Курсовая Экономические проблемы в регионе (безработица)

Курсовая Экономические проблемы в регионе (безработица)

Содержание
Введение 3
1 Теоретические основы безработицы в социальной экономике 4
1.1 Проблема безработицы и её виды 4
1.2 Безработица как одна из глобальных проблем современного мира 8
1.3 Проблемы и текущее состояние безработицы в России 12
2 Анализ проблем безработицы в муниципальном образовании «город Великий Устюг» 18
2.1 Краткая характеристика муниципалитета 18
2.2 Исследование безработицы и занятости на примере г. Великий Устюг 23
2.3 Деятельность местных властей по борьбе с безработицей 28
Заключение 31
Список использованных источников 33

Введение
В современном мире, в эпоху глобального экономического кризиса, особенно остро стоит проблема занятости населения. Не случайно безработица и неполная занятость занимают вторую строчку в ТОП-10 глобальных рисков.
Одной из важнейших проблем современной экономики России также является безработица. Она выступает как сложное макроэкономическое явление экономической жизни. Официально в России безработица была признана лишь в начале 1990-х годов. В это время масштабы безработицы превышали социально допустимый уровень.
В наши дни безработица все более становится непременным элементом жизни России, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране. Она остается в центре внимания и населения, и научной общественности, а также является одной из актуальных проблем разного уровня власти на сегодняшнее время в России.
Целью данной работы является исследование проблем безработицы в муниципальном образовании.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить теоретические основы безработицы в социальной экономике;
  • исследовать проблемы и текущее состояние безработицы в России;
  • провести анализ проблем безработицы в муниципальном образовании «город Великий Устюг»;
  • изучить деятельность местных властей по борьбе с безработицей.
    Объектом исследования является население муниципального образования.
    Предмет исследования – занятость населения муниципального образования.

1 Теоретические основы безработицы в социальной экономике
1.1 Проблема безработицы и её виды
Проблема безработицы — болезненная в социальной экономике. В теории достаточно часто противопоставляют понятия «безработица» и «полная занятость». Это противопоставление не совсем корректно, поскольку полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Безработица развивается в нескольких формах: «Циклическая», «фрикционная», «структурная». Две последние считаются «нормальными» с точки зрения функционирования рыночной системы. Поэтому понятие «полной занятости» может быть вполне совместимо с естественным уровнем безработицы, при учете которой учитывают «фрикционную» и «структурную» незанятость.
Последние два вида безработицы считаются неизбежными, а потому «полная занятость» определяется как занятость, составляющая менее 100% рабочей силы. Полной считается занятость, когда «циклическая» безработица равна нулю. Итак, несколько процентов безработицы считаются «нормальным» явлением (хотя некоторые аналитики выступают против такого определения). Реальный объем производства, которого можно достичь при таком понимании полной занятости, выражает производительный потенциал экономики. Развитие «циклической» формы безработицы приводит к превышению ее фактического уровня над «естественным». Экономическая цена этого превышения выражается в отставании фактического объема ВНП от его потенциальной величины.
Кроме этого в социальной экономике с безработицей связаны большие внеэкономические расходы. Они проявляются в деквалификации незанятой рабочей силы, расстройстве нравственных ценностей, острых социальных и политических конфликтах.
Наличие определенного количества безработных ни у кого не вызывает большого беспокойства, пока не становится проблемой. Но какое именно это количество? Какой уровень безработицы является допустимым? Как определить, когда именно «безработица» становится проблемой, а когда еще нет?
Ответы на все эти вопросы чрезвычайно важны, поскольку при достижении своего «проблемного уровня» безработица ставит перед всеми чиновниками и политиками такие угрожающие вопросы, которые могут разрушить социально-экономический порядок. Решение таких проблем зачастую требует дополнительных расходов, прежде всего материальных. На все эти многочисленные проблемы можно ответить только подробным рассмотрением самой проблемы безработицы, ее конкретных форм и многочисленных течения в каждой данной конкретной стране.
Фрикционную безработицу определяют как положение, при котором рабочие находятся «между работами». Экономисты используют термин «фрикционная безработица», когда оно связано с поисками или ожиданием работы, т.е. с тем, что человеку предоставляется право свободы выбора своей деятельности и места работы. Определенная категория работников добровольно меняет место работы. Другая — ищет работу после освобождения. Третьи — временно теряют т.н. «сезонную» работу (например, в автомобильной промышленности из-за смены моделей, или в строительстве результате сезонной непогоды, календарных условий). Есть категории работников, особенно молодые люди, впервые попадающие на рынок труда и еще не нашедшие работу. Следовательно, всегда есть определенная категория людей, которая временно находится без работы, но со временем находит ее. В данном случае термин «фрикционная» точно передает суть такого явления на рынке труда, когда количество ищущих работу и количество рабочих мест, еще не приведено в соответствие. Это явление в определенной степени неизбежно и закономерно.
Некоторые экономисты считают «фрикционную» безработицу не только закономерной, но и желательной. Почему? Многочисленные сотрудники, которые временно оказались без работы, переходят с одной работы (низкооплачиваемой, малопродуктивной, такой, что их не удовлетворяет) на более высокооплачиваемую и более продуктивную. Это означает не только более высокие доходы для этих лиц, но и положительно сказывается на всей экономике в целом, поскольку ведет к более рациональному распределению трудовых ресурсов, а потому увеличивает реальный объем национального продукта.
Структурная безработица. Эту форму безработицы экономисты основном связывают с тем фактом, что в структуре потребительского спроса со временем происходят важные изменения, которые обусловлены многочисленными причинами, в частности технологическими, что прежде сказывается на самой структуре и спросе на рабочую силу. Эти изменения могут привести и приводят к тому, что некоторые профессии вообще становятся ненужными, а на некоторые спрос существенно меняется. С другой стороны, спрос на некоторые специальности растет, или появляются новые профессии.
Структурная безработица появляется потому, что рабочая сила не сразу реагирует на новые требования рыночной экономики, ее структура не отвечает новой структуре рабочих мест. Оказывается, что у некоторых работников нет тех навыков, которые можно с выгодой продать, они устарели и стали ненужными из-за изменений в технологии или вследствие изменений в характере потребительского спроса. К тому же постоянно меняется географическое распределение рабочих мест. Об этом свидетельствует постоянная миграция рабочей силы как по стране в целом, так и за ее пределами.
Поскольку «фрикционная» постоянно переходит в «структурную» и наоборот, иногда трудно провести границу между ними. Однако она существует. Дело в том, что у «фрикционных» безработных есть навыки, которые они могут продать, в то время как «структурные» безработные не могут получить работу без переподготовки, дополнительного переобучения, а иногда и без дополнительной смены места жительства. «Фрикционная» безработица к тому же носит более краткосрочный характер, чем «структурная». С этой точки зрения последняя считается более серьезной социально-экономической проблемой.
Циклическая безработица. Под циклической безработицей понимают ту её форму, которая наблюдается при понижающих тенденциях в экономическом цикле — кризис, депрессия. В основном этот вид безработицы связывают с уменьшением совокупных общих издержек. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, сокращается занятость, растет безработица. По этой причине «циклическую» безработицу еще называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. Во время «Великой депрессии» 1929-1933 гг. циклическая безработица составляла примерно 25%.
Уровень безработицы. Относительно определения уровня безработицы — постоянно идут споры. С точки зрения «незанятости» население делят на три большие группы. В первую группу включают лиц, не достигших 16 лет, а также лиц, находящихся в психиатрических учреждениях и в местах лишения свободы. Вторую группу, которая обозначается «выбыли из состава рабочей силы», составляют взрослые, которые имеют возможность работать (надомники, учащиеся, пенсионеры), но по какой-то причине не работают и не ищут работу. Третья группа — это все те, кто хочет и может работать. Считается, что рабочая сила состоит из работающих и безработных, активно ищущих работу. Таким образом, уровень безработицы — это процент безработной части рабочей силы.
Понятие «естественный уровень безработицы» требует уточнения в двух аспектах. Во-первых, этот термин не означает, что экономика всегда функционирует при «естественном уровне безработицы», т.е. реализует свой производственный потенциал. С другой стороны, иногда может возникнуть такой уровень безработицы, который будет ниже «естественного». В этих случаях могут иметь место даже сверхурочные работы или совместительство. Наконец, спорным является вопрос о том, что вообще считать нормальным, «естественным» уровнем безработицы
1.2 Безработица как одна из глобальных проблем современного мира
В современном мире, в эпоху глобального экономического кризиса, особенно остро стоит проблема занятости населения. Не случайно безработица и неполная занятость занимают вторую строчку в ТОП-10 глобальных рисков.
По данным доклада Международной организации труда от 21 января 2014 года «Глобальные тенденции занятости в 2014 году», темпы роста занятости остаются низкими, безработица продолжает расти, особенно среди молодых людей, а большое число разочаровавшихся потенциальных работников остаются вне рынка труда. В 2013 году число безработных в мире выросло на 5 миллионов человек и достигло более 202 миллионов. Таким образом, уровень безработицы составил 6 процентов. К 2018 году число людей, ищущих работу, может вырасти на 13 миллионов человек. В 2013 году в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, не входящих в ЕС, и странах СНГ тенденция снижения безработицы, отмеченная с пика кризиса 2009 года, изменилась на противоположную, также говорится в докладе МОТ.
Что касается Евросоюза, то там безработица выросла за прошлый год почти на полмиллиона человек, а общее количество людей, которые остаются без работы, составляет 19 миллионов 200 тысяч человек. Об этом говорится в официальном отчете, обнародованном Европейской комиссией.
Согласно статистическим данным, безработица в 17 странах еврозоны (Латвия стала 18-м членом еврозоны 1 января 2014 года) за период с ноября 2012 года по ноябрь 2013 года выросла на 452 тыс. чел., а в целом в 28 странах ЕС количество безработных за тот же период выросло на 278 тыс. чел.
Таким образом, безработными в целом ЕС является 26,5 миллиона человек, а в странах еврозоны — 19,2 миллиона работоспособного населения.
Сохраняются традиционные отличия между отдельными странами еврозоны. Самая плохая ситуация с занятостью в Греции, где без работы остаются 27,4 % работоспособного населения, далее идет Испания с показателем 26,7 % безработных. В то же время в Австрии официальный показатель безработицы составляет 4,8 %, а в Германии — 5,2 %.
В России, отражая общемировые тенденции, так же растет безработица. Согласно итогам обследований населения по проблемам занятости, проводимым в сентябре 2013 года Роскомтсатом, численность экономически активного населения в возрасте 15–72 лет (занятые и безработные) в сентябре 2013 года составила 75,8 млн.человек, или около 53 % от общей численности населения страны.
В численности экономически активного населения 71,8 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,0 млн.человек — как безработные с применением критериев МОТ (т. е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).
Всего же уровень безработицы в России (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в сентябре 2013 года, составил 5,3 % (без исключения сезонного фактора). Средний возраст безработных составил 35,3 года.
При этом самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий — в Северо-Кавказском федеральном округе [19].
Как видно из приведённой статистики, ситуация в России, в целом, намного лучше, чем в среднем по Евросоюзу. Официальный же прогноз Минэкономразвития на 2014 год по безработице составляет 5,7 процента. Тем не менее, по мнению заместителя главы министерства экономического развития и торговли РФ Андрея Клепача, в 2014 году безработица может превысить данный порог. Косвенным подтверждением его слов является речь премьер-министра Дмитрия Медведева на инвестиционном форуме в Сочи, который посоветовал россиянам готовиться к безработице и фактически объявил об отказе государства от поддержки неэффективных предприятий.
«Пора уйти от политики сохранения занятости любой ценой и не бояться сокращения неэффективных рабочих мест. Всех нас ждут не самые простые времена. Кому-то — это может быть довольно значительная часть населения — придется менять не только место работы, но и профессию, и место жительства» — предупредил он [19].
Следует отметить, что многие эксперты считают, что уровень реальной безработицы существенно расходится с декларируемой.
Поддерживать низкий уровень безработицы в России позволяют также «особенности» в организации труда, инициируемые работодателями, и различия в экономической структуре в целом. «Дело в том, что наш работодатель предпочитает не увольнять персонал, а снижать заработную плату, — говорит заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений Евгений Гонтмахер. — Это консервирует рабочие места, снижает мотивацию и является одной из причин неэффективного развития экономики.
В Европе действуют наоборот: избавляются от ненужных рабочих мест и открывают более оптимизированные вакансии. За счет этого у них происходит быстрый оборот рабочей силы, люди являются безработными недолго. Уволенный человек идет получать новую квалификацию и устраивается на работу с зарплатой в несколько раз выше. У нас же держатся за свои места, как в СССР, — процесс обновления кадров и их переобучения не двигается. К тому же постоянно уменьшается количество трудоспособного населения». На последнюю проблему обращает внимание и бывший министр финансов Алексей Кудрин. «Низкая производительность труда — главная проблема российской экономики, — заявил он. — Когда мы говорим, что у нас низкая безработица, нужно понимать, что это не заслуга быстрого развития экономики, а проблема сокращения численности работоспособного населения на 200–300 тысяч человек ежегодно».
Тем не менее, проблемы безработицы коснулись стран всего мира. И в связи с тем, что прогнозы о состоянии рынка труда в мире неутешительны, многие страны вынуждены принимать специальные программы, направленные на улучшение ситуации в этом секторе. Так, например, при согласовании Европарламентом, Европейским советом и Еврокомиссией согласовали бюджет Евросоюза на 2014г. в объеме 135,5 млрд евро, приоритетными сферами финансирования, наряду с развитием, инновациями и гуманитарной помощью, явилась и безработица [19].
Что касается России, то ситуация усугубляется тем, что формирование рыночных отношений в социально-трудовой сфере происходит на фоне структурных преобразований, затрагивающих все сегменты и сектора экономики. Серьезные изменения происходят в отраслевом распределении рабочей силы, мотивационной роли заработной платы в денежных доходах населения и выборе сферы деятельности, количественно-качественной дифференциации рабочих мест по условиям занятости, трудовой мобильности, профессионально-квалификационном уровне, взаимодействии органов государственного регулирования рынка с предприятиями-работодателями и теневым сектором занятости. Эти проблемы приходится решать наряду с последствиями мирового экономического кризиса.
Главную роль в создании необходимого рынка труда, несомненно, должно играть государство. И, в первую очередь, необходимо создать благоприятный климат и условия для инвестиций в новые технологии, что позволяет создать высокооплачиваемые места. Кроме того, необходимо больше внедрять программы переобучения работников, в том числе и за рубежом, оказывать поддержку малому и среднему бизнесу, создавать программы переселения семей на новое, перспективное с точки зрения занятости, место жительство.
1.3 Проблемы и текущее состояние безработицы в России
Характерной особенностью российского рынка труда является высокий уровень скрытой безработицы, когда по социальным или иным причинам сотрудники предприятий и организаций не могут быть уволены, и их переводят на режим неполной рабочей недели либо неполного рабочего дня, или же отправляют в отпуска по решению руководства организации.
Серьезное влияние на динамику рабочей силы оказывает миграция. Миграция представлена как утечкой высококвалифицированных специалистов из России, так и въездом на территорию России рабочих из стран СНГ, Турции и других соседних государств (их доля особенно значительна в строительной индустрии и в сфере услуг). Часть притока иностранной рабочей силы носит сезонный характер.
До перестройки практически отсутствовала проблема трудоустройства. В обществе господствовал принцип все­общности и обязательности труда. В результате экономика имела работника, привыкшего длительное время работать на одном предприятии и в одной должности, профессии.
Рыночная экономика предполагает наличие людей с другими установками. Она требует активного, предприимчивого, инициативного работника, для которого характерен поиск нового, само­стоятельность в решении производственных и жизненных проб­лем. Когда возникла необходимость в таких работниках, значительное число советских людей оказались несостоятельными.
Также в этот период фактически отсутствовала индивидуальная предпринимательская деятельность. Такая деятельность признавалась малоэффективной и противоречащей принципам социализма. Недостаточно были развиты и малые предприятия. Все эти обстоятельства сыграли роль в быстром развитии безработицы в России.
C 1992 г. по 1998 г. наблюдается резкий рост уровня безработных в стране (в среднем на 1,6 % в год), и достигает максимального показателя в момент кризиса 1998 года – 14 % в результате спада производства и структурных преобразований в экономике. Данной тенденции способствовали следующие факторы:

  • приватизация отечественных предприятий привела к сокращению работников, происходила волна массовых увольнений;
  • несостоятельность и неконкурентоспособность предприятий привела к их банкротству;
  • структурная перестройка экономики способствовала увеличению структурной безработицы.
    На современное состояние безработицы в стране во многом повлиял кризис 2008 года. Реакцией на данный кризис стало сокращение затрат на персонал. Самый распространенный способ сокращения затрат на сотрудников – сокращение штата. Треть компаний (33 %) уволили часть сотрудников, уменьшение заработной платы (22 %), сокращение рабочей недели (14 %), вынужденный отпуск (16 %), сокращение социального пакета (15 %). [18]
    Кризис породил спрос на ряд профессий, ранее не слишком популярных: юрист, специализирующийся на банкротствах, слияниях и поглощениях, инновационный менеджер, специалист по сокращению персонала, антикризисный управляющий, специалист в области финансового мониторинга и кредитных рисков и т.д. Уровень безработицы по методологии МОТ начал снижаться. [18]
    Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в январе 2014г. составила 74,6 млн.человек, или более 52% от общей численности населения страны (рис. 1.1).
    В численности экономически активного населения 70,4 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,2 млн.человек — как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

Рис. 1.1 – Динамика численности экономически активного населения [18]

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в январе 2014г. составил 5,6% (без исключения сезонного фактора).

Рис. 1.2 – Уровень безработицы по методологии МОТ

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в январе 2014г. составил 64,3%.

Таблица 1.1 — Экономическая активность населения (без корректировки сезонных колебаний) [18]
Январь 2014г. 2013г. Январь 2014г. (+,-) к
январь IV квартал в среднем за год январю 2013г. декабрю 2013г.
Тыс.человек
Экономически активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая сила) 74627 75208 75423 75529 -581 -471
занятые 70447 70730 71274 71391 -283 -461
безработные 4180 4477 4148 4137 -297 -10
В процентах
Уровень экономической активности (экономически активное население к численности населения в возрасте 15-72 лет) 68,1 68,2 68,4 68,5 -0,1 0,0
Уровень занятости (занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет) 64,3 64,2 64,7 64,8 0,1 0,0
Уровень безработицы (безработные к численности экономически активного населения) 5,6 6,0 5,5 5,5 -0,4 0,0

По сравнению с декабрем 2013г. численность занятого населения в январе 2014г. уменьшилась на 461 тыс.человек или на 0,7%, численность безработных — на 10 тыс.человек, или на 0,2%. По сравнению с январем 2013г. численность занятого населения сократилась на 283 тыс.человек, или на 0,4%, численность безработных — на 297 тыс.человек, или на 6,6%.
Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,5 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце января 2014г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 931 тыс.человек, что на 1,5% больше по сравнению с декабрем 2013г. и на 13,2% меньше по сравнению с январем 2013 года.
Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости в январе 2014 г. более 74% безработных искали работу самостоятельно, без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в январе 2014г. составила 22,6%, среди безработных женщин — 29,9%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых — в январе 2014г. его использовали 61,9% безработных. Поиск работы в средствах массовой информации и интернете — второй по популярности способ поиска работы, который использовали треть безработных (рис. 1.3).

Рис. 1.3 – Способы поиска работы безработными [18]

Правительством России уже предпринимаются меры содействию снижения безработицы. Так, распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 года № 2149-р утвержден план реализации Государственной программы РФ «Содействие занятости населения» на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».
Как отмечается в материалах на сайте правительства, план реализации государственной программы предусматривает мероприятия, направленные на:

  • совершенствование законодательной и нормативной правовой базы, регулирующей вопросы содействия занятости населения, привлечения и использования на территории России иностранной рабочей силы, разработки профессиональных стандартов, модернизации системы оплаты труда и улучшения условий труда на рабочих местах;
  • разработку и использование прогнозных показателей состояния рынка труда (прогноз баланса трудовых ресурсов), совершенствование системы информирования населения, в том числе иностранных граждан, о возможностях трудоустройства;
  • осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства, усиление ответственности работодателей за нарушение законодательства об охране труда, а также ответственности иностранных работников за осуществление незаконной трудовой деятельности.

2 Анализ проблем безработицы в муниципальном образовании «город Великий Устюг»
2.1 Краткая характеристика муниципалитета
Великий Устюг — самый восточный город Вологодской области, на стыке Архангельской и Кировской областей. Население 32,7 тысяч человек. Есть аэропорт, речной и железнодорожный вокзалы. Автобусные маршруты связывают все основные районы города. Промышленность представлена кистещеточной фабрикой, заводом «Северная чернь», есть ликероводочный и пивоваренный заводы, предприятия инфраструктурные предприятия. Возрождаются старинные ярмарки, зимняя – Никольская и летняя – Прокопьевская.
В городе современные школы, в том числе гимназия, построенная Москвой после большого наводнения 1998 года, Среди учебных заведений – автотехникум, медицинское и речное училища, педагогический колледж. Работает филиал Вологодского политехнического университета.
Присутствует вся современная инфраструктура: 4 филиала разных банков, несколько ресторанов и кафе, столовых, закусочных, есть библиотеки, кинотеатр, интернет-провайдеры. Работают современные фотосалоны, спортивные залы, недавно сдан в эксплуатацию плавательный бассейн. Расширяется гостиничное хозяйство. Город известен своей школой искусств, художественной, спортивной школами.
В память о земляках, погибших в годы Великой Отечественной войны издана Книга Памяти, воздвигнут Монумент Славы. На средства местных предпринимателей к 860-летнему юбилею города рядом с монументом Славы воздвигнут памятник устюжанам воинам-интернационалистам, защищавшим интересы Родины за её рубежами.
В городе реализуется крупнейший туристический проект северо-запада России «Великий Устюг — родина всероссийского Деда Мороза». Этот проект основан в ноябре 1998 года. Авторами выступили мэр Москвы и Губернатор Вологодской области. Сегодня вотчина Деда Мороза интенсивно развивается на левом берегу реки Сухоны, в 8 километрах от города. С каждым годом растет популярность Дедморозовской программы.
За 15 лет изменился в лучшую сторону внешний облик города, развивается его инфраструктура: обновляется исторический центр, строятся дороги, гостиницы и предприятия общественного питания, открываются новые магазины, торгово-выставочные центры и супермаркеты, появилось разнообразие сотовой связи и услуг такси, повышается деловая активность устюжан, становится богаче культурная жизнь города. Самым ярким показателем успешности проекта является увеличение потока гостей на Вотчину Деда Мороза.
В сфере туризма и смежных отраслях задействовано 11 % экономически активного населения. В период «высокого» сезона эти показатели достигают 14 %. В городе работают 13 турфирм, в обслуживании туристов задействованы 43 предприятия общественного питания, гостиничная сфера может разместить одновременно более 1,5 тысяч человек (без учёта частного сектора и общежитий).
Расширяется инфраструктура, создаются новые рабочие места. В 2011 году реконструированы гостиницы «Сухона», «Огни Сухоны», открылся контактный детский зоопарк на вотчине Деда Мороза, введено в эксплуатацию детское кафе. Появились новые объекты показа: Мастерские Деда Мороза (пер. Революционный, 7), кузница Деда Мороза на вотчине, аттракционы (чеканка сувенирных монет, вендинговый аппарат по изготовлению сувениров, развлекательное фото, зорбинг).
В формировании доходной части бюджета города участвуют более двух тысяч организаций и индивидуальных предпринимателей. Динамика инвестиционной деятельности в последние годы достаточно устойчивая, о чём свидетельствует рост инвестиций в основной капитал. Не смотря на экономический кризис, который коснулся всех сфер объем инвестиций в 2009-2013 годах снизился незначительно и составил около двух миллиардов рублей ежегодно. Также высокими показателями по вводу в эксплуатацию жилья радует строительная отрасль. Выполняется большой объем работ по сохранению и улучшению архитектурного облика Великого Устюга, реставрации памятников, благоустройству улиц и площадей.
Преимущественное значение в промышленном производстве имеют: лесопромышленный комплекс (51,1 % в общем объеме отгрузки промышленной продукции, в том числе лесозаготовки – 11,9 %, деревообработка – 39,2 %), производство пищевых продуктов – 19,3 %, электроэнергетика – 21,9 %, производство изделий из серебра – 7,1 %. (рис. 2.1).

Рис. 2.1 — Структура промышленного производства Великого Устюга

Индекс физического объема промышленного производства по Великому Устюгу в 2013 году к соответствующему периоду 2012 года составил 111,9 %. Крупными и средними предприятиями промышленности отгружено продукции (работ, услуг) собственного производства в действующих ценах на 4022,3 млн. рублей.
Наибольшее влияние на изменение индекса промышленного производства имеет производство продукции в обрабатывающих отраслях, который с начала года составил 111,96 %.
Больше соответствующего периода 2012 года в 2013 году произведено электроэнергии, древесины необработанной, пиломатериалов, фанеры, выпущено масла и цельномолочной продукции, хлебобулочных и кондитерских изделий, водки, пива, изделий из серебра.
В 2013 году объём отгруженной промышленной продукции составил 3524,9 млн. руб., из него: обрабатывающие производства – 2672,3 млн.руб., производство и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды – 852,6 млн.руб. Индекс физического объёма промышленного производства к соответствующему периоду 2012 года составил 91,7%, в том числе обрабатывающие производства – 94,6%, производство и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды – 83,6%, лесозаготовки – 83,6%.
В 2013 году сельскохозяйственными организациями произведено мяса скота и птицы (в живом весе) – 1284 тонн (96,6 % к уровню 2012 года), молока – 17257 тонн (96,7 %), яиц – 46510 тыс. штук (104,4 %).
В 2013 году оборот розничной торговли составил 5094,94 млн.руб., что в сопоставимых ценах на 18,5 % больше, чем в 2012 году. На долю продовольственных товаров приходится 66,2 % товарооборота, непродовольственных – 33,8 %.
Оборот общественного питания составил 206,054 млн.руб., что в сопоставимых ценах на 3,3 % выше уровня 2012 года.
Реализация платных услуг населению города составила 955,511 млн.руб., что выше уровня 2012 года на 4,9 %.
В 2013 году введено 20959 кв. метров общей площади жилых домов, что на 2,3 % превышает уровень 2012 года.
За 2013 года инвестиции в основной капитал составили 295,8 млн.руб., что на 15,2 % ниже уровня 2012 года (рис. 2.2).

Рис. 2.2 — Инвестиции в основной капитал в 2011-2013 годы

В 2013 году среднемесячная заработная плата в целом по городу составила 16654,8 рублей, в номинальном выражении – увеличилась на 16,9 % к 2012 году, в реальном выражении – увеличилась на 11,9 %.
На 1 января 2013 года численность городского населения с учётом данных переписи населения 2010 года составила 31 тыс. чел.
В 2013 году родилось 767 детей, умерло 990 человек, естественная убыль населения составила 223 человека (рис. 2.3).

Рис. 2.3 — Естественное движение населения в 2013 году

В 2013 году среднемесячная заработная плата в целом по городу составила 16654,8 рублей, в номинальном выражении – увеличилась на 16,9 % к 2012 году, в реальном выражении – увеличилась на 11,9 %.
Проанализировав социально – экономическое развитие города можно выделить основные проблемы требующие скорейшего разрешения, ими являются:

  • структурный кризис экономики, усугубляющийся низкой эффективностью производства и неконкурентоспособностью многих видов производимой продукции, отсутствием инвестиций;
  • ухудшающиеся условия для эксплуатации основного природного ресурса — леса в связи с экстенсивным, истощительным пользованием;
  • преимущественно малоэффективное сельскохозяйственное производство, требующее значительной финансовой государственной поддержки;
  • рост общей безработицы и увеличение издержек рынка труда.
    2.2 Исследование безработицы и занятости на примере г. Великий Устюг
    Численность постоянного населения города Великий Устюг в 2013 году составила 31664 человек, что незначительно ниже уровня 2012 года — на 1,22 % (табл. 2.1, рис. 2.4).

Таблица 2.1 — Численность постоянного населения 2011-2013 гг.
Показатели 2011 2012 2013 Отношение 2012 к 2011, % Отношение 2013 к 2012, %
Численность населения в Великий Устюг, чел. 32582 32055 31664 98,38% 98,78%
Естественный прирост (убыль) населения Великий Устюг, чел. -101 -69 -72 68,32% 104,35%
Миграционный прирост (убыль) населения Великий Устюг, чел. -55 -69 -70 125,45% 101,45%

Рис. 2.4 — Динамика численности постоянного населения города Великий Устюг в 2011–2013 годах, чел.

Динамика изменения населения в Великий Устюг характерна для всей Вологодской области и ее можно рассмотреть на областном примере.
Вологодская область, как и постаревший Северо-Запад, отличается естественной убылью населения – более 7 % в год. При низком уровне рождаемости (10,8 на 1000 человек населения в 2013 году – 12,4 на 1000 человек по Российской Федерации) область входит в число неблагополучных регионов страны по уровню смертности (18,4 на 1000 человек населения в 2013 году – 14,2 на 1000 человек по Российской Федерации). Иными словам, если в 2013 году естественная убыль населения в среднем по Российской Федерации составлял 1,8 на 1000 человек, то для Вологодской области показатель естественной убыли составлял 7,6 на 1000 человек. И хотя с 2011 года показатели естественной убыли несколько улучшались (с 11,1 на 1000 человек в 2011 году до 7,6 на 1000 человек в 2013 году), принципиальных измерений в демографической ситуации не происходит. [16]
Возрастная структура населения области типична для Северо-Запада: почти четверть жителей старше трудоспособного возраста (в 2013 году — 24,6% при среднем значении по стране в 2013 году — 21,2%), доля детей сократилась за 1990-2013 гг. с 22,1 до 14,3%. [18]
Как и во всей стране, выросла доля трудоспособного населения (с 55,9 % в 1990 году до 61,2% в 2013 году) вследствие снижения рождаемости и демографической волны, но с 2011 г. наблюдается сокращение этой доли из-за сильного постарения населения.
В возрастной структуре населения города значительных изменений за последние 3 года не произошло. В 2011 году доля трудоспособного населения города составляла 62,01 % и была выше среднего показателя по Вологодской области на 0,41 %, в 2013 году доля трудоспособного населения составила 62,85 %, и была выше среднего показателя по Вологодской области на 1,65%. Доля детей и молодежи в городе выше областного показателя на 1,71 % (табл. 2.2).
Возрастная структура для определения проектной численности населения города принята на основании статистических данных Росстата по Вологодской области, а так же с учетом справки по существующему населению, данной администрацией города Великий Устюг.

Таблица 2.2 — Возрастной состав населения города Великий Устюг и Вологодской области [16, 17]
Показатели г. Великий Устюг Вологодская область
01.01.2011 г. 01.01.2013 г. 01.01.2011 г. 01.01.2013 г.
Кол-во, тыс. чел. Уд. вес, % Кол-во, тыс. чел. Уд. вес, % Кол-во, тыс. чел. Уд. вес, % Кол-во, тыс. чел. Уд. вес, %
Всего население 32,5 100 31,7 100 1273 100 1240 100
моложе трудоспособного возраста 5,19 15,96 4,96 15,64 184,59 14,5 177,32 14,3
трудоспособное 20,15 62,01 19,25 60,72 784,17 61,6 758,88 61,2
старше трудоспособного возраста 7,16 22,03 7,49 23,64 304,25 23,9 303,80 24,5
Численность трудовых ресурсов города Великий Устюг за период 2011-2013 года уменьшилась на 251 человек. При этом доля трудоспособного населения в общей численности населения также имела тенденцию к снижению: в 2011 году значение этого показателя составило 62,01 %, в 2013 году – 60,72 %
Уровень безработицы в г. Великий Устюг представлен в таблице 2.3 и на рисунке 2.5.

Таблица 2.3 — Уровень безработицы в 2011-2013 гг. [17]
Показатели 2011 2012 2013
Количество безработных, чел. 982 1248 1206
Уровень безработицы, % 3,01% 3,89% 3,81%

Рис. 2.5 — Динамика уровня безработицы

Отраслевая структура жителей, занятых в экономике города в 2013 году представлена в таблице 2.4.

Таблица 2.4 — Занятость в городе Великий Устюг в 2013 году [17]
Показатели Ед. изм. Значение
Среднесписочная численность работников организаций
Обрабатывающие производства человек 2097
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды человек 343
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования человек 224
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг человек 755
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование человек 1214
Образование человек 2163
Здравоохранение и предоставление социальных услуг человек 1478
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг человек 488

Численность вакансий, заявленных в службу занятости, увеличилось с 315 человек в 2011 году до 616 рабочих мест в 2013 году (по данным ЦЗС Великий Устюг на конец 2013 года). Основная доля потребности в работниках приходится на рабочие профессии (89,3 %), большинство из которых — с использованием неквалифицированного труда и низким уровнем заработной платы, что отрицательно сказывается на их заполнении.
Предполагается, что в дальнейшем сохранится количественное и качественное несоответствие рабочей силы. Качество вакансий (уровень зарплаты, условия труда и др.) не будет соответствовать требованиям ищущих работу, хотя и значительно повысится за счет роста реальной заработной платы, легализации «теневой» зарплаты (табл. 2.5, 2.6, 2.7).

Таблица 2.5 — Показатели численности населения в трудоспособном возрасте [17]
Год 2011 2012 2013
Численность населения Великий Устюг в трудоспособном возрасте, чел. 20150 19770 19252

Таблица 2.6 — Средняя заработная плата [17]
Показатели 2011 2012 2013
Средняя начисленная заработная плата работника по городу (номинальная), руб. 10170,0 10307,5 10517,6
Средняя начисленная заработная плата работника по области (номинальная), руб. 12126,1 13131,2 15129,8

Таблица 2.7 — Заработная плата в городе Великий Устюг в 2013 году
Среднемесячная заработная плата работников организаций
Обрабатывающие производства рубль 7393.2
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды рубль 12825.6
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования рубль 5227.2
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг рубль 10545.1
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование рубль 18313.9
Образование рубль 8191.3
Здравоохранение и предоставление социальных услуг рубль 9673
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг рубль 7717.6

2.3 Деятельность местных властей по борьбе с безработицей
В центре внимания региональной власти по-прежнему остается ситуация на рынке труда. В ходе рабочих поездок и встреч с главами муниципальных образований губернатор Вологодской области особый акцент делает на необходимости стабилизации обстановки именно в этом секторе.
В результате исполнения поручений главы региона в Великом Устюге и районе усилено направление по организации общественных и временных работ. В них участвует более 700 жителей города.
Около 100 выпускников учреждений профессионального образования направлены на предприятия, где проходят стажировку по своей специальности.
Опережающее профессиональное обучение — возможность освоить новую профессию или расширить знания по своей специальности. Уже свыше ста человек воспользовались этой программой, в настоящее время обучение проходят еще более двухсот.
Особое внимание губернатор Вологодской области обращает на региональные программы содействия самозанятости населения. Благодаря активизации работы по этому направлению в Великом Устюге и районе в 2013 году заключено около 60-ти договоров на открытие собственного дела.
Начинающие предприниматели пробуют свои силы в разных сферах. Самые популярные — оптовая и розничная торговля, охота, сельское и лесное хозяйство, предоставление коммунальных и других социальных услуг. Также интерес с точки зрения организации малого бизнеса вызывают отрасли строительства, транспорта и связи, издательская деятельность и обрабатывающие производства.
Прогноз ситуации на рынке занятости Великого Устюга представлен в таблице 2.8 и на рисунке 2.6.

Таблица 2.8 — Прогноз ситуации на рынке труда
Дата Количество безработных
без реализации мероприятий Уровень безработицы, %, без реализации мероприятий Количество безработных
с учетом мероприятий Уровень безработицы, %, с учетом мероприятий
01.01.2011 599 7,32 599 7,3
01.01.2012 583 7,30 566 6,9
01.01.2013 568 6,94 541 6,6
01.01.2014 552 6,58 427 5,2
01.01.2015 536 6,37 394 4,8
01.01.2016 446 5,26 147 1,8

Рисунок 2.6 — Влияние программ дополнительных мероприятий на уровень безработицы

Таким образом, в настоящее время в Вологодской области и Великоустюгском районе работают Программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда, проводится организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, в организациях города и района.

Заключение
Решение проблем безработицы и занятости населения является одной из приоритетных направлений развития экономики. Несмотря на то, что безработица как явление обусловлено действием рыночных механизмов (предложение труда не должно превышать спрос на труд), это одна из острейших социальных проблем общества. В связи со стремительными изменениями во всех сферах жизни и продолжающимся развитием рыночной системы показатели уровня безработицы постоянно будут варьироваться. Проводя свою национальную трудовую политику, каждое государство ориентируется на особенности развития локальных рынков труда. Поэтому при отражении российских тенденций занятости в общих тенденциях развития мирового рынка труда, необходимо опираться на специфические черты национальной экономики в конкретный период её реформирования. Важнейшей задачей, решение которой возложено на государство, по-прежнему будет являться поддержание минимального уровня безработицы и достижение наиболее полной и эффективной занятости населения как социальной гарантии для человека.
Главную роль в создании необходимого рынка труда, несомненно, должно играть государство. И, в первую очередь, дополнительно необходимо создать благоприятный климат и условия для инвестиций в новые технологии, что позволяет создать высокооплачиваемые места. Кроме того, необходимо больше внедрять программы переобучения работников, в том числе и за рубежом, оказывать поддержку малому и среднему бизнесу, создавать программы переселения семей на новое место жительство.
В работе было проведено исследование экономических проблем муниципального образования «город Великий Устюг».
Проанализировав социально – экономическое развитие города можно выделить основные проблемы требующие скорейшего разрешения, ими являются:

  • структурный кризис экономики, усугубляющийся низкой эффективностью производства и неконкурентоспособностью многих видов производимой продукции, отсутствием инвестиций;
  • ухудшающиеся условия для эксплуатации основного природного ресурса — леса в связи с экстенсивным, истощительным пользованием;
  • преимущественно малоэффективное сельскохозяйственное производство, требующее значительной финансовой государственной поддержки;
  • рост общей безработицы и увеличение издержек рынка труда.
    Численность постоянного населения города Великий Устюг в 2013 году составила 31664 человек, что незначительно ниже уровня 2012 года — на 1,22 %.
    В центре внимания региональной власти по-прежнему остается ситуация на рынке труда. В ходе рабочих поездок и встреч с главами муниципальных образований губернатор Вологодской области особый акцент делает на необходимости стабилизации обстановки именно в этом секторе.
    В настоящее время в Вологодской области и Великоустюгском районе работают Программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда, проводится организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, в организациях города и района.

Список использованных источников
Нормативные акты
1 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г) // СПС «Консультант Плюс»
2 Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.11.2009) // СПС «Консультант Плюс»
3 Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1″О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 22.07.2010) // СПС «Консультант Плюс»

Специальная литература

4 Власов, В.И. Комментарий к законодательству о занятости и трудоустройстве населения// В.И.Власов. — М., 2009. – 520 с.
5 Головина, С.Ю. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников / С.Ю. Головина. — М., 2013. – 142 с.
6 Гусов, К.Н. Трудовое право России: Учебник// К.Н.Гусов, В.Н Толкунова. — М., 2009. – 411 с.
7 Гусева, С.Т. Право социального обеспечения в России // С.Т. Гусева – М., 2010. – 298 с.
8 Исайчева, Е.А. Справочник по трудовому праву// Е.А.Исайчева. – 2010. – 471 с.
9 Колобова,С.В., Трудовое право России: Учебное пособие для вузов / С.В. Колобова. – М.: Статут , 2009. – 360 с.
10 Кондрашова, О. Г. Социальные гарантии и льготы // О.Г. Кондрашова. — М., 2010. – 327 с.
11 Лапин А.Е., Соснина Т.П. Занятость в государственном секторе экономики: границы эффективности // Вопросы статистики. – 2014. — №3. – С. 12-16.
12 Малеева Т. Российский рынок труда и политика занятости: противоречия и перспективы реформирования // Politekonom. – 2013. — № 2 (13).
13 Предварительные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года: Стат. сб./Росстат.. — Москва: ИИЦ «Статистика России», 2011. — 159 с.
14 Российский ежегодник трудового права 2014, №1, СПб. 2014. 741 с.
15 Рофе А.И., Збытко Б.Г., Ишин В.В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учебное пособие – М., 2013. – 183 с.

Интернет-ресурсы

16 Отчет о состоянии занятости населения в 2013 году. Официальная страница Администрации Вологодской области в сети Интернет // Режим доступа — http://www.vologda-oblast.ru
17 Об итогах работы администрации Великоустюгского муниципального района в 2013 году и задачах на 2014 год. Режим доступа — http://www.vumr.ru
18 Российский статистический ежегодник. 2014 / Государственный комитет Российской Федерации по статистике. — Электронный журнал. 2014. — Режим доступа: http://www.gks.ru
19 Борьба с безработицей стала приоритетом в бюджете ЕС на 2014г. // Новости всемирной сети: сетевой журн. 2013. 12 ноября. URL: http://news-w.com/63139–15441/n/63138–57673/ (дата обращения 24.05.2014).

Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov