Курсовая Особенности управления муниципальным образованием на примере МО Котлас

Особенности управления муниципальным образованием на примере МО «Котлас»


Содержание
Введение 3
1 Теоретические основы управления муниципальным образованием 5
1.1 Организационные основы муниципального управления 5
1.2 Правовые основы муниципального управления 13
2 Анализ управления развитием МО «Котлас» 18
2.1 Краткая характеристика МО «Котлас» 18
2.2 Население МО «Котлас» и социальная сфера 20
2.3 Финансы МО «Котлас» 25
2.4 SWOT-анализ деятельности МО 32
Заключение 35
Список использованных источников 37

Введение
Организация муниципального управления входит в круг фундаментальных проблем, функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность.
Особую актуальность данной проблемы на современном этапе придают следующие обстоятельства:

  • необходимость преодоления существующей политической напряженности в обществе, возникающей все чаще на почве противоречий между политикой центра и интересами регионов, на почве неэффективности существующей системы политической власти, в рамках которой крайне принижена роль местных управленческих структур;
  • потребность в развитой региональной политике. Этого требует и быстрый рост экономического влияния регионов, и острая необходимость решения многих региональных проблем, и важность эффективных межрегиональных связей;
    Целью курсовой работы является анализ особенностей управления муниципальным образованием на примере МО «Котлас».
    Задачи, решаемые в процессе исследования:
  • исследовать теоретические основы управления муниципальным образованием;
  • провести анализ управления развитием МО «Котлас».
    Предметом исследования является организация управления муниципальным образованием.
    Объект исследования – муниципальное образование «Котлас».
    В процессе написания работы были использованы такие методы исследования как теоретический обзор литературы, нормативно-правовых актов, сравнительный анализ и другие.

1 Теоретические основы управления муниципальным образованием
1.1 Организационные основы муниципального управления
Муниципальное управление в его современном понимании стало формироваться на рубеже XVIII-XIX вв. К этому времени в основных европейских странах сформировалась концепция ограничения вмешательства центральных органов власти в повседневную жизнь общины, недопустимости управления общинным имуществом и общинным хозяйством государственными чиновниками и необходимости передачи основных полномочий по управлению общиной местным органам.
Таким образом, муниципальное управление — это не искусственно создаваемая система управления и форма взаимоотношений. Это естественная потребность любого сообщества объединиться для решения задач по созданию безопасных, комфортных условий проживания. Это форма управления, которая берет свое начало от первобытнообщинного строя, когда община объединяла усилия людей для решения вопросов добычи пищи, защиты жизни, расширения жизненного пространства и т. д. [7, с 93].
Муниципальное управление предполагает наличие конкретного объекта управления – территории муниципального образования и субъекта управления — сообщества, проживающего на этой территории. Сообщество избирает органы управления и делегирует им конкретные полномочия, определяет стратегические цели и контролирует действия органов управления по решению конкретных задач по достижению этих целей. Это уровень публичной власти, наиболее приближенный к населению, избираемый населением и обладающий значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни. В этом состоит его принципиальное отличие от государственного управления.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131–ФЗ трактует местное самоуправление в Российской Федерации следующим образом: это «форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций».
Из этого следует, что если в федеральном законе 1995 г. акцент был сделан на местное самоуправление как на деятельность населения, то в законе 2003 г. – как на форму осуществления народом своей власти.
Схематично систему местного самоуправления в РФ на современном этапе можно представить на схеме (рисунок 1.1).

Рис 1 — Муниципальное управление в РФ [4, с. 25]

Организационные основы муниципального управления включают в себя структуру органов местного самоуправления, порядок, формы и принципы их функционирования. Организационные основы не остаются неизменными. Их развитие обусловлено изменением законодательства о местном самоуправлении, поиском оптимальных организационных моделей местного самоуправления, форм и методов работы органов местного самоуправления.
В новой редакции Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления – это избираемые населением и /или образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения [1].
Новая редакция Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” включает в себя главу 6 «Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления», где в статье 34 закреплено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные Уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Следует отметить, что наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются Уставом муниципального образования.
Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются соответствующим законом области. В соответствии с п. 5 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” структура органов местного самоуправления, в случае создания на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования, определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью населения менее 100 человек – на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в Уставе муниципального образования. Здесь же определен и порядок проведения референдума.
Представительный орган местного самоуправления – выборный орган местного самоуправления, который обладает правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Особый статус представительных органов местного самоуправления в первую очередь связан с их выборностью. Конституция Российской Федерации устанавливает, что местное самоуправление осуществляется гражданами через выборные и другие органы местного самоуправления, а статья 35 «Представительный орган муниципального образования» Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет их статус.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подразделяет выборных должностных лиц на две группы: должностное лицо местного самоуправления и должностное лицо органа местного самоуправления. В соответствии со статьей 1 указанного закона выборное должностное лицо местного самоуправления — это должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах. Выборное должностное лицо органа местного самоуправления — это член выборного органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах [8, с 30].
Высшим выборным должностным лицом местного самоуправления является глава муниципального образования. В соответствии с Уставом муниципального образования он наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ вводит ограничения для выборных должностных лиц местного самоуправления и депутатов, членов выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в соответствии с Уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.
Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 36 и статьи 74 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Этим законом вводится в качестве основания досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования отрешение от должности и отзыв избирателями (см. статьи 74 и 24 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
Глава муниципального образования наделяется следующими полномочиями [8, с. 31]:

  • представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
  • подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
  • вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.
    Глава муниципального образования в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования является председателем представительного органа или постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий и распоряжения по вопросам организации работы местной администрации, в случае, если глава муниципального образования является главой местной администрации.
    Исполнительные органы муниципального образования являются неотъемлемым элементом системы органов местного самоуправления.
    В новой редакции Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” в структуре органов местного самоуправления обязательным является наличие местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования).
    В соответствии со ст. 37 этого закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
    Детально статус и структура исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления закрепляется в уставах муниципальных образований. Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Местная администрация обладает правом юридического лица.
    Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Структурные подразделения местной администрации осуществляют свою деятельность на основе положений, утвержденных главой местной администрации. Руководители структурных подразделений по вопросам, отнесенным к их полномочиям Уставом муниципального образования или муниципальными нормативными правовыми актами, издают распоряжения и приказы.
    Основы статуса главы местной администрации закреплены в статье 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с нормами этой статьи главой местной администрации может быть глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый Уставом муниципального образования.
    Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных законодательством, Уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации.
    Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации и общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования. При этом условия контракта для главы местной администрации поселения утверждаются представительным органом поселения, а для главы местной администрации муниципального района (городского округа) — представительным органом муниципального района (городского округа) в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом области, в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.,
    Полномочия главы местной администрации могут быть прекращены по истечении срока, на который он избран (назначен), по соглашению сторон, в судебном порядке и в результате отрешения от должности.
    Контрольный орган муниципального образования (Контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
    Он формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с Уставом муниципального образования. Законом закреплена обязательность опубликования (обнародования) результатов проверок, осуществляемых контрольным органом. Закон обязывает органы местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления представлять в контрольный орган муниципального образования по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.
    1.2 Правовые основы муниципального управления
    С принятием в 2003 году нового закона о местном самоуправлении четко разделяется сфера полномочий. Государство определяет перечень полномочий, которыми наделяются органы местного самоуправления. В первую очередь эти полномочия связаны с повышением качества жизни местного сообщества и обустройством территории проживания. Местное самоуправление получает первичную (минимальную) экономическую и финансовую базу. Можно констатировать, что с введением в действие Федерального закона от 6 октября 2003 г: № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” начинается новый этап в истории становления местного самоуправления – этап с переходным периодом становления местного самоуправления, масштабным и сложным процессом изменения психологии людей и руководителей разных уровней, выстраивания новых отношений между муниципальными образованиями и вышестоящими органами власти. Поэтому главной задачей как государства в целом, так и местного самоуправления является обеспечение достойного уровня жизни граждан, повышение их благосостояния [6, с. 60].
    Реальной властью на территории с законодательно закрепленными рычагами воздействия на физических и юридических лиц, проживающих и расположенных на территории муниципального образования, становится глава муниципального образования и избранные депутаты муниципального собрания.
    На них возлагаются не просто обязанности, но и высочайшая ответственность перед избравшим их населением за организацию и обеспечение жизнедеятельности конкретного территориального образования.
    Эффективно и качественно управлять процессом создания необходимых условий в решении этих задач можно лишь четко представляя суть и содержание этого процесса, формы и способы его организации на основе существующего законодательства о местном самоуправлении. Надеемся, что в определенной степени данное методическое пособие-справочник сможет оказать помощь практическим работникам, должностным лицам местного самоуправления.
    Функции местного самоуправления – это основные направления муниципальной деятельности, обусловленные природой местного самоуправления, его принципами, а также теми целями и задачами, к достижению которых стремится местное самоуправление.
    Важнейшие функции местного самоуправления:
  • обеспечение участия населения в решении местных вопросов;
  • управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами муниципального образования;
  • обеспечение развития соответствующей территории;
  • обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных сферах;
  • охрана общественного порядка, обеспечение режима законности на данной территории;
  • защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральным законодательством [7, с. 65].
    Компетенция местного самоуправления формируется исходя из принципов и функций местного самоуправления. От правильного определения компетенции местного самоуправления и полномочий органов местного самоуправления зависит решение вопросов территориальной организации местного самоуправления, выбора той или иной структуры органов местного самоуправления и ресурсной обеспеченности муниципального образования и, в конечном счете, успешное выполнение стоящих перед местным самоуправлением задач.
    Федеральный закон № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” изменил территориальную организацию местного самоуправления в Российской Федерации и разграничил вопросы местного самоуправления поселений и муниципальных районов.
    Данным федеральным законом сокращается количество вопросов местного значения, которые отнесены к компетенции местного самоуправления. При этом, как и в Федеральном законе 1995 года, этот перечень является открытым. Органы местного самоуправления муниципальных образований вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции других муниципальных образований и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, но только при наличии собственных материальных и финансовых средств [5, с 100].
    В систему муниципальных правовых актов входят:
    1) Устав муниципального образования;
    2) правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе) граждан;
    3) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
    4) правовые акты главы муниципального образования;
    5) постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
    Федеральным законом определено, что устав муниципального образования и решения, принятые на референдуме (сходе граждан), оформленные в виде правовых актов, имеют высшую юридическую силу в системе муниципальных правовых актов, прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
    Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить Уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).
    Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек – населением непосредственно на сходе граждан. В Уставе муниципального образования закрепляются:
    1) наименование муниципального образования;
    2) перечень вопросов местного значения;
    3) формы, порядок и гарантия участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;
    4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
    5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;
    6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;
    7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основание и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;
    8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основание наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
    9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;
    10) порядок внесения изменений и дополнений в Устав муниципального образования [5, с 108].
    В Уставе муниципального образования могут регулироваться и иные вопросы организации местного самоуправления.
    Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ определен порядок подготовки и принятия Устава муниципального образования. Проект Устава муниципального образования, правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии этих муниципальных правовых актов должны быть официально опубликованы (обнародованы).
    Одновременно с этим публикуется порядок учета предложений по опубликованному проекту и порядок участия граждан в его обсуждении, установленный представительным органом. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

2 Анализ управления развитием МО «Котлас»
2.1 Краткая характеристика МО «Котлас»
Муниципальное образование «Котлас» является муниципальным образованием Архангельской области. Имеет статус городского округа.
Границы территории МО «Котлас» утверждены областным законом от 22.11.2006 № 284-внеоч.-ОЗ «Об описании границ территории МО «Котлас»». Общая площадь МО «Котлас» составляет 7 993 га.
Муниципальное образование «Котлас» расположено на юго-востоке Архангельской области, граничит с МО «Котласский муниципальный район».
В границах МО «Котласский муниципальный район» граничит с севера с МО «Сольвычегодское», с востока и юга с МО «Черемушское», с запада и юго-запада с МО «Приводинское».
Транспортные связи муниципального образования «Котлас» обеспечиваются автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным транспортом. Опорная автодорожная сеть состоит из автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения Котлас — Сыктывкар.
Расстояние от Котласа до Архангельска по автодороге – 591 км, по железной дороге – 812 км.
МО «Котлас» является крупным транспортным узлом на юге Архангельской области. Здесь пересекаются железные дороги Москва-Воркута, Котлас-Пермь-Киров, Котлас-Великий Устюг, соединяющие центральные регионы России с Европейским Севером и Сибирью. Такое расположение обуславливает высокие объемы транзитных грузопотоков, проходящих через территорию муниципального образования.
Воздушный транспорт представлен аэропортом в г. Котлас.
Административным центром МО «Котлас» является город Котлас.
Земли муниципального образования относятся к землям населенных пунктов.
В настоящее время территория МО «Котлас» включает 4 населенных пункта, а именно город Котлас, рабочий поселок Вычегодский и деревни Слуда и Свининская. Количество населения на 2014 год составило 73416 человек [9].

Рис. 2 — МО «Котлас» на карте Котласского района

Муниципальное образование «Котлас» (краткое наименование – МО «Котлас») образовано в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области, находится на территории Архангельской области и наделено законом Архангельской области статусом городского округа.
МО «Котлас» имеет свой Устав и иные муниципальные правовые акты.
МО «Котлас» вправе заключать договоры и соглашения, в том числе в рамках международного и межмуниципального сотрудничества, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Официальные символы МО «Котлас», их описание и порядок официального использования устанавливаются нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования «Котлас» – Собрания депутатов МО «Котлас».
Органами местного самоуправления муниципального образования «Котлас» являются:
– Городское Собрание депутатов муниципального образования «Котлас» – представительный орган муниципального образования «Котлас» (сокращенное наименование – Собрание депутатов МО «Котлас»);
– Глава муниципального образования «Котлас» – высшее должностное лицо муниципального образования «Котлас», возглавляющее администрацию муниципального образования «Котлас» (сокращенное наименование – Глава МО «Котлас»);
– администрация муниципального образования «Котлас» – местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования «Котлас» (сокращенное наименование – администрация МО «Котлас»);
– Контрольно-счётная палата муниципального образования «Котлас» – контрольно-счётный орган муниципального образования «Котлас».

2.2 Население МО «Котлас» и социальная сфера
Показатели социально-экономической ситуации в МО «Котлас» представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Показатели социально-экономической ситуации в МО «Котлас» за 2019 год [9]

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций) за 2019 год составила 44 371 2 рубля и увеличилась по сравнению 2018 годом на 6,3%.
Число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, совместителями и лицами, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера, в организациях) в 2019 году составило 18 448 человек, что больше, чем в 2018 году на 72 человека.
Численность незанятых граждан, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске работы (по данным министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области) на 1 января 2020 года составила 381 человек. Численность зарегистрированных безработных на 1 января 2020 года составила 291 человек и по сравнению с 1 января 2019 года увеличилась на 7 человек, или на 2,5%, с 1 декабря 2019 года на 9 человек, или на 3,2%.
В декабре 2019 года получили статус безработного 61 человек, нашли работу 17 безработных.
Нагрузка незанятого населения, обратившегося в органы службы занятости населения, на одну заявленную вакансию составила на конец декабря 2019 года 0,9 человека и осталась на уровне конца декабря 2018 года.
Пособие по безработице на конец декабря 2019 года получают 229 граждан, что составляет 78,7% от общей численности зарегистрированных безработных.
За 2019 г. в МО «Котлас» появились на свет 955 малышей, ушли из жизни 1123 человек. Естественная убыль составила 168 человек.
За 2019 г. число прибывших граждан составило 1715 человек, число выбывших – 1658. Миграционный прирост составил 57 человек.
Наиболее острые проблемы, на территории муниципального образования «Котлас»:

  1. Бюджет.
    За счет имеющихся доходных источников бюджета МО «Котлас» не обеспечиваются реальные финансовые потребности в развитии и модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства, образования, содержание дорог общего пользования и других объектов социальной и инженерной инфраструктуры.
  2. Управление муниципальным имуществом и градостроительство.
    Основной проблемой в сфере жилищного строительства и строительства социальной инфраструктуры на территории муниципального образования «Котлас» является отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой, механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию инженерной инфраструктуры.
    Особенно остро стоит вопрос развития инженерных сетей при подготовке строительных площадок под комплексную застройку. В настоящее время на территории муниципального образования нет подготовленных строительных площадок для массового жилищного строительства, большинство имеющихся площадок требуют значительных капитальных вложений на обустройство инженерной инфраструктурой.
    Решение данных проблем необходимо для обеспечения существенного увеличения темпов строительства жилья и социальной инфраструктуры в муниципальном образовании, удовлетворение спроса населения на жилье, стабилизации цен на рынке жилья. При этом увеличение объемов жилищного строительства обязательно требует опережающего развития инженерной инфраструктуры.
  3. Жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство.
  • переселение граждан из жилищного фонда, признанного аварийным после 01.01.2012.
  • рост тарифов на электроэнергию и природный газ, значительно опережающий рост тарифов на коммунальные услуги – теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение.
  • в связи с увеличением транспортного потока необходима реконструкция основных автомобильных дорог путем уширения проезжей части.
  • недостаточное количество финансовых средств на ремонт автомобильных дорог и тротуаров.
  • расширение системы водоотведения, в том числе сетей ливневой канализации.
  • отсутствие мер воздействия к нарушителям в части соблюдения правил благоустройства и озеленения на территории МО «Котлас».
  1. Образование:
  • сохраняется проблема обучения детей в две смены в общеобразовательных учреждениях (во вторую смену обучаются 17,3 % от общего количества учащихся);
  • недостаточное выделение финансовых средств на оснащение материальнотехнической базы образовательных учреждений (в том числе на приобретение современной компьютерной техники, оборудования для установки видеонаблюдения; установок систем водоочистительного оборудования; ремонт спортивных залов; оборудование стрелковых тиров, спортивных городков и стадионов для проведения занятий по ОБЖ и физической культуре);
  • недостаточное выделение финансовых средств на обеспечение доступности зданий, специализированного учебного оборудования для детей-инвалидов и маломобильных групп населения;
  • недостаточное выделение финансовых средств на организацию отдыха и оздоровление детей МО «Котлас» в каникулярный период;
  • существует проблема в укомплектовании образовательных учреждений учителями физики, технологии (мальчики), английского языка. Сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических кадров;
  • в образовательных учреждениях не хватает узких специалистов (учителейлогопедов, педагогов-психологов, учителей-дефектологов) для психологопедагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в том числе детей-инвалидов;
  • острой проблемой в отрасли является большой износ зданий и сооружений учреждений образования (до 50%). Нуждаются в ремонте кровли зданий, системы водо- и теплоснабжения, канализации учреждений, необходима замена полов, оконных блоков и др. Требуется обратить внимание на благоустройство территорий вокруг образовательных учреждений, в том числе установка периметрального ограждения.
  1. Культура:
  • недостаточность комплектования, малая оснащенность большинства библиотек современной компьютерной и оргтехникой не обеспечивает пользователю получение информации в полном объеме;
  • несоответствие помещений и оборудования фондохранения музеев современным требованиям по обеспечению сохранности музейных фондов.
    2.3 Финансы МО «Котлас»
    Основные показатели экономического положения муниципального образования «Котлас» за 2019 год приведены в таблице 2.

Таблица 2 — Основные показатели экономического положения муниципального образования «Котлас» за 2019 год [9]
Показатель 2018 г. 2019 г. Изменение 2019/2018 г., %
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций по видам экономической деятельности в действующих ценах, тыс. руб., в т.ч.:
обрабатывающие производства 3101126 3135238 101,1
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 1089208 967217 88,8
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений 283035 275960 97,5
Инвестиции в основной капитал организаций (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами, в действующих ценах), тыс. руб. 342663 1648209 481
Оборот розничной торговли организаций (без субъектов малого предпринимательства), тыс. руб. 6841844 6951314 101,6
Оборот общественного питания организаций (без субъектов малого предпринимательства), тыс. руб. 95653 91445 95,6
Объем платных услуг населению организаций (без субъектов малого предпринимательства), тыс. руб. 1616018 1598242 98,9
Ввод в действие жилых домов, м2 общей площади 32282 21694 67,2
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника организаций (без субъектов малого предпринимательства), руб. 41741 44371,2 106,3
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций в фактических ценах, тыс. руб. 99897 84114 84,2
Задолженность организаций6) 7), тыс. руб., в. т.ч.:
дебиторская 453816 437025 96,3
кредиторская 459807 447393 97,3

По данным территориального раздела Статистического регистра Росстата на 1 декабря 2019 года количество предприятий и организаций на территории городского округа составило 1204 единиц.
За 2019 год объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» в действующих ценах составил 3135238 тыс. рублей, «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» – 967 217 тыс. рублей, «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» – 275 960 тыс. рублей.
Объем инвестиций в основной капитал организаций (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами), направленных на развитие экономики и социальной сферы, в январе — сентябре 2019 года использован на 1 648 209 тыс. рублей, что в 4,8 раза выше уровня соответствующего периода предыдущего года в фактически действовавших ценах.
В 2019 году за счет всех источников финансирования введено 21 694 квадратных метра общей площади жилых домов, что на 32,8% меньше уровня 2018 года. Из общего ввода жилья индивидуальными застройщиками введен 8 291 квадратный метр (38,2% от общего ввода и 88,0% к уровню 2018 года).
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство» организациями, в 2019 году в 1,7 раза больше уровня предыдущего года в сопоставимых ценах.
В сельскохозяйственных организациях на 1 января 2020 года по сравнению с соответствующей датой 2019 года численность птицы возросла в 1,6 раза.
В 2019 году, по сравнению с 2018 годом, производство яиц выросло на 41,6%.
Грузооборот автомобильного транспорта увеличился по сравнению с 2018 годом в 55,2 раза. Перевозки грузов автомобильным транспортом в 2019 году увеличились по сравнению с предыдущим годом в 35,7 раза.
Оборот розничной торговли по организациям составил 6 951 314 тыс. рублей, что в сопоставимых ценах на 1,6% выше, чем за 2018 год. В макроструктуре оборота розничной торговли организаций преобладающую долю занимают пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия – 64,3%. Кроме того, организациями общественного питания реализовано продукции на 911 445 тыс. рублей (на 4,4% меньше уровня 2018 года в сопоставимых ценах).
Объем платных услуг, оказанных населению в 2019 году организациями, составил 1 598 242 тыс. рублей, что в сопоставимых ценах на 1,1% меньше уровня 2018 года.
Оборот оптовой торговли организаций всех видов деятельности в 2019 году составил 1566011 тыс. рублей, что в сопоставимых ценах на 24,3% выше уровня 2018 года.
Организации оптовой торговли за 2019 год продали продукции и товаров на 1 406 066 тыс. рублей (на 28,5% выше, чем в 2018 году в сопоставимых ценах).
За 2019 год прирост потребительских цен по Архангельской области без Ненецкого автономного округа составил 3,1%, что ниже соответствующего прироста цен за 2018 год (4,0%). Опережающими темпами росли цены на услуги: за 2019 год услуги подорожали на 5,2%, товары – на 2,4%. За декабрь 2019 года прирост потребительских цен составил 0,5%, в том числе на услуги – на 0,9%, на товары – 0,3%.
Стоимость условного (минимального) набора продуктов питания в расчете на месяц на 1 человека в конце декабря 2019 года в среднем по городу Котласу составила 4 192,2 рубля и увеличилась за месяц на 0,3%. По сравнению с декабрем 2018 года стоимость набора увеличилась на 72,1 рубля или на 1,7%.
В 2019 году отмечено следующее изменение цен и тарифов на услуги по Архангельской области без Ненецкого автономного округа: цены (тарифы) выросли на услуги пассажирского транспорта на 10,6%, услуги связи – на 12,7%, услуги в сфере туризма – на 7,3%, медицинские услуги – на 6,1%, санаторно-оздоровительные услуги – на 4,2%, услуги образования – на 3,7%, жилищно-коммунальные услуги – на 3,7%, бытовые услуги – на 3,7%, услуги физической культуры и спорта – на 2,1%, ветеринарные услуги – на 1,8%. Снизились цены (тарифы) на услуги организаций культуры на 4,6%, услуги банков – на 2,4%.
По оперативным данным министерства финансов Архангельской области за 2019 год в бюджет городского округа поступило 2 082 791 тыс. рублей, израсходовано из бюджета 2 073 792 тыс. рублей, профицит бюджета составил 8 999 тыс. рублей.
За 2019 год, по оперативным данным, сальдированный финансовый результат организаций (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых организаций и государственных (муниципальных) учреждений) составил 84 114 тыс. рублей прибыли. 9 организаций получили прибыль в размере 92 681 тыс. рублей.
Суммарная задолженность по обязательствам на конец 2019 года достигла 723201 тыс. рублей, в том числе кредиторская – 447393 тыс. рублей. Размер дебиторской задолженности составил 437025 тыс. рублей.
Рассмотрим исполнение бюджета МО «Котлас» в разрезе доходов и расходов в 2019 году.

  1. В 2018 году общее поступление доходов в бюджет муниципального образования «Котлас» составило 2075909,2 тыс. руб. или 95,7 % к уточнённому годовому плану (уточнённый план – 2168942,5 тыс. руб.). По сравнению с 2017 годом общий объём доходов бюджета муниципального образования «Котлас» в 2018 году увеличился на 264 636,7 тыс. руб., или на 14,6 % (в 2017 году общая сумма доходов составила 1 811 272,5 тыс. руб.).
    Поступление налоговых и неналоговых доходов в 2018 году в сумме составило 819 773,5 тыс. руб.
    Доля налоговых и неналоговых доходов в общей сумме доходов местного бюджета составила 39,5 %. В течение последних ряда лет доля налоговых и неналоговых доходов в общей сумме доходов местного бюджета снижается. Так, в 2018 году она составила 41,3 %, в 2017 – 43,3 %, в 2016 – 42,9 %, в 2015 – 45,3 %, в 2014 году – 51,4 %.
    По сравнению с 2018 годом прирост налоговых и неналоговых доходов в 2019 году составил 72 511,1 тыс. руб., или 9,7 %. Положительная динамика поступлений к прошлому году сложилась по:
    – налогу на доходы физических лиц (+ 71 192,0 тыс. руб., или 116,2 %),
    – налогу на имущество физических лиц (+ 3 087,0 тыс. руб. или 116,9 %),
    – земельному налогу (+ 728,8 тыс. руб., или 101,4 %),
    – госпошлине (+ 3 588,4 тыс. руб., или 124,6 %),
    – рекламе (+ 1 092,2 тыс. руб., или в 21,3 раза),
    – доходам от реализации имущества, находящегося в собственности городского округа и от продажи земельных участков (+ 6 163,7 тыс. руб., или 119,4 %),
    – штрафам, санкциям, возмещению ущерба (+ 3 527,0 тыс. руб., или 125,6 %).
    Снижение поступлений по сравнению с 2018 годом отмечается по:
    – единому налогу на вменённый доход (- 3 305,8 тыс. руб., или 96,1 %),
    – доходам от использования муниципального имущества (- 6 915,9 тыс. руб., или 90,3 %),
    – доходам от оказания платных услуг (- 4 901,1 тыс. руб., или 51,5 %).
    Объём безвозмездных поступлений из вышестоящих бюджетов за 2019 год составил 1 256 135,7 тыс. руб., или 91,2 % к уточнённому годовому плану (уточнённый план – 1 377 491,2 тыс. руб.).
    К уровню 2018 года объём безвозмездных поступлений за 2019 год составил 118,1 %, или выше на 192 125,6 тыс. руб.
  2. Обеспечение выполнения расходных обязательств муниципального образования «Котлас» и создание условий для их эффективного исполнения.
    В 2019 году объём кассовых расходов бюджета муниципального образования «Котлас» составил 2 145 952,2 тыс. руб., или 91,2 % к утверждённому плану (план на 2019 год – 2 352 248,8 тыс. руб.).
    Исполнение по расходам бюджета за счёт собственных источников составило 92,5 % от уточнённого годового плана, или 1 053 610,7 тыс. руб.
    За счёт безвозмездных поступлений исполнение по расходам бюджета составило 90,0 % от уточнённого годового плана, или 1 092 341,5 тыс. руб.
    По итогам исполнения за 2019 год дефицит бюджета муниципального образования «Котлас» составил 70 043,0 тыс. руб., или 8,5 % к объёму доходов без учёта безвозмездных поступлений и поступлений по дополнительным нормативам отчислений.
    В запланированных объёмах в 2019 году были профинансированы все первоочередные и приоритетные бюджетные обязательства, в том числе связанные с реализацией «майских» указов Президента Российской Федерации. Обеспечено бесперебойное функционирование бюджетной сферы, своевременная выплата заработной платы, предоставление социальных выплат, осуществление иных социально значимых расходов. [9]
    Проведём сравнительный анализ бюджетов МО «Котлас» и МО «Город Архангельск» на 2020 год в таблице 3.
    Таблица 3 — Сравнительная характеристика бюджетов МО МО «Котлас» и МО «Город Архангельск» на 2020 год.
    Статьи Архангельск Котлас
    Млн.руб % Млн.руб %
    Доходы 10535,6 100 2241,25 100
    Налоговые доходы всего 4334,1 41,14 704,2 31,42
    Налог на доходы физических лиц 3347,5 31,77 521,2 23,25
    Акцизы 28,6 0,27 8,8 0,39
    Налоги на совокупный доход 548,8 5,21 86,3 3,85
    Налоги на имущество 317,1 3,01 70,5 3,15
    Прочие налоговые доходы 92,1 0,87 17,4 0,78
    Неналоговые доходы всего 617,3 5,86 62,45 2,79
    Доходы от сдачи в аренду земельных участков 148 1,40 52,65 2,35
    Доходы от сдачи в аренду имущества 201,1 1,91 5,5 0,25
    Доходы от продажи имущества и земельных участков 96,3 0,91 2,4 0,11
    Прочие неналоговые доходы 171,9 1,63 1,9 0,08
    Межбюджетные трансферты 5584,2 53,00 1474,6 65,79
    Субсидии 1469,6 13,95 524,2 23,39
    Субвенции 3723,2 35,34 949,8 42,38
    Иные межбюджетные трансферты 391,4 3,72 0,6 0,03
    Расходы 10771,6 100 2243,6 100
    Социально-культурные 7693,2 71,42 1611,2 71,81
    Образование 6564,4 60,94 1386,3 61,79
    Культура 347,2 3,22 155,9 6,95
    Социальная политика 458,9 4,26 8,9 0,40
    Физическая культура и спорт 322,7 3,00 60,1 2,68
    Городское хозяйство 1597,1 14,83 408,7 18,22
    Дорожное хозяйство 996,3 9,25 8,6 0,38
    Жилищно-коммунальное хозяйство 501,9 4,66 277,4 12,36
    Транспорт и другие вопросы в области национальной экономики 98,9 0,92 122,7 5,47
    Прочие расходы 1481,3 13,75 223,7 9,97
    Общемуниципальные и иные расходы 1161,7 10,78 160,7 7,16
    Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ГО 30,6 0,28 16,6 0,74
    Обслуживание муниципального долга 289 2,68 46,4 2,07
    Дефицит 236 2,35
    Профицит

Сравнивая бюджеты МО «Котлас» и МО «Город Архангельск», можно сказать, что в целом суммы бюджетов сопоставимы друг с другом пропорционально населению муниципальных образований.
Так, общая сумма доходов МО «Котлас» равна 2241,25 млн. руб. при населении 60,6 тыс. жителей, а МО «Город Архангельск» — 10535,6 млн. руб. при населении 351,1 тыс. человек.
Удельный вес налоговых доходов в доходной части МО «Котлас» равен 31,42%, а в МО «Город Архангельск» — 41,14%, тогда как удельный вес межбюджетных трансфертов в бюджете МО «Котлас» выше чем в МО «Город Архангельск» — 65,79% против 53%.
Пропорции расходной части бюджетов МО «Котлас» и МО «Город Архангельск» сопоставимы друг с другом – в обоих муниципальных образования подавляющая доля расходов составляют социально-культурные расходы.
Бюджеты обоих муниципальных образований приняты с дефицитом – 236 млн. руб. в МО «Город Архангельск» и 2,35 млн. руб. в МО «Котлас».
2.4 SWOT-анализ деятельности МО
Проведём SWOT-анализ МО «Котлас» в таблице 4.

Таблица 4 – Сильные и слабые стороны развития МО «Котлас»
Сильные стороны: Слабые стороны:

  1. Достигнута экономическая стабильность базовых предприятий промышленности.
  2. Сформировался блок градообразующих предприятий, успешно конкурирующих на внутренних и внешних рынках и активно привлекающих капитал для своего развития.
  3. Начата реализация национальных проектов в образовании, здравоохранении, жилищном строительстве и АПК.
  4. Сформирована новая система местного самоуправления.
  5. Широкий диапазон сырьевых ресурсов: леса, пресной воды, глины, песка, торфа, известняка и др.
  6. Высокий историко-культурный потенциал.
  7. Наличие свободных производственных площадей с инженерной инфраструктурой.
    9.Благоприятный инвестиционный климат. 1. Высокий моральный и физический износ ОПФ.
  8. Недостаточное финансирование природоохранных мероприятий. Применение неэффективных систем очистки сточных вод, атмосферных выбросов, питьевой воды. Низкая степень утилизации отходов.
  9. Неудовлетворительное состояние автомобильных дорог.
  10. Высокий износ автопарка общественного транспорта
  11. Дефицит квалифицированных инженерных и управленческих кадров.
  12. Низкий уровень связи предприятий реального сектора экономики с учреждениями образования.
  13. Постоянный отток молодежи и высокие темпы старения населения

На основании вышеизложенного можно заявить, что МО «Котлас» имеет большой стартовый социально-экономический потенциал, который дозволит при опытном его применении планировать на поступательное развитие экономики и ее расширенное создание.
С учетом обнаруженных мощных внутренних сторон и наружных способностей стратегия становления МО «Котлас» станет сформулирована так:

  1. Финансовое развитие:
    • Развитие имеющегося производственного потенциала, создание условий для размещения новых компаний. Развитие предпринимательства;
    • Улучшение автотранспортной инфраструктуры;
    • Развитие сельского хозяйства и лесопромышленного комплекса;
  2. Составление благосклонного общественного климата:
    • Совершенствование системы общественного обеспечения;
    • Улучшение сферы образования;
    • Увеличение свойства и доступности врачебных услуг;
    • Развитие сферы культуры, спорта и работы с молодыми людьми;
    • Строительство жилья;
  3. Совершенствование состояния находящейся вокруг среды:
    • Увеличение качества питьевой воды;
    • Улучшение систем очищения сточных вод;
    • Переработка домашних и производственных отходов.
    По итогам проделанного анализа можно заявить, что МО «Котлас» имеет немалые ресурсы для следующего развития и увеличения значения и свойства жизни народонаселения. При всем при этом нужно будет принимать во внимание, что в регионе есть слабые стороны в организации территориального управления, их нужно исключить либо, по наименьшей мере, снижать уровень их действия на состояние жизни населения. Вероятные варианты развития требуют существенных инвестиций денежных ресурсов, что видится еще больше проблемным в условиях экономического кризиса.
    В этой связи видится нужным развивать те сферы управления региона, которые считаются более актуальными для развития.
    Следовательно, администрации МО «Котлас» нужно направить свой взгляд на понижение отрицательного воздействия слабых мест в структуре управления муниципалитетом.

Заключение
На современном этапе, в условиях демократизации и реформирования общественной жизни, действия новой Конституции в России созданы реальные возможности для развития современной модели организации муниципального управления. Но их реализация осложняется неблагоприятной экономической ситуацией, не устоявшейся системой российского федерализма, ломкой культурных и гражданских традиций, резкого изменения политической ситуации и как следствие – отсутствием «ощущения» стабильности непосредственного участника формирования органов муниципального управления – населения.
Современная организация муниципального управления, представляется как система внешних взаимоотношений – между органами государственной власти и органами местного самоуправления и внутренних – между представительными и исполнительными органами муниципального управления.
Местное самоуправление имеет следующие организационные формы для осуществления своих полномочий:

  1. Путем референдума, выборов и др. форм прямого волеизъявления граждан;
  2. Через выборные и др. органы местного самоуправления;
  3. Через территориальное общественное самоуправление;
  4. Через созданные союзы и ассоциации органов местного самоуправления и органы территориального общественного самоуправления.
    Новая современная модель при всем многообразии территориальных и организационных форм осуществления местного самоуправления представляет единую систему местного самоуправления и составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.
    В настоящее время территория МО «Котлас» включает 4 населенных пункта, а именно город Котлас, рабочий поселок Вычегодский и деревни Слуда и Свининская. Количество населения на 2014 год составило 73416 человек.
    МО «Котлас» имеет большой стартовый социально-экономический потенциал, который дозволит при опытном его применении планировать на поступательное развитие экономики и ее расширенное создание.
    На основе проанализированных материалов, можно выделить следующие направления деятельности администрации МО «Котлас» по эффективной организации муниципального управления:
  • комплексное социально-экономическое развитие территории;
  • эффективная кадровая политика;
  • развитие малого бизнеса;
  • планомерное развитие жилищно-коммунального хозяйства;
  • обеспечение безопасности населения;
  • активное взаимодействие между органами государственной власти и местного самоуправления.

Список использованных источников

  1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 16.09.03 г. № 181-ФЗ (в ред. от 03.12.2017) // СЗ РФ. 2003. №40. ст. 3822.
  2. Об утверждении правил разграничения обязательств муниципальных образований и составления передаточного (разделительного) акта (в соответствии со статьей 85 Федерального закона № 131-ФЗ): Постановление Правительства РФ от 31.12.04 г. № 903 // Российская газета. 2005. №2. ст 61.
  3. О Федеральной целевой программе государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления: Постановление правительства РФ от 15.12.1999 г. №1394 (в ред. от 8.12.05 г.) // СЗ РФ. 1996. № 2. ст. 2215.
  4. Атаманчук, Г.В. Государственное управление / Г.В.Атаманчук. – М.: Экономика, 2019. – 689 с.
  5. Воронин, А. Муниципальное хозяйствование и управление. Проблемы теории и практики / А. Воронин. – М. : ИНФРА-М, 2018. – 210 с.
  6. Городецкий, В.Ф. Социально-экономическое развитие территорий: задачи органов местного самоуправления / В.Ф. Городецкий // Эко. – 2018. — № 9. – С. 59–72.
  7. Лапин, В., Любовный В. Реформы местного самоуправления и административно–территориальное устройство России / В. Лапин, В. Любовный. – М. : Дело, 2018. – 112 с.
  8. Мускеева, Л. Круглый стол: Практика реализации Федерального закона / Л. Мускеева // Государственная власть и местное самоуправление. – 2015. — № 4. – С. 30–40.
  9. Официальная страница Администрации МО «Котлас» в сети Интернет // Режим доступа — http://www.kotlas-city.ru
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov