Курсовая Профсоюзы и их роль на рынке труда

Курсовая работа
Профсоюзы и их роль на рынке труда

Оглавление
Введение 3
1 Теоретические основы функционирования профсоюзов на рынке труда 5
1.1 Исторические аспекты деятельности профсоюзов 5
1.2 Сущность и функции профсоюзов 9
2 Современное состояние деятельности профсоюзов в России 15
2.1 Профсоюзы в современной России 15
2.2 Направления модернизации профсоюзов в современной России 20
Заключение 26
Список используемой литературы 28

Введение
Современная ситуация в профсоюзном движении есть осколок от общероссийской, а в геополитическом плане — постсоветской кризисной ситуации. Как один из ключевых институтов, обеспечивающих целостность и управляемость общества (причем — в центральном, производственно-социальном узле), профсоюзы не могли не оказаться в условиях неуправляемой реструктуризации страны, вылившейся во всеохватный ее распад, под тяжелейшим многофакторным ударом.
Как и подавляющее большинство институтов советской поры, они были не готовы к общественному взрыву конца 80-х — начала 90-х годов. Вместе с прежней государственной системой они оказались смяты и разорваны на куски процессами дробления и уничтожения, захватившими всю ткань нашего общества сверху донизу. Более того, отсвет болезненно негативного восприятия системы, построенной вокруг политической монополии КПСС, и после гибели последней долго лежал на профсоюзах. На них продолжали смотреть как на некую ипостась компартии в мире трудовых и социальных отношений, что разъедало образ профсоюзов в массовом сознании и отсекало от них (в том числе на морально-психологическом уровне) значительные массы населения.
Хроническая незавершенность начавшихся было процессов общественной трансформации привела к своеобразному патовому положению. Последнее стимулировало тенденции как к развитию, так и застойному гниению всех сфер российской жизни, включая сюда и область трудовых и околотрудовых отношений, из которых собственно и вырастает профсоюзный феномен.
В результате профсоюзы, представляющие самые массовые, а потому и наиболее чуткие к переменам общественные структуры, попали в полосу тяжелого дискомфорта. Являясь институтом, который во многом определяет выживаемость основных слоев населения, а также качество жизни отдельных индивидов, они попали под перекрестное воздействие крайне разнохарактерных и интенсивных экономических, социальных, политических процессов. И кроме того, испытали на себе последствия противоречивых метаморфоз в области людских умонастроений.
Целью работы является исследование основных понятий в области, касающейся деятельности профсоюзов и профсоюзной деятельности, их и обязанностей и задач на рынке труда, а также изучение современного состояния профсоюзной деятельности в России и перспектив ее развития.
В соответствии с целью в работе необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть исторические аспекты становления профсоюзной системы;
  • изучить сущность и основные функции профсоюзов на рынке труда;
  • дать оценку текущему состоянию профсоюзов в России;
  • выявить перспективы модернизации профсоюзной деятельности.

1 Теоретические основы функционирования профсоюзов на рынке труда
1.1 Исторические аспекты деятельности профсоюзов
Мощным стимулом для развития профсоюзов стала революция в феврале 1917 года. 3-11 июля 1917 года третьей Всероссийской конференцией профессиональных союзов был учрежден временный Всероссийский Центральный Совет Профессиональных Союзов. Собрание имело важнейшее значение для полного объединения профсоюзного движения в России и способствовало ускорению подготовки и проведения I Всероссийского съезда профессиональных союзов, который состоялся 7 января 1918 года. [10, с. 98]
После установления советской власти был принят целый ряд законов, касающихся трудового права. Одним из основных был Декрет об учреждении инспекции труда, принятый 18 мая 1918 года.
Этот Декрет стал на то время одним из важнейших государственных актов. Позже, в том же году, он был взят за основу первого Кодекса законов РСФСР о труде. Еще через некоторое время был принят «Наказ инспекции труда» — прообраз современного положения о технической инспекции труда.
Роль профсоюзов в советский период истории была разнообразной и неоднократно менялась вместе с развитием советского общества.
В первые годы советской власти профсоюзы брали непосредственное участие в ликвидации неграмотности и безработицы, в поставках продовольствия и топлива рабочим и их семьям. В последующие годы их, как и иные общественные организации, превратили в рупор партии, повсеместно навязывались несвойственные им функции.
23 июня 1933 года постановлением ЦИК, СНК СССР и ВЦСПС «Об объединении Народного комиссариата труда СССР с ВЦСПС» принято решение о слиянии Наркомтруда с ВЦСПС и их органов на местах. Это постановление наделило профсоюзы правами государственного надзора и контроля, и создало при них технические инспекции труда. Профсоюзы де-факто стали небольшой частью системы госуправления и в этом качестве взяли на себя функции социального обеспечения.
Невзирая и благодаря тому, что профсоюзы стали подконтрольны государству, он распоряжались огромными средствами, управляли социальным страхованием, организовывали санаторно-курортное лечение и отдых трудящихся, отдых и оздоровление детей, руководили технической инспекцией труда, вели культурно-массовую и спортивную работу, были главными распределителями общественных фондов потребления.
Распад Советского союза и переход нашей страны с социалистических на капиталистические методы развития вызвал кардинальные изменения жизни страны и общества, в том числе в экономике, трудовых отношениях и социальной сфере. Рыночные реалии внесли перемены и в деятельность профсоюзов России, потребовали от них пересмотра идеологии, задач и целей, функций, форм и методов работы.
В период 1989-1992 годов шел процесс отделения профсоюзов как самостоятельных структур и выхода их из-под государственной опеки. В сентябре 1989 года IV пленум ВЦСПС принял решение о создании Российского совета профсоюзов. С этой целью был образован оргкомитет для проведения Всероссийского съезда профсоюзов.
Учредительный съезд профсоюзов РСФСР, который прошел в 1990 году, в два этапа (21-23 марта и 18-19 сентября), провозгласил создание Федерации Независимых Профсоюзов России, объединившую большинство российских отраслевых профсоюзов и территориальных профобъединений. Уже в самом названии этой организации была заложена и закреплена в Уставе главная идея его учредителей — независимость от органов исполнительной власти, местного самоуправления, работодателей, политических партий и других общественных объединений. [10, с. 102]
В 1990 году Федерация впервые в стране приняла Декларацию о правах трудящихся и программу реформирования трудового законодательства. Инициировала разработку изменений и дополнений в Кодекс законов о труде, проектов законов в области социальной политики, и концепцию будущего Трудового кодекса. Эти документы стали основополагающими для дальнейших действий профсоюзов, не обладающих правом на законодательную инициативу.
Российские профсоюзы подняли вопрос и отстояли основополагающее право трудящихся на объединение, которое теперь закреплено в 30-й статье Конституции Российской Федерации.
При всесторонней поддержке профсоюзов был принят базовый для этой сферы деятельности Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Он дал профорганизациям право представлять и защищать социально-трудовые права и интересы работников и участвовать в нормотворческом процессе. Основной победой стало закрепление в правовом акте обязанности федеральных органов государственной власти рассматривать проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, с учетом предложений общероссийских профсоюзов, а на региональном уровне с учетом мнения соответствующего регионального объединения профсоюзов. ФНПР в порядке законодательной инициативы, внес в Верховный Совет РФ проект закона «Об охране труда». Этот законопроект положил начало изменению соотношения полномочий между госслужбами и профсоюзами.
В период с 1993 по 1998 год была создана система влияния профсоюзов на решение экологических проблем и проблем, связанных с защитой лиц, пострадавших во время Чернобыльской аварии. Принятый в 1998 году закон об обязательном социальном страховании от несчастных случаев позволил закрепить новый правовой, организационный, экономический фундамент защиты работника, пострадавшего на предприятии и членов его семьи. Этот закон значительно помог деятельности профсоюзов, в разрезе борьбы за соблюдением работодателями законодательства о труде и охране труда.
2001-2005 годы можно характеризировать, как период активной работы профсоюзов в сфере законотворческой деятельности. За это время технической инспекцией труда ФНПР были рассмотрены и подготовлены замечания и предложения к четыремстам проектам законов и других нормативных актов. Это позволило добиться значительного снижения уровня производственного травматизма и промышленных аварий. [9, с. 11]
Начиная с 2005 года, мы имеем возможность наблюдать новый виток деятельности профсоюзов, который связан с глобализацией экономики, затронувшей и вопросы охраны труда. Новейший период можно охарактеризовать активной деятельностью профсоюзов в подготовке нового законодательства о техническом регулировании, которое изменило правовые отношения в области охраны труда.
Впечатляют результаты деятельности профсоюзов за последние пятнадцать лет. На законных правах предложено принять в конституционном и трудовом законодательстве тысячи юридических поправок, которые расширили полномочия профсоюзов во всех сферах влияния. Очень важным этапом нормотворческой деятельности профсоюзов в этот период стала работа над Трудовым кодексом.
Главной целью социальной политики в Российской Федерации для профсоюзов всегда было создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие гражданина, снижают уровень социального неравенства, повышают доходы рабочего класса, обеспечивают всеобщий доступ к базовым социальным услугам приемлемого качества.
Основная роль профсоюзов при решении проблем социально-трудовой сферы это поиск социального диалога с исполнительной властью. В 1992 году был выдан Указ Президента России «О создании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». [12, с. 156] С этого времени комиссия является механизмом ведения социального диалога с правительственными структурами, а также с объединениями работодателей.
Основной результат работы – подписание девяти Генеральных соглашений между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.
Профсоюзы поэтапно добиваются укрепления и развития системы социального партнерства, которая является ключевым моментом в объединении усилий всего общества при решении социально-экономических проблем.
Профсоюзы намерены добиться повышения минимального размера оплаты труда до уровня, не меньше прожиточного минимума. Из практики работодателя необходимо искоренить такое позорное явление, как невыплата заработной платы или ее значительная задержка.
Сейчас профсоюзные организации, на законодательной основе, активно участвуют в разработке программ занятости, предлагают меры по социальной защите рабочих, уволенных в результате переорганизации или ликвидации предприятия, осуществляют контроль над занятостью населения и соблюдением законодательства в этой области.
Используя прямые контакты с представителями органов власти и управления, а также на трехсторонних комиссиях профорганизации твердо и однозначно требуют налаживания отечественного производства, социально-рыночного хозяйства, увеличения капиталовложений в производство. Все эти меры способны обеспечить занятость населения, стабильную зарплату, увеличение налоговых поступлений в бюджеты разных уровней, наполнение внебюджетных социальных фондов и, в конечном счете, поднять жизненный уровень людей.
1.2 Сущность и функции профсоюзов
Профсоюзы — объединения работников, обладающие правом на ведение переговоров с предпринимателем от имени и по поручению своих членов. При анализе экономической деятельности профсоюзов исходят из того, что их целью является максимизация заработной платы и занятости. [11, с. 112]
Основной причиной возникновения профессиональных союзов стал конфликт экономических интересов работодателей (владельцев предприятий) и наемных рабочих (рис.1).

Рис.1 — Роль профсоюза в смягчении конфликта интересов.

Очевидно, что интересы работодателей заключаются в том, чтобы получить от деятельности работников компании максимальную прибыль при минимальных издержках. Следовательно, владелец любой коммерческой фирмы заинтересован в том, чтобы персонал больше трудился (то есть в увеличении продолжительности рабочего дня, интенсивности труда и загруженности оборудования), и меньше оплачивался (то есть издержки на заработную плату и социальные гарантии были минимальными).
Разумеется, такое положение вещей совершенно не устраивает наемных работников. Вектор их экономических интересов подчас имеет прямо противоположную направленность: персонал фирмы заинтересован в увеличении своей заработной платы и ограничении продолжительности рабочего дня. Кроме того, наемные работники хотели бы иметь правовую защиту от произвола и капризов работодателей, – например, в части увольнений по инициативе администрации, предоставлении выходных пособий или в вопросах снижения оплаты труда.
Так как в одиночку противостоять администрации компании весьма сложно, наемные работники объединяются в профессиональные союзы для совместной защиты своих интересов. Они создают профессиональный союз в виде общественной организации, избирают председателя и профсоюзный комитет, которые от лица профсоюза вступают в переговоры с работодателем по всем жизненно важным для наемных работников вопросам. По результатам достигнутых с работодателем договоренностей и выработанных совместных решений, между сторонами подписывается так называемый коллективный договор. Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый между работниками организации или предприятия с работодателем. Коллективный договор включает в себя: порядок приема и увольнения работников, нормирования рабочего времени, оплаты труда. Определяются также сроки выплаты заработной платы и премий, устанавливаются гарантии при увольнении, оговариваются размеры материальной помощи увольняемому (или выходящему на пенсию работнику) и его семье, а также размеры выходного пособия.
При надлежащем исполнении трудовых договоренностей надобность в профсоюзной организации, казалось бы, отпадает. Однако такое упрощенное понимание взаимоотношений между менеджментом и наемным персоналом не вполне верно. В условиях достаточно большого предложения рабочей силы работодатель на рынке труда выступает в роли локального монополиста. Если работники не объединены в профсоюз, их действия носят разрозненный характер; претензии этой категории работников во внимание не принимаются, а недовольные немедленно увольняются. Все это происходит в рамках трудового законодательства, и противопоставить что-либо работодателям наемные работники не могут.
Положение меняется, если трудовые отношения работодателя переводятся с уровня отдельного работника на уровень профсоюзной организации, которая является выразителем коллективных интересов. Например, профсоюзная организация не дает согласия на увольнение того или иного сотрудника, неугодного администрации. Или же профсоюзная организация требует от работодателя повышения зарплаты. В случае отказа работодателя выполнить эти требования, профсоюз имеет право на забастовку.
Важнейшие задачи, которые ставят перед собой профсоюзы, состоят в следующем:

  • Улучшение условий труда и обеспечение его безопасности. Постоянная забота профсоюзов — снижение риска гибели на производстве или получение травм. Но в экономике все имеет свою цену, и такая деятельность профсоюзов приводит к реальному удорожанию труда. Рост цены труда (ставки заработной платы) ведет к снижению величины спроса на него, то есть числа людей, которых фирмы готовы принять на работу.
  • Повышение заработной платы. Решение этой задачи возможно двумя способами: за счет создания условий для роста спроса на труд или за счет создания условий для ограничения предложения труда. [13, с. 15]
    Повысить спрос на труд профсоюзам достаточно сложно — они не обладают особенно большими возможностями влияния на рынки товаров, откуда приходит спрос на рынок труда. И, тем не менее, один из способов решения такой задачи достаточно реален. Профсоюзы выступают за ограничение ввоза в страну импортных товаров.
    Это аргументируется тем, что если сократить импорт, то спрос на отечественные товары возрастет, а затем улучшатся условия для роста численности и зарплаты на внутреннем рынке труда.
    Однако такая позиция ведет к ослаблению конкуренции на внутреннем рынке, снижается качество продукции, сокращаются возможности продать ее в другие страны, а значит — и спрос на труд для ее изготовления.
    Кроме того, на ограничение импорта одной страной другие государства отвечают аналогичными мерами, а это сокращает экспорт, ухудшает условия на рынках труда для работников отраслей, ориентированных на вывоз товаров.
    Что касается ограничения предложения труда, то оно обычно обеспечивается за счет того, что профсоюзы добиваются от работодателей согласия принимать на работу только членов союза. В России такая тактика почти не применяется, хотя весьма распространена за рубежом.
    Профсоюзы для того, чтобы добиваться повышения зарплаты, выступают как единственный представитель своих членов при согласовании с предпринимателями условий труда и оплаты. Логика профсоюза проста: либо все его члены будут получать более высокую зарплату, либо начнется забастовка.
    Но никакой профсоюз не может лишить работодателей права увольнять работников, если их труд становится невыгодным. А повышение зарплаты сверх уровня, который сложился бы на свободном рынке, может привести к росту числа таких невыгодных работников.
    Современные профсоюзы выполняют следующие функции: организационная, регулирование социально-трудовых отношений, защитная, представительская, контрольная, информационная.
    В последние годы, как в России, так и во всем мире наблюдается определенный спад профсоюзного движения. Причины спада заключаются в следующем:
  • изменение характера трудовой деятельности;
  • стремление государства законодательно регулировать рабочее движение в стране;
  • общий рост благосостояния общества, позволяющий обеспечивать достойные условия жизни и наемным работникам. [13, с. 16]
    В нашей стране правовыми основами деятельности профсоюзов являются:
  • Конституция Российской Федерации (статья 30); [1]
  • Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 30.12.2001, №197-ФЗ; [2]
  • Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (в ред. от 09.05.2005). [3]

2 Современное состояние деятельности профсоюзов в России
2.1 Профсоюзы в современной России
При слове «профсоюз» у кого-то может возникнуть ностальгическое воспоминание из прошлых лет, связанное с распределением профсоюзными работниками путевок в Крым или подарками для детей профсоюзных работников к новогодним праздникам. Однако в последнее время профсоюзы все чаще заявляют о себе как о реальной силе, способной оказывать влияние на работодателей. Действительно ли это так? И почему все чаще профсоюзы появляются в организациях — подразделениях транснациональных компаний, которые являются намного более благополучными, по сравнению с многими российскими компаниями? Как взаимодействовать с профсоюзом, если он возник у Вас в компании, и какие юридические обязательства возникают у работодателя? На эти вопросы мы постараемся ответить в цикле статей, посвященной профсоюзной тематике.
Профсоюзное движение в России имеет менее продолжительную историю, чем профсоюзное движение в Европе. Европейские профсоюзы с момента зарождения и до настоящего времени представляют из себя реальную силу и власть. Здесь можно вспомнить недавнюю историю с профсоюзами British Airways, когда профсоюзы поставили под угрозу авиарейсы тысяч пассажиров в рождественскую неделю 2009 года. В отношении «властных» полномочий профсоюзов, более всего продвинулись Германия и Швеция, в которых сложилась практика участия профсоюзов в управлении компанией. [13, с. 17]
В России только за последние два десятилетия стали формироваться профсоюзы нового типа, не подчиненные государству и партии, как в советское время. Профсоюзы, которые отчасти брали на себя социальные функции современных human research департаментов, занимаясь вопросами санаторно-курортного обеспечения работников, предоставления подарков работникам, остались на единичных предприятиях. Современные профсоюзы все более активны в отстаивании трудовых прав работников. И неучет профсоюзного фактора, например, при выходе иностранной компании на российский рынок или при приобретении иностранным инвестором долей или акций в российском предприятии может существенно повлиять на прогнозы развития бизнеса в России, который определяет рентабельность выхода на российский рынок. Так, например, однодневная забастовка членов профсоюза на предприятии Ford Motor Company в г. Всеволожске, приведшая к остановке производства, причинила значительные убытки компании-производителю. Кроме того, выступления профсоюзов в российских подразделениях транснациональных компаний могут повлечь такие неочевидные последствия как колебания курса акций данных транснациональных компаний на иностранных биржах.
Для того чтобы избежать негативных последствий для работодателя, связанных с деятельностью профсоюзной организации, необходимо, прежде всего, осознавать, что выстраивание взаимоотношений с профсоюзом при его появлении или превентивная политика в компании является таким же бизнес-процессом организации, как и любой другой бизнес-процесс, и соответственно, требует планирования, оценки. Понимая причины возникновения профсоюзных организаций в компаниях, правовые основы взаимодействия, ориентируясь в мировых моделях взаимоотношений с профсоюзами на основании культуры компании, работодатель может сформировать собственную оптимальную и успешную именно для него бизнес-стратегию выстраивания взаимоотношений с профсоюзами.
В основе возникновения профсоюзных организаций на предприятиях лежит комплекс причин. Зачастую профсоюзы возникают в организациях, в которых существует в течение достаточно длительного времени какой-то нерешенный «больной» вопрос (преимущественно по оплате труда) и при этом отсутствует налаженная система коммуникации с работниками. Особенно вопрос отсутствия системы коммуникации возникает в компаниях с иностранным менеджментом, в которых работники рабочих специальностей в силу языкового барьера не могут обратиться напрямую к руководству. В этой ситуации профсоюз становится промежуточным звеном, посредником между работниками и работодателя, и такое посредничество зачастую не способствует укреплению имиджа работодателя в глазах работников. Здесь профсоюз вызревает из напряженной обстановки, складывающейся в организации и создается как один из вариантов ее разрешения. Обычно в таких ситуациях профсоюз прочно обосновывается в компании. Также зачастую одной из причин возникновения профсоюза в компании становится элементарное несоблюдение работодателем норм охраны труда и техники безопасности, непредоставление работникам предусмотренных трудовым законодательством льгот, гарантий и компенсаций при работе в условиях, отклоняющихся от нормальных условий труда.
Способствовать появлению профсоюза в российском подразделении транснациональных компаний могут также и сильные профсоюзы в подразделениях компании в других странах, которые курируются международными профсоюзными организациями. Вовлеченность международных профсоюзных организаций выражается в обучении членов профсоюзов как правовым основам, так и основам переговорного процесса, передаче опыта профсоюзов других стран, обеспечении поддержки со стороны иностранных профсоюзов при проведении профсоюзных акций в России, включая проведение согласованных акций в поддержку представителей российских профсоюзов членами профсоюзов подразделений транснациональной компании в различных странах.
Резюмируя вышесказанное, еще раз хотелось бы отметить важность учета профсоюзного фактора как при планировании выхода компаний на российский рынок, так и при осуществлении деятельности на территории России. Согласно российскому законодательству профсоюз как общественная организация может быть создан при участии 3-х лиц. Таким образом, достаточно трех недовольных заработной платой, условиями труда работников, чтобы в компании появился профсоюз, который уже обладает достаточно широким набором прав и гарантий.
Зная предпосылки возникновения профсоюзных организаций работодатель может направить усилия на превентивную политику, занимаясь выстраиванием коммуникационных схем, соблюдая требования законодательства в области оплаты труда, при этом соблюдая баланс интересов работников и работодателя. Вместе с этим процесс взаимодействия с профсоюзами, также как и любой другой процесс в компании при грамотном управлении и планировании может развиваться вполне успешно. Этот бизнес-процесс является результатом комплексного подхода и ежедневной работы менеджмента компании, включающей управленческие, правовые, финансовые аспекты.
Глобальной тенденцией, формирующей условия на мировом рынке труда, в настоящее время является развитие наступления на права наёмных работников и вытеснение профсоюзов и государства из сферы регулирования социально-трудовых отношений под лозунгами демократизации, либерализации и модернизации.
В русле этой тенденции общероссийским объединением работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» подготовлены материалы по вопросу «О Концепции обновления трудового законодательства Российской Федерации», поступившие на рассмотрение в Российскую трёхстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений. По мнению работодателей, представленному в этом документе, обновление трудового законодательства должно быть направлено на сокращение гарантий наёмным работникам, придание легитимности «заёмному труду» и демонтаж сложившейся в Российской Федерации системы социального партнёрства. [13, с. 18]
В Правительстве Российской Федерации идёт подготовка федерального закона о передаче органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия в сфере федерального надзора за соблюдением трудового законодательства. В связи с тем, что в этом случае надзор за соблюдением трудового законодательства в регионах уйдёт на периферию интересов региональной власти, Федерация Независимых Профсоюзов России (ФНПР) выразила категорическое несогласие с передачей органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации федерального полномочия в сфере надзора за соблюдением трудового законодательства и считает необходимым усилить надзорные полномочия Роструда и его территориальных органов, подчинив его непосредственно Правительству Российской Федерации.
Готовятся предложения по изменению законодательства Российской Федерации в части создания в организациях производственных советов и определения их полномочий (подпункт «з» пункта 1, абзац 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»). Положение Указа Президента Российской Федерации чётко нацелено на расширение участия работников в управлении организациями. ФНПР заявила свою позицию, что в основе расширения участия работников в управлении организацией может лежать законодательно закреплённое право для работников на диалог с исполнительным органом организации через проведение на регулярной основе обязательных для работодателя производственных совещаний с участием руководителя организации, специалистов, работников (их представителей) организации с целью обсуждения отчёта исполнительного органа об итогах деятельности организации за период, прошедший после последнего совещания (собрания); информации исполнительного органа о краткосрочных и долгосрочных планах деятельности организации, планируемых реорганизациях и других изменениях. Однако есть основания полагать, что предпринимается попытка подмены профсоюзных организаций производственными советами. [13, с. 21]
В этих условиях Генеральный Совет ФНПР активизирует действия профсоюзов, направленные на повышение социальной ответственности бизнеса; продвигать идеологию социального государства; консолидировать позицию профсоюзов в представлении интересов и приоритетов работников перед органами власти и государственного управления.
Стандарты достойного труда, предложенные в ходе проведённых под эгидой Московского бюро МОТ и Федерации Независимых Профсоюзов России федерально-окружных конференций по достойному труду и доработанные по итогам широкого общественного обсуждения в рамках Всемирного дня действий профсоюзов «За достойный труд», должны лечь в основу российской программы достойного труда, направленной на повышение уровня трудовых прав и гарантий работников, дальнейшее совершенствование трудовых отношений и их правовое регулирование на основе Программы достойного труда, продвигаемой Международной организацией труда.
2.2 Направления модернизации профсоюзов в современной России
Предлагается несколько тезисов, приоритетных направлений модернизации профсоюзов.

  1. Повышение эффективности кадровой политики, направленной на омоложение профсоюзных кадров.
    Одна из причин падения доверия к профсоюзам — катастрофическое состояние кадрового состава профсоюзов.
    Вопрос о профсоюзной молодежи — это вопрос о будущем профсоюзов. Чтобы профсоюзы были современными, у них должна быть эффективная молодежная политика.
    В то же время молодые профлидеры должны понимать, что необходимо самостоятельно показывать свою личную эффективность и полезность выполняемой профсоюзной работы, добиваться поддержки профорганизации, баллотироваться в депутаты законодательных собраний разного уровня и отстаивать профсоюзные интересы.
  2. Совершенствование законодательного и нормативно-правового обеспечения деятельности современных профсоюзов.
    В настоящее время существует несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы профсоюзов, которое не позволяет формировать рациональную профсоюзную структуру. Все законодательные и нормативные акты должны быть прописаны таким образом, чтобы ни один пункт не препятствовал эффективной работе профсоюзов.
    Главная задача серьезно пересмотреть уставы, чтобы профсоюз был нормальным, жестким социальным партнером усиливающемуся бизнесу, централизующему свои активы, и централизующемуся государству, выстроившему вертикаль власти.
    Необходимо совместно с ФНПР повысить результативность работы профсоюзной стороны в Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений; содействовать внесению на рассмотрение Государственной Думы РФ проектов изменений и дополнений в Федеральный закон о профсоюзах, Трудовой кодекс Российской Федерации, отвечающих современной профсоюзной практике.
  3. Повышение качества и результативности профсоюзной деятельности.
    Некоторые профсоюзы по-прежнему занимаются делами, никак не связанными с защитой интересов работников, — борьбой с пьянством, хищениями, организуют соревнования на производстве, праздники и спортивные мероприятия, т. е., по сути, выполняют административные функции.
    Отраслевые профсоюзы сегодня и все больше превращаются в многоотраслевые, межотраслевые.
    Изжило себя само деление всего профсоюзного поля на отраслевые профсоюзы, построенные в соответствии со структурой советских министерств конца 80-х годов. И чем раньше это поймут отраслевые профсоюзы, тем лучше.
    Сегодня одна из главных негативных тенденций, воздействующих на профсоюзы внутри и извне, заключается в том, что российский капитал встал на ноги и ему абсолютно не нужны профсоюзы, и он делает все для того, чтобы с профсоюзами покончить. В этом ему во многом помогают власти разных уровней, от федерального и до уровня муниципалитета, так как власти считают, что активные профсоюзы — это лишняя головная боль, и поэтому с ними желательно расправиться.
  4. Совершенствование системы социального партнерства.
    Это, прежде всего, повышение статуса Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, отраслевых, региональных и территориальных трехсторонних комиссий, а также усиления взаимодействия между ними; повышение эффективности обучения профсоюзного актива по вопросам ведения переговоров, разработки и заключения соглашений и коллективных договоров, урегулирования коллективных трудовых споров в организациях всех форм собственности.
    В настоящее время в профсоюзной прессе идет дискуссия о том, должен ли коллективный договор распространятся на всех работников предприятия.
    Одни лидеры говорят, что если коллективный договор распространять только на членов профсоюза, мотивация вступления в профсоюз усилится.
    Другие считают, что все пункты, касающиеся условий оплаты труда нужно распространять на всех работников, чтобы избежать возможности демпинга со стороны работодателя. А вот в части социального пакета — отдых, лечение, социальная защита, правовая защита- только на членов профсоюза.
    Третьи считают, что если коллективные договора распространять только на членов профсоюза, то у работодателя возникнет возможность создавать разные условия для членов профсоюза и не членов профсоюза, и тем самым работодатель получит рычаг давления на профсоюзы, которые окажутся в проигрыше.
  5. Укрепление авторитета профсоюзов для усиления профсоюзной активности.
    Необходимы новые инструменты мотивации потенциальных членов профсоюзов. Например, некоторые профсоюзные активисты и лидеры предлагают дать членам профсоюза перечень дополнительных социальных гарантий и услуг после получения специальной электронной профсоюзной карты: консультации юриста, скидки на товары и услуги, страхование здоровья, специальные акции и подарки. Эти бонусы должны привлечь новых членов в ряды профсоюза.
  6. Инновации внутри профсоюзов.
    Иногда за новации пытаются выдать обычную работу профсоюза (библиотека, заключение коллективного договора), конкурс типа «Лучший молодежный профлидер», но это не новации, а просто нормальные направления работы.
    Как можно сгруппировать внутрипрофсоюзные новации:
  7. Социальные программы для членов профсоюза:
  • дисконтные программы (около 20 проектов разной степени проработки);
  • матпомощь членам профсоюза;
  • льготные (беспроцентные) займы — кассы взаимопомощи, корпоративные тарифные планы телекоммуникационных компаний;
  • индивидуальные юридические полисы для членов профсоюза;
  • бесплатная юридическая консультация по трудовым вопросам в Интернете.
  1. Работа на усиление профсоюзной структуры:
  • профсоюзное интернет-телевидение;
  • проект «Профсоюзная волна» — создание профорганизаций в агрессивной среде с опорой на инициативу работников (органайзинг);
  • разработка новых внутренних справочников и пособий (словари-справочники в помощь профработнику, «Электронный регламент» ФПРБ);
  • новые формы работы с профактивом (пример: обучение профактива, членов профсоюза в выходные дни);
  • конкурс агитбригад;
  • подкаст-интернет радиовещание;
  • проведение оперативных on-line видеоконференций профсоюзного актива;
  • проект «Электронный профвзнос».
  1. Проекты в социально-трудовой области:
  • разработка межсоюзных минимальных стандартов профсоюзов по заключению коллективных договоров во внебюджетной сфере;
  • профорганизация — собственник пакета акций предприятия;
  • оригинальная разработка серии полноцветных плакатов по охране труда;
  • разработка деловых игр (например, «Общественный контроль за охраной труда на предприятии»);
  • создание агитационных «Знаков профсоюзного движения»;
  • учебно-методический фильм по аттестации рабочих мест.
  1. Юридические разработки, примененные в процессе разбирательств трудовых конфликтов.
  2. Оригинальные формы публичных акций:
  • «босой пикет» студентов (Екатеринбург);
  • фестиваль творчества работающей молодежи «Молодежная волна»;
  • спартакиада трудовых коллективов и учащихся.
    6.Участие профсоюзов в выборах в Государственную думу РФ, региональные и муниципальные законодательные собрания, продвижение профсоюзной партии «Союз труда».
    Главные направления работы профсоюзов на сегодняшний день — это:
    -запрет заемного труда и распространения гражданско-правовых договоров на фактические регулярные трудовые отношения;
  • определение минимального размера оплаты труда как нижнего предела вознаграждения за труд без учета компенсационных и стимулирующих выплат;
  • определение новой потребительской корзины в целом по РФ;
    -изменение забастовочного законодательства в части сокращения времени согласительных процедур;
    -восстановление защиты от необоснованных увольнений для неосвобожденных профактивистов.
    Модернизация — это не краткосрочный процесс, обновление должно быть постоянным. Модернизация подразумевает не революционный, а эволюционный подход. Что позволяет вместе с водой не выплеснуть и младенца — сохранить все положительные достижения, наработки и ценный опыт профсоюзов прошлых поколений.

Заключение
Таким образом, в последнее время в российском обществе все больше и больше заметны признаки разворачивающейся антипрофсоюзной кампании. Провокации против профсоюзных лидеров, причем как входящих в традиционные объединения профсоюзов, так и в новые, так называемые альтернативные, нападки в прессе, акции, направленные против имущества профсоюзов, призывы к пересмотру трудового законодательства, сокращение профсоюзных прав постепенно становятся обыденным явлением. Звучат и глобальные утверждения о том, что профсоюзы устарели и для современного постиндустриального общества не нужны.
В современных рыночных трудовых отношениях есть две стороны: работодатели и наемные работники. Эти две стороны изначально не равны. Работодатель, разумеется, имеет преимущество. У работодателя – органы управления предприятиями, юридические службы, свободные финансовые средства. У наемного работника ничего этого нет. Между тем интересы работников и работодателей совпадают далеко не всегда. Конечно, есть общие цели: и тот и другой заинтересованы в том, чтобы предприятие существовало и приносило одному зарплату, другому прибыль; и тот и другой заинтересованы в поддержании элементарного порядка.
Профсоюзы — объединения работников, обладающие правом на ведение переговоров с предпринимателем от имени и по поручению своих членов.
Глобальной тенденцией, формирующей условия на мировом рынке труда, в настоящее время является развитие наступления на права наёмных работников и вытеснение профсоюзов и государства из сферы регулирования социально-трудовых отношений под лозунгами демократизации, либерализации и модернизации.
В курсовой работе предлагается несколько тезисов, приоритетных направлений модернизации профсоюзов:

  1. Повышение эффективности кадровой политики, направленной на омоложение профсоюзных кадров.
  2. Совершенствование законодательного и нормативно-правового обеспечения деятельности современных профсоюзов.
  3. Повышение качества и результативности профсоюзной деятельности.
  4. Совершенствование системы социального партнерства.
  5. Укрепление авторитета профсоюзов для усиления профсоюзной активности.
  6. Инновации внутри профсоюзов.

Список используемой литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 22.11.2011) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3
  3. Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 148
  4. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 30.11.2011) «О занятости населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, N 17, 22.04.1996, ст. 1915
  5. Всеобщая Декларации прав человека, одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Сборник международных нормативных актов / сост. Г.К. Дмитриева. — М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2009. — 584 с.
  6. Антонович И.И. Экономика знаний и будущее труда // Общество. Государство. Политика. — 2009. — № 5. – С. 12-19
  7. Бердычевский В.С. Акопов Д.Р. Трудовое право. Учебник.- Ростов — на — Дону.: «Феникс», 2009. — 505с.
  8. Волгин Н.А., Кокин Ю.П. Доходы населения и оплата труда в современной России. – М75 РАГС, 2008. – 168 с.
  9. Гаузнер Н. Современная ситуация на российском рынке труда и политика занятости. // МЭИМО. – 2012. — № 4. – С. 10-14.
  10. Гуськова И.В. Трансформация рынка труда России. – М.: НИМБ, 2010. – 290 с.
  11. Ильина Л.О. Рынок труда и управление человеческими ресурсами. – М.: Феникс, 2008. – 416 с.
  12. Комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации/ Ответственный редактор Ю.П. Орловский. — М.: Юридическая фирма «Контракт», «Инфра — М», 2007. — 959с.
  13. Муромцев А.Ю. Понятие и классификация функций профсоюзов на современном этапе //Журнал российского права, 2009. № 5. – С. 15-23
  14. Никонов Д.А. Трудовое право: Учебное пособие. — М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2008. — 406 с.
  15. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Лунева Н.К. Рынок труда (практическая макроэкономика труда). – М.: Альфа-Пресс, 2012. – 900 с.
  16. Остапенко Ю.М. Экономика труда: Учеб. пособ. – 2-е изд., -М.: ИНФРА-М, 2007. – 369 с.
  17. Рынок труда: Учебник. / под ред. Проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. – 2-е изд. – М.: Изд. «Экзамен», 2008. – 401 с.
  18. Экономика и социология труда. – М.: Инфра-М, 2010. – 592 с.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov