Курсовая Оценка эффективности имиджевой кампании ВУЗа

Оценка эффективности имиджевой кампании ВУЗа

Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты эффективности имиджа ВУЗа 5
1.1 Понятие «имиджа вуза» и основные подходы к его определению 5
1.2 Факторы, влияющие на формирование имиджа вуза 7
1.3 Методы оценки эффективности управленческих решений в области формирования имиджа 12
Глава 2 Анализ имиджевой кампании Великоустюгского педагогического колледжа 15
2.1 Краткая характеристика педагогического колледжа 15
2.2 Оценка текущего имиджа Великоустюгского педагогического колледжа 17
2.3 Выявление сильных и слабых сторон и оценка имиджевой кампании Великоустюгского педагогического колледжа 20
2.4 Управленческие решения в области оптимизации имиджевой кампании 23
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Введение
Идея о связи имиджа организации с ее конкурентоспособностью не является новой. Научные исследования свидетельствуют, что главной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо или чему-либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно последуют доверие и, в свою очередь, – высокие оценки и уверенный выбор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а, следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информации публичной деятельности.
Однако то, что применимо к формированию имиджа организации вообще, до последнего времени не переносилось на сферу образовательной деятельности. Это было обусловлено рядом вполне объективных социально-экономических и политических причин. Введение рейтинга вузов страны с целью определения уровня их образовательной деятельности вывело на первый план такие проблемы, как определение объективных критериев определения уровня образовательной деятельности и состояние имиджа образовательного учреждения.
Актуальность темы исследования определяется, во-первых, следующим обстоятельством: российский рынок образовательных услуг пополнился значительным количеством новых, в том числе негосударственных, учебных заведений, что привело к его насыщению со стороны предложения и, как следствие, — к повышению уровня конкуренции среди отечественных учебных заведений. Немаловажно и то, что многие российские граждане предпочитают получить образование за рубежом. Во-вторых, актуальность данной курсовой работы определяется тем, что вышеназванные рыночные условия вынуждают образовательные учреждения использовать весь спектр маркетинговых мер, обеспечивающих их позиционирование на рынке, повышение конкурентоспособности, в том числе за счет неценовых факторов, среди которых ведущую роль играет корпоративный имидж. В-третьих, в контексте вышеизложенного очевидна необходимость в комплексном анализе сущности имиджа образовательного учреждения применительно к высшему учебному заведению, методов формирования и управления им в целях повышения конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг.
Цель работы: выяснить составляющие имиджа учебного заведения, выявить основные факторы, влияющие на формирование имиджа, рассмотреть имиджевые технологии конкретного учебного заведения и выявить направления их совершенствования.
Достижение цели связано с решением ряда задач:

  • анализ понятия «имидж вуза», способов и факторов, влияющих на его формирование;
  • исследование имиджевой кампании образовательного учреждения;
  • выявление направлений совершенствования имиджевой кампании образовательного учреждения.
    Объектом исследования выступает образовательное учреждение среднего профессионального образования Великоустюгский педагогический колледж.
    Предметом исследования является совокупность инструментов формирования имиджа учебного заведения.

Глава 1 Теоретические аспекты эффективности имиджа ВУЗа
1.1 Понятие «имиджа вуза» и основные подходы к его определению
Имидж вуза – это общее представление, состоящее из набора убеждений и ощущений, которое складывается у потребителей (реальных и потенциальных) образовательных товаров и услуг об учебной организации. [3, с. 26]
Понятие «имидж вуза» в России появилось недавно, в середине 90-х гг. XX в., когда стало ясно, что образование представляет собой услугу, которая должна удовлетворять потребности общества наряду с многими другими. В это время, кроме государственных учреждений, эту услугу стали все больше предоставлять коммерческие вузы. Обострение конкуренции на рынке образовательных услуг явилось предпосылкой к формированию понятия имидж вуза. Кроме того, имидж стал неотъемлемой частью любой организации, направляющей свои действия на формирование благоприятного имиджа в условиях рыночной экономики для установления гармоничных отношений с общественностью. [1, с. 27]
В 1990-2000-х гг. появляются теоретические обоснования имиджа вуза, но их достаточно мало. Имидж вуза рассматривается теоретиками в рамках такой дисциплины как маркетинг. И это не случайно. В 1960-е гг. в США стали проникать идеи некоммерческого маркетинга. В 70-80-е годы XX века положения этой теории были рассмотрены применительно к вопросам обучения взрослых и повышению квалификации. Первую комплексную концепцию образовательного маркетинга в ФРГ предложили В. Заргес и Ф. Хеберлин. Образовательный маркетинг включает в себя два направления: маркетинг образовательной деятельности, т.е. действия направленные на продажу образовательных услуг учреждением; и образование как маркетинговое средство, т.е. применяется для услуг и продуктов, чтобы привлечь клиентов и сохранить их.
Таким образом, развитие первого направления в маркетинге способствовало развитию идей значимости образовательной сферы, которая может предоставить на рынок свою специфическую услугу — образовательную. Такие идеи нашли поддержку благодаря сложившейся социально-экономической ситуации.
В рамках рассмотрения имиджа вуза мы можем столкнуться с несколькими подходами к понимаю имиджа.
В психологическом подходе, сторонниками которого являются психологи Андерсон, Хоровиц, — реципиенты создают имиджи своих собственных наблюдений реальности или символов, данных им другими людьми. Согласно данному подходу, имидж рассматривается как видимый, ощущаемый аналог реальности. Имидж, формируемый вузом, может быть воспринят как часть реальности. В этой связи компоненты имиджа вуза должны опираться на проблемные точки и пути их решения. [5, с. 42]
Импрессионная теория, основоположником которой является Гофман, рассматривает имидж как впечатление, оказанное индивидом или организацией на кого-либо.
Схематический подход, развиваемый английским исследователем Боулдингом, принимает весьма весомое значение среди концепций имиджа, являясь наиболее обоснованным и разработанным. Имидж здесь рассматривается, как способность управлять поведением субъектов».
В этом случае имидж понимается как совокупность элементов — система, направленная на создание «гештальта» — единого целого образа организации, с помощью которого возможно управлять мнением общественности.
По мнению Д.В. Журавлева понятие имиджа высшего учебного заведения включает две составляющие — внутренний и внешний имидж [4, с. 28]:

  • Описательная составляющая (или информационная), представляет собой образ организации, сложившийся в сознании населения;
  • Оценочная отражает качественную оценку населением деятельности организации и существует в силу того, что любая информация о вузе побуждает оценки и эмоции, которые могут обладать различной интенсивностью, могут приниматься или отвергаться общественностью.
    Образ и оценка неразрывно связаны. Люди оценивают имидж университета через призму своего прошлого опыта, дальнейших планов на жизнь, ценностных ориентацией, общепринятых норм, принципов, в их сознании формируется определенный образ, который они сопоставляют с университетом. Таким образом, имидж вуза можно рассматривать как существующую в сознании людей систему образов и оценок. Другими словами это совокупность представлений об университете и способность человека оценивать существующую ситуацию, объект на основе прошлого опыта. [7, с. 36]
    Психологический подход, как и схематический раскрывает грани имиджа, акцентирует внимание на том, что имидж целостная структура, система и для его построения необходимо умело работать со стереотипами массового сознания.
    Таким образом, можно сделать вывод: правильно сложившееся общественное отношение относительно имиджа вуза надолго закрепляется в его сознании, потому что обществу проще воспринимать мир, какую-либо жизненную ситуацию, других людей, а так же университет сквозь призму подготовленных схем. Учитывая психические характеристики нужно стремиться, чтобы положительная информация о вузе становилась позитивными стереотипами, вкрапленными в сознание людей.
    Корпоративный имидж вуза – это общее представление, состоящее из набора убеждений и ощущений, которое складывается у потребителей (реальных и потенциальных) образовательных товаров и услуг об учебной организации.
    Корпоративная репутация вуза – ценностные характеристики, вызываемые корпоративным имиджем вуза, сложившимся у потребителей (реальных и потенциальных) образовательных товаров и услуг.
    Осуществляя процесс управления корпоративным имиджем вуза, необходимо иметь четкие представления о структуре имиджа организации и особенностях психологических процессов формирования имиджа в сознании индивида.
    Имидж любой организации в целом и вуза, в частности, есть целостное восприятие (понимание и оценка) оценки различными группами общественности, формирующееся на основе хранящейся в их памяти информации о различных сторонах деятельности вуза: обучающей, научной, воспитательной, общественной и т.п.
    Другими словами, содержание понятия имиджа вуза включает в себя две составляющие: описательную (информационную) составляющую, которая представляет собой образ вуза, или совокупность всех представлений (знаний) об организации. И составляющую, связанную с отношением, или оценочную составляющую. Оценочная составляющая существует в силу того, что хранящаяся в памяти информация не воспринимается безразлично, а пробуждает оценки и эмоции, которые могут обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа организации могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. Люди оценивают высшее учебное заведение через призму своего прошлого и сегодняшнего опыта, ценностных ориентаций, общепринятых норм и моральных принципов.
    1.2 Факторы, влияющие на формирование имиджа вуза
    В связи со сложившийся ситуацией на рынке образовательный услуг, когда, с одной стороны, грамотных, мотивированных абитуриентов не так уж и много, а с другой — количество высших учебных заведений увеличилось в достаточной степени, как никогда остро стоит вопрос о формировании имиджа образовательного учреждения.
    Под формированием имиджа образовательного учреждения понимается процесс, в ходе которого создается некий спланированный образ на основе имеющихся ресурсов. Целью создания имиджа является повышение конкурентоспособности, привлечение инвестиций, установление и расширение партнерских связей.
    Можно выделить следующие основные этапы формирования имиджа [8, с. 13]:
    -анализ внешней среды; выделение целевой группы, к которой будет обращен имидж;
    -анализ внутренних ресурсов; определение задач и их классификация (содержательные, организационно-результативные и т.д.);
    -мотивация участников проекта;
    -ролевое распределение;
    -выявление соотношения между составляющими имиджа: научный, образовательный, общественный, имидж на рынке труда и т.д.;
    -определение принципов формирования имиджа;
    -разработка технологии формирования каждой составляющей имиджа;
    -анализ соответствия полученного имиджа с желаемым результатом.
    Имидж образовательного учреждения как положительный образ может быть сформирован лишь в случае предоставления качественных услуг потребителю. Но это условие, являясь необходимым, не является достаточным.
    Технология формирования имиджа должна включать организацию продвижения информации (формы, каналы, периодичность, дозировку), систему обратной связи (диагностика промежуточных результатов, корректировка, прогностическая оценка).
    Имидж всегда направлен на стимулирование положительных эмоций и их проецирование, на те услуги, которые оказывает образовательное учреждение. Имидж, как правило, является средством воздействия на общественное мнение. Так как результат обучения зачастую отдален во времени и может не осознаваться самим обучающимся, то необходимо учитывать такие особенности имиджа, как универсальность и уникальность. Универсальность может выражаться, прежде всего, как в унификации научных подходов, понятий, принципов и факторов, так и в стандартизации требований, показателей качества, использовании технологий и методов обуче-ния. Уникальность в данном случае проявляется в выборе образо-вательных учреждений, специализаций, востребованных на рынке труда и повышающих конкурентоспособность специалиста.
    Важными факторами имиджа вуза являются его миссия и история. Даже, несмотря на то, что порой декларативность миссии вуза прямо таки бросается в глаза.
    Руководитель вуза, его ректор, его заместители по различным направлениям деятельности – проректора, если мы рассматриваем их как аргумент в пользу вуза и «транслируем» во внешнюю среду, и сотрудники (их поведение, внешний вид, компетентность, манера общения, стиль одежды), и даже клиенты, а это студенты, которых можно рассматривать как временный, но очень значимый для имиджа вуза персонал – все работает на имидж вуза. Каналы доставки информации о вузе – это всевозможные СМИ, разнообразные акции, рабочие встречи, даже слухи, т.н. «сарафанная почта», формирующая устойчивые и неустойчивые мифы и легенды о вузе, его работниках, студентах и т.д.
    Если мы обратимся к различным типам информации, которые используются для формирования имиджа и репутации вуза, то станет ясно, что широко применяемые стратегии его формирования, а именно реклама, корпоративная символика, сами по себе недостаточны для того, чтобы создать вузу хорошую корпоративную репутацию.
    Имидж вуза формируется для решения тактических задач, он динамичен, должен соответствовать моде. Создать имидж сверхпрестижного учебного заведения довольно легко. Это мы видим по деятельности в Твери различных филиалов московских и питерских вузов, пытающихся заманить абитуриентов обещанием получения образования мирового уровня. Имидж чего-либо находится в сознании людей, а не является постоянным признаком организации. Причина этого – мы обладаем разной информацией, а иногда и разным опытом в отношении этих объектов. Именно по этой причине ни один вуз не может иметь один имидж – ее имидж многообразен.
    Также как и акционеры вкладывают средства в успешные предприятия, так и государство или образовательные фонды определяют своей политикой развитие, в первую очередь, успешных вузов, осуществляющих для общества подготовку высококвалифицированных специалистов, качественные научные исследования, формирующих образовательный уровень региона или страны. Таким образом, имидж вуза находится также и в непосредственном взаимоотношении с возможностью привлечения финансовых средств и грантов со стороны государства, образовательных фондов, международных организаций. Известно также, что высокие научные амбиции стимулируют более смелые научные исследования, попытку решения более сложных научных задач, активизируют исследовательскую деятельность научных кадров. Многочисленные рейтинги трудоустройства выпускников российский вузов также показывают непосредственную взаимозависимость известности вуза и востребованности, закончивших его специалистов. [11, с. 45]
    Для формирования и продвижения имиджа высшего учебного заведения используются самые разные инструменты маркетинга, рекламы, паблик рилейшнз. В том числе речь идет и о визуальной идентичности вуза. Логотип является одним из ключевых составляющих корпоративного дизайна, он используется при оформлении деловой документации, в рекламе, оформлении помещений и т.д. Многие из логотипов не откладываются в памяти, однако некоторые прочно ассоциируются с конкретными товарами, организациями (вузами), впечатлениями. Удачный логотип хорошо запоминается, вызывает ассоциации, подчеркивает оригинальность, передает идею. К безликим логотипам относятся многочисленные знаки, повторяющие государственные символы, логотипы не имеющие идеи, не учитывающие особенности вуза, региональные отличия и традиции.
    Известным символом МГУ имени М. В. Ломоносова является его главное здание на Воробьевых горах. Удачный логотип выбран Московским гуманитарным университетом. На логотипе изображен один из корпусов с колоннами, а колонны в современной западной культуре ассоциируются с античностью, истоками европейской науки, традициями. Тем самым задача Московского гуманитарного университета, как негосударственного вуза, показать свою стабильность, классические традиции образования, академичность, качество решается уже на уровне визуального представления.
    Для российских вузов, и особенно для негосударственных учебных заведений, использования корпоративного дизайна в собственной документации и полиграфическом обеспечении является пока не до конца решенной задачей. Заключая договор о получении образовательных услуг при поступлении в вуз, студент, как правило, получает заполненную копию бланка договора. Между тем, визуальная сторона имиджа, отражающего серьезность и основательность учебного заведения, может быть отражена и в дизайне заполняемых документов, качестве бумаги, теснении и проч. То же относится к выдаваемым студентам справкам, деловой корреспонденции. Подробнее вопросы визуальной идентичности описаны в соответствующей литературе.
    Известно, что имидж создается во многом благодаря средствам массовой информации и коммуникации. В работе с прессой вузы должны ориентироваться на масштабы планируемой деятельности, целевые группы.
    Один рекламный материал регионального вуза в газете «Коммерсантъ» займет значительные средства его рекламного бюджета, в тоже время реклама в региональной прессе, принесет значительно больший эффект. В качестве примера последовательного сотрудничества со специализированными печатными СМИ можно привести Национальный институт бизнеса, хорошо представленного в периодике, посвященного платному образованию.
    ВУЗ, таким образом, достигает своего абитуриента. Однако, для улучшения позитивной известности среди работодателей вузу необходимо продумать работу с другими средствами массовой информации. Мало используемой является сегодня учительская пресса. Тот факт, что учителя оказывают существенное влияние на решение учеников о выборе вуза, не должен выпадать из поля внимания.
    Важным инструментом и фактором формирования имиджа вуза является интернет. Анализ интернет-порталов российских вузов показывает, что интернет еще недооценен руководителями многих вузов. Дизайн интернет-страницы и ее современность оказывают неумолимое эмоциональное влияние на молодое поколение, определяющее выбор вуза. А эмоциональный фактор играет в формировании имиджа основную роль. Интернет страница не может быть сделана раз и на всегда, ее содержание должно регулярно изменяться, дизайн обновляться и осовремениваться раз в несколько лет. Для увеличения посещаемости страницы на ней размещают расписания занятий, объявления, информацию о культурной жизни студентов, публикуют выдержки их научных работ, как преподавателей, так и студентов. Формированию корпоративной идентичности вуза содействуют и поздравления юбиляров, форумы выпускников, рассказы о преподавателях.
    Передовые вузы, в том числе и небольшие, поняли, что обеспечение работы интернет-страницы не может быть возложено только на технические службы, и принимают на работу журналистки одаренных сотрудников, задачей которых является регулярное обновление содержания станицы. В некоторых вузах интернет-страницы являются в первую очередь рекламной площадкой, работающей на абитуриентов. Вместе с тем, нельзя забывать, что за информацией о вузе к интернет-странице обращаются работодатели, сотрудники кадровых агентств, ответственные лица спонсирующих фондов, международные партнеры. Часто именно информация сети Интернет становится основным фундаментом, на котором строимся имидж вуза. [10, с. 125]
    Еще одним фактором формирования и продвижения имиджа являются специальные мероприятия. К ним относится участие вуза в выставках, проведения дней открытых дверей, игр КВН, спортивные мероприятия, научные конференции. Эти мероприятия обеспечивают имиджевое содержание по отдельным целевым группам (школьники, коллеги, чиновники, ученые, журналисты). Некоторые их таких мероприятий, как выставки или конференции, являются достаточно затратными, потому их целесообразность и целенаправленность необходимо продумывать и планировать.
    Научный и профессиональный имидж вуза складывается и посредством публикаций его преподавателей. В Государственном университете Высшая Школа Экономики публикации преподавателей зарубежных и в особо признанных отечественных профессиональных изданиях поощряются дополнительным финансированием. Положительное воздействие на формирование и продвижение имиджа оказывают комментарии профессоров (с указанием вуза), публикуемых в прессе по факту какого-либо политического или экономического события, вводные статьи к книгам, учебники, выпускаемые известными издательствами.
    Для студентов и из родителей значимым имиджевыми моментом является инфраструктура вуза. Наличие качественной студенческой столовой, уровень благоустройства общежития, состояние туалетов, эмоционально иногда доминируют над рациональными факторами.
    Формирование и поддержание учебного заведения можно рассматривать как направление управленческой деятельности. При этом имидж — не только средство, инструмент управления, способствующий решению задач управления организацией в целом. Позитивный имидж создается основной деятельностью учреждения, а также целенаправленной информационной работой, ориентированной на целевые группы общественности. Работа по созданию имиджа ведется целенаправленно для каждого типа аудиторий и различными средствами.
    Таким образом, конкретные шаги по формированию и продвижению имиджа высшего учебного заведения, принципиально, выстраиваются по схеме, разработанной маркетологами и имиджмейкерами для универсальных социальных и политических институтов, с учетом специфики образования и отношения общества к нему. Как элемент совершенствования качества образовательного процесса, работа над имиджем вуза, является задачей высшего руководства учебного заведения, которое принимает стратегическую концепцию работы над имиджем, поручая осуществление тактических действий, как профессионалам узкой направленности (маркетологам, дизайнерам, специалистам в области связей с общественностью), так и структурам, осуществляющим непосредственное руководство учебным процессом, например, деканатам.
    1.3 Методы оценки эффективности управленческих решений в области формирования имиджа
    Оценка эффективности управленческих решений в области формирования имиджа является одной из важнейших задач, стоящих перед руководством учебного заведения. Именно оценка эффективности позволяет определить, насколько результативно было воздействие, окупились ли затраты, какие мероприятия оказали решающие влияние, правильно ли был распределен бюджет, как повысить эффективность имиджевой кампании.
    Эффективность имиджевой кампании ВУЗа зависит не только от рекламы, но и целого ряда как контролируемых, так и неконтролируемых факторов, таких как: экономическая ситуация в регионе, время года, цены на образовательные услуги, престижность учебного заведения, его месторасположение, квалификации преподавателей. Следует также учитывать, что эффект от имиджевой кампании может наступать не сразу и быть растянут во времени.
    При оценке эффективности имиджевой кампании, в первую очередь, необходимо сопоставить цели и задачи, которые стояли перед ней, с достигнутыми результатами.
    В зависимости от целей имиджевой кампании в качестве критериев ее эффективности могут выступать различные показатели. Цели имиджевой кампании можно разделить на две большие группы: коммерческие и коммуникативные.
    В первом случае показателями эффективности проведенной имиджевой кампании являются — прирост числа абитуриентов; увеличение престижа на рынке образовательных услуг.
    К коммуникативным показателям относятся: повышение узнаваемости ВУЗа; уровень информированности о его подразделениях; лояльность конкретных целевых групп.
    На роль измеряемых индикаторов эффективности имиджевой кампании подходят три величины [2, с. 6]:
  • уровень интереса целевой аудитории к предложению вуза, ,
  • уровень потребности в рекламируемых услугах,
  • желание поступить в этот ВУЗ.
    Данные величины являются валидными, поскольку они непосредственно характеризуют те максимальные эффекты, которые вообще может дать имиджевая кампания.
    Коммуникативная эффективность определяет коммуникативное воздействие имиджевой кампании на целевую аудиторию: какой сформировался образ ВУЗа, запоминаемость и узнаваемость, насколько точно передано сообщение.
    Экономическая эффективность обычно зависит от коммуникативной, другими словами: уровень использования потребителями образовательных услуг ВУЗа зависит от степени психологического воздействия кампании на целевые группы.
    Наряду с этим существует несколько этапов оценки эффективности имиджевой кампании:
    Первый этап – заключается в том, чтобы обозначить стартовые позиции. Если цель имиджевой кампании – повысить уровень осведомленности о ВУЗе, необходимо выяснить, каков он сейчас среди той целевой аудитории, на которую планируется повлиять. Стартовую точку можно определить при помощи объективного исследования.
    На втором этапе – важно наметить реалистичные для имиджевой кампании цели. Надо принимать в расчет множество факторов, например имеющийся в распоряжении бюджет, конкурентов, тактики.
    Третий этап – предварительный прогноз эффективности воздействия созданного варианта имиджевой кампании, или «претест». Если речь идет о полномасштабной имиджевой кампании, то необходимо предварительное тестирование сначала самой концепции планируемой кампании, а потом – отдельных ее элементов. В ходе претеста можно предварительно изучить восприятие концепции имиджевой кампании, психологическое воздействие рекламного сообщения, а также внести необходимые изменения и дополнения в соответствии с полученными результатами исследования.
    Четвертый этап – подразумевает запуск специальных процедур, позволяющих отследить результаты имиджевой кампании. Процесс мониторинга, помимо деталей бюджета, должен включать в себя учет таких факторов, как деятельность конкурентов и значимые события, происходящие на рынке.
    Наиболее распространенным критерием является запоминание ВУЗа. Среди других часто отслеживаемых измерений – знание элементов имиджевой кампании, осведомленность, рейтинг, предпочтение конкретного ВУЗа.
    Для определения эффективности имиджевой кампании, как правило, требуется несколько критериев. Например, полезно рассмотреть узнаваемость ВУЗа или показатель его запоминаемости как признак «ширины» эффективности, так как эти критерии показывают, скольких людей «охватила» данная имиджевая кампания.
    Представительство ВУЗа в Интернете является также важнейшим элементом имиджевой кампании. В наши дни отсутствие информации о вузе в Интернете не допустимо, поскольку, во-первых, это для значительного количества представителей целевых аудиторий основной информационный ресурс. Именно в Интернет идут старшеклассники за получением информации о ВУЗах. Во-вторых, наличие современного, стильного и комфортного в пользовании сайта работает на формирование имиджа вуза. В-третьих, качественный сайт – это элемент соответствия ожиданиям потенциальных студентов, и еще один аргумент в пользу выбора именно данного вуза.
    Для эффективного продвижения ВУЗа сегодня необходимо использовать различные коммуникационные технологии, объединяя их в систему продуманных стратегически выстроенных действий. Каждая коммуникационная технология – будь то реклама или связи с общественностью, прямой маркетинг или выставочная деятельность; имеет свои особенности воздействия на целевые аудитории и коммуникационные ресурсы.
    Объединение различных коммуникационных технологий в систему позволяет усилить эффективность каждой из них и, конечно же, общую результативность. При таком подходе возникает синергийный эффект, когда результат больше, чем сумма составляющих элементов. Таким образом, можно говорить о построении комплексного плана коммуникационной деятельности вуза, который включает работу по каждому из направлений.

Глава 2 Анализ имиджевой кампании Великоустюгского педагогического колледжа
2.1 Краткая характеристика педагогического колледжа
22 октября 1900 года в бывшей усадьбе М.М. Булдакова была торжественно открыта мужская гимназия.
После Октябрьской революции 1917 года здание было национализировано, а гимназия закрыта. Вместо нее с 15 марта 1920 года по сентябрь 1923 в здании размещались школа второй ступени им. А.И. Герцена, тут же находился институт народного образования (бывшая женская учительская семинария), реорганизованный позднее в педагогический факультет Северо-Двинского государственного университета.
30 июля 1921 года коллегия Северо-Двинского Губсоцвоса приняла постановление об открытии в городе Великом Устюге педагогического техникума на базе старших классов школы второй ступени.
3 августа 1921 года это постановление было утверждено Губернским отделом народного образования. Так началась история Великоустюгского педагогического училища.
Организатором и директором стал М.В. Шитиков, преподаватель обществоведения.
В сентябре 1921 года на 1-й курс было зачислено 38 человек, на 2-й — 34 человека, на 3-й — 19 человек. На базе техникума была создана базовая семилетняя школа и детский сад. В наследство от гимназии остались хорошо по тому времени оборудованные кабинеты естествознания, физики и химии. Имелся в техникуме и спортивный зал-манеж.
На 1 курсе педтехникума изучались математика, физика, химия, биология, география с краеведением, обществоведение и история, русский язык и литература, иностранный язык (французский или немецкий), рисование, пение, физкультура, сельское хозяйство. На 2 курсе, помимо названных предметов, изучались психология, педология, школьная гигиена. На 3-4 курсах добавлялись педагогика, общая и частные методики, история образования в России, политико-воспитательная работа с населением, история классовой борьбы. Кроме того, на всех курсах слушатели обучались столярному делу в учебных мастерских. Оценка знаний велась по двухбалльной системе, использовались оценки «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». На 4 курсе учащиеся писали зачетное сочинение (дипломную работу), которое обсуждалось специальной комиссией.
В техникуме был прекрасный симфонический оркестр (руководитель – преподаватель музыки В.А. Попов) и четырехголосный хор (руководитель – преподаватель пения В.В. Демидов). Руководителем драматического кружка и увлеченным собирателем фольклора был преподаватель литературы Г.С. Атабеков, в будущем старший преподаватель фольклора и литературы народов СССР в Вологодском государственном педагогическом институте.
За первые двадцать лет существования педтехникума в нем было подготовлено более полутора тысяч учителей и работников дошкольных учреждений.
В период Великой Отечественной войны были призваны и ушли добровольцами на фронт выпускники и преподаватели педтехникума, в том числе директор В.С.Пашкин. Выпускник 1933 года, участник боев с белофиннами, И.С. Худяков получил звание Героя Советского Союза. В боях за Родину погибли 34 выпускника педтехникума, в честь которых в 1975 году была открыта мемориальная доска.
18 июля 1941 года весь комплекс зданий педтехникума по улице Набережной был передан в ведение Народного Комиссариата Обороны, здесь было размещено Пуховичское общевойсковое военное училище, готовившее средний командный состав для Красной Армии. Техникум возвратился в свои корпуса лишь в конце лета 1944 года, все годы войны размещаясь в здании средней школы №10 им. Герцена.
Приказом Министерства просвещения РСФСР от 15 июня 1949 года на базе Великоустюгского педтехникума (позднее реорганизованного в педагогическое училище) был открыт учительский институт с двухлетним сроком обучения для подготовки учителей русского языка и литературы, математики и физики для восьмилетней школы.
С 1971 по 1983 год в педучилище работало отделение по подготовке учителей технического труда и черчения для неполной средней школы. За время своего существования отделение подготовило около 600 квалифицированных специалистов.
В 1988 – 1989 году на отделении учителей начальных классов были введены специализации: учитель музыки и пения, учитель физкультуры, учитель изобразительного искусства, организатор внеклассной работы. В 1991 — 1992 году началось обучение студентов по специальности 0302 учитель русского языка и литературы в неполной средней школе, а в 1999 – 2000 году – по специальности 0303 учитель английского языка основной общеобразовательной школы.
Приказом департамента образования администрации Вологодской области от 30 апреля 1999 года № 430 Великоустюгское педагогическое училище реорганизуется в государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Великоустюгский педагогический колледж».
Приказом департамента образования Вологодской области от 01 апреля 2011 года №413 государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Великоустюгский педагогический колледж» переименовано в бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Вологодской области «Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж».
Учредителем колледжа является департамент образования Вологодской области. Отношения между колледжем и учредителем определяются договором, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж является бюджетным образовательным учреждением среднего профессионального образования Вологодской области, имеет статус юридического лица.
Устав образовательного учреждения утвержден департаментом образования Вологодской области 01.04.11 .№413, зарегистрирован межрайонной инспекцией ФНС России №10 по Вологодской области, ОГРН 2113538006734 от 15 апреля 2011 года. Образовательная деятельность осуществляется на основании лицензии серии А №6477 от 26.05.10.
За годы своего существования учебное заведение подготовило около 9 тысяч специалистов. Нет уголка в Вологодской области, где бы ни трудились выпускники колледжа, поддерживая добрую славу одного из старейших учебных заведений среднего специального образования Северного края.
Сегодня в колледже два отделения:
-•среднего профессионального образования;
-•начального профессионального образования.
Отделение среднего профессионального образования готовит учителей начальных классов, воспитателей детских садов, специалистов по туризму.
Отделение начального профессионального образования готовит художников росписи по дереву.
Колледж осуществляет обучение по следующим специальностям:
-•Преподавание в начальных классах на базе основного общего образования (9 классов);
-•Преподавание в начальных классах на базе среднего (полного) общего образования (11 классов);
-•Дошкольное образование на базе основного общего образования (9 классов);
-•Дошкольное образование на базе среднего (полного) общего образования (11 классов), заочная форма обучения;
-•Туризм на базе основного общего образования (9 классов);
-•Художник росписи по дереву на базе основного общего образования (9 классов).
2.2 Оценка текущего имиджа Великоустюгского педагогического колледжа
Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж в настоящее время это:
-• многопрофильное учреждение среднего профессионального образования, реализующее образовательные программы базовой и углубленной подготовки;
-• 4 учебных корпуса, 32 учебных кабинета, актовый и два спортивных зала, библиотека, музей, 2 компьютерных класса;
-• высокопрофессиональный педагогический коллектив, в составе которого заслуженный учитель РФ, кандидат филологических наук, почетные работники НПО и СПО, отличники народного просвещения;
-• 400 студентов на очном и заочном отделениях, которые обучаются по специальностямПреподавание в начальных классах, Дошкольное образование, Художник росписи по дереву;
-• возможность для студентов после окончания колледжа получить высшее образование в сокращенные сроки в вузах Вологды, Ярославля, Костромы;
-• участие студентов и преподавателей в научных конференциях, проектах и фестивалях международного, межрегионального и регионального уровней;
-• устойчивые профессиональные связи с социальными колледжами Дюссельдорфа (ФРГ), образовательными учреждениями Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды и Великого Устюга.
Имидж Великоустюгского педагогического колледжа формируется в основном за счет следующих составляющих:

  • привлекательность профессий и специальностей;
  • качественное профессиональное образование;
  • гарантия трудоустройства по специальности;
  • комфортные условия во время обучения;
  • хорошая материальная база для организации учебно-производственного процесса;
  • возможность получить дополнительные профессии.
    Виды реклам, используемых в колледже:
    -объявления в городских газетах. Большой охват целевой аудитории, не требует постоянных изменений;
    -проведение экономических игр, конкурсов, викторин среди школьников. Участникам выдаются сертификаты, дающие право на поступление в колледж вне конкурса. Требует большой подготовки;
    -интернет-сайт. Содержит подробную информацию, легко изменяется.
    -проведение олимпиад в школах. При достаточном количестве набранных баллов даёт возможность поступить в колледж вне конкурса. Охватывает всех выпускников школ. Требует больших усилий при создании бланков вопросов, проверки и оповещения участников о результатах;
    -видеоролик на местном телевидении (телеканал «Провинция»). Хорошая возможность узнать подробнее о колледже. Охват большой и эффективный;
  • участие в ежегодной выставке «Образование и карьера».
    Начало осознанной работы по формированию положительного имиджа Великоустюгского педагогического колледжа имело целью:
  • создать индивидуальность через разработку имиджа.
  • обеспечить устойчивое положение в целевом сегменте рынка образовательных услуг, сформировать необходимые коммуникации.
  • представить учащимся и их родителям собственную систему ценностей.
    Для этого колледж вначале определилась с базовой идеей. Ее можно назвать также «концепцией», «миссией», «изюминкой» и т.д. То есть, прежде чем определяться с целевой аудиторией, руководство задавало себе вопрос: а кто мы? В чем наша особенность? Процесс «согласования ценностей» и поиска «своего лица» занял много времени, но оно того стоит. Итогом этого этапа стало четкое понимание того, каковы сильные и слабые стороны педагогического колледжа. Дальнейшая стратегия была проста: сильные стороны актуализировались и популяризировались, с проблемами работали. После того как специфика колледжа была определена, началась работа с целевой аудиторией.
    Целевой аудиторией для подачи имиджа являются педагоги и сотрудники педагогического колледжа, учащиеся колледжа и их родители, общественное мнение, партнеры и спонсоры (заинтересованные в сотрудничестве с колледжем), средства массовой информации.
    На начальном этапе формирования имиджа путем проведения различных опросов и анкетирования было проведено выявление степени значимости атрибутов (образовательных запросов) для детей и их родителей. Для сбора первичной социологической информации применяется метод анкетного опроса. Респондентам раздавалась анкета — опросный лист составленная по определенной программе. Анкетирование как техническое средство многих подобного рода исследований часто применяется при изучении мнения той или иной социальной группы по тому или иному поводу. В результате было выявлено, что наиболее значимыми (в порядке убывания) для родителей являются следующие: инновационные, авторские программы обучения; высокий уровень профессиональной квалификации; наличие материально-технической базы для обучения; гигиенические условия групповых и учебных помещений.
    Таким образом, было определено, что колледж обладает сильными внутренними потенциалами: квалифицированные педагогические кадры, обеспеченность материально-технической и инструментальной базой.
    Кроме этого, колледж обладает и сильными возможностями в позиционировании педагогического образования не только в масштабах своего города, но и в больших масштабах.
    Каждый директор любого образовательного учреждения и его педагогический коллектив мечтают, чтобы на их учреждении лежала печать яркой индивидуальности, чтобы оно выделялась среди прочих, вызывало желание устроиться на работу или учиться именно в нем. Поэтому одна из самых сложных задач в работе по формированию имиджа состоит в создании системы обеспечения реализации составляющих имиджа. Мы можем выделить две основные группы способов, предполагающие определение основных направлений деятельности, актуальных для колледжа, и в их рамках набор методов, приемов и технологий которые используются. К первой группе способов относятся:
  • участие в специализированных мероприятиях, и организация подобных мероприятий;
  • проведение PR — мероприятий — организация дней открытых дверей, презентаций, работа по профориентации, популяризация деятельности Великоустюгского педагогического колледжа через средства массовой информации;
  • рекламирование — использование разного рода рекламных средств для актуализации желаемого имиджа педагогического колледжа для этого выпускаются рекламные листовки, буклеты, информация о самых важных и значимых событиях в деятельности колледжа находит свое освещение на радио, телевидении, на страницах Интернет, посвященных новостям культурной жизни Великого Устюга, используется наружная реклама и др.
    Кроме того, для поддержания благоприятного имиджа колледж использует ряд организационно-экономических способов, а именно:
  • создание фонда развития имиджа, предполагающего бюджетное и внебюджетное финансирование;
  • определение структуры продвижения имиджа и системы ее функционирования, включающее создание специализированных служб и распределение ответственности за обеспечение имиджа между ними;
  • формирование системы стимулов создания благоприятного имиджа, предполагающей разработку психологических, социальных и экономических механизмов стимулирования заинтересованности членов педагогического коллектива в формировании благоприятного имиджа педагогического колледжа.
    Положительный имидж можно рассматривать как дополнительный ресурс управления, ресурс развития образовательного учреждения.
    В связи с этим технология продвижения имиджа осуществляется параллельно на следующих трех уровнях:
  • колледжем организуются различные мероприятия;
  • колледж участвует в совместно организованных мероприятиях с заинтересованными партнерами;
  • участвует в мероприятиях, организованных сторонними организациями.
    2.3 Выявление сильных и слабых сторон и оценка имиджевой кампании Великоустюгского педагогического колледжа
    В последние несколько лет произошёл спад поступления выпускников в колледж в связи демографическим кризисом в 1990 — 1992 годы, финансово-экономическим кризисом, который делает затруднительным получение образования на платной основе, а так же конкуренцией среди других учебных заведений города и области.
    Выявление сильных и слабых сторон.
    Сильные стороны:
    1.Более 100 лет в системе образования;
    2.Большое количество видов рекламы;
    3.Высококвалифицированный преподавательский состав;
    4.Реклама под разными девизами;
  1. Ежегодная организация научной конференции среди учащихся школ
  2. По окончании колледжа выдаётся диплом государственного образца;
  3. Трудоустройство выпускников колледжа;
    8.Имеет свою символику.
    Слабые стороны:
  4. Выделение малого количества денежных средств на расходы по формированию имиджа.
  5. Отсутствие выделения денежных средств на бренд (нет флага, кепок, футболок, стелы, шарфов и др. носителей символики).
  6. Недостаточная реклама в регионе.

Рассмотрим подробнее и оценим компоненты имиджа Великоустюгского педагогического колледжа.
1) Внешняя атрибутика включает в себя архитектурное решение образовательного учреждения, интерьер помещений, особые признаки, по которым можно отличить одно образовательное учреждение от другого.
Архитектурно-планировочное решение помещений для Великоустюгского педагогического колледжа является удачным в плане эстетического восприятия:

  • помещения предназначены специально для организации учебного процесса
  • учтены функции организации (в данном случае образовательные), особенности возрастного состава, климатические условия, этнические традиции;
  • имеющиеся помещения адекватны типу и функциям образовательного учреждения;
  • предусмотрена возможность вариативного использования помещений.
    2) Имидж педагога – это эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписывают ему окружающие.
    Говоря о внешнем виде педагога, отметим, что единых требований и канонов нет, каждое учебное заведение формирует свою политику в отношении внешнего вида учителей. Однако, согласно педагогическому этикету Великоустюгского педагогического колледжа, при выборе одежды педагогу следует придерживаться определенных правил.
    Во-первых, педагог своим внешним видом должен располагать к себе школьников, родителей, своих коллег, поэтому к выбору одежды он должен подходить очень внимательно и аккуратно. Следует определить свой стиль одежды, который соответствует внутреннему миру личности (наиболее универсальным является классический деловой стиль, для педагога неприемлем авангардный стиль).
    Во-вторых, следует обращать внимание на крой, качество тканей, цветовую гамму. В настоящее время существует большое количество публикаций, посвященных влиянию цвета на восприятие информации, самочувствие человека и т.д.
    В-третьих, одежда должна быть опрятной и элегантной, но не вычурной. Одно из условий элегантности – между телом и одеждой должна быть всегда воздушная прослойка.
    В-четвертых, следует уделять внимание аксессуарам: очкам, украшениям (здесь существует правило «трех», то есть не более трех украшений одновременно).
    В-пятых, косметика (для женщины – педагога) должна быть заметна только при ближайшем рассмотрении. Духи следует использовать не очень насыщенные, их запах должен быть едва ощутим (это уважение к тем людям, у которых может быть аллергия на запахи).
    Прическа, макияж, украшения должны органично дополнять костюм и подчеркивать индивидуальность педагога.
    Также важно, чтобы имидж был цельным, когда его внешние проявления не расходятся с внутренними установками педагога, соответствуют его характеру и взглядам.
    Внутренний образ – это культура педагога, эмоциональность, обаяние, воображение, владение импровизацией, творческий подход к деятельности, самообладание и другие составляющие.
    Деятельность преподавателя публична, поэтому одним из профессиональных умений должно быть умение преподнести себя, самопрезентовать, то есть показать свои определенные качества той или иной аудитории, в определенной ситуации, с определенной целью.
    Педагог по–разному ведет себя и общается с разными категориями людей (с учениками, с коллегами, родителями). Если аудитория каждый раз разная и цели взаимодействия разные, то средства воздействия на конкретную аудиторию различаются при сохранении специфических особенностей педагогической роли.
    Таким образом, имидж педагога Великоустюгского педагогического колледжа заслуживает наивысшей оценки.
    3) Образ выпускника. Выпускник Великоустюгского педагогического колледжа в глазах общественности является лицом учебного заведения, критерием и одновременно показателем результата его деятельности. Поэтому, такие характеристики личности выпускника как общий образовательный уровень, профессиональные умения, набор дополнительных полезных умений и навыков, конкурентные качества – предприимчивость, деловитость, высокая степень адаптации к изменяющимся требованиям общества, гражданская позиция, являются важными критериями деятельности образовательного учреждения и косвенно влияют на его имидж.
    4) Имидж руководителя Великоустюгского педагогического колледжа. Особое место в структуре имиджа образовательного учреждения занимает образ руководителя. Позитивный имидж руководителя образовательного учреждения является важной составляющей имиджа Великоустюгского педагогического колледжа в целом, особенно в плане коммуникаций в профессиональной среде (учреждения – конкуренты, учреждения – партнеры, органы управления образованием). Формирование имиджа руководителя – достаточно сложный процесс, так как он выполняет функции администратора, организатора, специалиста, общественного деятеля и т.д., при этом демонстрируя и свои личностные качества.
    Формирование имиджа Великоустюгского педагогического колледжа – процесс сложный и длительный. Можно предложить такую формулу формирования корпоративного имиджа:
  1. Выявление целевой аудитории. В эту группу могут входить клиенты, партнеры, СМИ и т.д. Для грамотной работы по формированию имиджа следует составить условный портрет целевой аудитории. В нашем случае целевой аудиторией являются родители и ученики (для разных типов образовательных учреждения существует разная целевая аудитория: для школы – родители и ученики, для вуза – родители и студенты и т.д.).
  2. Поиск способа общения с целевой аудиторией с целью сбора информации (личные и телефонные беседы, анкетирование, опросы и т.д.).
  3. На основе опросов нужно сформировать главную идею имиджа Великоустюгского педагогического колледжа.
  4. Составление программы формирования имиджа. На этом этапе возможно привлечение имиджмейкера, который поможет грамотно реализовать идеи.
    Итак, мы рассмотрели отдельные компоненты имиджа Великоустюгского педагогического колледжа. По результатам исследования можно оценить имиджевую кампанию колледжа как эффективную.
    2.4 Управленческие решения в области оптимизации имиджевой кампании
    Понятие «имидж» как и большинство категорий, может трактоваться в широком и узком смысле. В широком смысле под имиджем понимается распространенное представление о совокупности естественных и специально сконструированных свойств педагогического колледжа, в то время как в узком под имиджем понимается сознательно сформированный образ педагогического колледжа, который наделяет его дополнительными ценностями и дает возможность продуцировать те впечатления, отношения и оценки, которые необходимы самому колледжу. Но имидж формируется независимо от того, занимаются этим целенаправленно или нет. Лучше, если этот процесс ведется осознанно.
    При работе над имиджем Великоустюгского педагогического колледжа как и любого другого образовательного учреждения необходимо соблюдать определенные принципы.
    Во-первых, следует ответить на вопросы о миссии, целях, ориентирах, приоритетных направлениях деятельности образовательного учреждения.
    Во-вторых, определиться с целевой аудиторией образовательного учреждения. Знание конкретных особенностей каждого целевого сегмента позволит наиболее эффективно организовать работу с ним, причем не только с точки зрения особенностей построения эффективного имиджа, но и продвижения своих образовательных услуг, выбора стиля и т.д.
    Особое внимание следует уделить индивидуальным особенностям педагогического колледжа. Если таковых нет, то, может быть, стоит подумать над их разработкой.
    Важный момент при определении индивидуальных особенностей Великоустюгского педагогического колледжа – вопрос о руководителе. В российской практике большинство образовательных учреждений — учреждения лидерского типа. И очень часто директор учреждения – явный лидер, его роль весьма существенна в позиционировании колледжа. В этом случае стратегия построения имиджа выстраивается таким образом, что интервью дает только директор, его фотография обязательно присутствует на сайте педагогического колледжа и рекламные буклеты, если таковые выпускаются, тоже с фотографией руководителя. Другой стратегии разумнее придерживаться, если образовательное учреждение позиционируется как система, тогда руководитель остается в тени и весь инструментарий работает на ценности системы.
    Для поддержания устойчивого положительного имиджа Великоустюгского педагогического колледжа использовать PR – технологии. Исторически сложилось, что сфера ответственности за формирование имиджа пересекается с основной целью и объектом деятельности связей с общественностью. Существуют разные подходы к пониманию сущности связей с общественностью как сферы деятельности — это «часть маркетинговой коммуникации», «часть журналистики», «PR – реклама», «теория и практика отношений между организацией и обществом». Но главным образом, смысл деятельности PR сводится к формированию благоприятного имиджа организации и нейтрализации неблагоприятных событий и слухов. При этом, PR может использовать отдельные технологии маркетинга — исследования, рекламу, методы стимулирования интереса к организации. Специально приглашенные люди могут выполнить заказ по формированию имиджа, но нужна не акция, а постоянная работа по совершенствованию имиджа, с учетом все временных составляющих.
    Наличие собственного сайта уже давно не факультативный элемент имиджа Великоустюгского педагогического колледжа. Но не просто наличие, а доступность сайта, удобство навигации, своевременность обновления.
    Итак, можно предложить следующие практические рекомендации для повышения имиджа педагогического образования в целом и Великоустюгского педагогического колледжа в частности:
  • необходимо налаживать систему более тесного взаимодействия общеобразовательных школ с колледжем, используя все имеющиеся возможности и формы, ориентируясь на то, что школы имеют определенную свободу в выборе партнеров.
  • необходимо активное сотрудничество с местными средствами массовой информации, используя для этого любые информационные поводы, для пропаганды педагогического образования. Использование при этом самых разных аргументов. Постоянный поиск наиболее эффективной и актуальной формулы такой пропаганды. Ведь средства массовой информации являются своеобразными посредниками между колледжем и обществом: именно благодаря своевременному информированию о планах или достижениях, можно существенно расширить круг своих потенциальных партнеров и/или сформировать позитивное мнение о себе в глазах окружающих.
  • поскольку представление о перечисленных составляющих имиджа Великоустюгского педагогического колледжа формируется благодаря распространению в обществе знаний о нем или целей колледжа относительно них, то основная маркетинговая задача, в этом случае, состоит в поиске способов передачи этой информации, формировании на ее основе определенного уровня знаний и уже как следствие определенного представления о педагогическом колледже. Главным образом, почти все способы передачи информации аудитории можно объединить в общее направление деятельности — рекламирование. Это определяет специфическую особенность рекламной политики Великоустюгского педагогического колледжа, где информирующая реклама преобладает над другими видами рекламы. Для рекламирования необходимо выбирать каналы продвижения, дающие наибольшую отдачу. Самые распространенные — это статьи и публикации в газетах и интервью на радио, участие в выставках и конференциях. Также для этого необходимо использование всех возможностей Интернета с ориентированием на молодежную аудиторию для пропаганды педагогического образования и создания имиджа Великоустюгского педагогического колледжа.
  • целевая аудитория педагогического колледжа специфична — это учащиеся школ и их родители, люди, желающие получить педагогическое образование, поэтому лучше всего действуют именно точечные мероприятия, а не обширные акции. В частности, это участие в выставках, где каждое учебное учреждение имеет возможность донести информацию до конечной аудитории.
  • формирование имиджа тесно связано с информационной открытостью, поскольку имидж создается посредством коммуникаций на основе той информации, которую получает целевая аудитория из разных источников, главным образом из средств массовой информации.
  • для организации рекламы различных мероприятий колледж обращается в рекламные агентства. Это позволяет не заниматься самостоятельно разработкой креативных программ, печатью материалов.
  • еще один способ заинтересовать будущих учеников — день открытых дверей, позволяющий представить свои программы, рассказать о преимуществах.
    Среди других рекомендаций по формированию имиджа Великоустюгского педагогического колледжа можно назвать следующие:
  • содействие в повышении квалификации педагогов, а также демонстрирование потребности колледжа в высококвалифицированных кадрах, стимулирующее педагогов на профессиональные достижения. Кроме того, следует предъявлять высокие требования при приеме на работу, что дает коллективу колледжа ощущение особой ценности рабочего места, поскольку высокие стандарты увеличивают привлекательность в глазах кандидатов на вакантные места;
  • предоставление педагогам возможности творческой и профессиональной реализации;
  • информирование коллектива педагогов и коллектива учащихся с историей колледжа, нормами поведения, этике и этикете.
  • необходимо постоянно проводить анализ соответствия полученного имиджа с желаемым результатом. Обязательным условием здесь является доведение итогов мониторинга до всех участников подобной деятельности. Между прочим, сама заинтересованность образовательного учреждения в обретении хорошей репутации, производит приятное впечатление на окружающих. Человек, который говорит: «Мне дорога наша репутация», демонстрирует окружающим не только заботу о своей организации, но и важность корпоративных усилий, ориентированных на сотрудничество и развитие.
    Подводя итог можно сделать следующие выводы:
  • несмотря на значимые успехи в формировании положительного имиджа забота о его укреплении и о высокой репутации колледжа должна вестись постоянно и быть направлена на увеличение количества поступающих.
  • для повышения имиджа педагогического образования в целом и Великоустюгского педагогического колледжа в частности необходимо налаживать систему более тесного взаимодействия общеобразовательных школ с колледжем; активное сотрудничество с местными средствами массовой информации; использование всех возможностей Интернета с ориентированием на молодежную аудиторию для пропаганды педагогического образования и создания имиджа Великоустюгского педагогического колледжа.

Рассмотрим более подробно управленческое решение по подготовке и организации специального мероприятия «День открытых дверей в Великоустюгском педагогическом колледже».
Цель мероприятия: Развитие имиджа Великоустюгского педагогического колледжа в рамках формирования имиджа образования в России.
Задачи:

  1. Проведение анкетирования с целью изучения ситуации в колледже (выявить мнение студентов, преподавателей относительно колледжа);
  2. Разработка концепций специальных мероприятий;
  3. Провести ряд специальных мероприятий, направленных на укрепление имиджа Великоустюгского педагогического колледжа как ведущего учебного заведения на востоке Вологодской области, предоставляющего качественное образование, которое обеспечивает «дорогу в жизнь»;
  4. Увеличить количество положительных выходов в СМИ о колледже, инициирование публикаций, способствовать накоплению паблицитного капитала PR-субъекта.
  5. Сформировать имидж Великоустюгского педагогического колледжа: творческий, инновационный, динамично-развивающийся, престижный колледж;
  6. Организация и проведение специальных мероприятий;
  7. Мониторинг и оценка результатов.
    Целевая аудитория проекта:
  8. Абитуриенты: Выпускник среднего общеобразовательного учреждения — человек, имеющий неполное или среднее общее образование (9-11 классов), потенциальный абитуриент, т.е. собирающийся поступать в учебное заведение.
  9. Родители абитуриентов
  10. Инвесторы
  11. Государство
  12. СМИ
  13. Общественность
    Концепция мероприятия:
    Помещение, в котором проводится День открытых дверей, стилизованно под ранний классицизм: белые колонны, белые, «летящие» ткани, расписанные под старину кувшины (красное на черном, белые, золотые), информация о специальностях на информационных стендах (сколько направлений — столько информационных стендов).
    Все это будет вызывать ассоциации стабильности, прочности образования, приближая гостей к миру искусства, созерцания и красоты. Музыкальное сопровождение: флейта, спокойная классическая музыка. Рядом с колоннами или на стенах расположены информационные стенды о специальностях и факультетах, подготовленные в рамках студенческого конкурса. Приглашение на папирусной бумаге символикой Великоустюгского педагогического колледжа (распространение приглашений в школе, direct-mail).

Заключение
Таким образом, имидж образовательного учреждения – это общее представление, состоящее из набора убеждений и ощущений, которое складывается у потребителей (реальных и потенциальных) образовательных товаров и услуг об учебной организации.
Позитивный имидж повышает конкурентоспособность образовательного учреждения на рынке. Он привлекает потребителей образовательной услуги и партнеров, увеличивает их количество, он облегчает доступ образовательного учреждения к ресурсам (финансовым, информационным, человеческим, материальным). Имидж образовательного учреждения должен поддерживаться соответствующей системой ценностей, убеждений и норм, составляющих корпоративную культуру вуза и задающих студентам и сотрудникам ориентиры поведения и действий.
Имидж формируется для решения тактических задач, он динамичен, должен соответствовать моде, подчеркивать положительные черты учреждения, работать на корректировку действительной ситуации и отражать современные тенденции.
Следует разграничивать понятия «имидж» и «репутация». Имидж – это инструмент регулирования и формирования поведения персонала вуза. Репутация – это доказавшая свою жизнеспособность норма, которой следует придерживаться и на которую следует четко ориентироваться сотрудникам вуза.
Для формирования и продвижения имиджа учебного заведения используются самые разные инструменты маркетинга, рекламы, паблик рилейшнз.
На сегодняшний день для формирования положительного имиджа Великоустюгского педагогического колледжа уже сделано достаточно много. Целевой аудиторией для подачи имиджа являются педагоги и сотрудники педагогического колледжа, учащиеся и их родители, общественное мнение, партнеры и спонсоры, средства массовой информации.
На начальном этапе формирования имиджа было проведено выявление степени значимости атрибутов (образовательных запросов) для детей и их родителей.
Технология продвижения имиджа осуществляется параллельно на следующих трех уровнях:
Колледжем организуются различные мероприятия. Целью проведения таких мероприятий является формирование позитивного отношения к педагогическому колледжу, они направлены как на внутренние, так и на внешние целевые аудитории. На данном уровне осуществляется позиционирование педагогического образования целевому сегменту с помощью маркетинговых коммуникаций: паблисити (создание пресс-релизов), PR акций (создание слайд — презентаций, сайта в Интернете), специальных акций.
Участие в совместно организованных мероприятиях с заинтересованными партнерами. Целью мероприятий данного уровня является продвижение положительного имиджа образовательного учреждения посредством маркетинговых действий. Данные действия направлены на внешние целевые аудитории и осуществляются с целью удовлетворения интереса к педагогическому колледжу и его образовательным услугам путем передачи имеющейся информации через различные каналы на бесплатной основе. Результатом такого косвенного стимулирования потребностей в образовательных услугах должно явиться создание благоприятного общественного мнения через СМИ (радио, телевидение, печать). Определяется уровень СМИ, которые привлекаются для ведения паблисити – районный и городской масштаб.
Участие в мероприятиях, организованных сторонними организациями. Целью участия в мероприятиях такого уровня является продвижение позитивного имиджа через различные виды коммуникаций. Участвуя в мероприятиях на этом уровне, колледж должен заявить о степени значимости своих атрибутов, отслеживать мониторинг рынка образовательных услуг, разработать перспективный перечень образовательных услуг с учетом атрибутов, значимых не только для своего сегмента рынка, но и для расширения этого сегмента.
Следующей задачей была разработка практических рекомендаций по дальнейшему формированию и укреплению существующего имиджа Великоустюгского педагогического колледжа.
Для повышения имиджа педагогического образования в целом и Великоустюгского педагогического колледжа в частности необходимо налаживать систему более тесного взаимодействия общеобразовательных школ с колледжем; активное сотрудничество с местными средствами массовой информации; использование всех возможностей Интернета с ориентированием на молодежную аудиторию для пропаганды педагогического образования и создания имиджа Великоустюгского педагогического колледжа.

Список использованной литературы

  1. Бархатов В.Ю., Протасов А.М., Путилов Г.П. Некоторые особенности развития высшего образования в России. М., 2008. 270 с.
  2. Вифлеемский, А. PR — технология в образовании / А.Вифлеемский // Управление школой.-2008.-№22.-С.6.
  3. Дагаева Е.А. Управление имиджем вуза // Управление персоналом. — 2010. — N 3. — С. 26-28.
  4. Журавлев Д.В. Имидж как специфическое единство типичных признаков, управляющих индивидуальным, групповым и массовым сознанием//PR в образовании.-2009.-№2.
  5. Карпов Е.Б. Имидж в образовании // PR в образовании. — 2008. — № 6. — С.40-50.
  6. Карпов Е.Б., Ардышева Е.А.Трудоустройство выпускников и имидж учебного заведения//PR в образовании.- 2011.-№3.-С.75-78.
  7. Ковтунова О.М., Ларионова И.А. Имидж социальных институтов как виртуальная реальность//PR в образовании.-2011.-№4.-С.36-38.
  8. Лазаренко И.Р. Формирование имиджа образовательного учреждения как управленческое новшество // Педагог. — 2005. — № 9. – с. 12-23
  9. Лернер П.С. Векторы реформирования содержания и имиджа общего и среднего профессионального образования // PR в образовании. — 2011. — № 2. — C. 46-48.
  10. Паблик рилейшнз для профессионалов/ Г.Г. Почепцов. — 2-е изд., испр.. — М.: Рефл-бук: Ваклер, 2006. — 624 с.
  11. Пискунов М.С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования//Стандарты и мониторинг в образовании.-2009.-№5.-С.45-55.
  12. Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов. — М.: Рефл-бук: Ваклер, 2006. — 651 с.
  13. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — М.: ИНФРА-М, 2010. – 219 с.
  14. Рейльян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. — М.: Юнити, 2008. – 452 с.
  15. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. – М.: Интел-синтез, 2011. –309 с.
  16. Юкаева, В.С. Управленческие решения [Текст]: учебное пособие/ В.С. Юкаева. М.: Дашков и К, 2009. — 292 с.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov