Курсовая Региональная политика в системе регулирования территориального развития

Региональная политика в системе регулирования территориального развития

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 5
1.1 Региональные особенности хозяйства 5
1.2 Закономерности, принципы и факторы размещения производственных сил 9
1.3 Сущность специализации и комплексного развития региона 13
1.4 Государственная программа, реализуемая в Архангельской области 16
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 23
2.1 Краткая характеристика МО «Коряжма» 23
2.2 SWOT-анализ деятельности МО «Коряжма» 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время всё ещё происходит изменение сущности процессов управления социальным и экономическим развитием регионов. При выявлении стратегических направлений развития государства в целом и отдельных регионов в частности появляется необходимость ориентации на человеческие потребности, его мнения и интересы. Поэтому возрастает значение управления процессами развития регионов.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на территории любого региона осуществляют деятельность многие организации и предприятия, деятельность которых связана с развитием региона. Это обусловливает изучение проблем, связанных с управлением территориальным развитием.
Совершенствование процесса управления регионом имеет важнейшее значение и определяет актуальность темы исследования, ее теоретическую и практическую значимость.
В своих трудах проблемы регионального управления поднимали такие ученые как Бутов В.И., Игнатьев В.Г., Гранберг А.Г., Гутман Г., Мироедов А., Федин С., Ланцов В.А., Бабкина Л.Н., Песецкая Е.В., Сикацкий В. А. и другие.
Целью курсовой работы является изучение региональной политики в системе регулирования территориального развития.
Задачи, решаемые в процессе исследования:

  • изучить региональные особенности хозяйства;
  • рассмотреть закономерности, принципы и факторы размещения производственных сил;
  • проанализировать сущность специализации и комплексного развития региона;
  • исследовать одну из государственных программ, реализуемых в Архангельской области;
  • провести оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления на примере МО «Коряжма»;
  • провести SWOT-анализ муниципального образования.
    Предметом исследования является организация регионального управления.
    Объект исследования – муниципальное образование «Коряжма».
    В процессе написания работы были использованы такие методы исследования как теоретический обзор литературы, нормативно-правовых актов, сравнительный анализ и другие.

1 РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Региональные особенности хозяйства
Регион в узком смысле — как хозяйственная система — это часть территории, на которой возникает многосторонний, постоянно развивающийся комплекс связей и зависимостей между предприятиями и организациями разных отраслей .
Ее функционирование подчиняется определенным принципам:
— относительная, но достаточно высокая, экономическая и юридическая самостоятельность;
— территориальная целостность;
— наличие органов управления.
Сегодня в основу районирования положено административно- тёрриториальное деление. Каждая область, край, республика выступает как субъект Федерации.
Региональное хозяйство, например области, выступает как единый субъект (муниципальные и другие территориальные образования таковым субъектом не являются), что не исключает территориального структурирования внутри административно-экономического региона (выделение муниципальных образований и т.п.).
Региональное хозяйство обладает весьма специфическими чертами в отличие от национального хозяйства, хотя по сути выступает как макроуровень. Это, прежде всего, его некоторая усеченность, недостаточная комплексность хозяйства, более рельефно выраженная «монокультурность». Особенно эта черта проявляется для регионов небольших масштабов, приравненных к субъектам Федерации (области и т.п.). Так, для Ивановской области — одного из небольших территориальных образований России — характерно отсутствие ряда отраслей хозяйства (металлургия, угольная, нефтяная, газовая и другие отрасли промышленности). Наоборот, здесь чрезмерно велика доля текстильной промышленности.
Другая особенность хозяйства региона заключается в его про межуточном положении между федеральным и местным уровнем управления (так называемый мезоуровень). Это накладывает весьма специфические требования к организационно-экономическому механизму управления: необходимость вписаться в общероссийскую стратегию реформирования и одновременно учесть региональные особенности, разграничить полномочия не только с центром, но и с местными органами власти, включая и раздел собственности, источников доходов бюджетов разного уровня и т. п.
Как специфическую черту регионального хозяйства иногда выделяют его тесную связь с природно-географическим фактором. Действительно, наличие ресурсов, их объем, качество земли, природно-климатические условия, месторасположение — все это играет ключевую роль в экономике регионов. Одни регионы богаты полезными ископаемыми, другие имеют благоприятные условия для сельскохозяйственного производства, третьи, занимая центральное положение, выигрывают с точки зрения месторасположения. Есть регионы, где сосредоточен большой интеллектуально-научный потенциал. Сюда же следует отнести и степень развитости производственного потенциала, уровень экономического развития данной территории в целом. Известно, что одни регионы — высокоразвиты, другие, наоборот, имеют низкий уровень развития. Следовательно, и региональная политика не может не учитывать реального положения дел .
Весьма существенной особенностью региональной экономики является ее связь непосредственно с населением. Органы власти и управления регионом несут значительную ответственность за жизнеобеспечение населения. Они подвергаются давлению снизу, если случаются перебои в жизнеобеспечении. Поэтому социальный фактор играет первостепенную роль при выборе экономической стратегии развития, в управлении региональным хозяйством.
Принципиальным свойством регионального хозяйства в отличие от предприятий, как считают Лексин В.Н и Швецов А.Н., является, то, что регион не может быть обречен на ликвидацию («банкротство»), на механическое прекращение своих функций по жизнеобеспечению населения. Особенностью его функционирования в случае неблагоприятных обстоятельств, является нарушение процесса воспроизводства, экономических, демографических и природных процессов, что выражается в депрессивности региона. Соответственно, экономическая политика в регионах должна предусматривать в качестве стратегического курса разработку антидепрессивньих мер на всех уровнях управления. Депрессивными регионами считаются территориально-хозяйственные структуры, в которых производственно-ресурсная база перешла в фазу устойчивого спада, исключающего возникновение новых стимулов развития. При этом речь идет о компактных территориях, где наблюдается нарастание неблагоприятных тенденций темпами, превышающими общероссийские .
Сущность функционирования любой экономической системы, в том числе и регионального хозяйства, заключается в трансформации природных ресурсов в пригодные для потребления материальные блага, в обеспечении жизнедеятельности данного субъекта экономики. Эффективность механизма такой трансформации определяется рядом факторов, важнейшими из которых являются:
— отношения собственности, преобразование ее форм;
— организационно-правовые формы функционирования субъектов хозяйства;
— система управления собственностью в широком смысле этого слова.
Теоретической основой региональных экономических отношений, как считает Сикацкий В. А., является воспроизводственный подход, позволяющий рассматривать в единстве всю систему процесса расширенного воспроизводства. Воспроизводственный процесс включает в себя воспроизводство следующих элементов: трудовых и финансово-кредитных ресурсов, основных фондов, других производственных ресурсов, научных знаний и информации, материальных, бытовых и социальных услуг, а так же окружающей среды .
Ланцов В.А., Бабкина Л.Н. и Песецкая Е.В. особое внимание уделяют воспроизводству именно природной среды, восстановлению её экологического потенциала, что, несомненно, имеет весьма важное значение в социальном плане .
Одним из центральных вопросов управления региональным хозяйством является определение места и роли государства в регулировании макроэкономических процессов территориального развития. Однако современная по- литика направлена не столько на развитие регионов, сколько на их поддержку, то есть на решение частных задач текущего характера, вместо реализации долгосрочной концепции территориального развития.
Таким образом, по нашему мнению, под региональным хозяйством (хозяйством региона) следует понимать конституционно закрепленный территориально — хозяйственный комплекс, включающий в себя взаимосвязанную совокупность предприятий, организаций домашних хозяйств, а также соответствующую им инфраструктуру, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности. При этом следует подчеркнуть именно его комплексность, то есть взаимосвязь экономических субъектов, образующих определенную экономическую систему, а не просто наличие таковых. Взаимодействие структурного и функционального разрезов, о чем упоминалось выше, позволяет говорить о региональном хозяйстве как о системе, то есть зарегулированном, саморазвивающемся, самоподдерживающемся комплексе. Структурный аспект регионального хозяйства представляет не просто предприятия и организации, а совокупность взаимодействующих объектов разных форм собственности и базирующихся на них форм хозяйствования. Функциональный разрез регионального хозяйства находит свое воплощение в экономическом механизме его функционирования, в управлении собственностью с учетом особенностей организации хозяйства региона.
1.2 Закономерности, принципы и факторы размещения производственных сил
Развитие науки и практики в области размещения производительных сил требует глубокого изучения важнейших категорий — объективных закономерностей, принципов и факторов размещения производительных сил.
Если закономерности выражают объективную реальность в размещении производительных сил, то принципы являются отражением этих закономерностей в хозяйственной политике государства.
В.И. Видяпин сформулировал общие закономерности размещения и территориального развития общественного производства, к которым следует отнести:

  • неразрывную связь между размещением производительных сил и развитием экономических районов;
  • развитие экономических районов, обеспечивающее рациональное использование производственных фондов, природных и трудовых ресурсов в целях повышения производительности общественного труда;
  • научно обоснованную специализацию экономических районов на основе общественного разделения труда;
  • комплексное и пропорциональное развитие хозяйства в экономических районах в сочетании с их рациональной специализацией;
  • рациональную специализацию межрайонных экономических связей .
    Наряду с закономерностями размещения производительных сил большое значение имеют и принципы размещения — конкретные проявления пространственного распределения производства в определенный период экономического развития страны.
    Принципы можно рассматривать как методы хозяйствования. Исходя из объективных закономерностей и общих задач размещения производства А.Т. Хрущев выделяет следующие общие принципы:
  • приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и районам потребления продукции;
  • первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных видов природных ресурсов;
  • эффективное размещение производительных сил по территории страны;
  • реализация преимуществ и экономических выгод международного разделения труда в развитии и размещении производительных сил .
    Наряду с закономерностями и принципами размещения производительных сил необходимо также учитывать разнообразие факторов размещения различных предприятий и развития различных районов.
    Факторы размещения — это совокупность пространственных неравнозначных условий и ресурсов, их свойств, правильное использование которых обеспечивает высокие результаты при размещении предприятий материального производства и развития хозяйства районов. Факторы размещения включают природные ресурсы и условия, трудовые ресурсы, капитал, правительственную политику, транспорт, а также агломерационную экономию.
    Агломерационная экономия состоит из экономии от масштаба производства, локализационной экономии, а также урбанизационной и межотраслевой экономии . Помимо этого, возникают возможности вертикальной интеграции производства с последующим снижением текущих издержек и общей рационализацией производственного процесса.
    Факторы размещения, связанные с территориальными различиями в природных ресурсах и условиях, играют важную роль. К их числу, в первую очередь, относятся природные ресурсы — топливно-энергетические, минерально-сырьевые, земельные, лесные и водные.
    Другая группа факторов размещения, связанных с территориальными различиями в природной среде, именуется природно-климатическими условиями. К ним относятся климат, почвы, рельеф местности, характер грунтов и др. Неблагоприятные климатические условия вызывают заметное удорожание всех видов строительно-монтажных работ и повышение уровня заработной платы (величины текущих издержек в производственной и непроизводственной инфраструктурах). Водные ресурсы при современном уровне развития производительных сил — исключительно важный фактор не только для водоемких отраслей промышленности (химическая, электроэнергетика, черная и цветная металлургия, целлюлозно-бумажная), но также и для сельского хозяйства, развития городов. Правильный учет водооборота оказывает существенное влияние на показатели водохозяйственного баланса.
    Группа экономических факторов размещения производительных сил влияет на территориальное разделение труда. Под этими факторами понимается территориальная дифференциация количественных и качественных характеристик живого и овеществленного труда, которые в современных условиях зачастую оказывают даже большее влияние на принятие решений относительно размещения производительных сил, чем природные ресурсы и условия.
    К экономическим факторам размещения относятся население и трудовые ресурсы, существующий производственный аппарат, инфраструктура, а также агломерационный эффект, отражающий результатирующее влияние различных экономических факторов при высокой их территориальной концентрации. Высокая территориальная концентрация ряда экономических факторов размещения и определенная их комбинация создают агломерационный эффект, который в современных условиях играет решающую роль при размещении отраслей обрабатывающей промышленности. Агломерационный эффект и технологическое комбинирование относятся к экономическим факторам размещения, более того, являются основной формой их влияния на размещение промышленности.
    Пространство или взаимное расположение в пространстве всех экономических и природных условий играет особую роль в качестве фактора размещения. Пространство преодолевается с помощью транспорта и воздействует на размещение производительных сил через соответствующий уровень транспортных издержек. Особую роль при размещении производительных сил на современном этапе экономического развития играет группа экологических факторов, так как она непосредственно связана с бережным использованием природных ресурсов и обеспечением необходимых жизненных условий для населения.
    Таким образом, рассмотрение каждого фактора размещения производительных сил сопровождается анализом его воздействия на процесс размещения производства, рост городов, решение социальных, национальных и других проблем. Однако изолированное рассмотрение роли отдельных факторов размещения не дает общей картины, так как необходим одновременный учет влияния (зачастую противоречивого) всей суммы факторов размещения. Это означает необходимость учета всех условий, при соблюдении которых может быть реализован критерий эффективности.
    1.3 Сущность специализации и комплексного развития региона
    Совокупность отраслей хозяйственного комплекса региона, характеризующаяся определенными пропорциями и взаимосвязями, представляет собой отраслевую структуру региона. Определив отраслевую структуру региональной экономики и динамику ее изменения, можно оценить тесноту межотраслевых связей, возможности региона в удовлетворении внутренних потребностей, место региона в территориальном разделении труда.
    Комплексность развития региональной экономики означает оптимальное, наиболее эффективное и пропорциональное развитие отдельных отраслей хозяйства региона при его данной производственной специализации. Комплексное развитие региона предполагает обеспечение наиболее рациональных отраслевых и территориальных пропорций, установление и поддержание оптимального соотношения между:
  • отраслями специализации и вспомогательными, а также обслуживающими отраслями;
  • добывающей и обрабатывающей отраслями промышленности;
  • легкой и тяжелой промышленностью;
  • промышленностью и сельским хозяйством;
  • производственной и социальной инфраструктурой;
  • сферой производства и сферой услуг.
    К показателям комплексности регионального хозяйства относятся:
  • объем продукции внутрирегионального производства, потребляемой в регионе;
  • удельный вес продукции межотраслевого применения;
  • степень использования региональных ресурсов;
  • отраслевая структура хозяйства региона .
    На базе регионального хозяйственного комплекса возможно создание простых и достаточно сложных отраслевых комплексов.
    Простой отраслевой комплекс — это сочетание обособленных (параллельных) отраслей специализации, почти не связанных между собой (например, комплекс угольной и пищевой промышленности), и обслуживающих отраслей. Разные отрасли хозяйства, размещенные в одном регионе, уже фактом совместного нахождения оказывают взаимное влияние друг на друга. Хотя они и используют различные местные природные богатства, но зачастую имеют некоторую общую производственную базу (электроэнергетика, транспорт, трудовые ресурсы и т.д.).
    Сложный отраслевой комплекс предполагает помимо этого непосредственные производственные связи. Эти связи могут быть как вертикальными, т.е. от исходного сырья к готовой продукции (добыча угля — коксохимия, сельское хозяйство — пищевая промышленность), так и горизонтальными — между вертикальными ветвями (добыча угля — коксохимия — производство азотных удобрений — сельское хозяйство и т.д.).
    Формирование оптимальной отраслевой структуры выступает в качестве генерального направления повышения эффективности использования хозяйственного пространства территории и обеспечения ее устойчивого развития.
    Экономический оптимум является выражением максимизации объективной целевой функции экономической системы. Сущность оптимальной отраслевой структуры заключается в наиболее благоприятном соотношении ее частей и взаимосвязей между ними, что создает условия для эффективного функционирования экономики в целях максимального удовлетворения экономических и социальных потребностей общества при наличии объективных ограничений в ресурсах .
    При формировании системы управления структурными сдвигами на федеральном и региональном уровнях необходимо учитывать ряд принципов:
  • целостность — структурные изменения не должны нарушать целостности социально-экономической системы региона, т.е. приводить к ее разрушению;
  • целеполагание — структура должна соответствовать целевой ориентации региональной экономики, т.е. необходимо усилить те секторы, от деятельности которых зависит достижение этой цели;
  • системность — мероприятия в области структуризации должны представлять собой определенную систему;
  • согласованность (логичность) предпринимаемых действий — все принимаемые решения в процессе структуризации должны быть согласованы друг с другом и не противоречить друг другу;
  • селективность — структуризация должна носить избирательный характер, так как невозможно структуризировать сразу всю экономику, одна из причин — финансовые ограничения;
  • адаптивность — структура должна обладать способностью адаптации к изменениям внешней и внутренней среды, к целевой переориентации;
  • пропорциональность — пропорциональное развитие всех элементов структуры (в частности, создаваемые пропорции в структуре) должно обеспечивать равновесие всей экономической системы:
  • координация — структуризация должна обеспечить полную ко­ординацию функционирования всех составляющих этой структуры;
  • автономность — каждый компонент структуры должен обладать определенной автономностью, которая позволяет ему, с одной стороны, функционировать как самостоятельной целостной микроструктуре, а с другой — исключить нарушения целостности и единства воспроизводственной структуры в целом;
  • оптимизация — при неопределенном состоянии экономики возрастает число вариантов развития ее структуры, т.е. действует закон альтернативности, и из всех возможных вариантов развития должен быть выбран оптимальный;
  • учет влияния региональных факторов на процесс структуризации, например, таких, как ассимиляционный потенциал территории; существующая структура региональной экономики; завершенность комплексов профилирующих отраслей; характер инвестиционных процессов; состояние основных фондов (размеры, срок службы); социально-демографические и миграционные процессы; размещение населения;
  • экологизация производства — структурные изменения должны способствовать процессу рационализации использования природных ресурсов и снижению антропогенного воздействия на окружающую среду .
    Оптимизация отраслевой структуры региона предполагает разработку и реализацию политики создания экономического ядра роста в целях обеспечения устойчивого развития социально-экономической системы территории.
    1.4 Государственная программа, реализуемая в Архангельской области
    Рассмотрим государственную программу Архангельской области «Развитие местного самоуправления в Архангельской области и государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций (2014 – 2021 годы)».
    Цели государственной программы
    — повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, направленной на максимальное и полное удовлетворение потребностей населения Архангельской области;
    — создание условий для дальнейшего развития гражданского общества и повышение эффективности использования потенциала его институтов в социально-экономическом развитии Архангельской области;
    — создание условий для укрепления единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) на территории Архангельской области.
    Подпрограммы государственной программы:
  1. «Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций»;
  2. «Развитие территориального общественного самоуправления в Архангельской области»;
  3. «Обеспечение реализации государственной программы»;
  4. «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России, проживающих на территории Архангельской области»
    Задачи государственной программы:
    — повышение устойчивости и эффективности деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, за исключением государственных и муниципальных учреждений, на территории Архангельской области (далее – социально ориентированные некоммерческие организации), наиболее полное и эффективное использование возможностей социально ориентированных некоммерческих организаций в решении социальных проблем населения и развитии гражданского общества;
    — развитие человеческого капитала;
    — развитие и совершенствование территориального общественного самоуправления в Архангельской области;
    — содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений
    Общий объем финансирования государственной программы – 2 192 866,5 тыс. рублей, в том числе:
    — средства федерального бюджета – 31 827,6 тыс. рублей;
    — средства областного бюджета – 537 617,3 тыс. рублей;
    — средства местных бюджетов – 55 322,2 тыс. рублей;
    — внебюджетные средства – 25 396,1 тыс. рублей.
    Рассмотрим итоги реализации государственной программы «Развитие местного самоуправления в Архангельской области и государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций (2014 – 2021 годы)».
    Подпрограмма № 1 «Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций».
    1) В рамках подпрограммы в 2018 году в соответствии с распоряжением администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области проведен один конкурс целевых проектов СО НКО.
    По итогам указанного конкурса поддержку получили 29 проектов СО НКО. Размер предоставляемой субсидии СО НКО варьировался до 100,0 тыс. рублей и до 300,0 тыс. рублей.
    Общая сумма субсидий, предоставленных победителям указанного конкурса, составила 7000,0 тыс. рублей.
    2) В 2018 году методические семинары по обеспечению участия СО НКО в конкурсах целевых проектов СО НКО прошли в следующих муниципальных образованиях Архангельской области «Город Архангельск», «Город Котлас», «Виноградовский муниципальный район».
    3) В период с марта по апрель 2018 года в Архангельской области проводилось социологическое исследование по оценке положения СО НКО в Архангельской области. Оператором социологического исследования выступило государственное автономное учреждение Архангельской области «Центр изучения общественного мнения». Методы исследования: веб-опрос, анкетный опрос, кабинетное исследование, экспертное интервью. Общее число респондентов исследования составило 2003 человека, проживающих в 25 муниципальных образованиях Архангельской области. Общий размер средств, направленный на проведение мероприятий в 2018 году, составил 966,3 тыс. рублей.
    4) В 2018 году подготовлена закупочная документация и техническое задание на выполнение работ по разработке новых функциональных модулей интернет-портала СО НКО Архангельской области, а именно модулей для организации приема и обработки заявок на участие в конкурсах на получение грантов ИОГВ для СО НКО.
    Подпрограмма № 2 «Развитие территориального общественного самоуправления в Архангельской области».
    1) В 2018 году в рамках подпрограммы на муниципальные конкурсы по отбору проектов ТОС заявлено 449 проектов. Финансовую поддержку из них получили 306 проектов. Проекты ТОС реализованы по 6 направлениям: благоустройство населенного пункта, сохранение и использование местного исторического, культурного наследия, сохранение 7 народных традиций и промыслов, развитие физической культуры и спорта, поддержка социально уязвимых групп, экологическая культура и безопасность, противопожарная защита.
    2) Проведены конкурсы «Лучший ТОС Архангельской области 2018 года» и «Лучший активист ТОС Архангельской области 2018 года». Конкурсы проводились в два этапа. В ходе первого этапа на муниципальном уровне отобраны 64 заявки. В результате рассмотрения данных заявок конкурсная комиссия областного уровня определила по 20 победителей в каждой номинации конкурсов «Лучший ТОС Архангельской области» и «Лучший активист ТОС Архангельской области».
    3) Созданы и размещены на телеканале «Россия 24» два видеофильма, и видеоролик по теме «Территориальное общественное самоуправление» для дальнейшего размещения и демонстрации на сайте www.dvinanews.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
    Подпрограмма № 3 «Обеспечение реализации государственной программы».
    1) За 2018 год государственным автономным учреждением Архангельской области «Центр изучения общественного мнения» проведены 12 научных социологических исследований:
  • оценка населением средств массовой информации Архангельской области;
  • положение дел в муниципальных образованиях Архангельской области I (городские округа);
  • положение дел в муниципальных образованиях Архангельской области II (муниципальные районы);
  • оценка удовлетворенности населения Архангельской области медицинской помощью, услугами в сферах образования, культуры, физической культуры и спорта, жилищно-коммунальными услугами, молодежной политикой, а также деятельностью органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, в том числе их информационной открытостью;
  • оценка уровня коррупции в Архангельской области;
  • оценка социального самочувствия молодежи в Архангельской области;
  • оценка общественно-политической и экономической ситуации в Архангельской области (I волна);
  • оценка общественно-политической и экономической ситуации в Архангельской области (II волна);
  • оценка уровня удовлетворенности населения Архангельской области качеством предоставления социальных услуг;
  • оценка уровня удовлетворенности населения Архангельской области государственной политикой в области содействия занятости населения;
  • оценка населением Архангельской области качества предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • оценка состояния конкурентной среды в Архангельской области.
    Подпрограмма № 4 «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России, проживающих на территории Архангельской области».
    1) С февраля по март 2018 года государственное автономное учреждение Архангельской области «Центр изучения общественного мнения» провело очередное социологическое исследование «Оценка населением межнациональных и межконфессиональных отношений в Архангельской области».
    2) Мероприятия X Северного межнационального форума (далее – форум) прошли в г. Архангельске и Архангельской области в период с 21 мая по 12 июня 2018 года. Проведены выездные методические семинары в рамках работы Ресурсного центра в сфере национальных отношений в Архангельской области и областного конкурса межнациональных инициатив и социальных проектов «Поморье – территория мира и согласия» в пяти городских округах и муниципальных районах Архангельской области, совместное заседание совета по межнациональным отношениям при Губернаторе Архангельской области, заседание общественного экспертного совета по вопросам государственной национальной политики и межнациональных отношений при Архангельском областном Собрании депутатов, региональный семинар в рамках проекта «Моя Россия – единство народов.
    3) В рамках реализации подпрограммы с 1 по 5 марта 2018 года в городах Котласе, Коряжме и Новодвинске, пос. Березник Виноградовского района и с 1 по 3 декабря 2018 года в пос. Плесецк Плесецкого муниципального района, городах Мирном и Онеге проведены выездные совещания и круглые столы с участием представителей ИОГВ, органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, правоохранительных органов, национально-культурных объединений Архангельской области и творческих коллективов Архангельской области» (акция «Большой круг»). Участие в мероприятиях приняли около одной тысячи человек.
    4) В октябре организованы и проведены курсы повышения квалификации муниципальных служащих Архангельской области по программе «Государственное и муниципальное управление. Государственная политика в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений на современном этапе» в объеме 24 часов.
    Оценка эффективности реализации государственной программы в отчетном периоде проведена министерством экономического развития Архангельской области в соответствии с Положением об оценке эффективности реализации государственных программ Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 10 июля 2012 года № 299-пп, и составила 70,9 балла. Эффективность реализации государственной программы в 2018 году признается удовлетворительной.

2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Краткая характеристика МО «Коряжма»
Коряжма — один из самых молодых городов России, которому в 2019 году исполнилось 34 года. История его рождения хранит еще несколько памятных дат:
1535 год — основание монашеской обители на левом берегу нижней Вычегды иноком Лонгином, положившей начало Николо-Коряжемскому монастырю, заметно влиявшему на протяжении 3-х веков на развитие экономики и культуры края и государства;
1961 год — первая продукция Котласского целлюлозно-бумажного комбината, ставшего крупнейшим предприятием лесной промышленности в стране и мире;
15 августа 1985 года Коряжме присвоен статус города.
Коряжма расположена в юго-восточной окрестности Двинской ложбины в 35 километрах от устья реки Вычегды, в 630 км на юго-восток от областного центра — г. Архангельска. Граничит с Котласским муниципальным районом. Ближайшая железнодорожная станция — Низовка, на линии Котлас-Микунь. Расстояние от центра муниципального образования до станции — 8 км. С Архангельском город связан железнодорожным, автомобильным и авиационным транспортом. Климат умеренно-континентальный. Зима холодная, снежная, продолжительностью 4-4,5 месяца. Средняя температура января — минус 14 °С. Средняя температура июля – плюс 17,2 °С.
Хозяйственную основу муниципалитета составляют целлюлозно-бумажная и химическая промышленность, производство строительных материалов. С 1985 года и по настоящее время градообразующим предприятием муниципального образования является Котласский целлюлозно-бумажный комбинат (с 1992 года ОАО «Котласский целлюлозно-бумажный комбинат», сейчас – филиал ОАО «Группа»Илим» в г.Коряжме) .
Рассмотрим показатели эффективности деятельности МО «Коряжма» по данным сводного доклада о результатах оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Архангельской области по итогам 2018 года в таблице 1.

Таблица 1 — Показатели эффективности деятельности МО «Коряжма»
№ Показатели оценки эффективности 2017 2018 Изменение, %
1 Экономическое развитие
1.1 Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя, руб. 154971,7 116224,4 -25,0
1.2 Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций, % 22 23 4,5
2 Дошкольное, общее и дополнительное образование
2.1 Доля детей в возрасте 1-6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях в общей численности детей в возрасте 1-6 лет, % 94 93 -1,0
2.2 Доля детей в возрасте 1 — 6 лет, стоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1 — 6 лет, % 5 4 -20,0
3 Культура
3.1 Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры от нормативной потребности: парками культуры и отдыха, %
100 100 0
3.2 Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры от нормативной потребности: библиотеками, % 100 100 0
4 Физкультура и спорт
4.1 Доля населения, систематически занимающихся физической культурой и спортом, % 30 31 +3,3
4.2 Доля обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся, % 99 100 +1,0
5 Жилищное строительство
5.1 Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя — всего, кв. метров 24 23 -4,2
5.2 Площадь земельных участков, предоставленных для строительства в расчете на 10 тыс. человек населения — всего, гектаров 8 7,5 -6,3
6 Жилищно-коммунальное хозяйство
6.1 Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет, % 100 100 0
6.2 Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в отчетном году, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, % 2 3 +50,0
7 Организация муниципального управления
7.1 Расходы бюджета муниципального образования на содержание работников ОМСУ в расчете на одного жителя муниципального образования, рублей 2000 2100 +5,0
7.2 Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования (без учета субвенций), % 84 78 -7,1

Таким образом, по результатам анализа видно, что показатели эффективности деятельности МО «Коряжма» по итогам 2018 года варьируются в ту или иную сторону.
Так, показатели, относящиеся к спорту и физической культуре имеют тенденцию к росту, тогда как показатели жилищного строительства снижаются.
Особенно заметен спад в объеме инвестиций в основной капитал в расчёте на 1 жителя, снижение за отчетный период составило 25%.
В целом органы местного самоуправления МО «Коряжма» в 2018 году работали удовлетворительно.
На основании сводного Доклада о результатах оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Архангельской области, муниципальное образование «Город Коряжма» два года подряд занимает лидирующие места среди городских округов региона.
Рассмотрим результаты интернет-опроса по оценке населением эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области в таблице 2.

Таблица 2 — Результаты интернет-опроса по оценке населением эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области
Показатели удовлетворенности В среднем по Арх-ой области в 2018 году 2017 2018
Количество проголосовавших в опросе МО «Коряжма», чел 1 23
1 Транспортное обслуживание, % 43 — 65
2 Качество автомобильных дорог, % 20 — 8
3 Организация теплоснабжения, % 60 100 88
4 Организация водоснабжения, % 53 100 81
5 Организация электроснабжения, % 71 100 88
6 Организация газоснабжения, % 40 — 82
7 Деятельность главы МО, % 42 — 52
8 Деятельность представительного органа МО, % 30 — 65

Из таблицы видно, что большинство показателей удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления в МО «Коряжма», кроме качества автомобильных дорог, выше среднеобластных, что является положительным моментом.
Однако, в силу того, что число голосовавших в интернет-опросе в 2017 году было значительно ниже (1 в 2017 г. против 23 в 2018 г.), то исследование динамики показателей является некорректным.
2.2 SWOT-анализ деятельности МО «Коряжма»
SWOT — метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: Strengths (Сильные стороны), Weaknesses (Слабые стороны), Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы).
Проведем SWOT — анализ муниципального образования. Выделим основные сильные и слабые стороны МО «Коряжма» и установим связи между сильными, слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами.
Проведём SWOT-анализ МО «Коряжма» в таблице3.

Таблица 3 — Результаты SWOT — анализа МО «Коряжма»
Сильные стороны Слабые стороны Благоприятные возможности Угрозы
Реализация приоритетных национальных проектов «Старение» населения Обеспечение достойных социальных и экономических условий проживания Снижение качества жизни населения
Наличие сети учреждений социальной инфраструктуры, соответствующей стандартам Миграционный отток трудоспособного населения Реализация потенциала через приоритетные национальные проекты Старение кадров
Высокая плотность автодорожной сети Износ основных фондов ЖКХ Снижение смертности и стимулирование рождаемости Отсутствие строительства социального жилья
Повышение уровня рождаемости Дефицит специалистов высшего и среднего звена Улучшение инвестиционного климата Незавершенность старых и отсутствие новых инвестиционных проектов
Наличие земель для создания новых инвестиционных проектов в АПК Значительная удаленность от областного центра Снижение выбросов предприятиями загрязняющих веществ Высокий уровень радиационного загрязнения
Наличие особо охраняемых природных территорий Высокий уровень безработицы Контроль со стороны государства по улучшению экологической обстановки Недостаточное финансирование мероприятий по охране окружающей среды

Совмещение перечисленных характеристик дает возможность развивать основные направления стратегии.

Таблица 4 — Сильные стороны — Благоприятные возможности (реализация возможностей с помощью сильных сторон)
Сильные стороны Благоприятные возможности Мероприятия
Повышение уровня рождаемости Снижение смертности и стимулирование рождаемости Сокращение отрицательного сальдо миграционного баланса
Реализация приоритетных национальных проектов Реализация потенциала через приоритетные национальные проекты Реализация федеральных, региональных и муниципальных программ по поддержке сельхозтоваропроизводителей

Таблица 5 — Сильные стороны — Угрозы (нейтрализация угроз с помощью сильных сторон)
Сильные стороны Угрозы Мероприятия
Наличие земель для создания новых инвестиционных проектов в АПК Незавершенность старых и отсутствие новых инвестиционных проектов Подготовка земель (перспективных промышленных зон) для реализации производственных инвестиционных проектов
Наличие сети учреждений социальной инфраструктуры, соответствующей стандартам Отсутствие строительства социального жилья Создание условий для привлечения инвесторов по совместному с муниципальными органами власти финансированию строительства и модернизации объектов социальной инфраструктуры

Таблица 6 — Слабые стороны — Благоприятные возможности (использование благоприятных возможностей для преодоления слабых сторон)
Слабые стороны Благоприятные возможности Мероприятия
Высокий уровень безработицы Обеспечение достойных социальных и экономических условий проживания Решение проблем кадровой политики и обеспечение высокого кадрового потенциала
Значительная удаленность от областного центра Усиление роли района во внутриобластных, межрегиональных и международных интеграционных связях Повышение привлекательности района для проживания

Таблица 7 — Слабые стороны — Угрозы (снижение неблагоприятного воздействия сочетания слабых сторон и угроз)
Слабые стороны Угрозы Мероприятия
«Старение» населения Сокращение численности населения Снижение смертности населения и увеличение продолжительности жизни
Износ основных фондов ЖКХ Отсутствие строительства социального жилья Создание условий для привлечения инвесторов по совместному с муниципальными органами власти финансированию строительства и модернизации объектов социальной инфраструктуры

Исходя из проведённого анализа выявим стратегические направления развития МО «Коряжма»:

  1. Сокращение отрицательного сальдо миграционного баланса за счет сокращения смертности и стимулирования рождаемости;
  2. Реализация федеральных, региональных и муниципальных программ по поддержке сельхозтоваропроизводителей;
  3. Подготовка земель (перспективных промышленных зон) для реализации производственных инвестиционных проектов;
  4. Создание условий для привлечения инвесторов по совместному с муниципальными органами власти финансированию строительства и модернизации объектов социальной инфраструктуры;
  5. Решение проблем кадровой политики и обеспечение высокого кадрового потенциала за счет обеспечения достойных социальных и экономических условий проживания;
  6. Повышение привлекательности района для проживания за счет возможного усиления роли муниципалитета во внутриобластных, межрегиональных и международных интеграционных связях;
  7. Снижение смертности населения (от устранимых и от основных причин) и увеличение продолжительности жизни.
    По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы о том, что:
  • макросреда нейтрально влияет на МО «Коряжма», оказывая как положительное, так и отрицательное воздействие. Наибольшую угрозу для муниципалитета представляют экономические и экологические факторы макросреды;
  • основными конкурентными преимуществами муниципалитета является относительно высокая плотность автодорожной сети, высокий уровень газификации жилого фонда и наличие земель для создания новых инвестиционных проектов в АПК и наличие сырья для развития промышленности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под региональным хозяйством (хозяйством региона) следует понимать конституционно закрепленный территориально — хозяйственный комплекс, включающий в себя взаимосвязанную совокупность предприятий, организаций домашних хозяйств, а также соответствующую им инфраструктуру, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности. При этом следует подчеркнуть именно его комплексность, то есть взаимосвязь экономических субъектов, образующих определенную экономическую систему, а не просто наличие таковых.
Оптимизация отраслевой структуры региона предполагает разработку и реализацию политики создания экономического ядра роста в целях обеспечения устойчивого развития социально-экономической системы территории.
Коряжма — один из самых молодых городов России, которому в 2019 году исполнилось 34 года.
Коряжма сегодня — это современный благоустроенный, утопающий в зелени город с развитой социально-бытовой инфраструктурой, со стабильно работающими предприятиями.
На основании сводного Доклада о результатах оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Архангельской области, муниципальное образование «Город Коряжма» два года подряд занимает лидирующие места среди городских округов региона.
По результатам анализа эффективности деятельности органов местного самоуправления видно, что показатели эффективности деятельности МО «Коряжма» по итогам 2018 года варьируются в ту или иную сторону.
Большинство показателей удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления в МО «Коряжма», кроме качества автомобильных дорог, выше среднеобластных, что является положительным моментом.
Исходя из проведённого SWOT-анализа выявлены стратегические направления развития МО «Коряжма»:

  1. Сокращение отрицательного сальдо миграционного баланса за счет сокращения смертности и стимулирования рождаемости;
  2. Реализация федеральных, региональных и муниципальных программ по поддержке сельхозтоваропроизволителей;
  3. Подготовка земель (перспективных промышленных зон) для реализации производственных инвестиционных проектов;
  4. Создание условий для привлечения инвесторов по совместному с муниципальными органами власти финансированию строительства и модернизации объектов социальной инфраструктуры;
  5. Решение проблем кадровой политики и обеспечение высокого кадрового потенциала за счет обеспечения достойных социальных и экономических условий проживания;
  6. Повышение привлекательности района для проживания за счет возможного усиления роли муниципалитета во внутриобластных, межрегиональных и международных интеграционных связях;
  7. Снижение смертности населения (от устранимых и от основных причин) и увеличение продолжительности жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2. Бутов В.И., Игнатьев В.Г. Основы региональной экономики.- М.: Экономика, 2010. – 442 с.
  3. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. Учебник для вузов. — М.: ГУ ВШЭ, 2010 — 495 с.
  4. Гутман Г., Мироедов А., Федин С. Экономика региона и управление/ Учебное пособие — Владимир, 2010. — 268 с.
  5. Керашев М.А. Экономика промышленного производства: учеб. — Краснодар: Печатный двор Кубани, 2018. — 173 с.
  6. Ланцов В.А., Бабкина Л.Н., Песецкая Е.В. Потенциал территории: экономические, социальные и экологические аспекты — СПб: УРСС, 2014. — 543 с.
  7. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования. — М.: УРСС, 2018. — 390 с.
  8. Сикацкий В. А. Теоретические вопросы использования экономического потенциала в новых условиях. — СПб: ИСЭП, 2018. — 450 с.
  9. Федоренко Н., Симгера В. К оценке эффективности использования национальных ресурсов России // Вопросы экономики, 2018. — №8, с. 39-40
  10. Экономика пищевой промышленности: учеб. / М.Д. Магомедов, А.В. Заздравных, Г.А. Афанасьева. — М.: Дашков и Ко, 2015. — 232 с.
  11. Экономическая география России: учеб. / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина. — М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия. 2019 — 533 с.
  12. Экономическая и социальная география России: учеб. / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. — М.: Дрофа, 2016. — 672 с.
  13. Официальная страница Администрации МО «Коряжма» в сети Интернет // Режим доступа — http://www.koradm.ru
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov