Курсовая Инвестиционный климат муниципалитета

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Понятие инвестиций, инвестиционная деятельность 6
1.2 Регулирование инвестиционной деятельности в России 12
2 АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА МО «ГОРОД ВЕЛИКИЙ УСТЮГ» 19
2.1 Краткая характеристика объекта исследования 19
2.2 Экономическое состояние муниципалитета 21
2.3 Инвестиционный климат МО «Город Великий Устюг» 24
3 ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ВЕЛИКИЙ УСТЮГ» 29
3.1 Обоснование необходимости улучшения инвестиционного климата в муниципальном образовании 29
3.2 Основные направления улучшения инвестиционного климата 30
3.3 Предложения по повышению инвестиционной привлекательности города Великий Устюг 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

ВВЕДЕНИЕ

Инвестиционная сфера в последние годы всё более становится объектом внимания российских властей, деловых кругов и общества в целом. Растёт количество научных исследований, конференций и «круглых столов», публикаций в средствах массовой информации, которые направлены на анализ инвестиционной деятельности в различных отраслях хозяйствования, поиск путей повышения эффективности инвестиций, оптимизацию инвестиционных процессов.
Инвестиции играют центральную роль в обеспечении эффективности функционирования экономической системы и всего общественного воспроизводства, поскольку непосредственно влияют на возможность экономического роста в долгосрочной перспективе. Инвестиционная активность относится к числу важнейших показателей экономической динамики. Их интенсивностью определяется состояние экономики.
В процессе инвестиционной деятельности решаются крупные макроэкономические проблемы: структурная перестройка национальной экономики и технический прогресс, возможно преодоление инфляции, происходит расширение налогооблагаемой базы и пополнение бюджета, увеличение числа рабочих мест.
Опыт развитых стран свидетельствует о необходимости участия государства в управлении инвестиционными процессами. При любом уровне развития рыночных отношений автоматического регулирования инвестиционного процесса не происходит. Государственное регулирование экономических и социальных отношений представляет собой не что иное, как целенаправленную деятельность государства по обеспечению стабильности национальной экономики и её воспроизводства, общих условий нормального функционирования свободных товаропроизводителей.
При помощи инвестиционной политики государство непосредственно может воздействовать на темпы объёма производства, на ускорение НТП, на изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем.
На современном этапе происходит втягивание России в финансовый кризис. Мировой финансовый кризис оказал большое влияние на российскую экономику: на финансово-кредитную систему России, на инвестиционную активность, на рынок труда, на настроение населения. В период кризиса многие организации начали сворачивать инвестиционные программы, сокращать текущие расходы. Активизация инвестиционного процесса – важнейшее средство обеспечения условий выхода из экономического кризиса.
Анализ проблематики современного состояния российской экономики приводит к выводу о совершенствовании инвестиционной политики государства.
Объект исследования: инвестиционный климат муниципального образования «Город Великий Устюг».
Предмет исследования: проблемы регулирования инвестиционной деятельности.
Цель курсовой работы: изучение и закрепление знаний по проблеме инвестиционного климата, а также определение приоритетных направлений его совершенствования.
В рамках поставленной цели выделено ряд задач:
1) Изучить и изложить теоретические основы инвестиций и инвестиционных процессов;
2) Раскрыть основные принципы инвестиционной политики в современной России;
3) Провести анализ инвестиционных процессов в муниципалитете;
4) Показать проблемы и пути совершенствования инвестиционного климата в муниципальном образовании;
В ходе исследования применены методы системного и сопоставительного анализа и другие.
Представленный материал позволяет выделить теоретические и прикладные аспекты проблемы, позволяющие охарактеризовать приоритеты, источники и условия активизации инвестиционного процесса.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие инвестиций, инвестиционная деятельность
Понятие «инвестиции» используется как в широком, так и в узком смысле этого слова. Однозначно определить его содержание и сущность очень сложно. В разных разделах экономической науки, а также применительно к различным направлениям практической деятельности в него вкладывается разный смысл, исходя их особенностей сферы и объектов приложения.
Дословно в переводе с латинского слово «invest» обозначает «вкладывать».
В отечественной экономической литературе до 80-х годов термин «инвестиции» для анализа процессов социалистического воспроизводства практически не использовался, основной сферой его применения были переводные работы зарубежных авторов и исследования в области капиталистической экономики. Базисным понятием инвестиционной деятельности являлось понятие капитальных вложений.
В последующий период термин «инвестиции» получил более широкое распространение в научном обороте, став использоваться в правительственных и нормативных документах. Однако большей частью инвестиции отождествлялись с капитальными вложениями. Инвестиции (капитальные вложения) рассматривались в двух аспектах: как процесс, отражающий движение стоимости в ходе воспроизводства основных фондов, и как экономическая категория – система экономических отношений, связанных с движением стоимости, авансированной в основные фонды от момента мобилизации денежных средств до момента их возмещения.
Более широкая трактовка инвестиций в рассматриваемый период была представлена позицией, согласно которой инвестиции выступают как вложения не только в основные фонды, но и в прирост оборотных средств, нашедшая отражение в типовой методике определения экономической эффективности капитальных вложений 1981 г. И других методических рекомендациях. В основе данного подхода лежало положение о том, что основные фонды не функционируют в отрыве от оборотных средств и, следовательно, прирост прибыли (дохода) является результатом их совместного использования.
Включение в состав капитальных затрат расходов на формирование прироста оборотных средств положило начало исследованию оборота инвестиций и его отдельных стадий. Вместе с тем инвестиции, как правило, рассматривались в связи с расширенным воспроизводством основных фондов, поскольку завершение инвестиционного цикла связывалось с вводом в действие основных фондов и производственных мощностей. Исследование отдельных фаз движения инвестиций привело к формированию двух подходов к определению их экономической сущности – затратного и ресурсного.
В соответствии с затратным подходом инвестиции понимались, как затраты на воспроизводство основных фондов, их увеличение и совершенствование. Данный подход являлся доминирующим в теоретических воззрениях и в практической деятельности, поскольку он отражал специфику функционирующего в условиях административно-командной экономики хозяйствующего механизма. Его характерной особенностью являлось то, что основное значение придавалось производительной стадии движения средств как исходному пункту инвестиционной деятельности, преуменьшалась роль денежной формы оборота основного капитала, движение которой ограничивалось рамками только строительного комплекса. Таким образом, оборот инвестиций рассматривается вне связи с конечными народно-хозяйственными результатами. Акцент на затратной стороне инвестиций, игнорирование стадии преобразования ресурсов в затраты, которая должна предшествовать производительной стадии движения средств, искажали действующую логику и последовательность инвестиционного процесса, сужали общее пространство движения инвестиций.
Обострение проблемы товарно-денежной сбалансированности общественного воспроизводства, общее снижение эффективности функционирования административно-командной системы управления привели к признанию недостаточности затратного подхода и обращения к ресурсному подходу. В основе последнего лежало выделение другого составляющего элемента инвестиций – ресурсов. При этом инвестиции трактовались как финансовые средства, предназначенные для воспроизводства основных фондов. Восстанавливая роль денежной формы движения средств как начального пункта их оборота, ресурсный подход вместе с тем игнорировал дальнейшее движение ресурсов, их последовательное превращение под воздействием целевых установок инвесторов в продукт инвестиционной деятельности.
Таким образом, существенный недостаток обоих подходов заключался в статичной характеристике объекта анализа, базирующейся на выделении какого-либо одного элемента инвестиций, затрат или ресурсов, обосновании приоритета отдельных стадий оборота средств – производительной или денежной, что ограничивало возможности использования инвестиций как целостного процесса, в ходе которого происходит последовательная смена различных форм собственности, реализуется динамическая связь элементов инвестиционной деятельности: ресурсы – затраты – доход.
Начало рыночных преобразований в России повлекло за собой реформирование подходов к анализу экономических процессов, в том числе и инвестиционной деятельности, усилило интерес к результатам научных исследований в странах развитой рыночной экономики.
Обращение к трактовке термина «инвестиции» в зарубежной экономической литературе показывает, что в различных школах и направлениях экономической мысли определения понятия «инвестиции» содержат общую существенную черту – связь инвестиций с получением дохода как целевой установки инвестора.
В наиболее общем виде инвестиции понимаются как вложения капитала с целью его увеличения в будущем. Такой подход к определению понятия «инвестиции» является господствующим как в европейской, так и в американской методологии.
Вместе с тем нередко встречается позиция, в соответствии с которой предлагается различать категории «инвестиций», с одной стороны, и «вложение капитала», с другой стороны, на том основании, что отличительным признаком инвестиций, по мнению её представителей, является производительный характер данной категории. При этом под инвестициями понимается, как правило, приобретение средств производства, а под вложениями капитала – покупка финансовых активов. В частности, в учебных курсах «Экономикс» при всех различиях в трактовке термина «инвестиции» большинство авторов подчёркивает материально-вещественное содержание инвестиций либо как «расходов на строительство новых предприятий, на станки и оборудование с длительным сроком службы», либо как «прироста любых материальных ценностей – всех расходов, которые непосредственно способствуют росту общей величины капитала в экономической системе».
Существует и другой подход к определению инвестиций, обусловленный возросшим значением рынка ценных бумаг как механизма, опосредующего перемещение реального капитала в странах развитой рыночной экономики. В его рамках инвестиции определяются как вложения в ценные бумаги.
Следует отметить, что развитие рыночных отношений связано с ростом многообразия объектов инвестирования, в состав которых входят как различные виды реальных активов, так и финансовых инструментов. При этом «в примитивных экономиках основная часть инвестиций относится к реальным, в то время как в современной экономике большая часть инвестиций представлена ценными бумагами».
В специальных исследованиях, посвящённых проблемам инвестирования, инвестиции определяются как способ помещения капитала, который должен обеспечить сохранение или возрастание стоимости капитала и (или) принести положительную величину дохода. Инвестиция – это любой инструмент, в который можно поместить деньги, рассчитывая сохранить или умножить их стоимость и (или) обеспечить положительную величину дохода. Таким образом, учёт многообразных форм инвестиций осуществляется на основе более широкой трактовки инвестиций как любого вложения капитала, направленного на его прирост. Такой подход определяет в качестве существенного признака инвестиций не характер вложений, а связь инвестиций с возрастанием капитала (получением дохода).
Следует отметить, что производительный характер присущ не только вложениям в реальные активы, составляющим группу капиталообразующих инвестиций (вложения в основной капитал, прирост оборотного капитала, земельные участки и объекты природопользования, нематериальные активы), но и вложениям в определённые финансовые инструменты, опосредующие движение капиталообразующих инвестиций (например, ценные бумаги предприятий реального сектора, позволяющие привлечь капитал в сферу предпринимательской деятельности).
В то же время некоторые реальные инвестиции (вложения в покупку недвижимости, драгоценные металлы, предметы коллекционирования), так же как и часть финансовых инвестиций (спекулятивные финансовые инструменты), не носят производительного характера. Поскольку данные вложения сопряжены с получением дохода как целевой установки инвестора, с позиций экономического субъекта она выступают как инвестиции, хотя на макроэкономическом уровне их реализация означает не прирост, а перераспределение совокупного дохода.
Развитие рыночных отношений в российской экономике обусловило необходимость пересмотра толкования категории «инвестиции» в соответствии с новыми условиями. Характерными чертами формирующегося рыночного подхода к пониманию сущности инвестиций являются:

  • связь инвестиций с получением дохода как мотива инвестиционной деятельности;
  • рассмотрение инвестиций в единстве двух сторон: ресурсов (капитальных ценностей) и вложений (затрат);
  • анализ инвестиций не в статистике, а в динамике, что позволяет объединить в рамках категории «инвестиции» ресурсы, вложения и отдачу вложенных средств как мотива этого объединения;
  • включение в состав объектов инвестирования любых вложений, дающих экономический (социальный) эффект.
    Рыночный подход к анализу сущности, форм и принципов осуществления инвестиционной деятельности нашёл своё отражение при определении термина «инвестиции» в российском законодательстве. В соответствии с Законом РФ «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 6 июня 1991 г. – одним из первых законов рыночной направленности – инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательства и других видов деятельности, в результате которых образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект.
    Аналогичная по смыслу формулировка содержится и в новом Законе «Об инвестиционной деятельности В Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г., с принятием которого утратил силу прежний законодательный акт. Инвестиции определяются в нём как денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
    В ином законодательном документе, имеющим в отличие от прежнего более конкретную направленности (сфера капитальных вложений), уточнено понятие не только инвестиций, но и капитальных вложений, которые рассматриваются как форма инвестиций, представляющая собой инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательные работы и другие затраты.
    Таким образом, в целом инвестиции определяются как процесс, в ходе которого осуществляется преобразование ресурсов в затраты с учётом целевых установок инвесторов – получения дохода (эффекта).
    1.2 Регулирование инвестиционной деятельности в России

Государство регулирует свою, в том числе и инвестиционную, деятельность, законодательно. В частности Российская Федерация рассматривает инвестиционное регулирование по уровням управления ступенчатым образом, то есть на каждом уровне законодательной власти имеются законы регулирующие, в той или иной степени, инвестиционную деятельность:

  • Конституция РФ;
  • Кодексы РФ;
  • Федеральные законы;
  • Постановления Правительства РФ;
  • Региональные законодательные акты;
  • Местные законодательные акты.
    Выделим основные законы, призванные регулировать инвестиционную деятельность в РФ.
    В 1999 г. Принят ФЗ № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 года (в ред. Федеральных законов от 02.01.2000 № 22-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ, от 18.12.06 № 232-ФЗ, от 24.07.2007 № 215-ФЗ). Федеральный закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.
    Основным законом, призванным регулировать деятельность иностранных инвесторов в РФ, является ФЗ № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 25 июня 1999 года (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 №31-ФЗ, от 25.07.2002 № 117-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 22.07.2005 № 117-ФЗ, от 03.06.2006 № 75-ФЗ).
    Федеральный закон « Об иностранных инвестициях в РФ» регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации.
    Одним из методов государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, является развитие финансового лизинга в РФ. Правовое регулирование лизинговых отношений осуществляется ГК РФ ФЗ РФ «О лизинге» 1998 г.
    Важнейшей составной частью инвестиционной деятельности являются вложения в ценные бумаги.
    В России основными источниками правового регулирования инвестиционной деятельности в сфере обращения ценных бумаг являются: ГК РФ; Федеральные законы РФ «Об акционерных обществах», «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», «О рынке ценных бумаг» (22.04.1996 г.) (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г., 28 декабря 2002 г., 29 июня, 28 июля 2004 г., 7 марта, 18 июня, 27 декабря 2005 г., 5 января, 15 апреля, 27 июля, 16 октября, 30 декабря 2006 г., 26 апреля, 17 мая, 2 октября, 6 декабря 2007 г., 27 октября, 22, 30 декабря 2008 г.), « защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ) (в ред. Федеральных законов от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 09.12.2002 № 162-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ); Закон РФ «О налоге на операции с ценными бумагами» ( в редакции Федеральных законов от 18 сентября 1995 г. № 158-ФЗ, от 23 марта 1998 г. № 36-ФЗ, с изменениями на 23 декабря 2003 года).
    Закон «Об инвестиционных фондах» от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 15.04.2006 № 51-ФЗ, от 06.12.2007 № 334-ФЗ) направлен на стимулирование развития институтов коллективного инвестирования в России, привлечение в российскую экономику средств, прежде всего внутренних инвесторов – граждан страны.
    Регулирование инвестиционной деятельности осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях.
    Статьёй 13 ФЗ № 39-ФЗ « Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяется порядок принятия решений, касающихся государственных капитальных вложений. Решения принимаются органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются в федеральном бюджете Российской Федерации и в бюджетах субъектов Российской Федерации при условии, что они являются частью расходов на реализацию федеральной и региональных целевых программ. Размещение заказов на подрядные строительные работы для государственных нужд производится путём проведения конкурсов. Контроль за целевым и эффективным использованием средств осуществляет Счётная палата Российской Федерации.
    Все инвестированные проекты, независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений, до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации. Экспертиза инвестиционных объектов производится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утверждённых в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности капитальных вложений.
    В соответствии со ст. 11 названного Закона государственное регулирование включает:
  • регулирование условий инвестиционной деятельности (косвенное регулирование);
  • прямое участие государства в инвестиционной деятельности.
    Косвенное регулирование включает разнообразные методы и рычаги воздействия, стимулирующие развитие инвестиционной деятельности, а именно: налоговую, амортизационную политику, защиту интересов инвесторов и другие меры экономического воздействия. Его задачей является приятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путём:
  • совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
  • установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
  • защиты интересов инвесторов;
  • предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землёй и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
  • расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
  • создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
  • принятия антимонопольных мер;
  • расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
  • развития финансового лизинга в Российской Федерации;
  • проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
  • создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.
    Прямое участие государства в инвестиционной деятельности заключается в осуществлении за счёт средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации капитальных вложений в соответствии с федеральными и региональными целевыми программами, а также по предложениям Правительства и Президента РФ.
    Конкретными формами такого участия являются:
  • разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также проектов, финансируемых ха счёт федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счёт средств федерального бюджета;
  • предоставление государственных гарантий на конкурсной основе за счёт средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • размещение средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации на конкурсной основе на условиях срочности, платности и возвратности;
  • закрепление в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, которые через определённый срок будут реализованы на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов;
  • проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством российской федерации;
  • защита российских организаций от поставок морально устаревших и материалоёмких, энергоёмких и наукоёмких технологий, оборудования, конструкций и материалов;
  • разработка и утверждение стандартов (норм и правил) и осуществление контроля за их соблюдением;
  • выпуск облигационных займов (гарантированных целевых займов);
  • вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности.
    Новые программные правительственные документы, официально отражающие экономическую стратегию государства (план действия Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2012-2014 гг., в основе которого была положена стратегия развития Российской Федерации до 2020 г. Фонда «Центр стратегических разработок»), декларируют смену приоритетов экономической политики, усиление её направленности на модернизацию и развитие реального сектора. В качестве основных средств достижения поставленных целей рассматриваются: улучшение инвестиционного и предпринимательского климата, условий для развития финансовых рынков, методы денежно-кредитной, бюджетной и налоговой политики.
    Важнейшими направлениями государственной инвестиционной политики на современном этапе являются: усиление государственной поддержки приоритетных направлений экономического развития, создание институционально-правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиции в реальный сектор экономики, согласование инвестиционной политики федерального центра и регионов.

2 АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА МО «ГОРОД ВЕЛИКИЙ УСТЮГ»
2.1 Краткая характеристика объекта исследования

Великий Устюг — самый восточный город Вологодской области, на стыке Архангельской и Кировской областей. Население 32,7 тысяч человек. Есть аэропорт, речной и железнодорожный вокзалы. Автобусные маршруты связывают все основные районы города. Промышленность представлена кистещеточной фабрикой, заводом «Северная чернь», есть ликероводочный и пивоваренный заводы, предприятия инфраструктурные предприятия. Возрождаются старинные ярмарки, зимняя – Никольская и летняя — Прокопьевская.
В городе современные школы, в том числе гимназия, построенная Москвой после великого наводнения 1998 года, Среди учебных заведений – автотехникум, медицинское и речное училища, педагогический колледж. Работает филиал Вологодского политехнического университета.
Присутствует вся современная инфраструктура: четыре филиала разных банков, несколько ресторанов и кафе, столовых, закусочных, есть библиотеки, кинотеатр, телеграф, Дом культуры, три действующих церкви. Работают современные фотосалоны, спортивные залы, недавно сдан в эксплуатацию плавательный бассейн. Расширяется гостиничное хозяйство. Город известен своей школой искусств, художественной, спортивной школами.
Устюжане бережно хранят память о земляках, погибших в годы Великой Отечественной войны, когда не вернулись с полей сражений более 11 тысяч человек. Издана Книга Памяти, воздвигнут Монумент Славы. По инициативе и на средства местных предпринимателей к 860-летнему юбилею города рядом с монументом Славы воздвигнут памятник устюжанам воинам-интернационалистам, защищавшим интересы Родины за её рубежами.
В районе Великого Устюга много интересных природных и ландшафтных памятников. Так, в северо-западной части города хорошо обозначен и отлично просматривается с правого берега Сухоны высокий обрыв. Он называется Гребешок, неподалеку отсюда был один из монастырей, Знамено-Филипповский. Отсюда пошло местечко Яиково, где якобы расселялись яицкие казаки.
Великий Устюг — родина всероссийского Деда Мороза. Сейчас это знают все. Дед Мороз из Великого Устюга зажигает огни в Кремле, на главной новогодней елке страны. Западный брат, Санта-Клаус, признает старшинство Деда Мороза и засвидетельствовал это в вотчине, когда приезжал вместе с губернатором Лапландии. Это было в декабре 2000 года.
Проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза» основан в ноябре 1998 года. Авторами выступили мэр Москвы Юрий Лужков и Губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев. Сегодня вотчина Деда Мороза интенсивно развивается на левом берегу реки Сухоны, в 8 километрах от города. С каждым годом растет популярность Дедморозовской программы.
Администрация муниципального образования «Город Великий Устюг» является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом, наделенным в соответствии с Уставом, полномочиями по решению вопросов местного значения поселения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления поселения федеральными законами и законами Вологодской области.
Администрация осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Вологодской области, настоящим Уставом, решениями Совета МО «Город Великий Устюг», постановлениями и распоряжениями администрации муниципального образования.
Администрация формируется главой муниципального образования. Администрация состоит из:

  • главы муниципального образования, возглавляющего администрацию;
  • должностных лиц администрации;
  • структурных подразделений администрации.
    В структуру службы по связям с общественностью в муниципальном образовании входят:
    – руководитель службы;
    – аналитический отдел сектор. Специалисты данного подразделения осуществляют анализ социально-экономической и политической ситуации в муниципальном образовании, представляют информацию в соответствующие службы органа местного самоуправления;
    – сектор по связям с общественными объединениями, средствами массовой информации и политическими партиями.
    2.2 Экономическое состояние муниципалитета

Великий Устюг обладает высоким природным, промышленным и историко-культурным потенциалом. Промышленность города представлена следующими отраслями: лесозаготовительная, деревообрабатывающая, легкая промышленность, производство пищевых продуктов, торговля, электроэнергетика, ремонт и техническое обслуживание машин, производство строительных материалов и производство изделий из серебра. Объем производства промышленной продукции оценивается в 3,0 млрд. рублей.
59 тысяч га территории района принадлежит землям сельскохозяйственного назначения. Основной вид деятельности сельскохозяйственных предприятий — производство и реализация животноводческой продукции, зерновых культур, выращивание льна. По производству продукции в расчете на 1 жителя район входит в первую десятку по области.
В формировании доходной части бюджета города и района участвуют более тысячи трехсот организаций и двух тысяч индивидуальных предпринимателей. Динамика инвестиционной деятельности в городе в последние годы достаточно устойчивая, о чём свидетельствует рост инвестиций в основной капитал. Не смотря на экономический кризис, который коснулся всех сфер объем инвестиций в 2009 году снизился незначительно и составил около двух миллиардов рублей. Ежегодно высокими показателями по вводу в эксплуатацию жилья радует строительная отрасль. Выполняется большой объем работ по сохранению и улучшению архитектурного облика Великого Устюга, реставрации памятников, благоустройству улиц и площадей.
Территориальное положение Великого Устюга достаточно выгодное, так как через него проходят магистральные автодороги межрегионального значения Урень — Шарья — Никольск- Котлас и Тотьма — Нюксеница — Великий Устюг. В городе имеются два крупных автотранспортных предприятия и предприятие водного транспорта. К городу подведена железнодорожная ветка, построен вокзал, рассчитанный на перевозку пассажиров не только Великоустюгского района, но и жителей соседних районов Вологодской области. Железнодорожная станция города Великий Устюг имеет более 10 погрузочно-разгрузочных железнодорожных терминалов, способных ежемесячно осуществлять обработку до 900 вагонов. Город Великий Устюг имеет свой аэропорт, позволяющий производить приём и отправку самолетов среднего класса. В настоящее время благодаря дружеским связям с Правительством г. Москвы положительно решен вопрос о реконструкции взлетно-посадочной полосы в расчете на то, чтобы принимать самолеты более высокого класса.
В Великом Устюге и районе успешно реализуются национальные проекты в области образования и здравоохранения. Медицинские учреждения оснащаются современным диагностическим и лечебным оборудованием, внедряются новые методики по оздоровлению населения. Не забыты и традиционные народные методы — бальнеолечение, иглорефлексотарапия, гирудо и апитерапия, мануальная терапия, лечение торфяными грязями. Далеко за пределами области известен санаторий «Бобровниково», расположенный на живописном берегу реки Северная Двина. В 2009 году открыт центр «Здоровье», где выявляются факторы риска состояния здоровья человека на основе экспресс-диагностики. В дальнейшем на базе центральной районной больницы планируется создать межрайонный медицинский центр.
Система образования Великого Устюга представлена широкой сетью общеобразовательных школ, детских садов и учреждений дополнительного образования. Итогом социального партнерства бизнеса и власти в 2008 году стало открытие детского сада «Пчелка», отвечающего всем современным требованиям. В 2009 году в Великом Устюге в результате перепрофилирования подходящего помещения, появился еще один детский сад. В дальнейшем эта работа будет продолжена. Центром патриотического воспитания на протяжении многих лет является средняя школа №15 им. Героя России С. Преминина, где действует один из лучших музеев и школа №2 г. Великого Устюга, где успешно работает клуб «Кадет». Статус ведущего образовательного учреждения области по реализации программ повышенного уровня обучения поддерживает великоустюгская гимназии, в 2009 году она стала цифровой школой. Школьники города и района ежегодно показывают высокие результаты в региональных и российских предметных олимпиадах, областной спартакиаде, соревнованиях «Школа безопасности» и других. Молодежь, обучаясь в семи средних специальных учебных заведениях и в филиалах ВУЗов, расположенных на территории Великого Устюга, осваивают различные профессии и специальности.
2.3 Инвестиционный климат МО «Город Великий Устюг»

Привлекательный инвестиционный климат – главный фактор технологического обновления производства и социальной сферы, создания современной инфраструктуры, улучшения качества жизни населения, повышения конкурентоспособности города.
Создание условий для активизации инвестиционной деятельности с целью диверсификации экономики региона является одним из главных направлений деятельности Администрации муниципального образования «Город Великий Устюг».
Великий Устюг обладает высоким инвестиционным потенциалом. К числу основных факторов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность, относятся:

  • наличие нормативно-правовой базы, обеспечивающей поддержку инвестиционной деятельности;
  • высокий и постоянно растущий производственный потенциал;
  • благоприятные условия для развития малого бизнеса;
  • значительные лесные ресурсы;
  • значительный туристический потенциал;
  • высококвалифицированные кадры.
    В качестве одного из приоритетных направлений своей работы администрация города считает создание благоприятных условий для привлечения инвестиций. В прошлом году объем инвестиций в основной капитал составил почти 600 млн. рублей. В городе реализуется ряд серьезных инвестиционных проектов. Так, например, в лесной отрасли: на ОАО ФК «Новатор» в 2009 году было приобретено оборудование для запуска новой линии производства. На ООО «Патриот» и ООО «Экодом» осуществляется глубокая переработка древесины и другие. Появились крупные инвестиционные проекты в туристической сфере — «Зелёная долина» по созданию туристской базы в г. Красавино и «Экстрим-парк», рассчитанный на создание парка развлечений на базе отдыха «Салют». Утвержден комплексный инвестиционный план моногорода Красавино, в рамках которого предполагается развитие и расширение производств, как на существующих предприятиях в городе текстильщиков, так и создание новых. Этому во многом способствует пуск в эксплуатацию в 2010 году новой ГТ ТЭЦ.
    В АПК сегодня успешно реализуется 4 инвестиционных проекта. Благодаря реализации областной программы по развитию льноводства значительную часть посевных площадей (900 га) занимает лен.
    В результате системной работы за последние 5 лет посевные площади в районе увеличились на 20%. За этот же период производство молока увеличилось на 50%, мяса в живом весе на 47%, яйца – в 1,5 раза. Стабильно наращивают объемы производства предприятия переработки. Так, например, на ООО «Устюгхлеб» сегодня выпускается более 120 наименований различных хлебобулочных и кондитерских изделий, а на ООО «Устюгмолоко» в течение 2010 года освоено производство 7 новых видов продукции. В рамках областной целевой программы по организации собственного дела сельские жители из числа безработных охотно начали заниматься откормом молодняка и пчеловодством.
    В 2011 году завершилась двухлетняя целевая программа по поддержке проекта «Великий Устюг – родина Деда Мороза», поэтому администрацией города разработана новая программа, рассчитанная на 2012 – 2015 годы. Общий объем средств в размере около 40 млн. рублей планируется потратить на проведение массово-зрелищных, спортивных мероприятий, ярмарок, мероприятий в области молодежной политики, образования, социальной защиты населения, туризма. С каждым годом растет количество посетителей родины Деда Мороза. В 2011 году принято 78 тысяч туристов, а количество всех кто, так или иначе, участвовал в мероприятиях, проводимых на родине Деда Мороза и с участием зимнего волшебника, оказалось свыше 209 тысяч человек. В зимнем сезоне 2010-2011 года выявилась проблема по размещению неорганизованных туристов.
    Благодаря этому инвестиционному проекту Великий Устюг за последние 12 лет стал лидером по туристической привлекательности на всем российском Северо-Западе. Туристический поток выроз в 6 раз. Позади остались такие туристические бренды, как Новгород, Псков, Ярославль (Рис. 1).

Рисунок 1 — Прирост въездного туристского потока, 2000–2012 гг.

Кроме этого в прошлом году администрацией проведен второй конкурс на соискание грантов в сфере деревенского туризма. Победителем и обладателем гранта в 30 тысяч рублей стал коллектив Кузинского дома культуры. Проведение подобных конкурсов способствует расширению рамок туристического сезона.
Решением Совета депутатов МО «Город Великий Устюг» от 19 апреля 2006 г. № 02-141 «Об утверждении Положения об инвестиционной деятельности на территории города Великий Устюг Вологодской области» предусмотрен комплекс мер и режим наибольшего благоприятствования инвестированию, включающий в себя:

  • возможность для инвесторов пользоваться льготами по арендной плате за земельный участок(участки), предназначенный(ые) для реализации инвестиционного проекта;
  • поддержку ходатайств и обращений инвесторов в органы власти субъекта федерации, в федеральные органы государственной власти Российской Федерации, органы, регулирующие ценообразование на услуги естественных монополий, банки и другие кредитные учреждения о применении в отношении инвесторов с их стороны режима наибольшего благоприятствования;
  • дополнительные гарантии поддержки инвестиционной деятельности.
    Режим наибольшего благоприятствования предоставляется Инвестору в соответствии с Договором об осуществлении инвестиционной деятельности, заключаемым между Инвестором и Администрацией муниципального образования и устанавливающим обязанности Инвестора по осуществлению инвестиций и Администрации по предоставлению режима наибольшего благоприятствования на определенный срок.
    Для заключения Договора Инвестору необходимо предоставить в Администрацию МО «город ВеликийУстюг» следующие документы:
  • заявление на имя Главы Администрации с предложением о заключении Договора об осуществлении инвестиционной деятельности и предоставлении режима наибольшего благоприятствования и указанием конкретных мер поддержки, предусмотренных настоящим Решением;
  • справку из Межрайонной ИФНС № 10 по Вологодской области о постановке Инвестора на учет;
  • учредительные документы Инвестора;
  • бизнес-план инвестиционного проекта, выполненный компанией, аккредитованной при Правительстве Вологодской области, либо имеющей заключение аккредитованной компании о соответствии расчета прогнозируемого срока окупаемости инвестиционных затрат правилам, утвержденным Правительством Вологодской области;
  • обязательство Инвестора о ведении отдельного бухгалтерского учета по операциям, связанным с реализацией инвестиционного проекта в период действия Договора об осуществлении инвестиционной деятельности.
    Приоритетными направлениями деятельности на территории г. Великий Устюг являются: деревообработка, жилищно-коммунальное хозяйство, туристические услуги.
    Кроме того, инвесторы, действующие на территории города, имеют право пользоваться всеми льготами, предоставляемыми инвесторам в соответствии с законодательством Вологодской области.
    В Великом Устюге созданы и обновляются информационные базы, содержащие данные о промышленных предприятиях, о наличии инвестиционных проектов и свободных производственных площадях.

3 ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ВЕЛИКИЙ УСТЮГ»
3.1 Обоснование необходимости улучшения инвестиционного климата в муниципальном образовании
Исходя из проведенного выше анализа, назовем основные проблемы города, которые сдерживают приток инвестиционных ресурсов в его экономику с учетом их приоритетности:
• Постоянный рост стоимости ресурсов.
Таможенная политика и законодательные акты в сфере таможенного регулирования не стимулируют реализацию инвестиционных проектов, связанных с реальным развитием сектора экономики. Необходима концентрация усилий администрации на таком направлении инвестиционной политики, как тарифная политика.
• Неустойчивое финансовое состояние города, которое, прежде всего, характеризуется снижением собственных налоговых доходов и ростом расходов бюджета города.
Необходимо гарантировать местным бюджетам закрепление за ним на постоянной основе более высоких, чем сегодня, долей от федеральных налогов, т.е. предоставить органам местного самоуправления больше финансовой самостоятельности. Это позволит создать благоприятные условия для инвесторов, мобилизации их средств для развития экономики города, создания действенного механизма поддержки со стороны органов местного самоуправления.
• Снижение численности населения и, как следствие, численности экономически активного населения.
Сокращение численности жителей города Великий Устюг и, как следствие, сокращение численности его экономически активного населения, является процессом, отрицательно влияющим на инвестиционную привлекательность города (далее ИПГ). Как и для всей страны, демографическая ситуация в городе является фактором, снижающим его ИПГ. «Утечка мозгов» является для города, как и для всей страны, причиной низкого инвестиционного климата.
• Отсутствие четкого, понятного для объектов инвестиционной деятельности механизма поддержки инвесторов, снижающее привлекательность города для инвестиционной деятельности.
Отсутствует комплекс взаимоувязанных законодательных актов по разграничению функций и полномочий в финансовой, бюджетной и имущественной сферах между уровнями власти, что не способствует осуществлению гарантий муниципалитета для осуществления инвестиционной деятельности.
Не разработаны и не приняты юридические ограничения использования бюджетных форм и форм привлечения заемных средств, применяемых вместо стимулирования инвестиций в целях погашения текущих расходов бюджета. В результате этого расширяется практика невозвратности займов.
Деятельность служб федеральной вертикали, сконцентрированная в рамках определенных территорий, не контролируется органами МО и зачастую не содействует улучшению инвестиционного климата на территории.
3.2 Основные направления улучшения инвестиционного климата
Можно выделить следующие направления улучшения инвестиционного климата в городе Великий Устюг:
• Совершенствование нормативно-правовой базы различных форм поддержки инвестиционной деятельности.
• Создание системы, обеспечивающей непрерывное финансирование строительства жилья, с его последующей реализацией на доступных условиях гражданам различных социальных слоев, на базе привлечения сбережений граждан и других внебюджетных средств.
• Создание системы, обеспечивающей стабильный рост реально работающих предприятий малого бизнеса за счет «инкубирования», т.е. создание благоприятных исходных условий работы.
• Создание условий, обеспечивающих реальные механизмы поддержки инвесторов в рамках существующих законов области в инвестиционной сфере.
• Улучшение качества жизни посредством улучшения качества предоставляемых на местном уровне услуг (развитие муниципального заказа).
• Создание на региональном и федеральном уровнях имиджа города, как города, осуществляющего либеральную инвестиционную политику, для привлечения инвесторов федерального и регионального значения.
Ожидаемые результаты:
• Создание благоприятных условий для инвесторов, мобилизация их средств для развития экономики города, создание действенного механизма поддержки со стороны органов местного самоуправления.
• Реализация важнейшего социального проекта в решении жилищных проблем населения города.
3.3 Предложения по повышению инвестиционной привлекательности города Великий Устюг
В результате анализа существующего положения в управлении инвестиционным развитием города Великий Устюг можно сделать вывод о том, что в городе имеется все для оптимального, максимально эффективного развития, однако есть одно «но», которое заключается в том, что изначально создаваемая Концепция социально-экономического развития города имеет недостаток — односторонность, так как над ее созданием трудятся чиновники администрации города, а не специалисты в области планирования инвестиционного моделирования и не представители местного сообщества.
В то же время, основные проблемы городского развития невозможно разрешить без осмысленной стратегии.
Великий Устюг – перспективный город. Он должен стать привлекательным не только для инвесторов, а, прежде всего для тех, кто в нем живет.
Инвесторы всегда тщательно изучают инвестиционный потенциал территории, но, прежде всего его должна хорошо изучить и представлять инвесторам сама муниципальная власть. Для этого она должна знать, в каком направлении будет развиваться экономика муниципального образования, т. е. иметь стратегический план развития, который можно продемонстрировать инвесторам.
Исходя из вышесказанного, можно придти к выводу, что в технологию разработки и принятия стратегического плана инвестиционного развития МО обязательно должны входить:
• формирование группы стратегического планирования (ГСП), в состав которой должны войти представители местных органов власти, бизнес-ассоциаций и других общественных организаций, руководители крупных (градообразующих) предприятий, консультанты и эксперты, представители СМИ;
• проведение предварительных опросов (анкетирование) различных социальных групп для выявления ключевых проблем МО;
• обсуждение проекта концепции в СМИ и на «круглых столах» с участием всех заинтересованных организаций.
Такой механизм успешно работает во всех цивилизованных странах, включая страны ЕЭС и Восточной Европы — наиболее близкие России на современном этапе. Опыт применения этого методического пакета в ряде МО Северо-Западного Федерального округа показывает, что данная технология успешно работает и в наших, российских, условиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате анализа инвестиционного климата муниципалитета можно сделать следующие выводы:
Успешно функционирующая инвестиционная деятельность региона – необходимое условие для устойчивого и стабильного экономического роста.
В общем плане руководство может влиять на инвестиционную активность при помощи следующих рычагов: кредитно-финансовой и налоговой политики; предоставления налоговых льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; путём создания благоприятных условий для привлечения инвестиций и т.д.
Цель инвестиционной политики – реализация стратегического плана экономического и социального развития региона.
Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации.
Важнейшими направлениями государственной инвестиционной политики в Великом Устюге являются: усиление поддержки приоритетных направлений экономического развития, создание правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиций в реальный сектор экономики, согласование инвестиционной политики регионального центра и районов.
Инвестиционный климат в каждом регионе имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами:
 экономической и социальной политикой, проводимой в регионе;
 величиной имеющегося производственного потенциала;
 географическим местонахождением;
 природно-климатическими условиями;
 привлекательностью региона для иностранных инвестиций и др.
Основными задачами системы управления инвестиционной деятельностью в МО «Город Великий Устюг» являются:
 создание инфраструктуры инвестиционного рынка;
 определение приоритетных направлений вложения инвестиций;
 создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования инвестиций, в том числе свободных средств населения, иностранных и инвестиций из других регионов страны;
 обеспечение интеграции регионального инвестиционного рынка с международным рынком инвестиционных ресурсов.
Таким образом, в современных условиях развития экономики муниципалитета, для решения задач подъема экономики на долгосрочную перспективу и обеспечения экономического роста необходим комплексный подход к проблеме привлечения инвестиционных ресурсов и активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. Поэтому первостепенное значение приобретает анализ источников потенциальных инвестиций, достоверная оценка реальных возможностей их мобилизации, а также путей решения проблем их привлечения и выработка стратегии обеспечения эффективности привлекаемых инвестиций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 02.01.2000 №22-ФЗ, от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, от 02.02.2006 г. №19-ФЗ, от 18.12.2006 г. №232-ФЗ, от 24.07.2007 г. №215-ФЗ).
  2. Бурцева, Т. Методика комплексной оценки местного инвестиционного климата // Государственное управление -2005- № 2
  3. Дива А.И. Инвестиции: Учебное пособие для вузов/ А.И.Дива. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2011 г.
  4. Иванов, Е. Факторы социально-экономического развития МО // Муниципальная экономика – 2011 -№ 1
  5. Игонин Л.Л. Инвестиции, М.: Экономистъ, 2010 г.
  6. Мелкумов Я.С. Организация и финансирование инвестиций, М.: ИНФРА-М, 2008 г.
  7. Фондовый портфель: Книга эмитента, инвестора, акционера. Книга биржевика. Книга финансового брокера. – М.: 2007 г.
  8. Экономика / Под. Ред. к.э.н. доцента А.С.Булатова. М.: Юристъ, 2008, с.247
  9. Проблемы инвестиционной политики в регионах Российской Федерации //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №1 (318), 2009 г.
  10. Бизнес Вологодской области — информационный справочник и интернет-сайт. http://vol-info.ru
  11. Википедия – свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org
  12. Об итогах работы администрации МО «Город Великий Устюг» в 2011 году и задачах на 2012 год. // http://www.movustug.ru/
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov