Курсовая Модель массовой коммуникации Г.Лассуэлла

Дисциплина: Связь с общественностью
Тема: Модель массовой коммуникации Г.Лассуэлла.

Содержание
Введение 3
1 Основы теории массовой коммуникации 4
2 Модель массовой коммуникации в трудах Г. Лассуэлла 13
3 Значение теории Г. Лассуэлла в современных медиакоммуникациях 18
Заключение 20
Список использованных источников 21

Введение
Коммуникативный процесс — это процесс передачи информации от од­ного человека к другому или между группами людей по разным каналам и при помощи различных коммуникативных средств. Этот процесс может приобретать различные формы в зависимости от числа участников, целей участвующих сторон, используемых каналов, средств и стратегий. В связи с этим существует большое количество различных моделей коммуникации.
Американский исследователь Г. Лассуэлл предложил свою модель коммуникации. Эта модель была предназначе­на как для анализа любого коммуникативного действия, так и исследования массовой коммуникации.
Актуальность темы исследования заключается в том, что несмотря на существование множества моделей коммуникационного процесса в настоящее время теория Г. Лассуэлла является одной и самых часто используемых в описании коммуникативного процесса.
Целью работы является изучение теории коммуникационного процесса, сформулированной американским ученым Г. Лассуэллом.
Для раскрытия темы в работе необходимо решить следующие задачи:

  • изучить основы теории массовой коммуникации;
  • исследовать модель массовой коммуникации в трудах Г. Лассуэлла;
  • рассмотреть значение теории Г. Лассуэлла в современных медиакоммуникациях.
    Объектом исследования является описание процесса коммуникации в трудах различных исследователей.
    Предметом исследования является коммуникационная теория Г. Лассуэлла.

1 Основы теории массовой коммуникации
Любая теория объясняет реальность и предлагает определенное видение явлений и действий в соответствии с этим пониманием. Так, мы все видим собственными глазами, что земля плоская и что солнце движется над ней по дуге изменяющегося радиуса: летом он больше, зимой — меньше. Это очевидно, но мы знаем, что реально это не так, поскольку существует теория, объясняющая эту очевидную вещь совершенно иначе, а главное — эта теория проверяема.
Коммуникационные теории, которых достаточно много, изучаются специальной наукой — коммуникалогией, причем, как и у большинства наук связанных с изучением человека и общества, у коммуникалогии немало проблем.
Одной из трудных задач в изучении существующих теорий коммуникации является отсутствие их четкой классификации.
Например, известный специалист в области коммуникаций Г.Г. Почепцов приводит 25 моделей коммуникации 25 авторов, причем некоторые из них даже не употребляли в своих работах слово «коммуникация» и тем не менее изучали именно ее. Эти 25 моделей в свою очередь кем-то из исследователей дополнялись или углублялись, так что в реальности их имеется еще больше, включая и такие, что взаимоисключают друг друга [7, с. 102.
Изучать их все — дело сугубого специалиста, поэтому есть смысл попытаться все эти теории хотя бы как-то объединить. В этом случае мы можем выделить в них четыре основных направления:
Первое рассматривает коммуникацию как процесс и сюда мы отнесем всевозможные «кибернетические» теории и информационно-процессные.
Второе представляет коммуникацию как явление, создающее всевозможные знаки. Сюда относятся семиотические (семиотика — наука о знаках) и интерпретационные теории.
Третье направление изучает коммуникации на различных уровнях: в группах, организациях, ситуациях, т.е. сюда относятся все интеракционистские теории.
Четвертое — это критические теории, которые исходят из наличия неравенства и конфликтов в обществе, что приводит к господству одной группы людей над другой и, следовательно, как и во всем остальном, неравенству в процессе коммуникации.
О причинах того, почему мы имеем так много теорий коммуникации хорошо написал американский коммунолог Р.Крейг, объяснявший это с позиции плюрализма мнений в современной науки, особенно той, что занимается собственно человеком. У нас же народная поговорка гласит: «Сколько людей, столько и мнений» и вряд ли будет преувеличением добавить и столько же моделей коммуникации и соответственно – теорий этого явления. [3, с. 77]
Прежде, чем говорить о массовой коммуникации нужно определить, что означает этот термин. Массовая коммуникация — исторически сложившийся и развивающаяся во времени технически опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения, восприятия информации и обмена его между социальным субъектом (коммуникатором) и объектом (коммуникантом).
Первым в истории средством массовой информации была печать. Её задачи менялись с течением времени. В начале господствовала авторитарная теория печати, позднее — теория свободной печати, в XIX в. — социально-ответственной печати. Печать, с точки зрения восприятия информации, более сложна по сравнению с телевидением и радио. Газета менее оперативна, чтение газеты требует определенных интеллектуальных усилий, но ее преимущество в том, что газету можно читать практически везде. Согласно социологическим опросам, утром предпочтительным средством массовой коммуникации является радио, так как в условиях дефицита времени оно создает фон, дает информацию и не отвлекает от дел. Вечером предпочтительнее телевидение, так как оно является наиболее легкоусваиваемым источником информации.
Появление и развитие технических средств общения обусловило формирование нового социального пространства — массового общества.
Данное общество характеризуется наличием специфических средств связи — средств массовой коммуникации. Бурное развитие средств массовой коммуникации в XX в. привело к изменению мировосприятия, трансформации, «дегуманизации» культуры, формированию нового виртуального мира общения. Потребовалось теоретическое осмысление феномена массовой коммуникации. В теории массовой коммуникации выделилось два основных направления[1, с. 5]:

  1. Человеко-ориентированный подход, который поддерживал модель минимального эффекта. Суть этого подхода в том, что люди скорее приспосабливают средства массовой коммуникации к своим нуждам и потребностям. Сторонники человеко-ориентированного подхода исходят из того, что люди выборочно воспринимают поступающую информацию. Они выбирают ту часть информации, которая совпадает с их мнением, и отвергают ту, которая в это мнение не укладывается.
  2. Медиа-ориентированный подход. Этот подход основывается на том, что человек подчиняется действию средств массовой коммуникации. Они воздействуют на него как наркотик, которому невозможно сопротивляться. Наиболее видным представителем данного подхода является Герберт Маршал Маклюэн (1911-1980гг).
    Г. Маклюэн первым обратил внимание на роль средств массовой коммуникации, особенно телевидения, в формирования сознания независимо от содержания сообщения. На основании этого он сделал вывод, что сообщение, передаваемое средством общения, является само это средство. По мнению Г.Маклюэна телевидение, собирая на экране все времена и пространства сразу, сталкивает их в сознании телезрителей, придавая значимость даже обыденному. Привлекая внимание к тому, что уже произошло, телевидение сообщает аудитории о конечном результате. Это создает в сознании телезрителей иллюзию того, что демонстрация самого действия ведет к данному результату.
    Получается, что реакция предшествует акции. Телезритель, таким образом, вынужден принимать и усваивать структурно-резонансную мозаичность телевизионного изображения. На эффективность восприятия информации влияют жизненный опыт телезрителя, память и скорость восприятия, его социальные установки. В результате деятельность средств массовой коммуникации перестает быть для человека производной от каких-либо событий. Средства массовой коммуникации начинают в сознании человека действовать как первопричина, наделяющая действительность своими свойствами.
    Происходит конструирование реальности при помощи средства массовой коммуникации, а те, таким образом, формируют свое, мифологическое пространство. Исходя из этого, Г.Маклюэн на первый план выдвигает миф, как наиболее органичный для человека, живущего в условиях электронного окружения, способ восприятия мира. В мифотворчестве функционирования средств массовой коммуникации телевидение воспринимается как вещь, порождающая реальную телевизионную практику. Для телевизионного поколения само собой разумеющимися становятся убеждения, что средства массовой коммуникации вездесущи, всемогущи, всезнающи. Через средства массовой коммуникации потребитель проникается иллюзией собственной исключительности и ума. Однако, усматривая в телевизионном поколении позитивные установки, Г.Маклюэн довольно пессиместично отзывался о его практических достижениях.
    Телевизионное поколение, по мнению Г.Маклюэна, с одной стороны, — творец настоящего, а, с другой, — жертва «одноглазого дракона».
    Свою задачу в исследовании роли средств массовой коммуникации Г.Маклюэн видел в том, чтобы понять развитие элементов культуры как совокупности средств общения. Смена исторических эпох рассматривается им как переворот в развитии культуры, как смена типов коммуникации. Новое средство общения, понимаемое Г.Маклюэном как технологическое продолжение органов человеческого тела, оказывает обратное воздействие на человека. Полностью меняется весь сенсорный баланс — соотношение органов чувств в восприятии действительности, жизненный стиль, ценности, формы организации общества. Так, если эпоха племенного человека характеризовалась стесняющим общение господством устной речи, слиянием слова и дела, то распространение книгопечатания привело к торжеству визуального восприятия, формированию национальных языков и государств, промышленной революции. И в результате — к разобщающей людей узкой специализации. Индустриальный человек оказался подвержен массированному воздействию средств массовой коммуникации.
    Современная эпоха, по мнению Маклюэна, началась с появления электричества. С помощью средств массовой коммуникации электричество мгновенно связывает людей в такое глобальное пространство, где все оказываются взаимосвязанными друг с другом.
    Любой участник общения имеет возможность связаться с неограниченным числом реципиентов. Средства массовой коммуникации начинают выполнять функции идеологического, политического влияния, организации, информирования, просвещения, развлечения, поддержания социальной общности.
    Основная функция массовой коммуникации заключается в обеспечении взаимосвязи между элементами общности (индивидами, социальными группами) и самими общностями с целью поддержания динамического равновесия и целостности данного социального образования. Массовая коммуникация выполняет и иные важные социальные функции:
    1) распространяет информацию о действительности;
    2) передает от поколения к поколению ценности культуры;
    3) предоставляет массовой аудитории развлекательную, тонизирующую информацию. [5, с. 205]
    Таким образом, данный подход настаивает на определении массовой коммуникации не как любой коммуникации, в которой участвует множество людей, а только осуществляемой при помощи технических средств, прежде всего таких, как печать, радио и телевидение. Их еще называют средствами массовой коммуникации. Этот термин стал использоваться в официальных документах после включения его в преамбулу устава Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в 1946 году.
    Возможность вычленения и применения такого подхода объясняется тем, что именно использование технических средств передачи информации превращает коммуникацию в массовую, поскольку дает возможность одновременно включать в процесс коммуникации огромное количество людей, самые разнообразные социальные группы и общности. Это приводит к тому, что при помощи средств массовой коммуникации фактически общаются не отдельные люди, не отдельные личности, а большие социальные группы. Иначе говоря, массовая коммуникация – это прежде всего коммуникация больших социальных групп со всеми вытекающими отсюда социальными и психологическими потребностями.
    Особенности массовой коммуникации:
    1) ярко выраженная социальная направленность. Если межличностное общение в зависимости от ситуации может иметь либо социальную, либо индивидуально-личностную направленность, то в массовой коммуникации общение всегда социально-ориентированное, в какой бы персонифицированной форме оно ни выступало, так как это всегда сообщение не для одного конкретного человека, а для больших социальных групп, для массы людей;
    2) организованный характер. Технические средства дают людям возможность передавать колоссальные объемы информации. Осуществление этого процесса немыслимо без должной организации и управления. Иначе говоря, спонтанно, стихийно невозможно ни собирать информацию, ни обрабатывать ее, ни обеспечивать ее распространение. В противоположность межличностной коммуникации, где в зависимости от обстоятельств присутствуют и стихийные, и организованные формы, массовая коммуникация не может существовать вне организованных форм, как бы разнообразны они ни были;
    3) институциональный характер. Деятельность средств массовой коммуникации организуется и управляется специальными учреждениями – редакциями газет, радио, телевидения, иначе говоря, социальными институтами, которые имеют свои цели и в конечном итоге реализуют интересы той или иной социальной группы;
    4) отсутствие непосредственной обратной связи. Из-за опосредованности техническими средствами в ходе массовой коммуникации отсутствует прямой, непосредственный контакт коммуникатора и аудитории;
    5) повышенная требовательность к соблюдению принятых в обществе норм общения по сравнению с межличностной коммуникацией;
    6) коллективный характер коммуникатора. Это объясняется, во-первых, тем, что в информационном взаимодействии больших социальных групп, чем, по сути, является массовая коммуникация, каждый коммуникатор, сознает он это или нет, объективно выступает не только и не столько от своего имени, сколько от имени группы, которую он представляет. Во-вторых, в подготовке и передаче сообщения участвует значительное число людей (работники редакций, технический персонал);
    7) массовость аудитории. Масса – бессистемное, беспорядочное объединение индивидов, лишенное отбора по социальным, профессиональным, образовательным, возрастным или иным существенным критериям. В первую очередь следует отметить такие важные характеристики массовой аудитории, как ее огромные размеры и неорганизованный, стихийный характер. Отсюда следует неопределенность ее границ и огромное разнообразие социального состава. Коммуникатор во время подготовки и передачи сообщения никогда не может точно знать, каков размер его аудитории и из кого она состоит. Это делает аудиторию анонимной, что создает для него немало сложностей.
    Другая особенность аудитории – в момент восприятия сообщения она чаще всего разобщена на небольшие группы. Сообщения массовой коммуникации «без стука» входят в любой дом, и их воспринимают, как правило, в семейном кругу или в кругу друзей, знакомых и т. д., причем эти группы могут находиться как рядом, в одном городе, так и за десятки тысяч километров друг от друга;
    8) универсальность (включение самой разнообразной информации), социальная актуальность (актуальность содержания для больших социальных групп) сообщений массовой коммуникации, а также периодичность информации;
    9) однонаправленный характер, т. е. роли коммуникатора и аудитории в процессе коммуникации остаются в принципе неизменными (в отличие от межличностного общения лицом к лицу, где обычно во время разговора происходит поочередная смена этих ролей);
    10) двухступенчатый характер восприятия сообщений: окончательное мнение отдельных читателей, слушателей и зрителей по тем или иным вопросам, освещаемым в массовой коммуникации, формируется, как правило, лишь после обсуждения соответствующих сообщений с другими людьми, прежде всего со значимыми для них лицами, которых принято называть «лидеры мнений». Это обычно компетентные, хорошо информированные (за счет широкого использования ими различных средств массовой информации) люди. Исследователям на конкретных фактах удалось показать, что массовая публика – это не аморфное множество потребителей информации («атомов» аудитории), а система, состоящая из групп («молекул»), которые имеют своих лидеров, способных через межличностные («межатомные») связи формировать то или иное мнение о сообщениях средств массовой информации и самих средствах. [5, с. 259]
    При этом для каждого отдельного читателя, слушателя и зрителя имеет значение не только мнение значимых групп и лиц, но и массовая реакция аудитории. Именно этим объясняется тот факт, что средствами массовой информации во время трансляции выступления коммуникатора перед большой аудиторией передается не только само выступление коммуникатора, но и непосредственная реакция аудитории на это выступление.
    Таким образом, можно сказать, что массовая коммуникация – это институционализированное производство и систематическое распространение сообщений среди численно больших, рассредоточенных аудиторий, это такой вид коммуникации, в котором перекрещиваются и интегрируются интересы и ожидания представителей различных социальных групп.

2 Модель массовой коммуникации в трудах Г. Лассуэлла
Теория коммуникации как научная дисциплина возникает в начале XX в. Местом ее зарождения являются США. Отличительной особенностью теории коммуникации является, с одной стороны, её междисциплинарный характер, а, с другой, – её сильнейшая ориентация на решение практических задач. Это не случайно. Дело в том, что коммуникативной проблематикой практически одновременно в первые десятилетия XX в. стали активно заниматься американские философы: Ч. С. Пирс, Д. Дьюи, Дж. Г. Мид; социологи: Ч. Кули, Г. Блумер, Т. Парсонс, Р. Мертон, П. Лазарсфельд; политологи: Г. Лассуэлл, О. Тоффлер; социальные психологи: Д. Б. Уотсон, Я. Л. Морено, К. Левин, К. Роджерс, Ф. Перлз и др.
В настоящее время ключевой схемой для построения PR-технологий продолжает оставаться коммуникационная формула, предложенная Г. Лассуэллом.
Гарольд Дуайт Лассуэл (1902—1978) — американский политолог, один из основоположников современной политологии, представитель бихевиористского подхода в политической науке и один из основателей чикагской школы социологии, теоретик междисциплинарного подхода к исследованию поведения личности в различных сферах деятельности. Был почетным профессором права Йельского университета, одним из директоров Центра политических наук в Нью-Йорке, возглавлял Американскую ассоциацию политических наук [6, с. 96].
Лассуэлл выделял три функции коммуникации:
1) обозрение окружающего его мира (информационная функция);
2) корреляция с социальными структурами общества (воздействие на общество через обратную связь);
3) передача культурного начала, что (познавательно-культурологическая функция).
В 1948 г. Г. Лассуэлл предложил свою модель коммуникации. Она получила название классической линейной модели коммуникации. Лассуэлл разработал ее на основе опыта ведения пропаганды в армейских подразделениях во время Второй мировой войны, эта модель могла в равной степени быть использована для анализа массовой коммуникации и любого коммуникативного действия, которое раскрывается по мере ответа на последовательно возникающие вопросы: кто?, сообщает что?, по какому каналу?, кому?, с каким эффектом? (рис. 1).

Рис. 1 – Модель массовой коммуникации Г. Лассуэлла

«Формула» Лассуэлла стала как собственно моделью, отражающей структуру коммуникативного процесса, так и моделью исследования этого процесса, его структуры и отдельных элементов.
В соответствии с этой структурой Лассуэлл выделяет следующие разделы исследования коммуникации, каждый из которых представляет ответ на соответствующий вопрос: анализ управления процессами массовой коммуникации: при ответе на вопрос «кто?» рассматриваются факторы, которые открывают и направляют сам акт коммуникации (в первую очередь это сам коммуникатор); анализ содержания передаваемых сообщений, сюда же включается статистический анализ частоты упоминания тех или иных фактов и событий в средствах массовой информации; анализ средств и каналов, с использованием которых передаются сообщения (для массовой коммуникации это анализ работы самих масс-медиа); выявление средств, адекватных характеру передаваемых сообщений и наиболее приемлемых для получателя; анализ аудитории (массовой, специализированной), являющийся жизненно важным для результативной коммуникации; анализ результатов («эффекта») коммуникативного воздействия, для удобства зачастую объединяемый с предыдущим разделом. Так как исследования Лассуэлла касались деятельности средств массовой информации, то в первую очередь изучалось их влияние на аудиторию. В целом результативность коммуникации оценивалась на основании возникшего интереса к содержанию сообщения или отсутствию такого интереса.
Модель Лассуэлла получила широкое признание и распространение. В 1968 г. Лассуэлл предложил более подробную версию своей модели коммуникации. Она предполагает изучение процесса коммуникации с помощью ответов на следующие вопросы: Кто? С каким намерением? В какой ситуации? С какими ресурсами? Используя какую стратегию? Оказывает влияние на какую аудиторию? С каким результатом? Вопрос, кто? связан с определением источника информации, который не всегда может совпадать с коммуникатором, непосредственно ее передающим: это может быть одно лицо, а могут быть и разные.
Вопрос, с каким намерением? – ключевой. Только уяснив истинную цель коммуникации, можно говорить о подборе адекватных этой цели средств (коммуникатора, сообщения, канала), о выборе целевой аудитории и т.д.
Четкое осознание цели (информирование, инструктирование, мотивирование аудитории) определяет соответственно и подбор остальных компонентов коммуникации как условие ее эффективности.
Ответ на вопрос, в какой ситуации? связан с определением того, в какой ситуации – благоприятной, неблагоприятной или нейтральной – осуществляется коммуникативный акт.
Отвечая на вопрос, с какими ресурсами?, надо знать, что к ресурсам коммуникации относят как самих специалистов-коммуникаторов, так и финансовые и информационные средства, которыми они располагают, а также эффективные коммуникативные технологии, приемы, методы и т.п.
Ответить на вопрос, используя какую стратегию? – значит правильно выбрать стратегию, следовательно, обеспечить наиболее эффективный способ достижения цели (т.е. результативной коммуникации). Стратегия – это не только определение целей, но и подбор адекватных им средств, а также путей достижения целей.
Вопрос, на какую аудиторию? связан с выбором аудитории коммуникации, т.е. тех, кому адресованы сообщения. Эффективность коммуникации связана с правильным выбором аудитории (массовой, специализированной, отдельных людей).
Отвечая на вопрос, с каким результатом? мы подразумеваем оценку итога совокупных усилий участников коммуникативного процесса.
Коммуникация эффективна, если поставленные цели реализованы в установленные сроки и с наименьшими издержками. Коммуникативная эффективность обусловлена изменением в знаниях, установках, убеждениях или поведения получателя информации. Коммуникативная модель Лассуэлла представляет собой одновременно и модель исследования коммуникативного процесса и развернутый план собственно коммуникативного действия.
Однако она имеет и существенные недостатки. Во-первых, лассуэлловская модель монологична, в ее структуру не входит обратная связь. Во-вторых, она практически не обращает внимания и не учитывает контекст, в котором происходит коммуникация и который на эту коммуникацию влияет.
Таким образом, Лассуэлл был пионером метода контент-анализа, фактически изобретя методологию качественного и количественного анализа медиаинформации. Его работа по изучению политической пропаганды представляет собой очень важный пример ранних исследований массовой коммуникации. Слово пропаганда позднее приобрело негативный смысл и поэтому редко используется в настоящее время. Хотя сейчас политической пропаганды стало даже больше. Анализ пропаганды стал частью исследований массовой коммуникации.

3 Значение теории Г. Лассуэлла в современных медиакоммуникациях
Гарольд Д. Лассуэлл внес значительный вклад в изучение медиавоздействия, самым ценным из которого были: модель пяти вопросов (кто сообщает? что? по какому каналу? для кого? с каким результатом?); его работа по изучению пропаганды; определение трех важных социальных функций, выполняемых СМИ (контроль состояния социальной среды, формирование общественной реакции на события, передача культурных ценностей). Отмечается пять главных заслуг Лассуэлла, которыми исследования медиавоздействия обязаны этому ученому:

  1. Модель пяти вопросов способствовала тому, что на первое место в исследованиях средств массовой коммуникации выдвинулась задача определения их воздействия;
  2. Он был пионером метода контент-анализа, фактически изобретя методологию качественного и количественного анализа медиаинформации (например, пропагандистских материалов и газетных передовиц);
  3. Его работа по изучению политической и военной пропаганды представляет собой очень важный пример ранних исследований массовой коммуникации. Слово пропаганда позднее приобрело негативный смысл и поэтому редко используется в настоящее время, хотя сейчас политической пропаганды стало даже больше. Анализ пропаганды стал частью исследований массовой коммуникации.
  4. Он ввел теорию психоанализа Зигмунда Фрейда в американскую социальную науку. Лассуэлл соединил теорию Фрейда с политическим анализом, как, например, в его психоаналитическом исследовании политических лидеров. Он применил разработанную Фрейдом трехчленную модель психики («Оно», «Я», «Сверх-Я») к исследованиям проблем политологии. По существу, он использовал интраиндивидуальную теорию Фрейда на социальном уровне.
  5. Лассуэлл способствовал созданию политических наук, междисциплинарному движению по интеграции социальных наук с действиями государственной власти. Представители социальных наук, однако, обычно противились этим попыткам интеграции и применения их для решения вопросов государственной политики.

Заключение
Массовая коммуникация – процесс оперирования информацией, в котором участвует большое количество людей. К массовой коммуникации относят массовые действия карнавального типа, политические, религиозные и культурные собрания, деятельность выставок, музеев, библиотек, систем образования, а также действия, совершаемые с помощью технических средств и сетей – телефона, телефакса, компьютера.
Основоположником теории функций массовой коммуникации являет-ся американский политолог Г. Лассуэлл. Он выделял три функции ком-муникации:

  1. информационная – обозрение окружающего мира;
  2. корреляционная – воздействие на общество и его познание через об-ратную связь;
  3. познавательно-культурологическая – передача культурного наследия.
    В 1948 году американский исследователь Г. Лассуэлл предложил свою модель коммуникации. Разработанная на основе опыта ведения пропаганды в армейских подразделениях во время второй мировой войны, эта модель в равной мере могла быть использована для анализа как массовой коммуникации, так и любого коммуникативного действия, которое раскрывается по мере ответа на последовательно возникающие вопросы: «Кто?», «Сообщает что?», «По какому каналу?», «Кому?», «С каким эффектом?».
    Гарольд Д. Лассуэлл внес значительный вклад в изучение теории массовых коммуникаций.

Список использованных источников

  1. Василик, М. А. Наука о коммуникации или теория коммуникации? К проблеме теоретической идентификации / М. А. Василик // Актуальные проблемы теории коммуникации: сб. науч. трудов. СПб., 2009. — С. 4—11.
  2. Кашкин, В. Б. Введение в теорию коммуникации: учеб. пособие / В. Б. Кашкин. – Воронеж, 2010. – 187 с.
  3. Кузнецов, Н. А. Информационное взаимодействие как объект научного исследования / Н. А. Кузнецов, Н. Л Мусхелишвили, Ю. А. Шрейдер // Вопр. философии. 2009. — № 1. — С. 77—87.
  4. Матьяш, О. И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование: сб. науч. трудов Теория коммуникации & прикладная коммуникация // О. И. Матьяш; под общей ред. И. Н. Розиной. Ростов н/Д., 2009. С. 103—122.
  5. Основы теории коммуникации: учебник / под ред. проф. М. А. Василика. М., 2010. – 401 с.
  6. Основы теории коммуникации. Пособие по изучению дисциплины. – М.: МГТУ ГА, 2009. – 154 с.
  7. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации / Г. Г. Почепцов – М.-К., 2011. – 515 с.
  8. Сидорская, И. В. Введение в теорию информации и коммуникации: пособие для студентов факультета журналистики / И. В. Сидорская. – Минск, 2010. – 321 с.
  9. Яковлев, И. П. Основы теории коммуникаций / И. П. Яковлев. – СПб., 2011. – 255 с.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov