Курсовая Социальный паспорт на примере Администрации муниципального района

ТЕМА: Социальный паспорт на примере Администрации Великоустюгского муниципального района

Содержание
Введение 3
1 Краткая характеристика Администрации Великоустюгского муниципального района 5
2 Социальный портрет Администрации Великоустюгского муниципального района 10
2.1 Социально-демографическая структура коллектива 10
2.2 Условия труда и культурно-бытовые условия 15
2.3 Оплата труда и потребление материальных благ 16
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время социальные стратегии приобрели особую важность. Именно социальная составляющая деятельности организации и государства дает возможность людям реализовать свои знания, профессиональное мастерство и предпринимательскую инициативу, создать надежную, полноценную систему занятости в стране, ориентированной на социальные приоритеты.
По оценкам отечественных и зарубежных экспертов, на долю социальных резервов приходится 30-40% повышения эффективности производства. Меняется отношение общества к организациям, которые рассматриваются не только как источник производства каких-либо товаров и услуг, но и как часть «экосистемы».
Значительно изменился состав общественных групп, влияющих на функционирование организаций и заинтересованных не только в их финансовых результатах, но и в самом факте их существования. Организации вынуждены выступать главным действующим лицом интеграции интересов и нужд потребителей, работников, поставщиков, государства, муниципалитетов, гражданских объединений и других заинтересованных сторон и учитывать это в корпоративной стратегии. В западной экономической науке такой подход имеет название «концепция социальной ответственности». Главная задача руководства тогда выявление, удовлетворение и сохранение баланса интересов различных профессиональных групп людей. Эта задача решается с помощью управления социальным развитием организации.
Целью работы является исследование социального портрета организации на примере Администрации Великоустюгского муниципального района.
Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:

  • провести исследование организационной структуры предприятия, охарактеризовать основные показатели деятельности;
  • изучить социально-демографическую структуру коллектива организации;
  • проанализировать условия труда в организации;
  • исследовать уровень потребления материальных благ.
    Объектом исследования является Администрация Великоустюгского муниципального района.
    Предметом исследования являются данные персонале предприятия, условиях труда, финансовых отношениях с предприятием и т.п.

1 Краткая характеристика Администрации Великоустюгского муниципального района
Великоустюгский муниципальный район — муниципальное образование в составе Вологодской области Российской Федерации. Административный центр — город Великий Устюг.
С 1708 года Великий Устюг входит в состав Архангелогородской губернии, центр Великоустюжского уезда — одного из 18, с 1719 года в связи с разделом губернии на 4 провинции, Великий Устюг ещё и провинциальный город — центр Устюжской провинции губернии, состоявшей из Великоустюжского, Сольвычегодского и Яренского уездов.
Постановления ВЦИК от 24 июля 1918 года была образована (на основании решений I Вологодского губернского съезда Советов) Северо-Двинская губерния из выделенных из Вологодской губернии уездов Великоустюгского, Никольского, Сольвычегодского, Усть-Сысольского и Яренского уездов, центром губернии стал город Великий Устюг. 18 апреля 1924 года в губернии было отменено деление на волости и уезды и в числе 18 новых административных единиц губернии — районов был образован и Великоустюгский район. 2 мая 1924 года уездный комитет партии был реорганизован в райком РКП(б), а в июне 1924 года прошли первые выборы в Великоустюгский райком.
В ходе муниципальной реформы было образовано муниципальное образование — Великоустюгский муниципальный район, на территории и со статусом муниципальный район определённым в областном законе № 55-О3 «О муниципальных образованиях Вологодской области» и Федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», границы муниципального образования Великоустюгский муниципальный район определены в областном законе от № 1109-ОЗ «Об установлении границ Великоустюгского муниципального района, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав», на территории муниципального района было образовано тогда ещё 23 муниципальных образования — 3 городских и 20 сельских поселений.
Муниципальное образование «Великоустюгский муниципальный район» является муниципальным районом. Данный статус установлен законом Вологодской области от 06.12.2004 № 1109-ОЗ «Об установлении границ Великоустюгского муниципального района, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав».
Официальное наименование муниципального образования — Великоустюгский муниципальный район.
Административным центром Великоустюгского муниципального района является город Великий Устюг.
Территория муниципального образования установлена на основании Устава Великоустюгского муниципального района и закона Вологодской области от 6 декабря 2004 года №1109- ОЗ «Об установлении границ Великоустюгского муниципального района, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав» (с последующими изменениями и дополнениями) и входит в состав Вологодской области.
Муниципальные образования наделены статусом:
1) городского поселения: город Великий Устюг, город Красавино, поселок Кузино.
2) сельского поселения:
Верхневарженское, Верхнешарденгское, Красавинское, Ломоватское, Марденгское, Нижнеерогодское, Нижнешарденгское, Опокское, Орловское, Парфеновское, Покровское, Самотовинское, Стреленское, Сусоловское, Теплогорское, Трегубовское, Усть-Алексеевское, Шемогодское, Юдинское.
Великоустюгский муниципальный район имеет свои официальные символы, зарегистрированные в порядке, установленном федеральным законодательством:

  • герб Великоустюгского муниципального района;
  • гимн города Великий Устюг, одновременно являющийся гимном Великоустюгского муниципального района;
  • флаг Великоустюгского муниципального района.
    Описание и порядок использования официальных символов Великоустюгского муниципального района устанавливаются нормативным правовым актом Великоустюгской Думы.
    Структуру органов местного самоуправления Великоустюгского муниципального района составляют:
  • Великоустюгская Дума Великоустюгского муниципального района — представительный орган Великоустюгского муниципального района;
  • Глава Великоустюгского муниципального района — высшее выборное должностное лицо Великоустюгского муниципального района;
  • администрация Великоустюгского муниципального района — исполнительно-распорядительный орган Великоустюгского муниципального района;
  • Контрольно-счетная палата Великоустюгского муниципального района – контрольно-счетный орган Великоустюгского муниципального района.
    Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются Уставом.
    Администрация Великоустюгского района является территориальным органом местного самоуправления, обладающим собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции на соответствующей территории.
    Администрация района является юридическим лицом, имеет печать, штампы, бланки установленного образца со своим наименованием, расчетные счета в банковских учреждениях, лицевые счета в органах Федерального казначейства.
    Администрация района может своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде в рамках своей компетенции, установленной муниципальными нормативными правовыми актами.
    Место нахождения администрации района: г. Великий Устюг, Советский пр., 103; тел.: (81738) 2-13-33, факс: (81738) 2-21-00
    Организационная структура управления администрации Великоустюгского муниципального района является линейно-функциональной (рис. 1). Линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Результаты работы любой службы аппарата управления оцениваются показателями, характеризующими реализацию ими своих целей и задач.

Рис. 1 – Структура управления Администрации Великоустюгского муниципального района

Администрация района осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Вологодской области, Уставом и иными муниципальными нормативными правовыми актами.
Органы администрации района могут наделяться правами юридического лица.
Деятельностью администрации на принципах единоначалия руководит глава администрации района. В случае временного отсутствия главы администрации его обязанности исполняет заместитель главы администрации по экономике и строительству.

2 Социальный портрет Администрации Великоустюгского муниципального района
2.1 Социально-демографическая структура коллектива
Для анализа социальной структуры коллектива необходимо составить аналитические таблицы, рассматривающие социальную структуру персонала, профессионально-квалификационную структуру, образовательный уровень персонала, движение и текучесть кадров.
В таблице 2.1 представлено изменение социальной структуры коллектива за 2011-2012 гг.

Таблица 2.1 — Социальная структура коллектива
Показатели, чел По годам
2011 2012 Изменение, чел
1.Численность всего 345 370
В том числе мужчины 104 114 0,7
женщины 241 256 -0,7

  1. Численность по возрастным группам 345 370
    до 18 лет 0 0
    18-30 92 98 -0,2
    31-40 136 149 0,8
    41-50 104 111 -0,1
    51-59 8 6 -0,7
    60 лет и более 5 6 0,2
  2. Численность основного персонала, всего 307 324 -1,3
    В том числе Мужчины 83 89 0,4
    Из них: Руководители 4 5 0,1
    Специалисты 20 17 -1,4
    Служащие 18 22 0,8
    Операционные работники 38 43 0,9
    Стажеры 3 2
    Женщины 224 235 -0,4
    Из них Руководители 12 10 -0,7
    Специалисты 40 46 1,1
    Служащие 66 62 -2,3
    Операционные работники 102 114 1,9
    Стажеры 4 3 -0,4
  3. Численность вспомогательного персонала, всего 38 46 1,3
    В том числе Мужчины 21 25 -0,9
    Женщины 17 21 0,9
    Из таблицы видно, что общая численность выросла на 25 человек. Основную долю составляет возрастная группа 31-40 лет (69,9% и69,2% соответственно).
    Из них в основном персонале основную часть составляют операционные работники (33,2% — 2011г. И 35,1% в 2012г.) Доля женщин во вспомогательном персонале в 2012г по сравнению 2011г. выросла на 0,9%
    В таблице 2.2 представлена профессионально-квалификационная структура персонала за 2011-2012гг.

Таблица 2.2 — Профессионально-квалифицированная структура
Показатели, чел По годам
2011 2012 Изменение, %
1.Численность всего 345 370
В том числе со стажем работы по специальности
Более 10 лет 134 135 0,3
Из них мужчин/женщин 49/85 58/87 3,4/-3,4
Прошедших квалификационную аттестацию 74 84 2,7
Востребованное количество работников со стажем более 10 лет 169 174
Коэффициент обеспеченности по квалификации 0,43 0,48
От 3 до 10 лет 175 183 -1,3
Из них мужчин/женщин 44/131 42/141 -2,2/2,2
Прошедших квалификационную аттестацию 149 159 1,7
Востребованное количество работников со стажем от 3 до 10 лет 258 264
Коэффициент обеспеченности по квалификации 0,57 0,6
Менее 3 лет 36 42
Из них мужчин/женщин 11/25 14/28 2,9/-2,9
Прошедших квалификационную аттестацию 19 29 16,3
Востребованное количество работников со стажем менее 3 лет 49 54
Коэффициент обеспеченности по квалификации 0,38 0,53

  1. Общий коэффициент квалификации 0,7 0,74

Анализ таблицы показывает что, основную долю составляют работники со стажем от 3до 10 лет.(50,8% в 2011г. и 49,5 % в 2012г.) Доля персонала со стажем работы более 10 лет составляет 134 чел. в 2011г. и 145 в 2012г. и выросла на 11 чел.(0,3%). Среди работников со стажем менее 3 лет доля прошедших квалификационную аттестацию выросла на 16,3%, а в абсолютном отношении увеличились на 10 чел.
В таблице 2.3 представлено изменение образовательного уровня персонала в 2011-2012гг.

Таблица 2.3 – Структура работников Администрации Великоустюгского муниципального района по уровню образования
Показатели, чел По годам
2011 2012 Изменение, %
Общая численность операц. работников, всего 140 157
В том числе
С неполным среднем образованием 0 0
С общим среднем образованием 0 0
С начальным профессиональным образованием (ПТУ, лицей) 17 14 -3,2
Со средним профессиональным образованием (техникум, колледж) 20 19 -2,2
С общим высшим образованием (бакалавр) 21 31 4,7
Со специальным высшим образованием (специалист) 82 93 0,7
Общая численность лин. и функционал. руководителей, служащих и специалистов 160 162
В том числе
С неполным среднем образованием 0 0
С общим среднем образованием 0 0
С начальным профессиональным образованием (ПТУ, лицей) 0 0
Со средним профессиональным образованием (техникум, колледж) 24 24 -2,0
С общим высшим образованием (бакалавр) 42 48 3,4
Со специальным высшим образованием (специалист) 94 93 -1,4
С ученой степенью 12 12 -0,1
Их них
Магистров 8 8
Кандидатов наук 3 3
Докторов наук 1 1

Анализ таблицы показывает, что большая часть персонала имеет общее высшее или специальное высшее образование. Среди операционных работников доля работников со специальным высшим образованием составляет 58,6% в 2011 г. и 59,3% в 2012 г. А среди линейных и функциональных руководителей, служащих и специалистов число работников со специальным высшим образованием составляет 94 чел. в 2011 г. и 93 чел. в 2012 г. Их доля уменьшилась в 2012 г. По сравнению с 2011 г. на 1,4%.
В таблице 2.4 представлена динамика подготовки и повышения квалификации персонала за 2011-2012гг.

Таблица 2.4 — Подготовка и повышение квалификации персонала
Показатели, чел По годам
2011 2012 Изменение, %
Подготовка новых работников и переподготовка (в том числе и обучение вторым совмещаемым специальностям) 25 30
Способ подготовки, всего
Индивидуальное обучение 10 12
Корпоративное обучение 15 18
Оплата, всего
За свой счет 0 0
За счет организации 25 30
Кем обучались, всего
Специалистами организации 15 18
Внешними специалистами 10 12
Повышение квалификации 155 130
Способ
Индивидуальное обучение 23 14 -4
Корпоративное обучение 132 116 4
Оплата, всего
За свой счет 0 0
За счет организации 155 130
Кто проводил обучение, всего
Специалистами организации 132 116 4
Внешними специалистами 23 14 -4

Анализ таблицы показывает что, руководство Администрации Великоустюгского муниципального района заинтересовано в обучении и переподготовке своих работников и полностью оплачивает их обучение. В 2012г по сравнению 2011г. количество работников, проходивших индивидуальное обучение по повышении квалификации, уменьшилось на 9 чел.(на 4%), а проходивших корпоративное обучение снизилось на 16 чел., однако в процентном соотношении увеличилось на 4 %. Количество специалистов организации. Проводивших обучение выросло на 4 % , но снизилось на 16 чел. в абсолютном отношении.
В таблице 2.5 представлено движение и текучесть кадров в период 2011-2012г.

Таблица 2.5 — Движение и текучесть кадров Администрации Великоустюгского муниципального района
Показатели, чел По годам
2011 2012 Изменение, %
Принято работников, всего 55 62
В том числе
По вольному найму 28 32 0,8
По целевому направлению 10 13 2,6
ВУЗов 4 6 2,4
Колледжей 3 2 -2,2
Лицеев 2 1 -2
По направлению Службы занятости населения 5 6 0,6
По заявке рекрутинговых агентств 3 2 -2,2
Принято, всего 55 62
В том числе женщин 30 35 1,9
Выбыло, всего 30 27 1,9
В том числе
Уволено за нарушение трудовой дисциплины 7 8 3,3
Из них женщин 3 3 1,1
По сокращению штатов 3 1 -3
Из них женщин 1 0 -0,3
По собственному желанию 21 18 -3,3
Из них женщин 11 9 -3
Из числа уволившихся по собственному желанию, всего 21 18 9,2
В том числе
Из-за отсутствия жилья 0 0
0
Отсутствия детских учреждений 0 0 0
Плохих условий труда 0 0 0
Низкой заработной платы 8 6 -4,9
Конфликтов 1 1 0,9
Причина не указана 12 11 4

Из таблицы видно что за2011-2012гг.количество принятых работников увеличилось на 7 чел., а количество выбывших уменьшилось на 3 чел., хотя в процентном отношении увеличилось на 1,9%. Среди принятых работников большая часть была принята по вольному найму (50,9% и 51,7% соответственно), а среды выбывших наибольшую долю составляют уволенные по собственному желанию (70% в 2011 г. и 66,7% в 2012 г.).
2.2 Условия труда и культурно-бытовые условия
Для анализа условия труда и культурно-бытовые условий необходимо составить аналитические таблицы, рассматривающие состояние условий труда, обеспеченность санитарно-бытовыми помещениями, общественным питанием и бытовым обслуживанием.
В таблице 2.6 представлена динамика состояний условий труда работников 2011-2012гг.

Таблица 2.6 — Состояние условий труда
Показатели, чел По годам
2011 2012 Изменение, %
Общая численность работников, занятых на работах, всего 345 370
С нормальными условиями труда 339 362 -0,5
В том числе женщин 239 253 -0,6
С тяжелыми условиями труда 6 8 0,4
В том числе женщин 2 3 4,3
С вредными условиями труда 0 0 0
В том числе женщин 0 0 0
С особо вредными и особо тяжелыми условиями труда
0
0
0
В том числе женщин 0 0 0
2.Удельный вес занятых с тяжелыми, вредными и особо тяжелыми и особо вредными условиями труда в общей численности работников, % 1,9 2,1

  1. Численность работников занятых в ночные смены 24 28 0,6
    В том числе женщин
  2. Общее количество рабочих мест, шт. 182 195 -0,1

Анализ таблицы показывает, что доля работников, занятых на работах с тяжелыми условиями труда, очень мала и составляет 6 человек(1,7%) в 2011г. и 8 чел.(2,1%) в 2012г.
В таблице 2.7 представлена статистика заболеваемости в 2011-2012гг.

Таблица 2.7 — Статистика заболеваемости персонала Администрации Великоустюгского муниципального района
Показатели, чел По годам
2011 2012 Изменение, %
Количество больных с профессиональной заболеваемостью, всего 110 118
Из них женщин 66 71 0,2
Количество человек- дней нетрудоспособности, вызванной профессиональной заболеваемостью 770 826
Сумма выплат по временной нетрудоспособности, вызванной профессиональной заболеваемостью 7276500 7372050
Количество случаев общей заболеваемостью, всего 115 102
Из них женщин 69 61 -1,2
Количество человеко-дней нетрудоспособности, вызванной общей заболеваемостью 805 714
Сумма выплат по временной нетрудоспособности, вызванной общей заболеваемостью 7607250 6372450

Анализ таблицы показывает, что в 2011-2012гг. увеличилось количество больных с профессиональной заболеваемостью на 8 чел. Из них в 2011г. 60% составляют женщины, а в 2012г – 60,2%. Соответственно увеличилось количество человеко-дней нетрудоспособности, вызванной профессиональной заболеваемостью (на 56) и сумма выплат по временной нетрудоспособности, вызванной профессиональной заболеваемостью (на 95550 руб.). Однако в 2011-2012гг. уменьшилось число больных общей заболеваемостью на 13.
2.3 Оплата труда и потребление материальных благ
Для анализа оплаты и дисциплины труда необходимо составить аналитически таблицы, рассматривающие динамику оплаты труда, потери рабочего времени из-за нарушения дисциплины. В таблице 2.8 представлена динамика оплаты труда и премирования персонала в 2011-2012 гг.

Таблица 2.8 — Оплата труда и премирование персонала Администрации Великоустюгского муниципального района
Показатели, чел По годам
2011 2012 Изменение, %
Тыс.руб. Тыс.руб.
Фонд заработной платы, всего 56048 57280 2.20
Среднемесячная сумма выплат без премий и вознаграждений 4671 4773 2.20
Операц. работника 11.7 11.3 -2.86
Служащего 14.7 14.3 -2.27
Специалиста 20.7 20.0 -3.23
Руководителя 35.3 35.3 0.00
Фонд премий и вознаграждений всех работников, всего 24000 23940 -0.25
Среднемесячная сумма выплат премий и вознаграждений 2000 1995 -0.25
Операц. работника 5.3 5.0 -6.25
Служащего 6.7 6.3 -5.00
Специалиста 8.0 7.7 -4.17
Руководителя 13.3 13.0 -2.50
Среднемесячная сумма выплат всех работников с учетом премий и вознаграждений 6671 6768 1.46
Операц. работника 20.3 19.3 -4.92
Служащего 25.7 24.7 -3.90
Специалиста 34.7 33.0 -4.81
Руководителя 57.0 55.7 -2.34

Анализ динамики оплаты труда и премирования персонала показывает, что в 2011-2012 гг. среднемесячный доход всех категорий работников с учетом премий и вознаграждений уменьшился в среднем на 3-4%. Однако фонд заработной платы увеличился на 1232 тыс.рублей или на 2,2%. Это связано с тем, что общая численность персонала в 2012 году выросла на 25 человек.
Среднемесячный доход операционного работника в среднем составляет 20 тысяч рублей.
В таблице 2.9 показаны потери рабочего времени, вызванные нарушением трудовой дисциплины и общественного порядка в 2011-2012 гг.

Таблица 2.9 — Потери рабочего времени, вызванные нарушением трудовой дисциплины и общественного порядка
Показатели, чел По годам
2011 2012 Изменение, %
Общее количество нарушений, всего 33 31
В том числе Прогулы 10 9 -10
Нарушение общественного порядка — — —
Прочие 23 22 -5
Количество работников, нарушившиеся трудовую дисциплину 10 10
Из них
Совершивших прогулы
4
3
-25
Количество человек, дней потерянных в результате прогулов 12 10
Количество человек, дней потерянных в результате арестов — —
Количество человек, дней – неявок с разрешения администрации 6 6
Количество человек, дней потерянным по другим причинам 24 23

Из таблицы видно, что в 2011-2012гг. общее количество нарушений уменьшилось на 2. Число прогулов составляет 30,3% в 2011г и 29% в 2012г. и уменьшилось на 1,35, а в абсолютном отношении снизилось на 1. А количество работников, совершивших прогулы составляет 4 чел(40%) в 2011г и 3 чел(30%) в 2012г. и снизилось в процентном отношении на 10%.

Заключение
Администрация Великоустюгского района является территориальным органом местного самоуправления, обладающим собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции на соответствующей территории.
Таким образом, в Администрации Великоустюгского муниципального района основную долю в структуре персонала составляют женщины (69,9% в 2011г. и 69,2 в 2012г.) В общей численности работников преобладают операционные работники.
Основную долю составляют работники со стажем от 3до 10 лет.
Большая часть персонала имеет общее высшее или специальное высшее образование. Анализ динамики подготовки и повышения квалификации персонала показывает, что руководство Администрации Великоустюгского муниципального района заинтересовано в обучении и переподготовке своих работников и полностью оплачивает их обучение.
Доля работников, занятых на работах с тяжелыми условиями труда, очень мала и составляет 6 человек(1,7%) в 2011г. и 8 чел.(2,1%) в 2012г.
Среднемесячный доход операционного работника в среднем составляет 20 тысяч рублей.

Список использованной литературы

  1. Захаров М.Л., Кузнецов Т.Н. «Управление социальным развитием организации» Учебник Москва 2010. – 391 с.
  2. Е.А. Девяткин, А.А. Корсакова Управление социальным развитием организации. Учебное пособие. Международный консорциум «Электронный университет», 2012. – 236 с.
  3. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие. — Владивосток: Изд-вo ДВГТУ, 2011. – 414 с.
  4. Зайцев О.В. Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций: Учебное пособие. – Москва, 2009. – 428 с.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov