Курсовая Социальное партнерство

Социальное партнерство. Сущность. История развития.

ОГЛАВЛЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ 5
1.1 Понятие и история развития социального партнерства 5
1.2 Основные принципы и организация социального партнерства в России 9
2 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В АДМИНИСТРАЦИИ ВЕЛИКОУСТЮГСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА 14
2.1 Краткая характеристика Администрации Великоустюгского муниципального района и кадрового состава Администрации 14
2.2 Организация социального партнерства на территории Великоустюгского муниципального района 19
2.3 Направления повышения эффективности социального партнерства в Великоустюгском муниципальном районе 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Приложение 1. Система показателей, критериев и индикаторов оценки эффективности социального партнерства на уровне местного самоуправления 37

ВВЕДЕНИЕ
Степень достижения государством социально-экономических целей может быть оценена по конкретным результатам развития отдельных муниципальных образований, уровнем качества жизни и удовлетворенности местного сообщества деятельностью органов власти. Именно на местном уровне острее всего ощущаются проблемы в медицине, образовании, жилищном строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, общественном порядке, охране окружающей среды и других сферах.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время роль социально ответственного бизнеса в развитии территории очень велика. В настоящее время все больше растет заинтересованность бизнеса в стабильной внешней среде и осознание необходимости привлечения общественности и местных властей к успешной социальной деятельности. Социальная политика хозяйствующих субъектов призвана носить активный характер и обязана быть ориентирована на развитие муниципального образования.
Целью работы является исследование понятия, истории и правовых основ социального партнерства в России, а также анализ и разработка на его основе рекомендаций по улучшению системы социального партнерства в муниципальном образовании.
Задачами работы являются:

  • изучение понятия и истории развития социального партнерства;
  • исследование основных принципов и организации социального партнерства в России;
  • анализ организации социального партнерства на территории Великоустюгского муниципального района;
  • выявление направлений повышения эффективности социального партнерства в Великоустюгском муниципальном районе;
    Объектом исследования выступает муниципальное образование «Великоустюгский муниципальный район».
    Предметом исследования является система социального партнерства в муниципальном образовании.
    Для написания работы основными источниками послужили законодательные и нормативно-правовые акты РФ; данные финансовой отчетности и нормативных документов администрации Великоустюгского муниципального района, литература отечественных авторов, раскрывающая основные вопросы, связанные с организацией социального партнерства, публикации экономических газет и журналов.
    При исследовании применялись общие методы научного исследования: группировка, классификация, обобщение и т.д., статистические методы анализа динамики и структуры изучаемого объекта, методы экономического анализа.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ
1.1 Понятие и история развития социального партнерства
Социальное партнерство — это система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Целью социального партнерства является развитие экономики, улучшение условий труда и повышение жизненного уровня трудящихся. Именно система социального партнерства позволяет придать рыночной экономике социальный характер, направить ее развитие на благо общества, согласовать частные и общественные интересы. Социальное партнерство осуществляется на общегосударственном (федеральном), региональном, территориальном, отраслевом и локальном уровнях. Принципами социального партнерства признаются: равноправие, уважение и учет интересов сторон; соблюдение ими законов и других нормативно-правовых актов; свобода выбора и добровольность принятия решений; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений, ответственность за их невыполнение.
Основными формами социального партнерства в законодательстве закрепляются:

  • коллективные переговоры по подготовке коллективных договоров, соглашений и их заключению;
  • проведение консультаций в ходе разработки законопроектов и принятия государственных решений в социально-экономической сфере;
  • взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
  • участие работников и их представителей в управлении организациями;
  • создание постоянно действующих трехсторонних органов.
    В стране с развитой рыночной экономикой социальное партнерство нашло широкое развитие, т.к. руководители этих государств давно пришли к выводу, что если они хотят обеспечить социальный мир и заинтересованы в процветании стран и населяющих их наро­дов, то вопрос социального партнерства должен стать главенству­ющим во внутренней жизни страны.
    В Европе опыт социального партнерства имеет давнюю историю. Например, в Германии первое отраслевое тарифное соглашение было заключено еще в 70-х г. XIX в. В XX в. теория социального государства, которая уделяла значительную роль социальному партнерству была разработана немцем Людвигом Эрхардом и шведом Гуннаром Мюрдалем, в политическо-экономических трудах которых четко обозначены цели политического и экономического развития государств на пользу общества.
    В связи с произошедшими революционными преобразованиями в России, в 1919 году одновременно с Лигой Наций была создана Международная Организация Труда, которая работает по системе трипартизма [9]. Ее главным назначением стала реализация стремлений ее чле­нов к всемирному утверждению правового порядка в отношениях между правительствами, работодателями и организациями трудящихся.
    Трехсторонняя структура по системе трипартизма Международной Организации Труда, в которой задействованы правительства и организации, представляющие работодателей и трудящихся, является уникальной в системе Организации Объединенных Наций.
    В странах Западной Европы социальное партнерство стало неотъемлемой частью регулирования трудовых отношений.
    На смену конфронтации труда пришло понимание того, что социальное партнерство является необходимым компонентом социаль­ного мира и экономического процветания.
    До перехода нашей страны к рыночной экономике социальное партнерство у нас развивалось на уровне организации при заключении коллективных договоров. После перехода к рыночной экономике усилием государства и профсоюзов в Российской Федерации начали развиваться все формы социального партнерства на всех уровнях.
    Социальное партнерство — проблема многогранная, и ее решение лежит в трех взаимно пересекающихся плоскостях. Первая -соответствие соглашений и коллективных договоров политическому, экономическому и нравственному состоянию общества, социальному развитию и правосознанию граждан. Вторая — соответствие практики их принятия коллективно-договорному регулированию. Третья — механизм обеспечения выполнения соглашений и коллек­тивных договоров.
    В Российской Федерации за годы реформ практически создана законодательная база, регулирующая процессы социального партнерства.
    К базовым законам, определяющим механизм социального партнерства, относятся:
    • Трудовой кодекс РФ [2];
    • Закон РФ «О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» [4].
    Но следует отметить то, что развитие социального партнерства в России происходит при отсутствии традиций, которые сложились в странах с развитой рыночной экономикой. В России еще не совсем накоплен опыт социального партнерства, и стороны не всегда обладают достаточным для успешного преодоления конфликтных ситуаций потенциалом, например, при рассмотрении коллективно-трудовых споров.
    Также в современной России наблюдается следующая ситуация — от активного признания роли профсоюзов в отстаивании интересов работников и развитых форм социального партнерства на предприятиях до полного отсутствия взаимного диалога, который выражается в полном неприятии частью работодателей профсоюзов как выразителей интересов работников.
    Трудовой кодекс РФ устанавливает в числе основных принципов регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений сочетание государственного и договорного регулирования. [2]
    Расширение договорных начал в сфере регулирования трудовых отношений, повышение роли локальных актов и главного среди них – коллективного договора, позволяющего комплексно регулировать на уровне отдельно взятого хозяйствующего субъекта широкий круг социально-трудовых отношений, свидетельствует о переходе от директивного регулирования к договорному, то есть к поиску взаимоприемлемых условий совместной работы, к социальному партнерству.
    Благодаря усилиям государства, разрабатывается и утверждается система минимальных социальных стандартов для наемных работников. Итогом этой деятельности явилась достаточно четкая фиксация в Трудовом кодексе РФ той части социально-трудовых отношений (продолжительность рабочей недели, минимальная заработная плата, отпуска, компенсации), в которых государство выступает гарантом. Одновременно государство определило и область социально-трудовых вопросов, которые могут стать предметом переговоров наемных работников и работодателей (вопросы оплаты труда, занятости, социального обеспечения, устанавливаемые сверх гарантированного государством минимума).
    В отраслевых соглашениях определяются общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам соответствующих отраслей.
    В коллективных договорах закрепляются договоренности, достигнутые в ходе переговоров между конкретным работодателем (или представителем работодателя) и профсоюзом (или представителями коллектива работников) по вопросам регулирования рабочего времени и времени отдыха, оплаты и стимулирования труда, охраны труда, предоставления дополнительных, по сравнению с установленными законодательством, гарантий и компенсаций работникам организации.
    1.2 Основные принципы и организация социального партнерства в России
    Основные принципы социального партнерства, т. е. наиболее существенные основополагающие идеи и положения, на которых базируется социальное партнерство, сформулированы в ст. 24 ТК РФ. [2]
    Основными принципами социального партнерства являются:
  • равноправие сторон;
  • уважение и учет интересов сторон;
  • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных актов;
  • свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  • реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  • обязательность выполнения принятых коллективных договоров, соглашений;
  • ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
    Социальное партнерство как система взаимоотношений между работниками и работодателями осуществляется в различных формах, основные из которых перечислены в ст. 27 ТК РФ. [2]
    Формами социального партнерства являются:
  • коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
  • взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работника и совершенствования трудового законодательства;
  • участие работников, их представителей в управлении организацией;
  • участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
    Кроме того, на практике социальное партнерство осуществляется и в других формах, определяемых его сторонами и их представителями.
    Формами выражения социального партнерства и его результатом являются коллективные договоры и соглашения.
    Органами социального партнерства признаны и являются, в первую очередь, комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 35 ТК РФ [2]). Они созданы для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров и соглашений, контроля за их исполнением. В этом их основная задача.
    Комиссии создаются на всех уровнях социального партнерства из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон — работников и работодателей.
    Членами комиссий являются конкретные лица, выделенные каждой из сторон социального партнерства. Выделение и уполномочие представителей должно быть надлежаще оформлено — приказом (распоряжением) работодателя, объединения работодателей, решением профсоюзного органа, решением собрания (конференции) работников в случаях, когда их представляет не профсоюз, а иной представитель.
    Органы социального партнерства (как и само социальное партнерство) подразделяются по уровням: в организации (локальный уровень), на уровне территории, региона, отрасли (отраслей), общероссийском уровне.
    Комиссии не находятся в отношениях соподчинения. Каждая из них решает свои задачи на своем уровне. От уровня органа со­циального партнерства в значительной степени зависит его состав. На общероссийском, региональном, территориальном уровнях создаются трехсторонние комиссии из представителей сторон и соответствующего государственного или муниципального орга­на. На отраслевом (межотраслевом) уровне при необходимости также создаются трехсторонние комиссии из представителей сторон и государственного (муниципального) органа либо двусторон­ние комиссии только из представителей сторон.
    На федеральном уровне создана постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее — РТК), деятельность которой осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 г. [4]
    РТК создана для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта Генерального соглашения. В нее входят представители федеральных ор­ганов государственной власти (Правительства РФ), общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, которые составляют соответствующие стороны РТК.
    Помимо основных задач, состоящих в переговорах и заключении Генерального соглашения, РТК рассматривает и другие вопросы, среди которых важное место занимают направления социально-экономического развития сторон, обсуждение проектов федеральных законов и иных федеральных нормативных правовых актов в сфере труда и социальных отношений. Ряд вопросов, которые должны решаться Правительством РФ с учетом мнения РТК, прямо указан в ТК РФ (ст. 139, 147, 153, 253, 265, 268, 282 [2]).
    Постоянно действующие комиссии созданы в регионах, а также практически на всех территориях.
    На уровне организации из представителей сторон создаются комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения. Срок действия этих комиссий определяется временем, необходимым для подготовки и заключения коллективного договора. В ряде организаций коллективным договором предусмотрено их постоянное действие. При этом в задачи комиссии включается обсуждение состояния и перспектив развития организации, проектов локальных нормативных актов и др.
    Социальное партнерство как система взаимоотношений его сторон и участников состоит из взаимосвязанных определенным образом элементов.
    Состав элементов и их взаимосвязи определяют структуру системы.
    Статья 26 ТК РФ характеризует систему социального партнерства, разделяя ее по уровням: федеральный, региональный, отраслевой, территориальный, уровень организации (локальный). В зависимости от уровня определяется содержание социально-правовых актов:
  • на федеральном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
  • на региональном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;
  • на отраслевом уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасти (отраслях);
  • на территориальном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
  • на уровне организации (локальном уровне) устанавливаются конкретные взаимные обязательства в сфере труда работников и работодателей. [2]
    Однако помимо основ регулирования отношений в сфере труда на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях акты социального партнерства (соглашения) содержат конкретные обязательства сторон и конкретные условия труда работников, трудовые отношения которых регулируются соглашениями соответствующего уровня. Кроме того отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются на разных уровнях — федеральном, региональном, территориальном. На уровне организации социальное партнерство выражается, прежде всего, в форме коллективных договоров, содержащих не только взаимные обязательства сторон, но и нормативные положения, направленные на регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, а также информационные положения, воспроизведенные из ТК РФ, других актов трудового законодательства.
    Таким образом, под социальным партнерством понимаются прежде всего отношения в социально-трудовой сфере между работниками и работодателями, складывающиеся при активном участии государства. Социальное партнерство означает сотрудничество работодателей и профсоюзов в вопросах улучшения условий занятости и обеспечения права работникам участвовать в решении вопросов, касающихся деятельности организации.

2 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В АДМИНИСТРАЦИИ ВЕЛИКОУСТЮГСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
2.1 Краткая характеристика Администрации Великоустюгского муниципального района и кадрового состава Администрации

Великоустюгский муниципальный район — муниципальное образование в составе Вологодской области Российской Федерации. Административный центр — город Великий Устюг.
Муниципальное образование «Великоустюгский муниципальный район» является муниципальным районом. Данный статус установлен законом Вологодской области от 06.12.2004 № 1109-ОЗ «Об установлении границ Великоустюгского муниципального района, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав» [7].
Официальное наименование муниципального образования — Великоустюгский муниципальный район.
Административным центром Великоустюгского муниципального района является город Великий Устюг.
Территория муниципального образования установлена на основании Устава Великоустюгского муниципального района и закона Вологодской области от 6 декабря 2004 года №1109- ОЗ «Об установлении границ Великоустюгского муниципального района, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав» (с последующими изменениями и дополнениями) и входит в состав Вологодской области.
Муниципальные образования наделены статусом:
1) городского поселения: город Великий Устюг, город Красавино, поселок Кузино.
2) сельского поселения: Верхневарженское, Верхнешарденгское, Красавинское, Ломоватское, Марденгское, Нижнеерогодское, Нижнешарденгское, Опокское, Орловское, Парфеновское, Покровское, Самотовинское, Стреленское, Сусоловское, Теплогорское, Трегубовское, Усть-Алексеевское, Шемогодское, Юдинское.
Великоустюгский муниципальный район имеет свои официальные символы, зарегистрированные в порядке, установленном федеральным законодательством:

  • герб Великоустюгского муниципального района;
  • гимн города Великий Устюг, одновременно являющийся гимном Великоустюгского муниципального района;
  • флаг Великоустюгского муниципального района.
    Описание и порядок использования официальных символов Великоустюгского муниципального района устанавливаются нормативным правовым актом Великоустюгской Думы.
    Структуру органов местного саморуководства Великоустюгского муниципального района составляют:
  • Великоустюгская Дума Великоустюгского муниципального района — представительный орган Великоустюгского муниципального района;
  • Глава Великоустюгского муниципального района — высшее выборное должностное лицо Великоустюгского муниципального района;
  • администрация Великоустюгского муниципального района — исполнительно-распорядительный орган Великоустюгского муниципального района;
  • Контрольно-счетная палата Великоустюгского муниципального района – контрольно-счетный орган Великоустюгского муниципального района.
    Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного саморуководства, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются Уставом.
    Администрация Великоустюгского района является территориальным органом местного саморуководства, обладающим собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции на соответствующей территории.
    Администрация района является юридическим лицом, имеет печать, штампы, бланки установленного образца со своим наименованием, расчетные счета в банковских учреждениях, лицевые счета в органах Федерального казначейства.
    Администрация района может своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде в рамках своей компетенции, установленной муниципальными нормативными правовыми актами.
    Место нахождения администрации района: г. Великий Устюг, Советский пр., 103; тел.: (81738) 2-13-34, факс: (81738) 2-21-01
    Организационная структура руководства администрации Великоустюгского муниципального района является линейно-функциональной (рис. 2.1). Линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней руководства. Результаты работы любой службы аппарата руководства оцениваются показателями, характеризующими реализацию ими своих целей и задач.

Рис. 2.1 – Структура руководства Администрации Великоустюгского муниципального района

Администрация района осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Вологодской области, Уставом и иными муниципальными нормативными правовыми актами.
Органы администрации района могут наделяться правами юридического лица.
Деятельностью администрации на принципах единоначалия руководит глава администрации. В случае временного отсутствия главы администрации его обязанности исполняет первый заместитель главы администрации по социальным вопросам.
Для анализа численности работающих в Администрации Великоустюгского муниципального района используем информацию за 2011-2013 гг. Проведем анализ численности персонала Администрации Великоустюгского муниципального района в таблице 2.1.

Таблица 2.1
Численность персонала Администрации Великоустюгского муниципального района в 2011-2013 гг.
Наименование показателей Ед. изм. 2011 2012 В % к 2011 2013 В % к 2012
Списочная численность Чел. 90 85 95,1 89 103,4
Среднесписочная численность Чел. 85 80 93,9 84 104,8
Источник: Текущий архив администрации Великоустюгского муниципального района Вологодской области. Отчет о деятельности администрации за 2013 г. Л. 6.

В 2011 г. в администрации работало всего 90 человек, среднесписочная численность работающих составила 85 человек, поскольку 3 человека работало по совместительству, а 2 человека направлены на обучение с отрывом от непосредственной деятельности.
В 2012 г. среднесписочная численность работающих составила 80 человек, что на пять человек меньше чем в 2011 г. В 2012 году 4 человека работали по совместительству, а 1 человек направлен на обучение с отрывом от производства.
В 2013 г. списочная численность составила 89 человек, что на 4 человека больше, чем в 2012 г. Среднесписочная численность персонала составила 84 человека.
Основные принципы кадровой политики, проводимой в Администрации Великоустюгского муниципального района включают в себя:

  • поддержание оптимальной численности персонала;
  • обеспечение Администрации квалифицированным персоналом;
  • стимулирование персонала на достижение целей деятельности учреждения.
    Набор новых работников осуществляется на основе тщательной оценки профессиональных качеств и психологических особенностей кандидатов.
    В Администрации Великоустюгского муниципального района разработан и внедряется стандарт проведения аттестационных мероприятий, работают постоянно действующие аттестационные комиссии.
    Набор персонала в Администрации Великоустюгского муниципального района начинается с поиска и выявления кандидатов как внутри учреждения, так и за его пределами. Наиболее распространенными источниками являются:
  1. Центр занятости Великоустюгского муниципального района. Администрация составляет список вакансий в службу занятости. Со службы занятости работник уже приходит с направлением на работу.
  2. Использование собеседования с более четкой структурой, в которой прослеживается связь со спецификой предлагаемой работы.
  3. Объявления в газетах. Подается объявление в газету «Устюжаночка» и «Юг Севера» об имеющихся вакансиях.
    2.2 Организация социального партнерства на территории Великоустюгского муниципального района
    На протяжение многих лет в Великоустюгском муниципальном районе успешно развивается система социального партнерства. Усилия сторон социального партнерства направлены на реализацию государственной политики в сфере труда, занятости, создания новых рабочих мест, повышение уровня и качества жизни населения, режима труда и отдыха, обеспечение прав работников на своевременную и в полном объеме оплату труда.
    Одним из видов работы социального партнерства является заключение двусторонних, трехсторонних соглашений различного уровня. Соглашение фиксирует основные направления совместной деятельности администрации района и предприятий по решению социально-экономических вопросов: защита трудовых прав работников, недопущение задержек и неофициальных выплат заработной платы, повышению среднемесячной заработной платы и доведению ее до среднеобластных показателей по видам экономической деятельности, повышению уровня жизни населения.
    Процесс заключения соглашений, носит открытый характер, основной целью заключения соглашений является ведение конструктивного, взаимовыгодного открытого диалога по повышению эффективности социально-экономического развития, как непосредственно самих хозяйствующих субъектов и работников, занятых у них, так и района в целом.
    Так в декабре 2011 года подписано Территориальное трёхстороннее соглашение между координационным Советом организаций профсоюзов Великоустюгского муниципального района, Великоустюгским муниципальным отделением регионального объединения работодателей «Союза промышленников и предпринимателей Вологодской области» и администрацией Великоустюгского муниципального района по вопросам социально-экономической политики на 2012-2014 годы.
    В данном документе прописаны вопросы о более активном взаимодействии сторон в решении социально-экономических задач.
    Соглашение о выполнении обязательств рассматривается на комиссии один раз в год и представляет собой конкретные обязательства сторон в области экономики, развития рынка труда, занятости населения и подготовки кадров, оплаты труда и социальной защиты населения, охраны труда.
    Обязательства сторон распространяются не только на участников соглашения, но и на всех жителей района. Их интересы защищаются в сфере жилищно-коммунального обслуживания, образования, организации отдыха и оздоровления, обеспечение экологической безопасности, транспортного и медицинского обслуживания. Все договорённости, достигнутые в этих направлениях, базируются на постоянном взаимодействии органов местного самоуправления, профсоюзов и работодателей.
    Подписание трёхстороннего соглашения позволит выйти на более высокий уровень стабильности при планировании социально-экономических процессов в районе.
    Территориальное трёхстороннее подписали:
  • со стороны администраций Великоустюгского муниципального района – Реутов Михаил Николаевич, глава администрации Великоустюгского муниципального района;
  • от имени объединения работодателей – Перевалов Василий Михайлович, председатель Великоустюгского муниципального отделения регионального объединения «Союз промышленников и предпринимателей Вологодской области»;
  • со стороны профсоюзов — Ершова Наталья Валентиновна, председатель координационного Совета организации профсоюзов Великоустюгского муниципального района Вологодской области.
    На основании данного соглашения на территории Великоустюгского муниципального района создана районная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Комиссия является постоянно действующим органом системы социального партнерства, образованным в соответствии со статьей 35 Трудового кодекса РФ в равном представительстве от Администрации района, работодателей и профсоюзных организаций.
    В ходе выполнения Великоустюгского районного трехстороннего (территориального) соглашения между координационным Советом организаций профсоюзов Великоустюгского муниципального района, Великоустюгским муниципальным отделением регионального объединения работодателей «Союза промышленников и предпринимателей Вологодской области» и администрацией Великоустюгского муниципального района на 2012 – 2014 годы в 2013 году сторонами социального партнерства была организована работа по следующим направлениям:
  1. По контролю соблюдения уровня минимального размера оплаты труда.
    В ходе работы Рабочей группы при трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в организациях Великоустюгского муниципального района проведено 4 заседания и заслушано 17 организаций, допустивших задолженность по заработной плате своих работников и не выполняющих требования Соглашения по установлению минимального уровня оплаты труда.
    По итогам обследований и проводимых разъяснительных мероприятий количество работодателей, выплачивающих заработную плату ниже установленного уровня снизилось на 23% по сравнению с показателем на 01.04.2013 г. (с 13 организаций до 9 организации).
  2. По содействию занятости населения и кадровому обеспечению организаций.
    В рамках ведомственных целевых программ содействие занятости населения, принятых и реализуемых на территории района в течение 2013 года были трудоустроены 75 человек, в том числе 72 человека в рамках временного трудоустройства несовершеннолетних граждан и 3 человека из категории инвалидов.
  3. По организации информирования населения Великоустюгского района по вопросам социального партнерства, соблюдения трудового законодательства и социальной поддержке.
  • организованы и постоянно действуют на территории Великоустюгского муниципального района «Горячая линия по вопросам соблюдения трудового законодательства» и «Горячая линия по вопросам предоставления услуг ЖКХ»;
  • организован систематический сбор информации о выявленной задержке или невыплате заработной платы, о сокращении штата и численности работников, о фактах нарушения трудового законодательства;
  • на официальном сайте администрации Великоустюгского муниципального района регулярно размещается информация о минимальном размере оплаты труда, состоянии рынка труда, уровне безработицы и наиболее востребованных профессиях, объявления и отчеты о мероприятиях, проводимых центром занятости;
  • в рамках реализации ведомственных целевых программ оказывается консультационная помощь субъектам малого и среднего предпринимательства в получении информации по вопросам применения норм муниципального, регионального и федерального законодательства РФ.
  1. По реализации мер социальной поддержки населения.
    В рамках организации и проведения летней оздоровительной кампании на территории Великоустюгского муниципального района в летний период функционировали 4 детских оздоровительных учреждения, 16 площадок дневного пребывания, организованных на базе общеобразовательных учреждений, военно-спортивный и православный лагеря.
    Оздоровлены 161 ребенок из различных категорий, пользующихся социальной поддержкой, предоставлено 60 компенсаций за самостоятельно приобретенные родителями путевки.
    Для 216 детей, посещающих учреждения дополнительного образования, были организованы различные мероприятия по профилю деятельности учреждений.
    В 2013 году всеми формами дополнительных мер социальной поддержки населения было охвачено более 5000 жителей Великоустюгского муниципального района:
  • материальную помощь получил 251 житель района, оказавшийся в сложной жизненной ситуации.
  • ежемесячно выплачивалась дотация 338 детям из неполных малообеспеченных семей (многодетных, разведенных, вдов, одиноких матерей, детям на опеке (попечительстве), не получающим государственного пособия, детям-инвалидам);
  • единовременную материальную помощь получили 63 работника бюджетной сферы на санаторно-курортное лечение;
  • оказана адресная и единовременная материальная помощь на сумму 6542,6 руб.
  • организованы и проведены 15 мероприятий, приуроченных к памятным и праздничным датам, Организованы возложения цветов и венков к памятникам воинской славы, посещения музеев, театра, картинных галерей, проведение экскурсий, праздничных чаепитий для ветеранов ВОВ и поздравлений юбиляров-долгожителей и супружеских пар, проживших в браке 65 лет.
  • бесплатным питанием обеспечено 390 детей из малообеспеченных и многодетных семей, в том числе дети, воспитывающиеся в приемных семьях.
  • муниципальными организациями оказываются льготные услуги различным категориям населения.
    За счет средств профсоюзов:
  • в рекреационные организации в течение года было направлено более 80 работников и около 90 детей и подростков.
  • в рамках организации досуга детей членов профсоюзных организаций в период зимних каникул приобретено и направлено для распространения более 100 билетов на новогодние детские представления и более 200 новогодних подарков.
  • организовано систематическое привлечение молодежи к организации массовых трудовых, культурных и спортивных мероприятий, творческих конкурсов. На культурно-массовую работу с жителями Великоустюгского района только из средств профсоюзного бюджета направлено более 1 млн. рублей.
  • организовано оказание материальной помощи в связи со сложившейся трудной материальной ситуацией на общую сумму более 300 тыс. рублей.
  1. Организованы и проведены следующие мероприятия по распространению и внедрению опыта в сфере развития социального партнерства и улучшению условий охраны туда в организациях всех форм собственности:
    а) 27.02.2013г. Координационным советом профсоюзов организован и проведен круглый стол на тему «Коллективный договор – эффективность производства, основа защиты трудовых прав работников и их социальная поддержка».
    б) 16.04.2013г. Великоустюгской районной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений и Общественным советом Великоустюгского муниципального района проведено расширенное совместное заседание – круглый стол «Развитие социального партнерства в сфере труда в Великоустюгском муниципальном районе. Вопросы социальной ответственности работодателей», в котором приняли участие представители Комиссии, Общественного совета, а также представители 11 организаций всех форм собственности.
    в) 07.06.2013г. Координатор Комиссии принял участие в заседании Коллегии Комитета по труду и занятости населения Вологодской области по вопросу: «О деятельности территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и мерах по повышению эффективности их работы».
    План работы трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на 2014 год представлен в таблице 2.2.

Таблица 2.2
План работы трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на 2014 год
Время заседаний Рассматриваемые вопросы
Март О ходе колдоговорной кампании.
О проведении Праздника труда в муниципальном районе.
О пролонгации действующего территориального трехстороннего соглашения и выполнении соглашения о минимальной заработной плате в Великоустюгском районе.
Июль Информация о ходе выполнения решений, принятых на предыдущем заседании.
Об аттестации рабочих мест в муниципальных учреждениях.
О состоянии охраны труда в муниципальных образовательных учреждениях по итогам проверки в ходе подготовки к новому учебному году.
Декабрь Информация о ходе выполнения решений, принятых на предыдущем заседании.
О ходе реализации районного трехстороннего соглашения.
О принятии плана работы районной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на 2015 год.
Источник: собственная разработка

Таким образом, предпринимаемые меры позволяют говорить о серьезном шаге к формированию грамотной и взвешенной политики в трудовой и социально-экономической сферах Великоустюгского района. Согласованные действия, выработка стратегических путей развития экономики и социальной сферы региона, обмен информацией о деятельности партнеров являются базой для дальнейшего продуктивного сотрудничества государственных, коммерческих и общественных структур, обеспечивающей эффективное социальное партнерство.
2.3 Направления повышения эффективности социального партнерства в Великоустюгском муниципальном районе
Ключевым фактором повышения эффективности социального партнерства в Великоустюгском муниципальном районе, по нашему мнению, является объективная оценка эффективности реализации местного самоуправления как функционирующей системы за счет взаимодействия ее элементов. Объективно оцененные, проанализированные результаты функционирования системы местного самоуправления, оценка эффективности деятельности местных органов власти и анализ участия в местном самоуправлении других его субъектов призваны значительно ускорить темпы социально-экономического развития территорий.
Современные подходы к определению эффективности деятельности органов местного самоуправления страдают известной степенью однобокости. По логике авторов современных моделей оценки эффективности за все результаты и темпы развития муниципального образования несет ответственность только местная администрация. [12] Оценка эффективности социального управления на муниципальном уровне, таким образом, сводится к измерению удовлетворенности населения деятельностью местного администрации.
Действительно, местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, но позиция об исключительной ответственности местной администрации за результаты развития муниципального образования в целом противоречит нормативно-правовой природе и современной практике местного самоуправления. Во-первых, местное самоуправление в Российской Федерации не ограничивается деятельностью местных органов власти управлению территорией. Во-вторых, оценивая эффективность деятельности только местной администрации, мы ошибочно упускаем из виду деятельность других субъектов местного самоуправления, реально участвующих в жизни муниципального образования. Следовательно, мы теряем возможность в дальнейшем воздействовать на активность субъектов местного самоуправления и их вклад в результаты развития территории. В-третьих, система показателей, по которым сегодня оценивается эффективность деятельности органов местного самоуправления, объективно оценивают не столько деятельность именно органов власти, сколько результаты деятельности других субъектов местного самоуправления и их взаимодействия.
Так, местная администрация Великоустюгского муниципального района не может нести всю полноту ответственности за недостаточную степень социальной ориентированности бизнеса в предоставлении платных услуг на территории муниципального образования. Ровно в той же степени незаслуженно местная администрация получает неудовлетворительные оценки за низкую правовую культуру общества, низкий процент участия населением в муниципальных выборах, низкую степень гражданской активности (участие в ТОСах, ТСЖ и др.).
Другими словами, отстраняясь от оценки участия всех субъектов местного самоуправления, взваливая весь груз ответственности за развитие муниципального образования на местную администрацию, мы не оставляем возможности к обнаружению и определению сути ряда местных проблем и, соответственно, теряем шансы на их решение.
Применяемая сегодня в администрации Великоустюгского муниципального района модель мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления (Указ Президента РФ № 607 [5], Постановление Правительства РФ 1317 [6]) включает более полутора сотни статистических показателей, которые характеризуют скорее уровень социально-экономического развития муниципального образования, нежели эффективность деятельности органа местного самоуправления. При этом методикой не оценивается вклад именно местной администрации в результаты, которых добивается муниципальное образование в целом, часто при поддержке региона.
Активное вовлечение населения и бизнеса Великоустюгского муниципального района в местное самоуправление способствует повышению качества «управленческого продукта» администрации вследствие ряда факторов. Во-первых, за счет исследования и учета потребностей населения и бизнеса при принятии стратегических решений, что обеспечит положительную оценку процесса развития. Во-вторых, за счет использования такого неисчерпаемого ресурса развития как социальный капитал и творческие способности людей. В-третьих, за счет консолидации местного сообщества, что в дальнейшем может использоваться для более эффективного достижения целей развития.
Указанные факторы получат свое развитие вследствие применения предлагаемой нами модели оценки эффективности местного самоуправления Великоустюгского муниципального района, включающей оценку деятельности (активности и уровня социального развития) всех субъектов местного самоуправления и их взаимодействие. Общая схема модели оценки эффективности социального партнерства представлена на рисунке 2.2.
Оценка эффективности социального партнерства в Великоустюгском районе должна отражать вклад (оценку деятельности) каждого из элементов системы управления социально-экономическим развитием муниципального образования, а также оценивать эффективность их взаимодействия. По результатам такой оценки становится очевидно, с какими проблемами сталкивается система местного самоуправления в районе, какие из субъектов местного самоуправлении менее активны, по каким показателям и в каких сферах, в каком направлении следует развиваться району.

Рис. 2.2 — Модель оценки эффективности социального партнерства на уровне местного самоуправления

Представленная на Приложении 1 система оценки состоит из 5 частей.
С помощью первой части системы оцениваются результаты развития Великоустюгского муниципального района в разных сферах, отражаемые показателях динамики уровня социально-экономического развития. При этом все показатели отражают вклад всех субъектов местного самоуправления. Данным блоком оценивается эффективность деятельности администрации Великоустюгского муниципального района на уровне органа местного самоуправления. На данном этапе проведения оценки необходимо собрать массив данных, достаточный для проведения оценки. Для расчета предложенных индикаторов необходимо использовать данные муниципальной статистики.
Во второй части сгруппированы показатели оценки процесса деятельности субъектов местного самоуправления. Данным блоком оценивается эффективность деятельности администрации Великоустюгского муниципального района на муниципальных служащих. Для расчета предложенных индикаторов необходимо использовать результаты опроса населения и муниципальных служащих администрации.
В третьей части анализируется деятельность администрации Великоустюгского муниципального района через участие в основных формах взаимодействия. Для заполнения граф данного блока необходимо воспользоваться особой статистикой администрации – по непосредственному участию населения в местном самоуправлении.
В четвертой части с помощью критериев оцениваются качественные свойства деятельности администрации Великоустюгского муниципального района. Для расчета предложенных индикаторов необходимо использовать программу социально-экономического развития, отчеты администрации о проделанной работе, публикуемые в средствах массовой информации.
В пятой части производится итоговая оценка администрации Великоустюгского муниципального района, производится сопоставление итогов по разным оценкам, делаются основные выводы, оцениваются объективные условия (внешняя среда), формулируются рекомендации по повышению эффективности районной администрации. На заключительном, пятом этапе на базе интегральных индикаторов рассчитываются сводные индикаторы оценки уровня развития основных сфер жизнедеятельности Великоустюгского района.
К достоинствам предлагаемой нами системы оценки эффективности местного самоуправления следует отнести тот факт, что бизнесу и населению нет смысла «подгонять показатели»: результат их деятельности может быть оценен без искажений. Важно также отметить, что состав показателей, критериев и индикаторов системы не является конечным. Он не только может быть дополнен, но и должен быть усовершенствован, разумеется, согласованно всеми субъектами социального партнерства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в современной российской литературе наблюдается тенденция к расширительному толкованию социального партнерства как одного из способов сотрудничества различных секторов жизни общества, причем акцент явно делается на некоммерческий сектор. Однако не следует забывать, что традиционно под социальным партнерством понимаются прежде всего отношения в социально-трудовой сфере между работниками и работодателями, складывающиеся при активном участии государства. Социальное партнерство означает сотрудничество работодателей и профсоюзов в вопросах улучшения условий занятости и обеспечения права работникам участвовать в решении вопросов, касающихся деятельности организации.
На протяжение многих лет в Великоустюгском муниципальном районе успешно развивается система социального партнерства. Усилия сторон социального партнерства направлены на реализацию государственной политики в сфере труда, занятости, создания новых рабочих мест, повышение уровня и качества жизни населения, режима труда и отдыха, обеспечение прав работников на своевременную и в полном объеме оплату труда.
Так в декабре 2011 года подписано Территориальное трёхстороннее соглашение между координационным Советом организаций профсоюзов Великоустюгского муниципального района, Великоустюгским муниципальным отделением регионального объединения работодателей «Союза промышленников и предпринимателей Вологодской области» и администрацией Великоустюгского муниципального района по вопросам социально-экономической политики на 2012-2014 годы.
На основании данного соглашения на территории Великоустюгского муниципального района создана районная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Комиссия является постоянно действующим органом системы социального партнерства, образованным в соответствии со статьей 35 Трудового кодекса РФ в равном представительстве от Администрации района, работодателей и профсоюзных организаций.
В ходе выполнения трехстороннего соглашения сторонами социального партнерства была организована работа по важнейшим направлениям социально-экономической жизни района.
Предпринимаемые меры позволяют говорить о серьезном шаге к формированию грамотной и взвешенной политики в трудовой и социально-экономической сферах Великоустюгского района. Согласованные действия, выработка стратегических путей развития экономики и социальной сферы региона, обмен информацией о деятельности партнеров являются базой для дальнейшего продуктивного сотрудничества государственных, коммерческих и общественных структур, обеспечивающей эффективное социальное партнерство.
Ключевым фактором повышения эффективности социального партнерства в Великоустюгском муниципальном районе, по нашему мнению, является объективная оценка эффективности реализации местного самоуправления как функционирующей системы за счет взаимодействия ее элементов. Объективно оцененные, проанализированные результаты функционирования системы местного самоуправления, оценка эффективности деятельности местных органов власти и анализ участия в местном самоуправлении других его субъектов призваны значительно ускорить темпы социально-экономического развития территорий.
В работе разработана схема оценки эффективности системы социального партнерства на местном уровне. К достоинствам предлагаемой нами системы оценки эффективности местного самоуправления следует отнести тот факт, что бизнесу и населению нет смысла «подгонять показатели»: результат их деятельности может быть оценен без искажений. Важно также отметить, что состав показателей, критериев и индикаторов системы не является конечным. Он не только может быть дополнен, но и должен быть усовершенствован, разумеется, согласованно всеми субъектами социального партнерства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации. – М. : Поматур, 2009. – 48 с.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
  3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федеральный закон от 16.09.03 г. № 181-ФЗ (в ред. от 03.12.11г.) // СЗ РФ. 2003. №40. Ст. 3822.
  4. Федеральный закон от 01.05.1999 N 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально — трудовых отношений» // Собрание законодательства РФ, 03.05.1999, N 18, ст. 2218,
  5. Указ Президента РФ от 28.04.2008 N 607 (ред. от 14.10.2012) «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // Собрание законодательства РФ, 05.05.2008, N 18, ст. 2003
  6. Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 N 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // Собрание законодательства РФ, 24.12.2012, N 52, ст. 7490
  7. Закон Вологодской области «Об установлении границ МО «Город Великий Устюг», границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав» от 06.12.2004 года № 1109-ОЗ // Красный Север. 2004. №4. С. 2.
  8. Гвишиани Д.М. Общее управление организацией: Теория и практика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 304 с.
  9. ГумероваЭ.Ф. История становления социального партнерства в России [Электронный документ] Режим доступа: http://pravmisl.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2400
  10. Мазур Т.Г. Местное сообщество (курс лекций) [Электронный документ] // Материала официального сайта Бурятского филиала Томского государственного университета. URL: http://www.burtsu.ru.
  11. Справочник директора предприятия / Под ред. Лапусты М. Г. 4-е изд., испр., измен. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 784 с.
  12. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: Пер. с польск. С.М. Червонной. М.: Логос, 2010. – 255 с.

Приложение 1. Система показателей, критериев и индикаторов оценки эффективности социального партнерства на уровне местного самоуправления
Субъект МСУ Вид оценки Местная администрация Хозяйствующие субъекты Местное сообщество
I. Показатели: оценка результатов деятельности МСУ по сферам
(внешняя эффективность). Абсолютные и относительные величины.
1.1 Медицина, %

О
Б
Ъ
Ё
М

Р
А
С
Х
О
Д
О
В

И
З

М
Е
С
Т
Н
О
Г
О

Б
Ю
Д
Ж
Е
Т
А
Доля оснащенных оборудованием больниц Доля частных больницах Доля населения ведущх здоров. образ жизни
1.2 Образование, % Ремонт школ Частные школы Успеваемость
1.3 Общественный порядок, число Профилактические меры Административные правонарушения Административные правонарушения
1.4 Дошкольное воспитание, число Количество детсадов Количество частных детсадов Количество детей в очереди
1.5 Труд, число Состояние РТ Уровень з/п Производительность
1.6 Занятость, число Стимул. меры Заявленные вакансии Число безработных
1.7 ЖКХ, % Доля обновленных объектов Число управляющих компаний Собираемость платежей
1.8 Жилье, рублей Объем строительства Стоимость кв. метра Стоимость аренды
1.9 Дороги, % Доля дорог с ремонтом Загруженность дорог (число автомобилей) Загруженность дорог (число автомобилей)
1.10 Общественный транспорт, % Обновленность парка Объем частных перевозок Спрос на общественный транспорт
1.11 Физкультура и спорт, % Доля обновл. мун. объектов Доля частных объектов в общем числе Доля населения, активно занимающаяся спортом
1.12 Культура, % Доля обновл. мун. объектов Доля частных объектов в общем числе Посещаемость культурн. объектов
1.13 Экология, % Уровень экологизации Экологизация производств Доля участие в эколог. мероприятиях
1.14 Энергосбережение,% Удельная величина потребления Удельная величина потребления Удельная величина потребления
1.15 Развитие малого и среднего бизнеса, % Доля новых юр. лиц Закрепляемость Открыто ИП
1.16 Благоустройство, % Доля благоустр. объектов Благ-ть на предприятиях (урны у магазинов) Доля участие в субботниках
1.17 Муниципальные услуги, % Доля услуг в электронном виде Востребованность услуг в электронном виде Востребованность услуг в электронном виде
1.18 Инвестиционная привлекательность, % Уровень Вовлеченность в повышение инв. привл. Вовлеченность в повышение инв. привл.
1.19 Бюджет, % Финансовая дисциплина Собираемость налогов Уклонение от налогов
1.20 Благотворитель-ность, число Организация мероприятий Благотворительность Пожертвования
II. Социологические опросы: оценка состояния деятельности субъектов МСУ (внутренняя эффективность). Уровень от 1 до 5 баллов.
2.1 Уровень удовлетворенности Удовлетворенность Удовлетворенность Удовлетворенность
2.2 Уровень мотивации Мотивация Готовность к участию в МСУ Готовность к участию в МСУ
2.3 Уровень развития Компетентность Возможность (доходность) Сознательность
2.4 Уровень знаний Уровень квалификации Знание МСУ Правовая культура, знание МСУ
2.5 Уровень участия и инициативности Рациональные предложения Социальное участие, предложения Социальное участие, предложения
III. Индикаторы взаимодействия: активные формы совместной деятельности
субъектов МСУ по управлению муниципальным образованием. Абсолютные величины.
3.1 Референдумы Организовано референдумов — Участие в референдумах
3.2 Обращения Количество без ответа — Качественный состав
3.3 Местные выборы Выявленные нарушения — Явка
3.4 ТОСы Информирование — Количество
3.5 ТСЖ Информирование — Количество
3.6 Публичные слушания Организовано слушаний Помощь в организации Явка
3.7 Веб-портал Наполняемость Поддержка Посещаемость
3.8 Обсуждение проектов программ Документов на обсуждение Активность в обсуждении Активность в обсуждении
3.9 Правотворческая инициатива Информирование Количество Количество
3.10 Коррупция Взяли взяток Дали взяток Дали взяток
IV. Критерии: экспертные заключения о деятельности и взаимодействия субъектов МСУ
4.1 Уровень фактического участие в МСУ Внешняя эффективность
(интерпретация результатов оценки по показателям)
Уровень результатов Уровень результатов Уровень рез-тов
4.2 Качество деятельности Внутренняя эффективность
(интерпретация результатов социологических опросов)
Качество соц. управления Качество социальной деятельности Качество гражд. позиции
4.3 Уровень взаимодействия субъектов МСУ Интерпретация результатов оценки по индикаторам взаимодействия субъектов МСУ
Действенность и охват мероприятиями Уровень участия Степень вовлеченности
V. Итоговая оценка: уровень общей эффективности МСУ
5.1 Общие выводы по участию субъектов в МСУ Сопоставление результатов по видам и этапам оценки
Социальная эффективность Социальная ориентированность Уровень гражд. общества
5.2 Возможности Объективное условия и состояние внешней среды МСУ
5.3 Рекомендации Мероприятия по повышению эффективности МСУ

Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov