Курсовая Финансовый контроль.Виды финансового контроля

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Финансовый контроль как экономическая категория 5
1.1 Сущность финансового контроля 5
1.2 Функции и сущность финансового контроля 13
2 Формы, виды и методы финансового контроля 16
2.1 Формы финансового контроля 16
2.2 Классификация финансового контроля 18
3 Государственный контроль 22
4 Негосударственный финансовый контроль 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

ВВЕДЕНИЕ
Управление общественными процессами предполагает последовательное решение вопросов, связанных с планированием деятельности, организацией работы, координированием процесса, анализом результатов и контролем. Заключительным элементом любой деятельности является контроль. Применительно к финансово-бюджетной сфере таким элементом является финансовый контроль, который охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере бюджетной деятельности государства, т.е. в процессе образования, распределения и использования определенных фондов денежных средств.
Использование товарно-денежных отношений предполагает осуществление контроля за правильным определением затрат живого и овеществленного труда и за мерой потребления. Без правильной организации учета и контроля за производством распределением продукции, за сохранностью собственности, нельзя обеспечить эффективное ведение хозяйства, повышения производительности труда, сложную работу всех отраслей народного хозяйства.
Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а финансовый контроль – неотъемлемой частью финансов. Поэтому сейчас происходят значительные изменения как в задачах финансового контроля, так и в оценке его значении.
В современной системе финансового контроля нашили воплощение принципы: единство содержания и постановка задачи, регулярность осуществления контроля как внутреннего, так и внешнего с целью предупреждения и своевременного устранения недостатков.
Целью данной работы является рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.
Работа состоит из четырех глав, первые две из которых раскрывают само понятие финансовый контроль, а последние две посвящены двум его формам: государственному и негосударственному. В первой главе будет раскрыто понятие финансовый контроль, во второй главе будут рассмотрены его виды, формы и методы. Третья глава посвящена контролю со стороны государства. По законодательству финансовый контроль в Российской Федерации осуществляется со стороны Президента, органов представительной власти и специализированных органов. Каким образом и на каком основании осуществляется контроль со стороны всех вышеперечисленных государственных структур будет рассмотрено в соответствующих пунктах главы третьей. Четвёртая глава посвящена негосударственному контролю, т.е. контролю со стороны негосударственных структур, прежде всего со стороны аудиторских фирм (или аудиторов – физических лиц).

1 Финансовый контроль как экономическая категория
1.1 Сущность финансового контроля
При рассмотрении научным сообществом финансового контроля, как сложного и многогранного экономического явления, неоправданно мало внимания уделяется его внутреннему содержанию — сущности. Этот недостаток сказался на том, что сегодня нет однозначного понимания того, что собой представляет финансовый контроль. Как следствие, практические работники — собственники и руководители, которые должны использовать финансовый контроль как один из основных инструментов в своей деятельности, не могут определиться со своим к нему отношением.
К основным характеристикам сущности финансового контроля относят:
1) финансовый контроль как область научных и специальных знаний;
2) финансовый контроль как элемент системы управления;
3) финансовый контроль как особый вид практической деятельности;
4) финансовый контроль как информационная система, используемая в целях управления.
Особое место среди них занимает финансовый контроль как элемент системы управления.
Финансовый контроль как элемент системы управления характеризуется взаимоотношениями между субъектами контроля и организациями, которые они учредили (собственники, государство) или возглавили (наемные руководители), носящими административно-командный характер и обусловленными правом первых воздействовать на вторых и применять в отношении них меры принуждения, не противоречащие действующему законодательству, а также обязанности вторых выполнять требования собственников и руководителей, не выходящие за рамки полномочий, которыми они наделены.
Финансовый контроль является неотъемлемым и уникальным элементом системы финансового управления и непосредственно зависит от заинтересованного пользователя. Этой характеристикой определяются функции финансового контроля, т.е. его предназначение как в целом, так и в отдельной организации.
Во-первых, финансовый контроль активно влияет на другие элементы системы управления.
Так, невозможно организовать действенный финансовый контроль без утверждения единых и обязательных для всех правил деятельности.
Например, выдачу и использование наличных денежных средств на приобретение товаров и услуг, на нужды организации должно регламентировать не только законодательство о бухгалтерском учете, но и локальные акты, разработанные и подписанные руководителем организации, которые регулируют вопросы, не предусмотренные законодательством, например перечень материально-ответственных лиц, сроки предоставления отчетов об использовании денежных средств и т.д. В противном случае невозможно осуществить контроль за правильностью и своевременностью их использования.
И чем подробнее прописаны финансовые правила и технологии, тем действеннее контроль, правда, если род деятельности организации позволяет подробно прописать эти технологии или процессы. В противном случае значимость контроля значительно возрастает. Поэтому не везде применимы, например, методы процессного подхода, и их вынужденно заменяют риск-менеджментом.
Рассматривая сущность финансового контроля, необходимо помнить о том, что он, являясь важным элементом системы управления предприятием, содержит в себе признаки самостоятельного экономического явления наряду с бюджетированием, маркетингом и т. д.
К сожалению, наука так и не смогла на сегодняшний день определиться с понятием финансового контроля как экономического явления. Громадное разнообразие определений финансового контроля, которое наблюдается сегодня в научной литературе, вносит сумятицу в представления о контроле в умы практических работников и, прежде всего, собственников и руководителей предприятий и организаций. Рассмотрим некоторые из них.
В современной научной литературе классическим считается определение финансового контроля, которое предложил Э.А. Вознесенский. Он считал, что финансовый контроль – это контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов, что не исключает, а предполагает необходимость осуществления других видов контроля за хозяйственной деятельностью.
Финансовый контроль охватывает комплекс тех хозяйственных отношений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования [6, с. 43].
При всем многообразии определений делались неоднократные попытки проанализировать, в чем кроется причина расхождений.
Так, профессор Т.Е. Гварлиани и С.В. Черемшанов на основании анализа более чем 30 формулировок определения финансового контроля делают вывод о том, что в различных научных работах определение финансового контроля рассматривается в следующих аспектах:
– как деятельность или функция различных контролирующих органов;
– как система наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью объекта управления;
– как совокупность мероприятий, проводимых контролирующими органами по проверке хозяйственных операций;
– как один из видов государственного контроля;
– как функция системы управления финансовыми отношениями;
– как контроль рублем в процессе объективно существующих денежных отношений.
При этом они сами считают, что финансовый контроль – это функция управления финансовой системой, с помощью которой субъект, управляющий одним из звеньев этой системы, получает полную и достоверную информацию о правильности и эффективности ее функционирования.
То есть добавляют к своему же перечню еще один аспект, а именно – рассматривают финансовый контроль исключительно как информационную систему. Они полагают, что сущность финансового контроля заключается в наблюдении за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, учреждения, организации, государства, а также в том, что это важнейшая функция управления финансовой системой, имеющая специальную целевую направленность, определенное содержание и специфические способы осуществления [9].
Таким образом, можно сказать, что традиционно финансовый контроль рассматривают как особый вид практической деятельности специализированных структурных подразделений предприятия (если речь идет о внутреннем контроле и аудите), государственных контролирующих органов (если имеется в виду государственный финансовый контроль) или коммерческих аудиторских организаций. Действительно, эта сторона финансового контроля наиболее заметна и достаточно ярко проявляется в повседневной деятельности экономических субъектов. Кроме того, рассматривается еще одна характеристика – функция системы управления, которая также неоспорима.
По нашему мнению, каждый исследователь к определению финансового контроля и его сущности подходит односторонне, пытаясь через рассмотрение одной выбранной функции или характеристики его сущности показать проявление этой функции финансов в целом.
Сказать, что предложенные варианты определения финансового контроля неверны, нельзя.
Основной недоработкой существующих определений финансового контроля является то, что они оторваны от главного действующего лица – собственника, учредителя или руководителя, которые заинтересованы в организации финансового контроля и в информации, которую финансовый контроль может предоставить ему, то есть от лица, которого в теории аудита называют заинтересованным пользователем. А потенциальный заинтересованный пользователь, прочитав подборку различных определений, в лучшем случае выберет одно из них и будет им руководствоваться или, что гораздо страшнее, вообще может отказаться от использования финансового контроля в своей деятельности, запутавшись в определении его сущности.
Именно такую ситуацию мы наблюдаем, например, сегодня в государственном финансовом контроле. Его свели только к деятельности специализированных органов государственной власти или подразделений внутреннего контроля, наделив их некоторыми полномочиями, но эти подразделения действуют разрозненно, фактически предоставлены сами себе, и даже информация, которую они сегодня получают в результате своей деятельности (а она впечатляет), никому, по сути, не нужна. Последние публикации и отчеты Счетной палаты Российской Федерации и Росфиннадзора говорят о необходимости изменения сложившейся ситуации в связи с тем, что они уже не в состоянии реализовывать материалы контрольных действий. Причина – отсутствие интереса у пользователя в лице государства [7; 9].
По нашему мнению, в сферу внимания заинтересованного пользователя попадают все перечисленные аспекты финансового контроля, а также вопросы предотвращения нарушений, создания информационной системы и др. Исходя из сказанного, мы считаем, что финансовый контроль – это продуманная система, которая включает в себя вопросы организации деятельности экономического субъекта, так как без единых правил финансовой деятельности невозможно осуществлять какой-либо контроль, профилактику и недопущение нарушений этих правил, создание и функционирования канала обратной связи, по которому будет поступать информация, необходимая собственнику или руководителю. То есть это целенаправленная деятельность в первую очередь заинтересованного пользователя.
Поэтому неправомерно ограничивать рамками только практической деятельности такое многогранное экономическое явление, сводя его только к деятельности контролеров (государственных или внутренних) или аудиторских фирм, оказывающих определенные услуги хозяйствующим субъектам. Рассматривая сущность финансового контроля, необходимо отразить прежде всего весь комплекс интересов пользователя, а также способы приемы и методы, при помощи которых реализуется удовлетворение этих интересов.
Характеристика финансового контроля, раскрывающая все многообразие его сущности, должна быть всесторонней, комплексно охватывающей все стороны его проявления. Мы предлагаем рассмотреть следующие характеристики финансового контроля:
1) Финансовый контроль как область научных и специальных знаний;
2) Финансовый контроль как элемент системы управления;
3) Финансовый контроль как особый вид практической деятельности;
4) Финансовый контроль как информационная система, используемая в целях управления.
Каждая из приведенных характеристик имеет свои особенности в проявлении сущности финансового контроля, свои отличительные признаки, однако одновременно они связаны между собой и оказывают взаимное влияние (см. рисунок 1).

Рис. 1 — Сущность финансового контроля через взаимодействие его характеристик

Характеристика финансового контроля как области специальных научных знаний раскрывает предмет и метод его как науки, отражает взаимосвязь с другими отраслями научных знаний от экономических теорий до бухгалтерского учета и статистики, предлагает заинтересованному пользователю новые, прогрессивные научные достижения, которые можно применить в практической деятельности. Результаты научных поисков ложатся в основу принимаемых управленческих решений по организации системы финансового контроля, определению его стратегии и тактики.
В ходе всестороннего изучения практической деятельности вырабатываются рекомендации по применению тех или иных методических приемов или организации процедур контроля и т. д.
Финансовый контроль как элемент системы управления определяет цели, задачи, которые заинтересованный пользователь ставит перед ним, а также функции, которые ему придется выполнять.
Закладываются основные принципы его организации. Именно через эту характеристику раскрывается отношение заинтересованного пользователя к системе финансового контроля. Не видя роли и места финансового контроля в системе управления, правильного выбора стратегии и тактических приемов его осуществления, можно нанести значительный вред основному производству или выполнению основных функций предприятия.
Данная характеристика, потребляя все прогрессивное от научной составляющей сущности финансового контроля, в свою очередь оказывает заметное влияние на нее, требуя разработки нового научного видения разрешения проблем и противоречий в системе управления.
В ходе практической деятельности определяются участники процессов и процедур финансового контроля; исходя из целей и задач, поставленных пред ним, происходит выбор методологии проведения и методики осуществления финансового контроля на основании вариантов, предлагаемых наукой и практикой. От результатов практической деятельности системы финансового контроля зависит в целом результат деятельности всего предприятия или даже государства. Данная характеристика позволяет применить выбранные приемы и методы, оценить эффективность принятых управленческих решений по организации системы финансового контроля и в случае необходимости внести в них соответствующие коррективы, пополнить арсенал научных рекомендаций и расширить сферу научных интересов финансового контроля. Воздействие на другие характеристики сущности финансового контроля осуществляется через информацию, перерабатываемую в ходе практической деятельности.
Информационная характеристика сущности финансового контроля заключается в преобразовании огромного массива информации, источниками которого служат документы, являющиеся результатом деятельности объекта контроля, исследования, обмеры и расчеты, проводимые в ходе контроля и т. д. Эта информация преобразуется в форму, необходимую заинтересованному пользователю, а также иным пользователям, например органам государственного финансового или налогового контроля, широким слоям населения (в случае обязательного раскрытия информации о деятельности) и др. Она является фактически единственным легальным основанием, которое может лечь в основу управленческого решения, особенно в части применения мер принуждения. Эта же информация активно используется научными работниками с целью изучения результатов апробирования научных достижений, получения новых фактов и возникающих противоречий, требующих разрешения, и т. д.
Определение сущности финансового контроля через приведенные четыре характеристики наиболее полно выражает внутреннее содержание этого явления. К сожалению, сегодня основной упор в научной литературе делается на детальное изучение финансового контроля как особого вида практической деятельности. Фактически не рассматриваются его характеристики как элемента системы управления и как информационной системы.
Эта однобокость привела к тому, что в настоящее время наиболее востребована такая форма финансового контроля, как аудит, в силу его коммерческого характера, а также разработанности теории аудита западными учеными. Мы считаем, что незаслуженно предается забвению отечественный опыт организации и осуществления финансового контроля. Он может послужить основой для организации прежде всего внутреннего финансового контроля, так как попытки адаптировать аудит из коммерческого вида деятельности во внутренний аудит сталкиваются со значительными трудностями.
Таким образом, рассмотрение только одной характеристики сущности финансового контроля позволяет понять важность правильной его организации, так как формальное и пренебрежительное отношение к нему не только отрицательно скажется на управляемости экономическим субъектом, но покажет, в том числе и внешним пользователям информации, насколько реальные цели и задачи собственников или менеджмента организации соответствуют ее заявленной миссии.
1.2 Функции и сущность финансового контроля
Любая система функционирует без значительных сбоев и неполадок только в том случае, если налажен механизм контроля за ее деятельностью. Этот механизм позволяет вовремя выявить нарушения и принять меры к выправлению ситуации. Финансовая система в данном случае не является исключением: существует отлаженная система финансового контроля, который можно охарактеризовать как совокупность мероприятий, направленных на выявление, анализ и пресечение нарушений и злоупотреблений в сфере аккумулирования и распределения ресурсов.
Таким образом можно выделить основные функции финансового контроля: (1) предупредительную (аналитическую) и (2) штрафную. В первой функции заложен позитивный смысл: пресечь правонарушение, выявить самые корни его возникновения и возможности осуществления, проанализировать и устранить причины такой возможности. В этом смысле можно сказать, что финансовый контроль оказывает благотворное влияние на обучение и воспитание людей, занятых в финансовой сфере. Вторая функция карательная — ее цель наказать, т.е. заставить лицо (будь то физическое или юридическое, хотя, в конечном итоге, наказанным окажется человек) или нести неблагоприятные последствия и лишения в связи с неправомерным поведением. В этой связи также важно то, что правонарушитель. Скорее всего, будет вынужден скомпенсировать обществу (чаще всего, в лице государственных органов) потери в связи с его неправомерным поведением. Таким образом, можно выделить еще одну функцию финансового контроля — (3) восстановительную. К примеру, уплата штрафа в связи с занижением налогооблагаемой прибыли должна, по мысли законодателя, компенсировать потери, которые понес бюджет из-за того, что он не получил эти средства вовремя (т.е. вовремя не была выплачена зарплата учителям, милиционерам, военным, не хватило средств на строительство районной поликлиники, дороги, местный хлебозавод не получил полагающейся дотации, в район наводнения не смог выехать отряд МЧС из-за отсутствия средств на покупку бензина для вездеходов и т.д.). Эту функцию законодательство закрепляет наиболее полно и детально, что логично, поскольку государство (в том числе, его бюджет) является инструментом общества, а инструмент необходимо поддерживать в порядке.

2 Формы, виды и методы финансового контроля
2.1 Формы финансового контроля
В экономически развитых странах финансовый контроль распадается на две, взаимодействующие, но обособленные сферы: государственный и негосударственный финансовый контроль.
Государственный финансовый контроль — комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства. Определяющую роль в организации финансового контроля играет конституция страны. Правовой регламент контроля зависит от типа государства, его социально-политической ориентации, уровня экономического развития, соотношения форм собственности.
Государственный финансовый контроль призван отслеживать стоимостные пропорции распределения валового национального продукта. Он распространяется на все каналы движения денежных ресурсов, так или иначе связанные с формированием государственных ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием. Государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки как в государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса, если таковые предопределены общенациональными экономическими интересами.
Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).
Государственный и негосударственный виды контроля, несмотря на схожесть методов, существенно отличаются конечными целями. Главная цель государственного контроля — максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления, а негосударственного с (главным образом, внутрифирменного) — напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал. И то же время обе сферы контроля ограничены правовыми рамками действующих законов.
Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых стремится каждое современное цивилизованное государство. Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСА. К ним относятся такие универсальные принципы, как независимость и объективность, компетентность и гласность. Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля, а также их конституционным характером. Обьективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы. Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации.
Из этих базовых принципов вытекают и другие, носящие более прикладной характер, в том числе:

  1. результативность;
  2. четкость и логичность предъявляемых контролерами требований;
  3. неподкупность субъектов контроля;
  4. обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий; превентивность (предупреждение вероятных финансовых нарушений);
  5. презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;
  6. согласованность действий различных контролирующих органов и др. Принимая законы, прямо или косвенно затрагивающие систему организации финансового контроля, государство ориентируется на вышеназванные принципы. В то же время в каждом государстве существует свой регламент (порядок и последовательность) контрольных действий, что в конечном итоге сказывается на результатах.
    2.2 Классификация финансового контроля
    Виды финансового контроля весьма разнообразны. Их принято классифицировать по следующим критериям:
  7. Регламент осуществления — обязательный (внешний), инициативный (внутренний);
  8. Время проведения — предварительный, текущий (оперативный), последующий;
  9. Субъекты контроля — президентский, контроль законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, аудиторский;
  10. Объекты контроля — бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.
    Под финансовым контролем понимается наблюдение, определение или выявление фактического положения финансовых показателей деятельности по сравнению с заданным. По времени проведения финансового контроля он подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
    Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, учредительских документов и т. д. Таким образом он способствует предотвращению неправильного, нерационального расхождения материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых результатов деятельности хозорганов в целом. Еще на стадии составления финансовых планов (прогнозов) и смет доходов и расходов с его помощью могут быть выявлены дополнительные ресурсы, что особенно важно в условиях усиления ответственности предприятий за свое финансовое состояние. Эта форма финансового контроля позволяет предупредить нарушение законов и нормативных актов. Осуществляется он при проверке обоснованности расчетов прибыли, потребности в источниках финансирования капитальных вложений.
    Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, соответствие отпуска средств выполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов. Эта форма финансового контроля предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций в целях выявления полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Важное значение текущий финансовый контроль имеет в изыскании внутрихозяйственных резервов роста накоплений. Он производится повседневно финансовыми службами для исключения нарушений финансовой дисциплины в процессе исполнения финансовых планов предприятий, организаций и учреждений, при открытии кредитов финорганами, проверке документации по совершаемым операциям бухгалтерами предприятий, организаций и т.д.
    Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений. Оценка проведенных мероприятий производится в результате анализа использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, законности совершенных хозяйственно-финансовых операций на основе проверки отчетных бухгалтерских и расходных документов, конечных финансовых результатов.
    По приемам и способам осуществления финансового контроля различают: проверки, обследования, анализ, ревизии.
    Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.
    Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятия, организаций, учреждений, но в отличие от проверок- по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации лил переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.
    Анализ как метод финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности и т.д. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т.д.
    Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово- хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.
    По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различаются ревизии:
  11. полные – предусматривают проверку всех сторон финансово- хозяйственной деятельности объекта;
  12. частичные — проводятся для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;
  13. комплексные — являются наиболее полными, охватывающими все стороны деятельности проверяемого предприятия, учреждения, организации, охватывают хозяйственную и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества и состояния бухгалтерского учета и отчетности.
  14. тематические — проводятся на определенную тему по деятельности однотипных предприятий, организаций, учреждений, что позволяет выявить типичные недостатки или нарушения и принять меры к их устранении. В зависимости от степени «охвата» финансовых и хозяйственных операций различают ревизии:
  15. сплошные — предполагают проверку всех операций на определенном участке деятельности за весь проверяемый период;
  16. выборочные — это проверка определенной части первичных документов за тот или иной промежуток времени. Как правило, проверяют один месяц в квартале, при обнаружении нарушений переходят к сплошной ревизии; комбинированные – предусматривают проверку одних участков сплошным методом, а других — выборочным, что позволяет ревизовать большие объекты с высоким документооборотом, осуществляющие крупные хозяйственные операции.
    Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным банком, аудиторскими службами). На основании проведенной ревизии оформляется акт, по которому принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных лиц к ответственности.

3 Государственный контроль
Государственный контроль в сфере управления финансами — один из наиболее действенных инструментов, обеспечивающий эффективность управления государственными финансовыми ресурсами.
В настоящее время в России большое внимание уделяется вопросам организации действенного механизма государственного финансового контроля. Это объясняется в первую очередь тем, что рыночная форма хозяйственных отношений, федеративный тип государственного устройства создают дополнительные проблемы, связанные с управляемостью и контролируемостью на федеральном, региональном и местном уровне.
Ключевыми задачами государственного финансового контроля на современном этапе являются:

  • выявление фактического состояния дел;
  • сопоставление конечного результата с намеченными целями;
  • оценка ситуации и выбор в случае необходимости корректирующих мер.
    Целью государственного финансового контроля является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на максимально возможной ранней стадии, что позволило бы принять корректирующие меры, а в отдельных случаях, привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.
    Стоит отметить тот факт, что современная контрольная функция системы государственного управления финансами в Российской Федерации требует серьезного совершенствования. Отсутствие отлаженного механизма государственного финансового контроля оказывает негативное влияние на эффективность функционирования всей структуры государственной власти, создает благоприятные условия для процветания коррупции – основной болевой точки российского государства; препятствует достижению стратегических целей, стоящих перед страной.
    О необходимости построения действенной системы государственного финансового контроля в Российской Федерации речь идет уже давно. Существует огромное количество научных трудов, публикаций, посвященных данной проблеме. Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, вопрос выстраивания целостной и эффективно действующей системы государственного финансового контроля и ее совершенствования до сих пор стоит не перестает быть актуальным.
    Государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляется в рамках бюджетного законодательства. Эта управленческая деятельность регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами «О бюджетной классификации Российской Федерации», «О бухгалтерском учете», о федеральном бюджете на соответствующий год и другими федеральными законами. Бюджетный кодекс Российской Федерации играет определяющую роль в регулировании правоотношений, возникающих в процессе финансового контроля и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
    Однако нельзя не отметить, что в Бюджетном Кодексе Российской Федерации отсутствует содержательное определение государственного контроля. Кроме того, интересы государства в области финансов не ограничиваются лишь бюджетом, контрольная деятельность касается также налоговой, таможенной, банковской сферы. Рассматривая государственный финансовый контроль как функцию государственного управления финансовыми потоками, следует отметить, что эта функция в определенной степени осуществляется всеми органами власти, более того, носит общественный характер.
    Законодательные (представительные) органы публичной власти осуществляют финансовый контроль как непосредственно (в процессе их законотворческой и управленческой деятельности), так и через создаваемые ими контролирующие органы: Счетную палату Российской Федерации, контрольные палаты и другие специализированные органы.
    Статьей 265 Бюджетного кодекса РФ определены следующие виды государственного (муниципального) контроля:
    1) в зависимости от субъекта, осуществляющего контрольные полномочия: внешний (входит в обязанности органов внешнего госконтроля – Счётной палаты РФ, контрольно-счётных органов субъектов РФ и муниципальных образований) и внутренний (производится органами внутреннего госфинконтроля (Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций) и Федеральным казначейством (финансовыми органами субъектов РФ или муниципалитетов);
    2) в зависимости от цели осуществления контрольной деятельности: предварительный (производится в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, включает в себя санкционирование операций органами Казначейства России) и последующий (законность исполнения бюджетов, достоверность учёта и отчётности).
    Таким образом, законодательные (представительные) органы всех уровней государственной (муниципальной) власти полномочиями по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля на стадиях обсуждения, формирования, исполнения бюджетов не наделяются.
    Также данные органы больше не вправе осуществлять финансовый контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на организованных ими заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами.
    Бюджетные полномочия законодательных (представительных) органов, в т. ч. связанные с осуществлением контроля, объектом которого являются указанные в п. 1 ст. 266.1 БК РФ органы и организации, с вступлением в силу Закона № 252-ФЗ будут исполняться в порядке ст. 153 БК РФ.
    Внешний государственный финансовый контроль
    К полномочиям органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля (Счётной палаты РФ, контрольно-счётных органов субъектов РФ и муниципальных образований) ст. 268.1 БК РФ отнесены:
    1) контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;
    2) контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;
    3) контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счётной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
    Органы внешнего контроля используют такие методы как проверки, ревизии, обследования. Они направляют обязательные для исполнения объектами контроля заключения, представления и (или) предписания, а также наделены правом принятия решения о применении бюджетных мер принуждения (ч. IV БК РФ), осуществления административного производства.
    Внутренний государственный финансовый контроль
    К полномочиям Федерального казначейства (финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований) по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля ст. 269.1 БК РФ отнесены:
    1) контроль за непревышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;
    2) контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платёжном документе, представленном в Федеральное казначейство ПБС;
    3) контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счёт средств бюджета.
    Статья 269.2 БК РФ определяет полномочия иных (за исключением Федерального казначейства) органов внутреннего госфинконтроля (к которым отнесены Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций) по осуществлению внутреннего контроля:
  • контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
  • контроль за полнотой и достоверностью отчётности о реализации государственных (муниципальных) программ, в т. ч. отчётности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
    Контрольные функции ГРБС уменьшены
    Объекты государственного финансового контроля закреплены в ст. 266.1 БК РФ. К ним, в частности, относятся главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств (далее – ГРБС, РБС, ПБС), главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета, а также государственные (муниципальные) учреждения.
    На практике в объекты такого контроля со стороны учредителей – ГРБС (РБС) – включаются государственные (муниципальные) задания, планы финансово-хозяйственной деятельности, совершение сделок с имуществом, которым учреждения самостоятельно распоряжаться не вправе.
    Сфера внутреннего финансового контроля, осуществляемого ГРБС (РБС) в отношении подведомственных учреждений, ограничена проверкой соблюдения внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, составления бюджетной отчётности и ведения бюджетного учёта, подготовки и организации мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств подведомственными ПБС.
    Помимо внутреннего финконтроля, главные распорядители (распорядители) бюджетных средств осуществляют на основе функциональной независимости внутренний финансовый аудит в целях:
  • оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;
  • подтверждения достоверности бюджетной отчётности и соответствия порядка ведения бюджетного учёта методологии и стандартам, установленным Минфином России;
  • подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
    Таким образом, на основе анализа норм Закона № 252-ФЗ можно сделать вывод о том, что контрольные финансово-бюджетные полномочия главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, касающиеся подведомственных им учреждений (в отношении которых они, как правило, также осуществляют функции и полномочия учредителя) значительно уменьшены.

4 Негосударственный финансовый контроль
Аудит — это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающих уровень их соответствия определенному критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям. Он имеет свою цель и логику и основывается на структурном подходе к принятию решений. Он не является беспорядочным и незапланированным. В ходе этого процесса получают и оценивают данные, влияющие на принятие аудиторских решений.
Независимая оценка объективных данных об экономических действиях осуществляется внешними аудиторами и относится к внешнему контролю (аудиту).
Аудиторский контроль, широко применяемый в мировой практике, направлен на обеспечение достоверности бухгалтерского учета и отчетности, в чем одинаково заинтересованы предприятия (фирмы) в лице их владельцев (акционеров), государство, в лице налоговой службы и аудиторы. В своей деятельности аудитор руководствуется законодательством и собственной выгодой, что в условиях конкуренции способствует качеству проверки.
Правовые основы осуществления в Российской Федерации аудиторской деятельности определены в ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 №307-ФЗ. Согласно этому закону аудиторская деятельность (аудит) — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.
Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.
Основными принципами являются: независимость, обязательность и ответственность.

  1. Независимость выражается в том, что при проведении аудиторской проверке и составлении заключения аудиторы не зависят от аудируемой организации, от любой третьей стороны, в том числе от государственных органов, поручившим им проведение проверки, а также от собственников и руководителей аудиторских фирм, в которых он работают.
  2. Обязательность. Как установлено Временным положением “Аудиторской деятельности в Российской Федерации” аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. При этом если инициативная проверка проводится по решению собственников аудируемой организации, то обязательная не зависит от ее воли или желания.
  3. Ответственность, в том числе материальная, предусматривается в отношении как организаций, уклоняющийся от аудиторской поверки или препятствующей ее проведению, так и аудитора, допустившего неквалифицированные аудиторские процедуры.
    Результатом аудиторской поверки является заключение аудитора или аудиторской фирмы — документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления. Заключение аудитора или аудиторской фирмы по результатам проверки, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к заключению к экспертизы, назначенной в соответствии процессуальным законодательством Российской Федерации.
    При проведении проверки аудиторской фирмой аудиторские заключение, кроме того, подписывается в целом руководителем аудиторской фирмы либо уполномоченном и иным должностным лицом аудиторской фирмой и заверяется печатью аудиторской фирмы.
    Экономический субъект обязан предоставить заинтересованным лицам только итоговую часть аудиторского заключения.
    Важным вопросом аудиторской деятельности являются взаимоотношения аудитора и организации — клиента. Право выбора аудитора предоставлено организации. Аудитор не обязательно должен проживать в населенном пункте, где находится экономический субъект.
    В условиях рыночных отношений многим государствам просто таки приходится производить кардинальные изменения в системе учета и работе предприятий. А это в свою очередь приводит к необходимости проведения проверок деятельности организаций или так называемых аудитов. В настоящее время развитие сферы аудиторских услуг находится на стадии торможения. Причина кроется в неосведомленности отдельных граждан, а также организаций в сути и преимуществах аудита. Подобные обстоятельства нередко приводят к тому, что те или иные аудиторские компании Москвы становятся попросту неконкурентоспособными.
    Эффективному и стремительному развитию аудиторской сферы в отечественных реалиях препятствует также неполнота информационного обеспечения аудита. Даже сегодня существуют кардинально противоположные мнения насчет верных способов формирования аудиторских отчетностей, последовательности их составления и методик проведения мероприятий.
    Немаловажной проблемой остается то, что основанная часть потенциальных заказчиков не имеют ни малейшего представления о полном объеме преимуществ, которые могут принести услуги аудиторских компаний. Поэтому они слабо ориентируются в том, что можно требовать от аудитора. В неотложных решениях нуждается методическое обеспечение аудита. Ведь методология, на которую опираются отечественные аудиторские компании, по прежнему остается несовершенной.
    Если говорить об обратной стороне монеты, то преимущества, которые получают аудиторские организации, просто очевидны – это выручка хорошей прибыли. Нельзя не отметить небольшой минус аудита по сравнению с той же ревизией. Так, проведение ревизии происходит действительно внезапно. В результате – становится возможной проверка тех фактов деятельности и выявление нарушений, которые невозможно исправить за короткий отрезок времени.
    В свою очередь, страх перед проведением внезапной ревизии вынуждает руководство организаций очень критично относиться к проявлениям недобросовестности и мошенничества на предприятии. В целом же, услуги аудиторских организаций обусловлены реальной потребностью субъектов хозяйствования, государственных учреждений, а также самих аудиторов.
    Что касается повышения спроса на аудиторские услуги, то на сегодняшний день совершенствования еще требует нормативно-правовая база, а также сферы методического и информационного обеспечения процедур. Усовершенствование услуг и всей сферы в целом повышает не только интерес к аудиту со стороны клиентов, но и качество мероприятий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев все теоретические вопросы, связанные с финансовым контролем и проявление его на практике, можно сделать некоторые выводы.
Организация государственного финансового контроля в настоящее время в России имеет множество недостатков. Здесь можно отметить, что финансовый контроль нуждается в усовершенствовании и усилении своей роли во всей совокупности экономических отношений. Например, используя мировой опыт, в России создана Счетная Палата, что является, безусловно, позитивным фактором, но сфера ее деятельности ограничена. Так, решением Конституционного Суда признано неправомерным Счетной Палатой России финансового контроля по использованию денежных средств государственного бюджета, так как контроль по осуществлению государственного бюджета является частью государственного финансового контроля, возникает необходимость в новом контрольном органе, который бы осуществлял указанные функции.
К проблемам государственного контроля можно отнести, в первую очередь, контроль по подготовке проекта бюджета и его исполнением, оценку эффективности организационных и управленческих структур исполнительной власти и контроль за ее деятельностью, подготовкой рекомендаций по законопроектам, исполнительных постановлениях и других нормативных актах также. Требуется также усиление государственного ведомственного контроля предприятий государственного сектора экономики.
Важным есть обновление и функций внутреннего контроля. Его организация, согласно закона России о предприятиях, возложена на руководителя предприятия.
В осуществлении внутреннего контроля важнейшее место занимают работники бухгалтерии, кроме главных бухгалтеров. Но главный, также как руководители объединений, предприятий, организаций, несет ответственность за нарушение правил и положений, которые регламентируют финансово-хозяйственную деятельность. Функцию контроля главный бухгалтер выполняет отдельно и через аппарат бухгалтерии. На больших же предприятиях есть специалисты, на которых возложены обязанности контролеров (экономисты-ревизоры, бухгалтеры-инвентаризаторы, и другие).
Обновление внутреннего контроля, по моему мнению, усилит контрольную функцию самого предприятия, причем его результаты могут быть базой для проведения как государственного, так и аудиторского контроля, которые являются внешними для предприятия.
Что касается аудита, то одним из направлений усовершенствования аудиторского контроля в России является ускорение разработки качественной целостности системы национальных стандартов аудита, базой.
Все это свидетельствует о необходимости коренной реорганизации системы хозяйственного контроля в России. Основными ее направлениями являются:
Разграничение объектов контроля и контролирующих вопросов согласно с существующими формами собственности (государственная и разные виды коллективной и частной собственности) на контроль за исполнением государственного бюджета, контроль за использованием средств государственного бюджета, подтверждением достоверности финансовой информации предприятия негосударственного сектора экономики, контроль за формированием себестоимости и финансовыми результатами предприятия;
Разграничение объектов контроля на государственный, аудиторский и внутренний.
В современных условиях каждая форма государственного контроля в России имеет свои задачи и направления развития и требует своего усовершенствования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция РФ (принятая всенародным голосованием 12.12.1993) ( с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ от 30.12.2008 №7-ФКЗ)
  2. ФЗ « Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 №307-ФЗ
  3. ФЗ «О счетной палате Российской Федерации» от 11.05.1995 №4-ФЗ
  4. ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) от 10.07.2002 №86-ФЗ ( в ред. от 25.11.2013)
  5. Аудит. Подольский В.И., изд. Юнити-Дана, 2013. – 645 с.
  6. Вознесенский Э.А., Финансовый контроль в СССР. М., 1973.
  7. Корчагин, Ю.А. Финансы и денежное обращение, 2008. – 563 с.
  8. Финансовое право Российской Федерации. Учебник., под ред. В.Б. Алексеева; изд. Валтерс Клувер, 2011. – 458 с.
  9. Гварлиани Т.Е., Черемшанов С.В. Налогообложение и финансовый контроль // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 4. URL: http://www.auditfin.com/fin/2013/4.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov