюты одних стран ставились в зависимость от валют других государств. Данный стандарт действовал в Германии, Австрии, Дании, Норвегии.[17.с.123]
    В результате мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. золотой стандарт был отменен во всех странах и утвердилась система обращения бумажно — кредитных денег, не разменных на действительные деньги. Все бумажно- кредитные системы объединяются следующими общими свойствами:
  1. Происходит вытеснение золота из внутреннего и внешнего денежных оборотов. Золото, выполняя по-прежнему функцию сокровища, аккумулируется в денежных резервах банков.
  2. Государство берет на себя регулирование денежного оборота.
  3. Кредитные операции банков служат основой для выпуска наличных и безналичных денег.
  4. Соотношение пропорций наличного и безналичного оборотов меняется в сторону уменьшения доли наличных денег.
    Данная система предусматривает господствующее положение банкнот, выпускаемых эмиссионными центрами стран.
    Понятие современной «денежной системы» включает в себя следующие элементы: денежные единицы; масштаб цен; виды денег, являющихся законным платежным средством; эмиссионная система; государственный аппарат регулирования денежного обращения.[6.с.25]
    Денежные единицы — это установленный в законодательном порядке денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров и услуг. В большинстве стран действуют десятичные системы деления, например: 1 доллар = 100 центам, 1 руб. = 100 коп.[1.с.32]
    Масштаб цен – средство выражения стоимости через весовое содержание денежного металла в выбранной денежной единице. В настоящее время это определение утратило экономическое значение, так как кредитные деньги не имеют собственной стоимости и не могут быть выразителем стоимости других товаров.
    Виды денег, являющиеся законными платежными средствами, — это прежде всего кредитные деньги и банкноты, разменная монета, а также бумажные деньги (казначейские билеты).[3.с.212]
    Эмиссионная система – это законодательно установленный порядок выпуска и обращения денежных знаков. Эмиссионные операции осуществляют центральный банк (выпуск банковских билетов) и казначейство (выпуск казначейских билетов, мелкокупюрных бумажно — денежных знаков). Эмиссия банкнот осуществляется тремя путями:
  • предоставлением кредитов кредитным учреждениям в форме переучета коммерческих векселей;
  • кредитованием казны под обеспечение государственных ценных бумаг;
  • выпуском банкнот путем их обмена на иностранную валюту.
    Регулирование денежного обращения. Мерой регулирования прироста денежной массы и кредита является установление целевых ориентиров, на которые должны ориентироваться центральные банки. Центральный банк по согласованию с государственными органами определяет сумму увеличения денежной массы, ограничивая ее приростом в реальном исчислении. Однако эффективность такой меры невелика.[2.с.92]
    Для всех денежных систем основанных на обороте кредитных денежных знаков, характерно:
    вытеснение золота, как из внутреннего, так и внешнего оборотов и оседание его в золотых резервах, золото при этом по-прежнему выполняет функцию сокровища;
    выпуск наличных и безналичных денежных знаков на основе кредитных банковских операций;
    развитие безналичного денежного оборота и сокровища налично-денежного оборота;
    создание и развитие механизмов денежно кредитного регулирования денежного оборота со стороны государства.

1.2 Разновидность денежной системы

Существует две разновидности денежных систем основанных на обороте кредитных денежных знаков.
Первая разновидность свойственна административно — распределительной системе экономики. Она имеет следующие характерные черты:
сосредоточение денежного оборота в едином государственном банке;
законодательное разграничение денежного оборота на безналичный и наличный обороты. При этом безналичный оборот, как правило, обслуживает распределение средств производства, а наличный оборот – распределение предметов потребления и услуг;
обязанность хранения денежных средств предприятия на счетах в государственном банке. Лимитирование (установление предельной суммы) остатка наличных средств в кассах предприятий;
нормирование государством расходов предприятий из полученной ими выручки наличными деньгами:
прямое директивное планирование денежного оборота и его составных элементов, как составной части общей системы государственного планирования;
централизованное директивное управление денежной системой;
выпуск денег в хозяйственный оборот в соответствии с выполнением государственного плана экономического развития;
сочетание товарного и золотого обеспечения денежных знаков при приоритете товарного;
законодательное установление масштаба цен и валютного курса национальной денежной единицы.
Такого типа денежные системы существовали в странах социального лагеря до его распада. В большинстве стран современного мира используется вторая разновидность денежных систем, основанных на обороте кредитных денежных знаков. Эта разновидность свойственна странам с рыночной экономикой. Характерные черты, такого типа денежной системы:
Децентрализация денежного оборота между разными банками.
Разделение функции выпуска безналичных и наличных денежных знаков между разными звеньями банковской системы. Выпуск наличных денег осуществляют центральные государственные банки, выпуск безналичных денег – коммерческие банки, находящиеся в разных формах собственности.
Создание и развитие механизма государственного денежно-кредитного регулирования.
Централизованное управление денежной системой через аппарат государственного центрального банка.
Прогнозное планирование денежного оборота.
Тесная взаимосвязь безналичного и наличного денежного оборотов при приоритете безналичного оборота.
Наделение центрального банка страны относительной самостоятельности по отношению к решению правительства.
Обеспечение денежных знаков активами банковской системы (золота, драгоценные металлы, товарно-материальные ценности, ценные бумаги).
Выпуск денежных знаков в хозяйственный оборот в соответствии с государственными концепциями денежно-кредитной политики.
Система рыночного установления валютного курса на основе «корзинки» валют.

1.3 Современный тип денежной систем, ее характеристика

Как любая система, денежная система состоит из ряда элементов. В современных условиях необходимо уйти от традиционного определения денежной системы. Данное понятие сложилось в условиях существования старых денежных систем, когда-либо не существовало безналичного денежного оборота, либо он был ограничен. Поэтому обычно разграничивали понятие системы безналичных расчетов и денежной системы.
На самом деле денежная система на совершенном этапе должна включать две подсистемы: подсистему безналичных расчетов и подсистему наличных расчетов.
Первым основополагающим элементом денежной системы являются принципы организации денежной системы. Под принципом денежной системы понимаются правила, в соответствии с которыми государство организует данную денежную систему.

  1. Принцип централизованного управления денежной системой.
    Этот принцип существует и в первом типе денежной системы, свойственной административно-распределительной модели экономики. Однако при этой модели управление осуществлялось с помощью директивных актов правительства, которые были обязательны для выполнения всеми государственными банками и их филиалами во всех регионах страны.
    Управление денежными системами в условиях рыночной модели экономики, характерно тем, что здесь на первый план выступают не административные методы управления, а экономические, когда государство через аппарат центральных банков ставит на рынках такие условия, которые заставляют банки, финансовые институты и другие юридические лица принимать нужные государству решения.
  2. Принцип прогнозного планирования денежного оборота
    Он обозначает, что как централизованные, так и децентрализованные планы денежного оборота и его составных частей подготавливается не как директивные планы, обязательные для исполнения конкретными органами, отвечающими за их выполнение, а как прогнозы, т.е. ориентиры к которым надо стремиться. Исключение составляет такой финансовый план, как государственный бюджет, который при любом типе денежной системы остается директивным планом, за выполнение которого отвечает правительство и, как правило, Министерство финансов страны.
  3. Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота.
    Этот принцип заключается в том, что денежная система должна быть организована таким образом, чтобы с одной стороны не допускать инфляции; с другой стороны- расширять денежны1й оборот, если возрастают потребности хозяйства в денежных средствах, и сужать их, если уменьшаются эти потребности.
    При определенных условиях (спад производства, бюджетный дефицит, недостаточное обеспечение оборота платежными средствами) устойчивость оборота может быть нарушена и возникает платежный кризис. Преодоление такого кризиса возможно с помощью комплекса мер, включающих развитие производства, уменьшение бюджетного дефицита, обеспечение оборота необходимой массой денежных средств.
  4. Принцип кредитного характера денежной системы
    В соответствии с этим принципом появления новых денежных знаков в хозяйственном обороте возможно только в результате проведения банками кредитных операций. Из других источников, включая казначейства стран, денежные знаки в оборот не должны поступать.
  5. Принцип обеспеченности, выпускаемых в оборот денежных знаков
    В условиях рыночной модели экономики денежные знаки обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами. При этом золотое содержание денежной единицы с 1992 г. в РФ не фиксируется.
  6. Принцип неподчиненности Центрального банка правительству и подотчетности его Парламенту страны
    Он связан с тем, что поддержание устойчивости денежного оборота, борьба с инфляцией является приоритетной задачей Центрального банка. Если бы этого принципа не было, всегда бы существовала угроза, что решения стоящие перед Правительством и их задачи начнут исчерпывать средства Центрального банка, и тем самым устойчивость денежного оборота будет нарушена. Центральный банк может проводить политику, противоречащую текущим задачам государства, поэтому Центральный банк должен систематически отчитываться перед Парламентом страны.
  7. Принцип предоставления Правительству денежных средств только в порядке кредитования.
    Обычно в законодательствах стран с рыночной экономикой имеется положение о том, что Центральный банк не должен финансировать правительство, а средства ему предоставлять только в порядке кредитования под определенное обеспечение (недвижимость, товарно-материальные ценности, принадлежащие государству, государственные ценные бумаги) .
    Применение данного принципа позволяет предотвратить использование денег для покрытия дефицита федеральных масштабных бюджетов и не давать тем самым стимул к развитию инфляционного процесса. Кроме того использование данного принципа заставляет Правительство изыскивать другие источники поступлений средств в бюджет для покрытия федеральных и местных бюджетов.
  8. Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования
    Сущность его заключается в том, что Центральный банк не должен ограничиваться каким-либо одним инструментом денежно-кредитного регулирования для поддержания устойчивости денежного оборота, а должен использовать комплекс этих инструментов, иначе должного эффекта достигнуть не удастся.
  9. Принцип надзора и контроля за денежным оборотом
    Государство через банковскую и финансовую систему налоговые органы должны обеспечивать постоянный контроль как за всем денежным оборотом в целом, так и за отдельными денежными потоками в хозяйстве. Кроме этого объектом контроля является и соблюдение субъектами денежных отношений основных принципов организации, как наличного так и безналичного оборотов.
  10. Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны
    Законодательство страны предусматривает платежи за товары и услуги внутри страны производить исключительно в национальной валюте. Это не означает, что население не может на территории страны свободно обменивать национальную валюту на валюты других стран, но использовать такую валюту полученную при обмене, разрешается для платежей за рубежом, а также помещение во вклады банков.

Структурные элементы денежной системы
Принципы построения денежной системы отражаются в других элементах денежной системы, во всей их совокупности и влияю на них.
1). Наименование денежной единицы
этот элемент денежной системы, как правило, складывается исторически, однако в некоторых случаях государство может установить новое наименование денежной единицы. В России в период 1822-1947г.г. существовали два наименования денежной единицы- «рубль» и «червонец». После денежной реформы 1947 г. и вплоть до нашего времени в Росси сохранилось единое название национальной денежной единицы- «рубль», что было закреплено в принятом Парламентом страны законе «О денежной системе РФ» и законе «О Центральном банке РФ».
2). Порядок обеспечения денежных знаков.
Государственным законодательством устанавливается, что в качестве обеспечения могут служить товарно-материальные ценности, золото и драгоценные металлы, свободно конвертируемая валюта, ценные бумаги, страховые полисы, гарантии Правительства, банков и других финансовых учреждений. Использование других видов обеспечения или нарушение основных правил оформления банками не должно допускаться.
3.) Эмиссионный механизм
Он представляет собой порядок выпуска денег в оборот и их изъятие из оборота. Безналичные деньги выпускаются коммерческими банками в процессе совершения ими кредитных операций. При погашении ссуд осуществляется изъятие денег из оборота. Выпуск наличных денег производится через расчетно-кассовые центры Центрального банка. Изъятие наличных денег происходит при сдаче денежной наличности коммерческими банками в расчетно-касовые банки.
4). Структура денежной массы в обороте
Она рассматривается двояко. Это либо соотношение между наличной и безналичной денежной массой, либо соотношение между денежными знаками разной купюрности во всем объеме денежной массы.
5).Порядок прогнозного планирования денежного оборота
Такой порядок включает систему прогнозирования планов денежного оборота; органы, составляющие эти планы, совокупность показателей, определенных с помощью этих планов; задачи, решаемые с помощью каждого плана.
6.) Механизм денежно-кредитного регулирования.
Этот механизм представляет собой набор инструментов денежно-кредитного регулирования, права и обязанности органов, осуществляющие денежно-кредитное регулирование, задачи и объекты денежно- кредитного регулирования.
7) Порядок установления валютного курса или котировке валют
Это означает отношение валюты данной страны, выраженной в валютах другой страны. До перестройки в России использовался порядок установления валютного курса, исходя из золотого содержания различных валют. Однако поскольку в настоящее время ни в одной стране золотое содержание денежной единицы не фиксируется, сейчас используется способ котировки учитывающий колебания покупательной способности национальных валют, а также спрос и предложение той или иной валюты на валютных рынках. Наиболее популярный способ котировки основан на «корзинке» валют, при котором национальная валюта сопоставляется с рядом других национальных валют, входящих в «корзинку».
8) Порядок кассовой дисциплины в хозяйстве
Он отражает набор общих правил, форм первичных кассовых документов, форм отчетности, которыми должны руководствоваться предприятия и организации всех форм собственности при организации налично-денежного оборота, проходящего через их кассы.
Контроль за соблюдением этого порядка возлагаются на коммерческие банки, осуществляющие кассовое обслуживание хозяйств. Современные денежные системы не статичны. Они продолжают развиваться, становясь все более экономичными и эффективными. Общей тенденцией для денежных систем разных стран является расширение применения современной вычислительной компьютерной, электронной техники в организации денежного оборота. Все более широко используется понятие «электронные деньги», представляющие собой уже не записи на бумажных носителях информации, а записи в форме электронных символов, прежде всего на магнитных или других носителях. Это позволяет значительно повысить долю безналичного оборота в совокупном денежном обороте ускорить расчеты, обеспечить лучший контроль банков и налоговых органов за денежным оборотом, добиться существенной экономии издержек обращения.

Денежная единица и ее покупательная способность
Необходимой предпосылкой успешного выполнения деньгами их функции в народном хозяйстве, их применение в деятельности предприятий, населения является устойчивая покупательная способность денежной единицы. При изменениях покупательная способность денежной единицы происходящих по разным причинам, в том числе при непропорциональном изменении цен различных товаров, ухудшаются возможности отношения деньгами, функции меры стоимости, средства обращения и платежа, а так же накопления.
Это сопровождается ослаблением роли денег в осуществлении эквивалентного обмена товаров, в процессах их купли-продажи. Понижение покупательной способности денежной единицы отражаются на ухудшении материального положения части населения, получающей стабильный доход, на снижении заинтересованности в накоплении денег.
Поэтому для устранения подобных негативных последствий возникает необходимость в различных экономических условиях, действенных мерах для достижения устойчивости покупательной способности денежной единицы.
Вместе с тем, не следует устойчивость покупательной способности денежной единицы понимать, как нечто неизменное, постоянное.
Покупательная способность денежной единицы подвержена по различным причинам систематичным большим или меньшим изменениям. Такие изменения могут возникать под влиянием происходящих неодинаковых изменений стоимости различных реализуемых товаров, соотношений платежеспособности спроса и предложения в связи с регулирующим воздействием государства в зависимости от изменений курса национальной валюты, вызванных состоянием внешнеэкономическим взаимоотношением, торговый или платежный баланс.
Кроме того, на изменение покупательной способности денежной единицы могут повлиять и обстоятельства, относящиеся к условиям развития экономики, включая особенности денежной системы и проводимые в ней изменения.
Меры, направленные на поддержание устойчивости денежной единицы, были разными, они зависели от развития экономики и особенностей функционирования денег.
Покупательная способность золотой денежной единицы могла меняться под влиянием изменения стоимости золота. В XVI-XVIII в.в. когда в оборот поступило дешевое золото из западного полушария, произошло снижение покупательной способности денежной единицы. В подобной ситуации причина роста цен заключается в уменьшении стоимости золота. При применении золотой денежной единицы воздействие государства на величину ее покупательной способности имело сравнительно ограниченное значение. С одной стороны, государство следило за соответствием фактического веса золотых монет их установленному весу, чему способствовал контроль за чеканкой монет. С другой стороны, государство принимало меры по обеспечению беспрепятственного обмена бумажных денежных знаков на золото. Государство оказывало влияние на курс национальной валюты, в том числе и с помощью регулирования экспортно-импортных операций и других внешнеэкономических отношений.
Значительно возрастает значение государственного регулирования массы денег в обороте при применении не разменных на золото денежных знаков и при широком развитии безналичного денежного оборота. Это обусловлено во многом тем, что при утрате непосредственной связи денежной единицы с золотом появились возможности чрезмерного увеличения массы денег в обороте со всеми вытекающими из этого нежелательными последствиями, в том числе в виде возникновения повышенного платежеспособного спроса, что отражалось, при прочих равных условиях, на обесценении денежной единицы, снижении ее покупательной способности.
Воздействие государства на денежный оборот может проявляться в виде системы мер по регулированию массы денег в интересах предотвращения возможных негативных последствий чрезмерного увеличения денежной массы, включая рост платежеспособного спроса и снижение покупательной способности денежной единицы. Вместе с тем государство имеет возможность осуществить различные меры, направленные на устранение уже сложившихся негативных последствий обесценения денежной единицы.
В условиях, когда в налично-денежном и безналичном оборотах функционируют, как правило, кредитные деньги, существует реальность использования возможностей кредитной системы по ограничению объема денежной массы в интересах поддержания устойчивости денежной единицы.
В этом отношении важно, что право эмиссии наличных денег, как уже отмечалось, предоставляется только Центральному банку РФ, а возможности расширения кредитования коммерческими банками регулируются с помощью различных мер, включая соблюдение норматива достаточности собственного капитала банка, обязательное резервирование каждым коммерческим банком определенных, достаточно значительных сумм в Центральном банке РФ.
В условиях экономической нестабильности осуществляется достаточно жесткая денежно-кредитная политика, которая призвана, наряду с другими задачами, способствовать устойчивости денежной единицы, в том числе и с помощью ограничения объема денежной массы.
В частности, имеется в виду, что наличие избыточной массы денег в обороте приводит к необоснованному увеличению платежеспособного спроса, способствующему росту цен. Поэтому нередко признается следующий факт: важнейшей мерой по преодолению инфляции может явиться уменьшение денежной массы в обороте.
Подобная мера действительно отражается на ограничении роста цен и соответственно на снижении темпов инфляции.
Однако в подобных ситуациях возникают и негативные последствия в виде образования крупной задолженности по выдаче зарплаты, пенсии и т.п.
Такая задолженность свидетельствует о наличии скрытой или подавленной инфляции, не учитываемой существующей информации об уровне инфляции, а также характеризует ухудшение материальное положение получателей таких средств.
Меры по искусственному уменьшения массы денег в обороте сопровождаются и иными негативными результатами. При ограниченном объеме денежной массы участники денежного оборота находят возможности применения таких способов расчета между собой, в которых можно обойтись без денежного оборота.
Как отмечалось ранее, в хозяйственной практике РФ широкое развитие получили расчеты с применением бартера, зачета, векселей. Использование таких способов расчета сталкивается с немалыми трудностями. Например, оно приводит к тому, что сторона, испытывающая особенно острую потребность в соответствующих материальных ресурсах, вынуждена согласиться на проведение операций по повышенной цене, что негативно влияет на деятельность покупателя.

  1. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2.1 Общая характеристика денежной системы Денежная система РФ функционирует в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Официальной денежной единицей (валютой) является рубль, который равняется 100 копейкам. Копейка – это наименование не денежной, а расчетной единицы. Понятие «расчетная единица» по своему объему шире, чем понятие «денежная единица», и включает не только наличные банкноты и монету, выраженные в российской и иностранной валюте, но и безналичные деньги. [9.с.30]. Закон запрещает обращение на территории России других денежных единиц или различных денежных суррогатов. Правительство отказалось от установления масштаба цен. В Законе записано: «Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается».
    Монопольное право эмиссии или изъятия наличных денег из обращения предоставлено Банку России. Он же несет полную ответственность за организацию их обращения в народном хозяйстве. В связи с этим на Банк России возложены следующие функции:
  • прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание резервных фондов;
  • установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег, порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций;
  • установление признаков платежеспособности банкнот и монет, порядка их уничтожения, а также замены поврежденных на действующие.
    По действующему законодательству в России существуют два вида денежных знаков: банкноты (банковские билеты) и монеты. Они являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. [4.с.53]
    Совет директоров Банка России принимает решения о выпуске, а также изъятии из обращения банкнот и монеты, утверждает номиналы и образцы денежных знаков. Предварительно о таких решениях Банк России информирует Государственную Думу и Правительство РФ.
    Выпуск денег в обращение представляет собой процесс, складывающийся из нескольких этапов:
    1) составление прогноза потребности в наличной денежной массе для бесперебойного проведения расчетов;
    2) изготовления денежных знаков и их защиты от фальсификации;
    3) организации резервных фондов денежной наличности;
    4) транспортировки денежной наличности в регионы РФ.
    Необходимость изъятия наличных денег из обращения обусловлена тем, что банкноты как средство платежа имеют свой срок обращения. Степень износа банкнот определяется уровнем культуры их использования в качестве платежного средства, сферой обращения, местом хранения.[12.с.14]
    Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения. В отличие от периода существования действительных (золотых) денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости оторвались от металлической основы, Центральный Банк должен создавать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.
    Используя денежно-кредитную политику как средство регулирования экономики, ЦБ привлекает следующие инструменты:
  • Ставки учетного процента (дисконтную политику);
  • Нормы обязательных резервов кредитных учреждений;
  • Операции на открытом рынке;
  • Регламентацию экономических нормативов для кредитных учреждений и другие.
    Для осуществления расчетно-кассового обслуживания кредитных учреждений, а также других юридических лиц на территории РФ создаются расчетно-кассовые центры (РКЦ) как структурные подразделения Банка России. Целью РКЦ является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы РФ.[7.с.43]
    Основные функции РКЦ:
  • осуществление расчетов между кредитными организациями и кассового обслуживания кредитных организаций;
  • хранение наличных денег и других ценностей, совершение операций с ними и обеспечение их сохранности;
  • расчетно–кассовое обслуживание представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, счетов бюджетов всех уровней и органов федерального казначейства Минфина России, государственных внебюджетных фондов;
  • обеспечение защиты ценностей, банковских документов и банковской информации от несанкционированного доступа;
  • установление предельных остатков денежной наличности в операционных кассах кредитных организаций (филиалов), других юридических лиц и осуществление оперативного контроля за их соблюдением.
    РКЦ формируют резервные фонды денежных банковских билетов и монет, а также оборотную кассу.[7.с.19]
    Резервные фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах ЦБ РФ. Объективная потребность в резервных фондах обусловлена необходимостью: удовлетворения нужд экономики в наличных деньгах; обновления денежной массы в обращении в связи с приходом в негодность отдельных банкнот; поддержания обязательного покупюрного состава денежной массы в целом по стране и регионам; сокращения расходов на перевозки и хранение денежных знаков.
    Оборотная касса предназначена для приема и выдачи наличных денег в течение операционного дня. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, и при превышении установленного лимита излишки денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды.
    Резервные фонды банкнот и монет создаются по распоряжению Банка России, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения.[10.с.24]
    Если в оборотной кассе расчетно-кассового центра не хватает наличности для обслуживания банков и клиентов, требуется эмиссионное разрешение на подкрепление оборотной кассы из резервных фондов ЦБ РФ. Эта операция по перечислению наличных денег из резервных фондов в оборотную кассу является эмиссией. [8.с.34]
    Таким образом, наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения – документа, дающего право ЦБ РФ подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного размера выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ.

2.2 Оценка размеров денежной массы

Как уже сообщалось, денежная масса (агрегат М2) представляет собой объем наличных денег в обращении (вне банков) и остатков средств в национальной валюте на счетах нефинансовых организаций и физических лиц, являющихся резидентами РФ.
Подавляющая часть наличных денег приходится на банкноты и монеты образца 1997 г. (97,3% и 1,3%), 1,4% наличности составляют старые банкноты и монеты.
Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России. Сообщение о выпуске банкнот и монет, новых образцов, а также их описание публикуются в средствах массовой информации. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории страны и во всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода. Срок изъятия старых банкнот не должен быть меньше одного года, но не более пяти лет. При обмене не допускается какое-либо ограничение суммы субъектов обмена. Банкноты и монеты могут быть объявлены по закону недействительными (утратившими силу законного платежного средства). Подделка и незаконное изготовление денег преследуются по закону.[12.с.37]
Ранее сообщалось, что Банк России прогнозирует снижение темпов роста денежной массы в 2010 году до 30-35% с 47% в 2007 году и 48,8% в 2008 году.
По мнению экономистов: «В 2011 -2012 годах темпы прироста спроса на деньги (М2 ) продолжат замедление и могут составить 16-25 % в 2011 году и 14-22 % в 2012 году», — говорится в основных направлениях денежно-кредитной политики.
К числу основных показателей денежной массы относятся: уровень инфляции; скорость обращения денег; уровень спроса на денежную массу; динамика денежной массы; темпы роста денежной массы; уровень монетизации экономики; структура денежной массы; значение и динамика денежного мультипликатора; уровень спроса на кредитные ресурсы; скорость оборачиваемости денежных средств кредитных организаций по корреспондентским счетам, открытым в учреждениях Банка России; ликвидность в банковской системе, в том числе отношение остатков средств на корреспондентских счетах к депозитам нефинансового сектора экономики, объем остатков средств на корреспондентских счетах, объем депозитов коммерческих банков в Банке России.
Самостоятельный компонент денежной массы — денежная база в узком определении включает выпущенные в обращение Банком России наличные деньги (с учетом остатков средств в кассах кредитных организаций) и остатки на счетах обязательных резервов по привлеченным кредитными организациями средствам в национальной валюте, депонируемых в Банке России.
Прирост денежной базы в узком определении в 2009 году, согласно основным направлениям денежно-кредитной политики, может составить 17-26 % в зависимости от сценарных вариантов развития.
По оценкам ЦБ, темп прироста денежной базы в узком определении в 2011 году может снизиться до 12-20%, а в 2012 году — до 9-17%.
Анализ динамики основных макроэкономических показателей за последние шесть лет реформ (с оценкой уровня благосостояния) показывает, что обеспечить экономический рост невозможно без решения проблемы соответствия объема денежной массы потребностям экономики. При этом необходимо четко обосновать, сколько потребуется денег для обеспечения экономического роста. На первый взгляд это довольно просто, поскольку для обеспечения товарно-денежной сбалансированности денег в обращении должно быть столько, сколько стоят все товары и услуги. Но именно здесь и возникает главный парадокс. Если увеличивать денежную массу в пропорции, соответствующей темпам роста цен, то экономический механизм быстро войдет в гиперинфляционную спираль. Если же не добавлять денег в обращение, то при низкой инфляции будет длительный и глубокий спад производства.
Поскольку в течение последних лет принимались разнонаправленные решения относительно достижения результата (при которых спад замедляли за счет эмиссии, а инфляцию снижали за счет ограничения денежной массы), то в экономике продолжались и спад, и наращивание денежной массы. Все это привело к тому, что масштаб цен изменился примерно в 10 тыс. раз. Очевидно, что процесс стагфляции, когда денежная масса растет в условиях спада производства, будет продолжаться до тех пор, пока либо не ограничат рост цен на продукцию производителей-монополистов, либо не сформируется конкурентная среда. Поскольку для создания конкурентной среды потребуется не одно десятилетие, то для остановки спада производства при отсутствии инфляции единственно возможным решением является проведение эффективной ценовой политики, которая исключает произвольный рост цен в секторах с монополизированным производством.
Таким образом, Банк России рассматривает темпы роста денежной массы как расчетный ориентир денежно-кредитной политики. При установлении таких ориентиров возможно отклонение фактической динамики денежной массы от ее первоначальных прогнозов.
Исходя из этого, делаем вывод, Банк России не ставит своей целью безусловное соблюдение прогнозного диапазона, а всего лишь предусматривает возможность проведения корректировки в зависимости от динамики спроса на деньги.

2.3 Общие основы организации безналичных расчетов в России

В Российской Федерации форма безналичных расчетов определяется правилами Банка России, действующими в соответствии с законодательством. Определено, что расчеты предприятий всех форм собственности по своим обязательствам с другими предприятиями, а также между юридическими лицами и физическими за товарно-материальные ценности производятся, как правило, в безналичном порядке через учреждения банка.
В структуре безналичных платежей значительную часть составляют платежи, проведенные платежной системой Банка России: 47,6% по количеству и 58,7% по объему платежей. Постоянно высокий уровень платежей, проводимых через платежную систему Банка России, обусловлен эффективным и бесперебойным ее функционированием, а также тем, что использование для расчетов кредитными организациями средств, размещенных на счетах в ЦБ РФ, имеющих нулевой кредитный риск, минимизирует их финансовые риски.
В Российской Федерации применяются следующие формы безналичных расчетов:

  • платежными поручениями
  • по аккредитиву
  • чеками
  • по инкассо
    Безналичные расчеты осуществляются через организации и Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета.[14.с.17]
    Расчетные операции по перечислению денежных средств через кредитные организации могут осуществляться с использованием:
    1) корреспондентских счетов, открытых в Банке России;
    2) корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях;
    3) счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции;
    4) счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.
    Списание денежных средств со счета осуществляется по распоряжению его владельца или без распоряжения владельца счета в случаях, предусмотренных законодательством или договором между банком и клиентом.
    Списание денежных средств со счета осуществляется на основании расчетных документов в пределах имеющихся на счете денежных средств. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств осуществляется по мере их поступления в очередности, установленной законодательством.
    Рассмотрим более подробно формы безналичных расчетов.
    Самой распространенной формой безналичных расчетов в России в настоящее время являются платежные поручения (77,1% по количеству и 90,6% по объему платежей): с их помощью ведутся расчеты с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты, с органами страхового и пенсионного фонда, при налоговых и иных платежах.
    Платежное поручение – распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.[5.с.342]
    Платежными поручениями могут производиться:
    а) перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
    б) перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во вне бюджетные фонды;
    в) перечисления денежных средств в целях возврата (размещения) кредитов, займов, депозитов и уплаты процентов по ним;
    г) перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.
    Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством или установленный договором банковского счета, либо в срок, определяемый обычаями делового оборота, применяемыми в банковской практике.
    Аккредитив – условное денежное обязательство, принимаемое банком по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому исполняющему банку произвести такие платежи. Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств.
    Банками могут открываться следующие виды аккредитивов: безотзывные (не могут быть аннулированы или изменены до наступления указанного срока без согласия на то поставщика) и отзывные; подтвержденные (содержат ответственность за платеж по нему банка, в котором открыт аккредитив) и неподтвержденные, а также, возобновляемые (револьверные), применяемые главным образом при регулярных поставках товара.
    Чек – ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. В процедуре расчета чеками участвуют чекодатель, чекодержатель, плательщик.
    Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются Гражданским кодексом РФ.
    Платежное требование – расчетный документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.
    Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором. Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика.
    Без акцепта плательщика расчеты платежными требованиями осуществляются в случаях:
    1) установленных законодательством;
    2) предусмотренных сторонами по основному договору при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.
    Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).
    В структуре безналичных платежей значительную часть составляют платежи, проведенные платежной системой Банка России: 47,6% по количеству и 58,7% по объему платежей. Постоянно высокий уровень платежей, проводимых через платежную систему Банка России, обусловлен эффективным и бесперебойным ее функционированием, а также тем, что использование для расчетов кредитными организациями средств, размещенных на счетах в ЦБ РФ, имеющих нулевой кредитный риск, минимизирует их финансовые риски.
    Центральный банк РФ осуществляет межбанковские расчеты через свои учреждения. В его систему входит центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры и пр. В настоящее время в России функционируют 1333 расчетных кассовых центра и других учреждений, осуществляющих расчетное обслуживание 2208 кредитных организаций, 6045 филиалов этих организаций, а также счетов бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, органов федерального казначейства и других юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством.
    На мой взгляд, значение безналичных расчетов состоит в том, что они ускоряют оборачиваемость средств, сокращают абсолютную величину наличных денег в обороте, а также издержки на печатание и доставку наличных денег. Высокий уровень безналичных расчетов в любой стране говорит о правильной, грамотной организации всего денежного оборота. 2.4 Проблемы и перспективы развития денежной системы России
    Денежная система России продолжает переживать глубокий кризис, что обусловлено общим расстройством экономики страны, связанным с резкий падением эффективности производства, значительным ростом цен, кризисным состоянием финансово-кредитной системы, огромными дефицитами бюджетов, внутренним и внешним долгом. Денежная масса, функционирующая в стране, не обеспечивалась товарно-материальными ценностями.
    В результате кризисного состояния российской денежной системы нарушены функции национальной денежной единицы:
    1) Как средства обращения. В обращении наряду с официальной денежной единицей почти параллельно действует доллар США, а также огромное количество псевдоплатежных средств (сертификаты, налоговые обязательства, варранты и др.). В результате денежная масса неоправданно возрастает, а роль Банка России как регулятора денежного обращения снижается. Это ведет к обесценению рубля;
    2) Как средства платежа. Переход к рыночной экономике в России ознаменовался таким новым явлением, как неплатежеспособность. Неплательщиками становятся физические и юридические лица, а также государство, которое задерживает оплату по своим заказам, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, пенсий, пособий, стипендий.
    Неплатежи вызваны целым рядом причин, в том числе использованием в широких масштабах налично-денежного оборота, ослаблением расчетно-платежной дисциплины, расширением внебанковского оборота (оборот теневой экономики). Не последнюю роль в этом процессе играет рост потребности в денежных средствах для оборота. В целом все это приводит к расстройству всей платежной системы.
    3) Как средства сбережения. Из-за постоянного обесценения российская валюта потеряла способность накапливаться и сберегаться. Функцию сокровища выполняет доллар США. Ежегодно у физических лиц оседает иностранной валюты в наличной форме до 10-15 млрд, что составляет до 10% денежных доходов.
    Постольку, поскольку в течение последних лет принимались разнонаправленные решения относительно достижения результата (при которых спад замедляли за счет эмиссии, а инфляцию снижали за счет ограничения денежной массы), то в экономике продолжались и спад, и наращивание денежной массы. Все это привело к тому, что масштаб цен изменился примерно в 10 тыс. раз. Очевидно, что процесс стагфляции, когда денежная масса растет в условиях спада производства, будет продолжаться до тех пор, пока либо не ограничат рост цен на продукцию производителей-монополистов, либо не сформируется конкурентная среда.
    Таким образом, главная задача для решения проблемы прекращения спада производства и обеспечения экономического роста состоит в обеспечении адекватного уровню ВВП объема денежной массы. Поэтому и за счет соответствия товарно-денежных масс можно решить многие сегодняшние проблемы, включая рост ВВП. Но в условиях бесконтрольно растущих свободных цен, которые реагируют на изменение объема денежной массы в обращении (при отсутствии серьезной конкуренции), мера по упорядочению скорости денежного обращения даст только кратковременный эффект.
    Анализ динамики основных макроэкономических показателей за последние шесть лет реформ (с оценкой уровня благосостояния) показывает, что обеспечить экономический рост невозможно без решения проблемы соответствия объема денежной массы потребностям экономики.
    По сути, сегодня имеется три варианта развития.
  • Если будут сохранены свободные цены во всех секторах, то при дальнейшем жестком ограничении денежной массы (способствующем снижению инфляции) в экономике еще ряд лет будет продолжаться спад производства, хотя и меньшими темпами, то есть попытки сдерживать инфляцию будут еще больше уменьшать объем ВВП.
  • Если же при свободных ценах будет взят курс на финансовое стимулирование экономики, то при реальном росте мы будем еще некоторое время (до появления высококонкурентной среды) жить при достаточно высокой инфляции
  • Если ограничить цены на продукцию производителей-монополистов и добавить наличных денег до уровня совокупной цены всех товаров и услуг то эта мера за счет оптимального повышения платежеспособного спроса не только сможет расшить неплатежи, но и позволит предприятиям самостоятельно обеспечивать производственные циклы без дорогостоящих кредитов коммерческих банков, что автоматически понизит процентную ставку. Именно этот вариант является наиболее предпочтительным для нынешнего периода развития, поскольку решает одновременно две противоречивые задачи: снижение инфляции и рост производства.
    Денежная система, в целом отражая общее состояние развития в стране и переживая серьезное расстройство, нуждается в качественном ее реформировании, которое невозможно без укрепления экономического базиса и всей финасово-кредитной системы, в частности:
    1) ограничения налично-денежного обращения и расширения безналичного оборота;
    2) гибкого регулирования денежной массы через воздействие на денежный мультипликатор, рынок ценных бумаг, с использованием инструментов Банка России;
    3) восстановления функций рубля как средства обращения и платежа путем урегулирования проблемы неплатежей, просроченной задолженности предприятий друг другу.
    Не менее важным, на мой взгляд, вопросом является определение роли Центрального банка Российской Федерации в социально-экономической жизни страны. Функции Банка России закреплены в Конституции (ст.75) и в Федеральном Законе «О Центральном банке Российской Федерации» (ст. З и 4).
    Дж.М.Кейнс в годы потрясений и кризисов писал: «Самый легкий способ разрушить экономику и политический строй государства — это подорвать стабильность его национальной валюты».
    Нестабильная денежная система, крайние формы проявления которой — гиперинфляция, господство денежных суррогатов и иностранных валют, разрушение товарно-денежных отношений и бартер, никогда в истории не приводила к экономическому подъему и социальному оздоровлению.
    Таким образом, история показывает, что там, где государство «портит» монету, печатает денежные знаки, кредитует без ограничений, резко обостряются экономические и социальные болезни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Организуемое и регулируемое государственными законами денежное обращение страны называется денежной системой. В каждой стране денежная система складывается исторически. Известны различные типы денежных систем. Так, в условиях существования металлического денежного обращения различали два типа денежных систем: биметаллизм и монометаллизм.
Биметаллизм – денежная система, при которой государство законодательно закрепляет роль всеобщего эквивалента за двумя металлами золотом и серебром, монеты из них функционируют на равных основаниях. Существовали три разновидности биметаллизма:

  • система параллельной валюты, когда соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливалось стихийно на рынке;
  • система двойной валюты, когда это соотношение устанавливалось государством;
  • система «хромающей» валюты, при которой золотые и серебряные монеты служат законными платежными средствами, но не на равных основаниях, так как чеканка серебряных монет производилась в закрытом порядке в отличие от свободной чеканки золотых монет. В этом случае серебряные монеты становятся знаком золота.
    Монометаллизм – денежная система, при которой один денежный металл является всеобщим эквивалентом и одновременно в обращении присутствуют другие знаки стоимости (банкноты, казначейские билеты, разменная монета), разменные на золото. Существовало три разновидности золотого монометаллизма: золотомонетный стандарт, золотослитковый стандарт и золотодевизный стандарт.
    При золотомонетном стандарте золото выполняет все функции денег, в обращении находятся как золотая монета, так и знаки золота, производится свободная чеканка золотых монет с фиксированным содержанием золота, золотые монеты свободно меняются на знаки золота по нарицательной стоимости.
    Золотослитковый стандарт характерен тем, что банкноты обмениваются на золотые слитки, но только при предъявлении определенной их суммы. Наконец, особенностью золотодевизного стандарта было то, что банкноты обмениваются на девизы, т. е. на иностранную валюту, разменную на золото. Важная роль золотодевизного стандарта заключалась в том, что он закрепил валютную зависимость одних стран от других, что явилось основой для создания в последующем системы международных валютных договоров и систем валютного регулирования, обеспечивающих относительную устойчивость свободно конвертируемых валют.
    С 30-х гг. в мире начинают функционировать денежные системы, построенные на обороте неразменных кредитных денег. Это, прежде всего, связано с действием общего экономического закона экономии общественного труда. Эволюция денежных систем приводит к созданию все более экономичных денежных систем, где издержки денежного оборота постоянно снижаются, следовательно, снижаются и затраты общественного труда.
    Для всех денежных систем, основанных на обороте кредитных денежных знаков, характерно:
  • вытеснение золота как из внутреннего, так и внешнего оборотов и оседание его в золотых резервах (в основном в банках); золото при этом по-прежнему выполняет функцию сокровища;
  • выпуск наличных и безналичных денежных знаков на основе кредитных операций банков;
  • развитие безналичного денежного оборота и сокращение налично-денежного оборота (в среднем в мировой экономике соотношение между наличным и безналичным оборотами составляет 1:3);
  • создание и развитие механизмов денежно-кредитного регулирования денежного оборота со стороны государства.
    Хорошо работающая денежная система, способствует как полному использованию мощностей, так и полной занятости. А плохо функционирующая — может стать главной причиной резких колебаний уровня производства, занятости и цен в экономике, исказить распределение ресурсов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Нормативная литература

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 12.07.2006 № 2 – ФКЗ) // Российская газета.- 1993. — № 237; Собрании законодательства Российской Федерации. — 2006. — № 29. — Ст. 3119.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51 – ФЗ (ред. от 07.02.2011 N 4-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 32. — Ст. 3301; Российская газета. – 2007. – № 28.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 26.01.1996 N 14 – ФЗ (ред. от 07.02.2011 N 4-ФЗ) // «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, N 5, ст. 410, «Российская газета», N 23, 06.02.1996, N 24, 07.02.1996, N 25, 08.02.1996, N 27, 10.02.1996.
  4. О Центральном Банке РФ (Банке России): ФЗ от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ (с изм. и доп. от 30.03.2008 № 317-ФЗ) // Собр. законодательства — 2008 — № 1. — Ст.25.
  5. Положение Банка России от 03.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 03.10.2002 № 2-П (от 22.01.2008 N 1964-У)// «Вестник Банка России» от 28.12.2002 N 74.
  6. Федеральный закон «О простом и переводном векселе» от 11.03.1997 № 48-ФЗ. Принят Государственной Думой 21 февраля 1997 года // «Собрание законодательства РФ», 17.03.97, №11, ст. 1238
  7. Положение Банка России «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации » от 09.10.2002 № 199-П (в ред. от 13.06.2007 N 1836-У) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790.
  8. Положение Банка России от 01.04.2003 № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» от 01.04.2003 № 222-П (в ред. Указания ЦБ РФ от 22.01.2008 N 1965-У) // Собрание законодательства Российской Федерации 2003, N 2, ст. 160, 167
  9. Положение Банка России «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» от 24.12.2004 № 266-П (в ред. Указаний ЦБ РФ от 21.09.2006 N 1725-У, от 23.09.2008 N 2073-У) // Собрание законодательства Российской Федерации 2004 N 27, ст. 2711.

Литература

  1. Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика. Учебное пособие. – М.: Форум, 2004. – 475с.
  2. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2004. – 544с.
  3. Кочетов О.С. Экономика.- М.: Инфра-М, 2005.- 458с.
  4. Курс экономики: Учебник /Под ред. Б.А. Райсберга. – М.: ИНФРА-М, 2005. -293с.
  5. Курс экономической теории: Учебник для вузов./Под ред. М.Н. Чепурина. – М.: Юнити, 2004.-752с.
  6. Линева Т.В. Экономическая теория. — М.: ФИС, 2005.- 541с.
  7. Носова С.С. Экономическая теория. — М.: Владос, 2006.- 479с.
  8. Роббинс Л. Предмет экономической науки. – М.: Феникс, 2004. – 243с.
  9. Сажина М.А. Основы экономической теории. – М.: Экономика, 2005. – 368с.
  10. Самуэльсон П.А. Экономика. – М.: Феникс, 2005.– 415с.
  11. Современная экономика./Под ред. О.Ю. Мамедова. – М.: Норма, 2005. – 425с.
  12. Федин С.В. Основы экономики. – М.: Экономика, 2004. – 320с.
  13. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: Дело,2003. – 829с.
  14. Экономическая теория: учебник для вузов/Под ред. В.Д Камаева. — М.: ВЛАДОС, 2004.-640 с.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov