Курсовая Повседневная деятельность гарнизона пожарной охраны как объект управления

Повседневная деятельность гарнизона пожарной охраны как объект управления

Содержание
Введение 3
1 Понятие и назначение гарнизона пожарной охраны 5
2 Должностные лица пожарной части и их обязанности 8
3 Управление гарнизоном, как сложной системой 16
4 Организация управления гарнизона пожарной охраны г. Великого Устюга 21
Заключение 24
Список использованных источников 26

Введение
Общеизвестно, что борьба с пожарами издревле стала осознанной общественной потребностью. Не затрагивая глубоко и подробно историю возникновения пожарной охраны, отметим только, что в России первые реальные шаги по ее созданию как самостоятельной службы относятся к началу-середине ХIХ века. С этого же времени сначала эпизодически, а затем все более последовательно и планомерно решаются разнообразные пожарно-технические задачи, связанные с созданием специальной техники, способами предупреждения пожаров, приемами и методами их тушения и т.д.
Управление современными предприятиями, организациями и учреждениями помимо жестких требований к специальным профессиональным знаниям руководителя предполагает наличие у него высокого уровня организационной культуры, реализуемого, прежде всего в умении развивать инициативу подчиненных, правильно организовывать отношения и создавать заинтересованность в эффективной деятельности коллектива.
Характер управленческой деятельности любого уровня за последние десятилетия претерпел значительные изменения. Особенности труда высококвалифицированного специалиста и талант педагога, умение обучать и воспитывать своих подчиненных в современных условиях непременно должны сочетаться с талантом организатора, способного разрабатывать и принимать взвешенные управленческие решения с учетом психологических, социальных, экономических и других факторов.
Среди множества факторов, определяющих эффективность деятельности органов Государственной противопожарной службы по обеспечению необходимого уровня пожарной безопасности, одно из первых мест занимает организация управления. Совершенствование организации управления в Государственной противопожарной службе – важнейший фактор улучшения работы.
Знание научных основ организации управления в системе органов Государственной противопожарной службы являются необходимым условием для успешной деятельности руководителей и специалистов. Современное развитие общества требует от сотрудников Государственной противопожарной службы обладания высокими профессиональными и моральными качествами, знанием основ социального управления вообще и управления в Государственной противопожарной службе в особенности.
Управление людьми, коллективами требует серьезных навыков и умения, достигаемых лишь специальной подготовкой и постоянным самообразованием. Главная задача такой учебы — это формирование педагогической, социально-психологической и управленческой культуры руководителя. Тем более значимым становится приведенное утверждение в тех случаях, когда речь идет о специфических организациях, представляющих собой специальную систему, призванную обеспечивать безопасность людей при различных видах опасностей и в разных ситуациях.

1 Понятие и назначение гарнизона пожарной охраны
ГАРНИЗОН, ЦА, м. Воинские части, расположенные в населенном пункте, крепости или укреплённом районе. (Толковый словарь Ожегова, 1949 год) [5]
ГАРНИЗОН — войско, назначенное для пребывания в крепости, городе, местечке; охрана, засада, западная сила, крепостная стража, домосидное войско, городовая рать, стража. Команды внутренней стражи, вообще не числящиеся в полевых войсках. Гарнизонный, к этому роду войск принадлежащий, к охране крепостей относящийся. Гарниза или гарнизонщина ж. собират. укоризненно, служащие в гарнизоне. Гарниза пузатая! (Толковый словарь Даля, 1866 год)
ГАРНИЗОН (французское garnison, от garnir — снабжать, вооружать) — воинские части, военно-учебные заведения и учреждения, расположенные постоянно или временно в определённом населённом пункте или районе с установленными границами. Начальником Г. является старший по должности или при равных должностях старший по воинскому званию начальник. (Большая Советская энциклопедия)
ГАРНИЗОН:

  1. Воинские части, учреждения и т.п., размещенные в каком-либо населенном пункте, районе.
  2. Войсковое подразделение, обороняющее какой-либо объект.
    (Современный толковый словарь русского языка)
    ГАРНИЗОН ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ — совокупность расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ. (Федеральный закон о пожарной безопасности от 21.12.1994 года № ФЗ-69 , ст. 1). [1].
    Действия по тушению пожаров начинаются с момента получения сообщения о пожаре пожарной охраной, считаются законченными по возвращении подразделения пожарной охраны на место постоянной дислокации и включают в себя[1]:
  • прием и обработку сообщения о пожаре (вызове);
  • выезд и следование к месту пожара (вызова);
  • разведку места пожара;
  • аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров;
  • развертывание сил и средств;
  • ликвидацию горения;
  • специальные работы;
  • сбор и возвращение к месту постоянного расположения.
    Разведка места пожара, аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, развертывание сил и средств, ликвидация горения и специальные работы, по решению руководителя тушения пожара и при достаточности сил и средств на месте пожара, выполняются одновременно.
    Для вызова подразделений пожарной охраны в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер — 01 (для мобильных телефонов — 112).
    При тушении пожаров проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе:
  • проникновение в места распространения (возможного распространения) пожаров и их опасных проявлений;
  • создание условий, препятствующих развитию пожаров и обеспечивающих их ликвидацию;
  • использование на безвозмездной основе средств связи, транспорта, оборудования;
  • ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;
  • эвакуация с мест пожаров людей и имущества.
    Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара (РТП) — прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в выполнении боевых действий по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами. Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение боевой задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожара, и привлеченных к тушению пожара сил. Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.
    Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара.

2 Должностные лица пожарной части и их обязанности
Для организации несения службы в пожарной части предусматриваются должностные лица караула, которыми являются[6]:
-начальник караула, помощник командира пожарного корабля (катера), руководитель дежурной смены (далее — начальник караула);
-помощник начальника караула;
-командир отделения, (далее — командир отделения);
-водитель, старший инструктор по вождению пожарной машины (далее — водитель);
-диспетчер, старший радиотелеграфист, радиотелефонист (далее — диспетчер);
-старший пожарный;
-пожарный.
Должностные лица пожарной части несут ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей, за неправильное и неполное применение предоставленных им прав.
Обязанности должностных лиц караула могут изменяться и дополняться начальником подразделения с учетом местных особенностей.
Начальник пожарной части:

  • Возглавляет руководство работой пожарной части.
  • Выезжает на места тушения пожаров, ликвидации аварий, стихийных бедствий.
  • Оценивает обстановку в ходе тушения пожара, проведения аварийно-спасательных работ для обеспечения дальнейшего проведения работ и привлечения дополнительных сил и средств.
  • Об обстановке информирует личный состав подразделений пожарной части, находящейся в зоне проведения работ.
  • Организует и контролирует караульную службу и плановую работу личного состава пожарной части. Контролирует подготовку начальствующего состава пожарной части к проведению занятий.
  • Руководит работой инструкторского состава пожарной части по осуществлению функций государственного пожарного надзора в охраняемом районе (на объекте).
  • Осуществляет надзор за состоянием, правильностью хранения, эксплуатации кислородно-изолирующих противогазов и аппаратов на сжатом воздухе (далее – изолирующие противогазы), средства связи, оборудования и снаряжения, аварийно-спасательных средств, обеспечивающих безопасность работы личного состава пожарной части.
  • Организует мероприятия по совершенствованию методов и способов оказания помощи людям при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
  • Принимает меры по укомплектованию пожарной части квалифицированными кадрами.
  • Организует проведение работ по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите. Определяет режим работы личного состава пожарной части. присутствует при смене караулов и проверяет листы нарядов на службу.
  • Разрабатывает со службами жизнеобеспечения (скорая медицинская помощь, милиция и др.) инструкции по взаимодействию с пожарной частью при ликвидации пожаров, последствий аварий и стихийных бедствий.
  • Обеспечивает содержание в постоянной готовности техники, пожарно-технического и спасательного вооружения, ежемесячно проверяет их техническое состояние и ведение учета расходования горюче-смазочных материалов и огнетушащих веществ.
  • Организует корректировку планов (карточек) тушения пожаров и аварийно-спасательных работ на пожароопасные и особо важные объекты. Обеспечивает противопожарное состояние служебных и бытовых помещений пожарной части.
    Должен знать:
  • Конституцию Российской Федерации; законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также нормативные документы, касающиеся деятельности Государственной противопожарной службы;
  • законодательство Российской Федерации о труде; приказы, нормативные и методические документы, регламентирующие деятельность пожарной части;
  • оперативную обстановку, техническое состояние противопожарного водоснабжения, проездов и средств связи в районе выезда пожарной части;
  • месторасположение, конструктивные особенности зданий и сооружений важнейших объектов, находящихся в зоне обслуживания пожарной части;
  • тактику тушения пожаров;
  • пожарную опасность технологических процессов производств;
  • правила эксплуатации и тактико-технические характеристики пожарных автомобилей, имеющихся в гарнизоне пожарной охраны;
  • порядок взаимодействия с ведомственными спасательными службами, штабом по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;
  • правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.
    Требования к квалификации: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы на должностях начальствующего состава пожарной охраны не менее 3 лет.
    Общие обязанности начальника караула:
  • Начальник караула является прямым начальником личному составу караула и подчиняется руководителям подразделения, в штатах которого он находится, а по вопросам службы — оперативному дежурному.
    Начальник караула обязан:
    -организовывать и контролировать несение караульной службы, в том числе, проверять несение службы лицами внутреннего наряда;
    -обеспечивать выполнение плана боевой подготовки, лично проводить занятия в период боевого дежурства;
    -обеспечивать выполнение правил охраны труда, техники и пожарной безопасности в карауле;
    -поддерживать дисциплину среди личного состава караула;
    -осуществлять контроль за техническим обслуживанием СИЗОД (боевая проверка, проверка № 1,2) и правильным ведением документации ГДЗС;
    -обеспечивать выполнение мероприятий, предусмотренных распорядком дня;
    -контролировать сбор данных о наличии людей в ночное время в детских и лечебных учреждениях;
    -направлять при внезапном заболевании из состава караула в ближайшее лечебное учреждение и докладывать об этом руководителям подразделения, оперативному дежурному;
    -выполнять работу согласно специализации по одному из направлений оперативно-служебной деятельности подразделения;
    -не допускать в служебные помещения посторонних лиц, кроме лиц, имеющих на это право.
    Начальник караула имеет право:
    -отдавать личному составу караула в пределах своей компетенции приказы и требовать их исполнения;
    -отстранять от несения караульной службы лиц рядового состава за нарушение дисциплины и правил техники безопасности;
    -вносить в установленном порядке начальнику подразделения предложения о поощрении и наказании личного состава караула;
    -требовать от руководителей подразделения создания необходимых условий для несения караульной службы личным составом караула; -запрашивать и получать необходимую информацию о состоянии оперативной обстановки в районе выезда, знакомиться с распорядительной и другой документацией по организации караульной службы.
    Начальнику караула запрещается:
    -отлучаться из расположения караула (кроме случаев, предусмотренных уставом);
    -заменять, отпускать кого-либо из состава караула (кроме случаев, связанных с несением караульной службы),
  • выводить из боевого расчета пожарные автомобили (кроме случаев, установленных в гарнизоне).
    Начальник караула может быть заменен лицом среднего или старшего начальствующего состава, имеющим подготовку не ниже пожарно-технического училища, или помощником начальника караула, который должен иметь опыт практической работы по тушению пожаров и допуск к самостоятельному дежурству в качестве РТП.
    Обязанности личного состава дежурного караула
    Командир отделения:
  • Проводит занятия по физической подготовке с пожарными.
  • Вырабатывает у пожарных физическую выносливость, добиваясь выполнения ими нормативов по пожарно-строевой подготовке.
  • Следит за соблюдением ими правил охраны труда и техники безопасности при ведении боевых действий, проведении практических занятий, выполнении хозяйственных работ.
  • Осуществляет контроль за техническим состоянием пожарных автомобилей, пожарно-технического вооружения и изолирующих противогазов личного состава отделения.
  • Выезжает по тревоге с отделением на тушение пожаров.
  • Проверяет по заданию начальника караула несение службы лицами внутреннего наряда.
  • Следит за работой специальных агрегатов пожарных автомобилей.
    Должен знать:
  • руководящие и нормативные документы вышестоящих органов, касающиеся вопросов пожарной безопасности, район выезда подразделения,
  • расположение водоисточников и особо важных объектов, тактико-технические характеристики закрепленной пожарной техники,
  • пожарно-технического вооружения, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.
    Водитель пожарного автомобиля должен знать:
    -основы безопасного управления пожарным автомобилем, характерные причины дорожно-транспортных происшествий с пожарными автомобилями и способы их предупреждения;
    -правила посадки и перевозки личного состава на пожарных автомобилях, тактико-технические характеристики, назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание специальных агрегатов, механизмов и приборов, закрепленных на пожарных автомобилях и их базовых шасси;
    -правила применения специальных звуковых и световых сигналов пожарных автомобилей;-объем, периодичность и порядок организации технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей;
    -характерные неисправности пожарных автомобилей, их причины, признаки и опасные последствия, способы определения и устранения;
    -правил пользования гаражным оборудованием, применяемым при техническом обслуживании и текущем ремонте пожарных автомобилей;
    -эксплуатационные материалы, их свойства, применение и правила хранения, нормы и меры по экономии;
    -способы увеличения пробега шин, срока службы аккумуляторных батарей;
    -правила охраны труда, пожарной безопасности, производственной санитарии, охраны окружающей среды при техническом обслуживании, ремонте и применении пожарного автомобиля;
    -правила ведения радиообмена при работе на радиостанциях пожарного автомобиля, порядок проведения технического обслуживания закрепленных средств связи;
    -методику контрольного осмотра закрепленного пожарного автомобиля.
    Водитель пожарного автомобиля должен уметь:
    -управлять пожарными автомобилями всех типов и марок, изготовленных на шасси категории транспортных средств согласно разрешающей отметке в водительском удостоверении;
    -управлять закрепленным пожарным автомобилем в различных дорожных, метеорологических условиях и ограниченных проездах; -работать на специальных агрегатах и механизмах закрепленного пожарного автомобиля с соблюдением правил охраны труда, особенно при работе в условиях низких температур окружающей среды;
    -эффективно использовать закрепленный пожарный автомобиль при ведении боевых действий на пожаре;
    -экономично эксплуатировать пожарный автомобиль;
    -работать на средствах связи, установленных на пожарных автомобилях, находящихся на вооружении подразделения ГПС.
    Пожарный обязан:
    Пожарный непосредственно подчиняется командиру отделения (помощнику начальника караула).
    Пожарный при осуществлении своей деятельности обязан:
  • выезжать к месту пожара с целью его тушения и проведения АСР;
  • принимать закрепленный пожарный инструмент и аварийно-спасательное оборудование при заступлении на дежурство;
  • проводить техническое обслуживание закрепленного СИЗОД;
  • обеспечивать выполнение обязанностей пожарного при несении службы на постах, в дозорах и во внутреннем наряде;
  • совершенствовать свою профессиональную подготовку и навыки работы с пожарным инструментом и аварийно-спасательным оборудованием;
  • соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности и санитарно-гигиенических норм в период дежурства;
  • беречь имущество подразделения, содержать в чистоте и постоянной готовности пожарный инструмент и аварийно-спасательное оборудование, индивидуальное снаряжение;
  • знакомиться с оперативной обстановкой в районе (подрайоне) выезда подразделения;
  • вносить предложения командиру отделения по улучшению условий организации караульной службы.

3 Управление гарнизоном, как сложной системой
Современный этап развития нашего общества характеризуется постоянным ростом различного вида угроз, основными из которых для населенных пунктов и предприятий являются пожары. Рост этажности зданий и сооружений, создание супермаркетов и крупных торговых центров, других объектов с массовым пребыванием людей, количественное развитие транспорта и его инфраструктуры, рост энергопотребления объектов с одной стороны ведет к улучшению качества жизни, а с другой – увеличивается количество техногенных происшествий и чрезвычайных ситуаций, происходит рост количества пострадавших и увеличивается материальный ущерб.
Модернизируется противопожарная служба, развиваются другие подразделения МЧС, призванные обеспечить безопасность людей и сохранность материальных ценностей – совершенствуется пожарная и аварийно-спасательная техника, средства связи и управления подразделениями, организационная структура. Тем не менее тенденции таковы, что рост опасностей пожаров и ущерба от них несколько опережает рост защитных возможностей пожарной охраны. Это связано с многими факторами, основными из которых являются:

  • рост энергонасыщенности объектов, этажности зданий и плотности населения в городах;
  • недостаточная осведомленность населения в вопросах обеспечения личной безопасности в условиях пожаров и ЧС, незнание правил пожарной безопасности и пренебрежение ими в быту и на производстве, высокий уровень криминализации общества и чрезмерное употребление алкоголя;
  • недостаточное внимание со стороны властей к состоянию дорог, а в сельских районах к их наличию;
  • кадровые проблемы в ГПС, выражающие в снижении уровня укомплектованности и подготовленности личного состава пожарных подразделений.
    Указанные факторы делают исключительно актуальными вопросы совершенствования управления оперативными подразделениями ГПС и поисково-спасательной службы при осуществлении ими совместных действий по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В свою очередь, это требует изучения существующей системы управления действиями оперативных подразделений, всех этапов действия должностных лиц, сбора и оценки статистических характеристик, моделирования ситуаций, связанных с тушением пожаров и формирования предложений по их совершенствованию.
    Имеющаяся в настоящее время система управления силами и средствами оперативных подразделений ГПС и аварийно-спасательных формирований не в полной мере удовлетворяет требованиям, предъявляемым сложившейся ситуацией, и потому совершенствование систем управления силами и средствами на пожаре и при ликвидации последствий ЧС, повышение эффективности их применения является весьма важной задачей.
    Управление – целенаправленная деятельность руководства организации по поддержанию ее в дееспособном состоянии, подготовке организации к деятельности и руководство организацией при выполнении задач[3].
    Содержание управления – совокупность мероприятий, которые охватывают деятельность руководителей, менеджеров и обеспечивающих служб по выполнению управленческих действий с использованием системы управления.
    Управление может осуществляться только в том случае, когда существует реально действующая система, решающая задачи управления; в нашем случае это гарнизон пожарной охраны.
    Система управления распадается на подсистемы.
    Структурно-функциональная подсистема выступает основой системы управления. Причем, при определенном уровне развития, управления эта основа системы управления фактически эквивалентна системе управления в целом.
    Вторую подсистему системы управления можно рассмотреть как информационно-поведенческую, состоящую из основных частей, представленных следующими блоками:
  • управленческая идеология и ценностная ориентация системы управления;
  • интересы и поведенческие нормативы участников процесса управленческой деятельности;
  • информация и информационное обеспечение коммуникаций в процессе управленческой деятельности.
    Следующей подсистемой системы управления является подсистема саморазвития системы управления. «Появление подсистемы саморазвития системы управления отражает возникновение в системе управления таких качеств, как стремление к самосовершенствованию, гибкость и адаптивность к изменениям, ориентация на новшества, поиск и разработка прогрессивных идей и ускоренное введение их в практику функционирования системы управления».
    Подсистема саморазвития управления не просто отражает названные качества системы управления, она является генератором этих качеств, она же несет в себе механизм их воспроизводства, закрепления, распространения и практического воплощения. Данная подсистема является источником и проводником потребности системы управления в самосовершенствовании и одновременно носителем механизма, посредством которого осуществляется развитие системы управления.
    Важнейшим принципом функционирования подсистемы развития системы управления является профессионализм кадров системы управления. Это обусловлено тем, что единственно возможным реальным движением системы управления может быть только движение ее кадров, во-первых, по вертикали (должностное продвижение), во-вторых, по горизонтали (смена профиля работ и рабочего места) и, в-третьих, в глубину (улучшение в поведении и способностей в общении, рост позитивного отношения к работе, повышение профессиональной квалификации, производственного кругозора и навыков работы, овладение смежными профессиями и современными средствами передачи информации).
    Развитие управления организацией является частью ее общего поступательного движения. Поэтому, независимо от того, какую роль играет управление на том или ином этапе или же в тех или иных социально-экономических условиях, его преобразование всегда задается общим направлением развития. Развитие управления – не разовые пре6образования управления с целью достижения «наилучшего» состояния управления, а непрекращающийся во времени процесс.
    Первый общий принцип управления можно сформулировать следующим образом: независимо от конкретного содержания причин, требующих и вызывающих развитие управления, его преобразование должно начинаться с исходных начал, задающих построение и осуществление управления.
    Второй общий принцип развития управления состоит в том, что необходимость и направленность этого развития преимущественно определяется содержанием новых задач, возникающих перед организацией. Конкретизация этого принципа для конкретной реализации означает то, что реальная потребность развития управления вытекает не их несовершенства отдельных сторон управления и не из возможностей повышения его эффективности, а порождается появлением новых задач, возникающих перед организацией.
    Третий общий принцип управления состоит в следующем: ограничительным фактором любого преобразования управления являются кадры. «Люде не только приводят в движение и создают нечто новое, но и они же тормозят развитие, причем не обязательно сознательно. В конечном счете успех любого преобразования зависит от людей, задействованных в нем».
    Однако, «управление» — это совокупность элементов: как наука — система упорядоченных знаний; как искусство – способность эффективно применять знания в каждой конкретной ситуации; как функция – целенаправленное информационное воздействие на субъект управления; как процесс — совокупность действий, обеспечивающих достижение цели путем преобразования ресурсов на «входе» в продукцию на «выходе»; как аппарат – совокупность элементов системы, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов для достижения цели.
    Все вышеперечисленные функции в полной мере находят свое применение в существующей системе управления подразделениями непосредственно подчиненными ГУ МЧС России по Вологодской области.

4 Организация управления гарнизона пожарной охраны г. Великого Устюга
Управление деятельностью гарнизона пожарной охраны состоит из двух составляющих:

  • Оперативное управление гарнизоном (в повседневной деятельности).
  • Тактическое управление гарнизоном (в случаях тушения пожаров, участия в ликвидации последствий ЧС и проведения других неотложных работ).
    Основное различие между этими составляющими заключается в достижении конечной цели управления.
    В первом случае – это поддержание органов управления, сил и средств в готовности к действиям по предназначению. То есть проводятся мероприятия по совершенствованию профессиональной подготовки, материальной базы и нормативно-правовых документов, оснащению пожарно-техническим вооружением и аварийно-спасательными средствами, улучшению систем связи и оповещения, разработке планирующих документов по организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ и др. Содержание данной составляющей отражено на схеме (рис. 1).
    Условные обозначения и сокращения, примененные на схемах:
  • вертикальные прямые и обратные связи непосредственного процесса управления
  • управление в части отработки процесса взаимодействия
  • элементы управляющей и управляемой структур с обозначениями должностных лиц
    НГУ – начальник главного управления
    НТГ и НМГ – начальники территориального и местного гарнизонов
    ОД – оперативный дежурный ЦУКС по субъекту РФ
    СПТ – служба пожаротушения; СОО – служба оперативного обеспечения
    ЦУКС – центр управления в кризисных ситуациях субъекта РФ
    НГДЗС, НСС, НТС – нештатные службы гарнизона
    НУМО – начальник управления (отдела) по делам ГО и ЧС МО
    ЕДДС – единая дежурно-диспетчерская службы МО
    ОД МО – оперативный дежурный по МО
    Во второй составляющей (тактическое управление) содержание управления несколько меняется, и речь идет о процессе управления силами и средствами в период тушения пожара и (или) ликвидации последствий чрезвычайной ситуации

Рис. 1 – Схема управления пожарной частью

Для обеспечения надежной противопожарной защиты города Великий Устюг, своевременного обслуживания поступающих вызовов и сокращения времени прибытия пожарных подразделений к месту вызова, снижения количества травмированных и погибших людей, а также ущерба от пожаров необходимо:

  • организовать дополнительные пожарные части (ПЧ) и отдельные посты ПЧ, за счет увеличения штатной численности;
  • создать на базе городской службы спасения «Пожарно-спасательной службы» с постановкой в боевой расчет автомобилей первой помощи;
  • с целью достижения большего экономического эффекта, целесообразно расположить новые ПЧ в имеющихся зданиях принадлежащих городской и районной администрации;
  • предусматривать строительство зданий под пожарные части при составлении технических заданий под комплексную застройку новых микрорайонов города;
  • довести штатную численность личного состава подразделений до нормативной. Увеличение штатной численности целесообразно проводить за счет сотрудников, с уменьшением по возможности количества работников;
  • продолжить работу по формированию других видов пожарной охраны на территории города Великий Устюг и Великоустюгского района;
  • шире использовать новые информационные технологии при организации управления подразделениями ГПС г. Великий Устюг и Великоустюгского района.

Заключение
Таким образом, пожарная охрана — это организованная система органов и лиц, действующих в определенном направлении. Законодатель также перечисляет функции пожарной охраны — она предназначена для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения аварийно-спасательных работ.
Профилактика пожаров — это осуществление целого комплекса организационных, технических, финансовых, пропагандистских мер, направленных на недопущение возникновения пожаров. Такая профилактика охватывает собой многое, начиная от перестройки промышленности для возведения как можно большего числа конструкций и изделий из огнестойких материалов, разработки порядка выполнения технологических операций, не допускающих возгорания, до банального «не курить в неположенном месте» и т.д.
Тушение пожаров — это практические действия, направленные на ликвидацию очага возгорания. Естественно, под тушением пожаров следует понимать не только непосредственную ликвидацию огня, но и организационную составляющую работы — развертывание штаба по тушению, разработку и планирование операции по тушению пожаров. Такие действия просто необходимы при тушении, например, пожара на газовой скважине, которое может продолжаться месяцами. Проведение аварийно-спасательных работ — это деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья людей, животных, а также по возможности имущества.
Для обеспечения надежной противопожарной защиты города Великий Устюг, своевременного обслуживания поступающих вызовов и сокращения времени прибытия пожарных подразделений к месту вызова, снижения количества травмированных и погибших людей, а также ущерба от пожаров необходимо:

  • организовать дополнительные пожарные части (ПЧ) и отдельные посты ПЧ, за счет увеличения штатной численности;
  • создать на базе городской службы спасения «Пожарно-спасательной службы» с постановкой в боевой расчет автомобилей первой помощи;
  • с целью достижения большего экономического эффекта, целесообразно расположить новые ПЧ в имеющихся зданиях принадлежащих городской и районной администрации;
  • предусматривать строительство зданий под пожарные части при составлении технических заданий под комплексную застройку новых микрорайонов города;
  • довести штатную численность личного состава подразделений до нормативной. Увеличение штатной численности целесообразно проводить за счет сотрудников, с уменьшением по возможности количества работников;
  • продолжить работу по формированию других видов пожарной охраны на территории города Великий Устюг и Великоустюгского района;
  • шире использовать новые информационные технологии при организации управления подразделениями ГПС г. Великий Устюг и Великоустюгского района.

Список использованных источников

  1. Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О пожарной безопасности» // Собрание законодательства РФ, 26.12.1994, N 35, ст. 3649
  2. Абрамов В.А.. Курс лекций «Система государственного управления». Москва, 2004 год.
  3. Виханский О.С., Наумов А.И. «Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс». -М.: Изд. МГУ, 2005.
  4. Кафидов В.В. «Основы социологии пожарной безопасности». -М.:ВИПТШ МВД РФ, 1993 г.
  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Издательство «Азбуковник», Москва, 1999. – 994 с.
  6. Системный анализ и проблемы пожарной безопасности / Под. ред. Н.Н.Брушлинского. -М.:Стройиздат, 1988 г.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov