Курсовая Специфика проявления правосознания в различных социальных группах общества

Специфика проявления правосознания в различных социальных группах общества

Содержание

Введение 3
1 Понятие правосознания и его содержание 4
2 Психологические аспекты феномена «Правосознание» 9
3 Анализ правосознания в различных социальных группах российского общества 12
Заключение 18
Список использованных источников 19

Введение
Состояние правовой культуры российского общества характеризуется сохранением исторически обусловленных негативных оценок в отношении права и дополняется проблемой деструктивных механизмов в ее современном развитии, результатом действия которых является изменение преступности. Многим гражданам сегодня свойственны противоречивые оценки самых разных правовых институтов, отношений и норм. Большинство россиян уверено, что жить в России, не нарушая законов, невозможно, и вместе с тем имеются позитивные тенденции изменения установок на соблюдение правовых норм. Усложнение условий современной жизни и увеличение криминальных угроз приводит к осознанию необходимости и ценности права как основной регулятивной системы общества. Идеалом многих граждан становится правовое, социально-ориентированное государство, в котором соблюдается закон, права человека, социальная справедливость, а человек защищен от преступного произвола. В ситуациях возникновения криминальных угроз население готово действовать правовым путем, но несовершенство правового поля и кодифицированного права часто приводит людей к поиску неправовых средств разрешения социальных конфликтов. Связь правовой культуры и преступности многогранна и носит характер диалектического взаимодействия, в котором существует встречная зависимость.
Целью данной работы является изучение проявления правосознания в различных социальных группах общества.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:

  • изучить понятие правосознания и его содержание;
  • исследовать психологические аспекты феномена «Правосознание»;
  • провести анализ правосознания в различных социальных группах российского общества.

1 Понятие правосознания и его содержание
Правосознание, являясь компонентом системы общественного сознания, представляет собой специфическое структурное образование. С одной стороны, оно подчиняется общим закономерностям, характерным для всех форм общественного сознания. С другой стороны, обладает характерной чертой, позволяющей рассматривать его как относительно самостоятельное образование в структуре всего общественного сознания.
Правосознание имеет свой особый предмет отражения и объект воздействия . Предметом отражения правосознания являются реальные общественные отношения, требующие правового регулирования. Результат правового регулирования — правоотношение, механизм правового регулирования (нормы права, правовые институты и их деятельность ), поступки людей в области права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием определенных правовых норм.
Следует заметить, что правосознание отражает общественные отношения, которые не только отрегулированы нормами права, но также и общественные отношения нуждающиеся в правовой регламентации. Полагать же, что в качестве предмета отражения правосознания выступают исключительно лишь правоотношения — означает сужение правотворческой функции этой формы сознания. Дело в том, что правосознание социологически черпает для себя материал из всей полноты реальных процессов и явлений общественной жизни. Новые области практической деятельности различных социальных групп общества, нуждающиеся в правовом регулировании, определяют возникновение новых правовых представлений и взглядов.
Специфика правосознания состоит также и в том, что оно прогнозирует вполне определенные обязательные масштабы поведения, обосновывает необходимость установления круга юридических прав и обязанностей участников общественных отношений.
Правосознание индивида, а также различных социальных общностях людей, находит свое выражение в определенных категориях. Ими выступают наиболее общие понятия, благодаря которым общество оценивает поведение людей, определяет желательный правовой порядок.
Доминирующими, свойственными только правовой форме общественного сознания категориями, является совокупность категорий, юридических прав, обязанностей и законности. Осознание интересов людей в категориях законности, юридических прав и обязанностей — один из важных специфических признаков правосознания. На основе этих категорий правосознание оценивает поведение субъектов права как правомерное (соответствующее правам и обязанностям и требованиям законности, вытекающим из норм права) и неправомерное (противоречащее обязанностям или нарушающее права, вытекающие из правовых норм). Из этих категорий развиваются другие категории: правосубъектность, правопорядок, правонарушение, а также и такие понятия, как правомерное и неправомерное, юридическое и неюридическое, законное и противозаконное и т.д.
Важно иметь в виду, что категории правосознания не являются вечными и неизменными. Правовые взгляды, идеи людей, юридические теории находятся в постоянном развитии. Их содержание изменяется вместе с изменениями, которые происходят в экономике общества, в его политике и государственной власти, в философии и морали. Так, категории «законность», «ответственность», «преступление» и др. не оставались неизменными при переходе человечества от одной системы общественных отношений к другой (например, от феодализма к капитализму).
Специфика правового сознания проявляется в ряде выполняемых им функций . Одна из важнейших функций правосознания является когнитивная, т.е. познания социально-правового бытия. С точки зрения механизма познания, правосознание отражает и закрепляет в уме человека конкретную социально-правовую «картину» окружающей его реальности. Благодаря когнитивной функции правосознания социум узнает о проявлении в социальной среде определенных общественных отношений; о том, как регулируются такие отношения, что запрещается и что поощряется законодательством; о том, какими правами и обязанностями обладает субъект правовых отношений; о важном орудии государства — праве, его идеях и принципах и др. Результатом познания правовой деятельности является накопление определенного запаса правовых знаний у всех субъектов общественных отношений конкретной социальной системы.
Другой важной функцией правосознания является мировоззренческая . Ее значение детерминируется тем, что предметами отражения правового сознания выступают определенные общественные явления, в которых сконцентрированы такие значительные социальные процессы, как противоречия государственной власти, отношения к собственности, общения между нациями и народами, взаимосвязь личности и общества, проблемы конфликтов, войны и мира и др. Верное отражение подобных сложных социальных явлений и тенденций их развития, а также адекватное закрепление в праве, возможно лишь при активном участии мировоззренческой функции правового сознания.
Отражение в правовом сознании личности идей законности, справедливости, необходимости и др. формируют у нее вполне определенное отношение к государству, деятельности его многообразных институтов в различных сферах общественной жизни. Особое значение приобретает эффективность реализации этих проблем ныне в России в таких сферах, как материально-производственная и социальная. Их результативность со стороны институтов государства в процессе реформирования страны формирует у индивида определенную мировоззренческую позицию к самому государству и провозглашенному им праву.
Правосознание выполняет также функцию моделирования . По своему содержанию она сводится к тому, какие нормы следует применять, а также, каким образом поступить, чтобы закрепленные в них права и обязанности оказали наиболее эффективное воздействие на развитие общества в направлении, необходимом для достижения конкретной правовой цели. Правовое сознание участвует в определении моделей должного поведения не произвольно, а на базе комплексного восприятия и оценки людьми всей системы общественных отношений — экономических, политических, нравственных, эстетических, религиозных и др. Результатом изучения и оценки совокупности видов различных общественных отношений является выработка модели должного поведения. Причем такое долженствование выступает как, проявление социальной необходимости. Осуществляя функцию правового моделирования правосознание оценивает модель с точки зрения интересов как общества, так и отдельных социальных групп и личности .
Результатом действия функции правового моделирования является формирование определенных моделей (правил) поведения. Они оцениваются правосознанием как должные, социально необходимые для успешного развития всей системы отношений в обществе.
Правосознание выполняет регулятивную функцию . Дело в том, что правовые идеи, взгляды, положения, являясь осознанными людьми, воздействуют на их поступки, регулируют поведение. При этом требования и предписания права объективно нуждаются в законодательном закреплении. В свою очередь, провозглашаемые в обществе нормы права непосредственно являются продуктом правосознания. От него, как идейного источника норм права, зависит их содержание в тот или иной период развития отношений, характер воздействия норм на общественную жизнь.
Заметим, что такая функция правосознания не сводится только к идеальному сражению социально-правовой действительности. Правосознание входит в качестве важного компонента в систему регулирования непосредственно поведения людей в правовой сфере. Наряду с этим, оно подключается и к действию других компонентов правового регулирования — созданию специфических юридических норм и различных форм их реализации.
Правосознание выполняет нормативно-прогностическую функцию. Правосознание участвует не только в создании норм права, но и в определении необходимости регулирования тех или иных социальных процессов правом, в определении круга прав и обязанностей участников будущих правоотношений, в выборе способов правового регулирования и т.д. Во взглядах индивидов, выражающих их отношение к праву, всей правовой системе общества, складывается определенная социально-правовая характеристика возможного варианта правового урегулирования конкретных видов общественных отношений, а также вероятном поведении их носителей.
Правосознание входит не только в качестве важнейшего элемента в систему непосредственного регулирования как правомерного, так и противоправного поведения личности, но и участвует в регулировании поведения отдельных индивидов или социальных групп через правовые нормы; в любом случае оно выступает как элемент системы правового регулирования, так как именно правосознание в конечном счете соизмеряет действия конкретного субъекта (лица) с правовыми требованиями.
Отмеченные функции правового сознания тесно переплетаются между собой и выступают в сознании личности во взаимосвязи. При этом подчеркнем, что если результатом действия когнитивной функции является получение определенного уровня правовых знаний, то итогом действия всех остальных функций предстает в виде преимущественной выработки конкретного отношения личности к социально-правовой реальности.

2 Психологические аспекты феномена «Правосознание»
Правосознание – это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему праву.
Само существование правовых явлений неразрывно связано с волей и сознанием людей. Требования общественной жизни не могут быть выражены в качестве юридических предписаний до тех пор, пока они не будут осознанны человеком и не станут руководством к действию, точнее к правопослушному поведению.
Структурно правосознание делится:
– на знание содержания, целей и задач правовых предписаний;
– субъективное отношение к правовым нормам;
– готовность руководствоваться правовыми нормами.
Не следует путать конформность как свойство характера и добровольное, глубоко осознанное осуществление правовых требований, понимание их правильности и разумности.
Ряд исследователей выделяют следующие разновидности правосознания:
– индивидуальное – личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида);
– групповое – отношение к праву различных малых социальных групп и коллективов;
– корпоративное – правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв;
– массовое – правосознание значительных по объему общностей людей;
– общественное – отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).
Оговоримся, целесообразность данной классификации носит скорее идеологический характер. Действительно, разве можно охарактеризовать как нечто целостное правосознание всего общества, стратифицированного и предельно неоднородного? Конечно же, это утопия.
Что касается правосознания группового, корпоративного и массового, то представляется затруднительным изучать названные феномены посредством использования психологических знаний. Общие выводы об особенностях данных разновидностей правосознания, вероятно, и возможны, но необходимо помнить, что наиболее эффективно психологическая наука изучает отдельного человека во всей уникальной совокупности его психических проявлений. Изучение достаточно аморфного по своему содержанию образования целесообразно посредством методов такой области знания, как философия или теория государства и права.
Структура правосознания традиционно включает в себя следующие смысловые блоки:
– правовую идеологию (отношение общества к праву в целом – правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом;
– правовую психологию (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений):
чувства, настроения, переживания. Отметим, что более точным будет название «Психологическая идентификация с правом»;
– индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т.д.;
– личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления);
– волевой потенциал индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек принимает решения, определяющие правомерность или неправомерность его поведения).
Таким образом, основными структурными элементами правосознания выступают знание правовых предписаний, принятие их и руководство ими.
Правосознание – это отношение людей к существующим и вновь принятым законам. Правосознание обычно не существует в «чистом» виде, ибо взаимосвязано с другими видами и формами сознания реальности и действительности. Так, достаточно часто высокий уровень правосознания переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения этических категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести и чести и т.д.
Между правом и правосознанием существует тесная взаимосвязь. Эта связь в некоторой степени может проявляться как во влиянии правосознания на право, так и наоборот – во влиянии права на правосознание.
Прежде всего, это влияние проявляется в процессе формирования права и весьма заметно на его завершающей стадии – стадии правотворчества. Оно заключается в том, что правосознание пусть в незначительной степени, но вырабатывает представления о необходимости и потребности принятия определенных нормативно-правовых решений.
Определяющее значение правосознания выражается в соблюдении правовых предписаний. Как форма общественного сознания оно оказывает корректирующее воздействие на сознание отдельных индивидов и таким образом способствует повышению их уровня. Соблюдение требований законодательства находится в прямой зависимости от уровня правосознания каждого члена общества.

3 Анализ правосознания в различных социальных группах российского общества
Анализ состояния правосознания российских граждан и его влияния на социально-политическую ситуацию в обществе позволяет определить следующие криминогенные тенденции:
– кризис общей культуры России (составной частью которой является правовая культура), широко распространенный правовой нигилизм и другие негативные особенности правового менталитета, транслируемые в поколениях;
– слабо контролируемое повсеместное распространение культурных ценностей преступного мира, вызывающее криминологический дискомфорт, проникновение криминальной субкультуры в ткань правовой культуры и, как следствие, углубление деформации правосознания значительной части населения;
– недостатки правовой культуры представителей законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, подрывающие их авторитет у населения, стимулирующие поиски неправовых способов разрешения конфликтных ситуаций, подталкивающие людей обращаться к услугам криминального мира и тем самым втягивающие его в орбиту «легальной» жизни;
– духовное обнищание большой массы людей, снижение действенности моральных регуляторов, нравственных ценностей, влияющих на формирование правовых установок в процессе социализации личности, а в дальнейшем – на выбор ими альтернативного правомерному способа поведения;
– наличие существенных криминологически важных недоработок в системе правового информирования населения, правового образования и криминологического воспитания как способов распространения и развития правовой культуры, способствующих криминализации общественных отношений;
– разрушение системы предупреждения преступности и традиционных форм социального контроля, отсутствие конкретной правовой идеологии в области правоохранительной деятельности, четкого разграничения полномочий общественных и государственных институтов в сфере предупреждения преступности.
Характер и уровень правосознания российских граждан, а также его особенности хорошо прослеживаются в результатах различных социологических исследований.
Так, например, среди российской молодежи в возрасте от 13 до 30 лет меньше тех, кто считает Россию правовым (25%) или неправовым (12%) государством, большинство – «полуправовым» (52%), а есть и такие, кто не способен оценить жизнь государства с позиции права (11%). В последнем случае речь не идет о правовом нигилизме, а, скорее, о правовой неграмотности (рис. 1) .

Рис. 1 — Мнение представителей различных социальных групп о том, является ли Россия полностью правовым государством или таковым не является, %
Раз большинство считает, что Россия пока «не совсем правовое» государство или таковым не является (в совокупности это 64%), то естественно предположить, что у этой части молодежи имеются ожидания в отношении дальнейшего становления России как правового государства.
На основании результатов исследования в целом можно сделать вывод, что по мнению 82% молодежи их права в России в целом защищены. Однако это «в целом» состоит из тех, кто считает свои права полностью защищенными – 7%, кто считает защищенными не во всем – 37% и кто считает их слабо защищенными – 38%. Не защищенными свои права в России считают 18% молодежи, т.е. 6,8 млн чел. (рис. 2, 3).

Рис. 2 — Мнение представителей различных возрастных групп о защищенности своих прав, %

Рис. 3 — Мнение представителей различных социальных групп о защищенности своих прав в России, %

Уверенностью в том, что их права защищены не полностью или вообще не защищены, объясняется наличие у молодежи некоторого «скепсиса» относительно способности правозащитных органов и организаций выполнять свои функции. Согласно данным исследования, в случае необходимости защитить свои права и интересы в суд готовы обратиться 36% молодежи, 38% обратятся к знакомым или к родственникам и 35% прибегнут к неформальным связям или взяткам.
Даже среди молодежи, считающей, что Россия – это правовое государство, в случае необходимости защитить свои права готовы обратиться в суд 47%, 32% будут опираться на родственников и знакомых, 23% прибегнут к взяткам, а среди той части молодежи, которая не считает Россию правовым государством, эти показатели составляют соответственно: 18%, 43% и 49%.
Формирование эффективной системы контроля над преступностью, реанимация системы предупреждения преступлений, развитие институтов гражданского общества выводят на первый план фактор ценности права и его восприятия в системе социальных отношений. В этом смысле изучение и направленное воздействие правовой культуры на общественное сознание, преодоление в нем разнообразных деформаций правового сознания и противоправной активности является одной из актуальных криминологических проблем, требующих решения в теории и правоохранительной практике.
Сегодня правовая культура становится одним из ключевых факторов, который может обеспечить поддержание необходимого уровня социально-правового контроля над преступностью, организацию эффективной превентивной деятельности. Базой для такой деятельности должна стать соответствующая криминологическая информация об уровне правовой культуры населения современной России и ее антикриминогенном потенциале, отрицательных факторах внешней среды, деформирующих правосознание общества и влияющих на преступность и ее предупреждение. Решение этих вопросов призвано в определенной степени способствовать удержанию преступности на социально терпимом уровне.
Таким образом, право существует для личности. Не правосознание порождено потребностью регламентации», а наоборот, именно правосознание порождает отребность в правовой регламентации; менно общественное правосознание как разновидность общественного сознания оздает спрос на права и определяет правовую динамику в обществе. В итоге правосознание предстает в виде явления, порожденного «отношением к действующему праву» и порождающего «потребность в егламентации поведения». А глубинным источником правосознания, правовой становки, а следом – и правового поведения личности становится право на право, ак соглашение о свободе иметь субъективное право, обремененное обязанностью признавать объективное право.

Заключение
Правосознание — это представления и понятия, выражающие отношение людей к действующему праву, знание меры в поведении людей с точки зрения прав и обязанностей, законности и противозаконности; это правовые теории, правовая идеология. Правосознание является идейным выражением объективных общественных отношений, прежде всего экономических и социальных. Право воздействует на формирование правосознания, а последнее реализуется в праве и правосудии. Основы правосознания составляют чувство собственного достоинства, совесть и внутреннюю дисциплину воли, взаимное уважение и доверие граждан друг к другу, к власти, а власти — к гражданам.

Список использованных источников

  1. Красильникова Ю. Анализ современного состояния правосознания российского общества // Власть. – 2010. — №7. – С. 119-124
  2. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М.: Норма, 2011. – 539 с.
  3. Майерс Д. Социальная психология. 7-е изд. СПб.: Питер, 2010. – 395 с.
  4. Общая теория права и государства: Учебник / Под. ред. В.В.Лазарева. М.: Юристъ, 2010. – 473 с.
  5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: учебник. Ростов н/Д., 2013. – 449 с.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov