Курсовая Кредитная система России и ее развитие

Кредитная система России и ее развитие

Содержание
Введение 3
1 Понятие, характеристика и элементы кредитной системы. Факторы ее развития. 5
2 История кредитования в России 10
3 Современная структура кредитной системы Российской Федерации 20
4 Сущность коммерческих банков и их место в кредитной системе России 27
Заключение 34
Список использованных источников 36

Введение
В последние годы во всем мире и в нашей стране активно развивается такая отрасль услуг, как кредитование. Причем одной из важных областей данной отрасли является кредитование физических лиц или потребительское кредитование.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что кредитная система является одним из важных элементов экономики, во многом определяющим её развитие. Финансовый кризис, начавшийся в 2008 году, нарушил интенсивное её развитие. Учитывая сложившуюся ситуацию, исследование особенностей развития банковского сектора Российской Федерации на современном этапе, изучение основных его показателей, является актуальной задачей в современных условиях.
Объектом исследования является кредитная система Российской Федерации, которая в качестве органической части входит в экономическую систему страны. Это значит, что деятельность и развитие банков следует рассматривать в тесной связи с производством, обращением и потреблением материальных и нематериальных благ. В своей практической деятельности банки органично вплетены в общий механизм регулирования хозяйственной жизни, тесно взаимодействуя с бюджетной и налоговыми системами, системой ценообразования, с политикой цен и доходов, с условиями внешнеэкономической деятельности. Это означает, что успех социально-экономических преобразований в стране во многом зависит от функционирования кредитной системы, от умелой синхронизации её усилий с действием других звеньев общественно-хозяйственного механизма.
Предмет исследования – экономические отношения, возникающие в результате функционирования кредитной системы России, её становление и развитие в современных условиях.
Цель исследования определение основных качественных и количественных показателей и тенденций развития кредитной системы РФ на современном этапе, перспектив ее развития.
Для достижения цели исследования решены следующие задачи:
1) определена сущность понятия «кредитная система», охарактеризована её структура;
2) проанализировано современное состояние кредитной системы РФ;
3) рассмотрены перспективы развития кредитной системы РФ.
Теоретической и методологической основой написания курсовой работы явились учебники и учебные пособия, публикации в периодической научно-экономической печати по вопросам развития и становления кредитной системы России, перспектив ее совершенствования в условиях вхождения России в ВТО. Кроме того, использовались законы и другие нормативно-правовые акты, в частности, а также статистические данные о функционировании кредитной системы России, Интернет-ресурсы.

1 Понятие, характеристика и элементы кредитной системы. Факторы ее развития.
Кредит – это движение ссудного капитала, который обеспечивает трансформацию денежного капитала в ссудный и выражает отношения между кредиторами и заемщиками.
Кредит — более широкое понятие, предполагающее наличие разных форм организации кредитных отношений, как формирующих источники средств банка, так и представляющих одну из форм их вложения.
Ссуда же является лишь одной из форм организации кредитных отношений, возникновение которых сопровождается открытием ссудного счета.
Кредитные операции относятся к активным операциям коммерческого банка. В структуре банковского бизнеса данный вид операций приносит им основную прибыль. Структура кредитных операций конкретного банка зависит от величины его активов, расположения центрального отделения, наличия и разветвленности сети отделений, состава клиентуры, специализации банка и т.д. Большое влияние оказывает также общее состояние экономической конъюнктуры в стране. Например, мелкие и средние банка, находящиеся в провинциальных городах, имеют ограниченный круг клиентуры и относительно слабо связаны с общенациональным и мировым денежным рынком. Поэтому доля ссудных операций в структуре их активов является меньшей, чем у крупных банков в финансовых центрах. Такие общеполитические и социально-экономические процессы, как острые нарушения деловой активности, вызываемые войнами, экономическими кризисами, инфляцией и т.д., также оказывают существенное влияние на состав банковских активов.
Кредитная система представляет собой совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, реализуемых в практической деятельности финансово-кредитных институтов. Структура кредитной системы представлена на рисунке 1.

Рис. 1 – Структура кредитной системы

Функциональный компонент кредитной системы состоит из следующих элементов:

  • принципы кредита – возвратность, срочность, платность, обеспеченность, целевой характер;
  • функции кредита – аккумулирующая, перераспределительная, замещающая;
  • формы кредита – коммерческий, государственный, банковский, потребительский, международный;
  • методы кредитования – по остатку, по обороту, индивидуальные, срочные, кредитные линии и др.;
  • субъекты кредитных отношений — кредитор, заемщик.
    Функциональный компонент реализуется через совокупность специализированных учреждений – институциональный компонент кредитной системы – банки и другие финансовые посредники, осуществляющие мобилизацию свободных денежных средств и предоставление их во временное пользование различным субъектам и государству.
    Институциональный компонент кредитной системы характеризуется следующими параметрами:
  • тип банковской системы – одноуровневая, многоуровневая;
  • место в экономической системе, экономическая роль, функциональное предназначение, организационное построение Центрального банка;
  • место в экономической системе, экономическая роль, спектр выполняемых операций, специализация, степень экономической свободы, организационная структура коммерческих банков;
  • место в экономической системе, экономическая роль специализированных финансово-кредитных институтов и небанковских кредитных организаций;
  • место и роль в экономической системе государственных и негосударственных организаций, осуществляющих различные виды контроля данной сферы (налоговые органы, аудиторские службы и др.).
    Понятие «кредитная система» является более широким, нежели понятие «банковская система», так как последняя включает лишь совокупность специализированных институтов, действующих на кредитном рынке страны. Соответственно и понятие «кредитная организация» является более широким, чем понятие «банк».
    Кредитная организация – это юридическое лицо, действующее на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации, основная цель деятельности которого заключается в извлечении прибыли в результате своей деятельности.
    Банк – кредитная организация, которая в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
  • привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;
  • размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
  • открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
    Если кредитная организация не осуществляет хотя бы одну из указанных операций, то она относится к небанковским кредитным учреждениям – специальным финансово-кредитным институтам. Это клиринговые и расчетные палаты и дома, инвестиционные фонды, кредитные союзы и товарищества, общества взаимного кредита, пенсионные фонды, страховые компании и др.
    Основные черты небанковских кредитных учреждений — узкая специализация, работа только с юридическими лицами, осуществление всех операций с иностранной валютой только в безналичном порядке. Включение их в кредитную систему обосновано тем, что, выполняя специфические функции в экономике, они участвуют в перераспределении денежных средств.
    Поскольку кредитная система является важнейшим звеном современной экономики, а кредитные отношения связывают и выражают интересы буквально всех экономических субъектов, то устойчивость кредитной системы во многом зависит от состояния этих субъектов, устойчивости связей между ними.
    К числу экономических факторов, влияющих на состояние кредитной системы, относят: потенциал реального сектора экономики, обновление и выбытие производственных мощностей, конкурентоспособность товаропроизводителей, сальдо платежного баланса страны, возможности межотраслевого перелива ресурсов, инвестиции, величину ВВП.
    Стабильная экономическая база страны – основа устойчивости кредитной системы государства. Трудности в экономике серьезно влияют на устойчивость и деятельность ее элементов.
    Так, экономические кризисы в первую очередь снижают финансовую устойчивость клиентов банков и небанковских кредитно-финансовых учреждений, что негативно сказывается на устойчивости конкретных кредитных организаций и системы в целом. Экономические подъемы, наоборот, способствуют притоку дополнительных средств клиентов, увеличению капитализации банков (небанковских кредитных учреждений) и развитию новых сфер применения капитала.
    Помимо общеэкономических немаловажное влияние на устойчивость кредитной системы оказывают:
  • финансовые факторы (денежная эмиссия, темпы инфляции, перспективы развития фондового рынка);
  • политические факторы (легитимность правительства, влияние оппозиции, стабильность или социальная напряженностью в регионах);
  • правовые факторы (устойчивость законодательства создает предпосылки нормального правового регулирования возникающих проблем).
    Экономические, финансовые, правовые и политические факторы во многом определяют социально-психологические факторы устойчивости: уверенность населения в правильности проводимой экономической политики, в стабильности налогового, таможенного и валютного законодательства, в благоприятных перспективах для развития экономики в целом и ее отдельных отраслей

2 История кредитования в России
Стоит отметить, что история кредита насчитывает несколько тысячелетий, начиная со времен существования Древнего Египта. Уже в те годы люди брали у соседей и знакомых так называемый мини кредит, который нередко отдавали продуктами, выращенными на собственном участке. Однако отдавать приходилось больше взятой суммы, что, в свою очередь, всячески способствовало развитию кредитования. Поэтому уже в средние века появляется такое понятие, как непрямые кредиты. В эти же годы возникает и вексельное кредитование, которое получило особенное распространение в Италии и в некоторых других европейских государствах. Начиная с этого периода времени взять кредит хотело все больше и больше жителей не только Европы, но и многих других развивающихся стран, воплощая, таким образом, свою мечту в реальность.
Это все всячески содействовало тому, что в конце 16 века в Европе появились 1-ые банки, которые сделали вероятным получение кредита сотрудникам промышленного сектора экономики и большим купцам. Впрочем поддержку в кредите имели возможность обрести и другие слои населения, которые с данной целью обращались в ломбарды и к ростовщикам. При всем при этом чтоб взять кредит, надо было дать залог, в виде которого часто выступали семейные драгоценности, имущество и усадьбы.
Так называемый экспресс кредит в те года стал хорошей возможностью для неотложной приобретения подарков для любимой дамы, новейших конных экипажей и иных красот жизни, существовавших в Средневековье. Однако особой популярностью в эти годы начал воспользоваться не наличный кредит, а заем в виде товаров либо товаров текстильной индустрии. Поэтому почти все местные производители бакалейной, мясной и ювелирной продукции давали свои продукты в долг, который позже возвращался в течение долгих лет. Причем ставки по кредитам в эти годы были еще больше тех, что можно наблюдать сейчас, а в неких вариантах даже могли составлять до 100% в месяц. Также в долг можно было воспользоваться и некими услугами, какие предлагали прачки, сапожники и портные.
В России узкопотребительский кредит получил свое функциональное распространение и стал пользоваться огромным спросом, начиная с 18 века, когда как никогда ранее стали нужными ссуды у ростовщиков. Процент такового займа обыденный человек редко когда могут потянуть, потому все чаще и чаще этим видом кредитования пользовались большие помещики и аристократы. Иногда в качестве заемщика могли выступать дворяне, предоставляющие в качестве задатка личные поместья.
5 апреля 1883 г. издается Закон об изменении и дополнении существовавших правил открытия новых акционерных коммерческих банков, действовавших под контролем правительства.
В 1895 г. В России действовало 34 акционерных коммерческих банков. Деятельность акционерных коммерческих банков существенно расширилась. Основные капиталы банков возросли более, чем на 35 млн. руб., вспомогательные — на 25 млн. руб., а сумма вкладов возросла на 100 млн. руб.
В России к 1913 г. было 19 крупнейших акционерных коммерческих банков, какие можно поделить на две группы: на группу банков с иностранными капиталами и группу банков, работающие только на российские капиталы. Таким образом, сосредоточение коммерческих банков в России в период царствования Николая II перешагнула далеко за пределы России, тесно связавшись с Западом.
За время мировой войны 1914 — 1917 гг. прилив вкладов в Коммерческие Банки значительно подрос. Это объясняет переходы России с начала войны на бумажно-валютное обращение, в итоге которого страна была наводнена огромным количеством бумажных средств, поступавших в значимой мере в коммерческие банки.
Перед Октябрьской революцией, к 1 января 1917 г. в России действовало 52 Акционерных Коммерческих Банка. Из них 15 Петроградских, 7 Московских и остальные 30 провинциальных. Широкое участие в наших Коммерческих Банках приняли иностранные капиталы.
В отличие от западных стран в России были развиты, в основном, два яруса: Государственный банк и частный банковский сектор. Третий ярус был развит сравнительно слабо, что объяснялось низким уровнем развития рынков капиталов и ценных бумаг. В то время в России практически не было учреждений, специализирующихся на операциях с ценными бумагами, а их рынок был представлен всего тремя фондовыми биржами.
В первые месяцы после революции 1917 г. была проведена национализация всех кредитных институтов (банков и страховых компаний), на базе Госбанка был создан Народный банк. Начавшаяся в начале 1918 г. гражданская война по существу ликвидировала кредитную систему, так как в условиях отсутствия товарно-денежных отношений кредит потерял свое значение. Это подтверждает факт слияния Народного банка с Наркомфином (министерство финансов). Единственным источником доходов в стране стала эмиссия так называемых денежных знаков,
В начале 20-х годов новая экономическая политика обусловила восстановление кредитной системы, но в довольно усеченной форме. Был создан Госбанк, стали функционировать акционерные и кооперативные коммерческие банки.
Структура кредитной системы СССР в 1925 г. была представлена тремя ярусами и выражала новые социально-экономические отношения, сложившиеся в стране к началу 30-х годов. Особенность новой кредитной системы заключалась в том, что большая часть ее звеньев являлась государственной собственностью, затем шли кооперативная и самая незначительная – капиталистическая (в основном, общества взаимного кредита). При этом кредитная система была представлена, главным образом, отраслевыми и специализированными банками и обществами по кредитованию.
Структура кредитной системы СССР в 1925 г. была следующая:
I ярус. Государственный банк;
II ярус. Банковский сектор:

  • акционерные банки (Промбанк, Электробанк, Внешторгбанк, Юго –Восточный банк, Дальневосточный банк, Среднеазиатский банк);
  • кооперативные банки (Всекомбанк, Украинбанк);
  • коммунальные банки (Цекомбанк и местные коммунальные банки);
  • Центральный сельхозбанк, республиканские сельхозбанки;
    III ярус. Специализированные кредитно-финансовые учреждения:
  • общества сельскохозяйственного кредита;
  • общества взаимного кредита;
  • сберегательные кассы;
  • кредитная кооперация.
    В новейшей структуре кредитной системы отсутствовали страховые фирмы и учреждения, занимавшиеся операциями с ценными бумагами. Это разъяснялось созданием государственной страховой компании и ее выведением из кредитной системы, а еще чрезвычайно ограниченным рынком ценных бумаг в виде оборота акций между разными муниципальными организациями-акционерами. Таким образом, аккумуляция и мобилизация валютных ресурсов фактически исполнялась банками в рамках государственной собственности.
    В следующие годы кредитная система претерпела последующие изменения под воздействием кредитной реформы 30-х годов, когда были ликвидированы все виды собственности, не считая государственной. Кредитная система была преобразована в одноярусную, или однозвенную систему, что соединено с воплощением планов индустриализации и коллективизации. Кредитная система начала работать в рамках командно-административной системы управления экономикой и была представлена только только 3-мя банками, сбер кассами и 2-мя страховыми организациями, т.е. конструкция кредитной системы СССР 50-70 гг. имела последующий вид:
    -Государственный банк;
    -Стройбанк;
    -Банк для внешней торговли;
    -Система сберегательных банков;
    -Госстрах и Ингосстрах.
    В итоге реорганизации Государственный банк, кроме эмиссионной и расчетно-кассовой деятельности, брал на себя предоставление короткосрочных кредитов индустрии, транспорту, связи и иным отраслям хозяйства, а еще долговременных кредитов сельскому хозяйству.
    Второй банк страны – Стройбанк сосредоточил свою активность на предоставлении долгосрочных кредитов и финансировании финансовложений в разных отраслях хозяйства, в т.ч. сельского хозяйства.
    Банк для внешней торговли занимался кредитованием внешней торговли, международными расчетами, а также операциями с иностранной валютой, золотом и драгоценными сплавами.
    Система сбер касс обслуживала большие круги населения методом привлечения валютных сбережений, оплаты услуг и реализации выигрышных муниципальных займов.
    Госстрах монополизировал страховые операции юридических и физических лиц внутри страны, Ингосстрах исполнял операции по иностранному страхованию (страхование богатства иностранцев, русского имущества за рубежом, экспортно-импортные грузы, транспортные средства).
    Все аккумулированные валютные средства указанных организаций формировали так называемый ссудный фонд страны, который в следующем распределялся и перераспределялся в облике кредитов в разные сферы хозяйства.
    Длительное командно-административное функционирование кредитной системы показало ее слабую эффективность, в особенности в условиях обострения финансово-экономических проблем в стране к началу 80-х годов. Кредит по существу закончил играть роль функционального прибора действия на научно-техническое обновление экономики. Большая часть кредитов исполняла роль второго бюджета, так как кредиты не возвращались предприятиями. В результате почти все кредиты списывались либо шел процесс перекредитования компаний. В особенности это относилось к крупному количеству планово-бесприбыльных предприятий и сельскому хозяйству. Процент за кредит оставался на достаточно невысоком уровне, что не стимулировало к обоюдной эффективности ни банки, ни предприятия. Все это нарушало ключевую суть кредита – плату за кредит и его возвратность.
    Поэтому в середине 80-х годов в связи с реорганизацией управления экономикой была проведена кредитная реформа, которая выразилась в создании крупных отраслевых специализированных банков.
    Структура кредитной системы СССР в середине 80-х годов выглядела так:
    -Государственный банк (Госбанк СССР);
    -Промышленно-строительный банк (Промстройбанк);
    -Агропромышленный банк (Агропромбанк СССР);
    -Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк СССР);
    -Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сберегательный банк СССР);
    -Банк внешнеэкономической деятельности СССР.
    Особенность данной реорганизации содержалась в том, что отраслевым спец банкам предоставлялось преимущество как короткосрочного, так и долговременного кредитования. Значительные кредитные ресурсы из Госбанка были переданы специализированным банкам. Государственный банк сохранил за собой эмиссионную, расчетную, контролирующую функции, а еще кредитование непроизводственной сферы.
    Как протест на негативные последствия кредитной реформы в 1988-1989 гг. стали формироваться коммерческие и кооперативные банки, в основном, на базе валютных скоплений разных отраслей индустрии. В течение первого периода 1988-1989 гг. было создано около 150 коммерческих и кооперативных банков. Начала вырисовываться новая двухъярусная конструкция кредитной системы: Госбанк и спец банки – 1-ый ярус, коммерческие и кооперативные банки – 2-ой ярус.
    В середине 1990г. в связи с объявлением правительством программы перехода к рынку стало естественным, что кредитная система нуждается в предстоящей реорганизации. В частности, в правительственной программе отмечалась надобность создания действенной двухъярусной кредитной системы, состоящей из Государственного банка и коммерческих банков, в которые обязаны быть преобразованы также созданные в 1987г. специализированные банки.
    Принятие Закона «О банках и банковской деятельности» 1990г. содействовало созданию широкой сети коммерческих банков во всех регионах страны. Специализированные банки были превращены в коммерческие банки, уже в 1988-1989гг. начали появляться отдельные специализированные кредитно-денежные институты. В качестве альтернативы двум муниципальным страховым учреждениям – Госстраху и Ингосстраху – были образованы на коммерческой базе страховые фирмы «Центрорезерв», «Дальросс», «Аско» и др.
    Одновременно было создано несколько инвестиционных компаний и банков. К 1990г., т.е. к моменту принятия «Закона о банках и банковской деятельности», в стране начинает складываться трехъярусная кредитная система. К концу 1991г. в связи с образованием Российской Федерации как самостоятельного государства формируется новая структура кредитной системы, которая складывается из трех ярусов.
    Структура кредитной системы Российской Федерации на конец 1992г:
    I ярус. Центральный банк РФ;
    II ярус. Банковская система:
    -коммерческие банки;
    -сберегательный банк РФ;
    III ярус. Специализированные небанковские кредитные институты:
    -страховые компании;
    -инвестиционные фонды и прочие.
    Нынешняя структура кредитной системы РФ приближается к модели кредитной системы промышленно развитых стран. Но дело в том, что наиболее слабым звеном новой кредитной системы является третий ярус. Он представлен, в основном, страховыми компаниями, а для развития других типов специализированных кредитных институтов нужно полноценное функционирование рынка капиталов и его второго элемента – рынка ценных бумаг.
    Новая кредитная система пока развивается сложно и противоречиво. К началу 1992 г. в РФ действовало 1414 коммерческих банков, из них 767 созданы на базе бывших специализированных банков и 646 вновь образованы. Суммарный составной фонд составил 76,1 млрд. руб. Однако, основным недостатком новой кредитной системы является большое число мелких банков -1037, или 73% от общего числа банков, с уставным фондом от 5 до 25 млн. руб., в то время как банков с уставным фондом свыше 200 млн. руб. насчитывалось 24, или 2% их общего количества.
    Поэтому мелкие коммерческие банки не могли эффективно организовать обслуживание клиентов и гарантировать сохранность их вкладов. Кроме того, характерными негативными сторонами всей кредитной системы являются нехватка квалифицированных кадров, слабая материально-техническая база, отсутствие конкуренции, недоступность услуг для ряда клиентов из-за высокого уровня процента. 1993-1994 годы характеризовались дальнейшим ростом числа коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов, что было обусловлено расширением масштабов приватизации, развитием рынка ценных бумаг, дальнейшим продвижением рыночных реформ.
    К концу 1994 г. в России действовало около 2400 коммерческих банков, более 2 тыс. страховых компаний, большое количество инвестиционных фондов (компаний), одновременно стали создаваться ипотечные банки, негосударственные пенсионные фонды, финансово-строительные компании, частные сберегательные банки и ряд других кредитных учреждений.
    На конец 1994 г. структура кредитной системы России значительно отличается от 1991 – 1992 гг.
    Структура кредитной системы РФ на конец 1994 г. следующая:
    I ярус. Центральный банк;
    II ярус. Банковская система:
    -коммерческие банки;
    -сберегательные банки;
    -ипотечные банки;
    III ярус. Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты:
    -страховые компании;
    -инвестиционные фонды;
    -пенсионные фонды;
    -финансово-строительные компании и прочие.
    Новая структура кредитной системы стала в большей степени отражать потребности рыночного хозяйства и все больше приспосабливаться к процессу новых экономических реформ.
    В то же время процесс становления кредитной системы выявил определенные недостатки. Они выразились в нарушениях во всех звеньях: продолжают образовываться и существовать мелкие учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), которые из-за слабой финансовой базы не могут справляться с потребностями клиентов; коммерческие банки и другие учреждения, в основном, проводят краткосрочные кредитные операции, недостаточно инвестируя свои средства в промышленность и другие отрасли.
    Многие вновь созданные кредитно-финансовые институты, страховые компании и инвестиционные фонды занимаются несвойственной им деятельностью: привлекают вклады населения, выполняя функции коммерческих и сберегательных банков. Ряд инвестиционных фондов, финансовых компаний и банков построили свою деятельность не на подлинной коммерческой основе, а по принципу пирамиды, что вызвало волну банкротств в 1993-1994 гг. Кроме того, высокие ставки на краткосрочные кредиты ведут к необоснованному росту прибылей, которые в последующем конвертируются в иностранную валюту, что обесценивает рубль и ведет к усилению инфляции. Поэтому многие стороны деятельности кредитной системы РФ нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
    Завершая обзор истории становления и развития кредитной системы России в период от XVIII века до конца ХХ века, без сомнения можно сделать вывод о том, что в течение 200 лет была создана эффективная кредитная система России, которая постоянно совершенствовалась в зависимости от экономических условий в стране.

3 Современная структура кредитной системы Российской Федерации
В единую банковскую систему России федеральным банковским законодательством включены Центральный Банк, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков (ст. 2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).
Но это юридическое определение, которое включает в себя только те ее элементы, которые перечислены в ст. 2 Закона «О банках и банковской деятельности», оно фокусирует внимание на главном в кредитной системе. Наряду с этим есть смысл различать доктринальное (экономическое) определение кредитной системы, которое включает и те элементы кредитной системы, которые ее определяют, влияют на ее состояние, тесно взаимосвязаны с ней, но не представлены в ее законодательном определении. О них скажем, после того как рассмотрим юридическое определение кредитной системы [7].
Кредитная система, как любая другая социальная система, является организацией и нуждается в наличии органов управления, обладающих какими-либо властными полномочиями по отношению к другим элементам системы. Таким властным центром, организующим основные процессы управления в кредитной системе России, всегда являлся Центральный банк РФ. В любом государстве система банков возникает тогда, когда наряду с обычными банками появляются центральные банки, выполняющие функции управления кредитной системой. Следовательно, в основу структурирования кредитной системы должен быть в первую очередь положен тип связей между группами элементов системы. Отношения власти-подчинения существуют между первым и вторым уровнем кредитной системы. Между элементами одного и того же уровня складываются координационные связи. Таким образом, Центральный Банк находится на первом (верхнем) уровне кредитной системы России. Второй уровень кредитной системы, – кредитные организации, филиалы и представительства иностранных кредитных организаций.
Иерархическая структура кредитной системы представлена на рисунке 2.

Рис. 2 — Иерархическая структура кредитной системы России

Управляющим органом системы является Центральный банк, как видно из схемы, который осуществляет надзор за функционированием кредитных учреждений, анализирует их деятельность и через имеющиеся рычаги воздействия направляет ее в нужное русло. Однако прямое и непосредственное воздействие Центральный банк выполняет только по отношению к банковским учреждениям и другим институтам, специализирующимся на чисто банковских операциях и имеющим лицензию Центрального банка. На остальные звенья кредитной системы Центральный банк воздействует опосредованно.
Элементы, образующие банковскую систему России, имеют различные (в рамках данной системы) цели, задачи, функции, полномочия и ответственность, в связи с чем имеют разный правовой статус.
Центральный Банк является главным банком страны, он обладает большими полномочиями в кредитной системе. Он является единственным эмиссионным банком. Это означает, что только он выпускает в обращение наличные деньги. И только рубль является законным средством платежа. В кредитной системе предусмотрено банковское регулирование и банковский надзор.
Следующим элементом являются кредитные организации, существующие в форме банков и небанковских кредитных организаций. Под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального Банка имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Федеральное банковское законодательство определяет основные юридические признаки банков и небанковских кредитных организаций.
В определении банка, содержащемся в ст. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», выделены следующие три главных признака банка:
1) банк – это кредитная организация;
2) только банку предоставлено право привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет, а также открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц.
3) указанные операции банк вправе осуществлять в совокупности. Если хотя бы один из указанных признаков отсутствует, организация не может рассматриваться как банк [7].
Существует большое разнообразие банков и небанковских кредитных организаций. В зависимости от того или иного критерия они классифицируются следующим образом.
По функциональному назначению: эмиссионные, коммерческие.
По характеру выполняемых операций: специализированные, универсальные.
По типу собственности: государственные и частные.
По масштабам деятельности банки подразделяются на банковские консорциумы, крупные, средние и малые банки.
По сфере обслуживания банки можно подразделить на региональные (местные), межрегиональные, национальные и международные.
По числу филиалов банки подразделяются на бесфилиальные и многофилиальные.
В зависимости от обслуживаемых банками отраслей их можно подразделить на многоотраслевые и обслуживающие преимущественно одну из отраслей [11].
Некредитная кредитная организация — это кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Центральным Банком.
В настоящее время Центральный Банк выделил следующие типы небанковских кредитных организаций, для каждого из которых характерен свой перечень допустимых операций: расчётные; депозитно-кредитные; небанковские кредитные организации инкассации.
В банковскую систему РФ помимо Центрального Банка и кредитных организаций включены также филиалы и представительства иностранных банков. При этом под иностранным банком понимается банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.
Филиалом, по законодательству России, признается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
В рамках кредитной системы существуют представительства иностранных банков, деятельность которых не отличается чем-либо от обычной некоммерческой деятельности представительского характера. Представительства иностранных банков не вправе осуществлять ни банковские операции, ни иные виды кредитной деятельности. Целью их деятельности является представление и защита интересов иностранных банков в России. С учетом целей создания представительств иностранных банков России они вряд ли могут быть признаны субъектами кредитной деятельности даже в широком смысле этого слова, так как напрямую не влияют на функционирование и стабильность кредитной системы России. Поэтому при характеристике деятельности представительств иностранных банков в России термин «кредитная деятельность» вряд ли уместен и применим, а включение в качестве самостоятельного элемента в банковскую систему России (наряду с Центральным Банком, российскими организациями и филиалами иностранных банков) вряд ли оправдано.
Соответственно представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (ст. 55 ГК РФ).[2]
Таким образом, если филиалы иностранных банков вправе заниматься предпринимательской и представительской деятельностью на территории России, в том числе осуществлять банковские операции и иные разрешенные им виды кредитной деятельности, то представительства не вправе осуществлять банковские операции, другие виды деятельности, кроме правительской.
Филиалы и представительства иностранных банков в России признаются нерезидентами. Между тем статус филиалов и представительств иностранных банков, в особенности филиалов, не должен устанавливаться и толковаться столь примитивно. И филиалы, и представительства юридических лиц в России создаются не только и не просто по воле самих юридических лиц. Они регистрируются и лицензируются, а их деятельность контролируется уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством двух государств: государства, в котором учреждено юридическое лицо, и государства, на территории которого учрежден и действует его филиал или представительство. В России такими законодательными актами являются Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Налоговый кодекс РФ и т.п. Поэтому необходимо учитывать все особенности, присущие филиалам и представительствам юридических лиц на территории иностранного государства [8].
Кредитная группа – это не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления других кредитных организаций.
Банковский холдинг – это не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитных организаций, в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга) имеет возможность оказывать прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитных организаций [2].
Кредитные организации могут создавать не осуществляющие банковских операций союзы и ассоциации кредитных организаций, не преследующие цели извлечения прибыли, которые регистрируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций. Они не являются кредитными организациями и им соответственно не находится место в структуре кредитной системы, закрепленной в статье 2 Федерального закона, но они тоже охватываются доктринальным понятием кредитной системы.
Цель их деятельности – защита интересов организаций – членов и координация их усилий по различным направлениям. Союзам и ассоциациям кредитных организаций запрещено осуществлять банковские операции.
Таким образом, кредитная система Российской Федерации — это внутренне организованная, объединенная общими целями и задачами, способная к саморазвитию и саморегулированию совокупность кредитных организаций, органов управления и организаций кредитной инфраструктуры. Эта система входит в другую, более крупную систему. Кредитная система — часть финансовой системы Российской Федерации.

4 Сущность коммерческих банков и их место в кредитной системе России
Банком признается кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц (ч.2 ст.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности»).
В определении банка выделены следующие главные признаки. Во-первых, только банку предоставлено право привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет, а также открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц. Во-вторых, указанные операции банк вправе осуществлять в совокупности.
Об особом статусе такого вида кредитной организации, как банк, говорит и специальное определение «банка» данное законодателем в подп.1 ст.2 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (с изменениями от 20 августа, 29 декабря 2004 г., 20 октября 2005 г., 27 июля 2006 г.), где банк определен как «кредитная организация, имеющая разрешение Центрального Банка на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, выдаваемое Центральным Банком банкам в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».
Как видно, базисным критерием, позволяющим отличить банки от иных кредитных организаций, является наличие лицензии (разрешения) на привлечении денежных средств от физических лиц.
Банки играют роль хранилища денег, организуют денежный оборот и кредитные отношения. Наряду с этим они занимаются практически всеми видами кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием деятельности своих клиентов:

  • привлекают вклады (депозиты) и предоставляют кредиты по соглашению с заемщиками;
  • осуществляют расчеты по поручению клиентов и банков-корреспондентов, а также их кассовое обслуживание;
  • открывают и ведут счета клиентов и банков-корреспондентов, в том числе иностранных;
    финансируют капитальные вложения по поручению владельцев или распорядителей инвестируемых средств, а также за счет своих собственных средств;
  • выпускают, покупают, продают и хранят платежные документы и ценные бумаги, осуществляют иные операции с ними;
  • выдают поручительства, гарантии и иные обязательства за третьих лиц, предусматривающие исполнение в денежной форме;
  • приобретают права требования по поставке товаров и оказанию услуг, принимают риски исполнения таких требований и инкассируют эти требования, а также выполняют эти операции с дополнительным контролем над движением товаров;
  • покупают у российских и иностранных юридических и физических лиц и продают им наличную иностранную валюту, находящуюся на счетах и во вкладах;
  • покупают и продают в РФ и за ее пределами драгоценные металлы, камни, а также изделия из них;
  • привлекают и размещают драгоценные металлы во вкладах, осуществляют иные операции с этими ценностями в соответствии с международной кредитной практикой;
  • привлекают и размещают средства и управляют ценными бумагами по поручению клиентов (трастовые операции);
  • оказывают брокерские и консультационные услуги, осуществляют лизинговые операции.
    Производят другие операции и сделки по разрешению Центрального Банка, выдаваемому в пределах его компетенции. Все операции, предусмотренные настоящей статьей, могут производиться как в рублях, так и в иностранной валюте при наличии соответствующей лицензии. Банкам запрещается осуществлять операции по производству и торговле материальными ценностями, а также по страхованию всех видов, за исключением страхования валютных и кредитных рисков. Помимо этого, банки могут принимать участие (собственными средствами на долевой основе) в хозяйственной деятельности своих клиентов, а также представлять интересы юридических лиц в финансовых и хозяйственных органах по их доверенности, активно действовать в области межбанковских отношений — получать у других банков и предоставлять им средства в форме депозитов и кредитов, совершать другие взаимные операции.
    С учетом анализа специфики банка, его основы и структуры банк можно определить как предприятие или денежно-кредитный институт, осуществляющие регулирование платежного оборота в наличной и безналичной формах [12].
    При всем единстве сущности банка на практике функционирует множество их видов. Различают, прежде всего, эмиссионные и коммерческие банки.
    Эмиссионный банк — банк, обладающий правами на выпуск (эмиссию) национальных денежных единиц и регулирование денежного обращения в стране.
    Как правило, эмиссионным является либо один (государственный, центральный) банк, либо несколько банков, выполняющих эту функцию от лица государства. В России эмиссионным является только Центральный Центральный Банк, принадлежащий государству. Эмиссионный банк не обслуживает частных лиц и фирмы. Он ведет дела только с государством и коммерческими банками. Все остальные банки относятся к категории коммерческих и обслуживают граждан и фирмы. Они могут быть полностью частными, или государство может быть их совладельцем (например, Сберегательный Центральный Банк — частный акционерный коммерческий банк, но государству принадлежит больший пакет его акций). [11]
    Существует большое число разновидностей коммерческих банков. В России эксперты выделяют следующие типы коммерческих банков:
    1) биржевые. Они обслуживают биржевые операции, а порой и сами превращаются в центры особого рода торговли — торговли свободными денежными ресурсами фирм, других банков и граждан (Всероссийский биржевой банк, Российский национальный коммерческий банк и др.);
    2) страховые. За ними стоят крупнейшие страховые компании, которые эти банки обслуживают в первую очередь (АСКО-банк, Русский страховой банк и др.);
    3) ипотечные. Эти банки пытаются вести в России операции по предоставлению кредитов для покупки объектов недвижимости (Ипотечный акционерный банк, Сибирский ипотечный банк и др.);
    4) земельные. Такого рода банки помогают проводить операции по покупке и продаже земли, а также обслуживают сельскохозяйственные предприятия (Нижегородский земельный банк, Межрегиональный земельный банк и др.);
    5) инновационные. Эти банки стремятся вкладывать существенную долю своих средств в кредитование тех новых производств, которые имеют хорошие шансы на быстрое развитие и повышенный уровень доходности (Инкомбанк, Инновационный банк экономического сотрудничества и др.);
    6) торговые. Они созданы, как правило, крупными торговыми фирмами и специализируются на их обслуживании (Европейский торговый банк, Внешторгбанк и др.);
    7) залоговые. Эти банки ведут операции по кредитованию под залог, то есть под имущество заемщика, которое передается им в распоряжение как гарантия возврата кредита (РЭМ-банк и др.);
    8) конверсионные. Их целью является поддержка тех проектов конверсии военных заводов в гражданские, которые сулят высокую доходность (Конверсбанк и др.);
    9) трастовые. Такого рода банки зарабатывают деньги на оказании услуг клиентам по управлению их свободными денежными средствами (Мострастбанк и др.)[14].
    По характеру выполняемых операций различаются универсальные и специализированные банки. К универсальным банкам принято относить те из них, которые способны «из одних рук» выполнять широкий круг разнообразных операций и услуг. Универсальность, однако, имеет и другие оттенки. «Универсальность» означает тип деятельности, не ограниченной: по отраслям народного хозяйства; по составу обслуживаемой клиентуры; количественно; по регионам.
    Универсальный банк тяготеет к кредитованию многообразных отраслей, в то время как специализированный банк чаще всего связан с кредитованием какой-либо отрасли (подотрасли) народного хозяйства, группы предприятий (к примеру, некоторые банки обслуживают главным образом только лесную, авиационную, автомобильную, часовую и другие подотрасли промышленности).
    Еще более заметно универсальный тип банка сказывается в отношении обслуживания клиентуры. Типичными для универсального банка являются случаи, когда он обслуживает и юридических, и физических лиц. Напротив, специализированный банк может замкнуться только на обслуживании частных лиц.
    Круг операций, выполняемых универсальным банком, как правило, является чрезвычайно широким. Количественным признаком здесь выступает такой перечень разрешаемых операций, в который входят операции на открытом рынке, где банк может выступать полноценным участником рынка ценных бумаг, вкладывать свои капиталы в капиталы других предприятий.
    Деятельность универсальных банков не замыкается каким-либо одним регионом. Универсальный банк присутствует в регионах в разнообразных районах, имеет филиалы, в том числе за рубежом. Деятельность специализированного банка, напротив, носит зачастую локальный характер.
    По типу собственности банки классифицируются на государственные, акционерные, кооперативные, частные и смешанные.
    В условиях переходного периода государственная форма собственности на банки сохраняет свое значение. Правда, не в таких масштабах, как при распределительной системе хозяйствования, когда только государство обладало монопольным правом на создание банка, однако и в современных условиях в ряде банков государство сохраняет свою определенную долю в капитале банков.
    Государственная собственность присутствует в банковском хозяйстве и в других модифицированных формах. Банки, к примеру, могут быть созданы на государственной основе. В международной практике банки являются полноправными уполномоченными государства (ими могут быть и акционерные банки) по финансированию государственных программ развития экономики. Акционерами коммерческого банка могут быть также государственные предприятия, в связи, с чем данная форма собственности может реально присутствовать в капиталах коммерческих банков.
    В условиях экономического кризиса и расстройства кредитной системы государство стремится к усилению своего влияния на банки. Государственное регулирование ведет не только к жесткой денежно-кредитной политике, повышению нормативов резервирования, ликвидности, но и к образованию специальных кредитных институтов с преобладанием государственной собственности в банковском капитале. Такие банки в мировой практике часто называют банками развития.
    В условиях рыночного хозяйства наиболее типичной формой собственности на коммерческий банк является акционерная форма (по международной терминологии ее часто называют частной формой, поскольку в создании капитала банка принимают участие главным образом частные предприятия и отдельные частные лица).
    Таким образом, банки являются основой финансовой системы государства, играют роль хранилища денег, организуют денежный оборот и кредитные отношения, а также занимаются практически всеми видами кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием клиентов.

Заключение
В данной работе рассмотрена тема современной кредитной системы России. В процессе написания работы раскрыты такие вопросы, как сущность и структура кредитной системы, ее роль в экономике на современном этапе.
Кредитная система представляет собой совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, реализуемых в практической деятельности финансово-кредитных институтов.
Кредитная система существует только тогда, когда в стране имеется достаточное количество банков, кредитных учреждений и организаций, которые выполняют некоторые банковские операции, она входит в большую экономическую систему страны. Для экономического процветания необходимо всемерно развивать и укреплять кредитную систему страны, но обеспечивать при этом строгий контроль за размерами кредитной системы, надёжностью банков и порядочностью их руководителей, чтобы в экономике не появились необеспеченные деньги, а граждане и фирмы охотно пользовались банковскими услугами и готовы были хранить в банках свои сбережения.
Необходимо упорядочить работу банков, увеличить контроль за их деятельностью, и, только после этого, можно переходить к оздоровлению всей экономики. Так как за банками – будущее нашей страны, здоровье нашей экономики, процветание и благосостояние жизни страны в целом, а значит и каждого гражданина нашей Родины.
Во всех развитых государствах действует многоуровневый контроль за деятельностью банков – со стороны Центрального банка, министерства финансов, местных и региональных органов власти, что позволяет предотвращать банкротства, восстанавливать платежеспособность банков и т.д.
Анализируя кредитную систему России можно сделать вывод о том, что основной тенденцией является укрупнения банков, слияние мелких банков в крупные структуры.
В настоящее время российский банковский сектор проходит через один из самых сложных периодов в новейшей истории своего развития. Под воздействием углубляющегося глобального кризиса возникла серьезная угроза устойчивости российской финансово-кредитной системы.

Список использованных источников
Нормативная литература

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая (с изменениями и дополнениями на 15 декабря 2010 года). – М.: Эксмо, 2008. – 736 с.
  3. Федеральный закон от 02 декабря 1990 года №395-1 О банках и банковской деятельности (с изменениями и дополнениями от 27.07.2011)// СПС «Консультант плюс».
  4. Федеральный закон «О Центральном банке Российской федерации (Банке России)», от 10.07 02 (с изм. от 07.02.2011) // СПС «Консультант плюс».
  5. Федеральный закон от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (Банкротстве) кредитных организаций» // СПС «Консультант плюс».
  6. Федеральный закон от 29.07.2004 № 96-ФЗ (ред. от 27.07.2006) «О выплатах Центрального Банка по вкладам физических лиц в признанных Банкротами Банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в Банках Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс».
  7. Федеральный Закон от 08.07.1999 г № 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций» // СПС «Консультант плюс».
    Специальная литература
  8. Банки и банковское дело: Учебное пособие/Под ред. И.Т. Балабанова – СПб.: Питер, 2003. – 256 с.
  9. Банковское дело: Учебник для вузов/Под ред. Г. Белоглазовой, Л. Кроливецкой – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008.-400 с.
  10. Банковское дело: управление кредитной организацией: учебное пособие /Под ред. А.М.Тавасиева. – М.: Дашков и К°, 2007.- 668 с.
  11. Деньги. Кредит. Банки. Учебник для вузов/Под ред. Ф. Жукова – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 600 с.
  12. Деньги, кредит, банки: Учебник/Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: КНОРУС, 2005. – 560 с.
  13. Селезнёв А. Проблемы совершенствования кредитно-банковской системы // Экономист. — 2009. — № 8. — С.20.
    Интернет-источники
  14. Братко А.Г. Виды кредитных организаций // www.bratko.ru
  15. Фёдоров А. Банковская система под напряжением// www.finalityc.ru
  16. http://www.bis.org – сайт Базельского Комитета по Банковскому Надзору
  17. http://www.cbr.ru – официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov