Курсовая Система связей власти с общественностью

Дисциплина: Управление общественными отношениями
Тема: Система связей власти с общественностью.

Содержание
Введение 3
1 Понятие взаимодействия органов местного самоуправления с населением 5
2 Цели и задачи связей власти с общественностью 8
3 Правовое обеспечение организации связей с общественностью 11
4 Механизмы организации связи власти с общественностью 16
Заключение 21
Библиографический список 22

Введение
Актуальность темы исследования определяется тем, что государственное и муниципальное управление предполагает комплексный учет актуальных и потенциальных потребностей и интересов основных социальных факторов, к которым относятся, прежде всего, различные социальные группы и организации. Соответственно, для принятия эффективных управленческих решений, за которыми не последует их отторжение либо саботаж, требуется наличие эффективной системы связей с общественностью.
В настоящих условиях использование системы связей с общественностью в органах власти является чрезвычайно актуальным и своевременным.
Актуальность темы исследования усиливается в связи с тем, что в России становление правового демократического государства и гражданского общества идёт в условиях политических и экономических проблем. Управление не может проходить успешно без привлечения населения на основе постоянного механизма взаимодействия с обществом, гражданами.
Среди авторов, занимающихся вопросами связей с общественностью, назовём следующих: В.Э. Бойкову, Андреева Ю.А, Почепцова Г.Г., В.Г. Королько, Е.С. Шугрину, Г.Г. Ханова, А.В. Косорукова А. В., О.Ю. Александрову и ряд других.
Цель работы заключается в анализе организации системы связей с общественностью в органах государственной и муниципальной власти.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  • изучить понятие взаимодействия органов местного самоуправления с населением;
  • рассмотреть цели и задачи связей власти с общественностью;
  • проанализировать правовое обеспечение организации связей с общественностью;
  • исследовать механизмы организации связи власти с общественностью.
    Объектом исследования являются связи с общественностью в органах власти.
    Предметом исследования являются технологии осуществления связи с общественностью.
    В основе исследования лежат положения и выводы ведущих российских и западных ученых, специализирующихся на изучении связей с общественностью в органах власти.
    В работе использованы методы анализа, сравнения, традиционный анализ документов.
    Источниками написания работы послужили нормативные документы, регулирующие связи с населением в органах власти, материалы из научных журналов, учебные пособия, материалы периодической печати, материалы сети Интернет.

1 Понятие взаимодействия органов местного самоуправления с населением
Одной из наиболее актуальных задач является организация социального взаимодействия органов власти с населением с целью включения жителей в процесс самоорганизации для решения социальных проблем самостоятельно, под свою ответственность и по месту их возникновения. Растет потребность в разработке механизма, позволяющего населению и органам власти контролировать выполнение социальных обязательств государства. Важнейшим ресурсом развития страны должно стать распространение различных форм взаимопомощи и самоорганизации населения [16].
В процессе жизнедеятельности возникает сложная система взаимодействий и взаимосвязей между населением и органами власти, которые местное сообщество формирует самостоятельно. Эффективное местное самоуправление – это, прежде всего реальная возможность населения воздействовать на процесс управления, непосредственно участвовать в нем.
Государственное и муниципальное управления также представляют собой особую систему, где одним из принципов управления является открытость власти перед обществом. Данный принцип является обязательным для соблюдения и предполагает «обеспечение открытости информации при выработке и принятии управленческих решений» [17, с. 95]. Следовательно, являясь открытой системой, государственные структуры нуждаются в элементе, способном обеспечить эту открытость. Таким элементом могут выступать связи с общественностью. Население должно видеть своих руководителей компетентными и честными, чему способствует открытость принятия тех или иных решений. Власть обязана выражать заботу о своих гражданах, в противном случае она не будет нужна вообще. Органы государственного и местного управления не только должны работать эффективно, но и все граждане должны быть убеждены, что они работают эффективно, именно в этом и заключается предназначение связей с общественностью в данной сфере: объяснении намерений вышестоящих органов перед обществом.
Другими словами, связи с общественностью предстают органичным компонентом государственного и муниципального управления, своеобразным политическим институтом, сущностным, функциональным явлением, направленным на оптимизацию принятия и реализации политических решений. Следовательно, связи с общественностью предстают в качестве подструктуры государственной структуры, и осуществляет оптимизацию вокруг принятия и реализации решений.
Таким образом, можно обозначить одну из задач связей с общественностью в государственной сфере как налаживание диалога с общественностью – создание двусторонней связи, что создаст преимущество: больший ресурс влияния, а это, в свою очередь, увеличивает объективную опасность односторонней связи. В качестве конкретных направлений деятельности служб по связям с общественностью в органах государственного и муниципального управления выступают: установление, поддержание, расширение контактов с гражданами и организациями; информирование общественности о существе принимаемых решений, что в целом работает на решение обозначенной задачи.
Структуры связей с населением в органах власти существуют сегодня во всех демократических странах, выполняя при этом разнообразные функции.
Субъект связей – организационные структуры в органах власти, выполняющие эти функции, а соответственно для выполнения каждой функции обычно создаются структурные подразделения. Объект связей с населением – неотъемлемая часть системы связей с общественностью.
В положениях о службах по связям с общественностью органов власти почти повсеместно присутствует только одна целевая функция — обеспечение связей с гражданами и их объединениями.
Значение активного взаимодействие органов власти с жителями состоит в том, что оно позволяет строить стратегию управления на основе систематического мониторинга потребностей и проблем населения, а в ряде случаев позволяет заблаговременно предупредить наиболее острые проблемные моменты. Кроме того, по итогам мониторинга формируется системная оценка деятельности органов власти с применением комплекса разноплановых социологических показателей.

2 Цели и задачи связей власти с общественностью
Установление связей между органами власти и общественностью способствует созданию внешней и внутренней среды, благоприятной для эффективного муниципального управления, что, в свою очередь, служит проводником обратной связи во властно-управленческих отношениях. Социально-коммуникативные отношения, складывающиеся в процессе связей с общественностью у организационных структур, в том числе и властных, уже давно стали значимой сферой деятельности наиболее социально развитых стран, насчитывая уже почти вековую историю. Аббревиатура «PR», или в русской транскрипции «ПР», – англо-американское наименование деятельности государственных и муниципальных органов власти, организаций и учреждений, направленной на установление, упорядочение и развитие связей с общественностью в целях достижения взаимопонимания и взаимодействия [11, с. 16].
Связи с общественностью в понимании термина «PR» возникли из функциональной потребности найти такой способ социальной коммуникации, при котором субъект и объект государственного управления существовали бы не как разнополюсные, подчас антагонистически разделенные субстанции, а как взаимосвязанные участники общественных отношений. Неуклонное возрастание значения «PR» – мировая тенденция. Поэтому связи с общественностью, которые уже прочно оформились в западных странах как сфера знаний и область деятельности, получают обоснованное распространение и на жизненном пространстве российского государства [11, с. 17].
Сегодня в России усиливается роль и ответственность государства за повышение жизненных стандартов и социальных возможностей. Вместе с тем наша недавняя история показывает, что отсутствие объективных, эффективных и взаимовыгодных связей с общественностью может привести в будущем к высокой социальной напряженности, конфликтности, непредсказуемости событий. Острота проблемы обусловливается также высокой динамичностью информационных процессов именно на стыке взаимодействия между организациями и населением, поиском новых коммуникативных связей и методов социального управления, способствующих обеспечению эффективного взаимодействия между властью и обществом для выявления и реализации интересов и потребностей различных социальных групп [13, с. 39].
Организация связи с населением призвана решать следующие задачи:
– установление доверия между органом местного самоуправления и населением муниципального образования;
– организация взаимодействия муниципальной власти с различными политическими партиями и общественными движениями;
– вовлечение населения в самоуправленческий процесс;
– изучение общественного мнения населения и доведение его до органов местного самоуправления;
– формирование позитивных массовых настроений и компетентного общественного мнения в социуме;
– предотвращение конфликтов;
– создание условий для социального партнерства;
– создание позитивного образа местной власти [20, с. 85].
Помимо выше перечисленных целей, можно выделить также такие, как: формирование у населения чувства причастности к управлению территорией, корпоративного духа (поскольку должно сформироваться сообщество, имеющие интересы совместного проживания), гражданской позиции и функция организации межмуниципального сотрудничества.
Как правило, четких границ между перечисленными целями не существует. Все направления деятельности и функции соответствующих органов, занимающихся деятельностью в сфере общественных связей, тесно переплетаются друг с другом, вытекают одни из других и используются для повышения эффективности управления.
Главной задачей органов власти по связям с общественностью стало планирование и организация связей с общественностью посредством широкого информирования населения о деятельности органов власти и установления диалоговых, партнерских отношений власти и прессы.
Основное направление работы органов власти по связям с общественностью — информационная политика местных органов власти.
В практике работы по связям с общественностью сложилась система информирования общественности о работе органов власти, принимаемых решениях, постановлениях, касающихся непосредственно интересов населения.
Второе направление деятельности – содержательные и организационные аспекты взаимодействия органов власти со СМИ.
Органы власти строят свою работу со СМИ в режиме диалога, сотрудничества, взаимной ответственности.
Третье направление – учет общественного мнения при принятии управленческого решения. Этому служат социологические исследования, проводимые на постоянной основе органами власти.

3 Правовое обеспечение организации связей с общественностью
Правовой основой деятельности государственной власти и местного самоуправления является Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», законодательство субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, уставы муниципальных образований и нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Из этого следует, что в системе правового регулирования связей с общественностью можно условно выделить несколько уровней: федеральный, региональный и муниципальный.
Законом, обладающим высшей юридической силой является Конституция Российской Федерации, которая имеет прямое действие и применяется на всей территории государства. В качестве источника правового регулирования участия населения в местном самоуправлении Конституция имеет значение акта, которая в статье 130 непосредственно гарантирует основные права граждан по самостоятельному решению вопросов местного значения путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления [1].
Ст. 33 Конституции РФ гарантирует гражданам России право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
На федеральном уровне источником правового регулирования взаимодействия власти с населением выступают:
1) федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в главе 5 которого приведены формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления[3].
2) Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 года № 59-ФЗ, в соответствии с которым граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам[4].
Федеральный закон устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан не только государственными органами, но и органами местного самоуправления.
Федеральный закон не распространяется на обращения граждан, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Речь идет о рассмотрении обращений граждан в Конституционном Суде РФ, правоохранительных органах, судах общей юрисдикции, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и др.
В соответствии с данным законом существуют следующие виды обращений граждан РФ в органы власти: предложение, заявление и жалоба (рис. 1).

Рис. 1 Виды обращений граждан
Предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.
Заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
Жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Обращения граждан — одно из наиболее важных средств осуществления и охраны прав личности, которое укрепляет связи государственного аппарата, органов местного самоуправления с населением.
Анализ деятельности органов государственной власти, а также органов местного самоуправления в Вологодской области показал достаточно высокую степень наполненности правовой основы местного самоуправления на уровне Вологодской области. Органы государственной власти области проводят систематический анализ федерального законодательства на предмет реализации полномочий органов власти области в сфере организации местного самоуправления, оказывают правовую, методическую, информационную и организационную поддержку муниципальным образованиям.
В Законе Вологодской области «Об общественном обсуждении проектов нормативных правовых актов области» N 2980-ОЗ от 30.01.2013 определено, что на общественное обсуждение выносятся проекты законов Вологодской области, проекты нормативных правовых актов губернатора области и Правительства области, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, а также основные направления государственной политики области в сфере социально-экономического развития. Приведен перечень проектов, которые не выносятся на общественное обсуждение. Общественное обсуждение проекта нормативного правового акта области не проводится, если установленный срок разработки такого проекта составляет менее 15 календарных дней[5].
Указано, что общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов области осуществляется в форме их размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с предоставлением участникам общественного обсуждения возможности направления замечаний и предложений в электронном и (или) письменном виде. Обозначена информация, которая подлежит размещению на официальном сайте.
Отмечено, что все поступившие в установленный срок замечания и предложения к проекту нормативного правового акта области должны быть рассмотрены не позднее чем через десять дней со дня окончания срока общественного обсуждения. Общественное обсуждение проекта нормативного правового акта области проводится в срок не более 30 и не менее 15 календарных дней со дня размещения на официальном сайте.
В муниципальном образовании «Город Великий Устюг» разработан и принят порядок рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления МО «Город Великий Устюг», на основании которого осуществляется ведение делопроизводства и осуществление контроля за деятельностью по рассмотрению обращений граждан, поступивших в адрес органов местного самоуправления, а также организацию личного приема граждан руководителями муниципального образования[8].
Решением Совета муниципального образования «Город Великий Устюг» О Положении о территориальном общественном самоуправлении в МО «Город Великий Устюг» от 16.09.2005 №18 утверждено Положение о территориальном общественном самоуправлении в муниципальном образовании «Город Великий Устюг». В соответствии с Положением любой гражданин, достигший 16-летнего возраста, имеет право быть инициатором и участвовать в учреждении территориального общественного самоуправления на той территории, где он проживает, принимать участие в собраниях (конференциях) граждан, проводимых территориальным общественным самоуправлением, избирать и быть избранным в органы территориального общественного самоуправления[7].
Организация и проведение публичных слушаний в МО «Город Великий Устюг» регулируется Решением Совета муниципального образования «Город Великий Устюг» от 16.09.2005 №16 «О Положении о порядке организации и проведения публичных слушаний в МО «Город Великий Устюг» [9].
Проведение опроса граждан происходит на основании Решения Совета муниципального образования «Город Великий Устюг» от 16.09.2005 №15 «О Положении об опросе граждан в МО «Город Великий Устюг» [10].
В целом, оценивая правовую основу осуществления взаимодействия местного самоуправления с населением в Вологодской области, необходимо отметить, что существующее правовое регулирование этого направления в Вологодской области в основном соответствует требованиям федерального законодательства, осуществлялось и осуществляется достаточно полно и своевременно. Органы местного самоуправления области используют многообразные формы взаимодействия с населением.
Население влияет на содержание и методы работы муниципалитетов, достаточно четко обозначая свою позицию по отношению к тому, что происходит в сфере местного самоуправления, и добиваясь развития муниципалитетов в нужную сторону с учетом местных особенностей и условий.

4 Механизмы организации связи власти с общественностью
Сегодня можно выделить следующие основные методы, направленные на повышение эффективности социального взаимодействия между органами власти и населением:
– работа с новостной информацией;
– взаимодействие со СМИ, издание ведомственной газеты;
– проведение мероприятий;
– использование Интернет-технологий в работе с населением;
– организация и проведение социальных опросов (социальной диагностики), акций.
1) Работа с новостной информацией.
Практика показывает, что зачастую информация о запуске новых социальных программ, проведении мероприятий и т.д. не доходит до целевых групп населения по причине того, что данная информация практически не распространяется за пределами кабинетов депутатов. Складывается впечатление, что государство «утаивает» новостную информацию, хотя, на самом деле причина умалчивания заключается в неумении замечать новости и оформлять их в виде грамотного предложения для целевых СМИ и других информационных служб.
К. Вилер, и др. западные эксперты рекомендуют властям делать особый упор на контакты с местной прессой, поскольку теле- и радиовещание ограничено во времени[15]. Установление и поддержание хороших отношений с редакторами и сотрудниками газет и журналов позволяют наиболее полно и объективно освещать работу властей. Исследования социологов показали, что местная пресса часто оказывает большее влияние на настроения общественности, чем центральные газеты.
Отношения государственной информационной службы с местным радио- и телевещанием, как правило, не столь постоянны, но также играют важную роль в налаживании социального взаимодействия. В странах Запада местное телевидение обычно имеет несколько документальных программ, занимающихся освещением и анализом «горячих» проблем. Именно на эти программы рекомендуется обращать особое внимание, поскольку они формируют мнение населения о состоянии дел в округе или районе.
Новости призваны решать следующие задачи:
– привлечение внимания общественности к работе органов власти посредством СМИ;
– формирование имиджа власти;
– информирование о планируемых мероприятиях, акциях, новых назначениях и т. д.
Специалисты приводят следующие примеры информации, подходящей для раздела новостей: запуск нового социального проекта, значимые события, выборы должностных лиц, объявления о конкурсах, награждениях; местные собрания, мероприятия, отчеты и планы развития округа и др. На все перечисленные события должны приглашаться журналисты тематических изданий [19, с. 11].
Показателем эффективности взаимодействия с прессой являются, прежде всего, регулярные публикации о событиях, отражающих деятельность органов власти, новостей и анонсов. Новостная информация также должна находить отражение на страницах ведомственных изданий и на интернет-сайтах органов власти.
2) Газета как инструмент информационной работы с населением.
Издание собственного СМИ органами власти является наиболее эффективным средством информирования и налаживания обратной связи с целевой аудиторией. Статус газеты можно приравнять к статусу корпоративного издания по причине сходства целей и задач.
Ниже сформулированы основные цели местного ведомственного издания (табл. 1).

Таблица 1. Основные цели местного ведомственного издания
№п/п Основные цели муниципальных изданий
1 Сплочение населения вокруг местных проблем, создание ощущения, что муниципалитет – это одна большая семья
2 Информирование населения о деятельности органов власти, успехах и проблемах
3 Разъяснение основных решений органов власти
4 Рассказ о жителях, депутатах и органах власти
5 Обратная связь с населением за счет писем в редакцию и обращений в органы власти

Таким образом, ведомственное издание представляет интересы органов власти по аналогии с компанией в корпоративном издании, депутатов — по аналогии с руководством компании, населения — по аналогии со служащими и рядовыми работниками компании.
3) Мероприятия как инструмент социального взаимодействия.
Специалисты рекомендуют органам власти использовать все возможные средства для организации социального взаимодействия с целью обеспечения поддержки своей деятельности: «Это могут быть личные встречи в клубах и на предприятиях, выступления на местном теле- и радиоканале, организация праздников и митингов, статьи в прессе. Основная задача информационного отдела – использовать любую проблему в качестве предлога для встречи представителей органов власти с населением, чтобы создать у него уверенность, что именно государство выступает главным инициатором решения назревших вопросов» [13, с. 39].
Мероприятия, проводимые органами власти, можно подразделить на формальные, общественные слушания и общественно-культурные (неформальные) мероприятия. Главная задача организаторов любого мероприятия — это определение его цели. Именно цель мероприятия определяет средства, приемы, технологии и критерии оценки эффективности [18, с. 21].
Целью общественно-культурных мероприятий в рамках муниципального образования является сплочение жителей вокруг общих интересов и проблем, организация досуга разных возрастных групп населения. Кроме того, общественно-культурные мероприятия и праздники — это повод для органов власти еще раз рассказать о своей работе, возможность получения обратной связи от населения в непосредственном контакте на мероприятии. Мероприятие — это инструмент социального взаимодействия, который помогает решать коммуникационные задачи органов власти и населения.
4) Интернет-сайты.
Интернет представляет собой удобное и эффективное средство социального взаимодействия. Сайты органов власти направлены на решение довольно большого спектра задач, призваны отражать различные сферы жизни и работы органов власти.
Официальный сайт государственного органа — это наиболее эффективное средство распространения официальной информации о его деятельности. По содержанию официальных сайтов можно судить об уровне открытости и закрытости каждого органа власти и государства в целом, прозрачности управленческих решений и процедур, возможности граждан страны получать интересующую их информацию.
В сегодняшних условиях одним из приоритетных направлений развития системы связей с общественностью органов власти с населением является использование Интернета, возможностей официальных сайтов. Именно в Интернет-пространстве разворачивается масштабная, активная дискуссия по поводу действий властей, в том числе с участием государственных служащих, проявляется плюрализм мнений, приближая участников коммуникационного обмена к объективным представлениям об отношениях государства и общества.
5) Опросы как инструмент социального взаимодействия
Опросы как инструмент социального взаимодействия органов власти с населением позволяют сплотить людей вокруг социальных проблем, определить наиболее острые проблемы, требующие безотлагательного решения, сформировать базу активистов, собрать замечания и предложения по улучшению жизни, выявить людей, нуждающихся в социальной помощи. Результаты опросов служат основанием для разработки стратегий информационной работы с населением, позволяют определять приоритетные направления социального взаимодействия с населением.
Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.
Результаты опроса носят рекомендательный характер.
В опросе граждан имеют право участвовать жители, обладающие избирательным правом.
Опрос граждан проводится по инициативе:
1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования — по вопросам местного значения;
2) органов государственной власти субъектов Российской Федерации — для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.
Таким образом, формирование целостной системы связи с населением в органах власти — сложная задача. Она реализуется, когда органы власти используют множество каналов обратной связи. Прежде всего, речь идет о выстраивании эффективных отношений со СМИ, в том числе и электронными, через ресурсы Интернет, а также путем проведения пресс-конференций и в иных формах. Эта деятельность призвана укреплять доверие граждан к властным структурам, формировать надежную обратную связь.

Заключение
Связь власти с населением — неотъемлемая часть института управления, одна из функций управления, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между любой властью и общественностью.
Службы связей с общественностью призваны обеспечивать регулярное предоставление информации о результатах деятельности органов власти, планах и принимаемых решениях, а также реализовывать воспитательно-информационную функцию, направленную на просвещение общественности в сфере ответственности этих органов. Деятельность служб связей с общественностью в органах власти призвана способствовать развитию демократии, открытости деятельности власти и расширению информированности общества, а не быть на службе интересов отдельных чиновников и политических партий.
В настоящее время важнейшей российской проблемой является низкий уровень доверия граждан к деятельности органов власти. К ряду проблем также относятся отчужденность власти от населения, социальная апатия населения, а также представление о том, что власть не добивается социально значимых результатов и манипулирует населением. Такие общественные настроения приводят к тому, что властные инициативы не находят должной поддержки у населения. В результате наблюдаются определенные сложности при реализации тех или иных решений органов местного самоуправления.
Преодоление сложившейся ситуации возможно при условии создании механизма эффективных связей с общественностью, умения власти вести диалог с населением, взаимодействовать и устанавливать контакты с различными социальными группами.

Библиографический список

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 22.11.2011) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3
  3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822
  4. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 года № 59-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 182-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.07.2012 № 19-П)
  5. Закон Вологодской области «Об общественном обсуждении проектов нормативных правовых актов области» N 2980-ОЗ от 30.01.2013 // Красный Север. 2013. №3. с. 4
  6. Закон Вологодской области «Об установлении границ МО «Город Великий Устюг», границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав» от 06.12.2004 года № 1109-ОЗ // Красный Север. 2004. №4. с. 2
  7. Решение Совета муниципального образования «Город Великий Устюг» от 16.09.2005 №18 «О Положении о территориальном общественном самоуправлении в МО «Город Великий Устюг»
  8. Решение Совета муниципального образования «Город Великий Устюг» от 16.09.2005 №17 «О Порядке рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления МО «Город Великий Устюг»
  9. Решение Совета муниципального образования «Город Великий Устюг» от 16.09.2005 №16 «О Положении о порядке организации и проведения публичных слушаний в МО «Город Великий Устюг»
  10. Решение Совета муниципального образования «Город Великий Устюг» от 16.09.2005 №15 «О Положении об опросе граждан в МО «Город Великий Устюг»
  11. Блэк, С. Паблик рилейшнз. Что это такое? – М.: Новости, 2010. — 240 с.
  12. Бойков, В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян // Социологические исследования. 2009. — № 7. — С. 48-53.
  13. Василенко, И. Связь с общественностью в государственных организациях и местных органах власти: западный опыт // Проблемы теории и практики управления. 2013. — № 4. — С. 39–43.
  14. Викулова, С.К. Социально-технологический подход к работе с населением в режиме местного самоуправления // Знание. Понимание. Умение. — 2009. — №2. С. 120-124.
  15. Вилер, К. Без эффективной коммуникации нет эффективного управления. Отличительный облик и имидж местной администрации: Пер. с англ. // Обнинск: Институт муниципального управления, 2012. — 56 с.
  16. Григорьева, И.А. Социальная политика: взаимодействие государства, общества и человека: СПб.: СПбГУ, 2012. – 301 с.
  17. Ирхин, Ю. В. Политология: Учебник / Ю. В. Ирхин – 2-е изд., доп. – М.: Изд. «Экзамен», 2007. — 958 с.
  18. Игнатьев, Д., Бекетов А., Сарокваша Ф. Настольная энциклопедия Public Relations. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. — № 1. – С. 20-29.
  19. Комендантов, Д. Создавайте мероприятия, которые привлекают внимание // PR News 2013. — № 6. — С. 11–13.
  20. Социальная философия: Словарь / Сост. и ред. В. Е. Кемеров, Т. Х. Керимов. – 2-е изд. – М.: Академический проект. 2006. — 624 с.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov