Курсовая Рынок труда особенности регулирования и саморегулирования

Рынок труда: особенности регулирования и саморегулирования

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы рынка труда 5
1.1 Понятие рынка труда, его элементы и функции 5
1.2 Государственное регулирование рынка труда 9
1.3 Механизм саморегулирования рынка труда 14
2 Состояние рынка труда в России 16
3 Рынок труда: состояние, проблемы и пути регулирования в муниципальном образовании город Великий Устюг 20
Заключение 29
Список используемой литературы 31

Введение
Формирование в России рынка труда диктует необходимость разработки политики занятости, учитывающей специфику переходной экономики, национальные особенности, менталитет населения. Это не исключает использование некоторых принципов и подходов, характерных для стратегий занятости в странах с рыночным хозяйством, что, однако, возможно лишь при условии их адаптации к российским реалиям.
В современных условиях одной из основных проблем, стоящих перед Россией, является повышение социально-экономической стабильности, поиск и выявление ресурсов и факторов ускорения экономического развития. В этом процессе должны быть задействованы все сферы и сектора современной экономики.
Экономическое развитие России вплоть до недавнего времени характеризовалось тенденцией роста, сопровождающегося увеличением количества трудовых ресурсов и повышением занятости во всех секторах экономики и видах экономической деятельности. Однако возникший в мировой экономике финансовый кризис привел к росту безработицы, снижению реальных доходов занятого населения, развитию скрытой занятости и многим другим негативным последствиям.
Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований. Складывающаяся многоукладная экономика и ее структурная перестройка предъявляют новые требования к качеству рабочей силы, ее профессионально-квалификационному составу и уровню подготовки, обостряет конкуренцию между работниками. Тем самым актуализируются задачи выяснения влияния факторов, которые формируют процессы на рынке труда, оценки закономерностей, тенденций и перспектив его развития.
Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, которые лишились работы. Поэтому, такие проблемы, как занятость населения, безработица, конкурентоспособность рабочей силы и, в целом рынок труда, актуальны для экономики страны и актуальны для рассмотрения.
Цель данной работы – исследовать сущность и особенности регулирования и саморегулирования рынка труда, а также проанализировать рынок труда в России вообще и в г. Великий Устюг в частности.
Для выполнения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

  • исследовать теоретические основы рынка труда, дать его определение и рассмотреть основные характеристики;
  • проанализировать современное состояние рынка труда в России;
  • изучить состояние, проблемы и пути регулирования рынка труда в муниципальном образовании город Великий Устюг.
    В ходе подготовки к написанию курсовой работы использовались материалы учебной литературы и периодических изданий, справочники ГосКомСтата и др.

1 Теоретические основы рынка труда
1.1 Понятие рынка труда, его элементы и функции
Рынок труда — наиболее сложный элемент рыночной экономики. Здесь не только переплетаются интересы работника и работодателя при определении цены труда и условия его функционирования, но и отражаются практически все социально-экономические изменения в обществе.
Поэтому явления, происходящие на рынке труда в России, необходимо изучать с двух сторон:

  • с одной стороны — как проявление общих закономерностей, присущих рыночной экономике;
  • с другой стороны – с учетом российской специфики формирования рыночной среды.
    Рынок труда является органической составляющей любой рыночной экономики, выполняющей функции механизма распределения и перераспределения общественного труда по сферам и отраслям хозяйства, видами формам деятельности по критерию эффективности труда и производства в соответствии со структурой общественных потребностей и форм собственности.
    Рынок труда — это динамическая система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства, и механизм его самореализации, механизм спроса и предложения, функционирующий на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда (заработной платы).
    Рынок труда характеризуется элементами, аналогичными рынкам других ресурсов, однако именно эти элементы отличают рынок труда от рынков других ресурсов:
  1. Стороны рыночных отношений или субъекты рынка: работодатели или их представители и ищущие работу люди.
    Субъекты рынка труда – это¬ наемные рабо¬тники и их о¬бъединения – про¬фсо¬юзы, рабо¬то¬датели и его¬ о¬рганы.
    Наемные рабо¬тники – это¬ граждане, включающиеся в про¬цесс о-бщественно¬го¬ во¬спро¬изво¬дства на о¬сно¬ве про¬даж сво¬ей рабо¬чей силы, найма к со¬бственнику средств про¬изво¬дства или о¬рганизато¬ру про¬изво-дства. Рабо¬то¬датель- это¬ индивидуум, рабо¬тающий само¬сто¬ятельно¬, и по-сто¬янно¬ нанимающий на рабо¬ту о¬дно¬го¬ или бо¬лее чело¬век. Го¬сударство¬ как субъект рыно¬чных о¬тно¬шений представлен федеральными, регио-нальными и местными о¬рганами само¬управления.
  2. Право¬вые акты, регламентирующие о¬тно¬шения субъекто¬в рынка труда, эко¬но¬мические про¬граммы, решения и юридические но¬рмы, принятые субъектами.
    Для но¬рмально¬го¬ функцио¬ниро¬вания рынка труда нео¬бхо¬димы зако-но¬дательные акты, но¬рмы, правила, ко¬то¬рые бы регулиро¬вали взаимо-действие между субъектами рынка труда, четко¬ о¬пределяли их права, со-здавали равные во¬змо¬жно¬сти к труду всех участнико¬в рыно¬чных о¬тно-шений и т.д.
  3. Рыно¬чная инфраструктура. Рыно¬чная инфраструктура — это¬ со¬во-купно¬сть институто¬в со¬действия занято¬сти, про¬фо¬риентации, про¬фпо¬дго¬то-вки и перепо¬дго¬то¬вки кадро¬в; сеть центро¬в занято¬сти (бирж труда), центро¬в по¬дго¬то¬вки и перепо¬дго¬то¬вки рабо¬чей силы, центро¬в про¬фессио-нально¬й о¬риентации и т.д. О¬сно¬вные элементы рыно¬чно¬й инфраструктуры: го¬сударственная служба занято¬сти, службы про¬фо-риентации, по¬дго¬то¬вки и перепо¬дго¬то¬вки рабо¬тнико¬в, рекламные фирмы и др.
  4. Безрабо¬тица и со¬циальные выплаты, связанные с ней. Что¬бы по-держать высво¬бо¬ждаемы персо¬нал в перио¬д о¬тсутствия рабо¬ты зако¬но¬м занято¬сти населения предусмо¬трена выплата по¬со¬бий по¬ безрабо¬тицы, ко-мпенсаций при уво¬льнении, выплата стипендий во¬ время учебы и др.
  5. Ко¬нъюнктура рынка — со¬о¬тно¬шение спро¬са и предло¬жения труда, о¬пределяющая ставки зарабо¬тно¬й платы на ко¬нкретные виды труда и уро-вень занято¬сти населения.
    Наличие и взаимо¬действие всех элементо¬в рынка труда нео¬бхо¬димо¬ для но¬рмально¬го¬ его¬ функцио¬ниро¬вания, по¬д ко¬то¬рым по¬нимается по¬ло-жение, ко¬гда со¬зданы все усло¬вия для выпо¬лнения функций рынка труда. К ним о¬тно¬сятся:
  • регулиро¬вание спро¬са и предло¬жения труда; о¬беспечение встречи между про¬давцами рабо¬чей силы и по¬купателями (рабо¬то¬дателями) для заключения до¬го¬во¬ро¬в в Целях со¬единения рабо¬чей силы со¬ средствами про¬изво¬дства (капитало¬м);
  • о¬беспечение ко¬нкуренции между рабо¬тниками за рабо¬чее место¬, а между рабо¬то¬дателями за наем рабо¬чей силы;
  • устано¬вление равно¬весно¬й (до¬минирующей) цены;
  • со¬действие по¬лно¬й, но¬ эко¬но¬мически эффективно¬й занято¬сти.
    О¬сно¬вными элементами рынка труда являются спро¬с и предло¬жение, сто¬имо¬сть и цена рабо¬чей силы, ко¬нкуренция.
    О¬со¬бую фо¬рму имеет цена труда. Цено¬й труда является зарабо¬тная плата, на ко¬то¬рую, как и на любо¬й то¬вар, влияют спро¬с и предло¬жение.
    Спро¬с — ко¬личество¬ рабо¬чей силы, ко¬то¬ро¬е рабо¬то¬датель го¬то¬в и в со¬сто¬янии купить по¬ неко¬то¬ро¬й цене в течение о¬пределенно¬го¬ времени.
    О¬сно¬вными факто¬рами, влияющими на спро¬с, являются увеличение спро¬са на про¬изво¬димые этим трудо¬м про¬дукты или услуги, про¬изво-дительно¬сть данно¬го¬ вида труда, изменение цен на другие вво¬димые факто¬ры про¬изво¬дства.
    Как правило¬, рабо¬то¬датели по¬купают трудо¬вые услуги по¬сле то¬го¬, как о¬ценят веро¬ятный вклад этих услуг в со¬здание до¬хо¬да, т.е. наем рабо-тнико¬в про¬исхо¬дит в случаях, ко¬гда выручка будет превышать до¬по-лнительные издержки. Причем, чем выше уро¬вень зарплаты, тем меньший спро¬с будет предъявляться на трудо¬вые услуги.
    Величина предложения — это численность людей, работающих по найму или ищущих такую работу.
    Предложение рабочей силы характеризуется численностью и составом людей (по полу и возрасту, образованию, профессиям и квалификации и другим необходимым характеристикам), способных к труду и заинтересованных в получении работы на условиях найма.
    Согласно теории предельной полезности, человек прекращает предлагать свою рабочую силу, когда устанавливается равновесие между убывающей полезностью выручки за труд и растущей бесполезностью объемов проделанной работы.
    К факторам, влияющим на предложение рабочей силы на рынке труда, относятся:
    • Экономические факторы (ставка заработной платы, общий уровень зарплаты для общества в целом, продолжительность рабочего времени, уровень безработицы и др.).
    • Социальные (состояние пенсионного обеспечения, престижные моменты и др.).
    • Факторы, связанные с образованием и подготовкой кадров.
    • Психологические (желание работать).
    • Демографические (темпы прироста населения и его трудоспособной части, половозрастная структура и др.).
    В рыночной системе равновесие между спросом и предложением в принципе недостижимо как в силу многомиллионного числа сделок и отношений, так и в силу внутренних свойств и принципов организации рыночной системы. Результатом несоответствия спроса и предложения рабочей силы в условиях рыночной экономики является безработица. Это — особенность рынка труда.

1.2 Государственное регулирование рынка труда
В современной экономической науке не прекращаются споры о масштабах государственного присутствия в рыночной экономике. В настоящее время в России развивается сфера услуг, внедряются новые информационные и инновационные технологии, позволяющие значительно увеличить производительность труда работников. Изменения в структуре экономики неизбежно вызывают изменения в структуре занятости населения, в развитии социального партнерства, в отношении к роли государства и профсоюзов на рынке труда. Особенно это заметно в региональном разрезе. С одной стороны, выделяются регионы с устойчивой экономической системой, аккумулирующие значительную часть финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов страны. Агломерации становятся центрами притяжения рабочей силы, научными и инновационными центрами, полюсами экономического роста. С другой стороны, появились регионы-аутсайдеры, неспособные самостоятельно развиваться без помощи федерального центра, характеризующиеся большим оттоком трудовых и материальных ресурсов. Таким образом, при выборе инструментов государственного регулирования рынка труда в субъектах Российской Федерации необходимо учитывать территориальный фактор.
Применительно к рынку труда правильнее говорить именно о его регулировании со стороны государственных органов, а не о государственном управлении. Это обусловлено тем, что воздействие со стороны органов государственной власти на региональный рынок труда не должно быть постоянным, оно должно осуществляться только в том случае, если в этом есть необходимость, и быть направлено лишь на отдельные параметры данного рынка.
Регулирование рынка труда рассматривается нами как система мер и инструментов, используемых органами государственной власти и местного самоуправления для достижения состояния полной занятости. Все инструменты государственного регулирования регионального рынка труда можно разделить на следующие группы:

  • административные инструменты, которые базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения или принуждения (к ним относится: законодательное регулирование трудовых отношений и миграции; лицензирование деятельности предприятий и организаций; квотирование рабочих мест; установление МРОТ);
  • организационные инструменты, используемые государством с целью создания социально-экономических условий для участников рынка труда, при которых им проще заключать трудовые договора, например: организация работы служб занятости населения; профориентационная работа; обеспечение доступности информации о состоянии рынка труда (ведение единых баз данных по вакансиям в регионах, создание информационного интернет-портала «Работа в России»);
  • экономические инструменты, призванные создать экономические стимулы у участников рынка труда, и таким образом скорректировать их поведение для достижения полной занятости (налогообложение фонда оплаты труда; предоставление налоговых льгот предприятиям, создающим и сохраняющим рабочие места; правительственные расходы на финансирование мероприятий в области содействия занятости; государственные инвестиции; государственные заказы предприятиям; льготное кредитование; субсидирование занятости, поощрение самозанятости; дотации, субвенции и субсидии субъектам Федерации).
    Вопрос о степени государственного присутствия на рынке труда является дискуссионным. С одной стороны, необходимость государственного регулирования регионального рынка труда обусловлена наличием ситуаций, в которых действие рыночного механизма оказывается неэффективным. В научной литературе такие ситуации получили название несостоятельности рынка (market failures) или фиаско рыночного механизма. Многие российские исследователи считают участие государства в регулировании рынка труда обязательным.
    С другой стороны, следует помнить, что активное вмешательство государства в функционирование регионального рынка труда не обязательно означает его эффективное регулирование.
    Органы государственной власти Российской Федерации задают основные направления в сфере регулирования рынка труда, которые находят свое продолжение в законотворческой деятельности региональных органов государственной власти. За органами государственной власти субъектов Федерации закреплены значительные полномочия в вопросах регулирования занятости, в пределах которых они самостоятельны, главное, чтобы их решения не противоречили федеральному законодательству и не ухудшали положения экономически активного населения. Однако такая законотворческая самостоятельность региональных властей в вопросах регулирования рынка труда приводит к значительной дифференциации субъектов Федерации по степени государственного вмешательства в функционирование рынка труда. В одних регионах сильно развито законодательство в сфере труда и занятости, в других — практически отсутствует.
    Степень присутствия государства на рынке труда существенным образом зависит от действия ряда экономических факторов (сложившегося уровня оплаты труда; величины ВРП; структуры экономики региона; развития инновационного сектора экономики; объема и структуры инвестиций; развития предпринимательства), социально-демографических факторов (развития социальной инфрастуктуры; численности постоянного населения; половозрастной структуры населения; естественного и миграционного движения населения; уровня урбанизации экономики региона), политических факторов (представления региональных властей о границах государственного присутствия в экономике) и национальных особенностей организации хозяйственной жизни конкретного региона.
    Все субъекты Российской Федерации могут быть разделены на несколько групп в зависимости от степени участия государства в регулировании регионального рынка труда:
  • регионы с сильным государственным вмешательством,
  • регионы с умеренным государственным вмешательством,
  • регионы со слабым государственным вмешательством.
    Для проведения классификации регионов по степени государственного регулирования рынка труда нами был проведен контент-анализ принятых нормативно-правовых актов в субъектах Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2014 г. по следующим составляющим:
  • наличие региональных законов о занятости;
  • наличие действующих долгосрочных и/или среднесрочных целевых программ содействия занятости населения;
  • наличие законов и/или действующих программ содействия занятости для отдельных социально-демографических групп (инвалидов, молодежи, бывших военнослужащих, лиц, освободившихся из мест лишения свободы);
  • наличие законов, программ и/или административных регламентов по содействию самозанятости безработных граждан;
  • наличие целевых программ по реализации дополнительных мероприятий для снижения напряженности на рынке труда в условиях мирового финансового кризиса.
    Исследование показало, что только в 10 субъектах Российской Федерации приняты собственные законы о занятости населения, как правило, это республики, отражающие в законах некоторые национальные особенности развития и регулирования регионального рынка труда (Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Чеченская Республика, Республика Татарстан, Республика Хакасия, Республика Башкортостан и Республика Тыва), а также города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. В Москве, Республике Тыва и Чеченской Республике законы о занятости были приняты совсем недавно (в конце 2013 — начале 2014 гг.). Остальные же региональные законы о занятости носят устаревший характер, последние поправки во многие из них вносились в 2011 — 2012 гг., а, например, в закон о занятости Республики Хакасия и Кабардино-Балкарской Республики в 2001 и 2002 гг. соответственно.
    Больше половины регионов России (50 субъектов) приняли долгосрочные или среднесрочные целевые программы содействия занятости населения, в которых определены цели, задачи и направления политики занятости на соответствующий период. Однако 33 субъекта Федерации по состоянию на 1 ноября 2014 г. не имели подобных программ. Среди них такие регионы, как Брянская область, Ивановская область, Смоленская область, Республика Коми, Ставропольский край, Кировская область, Пермский край, Забайкальский край, Магаданская область, Амурская область, Чукотский автономный округ.
    Следует отметить, что в условиях мирового кризиса многие субъекты Российской Федерации разработали и приняли специальные целевые программы по снижению напряженности на региональных рынках труда. Подобные программы по состоянию на 1 ноября 2014 г. отсутствовали только в Белгородской и Орловской областях, г. Санкт-Петербурге, Республике Ингушетия, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Мордовия, Ставропольском крае. Однако почти во всех этих регионах приняты долгосрочные целевые программы в сфере содействия занятости населения на период 2014–2016 гг., в которых и нашли отражения мероприятия по смягчению последствий финансового кризиса на рынок труда .
    Если анализировать нормативно-правовую базу регулирования регионального рынка труда в разрезе федеральных округов, то наиболее «урегулированным» является рынок труда Южного и Уральского федерального округа. Почти во всех субъектах Федерации, входящих в состав данных федеральных округов, приняты долгосрочные целевые программы занятости населения, действуют нормативные акты о занятости для отдельных социально-демографических групп и разработаны программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в условиях мирового финансового кризиса
    Контент-анализ нормативно-правовой базы субъектов Российской Федерации также показал, что нет ни одного региона, в котором сфера трудовых отношений вообще не подвергалась бы регулированию органами государственной власти.
    1.3 Механизм саморегулирования рынка труда
    Основными рычагами саморегулирования рынка труда являются цена труда, соотношение платежеспособного спроса на него и его предложение и конкуренция.
    На рынке труда общепринято считать, что ценой труда является заработная плата. Она привлекает на рынок труда часть населения, которая не имеет других источников доходов. Высокий уровень заработной платы увеличивает предложение труда во всех составляющих рынка труда: расширяет потенциальный и циркулирующий, а на корпоративном повышается оплата труда за рост его продолжительности и эффективности. Рост общего уровня реальной оплаты труда повышает общий уровень жизни работоспособных наемных работников. Увеличиваются налоговые поступления от заработной платы, страховые взносы и отчисления в различные бюджетные и внебюджетные фонды, что способствует расширению возможности социальной защищенности населения. В настоящий момент, опыт развитых стран показывает нам, что в значительной степени благосостояние населения связано с высоким уровнем заработной платы на рынке труда.
    Колебания цены труда в сторону ее уменьшения приводят к противоположным результатам: ограничивается приток рабочей силы на рынок труда, уменьшается его предложение, снижаются налоговые поступления и т.д.
    В механизме саморегулирования рынка труда важную роль занимает прибыль частного предпринимателя, который является покупателем на рынке труда. Вполне естественно его стремление получить из наемного труда максимальную выгоду при минимальных затратах. Эта выгода находит отражение в размерах нормы прибыли, которая показывает размеры дохода по отношению к затратам предпринимателей на производство товаров и услуг. Предприниматель будет стремиться туда, где он будет получать более высокую норму прибыли, и покидать сферы, где она ниже. В любом случае, предприниматель создавая новую или расширяя старую фирму, вовлекает в рынок труда новых работников, при этом увеличивая его масштабы. Соответственно, стремясь уменьшить затраты на найм рабочей силы, он осваивая новые технологии для производства, совершенствует организацию труда, следовательно с учетом повышенных требований усложняется система образования (то есть создается потенциальный рынок труда).
    Одной из тенденций современного рыка труда, особенно в условиях финансового кризиса, стала необходимой потребностью для работодателей поиск “универсальных” сотрудников .
    Таким образом, механизм саморегулирования рынка труда приводит его к такому состоянию, когда рост общего уровня безработицы в стране пересекается с ростом удельного веса резерва производственных мощностей.
    При экономическом подъеме резервные рабочие места, создаваемые на предприятиях за счет внедрения модернизированных и инновационных технологий, поглощают значительную часть безработных, существующих на рынке труда, но это порождает инфляцию, съедает рост доходов наемных работников за счет быстрой потери деньгами покупательной способности. Все меры по сдерживанию инфляции в конечном итоге ведут к росту безработицы.

2 Состояние рынка труда в России
В связи с мировым финансово-экономическим кризисом, сегодняшняя картина с занятостью и безработицей во многом повторяет ситуацию 90-х, сохраняется высокая занятость за счет манипулирования зарплатами, что негативно сказывается на экономике. Характерная черта российского рынка труда 1990-х — сверхгибкая зарплата и склонность работодателей снижать ее, но не сокращать занятость, деформируя, таким образом, рынок труда. Любой экономический кризис независимо от причин его возникновения всегда сопровождается спадом производства, связанным со снижением спроса у потенциальных покупателей, а также с нехваткой у предприятий денежных средств на реализацию проектов. Производители вынуждены экономить и сокращать производство, влача за этим ряд изменений на рынке труда.
К основным негативным тенденциям, обусловленным обвалом мировой экономики, и оказывающим прямое влияние на рынок труда России, относятся:

  1. Рост численности безработных граждан. Уровень безработицы в РФ в I квартале 2014 года вырос на 33.9% до 7.107 млн. человек в годовом исчислении. Такие данные содержатся в докладе Росстата. В конце I квартала 9.5% экономически активного населения классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной организации труда). В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных зарегистрированы 2.2 млн. человек, в том числе 1.9 млн. получают пособие по безработице. Численность экономически активного населения в I квартале составила 74.8 млн. человек, или более 53% от населения страны. В численности экономически активного населения 67,7 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 7,1 млн. человек — как безработные с применением критериев МОТ.
    Цифра безработицы в 9,5% от экономически активного населения РФ в целом по стране, как выяснилось, не мешает иметь безработицу выше 10% в пяти федеральных округах России. Она ниже лишь в Центральном (6,6%) и Северо-Западном (7,5%) округах.
  2. Активное введение режимов неполной занятости. Более 1000 российских предприятий были вынуждены прибегнуть к переводу значительной части своих сотрудников в режим неполного рабочего времени, предоставлять им неоплачиваемые отпуска, либо держать в простое, суммарная численность таких работником на сегодняшний день составляет 943 064 человека. В том числе:
  • численность работников, находившихся в простое по вине администрации, составила 279 891 человек;
  • численность работников, работавших неполное рабочее время, — 560 867 человек;
  • численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации, — 102 327 человек.
    Все эти меры хоть и помогают предприятиям удержаться на плаву, сократив, таким образом, свои издержки, но все, же больше приводят к негативным последствиям в среднесрочной перспективе, искажая все экономические показатели.
  1. Рост задолженности по выплате заработной платы. Просроченная задолженность по заработной плате, по данным Росстата, на 1 мая 2014 года составила 9 млрд. 755 млн. руб., увеличившись на 8,3% по сравнению с 1 апреля 2014 года. Данные получены от организаций, кроме субъектов малого предпринимательства.
    Сам по себе кризис — это время освобождения экономики от неэффективных предприятий. Поэтому будет применяться механизм банкротства для решения проблем, вызванных низким уровнем менеджмента, стратегическими ошибками в управлении, недостаточным вниманием собственников к эффективности их активов. Смена собственников и менеджмента предприятий — объективный процесс и государство не будет ему препятствовать, оставляя за собой задачи защиты прав работников и сохранения стратегически важных производственных активов таких предприятий в ходе процедур банкротства.
    В то же время, предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, но попавшие в сложную ситуацию из-за отсутствия доступа к кредитам и временного снижения спроса на их продукцию, вправе рассчитывать на поддержку государства. Кроме того государство собирается уделить особое внимание сохранению трудового потенциала, расширяя масштабы своей деятельности в сфере занятости, противодействия росту безработицы, развития программ переобучения и переподготовки работников, находящихся под риском увольнения.
    Федеральный бюджет выделил дополнительно 43,7 млрд. рублей на стабилизацию ситуации на рынке труда.
    Субъектами Российской Федерации приняты 82 региональные программы, предусматривающие профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность. За счет этих средств проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
    Дополнительные бюджетные средства выделяются в виде субсидий из федерального бюджета на основании специальных соглашений с субъектами Российской Федерации.
    Остальные средства будут перечисляться в регионы незамедлительно в зависимости от хода процессов, происходящих на региональных рынках труда, и, естественно, при принятии регионами дополнительных мер реагирования на возникающий риск роста безработицы.
    Объем бюджетных ассигнований, направляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание социальной поддержки безработных граждан и осуществление активных программ содействия занятости безработных граждан, будет увеличен на 33,95 млрд. рублей, в том числе 29,8 млрд. рублей на социальную поддержку граждан, признанных в установленном порядке безработными.
    Повышена информированность работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства в области занятости населения, о ситуации на рынке труда в субъекте Российской Федерации. Во всех субъектах Российской Федерации организована работа консультационных пунктов и телефонных «горячих линий». Для содействия занятости безработных и незанятых граждан, а также граждан, находящихся под риском увольнения (проживающих во всех субъектах Российской Федерации), организована работа информационного портала «Работа в России». Обновление вакансий осуществляется еженедельно.
    По сути, это мероприятия должны препятствовать значительному росту численности безработных граждан.

3 Рынок труда: состояние, проблемы и пути регулирования в муниципальном образовании город Великий Устюг
По-прежнему в зоне особого внимания органов службы занятости города Великий Устюг остаются вопросы содействия трудоустройству безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы: женщин, инвалидов, имеющих показания к трудовой деятельности, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, лиц предпенсионного возраста, подростков до 18 лет, беженцев и вынужденных переселенцев, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, граждан, подвергшихся воздействию радиации. Программа «Содействие занятости граждан, нуждающихся в социальной защите и/или испытывающих трудности в поиске работы» распространяется на безработных граждан, которые зарегистрированы в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, и применяется в случаях, когда обычные стандартные процедуры оказания гражданам содействия в трудоустройстве не принесли желаемых результатов.
Работодатель — важнейший партнер службы занятости населения. От того, насколько тесно и конструктивно развиваются партнерские отношения, напрямую зависит эффективность регулирования рынка труда и ситуация на нем.
В отчетном периоде в ЦЗН стояла задача укрепления деловых связей и партнерских отношений службы занятости с работодателями. Усилия службы занятости были направлены на качественное предоставление государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.
Численность безработных граждан, состоящих на регистрационном учете в ЦЗН город Великий Устюг составила в: 2012 году—1289 человек; 2013 году—948; среди них женщин: 2012 году—634; 2013 году—493; жители сельской местности: 2012 году—655; 2013 году—463.
Динамика численности безработных: по сравнению с 2012 годом численность безработных уменьшилась на 26,5%; безработных женщин-22,2%; доля сельских жителей — на 29,3%.
Главная задача центра занятости при работе с гражданами — оказание быстрой и квалифицированной помощи в подборе места работы. Вся работа ГУ «ЦЗН города Великий Устюг» строится на основе индивидуального подхода к гражданам, обратившимся в целях поиска работы, стремлении оказать им реальную практическую помощь.
На конец отчетного периода в базе данных находятся сведения о 112 работодателях зарегистрированных в ЦЗ города Великий Устюг. В 2012 и 2013 годах за услугой содействия в подборе необходимых работников обратилось работодателей – 27 и 48 соответственно.
В 2012 году было посещено 10 предприятий с целью оказания услуги содействия в подборе необходимых работников. В 2013 году — 14 работодателей получили данный вид услуги.
Коэффициент напряженности на рынке труда в г. Великий Устюг на конец отчетного периода составляет 4,9.
Наиболее востребованные профессии и специальности – рабочие текстильной промышленности (ткачи, помощники мастера, прядильщики…), работники пищевой промышленности (технологи, пекари, машинисты тесторазделочных машин…), а также рабочие других специальностей (кладовщики, продавцы, слесари-ремонтники, швеи…).
Государственная услуга по информированию населения и работодателей о положении на рынке труда является обязательной составляющей государственной политики в области занятости населения и предоставляется в соответствии с Административным регламентом в целях удовлетворения информационных запросов об услугах органов службы занятости, состоянии рынка труда.
В рамках реализации Программы «Информирование о положении на рынке труда» предусматриваются следующие мероприятия информационного характера: подготовка тематических проектов в СМИ; издание буклетов, брошюр, дайджестов в соответствии с Административными регламентами службы занятости для разных целевых групп: безработных, ищущих работу, работодателей, других социальных партнеров.
Информация способствует поискам равновесия на рынке труда, облегчает трудовое посредничество для различных категорий населения, консультативную деятельность, профориентацию.
При предоставлении информации с использованием средств телефонной связи, электронного информирования, вычислительной и электронной техники, посредством размещения на Интернет-ресурсах Центра занятости, в средствах массовой информации, на информационных стендах, издания информационных материалов (брошюр, буклетов и т.д.) государственная услуга оказывается неопределенному кругу лиц.
Государственная услуга по информированию о положении на рынке труда предоставляется работниками центров занятости населения при личном обращении получателя государственной услуги с заявлением-анкетой о предоставлении государственной услуги.
Получатели государственной услуги имеют право на неоднократное обращение за государственной услугой.
Одной из форм работы службы занятости с населением и работодателями является проведение ярмарок вакансий рабочих мест.
Практика показала, что наиболее эффективными являются мини-ярмарки, которые проводятся в целях расширения возможности трудоустройства, профессионального обучения граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также подбора рабочей силы на конкретные виды работ.
В 2012 году было проведено 4, в 2013 году 4 мини-ярмарок вакансий.
За 2012 год услуги по профессиональной ориентации получили 862 человека, из них 70человек учащиеся общеобразовательных школ города и района, профессионального учебного заведения. Наиболее востребованными были услуги по профессиональному информированию.
В 2013 году услуги по профориентации получили 1327 человек из них 18 человек учащиеся образовательных учреждений; 247 человек безработные граждане перед направлением на профессиональное обучение. Услугой так же воспользовались 70 учащихся ОГОУ НПО «ПУ № 45» и 45 воспитанников ОГОУ «Великоустюгский детский дом».
Все профориентационные программы были направлены на содействие в профессиональном самоопределение – помочь человеку найти себя в профессиональной карьере.
В 2012 психологическую поддержку получил 41 человек, а в 2013 году 45 человек. Психологическая поддержка оказанная безработным гражданам, направленным на профессиональное обучение, улучшает учебный процесс. Так как на тренингах участникам даются навыки эффективного общения в новой группе, саморегуляции эмоционального состояния для обучения и дальнейшего трудоустройства. Граждане участвующие в психологическом тренинге, чувствуют себя более комфортно и уверенно в новом коллективе.
В 2012 году на профессиональную подготовку , переподготовку, повышение квалификации было направлено 228 человек, а в 2013 году 243 человека. Наибольшее число безработных граждан в 2012 году были направлены на обучение по следующим специальностям: продавец, водитель автомобиля ,электрогазосварщик, оператор ПВЭМ со знанием делопроизводства, оператор котельной , парикмахер, частный охранник, маляр строительный , электромонтер , швея. В 2013 году перечень востребованных профессий значительно не изменился.
Средний период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан в 2012-2013 годах составил 2,5 месяца. Средние затраты на профессиональное обучение одного безработного в 2012 году составили 8775 руб., а в 2013 году – 11718 руб.
В 2012 году численность трудоустроенных граждан после завершения профессионального обучения составила 143 человека, из них закрепившихся на рабочих местах свыше 3х месяцев 101 человек.
В 2013 году численность трудоустроенных граждан после завершения профессионального обучения составила 121 человек, из них закрепившихся на рабочих местах свыше 3х месяцев 51 человек
Результатом предоставления государственной услуги в 2013г. является начисление центром занятости социальных выплат:
Государственная услуга в виде пособия по безработице была оказана 3354 безработным на сумму 38368 тыс. руб., что на 4% меньше, чем в 2012г.;
Государственная услуга в виде стипендии в период профессионального обучения по направлению центра занятости была оказана 243 студентам на сумму 1430 тыс.руб., что на 35% больше, чем в 2012г.;
Государственная услуга в виде материальной помощи оказана 60-ти студентам, проходящим профобучение по направлению Центра занятости на сумму 111тыс.руб. Данная государственная услуга в 2012г. не оказывалась;
Средний размер пособия по безработице в 2013г. составил сумму 2875 руб., что на 4% больше среднего размера пособия в 2012г.
Организация общественных работ – один из способов позволяющих в достаточно короткие сроки решить проблемы занятости населения и снизить уровень безработицы в нашем районе. Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия.
В первую очередь предлагается работа для безработных граждан, не получающих пособие по безработице, состоящих на учете свыше шести месяцев, не имеющих профессии, специальности.
Определяются объемы и виды общественных работ, исходя из необходимости развития социальной инфраструктуры муниципального образования.
Организация общественных работ является одним из активных и практически реализуемых в достаточно короткие сроки, способов решения проблемы занятости населения.
Для большинства безработных граждан экономическая целесообразность участия в общественных работах заключается в одновременном получении заработной платы и пособия по безработице, а в некоторых случаях — в возможности последующего трудоустройства на постоянную работу в тех организациях, где проводятся работы.
В 2012 году в общественных работах участвовало 409 человек, в 2013 году – 416 человек.
Средний период участия в общественных работах составил 2,5 месяца.
Основные направления общественных работ:
• строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, канализационных и других коммуникаций;
• эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;
• озеленение и благоустройство территорий.
Программа временной занятости подростков в свободное от учебы время и во время каникул действует в Великоустюгском районе уже не первый год. В данном направлении центр занятости сотрудничает с отделом образования администрации района, комиссией по делам несовершеннолетних, центром помощи семье и детям.
Одна из основных целей программы – дать возможность школьникам участвовать в общественно значимых мероприятиях на территории города и района.
В 2012 году в рамках данной программы трудоустроено 87 человек, в их числе 47 человек, находящихся в трудной жизненной ситуации (25 чел. дети-сироты, находящиеся под опекой и оставшиеся без попечения родителей, 7 человек состоят на учете в КДНиЗП и ОППН, 15 чел. – подростки из малообеспеченных, неполных и многодетных семей).
В 2013 году в рамках программы трудоустроено 115 человек, из них находящихся в трудной жизненной ситуации 44 чел. (дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей 4 чел., подростки, состоящие на учете в КДНиЗП и ОППН 7 чел., подростки из малообеспеченных, неполных и многодетных семей 40 чел.)
Участники программы занимались озеленением, благоустройством и помогали в подготовке школ к новому учебному году.
По-прежнему в зоне особого внимания органов службы занятости останутся вопросы содействия трудоустройству безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы: инвалидов, имеющих показания к трудовой деятельности, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, лиц предпенсионного возраста, подростков до 18 лет, беженцев и вынужденных переселенцев, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, граждан, подвергшихся воздействию радиации. Как правило, каждый восьмой, обращающийся в областную службу занятости в целях поиска работы, относится к одной из вышеперечисленных категорий граждан.
Программа распространяется на безработных граждан, которые зарегистрированы в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, и применяется в случаях, когда обычные стандартные процедуры оказания гражданам содействия в трудоустройстве не принесли желаемых результатов.
Численность участников в 2012 году-3 человека (2 человека с категорией инвалидности, 1 человек – предпенсионного возраста, и в 2013 году также 3 человека (2 человека с категорией инвалидности, 1- предпенсионного возраста).
Активной формой работы с безработной молодежью (выпускниками учреждений начального и среднего профессионального образования) остается реализация мероприятий по предоставлению гражданам в возрасте 18-20 лет, ищущим работу впервые, возможности трудоустройства на условиях временной занятости для получения необходимых трудовых навыков и адаптации на рынке труда.
В 2012 году во временных работах граждане возрасте от 18 до 20 лет участие не принимали;
В 2013 году участвовало 3 человека по профессии делопроизводство.
В программе социальной адаптации «Клуб ищущих работу», отличительной особенностью которой является то, что она предполагает работу с людьми реально заинтересованными в поиске работы, за 2012 год приняли участие 63 человека, а в 2013 году 85 человек. Значительная часть программы направлена на обучение способам поиска работы, трудоустройства и закрепления на рабочем месте.
Содействие в организации самозанятости является одним из возможных вариантов решения проблемы трудоустройства. Ориентация на самозанятость (предпринимательство) в сложившейся на сегодняшний день ситуации на рынке труда является значимым ресурсом, позволяющим обеспечить занятость населения в условиях незначительного количества вакансий, что особенно актуально для сельских территорий области.
Основными направления деятельности службы занятости в развитии самозанятости и предпринимательской инициативы безработных граждан являются:
• профессиональное консультирование незанятых граждан в целях определения возможностей их эффективной деятельности в качестве предпринимателей;
• информирование о возможностях обучения основам малого бизнеса;
• обучение безработных граждан основам предпринимательства и профессиям, способствующим самозанятости;
• оказание безработным гражданам правовой, финансовой и организационной помощи в создании собственного дела;
• содействие в разработке бизнес-планов;
В 2013 году 105 человек зарегистрировали собственное дело и создали 26 дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. Общие затраты на организацию самозанятости составили 7702,8 тыс. рублей. 50 безработных женщин смогли заняться предпринимательской деятельностью, им была оказана финансовая помощь в размере 3469,2 тыс. рублей.
В 2012 году 32 безработных гражданина получили помощь в организации предпринимательской деятельности, затраты составили 1881,6 тыс. рублей.
Виды деятельности для организации предпринимательства безработные граждане выбрали самые разные – розничная торговля товарами, развитие личного подсобного хозяйства, строительные и отделочные работы и т.д.

Заключение
В заключении можно отметить, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Так как рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы работников, так и работодателей по средством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам. Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Целенаправленное государственное преобразование в области подготовки и переподготовки кадров, в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной. Чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.
Итак, рынок труда — это, прежде всего система, в которой взаимодействуют работодатели, предъявляющие спрос на рабочую силу и собственники рабочей силы, которые продают свою способность к труду. Главной особенностью этого рынка является специфика труда, как объекта купли-продажи. Основными элементами механизма рынка труда являются спрос на рабочую силу, ее предложение. Рынок труда также испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и государство, поддерживающее интересы, как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников. Одной из важнейших категорий рынка труда является заработная плата. Факторами, влияющими на величину заработной платы являются социально-экономические, а также соотношение спроса и предложения на рынке труда; вводимый государством гарантированный минимум заработной платы; степень профессиональной квалификации. Также в данной работе я не могла не обойти стороной особо важные проблемы сегодняшнего рынка труда, в частности рост безработицы, спровоцированный глобальным экономическим кризисом.
Резкое снижение спроса у потенциальных покупателей привело к спаду производства, а точнее перепроизводство, приведшее к перенасыщенности рынка, а также ряд других процессов происходящих на ипотечном и финансовом рынке США, привело к обвалу мировой экономики, и, соответственно, к резкому росту безработицы в большинстве стран. Наша страна не стала исключением. На данный момент безработица охватила почти четверть всей рабочей силы и составила уже 9,5%. Заработные платы тех, кто сохранил за собой место, были подвержены пересмотру.

Список используемой литературы

  1. Антонович И.И. Экономика знаний и будущее труда // Общество. Государство. Политика. — 2009. — № 5. – С. 12-19
  2. Волгин Н.А., Кокин Ю.П. Доходы населения и оплата труда в современной России. – М75 РАГС, 2013. – 168 с.
  3. Гаузнер Н. Современная ситуация на российском рынке труда и политика занятости. // МЭИМО. – 2012. — № 4. – С. 10-14.
  4. Гуськова И.В. Трансформация рынка труда России. – М.: НИМБ, 2010. – 290 с.
  5. Ильина Л.О. Рынок труда и управление человеческими ресурсами. – М.: Феникс, 2013. – 416 с.
  6. Общая экономическая теория В.Г. Вененько, Москва, 2012. – 443 с.
  7. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Лунева Н.К. Рынок труда (практическая макроэкономика труда). – М.: Альфа-Пресс, 2012. – 900 с.
  8. Остапенко Ю.М. Экономика труда: Учеб. пособ. – 2-е изд., -М.: ИНФРА-М, 2012. – 369 с.
  9. Рынок труда: Учебник. / под ред. Проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. – 2-е изд. – М.: Изд. «Экзамен», 2013. – 401 с.
  10. Социология труда. О.В. Ромашов. -М.: Гардарики , 2013. – 608 с.
  11. Экономика и социология труда. – М.: Инфра-М, 2010. – 592 с.
  12. http://www.gks.ru/
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov