Курсовая работа Характеристика современной налоговой системы Российской Федерации

Курсовая работа

Характеристика современной налоговой системы Российской Федерации: структура, принципы построения, тенденции развития

Содержание
Введение 3
1 Налоговая система РФ: становление, развитие, недостатки 4
1.1 Понятие и структура налоговой системы 4
1.2 Налоги и их классификация 8
1.3 Принципы налогообложения 11
1.4 Особенности функционирования налоговой системы России 12
1.5 Характерные особенности работы налоговых органов 14
1.6 Недостатки существующей налоговой системы РФ 18
1.7 Направления совершенствования налоговой системы 21
2 Российские и мировые тенденции налогообложения 24
2.1 Тенденции в сфере налогообложения юридических лиц 24
2.2 Тенденции в сфере налогообложения физических лиц 27
2.3 Мировые тенденции налогообложения 28
Заключение 30
Список использованных источников 31

Введение
Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства. Налоги прочно вплетены в ткань общественно-хозяйственной жизни и от них зависит как благополучие отдельных предприятий, граждан, так и страны в целом. Отход от административно – командной системы развития экономики и переход к рыночным отношениям в России закономерно обусловили реформирование системы налогов и создание новой налоговой службы.
В современных экономических условиях, когда растет число новых предприятий всех организационно — правовых форм, когда же решены проблемы собственности в России, как никогда остро стоит вопрос эффективности работы налоговых органов по контролю за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и других платежей в бюджет. Поэтому анализ работы налоговых органов является одним из актуальных вопросов сегодняшнего дня и составляет основную часть дипломной работы.
Цель курсовой работы — раскрыть сущность налогов, их историю, принципы, формы налогообложения, а также мировые тенденции в изменении налогообложения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить теоретические основы функционирования налоговой системы Российской Федерации
  • исследовать российские и мировые тенденции развития налогообложения.
    Методологической основой для написания работы являлись Налоговый кодекс РФ, законодательные акты по налогообложению, статьи, интервью, выступления в периодической печати экономистов, руководителей и работников налоговых органов.

1 Налоговая система РФ: становление, развитие, недостатки
1.1 Понятие и структура налоговой системы
В переводе с греческого система означает «целое, составленное из частей». С философской точки зрения система – это целостный комплекс взаимосвязанных элементов, которые выступая системой более низкого порядка, одновременно представляют собой элемент системы более высокого порядка [14, с. 22].
Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым законодательством, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
Налоговая система РФ начала формироваться в 1991-92 годах, в сложных условиях начала рыночных реформ в отечественной экономике.
В 1991 году был принят закон «Об основах налоговой системы в РФ», где определялись основные положения по построению налоговой системы, видов налогов, обязан¬ностей налогоплательщиков. Одновременно появились законы, регулирующие отдельные налоги: налог на прибыль, подоходный налог, налог на добавленную стоимость и пр.
В годы формирования налоговой системы всего на¬считывалось более 50 видов различных налогов и сборов.
Налоговая политика носила преимущественно фискальный характер. Спад производства обострил про¬блему поступления доходов в государственный бюджет, который пополнялся чрезмерным изъятием доходов у налогоплательщиков и применением методов взыска¬ния налогов, подавляющих развитие промышленного производства.
Налоговая система включает [9, с. 60]:

  1. Налоговые органы – централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства, включающую Федеральную налоговую службу РФ, Федеральные налоговые инспекции.
  2. Налоговое законодательство – совокупность юридических, правовых норм, устанавливающих виды налогов, действующих в государстве, порядок взимания налогов, налоговые ставки, налоговые льготы.
  3. Налоги – обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
  4. Пошлины – особый вид налогов и государственных сборов, взимаемых с физических и юридических лиц, которые вступают в специфические отношения между собой и с государственными органами.
  5. Сборы – разновидность обязательных платежей, взимаемых за те или иные операции и услуги в пользу бюджета или организаций, выполняющих соответствующие работы и услуги.
  6. Другие платежи.
  7. Распределение налогов по уровню бюджета – разделение налогов на федеральные, региональные и местные.
  8. Налоговые суды (проект) – арбитражные органы, рассматривающие в судебном порядке налоговые споры.
    В законодательном порядке утверждаются все виды налогов, а также порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов. Это позволяет использовать налоговую систему в качестве инструмента политики государства, имеющей силу закона, с одной стороны. А с другой стороны, защитить права налогоплательщика.
    Национальные налоговые системы формируются в соответствии с определенными принципами. Одни из них определяют фундамент налоговых отношений вне зависимости от пространства и времени. Другие определяют условия построения и функционирования в конкретной стране и в конкретных исторических условиях. В связи с этим весь комплекс принципиальных установок для системы налогообложения разграничивается на две подсистемы[9, с. 18]:
  9. Классические, или общенациональные принципы. Они как бы идеализируют налогообложение. Если налоговая система строится строго на основе использования, то её можно считать оптимальной.
  10. Организационно-экономические (правовые), или внутринациональные, принципы. На основе этих принципов создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому режиму и возможностям экономического базиса, сложившимся социальным условиям развития.
    Современные принципы налоговой системы [9, с. 19]:
  11. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможно¬стей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачи¬вается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога оди¬накова для всех облагаемых сумм).
  12. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов но¬сило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недо¬пустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.
  13. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.
  14. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учрежде¬ний, собирающих налоги.
  15. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.
  16. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.
    Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.
    Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся:
  17. объект налога — это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;
  18. субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;
  19. источник налога, то есть доход, из которого выплачивается налог;
  20. ставка налога — величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента.
  21. налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от уплаты налога;
  22. срок уплаты налога — срок, в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, независимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.
  23. правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.
    1.2 Налоги и их классификация
    Налог – это обязательный платеж (взнос) определенной части стоимости ВВП, установленный законодательством и осуществляемый плательщиком (юридическим и физическим лицом) в определенном размере и в определенный срок в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований, без предоставления субъекту налога какого либо эквивалента [13, с. 85].
    Налоги и сборы, носящие налоговый характер в отличие от заемных средств изымаются государством у налогоплательщиков без каких либо обязательств перед ними. Поэтому налоги носят принудительный и обязательный характер.
    Вся совокупность законодательно установленных налогов, сборов, пошлин и других платежей подразделяется (классифицируется) на группы по определённым критериям, признакам, особым свойствам.
    Первая классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, который первоначально привязан к доходам землевладельца (поземельный налог – это прямой налог, остальные — косвенные). В последствии А. Смит, исходя из факторов производства (земля, труд капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами – на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наёмного работника. Косвенные же налоги, считал А. Смит, — это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются, таким образом, на потребителя.
    Классификация налогов на прямые и косвенные, исходя из подходно-расходного критерия, не утратила своего значения и используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг.
    К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций, целевых сборов: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные товары, таможенная пошлина, транспортный налог и др.
    Бюджетное устройство государства определяет организацию бюджетной системы, включающую целостную совокупность бюджетов всех уровней. В федеративном государстве (США, ФРГ, России и др.) бюджетная система представлена федеральным, региональным и местным уровнями. Исходя из критерия многоуровневости бюджетной системы, в которой аккумулируются налоговые доходы государства, в налоговом законодательстве широко распространение получила статусная классификация налогов.
    В Российской Федерации налоговая система трехуровневая (табл. 1) [12, с. 124].

Таблица 1
Уровни налоговой системы РФ
Виды налогов Куда они поступают Как перераспределяются
Федеральные налоги и сборы Федеральный бюджет Фонд пополнения региональных и местных бюджетов
Региональные налоги и сборы Бюджет субъекта Федерации (республика, край, область, автономный округ, гг. Москва и Санк-Петербург) Фонд пополнения местных бюджетов
Местные налоги и сборы Бюджеты городов и районов

Соответственно, федеральный бюджет, региональные бюджеты и местные бюджеты составляют консолидированный или объединенный бюджет государства.
Основная доля налоговых поступ¬лений приходится на федеральный бюджет. Именно за счет это¬го государство имеет большую возможность оказывать помощь нуждающимся в ней регионам и отдельным городам, финансируя развитие отдельных отраслей промышленности, социальные программы, объекты государс¬твенного значения.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК и обязательны к уплате на все территории РФ. К федеральным относятся следующие налоги и сборы[1]:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы ;
3) налог на доходы физических лиц
4) налог на прибыль организаций;
5) налог на добычу полезных ископаемых;
6) водный налог;
7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
8) государственная пошлина;
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. К региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог;
Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. [11, с. 39] К местным относятся следующие налоги:
1) налог на имущество физических лиц;
2) земельный налог;
Оценивая классификацию налогов по уровневому критерию, следует отметить, что такое деление не имеет логического смысла и носит статусный характер. Одни федеральные налоги в качестве доходных источников полностью закреплены за бюджетами нижестоящих уровней, другие – лишь частично (по нормативам либо путём расщепления ставки). Учётно-экономическая целесообразность диктует другую группировку налогов, взимаемых с предприятий и организаций:

  • налоги, относимые на издержки производства и обращения;
  • налоги, включаемые в продажную цену продукции;
  • налоги, относимые на финансовые результаты;
  • налоги на прибыль и за счёт прибыли, остающейся в распоряжении плательщика.
    1.3 Принципы налогообложения
    В наши дни рассматривают и классифицируют целый ряд современных принципов эффективной работы налоговой системы страны. Главные среди них:
    • прочная законодательная база;
    • обеспечение функционирования системы как целостной;
    • гарантия реального дохода.
    Основные принципы построения налоговой системы в России предполагают прежде всего то, что налог (его необходимость, исчисление, способы уплаты и т.д.) должен быть понятными и удобными налогоплательщику для того, чтобы он легко ориентироваться в системе налогообложения и не имел возможностей уклониться от уплаты. Для этого налоги должны:
    • быть удобными для сбора;
    • налоговое бремя должно быть равномерно распределено между всеми налогоплательщиками и выступать одним из эффективных способов стабилизации экономики;
    • поддаваться разумной корректировке, чтобы соответствовать целям экономической политики страны на данном этапе;
    • учитывать интересы территорий большой страны;
    • способствовать усилиям и инициативе граждан и предприятий;
    • соответствовать принципам налоговой системы современного демократического общества.
    Нынешним условиям построения налоговой системы РФ соответствуют такие организационные принципы:
    • единства;
    • подвижности (возможности адаптации);
    • стабильности (устойчивости);
    • множественности налогов;
    • исчерпывающего, закрепленного законодательно, перечня ряда региональных и местных налогов.
    1.4 Особенности функционирования налоговой системы России
    В соответствии с Налоговым кодексом РФ под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами [1]. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему. Плательщиками налогов являются юридические и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и др. объекты, установленные законодательными актами. Один и тот же объект может облагаться налогом только один раз за определенный законом период налогообложения.
    Налогоплательщик обязан:
    • своевременно и в полном размере уплачивать налоги;
    • вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности;
    • представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
    • выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и прочее;
    Налогоплательщик имеет право:
    • пользоваться льготами по уплате налогов;
    • знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;
    • обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц;
    • и другие права.
    Поскольку рыночная налоговая система фактически начала формироваться только в России 1991-1992 годах, четыре года ее существования характеризовались крайней нестабильностью. Становление введенной с 1992 года принципиально новой для России налоговой системы проходило в жестких условиях политических, экономических и структурных преобразований при отсутствии преемственности в области налогового права. За годы функционирования налоговой системы было внесено значительное количество различных изменений в налоговое законодательство с целью его приведения в соответствие с протекающими в жизни общества процессами. Тем не менее очевидно, что имеющаяся на сегодняшний день налоговая система по основным характеристикам схожа с системами развитых экономических государств Европы и Америки в смысле структуры. В смысле налогового права она стоит ближе к континентальному праву, хотя значение прецедента возрастает. Налоговая система России является сложной, трехуровневой (федеральные, региональные, местные налоги). Ранее система включала около 50 различных видов налогов и платежей (с учетом всех действующих местных налогов, сборов и иных обязательных платежей — более 100), многие из которых имеют сходные, но не идентичные базы обложения. Последнее — несомненный недостаток системы, причем общественно осознанный и подлежащий изменению в ближайшее время. Однако следует отметить, что в настоящее время общее количество налогов значительно сокращено. Основные принципы действующего в Российской Федерации налогообложения сформулированы в Законе «Об основах налоговой системы в РФ», введенного с 1 января 1992 года. Закон устанавливает следующие виды налогов, взимаемых в Российской Федерации: а) федеральные налоги; б) налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономных областей, автономных округов; в) местные налоги. По некоторым видам налогов (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, налогам в дорожные фонды) приняты отдельные федеральные законы. Кроме того, некоторые налоги введены прямыми Указами Президента РФ (транспортный налог). Помимо налогов предприятия и предприниматели в обязательном порядке уплачивают обязательные страховые взносы, установленные в процентах к фонду оплаты труда в Государственные внебюджетные фонды. К ним относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости.
    1.5 Характерные особенности работы налоговых органов
    Рассмотрим некоторые из основных функций, которые возложены государством на налоговые службы[7, с. 41]:
    • требовать от налогоплательщиков документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;
    • производить налоговые проверки физических и юридических лиц;
    • выносить требования об уплате налогов;
    • приостанавливать операции по расчетным счетам, накладывать арест на имущество плательщиков, применять финансовые санкции, взыскивать недоимку по налогу и пени по отношению к недобросовестным налогоплательщикам,
    • предъявлять иски в суд и арбитраж;
    • Ставить на учет физических и юридических лиц и т.д.
    Проверки могут быть камеральными и выездными. Камеральные проверки проводятся в отношении всех налогоплательщиков. Они осуществляются по месту нахождения налогового органа, основываются на имеющихся в его распоряжении налоговых декларациях и других документах о финансовом положении и деятельности налогоплательщика. Камеральные проверки проводятся сотрудниками налоговых органов в соответствии с их служебными обязанностями, и для них не требуется какого-либо специального решения руководства. При этом налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, подтверждающие правильность расчета и своевременность внесения налогов бюджет.
    Выездные проверки могут проводиться только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и только по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Такие проверки могут проводится не чаще одного раза в год, за исключением некоторых особых случаев, таких как реорганизация или ликвидация организации-налогоплательщика.
    Предприятие или организация не вправе скрывать от работников налоговой органов те документы, которые не входят в законодательно установленный перечень сведений, составляющих коммерческую тайну. В частности, запрещено сокрытие следующих документов:
    • устав юридического лица и его учредительные документы;
    • отчетность о финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
    • документы о платежеспособности;
    • регистрационные удостоверения, лицензии и другие документы, дающие право на осуществление данного вида деятельности;
    • сведения о численности и составе работников предприятия, условиях труда и его оплате;
    • документы об уплате налогов и др.
    Федеральная налоговая служба несет ответственность за организацию учета налогоплательщиков. Постановка на учет проводится по месту нахождения организации — юридического лица, а также всех ее филиалов; по месту нахождения налогоплательщика-физического лица; по месту нахождения имущества, подлежащего налогообложению (недвижимости, транспортных средств). Основой для ведения учета плательщиков налогов является Государственный реестр налогоплательщиков, в рамках которого каждому плательщику присваивается идентификационный номер (ИНН). Номер является единым по всем видам налогов и указывается во всех документах, представляемых в налоговые органы. На его основе информация вносится в компьютерную базу данных, позволяющую осуществлять оперативный контроль за правильностью уплаты налогов. С 1996 г. в России ИНН присваивается не только юридическим, но и физическим лицам.
    Меры ответственности налогоплательщиков за нарушения налогового законодательства определены в первую очередь Налоговым Кодексом РФ. Для российской практики характерно сложение санкций, т.е. за одно нарушение налагается одновременно несколько наказаний, например, изъятие сокрытой (заниженной) прибыли, штраф в размере сокрытой прибыли и штраф в размере 10 процентов суммы налога за неправильное ведение учета. Взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций производится в бесспорном порядке с юридических лиц и в судебном с физических. Взыскание недоимки с юридических и с физических лиц обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых — на имущество этих лиц. Срок исковой давности по претензиям, предъявляемым к физическим лицам по взысканию налогов в бюджет составляет три года. Бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам с юридических лиц может быть применен в течение шести лет с момента образования указанной недоимки. Если налогоплательщик самостоятельно до проверки налоговым органом обнаружил и исправил допущенные при исчислении налогов и других обязательных платежей ошибки и внес соответствующие исправления в бухгалтерскую отчетность и в расчеты по налогоплатежам, то финансовые санкции к нему не применяются. С налогоплательщика в данном случае взыскиваются только пени за несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей.
    Нормативными документами, регулирующими отношения предприятий и предпринимателей с государственными внебюджетными Фондами, также предусмотрены меры ответственности за определенные виды правонарушений. Все предприятия обязаны своевременно предоставлять отчетность в государственные внебюджетные фонды: квартальную и статистическую. Состав и порядок сдачи бухгалтерской отчетности определяется Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ. Главные составляющие этой отчетности: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, а также различные приложения к ним. Порядок сдачи налоговой отчетности регулируется налоговыми инструкциями. Для физических лиц — декларация о доходах. В целом сроки сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности для малых предприятий совпадают: сдача налоговых расчетов приурочена к сдаче балансов, однако в случае налога на добавленную стоимость (НДС) и спецналога совпадения нет. За несвоевременное предоставление отчетности установлены существенные штрафы.
    В работе с крупнейшими налогоплательщиками налоговые органы России используют мировой опыт. Результатом работы с крупнейшими налогоплательщиками стало повышение налоговой дисциплины.
    1.6 Недостатки существующей налоговой системы РФ
    Существующая налоговая система страны требует серьезного реформирования, т.к. не обеспечивает оптимального выполнения своих функций, т.е. с одной стороны она должна обеспечивать уровень сбора налогов, достаточный для покрытия основных расходов бюджетов, а с другой стороны налоговая система страны должна способствовать нормальному функционированию экономики государства, экономическому росту и развитию территорий.
    В сложившейся налоговой системе страны с экономической точки зрения можно выявить определенные недостатки, которые необходимо устранить или минимизировать[7, с. 90]:
  1. Довольно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами имеют косвенные налоги (различные сборы), а не прямых, причем доля косвенных налогов постепенно возрастает.
  2. Косвенные налоги и сборы в целом не способствуют стимулированию экономики и увеличению сбора налогов, скорее наоборот.
  3. Недостаточно эффективный контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов (т.е. большой доли теневой экономики), вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50% налогов. Особенно важное значение в этом направлении приобретает борьба за устранение неучтенного в налоговых целях наличного оборота денежных средств (т.н. «черный налог»), доля которого, по разным источникам, достигает 40% денежного оборота страны, вследствие чего расчеты между юридическими лицами не через расчетные счета приводят к недобору платежей в бюджет не менее чем на 20-25%.
  4. Неэффективность существующих льгот. Сокращение налоговых льгот не только сделает налоговую систему более нейтральной по отношению к отдельным участникам экономической деятельности, не только поставит дополнительные барьеры перед злоупотреблениями и коррупцией, но и расширит налогооблагаемую базу. Но льготы, связанные со структурной перестройкой экономики, развитием малого предпринимательства и стимулированием инвестиций необходимо сохранить и даже расширить. В этих условиях льготы должны иметь временный и направленный характер, и, что важно, должны даваться участникам экономической деятельности, а не отдельным территориям.
  5. Требуется существенное упрощение налоговой системы страны, при существенном снижении общего числа налогов и сборов. Необходимо отменить ряд «нерыночных» налогов, которые взимаются с выручки, а не с прибыли (это транспортный налог, сбор на содержание жилищного фонда и др.), а также ряд налогов с целевым назначением (налог на пользователей автомобильных дорог для развития дорожного хозяйства, целевые налоги на содержание милиции). Требуется объединение налогов, имеющих сходную налогооблагаемую базу (например, платежей за право пользования природными ресурсами, акцизов на минеральное сырье и платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы). Есть предложение вместо действующих сейчас имущественных налогов ввести единый налог на недвижимость. Следует отказаться от налогов-двойников, т.е. от одноименных налогов, поступающих в разные бюджеты (например, налог на прибыль. Более оправданным является наличие единых налогов с законодательным разделением долей, зачисляемых в федеральный и территориальные бюджеты. Должны быть отменены налоги, затраты на взимание которых превышают сумму собранных налогов.
  6. Постоянное изменение налогового законодательства и ставок налогообложения, что не способствует долгосрочному вложения капиталов и росту экономики. Необходимо законодательно установить стабильные (в течение нескольких лет) базовые нормативы ставок и отчислений от основных налогов (в первую очередь это федеральные регулирующие налоги: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, а также на некоторые другие).
  7. Несовершенство законодательства, противоречивость и запутанность нормативной базы и процедур налогообложения, отсутствие оперативной связи исполнительной и законодательной властей, что выражается в первую очередь в затягивании окончательного принятия нового Налогового кодекса. По различным оценкам сейчас в России действует от 600 до 800 различных законов и иных нормативных актов, в той или иной степени затрагивающих налогообложение. Требуется их унификация и объединение в едином своде налоговых законов. Для эффективного взимания налогов на недвижимость необходимо создание кадастра земли, кадастра недвижимости, автоматизированной системы управления недвижимостью и т.д.
  8. Большая доля в структуре сбора налогов различных видов зачетов.
  9. По данным Росстата за 2014 год примерно 30% от все декларируемых доходов граждан составляет скрытая оплата труда, то есть по отчетным данным заработная плата работников значительно ниже фактической. А разницу работодатели выплачивают «в конверте». Снижение общей ставки налога не привело к увеличению налогооблагаемой базы за счет легализации «серых зарплат» в коммерческих структурах. По-прежнему основными поставщиками денежных средств в виде НДФЛ остаются предприятия государственного сектора и бюджетная сфера и др.
    1.7 Направления совершенствования налоговой системы
    Одной из важных проблем в современной системе налогообложения является система налоговых ставок, которые определяют сумму налогового изъятия. Это относится к целому ряду налогов, в первую очередь к налогу на прибыль. Существует интересное предложение ввести (сначала в отдельных регионах) регрессивные ставки налога на прибыль, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка налогообложения понижается. При таком методе понижающая регрессия ставок будет стимулировать не стремление уменьшить или скрыть налогооблагаемую базу, а показать ее в полном объеме, т.к. чем больше сумма получаемой прибыли, тем меньше ставка налога. Но это требует дополнительного усиления контроля со стороны налоговых органов.
    В целом основными направлениями совершенствования налоговой системы являются[15]:
  • обеспечение стабильности налоговой системы;
  • максимальное упрощение налоговой системы, изъятие из законов и инструкций норм, имеющих неоднозначное толкование;
  • ослабление налогового прессинга путем снижения налоговых ставок, обеспечение разумного уровня налоговых изъятий;
  • оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов. При этом следует иметь в виду, что в странах с развитой рыночной экономикой в последние годы предпочтение отдается прямым налогам, в то время как ориентация на косвенные налоги свидетельствуют о неспособности налоговых администраций организовать эффективный налоговый контроль за сбором прямых налогов;
  • усиление роли имущественных налогов, имеющих устойчивую налогооблагаемую базу;
  • приведение в соответствие с налоговым законодательством иных законов, так или иначе затрагивающих порядок исчисления и уплаты налогов;
  • максимальный учет при налогообложении реальных издержек хозяйствующих субъектов, связанных с их производственной деятельностью;
  • совершенствование подоходного налогообложения физических лиц;
  • развитие принципа добровольности при уплате налогов, неотъемлемой частью которого является своевременное информирование налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства, оказание консультационных услуг при исчислении и уплате налогов;
  • российская налоговая система должна не только отвечать требованиям динамичного и устойчивого экономического роста страны и финансовой стабильности, но и быть необременительной для субъектов хозяйственной деятельности, не препятствовать повышению их конкурентоспособности и росту деловой активности;
  • налоговая система должна стать благоприятной для инвестирования и развития бизнеса – более благоприятной, чем в странах-конкурентах. Результатом непременно станет прекращение утечки капитала за рубеж, в страны с более мягким налоговым климатом;
  • принимать все исчерпывающие меры к налогоплательщикам-работодателям, которые выплачивают заработную плату «в конверте».
    Реформирование налоговой системы должно проходить таким образом, чтобы система налогообложения не только не мешала развитию российской промышленности, но и стимулировала повышению конкурентоспособности российской экономики. В этой связи следует отменить налоги, лежащие непомерном грузом на производственных предприятиях. Отмене подлежат, прежде всего, налоги, у которых в качестве объекта налогообложения выступает выручка от реализации товаров (работ, услуг). Руководствуясь принятыми на себя международными обязательствами, Российская Федерация не должна вводить каких-либо дискриминационных налоговых мер в отношении зарубежных товаров. В целом система налогообложения операций с отечественными и импортными товарами должна быть единой, эта мера направлена на усиление конкуренции на внутреннем рынке, что должно привести к улучшению качества предлагаемых российских товаров. При этом государство оставляет за собой право на использование протекционистских мер, однако осуществляться они должны путем изменения ввозных пошлин.

2 Российские и мировые тенденции налогообложения
2.1 Тенденции в сфере налогообложения юридических лиц
В отношении еврооблигаций, выпущенных после 01.01.2014 года, предлагается 2 варианта налогообложения. Первый вариант предусматривает полное освобождение процентного дохода иностранных организаций, имеющих фактическое право на этот доход и не являющихся налоговыми резидентами офшорных юрисдикций. Аналогичное освобождение предлагается распространить на российские корпоративные облигации с обязательным централизованным хранением. По второму варианту налог взимается в зависимости от местонахождения держателя облигаций (с возможностью применения пониженной ставки налога по соответствующему соглашению об избежании двойного налогобложения). По информации, размещенной на официальном сайте Минфина России [22], министр финансов Антон Силуанов поддерживает первый вариант, поскольку он стимулирует развитие финансового рынка.
Планируется пересмотреть подход к лимитированию процентных расходов и установить конкретные значения предельных ставок (без привязки к ставке ЦБ РФ). При этом доходы в пределах лимита планируют освободить от контроля с точки зрения трансфертного ценообразования;
Предлагается объединить налоговые корзины по операциям с обращающимися ценными бумагами, обращающимися ФИСС и по основной деятельности налогоплательщика. Также говорится о возможности объединить корзины по операциям с ценными бумагами и ФИСС, не обращающимся на организованном рынке. Планируется рассмотреть вопрос о расширении числа налогоплательщиков, которые могут учитывать все операции в одной налоговой корзине (сейчас это право есть только у дилеров);
Предлагается закрепить понятие переквалификации операций РЕПО в операции по реализации (приобретению) ценных бумаг при ненадлежащем исполнении сделки по обратному приобретению ценных бумаг;
В целях упрощения налогового учета предлагается подтверждать обоснованность цен не по всем операциям с ценными бумагами и ФИСС, а только по сделкам, признаваемым контролируемыми в соответствии с новыми правилами трансфертного ценообразования.
Планируется развивать работу по следующим направлениям в сфере налогообложения природопользования:
• Установление формулы для исчисления НДПИ при добыче газа горючего природного и газового конденсата с привязкой соответствующих ставок налога к стоимости корзины добытого углеводородного сырья;
• Введение нового режима налогообложения добычи углеводородного сырья при разработке новых морских месторождений путем установления специальной системы налогового и таможенно-тарифного регулирования;
• Введение специального режима налогообложения нефти, добываемой из трудноизвлекаемых запасов.
Также возможно постепенное снижение ставки вывозной таможенной пошлины на нефть с одновременной компенсацией выпадающих доходов за счет увеличения ставки НДПИ на нефть. Однако делается оговорка, что сначала необходимо оценить экономический эффект такой реформы.
В отношении твердых полезных ископаемых планируется:
• Оценить целесообразность установления специфических ставок НДПИ по иным, кроме угля, видам твердых полезных ископаемых, а также проработать вопрос об установлении ставки НДПИ при добыче твердых полезных ископаемых с учетом мировых цен на соответствующие полезные ископаемые;
• Проработать вопрос установления налоговых преференций по НДПИ при добыче некоторых видов твердых полезных ископаемых на отдельных территориях, в том числе на территории Дальневосточного федерального округа;
• Проработать вопрос исчисления НДПИ по добыче драгоценных металлов и многокомпонентных комплексных руд;
• Рассмотреть вопрос передачи региональным органам власти полномочий по установлению ставок НДПИ по видам полезных ископаемых, относящимся к общераспространенным полезным ископаемым [22].
Предлагается также урегулировать предоставление налоговых льгот по инвестиционным проектам, реализуемым на территориях Дальневосточного федерального округа, Забайкальского края, Республики Бурятия или Иркутской области;
В параллели с налогом на недвижимое имущество физических лиц планируется постепенно ввести этот налог и для юридических лиц. При этом, в отличие от действующего в настоящее время налога на имущество организаций, базой для налога будет служить не балансовая, а кадастровая стоимость объектов недвижимости;
Как и прежде, акцизы на подакцизные товары будут регулярно индексироваться. Говорится о повышении темпов роста ставок акциза на табачную продукцию с тем, чтобы к 2020 году достигнуть уровня налогообложения, сопоставимого с европейскими странами – членами Всемирной организации здравоохранения;
Планируется уравнять режим налоговых вычетов по НДС для экспортеров и для налогоплательщиков, реализующих товары и услуги на территории РФ;
Планируется изменить порядок определения места реализации телекоммуникационных услуг (определять это место «по покупателю», а не «по продавцу»);
Также существуют планы по введению правил КИК (CFC rules) и реализации в законодательстве понятия бенефициарного собственника. Сроки введения не указаны;
Планируется урегулировать вопрос вычета потерь от краж в торговых сетях, при этом установить лимит такого вычета в размере 0,75% выручки от реализации.
2.2 Тенденции в сфере налогообложения физических лиц
Предполагается уравнять налогообложение по трем видам инвестиционной деятельности – вложениям в ценные бумаги, операциям с недвижимостью, открытием банковских депозитов. В документе предложены 4 подхода, которые могли бы помочь в достижении этой цели:
1) предоставить налоговый вычет на доход от реализации ценных бумаг и паев паевых инвестиционных фондов с определенными ограничениями,
2) снизить лимиты на размер освобождаемых процентов по банковским вкладам, а также установление его абсолютного значения предельной суммы освобождаемых процентных доходов в долгосрочной перспективе,
3) изменение подхода при предоставлении льготы по продаже недвижимости (предоставление освобождения на всю сумму дохода, если у владельца в момент продажи не было в собственности более трех объектов),
4) ввести в законодательство понятие «индивидуальный инвестиционный счет» и разработать порядок предоставления налоговых льгот при использовании такого счета. [20, с. 20]
Имущественный налоговый вычет по НДФЛ при покупке жилья планируется предоставлять вне зависимости от количества приобретаемых объектов или долей в них в пределах максимально возможного вычета на одного налогоплательщика в размере 2 млн. рублей. Таким образом, физические лица получат право обращаться в налоговые органы за получением имущественного налогового вычета многократно в течение жизни вплоть до полного использования предельной суммы вычета;
Планируется продолжить работу по введению налога на недвижимое имущество на всей территории РФ с применением кадастровой стоимости объекта в качестве налоговой базы по мере готовности муниципальных образований.
Для реализации идеи повышенного налогообложения престижного потребления в рамках налога на недвижимое имущество и транспортного налога планируется введение повышенных ставок в отношении объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых превышает определенную величину, и дорогих транспортных средств.
Важно, что ставку налога на доходы физических лиц в размере 13% в обозримом будущем менять не предполагается.
По вопросам налогового администрирования предлагается предоставить налоговым органам право на получение от банков сведений о наличии счетов, об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями;
Предлагается расширить права налоговых органов при проведении камеральных проверок, в том числе при предоставлении уточненной налоговой декларации «с минусом».
2.3 Мировые тенденции налогообложения
Что касается мировых тенденций налогообложения, то здесь можно выделить следующие:
Во-первых, многие государства усиливают уровень налогового администрирования, внося поправки и изменения в национальное налоговое законодательство по вопросу раскрытия налоговой информации. Причем такие изменения происходят как в крупных индустриальных странах (Канада, Австралия), так и в некоторых оффшорных юрисдикциях (например, под давлением ЕС – в Джерси). Путем таких законодательных инициатив они намерены ограничить методы агрессивной налоговой оптимизации.
Помимо этого, государства развивают концепцию Controlled Foreign Company (CFC), т.е. налогообложение иностранных компаний на основании подконтрольности. Как известно, подобные законодательные меры в настоящее время разрабатываются в Минфине РФ.
Во-вторых, в рамках Европейского союза очевидно снижение эффективной ставки корпоративного налога на прибыль в среднем на 1% в год. Эффективная ставка подоходного налога также снижается в среднем на 1% в год.
В-третьих, характерной тенденцией для стран ЕС является постоянное изменение национального налогового законодательства и приведение его в соответствие с общеевропейским. За последнее время было зафиксировано более сотни существенных изменений в налоговом законодательстве различных юрисдикций [20, с. 20].

Заключение
Налоги как очень мощное орудие могут сыграть свою роль в стабилизации экономики и финансов только в случае целенаправленного и дозированного использования.
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения.
В качестве Российских и мировых тенденций развития налогообложения можно выделить усиление налогового администрирования и снижение ставки подоходного налога.

Список использованных источников

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 30.03.2014) // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824
  2. Об основах налоговой системы в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.12.91 №2118-1 // Российская газета, N 56, 10.03.1992.
  3. Акуленок Д. Н. Налоговый портфель. — М.: Сомитек, 2013. – 108 с.
  4. Ашомко Т.А., Проваленко О.М. Налоговый кодекс: правонарушения и ответственность . – М.: ООО НПО «Вычислительная математика и информатика», 2011. – 80с.
  5. Битоков А., Кишенин В., Науменко С. Методология и порядок проведения налогового контроля // Налоги. 2010. №2. с.37-46
  6. Горшков Д.А. О налоговых режимах для субъектов малого предпринимательства // Налоговый вестник. 2011. №6. С.26-27.
  7. Государственная налоговая служба / Сост. Н.Б. Бобрынин, А.П. Буренков, С.П.Гришин и др.; под ред. В.К. Бабоева – Н. Новгород: Нижполиграф, 2014. – 448 c.
  8. Дубов В. В. Действующая налоговая система и пути её совершенствования. // Финансы. — 2012. — № 4. С. 22-24.
  9. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение. Серия «Учебники и учебные пособия» Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 416 с.
  10. Евмененко Т.О. Налоговый контроль и ответственность налогоплательщиков // Бухгалтерский учет. 2014. №3. с. 40-48
  11. Князев В.Г., Пансков В.Г. Налоговая система России: Учеб. пособие. — М.: Российская экономическая академия, 2014. – 472 с.
  12. Налоги. / Под общей ред. Черник Д.Г. Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2014. – 536 с.
  13. Налоги в России: Сб. нормат. Документов. / Под ред. М.И.Ходорович – М.: «Юридическая литература», 2014. – 184 с.
  14. Основы налогового законодательства. // Учет. Налоги. Право. — 2011. — №36. с. 21-28
  15. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов // СПС «Консультант плюс», 2014.
  16. Пансков В.Г. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. 4-е изд. с изм. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2011. – 612 с.
  17. Правовые акты в сфере налогообложения. Общее положение и специфика / Сост. Э.М. Цыганков, Б.Е.Тохтомуров, А.В.Силкина, Т.А. Ашомко – М.: правонарушения и ответственность . – М.: ООО НПО «Вычислительная математика и информатика», 2011. — 64 с.
  18. Тедеев, А.А. Налоги и налогообложение: Учеб. для вузов. –М.: «Приор-издат», 2012. – 469 с.
  19. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. «Основы налоговой системы»: Учебник для вузов. — 4-е издание переработанное и дополненное.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 715 с.
  20. Шторев С.С. О мерах по повышению эффективности работы налоговой службы // Финансы. 2014. №5. с.20
  21. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. Изд. 2-е, перераб. И доп. – М: ИНФРА , 2011. – 576 с.
  22. www.minfin.ru — официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации
  23. www.gks.ru — официальный сайт Госкомстат РФ
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov