Курсовая Исправительные работы порядок, сроки и условия отбывания этого вида наказания

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
ГЛАВА 1. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ЦЕЛИ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ……………………………………………….…..5
1.1 История развития наказания в виде исправительных работ………………..5
1.2 Понятие, сущность и содержание исправительных работ………………….10
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗНИЯ В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ ………………………………………………….15
2.1. Правоограничения осужденных к наказанию в виде исправительных работ…………………………………………………………………. ……………..15
2.2. Организация, порядок и сроки исполнения наказания в виде исправительных работ……………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..25

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной проблематики исполнения наказания в виде исправительных работ в первую очередь обосновывается тем, что уголовное наказание предполагает лишения свободы, а потому оно неизбежно приводит к отделению от общества, но ни в коем случае не приводит к перевоспитанию и к интеграции в общество. Стоит также учесть тот факт, что на людей очень сильно влияет сам коллектив, в котором они трудятся. Другими словами, рабочая обстановка и коллектив влияют на человека всецело – от собственного мировоззрения до наличия социальных связей и статуса. Следовательно, лишение всего вышеперечисленного, как и свободы, неизбежно приводит к тому, что человек не перевоспитывается, а шанс рецидивов только возрастает. Соответственно, ст. 50 Уголовного кодекса Российской Федерации заключает в себе информацию о применении к осужденному такого наказания, как исправительные работы. Данные вид наказания, однако, имеет ряд особенностей с правовой точки зрения .
Объектом данной работы являются уголовно-правовые отношения, которые рассматриваются с точки зрения исправительных работ (их назначение и исполнение).
Предметом данной курсовой работы выступают различные нормативные акты, которые отвечают за осуществление и правовое регулирование исправительных работ, а также деятельность различных инстанций (инспекции, суды, различные ведомства и так далее), которые так или иначе влияют на исполнительное производство исправительных работ. Так же предметом является порядок привлечения осужденных к ответственности, рассмотрение их прав и свобод, которые закреплены в нормативных правовых актах, в случае назначения исправительных работ. Вопрос порядка, сроков и назначения такого вида наказания, как исправительные работы, был изучен рядом авторов, которые подробно рассмотрели проблемы, связанные со сферой применения уголовного наказания в виде исправительных работ, и осуществили их научную разработку. Определенный вклад в разработку этой проблемы внесли И. А. Бушуев, А. С. Михлин, А. И. Зубков, В. Н.Орлов, П. С. Дагель, А. Н. Смирнов, Р. С. Данелян, А. М. Маликов, Ю. И. Савельева, В. Д. Филимонов, Е. С. Рахмаев и многие другие.
Цель настоящего исследования – анализ нормативных актов, которые так или иначе связаны с исправительными работами, порядок и принципы их назначения и проведения.
Для достижения этих целей необходимо выполнить ряд задач:
• провести анализ ключевых стадий развития исправительных работ в уголовном праве;
• охарактеризовать содержание и назначение наказания в виде исправительных работ;
• установить правовые условия, которые возникают в случае вынесения приговора.
• охарактеризовать правоограничения осужденных к наказанию в виде исправительных работ;
• рассмотреть основные вопросы назначения и исполнения наказания в виде исправительных работ, выявить основные проблемы и предложить пути их решения.
Методологической основой исследования являются теоретические положения науки права, криминологии, психологии и других наук. В данной работе используются как эмпирические, так и теоретические методы исследования, включая сравнительно-правовой, функциональный, анализ, дедукцию, а также изучение литературы и документов.
Структура работы определяется целями и задачами и состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, библиографического списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ЦЕЛИ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

1.1 История развития наказания в виде исправительных работ

Такой вид наказаний, как исправительные работы появился еще в самом начале формирования советской власти и становления советского государства. Позже этот вид наказания изменил название, но теперь он стал своего рода воздействием на виновных, а не отделением этих людей от общества.
Рассматривая историю становления и развития исправительных работ, необходимо сказать, что этот вид наказания все еще находится в том виде, в котором он установлен законодательно Инструкцией Народного комиссариата юстиции (НКЮ) от 19 декабря 1917 года . В данном нормативном правовом акте современные «исправительные работы» именовались как «обязательные общественные работы».
Наиболее интересным является история исправительных работ во время войн или политических конфликтов. Первые упоминания об исправительных работах датируются 1917 годом, а именно «О революционном трибунале», согласно которому граждан не сажали в тюрьму, но при этом назначали исправительные работы различных сроков. Применялись как ссылки в трудовые лагеря, так и принудительные работы по месту жительства.
Далее развитие «обязательных общественных работ», закрепленных Инструкцией НКЮ, произошло посредством закрепления в УК РСФСР 1922 года «принудительных работ», а также их видов: «1) работы по своей профессии, но с понижением по тарифному разряду с обязательными сверхурочными работами и с переводом в другое учреждение или предприятие или в другую местность; 2) принудительные работы с неквалифицированным физическим трудом» .
Впоследствии исправительные работы стали повсеместно назначаться после введения восьмичасового рабочего дня при семидневной рабочей неделе в 1940 году. К исправительным работам привлекались те граждане, которые оставляли своё рабочее место, нарушали дисциплину и внутренний распорядок на предприятии. Однако, сущность исправительных работ заключалась в том, что работник оставался работать на том же месте, где и работал, но часть заработной платы переводилась в пользу государства. Осуждали даже тех людей, которые опоздали на работу на 30 минут, а в 1940-1941 годах к исправительным работам в общей сложности было привлечено около одного миллиона семисот тысяч человек. При этом остаётся любопытной реакция рабочих на привлечение их к исправительным работам. Так, например, в довоенные годы рабочие относились к исправительным работам как к определённому штрафу, ввиду того, что прогул работы в денежном выражении приносил меньший доход, чем заработная плата за прогулянный день .
После начала Великой Отечественной войны, наказания усилились. К примеру, прогул предусматривал наказание до восьми лет лишения свободы. Ситуация усугублялась обстановкой на фронте, а потому работники тыла были неимоверно ценны. Соответственно, прогулы и нарушения дисциплины сурово наказывались. Примечателен тот факт, что с началом войны снизилось количество осужденных за прогулы до одного миллиона четырёхсот тысяч человек. Доподлинно неизвестно, с чем именно было связано столь существенное снижение количества прогульщиков – с началом Великой Отечественной войны, с ужесточением наказания за прогулы или же из-за того, что у советских граждан, работающих в тылу, были высокие моральные принципы, которые не позволяли прогуливать работы, ибо от них зависят успехи на фронте.
Пожалуй, в годы Великой Отечественной войны, было больше всего подобных прецедентов. Однако, перейдём к более современному этапу.
Еще до того, как данное наказание было внесено в уголовный кодекс, закон устанавливал два вида данного наказания. Первый вид – наказание по месту работы и в тех местах, которые будут заданы органами исполнения наказания, но только в пределах места жительства. Однако, в 60-е годы прошлого столетия обсуждался вопрос об отмене второго вида исправительных работ, ибо его достаточно редко использовали для совершения наказания. К явным отличиям данного вида относят то, что осужденный должен быть уволен с той работы, на которой он работает в настоящий момент и приступить к работе, которая может не являться работой по полученной им ранее специальности. В частности, данная проблема была актуальна для небольших поселений, в которых испытывались определённые трудности с рабочими местами. После того как осужденный отбыл наказание, он увольнялся или был уволен сразу же после отбывания наказания. Исследования данных того времени показывают, что повторные нарушения дисциплины и закона наблюдались у таких осужденных в четыре раза чаще, чем у таких же осужденных, работающих по своей специальности .
Второй вид исправительных работ перестали использовать окончательно после принятия уголовного кодекса в 1996 года.
Правовое регулирования исправительных работ говорит о том, что способы наказания для данного типа наказания заключается в том, что с осужденного удерживают определённый процент заработка. Согласно истории, вычеты из заработной платы всегда сопровождали данное наказание, однако с течением времени несколько уменьшился процент вычетов из заработной платы. К примеру, в исправительно-трудовом кодексе РСФСР от 1924 года прописывалось, что принудительные работы подразумевают изъятие в пользу государства двадцати пяти процентов от заработка. Спустя 4 года данное правило было изменено – теперь принудительные работы стоили гораздо дороже и составляли размер минимальной заработной платы, которая была установлена для населённого пункта, в котором живёт осужденный . Важная ремарка – данное правило касалось только тех осужденных, которые были заняты на исправительных работах только по месту жительства.
В конце 60-х годов прошлого века в уголовное законодательство СССР было внесено несколько изменений, в частности, они коснулись вопросов изъятия отчислений из доходов, в том числе 20 процентов в счёт исправительных работ. Эти вычеты были предусмотрены Уголовным кодексом РСФСР в 1960 году. Уголовный кодекс Российской Федерации ограничивает вычеты из доходов преступников от 5% до 20%. В законе не указано, чем именно суд должен руководствоваться при установлении того или иного вычитаемого остатка. Похоже, что суды в данном случае должны руководствоваться положениями ст. 60 уголовного закона в отношении характера и степени социального риска преступления и личности преступника, а также обстоятельств, смягчающих наказание, и влияния наказания на исправление лица, причиненного жизни его семьи .
Полный отказ от исправительных работ обсуждался в 1996 году при принятии уголовного кодекса. В ранние его проекты не был включён данный тип наказания. В том случае, если бы от него отказались – довольно резко и значительно выросло бы число осужденных лиц, которые не совершали тяжёлых преступлений. Соответственно, в государстве нет такого финансирования, которое позволило содержать настолько большое количество осужденных лиц. Тем более некоторые осужденные не могут оплатить штраф из-за отсутствия денег и низкой заработной платы, что привело бы к заточению их в тюрьме. Исправительные работы были включены в уголовный кодекс только благодаря протестам юридического сообщества .
Отметим, что исправленная статья в уголовном кодексе об исправительных работах подразумевала тот факт, что осужденные не так сурово наказывались, однако при этом добавились другие обязанности, которые носили воспитательный и профилактический характер.
Одним из правовых ограничений данного вида наказания является ограничение времени отпуска. В настоящее время он составляет не менее 18 рабочих дней . В то же время было разъяснено, что все остальные виды отпусков предоставляются осужденным на общих основаниях. Это касается дополнительного отпуска и отпуска по временной нетрудоспособности, а также отпуска по беременности и родам.
Кроме того, велись споры о необходимости и целесообразности учёта срока отбытого наказания в качестве трудового стажа. В 1935 году было установлено, что срок отбывания наказания исправительных работ не будут включать в трудовой стаж. Данное условие соблюдалось на законодательном уровне до 1992 года. Уже в 1996 году данное ограничение было отменено в новом уголовном кодексе. Поэтому следует признать, что время отбывания наказания в виде исправительных работ засчитывается во все виды трудового стажа на общих основаниях.
Таким образом, можно сказать, что в качестве наказания исправительные работы использовались с самого начала становления СССР. Всё, что происходило впоследствии – смена названия без смены смысла.
Исправительные работы являются одним из обширных видов наказания, который прописан в большей части статей УК, а в других, более поздних редакция кодекса – количество ограничений только растёт.
Подводя итог сказанному в настоящем параграфе, можно сделать вывод, что вид наказания – исправительные работы зародился еще в начале становления советского государства, затем получил развитие и закрепление в советском законодательстве, претерпевал изменения в наименовании, однако сущность данного вида наказания не изменялась. И к настоящему времени в современном российском правовом поле исправительные работы как вид уголовного наказания стали достаточно эффективной альтернативой наказаниям, связанным с ограничением свободы, к тому же оказывающим воспитательное воздействие.

1.2 Понятие, сущность и содержание исправительных работ
Новое уголовное законодательство России предусматривает приговоры, которые не включают тюремное заключение, и соответствуют нормам, закрепленным в международной юридической практике, которые содержат доказательства для оправдания уголовных приговоров таких, как Всеобщая Декларация прав человека , Международный пакт о гражданских и политических правах , Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением и других.
Эти наказания не включают изоляцию от общества и связаны с принуждением обвиняемого к исправительным действиям при соблюдении определенных условий его осуждения.
Существует список наказаний, в который входят и исправительные работы.
Рост применения наказаний, таких как исправительные меры, отражает реализацию принципа справедливости, который гласит, что наказание за преступную деятельность соответствует характеру и степени общественной опасности преступления, характеристикам его уполномоченного и личности виновного, т.е. лица, совершившего это правонарушение.
Суть исправительных действий заключается в том, чтоб обвиняемый мог участвовать в судебном разбирательстве в то время, когда он или она были заняты в исправительных работах, или по распоряжению административных органов, получил работу, если основного рабочего места у него нет. Кроме того, такой приговор выносился только по месту жительства обвиняемого. Сроки и размер отчислений в пользу государства определяются судом.
По сути, исправительные работы состоят из следующих основных элементов:

  • принудительный труд;
  • работа в местах, обозначенных местными правоохранительными органами для содержания под стражей, чтобы позволить органам, проводящим восстановительные работы, но в районе, где проживает задержанный;
  • работа в течение определенного периода времени;
  • удержание части заработной платы лица по решению правоохранительных органов.
    Исправительные работы назначаются осужденным, не имеющим постоянного места работы и имеющим работу. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но по месту жительства осужденного . Трудоустроенными считаются лица, заключившие трудовой договор или связанные гражданско-правовыми обязательствами.
    Участие в исправительных работах заключается в том, что лицо, занимающееся исправительными работами, несмотря на свое желание или нежелание, должно иметь возможность сделать работу, при этом необходимо обеспечить условия, чтобы ему не разрешалось прекращать свою работу по своему желанию, без согласия сотрудника ОВД, осуществляющего этот вид наказания. В этом случае обвиняемый не может отказаться от порученной ему работы. За нарушение порядка и условий назначения наказания осужденным к принудительному и исправительному применению уголовная инспекция предупредила его об ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, за нарушение правил исправительных мер осужденное лицо может быть обязано подать уведомление инспектора по уголовным делам не чаще чем раз в два месяца по месту прописки.Исправительные работы устанавливаются на срок от 2 месяцев до 2 лет .
    Из дохода лица, признанного виновным в применении мер исправления, вычитаются суммы, удержанные по решению суда. Инспекторы пенитенциарных учреждений осуществляют административный контроль за справедливостью и своевременностью удержаний из заработной платы осужденных к исправительным мерам и перевода удерживаемых средств в соответствующий фонд. Для осуществления этого контроля уголовно-административный инспектор имеет право вводить финансовый и налоговый контроль за отчислениями и следить за исполнением обязательств .
    Удержания удерживаются из заработной платы на определенном месте работы за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы. Вычеты не будут вычитаться из пособий, предоставляемых заключенным по социальному страхованию и социальному обеспечению, из финансовых пособий, за исключением пособий по безработице.
    Исправительные работы не назначаются:
    • лицам, признанным инвалидами первой группы;
    • беременным женщинам;
    • женщинам с детьми в возрасте до трех лет;
    • призывным военнослужащим;
    • военнослужащим по контракту, если данные военнослужащие несут службу в звании рядового или сержанта и если данные лица не отслужили на момент вынесения приговора призывного срока .
    Многие исследователи считают, что проблемный вопрос, связанный с назначением наказания в дисциплинарном производстве, затрудняет определение оснований для исправительных мер правонарушителями без основной роли и практики. Решению этой проблемы может помочь мобилизация честных предприятий, которые обеспечивают занятость заключенных на реабилитационные мероприятия, предоставление льгот для указанных организаций, помощь в организации профессионального обучения осужденных к исправительным работам, при выполнении других обязанностей, а также обеспечение хороших условий труда и т. д.
    Итак, рассмотрев в настоящем параграфе понятие и сущность такого вида уголовного наказания, как исправительные работы, можно прийти к выводу, что одно только существование этого вида наказания является воплощением принципа гуманизма и справедливости, поскольку за совершение менее тяжких преступлений могут назначаться исправительные работы как менее строгое наказание. К тому же, данный вид наказания обладает сильным воспитательным воздействием на осужденного, что в целом способствует улучшению криминогенной обстановки.

ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
2.1. Правоограничения осужденных к наказанию в виде исправительных работ

Установленные обязанности и запреты существенно влияют на правовой статус осужденных, поскольку они ограничивают их в реализации прав, предусмотренных нормами Конституции РФ. Так, осужденные в полной мере не могут реализовывать свое право на свободу, которое предусмотрено нормой ч. 1 ст. 22 Конституции РФ. Также ограничено право осужденных на свободное передвижение, которое регламентировано ч. 1 ст. 27 Конституции РФ.
Итак, осужденные к исправительным работам ограничены в определенных правах. К основным законодательным ограничениям относятся следующие:
• удержание части заработка в доход государства;
• запрет осужденному покидать работу по собственному желанию;
• ограничение очередного отпуска осужденного 18 рабочими днями .
Однако при этом исправительные работы не должны в любой степени противоречить действующему законодательству, нарушать охрану труда, технику безопасности и т.д. Кроме того, в обязательном порядке должно быть установлено начало и окончание работ (смена). Кроме того, срок исправительных работ в обязательном порядке включается в трудовой стаж, который в свою очередь может быть исключён ввиду повторных нарушений и осуждения.
Те осужденные, которые выполняют свою работу на должном уровне, не имеют замечаний и за которыми не наблюдается повторных нарушений, продолжительность ежегодного отпуска могут увеличить до двадцати четырёх дней. Данное право имеют так же инвалиды первой и второй группы, работающие на добровольной основе и в тяжелых условиях труда.
В период отбывания исправительных работ из заработка, осужденного производятся отчисления в доход государства в размере, установленном приговором суда, от 5 до 20%. В соответствии со ст. 44 УИК РФ, «Удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам» .
Если уклонение обвиняемого от исправительных мер является рецидивом, суд может заменить безнаказанность принудительными работами или тюремным заключением в том же объеме, в тот же день или лишением свободы на три дня с отбыванием в следственном изоляторе. Отчисления не производятся из пенсий и пособий, которые поступают в форме социального обеспечения и социального страхования, из выплат с низким уровнем дохода, а не из платежной системы. Если приговор был отменен или изменен по окончании рассмотрения дела, все удержанные средства подлежат возврату.
Ограничение прав собственности является важным, но не единственным карательным элементом наказания в виде исправительных работ. Второй карательный элемент исправительных работ связан с запретом осужденному покидать работу по собственному желанию без разрешения уголовно-исполнительной инспекции.
Данный тип наказания предусматривает тот факт, что осужденный обязан самостоятельно устроиться на работу или обратиться в службу занятости, если он не имеет официальной работы.
Служба занятости предлагает осужденным работу, от которой они не имеют права отказаться. Связано это с тем, чтобы осужденный не мог избежать наказания, отказываясь от предложенной ему работы, а отбыть само наказание могут только трудоустроенные граждане.
Наказание носит также и карательный смысл, ибо данное наказание предусматривает отсутствие выбора у осужденных при предложении им работы службой занятости.
Стоит учесть, что хоть права на смену работу и имеют значительные ограничения, в законе не имеется информации о смене места жительства, а потому осужденный имеет полное право сменить место жительство, но при этом осужденный обязан отбыть наказание по месту жительства.
Также для наказания используется уменьшение срока отпуска до восемнадцати рабочих дней, который является оплачиваемым. Однако, данное ограничение актуально только для тех, кому было назначено данное наказание.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации минимальная продолжительность ежегодного отпуска для рабочих и служащих устанавливается в размере 28 календарных дней . Помимо ежегодного отпуска Трудовым кодексом РФ предусмотрен дополнительный отпуск. Лицам, отбывающим исправительные работы, предоставляются эти отпуска и отпуска в связи с временной нетрудоспособностью, а также отпуск по беременности и родам в общеустановленном порядке.
Перечисленные обязанности и запреты устанавливаются на срок до шести месяцев. Если этого недостаточно, запрет может быть продлен еще на срок до шести месяцев и т. д., но в пределах срока, отбытого этим осужденным наказания.
Тот факт, что инспекция имеет право увеличивать указанный срок до шести месяцев в рамках максимального срока наказания (исправительных работ), который равен двум годам, следует признать неверным. Данное условие прописано в части первой статьи 50 УК РФ. Некоторые обязанности могут остаться в силе и после окончания наказания, которое длилось, к примеру, полгода .
Дополнительные обязанности могут быть сохранены и после отбытия наказания, например, если оно назначено сроком на один год. Такая ситуация не может считаться допустимой, поскольку обязанности и запреты являются составными частями наказания и не могут быть назначены при уже отбытом наказании, независимо от поведения, осужденного и желательности сохранения обязанностей и запретов в интересах его исправления.
Данная ситуация не является допустимой, ибо какие-либо запреты и обязанности могут быть назначены только в срок наказания, но никак не сверх него.
Тем не менее, если рассмотреть другой пример, в котором осужденный по каким-либо причинам нарушает условия наказания (прогуливает исправительные работы), то данный срок может быть продлён на срок свыше двух лет и само наказание займёт гораздо больше времени.
Согласно ст. 46 УИК РФ, «за нарушение порядка и условий привлечения к дисциплинарной ответственности виновных следователь уголовного розыска может предупредить его о наличии у него записи о замене действий, изменении и ином наказании, а также приказать заключенному приходить к инспектору по уголовным делам до двух раз в месяц для регистрации ».
Злостным уклонением от исправительных работ признается осужденный :
• тот, кто нарушил порядок и условия наказания после предупреждения его об одном из правонарушений (не явился к делу и без причины в течение 15 дней со дня регистрации у инспектора по уголовно-административным делам, чтобы избежать регистрации в отделе занятости по адресу и в то же время не явился к инспектору по уголовным делам без объяснения причин, без явки или явки для работы с алкоголем, наркотиками, алкогольными напитками и т. д.);

  • тот, кто сбежал с официального места жительства, и его местонахождение не может быть определено. Этот заключенный будет объявлен в розыск и будет лишен свободы на тридцать дней. Однако суд рассмотрит обстоятельства, которых удалось избежать задержанному, и вынесет вердикт, в котором предлагается выбор между корректирующими мерами и другими мерами наказания.
    При этом, согласно части 3 и 4 статьи 40 уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденный гражданин не имеет права отказаться и тем более избегать той работы, которая была ему предложена по решению суда.
    Кроме того, осужденный не имеет права увольняться с имеющегося места работы, если у него не имеется разрешения от уголовно-исполнительной инспекции. Правда, разрешение может быть выдано, если осужденный докажет целесообразность и необходимость его увольнения с действующего места работы.
    В конце данного раздела стоит сделать вывод, что к основным ограничениям, которые применяются нашим законодательством является запрет для осужденных на изменение места работы, а также уменьшение ежегодного отпуска до восемнадцати дней.

2.2. Организация, порядок и сроки исполнения наказания в виде исправительных работ

Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ регламентируется уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, а именно ст. 39 УИК РФ.
Так, в соответствии с нормами указанной выше статьи, наказание в виде исправительных работ исполняет непосредственно «уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного», а само наказание «отбывается в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного» .
Итак, исправительные работы контролируются органами исполнительной инспекции, а само исполнение начинается после получения последней копии приговора или приказа из суда.
На каждого осужденного заводится личное дело, и проводится его регистрация. Регистрация обязательна, ибо она служит инструментом управления осужденными и контролем их деятельностью, а также для контроля вычетов из заработной платы и сохранение законности действий .
Важнейшая функция инспекции заключается в следующем: она несёт свою ответственность за то, чтобы осужденный был трудоустроен. В том случае, если осужденный работает, то данная инспекция обращается на его рабочее место, куда предоставляет копию приговора и непосредственно сам приказ о его исполнении.
Если устанавливается, что конкретный осужденный не имеет определённого места работы, то в службе занятости ему предлагают устроиться на какую-либо работу, причем стоит помнить, что он не имеет права отказываться от нее .
Работодатель осужденного должен быть проинформирован о том, что его работник был осужден и приговорён к исправительным работам. Так же работодатель должен владеть информацией о том, что теперь в его обязанности входит удержание некоторой части из дохода осужденного, а проценты перечислять в пользу государства. Также работодатель уведомляется об ограничениях, которые имеются у данного осужденного, а также обязанность сообщения в инспекцию о нарушениях или же о поощрениях.
Стоит помнить, что тем осужденным, которым были назначены исправительные работы, не нужно изменять место работы. В том случае, если предстоит перевод на другое место работы или увольнение, то данные процедуры проводятся на основании действующего Трудового кодекса Российской Федерации.
Срок наказания в виде исправительных работ начинает своё исчисление с того момента, как в организацию, в которой числится осужденный было направлено соответствующее постановление. Соответственно, с момента прибытия данного постановления на его места работы – именно с этого дня и начинается процесс удержания части доходов с работника. В случае нахождения данного работника в отпуске или на больничном листе началом отбытия наказания считается тот день, когда он вышел на работу.
Следует осветить ряд недостатков при назначении наказания в виде исправительных работ. Так, исправительные работы назначаются осужденному по месту его основной работы, однако эффективное применение данного положения возможно лишь в том случае, когда в обществе устанавливается полная трудовая занятость населения и не существует никаких проблем с безработицей.
Далее, следует сказать, что порочным является положение об удержании установленного процента от дохода осужденного. Ведь в современных условиях можно отметить, что большая часть населения государства имеет доход на уровне прожиточного минимума, таким образом, удерживая процент из заработка указанной категории граждан, исполнительная власть подвергает осужденного проблематичному существованию .
Также закон не устанавливает четкий порядок исполнения исправительных работ в отношении осужденных, достигших в период отбывания наказания пенсионного возраста и по этой причине оставивших работу.
Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что на практике процесс и в целом порядок исполнения наказания в виде исправительных работ не приведен в соответствие с нормами трудового закона. Значит, существует немало пробелов в законе, которые требуют решения на законодательном уровне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей работе были рассмотрены вопросы, связанные с таким видом наказания, как исправительные работы, в связи с чем можно сделать ряд выводов.
Во-первых, история показала довольно интересный опыт применения исправительных работ. В общем и целом, сама история исправительных работ насчитывает примерно сто лет, а её изменения за это время является значительным. Так, например, с течением времени степень наказания становилась ниже, однако увеличивалась важность воспитательной и профилактической работы, что несколько парадоксально, ибо с течением времени в уголовном кодексе стало только больше статей, которые предусматривают данное наказание. В целом, такой вид наказания – исправительные работы, зародился еще в начале становления советского государства, затем получил развитие и закрепление в советском законодательстве, претерпевал изменения в наименовании, однако сущность данного вида наказания не изменялась. И к настоящему времени в современном российском правовом поле исправительные работы как вид уголовного наказания стали достаточно эффективной альтернативой наказаниям, связанным с ограничением свободы, к тому же оказывающим воспитательное воздействие.
Во-вторых, существование этого вида наказания является воплощением принципа гуманизма и справедливости, поскольку за совершение менее тяжких преступлений могут назначаться исправительные работы как менее строгое наказание. К тому же, данный вид наказания обладает сильным воспитательным воздействием на осужденного, что в целом способствует улучшению криминогенной обстановки.
Часть первая статьи 45 Уголовного кодекса РФ указывает на то, что исправительные работы используются в качестве основного вида наказания.
Назначение судом исправительных работ основывается на двух вариантах правовых оснований:
К первому варианту относятся санкции статьи особенной части уголовного кодекса Российской Федерации, в которой прописывается информация о квалификации и степени тяжести совершенного преступления. При этом сами исправительные работы являются единственно-возможным наказанием или же в качестве аналога для замены другого наказания (двух и более).
Ко второму варианту относится тот факт, что существует возможность того, что иные виды наказаний могут быть заменены исправительными работами, например, при уклонении от штрафов и уклонении от них; как смягчение обстоятельств приговора. В некоторых случаях исправительные работы назначают вместо лишения свободы, а также при осуждении женщин (в т.ч. и беременных), а также тех, кто имеет малолетних детей.
Также был сделан вывод, что наказание в виде исправительных работ обладает воспитательной и профилактической способностью, которая полезна не только для самого осужденного, но и для общества и государства в целом, однако порядок исполнения наказания в виде исправительных работ не приведен в соответствие с нормами трудового закона. Значит, существует немало пробелов в законе, которые требуют решения на законодательном уровне.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно-правовые акты

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 10.12.1998.
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 12. 1994.
  3. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14.12.1990 № 45/110 «Стандартные минимальные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила)»
  4. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР. 1922. № 15. Ст. 153.
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (в редакции от 18.07.2011 г.) // РГ РФ №256 от 31.12.2001 г.
  6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 16. 10.2017)
  7. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изменениями и дополнениями, вступ. вступает в силу с 26.08.2017).

Учебники, монографии, статистические сборники

  1. Андреев, И.А. Очерк по уголовному праву социалистических государств [Текст] / И.А. Андреев // М. – 1978. – С. 133;
  2. Голубцова, К.И. Наказание в виде исправительных работ: особенности и проблемы исполнения [Текст] / К.И. Голубцова // Вестник Самарского юридического института. 2018. №4 (30). С. 20-24.
  3. Зубков, А.А. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации [Текст] / А.А. Зубков // М.: ИНФРА-М, 2003. – 217 с.
  4. Лебедева, В.М. Комментарий к Уголовному кодексу РФ [Текст] / В.М. Лебедева // М.: НОРМА, 2002. – 127 с.
  5. Мамонтова, А.А. История становления и развития уголовного наказания в виде исправительных работ [Текст] / А.А. Мамонтова // Вестник Томского института повышения квалификации работников ФСИН России. № 1 (3). – 2020. – С. 43-50.
  6. Михлин, А.С. Понятие наказания в виде исправительных работ и история его возникновения в российском праве [Текст] / А.С. Михлин // Уголовное право. — 2001. — №4. — С. 56.
  7. Стеничкин, Г.А. Уголовное наказание в виде исправительных работ: исторические вопросы становления и развития, статистический анализ современной практики [Текст] / Г.А. Стеничкин // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2009. – № 4. – С. 43.
  8. Цанева, А.Н. Возникновение и развитие уголовного наказания в виде исправительных работ [Текст] / А.Н. Цанева // Теория и практика общественного развития. – 2012. – №5. – С. 297-300.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov