Курсовая Особенности управления муниципальным образованием на примере МО Коряжма

Особенности управления муниципальным образованием на примере МО «город Коряжма»


Содержание
Введение 3
1 Теоретические основы управления муниципальным образованием 5
1.1 Организационные основы муниципального управления 5
1.2 Правовые основы муниципального управления 8
2 Анализ управления развитием МО «город Коряжма» 12
2.1 Краткая характеристика МО «город Коряжма» 12
2.2 Население МО «город Коряжма» и социальная сфера 15
2.3 Финансы МО «город Коряжма» 17
2.4 SWOT-анализ деятельности МО «город Коряжма» 29
Заключение 33
Список использованных источников 35

Введение
В настоящее время всё ещё происходит изменение сущности процессов управления социальным и экономическим развитием муниципальных образований. При выявлении стратегических направлений развития государства в целом и отдельных регионов в частности появляется необходимость ориентации на человеческие потребности, его мнения и интересы. Поэтому возрастает значение органов местного самоуправления в управлении процессами развития регионов. Все больше требуется активное участие населения в управлении всеми процессами развития в роли полноценных партнеров органов государственной власти.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на территории любого региона осуществляют деятельность многие организации и предприятия, деятельность которых связана с развитием муниципального образования и удовлетворением потребностей местного сообщества. Это обусловливает изучение проблем, связанных не только с управлением муниципальной собственностью, но и рассмотрение вопросов воздействия органов местного самоуправления на хозяйственную деятельность предприятий, организаций и учреждений не муниципальной формы собственности, изучение организационно-правовых форм вовлечения данных предприятий, организаций и учреждений, а также их имущества в решение вопросов местного значения.
Таким образом, совершенствование процесса управления муниципального образования имеет важнейшее значение и определяет актуальность темы исследования, ее теоретическую и практическую значимость.
Целью работы является анализ управления развитием муниципального образования на примере МО «город Коряжма».
Реализация поставленной цели определила решение следующих задач:

  • исследовать теоретические основы управления муниципальным образованием;
  • провести анализ управления развитием МО «город Коряжма».
    Предметом исследования является организация управления муниципальным образованием.
    Объект исследования – муниципальное образование «город Коряжма».
    Методологической и теоретической основой работы явились труды отечественных ученых по вопросам муниципального управления.
    Информационной базой исследования явились монографии, материалы периодических изданий и глобальной сети Интернет, а также программные, прогнозные и отчетные материалы администрации МО «город Коряжма».
    В процессе написания работы были использованы такие методы исследования как теоретический обзор литературы, нормативно-правовых актов, сравнительный анализ и другие.

1 Теоретические основы управления муниципальным образованием
1.1 Организационные основы муниципального управления
В России признается и гарантируется как одна из основ конституционного строя — местное самоуправление.
Местное самоуправление — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций [4, с. 54].
Местное самоуправление на территории субъектов РФ осуществляется в городских, сельских поселениях, в муниципальных районах и городских округах.
Муниципальное управление осуществляется через конкретную деятельность населения муниципального образования (местного сообщества) и органов местного самоуправления. Она называется муниципальной деятельностью.
Муниципальная деятельность — это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения и органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Именно совершая какие-то действия, осуществляя муниципальную деятельность, местное сообщество и органы местного самоуправления решают стоящие перед ними задачи. Муниципальное управление в этом смысле является формой организации муниципальной деятельности. Предмет муниципальной деятельности — благоустройство жизни на территории муниципального образования (благоустройство в широком смысле, как устройство на благо людей) и организация оказания населению различных муниципальных услуг. Эта деятельность многогранна и многоаспектна, поэтому можно говорить об отдельных ее сферах: охрана общественного порядка, водоснабжение, школьное образование и т.д.
В муниципальной деятельности, как и в любом виде человеческой деятельности, можно выделить две стороны: законность и целесообразность.
Соблюдение законности — предмет муниципального права. Определение целесообразности человеческой деятельности — вопрос политики как системы постановки и реализации каких-то целей. Цель всякого управления – достижение желаемого состояния управляемой системы. С этой точки зрения можно говорить о муниципальной политике.
Муниципальная политика — это система взаимоувязанных целей муниципальной деятельности и механизмов их реализации.
Муниципальная политика базируется на использовании властных полномочий, которыми наделено местное самоуправление, а право выступает в качестве ограничивающего фактора, определяющего, что можно, а что нельзя делать в той или иной ситуации. Однако право не отвечает на вопрос: что в рамках закона делать целесообразно, а что нет [6, с. 29].
На выработку целей муниципальной деятельности и формирование муниципальной политики в конкретном муниципальном образовании влияют не только нормы права, но и множество иных обстоятельств. Это — состояние дел в государстве и регионе, приоритеты федеральной и региональной политики; деятельность хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования и преследующих свои корпоративные цели; население, жители муниципального образования и различные местные структуры гражданского общества, также преследующие свои, зачастую противоречивые цели. Отсюда следует, что формирование муниципальной политики в каждом конкретном муниципальном образовании и в рамках конкретной социально-экономической ситуации является весьма сложной задачей.
В зависимости от целей муниципального управления определяются его функции, выбираются формы, методы и средства управления. Грамотная постановка целей имеет основополагающее значение для организации муниципального управления. Из теории менеджмента известно, что всякая организация имеет свое предназначение (миссию) и соответствующую ей цель деятельности. Если последняя сформулирована нечетко, бесполезно требовать четкой организации дел, эффективного управления.
Главная (генеральная) цель муниципальной деятельности и стратегическая задача муниципальной политики могут быть сформулированы следующим образом: повышение качества жизни населения на территории муниципального образования.
В соответствии с общей теорией менеджмента, генеральную цель муниципальной деятельности можно «разложить» на отдельные, частные цели, каждая из которых обеспечивает одну из составляющих качества жизни, например экологическое благополучие или возможность получения образования. Отсюда появился термин «частные муниципальные политики». Эти политики являются составными частями целостной муниципальной политики. Каждая из них реализуется органами местного самоуправления посредством предоставления какой-то конкретной муниципальной услуги или группы однородных услуг (рис. 1). Частные муниципальные политики являются подцелями генеральной цели муниципальной деятельности и обеспечивают ее достижение. Можно также говорить о системе целей муниципальной деятельности и ее подсистемах.

Рис. 1 – Система целей муниципальной деятельности [2, с. 111]

Специалист в области государственного и муниципального управления должен знать, какой должна быть политика муниципальной власти в той или иной сфере муниципальной деятельности, какие ресурсы необходимы для этого и откуда их взять, а самое главное — как создать систему эффективного управления всеми социально-экономическими процессами на муниципальном уровне.
1.2 Правовые основы муниципального управления
Правовую основу организации и деятельности местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
Муниципальные правовые акты принимаются по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов РФ.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
В целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в субъектах РФ могут образовываться Советы муниципальных образований.
С учетом особенностей территориальной и организационной основы муниципальных образований субъектов РФ на добровольной основе могут быть образованы иные объединения муниципальных образований.
Местное самоуправление осуществляется населением в формах непосредственной демократии, а также через выборные и иные органы местного самоуправления, в соответствии с законодательством Российской Федерации
Иностранные граждане, постоянно и преимущественно проживающие на территории РФ, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами [6, с. 84].
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, действуют публично и под контролем населения.
Структуру органов местного самоуправления составляют:

  • представительный орган муниципального образования;
  • глава муниципального образования;
  • местная администрация как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования;
  • контрольный орган муниципального образования;
  • иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения [8, с. 69].
    Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования, местной администрации является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
    Вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
    Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями.
    Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов РФ — законами субъектов РФ.
    Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
    Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
    Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом.
    Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
    Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.
    Местное самоуправление в РФ гарантируется правом на судебную защиту, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

2 Анализ управления развитием МО «город Коряжма»
2.1 Краткая характеристика МО «город Коряжма»
Коряжма — один из самых молодых городов России, которому в 2019 году исполнилось 34 года. История его рождения хранит еще несколько памятных дат:
1535 год — основание монашеской обители на левом берегу нижней Вычегды иноком Лонгином, положившей начало Николо-Коряжемскому монастырю, заметно влиявшему на протяжении 3-х веков на развитие экономики и культуры края и государства;
1961 год — первая продукция Котласского целлюлозно-бумажного комбината, ставшего крупнейшим предприятием лесной промышленности в стране и мире;
15 августа 1985 года Коряжме присвоен статус города.
Коряжма сегодня — это современный благоустроенный, утопающий в зелени город с развитой социально-бытовой инфраструктурой, со стабильно работающими предприятиями.
Город привлекает многочисленных гостей зеленым убранством, компактностью, близостью природы, богатым комплексом спортивных сооружений с бассейнами, саунами, тренажерными залами, широкими возможностями водно-грязевого лечения и особой душевностью, которая когда-то сроднила представителей многих национальностей на молодежной стройке века.
Муниципальное образование «Город Коряжма» зарегистрировано в Федеральном реестре МО в РФ 17 июня 1999 года по № 000105.
Статус города областного подчинения присвоен Коряжме Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 августа 1985 года № 1215. В 2015 году МО «Город Коряжма» отмечает свое тридцатилетие [13].
Муниципальное образование «Город Коряжма» зарегистрировано в Федеральном реестре МО в РФ 17 июня 1999 года под № 000105. Административного деления в муниципальном образовании нет.
Коряжма расположена в юго-восточной окрестности Двинской ложбины в 35 километрах от устья реки Вычегды, в 630 км на юго-восток от областного центра — г.Архангельска. Граничит с Котласским муниципальным районом. Ближайшая железнодорожная станция — Низовка, на линии Котлас-Микунь. Расстояние от центра муниципального образования до станции — 8 км. С Архангельском город связан железнодорожным, автомобильным и авиационным транспортом. Климат умеренно-континентальный. Зима холодная, снежная, продолжительностью 4-4,5 месяца. Средняя температура января — минус 14 °С. Средняя температура июля – плюс 17,2 °С.
Хозяйственную основу муниципалитета составляют целлюлозно-бумажная и химическая промышленность, производство строительных материалов. С 1985 года и по настоящее время градообразующим предприятием муниципального образования является Котласский целлюлозно-бумажный комбинат (с 1992 года ОАО «Котласский целлюлозно-бумажный комбинат», сейчас – филиал ОАО «Группа»Илим» в г.Коряжме) [13].
Кроме муниципальных образовательных учреждений, в Коряжме расположено ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Коряжемский детский дом-школа», межшкольный учебный комбинат, Коряжемский индустриальный техникум, филиалы высших учебных заведений — Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова и Северный филиал Московского гуманитарно-экономического института.
Сфера дополнительного образования и культуры представлена муниципальными учреждениями: Коряжемский культурно-досуговый центр, Молодежно-культурный центр «Родина», Коряжемская детская школа искусств, Дом детского творчества. Развита централизованная библиотечная система, в которую входят четыре филиала (детская, юношеская, городская и центральная детская библиотеки).
В муниципалитете функционирует два учреждения здравоохранения — ГАУЗ АО “Коряжемская стоматологическая поликлиника” и ГБУЗ АО «Коряжемская городская больница» с отделением восстановительного лечения «Весна».
В 2011 году построено семиэтажное здание больницы, за счет средств муниципалитета оно полностью оснащено новым современным оборудованием.
В городе идет широкомасштабное строительство, что позволяет полностью удовлетворить потребности населения в благоустроенном жилье. Высокими темпами ведется многоэтажная и индивидуальная застройка. С 2012 по 2014 год в Коряжме сдано более 40 тысяч кв.м жилой площади. В новом микрорайоне «Зелёный-1», рассчитанном на 400 коттеджей, бесплатно получают земельные участки многодетные семьи.
Успешно решается и проблема обеспечения населения социальными объектами. В августе 2014 года, на полтора года раньше срока сдан в эксплуатацию детский сад «Сказка» на 280 мест, крупнейший в области. В Коряжме выполнен Указ Президента о предоставлении дошкольных образовательных услуг. Очереди в детские сады для детей с полутора лет ликвидированы.
Каждый четвертый коряжемец (на 1.01.2015) занимается физкультурой и спортом. В городе функционируют муниципальная Детско-юношеская спортивная школа, Спорткомбинат «Олимп» с бассейном, стадион «Труд», имеются футбольные поля и два хоккейных корта. Для массовых занятий физкультурой городские парковые зоны оборудованы уличными тренажерами, зимой действует освещенная лыжная трасса. [13]
В городе широко используются возможности территориального общественного самоуправления, зарегистрированы 18 ТОСов, которые активно занимаются благоустройством и организацией досуговой деятельности населения.
На основании сводного Доклада о результатах оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Архангельской области, муниципальное образование «Город Коряжма» два года подряд занимает лидирующие места среди городских округов региона.
2.2 Население МО «город Коряжма» и социальная сфера
Данные по количеству населения получены от службы государственной статистики. График изменения численности горожан за последние 12 лет представлен на рисунке 2.

Рис. 2 — Общая численность населения Коряжмы за последние 12 лет [13]

Общая численность жителей на 2017 год составляет 37 тысяч человек.
Данные с графика показывают уверенное уменьшение численности населения с 42800 человек в 2007 году до 37092 человек в 2017 году.
На январь 2019 по числу жителей Коряжма занимала 435 место из 1117 городов РФ.
Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних организаций города за 2019 год составила 47 142,9 рубля и увеличилась по сравнению с 2018 годом на 6%.
Основная численность работников сосредоточена в сфере производства: 5 347 человек или 44,2% всех работающих.
Среднемесячная заработная плата:

  • работников обрабатывающих производств города ниже среднерегионального уровня (без НАО) в этой сфере на 18,0%;
  • работников сферы обеспечения электрической энергией, газом и паром, кондиционирования воздуха выше среднерегионального уровня (без НАО) в этой сфере на 21,9%;
    Следующим видом деятельности реального сектора экономики по числу работающих является сфера образования, здравоохранения и культуры, где трудится 2714 человека или 22,4%.
    Среднемесячная заработная плата:
  • работников сферы образования города ниже среднерегионального уровня (без НАО) в этой сфере на 16,1%,
  • работников сферы здравоохранения и социальных услуг города ниже среднерегионального уровня (без НАО) в этой сфере на 3,9%.
  • работников сферы культуры, спорта, организации досуга города ниже среднерегионального уровня (без НАО) в этой сфере на 6,9%
    На 1 января 2020 года официально зарегистрированы в органах государственной службы занятости в качестве безработных 270 человек. Уровень безработицы составил 1,4%. Число безработных граждан сократилось по сравнению с началом года на 7 человек (на 2,5%).
    Демографическая ситуация за 2019 год представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Демографические показатели за 2019 г. [13]
Показатель 2017 г 2018 г 2019 г 2019/ 2018, %
Численность населения на конец периода, чел. 36742 36224 35782
Численность населения (среднегодовая), чел. 36917 36483 36003
Родившихся, чел. 401 328 258 83,8
Умерших, чел. 487 496 441 95,9
Естественный прирост (убыль), чел. -86 -168 -183 120,4
Прибыло, чел. 944 984 734 84,3
Выбыло, чел. 1208 1334 993 89,8
Сальдо миграции, чел -264 -350 -259 110,2

За 2019 год естественная убыль населения составила 183 человек, что выше уровня 2018 года на 20,4%.
Миграционная убыль населения за 2019 год в городе составила – 259 человек, что выше уровня 2018 года на 10,2%.
2.3 Финансы МО «город Коряжма»
По данным территориального раздела Статистического регистра Росстата на 1 декабря 2019 года количество предприятий и организаций на территории города составило 636единиц, что соответствует уровню 2018 года.
В структуре объема отгруженной продукции основная доля приходится на продукцию обрабатывающих производств – 92,1% (59 868,7 млн.руб. в действующих ценах).
Индекс промышленного производства в сфере обрабатывающих производств за 2019 год составил 95,5%, в том числе по «чистым» видам экономической деятельности:

  1. «Производство пищевых продуктов» — 109,3%;
  2. «Производство одежды» — 123,4%;
  3. «Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломы и материалов для плетения» — в 1,7 р.;
  4. «Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона» — 94,1%;
  5. «Производство химических веществ и химических продуктов» — 95,3%;
  6. «Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования» — 111,3%;
  7. «Производство машин и оборудования» — 107,9%.
    Объем инвестиций в основной капитал организаций, направленных на развитие экономики и социальной сферы, за январь — сентябрь 2019 года составил 2 881 410 тыс.рублей, что на 9,8% выше уровня январь – сентябрь 2018 года в фактически действовавших ценах.
    Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство» организациями, в 2019 году на 7,2% ниже уровня предыдущего года в сопоставимых ценах.
    В 2019 году за счет всех источников финансирования введено 5 180 кв. метров жилых помещений, что в 2,5 раза выше уровня 2018 года. Из общего ввода жилья индивидуальными застройщиками введено 1 531 кв. метров (29,6% от общего ввода и 166,8% к уровню 2018 года).
    Оборот розничной торговли по организациям составил 2 894 694,3тыс. рублей, что в сопоставимых ценах на 7,9% выше, чем за 2018 год.
    В макроструктуре оборота розничной торговли организаций преобладающую долю занимают пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия – 69,7%.
    Организациями общественного питания реализовано продукции на 50 220,0 тыс. рублей (на 1,3% больше уровня 2018 года в сопоставимых ценах).
    Оборот оптовой торговли организаций всех видов деятельности за 2019 не опубликован в целях обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных, полученных от организаций, в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (ст.4, п.5; ст.9, п.1).
    Объем платных услуг, оказанных населению города в 2019 году организациями, составил 630 198,4тыс. рублей, что в сопоставимых ценах на 12,4%, больше уровня 2018 года.
    За 2019 год, по оперативным данным, сальдированный финансовый результат организаций составил 428442 тыс. рублей прибыли. 13 организаций получили прибыль в размере 445171 тыс. рублей, 5 – имели убыток на сумму 16729 тыс. рублей.
    Ежеквартально осуществлялся анализ результатов хозяйственно-финансовой деятельности муниципальных унитарных предприятий, в результате проведено 18 заседаний балансовых комиссий, на которых рассмотрены бюджеты муниципальных предприятий на 2019 год, итоги финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий за 2018 год, 1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев 2019 года.
    За 2019 год имеют положительный финансовый результат деятельности 4 из 5 муниципальных унитарных предприятий.
    Финансовый результат деятельности муниципальных унитарных предприятий представлен в таблице 2.

Таблица 2 — Финансовый результат деятельности муниципальных унитарных предприятий МО «город Коряжма» [13]
Наименование организации 2018 год
факт
(тыс.руб.) 2019 год (тыс.руб.)
план по бюджету факт отклонение
МУП «ПУ ЖКХ» -19885 -9317 -19865 -10548
МУП «Полигон» 754,0 8,7 11,5 +2,8
МУП «Благоустройство» -5666,7 0 1062,0 +1062,0
МУП «Горсвет» -50500,7 0 32583,0 +32583,0
МУП «КИК» 342,0 0 468,3 +468,3

Основными причинами снижения финансового результата МУП «ПУЖКХ» в 2019 году по сравнению с планом являются:
— сверхнормативные потери на сумму 10342 тыс.руб., в т.ч. тепловой энергии на 3384 тыс.руб., холодной воды на 234 тыс.руб., теплоносителя на 107 тыс.руб., сточных вод на 3233 тыс.руб.;
— снижение доходной части в связи с уменьшением реализации потребителям по сравнению с плановыми показателями (за счет установки потребителями приборов учета, начисление производится за фактическое потребление, а не по нормативам, что и повлияло на снижение потребления по холодной и горячей воде);

  • непредвиденные расходы: текущий ремонт, устранение аварийных ситуаций на сумму 852 тыс.руб.;
  • увеличение цены транспортных услуг за счет электронных аукционов на основании 44-ФЗ на сумму 323 тыс.руб.;
  • списание дебиторской задолженности на сумму 5687 тыс.руб.
    На 01.01.2020 года кредиторская задолженность МУП «ПУ ЖКХ» по поставщикам и подрядчикам по сравнению с началом года увеличилась на 0,9 млн.руб. или на 0,1% и составила 614,1 млн.руб. В том числе кредиторская задолженность перед филиалом АО «Группа Илим» в г.Коряжме за поставленные энергоресурсы составила на конец 2019 года 518,0 млн.руб. За 2019 год рост просроченной задолженности составил 17,8 млн. руб. Основной причиной роста просроченной задолженности являются сверхнормативные потери.
    На 01.01.2020 года дебиторская задолженность МУП «ПУ ЖКХ» по покупателям и заказчикам по сравнению с началом года сократилась на 8,5 млн.руб. или на 7,1% и составила 111,6 млн. руб. В том числе по квартплате населения города задолженность составляет 97 млн.руб., из них 6 млн.руб. – задолженность населения за услуги по установке общедомовых приборов учета. За 2019 год в отношении должников проведены следующие мероприятия:
  • направлено 1408 предупреждений на общую сумму 7 млн.руб.;
  • оформлено 22 графика на получение субсидии на сумму 0,8 млн.руб.;
  • оформлено 37 графиков по погашению задолженности на сумму 1 млн.руб.;
  • передано в службу судебных приставов 655 решений о взыскании 17,7 млн.руб.;
  • поступления по судебным приказам составили 8 млн.руб.
    Положительный финансовый результат МУП «Благоустройство» связан с получением в 2019 году дополнительных доходов от продажи здания бывшего молочного цеха в сумме 5644 тыс.руб. (общая сумма доходов за 2018-2019 годы от продажи данного объекта составила 7974 тыс.руб.).
    Положительный финансовый результат МУП «Горсвет» за 2019 год связан с выставлением счетов по бездоговорному потреблению электроэнергии на сумму 54107,4 тыс.руб. Из-за некорректно установленных в 2018 году индивидуальных тарифов по передаче электроэнергии по взаиморасчетам с ПАО «МРСК «Северо-Запад» в связи с не включением потерь МУП «Горсвет» в Сводный прогнозный баланс, смены поставщика электроэнергии с 01.01.2018 года и возросших в связи с этим расходов, которые не учтены в необходимой валовой выручке МУП «Горсвет» на 2018-2019 годы, кредиторская задолженность у МУП «Горсвет» на 01.01.2020 года составила – 54569 тыс.руб., в том числе задолженность перед ПАО «МРСК Северо-Запада» — 47049,0 тыс.руб. Кроме того, ПАО «МРСК Северо-Запада» постоянно на сумму данной задолженности начисляет пени и штрафы. За 2019 года сумма по пеням и исполнительным сборам составила 6808,9 тыс.руб.
    По итогам 2019 года сложились следующие основные показатели исполнения бюджета муниципального образования «Город Коряжма» (таблица 3).

Таблица 3 — Основные параметры бюджета МО «Город Коряжма» за 2019 год [13]
Показатель Исполнение
2018,
тыс.руб. Уточненный бюджет
2019,
тыс.руб. Исполнение 2019,
тыс.руб. Откл-е
исполнение/ уточн. план, тыс.руб. Отклонение
2019/2018, тыс.руб.
Доходы, в т.ч.: 876445,0 1018709,3 1044956,3 26247,0 168511,3
-налоговые и неналоговые доходы 400673,7 427 407,8 454218,3 26810,5 53544,6

  • безвозмездные поступления 475771,3 591301,5 590738,0 -563,5 114966,7
    Расходы 907567,0 1063954,3 1052870,5 — 11083,8 145303,5
    Дефицит (-), профицит (+) — 31122,0 — 45245,0 — 7914,2 — 37330,8 — 23207,8
    Муниципальный долг 240947,4 276359,5 256000,0 — 20359,5 15052,6

По итогам исполнения доходной части бюджета в 2019 году получена положительная динамика относительно показателей 2018 года и утвержденного плана 2019 года. Собственных налоговых и неналоговых доходов в 2019 году поступило 454 218,3 тыс.рублей, что на 53 544,6 тыс.рублей выше уровня прошлого года и на 26 810,5 тыс.рублей больше установленного плана.
Дополнительный объем доходов был получен:

  • в результате отмены с 2019 года льготы в виде освобождения муниципальных учреждений от уплаты земельного налога. Сумма поступлений земельного налога по данной категории плательщиков в 2019 году составила 23 359,0 тыс.рублей;
  • за счет сверхплановых поступлений от налога на доходы физических лиц. Относительно уровня 2018 года дополнительно получено 25 056,0 тыс.рублей и сверх утвержденного плана 17 673,4 тыс.рублей. Сверхплановые доходы сформировались в связи со значительным ростом величины МРОТ в 2019 году, а также ростом средних заработных плат работников бюджетной сферы в целях выполнения «майских» Указов Президента;
  • также в 2019 году наблюдался рост доходов от реализации материальных активов (продажа муниципального имущества и земельных участков) с 6 712,2 тыс.руб. в 2018 году до 22 697,7 тыс.рублей в 2019 году. В соответствии с утвержденным планом приватизации под жилищную застройку было реализовано здание с земельным участком по адресу ул. Пушкина,11 на общую сумму 16 648,2 тыс.рублей.
    Из негативных тенденций 2019 года по наполнению доходной части бюджета можно отметить следующее. В отчетном году продолжилось снижение поступлений единого налога на вмененный доход, что частично связано с применением плательщиками вычета на покупку онлайн-касс (по данным налогового органа сумма выпадающих доходов составила 2 715,0 тыс.рублей). Также значительно снизились поступления по плате за негативное воздействие на окружающую среду с 10 721,3 тыс.рублей в 2018 году до 549,7 тыс.рублей в 2019 году. В 2019 году филиал АО «Группа Илим» в г.Коряжме, являющийся основным плательщиком, не производил платежи в связи с проведением Управлением Росприроднадзора Архангельской области зачета платежей текущего года в счет переплаты прошлых лет.
    Объем безвозмездных поступлений из вышестоящих бюджетов за 2019 год составил 590 738,0 тыс.рублей или 99,9% к уточненному плану.
    Расходная часть бюджета выполнена на 99,0 % от плановых показателей. Расходы бюджета за счет всех источников составили 1 052 870,5 тыс.рублей, за счет собственных средств исполнено 523 767,8 тыс.рублей.
    В 2019 году наблюдался рост расходных полномочий, связанных с исполнением требований законодательства по доведению уровня заработных плат до МРОТ, соблюдением значений целевых показателей заработной платы по «указным» категориям работников. В ходе межбюджетных отношений муниципальным образованием дополнительно были получены субсидии из областного бюджета на повышение МРОТ в сумме 27 332,7 тыс. рублей, на достижение показателей средней заработной платы в сфере культуры в размере 13 405,4 тыс.рублей и дополнительного образования в сумме 1 796,6 тыс.рублей.
    Благодаря сверхплановому росту доходной части бюджета и экономии по расходам, в частности, по обслуживанию муниципального долга, в 2019 году удалось сократить дефицит бюджета с 45 245,0 тыс.рублей запланированных в бюджете до 7 914,2 тыс.рублей. При этом фактически привлечено коммерческих кредитов было на 20 359,5 тыс.рублей меньше запланированного в бюджете. В результате муниципальный долг на 01.01.2020 сложился в сумме 256 000,0 тыс.рублей вместо запланированного 276 359,5 тыс.рублей.
    По итогам исполнения бюджета 2019 года муниципальному образованию удалось выйти без просроченной задолженности по заработной плате со страховыми взносами, налогам и коммунальным платежам, выполнить «майские» Указы Президента и обеспечить уровень заработной платы не ниже МРОТ.
    В отчетном периоде реализовывался План мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования «Город Коряжма» на период 2019-2020 годов, утвержденный распоряжением администрации города от 23.01.2019 № 13 р, и направленный на обеспечение роста доходного потенциала, сокращения задолженности по обязательным платежам и легализации объектов налогообложения. В соответствии с данным распоряжением администраторы-органы местного самоуправления ежеквартально представляли отчеты в финансовый орган о результатах своей деятельности по повышению доходной базы бюджета. Итоговый свод по мероприятиям ежеквартально направлялся финансовым управлением в Министерство финансов Архангельской области.
    По информации, получаемой от МИ ФНС России №1 по Архангельской области и НАО, управления муниципального хозяйства и градостроительства администрации города, проводилась работа с недоимщиками по налогам и сборам, а также по арендной плате за передачу в возмездное пользование муниципального имущества. В целях мобилизации поступлений по основному доходному источнику — налогу на доходы физических лиц, осуществлялся контроль за своевременной выплатой и размером заработной платы, проводился мониторинг работодателей, выплачивающих зарплату ниже прожиточного минимума.
    На основании полученных данных были подготовлены и проведены 10 заседаний комиссии по взысканию платежей в местный бюджет и легализации заработной платы, на которые был приглашен 151 налогоплательщик. По данным, представленным налоговыми органами, произошло снижение недоимки по налоговым платежам и страховым взносам в сумме 19 721,1 тыс. руб. по 53 плательщикам.
    В 2019 году вырос объем взысканной недоимки, также как выросло и количество приглашенных плательщиков, с которыми велась работа в рамках деятельности комиссии.
    На заседаниях комиссии рассмотрено 24 работодателя по вопросу легализации заработной платы, в том числе 12 работодателей приглашались по вопросу выплаты заработной платы ниже МРОТ.
    В 2019 году в соответствии с совместным планом мероприятий («дорожной картой») Правительства Архангельской области и Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и НАО администрацией города проводилась работа по погашению накопленной и предупреждению образования новой задолженности по имущественным налогам сотрудников муниципальных учреждений и предприятий. В результате проведенных мероприятий погашена задолженность в сумме 99,4 тыс.рублей.
    В 2019 году продолжена работа по инвентаризации налоговых льгот и ставок по местным налогам и сборам. Данный вопрос был рассмотрен в ходе заседания рабочей группы по формированию бюджета муниципального образования «Город Коряжма» на 2020 и на плановый период 2021 и 2022 годов. Составлен протокол № 1 от 22.06.2019г. с результатами анализа действующих на территории города льгот по местным налогам и комплексу мероприятий в данном направлении.
    В целях организации работы по исполнению бюджета муниципального образования подготовлено постановление администрации города от 26.12.2018 № 1888 «О мерах по реализации решения городской Думы «О бюджете муниципального образования «Город Коряжма» на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
    В установленные сроки была сформирована сводная бюджетная роспись на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, а также кассовый план местного бюджета на 2019 год.
    В течение финансового года вносились изменения в бюджет муниципального образования, всего было подготовлено 7 проектов соответствующих решений городской Думы.
    На основании принятых городской Думы решений о корректировке бюджета и обращений главных распорядителей и получателей средств бюджета вносились соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись и кассовый план, а также велось оформление и учет исполнения соглашений о предоставлении субсидий муниципальным учреждениям.
    Кассовое исполнение бюджета осуществлялось на основании соглашения с Управлением Федерального казначейства по Архангельской области и НАО.
    В установленные сроки был подготовлен и сдан в Министерство финансов Архангельской области годовой отчет об исполнении бюджета за 2018 год.
    На основании годового отчета подготовлен проект решения городской Думы с пояснительной запиской об утверждении отчета об исполнении бюджета за 2018 год. 07 мая 2019 года организованы и проведены публичные слушания по данному вопросу. Контрольно-счетной палатой муниципального образования «Город Коряжма» была проведена внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Город Коряжма» за 2018 год. Отчет принят и утвержден решением городской Думы от 17.05.2019 г. № 66.
    В целях прозрачности (открытости) бюджета и доступности для общества информации о бюджете финансовым управлением на официальном сайте администрации муниципального образования «Город Коряжма» размещались проекты бюджета муниципального образования, решения городской Думы о бюджете и внесении изменений в бюджет, а также проект отчета и отчет об исполнении бюджета. В доступной для населения форме была подготовлена и размещена на официальном сайте версия бюджета и отчета об исполнении бюджета в форме «Бюджет для граждан».
    В течение всего 2019 года проводилось наполнение данными государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет.
    В 2019 году финансовому управлению администрации города были переданы функции органа контроля в отношении муниципальных унитарных предприятий в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». За отчетный период проведено 222 контрольных мероприятия в отношении закупок муниципальных унитарных предприятий.
    В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в 2019 году начата работа по предоставлению информации, необходимой для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджета, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах.
    Проведём сравнительный анализ бюджетов МО «Город Коряжма» и МО «Город Архангельск» на 2020 год в таблице 4.
    Таблица 4 — Сравнительная характеристика бюджетов МО МО «Город Коряжма» и МО «Город Архангельск» на 2020 год.
    Статьи Архангельск Кояжма
    Млн.руб % Млн.руб %
    Доходы 10535,6 100 1171 100
    Налоговые доходы всего 4334,1 41,14 404 34,50
    Налог на доходы физических лиц 3347,5 31,77 322,9 27,57
    Акцизы 28,6 0,27 2,2 0,19
    Налоги на совокупный доход 548,8 5,21 28,2 2,41
    Налоги на имущество 317,1 3,01 44,3 3,78
    Прочие налоговые доходы 92,1 0,87 6,4 0,55
    Неналоговые доходы всего 617,3 5,86 32,5 2,78
    Доходы от сдачи в аренду земельных участков 148 1,40 7 0,60
    Доходы от сдачи в аренду имущества 201,1 1,91 8,5 0,73
    Доходы от продажи имущества и земельных участков 96,3 0,91 3,7 0,32
    Прочие неналоговые доходы 171,9 1,63 13,3 1,14
    Межбюджетные трансферты 5584,2 53,00 734,5 62,72
    Субсидии 1469,6 13,95 113,2 9,67
    Субвенции 3723,2 35,34 493,4 42,13
    Иные межбюджетные трансферты 391,4 3,72 127,9 10,92
    Расходы 10771,6 100 1173,6 100
    Социально-культурные 7693,2 71,42 866,1 73,80
    Образование 6564,4 60,94 679,9 57,93
    Культура 347,2 3,22 127,4 10,86
    Социальная политика 458,9 4,26 35,5 3,02
    Физическая культура и спорт 322,7 3,00 23,3 1,99
    Городское хозяйство 1597,1 14,83 129,3 11,02
    Дорожное хозяйство 996,3 9,25 89,8 7,65
    Жилищно-коммунальное хозяйство 501,9 4,66 8,4 0,72
    Транспорт и другие вопросы в области национальной экономики 98,9 0,92 31,1 2,65
    Прочие расходы 1481,3 13,75 178,2 15,18
    Общемуниципальные и иные расходы 1161,7 10,78 115,8 9,87
    Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ГО 30,6 0,28 12,2 1,04
    Обслуживание муниципального долга 289 2,68 50,2 4,28
    Дефицит 236 2,6
    Профицит

Сравнивая бюджеты МО «Город Коряжма» и МО «Город Архангельск», можно сказать, что в целом суммы бюджетов сопоставимы друг с другом пропорционально населению муниципальных образований.
Так, общая сумма доходов МО «Город Коряжма» равна 1171 млн. руб. при населении 35,7 тыс. жителей, а МО «Город Архангельск» — 10535,6 млн. руб. при населении 351,1 тыс. человек.
Удельный вес налоговых доходов в доходной части МО «Город Коряжма» равен 34,5%, а в МО «Город Архангельск» — 41,14%, тогда как удельный вес межбюджетных трансфертов в бюджете МО «Город Коряжма» выше чем в МО «Город Архангельск» — 62,72% против 53%.
Пропорции расходной части бюджетов МО «Город Коряжма» и МО «Город Архангельск» сопоставимы друг с другом – в обоих муниципальных образования подавляющая доля расходов составляют социально-культурные расходы.
Бюджеты обоих муниципальных образований приняты с дефицитом – 236 млн. руб. в МО «Город Архангельск» и 2,6 млн. руб. в МО «Город Коряжма».
2.4 SWOT-анализ деятельности МО «город Коряжма»
SWOT — метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: Strengths (Сильные стороны), Weaknesses (Слабые стороны), Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы).
Проведем SWOT — анализ муниципального образования. Выделим основные сильные и слабые стороны МО «Город Коряжма» и установим связи между сильными, слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами.
Проведём SWOT-анализ МО «Город Коряжма» в таблице 5.

Таблица 5 — Результаты SWOT — анализа МО «Город Коряжма»
Сильные стороны Слабые стороны Благоприятные возможности Угрозы
Реализация приоритетных национальных проектов «Старение» населения Обеспечение достойных социальных и экономических условий проживания Снижение качества жизни населения
Наличие сети учреждений социальной инфраструктуры, соответствующей стандартам Миграционный отток трудоспособного населения Реализация потенциала через приоритетные национальные проекты Старение кадров
Высокая плотность автодорожной сети Износ основных фондов ЖКХ Снижение смертности и стимулирование рождаемости Отсутствие строительства социального жилья
Повышение уровня рождаемости Дефицит специалистов высшего и среднего звена Улучшение инвестиционного климата Незавершенность старых и отсутствие новых инвестиционных проектов
Наличие земель для создания новых инвестиционных проектов в АПК Значительная удаленность от областного центра Снижение выбросов предприятиями загрязняющих веществ Высокий уровень радиационного загрязнения
Наличие особо охраняемых природных территорий Высокий уровень безработицы Контроль со стороны государства по улучшению экологической обстановки Недостаточное финансирование мероприятий по охране окружающей среды
Совмещение перечисленных характеристик дает возможность развивать основные направления стратегии.

Таблица 6 — Сильные стороны — Благоприятные возможности (реализация возможностей с помощью сильных сторон)
Сильные стороны Благоприятные возможности Мероприятия
Повышение уровня рождаемости Снижение смертности и стимулирование рождаемости Сокращение отрицательного сальдо миграционного баланса
Реализация приоритетных национальных проектов Реализация потенциала через приоритетные национальные проекты Реализация федеральных, региональных и муниципальных программ по поддержке сельхозтоваропроизволителей

Таблица 7 — Сильные стороны — Угрозы (нейтрализация угроз с помощью сильных сторон)
Сильные стороны Угрозы Мероприятия
Наличие земель для создания новых инвестиционных проектов в АПК Незавершенность старых и отсутствие новых инвестиционных проектов Подготовка земель (перспективных промышленных зон) для реализации производственных инвестиционных проектов
Наличие сети учреждений социальной инфраструктуры, соответствующей стандартам Отсутствие строительства социального жилья Создание условий для привлечения инвесторов по совместному с муниципальными органами власти финансированию строительства и модернизации объектов социальной инфраструктуры

Таблица 8 — Слабые стороны — Благоприятные возможности (использование благоприятных возможностей для преодоления слабых сторон)
Слабые стороны Благоприятные возможности Мероприятия
Высокий уровень безработицы Обеспечение достойных социальных и экономических условий проживания Решение проблем кадровой политики и обеспечение высокого кадрового потенциала
Значительная удаленность от областного центра Усиление роли района во внутриобластных, межрегиональных и международных интеграционных связях Повышение привлекательности района для проживания

Таблица 9 — Слабые стороны — Угрозы (снижение неблагоприятного воздействия сочетания слабых сторон и угроз)
Слабые стороны Угрозы Мероприятия
«Старение» населения Сокращение численности населения Снижение смертности населения и увеличение продолжительности жизни
Износ основных фондов ЖКХ Отсутствие строительства социального жилья Создание условий для привлечения инвесторов по совместному с муниципальными органами власти финансированию строительства и модернизации объектов социальной инфраструктуры

Исходя из проведённого анализа выявим стратегические направления развития МО «Город Коряжма»:

  1. Сокращение отрицательного сальдо миграционного баланса за счет сокращения смертности и стимулирования рождаемости;
  2. Реализация федеральных, региональных и муниципальных программ по поддержке сельхозтоваропроизволителей;
  3. Подготовка земель (перспективных промышленных зон) для реализации производственных инвестиционных проектов;
  4. Создание условий для привлечения инвесторов по совместному с муниципальными органами власти финансированию строительства и модернизации объектов социальной инфраструктуры;
  5. Решение проблем кадровой политики и обеспечение высокого кадрового потенциала за счет обеспечения достойных социальных и экономических условий проживания;
  6. Повышение привлекательности района для проживания за счет возможного усиления роли района во внутриобластных, межрегиональных и международных интеграционных связях;
  7. Снижение смертности населения (от устранимых и от основных причин) и увеличение продолжительности жизни;
    По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы о том, что:
  • макросреда нейтрально влияет на МО «Город Коряжма», оказывая как положительное, так и отрицательное воздействие. Наибольшую угрозу для района представляют экономические и экологические факторы макросреды;
  • основными конкурентными преимуществами района является относительно высокая плотность автодорожной сети, высокий уровень газификации жилого фонда и наличие земель для создания новых инвестиционных проектов в АПК и наличие сырья для развития пищевой промышленности.

Заключение
Местное самоуправление – это тот уровень власти, который наиболее приближен к населению, им формируется и ему непосредственно подконтролен; именно на этом уровне решаются вопросы удовлетворения основных жизненных потребностей населения, и именно здесь ошибки и неэффективность дорого обходятся людям. Именно местное самоуправление и является той частью публичной власти, которая обеспечивает, в конечном счете, устойчивость и демократический характер всей системы властных институтов.
Под социально-экономическим развитием муниципального образования понимать управляемый процесс изменений в различных сферах жизни поселения, имеющий своей целью достижение определенного уровня развития духовной и экономической сфер на территории поселения, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения потребностей населения и интересов государства на территории поселения.
Под управлением социально-экономическим развитием муниципального образования понимается управление взаимно согласованными, скоординированными по ресурсам и срокам программам (проектам) развития всех сфер жизнедеятельности муниципального образования. Такое управление проводится в соответствии с признанными приоритетами населения, а также с федеральными и региональными программами развития, принятыми к исполнению на основе договоров и по закону.
Коряжма — один из самых молодых городов России, которому в 2019 году исполнилось 34 года.
Коряжма сегодня — это современный благоустроенный, утопающий в зелени город с развитой социально-бытовой инфраструктурой, со стабильно работающими предприятиями.
На основании сводного Доклада о результатах оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Архангельской области, муниципальное образование «Город Коряжма» два года подряд занимает лидирующие места среди городских округов региона.
По итогам исполнения доходной части бюджета в 2019 году получена положительная динамика относительно показателей 2018 года и утвержденного плана 2019 года. Собственных налоговых и неналоговых доходов в 2019 году поступило 454 218,3 тыс.рублей, что на 53 544,6 тыс.рублей выше уровня прошлого года и на 26 810,5 тыс.рублей больше установленного плана.
Благодаря сверхплановому росту доходной части бюджета и экономии по расходам, в частности, по обслуживанию муниципального долга, в 2019 году удалось сократить дефицит бюджета с 45245,0 тыс.рублей запланированных в бюджете до 7 914,2 тыс.рублей.

Список использованных источников

  1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 16.09.03 г. № 181-ФЗ (в ред. от 03.12.2017) // СЗ РФ. 2003. №40. ст. 3822.
  2. Бабун Р.В. Организация местного самоуправления [Текст]. М.: КноРус, 2010. – 224 с.
  3. Вертакова Ю.В., Харченко Е.В. Система государственного и муниципального управления. [Текст] М.: КноРус, 2009. – 272 с.
  4. Ершов В.А. Государственное и муниципальное управление. [Текст] М.: Гросс-Медиа, 2009. – 256 с.
  5. Кабашов С.Ю. Местное самоуправление в Российской Федерации. [Текст] М.: Флинта, 2009. – 352 с.
  6. Маршалова А.С. Система государственного и муниципального управления. [Текст] – СПб.: Омега-Л, 2010. – 128 с.
  7. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления. [Текст] – М.: Юнити, 2010. – 575 с.
  8. Парахина В.Н., Галеев Е.В., Ганшина Л.Н. Муниципальное управление. [Текст] – М.: КноРус, 2010. – 496 с.
  9. Подсумкова А.А., Наумов С.Ю. Основы организации муниципального управления. [Текст] М.: Форум, 2009. – 352 с.
  10. Столяров А.М., Мацнев А., Мухаметшин Ф. Децентрализация государственной власти и местное самоуправление: проблемы реализации. [Текст] – М.: РАГС, 2011. – 384 с.
  11. Швецов Ю.Г., Миркина И.В. К вопросу об эффективности целевых программ в бюджетной сфере. [Текст] М., 2011. – 85 с.
  12. Якушев А.В. Государственное и муниципальное управление. [Текст] – М.: А-Приор, 2008. – 144 с.
  13. Официальная страница Администрации МО «Город Коряжма» в сети Интернет // Режим доступа — http://www.koradm.ru
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov