Курсовая Функции права понятие и современное содержание

Курсовая работа

Функции права: понятие и современное содержание

Содержание
Содержание 2
Введение 3
I Глава Понятие функций права и их классификация 6
1.1 Основные функций права 6
1.2 Общесоциальные и специально-юридические функции права 9
II Глава Актуальные проблемы функций права 13
2.1 Современное понятие функций права 13
2.2 Классификация функций современного права 16
Заключение 23
Список использованных источников 25

Введение

Право – это один из важнейших институтов человеческой цивилизации.
Возникновение права обусловлено процессом социализации и рационализации человеческих отношений, т.е. их развитием от первобытной, общинно-родовой организации людей к современной, государственно-правовой.
На любой стадии исторического развития человеческий коллектив для того, чтобы сохранить себя как устойчивую, организованную форму взаимоотношений, предполагает определенные, общеизвестные и общеобязательные для всех его членов правила и нормы поведения – нормативный порядок. Без наличия соответствующего порядка невозможно существование какой-либо общности людей.
Соблюдение такого порядка, путем официального принуждения является признаком и назначением всякой общественной власти. Именно определенная нормативная организация всего социума и упорядочение применения силы отличает официальную социальную власть от господства физической силы и непосредственного насилия. Однако наличие официальной власти ещё не означает наличие права. Право (оформленное в виде государственной власти) возникает тогда, когда в обществе появляются свободные и несвободные люди. Власть в первобытном обществе – это власть рода в целом, а не отдельных его членов. Свободные и несвободные индивиды появляются в процессе разложения рода.
На смену институтам и нормам родовой власти приходят право и государство, как всеобщая и необходимая форма защиты свободы индивидов – субъектов права и государства и регулятора их взаимоотношений. Право и государство возникают и развиваются как две взаимосвязанные части единого по своей сути способа существования свободных людей. Под государством понимается такая форма официальной социальной власти, которая обеспечивает жизнь общества в соответствии с нормами права, т.е. можно сказать, в обществе без свободы нет права и нет государства. Конечно, наличие несвободных людей (объектов права и государства) не является их обязательным признаком. Исторический прогресс права как формы свободы привел к ликвидации института рабства, хотя фактическое неравенство не исчезло. Однако природа и сущность права, его основные принципы и назначение остались неизменными на всем протяжении его существования.
Актуальность выбранной темы обусловливается тем, что в функциях проявляется социальная ценность права. Однако стоит отметить неравномерность освещения данного вопроса. Отечественные и зарубежные учёные предпочитают анализировать функции отдельных правовых явлений: системы права, правосознания и т. д. В то же время проблематика функций правовой системы в целом остаётся в тени.
Целью настоящего исследования является изучение понятия и современного содержания функций права.
В качестве задач можно обозначить следующие:

  • исследование функций права и их классификации;
  • изучение общесоциальных и специально-юридических функций права;
  • анализ актуальных проблем функций права.
    Объектом исследования являются функции права.
    Предметом исследования являются правовые нормы, определяющие функции права; действующее законодательство и практика его применения.
    В теории государства и права общие проблемы понятия и классификации функций права нашли отражение в трудах С.С. Алексеева, М.И. Байтина, В.М. Горшенева, А.М. Витченко, H.H. Вопленко, Т.Н. Радько, В.Н. Синюкова и других ученых.
    В ходе работы применялся диалектический метод, позволивший исследовать функции права комплексно, в развитии и в связи с другими явлениями социальной действительности. Использование структурно-правового метода, а также приемов анализа и синтеза позволило выявить различные элементы функций права, проанализировать и определить их взаимосвязи.
    Теоретическую основу диссертации составляют исследования специалистов в области теории государства и права и отраслевых юридических наук: Енгибарян Р.В., Малько А.В., Марченко М.Н., Радько Т. Н., Хропанюк В.Н.

I Глава Понятие функций права и их классификация
1.1 Основные функций права
Функции права — это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений .
С помощью понятия «функции права» можно познать предназначение права в обществе, его действие. Функции права, отражая его качественное своеобразие, его востребованность и динамику в общественной жизни, характеризуются следующими свойствами:

  • содержание и перечень функций предопределяются сущностью права и его социальным назначением в обществе;
  • функции права отличаются относительным постоянством и устойчивостью. Они обеспечивают такие направления и такое содержание регулятивного воздействия, без которых общество не может обойтись или заменить иными регуляторами;
  • содержание выполняемых функций отличается высокой динамичностью, способностью реагировать на изменения основных задач и целей, стоящих перед данной политико-право- вой системой в определенный исторический период, адекватным перераспределением средств и способов юридического воздействия;
  • функции права носят комплексный, системный характер. Они конкретизируются в функциях иных юридических явлений и процессов .
    Функции права — это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей.
    Под функцией права в литературе понимается также его социальное назначение.
    Посредством функций осуществляются задачи, которые ставятся перед правом как социальным институтом . А поскольку нормы права принимаются государственными органами, то некоторые функции его по конкретным аспектам деятельности во многом совпадают с функциями государства (например, охрана правопорядка).
    Функции права классифицируют по различным критериям:
  • по направленности действия: экономическая, социальная, политическая, экологическая и др.;
  • по основным субъектам правоприменения: законодательная, исполнительная, судебная;
  • по социальному назначению: воспитательная, культурная, информационная и т. д.;
  • в зависимости от основных задач, стоящих перед нравом, выделяют две функции — регулятивную и охранительную. Эти две функции считаются основными функциями права .
  1. Регулятивная функция права.
    Суть этой функции заключается в регулировании, упорядочении общественных отношений, установлении такого их состояния, которое диктуется наиболее важными интересами общества на данном этапе его развития. Эти интересы аккумулируются и выражаются представительными (законодательными) органами, избираемыми большинством взрослого населения.
  2. Охранительная функция права.
    Суть этой функции заключается в охране установленных (социально полезных) общественных отношений от различного рода посягательств со стороны правонарушителей.
    Данная функция осуществляется в основном принятием и применением запрещающих норм, которые предусматривают юридическую ответственность в случае нарушения правовых запретов.
    Наиболее ярко эта функция выражается в таких отраслях права, как уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, административное .
    Следует иметь в виду, что разделение функций права на регулятивную и охранительную во многом условно, поскольку эти процессы (регулирование и охрана общественных отношений) взаимно переплетаются и переходят друг в друга.

Рис. 1 — Функции права

Главная цель права — упорядочение, организация общественных отношений. Это означает, что с помощью права общественные отношения строятся по тем образцам, моделям, которые установлены в правовых нормах . Право проявляет себя в следующих функциях (рис. 1):

  • регулятивной, обеспечивающей упорядочение общественных отношений, когда правовые нормы устанавливают права и обязанности, полномочия, закрепляют, как участники отношений могут их использовать, исполнять;
  • охранительной — нормы права предполагают меры охраны, защиты субъективных прав от нарушений, закрепляют способы, с помощью которых можно заставить лицо исполнить обязанность, понести ответственность в случае нарушения нормы;
  • оценочной — правовые нормы дают оценку поведения с точки зрения правомерности или неправомерности;
  • функции воздействия на сознание и поведение людей — право, закрепляя стимулирующие и ограничивающие средства, тем самым формирует установки, мотивы поведения человека. Кроме того, в правовых нормах могут косвенным образом закрепляться идеологические установки, обосновывающие причины принятия данных норм, цели, которые ставились законодателем, что также влияет на сознание участников регулируемых правом отношений.
    1.2 Общесоциальные и специально-юридические функции права
    Двойственная природа права как социального и юридического регулятора предопределяет деление функций на общесоциальные и специально-юридические .
    Общесоциальные функции выражают роль права как социального регулятора при регламентации отношений в различных сферах общественной деятельности. Они непосредственно отражают значимость права для общества в целом :
  1. экономическая функция — выражается в юридическом обеспечении надежности, справедливости и эквивалентности экономических связей. Действующее право закрепляет отношения собственности, стимулирует инициативу и предприимчивость хозяйствующих субъектов и т. д . Следует отметить, что право не только непосредственно регулирует, наиболее целесообразно организует систему отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, но и охраняет их, гарантируя от всяческих проявлений произвола и нарушений угрозой наступления неблагоприятных последствий;
  2. политическая функция — состоит в правовом регулировании отношений между классами, нациями, политическими партиями, религиозными конфессиями, органами местного самоуправления и т. д. по поводу формирования и осуществления государственной власти. С помощью права устанавливается и охраняется от посягательств политический строй, закрепляются институты представительной и непосредственной демократии, обеспечивается полновластие народа и подконтрольность государственной власти.
  3. культурно-историческая функция — выражается в том, что право аккумулирует и развивает духовные ценности, достижения народа, а также человечества в целом (права человека, демократию, социальную справедливость и т. д.);
  4. воспитательная функция — выражается в формировании у участников общественных отношений убежденности в целесообразности и справедливости предлагаемого порядка правового регулирования, в необходимости строить свое поведение согласно предписаниям правовых норм;
  5. функция социального контроля заключается в опосредованном воздействии права на поведение субъектов (стимулирование, поощрение, удержание от совершения неправомерных действий и проч.) .
    Если общесоциальные функции направлены вовне, отражают влияние права на иные сферы общественной жизни, то специально-юридические функции показывают, какие средства и регулятивные приемы используются при этом, какая юридическая материя позволяет наиболее эффективно решить поставленные обществом задачи.
  6. Регулятивная функция — направление правового воздействия, нацеленное на организацию социально значимых позитивных отношений с помощью юридических приемов и средств, в соответствии с объективными потребностями общественного развития, а также особенностями внутригосударственной и международной обстановки.
    Это основная функция права. Ведь назначение права в том и состоит, чтобы регулировать наиболее важные отношения, координировать и направлять поведение их участников для достижения социально полезного результата.
  7. Охранительная функция заключается в охране положительных и вытеснении негативных, вредных для общества явлений, в их предупреждении, пресечении и восстановите ни и нарушенных прав .
    В рамках охранительной функции можно выделить такие вспомогательные функции, как восстановительная (восстановление нарушенного права или правового положения); компенсационная (компенсация причиненного вреда или нанесенного ущерба); ограничительная (ограничение общественно опасного поведения); карательная (наказание правонарушителя) .
    Предложенная классификация функций условна, так как довольно сложно однозначно разграничить правовое воздействие на различные сферы общественной жизни. Экономика тесно взаимодействуете политикой, политика с идеологией и культурой, и т. д. Кроме того, действие основных функций дополняется действием неосновных (вспомогательных). Так, регулятивная функция не может достичь целей без информационной, а охранительная — без карательной и компенсационной. Основные функции конкретизируются функциями отраслей, детализируются функциями институтов и отдельных норм права .
    Реализация всех названных функций осуществляется в четырех основных формах:
  • информационной (передастся определенная информация);
  • ориснтационной (вырабатываются ценностные ориентиры);
  • регламентирующей (определяющей поведение субъектов в социально значимых ситуациях);
  • обеспечительной (предлагаемое поведение обеспечивается целым комплексом стимулов, запретов, ограничений или наказаний) .

II Глава Актуальные проблемы функций права
2.1 Современное понятие функций права
В литературе последних десятилетий по вопросу о понятии и классификации функций права были высказаны различные взгляды (С.С. Алексеев, И.Е. Фарбер, Т.Н. Радько, В.Г. Смирнов и др.). Представляется необходимым хотя бы кратко обобщить эту проблему с учетом современного уровня развития правовой науки.
Проблемы функций права нельзя назвать новыми для современной отечественной теории государства и права, поскольку определенную разработку они получили еще в дореволюционный и особенно советский периоды. Вместе с тем не все вопросы, относящиеся к данной проблеме, можно считать достаточно глубоко изученными. В их числе следует назвать вопросы понимания и классификации функций права.
Остановимся сначала на проблеме понятия функций права. Как отмечает Т. Н. Радько, «почти вековой опыт активного исследования понятия «функция права» на сегодняшний день не позволяет констатировать наличие единого взгляда на эту проблему». Какие же мнения высказываются на сей счет? Пожалуй, наиболее распространенными, по крайней мере, в современной литературе, можно назвать три. Одни исследователи под функциями позитивного права понимают определенные (чаще всего основные) направления воздействия права на общественные отношения или поведение людей Другие считают, что функции позитивного права — это основные направления регулирующего воздействия права на общественные отношения. Наконец, третьи исходят из того, что под функциями позитивного права следует понимать взятые в единстве социальное назначение и вытекающие из этого назначения направления воздействия права на общественные отношения.
Если сопоставить изложенные позиции, то можно заметить, что одни под функциями позитивного права понимают направления различного воздействия права на общественные отношения, другие же — только регулирующего, т.е. первые трактуют функции позитивного права широко, вторые — узко. К узкой трактовке функций позитивного права тяготеет и позиция Т. Н. Радько, которая отмечена выше в качестве третьей точки зрения. Рассматривая функции права как взятые в единстве социальное назначение и вытекающие из этого назначения направления воздействия права на общественные отношения, он вольно или невольно функции позитивного права сводит к регулирующему воздействию права, поскольку назначение права состоит в регулировании общественных отношений . В то же время, рассматривая классификацию функций права, Т. Н. Радько исходит по сути дела из более широкого понимания функций права.
Для того чтобы определиться в вопросе о понятии функций позитивного права, хочу обратить внимание на те моменты, которые являются, на мой взгляд, более предпочтительными. Во-первых, под функциями права многие исследователи понимают определенные направления воздействия права на общественные отношения или поведение людей, что представляется вполне обоснованным. Функции права нельзя отождествлять с самим воздействием права на общественные отношения или поведение людей, поскольку такое воздействие может быть самым разнообразным. Оно может быть непосредственным или опосредствованным, эффективным или неэффективным и т.д. Когда говорят о функциях права, то имеют в виду только непосредственное воздействие права на общественные отношения или поведение людей и каждую функцию права рассматривают как определенное направление, линию такого воздействия .
Определяя функции права как направления воздействия права на общественные отношения или поведение людей, многие исследователи предпочитают к функциям права относить только основные направления воздействия права, полагая, что не всякое направление воздействия права на общественные отношения можно считать функцией права. Думается, однако, что такое ограничение едва ли оправданно. Если под функциями права понимать только основные направления его воздействия, то чем являются неосновные направления? Или таковых у права не существует? Тогда на каком основании функции права довольно часто подразделяют на основные и неосновные? Более правильно к функциям права следует относить как основные, так и неосновные направления его воздействия на общественные отношения и под функциями позитивного права понимать определенные направления его воздействия на общественные отношения или поведение людей.
В-третьих, совершенно оправданным следует признать увязывание функций права с его социальным назначением и ролью в общественной жизни. В одном из смысловых значений слово «функция» — это назначение, роль чего-нибудь. Однако в юриспруденции функции права, как правило, не отождествляют с назначением и ролью права. Большинство исследователей рассматривают функции права как направления его воздействия на общественные отношения, выражающие назначение права, его роль в обществе. То есть функции права — это не само назначение или роль права, а определенные выразители, показатели назначения и роли права .
Отмечая этот момент, хотелось бы обратить внимание на то, что иногда социальное назначение права и его роль отождествляют. Вместе с тем этого не следует делать. Назначение права говорит о том, для чего создается и существует право, в чем его предназначение . В назначении выражается главная роль, которую играет в общественной жизни право. Эта главная роль состоит в том, что право есть регулятор общественных отношений. Оно создается для этой цели, в этом его предназначение. В то же время право, будучи регулятором общественных отношений, способно выполнять и выполняет некоторые другие ролевые функции. Оно способно быть источником информации — информации о правовом регулировании тех или иных общественных отношений, — способно оценивать поведение людей в данной системе отношений, способно быть средством воспитательного воздействия и т.д. Иначе говоря, у права помимо регулирующего воздействия, безусловно, являющегося доминирующим, существуют и так называемые «побочные эффекты». Поэтому сводить функции позитивного права только к его регулирующему воздействию представляется не совсем верным .
Исходя из сказанного, под функциями позитивного права следует понимать определенные направления его воздействия на общественные отношения или поведение людей, выражающие его сущность, назначение и роль в общественной жизни.
2.2 Классификация функций современного права
Теперь рассмотрим вопрос о классификации функций позитивного права. На первый взгляд может показаться, что в данном вопросе уже достигнуто согласие. Об этом согласии свидетельствует хотя бы тот факт, что в современных работах по юриспруденции практически общепринятым стало деление функций на общесоциальные и собственно правовые (по другой терминологии — специально-юридические). При этом к общесоциальным относят экономическую, политическую, воспитательную и другие функции, которые аналогизируются с соответствующими функциями государства, а к собственно правовым — регулятивную статическую, регулятивную динамическую и охранительную функции, которые, как принято считать, выражают специфику права как регулятора общественных отношений .
Деление функций позитивного права на общесоциальные и собственно правовые одним из первых предложил С.С. Алексеев. Первоначально функции права он подразделил на статическую, динамическую и охранительную, однако впоследствии, обратив внимание на то, что право способно выполнять точно такие же функции, что и государство, предложил различать социально-политические и собственно-юридические функции права. Под социально-политическими функциями права он понимал направления правового воздействия, выражающие социально-политическое содержание правового регулирования (отмечая, что функции права и государства в данной плоскости совпадают), а под специально-юридическими функциями — направления правового воздействия, выражающие своеобразие права, его юридическое назначение для опосредуемых отношений .
Предложенная С. С. Алексеевым и поддержанная затем многими исследователями конструкция функций права при всей своей привлекательности представляется все же не вполне логичной. Получается так, что одни функции права (экономическая, политическая и т.д.) имеют общесоциальное значение, а другим (регулятивной статической, регулятивной динамической, охранительной) это вроде бы, как и не присуще. На самом же деле и регулятивная статическая, и регулятивная динамическая, и охранительная функции, выражая юридическое назначение позитивного права, его роль как регулятора общественных отношений, не менее значимы в общесоциальном плане, чем экономическая, политическая и прочие функции права. Вполне можно понять стремление как-то выделить функции, выражающие роль права как регулятора общественных отношений, тем более что в этом состоит его социальное назначение, но едва ли правильно это делать путем различения общесоциальных и собственно правовых функций. К тому же те функции права, которые принято относить к общесоциальным, тоже можно дифференцировать на регулятивную статическую, регулятивную динамическую и охранительную, поскольку правовое регулирование общественных отношений осуществляется и в экономической, и в политической, и в других сферах. И еще. Выделение общесоциальных функций позитивного права, думается, можно признать обоснованным только в том случае, если наряду с ними будут выделяться его классовые функции. Такая классификация функций позитивного права вполне приемлема, но она не будет иметь всеобщего значения, поскольку применима лишь к праву прошлых эпох.
Каким же образом все-таки могут быть классифицированы функции позитивного права? Как представляется, для этого необходимо использовать несколько оснований. Прежде всего, это основания, которые используются при классификации функций государства. Известно, что государство осуществляет свои функции в правовых формах и с использованием правовых средств. Поэтому позитивное право, будучи тесно связанным с государством, так или иначе дублирует его функции . В этой связи функции позитивного права можно классифицировать с учетом значимости, сферы распространения, продолжительности осуществления и сфер общественной жизни.
С учетом значимости функции права следует подразделить на основные и неосновные . К основным должны быть отнесены все те функции, которые позитивное право выполняет как регулятор общественных отношений и которые характеризуют его социальное назначение. Все остальные функции нужно отнести к неосновным.
С учетом сферы распространения функции позитивного права могут быть подразделены на внутренние и внешние. На первый взгляд такая классификация может показаться неприемлемой, поскольку позитивное право как продукт правотворческой деятельности государства является внутренним регулятором и регулирует общественные отношения в пределах страны. Однако не следует забывать, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры зачастую входят в состав национальных правовых систем, что позволяет позитивному праву, имеющему в своей структуре такие элементы, регулировать отношения не только внутри страны, но и за ее пределами.
По продолжительности осуществления функции права можно подразделить на постоянные и временные . Постоянные функции — это такие направления воздействия права на общественные отношения, которые существуют неопределенно длительное время. Временные функции — это направления правового воздействия, которые существуют в течение лишь определенного времени.
В зависимости от сфер общественной жизни функции позитивного права представляется возможным подразделить на экономические, политические, идеологические, социальные и экологические . Такая классификация допустима, поскольку позитивное право осуществляет регулирование общественных отношений и в экономической, и в политической, и в духовной, и в социальной, и в экологической сферах общественной жизни, выполняя при этом самые разнообразные функции.
Рассмотренные классификации позволяют в определенной мере охарактеризовать функции позитивного права, но они не раскрывают главного — социальной роли и назначения права. Поэтому их нужно дополнить с учетом названных оснований.
Исходя из социальной роли позитивного права, представляется возможным выделить его регулятивную, оценочную, воспитательную, информационную и трансляционную функции . Регулятивная функция выражается в том, что право регулирует, упорядочивает общественные отношения. Оценочная функция проявляется в том, что право, регулируя общественные отношения, одновременно оценивает поведение их участников в качестве правомерного или неправомерного, желательного или нежелательного для государства и общества.
Воспитательная функция характеризуется тем, что право не только регулирует общественные отношения, но и выступает в качестве эталона, образца поведения, воспитывая у людей привычку, совершать одни действия и воздерживаться or других.
Информационная функция вытекает из такого свойства позитивного права, как его формальная определенность. Правовые нормы, будучи закрепленными в различных официальных документах, приобретают письменную форму и становятся источниками информации о том, как осуществляется правовое регулирование тех или иных общественных отношений.
Суть трансляционной функции состоит в том, что позитивное право, накапливая в своем содержании социальный опыт, культуру человеческого общения, достижения в области правового регулирования, передает, транслирует все это как участникам существующих общественных отношений, так и будущим поколениям людей .
Выделяя функции права с учетом его социальной роли, необходимо отметить, что подобные функции могут выполняться и другими социальными нормами. Практически всем социальным нормам присуща регулятивная функция, все они, так или иначе, оценивают поведение людей, оказывают воспитательное и информационное воздействие, осуществляют передачу положительного социального опыта. Вместе с тем выделение данных функций конкретно у позитивного права позволяет наглядно продемонстрировать различные грани его социальной роли.
Что касается классификация функций позитивного права с учетом его назначения, то здесь сразу же надо подчеркнуть, что речь пойдет о направлениях только регулирующего воздействия права, которые в отечественной юридической литературе чаще всего называют собственно правовыми или собственно юридическими функциями. На самом же деле эти направления суть подфункции отмеченной выше регулятивной функции позитивного права, хотя о них вполне можно говорить и как о функциях, в которых выражено социальное назначение права.
Функции права с учетом его назначения (собственно правовые, собственно юридические функции) обычно подразделяют, как об этом было сказано выше, на регулятивную статическую, регулятивную динамическую и охранительную. Регулятивную статическую функцию видят в том, что право закрепляет в своих нормах регулируемые им общественные отношения, регулятивную динамическую в том, что право, воздействуя на общественные отношения, направляет их в нужное русло и способствует дальнейшему развитию, охранительную функцию — в охране, обеспечении регулируемых правом общественных отношений.
Не следует, однако, забывать, что и регулятивная статическая, и регулятивная динамическая, и охранительная функции — это определенные направления регулятивной функции права. Поэтому все они могут рассматриваться как регулятивные функции, выполняющие различную нагрузку в процессе правового регулирования общественных отношений. Исходя из этого, не вполне логичным представляется наименование только первых двух функций в рассматриваемой классификации регулятивными. Думается, что более точно регулятивную статическую функцию права называть конститутивной (или закрепительной), а регулятивную динамическую — собственно регулятивной .
Конститутивная функция позитивного права проявляется в том, что право закрепляет в своих нормах как сами общественные отношения, так и весь порядок их регулирования. Собственно регулятивная функция состоит в упорядочении конкретных общественных отношений в процессе действия правовых норм .
Охранительная же функция — в обеспечении, охране регулируемых позитивным правом общественных отношений.

Заключение
Подводя итог курсовой работе, можно сделать некоторые выводы.

  1. Функции права и правовой системы общества тесно переплетены и взаимодействуют друг с другом. Они не являются тождественными, так как существуют на разных уровнях правовой реальности.
  2. Функции правовой системы действуют в неразрывном единстве, вследствие чего содержание одной функции неизбежно пересекается с содержанием другой. При этом особенности функций определяются спецификой правовой семьи.
  3. Регулятивная, охранительная и воспитательная функции права проявляют себя в разных функциях правовой системы в том или ином сочетании.
  4. Интегративная функция правовой системы общества носит внутренний и внешний характер, обеспечивая целостность как правовой системы, так и самого общества. При этом её проявление может быть неравномерным. Эта функция существует на уровне правовой системы, а не права.
  5. Регулятивная функция правовой системы общества воздействует не только на поведение, но и на сознание субъектов. Её ядром являются процессы правового регулирования и правореализации, аккумулирующие и выводящие регулятивную энергию остальных элементов правовой системы общества. Регулятивная функция права входит в регулятивную функцию правовой системы.
  6. Существование охранительной функции правовой системы общества обусловливается причинами возникновения данной системы. На современном этапе развития в содержание указанной функции включаются профилактика правонарушений и иных отклоняющихся форм поведения, механизм по привлечению к юридической ответственности, научный анализ в этой сфере.
  7. Функция правовой социализации, актуальная для современного российского общества, связана с общей социализацией. Значимость функции правовой социализации обусловлена тем, что она ориентирована на развитие консервативных элементов правовой системы общества, ведь, в отличие от внешней формы права, способной к быстрой трансформации, правосознание и правовая культура меняются долго. В содержание отмеченной функции правовой системы входят все три отмеченные функции права.
  8. Ценностно-ориентирующая функция правовой системы общества зависит от разновидности правовой семьи и от конкретных этапов истории. Она развивается в недрах самого общества и определяет содержание и соотношение функций права.
  9. В современном мире крайне важна информационная функция правовой системы общества. Усложнение этой системы, её открытость в условиях развития гражданского общества, использование современных технических средств обусловливают значимость указанной функции в обществе. Она влияет также на эффективность реализации трёх рассмотренных функций права.

Список использованных источников

  1. Бошно С. В. Теория государства и права. М.: Эксмо, 2011. — 400 с.
  2. Галиев Ф. Х. Социальные нормы и правовая культура в призме исторического развития // История государства и права. 2010. – № 1. С. 5-9.
  3. Ганин, О. Н. Национальное государство в условиях глобализации // Научное обозрение. 2014. — № 12. — С. 693–696.
  4. Демичев А.А. Позитивистская классификация принципов современного россий-ского права // Государство и право. 2014. — № 5. — С. 5-13.
  5. Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2014. – 272 с.
  6. Каратаев О.Е. Системный анализ общей теории государства и права // Журнал университета водных коммуникаций. – 2013. — №1. — С. 188-196.
  7. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. – М.: Норма, 2014. – 448 с.
  8. Котляров, С. Б., Чичеров Е. А. Подходы к определению коррупции, ее причины и последствия // Казанская наука. 2015. — № 10. — С. 257–259.
  9. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Хрестоматия: В 2-х т. Т.1., 2012. — 620 с.
  10. Малько А.В., Матузов Н, Теория государства и права: Курс лекций. М.: Юристъ, 2011. — 672 с.
  11. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник. – М.: Проспект, 2011. – 760 с.
  12. Мелехин А.В. Теория государства и права. — 2-е изд. — М.: Маркет ДС, 2014. — 640 с.
  13. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник для вузов. 5 изд., испр. и доп. М.: Норма, 2014. — 464 с.
  14. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права: учебник. ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 511 с.
  15. Петренко А.В. Теория государства и права. АСТ, 2012. — 160 с.
  16. Погребная Ю.К. Методы научного познания категории «Правосознание» // Юриспруденция. — 2011. — №3. — С. 10-17.
  17. Радько Т. Н. Методологические вопросы правоведения. Саратов. «Наука», 2013. — 312 с.
  18. Рассказов, Л. П. Теория государства и права. Учебник. М.:РИОР, 2014. — 475 с.
  19. Романенкова Е.Н. Теория государства и права. Конспект лекций. Проспект, 2013. — 96 с.
  20. Теория государства и права / Марченко М.Н., Лейст О.Э., Попков В.Д., Орехова Т.Р., Бережнов А.Г., Кененов А.А., Мачин И.Ф. и др. Зерцало, 2011. — 516 с.
  21. Теория государства и права // под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшее образование. 2011. — 743 с.
  22. Теория права: учебно-практическое пособие / Под ред. Р.Б. Головкина, С.А. Софроновой. М.: Юрлитинформ. 2012. — 494 с.
  23. Усватов, И. С. К вопросу о структуре гражданского общества: определение понятия института гражданского общества // Пробелы в российском законодательстве. 2014. — № 4. С. 82–84.
  24. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Учебник. – М.: Юрайт 2011. — 432 с.
  25. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебник / Под ред. В.Г. Стрекозова. М.: Омега-Л, 2012. — 323 с.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov