Курсовая Государственная служба в современной России 2

Государственная служба в современной России: социально-экономическое обеспечение персонала

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ЕЕ ВИДЫ 5
1.1 Понятие государственной службы 5
1.2. Законодательство о государственной службе 9
1.3 Должности государственной службы 12
2 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ 15
2.1 Краткая характеристика объекта исследования 15
2.2 Кадровая политика государственного учреждения 21
2.3 Социально-экономическая защита кадров государственной службы 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

ВВЕДЕНИЕ
Непременным атрибутом формирования новой российской государственности является становление и развитие института государственной службы, занимающего приоритетное место в реализации задач и функций государственной власти. Данный институт присутствует во всех ветвях и на всех уровнях власти: в аппаратах органов представительной и судебной власти, в органах исполнительной власти, в том числе военных и правоохранительных, реализующих от имени государства специальные цели и задачи с применением военной силы и мер государственного принуждения.
В современной России формирование института государственной службы началась с принятия Указа Президента РФ от 22.12.1993 № 2267 «Об утверждении Положения о федеральной государственной службе». При всей многочисленности нормативных правовых актов, регулировавших вопросы государственной службы в 1990-е гг., законодательство имело значительные пробелы. Подавляющее большинство источников служебного права составляли акты Президента РФ, а также Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации». При этом Закон, призванный создать стабильную правовую основу для развития и укрепления государственной службы, своей задачи не выполнил, он не устранил такие угрожающие явления, как неконтролируемый рост управленческого персонала; расцвет бюрократизма, коррупцию; опасно низкий уровень исполнительной дисциплины; рассогласованность в работе министерств, ведомств, других государственных органов.
Система государственной службы обрела достаточно четкие очертания в трех ее основных видах — гражданской, военной и правоохранительной, каждый из которых имеет собственное законодательное регулирование.
Настоящая курсовая работа представляет собой попытку разобраться в вопросах, касающихся правовых основ организации государственной службы в современной России, в частности социально-экономического обеспечения персонала одного из ее видов – государственной гражданской службы.
Для достижения указанной цели предполагается решить следующие задачи:

  • изучить учебную, научную литературу, нормативные и иные документы по теме работы;
  • раскрыть понятие, виды и принципы организации государственной службы;
  • исследовать социально-экономическое обеспечение государственных служащих.
    Появление института государственной службы современной России не могло остаться вне зоны повышенного внимания представителей различных отраслей научного знания.
    Теоретической основой курсовой работы явились работы И.Н. Барцица, В.А. Козбаненко, В.П. Мельникова, Э.В. Туманова, И.Н. Сурманидзе и других авторов, посвященные исследованию вопросов конституционного, муниципального и административного права.
    Эмпирической базой послужили: Конституция Российской Федерации, федеральные законы и указы Президента Российской Федерации.
    Принимая во внимание проходящее в России реформирование государственной службы, затрагиваемые в данной работе вопросы представляют интерес с научно-прикладной точки зрения, поскольку стабильность и динамизм развития современной России все в большей степени начинают зависеть от эффективности систем управления и состояния государственной службы.
    Структура курсовой работы определена ее содержанием и соответствует цели и задачам исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на разделы, заключения и списка использованных источников.

1 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ЕЕ ВИДЫ
1.1 Понятие государственной службы
Государственная служба — один из ключевых конституционных институтов. Это многоаспектное, многогранное правовое явление, имеющее соответствующие точки соприкосновения, а точнее — органические взаимосвязи в первую очередь с тремя фундаментальными правовыми отраслями — конституционным (государственным) правом; административным правом; трудовым правом, а также с рядом других отраслей, ветвей российского права.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 58-ФЗ государственная служба Российской Федерации определяется как «профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ»[2].
Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

  • законность;
  • федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;
  • приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
  • единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
  • равный доступ граждан к государственной службе;
  • взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
  • открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
  • профессионализм и компетентность государственных служащих;
  • защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
    Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.
    Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.
    В соответствии с принципом федерализма различаются: федеральная государственная служба, находящаяся в ведении РФ (п. «т» ст. 71 Конституции РФ)[1] и государственная служба субъекта РФ, находящаяся в ведении субъекта РФ.
    Конституция РФ в прямой форме не затрагивает вопроса о государственной службе субъектов РФ. Однако, с точки зрения конституционного разграничения предметов ведения и полномочий государственная служба субъектов РФ находится в их ведении.
    В совместном ведении РФ и ее субъектов находится установление общих принципов организации органов государственной власти субъектов РФ, которому могут сопутствовать регулирование отдельных вопросов государственной службы в соответствующих органах. Следовательно, к совместному ведению РФ и ее субъектов относятся не только кадры судебных и правоохранительных органов (п. «л» ст. 72 Конституции РФ), что имеет прямое отношение к государственной службе, но и кадры других государственных органов. Конституция РФ не исключает регулирование отдельных вопросов государственной службы в субъектах РФ актами федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции. Федеральные законы о системе государственной службы и об основах государственной гражданской службы РФ содержат по определенным вопросам нормы, которые должны соблюдаться при построении и функционировании государственной службы также в субъектах РФ. Например, понятие государственной службы, принципы государственной службы и т.д.
    Федеральный закон № 58-ФЗ подразделяет на федеральную службу и службу субъектов РФ только государственную гражданскую службу, а военную и правоохранительную относит лишь к видам федеральной государственной службы.
    Статья 5 Федерального закона № 58-ФЗ определяет государственную гражданскую службу как «вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ»[2].
    Федеральная государственная гражданская служба — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ. Государственная гражданская служба субъекта РФ — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ.
    Статья 6 Федерального закона № 58-ФЗ определяет военную службу как «вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ, в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания»[2].
    В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военной службой является «особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах».
    Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.
    Статья 7 Федерального закона № 58-ФЗ определяет правоохранительную службу как «вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины»[2].
    1.2. Законодательство о государственной службе
    В Российской Федерации нет правового акта, который регулировал бы весь комплекс основных вопросов государственной службы. Она осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, а также иными нормативными правовыми актами РФ и ее субъектов.
    Систему правовых актов, имеющих отношение к регулированию государственной службы, образуют две группы: а) акты, регулирующие служебную деятельность лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ; б) специальные нормативные правовые акты о государственной службе; законы РФ и ее субъектов, иные нормативные правовые акты, которые содержат нормы, регулирующие отношения, связанные со служебной деятельностью лиц, занимающих должности видов государственной службы.
    Специальным правовым актом о государственной службе, имеющим общее значение, является Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 58-ФЗ), определяющий правовые и организационные основы, в том числе систему управления этой службой. Ему отводится место базового в формируемом законодательстве об отдельных видах государственной службы.
    Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
    Однако, данный закон непосредственно не регулирует виды государственной службы. Порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей на конкурсной основе, условия формирования конкурсных комиссий, правила опубликования информации о конкурсах в средствах массовой информации, условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок прекращения их действия устанавливаются федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами РФ.
    Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу РФ, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения государственного гражданского служащего являются предметом регулирования Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 79-ФЗ). В части, не урегулированной данным Законом, к отношениям, связанным с гражданской службой, применяются нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права [3].
    Правовое регулирование военной службы в целях реализации гражданами РФ конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в РФ иностранных граждан основывается на Конституции РФ и включает Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры РФ.
    Для каждой разновидности правоохранительной службы характерна система правовых актов, составляющих ее правовую основу. Специальными законами, регламентирующими правоохранительную службу в настоящее время, являются Положение о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 № 4202-1, Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденное Указом Президента РФ от 05.06.2003 № 613, и др.
    Вопросы государственной службы затрагиваются также в конституциях и уставах соответствующих субъектов РФ. Можно сгруппировать конституции и уставы, которые:
    а) содержат отдельные главы, посвященные государственной службе данного субъекта РФ (например, устав Липецкой области);
    б) относят государственную службу субъекта РФ к его ведению (например, устав Ставропольского края);
    в) ограничиваются отнесением к ведению данного субъекта РФ учреждения его наград и почетных званий и иных мер поощрения.
    Но конституции и уставы субъектов РФ являются не единственными актами, содержащими нормы по вопросам государственной службы. Субъекты вправе регулировать их с помощью других правовых актов. Во многих субъектах уже приняты законы о государственной службе.
    В систему правовых актов о государственной службе также входят уставы и положения о дисциплине, действующие в ряде отраслей и сфер государственной деятельности; положения о конкретных органах и их подразделениях, содержащие нормы о статусе тех или иных их должностных лиц; должностные инструкции и др.
    1.3 Должности государственной службы
    В соответствии с Федеральным законом № 58-ФЗ должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом РФ, законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.
    Должности государственной службы подразделяются на: должности федеральной государственной гражданской службы; должности государственной гражданской службы субъекта РФ; воинские должности; должности правоохранительной службы [2].
    В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов.
    Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов РФ о государственной гражданской службе субъектов РФ. Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы определяется указом Президента РФ. Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов РФ определяется федеральным законом или указом Президента РФ.
    Квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
    Перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, перечни типовых воинских должностей, перечни типовых должностей правоохранительной службы образуют реестр должностей федеральной государственной службы, которые утверждаются Президентом РФ. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.
    Реестр должностей федеральной государственной службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов РФ составляют Сводный реестр должностей государственной службы РФ.
    Согласно ст.10 Федерального закона № 58-ФЗ «федеральный государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета». Государственный гражданский служащий субъекта РФ — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ»[2]. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта РФ может получать денежное содержание за счет средств федерального бюджета.
    Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта РФ — соответствующий субъект РФ.
    Правовое положение федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.

2 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
2.1 Краткая характеристика объекта исследования
Межрайонная ИФНС России №10 по Вологодской области образована путем объединения налоговых инспекций Нюксенского, Никольского и Кичменгско-Городецкого районов и города Великий Устюг.
Центральный офис инспекции находится в городе Великий Устюг – административном центре Великоустюгского района, городе, обладающем достаточным потенциалом и динамично развивающимся туристическим бизнесом. В Нюксенском, Никольском и Кичменгско-Городецком районах созданы территориальные участки, имеющие доступ к информационным ресурсам центрального офиса. Тем самым у налогоплательщиков имеется возможность своевременно получать необходимую справочную информацию, производить сверку расчетов без посещения центрального офиса.
Инспекция находится в непосредственном подчинении Управления ФНС России по Вологодской области (далее — Управление).
Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Налоговым и Бюджетным кодексами Российской Федерации, федеральными законами и иными законодательными актами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий, правовыми актами Минфина России, ФНС России и Управления.
Инспекция является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим полным наименованием, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Инспекция в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права в рамках предоставленных ему полномочий, выступает истцом и ответчиком в суде.
Инспекция имеет смету доходов и расходов, утверждаемых Управлением.
Финансирование расходов на содержание Инспекции осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных для территориальных органов ФНС России.
Основными задачами Инспекции являются:

  1. Осуществление контроля за соблюдением законодательства налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в соответствующий бюджет налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  2. Осуществление валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле в пределах компетенции Инспекции.
  3. Осуществление государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, а также за оборотом табачной продукции.
  4. Осуществление в установленном порядке государственной регистрации юридических лиц.
  5. Осуществление иного контроля, отнесенного законодательством к компетенции налоговых органов.
  6. Улучшение обслуживания налогоплательщиков, расширение сферы предоставляемых им услуг при одновременном упрощении исполнения налоговых обязанностей.
  7. На Инспекцию могут быть возложены иные задачи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Основными налогоплательщиками инспекции являются предприятия лесной, пищевой, легкой промышленности. Кроме основных плательщиков, наполняют бюджет сельскохозяйственные предприятия, малый и средний бизнес. Инспекция успешно обеспечивает ежегодный прирост налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
    Инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
    Инспекция осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, представляет в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.
    Кроме того, Указом Президента России от 31.12.1991 №340 за налоговыми органами закреплена функция, связанная с учетом, оценкой и реализацией имущества, перешедшего по праву наследования государству.
    Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации №10 по Вологодской области действует на территории Великоустюгского, Нюксенского, Никольского, Кичменгско-Городецкого районов. На 1 января 2015 года на налоговом учете в инспекции состоит 1619 юридических лиц, в том числе по Великоустюгскому району – 953, по Нюксенскому району – 161, по Никольскому району – 213, по Кичменгско–Городецкому 234. Численность физических лиц, стоящих на учете в инспекции 115565 человек (98,4% от общей численности).
    На 01.01.15 на налоговом учете состоит индивидуальных предпринимателей 2871 человек, из них по Великоустюгскому району – 1869, по Нюксенскому – 238, по Никольскому – 449, по Кичменгско — Городецкому – 318, см. рисунок 2.1.

Рисунок 2.1 — Плательщики, состоящие на учете в инспекции

Численность инспекции равна 101 человеку, из них 95 – это государственные служащие. Головной офис находится в городе Великий Устюг.
Межрайонные инспекции ФНС выполняют основную нагрузку по непосредственному контролю за исполнением налогового законодательства всеми юридическими и физическими лицами на обслуживаемой территории.
Основным структурным элементом Межрайонной инспекции ФНС №10 по Вологодской области являются отделы. В зависимости от направления деятельности и видов налогов, по которым они осуществляют контроль, имеются отделы:

  • общего обеспечения;
  • информатизации;
  • по работе с налогоплательщиками;
  • камеральных проверок;
  • выездных проверок;
  • правовой;
  • урегулирования задолженности;
  • регистрации и учета налогоплательщиков;
  • аналитический.
    Организационная структура Межрайонной ИФНС России №10 по Вологодской области представлена на рисунке 2.2.
    Начальник инспекции

Заместитель начальника Заместитель начальника Заместитель начальника

Отдел выездных проверок Отдел общего обеспечения Отдел камеральных проверок № 2 Отдел информатизации

Отдел камеральных проверок № 1 Правовой отдел Отдел регистрации и учета налогоплательщиков

Аналитический отдел Отдел урегулирования задолженности

Рисунок 2.2 – Структура Межрайонной инспекции ФНС России №10 по Вологодской области

Начальник инспекции непосредственно курирует отделы общего обеспечения, урегулирования задолженности и правовой, между тремя его заместителями распределены обязанности по курированию остальных отделов.
Общность задач, стоящих перед структурными подразделениями по контролю за уплатой конкретных видов налогов и сборов, находит своё отражение в положениях о соответствующих отделах. В положении об отделе содержится общее требование, определяющее место отдела в структуре Межрайонной инспекции ФНС, его полномочия, принципы организации работы и другие вопросы, входящие в компетенцию данного отдела. В положении указывается также перечень видов налогов, которые контролирует тот или иной отдел.
На основании положений об отделах разрабатываются и утверждаются руководителем инспекции должностные обязанности работников.
Согласно штатной численности и структуре Межрайонной инспекции ФНС №10 по Вологодской области, в ее состав входят начальник, заместители начальника, начальники отделов, главные государственные налоговые инспекторы, старшие государственные налоговые инспекторы, государственные налоговые инспекторы, специалисты 1-го разряда, работники вспомогательного аппарата.
Так как количество налогоплательщиков постоянно увеличивается, а численность аппарата Инспекций ФНС РФ сокращается, то увеличивается и нагрузка на работников инспекции, особенно это касается работников отдела камеральных проверок, т.к. число лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью растет очень быстро. Соответственно уменьшается процент охвата документальными материалами деклараций предпринимателей, что позволяет им скрывать свои доходы.
2.2 Кадровая политика государственного учреждения
Основные принципы кадровой политики, проводимой в Межрайонной ИФНС России №10 включают в себя:

  • поддержание оптимальной численности персонала;
  • обеспечение инспекции квалифицированным персоналом;
  • стимулирование персонала на достижение целей деятельности учреждения.
    Набор новых работников осуществляется на основе тщательной оценки профессиональных качеств и психологических особенностей кандидатов.
    В Межрайонной ИФНС России №10 разработан и внедряется стандарт проведения аттестационных мероприятий, работают постоянно действующие аттестационные комиссии.
    Экономически обоснованная система руководства кадровыми составляющими, в которой предусмотрено обеспечить права, льготы и гарантии сотрудников в соответствии с действующим законодательством, регулярно рассматривать жалобы и заявления сотрудников по вопросам, входящим в компетенцию отдела руководства персоналом, администрировать процесс разработки положений о структурных подразделениях и должностных инструкций, реализовывать их, а также унифицированные и типовые документы в отношении работников, взаимодействовать со страховыми компаниями по вопросам обязательного медицинского страхования сотрудников администрации и т.д. обусловлена большим штатом сотрудников.
    В Межрайонной ИФНС России №10 проводится техническая учеба для всех категорий персонала. Техучеба стала методом комплексной подачи знаний, поскольку охватывает не только технические аспекты деятельности, но и финансово-экономические, юридические, вопросы руководства персоналом.
    Набор персонала в Межрайонной ИФНС России №10 начинается с поиска и выявления кандидатов как внутри учреждения, так и за его пределами. Наиболее распространенными источниками являются:
  1. Центр занятости Великоустюгского муниципального района. Инспекция составляет список вакансий в службу занятости. Со службы занятости работник уже приходит с направлением на работу.
    2.Использование собеседования с более четкой структурой, в которой прослеживается связь со спецификой предлагаемой работы.
  2. Объявления в газетах. Подается объявление в газету «Устюжаночка» и «Юг Севера» об имеющихся вакансиях.
    Отбор персонала – это процесс изучения психологических и профессиональных качеств работника с целью установления его пригодности для выполнения обязанностей на определенном рабочем месте или должности и выбора из совокупности претендентов наиболее подходящего с учетом соответствия его квалификации, специальности, личных качеств и способностей характеру деятельности, интересам организации и его самого.
    В Межрайонной ИФНС России №10 предусмотрены правила внутреннего трудового распорядка, которые утверждены для укрепления трудовой дисциплины, организации труда, рационального использования рабочего времени. Согласно этому правилу регламентируются прием и увольнение работника.
    Заработная плата в Межрайонной ИФНС России №10 начисляется на основании штатного расписания.
    Кадровая работа в Межрайонной ИФНС России №10 сводится к основным направлениям, присущим всем органам исполнительной власти РФ:
    − осуществлению мониторинга эффективности кадровой работы в инспекции и участие в проведении мониторинга кадровой работы в исполнительных органах государственной власти области;
    − участие в проведении служебных проверок, осуществляемых в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе, деятельности комиссии по урегулированию конфликтов интересов, комиссии по служебным спорам;
    − участие в формировании кадрового состава для замещения должностей гражданской службы в Межрайонной ИФНС России №10;
    − обеспечение подготовки проектов актов инспекции, связанных с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением, заключением служебного контракта, назначением на должность гражданской службы, освобождением от замещаемой должности гражданской службы, увольнением гражданского служащего с гражданской службы, и выходом его на пенсию за выслугой лет;
    − обеспечение подготовки проектов актов Межрайонной ИФНС России №10, связанных с заключением, изменением и расторжением трудовых отношений с лицами, не являющимися государственными служащими;
    − ведение трудовых книжек государственных гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы в инспекции и лиц, замещающих должности, не отнесенные к должностям гражданской службы в Межрайонной ИФНС России №10;
    − ведение личных дел государственных служащих, замещающих должности гражданской службы;
    − ведение реестра гражданских служащих, замещающих должности в Межрайонной ИФНС России №10;
    − участие в обеспечении деятельности Комиссии по урегулированию конфликтов интересов;
    − организация и обеспечение проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и включение гражданских служащих в кадровый резерв;
    − организация и обеспечение проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности в инспекции;
    − организация и обеспечение проведения квалификационных экзаменов государственных гражданских служащих, замещающих должности
    в Межрайонной ИФНС России №10;
    − организация и обеспечение установления стажа работы работников;
    − участие в организации профессиональной переподготовки, повышении квалификации и стажировки гражданских служащих, замещающих должности в инспекции;
    − участие в формировании кадрового резерва для замещения вакантной должности гражданской службы в Межрайонной ИФНС России №10, организация работы с ним и его эффективное использование;
    − участие в обеспечении должностного роста государственных служащих, замещающих должности в Межрайонной ИФНС России №10.
    2.3 Социально-экономическая защита кадров государственной службы
    Рассмотрим три фактора, оказывающих определяющее воздействие на государственную службу: государство как поставщик услуг, государственный служащий как исполнитель услуг и граждане, на деньги которых существует государственное управление.
    В глазах населения органы государственного управления олицетворяют собой государство: каково государственное управление, таково и государство. Идеал современного государственного управления — служение обществу и человеку на основе обостренного чувства высокой ответственности за все принимаемые решения и шаги.
    Организация государственной службы пронизана решением проблемы построения оптимальных отношений между государством и населением. Это то, что принято называть социальным содержанием государственного управления, та ответственность, которую несет государственный служащий за заботу о материальных и духовных интересах общества. Это — взаимовлияние и взаимоуважение управляющих и управляемых, руководящих и руководимых. Все без исключения вопросы государственные служащие должны решать, исходя из понимания того, что действуют не от своего имени, а от имени государства.
    Термин «социально-экономическая защита» применительно к трудоспособному населению еще в недалеком прошлом практически не использовался. Речь шла, как правило, о социальном обеспечении пенсионеров, инвалидов, детей и некоторых других слоев. Занимались решением этой проблемы именно органы государственной власти. В настоящее время это понятие приобрело новое звучание и используется в связи с другими субъектами.
    Социально-экономическая защита государственных служащих является составной частью, важным компонентом социальной политики государства и представляет собой комплекс целенаправленных действий по реализации гарантий юридического, социально-экономического и организационного характера, обеспечивающих данной категории работников их социальные права и успешное исполнение служебных обязанностей.
    Социально-экономическая защита государственных служащих имеет целью:
    — удовлетворение их основных потребностей и интересов, реализацию социальных ожиданий, охрану здоровья и создание достаточного уровня и качества жизни, закрепление их на государственной службе;
    — компенсацию ограничений, обусловленных характером государственной службы;
    — нейтрализацию неблагоприятных факторов, препятствующих эффективной служебной деятельности;
    — стимулирование качественного решения служебных задач.
    Социально-экономическая защищенность — совокупность необходимых и достаточных мер социальной защиты, обеспечивающих человеку реализацию его важнейших прав и свобод. Это обобщенная характеристика эффективности системы социальной защиты, деятельности органов государственного управления по реализации социально-экономической политики, действенности и реальной осуществимости соответствующих гарантий, закрепленных в нормативных актах.
    Система социально-экономической защиты государственных служащих представляет собой разные уровни защиты государственных служащих. Среди них выделяются:
    — международный уровень — это система мер, принимаемых субъектами международного права (Международной организацией труда, профессиональными общественными объединениями и др.) по реализации международных гарантий прав трудящегося человека, обеспечивающих международный контроль социально-экономической защищенности;
    — общегражданский уровень, обеспечивающий соблюдение гражданских прав всего населения страны;
    — уровень собственно государственной службы (общий и единый для всех государственных служащих);
    — региональный уровень, обусловленный разграничением предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации;
    — специально-профессиональный уровень, на котором реализуются гарантии прав отдельных категорий государственных служащих в силу специфики рода или вида их служебной деятельности.
    В современных условиях сформулированы основополагающие принципы, лежащие в основе создания и функционирования системы социально-экономической защиты российских государственных служащих:
    — легальность и юридическая определенность гарантий и компенсаций;
    — адресность (персонализация), обоснованность и целесообразность элементов социально-экономической защиты;
    — действенность (влияние на эффективность обеспечения прав, исполнение служебных обязанностей);
    — демократичность, предполагающая открытость системы социальной защиты, единство основополагающих мер, равенство исходных позиций независимо от вида или рода государственной службы;
    — реалистичность осуществления мер социально-экономической защиты.
    Социально-экономическая защита государственных служащих осуществляется посредством комплекса правовых, организационных, административных, материально-финансовых, информационных, технологических и иных мер, приводящих всю систему в действие.
    В Российской Федерации создана система социально-экономической защиты государственных служащих. Ответить на вопрос о ее действенности, реальной социальной защищенности кадров государственной службы поможет результат опроса, проведенного в Межрайонной ИФНС России №10 по Вологодской области.
    На вопрос «Как в Вашей организации решаются проблемы социально-экономического обеспечения государственных служащих?» были получены следующие ответы (табл. 2.1).

Таблица 2.1 — Оценка государственными служащими реализации социально-экономических гарантий
Социальные проблемы государственных служащих Решены
удовлетворительно частично удовлетворительно неудовлетворительно затруднились ответить
Условия труда 50,2 36,2 ИД 2,5
Денежное содержание 22,7 43,2 31,3 2,8
Пенсионное обеспечение 34,0 21,8 8,6 35,6
Медицинское обслуживание 32,6 30,1 25,6 11,7
Страхование жизни и здоровья 22,8 21,1 26,8 29,3
Жилищные условия 13,9 18,2 50,8 17,1
Отпуск 56,9 29,3 9,1 4,7

Исследование показало, что в определенных сферах социально-экономическая защита государственных служащих Межрайонной ИФНС России №10 вполне удовлетворительна. Однако видна неравномерность в реализации различных гарантий.
Причины кроются в следующем:
— в зависимости реализации гарантий от состояния федерального бюджета, бюджетов федеральных ведомств и субъектов Федерации. В результате ряд гарантий госслужащим Межрайонной ИФНС России №10 удовлетворяется в минимальной степени (медицинское и санаторно-курортное обслуживание), откладывается во времени (задержки в выплате денежного содержания и пенсий, проблемы с предоставлением жилья, направлением на переподготовку и переквалификацию и пр.);
— в несовершенстве нормативно-правовой базы социальной защиты. Необходимо более конкретно определить гарантии и компенсации на уровне законов, четко регламентировать процедуры их реализации;
— в необходимости разработки и внедрения действенного механизма ответственности должностных лиц за своевременную и полную реализацию гарантий, компенсаций и льгот;
— в невыработанности эффективных средств мотивации государственных служащих в процессе переподготовки и повышения квалификации; не отработан механизм определения потребностей государственных органов в обучении кадров; требует реанимации институт целевой аспирантуры;
— в необходимости разработки системы мер по противодействию субъективизму, волюнтаризму и произволу отдельных руководителей в вопросах социальной защиты, приводящих к тому, что система социальной защиты становится инструментом для достижения личных или узкогрупповых интересов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Усиление внимания к проблемам развития государственной службы обусловлено тем, что в ходе социальных преобразований российского общества, проведения административной реформы выявились существенные недостатки и трудности в работе государственного аппарата, в модернизации государственной службы.
Государственную службу можно рассматривать как:

  • определенный порядок, структуру организации государственной службы;
  • систему функционирования службы, управленческий процесс, систему действий каждого субъекта как компонента государственной службы, привлечения граждан к государственному управлению;
  • социальный институт (государственно-правовой, социальный, организационный), т.е. исторически сложившуюся форму организации совместной деятельности людей с регламентированным поведением их во имя достижения общей цели, что требует нормативно-правового закрепления регламентов, стандартов, статусов и др.
    Для государственной службы характерен императивный (разрешительный) режим правового регулирования, который определяется принципом «разрешено только то, что прямо указано в законе». В этой связи государственную службу можно определить как комплексный институт публичного права, образуемый совокупностью норм публичного права (конституционного, административного, финансового, уголовного), регулирующих отношения между государственным служащим и государством по поводу исполнения обязанностей по государственной должности, а также между государственным служащим и гражданином (обществом в целом).
    Социально-экономическая защита государственных служащих осуществляется посредством комплекса правовых, организационных, административных, материально-финансовых, информационных, технологических и иных мер, приводящих всю систему в действие.
    Государственный служащий отличается от лица, принятого на работу по трудовому договору. У него особый работодатель — государство. Социальная защита государственных служащих представляет собой элемент социальной политики государства, включающий комплекс целенаправленных действий по реализации гарантий юридического, экономического и организационного характера, обеспечивающих всем государственным служащим равное осуществление их социальных прав и эффективное исполнение служебных обязанностей.
    Государственный служащий находится на перекрестке взаимообусловленных проблем. С одной стороны, именно на государственную службу возлагается решение задач по обеспечению социальных гарантий и прав граждан, определенных в Конституции Российской Федерации. Но и общество должно предоставить государственным служащим надежную систему социально-экономической защиты, которая бы создавала им условия для достойного существования, реализации прав и исполнения должностных обязанностей.
    Отечественная система социальной защиты государственных служащих находится в стадии становления, она разнородна в зависимости от уровня, вида государственной службы, ее места. Во многих аспектах эта система еще не обеспечивает современного уровня социальной защищенности, содержит в себе элементы прежней советской системы распределения благ.
    Концепция реформирования государственной службы предусматривает основные направления ее совершенствования, что создаст условия для повышения эффективности государственного управления, конкурентоспособности государственной службы на рынке труда.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации, принята народным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание
  2. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Российская газета, N 104, 31.05.2003
  3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 08.06.2015) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета», N 162, 31.07.2004
  4. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Учебник. – М.: Издательство «Зерцало», 2011. -712 с.
  5. Барциц И.Н. О концептуальных направлениях развития системы государственной службы Российской Федерации // Журнал российского права. – 2013. — № 6.
  6. Государственная служба Российской Федерации: первые шаги и перспективы. М.: Изд-во РАГС. — 2012.
  7. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный)/ под ред. В.А. Козбаненко//ПитерПресс. – 2013.
  8. Мельников В.П. Государственная служба в России. М.: Изд-во РАГС. — 2010.
  9. Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций//www.consultant.ru.
  10. Сурманидзе И.Н. Должности и должностные лица государственной службы //Административное право и процесс. – 2014. — № 1.
  11. Сурманидзе И.Н. Должности и должностные лица государственной гражданской службы //Государственная власть и местное самоуправление. – 2014. — № 5.
  12. Смоленский М.Б. Административное право для студентов ВУЗов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. -253 с.
  13. Спектор А.А., Туманов Э.В. «Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (постатейный) // ЮРКОМПАНИ. – 2014.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov