Курсовая Государственная служба в современной России

Содержание
Введение 3
1 Понятие государственной службы. Законодательство о государственной службе 5
2 Принципы государственной службы. Принцип профессионализма и компетентности 12
Заключение 19
Список использованных источников 20

Введение
Необходимость существования государственной службы и ее правового регулирования обусловлена самим существованием государства с его задачами и функциями. Весь мировой опыт и состояние общественных отношений, даже в странах с высокой культурой демократии, показывают, что современное общество не может нормально функционировать и развиваться вне государства, государственного аппарата и определяемых ими рамок поведения. Для того, чтобы Российская Федерация стала демократическим, социальным, правовым государством, вне всякого сомнения, необходим достаточно мощный, квалифицированный и нравственный государственный аппарат, аппарат иных качеств и свойств, чем существовавший до проведения радикальных политических, экономических и социальных реформ.
Государство, являясь особой организацией публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил всего народа), имеет свои задачи и функции. Эти задачи и функции практически реализуются посредством конкретных действий личного состава, находящегося на службе у государства — государственных служащих. Государство приобретает реальность и силу именно в этих кадрах, в контингенте его служащих. Задачи и функции государства становятся, при их практической реализации, задачами и функциями набранных государством служащих. От государственных служащих зависит работа государства.
Государственная гражданская служба продолжает и завершает организацию механизма государства, делая её готовой и пригодной к практической реализации задач и функций государства. В каждое звено государственного механизма служба вносит жизнь, комплекс мер, средств, форм и методов для реальной, практической деятельности. В становлении государственности любого вида государственная служба выступает в качестве первейшего организационного средства выполнения государством своих целей.
Принципы государственной службы — это субъективное понятие. Они формулируются человеком (законодателем) исходи из конкретного правового опыта и правовой культуры в стране базируются на основных положениях правовой системы с учётом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства.
Принципы государственной службы – основные элементы, “кирпичики” на которых стоит вся система государственной службы. Основные принципы государственной службы закреплены в Конституции РФ и других основополагающих нормативно-правовых актах. Виды принципов перечисляются в законе РФ «об основах государственной службы». Принципы государственной службы это основополагающие идеи, установления выражающие объективные закономерности и определяющие научно — обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, действующих в системе государственной службы. Принципы государственной службы обуславливают значимость, законность и социальную ценность отношений, возникающих в системе государственной службы.

1 Понятие государственной службы. Законодательство о государственной службе
Государственная служба — один из ключевых конституционных институтов. Это многоаспектное, многогранное правовое явление, имеющее соответствующие точки соприкосновения, а точнее — органические взаимосвязи в первую очередь с тремя фундаментальными правовыми отраслями — конституционным (государственным) правом; административным правом; трудовым правом, а также с рядом других отраслей, ветвей российского права.
В данном курсовой работе нас интересует и будет проанализирован прежде всего и главным образом административно-правовой статус государственной службы и государственных служащих.
Государственная служба — сложный, комплексный и многогранный социально-правовой институт, имеющий прочные правовые, экономические, социальные и организационные корни, основы и устои. Это неотъемлемая, органическая часть, один из фундаментальных элементов российской государственности и один из ведущих институтов административного права.
Повышение роли государственной службы имеет объективный характер, обусловлено теми коренными социально-экономическими и политическими преобразованиями, которые осуществляются в России в настоящее время.
Возрастание авторитета государственной службы, развитие и совершенствование законодательства о ней обусловили большой научной, учебный и практический интерес к ней, в частности, к исследованию проблематики, связанной с государственной службой.
Изменились сами подход, методика и методология анализа проблем государственной службы: от догматического, партийно-коммунистического подхода обозначился переход к современному, цивилизованному исследованию и освещению этой проблематики. Прежде всего отброшен как дефектный и консервативный былой «основополагающий» принцип государственной службы, отражающий господство административно-командной системы и являющийся по существу ее неотделимой составной частью. Это так называемый принцип подбора кадров, работников, служащих по политическим и деловым признакам, который на практике означал отказ от принципов профессионализма и компетентности, подмену этих и других демократических и цивилизованных основ «принципами» партийной принадлежности, партийным угодничеством, подхалимством, волокитой бюрократизмом, другими отрицательными явлениями, поразившими все клеточки, участки государственно-служебной деятельности.
Переход к новым прогрессивным методам и началам функционирования цивилизованной и профессиональной государственной службы — процесс сложный и длительный, требующий воспитания и перевоспитания кадров в соответствии с новыми условиями и требованиями. В такой реальной обстановке формируется и функционирует постепенно набираю силу и размах новая российская государственная служба.
Принципиальное значение для становления и развития российской государственной службы имеет Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ, который дал значительный импульс теоретической и нормативно-правовой разработке проблематики государственной службы.
В настоящее время вышеназванный закон утратил свою юридическую силу и действует Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ (в ред. от 06.07.2006 № 105-ФЗ), ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ (в ред. от 02.03. 2007 № 24-ФЗ), ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ» от 08.01. 1998 года № 8-ФЗ (в ред. от 25.07. 2002 № 112-ФЗ), а с 01 июня 2007 года вступит в действие ФЗ от 02.03. 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ». Я перечислила всего лишь базовое законодательство, то есть данный перечень не является исчерпывающим.
Что представляет собой в самом общем виде государственная служба, каково понятие этого своеобразного, сложного и неоднородного явления, феномена? В юридической литературе существуют разные мнения по этой проблеме. Определения государственной службы можно найти в работах Б. М. Лазарева, В. М. Манохина, Н. М. Казанцева и др.
По-видимому, под часто употребляемым в литературе термином «государственная деятельность» следует понимать участие в осуществлении государственной власти: либо всех ее ветвей — законодательной, исполнительной, судебной, либо одной из них — например, исполнительной власти, которая является объектом деятельности и всестороннего регулирования административного права.
Ю. И. Старилов обоснованно полагает, что особым видом службы, следовательно, видом общественно полезной деятельности является государственная служба.
Наряду с государственной службой функционирует муниципальная служба, т.е. деятельность работников (служащих) муниципальных учреждений по осуществлению задач и функций, возложенных на органы местного самоуправления.
При этом надо иметь в виду следующее. Государственная служба определяется как вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнения задач и функций государства.
Такой «двойственный» подход выделяет, с одной стороны, задачи и функции государства, которые оно выполняет в лице государственных органов и служащих, а с другой — трудовую деятельность по осуществлению данных функций и решению конкретных задач.
В целом под государственной службой может пониматься любая работа, выполненная в государственных органах и учреждениях и отличающаяся по содержанию и по форме от труда рабочих. Такой подход к названной службе основывается на выделении двух основных форм трудовой деятельности людей: непосредственное создание материальных ценностей и управляющие административно-обслуживающие функции.
Естественно, что серьезно изменились взгляды на многие институты и явления в сфере административного права и государственную службу как ее институт. Эти изменения обусловлены теми коренными политическими и социально-экономическими преобразованиями, которые осуществляются в России в современный период и будут продолжены в дальнейшем развитии нашего государства и общества. Поэтому появились самые различные варианты понятия и определения государственной службы, в каждом из которых делается акцент на какой-то определенной, специфической стороне, грани этого сложного социально-правового и административно-правового института.
Все чаще в научной литературе и в публицистических изданиях проводится мысль: государственная служба — это служение государству, гражданскому обществу, народу, всем его слоям и социальным группам.
Такой подход характерен для определений, сформулированных Б. М. Лазаревым, Ю. Н. Стариловым, Г. В. Атаманчуком, Н. М. Казанцевым, В. М. Манохиным (в его совместном с другими авторами учебнике по административному праву — М., 1966. Гл. 11, 12, 13) и рядом других авторов.
Убедительной представляется классификация видов государственно службы в зависимости от форм собственности. Но это также не единственный и далеко не исчерпывающий критерий, необходимы и другие признаки, основания: подразделение на государственную, муниципальную службу в негосударственных объединениях (акционерных обществах, кооперативных объединениях и т.п.).
Однако при общей характеристике государственной службы я вначале рассмотрю наиболее принципиальные положения, содержащиеся в Конституции РФ и в Федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ, ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ» от 08.01. 1998 года № 8-ФЗ.
В Конституции РФ выделяют два принципиальных положения:
первое — это принцип равнодоступности граждан к государственной службе;
второе — отнесение к ведению РФ вопросов федеральной государственной службы. Это исходные догмы для всей концепции государственной службы.
Институт государственной службы имеет сложный, комплексный характер, который соприкасается с конституционным правом, трудовым правом, рядом других отраслей российского права. Государственная служба — это комплексный социально-правовой институт, соприкасающийся с названными и другими отраслями права, но его сердцевина, главное поле реального проявления и воплощения -это административное право. Поэтому не случайно, что столь основательно данная проблема изучается в курсе административного права, что, правда, не исключает выделения всего комплекса связанных с ней вопросов организации, статуса и деятельности в самостоятельный учебный курс, а может быть, с учетом всех аргументов, — в правовую отрасль или самостоятельное правовое образование.
Однако вернемся к некоторым принципиальным нормам и положениям Федеральных законов «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе РФ».
Выделим следующие моменты.
Это определение государственной службы, под которой в ФЗ понимается — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:
Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Виды государственной службы. Согласно ст. 2 ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

  • государственная гражданская служба;
  • военная служба;
  • правоохранительная служба.
    Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ.
    Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы. Более подробно я буду описывать виды государственной службы в параграфе 3 своей курсовой работы.
    Далее, это общие положения, касающиеся понятия государственной должности. Государственная должность — должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также иных государственных органах, образуемых в соответствии с КРФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
    Реестр государственных должностей государственной службы РФ утверждается Президентом РФ. Он был утверждён Указом Президента от 31.12. 2005 года № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы».
    Реестр включает в себя унифицированные наименования распределённых по группам государственных должностей государственных служащих.
    В целом можно сказать, что институт государственной службы постоянно развивается и совершенствуется, вносятся изменения и дополнения в действующее законодательство и принимаются новые законы в этой области.

2 Принципы государственной службы. Принцип профессионализма и компетентности
Принципы государственной службы — это основные, концептуальные начала и догмы, положения и устои, на которых покоится, держится вся система государственной власти.
Стоит привести, прежде чем переходить к характеристике системы и отдельных принципов государственной службы, мнение Ю.И. Старилова о значении, понятии и характере указанных принципов.
Ю.Н. Старилов полагает следующее.
Вопрос о принципах государственной службы является важнейшим в структуре института государственной службы, правовой системы не только РФ, но и других стран мира. Термин «принципы государственной службы» указывает на основополагающие черты, существенные характеристики, важнейшее содержание и значение самой государственной службы, а также на главнейшие юридические положения в структуре одноимённого правового института. Муниципальная служба, как и государственная также имеет определённые принципы. Причём по своему содержанию и функциональным характеристикам принципы государственной службы и муниципальной службы во многом совпадают.
Анализируя принципы государственной службы, необходимо выделить следующие вопросы: 1) понятие принципов государственной службы; 2) законодательное закрепление этих принципов; 3) виды и содержание принципов государственной службы.
Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» даёт развёрнутый перечень принципов системы государственной службы, формирующих её современную концепцию. Согласно статье 3 ФЗ основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

  • федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • законность;
  • приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
  • равный доступ граждан к государственной службе;
  • единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
  • взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
  • открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
  • профессионализм и компетентность государственных служащих;
  • защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
    Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.
    В рамках данного закона и ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» можно выделить принципы гражданской службы (ст. 4)
    Принципами гражданской службы являются:
    1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
    2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;
    3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
    4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;
    5) стабильность гражданской службы;
    6) доступность информации о гражданской службе;
    7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
    8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
    Все принципы составляются определённую, связанную функциональными и организационными началами и признаками целостную систему.
    Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих является ведущим началом при организации и функционировании государственной службы. Это не только одно из основных требований, определяющих формирование и практическую деятельность персонала, но и необходимое правовое условие, без выполнения которого невозможно получение права на осуществление должностных полномочий. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих характеризуется следующими общими признаками: компетентность государственных служащих — знание ими дела, наличие необходимого профессионального образования, навыков в работе, изучение и освоение передового опыта; систематическое качественное выполнение служащими различных операций, принятие решений, стабильность служебных отношений, ощущение устойчивости служебной деятельности, пользы и качественности выполняемой работы; сменяемость работников аппарата, что обеспечивает динамизм в системе государственной службы, приток в нее новых идей, совершенствование методов управления, более широкую связь с населением, пресечение застоя, консерватизма, бюрократизма, снижения чувства ответственности; сочетание сменяемости управленческого персонала с устойчивостью квалифицированных, добросовестных, инициативных работников, своевременным повышением их в должности либо перемещением на иные ответственные участки управленческой деятельности с учетом желания, квалификации и имеющегося опыта; сочетание в аппарате государственных органов молодых государственных служащих и специалистов, передающих им свой опыт и навыки.
    Профессионализм государственных служащих можно понимать как в широком, так и в узком смысле. В первом случае речь идет о необходимости получения общего профессионального образования, позволяющего выполнять не только узкоспециальные функции, но и общие функции управления. Во втором случае предполагается качественное выполнение именно специальных функций и задач, характерных для конкретного вида государственной деятельности, отрасли или сферы управления. Некоторые категории государственных служащих должны обладать как общей, так и специальной профессиональной подготовкой. Например, учитывая сложный многоотраслевой характер таможенного дела, служащие таможенных органов должны иметь как общую, так и специальную подготовку. В первую очередь это касается сотрудников собственно таможенных органов, а также учреждений, которые наиболее близки к ним (например, таможенные лаборатории), без помощи которых деятельность таможенных органов не может быть эффективной. Служащие таможенных органов должны также обладать знаниями и практическими навыками в области внешнеэкономической деятельности. Они должны ориентироваться и в соответствующем правовом материале, т.е. знать административно-правовые и административно-процессуальные аспекты регулирования и осуществления таможенного дела, уголовно правовые и уголовно-процессуальные нормы, а также некоторые аспекты других отраслей права: финансового; трудового, банковского, международного, валютного[9] . Требования, предъявляемые в современных условиях к уровню профессиональной подготовки государственных служащих, весьма вы соки. Профессионализм государственных служащих необходимо регулярно поддерживать на требуемом для практики уровне при помощи проведения различных мероприятий, например таких как повышение квалификации, переобучение и получение дополнительного образования. В отраслевых органах государственного управления действуют специальные учебные заведения. Например, Таможенный кодекс РФ устанавливает, что в целях подготовки кадров и повышения их квалификации в системе Государственного таможенного комитета действуют ученые заведения профессионального и дополнительного образования Выполнение принципа профессионализма и компетентности государственных служащих обеспечивается множеством законодательных и иных нормативных правовых актов; так, для осуществления специального вида деятельности в системе государственной службы необходимо получение лицензии (например, лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, получение специального квалификационного аттестата и др.). Анализируя вышеуказанный принцип, можно сделать вывод о том что понятие «компетентность государственных служащих» является производным от понятия «компетенция» государственного органа. Считается общепризнанным положение, согласно которому компетенция — это пределы ведения, обязанность выполнять определенные задачи и функции государственного органа[10], компетенция — это властные полномочия, тот или иной объем государственной деятельности, возложенный на данный орган, или круг предусмотренных правовым актом вопросов, которые правомерен разрешать орган[11]. Компетентность включает в себя полномочия, осуществляемые государственным служащим и обусловленные занимаемой им государственной должностью. Полномочия — это конкретные права, характеризующиеся распорядительством и наличием административных функций и позволяющие государственному служащему осуществлять задачи государственных органов. Иными словами, это права и способность государственного служащего решать конкретные задачи и выполнять важные функции, реализуемые при наличии у него компетентности. Компетентность в отличие от профессионализма — понятие динамическое; это практическая реализация профессиональных способностей и деловых качеств работника. Компетентность представляет собой постоянную внутреннюю готовность служащих к осуществлению служебных полномочий и должна быть внутренне присуща государственному служащему. Можно сказать, что компетентность служащих — это обладание знаниями о предмете собственной государственно-служебной деятельности. Компетенции государственных органов соответствуют полномочия государственного служащего. Задача государственного органа — зафиксировать свою компетенцию в нормативно-правовом акте. Вместе с этим для каждого государственного служащего необходимо разработать и утвердить должностную инструкцию, в которой определяются его полномочия, т.е. устанавливается его компетенция.
    Органы исполнительной власти наделены государством специальной компетенцией, которая реализуется в специальных правовых формах, отличающихся по характеру труда служащих от правовых форм деятельности государственных органов других ветвей власти. В пределах своей компетенции органы исполнительной власти издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение. Зафиксированная в нормативных актах компетенция органов исполнительной власти устанавливает самостоятельность этих органов и одновременно отличает их от органов других ветвей государственной власти, от негосударственных органов, организаций и общественных объединений.
    Профессионализм как принцип подбора, расстановки и перемещения кадров одинаково важен для органов, осуществляющих каждую из трех конституционно закрепленных ветвей государственной власти; в органах исполнительной власти он имеет специфическое содержание, особые черты и формы проявления.

Заключение
Современная государственная служба РФ представляет собой правовую материю, которая находится в постоянном движении: она изменяется, дополняется, идёт поиск новых инструментов в разрешении существующих проблем, разрабатываются новые нормативные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения.
Современное развитие законодательства позволяет утверждать, что Россия находится на пути возрождения института профессионального чиновничества. Этот институт, основываясь на профессионализме, способностях, политическом нейтралитете служащих и качественном исполнении служебных обязанностей, во многих странах обеспечивает стабильное государственное управление и является важнейшим фактором сохранения и развития государственности.
Правовое регулирование государственно-служебных процессов в настоящее время отстаёт от темпов развития тенденций и закономерностей в реформировании системы государственного управления, аппарата государства, муниципальных органов. Государственная служба как правовой институт должна обеспечить стабильное управление; она может играть определённую роль в стабилизации социально-политической жизни, разрешении политических конфликтов, уравновешивании действий различных политических сил.
Нужно особо подчеркнуть, что Российской Федерации нужно сильное государство, способное обеспечить в обществе, с одной стороны, свободу, многообразие взглядов и политических сил, широкое самоуправление, а с другой – общественный порядок, безопасность, надлежащую кооперацию труда, правовое урегулирование общественных связей, соблюдение законов.

Список использованных источников

  1. Баснак Д.В. Использование информационных технологий в системе управления государственной службой Российской Федерации // Вестник Московского университета. Сер. 21, Управление (государство и общество). – 2006. – №4. – С. 58–67;
  2. Буравлев Ю.М. Исторический опыт развития государственной службы России // История государства и права. – 2008. – №15. – С. 20–21;
  3. Воронков, Н.В. Социальный потенциал государственной гражданской службы Российской Федерации // Социология власти. – 2007. – №2. – С. 69–76;.
  4. Глущенко П.П. Механизм организации и осуществления деятельности органов государственной службы России // История государства и права. – 2007. – №7. – С. 7–8;
  5. Григорьев С.И. Духовно-ценностное развитие государственных служащих как одно из условий формирования демократического государства и жизнеспособного общества // Социальная политика и социология. – 2007. – №1. – С. 179–186;
  6. Ильина Л.Н. Подготовка государственных гражданских и муниципальных служащих // Информатика и образование. – 2007. – №8. – С. 115–116;
  7. Ирхин Ю.В. Реформирование государственной службы и потребности российского общества // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – №2. – С. 3–21;
  8. Кайнов В.И. Историко-правовой анализ становления и развития института государственной службы в России // История государства и права. – 2007. – №1 – С. 29–30;
  9. Карелина А.В. Проблемы подготовки кадров государственных служащих в условиях проведения административной реформы: региональный аспект // Социология власти. – 2009. – №2. – С. 178–184;
  10. Козбаненко В.А. Правовое обеспечение статуса государственных и муниципальных служащих: общее и особенное // Государство и право. – 2003. – N1. – С. 13–24;
  11. Крутова В.В. Толерантность как необходимое качество государственных и муниципальных служащих в работе с населением // Прикладная психология и психоанализ. – 2007. – №1. – С. 72–76;
  12. Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации // Государство и право. – 2003. – №9. – С. 17–26;.
  13. Романенко Е.В. Психологический портрет личности государственного служащего // Прикладная психология и психоанализ. – 2007. – №1. – С. 67–71;
  14. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации»;
  15. Фомина С.В. Государственные гарантии как элемент правового статуса государственных служащих // Журнал российского права. – 2007. – №4. – С. 52–60;
  16. Харченко Е.В. Профессиональное общение государственных служащих: этнокультурный аспект // Социум и власть. – 2007. – №1. – С. 52–57.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov