Курсовая Теоретико-методологические аспекты регионального управления

Теоретико-методологические аспекты регионального управления

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1 Современные подходы к определению термина «регион» 5
1.2 Классификация региональных образований 7
1.3 Региональная политика – понятие, цели и задачи 9
1.4 Законодательное регулирование регионального управления 12
1.5 Государственная программа, реализуемая в Архангельской области 16
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 24
2.1 Краткая характеристика МО «Котлас» 24
2.2 SWOT-анализ деятельности МО «Котлас» 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

ВВЕДЕНИЕ
Организация регионального управления входит в круг фундаментальных проблем, функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Особую актуальность данной проблемы на современном этапе придают следующие обстоятельства:

  • необходимость преодоления существующей политической напряженности в обществе, возникающей все чаще на почве противоречий между политикой центра и интересами регионов, на почве неэффективности существующей системы политической власти, в рамках которой крайне принижена роль местных управленческих структур;
  • потребность в развитой региональной политике. Этого требует и быстрый рост экономического влияния регионов, и острая необходимость решения многих региональных проблем, и важность эффективных межрегиональных связей.
    Проблемами регионального управления занимались такие ученые как Кротов В.А., Добрынин А.И., Гутман Г.В., Алаев Э.Б., Юсупов К.Н., Таймасов А.Р., Янгиров А.В., Ахунов Р.Р. и другие.
    Целью курсовой работы является изучение теоретико-методологических аспектов регионального управления.
    Задачи, решаемые в процессе исследования:
  • изучить современные подходы к определению термина «регион»;
  • исследовать классификацию региональных образований;
  • рассмотреть понятие, цели и задачи региональной политики;
  • проанализировать законодательное регулирование регионального управления;
  • исследовать одну из государственных программ, реализуемых в Архангельской области;
  • провести оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления на примере МО «Котлас»;
  • сделать SWOT-анализ муниципального образования.
    Предметом исследования является организация регионального управления.
    Объект исследования – муниципальное образование «Котлас».
    В процессе написания работы были использованы такие методы исследования как теоретический обзор литературы, нормативно-правовых актов, сравнительный анализ и другие.

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Современные подходы к определению термина «регион»
Регион (лат. regio — страна, область) — слово (термин, в отдельных науках), используемое для обозначения участка суши или воды, который можно отделить от другого участка (например, того, внутри которого он находится) по ряду определённых критериев .
Регион, как и страна — многозначное слово. Он может обозначать различные сущности в разных отраслях, а в пределах одной отрасли может по-разному трактоваться.
В нормативной литературе регион определяется как «часть территории Российской Федерации, обладающей общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации или объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации».
Как считает Г.В. Гутман, «регион представляет собой территориальное образование, которое имеет чётко очерченные административные граница, в пределах которых осуществляется воспроизводство социальных и экономических процессов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, обусловленных местом региона в системе общественного разделения труда» .
Э.Б. Алаев считает, что под регионом понимается локализованная территория, «обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причём эта целостность — объективное условие и закономерный результат развития данной территории» .
По мнению Ф.Д. Кожурина регион — это «часть народнохозяйственного комплекса страны, который отличается по географическим условиям и природно-ресурсной специализации. Он является относительно замкнутым в производственно-техническом и в экономическом отношении» .
А.И. Добрынин полагает, что регион — это территориально специализированная часть народного хозяйства страны, характеризующаяся единством и целостностью воспроизводственного процесса .
В то же время Н.Н. Некрасов рассматривает регион как большую территория страны с примерно одинаковыми природными условиями, а главным образом, с характерной направленностью развития производительных сил, в основе которого сочетание комплекса природных ресурсов и соответствующей социальной структуры .
При рассмотрении региона как экономической системы можно выделить два подхода. С одной стороны, регион — это часть государственной экономической системы, имеющей внутренние горизонтальные связи. С другой стороны, регион — относительно самостоятельная экономическая система, встроенная в общенациональное экономическое пространство и делегирующая часть своих функций общенациональному центру.
В рамках социального подхода регион определяется как система, для которой характерна социально-пространственная общность.
Социально-экономический подход определяет регион как социально-экономическую систему, в которой воспроизводятся социальные и экономические процессы жизнеобеспечения людей. Это территориальное образование, имеющее чётко очерченные границы и территориальные органы управления.
Наиболее удачной трактовкой понятия «регион» является, на наш взгляд, определение К.Н. Юсупова о том, что «регион можно определить как территориальную организационно-экономическую целостность, которая целенаправленно реализует функцию самовоспроизводства на основе разработки определённого набора ресурсов в условиях существующей в стране социально-экономической системы» .
Ограниченность данного определения в том, что регион здесь рассматривается как статическая субстанция национального целого, развитие которой определяется уже «существующей» надрегиональной социально-экономической системой. Такой подход может привести к закреплению второстепенной роли региона, «ведомого» федеральным центром, что не отвечает ни общемировым тенденциям, ни специфике задач, стоящих перед российской экономикой.
Таким образом, наиболее точная трактовка термина «регион» содержится, по нашему мнению, в следующем определении. Регион — это относительно самостоятельная, способная к саморазвитию целостная социально-экономическая система, обладающая определённым набором природных ресурсов, экономическим потенциалом и человеческим капиталом, которая, в целях поддержания устойчивости единого экономического пространства, повышения эффективности его развития и качества жизни населения, интегрируется с другими регионами.
1.2 Классификация региональных образований
В разных учебниках по региональной экономике могут встретится различные критерии классификаций регионов.
Чаще всего в основу классификации кладутся следующие критерии:

  • уровень экономического развития;
  • темпы экономического развития регионов;
  • тип территориальной структуры хозяйства (узловой и гомогенный регионы);
  • коэффициент плотности населения; темпы прироста населения;
  • характер и коэффициент производственной специализации и др.
    Терминология региональных классификаций, используемая в индустриально развитых странах Запада несравненно богаче. Здесь, в частности, выделяют:
  • депрессивные регионы, демонстрировавшие в прошлом относительно высокие темпы развития;
  • стагнирующие регионы, отличающиеся крайне низкими или «нулевыми» темпами развития;
  • пионерные регионы или регионы нового освоения (в развивающихся странах роль таких регионов несколько иная);
  • микрорегионы или первичные экономические регионы, при дальнейшем дроблении которых их признаки теряются;
  • экономические регионы первого порядка (или генеральные), то есть регионы высшего порядка, образующие схемы регионального макроделения страны;
  • программные (плановые) регионы — регионы, на которые распространяются целевые программы развития и контуры которого не совпадают по территории с регионами единой сетки;
  • уникальные (проблемные и проектные) регионы, выделяемые также в развивающихся странах, и связанные с реализацией крупных новостроек (проектные регионы) или характеризующиеся крайне низким уровнем развития (проблемные) и др .
    Основной проблемой считается определение географических границ и типов регионов.
    Критерии, лежащие в основе выделения того или иного региона связаны с поиском однородности и различий.
    Процедуру идентификации регионов можно свести к трем этапам.
  1. Определение критериев.
    Составляется список интересующих критериев, на основе которых будут выделены регионы. Каждый элемент списка должен быть четко охарактеризован во избежание неоднозначности и искажения результатов в зависимости от характеристик исследуемой территории и используемой информации.
  2. Измерение степени связанности (ассоциации).
    После выделения критериев, необходимо выяснить в каких сочетаниях они встречаются. Для этого при помощи соответствующих статистических и эконометрических процедур измеряют степень их ассоциации.
  3. Собственно выделение регионов и их границ на основе полученных данных.
    1.3 Региональная политика – понятие, цели и задачи
    Региональная наука пока не сумела обобщить результаты многолетних теоретических дискуссий и дать емкое определение региональной политики. Сформировалось несколько групп типичных трактовок данного понятия.
    Одни ученые при определении региональной политики имеют в виду только политику государства по отношению к регионам (субъектам РФ). Наиболее развернутое определение региональной политики с этой точки зрения дал Э.Б Алаев: «Региональная политика государства — сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т. е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой» .
    Можно привести также другую трактовку: «региональная политика — это государственные мероприятия по перераспределению ресурсов между регионами страны ради заданных целей» .
    Другие ученые определяют региональную политику как регулирование взаимодействий государства по отношению к регионам, так и регулирование регионами отношений между собой, обеспечивающих и интересы государства, и интересы регионов. Так, Гладкий Ю.Н. и Чистобаев А.И. считают, что региональная политика государства — это сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой .
    Аналогичной представляется и следующая формулировка: «региональной политикой можно считать лишь такую систему намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов, и которая осуществляет все это преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей» .
    В данных определениях проводится идея, что наряду с государством регионы, в лице своих лидеров, региональных органов власти, обладают собственной ценностной системой, своими интересами, соответствующей экономической, политической и интеллектуальной мощью, способностью самостоятельно и под свою ответственность принимать и реализовывать те или иные решения в отношении частей территории, находящейся под их юрисдикцией.
    Учитывая данную установку в трактовке региональной политики, в ее структуре следует выделять общегосударственную (федеральную) и региональную части. В первом случае можно говорить о политике, имеющей государственный статус, а во втором — речь идет о региональной политике самих регионов, в том числе и в отношении своих территорий. Федеральный компонент в региональной политике играет решающую роль, отражает позицию общества в целом к его территориальным частям и поэтому формулируется и осуществляется «сверху вниз» .
    С данной позицией вполне соотносится следующее определение региональной политики: «это деятельность органов государственной власти и управления по обеспечению оптимального развития субъектов Федерации и решению территориальных проблем межрегионального и общегосударственного характера» .
    Третьи имеют в виду региональную политику, формирующуюся, главным образом, на уровне субъектов РФ. Так, Центр региональной политики ИСЭП РАН предлагает следующую формулировку: «Под региональной политикой понимается новое общественное явление, которое зарождается и развивается в результате экономического и политического реформирования, прежде всего на региональном уровне, в форме самостоятельной региональной общности, имеющей возможность создавать собственные органы власти и управления и руководствоваться в своем социально-экономическом развитии интересами региона (в сочетании с задачами общественного и государственного развития)» .
    В данном случае предметом региональной политики является комплексное развитие всех взаимосвязанных элементов региона. В границах субъекта РФ сформировались определенные условия для осуществления воспроизводственных процессов: здесь имеются необходимые ресурсы, созданы управленческие структуры, формируется нормативно-законодательная база, обеспечивающие нормативную жизнедеятельность на территории. Процедуры согласования региональных и общегосударственных интересов — это особый, специфический тип методов регулирования, присущий именно региональной политике.
    Четвертая группа ученых и специалистов «подтягивает» к региональной политике весь спектр социально-экономических, этнодемографических, политических, управленческих и иных процессов и проблем на том основании, что все они имеют территориальную привязку (например, региональная политика, проводимая банками, корпорациями и др.). Так, В.Л. Бабурин и ЮЛ. Мазуров понимают под региональной политикой «учет факторов географической и региональной социально-экономической среды, обусловливающих территориальную дифференциацию управления» .
    Объектом региональной политики в странах рыночной экономики являются различного рода пространственные неравенства — различия в уровне и условиях жизни, в занятости и безработице, в условиях предпринимательства и т.п. Причем региональная политика выступает в форме государственного вмешательства в разные подсистемы региона.
    Таким образом, региональная политика в нашем понимании — это совокупность целей, задач, намерений и действий государственных и муниципальных органов власти, а также иных участников, направленных на создание условий для саморазвития территорий, достижение определенного пространственного социально-экономического и иного равновесия страны с учетом соблюдения общенациональных, собственно региональных и местных интересов.
    1.4 Законодательное регулирование регионального управления
    Статус субъекта РФ определяется Конституцией РФ, а также конституцией республики, уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемыми законодательным (представительным) органом власти соответствующего субъекта РФ. Отношения автономных округов, входящих в состав края (области), могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края (области). Статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта РФ в соответствии с конституционным законом. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия.
    Образование нового субъекта РФ возможно в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. Примером последнего объединения субъектов РФ является новый субъект — Забайкальский край, образованный в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Принятие в Российскую Федерацию и образование новых субъектов осуществляется только на добровольной основе. В состав России может быть принято иностранное государство или его часть.
    Статья 72 Конституции к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ относит:
    а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
    б) защиту прав и свобод человека и гражданина; защиту прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режима пограничных зон;
    в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
    г) разграничение государственной собственности;
    д) природопользование; охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрану памятников истории и культуры;
    е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
    ж) координацию вопросов здравоохранения; защиту семьи, материнства, отцовства и детства; социальную защиту, включая социальное обеспечение;
    з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацию их последствий;
    и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
    к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
    л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
    м) защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
    н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
    о) координацию международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации .
    Республика в составе Российской Федерации имеет следующие отличительные признаки:
  • конституция республики, республиканское законодательство;
  • республиканское гражданство;
  • государственный язык и собственные символы.
    Статья 26.7 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закрепляет, что заключение договоров о разграничении полномочий допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта Российской Федерации . Сторонами договора являются федеральные органы государственной власти и уполномоченные законом субъекта РФ органы государственной власти субъектов РФ. В договоре устанавливается перечень полномочий обеих сторон, разграничение которых производится иначе, чем установлено законами.
    Напомним, что первый российский президент Б. Ельцин заключил договоры о разграничении полномочий с 46 регионами, но после избрания на этот пост Владимира Путина такая практика была прекращена. С декабря 2001 г. по апрель 2002 г. 28 соглашений с регионами были аннулированы.
    В 2003 г. поправки в Закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» прекратили действие всех ранее заключенных договоров. Новые теперь должны утверждаться федеральными законами. Так, с Республикой Татарстан был заключен первый договор о разграничении полномочий между центром и регионом. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральным центром и Татарстаном был принят Государственной Думой 4 июля 2007 г. и одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 г. после предварительного одобрения Госсоветом Татарстана. В настоящий момент это единственная практика существования подобного договора. Свои проекты договоров представляли Чечня и Башкортостан, но они так и не были утверждены.
    Полномочия центра в регионах выполняют полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, федеральные министерства и ведомства, их территориальные органы на местах. Так, полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе координирует работу территориальных органов, что исключает необходимость частого обращения в центр при решении региональных вопросов.
    Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти Российской Федерации, образуемую федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, и обеспечивает осуществление полномочий федеральной государственной власти на территории РФ, сочетание интересов Российской Федерации и субъектов РФ в системе исполнительной власти. По предметам ведения Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения с субъектами РФ главы администраций подчиняются Президенту и Правительству РФ.
    1.5 Государственная программа, реализуемая в Архангельской области
    Название программы: Экономическое развитие и инвестиционная деятельность в Архангельской области (2014 – 2024 годы)
    Цель программы – создание условий для устойчивого роста экономики Архангельской области.
    Ответственный исполнитель государственной программы: министерство экономического развития Архангельской области
    Подпрограммы государственной программы:
  1. «Формирование благоприятной среды для развития инвестиционной деятельности»;
  2. «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Архангельской области»;
  3. «Совершенствование системы управления экономическим развитием Архангельской области»;
  4. «Совершенствование организации государственных закупок в Архангельской области»;
  5. «Проведение сбалансированной политики в области государственного регулирования тарифов на территории Архангельской области»;
  6. «Развитие промышленности в Архангельской области».
    Задачи государственной программы:
    — улучшение инвестиционного климата в Архангельской области и увеличение объема инвестиций в основной капитал;
    — увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике Архангельской области;
    — повышение эффективности системы управления экономическим развитием Архангельской области;
    — повышение эффективности расходования бюджетных средств и средств внебюджетных источников финансирования при удовлетворении потребностей Архангельской области и государственных заказчиков в качественных товарах, работах и услугах, необходимых для реализации мероприятий государственных программ Архангельской области и осуществления государственных полномочий;
    — обеспечение эффективного и стабильного государственного регулирования тарифов и цен в Архангельской области;
    — обеспечение устойчивых темпов роста промышленного производства и повышение конкурентоспособности промышленности в Архангельской области
    Объемы и источники финансирования государственной программы:
  • общий объем финансирования государственной программы составляет 4 917 020,2 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
    — федерального бюджета – 1 701 614,7 тыс. рублей;
    — областного бюджета – 3 129 403,3 тыс. рублей;
    — местных бюджетов – 21 546,2 тыс. рублей;
    — некоммерческой организации «Фонд развития моногородов» – 64 456,0 тыс. рублей.
    Рассмотрим итоги реализации государственной программы Экономическое развитие и инвестиционная деятельность в Архангельской области (2014 – 2024 годы) в разрезе её подпрограмм за 2018 год.
  1. Подпрограмма № 1 «Формирование благоприятной среды для развития инвестиционной деятельности»
    За отчетный период в рамках подпрограммы осуществлялась реализация 5 мероприятий, по результатам которых:
    1) принят Регламент сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации на территории Архангельской области, утвержденный постановлением Правительства Архангельской области от 30 января 2018 года № 26-пп;
    2) сформированы и утверждены методические рекомендации по внедрению в муниципальных районах и городских округах Архангельской области муниципального инвестиционного стандарта и формированию критериев оценки достижения показателей, установленных в муниципальном инвестиционном стандарте, органами местного самоуправления (решение проектного комитета Архангельской области от 20 ноября 2018 года № 6);
    3) обучены 2 сотрудника агентства стратегических разработок Архангельской области (далее – агентство стратегических разработок) для осуществления разработки проектов концессионных соглашений/проекта соглашения о государственном частном партнерстве, включая концепцию соглашения и финансовую модель;
    4) проведено 5 заседаний рабочей группы по рассмотрению инвестиционных проектов и 6 заседаний комиссии по инвестиционной политике и развитию конкуренции в Архангельской области.
    5) были организованы:
  • участие Губернатора Архангельской области и делегации Архангельской области в Российском Инвестиционном Форуме Сочи – 2018, XVII Общероссийском форуме «Стратегическое планирование в регионах и городах России.
  • подписание 8 соглашений о сотрудничестве и протокола к соглашению между Правительством Архангельской области и Администрацией Томской области о сотрудничестве в сфере науки, инноваций и технологий;
  • выступление Губернатора Архангельской области на панельной сессии «Арктический потенциал. Северный морской путь как драйвер экономического роста»;
  • проведение 5 рабочих встреч и участие в круглом столе с бизнессообществом Санкт-Петербурга;
  • выступление Губернатора Архангельской области на пленарном заседании «Майский указ, центр и регионы: как реализовывать и как контролировать исполнение», в результате которого получена информация об опыте разработки стратегий социально-экономического развития на региональном и муниципальном уровнях, а также информация об интеграции майского Указа Президента Российской Федерации в документы стратегического планирования федерального, регионального и муниципального уровней государственного управления.
  1. Подпрограмма № 2 «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Архангельской области»
  2. За отчетный период в рамках подпрограммы осуществлялась реализация мероприятий, по результатам которых:
    1) проведена XX конференция малого и среднего предпринимательства Архангельской области «Диалог с бизнесом: вопросы и решения» (13 – 14 июня 2018 года), в рамках которой состоялись круглые столы, семинары и дискуссионные площадки различной направленности.
    2) обеспечено участие «единым стендом» от Архангельской области с целью продвижения продукции товаропроизводителей Архангельской области на российском и международном уровнях.
    3) в ходе проведения информационной кампании по повышению престижа предпринимательской деятельности обеспечено 340 выходов материалов, сюжетов, анонсов, новостей, направленных на популяризацию положительного образа молодого предпринимателя и вовлечение молодежи в мероприятия по молодежному предпринимательству;
    4) проведен региональный этап конкурса «Молодой предприниматель России», по итогам которого на федеральный этап направлены 3 участника из 33 заявленных;
    5) обеспечено участие в межрегиональных, общероссийских и международных мероприятиях, направленных на поддержку и развитие молодежного предпринимательства, 20 человек в возрасте до 30 лет;
    6) проведено 39 мероприятий по развитию молодежного предпринимательства.
    7) проведен отбор физических лиц в возрасте до 30 лет, имеющих способности к занятию предпринимательской деятельностью, с целью прохождения обучения по образовательным программам, направленным на приобретение навыков ведения бизнеса и создания малых и средних предприятий, в котором приняли участие 2520 человек;
    8) организовано обучение по образовательным программам, направленным на приобретение навыков ведения бизнеса и создания малых и средних предприятий, для физических лиц в возрасте до 30 лет, в котором приняли участие 778 человек.
  3. Подпрограмма № 3 «Совершенствование системы управления экономическим развитием Архангельской области»
  4. За отчетный период в рамках подпрограммы осуществлялась реализация мероприятий, по результатам которых:
    1) разработан и направлен в Министерство экономического развития Российской Федерации прогноз социально-экономического развития Архангельской области по форме 2п;
    2) разработан и направлен в министерство финансов Архангельской области проект прогноза социально-экономического развития Архангельской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов и отдельные показатели прогноза социально-экономического развития Ненецкого автономного округа на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов в соответствии с Порядком разработки прогнозов социальноэкономического развития Архангельской области и Ненецкого автономного округа.
    3) подготовлены информационно-аналитические материалы о социальноэкономическом развитии Архангельской области в 2017 году, а также по итогам I квартала, первого полугодия и 9 месяцев 2018 года.
    4) в отчетном периоде министерством экономического развития Архангельской области оказывалось методическое содействие органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Архангельской области по разработке документов долгосрочного планирования;
    5) проведена экспертиза 23 планов реализации государственных программ Архангельской области на 2018 год и 22 отчетов о реализации в 2017 году государственных программ Архангельской области.
    6) проведена экспертиза 23 отчетов о реализации государственных программ Архангельской области за I квартал, первое полугодие и 9 месяцев 2018 года, по результатам которой подготовлена и направлена информация о реализации государственных программ Архангельской области первому заместителю Губернатора Архангельской области;
    7) проведена комплексная оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Архангельской области, по итогам которой подготовлен сводный доклад о результатах оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Архангельской области по итогам 2017 года.
  5. Подпрограмма № 4 «Совершенствование организации государственных закупок в Архангельской области»
  6. За отчетный период в рамках подпрограммы осуществлялась реализация мероприятий, по результатам которых:
    1) контрактным агентством Архангельской области проведено 6622 процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму 26 млрд. рублей. Снижение начальной (максимальной) цены контрактов составило 1,1 млрд. рублей;
    2) проведено 16 семинаров для участников закупок;
    3) организованы курсы повышения профессиональной квалификации для 293 представителей заказчиков;
    4) контрактным агентством и государственным автономным учреждением Архангельской области «Региональный центр по организации закупок» организованы и проведены III Межрегиональная конференция «Методология в сфере закупок. Опыт регионов-2018» и IV Региональная конференция «Реализация Федерального закона № 223-ФЗ в Архангельской области: актуальная практика и последние изменения законодательства».
  7. Подпрограмма № 5 «Проведение сбалансированной политики в области государственного регулирования тарифов на территории Архангельской области»
  8. За отчетный период в рамках подпрограммы осуществлялась реализация мероприятий, по результатам которых:
    1) подготовлены и направлены предложения в Федеральную антимонопольную службу об установлении на 2019 год предельных уровней тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, об установлении на 2019 год предельных уровней тарифов на электрическую энергию;
    2) постановлениями агентства по тарифам и ценам Архангельской области (далее – агентство по тарифам и ценам) утверждены тарифы (розничные цены) в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, в газовой отрасли, в сфере поставок твердого топлива.
    3) проведено 6 плановых проверок, по результатам которых выдано 3 предписания об устранении выявленных нарушений. 3 юридических и 3 должностных лица привлечены к административной ответственности.
  9. Подпрограмма № 6 «Развитие промышленности в Архангельской области»
  10. За отчетный период в рамках подпрограммы осуществлялась реализация мероприятий, по результатам которых:
    1) утверждены изменения в Устав МКК «Развитие» о включении дополнительных полномочий в отношении фонда развития промышленности Архангельской области (далее – ФРП);
    2) осуществлена регистрация вносимых изменений в Устав МКК «Развитие» в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу и Управлении федеральной налоговой службы Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу;
    3) утвержден персональный состав Наблюдательного совета МКК «Развитие» (распоряжение министерства экономического развития от 13 марта 2018 года № 26-р).

2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Краткая характеристика МО «Котлас»
Муниципальное образование «Котлас» является муниципальным образованием Архангельской области. Имеет статус городского округа.
Границы территории МО «Котлас» утверждены областным законом от 22.11.2006 № 284-внеоч.-ОЗ «Об описании границ территории МО «Котлас»». Общая площадь МО «Котлас» составляет 7 993 га.
Муниципальное образование «Котлас» расположено на юго-востоке Архангельской области, граничит с МО «Котласский муниципальный район».
В границах МО «Котласский муниципальный район» граничит с севера с МО «Сольвычегодское», с востока и юга с МО «Черемушское», с запада и юго-запада с МО «Приводинское».
Транспортные связи муниципального образования «Котлас» обеспечиваются автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным транспортом. Опорная автодорожная сеть состоит из автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения Котлас — Сыктывкар.
Расстояние от Котласа до Архангельска по автодороге – 591 км, по железной дороге – 812 км.
МО «Котлас» является крупным транспортным узлом на юге Архангельской области. Здесь пересекаются железные дороги Москва-Воркута, Котлас-Пермь-Киров, Котлас-Великий Устюг, соединяющие центральные регионы России с Европейским Севером и Сибирью. Такое расположение обуславливает высокие объемы транзитных грузопотоков, проходящих через территорию муниципального образования.
Административным центром МО «Котлас» является город Котлас .
Рассмотрим показатели эффективности деятельности МО «Котлас» по данным сводного доклада о результатах оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Архангельской области по итогам 2018 года в таблице 1.

Таблица 1 — Показатели эффективности деятельности МО «Котлас»
№ Показатели оценки эффективности 2017 2018 Изменение, %
1 Экономическое развитие
1.1 Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя, руб. 2882,4 6657,3 +31,0
1.2 Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения. шт 360 360 0
2 Дошкольное, общее и дополнительное образование
2.1 Доля детей в возрасте 1-6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях в общей численности детей в возрасте 1-6 лет, % 83 78 -6
2.2 Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений, % 100 90 90
3 Культура
3.1 Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры от нормативной потребности: клубами и учреждениями клубного типа, % 100 100 0
3.2 Доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных учреждений культуры, % 28 28 0
4 Физкультура и спорт
4.1 Доля населения, систематически занимающихся
физической культурой и спортом, % 33 38 +15
4.2 Доля обучающихся, систематически занимающихся
физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся, % 98 99 +1
5 Жилищное строительство
5.1 Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя — всего, кв. метров 26 26 0
5.2 Площадь земельных участков, предоставленных для строительства
в расчете на 10 тыс. человек населения — всего, гектаров 1,1 2 +81,8
6 Жилищно-коммунальное хозяйство
6.1 Доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирными домами, % 63 66 +4,8
6.2 Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в отчетном году, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, % 0,3 0,3 0
7 Организация муниципального управления
7.1 Расходы бюджета муниципального образования на содержание работников ОМСУ в расчете на одного жителя муниципального образования, рублей 1950 2000 +2,6
7.2 Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района), процентов от числа опрошенных 52,5 57,5 +9,5
Таким образом, по результатам анализа видно, что большинство показателей эффективности деятельности МО «Котлас» по данным сводного доклада о результатах оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Архангельской области по итогам 2018 года повысилось или осталось неизменным. Исключение составляют показатели дошкольного, общего и дополнительного образования, они ухудшились.
В целом органы местного самоуправления МО «Котлас» в 2018 году работали удовлетворительно.
Рассмотрим результаты интернет-опроса по оценке населением эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области в таблице 2.

Таблица 2 — Результаты интернет-опроса по оценке населением эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области
Показатели удовлетворенности В среднем по Арх-ой области в 2018 году 2017 2018
Количество проголосовавших в опросе МО «Котлас», чел 23 49
1 Транспортное обслуживание, % 43 45 44
2 Качество автомобильных дорог, % 20 30 35
3 Организация теплоснабжения, % 60 70 50
4 Организация водоснабжения, % 53 56 44
5 Организация электроснабжения, % 71 78 70
6 Организация газоснабжения, % 40 78 70
7 Деятельность главы МО, % 42 52 48
8 Деятельность представительного органа МО, % 30 47 33

Из таблицы видно, что большинство показателей удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления в МО «Котлас» выше среднеобластных, что является положительным моментом. Однако негативной тенденцией является снижение большинства показателей в 2018 году по сравнению с 2017 годом.
Это говорит о снижении эффективности деятельности органов местного самоуправления по результатам интернет-опроса населения и требует принятия срочных мер по её повышению.
2.2 SWOT-анализ деятельности МО «Котлас»
Проведём SWOT-анализ МО «Котлас» в таблице 3.

Таблица 3 — SWOT-анализ МО «Котлас»
Сильные стороны Слабые стороны
— динамично развивающаяся отрасль сельского хозяйства, наличие предприятий, ресурсов и условий, необходимых для ее развития;
— наличие ресурсов и условий, необходимых для привлечения внешних инвесторов, готовые площадки для инвестиционных проектов;
— высокий уровень обеспеченности жильем;
— благоприятные условия для комфортного проживания;
— низкий уровень безработицы;
— наличие энергетических мощностей для нового производства. — низкий уровень диверсификации экономики, недостаточно развитые промышленность и малый бизнес;
— недостаточное обеспечение здравоохранения медицинским персоналом;
— неразвитая туристическая инфраструктура;
— высокая степень износа коммуникаций ЖКХ в поселениях района;
— низкий уровень развития транспортной инфраструктуры, автодорог с твердым покрытием;
— низкая обеспеченность бюджета налоговыми и неналоговыми доходами.
Возможности Угрозы
— появление инноваций в сфере использования земельных ресурсов;
— развитие перерабатывающей промышленности;
— возрождение отечественного животноводства;
— появление строительных предприятий;
— развитие внутриобластной, межрегиональной кооперации и интеграции;
— повышение спроса на экологически чистую среду проживания;
— привлечение дополнительных бюджетных инвестиций, участие района в реализации государственных программ;
— рост спроса на туристические, рекреационные проекты. — нестабильность цен на сельскохозяйственную продукцию в условиях рынка;
— тенденция старения населения, ухудшение демографической обстановки;
— высокая конкуренция между районами за инвестора;
— ухудшение состояния инженерной инфраструктуры в поселениях;
— снижение экономической активности юридических и физических лиц.

В результате проведённого SWOT-анализа МО «Котлас» сформируем перечень наиболее значимых проблем развития муниципалитета.
Ключевые проблемы муниципалитета:
— недостаток предприятий переработки сельскохозяйственной продукции;
— отсутствие инвестиционных возможностей у предприятий;
— проблемы демографического характера;
— недостаточная обеспеченность медицинскими кадрами;
— высокий уровень износа автомобильных дорог;
— значительный износ коммуникаций жилищно-коммунального хозяйства, слабое внедрение новых технологий в области ЖКХ.
Конкурентные преимущества муниципалитета:
— высокий потенциал развития сельскохозяйственного производства и переработки продукции АПК;
— развитая социальная инфраструктура (образование, культура, спорт);
— наличие свободных площадок для реализации инвестиционных проектов;
— наличие рекреационных ресурсов для развития туризма (эко-, событийный);
— поддержка общественного самоуправления.
Учитывая ключевые проблемы муниципалитета и его конкурентные преимущества, нами сформулирована генеральная цель развития до 2025 года — реализация потенциала развития путем роста отрасли сельского хозяйства, развития перерабатывающей промышленности, роста возможностей местного бюджета, улучшения жизни граждан.
Стратегическими приоритетами предложено считать:
— развитие отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности муниципалитета; переход аграрной экономики района на новый уровень путем развития переработки сельскохозяйственной продукции;
— развитие малого бизнеса, рост поступлений от субъектов МСП в бюджет муниципалитета;
— системное улучшение качества жизни, работы и отдыха: комплексная модернизация сферы ЖКХ, дорожной сети; расширение возможностей образования (современная образовательная среда), здравоохранения, культуры, спорта; развитие туристических, рекреационных возможностей; развитие социальной активности населения через инструменты общественного самоуправления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На современном этапе, в условиях демократизации и реформирования общественной жизни, действия новой Конституции в России созданы реальные возможности для развития современной модели организации регионального управления. Но их реализация осложняется неблагоприятной экономической ситуацией, не устоявшейся системой российского федерализма, ломкой культурных и гражданских традиций, резкого изменения политической ситуации и как следствие – отсутствием «ощущения» стабильности у населения.
Современная организация регионального управления, представляется как система внешних взаимоотношений – между органами государственной власти и органами местного самоуправления и внутренних – между представительными и исполнительными органами муниципального управления.
В настоящее время территория МО «Котлас» включает 4 населенных пункта, а именно город Котлас, рабочий поселок Вычегодский и деревни Слуда и Свининская. Количество населения на 2014 год составило 73416 человек.
МО «Котлас» имеет большой стартовый социально-экономический потенциал, который дозволит при опытном его применении планировать на поступательное развитие экономики и ее расширенное создание.
Учитывая ключевые проблемы муниципалитета и его конкурентные преимущества, нами сформулирована генеральная цель развития до 2025 года — реализация потенциала развития района путем роста отрасли сельского хозяйства, развития перерабатывающей промышленности, роста возможностей местного бюджета, улучшения жизни граждан.
Стратегическими приоритетами предложено считать:
— развитие отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности муниципалитета; переход аграрной экономики района на новый уровень путем развития переработки сельскохозяйственной продукции;
— развитие малого бизнеса, рост поступлений от субъектов МСП в бюджет муниципалитета;
— системное улучшение качества жизни, работы и отдыха: комплексная модернизация сферы ЖКХ, дорожной сети; расширение возможностей образования (современная образовательная среда), здравоохранения, культуры, спорта; развитие туристических, рекреационных возможностей; развитие социальной активности населения через инструменты общественного самоуправления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 27.02.2020, с изм. от 01.04.2020) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета, N 206, 19.10.1999.
  3. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983. — 230 с.
  4. Бабурин В.Л., Мазуров Ю. Л. Географические основы управления. М.: Дело, 2019. — 390 с.
  5. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ, 2017. – 510 с.
  6. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики: Учебник. СПб: Изд-во В.А. Михайлова, 2018. – 331 с.
  7. Гутман Г.В. Управление региональной экономикой / Г.В. Гутман, А.А. Мироедов, С.В. Федин. — М.: Финансы и статистика, 2017. — 176 с.
  8. Добрынин А.И. региональные пропорции воспроизводства / А.И. Добрынин. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та., 1977. — 127 с.
  9. Кожурин В.Д. Совершенствование регионального управления /Ф.Д. Кожурин. М.: Экономика, 1990. — 122 с.
  10. Лавров A.M. Методические проблемы региональной политики: опыт сравнительного анализа // Регион: экономика и социология. 1995. №2. — С. 30-35
  11. Лексин В., Андреева Е., Ситников А., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения // РЭЖ. 1993. № 9. — С. 50-53
  12. Лившиц А.Я., Новиков A.B., Смирнягин Л.В. Региональная стратегия России // Регион: экономика и социология. 1994. № 3. — С. 28-30
  13. Маркин Л.В., Суханов О.В. Региональная политика в российской реформе (теоретический аспект). СПб., 2015. — 205 с.
  14. Некрасов Н.Н. Региональная экономика. Теория, проблемы, методы. М.: Экономика, 1978. — 340 с.
  15. Регион как субъект политик и общественных отношений / Под ред. Н.В. Зубаревич. М.: МОНФ, 2018. – 188 с.
  16. Штульберг Б.М., Введенский В.Г. Региональная политика России. Теоретические основы, задачи и методы реализации. М., 2017. — 225 с.
  17. Юсупов К.Н. Региональная экономика: учебное пособие / К.Н. Юсупов, А.Р. Таймасов, А.В. Янгиров, Р.Р. Ахунов. — М.: Кнорус. 2016. — 232 с.
  18. Официальная страница Администрации МО «Котлас» в сети Интернет // Режим доступа — http://www.kotlas-city.ru
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov