Курсовая Обеспечение безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

  1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 5
    1.1 Понятие и содержание безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы 5
    1.2 Правовое регулирование обеспечения безопасности сотрудников УИС 15
    1.3 Общие условия создания надзора за осужденными 24
  2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ИК-3 УФСИН РОССИИ ПО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ 27
    2.1 Основные направления обеспечения безопасности сотрудников ИК-3 27
    2.2 Организация надзора за осужденными, отбывающими лишение свободы 29
    2.3 Профилактический учет как мера обеспечения безопасности 30
    2.4 Профилактика преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях 32
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современное государство не может стабильно развиваться без эффективно функционирующих властных институтов, обеспечивающих такие важные составляющие общественной жизни, как основы конституционного строя, государственная и общественная безопасность, порядок управления, общественный порядок и правопорядок в целом. Особая ответственность за укрепление правопорядка, усиление борьбы с преступностью, предупреждение любых правонарушений и устранение причин, их порождающих, в процессе исполнения уголовных наказаний возлагается на персонал уголовно-исполнительной системы далее (УИС).
Самостоятельной проблемой является привлечение внимания законодателя к вопросам надлежащего обеспечения правовой защиты сотрудников УИС. Проблема уголовно-правовой охраны жизни и здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы — часть более общей проблемы охраны отношений управления — актуальна не только в прикладном, но и в теоретическом плане. Повышенная общественная опасность посягательств различных видов на сотрудников уголовно-исполнительной системы не вызывает сомнений. В результате их совершения в значительной мере ослабляется эффективность деятельности государства в сфере борьбы с преступностью, подрывается система государственного управления.
Изложенное подтверждает актуальность проведения научного исследования проблемы обеспечения безопасности персонала уголовно-исполнительной системы как необходимого условия эффективного выполнения возложенных на них функций.
Степень научной разработанности. Теоретические основы проблемы обеспечения безопасности в УИС изучали Ю.М Антонян, Н.В. Ахмедшина, М.И. Бажанов, В.Б. Боровиков, Т.П. Будякова, Н.И. Ветров, В.А. Владимиров, А.А. Гаджиева, Я.Г. Гаухман, А.А. Глухова и т.д.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе обеспечения безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Предмет исследования составили: нормы уголовного и уголовно-исполнительного права, обеспечивающие защиту сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также научные положения о безопасности в УИС и практическая деятельность исправительных колоний (на примере, ИК-3 УФСИН России по Вологодской области)
Цель исследования является изучение проблемы обеспечения безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:

  • изучение понятия и содержания безопасности сотрудников УИС;
  • исследование правовых основ обеспечения безопасности сотрудников УИС;
  • выявление основных направлений обеспечения безопасности сотрудников в ИК-3 УФСИН России по Вологодской области.
    Практическая значимость исследования заключается в том, что изложенные в нем выводы, предложения и рекомендации направлены на совершенствование организационных и правовых основ построения системы обеспечения безопасности сотрудников УИС.
    Теоретическая значимость работы обусловлена ее новизной и заключается в расширении основы для теоретического анализа обеспечения безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы.
    Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения содержащего выводы по проведенному исследованию и списка использованных источников.
  1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
    1.1 Понятие и содержание безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы
    Современное состояние уголовно-исполнительной системы (далее – УИС), а также ее реформирование в контексте развития и интеграции Российской Федерации в мировое сообщество приводит к возникновению новых угроз. В связи с этим, возникает необходимость в повышении ее готовности противостоять возникшим внешним и внутренним, реальным и потенциальным, влияющим на конкретный объект и общую обстановку.
    В словаре В. Даля безопасность определяется как «отсутствие опасности, стабильность, сохранность, надежность; безопасный – неопасный, неугрожающий, не могущий причинить зла или вреда, безвредный, сохранный, верный, надежный».
    Указанное понятие не в полной мере соответствует действительности. Наличие критерия «отсутствие опасности» не всегда свидетельствует о состоянии безопасности.
    Объекты безопасности находятся в постоянной динамике. Соответственно, прогнозирование возникновения новых угроз, мониторинг внутренней и внешней сред системы являются одним из элементов обеспечения безопасности.
    Безопасность рассматривается как свойство (или атрибут) системы. В основе данного понимания заложено предположение о естественной защищенности любой системы (начиная от элементарных частиц и атомов до человека и далее) от разрушительного воздействия каких-либо сил . Безопасность также понимается как специфическая деятельность.
    В настоящее время некоторые ученые указывают на появление теории безопасности как науки о предвидении режимов функционирования системы, угрожающих ее существованию, и о мерах по их предотвращению .
    Современная трактовка термина «безопасность» звучит следующим образом: состояние, ситуация спокойствия, проявляющаяся в результате реальной опасности (как физической, так и моральной), а также материальные, экономические, политические условия, соответствующие органы и организации, способствующие созданию данной ситуации.
    Попытка закрепить законодательно общее понятие безопасности предпринята в законе РФ «О безопасности». Статья 1 названного закона, определяла безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Однако видов безопасности огромное множество, и не все они подпадают под признаки общего определения безопасности. Таким образом, настоящее определение не прижилось по понятным причинам и в действующем Федеральном законе «О безопасности» отсутствует.
    Федеральный закон определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
    Следует согласиться с А.Л. Ситковским в том, что «…Федеральный закон по своему предмету регулирования значительно отличается от ранее действовавшего Закона, не содержит излишней детализации и в этой связи, по существу, является рамочным, требующим принятия специальных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации. Несмотря на ведущиеся в научных кругах по его структуре и содержанию споры, является шагом вперед в развитии законодательства в области обеспечения национальной безопасности…» .
    В научной литературе выделяют такие виды безопасности, как государственная, международная, экономическая, общественная, оборонная, информационная, экологическая, национальная, военная, энергетическая, ядерная и радиационная. Также говорится о безопасности труда, дорожного движения, малого города и региональной безопасности.
    В рамках классификации видов безопасности могут применяться различные критерии, в зависимости от того, какой объект подлежит защите от угрожающих ему опасностей. Так, возможно выделить безопасность государства, общественную безопасность, безопасность населения, личную безопасность конкретного человека, гражданина, безопасность города, региона. В зависимости от сферы, в которой необходимо создать условия для устранения угроз, выделяются такие виды безопасности, как экономическая безопасность, политическая безопасность, социальная безопасность, энергетическая безопасность и т.д.
    «Понятие «безопасность» предполагает существование такой системы взаимоотношений личности, общества, государства (Российской Федерации и ее субъектов) и международного сообщества, которая представляет собой основу для организации условий предотвращения и ликвидации опасности для существования и прогрессивного развития личности, общества и государства… сущность безопасности заключается в такой организации системы, при которой она могла бы длительное время стабильно функционировать и противодействовать как угрозам, заключенным в рамках нее самой, так и угрозам извне.
    Таким образом, следует, что все существующие определения безопасности несовершенны в смысле абсолютности отражения описываемого ими явления.
    Наиболее близким к пониманию понятия безопасности является определение безопасности, которое сформулировал В.Г. Ившин – «…состояние защищенности объекта от различных угроз, обеспечивающее его устойчивое существование и развитие. Всевозможная деятельность по достижению и поддержанию этого состояния есть обеспечение безопасности. Совокупность экономических, политических, экологических, информационных и иных условий и факторов, способствующих достижению и поддержанию этого состояния – это условия безопасности. А подобные условия и факторы, создающие опасность и наносящие ущерб равновесию, дестабилизирующие объект, есть угрозы безопасности» .
    Очевидно, что «…изучение проблем безопасности должно проводиться комплексно применительно к конкретному объекту исследования – системе (совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство)» .
    Рассмотрим два основных укоренившихся в науке подхода к обеспечению безопасности.
    В рамках первого (натуралистического) подхода предполагается, что безопасность системы есть защищенность от внутренних и внешних воздействий на нее с целью изменения, а вектор опасности мыслится как направленный снаружи на систему, безопасность которой хотят обеспечить.
    В рамках другого подхода, носящего наименование деятельностного (системнодеятельностного), картина представляется прямо противоположным образом: «опасность-безопасность» выступает как характеристика нашей собственной деятельности, а системное представление о последней объединяет воедино источник опасности и угрожаемый объект.
    Полагается, что в рамках натуралистического подхода вектор опасности необходимо мыслить не только как направленный снаружи на систему, но и угрозу «болезненного поражения» самой системы изнутри, поскольку с момента любого зарождения организма (системы) заложены (существуют) элементы самоуничтожения.
    Объединение источника опасности и угрожаемый объект в рамках системнодеятельностного подхода также не в полной мере раскрывает их сущность, поскольку системный подход является более широким по своей сути и охватывающим своим содержанием как натуралистический, так и деятельностный подходы.
    В рамках системного подхода к обеспечению безопасности выделяются две стороны данного явления:
    Внутренняя безопасность есть критерий целостности системы и показатель ее гомеостаза, т.е. безопасность характеризует способность системы поддерживать свое нормальное функционирование в условиях воздействия среды и внутренних возмущений.
    Внешняя безопасность в данном контексте есть способность системы взаимодействовать со средой без нарушения гомеостаза последней, т.е. воздействие системы на среду не приводит к необратимым изменениям или нарушениям важнейших параметров, характеризующих состояние среды, принятое за допустимое. В данном случае следует говорить о «состоянии внутренней среды», от качественной характеристики которой зависит воздействие на внешнюю среду.
    Федеральная служба исполнения наказаний, как орган государственной власти, в которой предусмотрена правоохранительная служба, выполняет государственные функции:
  • по исполнению уголовных наказаний в отношении осужденных;
  • по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию;
  • по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;
  • по обеспечению правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а также безопасности лиц, находящихся на их территориях; безопасности объектов УИС; защиты сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, в УИС.
    Таким образом, предлагается логическая последовательность категорий, которые позволяют уяснить содержание «безопасности УИС»: заградительные меры (защита) от негативных факторов (опасность), влияющие на систему с целью недопущения негативного воздействия (внешнего и внутреннего), способного оказать влияние на нормальное существование и развитие системы (позитивная цель).
    Предложенная последовательность позволяет сформулировать понятие безопасности УИС как состояние защищенности ее объектов; лиц, находящихся на территориях учреждений и органов, персонала; инфраструктуры жизнеобеспечения; телекоммуникационных сетей и информации; ее права и интересы, которое позволяет обеспечить нормальное функционирование и развитие учреждений и органов УИС, выполнение возложенных законодательством РФ на нее задач и функций.
    Защищенность в данном случае понимается как процесс непрерывного мониторинга, противодействия неправомерному вмешательству в деятельность УИС. Защищенность не может носить статичный характер по причине постоянного воздействия на нее внешних и внутренних факторов.
    Противодействие включает в себя профилактику (превентивные, предупредительные меры), борьбу (непосредственное применение мер воздействия) и минимизацию негативных последствий (ущерба).
    Состояние защищенности – уровень действенности предпринимаемых мер и как следствие (результат) – стабильное функционирование и развитие УИС.
    Обеспечение безопасности – деятельность субъекта по созданию и соблюдению требований, необходимых и достаточных противодействию угрозам, контроль над их исполнением. Условие достаточности имеет существенное значение, поскольку при его несоблюдении говорить о надлежащем обеспечении не приходится. Так, например, несоблюдение нормативной численности сотрудников, обеспечивающих конвоирование осужденного, способствует трансформации потенциальной угрозы нападения в реальную. Обеспечение безопасности всегда процесс – непрерывное, упорядоченное функционирование субъекта безопасности.
    Статья 3 Федерального закона «О безопасности» определяет содержание деятельности по обеспечению безопасности как:
  • прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;
  • определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;
  • правовое регулирование в области обеспечения безопасности;
  • разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;
  • применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
  • разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;
  • организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;
  • координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;
  • финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;
  • международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;
  • осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    ФСИН, как федеральный орган исполнительной власти, выполняет задачи в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством РФ. Следует ли понимать, что УИС, как правоохранительный орган, обязан (уполномочен) обеспечивать собственную безопасность посредством имеющихся в его распоряжении сил и средств?
    Чтобы ответь на этот вопрос, необходимо уяснить природу понятия собственной безопасности. Под категорией «собственная» следует понимать принадлежность чего-либо (материальных и нематериальных благ, прав и обязанностей) к субъекту, обладающему относимостью, компетенцией к ней. При этом отношения не сводятся только к экономическим (например, собственность).
    При сопоставлении понятий «собственная» и «безопасность» следует говорить об административных, государственных отношениях, так как УИС является органом государственной власти и обладает государственно-властными полномочиями.
    Перечисленные функции ФСИН как государственного органа возложены на те или иные учреждения и органы УИС. Однако следует отграничивать функции, которые позволяют обеспечивать достижение цели, для которой в принципе и создавался рассматриваемый государственный институт – исполнение уголовных наказаний, от частных функций учреждений и органов, цель которых – обеспечивать удовлетворение внутренних потребностей самой системы.
    Понятие «собственная» подразумевает прежде всего личное, непосредственное, направленное на себя. Направленность в рассматриваемой категории имеет ключевое значение. Именно направленность на внутреннюю потребность в стабильности функционирования самой системы определяет внутреннее состояние такой системы, способной взаимодействовать с внешней средой. Обеспечение потребности системы в ее целостности и стабильности является ничем иным, как потребность в самосохранении.
    Таким образом, собственная безопасность УИС – это внутриорганизационная система мер, средств, условий, характеризующих готовность учреждений и органов УИС противостоять неправомерному вмешательству в их деятельность при взаимоотношениях с внешней средой и негативным внутренним процессом с целью нормального функционирования и развития УИС, и позволяющих выполнять поставленные задачи и функции.
    В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года ФСИН, как правоохранительный орган, является субъектом обеспечения национальной безопасности, принимает участие в обеспечении национальной безопасности государства и сосредоточивает свои усилия на обеспечении государственной и общественной безопасности.
    В целях обеспечения собственной безопасности учреждений и органов УИС, как подвида государственной безопасности, образованы и функционируют специально уполномоченные оперативно-розыскные органы, наделенные соответствующей их статусу компетенцией, – подразделения собственной безопасности.
    Традиционно считается, что деятельность оперативных подразделений УИС регламентирована ст. 84 УИК РФ и имеет направленность (объект) на спецконтингент: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.
    Согласно статье 1 Федерального закона об оперативно-розыскной деятельности оперативные подразделения УИС являются органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (далее – ОРД) в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Содержание ОРД, осуществляемой на территории Российской Федерации, определяет названный выше закон (ч. 8 ст. 13), который устанавливает субъектом такой деятельности, без каких-либо ограничений (т.е. общим субъектом ОРД), –оперативные органы ФСИН. Соответственно на оперативные подразделения распространяются все названные в законе задачи ОРД.
    В нашем понимании, задачи, перечисленные в ч. 1 ст. 84 УИК РФ, установлены исключительно для конкретизации, установления их приоритета над общими задачами ОРД. Кроме того, название и содержание ч. 1 ст. 84 УИК РФ указывает, что ОРД осуществляется только в исправительных учреждениях. Это также не в полной мере соответствует действительности.
    Нормативно-правовое закрепление безопасности УИС и ее обеспечение позволили бы значительно конкретизировать задачи ОРД в УИС; основания и субъекта применения мер безопасности; расширить правовую основу деятельности.
    Все это, несомненно, усовершенствует нормативную правовую основу, оптимизирует практическую деятельность, исключит разночтения действующего уголовно-исполнительного и оперативно-розыскного законодательства в части ОРД в УИС.
    Таким образом, обеспечение безопасности УИС – деятельность (непрерывное, упорядоченное, последовательное функционирование) специального субъекта (оперативно-розыскного подразделения ФСИН) по созданию, соблюдению требований (контроль над их исполнением) и условий, необходимых и достаточных для прогнозирования, выявления и противодействия угрозам УИС.
    1.2 Правовое регулирование обеспечения безопасности сотрудников УИС
    На законодательном уровне происходит утверждение и закрепление основ безопасности сотрудников УИС.
    В 2010 г. Правительство РФ утвердило Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее Концепция), в которой отмечается тот факт, что служба в уголовно-исполнительной системе не пользуется популярностью среди населения, поскольку работа тяжелая и сложная, а заработная плата сравнительно с другими профессиями низкая, поэтому на вакантные места берут тех, кто согласен, несмотря на несоответствие их требованиям к работникам исправительных учреждений . В связи с этим Концепция указывает цели и задачи для совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года.
    Основными целями Концепции являются:
    • повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития;
    • сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам;
    • гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.
    Для достижения поставленных целей указаны задачи, некоторые из которых связаны с обеспечением безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы:
    • модернизация и оптимизация системы охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов, укрепление материальной базы следственных изоляторов, исправительных учреждений, уголовно-исполнительных инспекций;
    • обеспечение необходимого уровня социальной защиты работников уголовно-исполнительной системы.
    Для безопасности работников исправительных учреждений предлагаются следующие мероприятия:
    • повышение качества подготовки работников уголовно-исполнительной системы и улучшение условий несения службы;
    • разработка комплекса мер по формированию у работников уголовно-исполнительной системы умений и навыков, позволяющих обеспечить эффективное противодействие противоправному поведению со стороны осужденных, а также мер ответственности за нарушение прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
    • совершенствование мер предупреждения и пресечения возможных неслужебных связей личного состава уголовно-исполнительной системы с осужденными, преступных связей осужденных между собой и осужденных с лицами, находящимися за пределами исправительных учреждений;
    • применение сотрудниками уголовно-исполнительной системы комплекса индивидуальных профилактических мер по предупреждению правонарушений, в том числе преступлений, совершаемых осужденными .
    Для результативности этой Концепции необходимо еще сделать многое, будем надеяться, что все поставленные законодателем задачи будут исполнены и реформирование уголовно-исполнительной политики и системы в целом сможет увеличить уровень обеспечения безопасности сотрудников уголовно-исправительной системы от криминальных посягательств осужденных.
    Одними из условий эффективной предупредительной деятельности являются своевременное распознавание, взятие на профилактический учет и целевая психопрофилактическая работа с лицами, имеющими виктимологически значимые личностные черты, которые провоцируют или же облегчают возникновение конфликтных ситуаций. Целью индивидуальной виктимологической профилактики является предупреждение преступлений путём недопущения реализации виктимных свойств и качеств личности сотрудника, ее позитивная коррекция, влекущая изменение поведения, а также обеспечение процесса девиктимизации .
    Индивидуальная виктимологическая профилактика в исправительных учреждениях представляет собой: а) процесс по выявлению сотрудников, которые, судя по их поведению или совокупности личностных характеристик, с наибольшей вероятностью могут оказаться жертвами преступников; б) организацию в отношении этих лиц мер воспитания, обучения и обеспечения личной безопасности.
    Комплекс таких мероприятий, с нашей точки зрения, возможен и необходим в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний России .
    Меры индивидуальной профилактики в отношении виктимных сотрудников уголовно-исполнительной системы весьма специфичны для каждого исправительного учреждения и определяются его особенностями. Очевидно, что для разработки конкретных мер профилактического воздействия необходимо учитывать вид учреждения, особенности условий службы в данном учреждении, состояние социальной, психологической и воспитательной работы и материально-бытового обеспечения, скрытые источники внутри и межгруппового влияния, дисциплинарную практику, структуру и динамику нарушений законности и т. д. Целесообразно изучение обстоятельств, совершаемых в исправительном учреждении преступлений, виктимологической характеристики преступлений, факторов и ситуаций, обусловливающих индивидуальную виктимность.
    Необходим внимательный отбор кандидатов на службу, учитывающий личностные виктимные характеристики, жесткий контроль за четким и правомерным исполнением действующими сотрудниками служебных обязанностей и инструкций. Поскольку основной причиной криминально уязвимого поведения сотрудников в опасных для жизни и здоровья ситуациях является, в частности, низкий уровень профессиональной подготовленности, необходимо разработать тематические планы и рабочие программы служебной подготовки сотрудников исправительных учреждений с целью снижения их криминальной виктимности .
    И, естественно, нужна работа на законодательном уровне. Необходимы нормы, защищающие сотрудников уголовно-исполнительной системы. Потенциальный субъект, совершающий посягательство на работника исправительного учреждения, должен знать, какую ответственность он за это понесет.
    Обеспечение безопасности персонала регулируется не только уголовно-исполнительным правом. Соответствующие нормы содержатся и в иных отраслях права (уголовного, административного, трудового, гражданского и др.), которые закрепляют специфические для каждой правовой отрасли меры обеспечения личной безопасности персонала органов и учреждений ФСИН России. Прежде всего, это меры уголовно-правового характера, устанавливающие уголовную ответственность за посягательство на жизнь, здоровье и неприкосновенность личности персонала органов и учреждений ФСИН России учреждений:
  • устанавливающие уголовную ответственность за действия, специально направленные на причинение вреда представителям персонала (ст. 319–321 УК РФ);
  • предусматривающие ответственность за совершение насильственных действий в отношении должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов (ст. 318 УК РФ).
    В число основных средств обеспечения безопасности персонала входят меры уголовно-исполнительного характера:
  • меры принуждения, направленные на поддержание в учреждениях, исполняющих наказания, установленного режима; меры убеждения, реализуемые в ходе воспитательной работы с осужденными с целью разъяснения им необходимости соблюдения порядка отбывания наказания, правил взаимоотношения с персоналом, ответственности за преступные посягательства на жизнь, здоровье и достоинство его представителей;
  • меры дисциплинарной ответственности осужденных и порядок их применения;
  • меры безопасности (физическая сила, специальные средства и оружие, основание и порядок применения которых регламентируются ст. 86 УИК РФ и гл. 5 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание»);
  • меры пресечения противоправных действий (например, водворение осужденного в ШИЗО до прихода начальника исправительного учреждения, но не более чем на 24 часа в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений).
    Статья 86. УИК РФ гласит:
  1. В случаях оказания осужденными сопротивления персоналу исправительных учреждений, злостного неповиновения законным требованиям персонала, проявления буйства, участия в массовых беспорядках, захвата заложников, нападения на граждан или совершения иных общественно опасных действий, а также при побеге или задержании бежавших из исправительных учреждений осужденных в целях пресечения указанных противоправных действий, а равно предотвращения причинения этими осужденными вреда окружающим или самим себе применяются физическая сила, специальные средства и оружие.
  2. Порядок применения указанных в части первой настоящей статьи мер безопасности определяется законодательством Российской Федерации.
    Таким образом, в ст. 86 УИК РФ установлены виды мер безопасности: физическая сила, специальные средства и оружие, которые применяются в целях пресечения перечисленных противоправных действий осужденного, а также предотвращения причинения вреда окружающим и самому себе.
    В ч. 2 комментируемой статьи содержится норма, согласно которой порядок применения мер безопасности определяется законодательством Российской Федерации. В настоящее время порядок применения к осужденным мер безопасности регулируется Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
    Указанный Закон определяет прежде всего категорию лиц, имеющих право применять физическую силу, специальные средства и оружие. Это сотрудники уголовно-исполнительной системы, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава. Перечисленные меры безопасности и оружие применяются на территории учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, и на охраняемых объектах.
    При применении физической силы, специальных средств и оружия должны соблюдаться следующие условия: а) предупреждение о намерении их использования, предоставление достаточного времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление их применения создает непосредственную опасность жизни и здоровью персонала, военнослужащих внутренних войск, а также осужденных и заключенных, может повлечь за собой иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным либо невозможным; б) обеспечение наименьшего причинения вреда осужденным и заключенным, предоставление пострадавшим медицинской помощи; в) информирование непосредственного начальника о каждом случае применения физической силы, специальных средств и оружия.
    В состоянии необходимой обороны (ст. 37 УК РФ) или крайней необходимости (ст. 39 УК РФ) при отсутствии специальных средств или оружия персонал вправе использовать любые подручные средства.
    В случае ранения или смерти осужденных, заключенных или иных лиц в результате применения физической силы, специальных средств или оружия начальники исправительных учреждений сообщают об этом прокурору.
    В ст. 29 указанного выше Закона определены основания применения физической силы к осужденным, в том числе боевых приемов самбо. Она допускается для задержания осужденных, пресечения не только преступлений, но и дисципли-нарных правонарушений, совершаемых осужденными или иными лицами, если ненасильственным способом не обеспечива-ется выполнение их законных требований.
    Статья 30 этого Закона детально регламентирует случаи допустимости применения сотрудниками специальных средств и газового оружия:
    — для отражения нападения на работников исправительных учреждений, осужденных, заключенных и других граждан;
    — для пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка осужденными и заключенными, а также задержания правонарушителей, оказывающих неповиновение или сопротивление персоналу;
    — для освобождения заложников, захваченных зданий, помещений и транспортных средств;
    — при конвоировании и охране осужденных и заключенных, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе;
    — для задержания или возвращения осужденных и заключенных, бежавших из-под стражи или из исправительного учреждения.
    В ст. 30 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» перечисляются виды спецсредств, применяемых к осужденным: наручники, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, водометы и бронемашины, служебные собаки, газовое оружие.
    Специальные средства и газовое оружие, а также интенсивность их применения определяются с учетом обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя. Применение специальных средств и газового оружия запрещается в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан, а также в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние граждане.
    В ст. 31 данного Закона приводится подробный перечень случаев, при которых допускается применение к осужденным огнестрельного оружия:
    — для защиты от нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан;
    — для отражения нападения, угрожающего жизни и здоровью работников исправительных учреждений, осужденных, заключенных и иных лиц, а также для отражения нападения с целью завладения оружием;
    — для освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств;
    — для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемые объекты, помещения и сооружения, а также транспортные средства;
    — для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, застигнутого при совершении тяжкого преступле-ния против жизни, здоровья граждан, собственности и пытающегося скрыться, совершающего побег, либо для пресечения попыток насильственного освобождения осужденных и заключенных, а также для задержания вооруженного лица, отказы-вающегося выполнять законное требование сотрудника о сдаче оружия;
    — для остановки транспортного средства, с использованием которого совершается побег осужденным или заключен-ным;
    — для предупреждения осужденных, заключенных и иных лиц о намерении применить огнестрельное оружие, подачи сигнала тревоги и вызова помощи.
    Огнестрельное оружие применяется без предупреждения:
    — при отражении нападения с использованием оружия или транспортных средств;
    — при побеге осужденных и заключенных из мест лишения свободы, предварительного заключения или из-под стражи с оружием, при помощи транспортных средств либо из транспортного средства во время движения;
    — при попытке осужденного, или заключенного, или иного лица приблизиться к сотруднику с обнаженным огнестрель-ным или холодным оружием либо предметами, с помощью которых может быть нанесено телесное повреждение, сократив при этом указанное сотрудником исправительного учреждения расстояние, а также при попытке прикоснуться к его огнестрельному оружию.
    Также Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» установлены ограничения применения оружия. Его запрещается применять к женщинам с видимыми признаками беременности, лицам с явными признаками инвалидности, несовершеннолетним, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан, а также в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние граждане.
    1.3 Общие условия создания надзора за осужденными
    Организация надзора за осуждёнными в ИУ является комплексным понятием. В его содержание входят определённые ресурсы, которые способствуют достижению цели надзора. Они дифференцируются на силы, средства и методы.
    В надзоре за поведением осужденных используются силы администрации ИУ, территориальных органов уголовно-исполнительной системы, территориальных органов внутренних дел, общественных организаций и самодеятельных организаций осужденных.
    Известно, что осуществление надзора за осужденными — это обязанность всех сотрудников исправительного учреждения. Однако специальные задачи по осуществлению надзора за осужденными возлагаются на дежурную смену. Поэтому в Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, дежурная смена и названа «силой надзора».
    В состав дежурной смены входят: во-первых, оперативный дежурный, он же начальник смены, инспектор-дежурный по жилой зоне, инспектор-дежурный по производственной зоне и помощник оперативного дежурного;
    во-вторых, группа младших инспекторов отдела безопасности: младшие инспектора по жилой и производственной зонам; выдаче посылок, передач, бандеролей, проведению длительных и краткосрочных свиданий; ЕПКТ, ПКТ, ШИЗО, СУС; надзору за осужденными, пользующимися правом передвижения без конвоя;
    в-третьих, группа сотрудников, привлекаемых для выполнения отдельных задач надзора: оперативная группа, численность и состав которой определяются начальником исправительного учреждения на сутки; группа по осуществлению патрулирования в районе дислокации колонии, в состав которой входят сотрудники исправительной колонии, сотрудники отдела специального назначения, могут привлекаться сотрудники милиции, а также члены общественных организаций; сотрудники ИУ — представители администрации на объектах работ; сотрудники по сопровождению транспортных средств по территории охраняемых объектов, обеспечению погрузочно-разгрузочных работ; дежурный водитель автомашины; техник связи из группы инженерно-технических средств и связи;
    в-четвертых, для поддержания должного порядка в ИУ используются также возможности самодеятельных организаций осужденных, в т.ч. секции дисциплины и порядка (наряд СДП) .
    Основные требования, предъявляемые к силам надзора, следующие. Они должны быть достаточными, т.е. их должно быть такое количество, которое позволяло бы обеспечивать надзор и порядок в ИУ постоянно. Требования оснащенности и мобильности достигаются только тогда, когда силы располагают всеми необходимыми специальными и техническими средствами, вооружением, соответствующим современным техническим данным, а также способны к группировке, перегруппировке, своевременному реагированию и действиям, направленным на успешное выполнение задач надзора. Качественность сил надзора достигается путем подбора и профессиональной подготовки кадров для данной деятельности (овладения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения служебных обязанностей).
    Дежурные смены самостоятельно осуществить все перечисленные в нормативных актах функции не в состоянии, тем более что среди них есть и такие, решение которых заведомо требует комплексного подхода (например, функция патрулирования по территории, на которой установлены режимные требования, начальствующим составом колонии, работниками милиции и членами общественных формирований граждан в целях пресечения противоправных действий осужденных и иных лиц). Практика доказывает, что выполнение этой и многих других задач по надзору возможно только при совместных действиях различных отделов и служб колонии. Поэтому постоянно шел процесс нормативного уточнения функциональных обязанностей по надзору некоторых должностных лиц исправительных учреждений.
    Таким образом, к решению специальных задач надзора ежедневно привлекаются сотрудники не только из дежурной смены, но и из других служб исправительного учреждения, а также осужденные, состоящие в самодеятельных организациях. Более того, начальник отдела безопасности, постоянно организуя выполнение мероприятий по надзору за осужденными, обеспечивает взаимодействие отдела безопасности с другими службами. Заместитель начальника ИУ по безопасности и оперативной работе лично обеспечивает выполнение задач по надзору за поведением осужденных, а начальник исправительного учреждения персонально отвечает за организацию и эффективность всей работы по осуществлению надзора за осужденными. Выше перечисленные службы и должностные лица составляют основные силы надзора в исправительном учреждении. В случаях чрезвычайных происшествий и ситуаций привлекаются дополнительные силы надзора. Это сводные отряды УИН МЮ РФ, подразделения территориальных органов внутренних дел, а также МЧС РФ и гражданские формирования, приданные ИУ при различных экстремальных ситуациях.
  3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ИК-3 УФСИН РОССИИ ПО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
    2.1 Основные направления обеспечения безопасности сотрудников ИК-3
    В ФБУ по Вологодской области ИК-3 вопросами обеспечения безопасности сотрудников занимается отдел собственной безопасности.
    Основными задачами отдела собственной безопасности ИК-3 являются:
  4. Обеспечение личной безопасности, защита от противоправных посягательств на жизнь, здоровье, имущество сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей в связи с исполнением служебных обязанностей.
  5. Предотвращение проникновения на службу и работу в ИК-3 лиц, преследующих противоправные цели.
  6. Выявление, предупреждение и пресечение фактов коррупции, должностных преступлений, злоупотреблений и неслужебных связей сотрудников и работников с лицами, содержащимися в исправительном учреждении и следственных изоляторах.
    Состояние безопасности персонала, используемые при этом средства позволяют выделить в деятельности ИК-3 по обеспечению безопасности определенные направления. Основными из них являются:
  7. осуществление профилактики преступлений и иных правонарушений среди осужденных;
  8. организация постоянного надзора за поведением осужденных;
  9. подготовка персонала к несению службы и действиям в условиях опасности;
  10. повышение технической оснащенности исправительных учреждений инженерно-техническими средствами охраны и надзора.
    Рассматриваются следующие методы выявления условий преступлений и методы их устранения, нейтрализации в ИК-3. К числу первых относятся:
  • проверка деятельности подразделений ИК-3 вышестоящими ведомственными и контрольно-надзорными органами;
  • криминологическое исследование и выявление криминогенных зон в учреждении, наиболее типичных недостатков по различным направлениям деятельности, которые способствуют развитию конфликтных ситуаций и непосредственному совершению преступлений, несовершенства инженерно-технических средств охраны и надзора (ИТСОН), количественных и качественных изменений состава осужденных, их преступной субкультуры, кадровых упущений;
  • оперативные приемы деятельности, направленные на выявление лиц, готовящих покушения на сотрудников, и фактов, свидетельствующих о такой подготовке;
  • выход на место, рейды, проверки объектов и территорий ИК-3.
    К числу методов устранения условий способствующих совершению преступлений против персонала в ИК-3 можно отнести:
  • разработку новых средств компьютерного сбора, обработки, использования информации по направлениям деятельности ИУ, средств охраны и надзора;
  • проведение обысков осужденных и помещений, осмотров транспорта и лиц, входящих (выходящих) в ИУ;
  • совершенствование работы с кадрами, повышение их профессионального мастерства, воспитание верности служебному долгу;
  • комплексные профилактические операции, связанные с мобилизацией всех сил и средств учреждения для решения проблемных вопросов (перекрытие каналов поступления запрещенных предметов, пресечение противоправных действий осужденных и др.);
  • организацию оперативного обмена информацией между подразделениями ИУ;
  • недопущение превышения фактического контингента осужденных над лимитом наполнения учреждения, отряда, штрафного изолятора, помещения камерного типа, запираемых помещений;
  • повышение дисциплины и ответственности сотрудников за счет эффективной дисциплинарной практики, организации контроля за их деятельностью и взаимоотношениями с осужденными, материального и морального стимулирования.
    Таким образом, в ИК-3 используется вся совокупность методов обеспечения безопасности сотрудников УИС.
    2.2 Организация надзора за осужденными, отбывающими лишение свободы
    Создание безопасных условий для сотрудников обусловливает осуществление постоянного надзора за осужденными. Из его определения, данного в Инструкции о надзоре, следует, что, во-первых, надзор представляет собой определенную систему мер, направленных на обеспечение порядка и условий исполнения и отбывания наказания. В ИК-3 создается система надзора, включающая группировку сил и средств колонии, порядок их расположения, которая должна отвечать характеру и особенностям объекта, степени его оборудования инженерно-техническими средствами, наличию специальных средств; обеспечивать надежную изоляцию осужденных, установленный порядок и безопасность.
    В систему надзора ИК-3 входят: силы администрации учреждения, места (участки) их расположения, силы дежурных смен, посты (маршруты) несения службы младшими инспекторами отдела безопасности, специальные, инженерно-технические и другие средства, используемые в надзоре за осужденными, резервы и личный состав подразделения специального назначения. Во-вторых, надзор осуществляется путем постоянного наблюдения и контроля за поведением осужденных в местах их размещения и работы. Основная его цель — предупреждение и пресечение противоправных действий осужденных, новых преступлений или других антиобщественных поступков. В-третьих, правильно организованный надзор должен обеспечивать изоляцию, а также безопасность осужденных, персонала и иных лиц, находящихся на территории ИУ.
    В ходе деятельности ИК-3 выявлено, что нападения осужденных на сотрудников происходят в следующих местах:
  • открытая территория жилой зоны — 23 %;
  • открытая территория производственной зоны — 21 %;
  • штрафной изолятор, помещение камерного типа — 18 %;
  • помещения отрядов — 12 %;
  • медчасть — 6,5 %;
  • цехи — 6,6 %;
  • служебные кабинеты — 3,6 %.
    Изучение случаев нападений на сотрудников ИК-3 показало, что нападения происходят в 31 % случаев летом, а в другие времена года — равномерно до 26 % случаев. Это объясняется недостатками профилактики данных преступлений, особенно с наступлением весенне-летнего периода. В связи с этим система надзора должна своевременно переориентироваться с закрытых помещений на открытую территорию жилых и производственных зон. Кроме того, сотрудникам ИК-3 необходимо заранее разрабатывать маршруты движения служебных нарядов по наиболее уязвимым для совершения таких преступлений местам территории, привлекать к участию в их обследовании сотрудников, входящих в оперативную группу, а также членов само­деятельных организаций осужденных.
    2.3 Профилактический учет как мера обеспечения безопасности
    Основанием для постановки осужденного на профилактический учет и снятия с него являются материалы, характеризующие его образ жизни и поведение, собранные начальниками отрядов совместно с сотрудниками оперативного отдела и отдела безопасности. Данные сведения, а также результаты работы с подучетными лицами рассматриваются комиссией во главе с начальником учреждения ежемесячно. На заседаниях комиссии разрешается присутствовать руководителям самодеятельных организаций осужденных, мнение которых учитывается.
    Лица, поставленные на профилактический учет, закрепляются приказом начальника учреждения за определенными сотрудниками. В соответствии с ведомственными правовыми актами таким осужденным спальные места в общежитиях предоставляются при входе в спальное помещение, рабочие места — в хорошо просматриваемых и контролируемых участках цехов, вывод на работу осуществляется только в первую смену, как правило, со сдельной оплатой труда и ежедневным подведением итогов выполнения производственного задания. В строю эти лица следуют в первых шеренгах. Во время перевода осужденного, состоящего на профилактическом учете, в другое учреждение сотрудник отдела безопасности приобщает к его личному делу справку-ориентировку.
    На профилактический учет в ИК-3 берутся осужденные:
  • вынашивающие намерения совершить побег и ранее его совершавшие;
  • причисляющие себя к так называемой категории воров в законе, лидеры и активные участники групп отрицательной направленности;
  • организующие и провоцирующие групповые эксцессы;
  • склонные к употреблению, сбыту или приобретению наркотических веществ, сильно действующих медицинских препаратов, а также признанные судом нуждающимися в лечении от наркомании;
  • систематически употребляющие спиртные напитки, а также признанные судом нуждающимися в лечении от алкоголизма;
  • занимающиеся поборами и притесняющие других осужденных;
  • организующие или активно участвующие в картежных либо других азартных играх с целью извлечения материальной или иной выгоды;
  • склонные к гомосексуализму или лесбиянству;
  • имеющие психические расстройства, связанные с возможностью причинения существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц;
  • отбывающие наказания за дезорганизацию деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, за массовые беспорядки, вымогательство, участие в преступном сообществе, склонные к нападению на представителей администрации ИУ.
    В ИК-3 на профилактическом учете в отделе безопасности состоит в среднем до 10 % лиц, отбывающих наказание. Среди них 7 лидеров и активных участников групп отрицательной направленности, свыше 20-ти — склонных к употреблению наркотических средств, свыше 70-ти осужденных, систематически употребляющих спиртные напитки.
    Кроме перечисленных категорий осужденных, представляющих опасность для персонала, на профилактический учет могут ставиться и другие, отрицательно влияющие на оперативную обстановку в учреждении.
    В ходе исследования выявлено, что в ИК-3 активно применяется такая мера обеспечения безопасности сотрудников УИС как профилактический учет осужденных.
    2.4 Профилактика преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях
    Профилактику преступлений в отношении персонала следует проводить целенаправленно. Одно из направлений этой работы — выявление и взятие на учет осужденных, от которых можно ожидать совершения преступлений, в том числе в отношении сотрудников.
    Как показывают результаты исследования деятельности ИК-3, 25 % преступлений против персонала ИУ совершаются осужденными из числа нарушителей порядка отбывания наказания. Поэтому на профилактический учет следует ставить в первую очередь осужденных данной категории, принимая при этом во внимание такие факторы, как молодой возраст нарушителей, длительность срока отбывания наказания. Одной из особенностей характеристики лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, является наличие среди них значительного числа осужденных с психическими аномалиями.
    Изучение приговоров по преступлениям осужденных в отношении персонала ИК-3 показывает, что 70 % из них совершены лицами, страдающими различными психическими расстройствами. В предупреждении этих преступлений важное значение имеют своевременное выявление осужденных, имеющих данные расстройства, и взятие их на учет. Исправительное и медицинское воздействие на таких лиц должно оказываться в сочетании, исходя из состояния здоровья и степени опасности последних для окружающих.
    Нападениям на сотрудников способствует также недостаточная освещенность территории учреждения в темное время суток, несвоевременная очистка территории от посторонних предметов, строительных отходов. В ИК-3 оборудование ряда объектов, прежде всего помещений ШИЗО и ПКТ, не отвечает предъявляемым требованиям.
    При совершении нападений на работников ИУ в большинстве случаев осужденные использовали в качестве орудий преступления различные предметы, что приводит к увеличению тяжести причиняемого вреда здоровью сотрудников. Это свидетельствует о невыполнении персоналом требований нормативных актов по контролю за использованием в производственном процессе заточного оборудования, о некачественном проведении обысков.
    Основными средствами профилактики правонарушений в ИК-3 являются:
  • воспитание осужденных в духе строгого соблюдения законодательства, добросовестного отношения к труду и уважения правил общежития;
  • обеспечение надежной изоляции осужденных и их размещение в точном соответствии с законом;
  • проведение систематических обысков осужденных, осмотров территорий жилых и производственных зон, коммунально-бытовых и иных помещений.
    Осужденные, допускающие правонарушения либо намеревающиеся их совершить, в том числе в отношении отдельных сотрудников, выявляются путем изучения личных дел, журналов учета нарушений режима, рапортов приема-сдачи дежурств, докладов начальников отрядов, других должностных лиц, данных отдела безопасности и оперативного аппарата, медицинской документации, цензуры корреспонденции.
    Таким образом, в ИК-3 проводится целенаправленная профилактика преступлений в отношении персонала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Безусловно, для того, чтобы уголовно-исполнительная система в целом работала и обеспечивала правопорядок и законность в учреждениях, исполняющих наказание, безопасность осужденных и охрану их здоровья, необходимо, чтобы сам персонал исправительных учреждений не подвергался опасности, т. е. от их виктимологической безопасности напрямую зависит результативность работы всей уголовно-исправительной системы.
Активность позиции сотрудника исправительной колонии при взаимодействии с преступником (осужденным), продиктованная его профессиональными обязанностями, положительная с точки зрения этики и права, в сочетании с профессиональными действиями может провоцировать посягательство. Но активность, подкрепленная профессионализмом, в большинстве случаев не дает перерасти виктимности из потенциальной в реальную.
Система надзора в исправительных учреждениях, как и любой другой государственный институт, имеет продолжительную и уникальную историю. В течение столетий на территории России формировались система уголовных наказаний и порядок их исполнения.
В настоящее время уголовно-исполнительная система действует в условиях открытости, имеющиеся проблемы становятся предметом заинтересованного обсуждения на семинарах, встреча с представителями общественных организаций, в средствах массовой информации.
Собственная безопасность УИС – это внутриорганизационная система мер, средств, условий, характеризующих готовность учреждений и органов УИС противостоять неправомерному вмешательству в их деятельность при взаимоотношениях с внешней средой и негативным внутренним процессом с целью нормального функционирования и развития УИС, и позволяющих выполнять поставленные задачи и функции.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года ФСИН, как правоохранительный орган, является субъектом обеспечения национальной безопасности, принимает участие в обеспечении национальной безопасности государства и сосредоточивает свои усилия на обеспечении государственной и общественной безопасности.
Основными целями Концепции развития УИС, на период до 2020 года, являются:
• повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития;
• сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам;
• гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.
Для достижения поставленных целей указаны задачи, некоторые из которых связаны с обеспечением безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы:
• модернизация и оптимизация системы охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов, укрепление материальной базы следственных изоляторов, исправительных учреждений, уголовно-исполнительных инспекций;
• обеспечение необходимого уровня социальной защиты работников уголовно-исполнительной системы.
Для безопасности работников исправительных учреждений предлагаются следующие мероприятия:
• повышение качества подготовки работников уголовно-исполнительной системы и улучшение условий несения службы;
• разработка комплекса мер по формированию у работников уголовно-исполнительной системы умений и навыков, позволяющих обеспечить эффективное противодействие противоправному поведению со стороны осужденных, а также мер ответственности за нарушение прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
• совершенствование мер предупреждения и пресечения возможных неслужебных связей личного состава уголовно-исполнительной системы с осужденными, преступных связей осужденных между собой и осужденных с лицами, находящимися за пределами исправительных учреждений;
• применение сотрудниками уголовно-исполнительной системы комплекса индивидуальных профилактических мер по предупреждению правонарушений, в том числе преступлений, совершаемых осужденными.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 13.07.2015) [Электронный ресурс] // Российская газета, N 9, 16.01.1997.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996 – № 25 – Ст. 2954.
  3. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности» // Российская газета, N 295, 29.12.2010
  4. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р «Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 43. – Ст. 5544.
  5. Бумаженко, Н. И. Виктимология : учебно-методическое пособие / Н. И. Бумаженко. – Витебск, 2010.– 115 с.
  6. Вьюгин, М. Криминал атакует. [Электронный ресурс] //http://www.vremya.ru/print/189449.html. – Режим доступа: [Интернет]. – загл. с экрана. – дата обращения: 08.10.2015 г.
  7. Ившин, В. Г. Виктимология : учеб. пособие / В. Г. Ившин, С. Ф. Идрисова, Л. Г. Татьянина. – М. : Волтерс Клувер, 2011. – 264 с.
  8. Лекции по криминологии. Часть 1. – Виктимологический аспект механизма конкретного преступления [Электронный ресурс] // http://www.mylect.ru/ugolovno/480-criminologia.html?start=19/. – Режим доступа: [Интернет]. – загл. с экрана. – дата обращения: 07.10.2015 г.
  9. Краткая характеристика уголовно-исправительной системы [Электронный ресурс] //http: // fsin.su / structure / inspector / iao / statistika / Kratkaya%20har-ka%20UIS/. – Режим доступа: [Интернет]. – загл. с экрана. – дата обращения: 07.10.2015 г.
  10. Кулакова, А. А. Виктимологический аспект пенитенциарной преступности и ее предупреждения (в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы) : дис. … канд. юрид. наук. – М., 2008. [Электронный ресурс] / А. А. Кулакова // http://www.dissercat.com/content/viktimologicheskii-aspekt-penitentsiarnoi-prestupnosti-i-ee-preduprezhdeniya-votnoshenii-s-0– Режим доступа: [Интернет]. – загл. с экрана. – дата обращения: 07.10.2015 г.
  11. Ситковский, А. Л. Виктимологические проблемы профилактики корыстных преступлений против собственности граждан : автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1995. [Электронный ресурс] / А. Л. Ситковский // http://www.lawlibrary.ru/disser2003324.html – Режим доступа: [Интернет]. – загл. с экрана. – дата обращения: 07.10.2015 г.
  12. Шитяков И. Н. Статусно-ролевая и индивидуальная виктимность сотрудников уголовно-исполнительной системы. [Электронный ресурс] // http://www.justicemaker.ru/viewarticle.php?id=15&art=2022.– Режим доступа: [Интернет]. – загл. с экрана. – дата обращения: 07.10.2015 г.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov