Курсовая Исследование систем управления

Исследование систем управления

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 4
2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 8
2.1 Методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов 9
2.2 Методы формализованного представления систем управления 12
2.3 Комплексированные методы исследования 15
2.4 Социологические исследования систем управления и социально-экономическое экспериментирование 16
2.5 Тестирование в процессе исследования систем управления 18
2.6 Методы исследования информационных потоков 19
3 ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЙ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

ВВЕДЕНИЕ
В современном менеджменте рассматривается множество самых разных организаций, которые представляют собой «совокупность» людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда и распределения обязанностей. Это могут быть государст¬венные учреждения, общественные объединения, научно-про¬изводственные объединения, частные предприятия. Организа¬ции создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей в продукции либо услугах и поэтому имеют самое различ¬ное назначение, размеры, строение и другие параметры.
Каждая организация имеет конкретную систему управления, которая также является объектом исследования. Исследовать сис¬тему управления можно только на основе выбранной научной концепции.
Система управления любой организации является сложной, созданной для сбора, анализа и переработки информации с це¬лью получения максимального конечного результата при опре¬деленных ограничениях (наличия ресурсов, например).

1 ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
Исследование систем управления — это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внут¬ренними условиями. В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сего¬дня трудно обеспечить без исследования путей и возможностей, без выбора альтернативных направлений. Исследование управ¬ления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов.
Иногда для проведения исследова¬ния приглашают консультационные фирмы. Необходимость в исследованиях систем управления продиктована достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. От правильного их решения зависит ус¬пех работы этих организаций.
Объектом исследования является система управления (и ее составляющие элементы), относящаяся к классу социально-эко¬номических систем, предметом — конкретная проблема, реше¬ние которой требует проведения исследования. Результатом ис¬следования будут рекомендации, модели, методы, способствую¬щие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содер¬жания, истоков, последствий.
Исследования систем управления могут быть классифициро¬ваны по различным основаниям.
По целям можно выделить практические исследования, пред-назначенные для быстрых эффективных решений и достижения желаемых результатов, и научно-практические исследования, ори¬ентированы на перспективу, более глубокое понимание тенденций и закономерностей развития организаций, повышение образова¬тельного уровня работников.
По методологии проведения следует выделить, прежде всего, исследования эмпирического характера и опирающиеся на систе¬му научных знаний.
Разнообразны исследования и по использованию ресурсов собственных или привлекаемых, по трудоемкости, продолжи¬тельности, информационному обеспечению, организации их проведения. Поэтому в каждом конкретном случае приходится выбирать необходимый вид исследования, исходя из поставлен¬ных целей.
Исследование как вид деятельности в процессе управления организаций включает следующие работы:
• распознавание проблем и проблемных ситуаций;
• определение причин их происхождения, свойств, содержа¬ния, закономерностей проведения и развития;
• установление места этих проблем и ситуаций (как в сис¬теме научных знаний, так и в системе практического управ¬ления);
• нахождение путей, средств и возможностей использования новых знаний о данной проблеме;
• разработку вариантов решения проблем;
• выбор оптимального варианта решения проблемы по кри¬териям результативности, оптимальности, эффективности.
В реальной практике все эти работы находятся в тесной взаи¬мосвязи, и их оптимальное сочетание характеризует степень про¬фессионализма исследователей, конкретные цели и задачи их деятельности.
Проведение исследований и анализ любой конкретной сис¬темы управления как объекта необходимо, прежде всего, для обеспечения конкурентоспособности предприятия на рынке то¬варов, для повышения эффективности функционирова¬ния подразделений и организации в целом.
Исследования необходимо проводить не только, когда орга¬низациям грозит банкротство или серьезный кризис, но и тогда, когда организации функционируют успешно и стабильно дости¬гают определенных результатов. В данном случае своевременные исследования помогут удержать этот стабильный уровень работы организации, выяснить, что либо мешает, либо в большей сте¬пени стимулирует ее работу, чтобы желаемые результаты были еще лучше.
Необходимость проведения исследований продиктована еще и постоянно меняющимися целями функционирования органи¬заций, что неизбежно в условиях рыночной конкуренции и по¬стоянно меняющегося спроса потребителей.
Исследования необходимы как с научной, так и с практиче¬ской точек зрения. С научной точки зрения исследование пред¬полагает разработку и четкое формулирование методологии про¬ведения исследований, с тем чтобы разработать фундаменталь¬ные теоретические положения. С практической точки зрения ис¬следования должны уметь проводить конкретные люди, следовательно, их необходимо вооружить конкретными знаниями, обучить раз¬личным методам проведения исследований, разъяснить, для чего это нужно и какие цели при этом достигаются. Необходимо объяснить главное: исследования проводятся с целью построе¬ния определенной модели системы управления, к которой должна стремиться организация.
Исследование систем управления включает:
• уточнение цели развития и функционирования предпри¬ятия и его подразделений;
• выявление тенденций развития предприятия в конкретной рыночной среде;
• выявление факторов, обеспечивающих достижение сфор-мулированной цели и препятствующих ей;
• сбор необходимых данных для разработки мероприятий по совершенствованию действующей системы управления;
• получение необходимых данных для привязки современ¬ных моделей, методов и средств к условиям конкретного предприятия.
В процессе исследования и анализа работы организации уста-навливается роль и место данного предприятия в соответствую¬щем секторе рынка; состояние производственно-хозяйственной деятельности предприятия; производственная структура пред¬приятия; система управления и ее организационная структура; особенности взаимодействия предприятия с потребителями, поставщиками и другими участниками рынка; инновационная деятельность предприятия; психологический климат предпри¬ятия и др.
Главные направления исследований систем управления оп¬ределяются проблемами организации и находятся в следующих важнейших областях:
• конкурентного положения на рынке;
• организации управления;
• мотивации;
• использования современных технических средств;
• технологии разработки решений;
• информационного обеспечения управления;
• компетенции персонала и т.п.
Выбрать направления исследования и сосредоточить на нем внимание, как собственное, так и специалистов управления, счи¬тается большим искусством менеджера. Эффективным исследо¬вание будет только при соразмерности средств, использованных на его проведение средств, и полученных результатов.

2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
Эффективность исследования систем управления во многом оп-ределяется использованными методами исследования.
Методы исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований, грамотное применение которых спо¬собствует получению достоверных и полных результатов относи¬тельно проблем, возникших в организации. Правильность выбора методов, а также оптимальная интеграция их при проведении ис¬следования определяются знаниями, опытом и интуицией спе¬циалистов, проводящих такие исследования.
Всю совокупность методов исследования можно разбить на три большие группы: методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов; мето¬ды формализованного представления систем управления и комплекси-рованные методы.
Методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опыт¬ных специалистов-экспертов, использовании их опыта и нетради¬ционных подходов к анализу деятельности организации. Данная группа включает методы: «мозговой атаки», типа «сценариев», экспертных оценок, типа «Дельфи», ти¬па «дерева целей», «деловой игры», тестиро¬вание и т.д.
Методы формализованного представления систем управления. Они основаны на использовании математических, экономико-математических методов и моделей исследования систем управ¬ления. Среди них можно выделить следующие классы:
• аналитические, которые включают методы классической математики (интегральное исчисление, дифференциальное исчисление, методы поиска экстремумов функций, вариа¬ционное исчисление и другие, методы математического программирования, теории игр);
• статистические, включающие теоретические разделы мате¬матики (математическую статистику, теорию вероятностей) и направления прикладной математики, использующие стохастические представления (теорию массового обслужи¬вания, методы статистических испытаний, методы выдви¬жения и проверки статистических гипотез и другие методы статистического имитационного моделирования);
• теоретико-множественные, логические, лингвистические, се-миотические (разделы дискретной математики, составляю¬щие теоретическую основу разработки разного рода языков моделирования, автоматизации проектирования, инфор¬мационно-поисковых языков);
• графические, в том числе теорию графов и разного рода графические представления информации типа диаграмм, графиков, гистограмм и т.п.
Комплексированные методы. К ним причисляют системный анализ, методы факторного и корреляционного анализа, парамет¬рический метод, функционально стоимостной анализ, социоло¬гический исследования, социально-экономические эксперимен¬ты, тестирование, комбинаторика, ситуационное моделирование, топология, графосемиотика и др. Они сформировались путем ин¬теграции экспертных и формализованных методов.
2.1 Методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов
Развитие системного анализа неразрывно связано с такими понятиями, как «мозговая атака», «сценарии», «дерево целей», морфологические методы и т.п. Перечисленные термины харак¬теризуют тот или иной подход к активизации выявления и обоб¬щению мнений опытных специалистов-экспертов. Иногда все эти методы называют «экспертными» или. Однако есть и особый класс методов, связанных непо-средственно с опросом экспертов, так называемый метод экс¬пертных оценок, поэтому названные и подобные им подходы иногда объединяют термином «качественные».
Методы типа мозговой атаки. Данная концепция получила широкое распространение с начала 1950-х гг. как «метод система¬тической тренировки творческого мышления», направленный на «открытие новых идей и достижение согласия группы людей на основе интуитивного мышления». Методы этого типа известны также под названиями мозгового штурма, конференций идей, кол¬лективной генерации идей (КГИ).
Методы типа «сценариев». Методы подготовки и согласова¬ния представлений о проблеме или анализируемом объекте, из¬ложенных в письменном виде, получили название сценариев. Первоначально этот метод предполагал подготовку текста, содер¬жащего логическую последовательность событий или возможные варианты решения проблемы, развернутые во времени.
На практике по типу сценариев разрабатывались прогнозы в отраслях промышленности. Разновидностью сценариев можно считать комплексные программы научно-технического прогрес¬са и его социально-экономических последствий.
Методы экспертных оценок. Изучению возможностей и осо-бенностей применения экспертных оценок посвящено много работ. В них рассматриваются формы экспертного опроса, подходы к оцениванию, методы обработки результатов опроса, требования к экс¬пертам и формированию экспертных групп, вопросы трениров¬ки экспертов, оценки их компетентности, методики организации эксперт¬ных опросов.
Методы типа «Дельфи». Метод «Дельфи», или метод «дель-фийского оракула», первоначально был предложен О. Хелмером и его коллегами как итеративная процедура при проведении мозговой атаки, которая способствовала бы снижению влияния психологических факторов при повторении заседаний и повы¬шении объективности результатов. Однако почти одновременно «Дельфи»-процедуры стали средством повышения объективно¬сти экспертных опросов с использованием количественных оце¬нок при оценке «дерева цели» и при разработке «сценариев».
Основные средства повышения объективности результатов при применении метода «Дельфи» — использование обратной связи, ознакомление экспертов с результатами предшествующе¬го тура опроса и учет этих результатов при оценке значимости мнений экспертов.
Для повышения результативности опросов и активизации экспертов иногда сочетают процедуру «Дельфи» с элементами деловой игры: эксперту предлагается проводить самооценку, ставя себя на место конструктора, которому реально поручено выполнять проект, или на место работника аппарата управле¬ния, руководителя соответствующего уровня системы организа¬ционного управления и т.д.
Метод «дерева целей». Эта идея впервые была предложена У. Черменом в связи с проблемами принятия решений в про¬мышленности.
Термин «дерево» подразумевает использование иерархиче¬ской структуры, полученной путем разделения обшей цели на подцели, а их, в свою очередь, на более детальные составляю¬щие, которые можно называть подцелями нижележащих уров¬ней, а с некоторого уровня — функциями. Как правило, термин «дерево целей» используется для иерархических структур, имею¬щих отношения строго древовидного порядка, но сам метод иногда применяется и в случае «слабых» иерархий.
Метод «дерева целей» ориентирован на получение полной и относительно устойчивой структуры целей, проблем, направле¬ний, т.е. такой структуры, которая на протяжении какого-то периода времени мало изменялась при неизбежных изменени¬ях, происходящих в любой развивающейся системе. Для дос¬тижения этого при построении вариантов структуры следует учитывать закономерности целеобразования и использовать принципы и методики формирования иерархических структур целей и функций.
Морфологический подход. Основная его идея — систематиче¬ски находить наибольшее число, а в пределе — все возможные варианты решения поставленной проблемы или реализации системы путем комбинирования основных (выделенных исследова¬телем) структурных элементов системы или их признаков. При этом система или проблема может разбиваться на части разны¬ми способами и рассматриваться в различных аспектах.
Деловые игры. Это наиболее эффективные методы овладения новыми знаниями, методами хозяйствования и управления. Де¬ловые игры как метод имитации выработан для принятия управ¬ленческих решений в различных ситуациях путем игры по за¬данным правилам группы людей или человека и компьютера. Они позволяют с помощью моделирования и имитации процес¬сов выйти на анализ, решение сложных практических задач, обеспечить формирование мыслительной культуры, управления, мастерства общения, принятия решений, инструментальное рас¬ширение управленческих навыков.
2.2 Методы формализованного представления систем управления
ДЛЯ описания систем управления на практике используется ряд формализованных методов, которые в разной степени обеспечи¬вают изучение функционирования систем во времени, изучение схем управления, состава подразделений, их подчиненности и т.д., с целью создания нормальных условий работы аппарата управления, персонализации и четкого информационного обес¬печения управления.
Применяемые методы формализованного описания систем управления должны способствовать созданию четких организа¬ционных механизмов управления, используемых объектов. Не¬обходимость создания таких механизмов обусловлена внедрени¬ем новых методов хозяйствования, которые требуют как четкой регламентации управления, так и сокращения управленческих расходов.
Как известно, моделирование какого-либо объекта заключа¬ется в замене исходного объекта таким объектом (моделью), ис¬следование которого можно провести эффективнее, т.е. легче, доступнее, быстрее, дешевле и т.д.
Существует много разновидностей моделей: графики и таб¬лицы, физические модели, логические и математические выраже¬ния, машинные модели, имитационные модели. Выбор конкрет¬ного метода формализованного описания, системы управления зависит от того, в каких условиях осуществляется обследование, какова ответственность исполнителей за принимаемые решения и какова степень регламентации управления в обследуемой ор¬ганизации.
Сетевой метод. Он сводится к построению сетевой модели системы управления для решения комплексной задачи управле¬ния. Основой сетевого планирования является информационная динамическая сетевая модель, в которой весь комплекс расчле¬няется на отдельные, четко определенные операции (работы), располагаемые в строгой технологической последовательности их выполнения. При анализе сетевой модели производится ко¬личественная, временная и стоимостная оценка выполняемых работ. Параметры задаются для каждой входящей в сеть работы их исполнителем на основе нормативных данных либо своего производственного опыта.
Модели сетевого планирования и управления (СПУ) характери-зуются следующим:
• системным подходом при создании новых или модерниза¬ции уже сложившихся систем управления, при котором разработка рассматривается как единый непрерывный про¬цесс взаимосвязанных операций, направленных на дости¬жение единой цели;
• возможностью алгоритмизировать расчет основных пара¬метров сети (продолжительность, трудоемкость, стоимость и др.);
• большей по сравнению с другими моделями унифициро¬ванностью и, как следствием, значительно меньшими за¬тратами на разработку и внедрение.
Особенно эффективно применение сетевых методов при раз¬работке сложных систем, когда в разработке участвует большое количество исполнителей. Какую бы сложную систему с помо¬щью сетевых моделей мы ни описывали, правила построения сетевых графиков, алгоритмы их расчета, машинные программы остаются без изменений.
Имитационное динамическое моделирование. В последнее вре¬мя для решения задач управления и анализа функционирования различных систем все шире применяется метод системной ди¬намики (System Dynamics), основы которого разработаны про¬фессором Дж. Форрестером (США) в 1950-х гг. Название этого метода не совсем точно отражает его сущность, так как при его использовании имитируется поведение моделируемой системы во времени с учетом внутрисистемных связей.
При имитационном динамическом моделировании строится модель, адекватно отражающая внутреннюю структуру модели¬руемой системы, а затем поведение модели проверяется на ЭВМ на сколь угодно продолжительное время вперед. Это дает воз¬можность исследовать поведение как системы в целом, так и ее составных частей. Имитационные динамические модели исполь¬зуют специфический аппарат, позволяющий отразить причинно-следственные связи между элементами системы и динамику из¬менений каждого элемента. Модели реальных систем обычно содержат значительное число переменных, поэтому их имитация осуществляется на компьютере.
2.3 Комплексированные методы исследования
К комплексированным методам исследования относятся: систем¬ный анализ, факторный и корреляционный анализ, параметриче¬ский анализ, функционально-стоимостной анализ, социологиче¬ские исследования, социально-экономического эксперименти¬рования. Рассмотрим некоторые из них.
Метод факторного анализа. Его сущность состоит в выделе¬нии из множества изучаемых факторов, влияющих на исследуемый объект, меньшего их числа, но отражающих наиболее су¬щественные свойства исследования. Фактор представляет собой переменную, находящуюся в логической зависимости со следст¬вием изучаемого явления и определяющую его. Он может быть единичным (влияющим на следствие одной переменной) и ком¬плексным (определяется одновременно несколькими перемен¬ными). Комплексный фактор, связанный со всеми переменны¬ми, обычно называют генеральным.
Метод корреляционного анализа. Такой анализ является ком-плексным, т.е. относится к группе формальных экономико-математических методов и позволяет определять количествен¬ную взаимосвязь между несколькими явлениями исследуемой системы. Корреляционная зависимость (в отличии от функцио¬нальной) проявляется только в массе случаев-наблюдений. Кор¬реляция представляет собой вероятную зависимость между яв¬лениями, при которой средняя величина параметров одного них изменяется в зависимости от других. Корреляции между двумя явлениями носит название парной, а между несколькими — множественной.
Использование метода корреляционного анализа предпола¬гает построение функции, т.е. исследуемый результирующий показатель и факторные функции, от которых зависит результи¬рующий — это аргументы, а переменные подразделяются на за¬висимые и независимые от изучаемого явления.
Метод функционально-стоимостного анализа. Такой анализ систем управления представляет собой совокупность приемов и способов технико-экономического исследования функций управ¬ления. Метод базируется на их трудоемко-стоимостной оценке, обеспечивающий возможность выбора наиболее экономичных способов выполнения рассматриваемых функций в целях поиска путей совершенствования управляющей системы и снижение затрат на ее функционирование.
Параметрический метод. Данный метод исследования систем управления основывается на количественном и качественном описании исследуемых свойств систем управления и установле¬ния взаимосвязей между параметрами как внутри управляемой и управляющей подсистем, так и между ними. Это позволяет с помощью выбранной номенклатуры параметров на базе факти¬ческих данных количественно оценить исследуемый объект. За¬висимости между параметрами могут быть как функциональны¬ми, так и корреляционными.
Для объективной оценки любой системы ее свойства необходимо охарактеризовать количественно. Качествен¬ные свойства объекта исследования характеризуют параметры, частным случаем которого является показатель — качественная характеристика свойств системы, входящих в ее состав и рас¬сматриваемая применительно к определенным условиям ее функционирования.
2.4 Социологические исследования систем управления и социально-экономическое экспериментирование
При исследовании систем управления в последнее время весьма широко используется метод социологических исследований, по¬зволяющий оценить деятельность (работу) системы управления по факторам деятельности персонала, его отношению к сущест¬вующим в организации проблемам, понять интересы и ценности, сотрудников. Значение социологических исследований опреде¬ляется особой ролью человеческого фактора в деятельности ор¬ганизации, а также отношений персонала с клиентами.
Объектом социологических исследований является совокуп¬ность людей (респонденты), с которыми связана исследуемая социальная проблема.
Предметом социологических исследований выступают харак-теристики и качества объекта, отражающие изучаемые социаль¬ные процессы.
Методика социологического исследования представляет со¬бой совокупность методов сбора, обработки и анализа фактов действительности, позволяющих реализовать цели и задачи ис¬следования. Социальные факты включают поведение индивидов или социальных групп, суждения, оценки, мнение людей.
Организация процесса исследования заключается в подго¬товке специально разработанных материалов (документов): ан¬кет, бланков интервью, социокарт, листа наблюдения.
При проведении социологических исследований использу¬ются различные методы:
• наблюдения и изучения документации;
• социометрического тестирования (применяемый для опре¬деления меры вовлечения работника в соответствующую изучаемую группу персонала);
• экспертных оценок (включая и органолептический метод, основанный на анализе восприятий органами чувств);
• эксперимента.
Еще одним прикладным методом исследования систем управ¬ления является социально-экономическое экспериментирование. Эксперимент — это научно-организованный опыт с точно учи¬тываемыми и управляемыми условиями (ресурсами, ограниче¬ниями и т.п.). Его цели состоят в выявлении свойств исследуе¬мых объектов (организации), проверке справедливости гипотез и на этой основе детальном изучении предмета исследования.
Эксперименты, которые проводятся в системе управления, могут быть классифицированы следующим образом: социаль¬ные; экономические; правовые; естественные и искусственные; лабораторные и натуральные; пассивные и активные; однофакторные и многофакторные; простые и сложные; параллельные и последовательные.
Эксперимент есть пробное нововведение, цель которого — дать всестороннее обоснование для решения о возможности при¬нятия новшеств к внедрению (распространению) с определенными изменениями, ограничениями и учетом определенных условий.
Участие людей делает социально-экономическое экспери-ментирование весьма опасным видом экспериментального вме¬шательства в систему. Поэтому к нему надо подходить очень осторожно, т.е. учитывать соответствующие ограничения на оп¬ределенные параметры, явления и процессы, а также заклады¬вать необходимые страховые решения.
2.5 Тестирование в процессе исследования систем управления
Метод тестирования в настоящее время получил широкое распространение в различных сферах деятельности. Тестирование представляет собой квалификационную и психологическую ди¬агностику, использующую стандартизованные вопросы и задачи (тесты), которые имеют определенную шкалу значений. Тесты применяются для стандартизованного измерения индивидуаль¬ных различий. Тест — это искусственно создание воздействие испытательного характера, т.е. это искусственное и строго дози¬рованное воздействие, направленное на объект в процессе про¬водимого эксперимента, позволяющее по ответной реакции ис¬следовать его состояние и всей системы управления.
Для качественного проведения тестирования и получения объективных результатов большое значение имеет конструиро¬вание и формулирование тестов. Основные правила конструиро¬вания тестов в социально-экономических системах управления включают целенаправленность, однозначность понимания, ло¬гичность, краткость, информативность, понятность и доступность, позитивность и негативность высказываемых суждений, альтер¬нативность, нейтральность, сбалансированность.
Метод тестирования может применяться на всех стадиях ис-следования систем управления, начиная от диагностики и за¬канчивая внедрением результатов исследовательских работ в практику управления.
2.6 Методы исследования информационных потоков
Проведение исследования потоков информации в ходе предпроектного обследования системы управления предусмотрено мето-дическими материалами по разработке организационных систем управления. Целью такого исследования является изучение и формализация информационных процессов. Исследования про¬водятся по заранее разработанной программе, в которой указыва¬ется, что и в какой последовательности необходимо выполнить.
Объектами исследования являются документированные и недокументированные сообщения, отражающие производственно-хозяйственную деятельность и управленческие работы, а так¬же связанные с ними процессы формирования показателей и документов, маршруты их движения.
При исследовании процесса обработки данных в управляю¬щей системе и ее подразделениях различаются процессы расчета показателей и процессы формирования документов. Расчет по¬казателей осуществляется на основе определенных правил — процедур с исходными данными, которые проявляются в виде последовательности их обработки. Формирование документов про¬изводится на основе определенных правил подбора источников исходных показателей, самих данных и последовательности за¬писи в форму документа.

3 ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЙ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
Одним из важнейших компонентов методологии исследования СУ, наряду с целями, гипотезами, методологическими подходами и методами, являются принципы проведения исследовательских работ. Принцип здесь следует пони¬мать как основное правило действия, руководящая идея.
Применительно к исследованию СУ понятие «принципы» мож¬но рассматривать в виде основных правил, положений, руководя¬щих идей и норм, определяющих направления проведения и про¬цессы организации познавательной деятельности, которых должны придерживаться исследователи и специалисты. Вместе с тем следует отметить, что те или иные принципы необходимо использовать строго в зависимости от целей, методологических подходов и при¬меняемых методов исследования
Целеустремлен¬ность — Проведение исследования обусловливает наличие ясной, определенной цели и должно стремиться, не взирая на трудности и помехи, к достижение установленных целей . Исключение могут составлять только некоторые фундаментальные исследования.
Целенаправлен¬ность — Проведение исследований предполагает продвижение от по¬ставленных целей к тождественным результатам, т.е. выпол¬нение исследовательских работ по обеспечению целевых установок. Это реально осуществимо в рамках це¬левых подсистем и позволяет: установить границы исследо¬вания; использовать ресурсов по назначению, величине, структуре и времени; обеспечить адресность выводов.
Системность — СУ исследуется как единое явление ,и соответственно как целостная подсистема, входящая в организационно-эконо¬мическую систему предприятия (организации) и состоящая, в свою очередь, из подсистем, субподсистем и элементов. При этом исследование следует осуществлять на всех иерар¬хических уровнях непосредственно системы управления и управляемой системы, рассматривая другие субъекты управ-ления как вышестоящих, так и нижележащих уровней. Важное значение имеет также необходимость проведения исследовательских работ с учетом всех стадий и этапов жизненного цикла исследования СУ. На основе всего этого обеспечивается необходимая пол¬нота и достоверность исследования.
Обусловленность исследовательских функций целями исследования — Состав и содержание исследовательских функций находятся в тесной в зависимости от целей исследования.
Функциональ¬ность — Исследованию подвергается целостный комплекс функций системы управления, обеспечивающий принятие эффектив¬ных решении для достижения целей и задач социальной орга-низационно-экономической системы организации. В зависи¬мости от уровня управления содержание управленческих функций может быть различно. Для более высокого уровня приобретают значимость функции, связанные с организацией, координацией и регулированием, активизацией и стимулиро¬ванием.
Объективность — Исследования СУ осуществляются на основе беспристраст¬ности и непредвзятости, научной корректности и соответ¬ствия реальности, что обеспечивается фактологией иссле¬дования, количественной и качественной определенностью, построением гипотез, использованием соответствующих методов исследования, выбором показателей, отражающих состояние СУ и ее элементов, подбором исполнителей оп¬ределенной квалификации, выбором информативной базы для сравнения при проведении исследований, адекватными оценками исследовательских результатов.
Соблюдение пра¬вовых норм — Проведение исследований и использование их результатов основывается на соблюдении действующих правовых норм и нормативных актов.
Своевременность — Проведение исследований и использование их результатов в нужное время.
Развитие и дви¬жение (динамич¬ность) — При исследовании СУ все явления и отношения должны рассматриваться с учетом функционирования системы и изменения качества, жизнеспособности, приспособляемости.
Научность — Исследования проводятся на основе современных достиже¬ний науки, техники и практики с учетом объективных за¬конов и закономерностей системного управления познава¬тельными процессами.
Прогрессивность — Цели, методы, принципы исследований СУ должны соот¬ветствовать передовым достижениям науки и техники.
Взаимодействие — При исследовании СУ обязательно обеспечение взаимосвя¬зей целей и функционирующих подсистем, элементов как между собой, так и со всеми другими внешними по отно¬шению к организации системами.
Комплексность — Обязательно должна быть взаимная увязка всех связанных с исследованиями мероприятий, элементов, подсистем, стадий жизненного цикла, иерархических уровней и всего комплекса методов для достижения целей познания СУ.
Преемственность — Каждое исследуемое явление рассматривается с позиций его происхождения, этапов существования, ретроспектив¬ной цепочки изменений и исторических тенденций, что должно выражаться в максимальном использовании пере¬дового отечественного и зарубежного опыта исследования СУ.
Перспективность — При проведении исследования СУ учитывается возможность использования методики и результатов исследования для дальнейшего развития исследовательской деятельности в области управления в целом и развития рассматриваемой СУ в частности.
Простота — Используются легко доступные, не сложные и не трудоем¬кие методы исследования, разработки и принятия исследо-вательских решений.
Доходчивость — Предполагается понимание каждым исследователем и рабо¬тающим всего того, что касается основополагающих вопро¬сов исследования и реализации их результатов при внедре¬нии в СУ.
Согласованность — Исследование должно быть согласовано с целями, задача¬ми, стратегией, тактикой, временем функционирования и уровнями управления СУ.
Специфичность — Имеет место обязательный учет при проведении исследова¬ния особенностей объекта.
Оперативность — Исследовательские операции выполняются быстро и эф¬фективно; своевременно устраняются отклонения от уста¬новленного хода процесса познания.
Автономность — Исследования СУ должны быть относительно самостоя¬тельными.
Экономичность — Характерно стремление обеспечить снижение затрат на всех этапах исследования СУ, чтобы повысить эффективность исследовательских работ.
Параллельность — Обязательно одновременное проведение отдельных видов исследовательских работ для сокращения сроков и повы-шения оперативности исследований.
Концентрация — Выполняются однотипные исследовательские задачи в од¬ном исследовательском подразделении и (или) обеспечива¬ется концентрация усилий работников на достижение ос¬новных целей и решение задач исследования СУ.
Адаптивность — Обеспечивается приспособляемость проводимых исследований к изменяющимся внешним и внутренним факторам, влияющим как на организацию исследовательских работ, так и на СУ.
Систематичность — Предполагаются постоянное непрерывное и сравнительно ритмичное выполнение всех работ по исследованию СУ, а также обоснованная долговременность действий, обеспечи¬вающих реализацию исследовательских решений.
Научное равенство — Каждому исследователю обеспечивается свободное высказы¬вание гипотез, идей, мнений, оценок, предложений. Истин¬ность и применимость высказываний должна оцениваться независимо от их авторства, что исключает учет должностного положения, научных степеней и званий, прежних заслуг и т.п. каждого из участников исследования СУ.
Консультативность — При проведении исследований должна быть обеспечена возможность свободного выбора консультантов и использования консультаций. Каждый участник исследования должен иметь возможность получать и (или) давать консультацию.
Активизация и стимулирование — При проведении исследования СУ исследуется комплекс методов, обеспечивающих усиление заинтересованности в высококачественном, производительном, новаторском и, главное, осознанном труде каждого исследователя (работ-ника) и всего исследовательского коллектива (персонала организации) в целом.
Коллективное творчество — Привлекается широкий круг исследователей и специали¬стов разного профиля и уровня (от руководителей до рядо¬вых специалистов и рабочих включительно). Процессы коллективного творчества должны управляться.
Творческая ак¬тивность — У каждого участника исследования должны быть внутрен¬нее стремление к активным действиям и право на проявле¬ние своих творческих способностей и свободы мышления для достижения целей исследования. На дей¬ствующих СУ менеджеры и весь персонал должны обладать исследовательской креативностью и инновационностыо мышления.
Методический подход — Проведение исследования Должно осуществляться не в случайной последовательности, а по заранее обоснованной технологии, оформленной в определенную методику.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время для ряда целей исследования СУ, обусловленных необходимостью быстротечного изменения управления, крайне важно оперативно провести работы и принять обоснованные управленческие решения. Такие цели могут ставиться по мере возникновения непрогнозируемых проблем управления, требующих быстрого разрешения и связанных, например, с внезапными изменениями на рынках, необходимостью срочного заключения контракта, проведением не в установленные плановые периоды работ по реструктуризации СУ и т.п.
В условиях конкуренции цена задержки в проведении исследования и принятия последующего решения по его результатам даже правильных управленческих решений может оказаться очень большой, т.е. необходимо повышать оперативность проведения исследований СУ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Архипова Н.И., Кульба В.В., Косяченко С.А., Чанхиева Ф.Ю. Исследование систем управления: Учеб. пособие. М.: Приор, 2009. – 364 с.
  2. Баранников А.Ф. Теория организации: Учебник. М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2004. – 507 с.
  3. Жарковская Е.П., Бродский Б.Е. Антикризисное управление: учебник. М.: Омега-Л, 2006. – 416 с.
  4. Исследование систем управления: учеб пособие. А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов. М. 2009. — 106 с
  5. Менеджмент: Учебник. Под ред. М.М. Максимцева, М.А. Ко-марова. — 3-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 377 с.
  6. Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 456 с.
  7. Мухин В.И. Исследование систем управления: учебное пособие. М. 2006. — 479 с.
  8. Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления: Учеб. пособие. М.: Академический проект; Трикста, 2006. – 420 с.
  9. Ременников В.Б. Разработка управленческого решения: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 234 с.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov