Курсовая Контролирующие органы в области труда и социального развития

Контроль и ревизия

Содержание
Введение 3
1 Контролирующие органы в области труда и социального развития 5
1.1 Министерство труда и социальной защиты РФ 5
1.2 Федеральная служба по труду и занятости 7
1.3 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 8
2 Ревизия финансовых результатов, денежных средств, ценных бумаг и подтверждение достоверности отчетности фирмы 10
2.1 Ревизия финансовых результатов 10
2.2 Ревизия денежных средств 20
2.3 Особенности ревизии ценных бумаг 28
Заключение 30
Список использованных источников 31

Введение
Контроль, как функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производятся оценка степени достижения организацией своих целей и необходимая корректировка намеченных действий. Контроль связывает воедино все функции управления, позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения.
Одной из наиболее эффективных форм контроля является ревизия. В соответствии с Инструкцией о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов РФ, утвержденной приказом Министерства финансов РФ № 42н от 14 апреля 2000 г., «ревизия — это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных должностных лиц».
Ревизия — составная часть системы управленческого контроля, призванная установить законность, достоверность, целесообразность и экономическую эффективность совершенных хозяйственных операций.
Ревизия — форма последующего контроля, представляющая собой систему взаимосвязанных документальных и фактических приемов контроля.
Цель ревизии или проверки — осуществление контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
Итак, ревизия — это метод последующего периодического контроля, документальное и или фактическое исследование целесообразности и законности действий должностных лиц. При ревизии изучают только совершенные хозяйственные операции на базе зафиксированной информации.
Основные задачи ревизии:

  • проверка сохранности имущества, законности и эффективности хозяйственных операций;
  • выявление злоупотреблений, условий их возникновения и разработка мероприятий по их предупреждению;
  • проверка исполнительной дисциплины и оценка эффективности деятельности управленческого персонала организации;
  • исследование системы внутреннего контроля, выявления её узких мест и повышения её эффективности.
    Целью работы является рассмотрение функций контролирующих органов в сфере труда и социального развития, а также изучение ревизии финансовых результатов, денежных средств, ценных бумаг и подтверждения достоверности финансовой отчетности.

1 Контролирующие органы в области труда и социального развития
1.1 Министерство труда и социальной защиты РФ
Контроль в области труда и социального развития осуществляет Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруд России) – федеральный орган исполнительной власти, в задачи которого входит проведение государственной политики и осуществление управления в области труда, занятости и социальной защиты населения. Он координирует по этим вопросам деятельность органов исполнительной власти РФ и ее субъектов.
Минтруд организует деятельность федеральной службы занятости, службы по урегулированию коллективных трудовых споров; осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства о труде и его охране; осуществляет мероприятия по преодолению безработицы; участвует в решении комплексных проблем социального развития, народонаселения, социального страхования, систем оплаты труда, пенсионного обеспечения, социальной защиты семьи и т.д.
Минтруд участвует в разработке законодательства о минимальных размерах оплаты труда, пенсий, пособий, стипендий, компенсационных выплат, по защите доходов населения от инфляции.
В области охраны труда функции осуществляет Федеральная инспекция труда, действующая в структуре Минтруда. Нормы и правила, утверждаемые Минтрудом по этим вопросам, обязательны для исполнения на всей территории РФ всеми организациями независимо от сферы хозяйственной деятельности, формы собственности и ведомственной подчиненности. Должностные лица, осуществляющие государственный надзор, вправе давать обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений законодательства о труде и его охране, приостанавливать эксплуатацию производственного оборудования и деятельность производственных подразделений, налагать административные штрафы. Административная ответственность за правонарушения предусмотрена ст. 41, 41’– 414 КоАП РФ. Если производственная деятельность связана с опасностью для жизни и здоровья работников, она может быть приостановлена. Такое решение органов надзора обжалуется в судебном порядке.
Минтруд обеспечивает социальную защиту граждан, пострадавших в результате радиационных катастроф, а также их ликвидаторов.
К его компетенции отнесено создание сети комплексных и специализированных государственных и муниципальных социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, социально-правовых, психолого-педагогических услуг.
Совместно с Пенсионным фондом РФ Минтруд обеспечивает назначение, перерасчет, выплату и доставку государственных пенсий, контролирует расходование средств на пенсионное обеспечение. Минтруд также реализует государственную политику социального обеспечения и защиты прав инвалидов.
В структуре Минтруда действует Федеральная государственная служба занятости. В ее функции входит: анализ спроса и предложений на рабочую силу; учет свободных рабочих мест и граждан, нуждающихся в трудоустройстве; организация профессиональной подготовки и переподготовки граждан в своих учебных центрах; регистрация безработных; выдача пособий по безработице и т.д.
Минтруд управляет средствами Государственного фонда занятости населения.
Территориальными органами Минтруда являются департаменты службы занятости, действующие на территории субъектов РФ.
Федеральная миграционная служба России (ФМС России) возглавляет систему государственного управления миграционными процессами (территориальным перемещением граждан). Практически речь идет о беженцах и вынужденных переселенцах.
Под беженцами понимаются лица, не являющиеся гражданами России, надеющиеся найти убежище в РФ из-за опасений стать на своей родине жертвой преследований по различным причинам (расовым, политическим и т.п.).
Вынужденный переселенец – российский гражданин, ставший жертвой насилия или преследования по месту своего постоянного проживания (например, русское население Чечни).
Служба занятости обеспечивает защиту прав и интересов мигрантов, создает условия для их приема и размещения. В местах наибольшего скопления беженцев и вынужденных переселенцев создаются центры их временного размещения, являющиеся государственными учреждениями. В них происходит регистрация вынужденных переселенцев и членов их семей. Оперативную работу проводят территориальные органы миграционной службы.
1.2 Федеральная служба по труду и занятости
Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) — федеральный орган исполнительной власти России, находящийся в ведении Министерства труда и социальной защиты. Осуществляет правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
В числе основных функций:

  • контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе;
  • деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • организация альтернативной гражданской службы;
  • организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров
    1.3 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
    Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор, ранее — санэпиднадзор) — федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в России.
    Федеральной службе передана часть функций Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства по антимонопольной политике Российской Федерации.
    Федеральная служба осуществляет свою деятельность согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» и на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».
    Федеральная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке.
    Правовые основы деятельности Федеральной службы установлены федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителей», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями.

2 Ревизия финансовых результатов, денежных средств, ценных бумаг и подтверждение достоверности отчетности фирмы
Достоверность отчетности не в последнюю очередь зависит от организации бухгалтерского учета на предприятии, поэтому при проведении ревизий и другой контрольной работы осуществляется контроль за соблюдением действующих правил ведения бухгалтерского учета, рациональности его форм и методов, прав и обязанностей, вытекающих из Положения о главных бухгалтерах, в котором подчеркнуто, что бухгалтерская служба должна обеспечить составление достоверной бухгалтерской отчетности на основе первичных документов и бухгалтерских записей. Тем самым определяется роль и ответственность бухгалтерской службы в финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в том числе и в соблюдении договорной и финансовой дисциплины.
2.1 Ревизия финансовых результатов
Являясь одной из форм реализации стоимости прибавочного продукта, прибыль выступает важным инструментом управления экономикой, неотъемлемым элементом хозрасчетной деятельности предприятий и объединений.
Балансовая прибыль промышленного предприятия включает финансовые результаты от реализации товарной продукции и прочей реализации, внереализационные доходы и потери. От правильности отражения этих показателей в бухгалтерском учете и отчетности существенно зависят размеры отчислений в фонды экономического стимулирования, премий, платежей в бюджет. Поэтому одна из главных задач контроля и ревизии, финансовых результатов — проверка достоверности учетных и отчетных данных о величине и структуре балансовой прибыли (убытка). Не менее важная задача ревизии — выявить влияние различных факторов на формирование прибыли, выделив воздействие факторов, зависящих и не зависящих от работы предприятия. Четкое их разграничение является необходимым условием для объективной оценки выполнения плана прибыли и установления оптимальных пропорций ее использования.
Источниками ревизии служат: учетные регистры — Главная книга, журналы-ордера № 11 и 15, ведомость № 16 журнально-ордерной формы учета; первичные документы (выборочно); финансовый план (баланс доходов и расходов); паспорт производственного объединения (предприятия); бухгалтерский баланс; отчетные таблицы «Реализация продукции» и «Прибыли и убытки»
Ревизия финансовых результатов начинается с проверки соответствия показателей отчетности о прибылях и убытках данным регистров синтетического и аналитического бухгалтерского учета.
Прежде всего, сопоставляют балансовую прибыль с конечным сальдо по счету.
«Прибыли и убытки» в Главной книге или оборотной ведомости (оборотном балансе) по счетам синтетического учета. Далее, отчетные показатели, характеризующие структуру балансовой прибыли по ее составным элементам, сравниваются с данными аналитического учета по счету «Прибыли и убытки».
Наибольший удельный вес в общей сумме балансовой прибыли составляет прибыль от реализации изделий, работ и услуг промышленного характера. Ее определяют как разность между выручкой от реализации в оптовых ценах предприятий и затратами на производство и сбыт продукции. Поэтому ревизия финансовых результатов является продолжением предшествующей ревизии реализации продукции и ее себестоимости.
Особого внимания требует проверка обоснованности приведенных в балансе и Главной книге данных о фактической себестоимости остатков нереализованной продукции на счетах «Готовая продукция» и «Товары отгруженные». Если в бухгалтерском учете и балансе неверно рассчитана производственная себестоимость остатков готовой продукции и отгруженных товаров, не оплаченных покупателями, то по материалам ревизии разрабатываются предложения об исправлении балансовой оценки этих остатков, а также отчетных показателей прибыли, фондов экономического стимулирования и платежей из прибыли в бюджет.
Прибыль (убыток) от реализации материальных ценностей и услуг, не относимых к товарной промышленной продукции, отражается в квартальной отчетности общей величиной, а в годовой — с подразделением по группам товарно-материальных ценностей и видам работ. Сюда входят: промышленная продукция, изготовленная с отступлением от стандартов и технических условий; продукция подсобного сельского хозяйства; услуги автохозяйств; работы непромышленного характера; покупные изделия и товары; прочие сверхнормативные и излишне материальные ценности и др. К доходам от реализации прочих материальных ценностей относятся также полученные с покупателей сверх отпускных цен изделий 40% стоимости деревянной тары на предприятиях отраслей промышленности, где эти суммы не включаются в валовую и товарную продукцию.
Некоторые особенности имеет ревизия финансовых результатов подсобных сельских хозяйств промышленных предприятий,- играющих важную роль в обеспечении рабочих столовых продовольственными ресурсами. В целях повышения их рентабельности мясо и молоко из подсобных сельских хозяйств реализуются для общественного питания в столовых этих предприятий по действующим закупочным ценам. Картофель и овощи отпускаются своим столовым на эти же цели по установленным розничным ценам за вычетом торговых скидок, но не ниже закупочных цен. В отчетности о прочей реализации выручка от реализации продукции подсобного сельского хозяйства и финансовые результаты (прибыль или убыток) определяются исходя из указанных цен на упомянутую сельскохозяйственную продукцию. Однако предприятия общественного питания, обслуживающие работников данного предприятия, должны оприходовать ее по более низким розничным ценам, относя разницу между закупочными и розничными (за вычетом торговых скидок) ценами в дебет счета «Внутрихозяйственные расчеты» (если подсобное сельское хозяйство и предприятие общественного питания учитываются на общем балансе промышленного предприятия) или в дебет счета «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (если подсобное сельское хозяйство и столовая находятся на разных балансах).
Одновременно ревизор должен установить обоснованность расчетов по возмещению предприятиям общественного питания разниц между закупочными и розничными ценами за минусом торговых скидок. Если ассигнования на эти цели предусмотрены в финансовом плане промышленного предприятия (объединения), то разница в ценах покрывается в порядке распределения его прибыли. Проверка причитающихся к возмещению разниц в ценах производится на основе предъявленных предприятиями общественного питания счетов или авизо согласно записям в бухгалтерском учете промышленного предприятия.
Проверяя финансовые результаты от реализации услуг собственного автотранспорта, следует выяснить, не было ли случаев неправомерного списания на счета производственных затрат или на счет «Прибыли и убытки» расходов по бесплатному предоставлению транспорта персоналу предприятия. Действующие единые тарифы на перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом обязательны для всех предприятий, независимо от числа имеющихся у них автомобилей. Исключение составляют лишь случаи, когда решением правительства предоставлено право перевозить рабочих к месту работы по льготному тарифу или бесплатно. Промышленным предприятиям разрешено, кроме того, относить на издержки производства (на счет «Общехозяйственные расходы») дополнительные расходы на перевозку рабочих и служащих специальными маршрутами городского пассажирского транспорта в случае убыточности эксплуатации транспортных средств на этих маршрутах.
При ревизиях вскрываются факты, когда на убытки от реализации услуг и работ автохозяйства неоправданно списывают расходы на проведение экскурсий и других культурно-массовых мероприятий с использованием услуг своего автотранспорта. Такие затраты можно осуществлять за счет специально предусмотренных сметой на эти цели средств фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства.
К внереализационным финансовым результатам относятся не обусловленные процессом реализации доходы и потери, отражаемые непосредственно на счете «Прибыли и убытки». В качестве исходных данных для ревизии используются их постатейное распределение в отчетной таблице «Прибыли и убытки» и учетные записи на одноименном счете.
В ходе ревизии детально исследуются убытки по статье «Штрафы, пени и неустойки уплаченные», на которой учитываются штрафные санкции за нарушение договорных условий поставки продукции, перевозок, расчетных операций и других правил, регулирующих хозяйственные взаимоотношения. На этой же статье отражаются экономические санкции, применяемые к предприятиям, допустившим просроченную кредиторскую задолженность за предварительно оплаченные покупателем (заказчиком) товарно-материальные ценности и услуги по требованию или с согласия поставщика. Предприятия, по вине которых в течение трех дней после предварительного платежа не вывезены (не отгружены) эти ценности или не оказаны услуги, уплачивают в доход бюджета 5% от образовавшейся задолженности.
Проверяя внереализационные доходы по статье «Штрафы, пени и неустойки», нужно по первичным документам установить, не отнесены ли ошибочно на прибыль суммы предъявленных к взысканию штрафных санкций, еще не признанных плательщиками. На счет «Прибыль и убытки» в корреспонденции с дебетом счета «Расчеты по претензиям» могут относиться суммы взимаемых штрафов за несоблюдение договорных обязательств лишь в размерах, признанных плательщиками или присужденных арбитражем, в том числе и суммы, еще не взысканные на дату баланса из-за отсутствия средств на расчетном счете плательщика.
Важно проверить, отнесены ли полностью предприятиями-плательщиками на убытки отчетного периода признанные ими или присужденные арбитражем штрафы, пени и неустойки, а также суммы претензий по штрафным санкциям, по которым срок для обжалования истек. Такие суммы до их уплаты учитываются у предприятия-плательщика как кредиторская задолженность. Однако следует иметь в виду, что потери от уплаты штрафов, пени и неустоек могут быть отнесены на финансовые результаты лишь после принятия необходимых мер к взысканию с виновных нанесенного ущерба в соответствии с Положением о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации. Возложение части таких убытков на виновных работников является одной из самых эффективных мер борьбы с нарушениями государственной дисциплин.
Сплошной проверке подвергаются учетные записи и первичны документы, характеризующие убытки от списания долгов по недостачам и хищениям вследствие неплатежеспособности должников. Законность списания таких сумм устанавливают по данным возвращенных предприятию исполнительных документов и утвержденных судом актов о несостоятельности ответчиков и невозможности обращения взыскания на их имущество. Необходимо также выяснить, налажен ли учет этой задолженности за балансом в течение пяти лет после ее списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников.
При ревизии раскрывают содержание каждого документа на списание убытков от стихийных бедствий (пожара, наводнение урагана и т. п.). Это стоимость уничтоженных или испорченных товарно-материальных ценностей, затраты по погибшим посевам а также потери от простоев, вызванных стихийными бедствиями, расходы по ликвидации их последствий за вычетом стоимости металлолома, топлива и других возвратных материалов. По первичным документам (актам результатов стихийных бедствий) следует установить, не было ли случаев необоснованного списания в убыток потерь от уничтоженных или испорченных основных фондов. Такие потери обращают на уменьшение уставного фонда.
Тщательно рассматриваются и другие статьи внереализационных потерь: от списания безнадежных долгов ввиду истечения сроков исковой давности; по аннулированным производственным заказам, снятым с производства по решению министерства; от ликвидации не полностью амортизированных основных фондов и др.
В составе внереализационных доходов учитывается превышение доходов над расходами по жилищно-коммунальному хозяйству при рентабельной его работе. В этом случае финансовые результаты деятельности жилищно-коммунального хозяйства рассматриваются на основании записей по кредиту счета «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетом «Обслуживающие производства и хозяйства». Убытки от эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства покрываются в порядке распределения прибыли. При ревизии нужно установить причины отклонений фактических убытков жилищно-коммунального хозяйства от предусмотренных по смете. Для этого выясняют полноту взимания квартирной платы, целевых сборов, платы за пользование общежитиями коечного, типа, арендной платы за нежилые помещения. Проверяются и эксплуатационные расходы — на текущий ремонт, амортизационные отчисления, содержание аппарата управления и обслуживающего персонала, а также расходы на отопление, водоснабжение, канализацию и т, п. Источник возмещения сверхплановых убытков от деятельности жилищно-коммунального хозяйства — фактическая расчетная прибыль предприятия, оставшаяся после первоочередных затрат и отчислений. Когда ее нет, такие убытки, не покрываемые средствами финансового резерва предприятия (объединения), приводят к внеплановому отвлечению части собственных оборотных средств и даже к образованию их недостатка.
Если ревизией или счетной проверкой вскрыты неверные записи на счете «Прибыли и убытки», то разрабатываются предложения о внесении необходимых поправок в бухгалтерскую отчетность. Коррективы отчетных показателей текущего или прошлого года, требующие изменения системных записей бухгалтерского учета (себестоимость, финансовые результаты и др.), отражаются в первом же отчете после проверки с исправлением показателей отчетного месяца, квартала и с начала года. Если показатели годовых бухгалтерских отчетов и балансов за прошлый год исправляются до их утверждения, коррективы вносят в бухгалтерский учет за декабрь предыдущего года и отражают в отчете и балансе за прошлый год.
Некоторые особенности имеет ликвидация последствий вскрытых финансовым органом или контрольно-ревизионным аппаратом после утверждения годового отчета недостатков в бухгалтерском учете и отчетности, когда на себестоимость продукции или финансовые результаты предшествующего года необоснованно были отнесены затраты, подлежащие возмещению за счет фондов экономического стимулирования, амортизационною фонда или других целевых средств. На сумму таких затрат следует уменьшить соответствующий источник финансирования, увеличив одновременно платежи в бюджет из прибыли прошлого года.
Проверив достоверность балансовой прибыли, ревизор переходит к заключительному этапу ревизии финансовых результатов — оценке выполнения плана прибыли и ее динамики по сравнению с базовым периодом. При этом необходимо, прежде всего, отделить прибыль, полученную в связи с нарушением государственной дисциплины цен и отступлениями от установленных стандартов и технических условий. Эту часть балансовой прибыли предприятия должны вносить в бюджет, исправляя одновременно показатели выполнения планов по объему продукции и прибыли за отчетный период, в котором были такие нарушения.
Если подобные нарушения выявлены контролирующими органами Госстандарта, министерств и ведомств, то отчетные данные корректируются в том месяце, когда предприятие, местный финансовый и статистический органы получили решение об изъятии средств в бюджет и исправлении отчетных данных. Это относится и к случаям, когда такие решения приняты в текущем году по реализованной в прошлом году продукции. Однако общая величина прибыли, показываемая в балансе, не уменьшается на суммы упомянутых санкций, а причитающиеся платежи в бюджет отражаются на отдельной статье «Взносы прибыли в бюджет, связанные с применением экономических санкций вследствие завышения цен, отступления от стандартов и т. п.».
Особое внимание нужно обратить на то, не превышает ли фактическая прибыль от реализации продукции, изготовленной по разовым заказам, предельный норматив рентабельности. К такой продукции относятся не предназначенные для серийного производства отдельные экземпляры (партии) изделий, изготовленные по индивидуальным чертежам и спецификациям для одного заказчика, не повторяющиеся в производстве два года и не имеющие утвержденных в установленном порядке оптовых цен. Сюда входят, кроме того, произведенные «по разовым заказам запасные части (узлы и детали) к снятым с производства машинам, оборудованию и приборам, а также к импортному оборудованию. Цены на данную продукцию устанавливают предприятия-изготовители по согласованию с заказчиками. При этом они исходят из плановой (сметной) себестоимости, включающей все затраты на выполнение разового заказа, и уровня рентабельности, запланированного на текущий год по всей товарной продукции предприятия-изготовителя (но не меньше 10% и не больше 20% к плановой полной себестоимости). На изготовленные по разовым заказам запасные части норматив рентабельности устанавливается в полтора раза выше плановой рентабельности всей товарной продукции данного года, но не ниже 15% к полной себестоимости. Однако если в отчетном квартале затраты на рубль всей выпущенной товарной продукции снизились в сравнении с утвержденным заданием, то предприятию сверх нормативов рентабельности может быть оставлена часть дополнительной прибыли, по разовым заказам исходя из процента сверхпланового снижения себестоимости всей продукции за данный квартал.
Разницу от превышения предельного норматива рентабельности предприятия и производственные объединения должны перечислять в доход бюджета в сроки, установленные для представления квартальных бухгалтерских отчетов и балансов, не дожидаясь специального решения органов ценообразования. Сумму причитающихся бюджету взносов определяют поквартально, исходя из общей рентабельности (в процентах к фактической полной себестоимости) всех реализованных за отчетный квартал изделий по разовым заказам. Одновременно данная сумма исключается при оценке выполнения планов по объему товарной и реализованной продукции и прибыли.
Годовая и квартальная отчетность о реализации товарной продукции включает сводные справочные данные о реализации убыточных изделий: выручка от их реализации в оптовых ценах предприятий, их полная себестоимость и убыток. Эти показатели позволяют определить в динамике за ряд лет удельный вес убыточных изделий в общем объеме реализованной продукции и величину убытков от их реализации. Более детально причины убыточности отдельных видов (групп) изделий и ее динамика за последние годы вскрываются по данным отчетных калькуляций и справки о рентабельности важнейших видов продукции, прилагаемой к годовому отчету. На предприятиях легкой, пищевой, мясной, молочной и рыбной промышленности для контроля можно использовать данные полугодовой и годовой специализированной отчетности о реализации промышленной продукции по группам товаров. По этим данным изучаются возможности ликвидации или снижения убыточности отдельных изделий. Важно также установить, допускается ли сверхплановый выпуск малорентабельной и убыточной продукции, не имеющей сбыта, при невыполнении плана выпуска высокорентабельной продукции, пользующейся повышенным спросом.
Ревизия выполнения плана по прибыли от реализации товарной продукции завершается выявлением степени воздействия различных факторов на величину прибыли. Это позволяет более объективно оценивать финансовые результаты работы предприятия.
2.2 Ревизия денежных средств
Ревизия денежных средств является традиционным направлением, с которого начинается проверка. Денежные средства принадлежат к числу наиболее подвижных и мобильных активов. Завершая кругооборот средств хозяйства и будучи исходным пунктом нового кругооборота, денежные операции носят массовый характер применения и наиболее уязвимы с точки зрения различного рода нарушений и злоупотреблений. Наличные денежные средства представляют наиболее рисковый объект потенциальных искажений официальных данных.
Ревизия операций с денежными средствами включает проверку кассовых, банковских и валютных операций, осуществляемых организацией. Операции, связанные с движением денежных средств, должны проверяться, как правило, сплошным методом. Основная цель проверки — законность, достоверность и хозяйственная целесообразность совершенных операций на счетах, отражающих движения денежных средств.
Важнейшим условием ревизии кассы является ее внезапность.
Сразу же после прибытия на предприятие и предъявления приказа о назначении ревизии должна быть незамедлительно проведена инвентаризация наличных денежных средств в кассе. Если по уважительным причинам задерживается начало ревизии, кассу необходимо немедленно опечатать. Касса проверяется ревизором совместно с представителями бухгалтерии, либо главным бухгалтером в обязательном присутствии кассира. На время ревизии все кассовые операции прекращаются.
В процессе проверки материально ответственное лицо по кассе обязано составить отчет об операциях кассы за текущий день, вывести по кассовой книге остаток денег на день ревизии и на последнем отчете, дать расписку, что все приходные и расходные кассовые документы включены в отчет и к моменту ревизии кассы неоприходованных и не списанных в расход денег не имеется. Кассир предъявляет все имеющиеся в кассе документы по движению денег.
Необходимо проверить наличие письменных договоров о материальной ответственности с лицами, которые ведут кассы, а также с лицами, на которых приказами руководителей учреждений, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, возложены обязанности по выдаче заработной платы, пособий по временной нетрудоспособности, премий и др.
Денежное наличие проверяется путем полного перерасчета всех денег, находящихся в кассе. Закончив пересчет наличных денег, ревизор проверяет наличие в кассе денежных документов (марок, проездных билетов), бланков строгой отчетности (бланки трудовых книжек, вкладыши к трудовым книжкам, квитанционные книжки судебных исполнителей), ценных бумаг (оплаченные талоны на бензин и масло, на питание и тому подобное, оплаченные путевки в дома отдыха, санатории, турбазы, полученные извещения на почтовые переводы, почтовые марки и марки госпошлины и т. п.). Фактические остатки денег, денежных документов и бланков строгой отчетности сопоставляются с остатками по данным бухгалтерского учета.
Записи кассира, частные расписки, квитанции и не полностью оформленные документы не принимаются во внимание при составлении кассового отчета для целей ревизии и подсчета остатка наличных денег, и считаются недостачей. Возникновение таких фактов следует перечислить в акте ревизии в качестве нарушения кассовой дисциплины с указанием получателей денег, суммы и целей выдачи. Если при проверке обнаружены недостача или излишек денег, денежных документов и бланков строгой отчетности, то у кассира берется письменное объяснение о причинах выявленных расхождений. В этих целях лицо, ответственное за ведение кассы, обязано дать объяснения, а ревизор должен проверить достоверность объяснений. Если недостача или излишек по кассе образовались в результате нарушения правил ведения кассовых операций или злоупотреблений, ревизор может потребовать отстранения кассира от занимаемой должности или передачи материалов на виновных лиц в правоохранительные органы
На обнаруженные излишки денежных средств составляется приходный кассовый ордер, который заносится в кассовую книгу, а излишки сдаются в доход бюджета. При выявлении в ходе ревизии недостачи наличных денег должны быть приняты меры к взысканию.
Далее проверяется соблюдение последовательности нумерации приходных и расходных кассовых документов в кассе, сопоставление этой нумерации с документами по предыдущему отчету кассира. Расхождение в номерах можно указывать на умышленное изъятие отдельных документов.
На практике встречаются следующие приемы использования недоброкачественных первичных документов:

  • к отчету подшиваются первичные документы, изъятые из архива, которые могут отличаться цветом, видом (пожелтевшие, выцветшие, помятые, проколотые, со следами от подшивки), формой, подтертыми датами, подписями и т.п.;
  • травление, подчистка, дописка документов и т.п.;
  • качественно сделанные копии.
    Ревизор должен отличать признаки копий, произведенных на средствах тиражирования. С помощью лупы или на просвет ревизор может обнаружить внесенные исправления или копирование документов. Подделку документов проще обнаружить при внимательной сверке номеров, дат, подписей. Обычно учесть в копии все отметки в документе, проходящем через многих исполнителей, не удается. Документы, не соответствующие требованиям Положения о ведении кассовых операций, не признаются оправдательными. В процессе ревизии необходимо тщательно проверять достоверность операций, отраженных в таких документах.
    Приходные и расходные кассовые документы должны проверяться сплошным порядком с целью выявления: случаев хищения денежных средств; незаконного и нецелесообразного использования их; нарушений правильности оформления документов
    После просмотра документов, изъятых из кассы, составляется отчет кассира на момент проверки. В ведомости на выплату заработной платы, премий и т. д., по которой не получено значительное количество денег, можно не делать операции по депонированию и таким образом не включать в отчет кассира, а учитывать эти деньги в качестве наличных. В противном случае ведомость закрывается, а денежные средства депонируются.
    На следующем этапе кассир пересчитывает наличность по купюрам, а результат записывается в акт. В кассе запрещено хранить деньги, не принадлежащие предприятию. Если в кассе находятся деньги профкома, касса взаимопомощи, то ревизор перед началом проверки должен затребовать справку из бухгалтерии об остатке таких средств по данным учета.
    При проверке фактического наличия ревизор должен осмотреть все отделения и ячейки кассы, чтобы не допустить сокрытия или неполного предъявления денежных средств для пересчета.
    Фактическое наличие денежных средств сверяют с остатками по данным бухгалтерского учета и выводят результат инвентаризации кассы, в котором излишек приходуется, а недостача списывается на кассира.
    На следующем этапе ревизору необходимо ознакомиться с актами проверки кассы иными проверяющими и установить наиболее характерные недостатки и нарушения. Одновременно устанавливают наличие актов внезапной ревизии главным бухгалтером или уполномоченным лицом. После изучения указанных документов целесообразно рассмотреть журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров и оценить его соответствие данным кассовой книги.
    На следующем этапе проверяется соблюдение лимита остатка денежной наличности.
    Непосредственную проверку кассовых операций начинают с оценки полноты оприходования полученных в банке наличных денег. Такая проверка проводится путем сравнения записей в кассовой книге и отчете кассира с чековыми книжками и выписками банка. В выписках банка получение наличных денег отражается отдельным шифром. Для ускорения проверки операции по этому шифру выписываются и сравниваются с суммами на корешках чеков и оприходованными суммами по кассовой книге на основании приходно-кассовых ордеров. Испорченные и аннулированные чеки должны быть прикреплены к корешкам чеков в чековой книжке с соответствующими пометками на них. В случаях исправлений, подчистки следует провести сверку записей в выписках банка с подлинными записями в лицевых счетах, хранящихся в обслуживаемом банке.
    Далее проверка продолжается по однородным поступлениям денег в кассу.
    Продажа ТМЦ за наличный расчет. Такие операции проверяются путем сравнения записей в кассовой книге со стоимостью проданных ТМЦ. Важно сравнивать со стоимостью ТМЦ, определенной по данным отпуска ценностей, определенным по отчетам и расходным документам склада. Аналогично проверяется полнота оприходованной наличной выручки за выполненные работы и услуги, когда сверяются суммы прошедшие по кассе, с данными, указанными в актах выполненных работ и отраженными в книге продаж в качестве доходов.
    Выплата заработной платы. Документы на выплату заработной платы рассматриваются с позиции правильности арифметических расчетов, наличия подписей в получении денег. Выявление незаконных выплат и списание денежных средств из кассы осуществляется путем сравнения платежных ведомостей и РКО, а также сравнения этих документов с ведомостями по начислению заработной платы. При появлении сомнений ведомости могут быть сопоставлены с информацией о должностных окладах, табелем учета рабочего времени, приказами на отпуска, увольнение работников. При возникновении неоднозначных ситуаций можно произвести сверку подписи одних и тех же лиц в различных платежных документах и в личном деле по учету кадров.
    Выплата депонированной заработной платы. Суммы такой заработной платы следует сопоставить с числящейся задолженностью в разрезе отдельных лиц.
    Выплата премий. Необходимо наличие приказов и решений по предприятию. При многократной выплате премий одним и тем же лицам целесообразно включить в накопительную ведомость все выплаченные премии с указанием номеров приказов. Это позволит выявить факт двойной оплаты по одному приказу.
    Приобретение ТМЦ за наличный расчет. Правильность отражения этих операций определяется путем сравнения приходных документов складов с документами, предоставленными подотчетными лицами и кассовыми документами на выдачу средств в подотчет. Если у ревизора возникли сомнения о достоверности рассматриваемых документов, на данном этапе он может лишь ограничиться опросом лиц, на которых оформлена выдача денежных средств.
    Расходование наличных денег с одновременным списанием их на счета затрат (Д20, 25, 26, К50). Необходимо проверить фактическое получение и подтверждение расходования денег у тех лиц, которыми были получены денежные средства. Это необходимо для того, чтобы установить правовой статус нарушения — неправильная корреспонденция счетов, либо факты подложных хозяйственных операций.
    Оплата наличных другими организациям. Эти выплаты сверяют с данными о состоянии расчетов с этими организациями, наиболее действенный метод здесь — встречная проверка.
    Подвергается проверке также правильность взимания и полнота оприходования квартирной платы, оплаты коммунальных услуг, за содержание детей в дошкольных детских учреждениях и других поступлений. В этом случае пользуются встречной проверкой операций, получают письменные и устные объяснения соответствующих лиц.
    При проверке кассовых операций уточняют правильность подсчета оборотов по приходу и расходу в кассовых отчетах, определения остатков на конец отчетного периода и переноса их с одной страницы на другую, а также соответствие остатка по отчету кассира на конец месяца остатку по счету 50 «Касса» в Главной книге. Особое внимание следует уделить обоснованности расхода денежных средств, относимых на издержки производства и другие счета без оправдательных документов.
    На основании данных отчетов кассира и приложенных к ним оправдательных документов, а также записей в учетных регистрах проверяется правильность корреспонденции счетов по движению средств в кассе.
    Одновременно с кассовыми операциями следует проверять реальность денежных средств в пути, к которым относятся:
  • денежные средства, сданные в банк, по которым еще нет банковской выписки о зачислении на расчетный счет организации;
  • денежные средства, сданные инкассаторам на перевозку в банк или из банка;
  • денежные средства, перевозимые инкассаторами из операционной кассы в кассу организации.
    При ревизии этих средств сначала проверяется фактическое состояние денежных средств в пути на день ревизии (или на другое ближайшее число) путем тщательной проверки каждой квитанции банка или копии препроводительной ведомости на выручку, сданную в банк, но не зачисленную на расчетный счет организации на эту дату. Затем проверяются обороты, т.е. операции с денежными средствами в пути, посредством сверки квитанций банка или копий препроводительных ведомостей на сданную выручку с выписками банка о зачислении сумм на расчетный счет организации. В результате этого выясняются полнота и своевременность зачисления, а также отражения банком денежной выручки организации на его расчетном счете
    Все выявленные нарушения отражаются в соответствующем разделе акта ревизии либо аудиторской проверки со ссылками на прилагаемые к акту ведомости, таблицы и другие данные, свидетельствующие о допущенных нарушениях.
    Результаты ревизии кассы оформляются отдельным актом. Один экземпляр акта вручается главному бухгалтеру или заместителю руководителя проверяемого учреждения.
    Для его составления ревизор в процессе проверки должен записывать в особую тетрадь, называемую рабочим дневником ревизора, все выявленные им факты нарушений законодательства, нормативных актов и устава предприятия.
    В акте ревизии ревизующие должны соблюдать объективность и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения. Результаты ревизии излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися в ревизуемых и других организациях документами, результатами произведенных встречных проверок и процедур фактического контроля, других ревизионных действий, заключений специалистов и экспертов, объяснений должностных и материально ответственных лиц.
    Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии, должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений.
    В акте ревизии не допускаются выводы, предположения и факты, не подтвержденные документами или результатами проверок, сведениями из материалов правоохранительных органов и ссылками на показания, данные следственным органам. В акте не должна даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных, материально ответственных лиц ревизуемой организации, квалифицироваться их поступки, намерения и цели.
    Акт подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером ревизуемой организации. Один экземпляр акта ревизии, подписанного руководителем ревизионной группы, вручается руководителю ревизуемой организации под роспись в получении с указанием даты получения.
    2.3 Особенности ревизии ценных бумаг
    Ревизия акций и облигаций.
    Функция ценных бумаг заключается в инвестировании денежных средств организации для получения дохода. Ценные бумаги — это денежные документы, удостоверяющие имущественное право в форме собственности или как отношение займа владельца документа к лицу, его выпустившему.
    В соответствии со ст.143 ГК РФ к ценным бумагам относятся следующие документы: облигация, акция, вексель, чек, депозитные и сберегательные сертификаты, коносамент (товаросопроводительный документ, удостоверяющий право его держателя распоряжаться указанным в нем грузом и получить его после перевозки (применяется при морских перевозках).
    Большинство ценных бумаг можно объединить в 3 группы: корпоративные, банковские и государственные.
    Проверка документального оформления операций с ценными бумагами.
    При проверке правильности оформления этих документов определяется наличие обязательных реквизитов Банка России, наличие договоров на приобретение и продажу ценных бумаг, актов приема-передачи ценных бумаг, а также правильность отражения в них сведений о ценных бумагах (серия, номер, эмитент, номинальная стоимость, покупная стоимость, дисконт, сроки погашения). Ревизор проверяет также наличие и правильность оформления книги учета ценных бумаг.
    При ревизии вложений в ценные бумаги проверяют цены, по которым они отражены в отчетности.
    Ревизор проверяет наличие аналитического учета ценных бумаг, правильность их отнесения к долгосрочным и краткосрочным финансовым вложениям, поскольку в отчетности организации долгосрочные и краткосрочные вложения в ценные бумаги отражаются в разных отделах баланса. Критерием отнесения ценных бумаг к краткосрочным является быстрая ликвидность данного вида ценных бумаг.
    Ревизор обязан проверить правильность формирования стоимости приобретения ценных бумаг, обоснованность включения в стоимость их приобретения сопутствующих расходов (услуг брокеров и банков за оформление и выдачу, процентов по займам и кредитам и т.п.), сопоставить цены приобретения с рыночными ценами на аналогичные ценные бумаги.
    Ревизор проверяет правильность формирования финансового результата при выбытии ценных бумаг, а также расходов, связанных с реализацией ценных бумаг, наличие разрешения Банка России на осуществление операций с ценными бумагами, стоимость которых выражена в иностранной валюте.

Заключение
Таким образом, ревизия финансовых результатов фирмы проводится на основе отчетных документов, проверки бухгалтерских регистров, сверки сведений на счетах бухгалтерского учета, ревизии кассовых операций и денежной наличности. Кроме проверок ревизор проводит расчеты получения прибыли, сверки с начисленными и уплаченными налогами, расчеты по обязательствам, ведение операций с ценным бумагами. Документальная проверка иногда сопровождается применением дополнительных методов, инвентаризации, встречных проверок у партнеров и в банках.
Оценка законности и обоснованности хозяйственных операций по данным корреспонденции счетов бухгалтерского учета заключается в сопоставлении записей в учетных регистрах с оправдательными документами, а также данных учетных регистров с показателями отчетности. Исследование ревизионной практики показало, что совершение преступлений иногда скрывается посредством необоснованных записей на счетах бухгалтерского учета. К наиболее часто встречающимся нарушениям можно отнести: неверную корреспонденцию счетов; несоответствие записей в учетных регистрах первичным документам в части объема совершенных операций; отсутствие бухгалтерских проводок по отдельным первичным документам; составление учетных записей, особенно сторнировочных и исправительных, не подтвержденных оправдательными документами; наличие записей в учетных регистрах по подложным документам; несоответствие отчетных показателей записям в главной книге и других учетных регистрах. Необходимо иметь в виду, что все эти нарушения являются лишь признаками вероятностных злоупотреблений. Они могут быть отражены в акте ревизии только после тщательной проверки с участием лиц, ответственных за составление ошибочных учетных записей. Нередко оказывается, что эти записи в последующем были исправлены или сторнированы.

Список использованных источников

  1. Иванова Е.Л. Контроль и ревизия. Конспект лекций / Е.Л.Иванова. — М.: Эксмо, 2007. — 160 с.
  2. Маренков Н.Л. Контроль и ревизия / Н.Л.Маренков. — Ростов на Дону: Феникс, 2004. — 416 с.
  3. Мельник М.В. Ревизия и контроль: Учебное пособие / М.В.Мельник, А.С.Пантелеев, А.Л.Звездин. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. — 512 с.
  4. Мещеряков С.А. Контроль и ревизия Учебное пособие для самостоятельной работы студентов / С.А.Мещеряков. — СПб: Питер, 2008. — 77 с.
  5. Пупко Г.М. Аудит и ревизия: Учебное пособие // Пупко Г.М. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2009.
  6. http://www.rosmintrud.ru/ — Министерство труда и социальной защиты РФ
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov