Курсовая Порядок применения УСН

Курсовая
Порядок применения упрощенной системы налогообложения

Оглавление
Введение 3
1 Понятие упрощенной системы налогообложения 5
2 Порядок применения УСН 8
3 Перспективы развития упрощенной системы налогообложения на примере Межрайонной ИФНС России №10 по Вологодской области 18
Заключение 27
Список использованных источников 28
Приложение 1 30
Приложение 2 31

Введение
Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства. Налоги прочно вплетены в ткань общественно-хозяйственной жизни и от них зависит как благополучие отдельных предприятий, граждан, так и страны в целом. Отход от административно – командной системы развития экономики и переход к рыночным отношениям в России закономерно обусловили реформирование системы налогов и создание новой налоговой службы.
В современных экономических условиях, когда растет число новых предприятий всех организационно — правовых форм, когда же решены проблемы собственности в России, как никогда остро стоит вопрос эффективности работы налоговых органов по контролю за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и других платежей в бюджет.
Создавая упрощенный порядок ведения налогообложения, государство преследовало главную цель — сделать прозрачной деятельность налогоплательщиков, за счет снижения налогового бремени, тем самым вывести малый бизнес из теневого сектора экономики.
С каждым годом увеличивается количество хозяйствующих субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения, с 2013 года предусмотрены значительные изменения в налогообложении малого бизнеса, поэтому выбранная тема работы актуальна.
За свое существование УСН претерпела ряд изменений. Стала специальным налоговым режимом не только для малых предприятий, но и для других хозяйствующих субъектов, соответствующих определенным критериям. Главным регулятором применения УСН в настоящее время является Налоговый кодекс РФ, вместо ранее действовавшего Федерального закона № 202-ФЗ. Порядок налогообложения малого бизнеса в РФ в значительной степени отличается от налогообложения в развитых странах. В России существуют специальные налоговые режимы, а в странах за рубежом для субъектов малого бизнеса предусмотрены различные налоговые льготы. К тому же статистика показывает, что роль малого бизнеса в доходах развитых стран значительнее, чем в России.
Цель курсовой работы — раскрыть сущность и порядок применения одного из самых широко используемых налоговых режимов – упрощенной системы налогообложения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • исследовать сущность упрощенной системы налогообложения;
  • изучить порядок перехода организаций и индивидуальных предпринимателей на упрощенную систему налогообложения;
  • проанализировать перспективы развития упрощенной системы налогообложения на примере Межрайонной ИФНС России №10 по Вологодской области.
    Методологической основой для написания курсовой работы являлись Налоговый кодекс РФ, законодательные акты по налогообложению, статьи, интервью, выступления в периодической печати экономистов, руководителей и работников налоговых органов.

1 Понятие упрощенной системы налогообложения

Упрощённая система налогообложения (УСН) — специальный налоговый режим, направленный на снижение налоговой нагрузки на субъекты малого бизнеса и среднего бизнеса, а также облегчение и упрощение ведения налогового учёта и бухгалтерского учёта. УСН введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ.
Сущность единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, заключается в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом.
Организации, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате:

  • налога на прибыль организаций;
  • налога на добавленную стоимость (за исключением случаев ввоза товаров на таможенную территорию Российской федерации и аренды государственного имущества, когда у организации возникает обязанность уплаты НДС на основании главы 21 НК РФ в качестве налогового агента);
  • налога на имущество организаций.
    Индивидуальные предприниматели, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате:
  • налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности),
  • налога на добавленную стоимость (за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель в соответствии с нормами главы 21 НК РФ выступает налоговым агентом),
  • налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности),
    УСН – один из самых распространенных режимов налогообложения малого бизнеса. Но применять его можно только при соблюдении определенных критериев.
    4 критерия перехода на упрощенную систему и ее применения
    1) Уровень дохода:
    Переход – не более 45 млн руб. за 9 мес.
    Применение – не более 60 млн руб. за год.
    2) Средняя численность работников: не более 100 чел.
    3) Остаточная стоимость основных средств: не более 100 млн руб.
    4) Доля участия других организаций: не более 25%.

Упрощенно данные условия можно представить на схеме (рис. 1)

Рис. 1 – Условия применения УСН и исчисляемые при этом налоги

Если компания на момент перехода на УСН соответствовала всем критериям, а впоследствии вышла за рамки ограничений, она должна в течение 15 календарных дней по окончании отчетного (налогового) периода сообщить в свою налоговую инспекцию о переходе на общую систему налогообложения. Добровольно перейти на иной режим налогообложения налогоплательщик может с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он хочет это сделать.

2 Порядок применения УСН
Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление (приложение 1) о переходе на УСН в тридцатидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе и применять УСН с этой даты, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Уже существующие организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на УСН, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года, а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.
При подаче заявления налогоплательщик должен выбрать объект налогообложения: «доходы» или «доходы, уменьшенные на величину расходов».
Объект налогообложения может изменяться ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения. При выборе объекта существует только одно ограничение: налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
У вновь образованных организаций нет проблем в связи с началом ведения деятельности на УСН, но для уже существующих организаций существуют особенности исчисления налоговой базы (доходов) и признания расходов при переходе на упрощенную систему налогообложения. Кроме того, особый порядок учета применяется для основных средств и нематериальных активов, учтенных на балансе и оплаченных до перехода на УСН, а также при зачете НДС с авансов.
При применении упрощенной системы налогообложения используется кассовый метод признания доходов и расходов.
При кассовом методе датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом. Расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты.
Таким образом, для организаций, которые при применении общего режима налогообложения использовали кассовый метод, переход на УСН ничего не изменится.
Организации, которые к моменту перехода на УСН использовали метод начисления при переходе должны выполнить ряд правил, перечисленных в п. 1 ст. 346.25 НК РФ.
Для метода начисления характерны следующие особенности:

  • доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав;
  • расходы таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.
    При переходе на УСН организация должна:
  • на дату перехода на УСН включить в налоговую базу суммы денежных средств, полученных до перехода на УСН в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщик осуществляет после перехода на УСН, т.е. если организация, решившая перейти на УСН с 01.01.2012 года, получит 25.12.2011 предварительную оплату (аванс) за работу, которая будет выполнена в январе 2012 года, то сумма этого аванса на 01.01.2012 должна быть включена в доходы для определения налоговой базы УСН;
  • не включать в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на УСН, если по правилам налогового учета по методу начислений указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, т.е. если работа была выполнена в декабре 2010 г. и включена в доходы от реализации по итогам 2010 года, а оплата пришла только в январе 2011 года, то полученная оплата не будет учтена при определении налоговой базы УСН за 2011 год;
  • признать расходами, вычитаемыми из налоговой базы, расходы, которые были осуществлены после перехода на УСН, но оплачены до перехода на УСН, на дату их осуществления, и на дату оплаты, если оплата была осуществлена после перехода на УСН, т.е. если налогоплательщик оплатил работы в декабре 2010 года, а получил результаты работ в январе 2011 г., то предварительная оплата этих работ будет признана в качестве расхода на дату подписания акта приемки работ;
  • не признавать расходами, вычитаемыми из налоговой базы, денежные средства, уплаченные после перехода на УСН в оплату расходов организации, если до перехода на УСН такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ.
    При переходе организации на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, в налоговом учете на дату такого перехода отражается остаточная стоимость приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств и приобретенных (созданных самой организацией) нематериальных активов, которые оплачены до перехода на УСН, в виде разницы между ценой приобретения (сооружения, изготовления, создания самой организацией) и суммой начисленной амортизации в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ.
    В дальнейшем стоимость таких основных средств и нематериальных активов включается в расходы равными долями по отчетным периодам в следующем порядке (пункт 3 статьи 346.16 НК РФ):
  • в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования до трех лет включительно — в течение первого календарного года применения УСН;
  • в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно в течение первого календарного года применения УСН — 50 процентов стоимости, второго календарного года — 30 процентов стоимости и третьего календарного года — 20 процентов стоимости;
  • в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет — в течение первых 10 лет применения УСН равными долями стоимости основных средств.
    При переходе налогоплательщика с объекта налогообложения в виде доходов на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, на дату такого перехода остаточная стоимость основных средств, приобретенных в период применения упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, не определяется.
    Организации и индивидуальные предприниматели, ранее применявшие общий режим налогообложения, при переходе на УСН выполняют следующее правило: суммы НДС, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком налога на добавленную стоимость с сумм оплаты, частичной оплаты, полученной до перехода на УСН в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав, осуществляемых в период после перехода на УСН, подлежат вычету в последнем налоговом периоде, предшествующем месяцу перехода налогоплательщика налога на добавленную стоимость на УСН, при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателям в связи с переходом налогоплательщика на УСН.
    Таким образом, если продавец получил аванс и начислил с него НДС в декабре 2013 г., а реализация товаров (работ, услуг) будет осуществлена только в январе 2014 г., когда продавец уже перейдет на УСН, то для зачета НДС, начисленного с аванса, продавец должен изменить условия договора, указав в нем, что реализация будет без НДС, и вернуть покупателю до 31.12.2013 г. сумму полученного НДС, указав в платежном поручении полную информацию о перечисляемой сумме.
    Если же не вносить изменения в договор и не возвращать НДС, а при реализации товаров (работ, услуг) в январе 2014 года по просьбе покупателя выставить счет-фактуру, то продавцу – упрощенцу придется повторно начислить НДС и уплатить его в бюджет, не воспользовавшись при этом зачетом НДС, ранее уплаченного с аванса.
    В Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 1 апреля 2008 г. N 03-11-05/78 сказано:
    «Согласно пункту 2 статьи 346.11 НК РФ организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также налога, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1НК РФ.
    Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) оформлять счета-фактуры не должны.
    В соответствии с пунктом 5 статьи 173 НК РФ в случае выставления налогоплательщиком, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет.
    Что касается сумм налога на добавленную стоимость, исчисленного и уплаченного в бюджет до перехода на упрощенную систему налогообложения с сумм оплаты, полученной в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), осуществляемых в период после перехода на данную систему налогообложения, то согласно пункту 5 статьи 346.25 Кодекса такие суммы налога подлежат вычету в последнем налоговом периоде, предшествующем месяцу перехода на упрощенную систему налогообложения, при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателям в связи с переходом организации на данную систему налогообложения».
    При переходе с общего режима на УСН необходимо восстановить НДС по основным средствам, товарам и материалам, которые будут использоваться при УСН, но НДС по которым ранее был принят к вычету. Такое требование обусловлено тем, что указанные активы (товарно-материальные ценности) будут использоваться в операциях, не облагаемых НДС (подпункт 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).
    Таки образом, необходимо восстановить НДС, который приходится на остатки товаров и материалов.
    По основным средствам и нематериальным активам НДС необходимо восстановить в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки (ст. 170 НК РФ).
    При переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы в соответствии с главами 26.2 и 26.3 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на указанные режимы (ст. 170 НК РФ), т.е. при переходе на УСН в 2014 г., восстановленные суммы НДС должны быть отражены в декларации по НДС за 4 квартал 2013 г.

Теперь рассмотрим ситуацию, при которой организация, применяющая УСН, вынуждена вернуться на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений (п. 2 ст. 346.25 НК РФ).
Признание доходов и расходов происходит в следующем порядке:

  • признаются в составе доходов доходы в сумме выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) в период применения упрощенной системы налогообложения, оплата (частичная оплата) которых не произведена до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления;
  • признаются в составе расходов расходы на приобретение в период применения упрощенной системы налогообложения товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) налогоплательщиком до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления, если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ.
    Указанные в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта доходы и расходы признаются доходами (расходами) месяца перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений.
    В случае, если организация переходит с УСН (независимо от объекта налогообложения) на общий режим налогообложения и имеет основные средства и нематериальные активы, расходы на приобретение (сооружение, изготовление, создание самой организацией, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) которых, произведенные в период применения общего режима налогообложения до перехода на УСН, не полностью перенесены на расходы за период применения УСН в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 НК РФ (см. выше), на дату перехода на уплату налога на прибыль организаций в налоговом учете остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется путем уменьшения остаточной стоимости этих основных средств и нематериальных активов, определенной на дату перехода на упрощенную систему налогообложения, на сумму расходов, определяемую за период применения упрощенной системы налогообложения в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 НК РФ.
    В качестве примера можно привести объект основных средств, срок полезного использования которого, составляет 5 лет, остаточная стоимость на момент перехода на УСН составляла 100 тыс. руб., объект использовался один год. Организация применяла режим УСН в течение двух лет, т.е. было списано 80 процентов остаточной стоимости. Следовательно, в момент перехода на общий режим налогообложения остаточная стоимость основного средства будет составлять 20 тыс. руб. и учитываться для целей налогообложения прибыли через начисление амортизации в течение двух лет.
    В отношении налога на добавленную стоимость при переходе с УСН на общий режим налогообложения (ОРНО) действует следующее правило: суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику, применяющему упрощенную систему налогообложения, при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения, принимаются к вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ налогоплательщиков налога на добавленную стоимость.
    Вычеты можно применять с первого налогового периода применения ОРНО при выполнении условий, установленных ст. 171 и 172 НК РФ, а также при наличии счета-фактуры, оформленного с учетом требований ст. 169 НК РФ.
    Если предоплата была получена во время применения УСН, а отгрузка товаров (работ, услуг) была осуществлена после перехода на ОРНО, то налогоплательщик — продавец должен выставить покупателю счет – фактуру с выделенным НДС. Если продавец достиг согласия с покупателем и внес изменения в договор, увеличив стоимость товара (работы, услуги) на сумму НДС, в связи с переходом на ОРНО, то в этом случае покупатель доплатит сумму НДС. Изменить условия договора, включив НДС в первоначальную цену товара, не меняя ее, то в этом случае покупатель доплачивать ничего не должен.
    Если же соглашения по поводу изменения условий договора достигнуто не будет, то продавец будет вынужден начислить НДС сверх первоначальной стоимости и уплатить в бюджет за счет собственных средств.
    Если отгрузка товаров (работ, услуг) была осуществлена в период применения УСНО, но оплата поступила в период применения ОРНО, объекта обложения НДС не возникает, т.к. операции, осуществляемые по УСН, НДС не облагаются.
    Если переход с общего режима на УСН происходит с первого числа года, следующего за годом, когда налогоплательщик подал заявление о переходе, то возврат на общий режим налогообложения может произойти в середине налогового периода, когда налогоплательщик утрачивает право на применение УСН по основаниям, перечисленным в начале этой статьи. В связи с этим налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором были допущены превышение лимита доходов и (или) несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 НК РФ.
    При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на общий режим налогообложения.

3 Перспективы развития упрощенной системы налогообложения на примере Межрайонной ИФНС России №10 по Вологодской области
Упрощенный порядок налогообложения получил широкое распространение в России, УСН стала очень популярным режимом налогообложения среди бизнеса. Роль, которую играет упрощенная система в доходной части бюджета, рассмотрим на примере отчетных данных Межрайонной ИФНС России № 10 по Вологодской области.
В 2013 году инспекцией обеспечено поступлений налоговых платежей во все уровни бюджетов в размере 1252,8 млн.руб. По всем районам значительно увеличены поступления в районные бюджеты, в целом данные поступления составили 482,0 млн.руб. (рост + 69,2 млн.руб.), по областному бюджету 630,2 млн.руб. (рост 16,2 млн.руб.), по федеральному 138,5 млн.руб. (снижение на 13,7 млн.руб.).
Основную долю в консолидированном бюджете составляют платежи в областной бюджет (50,3%), местный 38,5 %, федеральный 11,2 %.Ежегодно инспекция проводит учет и начисление местных налогов и сборов по данным регистрирующих органов. В 2013 году начислено налога на имущество 7,3 млн.руб., собрано в течение 2013 года 5,9 млн.руб. Начислено налога на землю 4,8 млн.руб., собрано 4,1 млн.руб. Начислено транспортного налога физическим лицам 58,3 млн. руб., собрано 52,6 млн.руб.
Межрайонная ИФНС №10 по Вологодской области обеспечивает своевременный и полный учет плательщиков налогов и других обязательных платежей, правильность исчисления налогов и платежей гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам, проживающим на территории Межрайонной инспекции ФНС №10 по Вологодской области, а также поступления этих налогов и платежей в бюджет, контролирует своевременность предоставления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и платежей в бюджет, а также проверяет достоверность этих документов в части правильности определения прибыли, дохода, иных объектов налогообложения и исчисления налогов и обязательных платежей, производят осмотр, содержание и изъятие у предприятий, учреждений и организаций документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения; получает от предприятий, учреждений, организаций, финансового органа и банков документы, на основании которых ведется оперативно-бухгалтерский учет (по каждому плательщику и виду платежа) сумм доходов, исчисление налогов и других платежей, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм финансовых санкций и административных штрафов; приостанавливает операции предприятий и граждан по расчетным и другим счетам в банках в случаях непредставления (или отказа предоставить) инспекции бухгалтерских счетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет.
В целом поступления налогов в бюджет по территории ИФНС №10 по Вологодской области характеризуются показателями, представленными на рисунке 2.
Рис. 2 – Структура налогов в консолидированных поступлениях

Основу налоговых поступлений по территории инспекции в 2011 году составили налоги на доходы физических лиц. Положительно на этот результат повлияла работа инспекцией с работодателями по увеличению заработной платы и соответственно увеличилась сумма НДФЛ.
Если рассматривать динамику и структуру поступлений по специальным налоговым режимам в Инспекции, то можно отметить следующее. В 2013 г. происходит увеличение поступлений по специальным налоговым режимам на 42,4% по сравнению с 2011 г.
Кроме того, упрощенная система занимает более 70% в структуре поступлений по специальным налоговым режимам, что говорит о значительной роли УСН в формировании поступлений на совокупный доход. К тому же поступления от УСН составляют около 6% от общих поступлений по Инспекции, что незначительно отличается от показателя по Вологодской области.
Важную роль упрощенная система налогообложения играет в областном и местном бюджетах, ведь именно в них поступают практически все платежи от применения УСН.
Платежи от УСН в государственные внебюджетные фонды в 2013 году имели отрицательную динамику. Снижение поступлений в государственные ВБФ произошло за счет того, что с 1 января 2011 г. поступления по УСН полностью зачисляются в бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований, то есть доля фондов подлежит зачислению в региональные и муниципальные бюджеты.
Более 70% поступлений в консолидированный бюджет Вологодской области и государственные внебюджетные фонды обеспечены поступлениями от налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения – доходы. Поступления от налогоплательщиков УСН с объектом – доходы минус расходы занимают более 20% от поступлений по упрощенному режиму. На долю минимального налога в общих поступлениях по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, приходится не более 7%.
В период с 2011 по 2013 гг. наблюдается положительная динамика налогоплательщиков — организаций, применяющих УСН в МРИ ФНС России № 10 по Вологодской области, их рост составил 116,1%, а вот численность индивидуальных предпринимателей ведет себя неоднозначно.
Если оценивать структуру налогоплательщиков по объектам налогообложения, то можно заметить, что в ней преобладают организации. На их долю приходится более 57%.
Это подтверждает тот факт, что малый бизнес на территории Инспекции недостаточно развит, ведь основную его часть должны составлять индивидуальные предприниматели с более малым оборотом денежных средств за год, а не организации.
К тому же организации в равной степени на протяжении исследуемого периода выбирают объектом налогообложения и доходы, и доходы, уменьшенные на величину расходов. Тогда как индивидуальные предприниматели в 81% уже на протяжении 3 лет выбирают объектом налогообложения доходы. Это говорит о том, что бизнес предпринимателей недостаточно ресурсоемкий. Кроме того, когда объектом налогообложения выбран доход, налогоплательщикам не нужно задумываться о том, чтобы запастись документами, которые бы подтверждали расходы, если только они не требуются для внутренних, управленческих целей.
Сумму налога с «доходов» можно уменьшить на пособия по временной нетрудоспособности и на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды в пределах 50% от суммы исчисленного налога.
На основании отчета 5-УСН МРИ ФНС России № 10 по Вологодской области за 2011-2013 гг. установлено, что доля суммы уплаченных страховых взносов в сумме исчисленного единого налога с «доходов» у организаций занимает 30,6-37,0% в разные налоговые периоды, у индивидуальных предпринимателей от 9,8% до 15,9%.
Данная ситуация сложилась из-за того, что в 2012 году организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, реально могли снизить сумму налога к уплате только на пенсионные взносы и взносы в ФСС на случай травматизма, так как остальные они просто не платили.
С 1 января 2012 г. индивидуальные предприниматели, применяющие УСН с объектом налогообложения «доходы» и не имеющие наемных работников, вправе уменьшить суммы налога на всю сумму уплаченных взносов в ПФР и ФОМС, рассчитанную исходя из стоимости страхового года (ФЗ от 28.11.11 № 338-ФЗ).
По результатам анализа выяснено, что объект налогообложения «доходы за вычетом расходов» следует применять тем налогоплательщикам, у которых уровень рентабельности ниже 20%, а доля расходов в полученных доходах более 60%. При рентабельности выше 20% и доли расходов в полученных доходах менее 60% однозначно выгоднее применять объект налогообложения «доходы». А при рентабельности ниже 6,67% и доли расходов в доходах более 93,3% налогоплательщики УСН заплатят минимальный налог. Таким образом, прослеживается обратная зависимость рентабельности и удельного веса произведенных расходов в полученных доходах.
Также рассчитана собираемость по упрощенной системе налогообложения в МРИ ФНС России № 10 по Вологодской области за 2011-2013 гг., проведено сравнение полученного показателя со значением по Вологодской области и по России в целом.
Показатель за 2011 год в значительной степени отличается от 2012 и 2013 гг. Данная ситуация сложилась из-за того, что начиная с 2012 года налогоплательщики представляют декларацию 1 раз в год по истечении налогового периода. Поэтому при оценке он не рассматривался. Собираемость, как по Инспекции, так и по Вологодской области и по России имела позитивную динамику, и в 2013 г. показатель по Инспекции оказался выше, чем по Вологодской области и по России в целом. Но, тем не менее, его уровень так и не достиг 100%.
На основании данных отчета 2-НК Межрайонной ИФНС России № 10 по Вологодской области выяснено, что результативность налоговых проверок находится на низком уровне. Суммы дополнительно начисленных платежей по упрощенной системе составляют всего лишь 0,1% от общих поступлений в консолидированный бюджет РФ.
Основной причиной колебаний суммы доначислений на 1 налоговую проверку является то, что в 2011 и 2013 года были проведены проверки с крупными доначислениями.
В результате проведенного анализа были выявлены следующие проблемы: уровень собираемости менее 100 процентов, незначительные суммы доначислений по УСН, потеря клиентом, применяющих общий режим, создание организаций для участия в схемах ухода от налогообложения, повышение стоимости страхового года для индивидуальных предпринимателей.
Из выявленных проблем следует, что необходимо совершенствовать способы реализации механизма обеспечения исполнения по уплате налогов в целях исключения необоснованных потерь налоговых поступлений путем более качественной работы налоговых органов и ужесточение контроля деятельности и регистрации налогоплательщиков. В результате чего предложены следующие основные пути решения проблем и направление трансформации УСН:
1) ввести за отчетные периоды упрощенную декларацию об исчислении суммы исчисленного единого налога;
2) пересмотреть отношение к остаточному принципу включения в план выездных налоговых проверок налогоплательщиков УСН;
3) снизить стоимость страхового года путем возврата к прежнему расчету отчислений (один МРОТ) в Пенсионный фонд РФ с целью получения доходов в бюджетную систему РФ;
4) ожидается увеличение суммы исчисленного налога по УСН за счет роста количества налогоплательщиков в связи с отменой обязательного порядка применения ЕНВД.
К ним также можно добавить, что следует проводить более качественный отбор налогоплательщиков для выездных налоговых проверок, предусмотреть возможность сохранения обязанности налогоплательщиков НДС при переходе на упрощенный порядок.
За счет снижения стоимости страхового года понизится доход по УСН, при котором налог с доходов равен нулю, таким образом, снижение стоимости страхового года приведет к дополнительным налоговым поступлениям от УСН в бюджеты субъектов РФ.
Из опроса специалистов выяснено, что на территории Вологодской области присутствуют налогоплательщики с высоким уровнем доходов, которым переход на патентную систему налогообложения окажется выгоден. К ним относятся отдельные индивидуальные предприниматели, занятые в следующих сферах деятельности:
1) услуги класса «люкс», VIP услуги;
2) парикмахерские и косметические услуги;
3) услуги химчистки;
4) техобслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования;
5) оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, а также пассажирские услуги, включая такси;
6) сдача в аренду жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности, например, индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками ТРЦ «Мираж», ТРЦ «Прокопьевский», ТРЦ «Весна» и другие;
7) услуги производственного характера, такие как изготовление и копчение колбас;
8) услуги по формированию интерьера и жилого помещения и услуги художественного оформления;
9) розничная торговля до 50 м2 (с высокой проходимостью, с ассортиментом, пользующимся спросом и другими условиями);
10) занятие частной медицинской практикой.
Для большинства же индивидуальных предпринимателей переход на патентную систему налогообложения только усугубит их финансовое благополучие. К таким налогоплательщикам относится бизнес с уровнем доходов ниже установленного потенциально возможного дохода.
Если же налогоплательщики ЕНВД захотят перейти на упрощенную систему налогообложения, то при выборе объекта налогообложения им необходимо соизмерять свой уровень рентабельности и удельный вес произведенных расходов в общей сумме полученных доходов.
Следовательно, можно предположить, что налогоплательщики ЕНВД могут повести себя следующим образом:
1) предприниматели с высокими доходами предпочтут патентную систему налогообложения, а организации — либо УСН, либо ЕНВД пока это возможно;
2) налогоплательщики с невысоким уровнем доходов или со значительными расходами, учитываемыми при УСН с объектом «доходы минус расходы», перейдут на упрощенную систему налогообложения.
Спрогнозировать количество налогоплательщиков ЕНВД, которое перейдет на УСН в связи с необязательностью применения ЕНВД достаточно сложно. Но если предположить, что большая часть налогоплательщиков, пока это возможно, предпочтет остаться на привычном для них расчете налога, а незначительная доля предпринимателей перейдет на патентную систему налогообложения, так как для большинства из них налоговая нагрузка при ЕНВД меньше, то можно приблизительно рассчитать прогнозное значение суммы исчисленного налога по УСН. Допустим, на УСН налогообложения перейдет 20% налогоплательщиков ЕНВД, у которых сумма полученного дохода невысокая, а расходы, возможные к уменьшению по УСН значительные.

Заключение
Налоги как очень мощное орудие могут сыграть свою роль в стабилизации экономики и финансов только в случае целенаправленного и дозированного использования.
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения.
Подводя итог, можно отметить, что от своевременного и правильного решения проблем применения УСН зависит финансовое благополучие значительного числа хозяйствующих субъектов, а также поступлений в бюджетную систему РФ. При реформировании специальных налоговых режимов следует учитывать не только фактор пополнения государственной казны, но и оптимальный уровень налоговой нагрузки на налогоплательщика.

Список использованных источников

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ, 1998, № 31, ст. 3824.
  2. Александров И. М. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и Ко”, 2008. – 418 с.
  3. Алиев Б.Х., Абдулгалимов А.М. Теоретические основы налогообложения: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ, 2008. – 587 с.
  4. Кугаенко А.А., Белянин М.П. Теория налогообложения. М.: Вузовская книга, 2009. – 325 с.
  5. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2008. – 394 с.
  6. Налоговая политика России: проблемы и перспективы / Под ред. И.В. Горского. М.: Финансы и статистика, 2012. – 477 с.
  7. Налоги: Учебник для вузов / Под ред. Д.Г. Черника. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 567 с.
  8. Налоги в условиях экономической интеграции / Под ред. В.С. Барда, Л.П. Павловой. М.: Кнорус, 2011. – 328 с.
  9. Налоговые системы зарубежных стран / Под ред. В.Г. Князева. М.: 2012. – 601 с.
  10. Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. М.: МЦФЭР, 2009. – 433 с.
  11. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник для вузов. М.: Финансы и статистика, 2009. – 539 с.
  12. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮРАЙТ, 2012. – 208 с.
  13. Пинская М.Р. Основы теории налогов и налогообложения. М.: Палеотип, 2011. – 582 с.
  14. Силуанов А. Текущее состояние налоговой системы России и тенденции развития / А. Силуанов // Ведомости. 2013. — №13. – С. 16-22
  15. Финансы: Учебник / Под ред. С.Ии. Лушина и В.А. Слепова. М.: Экономист, 2008. – 199 с.
  16. Черник Д.Г. и др. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: М, 2010. – 304 с.
  17. Шаталов С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). М.: МЦФЭР, 2008. – 466 с.
  18. http://www1.minfin.ru/ru/press/speech/index.php?id4=19188

Приложение 1
Форма заявления о переходе на УСН

Приложение 2
Форма заявления об отказе от применения УСН

Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov