Курсовая меры государственной поддержки малого бизнеса

Курсовая работа

Меры государственной поддержки малого бизнеса

Содержание
Введение 3
1 Основные особенности малых форм организации производства 6
1.1 Формы и задачи финансирования 6
1.2 Основные приоритеты государственной поддержки малого предпринимательства 8
2 Источники финансирования малого бизнеса 10
2.1 Виды и формы кредитов для малого бизнеса 10
2.2 Проблемы кредитования малого бизнеса в РФ 16
3 Финансирование субъектов малого бизнеса в Вологодской области 24
Заключение 31
Список использованных источников 33

Введение
Финансирование малых предприятий в странах с развитой ры¬ночной экономикой осуществляется за счет как внутренних, так и внешних источников. Согласно российскому законодательству, в ка¬честве внешних источников финансирования могут использоваться целевые банковские вклады, паи, акции, технологии, машины, кредиты, товарные знаки, интеллектуальные ценности. Основными внутренними источниками привлечения средств являются финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы предпринимателя-инвесто¬ра, то есть прибыль, а также амортизационные отчисления, денеж¬ные накопления и сбережения предпринимателей, средства от стра¬хования деятельности, денежные суммы, получаемые в качестве не¬устоек, штрафов и т.п. К неформальному рынку ссудных капиталов (внутренний источник финансирования) относится заем денег у род¬ных и знакомых. Развитие предпринимательства и конкуренции, базирующихся на реальной реформе отношений собственности, представляет собой одно из стратегических направлений рыночного реформирования экономики.
Реализация этой линии, дополненной эффективной антимонопольной политикой, в состоянии сформировать рыночный хозяйственный механизм, в основе которого лежат конкурентные начала. Экономическое и административное противостояние монополиям; стимулирование диверсификации производителей; если необходимо и возможно, разукрупнение больших предприятий и создание на их базе новых; поддержка малого бизнеса — таковы важнейшие элементы структурной и институциональной политики в переходный период.
Становление, развитие и поддержку малого бизнеса, который может и должен стать важным фактором подъема российской экономики, следует отнести к числу основных экономических проблем.
Ориентация на малый бизнес в настоящее время является важнейшим элементом государственной экономической стратегии.
Малый бизнес не является однородным объектом. Подобное его свойство определяется такими объективными характеристиками, как размеры предприятия и стадия его жизненного цикла.
Важным фактором дифференциации в российских условиях стала история создания бизнеса, степень его зависимости от государственного сектора. Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является всесторонняя и стабильная государственная поддержка. Она осуществляется в различных формах: стимулированием производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставлением налоговых льгот, дотацией льготного банковского кредитования, созданием информационно-консультативных и научно-технических центров, развитием системы страхования, организацией материально-технического снабжения.
В настоящее время в большинстве регионов России созданы фонды поддержки МП. Учредителями региональных фондов являются государственные, кооперативные и иные предприятия и объединения, всевозможные организации, физические лица.
Целью работы является рассмотрение основных шагов по государственной поддержке малого бизнеса, перспективы кредитования, проблемы реализации и способы решения данных проблем в РФ в целом и конкретно в нашей области.
Задачами работы являются:
1) проведение оценки и исследование развития малого предпринимательства в России;
2) оценить состояние государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации;
3) изучить формы финансово-кредитной поддержки малого бизнеса;
4) выявить проблемы реализации кредитования субъектов малого бизнеса;
5) предложения по решению проблем реализации кредитования.
Объектом исследования является российский малый бизнес и его развитие в пределах Вологодской облати.
Предмет исследования – экономические и социальные отношения в среде предпринимательства.
Теоретической и методологической основой исследования являются статьи, публикации в прессе и на сайтах, социологические и экономические исследования, монографии, статистические данные.

1 Основные особенности малых форм организации производства
1.1 Формы и задачи финансирования
В соответствии с Федеральным законом к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек, в сельском хозяйстве, научно-технической сфере— 60, в оптовой торговле — 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица [3, с. 85].
В настоящее время существуют разные формы финансирования поддержки малого предпринимательства: финансовая, имущественная, поддержка внешнеэкономической деятельности предприятий, информационное обеспечение, подготовка кадров.
Финансовая поддержка малого бизнеса осуществляется в форме:
• непосредственной выдачи кредитов;
• предоставления гарантий кредитно-финансовым организациям, осуществляющим кредитование малых предприятий;
• компенсации кредитно-финансовым организациям неполученной прибыли при кредитовании по льготной процентной ставке [3, с. 90].
Имущественная поддержка — это:
• предоставление на конкурсной основе в аренду и приобретение в установленном порядке нежилых помещений и земельных участков;
• передача малому предприятию оборудования и технологии в лизинг через лизинговую компанию;
• создание бизнес-инкубаторов и технопарков. Стратегическое направление развития малого бизнеса требует расширения деловых возможностей, развития межрегиональных и международных связей малого бизнеса в целях обеспечения потребностей малого бизнеса в сбыте продукции, налаживании производственной кооперации, создании совместных производств, привлечении в страну высококачественных потребительских товаров.
Для дальнейшего качественного развития малого бизнеса необходимо оказание специализированных услуг, связанных с подготовкой проектной документации, страхованием, получением конъюнктурной и особенно внешнеэкономической информации, участием в межрегиональных, международных выставках, ярмарках.
Для поддержки малого бизнеса важна система информационно-консультационных услуг, удовлетворяющая все возрастающий дефицит в сфере информации, маркетинга, консультаций по различным аспектам предпринимательской деятельности, повышающая профессиональный уровень работы малых предприятий. Все структуры, обеспечивающие поддержку малого бизнеса, должны функционировать как компоненты единой сети, взаимодействуя, взаимно дополняя друг друга, придерживаясь единой идеологии развития, используя общую методологию, программное обеспечение, а также реализуя согласованную ценовую политику в обслуживании малых предприятий.
1.2 Основные приоритеты государственной поддержки малого предпринимательства
К основным приоритетам финансовой поддержки малого предпринимательства относятся:
• поддержка начинающих предпринимателей, в особенности молодежи и социально-незащищенных групп населения;
• всех видов инновационного бизнеса, главным образом, в высокотехнологичных и интеллектуальных отраслях;
• проектов, имеющих высокий мультипликативный эффект и бюджетную отдачу;
• проектов, направленных на выпуск продукции массового спроса и создающих конкурентную среду на потребительском рынке;
• проектов, имеющих долевое внебюджетное финансирование;
• проектов международных и донорских организаций, направленных на развитие предпринимательства в стране;
• проектов, направленных на импортозамещение;
• проектов, предусматривающих активизацию межрегиональных деловых связей и экспорт продукции[9].
За последние годы были созданы различные негосударственные структуры поддержки малого бизнеса, которые оказывают все большее влияние на развитие малых предприятий. К негосударственной инфраструктуре малых предприятий относятся: банки, страховые и лизинговые компании, факторинговые компании, консалтинговые фирмы, венчурные фонды,холдинговые компании, аудиторские фирмы, арбитражные суды, ассоциации предприятий малого бизнеса, технопарки, бизнес-инкубаторы, производственно-технологические центры, учебные центры.
Инфраструктура малого предпринимательства должна оказывать разнообразную помощь и поддержку малым предприятиям в организации, получении субсидий, контрактов, обучении и консультировании в целях сохранения и упрочения свободной конкуренции. Она позволяет реализовывать государственную политику в сфере малого предпринимательства, содействовать развитию малых предприятий в отдельных административных округах, территориальных образованиях, внедрять соответствующие программы, проводить экспертизу предпринимательских проектов, способствовать прямым деловым контактам и инвестициям.

2 Источники финансирования малого бизнеса
2.1 Виды и формы кредитов для малого бизнеса
Финансирование малого бизнеса — наиболее острый вопрос, с которым сталкивается каждый предприниматель, ведущий свое дело. Этот вопрос у него возникает на самых разных стадиях жизни бизнеса. Наиболее остро он беспокоит предпринимателя в начале организации своего дела, однако не мене актуален он и на стадиях развития бизнеса. Обычно принято различать внутренние и внешние источники финансирования малого бизнеса.
К внутренним источникам финансирования малого бизнеса можно отнести — собственные средства предпринимателя, вклады в уставный капитал участников, организующих бизнес, взносы учредителей, безвозмездно переданные учредителями средства сверх размера уставного капитала, а также собственная прибыль предпринимателя.
К внешним источникам финансирования малого бизнеса относятся кредиты под малый бизнес, займы, гранты и различные программы господдержки малого предпринимательства, например программа самозанятости населения.
Самым распространенным из внешних источников финансирования являются кредиты, выдаваемые малому бизнесу.
Кредитованием малого бизнеса, как правило, занимаются кредитные организации — банки, а также специализированные финансовые организации. Понятно, что кредит под малый бизнес является доминирующим среди всех источников финансирования, так как основными держателями денежных средств являются банки. У предприятий же, или как говорят, у предприятий реального сектора экономики, деньги являются исключительно средством предпринимательского процесса и постоянно находятся в движении. Банки же наоборот консолидируют денежные средства, поэтому банк — это один из основных финансовых институтов, где можно взять деньги на организацию и развитие своего бизнеса много и надолго.
Хотя кредитование малого бизнеса и является доминирующим среди всех источников внешнего финансирования, реально же получить кредит под малый бизнес очень непросто. Основная причина этого в том, что банки рассматривают малый бизнес как самый рискованный и незащищенный. Более того, малый бизнес, как правило, не спешит показывать свою капитализацию, поэтому и банки понимая это, считают, что малый бизнес недолговечен, и соответственно не надежен в качестве клиента для кредитования. Из-за этого банки предъявляют особые требования для получения кредита под малый бизнес.
Основное требование, предъявляемое банками при рассмотрении вопроса о выдаче кредита под малый бизнес, является срок существования самого бизнеса. Стандартное требование в большинстве банков — существование бизнеса не менее одного года. Есть банки, у которых порог минимального времени существования бизнеса снижен до 6 месяцев. Учитывая это обстоятельство — кредит на открытие своего дела, или как его еще называют кредит на стартап, банки практически не предоставляют, только в исключительных, индивидуальных случаях. Все же в последнее время на рынке кредитования малого бизнеса появились некоторые публичные предложения по предоставлению кредитов на стартапы. Но вот в отношении процентных ставок они оставляют желать лучшего.
Второе важное требование — это залоговое обеспечение выдаваемого кредита. Не каждое имущество банк принимает в обеспечение по кредиту под малый бизнес. Основные виды залогового имущества, принимаемого в качестве залога — это автомобили и недвижимое имущество [4, с. 15].
Если у предпринимателя есть необходимость в кредите для развития своего бизнеса, и он может исполнить основные требования к выдаваемым кредитам, то вполне возможно отправиться в банк за кредитом на развитие своего бизнеса. Однако необходимо помнить, что предложения различных банков по предоставляемым кредитам под малый бизнес имеют разные условия. Предприниматель должен обязательно разбираться в таких вопросах как: формы кредитования и виды кредитов, стоимости кредита (процентная ставка и дополнительные расходы), а также нюансах залогового обеспечения кредитов, ну и конечно учитывать особенности кредитных платежей.
Успех и развитие бизнеса зачастую зависит от правильного выбора вида и формы кредита. И здесь главное — ясно понимать цель привлечения заемных средств и внимательно изучить условия кредитования.
Микрокредиты. Небольшие займы, от 30 тысяч рублей до 300 тысяч, — самая востребованная сейчас тема. Микрокредиты на открытие собственного дела или его развитие начинающие бизнесмены вскоре смогут получать при поддержке государства. Уполномоченные госбанки уже начали несколько пилотных проектов по кредитованию микрофинансовых организаций — потребительских кооперативов граждан, сельских потребительских кооперативов. Проекты также облегчат доступ малых предприятий, фермеров, индивидуальных предпринимателей к заемным ресурсам, когда им нужны небольшие и «короткие» деньги, например для покупки горючего на время сева, расчетов с поставщиками. Банкам с такими кредитами возиться невыгодно — они нерентабельны и трудозатратны. При этом государство старается минимизировать все формальности при выдаче микрокредитов. Решение о выделении денег принимается буквально в течение пары дней. Микрозаймы для малого бизнеса сейчас предоставляют уже в 15 регионах. Правительство планирует запустить в этом году такие программы как минимум еще в 25 регионах.
Овердрафт. Аглийское слово overdraft означает «перерасход». Овердрафт в течение всего периода кредитования может многократно возобновляться. Кредит предоставляется на срок до шести месяцев траншами длиной до 30 дней в сумме от 250 тыс. до 10 млн рублей. Лимит овердрафта определяется из расчета 30% среднемесячных оборотов компании. В обеспечение предоставляются залог коммерческой и жилой недвижимости, гарантийный депозит, в качестве дополнительного залога также принимается автотранспорт, оборудование и поручительство.
Коммерческая ипотека. Принятые поправки к закону «Об ипотеке», запустили механизм ипотеки нежилых помещений. Теперь кредиты под залог коммерческой недвижимости признаны как ипотечные, благодаря чему банки получили в залог недвижимость, под которую выдается кредит, а у малого и среднего бизнеса появилась возможность пользоваться всеми привилегиями и даже льготами, которые дает именно ипотечное кредитование. Чаще всего этот кредит берут арендаторы на покупку занимаемых складских и офисных помещений.
Кредит на открытие бизнеса. В условиях экономического кризиса подавляющее большинство банков не торопятся работать с этим продуктом.. Минимизируя риски, банки просто завышают процентную ставку и сокращают срок кредитования. Малый и средний бизнес не кредитуется по причине того, что далеко не каждый проект готов генерировать прибыль, способную покрыть кредитный расход, особенно учитывая высокие годовые процентные ставки. Предоставляются данные кредиты чаще строительным, машиностроительным предприятиям.
Кредиты индивидуальным предпринимателям. Частные предприниматели не всегда имеют возможности предоставить банку залог под кредит. Нет у них и кредитной истории, что не дает банкам возможности правильно оценить их надежность. Поэтому банки очень рискуют, выдавая кредит индивидуальным предпринимателям. Предпринимателю проще получить обычный потребкредит на физлицо. На первый взгляд может показаться, что условия кредитования ПБОЮЛ почти не отличаются от кредитования частных лиц. Основное отличие заключается в природе кредитных рисков. Потребительское кредитование основано на том, что человек получает не связанный с использованием кредита фиксированный доход, за счет которого погашает кредит. Предприниматель же оценивает возможность возврата заемных средств за счет будущих доходов, и расходы по кредиту направлены как раз на увеличение этих доходов.
Кредит на покупку основных средств. Кредит на покупку основных средств, автотранспорта, спецтехники, недвижимости — другая форма кредитования предпринимателей. С помощью этого продукта можно финансировать приобретение оборудования — для пищевой промышленности, оборудования для фасовки и упаковки, производства химической продукции, модульных и сборочных производств, холодильного и медицинского, торгового, автосервисного, что актуально для МСБ. Заемщиками могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также (при размере кредита до 3 млн. рублей) физические лица — собственники и акционеры бизнеса. Важное требование к заемщику — наличие доходов от предпринимательской деятельности (выручки от реализации товаров, работ, услуг) в течение последнего года. Максимальная сумма кредита — 15 млн рублей, максимальный срок — четыре года. Погашение происходит обычно равными долями по графику, согласованному с заемщиком.
Кредит на развитие бизнеса. Иногда специалисты именуют эту форму «кредитом на пополнение оборотных средств». Такая кредитная линия достаточно распространена среди предпринимателей. Кредит на развитие бизнеса является наиболее простым видом финансирования, не требуется обеспечение. Лимит кредитования, как правило, устанавливается по отношению к текущему обороту компании (месячной или годовой выручке). Погашение кредита возможно как аннуитетными платежами, так и по индивидуальному графику, при этом возможна отсрочка погашения основного долга до полугода с момента предоставления кредита.
Проектное финансирование. Он удобен для фирм, которые решили провести дорогостоящую модернизацию основных фондов или для сложных проектов с редким (низколиквидным) оборудованием. Кредит осуществляется посредством финансового лизинга. Минимальный аванс лизингополучателя обычно от 0 до 20%, срок лизинга — от 36 месяцев. Риск проектного финансирования состоит в том, что можно потратить до полугода на рассмотрение банком документов и получить отказ. Из-за потери времени на поиск финансирования может быть сорвано выполнение проекта. Поэтому бизнес-план является главным документом при рассмотрении проектного финансирования. Он должен позволять оценить все риски, для этого требуется его максимальная детализация.
Коммерческий кредит – это разновидность кредита, предоставляемого в товарной форме продавцом покупателю в виде отсрочки платежа за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги. Для договора коммерческого кредита существенными условиями являются указание цены товара и сроков его оплаты. Если данные условия отсутствуют, такой договор будет считаться незаключенным. Особенно востребован это продукт тогда, когда время производства и время обращения капитала партнеров не совпадают: у одних предпринимателей товар произведен и готов к реализации, тогда как другие, заинтересованные в данном товаре, не располагают наличными деньгами. В таких случаях продажа товара в кредит способствует непрерывности процесса производства, обеспечивает ускорение оборота и увеличение прибыли. Коммерческий кредит обычно является краткосрочным: предоставляется всего на несколько месяцев. Как правило, оформляется специальным документом — коммерческим векселем.
Товарный кредит. Товарное кредитование заключается в том, что заемщику выдается товар, за который он не платит сразу деньги. Договор товарного кредита будет считаться заключенным только тогда, когда будет определен предмет договора, то есть наименование и количество товаров, передаваемых в кредит. Так могут предоставляться товары, станки, машины и оборудование. Товарный кредит оптимален при покупке дорогостоящего оборудования, производимого под заказ зарубежными компаниями. Специалисты выделяют такие преимущества товарного кредита, как его беззалоговое финансирование, возможность покупки импортного оборудования любого производителя по низким ценам, отсрочка платежа на срок до 1 года.
Инвестиционное кредитование. В последнее время небольшие производственные компании все чаще интересуются инвестиционным кредитованием. Инвестиционный кредит — это кредит, предоставляемый финансово-кредитным учреждением физическому или юридическому лицу под конкретную инвестиционную программу. Инвестиционный кредит привлекается на срок от 3 до 10 лет для реализации долгосрочных инвестиционных проектов. Заемщик должен предоставить в банк бизнес-план инвестиционного проекта и финансовую отчетность за последние годы. Залогом по кредиту являются имеющиеся активы. Основные направления использования инвестиционного кредита: приобретение основных средств; модернизации или реконструкции производства; создание новых производственных мощностей.
Венчурное финансирование. К достоинствам этого финансового продукта можно отнести длительный срок и отсутствие гарантий. Он особенно удобен для наукоемких проектов. К минусам можно отнести более высокие, чем в банках, процентные ставки и небольшое количество венчурных фондов и инвестиционных компаний, готовых профинансировать проекты. Не случайно этот вид финансирования малого бизнеса называют рискованным. Основная цель венчурного финансирования — вложение средств в развитие.
2.2 Проблемы кредитования малого бизнеса в РФ
В настоящее время более чем 90% малых предприятий не могут начать производство без заемных средств и кредитов. По данным Министерства экономического развития и торговли РФ, малый бизнес нуждается в 30 млрд. кредитов ежегодно, но получает только 10-15% от этой суммы. От общего объема всех выдаваемых кредитов только 6% выдается малому бизнесу.
По данным обследования российских банков, проводившегося Ассоциацией региональных банков России, оказалось, что только 33,9% из всех обратившихся за кредитом предпринимателей получили кредит. В основном, это микрокредиты. 44% всех предоставленных кредитов выданы на сумму от 3 до 60 тысяч рублей. Крупные кредиты, от 300 до 600 тысяч рублей составили всего 7,5%. [4, с. 19]
Низкий уровень развития малого бизнеса, прежде всего, связан с отсутствием достаточных условий для развития малого бизнеса у нас в стране (рис. 1).

Рисунок 1 — Основные проблемы развития малого бизнеса [4, с. 20]

На основании рисунка 1 можно выделить следующие проблемы низкого уровня развития малого бизнеса в России с точки зрения самих предпринимателей – во-первых, это высокая налоговая нагрузка (47%) и ограниченность финансовых средств (46%), во-вторых, это коррупция в органах власти (32%) и высокая арендная плата (31%), в-третьих, это трудности с получением кредита (25%), в-четвертых, низкая квалификация персонала (12%) и проблемы связанные непосредственно с регистрацией самого бизнеса (11%) – из чего следует, что ограниченность финансовых ресурсов является, чуть ли не основной преградой в развитии малого бизнеса из чего также и вытекает напрямую проблема с получением кредита у банка. В силу этого остается нерешенным ряд задач, которые наиболее эффективно мог бы решить банковский сектор.
Опрос, проведенный Ассоциацией региональных банков, показал, что наиболее существенным при выдаче банком кредита малому предприятию является финансовое состояние малого предприятия (91,6% опрошенных банков).
На второе место 81,9% поставили «Хорошее обеспечение кредита», 75% банков отметили «Кредитную историю заемщика» (рис. 2).
Эти данные говорят о том, что банки крайне редко выдают кредит в качестве стартового капитала для вновь созданных малых предприятий.
Как правило, объектами кредитования являются те малые предприятия, которые уже зарекомендовали себя на рынке, умело ведут бизнес и имеют хорошую кредитную историю даже в отсутствии кредитных бюро.

Рисунок 2 — Факторы, наиболее существенные при выдаче кредита [4, с. 21]

Почему же банки боятся кредитовать малые предприятия? Одной из главных причин такого положения на рынке кредитования малых предприятий является наличие крупных кредитных рисков. Указанное обстоятельство также подтверждается данными обследования Ассоциации региональных банков России. Среди причин, препятствующих увеличению объемов кредитования малого предпринимательства, именно высокие риски кредитования ставятся на первое место (58,3%). Далее идет отсутствие надежного заемщика (45,8%), недостаточная ресурсная база (22,2%), высокие операционные издержки (12,5%), отсутствие спроса на условиях банка (12,5%) [4, с. 22] (рис. 3).

Рисунок 3 — Ранжирование причин, препятствующих увеличению объемов кредитования малого предпринимательства

Предпринимателям невыгодно показывать весь свой бизнес в официальной отчетности с целью оптимизации налогообложения. Очень многие малые предприятия в своем стремлении уйти от налогов скрывают реальные масштабы бизнеса, в балансах практически не отражают прибыль, занижают фонд заработной платы, не показывают имеющиеся активы.
Если банки работают с малым бизнесом, то предпочитают иметь дело со «своими» предприятиями, реальную кредитную историю которых они хорошо знают. Однако здесь также велика опасность оказаться в убытке из-за того, что во время не удается фиксировать появление финансовых проблем у своего постоянного клиента, значительная часть бизнеса которого (30-50%) все равно лежит в теневом секторе и банком не контролируется.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются банки при кредитовании малого предпринимательства — отсутствие высоколиквидных залогов в виде коммерческой недвижимости у малых предприятий. Банки вынуждены создавать резервы по кредитам, выдаваемым мелким клиентам, особенно в тех случаях, когда обеспечения по ним недостаточно, в размере 100% суммы выданного кредита. В этом случае кредит банка значительно дорожает. Многих предпринимателей, дела у которых идут относительно неплохо, отпугивает цена, которую им придется заплатить за пользование ссудой.
Очень часто малые предприятия стремятся получить кредит тогда, когда у них резко пошатнулось финансовое положение. А когда бизнес идет нормально, предприятие, наоборот, предпочитает ограничиваться собственными средствами, тем самым, сдерживая свой рост. Если рассматривать отраслевую структуру кредитного портфеля банков, то пока банки в первую очередь отдают предпочтение малым предприятиям торговли — 57,9%, на втором месте стоит промышленность – 10%, далее идут услуги – 8,7%, жилищное строительство – 7%, строительство – 5%, и меньше всего банки готовы кредитовать науку – всего 1,5% (рис. 4) [4, с. 25].

Рисунок 4 — Структура кредитного портфеля банков, работающих с субъектами малого предпринимательства, в отраслевом разрезе, %

Потребности малого бизнеса в более мелком кредите покрывают, как правило, не кредитные организации и частные заемщики – ростовщики. Кроме того, на начальном этапе создания и начала деятельности малого предприятия в качестве источников финансирования используются личные сбережения и средства, полученные в качестве займов от ближайшего социального окружения (родственников, друзей, знакомых).
Таким образом, можно выделить целый ряд факторов, сдерживающих развитие кредитования малого предпринимательства в российской экономике. При этом препятствия возникают как у субъектов малого предпринимательства, так и у самих банков.
Тем не менее, развитие кредитования на российском рынке продолжается. Малый бизнес более рентабелен, чем крупный. По данным Росстата, 68,6% малых компаний были прибыльны, а из крупных предприятий положительные показатели только у 61,9%.
Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что банковский сектор становится все более ориентированным на сектор малого предпринимательства. Банки становятся более заинтересованными в наращивании объемов кредитования предприятий малого бизнеса. Это происходит по нескольким причинам:
• доходность от вложений в проекты малого бизнеса, от операций кредитования малых предприятий превышает аналогичный показатель в секторе крупного бизнеса;
• малый бизнес при хорошей организации и своевременном кредите через несколько лет становится средним бизнесом, при этом у него уже есть кредитная история и определенная финансовая грамотность;
• диверсификация рисков (лучше 10 млн. рублей разместить в 5 предприятиях, чем в одном);
• крупные предприятия и реализуемые ими программы и проекты в большинстве своем уже распределены по банковской системе. Работа же в секторе малого бизнеса является свободной нишей и должна стать основой для деятельности малых и средних банков.
• малый бизнес является наиболее мобильным сектором экономики, быстрее всех приспосабливающимся к условиям рынка.
Итак, выведем основные проблемы кредитования субъектов малого бизнеса РФ.
Главной проблемой кредитования малого бизнеса банкиры называют непрозрачность российского малого бизнеса. Второй проблемой является отсутствие надежных залогов, так как большинство представителей малого бизнеса не являются владельцами ликвидного имущества. Третий немаловажный фактор — недоверие к малому бизнесу, испытываемое банками. Российский бизнес как таковой существует менее двадцати лет, и в этих условиях далеко не всегда можно говорить о сложившихся репутациях и кредитных историях. Малого же бизнеса эта проблема касается вдвойне — небольшие предприятия, как правило, находятся на рынке существенно меньше, чем крупные. Поэтому до последнего времени на российском рынке было очень немного устойчивых, успешных малых предприятий, имеющих кредитную историю.
С другой стороны, сегодня далеко не у всех кредитных организаций налажена нормальная организация работы с малым бизнесом. Основные проблемы заключаются в неразвитости банковских технологий, зачастую не позволяющих снизить издержки обращения на обработку одного клиента, а также в относительно небольшой статистике кредитования, затрудняющей точную скоринговую оценку рисков, связанных с кредитованием малого бизнеса. Как следствие, даже если банк имеет соответствующие программы для малого бизнеса, довольно часто ссуды, выдающиеся по этим программам, остаются для предпринимателей недоступными по цене.
Рассматривая перспективы кредитования малого бизнеса, можно выделить следующие тенденции, которые должны «оживить» рынок. Очевидно, что спрос со стороны малых предприятий довольно высок, конкуренция на банковском рынке становится все острее, поэтому банки заинтересованы в предоставлении кредитов малому бизнесу, снижая процентные ставки. Одна из основных задач, которая повысит перспективы кредитования малого бизнеса, — это стандартизация выдачи кредитов частным предпринимателям. Стандартизировав данную процедуру, банки смогут выдавать кредиты не только в центральных, но и в дополнительных офисах. Более развитая сеть офисов, где частный предприниматель сможет быстро получить кредит, приведет к более жесткой конкуренции, что будет стимулом как для понижения процентных ставок по кредитам, так и для увеличения количества кредитных программ для малого бизнеса.

3 Финансирование субъектов малого бизнеса в Вологодской области
В Вологодской области реализуется закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» и основные мероприятия, определенные долгосрочной целевой программой «Развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2014–2016 годы», утвержденной постановлением Правительства области от 27 января 2013 года № 118 (с изменениями от 22.10.2013). В рамках региональной программы малому и среднему предпринимательству в 2014 году было выделено 65,4 млн. руб., из федерального бюджета привлечено в 3,4 раза больше — 227,3 млн. рублей. А в 2015 году сумма областного софинансирования достигла 87,5 млн. руб., объем федеральных средств (с учетом Гарантийного фонда) 368,4 млн. руб. В 2015 году программы поддержки малого предпринимательства расширились за счет привлечения дополнительных федеральных средств на развитие бизнеса в моногороде Сокол на 51,4 млн. руб. (при 4,6 млн. руб. областных средств), в моногороде Череповец на 50 млн. руб. (при 2,6 млн. руб. областных средств).
Основные мероприятия Программы:
• субсидии на создание собственного дела (гранты) для начинающих предпринимателей в размере 300 тыс. рублей;
• субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, в размере 2/3 ставки рефинансирования (до 800 тыс. руб. ) и по лизинговым договорам до 1 млн. руб. на одного заемщика;
• субсидии на обеспечение поручительства по кредитным договорам (механизм Гарантийного фонда). Поручительства выдаются до 3 млн. руб., размер поручительства до 70% от суммы кредита;
• субсидии некоммерческим организациям, предоставляющим на возвратной основе займы субъектам малого и среднего предпринимательства (микрофинансирование);
• субсидии на возмещение затрат по организации обучения, созданию и ведению собственного дела [9].
Если без государственной поддержки малый бизнес ожидал сокращения численности, то благодаря комплексу правительственных мер численность занятых в этом секторе уверенно растет.
В 2014 году в малом предпринимательстве области, включая работников малых предприятий, индивидуальных предпринимателей и лиц, работающих по найму, было занято 29% в общей численности занятых в экономике области. Работающих в малых предприятиях — 78,1 тыс. чел., индивидуальных предпринимателей — 43,5 тыс., работали по найму у ИП 41,6 тыс. чел., на микропредприятиях – 12,6 тыс. чел, у фермеров — 3,5 тыс. чел.
Малый бизнес в большинстве своём представлен в сферах с высокой долей оборачиваемости капитала. Почти каждое четвертое малое предприятие занимается торговлей, каждое шестое — строительством, двенадцатое — сельским хозяйством, седьмое работает в обрабатывающем производстве.
По данным статистики количество малых предприятий в области в 2014 году незначительно выросло и составило 6428. При этом за год количество микропредприятий выросло на 151% и составляет 4518 единиц, а средних — на 114%. Численность индивидуальных предпринимателей возросла с 39,8 тыс. до 43,5 тыс [9].
Важнейшая задача сегодня — изменить структуру малого бизнеса, увеличить количество малых предприятий в сфере производства, ЖКХ, услуг и народных художественных промыслов, инновационных фирм.
Так в 2014 году получили дальнейшее развитие такие виды деятельности, как хлебопечение и производство пищевых и сельхозпродуктов, лесопиление, открылись небольшие мебельные цеха, кузнечные мастерские.
Увеличилось количество субъектов малого бизнеса, оказывающих бытовые услуги — ремонт обуви, пошив одежды, услуги парикмахерских и гостиниц, а также оказывающих медицинские услуги, услуги по грузоперевозкам.
О положительном влиянии мер государственной поддержки, реализуемых в регионе, свидетельствует также рост оборота малых организаций. Так за 9 месяцев 2014 года он составил 75,4 млрд. руб. (113% к соответствующему периоду 2013 года). Доля малого предпринимательства в общеобластном обороте крупных, средних и малых предприятий составляет 18,7% (16,5% аналогичный период 2013 года).
Среднемесячная заработная плата, начисленная работникам малых предприятий области (без микропредприятий и без выплат социального характера), составила 12,8 тыс. рублей и выросла по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 7,9%. Выше среднеобластного уровня сложилась заработная плата у работников финансового посредничества (в 2,8 раза), торговли автотранспортными средствами (в 1,6 раза), производства резиновых и пластмассовых изделий (на 83%), производство машин и оборудования (в 1,5 раза), деятельность сухопутного транспорта (в 1,2 раза).
За 2014 год налоговые поступления от субъектов малого и среднего предпринимательства составили более 5,4 млрд. руб. или 15% в консолидированном бюджете области (от собственных доходов), в том числе:
— 1,5 млрд. рублей — поступления от субъектов малого бизнеса, находящихся на специальном налоговом режиме — УСН, ЕНВД, с/х налогу, по патенту (4% налоговых поступлений бюджета области);
— 3,9 млрд. рублей — в рамках общепринятой системы налогообложения (расчетные данные).
Динамика свидетельствует, что субъекты малого предпринимательства с меньшими потерями переживают кризисные явления в экономике, в т. ч. и благодаря государственной поддержке этого сектора экономики. Около половины из числа опрошенных предпринимателей видят возможность расширения своего бизнеса не только в ближайшей, но и долгосрочной перспективе. На каждом втором предприятии имеется план развития бизнеса.
Достигаемые показатели по отдельным видам поддержки и их значимость для СМБ:

  • субсидии на создание собственного дела (гранты) для начинающих предпринимателей в размере 300 тыс. рублей.
    В 2014 году на право получения безвозмездного гранта одобрено 268 заявок (из 638 поданных) на сумму 50,0 млн. рублей. При реализации субъектами малого и среднего предпринимательства проектов, по которым предоставлена субсидия, сохранено 57 рабочих мест и создано 845 рабочих мест.
    Преимущественную поддержку от общего количества одобренных заявок получили проекты: в сфере производства — 29%; сельского хозяйства — 19%; сферы услуг — 19%; в физкультурно-оздоровительной сфере, деятельности по организации отдыха, занятий с детьми — 9%.
  • субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, в размере 2/3 ставки рефинансирования (до 800 тыс. руб.) и по лизинговым договорам до 1 млн. руб. на одного заемщика.
    — на предоставление субсидии по компенсации % ставки по кредитам в 2014 году одобрено 88 заявок из 132 заявившихся на общую сумму 14,944 млн. рублей. Это позволит субъектам малого и среднего предпринимательства, помимо обеспечения собственной занятости (1697 рабочих мест), создать 316 новых рабочих мест.
    — на возмещение части затрат по лизинговым договорам одобрено 47 проектов из 57 рассмотренных на общую сумму 20,248 млн. рублей. Реализация данных проектов позволит субъектам малого и среднего предпринимательства, помимо обеспечения собственной занятости (1639 рабочих места), создать 373 новых рабочих мест.
    По компенсации %-ой ставки почти 40% всех поданных заявок относятся к сфере оптовой и розничной торговли. 17% и 18% соответственно представляют производственный сектор и оказание транспортных услуг. Прочие услуги и работы — 11%.
  • механизм Гарантийного фонда, который функционирует на базе НП «Агентство городского развития г. Череповца». Поручительства выдаются до 3 млн. руб., увеличен размер поручительства до 70% от суммы кредита, срок кредитования — до 5 лет. Общий объем капитализации фонда составляет 186707,7 тыс. рублей. Количество банков-партнеров — 6. С начала деятельности фонда одобрено 59 проектов на общую сумму 35 455 950 рублей, по кредитам на общую сумму 85 730 000 рублей. В 2010 году одобрено 47 проектов на общую сумму 30 743 950 руб., по кредитам на общую сумму 73 805 000 рублей. Это позволило субъектам малого и среднего предпринимательства, помимо обеспечения собственной занятости (385 рабочих места), создать 109 новых рабочих мест.
    54% всех выданных поручительств использованы для приобретения, модернизации основных средств, создания материально-технической базы предприятий: на приобретение транспортных средств — 31%, оборудования — 20%. недвижимости — 3%.
  • микрофинансирование — предоставление займов на возвратной основе.
    С целью развития системы микрокредитования и обеспечения равного доступа субъектов малого бизнеса к кредитным финансовым ресурсам создана некоммерческая организация Вологодской области «Фонд ресурсной поддержки малого и среднего предпринимательства» (постановление Правительства области от 13 сентября 2010 года № 1053).
  • возмещение затрат по организации обучения созданию и ведению собственного дела.
    НП «Агентство городского развития» г. Череповца, являясь исполнителем мероприятия, провело обучение порядка 1000 безработных и людей, оказавшихся под риском сокращения основам создания и ведения собственного дела по 6 курсам: «Свое дело», «Малое предприятие в сфере ЖКХ: как начать свой бизнес», «Мини-пищевое производство: как начать свой бизнес», «Начинающий бухгалтер», «Фермерское хозяйство», «Начинающий бухгалтер» и т. д. (обучение проходит по 6 программам).
    Благодаря существующим формам поддержки предпринимательства стартовали новые проекты, которые позволили создать конкурентную среду и снизить «дефицит» на рынке услуг. Особую значимость в повышении качества и уровня жизни отдельных категорий граждан, снижении напряженности на регистрируемом рынке труда вышеперечисленные формы поддержки имеют для таких групп населения как безработные, молодежь, женщины, уволенные в запас военнослужащие и т. д.
    Информация по вопросам ведения предпринимательской деятельности, программах государственной поддержки бизнеса, федеральные и региональные законодательные акты, новости размещаются в сети интернет на областном сайте по поддержке малого и среднего предпринимательства www.smb35.ru. Работают информационные сайты муниципальных структур по поддержке бизнеса.
    В октябре 2011 года было подписано соглашение между Департаментом занятости населения области, региональным отделением общероссийской общественной организации Опора России и ГУ ВО «Бизнес-инкубатор» об организации совместной деятельности по вопросам консультирования начинающих предпринимателей. В рамках данного соглашения организована работа клуба начинающих предпринимателей.
    Приоритетные направления по решению проблем малого и среднего предпринимательства на 2015 год:
    1) Совершенствование механизмов государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства посредством смещения приоритетов в сторону поддержки субъектов малого бизнеса в производственном секторе, сфере инноваций, оказании услуг населению (при наличии элементов «новой» продукции, «новых» услуг):
    — предоставления грантов на создание инновационных компаний;
    — компенсации затрат по уплате процентов по кредитам (для инновационных предприятий) и лизинговым договорам;
    — предоставления поручительств по кредитам;
    — развитие системы микрофинансирования.
    2) Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства:
    — создание технопарка в г. Череповце;
    — обеспечение деятельности Вологодского бизнес-инкубатора, создание бизнес-инкубатора в г. Соколе;
    — совершенствование законодательства, направленного, прежде всего на снижение стоимости контрольно-кассовой техники за счет снятия административных барьеров доступа новых моделей на рынок.
    3) Повышение образовательного уровня предпринимателей, подготовка кадров для малого и среднего предпринимательства.
    4) Повышение имиджа предпринимательской деятельности.
    5) Стимулирование кооперации между крупным и малым бизнесом
    6) Формирование информационного поля, включая:
    — программы по бизнес-консультированию предпринимателей;
    – информационную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру их поддержки;
    — создание информационных центров;
    — поддержку портала «Малый и средний бизнес Вологодской области» [9].

Заключение
В целом, хотелось бы отметить, что, несмотря на сложности, развитие кредитования в России, и в частности в Вологодской области, имеет положительные перспективы. Связано это в первую очередь с тем, что государство серьезно относится к вопросам оказания поддержки малому бизнесу, о чем регулярно высказывается глава нашей страны. Для бухгалтерии малого предприятия принципы кредитования также имеют свои положительные аспекты: списание процентов по кредиту на «нереализационные» расходы, снижение налогооблагаемой базы на прибыль, использование в качестве залога не только имущества и активов компании, но и товаров в обороте. Поэтому можно резюмировать, что, несмотря на обилие проблем, перспективы кредитования малого бизнеса в российских банках и в частности в банках Вологодской области, стоит оценивать как достаточно благоприятные.
Пути решения проблем кредитования малого бизнеса можно отнести к нескольким пунктам:
Банк должен совершенствовать технологию выдачи ссуды – технологию рассмотрения заявки, технологию обслуживания. Сейчас многие банки предлагают свои кредитные продукты на примерно одинаковых условиях. Поэтому здесь начинает играть только роль уровень сервиса.
Снижение ставок возможно при улучшении качества заемщиков. Существующие ставки обусловлены прежде всего высоким риском невозврата кредитных средств. Как правило, положительная кредитная история позволяет клиенту взять кредит на более привлекательных условиях.
Следует стандартизировать и автоматизировать процедуру предоставления кредитов. На снижение ставок оказывает усиление конкуренции, вследствие которой на рынке появляется большое количество предложений. Кроме того, в последнее время наметились тенденции активного включения в процесс кредитования государственных органов.
Несмотря на расширяющееся сотрудничество Фондов кредитования с банками и организациями МБ в субъектах РФ, машина их работы очень затруднена масштабностью принимаемых на себя обязанностей. В связи с чем, кредитование предприятия откладывается на определенное время. Решением данной проблемы можно считать упрощение и легализацию бухгалтерского учета каждого предприятия, прозрачность деятельности субъекта МБ, тесную связь налоговый органов с Фондами кредитования, что облегчит и упростит процедуры проверки финансовой устойчивости данного заемщика.

Список использованных источников

  1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014) // Российская газета, N 164, 31.07.2007
  2. Закон Вологодской области от 5 декабря 2008 года № 1916-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Вологодской области»
  3. Ершова И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право. — М.: Юриспруденция, 2012. – 458 с.
  4. Крюков С.П. О новых тенденциях в кредитовании малого и среднего бизнеса // Финансы. 2014. № 2. – С. 15-28
  5. Тихомирова Е.В. Кредитование малого и среднего бизнеса – перспек-тивное направление кредитной политики банков // Деньги и кредит. 2015. № 1.
  6. Федорова С. Инвестиции в бизнес // Витрина, 2010, №11
  7. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Г.Б. Полякова- М., ФИНАНСЫ, ЮНИТИ, 2013. – 417 с.
  8. Шеремет А.Д. Комплексный экономический анализ деятельности предприятий. –М.: Экономика, 2010. –210 с.
  9. Портал «Малый и средний бизнес Вологодской области» // www.smb35.ru
  10. Фонд ресурсной поддержки малого и среднего предпринимательства Вологодской области // www.frp35.ru
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov
Добавить комментарий