Курсовая Город как объект стратегического управления

Содержание
Введение 3
1 Теоретические основы стратегического управления городом 5
1.1 Город как объект управления 5
1.2 Принципы стратегического управления муниципальным образованием на современном этапе 7
1.3 Стратегическое планирование развития города 10
2 Анализ стратегического управления городом на примере МО «город Великий Устюг» 15
2.1 Краткая характеристика МО «Город Великий Устюг» 15
2.2 Анализ системы стратегического управления городом 20
3 Разработка путей совершенствования стратегического управления МО «город Великий Устюг» 22
3.1 Направления совершенствования стратегического управления в муниципальном образовании «Город Великий Устюг» 22
3.2 Модель стратегического управления развитием муниципального образования «Город Великий Устюг» 30
Заключение 33
Список использованных источников 35
Приложение

Введение
Актуальность темы исследования. Города играют важную роль в социально-экономическом развитии страны. В настоящее время в городах Российской Федерации проживает около 70 % её населения, сконцентрировано примерно 76 % основных фондов. В городах сосредоточена значительная часть промышленных предприятий, научных и проектно-конструкторских организаций, высших и средних учебных заведений, медицинских учреждений, инженерной инфраструктуры.
Современные города, особенно крупные, являются лидерами научно-технического прогресса, инициаторами изменений во всех сферах жизни общества: социальной, экономической, культурной, научной, политической и т.п. Таким образом, развитие городов во многом определяет эффективность преобразований, осуществляемых в стране, и влияет на развитие государства в целом.
Как показывает практика, многие важные преобразования в различных сферах городской жизни часто осуществлялись непоследовательно, без учета взаимосвязей, эпизодически, без необходимого обоснования. Все это привело к тому, что до сих пор не удалось переломить негативные тенденции.
Те города, которые начали заниматься вопросами развития, сосредоточили усилия на внедрении стратегического планирования в качестве основы организации управления. Исследование опыта применения стратегического планирования в городах показало, что оно не обеспечило их значительное прогрессивное развитие.
Основные причины, которые препятствуют реализации стратегического управления развитием города органами местного самоуправления, связаны с отсутствием необходимых методов, моделей управления развитием, организацией процесса принятия решений, отсутствием необходимых механизмов согласования интересов между бизнесом, властью и населением, нехваткой финансовых ресурсов и т.п. Стратегическое планирование не дало ощутимых результатов и, в связи с тем, что не было увязано с процессом управления функционированием города (бюджетным процессом, привлечением материальных ресурсов и т.п.). Одной из основных причин, по мнению автора, является концентрация усилий на разработке стратегического плана как самостоятельного документа. При этом в качестве объектов планирования, как правило, выступают отдельные составные части города, а не город как целостный объект развития.
Целью работы является анализ муниципального образования как объекта стратегического управления и выявление рекомендаций по совершенствованию управления.
Исходя из цели работы можно выделить следующие ее задачи:
1) Исследовать теоретические основы стратегического управления городом;
2) Проанализировать текущее состояние системы управления муниципальным образованием и выявить его проблемы;
3) Определить направления совершенствования системы стратегического управления муниципальным образованием.
Объектом исследования является муниципальное образование «Город Великий Устюг», находящееся на территории Великоустюгского района Вологодской области.
Предметом исследования является организация стратегического управления муниципальным образованием.
Методологическую основу исследования составляют логический и сравнительный анализ, системный и комплексный подходы, методы аналогий, наблюдений, структурно-аналитический и другие.

1 Теоретические основы стратегического управления городом
1.1 Город как объект управления
Главной целью управления муниципальным образованием является повышение уровня жизни населения. Достижению поставленной цели способствует обеспечение населения муниципальными услугами, которые определяют качество жизни. Перечень основных видов муниципальных услуг, которые обеспечивает местная власть, перечислены в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ с изменениями от 6 декабря 2011 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». [1]
Муниципальные образования, в настоящее время, являются основной формой организации совместного проживания множества людей. Современная фаза развития городов характеризуется их укрупнением, усложнением инфраструктуры, усилением их социально-экономической значимости. Вполне естественно, что, при подобных изменениях, муниципалитет сталкивается с проблемой снижения управляемости городом, причём как на оперативном уровне решения текущих задач, так и на уровне стратегического планирования его развития. Возможный вариант решения этой проблемы – внедрение интеллектуальной информационно-управляющей системы. Ядром подобной системы является адекватная, комплексная модель динамики функционирования муниципального образования.
Проведённое исследование показало, что город – как объект управления, характеризуется рядом ключевых характеристик.
Объект управления (ОУ) – муниципальное образование – является открытой социально-экономической системой, пространственно распределённой на плоскости. [10, с. 2]
Поэтому он характеризуется пространственно распределёнными потоками ресурсов и информации. Объект управления включает в себя три базовые составляющие:

  • природно-климатическую;
  • техногенно-инфраструктурную;
  • социальную.
    Единичным активным элементом ОУ является человек.
    Управляющими воздействиями для города являются решения администрации местного самоуправления. Помимо этого, ОУ подвержен влиянию возмущающих факторов внешней среды и задающим воздействиям внешних управляющих структур.
    Функционирование ОУ определяется двумя классами целей:
  • внутренние цели – это задачи поддержания удовлетворённости населения города на оптимальном уровне;
  • внешние цели – это выполнение городом определённых возложенных на него геополитических и социально-экономических задач.
    На коротких интервалах времени, город возможно рассматривать как систему без внешних целей, либо определять внешние цели как константу. Задача управления характеризуется на коротких интервалах времени как задача стабилизации, а на длинных, как задача слежения.
    Обобщённая структура ядра модели динамики города приведена на рисунке 1.1. Она включает в себя:
    A – «модель запросов». На вход модели подаётся вектор переменных состояния города, вектор описывающий жителей города и вектор внешней мотивации, а модель формирует вектор запросов жителей.
    B – «модель инфраструктуры». На вход модели подаётся вектор запросов жителей города, вектор описывающий жителей города и вектор переменных состояния внешней экономической среды, а модель формирует вектор переменных состояния города.
    C – «модель демографии». На вход модели подаётся вектор переменных состояния города, вектор внешней демографической ситуации и вектор запросов жителя в шкале удовлетворённости, а модель формирует вектор описывающий жителей города.

Рис. 1.1 — Структура ядра модели динамики города [10, с.3]

Необходимо отметить следующее:

  1. Все параметры и переменные модели задаются не только в функции времени, но и в функции пространственных координат.
  2. На все три составляющие модели оказывают влияние как управляющие и задающие, так и возмущающие воздействия.
  3. Ядро модели по своей структуре является открытым для расширения.
    Сформулированные в работе положения являются базовыми для создания
    полноценной адекватной модели динамики города, на основе которой возможно решать в том числе и задачи прогнозирования.
    1.2 Принципы стратегического управления муниципальным образованием на современном этапе
    На современном этапе концепции управления по инструкциям и управления по целям (результатам) уходят в прошлое. Происходит переход к новой концепции стратегического управления: модели «менеджмент–обучение». Изменения факторов среды носят сегодня непрерывный, скоростной, турбулентный характер. Способность учиться и изменяться быстрее становится одним из главных конкурентных преимуществ муниципального образования.
    Местное сообщество в какой-то мере можно сравнить с корпорацией, участники которой объединились в целях реализации общих интересов, связанных с решением вопросов местного значения. Наибольших успехов достигают те муниципалитеты, которые сумели достичь заинтересованности и обязательности всех участников корпоративных отношений.[12, С.78]
    Одним из важнейших условий эффективного стратегического управления является выявление факторов конкурентоспособности территории и ключевых факторов достижения успеха в долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной перспективе.
    Формирование системы непрерывного обучения муниципальных служащих, получение навыков использования в практической работе методов и инструментов, предлагаемых различными управленческими и экономическими науками, позволяет добиваться поставленных целей максимально успешно.
    Переход к поступательному развитию территории может произойти только в рамках комплексной стратегии, которая позволит расставить приоритеты действий, определить центры прибылей и убытков, выработать комплекс мер по повышению конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности муниципального хозяйства, распределить должностные обязанности, права и ответственность внутри аппарата управления, увеличить доходы местного бюджета или сократить бюджетные затраты.
    В современных условиях меняется концепция стратегического управления. Причиной перехода к новым принципам стратегического управления стало новое качество изменений факторов среды. Помимо непрерывности, вихревого и скоростного характера изменений, происходит смена парадигм развития, определяющими тенденциями которого становятся:
    1). глобализация рынков;
    2). индивидуализация спроса;
    3). глубокие технологические сдвиги.
    Меняется экономическая, социально-культурная, демографическая и правовая среда, появляются новые организационно-правовые формы предприятий, модели местного самоуправления, меняется статус муниципальных образований, их место в национальной экономике и в системе международного разделения труда.
    На смену модели стратегии как выполнения плана приходит стратегия как реализация видения.
    Принципами новой парадигмы стратегического муниципального управления становятся:[17,С.87]
  4. Современный конкурентный вызов. Существует не только конкуренция между муниципальными образованиями за привлечение финансовых, инвестиционных, интеллектуальных, человеческих ресурсов в пределах национальных границ, но также и международная конкуренция урбанизированных территорий за реализацию крупных проектов национального и международного уровня, привлечение штаб-квартир крупнейших корпораций. Это позволит конкурировать за возможную долю будущего рынка идей, проектов, инвестиций, но требует реинжиниринга (перепроектирования) стратегии, реинжиниринга внутренних процессов, трансформации инфраструктуры (в том числе – инфраструктуры для развития бизнеса);
  5. Поиск будущего. Разработка стратегии предусматривает мониторинг социально-экономического положения, стратегический анализ факторов среды, позиционирование, обучение, предвидение и способность забывать устаревшее.
  6. Мобилизация ради будущего. Стратегия – это аккумуляция и рычаг успеха. Она предполагает приспособление к будущему за счёт определения приоритетов и оптимизации распределения и использования ресурсов.
  7. «Схватывать будущее первым». Развитие носит инновационный характер. Муниципальные образования конкурируют за будущий успех, за лидерство в ключевой компетенции (преимущества, не доступные пока для копирования со стороны конкурентов). Однако конкуренция предполагает не обособленное существование муниципальных образований, а формирование систем городов, точек роста и кластеров развития. Важными моментами становятся минимизация времени на освоение управленческих новшеств и на достижение глобального преимущества.
    На современном этапе концепции управления по инструкциям и управления по целям (результатам) уходят в прошлое. Способность учиться и изменяться быстрее становится одним из главных конкурентных преимуществ муниципального образования.[8, С.15]
    Одним из важнейших условий эффективного стратегического управления является выявление факторов конкурентоспособности территории и ключевых факторов достижения успеха в долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной перспективе.
    1.3 Стратегическое планирование развития города
    Стратегическое планирование – это самостоятельное определение местным сообществом целей и основных направлений устойчивого социально-экономического развития в динамичной конкурентной среде.
    Стратегическое планирование в широком смысле – это не только технология создания документированного стратегического плана, но и разработка политики определенной мировоззренческой направленности. Оно призвано обеспечить необходимые условия для развития местного сообщества, что предполагает следующие виды деятельности:
     критическая оценка ситуации в местном сообществе;
     планирование развития местного сообщества;
     просвещение населения (работа по формированию общественного мнения относительно ситуации и планов развития);
     организаторская работа (с целью включения людей в деятельность, ориентированную на ожидаемый результат);
     организационное развитие (формирование местных организаций по содействию развитию);
     обеспечение поддержки «ключевыми фигурами» (убеждение в необходимости изменения ситуации);
     политическое влияние (влияние на отношение к планируемым изменениям со стороны различных политических сил и групп интересов).
    Освоение стратегического планирования как одной из важнейших составляющих современных муниципальных управленческих технологий невозможно без серьезного изменения принципов и приоритетов в организации деятельности органов местного самоуправления. Безусловно, стратегическое планирование не может появиться как разновидность управленческой работы только за счет создания специализированного подразделения в составе местной администрации. Эта деятельность требует распределения функций стратегического планирования между представительным и исполнительными органами, а также вовлечения в нее различных социальных и профессиональных сообществ.[3, С.110]
    Существует достаточно примеров, когда разработка стратегического плана наталкивается на серьезное сопротивление местных чиновников, их стойкое нежелание изменять принципы организации своей работы. Эта преграда остается непреодолимой для значительного числа городов.
    Следовательно, для успеха стратегического планирования необходимо включить деятельность органов местного самоуправления собственно в объект стратегического планирования.[18, С.55]
    Для того чтобы соотнести задачи и принципы развития системы муниципального управления и местного самоуправления в России и в странах с развитой системой местного самоуправления, необходимо изложить систему принципов построения структуры местной администрации, ориентирующейся на стратегический подход к решению местных проблем. Эти принципы включают:
     стратегическое планирование, включающее в себя разработку муниципальных политик в различных сферах, определяющих жизнь муниципального образования, разработку программ и проектов;
     прогнозирование социально-экономического развития в экономической, предпринимательской, общественной сферах;
     формирование нормативно-правовой базы местного самоуправления;
     формирование базы социально-технических нормативов;
     анализ внешней и внутренней ситуации как условие гибкого реагирования структуры муниципального управления на изменения;
     планирование работы как условие согласования действий подразделений администрации по используемым ресурсам и во времени;
     контроль за исполнением нормативно-правовых актов и нормативных предписаний внутри структуры управления и в подведомственной муниципальной сфере;
     управление персоналом как условие мотивации муниципальных служащих и развития их компетентности;
     регламентация собственной деятельности и деятельности в подведомственной сфере, как условие для обеспечения нормального функционирования всей структуры муниципального управления;
     система муниципального заказа, как условие обеспечения публичности в распоряжении средствами бюджета, минимизации расходов и создания конкурентной среды;
     публичность деятельности как условие вовлечения муниципальных сообществ в решение муниципальных задач и расширения гражданского участия.
    Стратегическое планирование и муниципальная политика необходимы в муниципальном управлении как средства согласования интересов местных сообществ в отношении ключевых вопросов муниципального развития. Они призваны переводить конфликты и проблемы в цели и задачи деятельности органов управления и сообщества в целом.[7, С.6]
    Муниципальные программы выполняют задачу организации совместной деятельности всех подразделений администрации и других субъектов муниципального развития.
    Формирование нормативно-правовой базы местного самоуправления, прежде всего, связано с Уставом муниципального образования и созданием условий для усиления регулирующей роли органов муниципального управления.
    Особое внимание в стратегическом планировании отводится муниципальному заказу. Если руководство муниципальным образованием считает необходимым привлекать к исполнению своих задач предприятия различных форм собственности для создания в городе и районе конкурентной среды и повышения качества услуг при одновременном уменьшении их стоимости, снижение накладных расходов, связанных с деятельностью муниципальных учреждений и предприятий, то для достижения этой цели существует одно средство — муниципальный заказ.
    Принцип публичности в деятельности органов местного самоуправления — эффективное средство установления отношений доверия между властью и населением.
    Понимание намерений власти и их поддержка населением — условие реализации муниципальных программ и проектов.
    В противном случае власть всегда будет наталкиваться на негативную реакцию населения на свои инновации, базирующуюся на незнании, боязни потерять что-то, недоверии к власти как таковой.
    Таким образом, подводя итог необходимо отметить следующее.
    Одним из важнейших условий эффективного стратегического управления является выявление факторов конкурентоспособности территории и ключевых факторов достижения успеха в долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной перспективе.
    Освоение стратегического планирования как одной из важнейших составляющих современных муниципальных управленческих технологий невозможно без серьезного изменения принципов и приоритетов в организации деятельности органов местного самоуправления. Безусловно, стратегическое планирование не может появиться как разновидность управленческой работы только за счет создания специализированного подразделения в составе местной администрации. Эта деятельность требует распределения функций стратегического планирования между представительным и исполнительными органами, а также вовлечения в нее различных социальных и профессиональных сообществ.

2 Анализ стратегического управления городом на примере МО «город Великий Устюг»
2.1 Краткая характеристика МО «Город Великий Устюг»
Великий Устюг — самый восточный город Вологодской области, на стыке Архангельской и Кировской областей. Население 32,7 тысяч человек. Есть аэропорт, речной и железнодорожный вокзалы. Автобусные маршруты связывают все основные районы города. Промышленность представлена кистещеточной фабрикой, заводом «Северная чернь», есть ликероводочный и пивоваренный заводы, предприятия инфраструктурные предприятия. Возрождаются старинные ярмарки, зимняя – Никольская и летняя — Прокопьевская.
В городе современные школы, в том числе гимназия, построенная Москвой после великого наводнения 1998 года, Среди учебных заведений – автотехникум, медицинское и речное училища, педагогический колледж. Работает филиал Вологодского политехнического университета.
Присутствует вся современная инфраструктура: четыре филиала разных банков, несколько ресторанов и кафе, столовых, закусочных, есть библиотеки, кинотеатр, телеграф, Дом культуры, три действующих церкви. Работают современные фотосалоны, спортивные залы, недавно сдан в эксплуатацию плавательный бассейн. Расширяется гостиничное хозяйство. Город известен своей школой искусств, художественной, спортивной школами.
Устюжане бережно хранят память о земляках, погибших в годы Великой Отечественной войны, когда не вернулись с полей сражений более 11 тысяч человек. Издана Книга Памяти, воздвигнут Монумент Славы. По инициативе и на средства местных предпринимателей к 860-летнему юбилею города рядом с монументом Славы воздвигнут памятник устюжанам воинам-интернационалистам, защищавшим интересы Родины за её рубежами.
В районе Великого Устюга много интересных природных и ландшафтных памятников. Так, в северо-западной части города хорошо обозначен и отлично просматривается с правого берега Сухоны высокий обрыв. Он называется Гребешок, неподалеку отсюда был один из монастырей, Знамено-Филипповский. Отсюда пошло местечко Яиково, где якобы расселялись яицкие казаки.
Великий Устюг — родина всероссийского Деда Мороза. Сейчас это знают все. Дед Мороз из Великого Устюга зажигает огни в Кремле, на главной новогодней елке страны. Западный брат, Санта-Клаус, признает старшинство Деда Мороза и засвидетельствовал это в вотчине, когда приезжал вместе с губернатором Лапландии. Это было в декабре 2000 года.
Проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза» основан в ноябре 1998 года. Авторами выступили мэр Москвы Юрий Лужков и Губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев. Сегодня вотчина Деда Мороза интенсивно развивается на левом берегу реки Сухоны, в 8 километрах от города. С каждым годом растет популярность Дедморозовской программы.
Администрация муниципального образования «Город Великий Устюг» является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом, наделенным в соответствии с Уставом, полномочиями по решению вопросов местного значения поселения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления поселения федеральными законами и законами Вологодской области. (Приложение 1)
Администрация осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Вологодской области, настоящим Уставом, решениями Совета МО «Город Великий Устюг», постановлениями и распоряжениями администрации муниципального образования.
Администрация формируется главой муниципального образования. Администрация состоит из:

  • главы муниципального образования, возглавляющего администрацию;
  • должностных лиц администрации;
  • структурных подразделений администрации.
    Структура администрации утверждается советом муниципального образования. На сегодняшний день, структура администрации выглядит следующим образом (рис. 2.1).

Рис. 2.1 – Структура администрации МО «Город Великий Устюг»

Промышленностью города за 2011 год произведено продукции (работ, услуг) в действующих ценах на 1887,1 млн рублей, что в физическом объеме на 15% больше, чем за 2010 год (рис. 2.2).

2000
1800
1600
1400
1200
1000
800
600
400
200
0

                 2008           2009        2010  2011

Рис. 2.2 – Выпуск промышленностью продукции (согласно анализа экономического отдела МО «Город Великий Устюг»), %

По данным городского раздела Единого государственного реестра юридических лиц на 1 января 2012 года число субъектов всех отраслей (включая предприятия, объединения, подразделения) составило 403 единицы.
Распределение числа зарегистрированных в ЕГРЮЛ предприятий по основным отраслям экономики представлено в таблице 2.1.

Таблица 2.1 — Общая характеристика предприятий и организаций
Наименование Число предприятий
Всего 403
В том числе: сельское хозяйство 10
Торговля и общепит 58
Общественные организации 42
Народное образование 40
Промышленность 41
Управление 25
Общая коммерческая деятельность 23
Строительство 22
ЖКХ 14
Здравоохранение и соцобеспечение 14
Культура и искусство 10

Объем подрядных работ, выполненных собственными силами и по договорам строительного подряда организациями всех форм собственности в 2010 году составил 71,3 млн. рублей (в сопоставимых ценах на 12,7% больше, чем в 2009 году). В 2011 году составил 93,1 млн. руб.
Всего в муниципальном образовании «Город Великий Устюг» введено в 2010 году 2217,5 кв.м. общей площади, в 2011 году 3620 кв.м. общей жилой площади.
100
80
70
60
50
40
30
20
10
0

2008 2009 2010 2011
Рис. 2.3 — Выполнение объема подрядных работ (согласно анализа экономического отдела МО «Город Великий Устюг»), %

В 2011 году выполнено работ по капитальному и текущему ремонту жилищного фонда, благоустройству города на сумму более 12 млн.руб.
На автотранспортных предприятиях района в 2011 году объем перевозок составил 71435 рейсов, что на 393 рейса больше уровня прошлого года. Регулярность движения пассажирского транспорта составила 99,95%.
На основании вышеизложенного и с учетом складывающихся тенденций дальнейшее развитие города ожидается более умеренным, чем в 2008-2011 гг.
Бюджет муниципального образования «Город Великий Устюг» за 2011 год составил по доходам 57609 тыс. рублей, по расходам – 63187,3. Дефицит бюджета составил 5578,1 тыс. рублей или 11,4 процента от общего объема доходов без учета объема безвозмездных поступлений.
По структуре расходов наибольший удельный вес занимают расходы на образование – 29,6%, жилищно-коммунальное хозяйство – 28,4%, государственное управление 14,4%, здравоохранение – 11,9%, культура и искусство – 8,5%
Статус безработного в течение года получили 350 чел., что на 7,9% ниже уровня 2010 года.
В 2011 году из бюджетов разных уровней в сферу социальной политики на выполнение переданных государственных полномочий, предоставление социальных льгот и гарантий, развитие сферы муниципальных услуг в городе Великий Устюг было направлено 4,5 млн.руб., что на 14% больше, чем в 2010 году.
2.2 Анализ системы стратегического управления городом
За последние годы город Великий Устюг развивается высокими темпами. Администрация муниципального образования уделяет большое внимание улучшению внешнего облика города.
Более активно идет работа по благоустройству улиц, площадей, фасадов зданий и домов. Это очень радует и прибавляет населению хорошего настроения.
В городе появились места, радующие своим оформлением и эстетикой, как в центре, так и на окраинах. Администрация муниципального образования тверда в политике привлечения к благоустройству всех предприятий и организаций, предпринимателей живущих и развивающих свой бизнес на территории г. Великий Устюг.
В муниципальном образовании «Город Великий Устюг» проводится активная политика по укреплению экономики города, решению жизненно важных проблем населения.
Особенности планирования развития связаны, прежде всего, с развитием инвестиционной привлекательности и имиджа города, что обусловлено реализацией всех направлений социально-экономического развития, развития промышленности и инфраструктуры города.
Также необходимо провести анализ сильных и слабых сторон местного сообщества, оценить возможности и угрозы. — SWOT – анализ:
Сильные стороны:
1.высокий профессиональный и культурный уровень значительной части населения города;
2.относительно выгодное геополитическое положение города в регионе;
3.хороший технологический и кадровый потенциал ряда отраслей экономики;
4.привлекательность города в качестве центра культуры и туризма;
5.расположение города в центре обширной зоны сельскохозяйственного производства;
6.имидж растущего города. Слабые стороны:
1.неблагоприятная демографическая ситуация, связанная с малой рождаемостью, естественной убылью населения (депопуляцией), интенсивным старением жителей города;

  1. относительно высокий уровень заболеваемости в городе;
  2. низкий жизненный уровень и сильная имущественная дифференциация, вызванная возникновением в период либеральных реформ большой доли малоимущих граждан и высокого уровня безработицы, преимущественно скрытой;
    4.изношенная, затратная, ресурсоёмкая инфраструктура в городе;
    5.относительно высокий износ жилищного фонда, дефицит качественного жилья;
    6.отставшая от современных требований дорожно-транспортная сеть;
    7.недостаток в городе общественных помещений и сценических площадок для проведения массовых мероприятий, в том числе в сфере культуры.
    Возможности:
    1.инвестиционная привлекательность.
    2.государственная политика.
    3.развитость Великоустюгского района.
    4.участие в федеральных и региональных целевых программах.
    5.межрегиональное сотрудничество. Угрозы:
    1.коррупция
    2.инфляция
    3.демографическая ситуация.
    3.прекращение достаточного финансирования с регионального уровня.

3 Разработка путей совершенствования стратегического управления МО «город Великий Устюг»
3.1 Направления совершенствования стратегического управления в муниципальном образовании «Город Великий Устюг»
Управление экономическими и социальными процессами в городе нуждается в определении стратегии и тактики их развития, задач, ресурсов и разработке различных сценариев достижения поставленных экономических и социальных целей. Внедрение эффективного стратегического управления становится мощным рычагом преодоления кризисных явлений.
Целью стратегии является рост благосостояния и качества жизни населения за счёт устойчивого, динамичного развития и повышения конкурентоспособности экономики города.
Рассмотрим содержание стратегического управления муниципального образования.

  1. Разработка методологии и методики формирования прогнозов экономического и социального развития города с использованием передовых информационных технологий.
  2. Осуществление пилотного проекта по разработке краткосрочного и среднесрочного прогнозов экономического и социального развития области в рамках модели стратегического управления развитием города.
    Функции, реализуемые при стратегическом управлении г. Великий Устюг:
  3. Накопление информации об экономическом и социальном состоянии города.
  4. Вариантное прогнозирование развития экономических и социальных процессов в городе в режиме реального времени.
  5. Ситуационный анализ прогнозных решений.
  6. Текущий контроль и анализ реализации прогнозных показателей.
    Главный стратегический ориентир развития города Великий Устюг на период до 2015 года и дальнейшую перспективу состоит в обеспечении устойчивого роста качества жизни населения и увеличения вклада города в решение проблем регионального и общероссийского характера на основе превращения его в многофункциональный город.
    В сфере социального развития стратегические ориентиры городской администрации муниципального образования включают:
  7. переориентацию социальной и социально-культурной политики на семью, обеспечение социальных гарантий семье, детям и молодежи;
  8. активизацию политики социальной защиты населения, переход к адресной социальной помощи, достижение заметного улучшения материального положения и условий жизни жителей города;
  9. обеспечение эффективной, рациональной и свободно избранной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности трудового потенциала;
  10. интенсификацию развития культурно-образовательного потенциала города на основе применения современных эффективных образовательных, воспитательных и культурно-просветительных технологий;
  11. формирование и развитие инновационно-творческого потенциала жителей города, создание условий для проявления массовых культурных, образовательных и других социальных инициатив, включение людей в систему местного самоуправления;
  12. совершенствование управления социально-культурным комплексом, использование ресурса межотраслевой координации деятельности социально-культурных отраслей;
  13. существенное улучшение и развитие социальной инфраструктуры.
    Важнейшим элементом стратегического выбора города является обоснование его перспективной специализации, ибо структура городской экономики в решающей степени предопределяет возможности города выполнять ту или иную совокупность функций.
    Для обеспечения эффективной защиты населения от преступных посягательств на его жизнь, здоровье, честь и достоинство, а также личную собственность необходима активизация деятельности городских властных структур МО «город Великий Устюг» в следующих направлениях.
    Во-первых, существенное повышение эффективности работы правоохранительных органов посредством улучшения профессиональной подготовки кадров, совершенствования подбора работников полиции, укрепления материальной базы органов охраны правопорядка.
    Во-вторых, взаимодействие городских властей и населения с органами охраны правопорядка, включающее в себя разработку мер по удовлетворению наиболее неотложных финансовых и материальных потребностей полиции; мер, препятствующих «отмыванию» денег, полученных противоправным путем; действий, препятствующих проникновению организованной преступности во властные органы и финансово-коммерческие структуры; обеспечение общественного контроля за деятельностью органов правопорядка; профилактику правонарушений путем проведения правового всеобуча и повышения информированности населения по проблемам охраны правопорядка и обеспечения личной безопасности; стимулирование самодеятельности граждан по охране порядка и взаимопомощи по месту жительства.
    Основные направления обеспечения общественной и личной безопасности должны быть тесно увязаны с городскими и областными программами развития образования, культуры и социальной инфраструктуры, программами занятости, подготовки кадров.
    Основные направления деятельности муниципальной администрации по реформированию и развитию городского хозяйства, вытекающие из анализа стартовых условий развития этой важнейшей структурной составляющей комплекса жизнеобеспечения города и принятых стратегических ориентиров его социально-экономического роста, включают:
     повышение эффективности системы управления городским хозяйством;
     формирование конкурентной среды в сфере городского хозяйства;
     стимулирование энергоресурсосбережения;
     упорядочение тарифной системы;
     обеспечение социальной поддержки населения в процессе проведения реформ;
     повышение уровня жилищной обеспеченности населения;
     улучшение технического содержания жилищного фонда города;
     повышение надежности и качества водо-, газо-, тепло-, и электроснабжения населения;
     улучшение содержания улиц и внутрирайонных территорий города;
     улучшение системы санитарной очистки и уборки территории города;
     улучшение содержания и развития садово-паркового хозяйства города;
     улучшение транспортного обслуживания населения города;
     развитие гостиничного и туристического бизнеса.
    В связи с быстроразвивающейся инфраструктурой города Великий Устюг, которой в полной мере способствует программа «Великий Устюг – Родина Деда Мороза», необходимо использовать широкий спектр экономических методов (дифференцированная плата за территорию, льготы за производство продукции и организацию туристических мероприятий) для эффективного использования местных ресурсов.
    Приоритетная задача совершенствования отраслевой структуры промышленного комплекса города связана с подъемом легкой и пищевой промышленности, других производств, обеспечивающих местный рынок товарами народного потребления. Развитие легкой и пищевой промышленности особенно важно в существующих экономических условиях, ибо для них характерны быстрота обращения капитала и высокая норма прибыли. Необходима также поддержка промышленности производства строительных материалов, без чего трудно решить важные проблемы обеспечения населения жильем, строительства и реконструкции объектов производственного назначения.
    Перестройка профильной и отраслевой структуры экономики города тесно связана с изменением структуры его трудового потенциала. В связи с этим необходимо не только устранять уже сложившиеся диспропорции, состоящие в несоответствии профессиональных, квалификационных и других характеристик трудового потенциала потребностям экономики города, но также прогнозировать возможные структурные перекосы в этой сфере путем реализации различных мер, обеспечивающих повышение занятости населения (создание новых и расширение рабочих мест, с одной стороны, и организация в городе эффективной системы подготовки и переподготовки кадров — с другой, создание материальных и социальных стимулов занятости женщин в домашнем хозяйстве и воспитании детей; стимулирование самозанятости, поддержка малого и среднего бизнеса и т.п.).
    Важной составляющей экономической политики муниципального образования «Город Великий Устюг» выступает поддержка муниципальными властями реформирования городских предприятий, направленного на их реструктуризацию, способствующую росту качества управления, повышению эффективности производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности.
    Существенные резервы повышения эффективности экономики города имеются в сфере малого бизнеса.
    Среди основных задач в рассматриваемой сфере, которые должны быть в центре внимания органов городского самоуправления, следует указать на:
     обеспечение в городе гарантий развития предпринимательства и выполнения контрольных функций, определенных законодательно;
     активизацию и поддержку свободного предпринимательства в интересах комплексного социально-экономического развития города с учетом принятых стратегических ориентиров и приоритетов;
     принятие мер по предупреждению и ликвидации негативных социальных последствий развития предпринимательской деятельности.
    Среди методов регулирования и поддержки малого бизнеса в городе Великий Устюг власти намечают использовать традиционные, такие, как «муниципальный заказ», прямое участие в инвестициях, льготное налогообложение, система премий, гарантий, займов и поручительств, скидки с цены земли и арендной платы, общее содействие через развитие внешних связей и т.п., а также относительно новые подходы к взаимоотношениям с фирмами: например, «секторный подход», который предусматривает выделение зон целенаправленного воздействия государственных и муниципальных властей на развитие предпринимательства.
    В качестве основных стратегических ориентиров модернизации системы управления городом на рассматриваемую перспективу должны быть приняты следующие:
  14. укрепление власти городского самоуправления;
  15. обеспечение координации деятельности действующих на территории города органов властных структур всех уровней и ветвей на основе баланса интересов;
  16. социальная адаптация местной власти на основе реализации принципов социального партнерства и достижения консенсуса;
  17. существенное повышение качества управленческой деятельности органов городского самоуправления.
    Основные требования к системе управления городом, вытекающие из стратегических ориентиров модернизации:
     экономичность, открытость и прозрачность функционирования системы;
     некоррумпированность аппарата управления;
     адекватность, системность и функциональность структуры управления;
     целенаправленность, нормативно-правовая, ресурсная, информационная обеспеченность и регламентация процесса управления, основанного на принципах опережающего управления;
     высокий профессионализм персонала городского самоуправления.
    В целом стратегический курс развития сферы управления заключается в следующем: укрепление реальной власти органов городского самоуправления на основе существенного повышения качества управленческой деятельности и усиления экономической независимости развития города от дестабилизирующих факторов общероссийского и регионального масштаба.
    Реализацию стратегического курса необходимо осуществлять в следующих направлениях:
     модернизация организационных основ управления городом;
     усиление функции планирования в практике муниципального управления;
     обеспечение целевой ориентации и обоснованности стратегических и оперативных управленческих решений;
     обеспечение высокого профессионализма всех категорий муниципальных служащих;
     повышение деловой репутации городской власти в масштабах региона и России;
     социальная адаптация деятельности органов местного самоуправления.
    Развитие города сдерживается рядом негативных факторов, влияние которых нужно либо устранить, либо хотя бы ослабить. В числе таких негативных факторов, наиболее значимо влияющих на судьбу Великого Устюга, целесообразно назвать следующие:
     неблагоприятная демографическая ситуация, связанная с малой рождаемостью, естественной убылью населения (депопуляцией), интенсивным старением жителей города;
     относительно высокий уровень заболеваемости в городе;
     низкий жизненный уровень и сильная имущественная дифференциация горожан, вызванная возникновением в период либеральных реформ большой доли малоимущих граждан и высокого уровня безработицы, преимущественно скрытой;
     недостаток бюджетных средств, обусловленный спадом производства, развитием теневой экономики, донорской ролью города по отношению к территории района, а также недостаточная эффективность расходования этих средств;
     изношенная, затратная, ресурсоёмкая инфраструктура в городе;
     относительно высокий износ жилищного фонда, дефицит качественного жилья;
     отставшая от современных требований дорожно-транспортная сеть;
     недостаток в городе общественных помещений и сценических площадок для проведения массовых мероприятий, в том числе в сфере культуры.
    Перечисленные негативные факторы в определённых условиях могут быть обращены в положительные, т.е.использоваться в качестве стимулов для развития тех или иных городских комплексов и привлечения инвестиций.
    Социально-экономическое развитие города может затормозиться внешними обстоятельствами, связанными:
     с принятием на федеральном уровне, либо уровне субъекта Федерации законов, резко изменяющих экономическую ситуацию на территории или во внешнеэкономической политике;
     падением спроса на продукцию и услуги отраслей специализации;
     дальнейшим оттоком финансовых и трудовых ресурсов в центр и сырьевые регионы;
     политическими актами со стороны государственных органов власти всех уровней, дестабилизирующими ситуацию в стране.
    Поэтому в системе муниципального управления городом Великий Устюг необходимо иметь мониторинговую и прогнозную систему, которая постоянно держала бы в поле зрения все возможные риски и на основе аппарата рискового моделирования готовила упреждающие решения по корректировке экономической и социальной политики городской власти.
    3.2 Модель стратегического управления развитием муниципального образования «Город Великий Устюг»
    Для дальнейшего эффективного социально-экономического развития города необходимо реализовать следующие направления:
     своевременная выплата заработной платы, увеличение минимальной заработной платы, уделение максимального внимания вопросам охраны труда и трудовых отношений;
     контроль за налоговыми поступлениями города, что позволит увеличить доходную часть бюджета;
     поддержание достаточного количества рабочих мест для жителей города в соответствии с развитием их квалификации;
     повышение качества образования;
     работа с предприятиями города по оказанию шефской помощи ветеранам войны и детям-инвалидам;
     развитие первичной медико-санитарной помощи с сохранением объемов и качественным изменением структуры стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи.
    На мой взгляд туристическая стратегия наилучшим образом подходит для развития муниципального образования г.Великий Устюг.
    После выбора стратегии разработаем программу развития «Великий Устюг – центр туризма»:
    1) наименование программы – целевая программа «Великий Устюг – центр туризма» на 2012 – 2016 годы.
    2) основание для разработки программы – постановление главы города Великий Устюг.
    3) цель программы – создание условий для повышения качества жизни населения города Великий Устюг путем привлечения инвесторов за счет развития рекреационного комплекса.
    4) сроки реализации – 5 лет
    5) основные мероприятия:
  • обеспечение развития туризма;
  • облагораживание территории;
  • улучшение условий для деятельности инвесторов;
  • строительство санаториев, развлекательных центров;
  • проведение рекламной компании;
  • участие в общероссийских и международных форумах.
    6) исполнители мероприятий программы – Администрация г. Великий Устюг.
    7) объем и источники финансирования:
  • 55% из местного бюджета;
  • 15% из регионального бюджета;
  • 35% из федерального бюджета.
    8) ожидаемые конечные результаты:
  • подписание договоров с инвесторами;
  • создание новых рабочих мест;
  • развитие инфраструктуры;
  • развитие туризма;
  • улучшение имиджа города;
  • улучшение благосостояния населения.
    Особенности планирования развития г. Великий Устюг можно представить в виде трех направлений:
  • социально-экономическое развитие;
  • развитие промышленности и инфраструктуры;
  • развитие санаторно-курортного комплекса.
    Таким образом, управление экономическими и социальными процессами в городе нуждается в определении стратегии и тактики их развития, задач, ресурсов и разработке различных сценариев достижения поставленных экономических и социальных целей.
    Внедрение эффективной модели стратегического управления развития становится мощным рычагом преодоления кризисных явлений.
    Предложенная модель стратегического управления развитием г. Великий Устюг осуществима в действительности только при поддержке органов местного самоуправления. В реализации данной программы должно быть задействовано все население местного сообщества. Эта программа способствует улучшению благосостояния населения и развитию всего местного сообщества в целом.

Заключение
Стратегическое управление в России в последние годы переживает своеобразный кризис. С одной стороны, расширились права местного самоуправления в регулировании развития города. Муниципалитеты получили права самостоятельно решать многие вопросы городской жизни. С другой стороны, старые методики отраслевого и территориального управления не подходят для современных условий, а новые подходы не успели найти широкого применения. Но ряд обстоятельств как у нас в стране, так и во всем мире повышают значимость городского управления. Местные власти приходят к пониманию того, что без детальных и качественно разработанных планов развития города обойтись невозможно.
В России важнейшей проблемой развития страны, ее безопасности и приобретения устойчивого будущего, становится проблема развития малых городов — каждого города в отдельности и всех вместе.
Для эффективного социально-экономического развития города Великий Устюг необходимо реализовать следующие направления:
 своевременная выплата заработной платы, увеличение минимальной заработной платы, уделение максимального внимания вопросам охраны труда и трудовых отношений;
 контроль за налоговыми поступлениями города, что позволит увеличить доходную часть бюджета;
 поддержание достаточного количества рабочих мест для жителей города в соответствии с развитием их квалификации;
 повышение качества образования и т.д.
Характер развития экономики города в 2011 году определялся наметившимся выходом из затяжного экономического кризиса предприятий важнейших для города видов деятельности.
В 2011 году из бюджетов разных уровней в сферу социальной политики на выполнение переданных государственных полномочий, предоставление социальных льгот и гарантий, развитие сферы муниципальных услуг в городе Челябинске было направлено 4,5 млн.руб., что на 14% больше, чем в 2010 году.
Таким образом, в муниципальном образовании г. Великий Устюг проводится активная политика по укреплению экономики города, решению жизненно важных проблем населения.
Предложенная модель стратегического развития города под названием «Великий Устюг – центр туризма» на 2012-2016 годы позволит получить следующие результаты: привлечение инвесторов, создание новых рабочих мест, развитие инфраструктуры, развитие туризма, улучшение имиджа города, улучшение благосостояния населения.

Список использованных источников

  1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822
  2. Устав МО «Город Великий Устюг» (с изменениями от 23.03.2007, 28.01.2011, 25.05.2011)
  3. Авдеева Т.Т. Экономическое развитие местного сообщества: методология и технология. Краснодар: Экоинвест.2010. — 279с.
  4. Аганбегян А. Г., Шнипер Р. И. Региональные программы // Программно-целевое управление производством. М., 2007. — 443 с.
  5. Александрова А. Неравномерность развития муниципальных образований // Вопросы экономики. — 2010. — №8;
  6. Алексеев О. Стратегическое управление в государственном и муниципальном секторе// Городское управление. 2010. № 4. — 57 с.
  7. Балобанов А. Е. Стратегическое управление в государственном и муниципальном секторе // Городское управление. 2008. № 4, С.6.
  8. Барангель В. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация//Проблемы теории и практики управления. 2008.№ 5. С.15.
  9. Воронин А.Г. Основы управления муниципальным хозяйством.СПб.:Лекс.2010. — 150c.
  10. Жмурко Ю.П., Киргуев А.Т., Короткая И.И., Город – как объект управления. Владикавказ.: СКГМИ. – 2011 г.
  11. Зотов В.Б., Муниципальное управление: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008;
  12. Козина М. В. Муниципальное управление: Конспект лекций. Челябинск. 2011. — 139 с.
  13. Иванов А. Формирование системы сбалансированных показателей муниципального образования как инструмент реализации стратегии территориального развития // Экономические науки. — 2011. — №11;
  14. Илларионов А. Проблемы социально-экономического развития муниципальных образований // Рынок ценных бумаг. — 2012. — №1;
  15. Маршалова А.С. Формирование финансовых потоков при разработке стратегии развития муниципальных образований // Регион: Экономика и социология. — 2010. — №3;
  16. Мокрый В.С. Социально-экономическое развитие муниципальных образований в условиях реформы местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. — 2011. — №4;
  17. Мокрый В. С., Сапожников А. А., Сёмкина О. С. Государственное и муниципальное управление: реализация реформ. М.: КноРус, 2008. — 155 с.
  18. Рохчин В.Е., Жилкин С.Ф., Знаменская К.Н. Стратегическое планирование развития города России: системный подход. СПб.: ИРЭ РАН, Скифия-принт. 2010. — 276 с.
  19. Филиппов Ю.В. Основы развития местного хозяйства: Учебник. М.: Дело.2010. -264с.
  20. http://www.movustug.ru – Сайт Администрации МО «Город Великий Устюг»
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov