Курсовая Использование автопарка

Содержание

Введение 2
1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 3
2 Анализ использования автопарка в ЗАО Птицефабрика «Великоустюгская» 10
Выводы и предложения 13
Список использованных источников 14

Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что автомобильный транспорт является неотъемлемой составной частью транспортной системой страны. Ежегодно автомобильным транспортом перевозится более 80% грузов, транспортом общего пользования — около 75% пассажиров. Одновременно автомобильный транспорт является основным потребителем ресурсов, расходуемых транспортным комплексом: 66% топлив нефтяного происхождения, 70% трудовых ресурсов и 50% всех капитальных вложений.
Рост автомобильного парка, необходимость систематического увеличения производительности подвижного состава и снижения затрат на автомобильные перевозки требуют повышения уровня руководства автомобильным транспортом. Последнее может быть достигнуто только при глубоком знании экономических закономерностей развития транспорта в целом и в частности автомобильного транспорта.
Особую остроту этот вопрос принимает в настоящее время, когда на пер-вый план выдвигаются экономические методы хозяйствования и научные методы планирования, что требует глубоких знаний механизма действия и прак-тического использования экономических законов.
Цель работы – провести анализ использования автопарка в хозяйстве предприятия.
Предметом исследования является автомобильный парк, а также данный по грузоперевозкам предприятия.
Объект исследования — ЗАО Птицефабрика «Великоустюгская».

1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

ЗАО Птицефабрика «Великоустюгская» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, круглую печать, содержащую полное фирменное наименование и указание на место нахождения предприятия, расчетные и иные банковские счета, а также штампы, бланки со своим наименованием, собственную эмблему, товарный знак и другие средства визуальной идентификации.
ЗАО является собственником имущества, учитываемого на его самостоятельном балансе, включая имущество, переданное ему при создании, а также в оплату акций.
Местонахождение предприятия – Вологодская область, Великоустюгский район, д. Коробейниково.
Имея своей целью получение прибыли, ЗАО Птицефабрика «Великоустюгская» самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную деятельность, а также социальное развитие трудового коллектива.
Органами управления ЗАО Птицефабрика «Великоустюгская» являются: Общее собрание акционеров, Совет директоров (Наблюдательный Совет) и Генеральный директор общества (единоличный исполнительный орган). Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью ОАО является Ревизионная комиссия (Ревизор).
Совет директоров, Ревизионная комиссия и Генеральный директор, который без доверенности представляет интересы предприятия, совершает сделки от имени ОАО, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, назначаются (избираются) Общим собранием акционеров.
Птицефабрика расположена в пригородной зоне г. Великий Устюг, что определяет размер земельных угодий. Земля предприятия, главным образом, является базой, на которой она была построена, и дополнительно к этому было выделено определенное количество земли для подсобных промышленных хозяйств, а также для производства отдельных видов кормов.
Вологодская республика находится в зоне северного пояса со значительным количеством смешанных лесов и достаточным увлажнением. Большие колебания температур, сильно затрудняют эксплуатацию автотранспорта. Паводковые ситуации бывают достаточно редко. В целом Вологодскую республику можно отнести к достаточно благоприятной для нормальной работы автотранспорта, при создании достаточных условий.
Средняя температура местности в зимнее время: -20 С, в летнее: +18 С;
Среднегодовая температура: +2 С;
Абсолютный минимум: — 52 С;
Абсолютный максимум: +39 С;
Годовое количество осадков: 576 мм;
Высота снежного покрова: колеблется от 0,7 — 1,0 м;
Преобладающее направление ветров в теплый и холодный периоды: северо-западное.
Снеговая нагрузка: 150 кг/ м2 с высотой снежного покрова 0,7 — 1,1 м;
Ветровая нагрузка: 27 кг/м2 с преобладанием в течение года, северо- западного ветра.
Пункты реализации основных видов продукции находятся в г. Великий Устюг и Великоустюгском районе. Это в основном торговые точки предприятий города и района. ЗАО Птицефабрика «Великоустюгская» также имеет свои торговые точки, через которые ведется реализация продукции. Расстояние до пунктов реализации от 4-х до 60 км. В случае реализации продукции в другие города доставка осуществляется средствами покупателей товаров или посредниками.
Основное направление деятельности ЗАО Птицефабрика «Великоустюгская» — яичное, т.е. производство куриного яйца. В настоящее время закупаются куры – несушки породы «Хайсэкс коричневый».
Основное производство предприятия разбито на две основные зоны: зона выращивания и промышленная зона. В состав зоны выращивания входят два птичника (средняя разовая вместимость каждого по 30 тыс. голов цыплят). Установлено в этих птичниках оборудование КБУ – 3 (3-х ярусные батареи клеточного содержания). Поступает три – четыре партии цыплят в год на каждый птичник. Суточных цыплят завозят с племптицезавода «Можайское» г.Вологда. Обслуживанием птичников зоны выращивания цыплят занимаются 4 человека. В состав промышленной зоны входят 6 птичников (средняя разовая вместимость каждого по 26 тыс. птицемест). Оборудование на этих птичниках 2-х ярусное, клеточные батареи — ОБН-1. Птица с выращивания переселяется в них в возрасте 105 дней по плановой цикличности, дает яйцо и содержится до возраста 15-16 месяцев, после чего идет на забой на мясо. Производство мяса убыточно для предприятия, потому что основное направление данной породы кур – яичное, а не мясное. На каждом птичнике промзоны задействовано 12 человек рабочих, работают также 2 человека подменных.
Вспомогательное производство представляют: 1) Яйцесортировочный цех — яйцо моется, сортируется по категориям (суперотборное, отборное, 1 и 2 категории, столовое, мелкое) упаковывается в коробки; здесь заняты 7 человек; 2) Убойный цех – проводятся плановые забои птицы по технологическому циклу (технологическим картам) на год, также здесь забивают птицу в связи с санитарным браком; 3) Склад готовой продукции – продукция поступает после сортировки и упаковки и хранится до реализации; здесь работают 1 кладовщик и 2 грузчика; 4) Кормосклад – бункера для хранения кормов; полнорационные готовые комбикорма приходят из г.Вологда, а уже на месте в них добавляют ракушку; 4) Вспомогательные службы: лаборатория (лабораторный контроль), ветслужба (дезинфекция, прививки), автогараж, слесарная служба, электроцех, кочегары, медпункт, охрана, разнорабочие.
Организационная структура ЗАО Птицефабрика «Великоустюгская» представлена на рисунке 1.
Генеральный
директор

Главный
бухгалтер
Коммерческий директор

Бухгалтерия
Отдел сбыта

Главный ветврач

Главный инженер

Рисунок 1 – Организационная структура ЗАО Птицефабрика «Великоустюгская»

Анализ размеров предприятия проведем в таблице 1.
Таблица 1 – Анализ размеров ЗАО Птицефабрика «Великоустюгская»
№ Показатель Ед. изм. 2009 г. 2010 г. % к прошлому году
1 Стоимость валовой продукции Тыс.руб 79510,0 111575,0 140,3
2 Стоимость основных производственных фондов Тыс.руб 43120 61338 142%
3 Количество работников Чел 109 113 104%
4 Площадь земельных угодий Га 45 45 100%
5 В т.ч. с/х угодий Га 23 25 109%
6 Из них пашня Га 23 25 109%
7 Сенокосы Га — — —
8 Пастбища Га — — —
9 Поголовье птицы тыс. голов 113.6 146.1 129%
10 В .т.ч. кур-несушек тыс. голов 93.5 112.3 120%
11 Наличие тракторов Ед 6 6 100%
12 Наличие автомобилей Ед 13 12 92%
13 Энергетические мощности техники Л.с 2067 1932 93%
Анализируя таблицу 1 можно сделать вывод, что основные показатели работы предприятия увеличились, имеется прирост практически по каждому показателю. На увеличение показателей повлияло расширение мощностей предприятия, связанное с выходом из экономического кризиса.
На снижение показателей по автотранспорту повлияло сокращение автопарка предприятия путем списания неиспользуемой техники.

Проведем анализ специализации предприятия. Рассчитаем объемы производимой продукции в таблице 2.

Таблица 2 – Анализ специализации ЗАО Птицефабрика «Великоустюгская»
№ Виды продукции Выручка, тыс. руб. % к итогу
1 Яйцо 90878.4 76%
2 Мясо курицы 28605.9 24%
3 Итого по предприятию 119484 100%

Из таблицы видно, что в удельном весе выручки преобладает выручка от продажи яиц (76%). Это говорит о том, что производство яиц на ЗАО Птицефабрика «Великоустюгская» развито в большей степени чем производство куриного мяса.
В основном результаты деятельности ЗАО Птицефабрика «Великоустюгская» за период с 2009 по 2010 годы имеют положительные сдвиги.
Основные экономические показатели деятельности предприятия представлены в таблице 3.

Таблица 3 — Основные показатели производственно – хозяйственной
деятельности ЗАО Птицефабрика «Великоустюгская» с 2008 по 2010 годы.
Наименование
показателя Ед.
изм. 2009 год 2010 год 2010/
2009, %
Произведено яиц тыс. шт. 21714,3 34293,0 157,9
Произведено куриного мяса тонн 202,0 213,0 105,4
Себестоимость реализованной продукции
10 штук яиц
1 тонны мяса

руб.
т.р.

15,7
113,3

27,5
134,3

174,9
118,5
Цена реализации
10 шт. яиц,
1 тонны мяса
руб.
т.р.
26,9
105,0
26,5
97,7
98,6
93,0
Фондоотдача Руб. 1,41 1,90 134,44%
Фондообеспеченность Руб. 0,71 0,53 74,38%
Фондовооруженность Руб. 273,85 265,68 134,44%
Энергообеспеченность ЛС 0.05 0.06 111%
Энерговооруженность ЛС 18.96 17.10 90%

В основном результаты деятельности ЗАО Птицефабрика «Великоустюгская» за период с 2009 по 2010 годы имеют положительные сдвиги.
Так, производство основного вида продукции – яиц увеличилось на 57,9%.
Себестоимость реализованной продукции в 2010 году по отношению к 2009 году выросла.
Объем производства яиц в натуральном выражении вырос за рассматриваемый период на 13189,5 тыс.шт. и составил к 2010 году 34293 тыс.шт.
Конечно, необходимо отметить тот факт, что направление деятельности данного предприятия – производство яйца, т.е. и порода кур яичного направления. Цена на мясо невысокая и стоит учесть, что производство куриного мяса для предприятия является крайне не выгодным, даже убыточным.

В таблице 4 представим анализ финансовых результатов деятельности ЗАО Птицефабрика «Великоустюгская» за 2009 и 2010 годы.

Таблица 4 – Анализ финансовых результатов за 2009-2010 года

Наименование
показателя Ед.
изм. 2009 год 2010 год 2010/
2009, %
Выручка от реализации т.р. 79510,0 111575,0 140,3
Себестоимость проданных товаров т.р. 46289,0 115199,0 248,9
Валовая прибыль т.р. 33221,0 -3624,0 -10,9
Коммерческие и управленческие расходы т.р. 10697,0 7565,0 70,7
Прибыль от реализации т.р. 22524,0 -11189,0 -49,7
Результат прочей деятельности т.р. -22130,0 11743,0 -53,1
Чистая прибыль за минусом налогов т.р. 394,0 554,0 140,6

Выручка от реализации продукции увеличилась в 2010 году на 140,3% к 2009 году.
Себестоимость реализованной продукции в 2010 году по отношению к 2009 году выросла в 2,5 раза. Рост объемов производства продукции практически значительно ниже роста затрат на ее производство, что является очень плохим показателем товарного производства на предприятии.
В 2010 году уже получен убыток от реализации в сумме 11189 тыс.руб. Чистая прибыль предприятия выросла в на 40,6 % в основном за счет прочих доходов, а именно поступлении денежных средств из федерального бюджета.

2 Анализ использования автопарка в ЗАО Птицефабрика «Великоустюгская»

Исходные данные для анализа использования автопарка в хозяйстве ЗАО Птицефабрика «Великоустюгская» приведем в таблице 5.

Таблица 5 – Данные использования автопарка в ЗАО Птицефабрика «Великоустюгская»
Показатель 2009 г. 2010 г. Отклонение (+; -)
Количество автомобиле-дней в хозяйстве 4745 4320 -425
Количество автомобиле-дней нахождения в технически исправном состоянии 3666 3360 -306
Количество автомобиле-дней на линии 2951 2784 -167
Количество автомобиле-тонно-дней пребывания в хозяйстве 10328.5 9744 -584.5
Общее время нахождения автомобилей в наряде, часов 23608 22272 -1336
Время в движении, часов 16230.5 16704 473.5
Общий пробег, км 324610 334080 9470
Пробег с грузом, км 181781.6 203788.8 22007.2
Число рейсов с грузом 2373 2160 -212.5
Вес перевезенных грузов, т 3559 3240 -318.75
Объем транспортной работы, т/км 51.080 62.898 11.82
Всего расходов по перевозкам грузов, руб 2177632 2022578 -155054
В т.ч.: зарплата шоферов 842003 764223 -77780
На горючее 1019331 957442 -61889
На ремонт 186374 185230 -1144
На восстановление износа и ремонт машин 95476 78433 -17043
Амортизационные отчисления 20113 18554 -1559
Прочие прямые затраты — — 0
Расходы по организации производства и управления 14335 18696 4361

От целесообразного и эффективного использования автомобилей в целом зависит экономическая ситуация и стабильность на предприятии. Не эффективное использование подвижного состава приводит к увеличению расходов на топливо, что главным образом является основной статьей затрат автотранспортных предприятий, а так же ведет к простоям техники, которые не несут за собой финансовой выгоды. Таблица 6 наглядно показывает динамику использования подвижного состава за анализируемый период.

Таблица 6 – Показатели использования автопарка
Показатель 2009 г. 2010 г. Отклонение, %
Среднесписочное число автомобилей 13 12 92%
Среднегодовая грузоподъемность всего автопарка 28.30 26.70 94%
Грузоподъемность среднесписочного автомобиля 2.18 2.26 104%
Коэффициент технической готовности автопарка 0.77 0.78 101%
Коэффициент выпуска автомобиля на линию 0.62 0.64 104%
Коэффициент использования рабочего времени 0.69 0.75 109%
Коэффициент использования пробега 0.56 0.61 109%
Среднесуточный пробег автомобиля, км 68.41 77.33 113%
Среднее расстояние перевозки 1 т груза 0.014 0.019 135%
Выработка на среднесписочную автомобиле-тонну 125.76 121.37 97%
Выработка на 1 среднесписочный автомобиль 167510.15 168548.17 101%
Себестоимость 1 т/км, коп 56.29 57.41 102%

Из таблицы 6 видно, что показатели использования автопарка в 2010 году выросли по сравнению с 2009 годом. Это произошло из-за более эффективного использования автомобилей на предприятии. В 2010 году произошло списание одной единицы техники, которая была неисправна и не использовалась в работе. Остальной автопарк был отремонтирован и стал более продуктивно использоваться, автомобили стали чаще выезжать на линию, также увеличился пробег.
Что касается себестоимости одной тонны-километра, что она выросла в основном за счет роста цен на бензин и расходные материалы.
Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами проанализируем в таблице 7.

Таблица 7- Трудовые ресурсы ЗАО Птицефабрика «Великоустюгская» в 2010 году
Группы работников Человек по плану Фактически
Рабочие всего 115 113
В т.ч. водители грузовых автомобилей 9 9

По данным таблицы 7 можно сказать, что предприятие практически полностью обеспечено работниками, небольшой недостаток фактических работников можно списать на текучесть кадров.

В настоящее время на балансе ЗАО Птицефабрика «Великоустюгская» находится 7 автомашин производственного назначения, использующих в качестве топлива бензин марки АИ-76 и 5 автомашин, использующих топливо АИ-92.
В целях сокращения затрат по использованию автотранспорта предлагается следующее мероприятие. Смысл заключается в том, что двигатели автомашин, использующих бензин АИ-76 являются двигателями внутреннего сгорания карбюраторного типа, что в свою очередь позволяет переоборудовать двигатели на использование другого вида топлива (сжиженный газ), с сохранением возможности использования в качестве основного вида топлива бензин.
Реализация мероприятия по переводу автотранспорта ЗАО Птицефабрика «Великоустюгская» на использование другого вида топлива (сжиженного газа) позволит хозяйству сократить потребление топлива для автотранспорта более, чем на 40%, годовой экономический эффект в стоимостном выражении при этом будет равен не менее 634 млн р., или 4,5% от всех расходов предприятия. Суммарный эффект от реализации вышеприведенных мероприятия может достичь 7%, соответственно, вырастет и прибыль анализируемого в нашем дипломе предприятия.

Выводы и предложения

Основной задачей транспортного хозяйства предприятий в нынешних условиях хозяйствования является бесперебойная транспортировка грузов при полном использовании транспортных средств и минимальной себестоимости транспортных операций. Это достигается путем правильной организации транспортного хозяйства и четкого планирования работы транспорта, обоснованного выбора транспортных системы средств, нормирования.
Основными функциями транспортного хозяйства ЗАО Птицефабрика «Великоустюгская» являются: перевозка грузов; осуществление погрузочно-разгрузочных работ; осуществление экспедиционных операций.
Проанализировав данные по автопарку предприятия ЗАО Птицефабрика «Великоустюгская» можно с уверенностью сказать, что предприятие эффективно использует технику в своей деятельности, и показатели ее использования имеют тенденцию к росту.

Список использованных источников

  1. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Под ред.Н.П. Любушина. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2001. 356 с.
  2. Борц А.Д., Занин Я.К., Иванов Ю.В. Диагностика технического состояния автомобиля. – М.: Транспорт, 1979. – 241 с.
  3. Гуревич А.М., Сорокин С.М. Тракторы и автомобили. М.: Колос, 1978 456 с.
  4. Гурвич И.С., Полонская Н,И, Методика технического нормирования в ремонтном производстве, г. Ростов — Дон, 1986г.
  5. Кормаков Л.Ф. Организация использования транспорта в сельском хозяйстве. М.: Колос, 1976. 568 с.
  6. Коробейников М.М. Совершенствовать хозяйственный механизм в АПК России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2000. — 2. — С. 13 -15.
  7. Крамаренко Г.В., Техническое обслуживание автомобилей. М: Транспорт, 1982г.
  8. Краткий автомобильный справочник НИИАТ. М.: Транспорт, 2003
  9. НИИАТ, Типовые проекты рабочих мест на транспортном предприятии, М: Транспорт 1972г.
  10. Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте. М.: НИИАТ, 2003
  11. Прейскурант № 13-01-01. Единые тарифы на перевозку грузов автомобильным транспортом. М.: Прейскурантиздат, 1989
  12. Справочник инженера-экономиста автомобильного транспорта. – Киев: Техника, 1976. – 243 с.
  13. Туревский И.С. Экономика и управление на автотранспортном предприятии. М.: Высшая школа, 2005
  14. Чернис В.Н., Луйи И.А., Бедиян М.Н. Техническая эксплуатация автомобильного транспорта. – Киев: Техника, 1987. – 174 с.
  15. Шамхалов, Ф. – Основное направление развития деятельности организации / Ф.Шахмалов // ПЭО – 2008. — №6. – С.19-22.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov