Курсовая Понятие полномочий и их виды, компетенция и предметы ведения местного самоуправления

Предмет: Муниципальное право
Тема: Понятие полномочий и их виды, компетенция и предметы ведения местного самоуправления: общая характеристика.

Содержание
Введение 3
Глава 1. Понятие и общая характеристика полномочий органов местного самоуправления 5
1.1 Компетенция органов местного самоуправления 5
1.2 Предметы ведения местного самоуправления 6
Глава 2. Полномочия и виды органов местного самоуправления 10
2.1 Понятие и особенности полномочий органов местного самоуправления 10
2.2 Виды полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения 12
Заключение 19
Список используемой литературы 20

Введение
Конституция Российской Федерации определяет местное самоуправление как одну из самостоятельных форм осуществления власти народом. При этом Конституция различает государственную власть и местное самоуправление (ст. 12) и соответственно их органы. Властные, самостоятельные в рамках их компетенции органы местного самоуправления образуют «в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и местных традиций» (ст.131 Конституции).
Органами районного самоуправления считаются органы, выбираемые именно народонаселением и (либо) образуемые представительным органом городского образования, наделенные своими возможностями по решению вопросов районного значения. Органы местного самоуправления разделяются на коллегиальные (представительный орган, контрольный орган, избирательная комиссия и прочие) и единоличные (руководитель городского образования, руководитель районной администрации).
Правовые базы районного самоуправления закреплены в Конституции России и в Федеральном законе от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в России».
Закрепление за органами районного самоуправления властных возможностей, а за государственными образованиями — предметов ведения считается одним из наиглавнейших методов правового регулирования публичных взаимоотношений, образующихся в ходе их работы. От того, как полно, отчетливо, дифференцированно и взаимосвязано закрепляются в нормальных состояниях права вопросы районного ценности и возможности по их решению, во многом зависит отдача самостоятельной и под свою ответственность работы народонаселения по реализации собственного конституционного права на воплощение районного самоуправления.
Верно определенные и разграниченные в законе возможности и вещи ведения позволяют установить пределы работы, рамки ответственности, отчетности, подконтрольности органов районного самоуправления и органов гос власти, также изучить деяния таковых органов власти с точки зрений их соответствия общепризнанным меркам закона и права.
Это создает условия для формирования единой, основанной на принципах демократии и правового государства системы организации муниципальной власти. Актуальность выбранной мною темы очевидна.
Цель контрольной работы – анализ полномочий и предметов ведения органов местного самоуправления на современном этапе.
Задачами работы в связи с указанной целью являются:

  • Определение понятия и сущности компетенции органов местного самоуправления.
  • Изучение компетенции, полномочий органов местного самоуправления, проблем их деятельности на современном этапе.
    Работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка используемой литературы.

Глава 1. Понятие и общая характеристика полномочий органов местного самоуправления
1.1 Компетенция органов местного самоуправления
Компетенция — это содержание и объем властных правомочий, которые имеет орган власти или его должностное лицо и которые фиксируются в соответствующем юридическом документе. Компетенция органа или должностного лица включает два элемента: предметы ведения (круг рассматриваемых вопросов) и полномочия (объем прав и обязанностей).
Зона ответственности органа формируется исключительно в сочетании его предметов ведения и возможностей. Иными словами, невозможно представить орган в отсутствии сфер его работы, предметов ведения. Но и невозможно его представить в отсутствии прав и прямых обязанностей, которые он исполняет для достижения собственных целей.
Перечисленные в Федеральном законе 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения муниципальных образований могут считаться сферами деятельности, т.е. предметами ведения соответствующего уровня. А указанные в Законе полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения будут вторым элементом их компетенции.
При характеристике компетенции применительно к местному самоуправлению, необходимо обратить внимание на несколько особенностей.
Во-первых, органам местного самоуправления могут быть переданы отдельные муниципальные возможности; на период претворения в жизнь они становятся частью зоны ответственности соответствующих органов районного самоуправления. Помимо всего этого, из ст. 14.1, 15.1, 16.1 Федерального закона 2003 г. надлежит, что органы районного самоуправления поселений, городских районов, городских округов имеют все шансы улаживать другие вопросы, не отнесенные к зоне ответственности органов районного самоуправления иных городских образований, органов гос власти и вовсе не исключенные из зоны ответственности данных городских органов федеральными законами и законами субъектов РФ, — только делать это нужно с помощью собственных прибылей районных бюджетов (кроме субвенций и субсидий, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ).
Получается, таким образом, полномочия органов местного самоуправления складываются из трех групп :

  1. по решению вопросов местного значения;
  2. переданные государственные полномочия;
  3. полномочия, не отнесенные к ведению иных органов публичной власти.
    Своеобразие состоит в том, что по 1 группе налицо и возможности, и предметы ведения (вопросы районного значения); по 2 группе предметы ведения в общем остаются сферами «муниципального значения»; по третьей группе как говорится тяжело понять, к какой сфере относятся соответствующие вопросы, которые дозволили себе решить органы районного самоуправления.
    Так же, особенность районного самоуправления состоит в форме олицетворения народовластия. Значит, задачи районного самоуправления достигаются стараниями не столько органов районного самоуправления, но и конкретно народонаселения. Отсюда вправе на существование категория зона ответственности районного самоуправления, она охватывает как возможности органов районного самоуправления, так и возможности, исполняемые для достижения задач районного самоуправления лично общественностью.
    1.2 Предметы ведения местного самоуправления
    Предметы ведения местного самоуправления — это пределы его юрисдикции, те сферы общественной жизни, на которые распространяются полномочия местного самоуправления. Предметы ведения местного самоуправления определяются, прежде всего, кругом вопросов местного значения, закрепленных в ст. ст. 14 — 16 Закона о местном самоуправлении 2003 г. Вместе с тем предметы ведения местного самоуправления включают в себя отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
    Все полномочия органов местного самоуправления, которые связаны с предоставлением публичных услуг гражданину, должны быть максимально приближены к населению с тем, чтобы граждане могли максимально контролировать их предоставление. Вопросы социальной политики, оказание социальной поддержки, где, прежде всего требуется выделение финансовых средств и нет необходимости ежедневно опекать гражданина – это вопросы субъектов Российской Федерации.
    В ведении муниципальных образований находятся следующие вопросы местного значения :
    1) организация местного самоуправления в муниципальном образовании, ее правовое закрепление в уставе муниципального образования,
    2) правовое регулирование муниципальных отношений в пределах полномочий местного самоуправления,
    3) управление муниципальной собственностью и местными финансами, обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования,
    4) организация, содержание и развитие муниципальных служб: предприятий и учреждений, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения в различных сферах местной жизни, создание условий для удовлетворения потребностей населения в различного рода услугах.
    В ведении городских образований присутствуют помимо прочего:
    • содержание и применение городских жилищного фонда и нежилых помещений,
    • творение условий для жилищного и социально-культурного возведения,
    • творение условий для обеспечивания народонаселения услугами торговли, социального питания и домашнего обслуживания,
    • дорожное возведение и содержание дорог районного значения,
    • благоустройство и озеленение местности городского образования,
    • организация утилизации и переработки домашних отходов,
    • организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения,
    • организация автотранспортного обслуживания народонаселения и городских учреждений, обеспечивание народонаселения предложениями связи,
    • организация и содержание городских архивов,
    • обеспечивание противопожарной сохранности в городском образовании, организация городской пожарной службы.
    5) контроль за соблюдением правовых актов муниципального образования, участие в контроле за соблюдением законодательства на территории муниципального образования.
    Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями и в иных сферах государственной деятельности.
    Приведенные выше перечни вопросов местного значения не носят исчерпывающего характера. Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации).
    Установленные Законом о местном самоуправлении 2003 г. перечни вопросов местного значения могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в данный Закон. Конкретные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются отраслевыми федеральными законами. При этом, исходя из принадлежности данных полномочий к вопросам местного значения, можно выделить:
    1) собственные полномочия органов местного самоуправления (по решению вопросов местного значения);
    2) отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Глава 2. Полномочия и виды органов местного самоуправления
2.1 Понятие и особенности полномочий органов местного самоуправления
Полномочия местного самоуправления – это установленный нормами права (Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, правовыми актами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления) за населением, выборными и иными органами местного самоуправления перечень конкретных прав и обязанностей, необходимых для реализации задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований .
В Федеральном законе 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена ст. 17 «Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения». В ней в общей форме изложены единые для органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов полномочия, необходимые для реализации вопросов местного значения. Несмотря на специфику муниципальных образований, их органы обладают одинаковыми ключевыми полномочиями для достижения своих задач, хотя конкретный объем этих полномочий зависит от уровня муниципальных образований.
Для наиболее полного понимания сущности полномочий и предметов ведения органов местного самоуправления следует выделить следующие их специфические черты:

  1. Круг и содержание таких полномочий ставится законодателем в зависимость от определенных для того или иного вида муниципального образования предметов ведения (вопросов местного значения). Взаимосвязанность закрепляемых в Конституции Российской Федерации и законодательстве предметов ведения муниципальных образований и полномочий органов местного самоуправления особо наглядно проявляется в положениях Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляющих:
    — для муниципального образования каждого типа (поселение, муниципальный район, городской округ) свой круг вопросов местного значения (ст. 14 — 16) и соответствующие полномочия органов местного самоуправления, необходимые для их реализации (ст. 17);
    — особенности организации местного самоуправления на внутригородских территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в закрытых административно-территориальных образованиях, и на приграничных территориях, которые, прежде всего, связываются с определяемыми специально для них предметами ведения и полномочиями органов местного самоуправления;
    — конкретные полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в области местного самоуправления (ст. 5 и 6);
    — порядок и основания передачи отдельных государственных полномочий только органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации (ст. 19).
  2. Полномочия органов местного самоуправления представляют собой неразрывное единство закрепленных в законе их прав и обязанностей. При этом, в отличие от прав и обязанностей гражданина, в данном случае право органа власти является одновременно его обязанностью. Неиспользование органом местного самоуправления предоставленных ему полномочий означает отказ от решения закрепленных за ним вопросов местного значения, переложение их на другие органы местного самоуправления или органы государственной власти, что является правонарушением.
  3. Согласно пункту 3 ст. 34 рассматриваемого Федерального закона полномочия органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования, а в соответствии с пунктом 1 ст. 18 указанного Закона перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный Федеральный закон.
  4. В отличие от прав граждан всякое полномочие органов местного самоуправления реализуется ими через совершение властных действий административно-распорядительного или установительного характера. Так, согласно статье 7 указанного Федерального закона по вопросам своего ведения органы местного самоуправления принимают соответствующие муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования .
    Таким образом, полномочия органов местного самоуправления можно определить как неразрывное единство их прав и обязанностей, закрепляемых в уставе муниципального образования в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации и необходимых для решения соответствующих вопросов местного значения, исчерпывающий перечень которых определен для каждого вида муниципального образования в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
    2.2 Виды полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения
    Полномочия и предметы ведения органов местного самоуправления в своей совокупности образуют их компетенцию.
    Анализ соответствующих положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» позволяет выделить следующие виды (группы) полномочий органов местного самоуправления:
    а) отдельные государственные полномочия, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным данным Федеральным законом к вопросам местного значения и передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления;
    б) государственные полномочия, хотя и не делегированные в установленном порядке органам местного самоуправления, но вошедшие в их компетенцию в силу прямого указания об этом действующего законодательства (например, право принимать по вопросам своего ведения муниципальные правовые акты и привлекать к ответственности за их неисполнение);
    в) полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, отнесенных к компетенции тех или иных муниципальных образований .
    Классификация собственных полномочий органов местного самоуправления может осуществляться по различным критериям. Основным из них является направленность деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Анализ законодательства Российской Федерации позволяет выделить следующие основные группы полномочий органов местного самоуправления в зависимости от сферы деятельности:
    1) в области управления муниципальной собственностью;
    2) в области бюджетно-финансовой деятельности;
    3) в области коммунального и бытового обслуживания населения;
    4) в области транспорта и связи;
    5) в области градостроительной деятельности и земельных отношений;
    6) в жилищной сфере;
    7) в сфере поддержки предпринимательства;
    8) в области здравоохранения;
    9) в области опеки и попечительства;
    10) в области образования и культуры;
    11) в области организации отдыха населения, физической культуры и спорта;
    12) в области погребения и похоронного дела;
    13) в области охраны окружающей среды и природопользования;
    14) в области охраны общественного порядка;
    15) в области обеспечения безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций;
    16) в области гражданской обороны и мобилизационной подготовки .
    В целом можно выделить три основные сферы деятельности указанных органов по:
  • управлению муниципальным хозяйством (хозяйственному строительству);
  • реализации жителями муниципального образования основных социально-культурных прав (социально-культурному строительству);
  • охране общественного порядка, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и охране жизни и здоровья жителей муниципального образования и обеспечению первичных мер пожарной и других видов безопасности.
    Полномочия могут быть классифицированы в зависимости от круга вопросов местного значения, отнесенных к компетенции отдельных видов муниципальных образований, на полномочия органов местного самоуправления:
  • городских и сельских поселений;
  • муниципальных районов и городских округов;
  • территорий, имеющих особый правовой статус.
    Выделенные основания для классификации полномочий органов местного самоуправления и предметов ведения муниципальных образований позволяют рассмотреть систему их правовой регламентации в главе 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» путем выявления общих и особенных признаков, характеризующих указанные полномочия и предметы ведения.
    В каждой из выделенных выше основных областей деятельности органов местного самоуправления указанный Федеральный закон закрепляет следующие группы вопросов местного значения (сферы):
    1) одинаковые по своей сути вопросы для всех муниципальных образований;
    2) вопросы, отнесенные к исключительной компетенции муниципального района и городского округа.
    Так, в области управления муниципальным хозяйством в соответствии с требованиями указанного Закона к компетенции для всех поселений, муниципальных районов и городских округов отнесены такие близкие по своему характеру вопросы местного значения (сферы деятельности органов местного самоуправления), как :
    — формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального образования и контроль за исполнением данного бюджета;
    — установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;
    — владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
    — организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
    — содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;
    — создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования;
    — обеспечение малоимущих граждан, проживающих в муниципальном образовании и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
    — организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
    — организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
    — опека и попечительство;
    — формирование и содержание архивных фондов;
    — создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
    — организация библиотечного обслуживания населения;
    — территориальное зонирование соответствующих земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление земельного контроля за использованием земель;
    — охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах муниципального образования;
    — организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;
    — организация благоустройства и озеленения территории муниципального образования, использования и охраны лесов, расположенных в его границах.
    В области, связанной с деятельностью органов местного самоуправления по реализации жителями муниципального образования основных социально-культурных прав (социально-культурного строительства), к компетенции всех указанных муниципальных образований отнесены вопросы :
    — создания условий для организации досуга и обеспечения жителей муниципального образования услугами организаций культуры;
    — обеспечения условий для развития на территории муниципального образования массовой физической культуры и спорта;
    — создания условий для массового отдыха жителей муниципального образования и организации обустройства мест массового отдыха населения.
    В области охраны общественного порядка, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности и охраны жизни и здоровья жителей муниципального образования Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к компетенции органов местного самоуправления всех муниципальных образований относит вопросы :
    — участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципальных образований;
    — обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;
    — организации и осуществления мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    — создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;
    — организации и осуществления мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального образования;
    — осуществления мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
    Основными формами реализации полномочий органов местного самоуправления являются правотворчество и правоприменение.

Заключение
Полномочия органов местного самоуправления – это закрепленный федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами за органами и должностными лицами местного самоуправления комплекс прав и обязанностей, необходимых для решения вопросов местного значения на территории муниципального образования.
Предметы ведения местного самоуправления — это пределы его юрисдикции, те сферы общественной жизни, на которые распространяются полномочия местного самоуправления.
Закрепление за органами местного самоуправления властных полномочий, а за муниципальными образованиями — предметов ведения является одним из важнейших способов правового регулирования общественных отношений, возникающих в процессе их деятельности. От того, насколько полно, детально, дифференцированно и взаимосвязано закрепляются в нормах права вопросы местного значения и полномочия по их решению, во многом зависит эффективность самостоятельной и под свою ответственность деятельности населения по реализации своего конституционного права на осуществление местного самоуправления.

Список используемой литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – 26 января. — ст. 445.
  2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный Закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 10.06.2008) / СПС «КонсультантПлюс»
  3. Атаманчук, Г.В. Государственное управление / Г.В.Атаманчук. – М.: Экономика, 2009. – 689 с.
  4. Замотаев, А. Три угрозы местному самоуправлению / А. Замотаев // Российская Федерация сегодня. – 2010.- № 5. – С. 17–20.
  5. Дмитриев Ю.А. Муниципальное право Российской Федерации / Под ред. Дмитриева Ю.А. — М.: ЮНИТИ, 2007. – 519 с.
  6. Кутафин О.Е. Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. / Фадеев В. А. — М.: Юрист, 2011.- 607 с.
  7. Муниципальное право России: учебник (отв. ред. С.А. Авакьян). – М.: Проспект, 2009. – 480 с.
  8. Мильшин Ю.Н., Чаннов С.Е. Муниципальное право России: Учебник. –М.: ЮРИСТ, 2010. – 659 с.
  9. Мускеева, Л. Круглый стол: Практика реализации Федерального закона / Л. Мускеева // Государственная власть и местное самоуправление. – 2010. — № 4. – С. 3–4.
  10. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»/ Под общ. ред. проф. В.И. Шкатуллы. М., 2010 / СПС «КонсультантПлюс»
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov