Курсовая Уголовно-правовая защита трудовых прав граждан

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ 6
    1.1. История развития законодательства об ответственности за нарушение трудового законодательства 6
    1.2. Защита трудовых прав как основной приоритет национального законодательства 15
  2. ПРАВОВАЯ ОСНОВА ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ 22
    2.1. Законодательное регулирование трудовых отношений 22
    2.2. Защита трудовых прав по уголовному кодексу РФ 27
    2.3. Меры совершенствования уголовно-правовой защиты трудовых прав граждан 30
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

ВВЕДЕНИЕ
Среди приоритетных задач российское государство на одно из первых мест выдвигает защиту и охрану конституционных прав граждан, их законных интересов во всех сферах жизнедеятельности и, прежде всего, в трудовых отношениях. Однако в последнее время в сфере трудовых отношений в результате снижения производства и государственного контроля над безопасностью труда, острого дефицита рабочих мест, отсутствия жестких дифференцированных государственных нормативов достойной оплаты труда, все увеличивающейся сложности труда появились две негативные тенденции: рост нарушений трудовых прав и ослабление их защиты.
Высшей ценностью государства являются человек, его права и свободы. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Эти закрепленные ст. 2 Конституции Росси положения лежат в основе раздела ХШ ТК.
Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью впервые в российском законодательстве было провозглашено в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года, а затем получило нормативное закрепление в Конституции РФ. В качестве гарантии реализации этой конституционной нормы выступают положения ст.45 Конституции, предусматривающей государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, а также предоставляющей каждому возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Трудовые права Российских граждан детально регламентированы, и их защита обеспечивается трудовым законодательством и системой средств по своевременному пресечению любых нарушений этих норм и восстановлению нарушенных прав. Несмотря на то что охране трудовых прав граждан России служат разные федеральные законы, в реальности эти права нарушаются, и возникает необходимость их защиты. Среди средств защиты значительную роль играет уголовное законодательство, призванное пресекать и наказывать наиболее опасные посягательства на трудовые права. Однако как показывают исследования, уголовно — правовые нормы охраны трудовых прав граждан по своему содержанию несовершенны и на практике не обеспечивают эффективной их защиты.
Актуальность защиты трудовых прав работников обусловлена изменениями в социально-экономическом устройстве страны и связанным с этим реформированием трудового законодательства. С переходом к рыночным отношениям увеличилось число нарушений трудовых прав работников. В то же время построение правового социального государства невозможно без совершенствования юридических гарантий осуществления трудовых прав работников и форм их защиты.
Целью работы является комплексное исследование теоретических основ уголовно — правовой охраны трудовых прав граждан.
В соответствии с целью в работе определены следующие основные задачи:

  • раскрыть теоретические основы и исторические аспекты уголовной ответственности за нарушение трудового законодательства РФ;
  • исследовать правовую основу защиты трудовых прав граждан в уголовном праве, разработать меры совершенствования уголовно-правовой защиты трудовых прав граждан.
    Нормативную основу работы составляют Конституция РФ, международно-правовые источники, уголовное, трудовое и административное законодательство, федеральные законы и подзаконные нормативные акты.
    Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступлений, посягающих на трудовые права граждан.
    Предмет исследования составляют правовые акты, охраняющие трудовые права граждан, нормы трудового законодательства, научные публикации по исследуемым вопросам, следственная и судебная практика.
    Тема исследования разрабатывалась в трудах Великого А.А., Иванова В.И., Коршунова Ю.Н., Петросянца Э., Рябца В., Полетаева Ю.Н., Сыроватской Л. А. и др.
    Вместе с тем, в работах указанных авторов рассматривались лишь eё отдельные аспекты. В исследовании использованы следующие методы теоретического и эмпирического исследования: системный, сравнительно-правовой, изучение судебной практики.
    Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ
    1.1. История развития законодательства об ответственности за нарушение трудового законодательства
    Развитие законодательства об ответственности за нарушение правил охраны труда берет своё начало с середины XVIII века, когда в России начало налаживаться промышленное производство. Первые законы в сфере охраны труда появились в России давно. «В 1734 г. в царствование императрицы Анны Иоановны был учреждён надзор за условиями труда в лице одного обер-комиссара и трёх комиссаров для лучшего за фабриками смотрения». В 1744 г. при Анне Леопольдовне был издан закон, регулировавший работу на фабриках и заводах и ограничивающий время ночной работы» .
    Уголовная ответственность за нарушение правил техники безопасности и охраны труда впервые была сформулирована и законодательно закреплена в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных от 15 августа 1845 г., причём первый фабричный закон был издан в России тоже в 1845 г.
    Правовой анализ Уложения 1845 г. показывает, что в нём отсутствовала общая норма, предусматривающая уголовную ответственность за нарушение правил охраны труда, аналогичная ст.143 УК РФ. В основном указанный нормативный акт предусматривал ответственность за нарушение правил охраны труда .
    Каждый человек, имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (ч.3 ст.37 Конституции РФ).
    Данное конституционное положение не вызывает сомнение в современном демократическом обществе. Однако так было далеко не всегда. Первые законы об охране труда относятся к рубежу 19-20 веков, как в Европе так и в России. Примерно одновременно с ними появляются первые уголовно-правовые дефиниции, устанавливающие ответственность за нарушения правил охраны труда. В Уголовном Уложении 1903 года была выделена специальная глава «О нарушении постановлений о личном найме». В данной главе находились не только статьи об обеспечении безопасных условий труда работников, но и об ответственности работников за забастовку с целью повысить заработную плату или изменить иные условия найма. Причем нарушение правил безопасности труда малолетних, подростков и женщин образовывали самостоятельный состав. Ранее в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных нарушений, касающихся личного найма не были выделены в обособленную главу .
    Применительно к Советскому государству уголовная ответственность за нарушения правил охраны труда устанавливается с первых уголовных законов и кодифицированных актов, так УК РСФСР 1922 года нарушения в сфере труда находились в главе «хозяйственные преступления» и нарушения правил охраны труда не являлись самостоятельным составом преступления . Далее УК РСФСР 1926 года последовательно развил данное направление уголовно — правовой охраны, нарушение правил охраны труда стал отдельным составом преступления в котором были выделены несколько квалифицированных видов .
    Необходимо также отметить, что существенную роль в развитии играл и играет научно-технический прогресс, техника все более и более усложняется, появляются новые виды и, как следствие этого, увеличивается число случаев производственного травматизма, кроме того возможные последствия нарушения правил техники безопасности могут быть просто непредсказуемыми.
    В УК РСФСР 1960 года уже предусматривается ответственность за нарушение правил охраны труда (ст.140) и за нарушение правил безопасности горных, строительных работ и работ во взрывоопасных цехах и на взрывоопасных предприятиях (ст.214-216) .
    Причем отграничение данных составов происходит по родовому объекту посягательства: в первом случае это политические, трудовые и иные права и свободы гражданина, а во втором общественная безопасность, общественный порядок и здоровье населения.
    Статья 140 УК РСФСР часть 1 устанавливала ответственность за нарушение правил и норм охраны труда и производственной санитарии, лицом на которое в установленном порядке возложена обязанность по выполнению этих правил и норм на предприятиях, в учреждениях организациях не зависимо от форм собственности, если эти нарушения могли повлечь за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия. Как видно по своей конструкции это состав опасности, части 2 и 3 данной статьи сконструированы как материальные составы.
    УК РФ 1996 г. сохранена прежняя система норм об ответственности за посягательства на безопасные условия труда. Вместе с тем в конкретные составы преступлений были внесены некоторые изменения и дополнения .
    Законодатель в ТК РФ особо предусмотрел нормы об ответственности именно за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
    Авторы научных трудов по проблемам ответственности за правонарушения в сфере труда, как правило, не выделяют проблем специальной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, из общих проблем ответственности в сфере труда.
    Вместе с тем законодатель в ТК РФ во многих случаях особо предусмотрел нормы об ответственности именно за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (ст. ст.130, 195, 356, 357, 362, 370, 419).
    Кроме того, законодатель, придав единственной ст.419 УК РФ «Виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права» фактически формат главы (гл.62), тем самым выделил в таком сложном правовом институте, как ответственность сторон трудовых отношений и социального партнерства в сфере труда, отдельный правовой институт ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, и чем подчеркнул особую значимость этого института.
    В общем смысле обязанность соблюдать трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, лежит и на работодателях, и на работниках, что вытекает из положения ч.2 ст.15 Конституции РФ о том, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Однако специальная обязанность соблюдать трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, установлена законодателем только для работодателей .
    Так, ч.3 ст.11 ТК РФ обязывает всех работодателей (физических лиц и юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, а ч.2 ст.22 ТК РФ предусматривает первой основной обязанностью работодателя соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора. Иными словами, ТК РФ обязывает работодателей в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками правильно применять трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, и не возлагает аналогичной обязанности на работников, поскольку не наделяет работников «правоприменительной» юрисдикцией в их индивидуальных трудовых отношениях с работодателем .
    Реализация индивидуальных трудовых прав работника, как правило, неосуществима без применения работодателем соответствующих норм трудового права, предусмотренных трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, т.е. без исполнения работодателем своей первой основной обязанности по соблюдению трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
    Например, право работника на заработную плату реализуется начислением и выплатой работодателем заработной платы работнику, право работника на отдых — предоставлением работодателем оплачиваемого ежегодного отпуска работнику. Поэтому трудовые права работника нуждаются в гарантиях их реализации, какими являются различные виды юридической ответственности, возлагаемые на работодателя за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. В отличие от работника работодатель в индивидуальном трудовом правоотношении реализует свои права собственными решениями и действиями .
    Трудовым кодексом РФ работодатель, в частности, уполномочен: переводить работника без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу (ч.2 и 3 ст.72.2), изменять условия трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (ст.74), привлекать в ряде случаев работника без его согласия к сверхурочной работе (ст.99), за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей применять к виновному работнику дисциплинарные взыскания вплоть до увольнения (ст. ст. 192 и 193), взыскивать своим распоряжением с виновного работника сумму причиненного ущерба, не превышающую среднего месячного заработка (ст.248).
    Поскольку права работодателя, являющегося «правоприменителем» в индивидуальном трудовом правоотношении, реализуются непосредственно собственными решениями и действиями работодателя, в т. ч. применением к работнику, не выполняющему трудовые обязанности, дисциплинарных взысканий вплоть до увольнения, постольку установление для работника специальной ответственности «за нарушение работником трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права», якобы препятствующее реализации прав работодателя в индивидуальном трудовом правоотношении, будет юридической фикцией, т.е. положением, существующем лишь на бумаге, а не в действительности .
    Отсюда по общему правилу работник не может быть привлечен к ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Например, при несоблюдении работником требований охраны труда он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Привлечение работников (их представителей) к ответственности за нарушение трудового законодательства возможно только в специально предусмотренных законодателем случаях, раскрываемых ниже.
    Ответственность в видах, перечисленных в ст.419 ТК, влекут нарушения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (далее — нарушения трудового законодательства, хотя такое сокращение не отличается точностью). Согласно ч.1 ст.5 ТК РФ трудовое законодательство состоит из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права. К иным актам, содержащим нормы трудового права, относятся:
  • указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления (ч.1 ст.5 ТК РФ);
  • коллективные договоры, соглашения и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (ч.2 ст.5 ТК РФ).
    Эти нарушения, ухудшая положение работников по сравнению с нормами трудового права, имеют главным объектом посягательства на трудовые права и свободы, т.е. являются по своей сути нарушениями трудовых прав и свобод работников. Не случайно уголовная ответственность за нарушение трудового законодательства предусмотрена статьями гл. 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» Уголовного кодекса РФ. Административная ответственность, например, за нарушение законодательства о труде и об охране труда, нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению, предусмотрена ст. ст.5.27, 5.31 гл.5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» Кодекса РФ об административных правонарушениях. Если обратиться к ответственности за нарушение трудового законодательства в виде гражданско-правовой ответственности, то последняя возлагается на ответчиков судом при рассмотрении и разрешении им исковых дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из трудовых правоотношений (п.1 ч.1 ст.22 ГПК РФ).
    Основными субъектами ответственности за нарушение трудового законодательства являются работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), не соблюдающие требования трудового законодательства.
    Исходя из того, что обязанности, установленные ч.3 ст.11 и ч.2 ст.22 ТК РФ, осуществляются работодателем — юридическим лицом посредством возложения конкретных обязанностей по соблюдению норм трудового права (в качестве должностных обязанностей) на руководителя организации, руководителей структурных подразделений организации и других должностных лиц организации, законодатель предусматривает, что ответственность за нарушение трудового законодательства несут руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства .
    Ответственность за нарушение трудового законодательства несет и арбитражный управляющий, если на него в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 17.02.2009) возложены полномочия руководителя должника, т.к в этом случае на него распространяются все требования и по отношению к нему применяются все меры ответственности, установленные федеральными законами для руководителя такого должника (ст. 20.2 названного Закона). Субъектами ответственности за нарушение трудового законодательства являются также представители работодателя (лица, представляющие работодателя), виновные в нарушении правовых норм о социальном партнерстве в сфере труда.
    Кроме того, законодателем предусмотрена дополнительная ответственность по обязательствам работодателя, вытекающим из трудовых отношений, которую несут законные представители работодателей — физических лиц (дееспособных не в полном объеме, недееспособных) и собственники (учредители) учреждений и казенных предприятий (ч.11 и 12 ст.20 ТК РФ ). В исключение из общего правила указанную дополнительную ответственность законные представители работодателей — физических лиц и собственники (учредители) учреждений и казенных предприятий несут независимо от их вины в несоблюдении работодателями трудового законодательства.
    В настоящее время законодателем предусмотрен также особый случай ответственности представительного органа работников за незаконные забастовки, а именно представительный орган работников, объявивший и не прекративший забастовку после признания ее незаконной, обязан возместить убытки, причиненные работодателю незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом (ст.417 ТК РФ).
    Статья 419 ТК РФ указывает на пять видов юридической ответственности (дисциплинарная и материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность) за нарушение трудового законодательства. Таким образом, правовой институт ответственности за нарушение трудового законодательства не относится исключительно к отрасли трудового права.
    Данный правовой институт является межотраслевым, поскольку ответственность за нарушение трудового законодательства установлена не только ТК РФ, но также КоАП РФ . Она возлагается на лиц, допустивших соответствующие нарушения, в процедурах, предусмотренных ТК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ и УПК РФ.
    1.2. Защита трудовых прав как основной приоритет национального законодательства
    Защита трудовых, социальных прав гражданина провозглашена многими государствами. В принятом Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, вступившем в силу в России 3 января 1976 г., говорится о признании государствами, подписавшими пакт, права каждого человека на справедливые и благоприятные условия труда.
    «Труд свободен», — провозглашает Конституция РФ. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст.37 Конституции РФ ). Провозглашенное Конституцией РФ право на свободный труд гарантировано комплексом социально-экономических прав и свобод, защищаемых нормами различных отраслей права.
    Конституция РФ провозглашает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный МРОТ, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии и иные гарантии социальной защиты .
    В целях обеспечения реализации соответствующих конституционных положений в Российской Федерации как социальном государстве в статье 210 Трудового кодекса РФ провозглашены основные направления его политики в области охраны труда:
    1) обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
    2) принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
    3) государственное управление охраной труда;
    4) государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
    5) содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
    6) расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    7) защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    8) установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
    9) координация деятельности в области охраны труда, деятельности в области охраны окружающей природный среды и других видов экономической и социальной деятельности;
    10) распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
    11) участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
    12) подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;
    13) организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
    14) обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
    15) международное сотрудничество в области охраны труда;
    16) проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
    17) установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.
    Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
    Социально-экономические права и свободы — это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов.
    Преступления рассматриваемой группы (условно обозначим их в качестве преступлений против трудовых прав граждан) посягают на трудовые права граждан, что означает нарушение права на предоставление работы, права на безопасные условия труда, права на выбор рода деятельности, права на защиту нарушаемых трудовых прав граждан .
    Общественная опасность преступлений против трудовых прав граждан предопределена тем обстоятельством, что их совершение подрывает основы законодательства, обеспечивающего приоритеты защиты прав и свобод граждан, оказывает существенное негативное воздействие на построение демократического правового государства, вызывает недовольство трудящихся, что порой приводит к непредсказуемым последствиям, влекущим как значительный политический, так и существенный материальный вред.
    Непосредственным объектом данных преступлений необходимо рассматривать общественные отношения, возникающие по поводу реализации гражданами своих возможностей, способностей в различных сферах деятельности, а равно обеспечивающие соблюдение трудовых прав работников.
    В конкретных составах преступлений данной группы непосредственный объект характеризуется и некоторыми дополнительными признаками.
    Субъект такого рода преступлений, как правило, специальный — лицо, занимающее то, или иное положение в организации (на предприятии), с чьими должностными обязанностями напрямую связаны трудовые права работников и условия их реализации.
    Установление уголовной ответственности за ряд деяний, совершаемых в нарушение норм трудового законодательства и тем самым попирающих права отдельных граждан, обусловлено необходимостью повышенной защиты соответствующих правоотношений. Кроме того, такого рода необходимость может быть объяснима и тем обстоятельством, что совершаемые преступления в такой же мере, как и на трудовые отношения, посягают и на устои конституционных основ нашего общества.
    Административное право, регулирующее ответственность за административные правонарушения в этой же области, в меньшей степени способствует достижению целей воссоздания баланса общественных сил и восстановления социальной справедливости.
    Охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Эти мероприятия имеют своей целью создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. На практике под охраной труда нередко подразумевают технику безопасности, производственную санитарию и т.п. Такая позиция ошибочна. Охрана труда — это система мероприятий, где техника безопасности или гигиена труда являются ее составляющими .
    Правовым основанием привлечения виновного лица к уголовной ответственности за несоблюдение требований законодательства в области охраны труда выступает ст.143 УК РФ .
    Непосредственным объектом преступлений, посягающих на социально-экономические права и свободы, являются общественные отношения, обеспечивающие соблюдение трудовых прав граждан в различных сферах деятельности. Ответственность за нарушение правил охраны труда предусмотрена комментируемой статьей.
    Опасность рассматриваемого преступления определяется тем, что осуществляется посягательство на закрепленное Конституцией (ст.37) право граждан на охрану их трудовых прав. Объективная сторона преступления выражается в нарушении правил техники безопасности или иных правил охраны труда. В отличие от ст.140 УК РСФСР уголовная ответственность по комментируемой статье наступает только в случае, если нарушение правил охраны труда повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (ч.1) либо смерть (ч.2) человека.
    В случаях нарушения законодательства об охране труда, не повлекшего наступления последствий, или причинения в результате этого нарушения легкого вреда здоровью, ответственность наступает по ст.5.27 КоАП.
    Субъект данного преступления — лицо, на которое были возложены обязанности по соблюдению правил охраны труда. Такого рода обязанности возлагаются на лицо либо в силу его служебного положения, либо по специальному распоряжению. Отсюда следует, что потерпевшими при нарушении правил охраны труда могут быть лишь лица, постоянная или временная деятельность которых непосредственно связана с этим предприятием.
    Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ и законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.
    Развитию соответствующих государственных приоритетов препятствует, а порой и создает угрозу нормальному существованию соответствующих отношений в характеризуемой сфере человеческой жизнедеятельности простое игнорирование государственных предписаний в области охраны труда, а отчасти их умышленное попрание с целью скорейшего достижения поставленных целей при минимальных затратах .
    Таким образом, роль уголовного права в борьбе с нарушениями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права весьма значительна и актуальна в Российской Федерации, поскольку именно трудовое законодательство направлено на достижение социальной справедливости и регулирование социально — трудовых отношений в обществе в целом. Оно призвано содействовать взаимному усилению экономической и социальной политики, созданию условий для широкомасштабного и устойчивого развития. При этом следует учитывать, что для усиления связи между социальным прогрессом и экономическим ростом, особое значение имеют гарантии соблюдения основополагающих принципов и прав в сфере труда.
  1. ПРАВОВАЯ ОСНОВА ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
    2.1. Законодательное регулирование трудовых отношений
    Труд, как явление, касается каждого и как любое другое социальное явление нуждается в регулировании правовыми нормами особого характера со стороны государства.
    Конкретный труд имеет величайшее множество разновидностей. Однако государство и общество заинтересованы в регулировании далеко не всех отношений, порождаемых различными видами труда, к тому же не все эти отношения вообще нуждаются в правовом регулировании. Не нуждается в правовом регулировании и разнообразная деятельность, осуществляемая человеком для поддержания собственной жизнедеятельности и удовлетворения личных потребительских нужд.
    Одним из элементов в правовой системе является отрасль трудового права, специально ориентированная на урегулирование трудовых отношений. Трудовое право, выделяя основные субъекты — работника и работодателя, наделяет их субъективными правами и юридическими обязанностями, как участников трудовых правоотношений. Однако их правовое положение не одинаково. А.С. Пашков указывает, что, хотя в основе возникновения трудового правоотношения лежит договор работника и работодателя, такое соединение предполагает подчинение совместной трудовой деятельности единой цели и воле — воле руководителя . Поэтому трудовое правоотношение оформляет включение трудящегося в кооперацию людей и связанное с этим подчинение его в процессе труда другой стороне правоотношения — работодателю. Чтобы оградить работника от чрезмерной эксплуатации со стороны работодателя, в трудовом законодательстве закреплен обязательный для всех работодателей комплекс трудовых прав работников.
    Полное и беспрепятственное осуществление работниками трудовых прав, предоставленных трудовым законодательством, также во многом зависит от действий работодателя (его администрации), призванного обеспечивать это осуществление. Для этого работодатель четко должен исполнять возложенные на него законодательством обязанности, которые можно свести к двум группам.
    Первую группу составляет обязанность предоставить работу. Работодатель должен предоставить работу в соответствии с трудовой функцией, указанной в трудовом договоре.
    Предоставляемая работа должна соответствовать требованиям, установленным трудовым договором. Кроме того, работодатель должен создать технические и организационные условия, необходимые для выполнения работником работы (предоставить в пользование работнику необходимые вещественные факторы производства; создать для работника условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; надлежащим образом организовать его труд).
    Ко второй группе можно отнести обязанность оплатить труд. Эта обязанность складывается из комплекса более простых по содержанию обязанностей. В главе I «Основные начала трудового законодательства» Трудовой кодекс РФ в числе основных принципов правового регулирования отношений сферы трудового права называет обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное существование человека для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда .
    Статья 130 Трудового кодекса РФ закрепляет основные государственные гарантии по оплате труда работников. В их числе названы: ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя; ограничение оплаты труда в натуральной форме; ответственность работодателей за нарушение требований, установленных Трудовым кодексом РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями; сроки и очередность выплаты заработной платы и т.д.
    Статья 136 Трудового кодекса РФ, устанавливая порядок, место и сроки выплаты заработной платы, особо указывает на то, что место и сроки выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным или трудовым договором, поскольку именно этими актами предусматривается возможность по письменному заявлению работника производить оплату его труда не только в валюте РФ (рублях), но и в иных формах, не противоречащих законодательству РФ и международным договорам РФ. Более того, в соответствии со ст. 4 Трудового кодекса РФ нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплаты ее не в полном размере относится к принудительному труду, а в соответствии со ст. 37 Конституции РФ — он запрещен.
    Право на труд, его охрана и другие трудовые права российских граждан детально регламентированы, являются непосредственным выражением организации труда, вытекают из нее, совершенствуют и закрепляют ее. Охране трудовых прав граждан в России служат различные нормативно — правовые акты, обеспечивая права и создавая благоприятные условия для их реализации. Однако в реальности эти права нарушаются, и возникает необходимость их защиты. Поэтому значительное место в защите трудовых прав граждан занимает уголовное законодательство, призванное пресекать и наказывать наиболее опасные посягательства на данные права.
    В арсенале юридических средств, с помощью которых государство обеспечивает реализацию работниками предоставленных им прав, основное место занимает установление различных видов юридической ответственности работодателей за нарушение трудовых прав граждан.
    В теории права не сформулирована единая позиция по вопросу о сущности юридической ответственности. Так, в частности, под юридической ответственностью понимают негативную реакцию государства на противоправное поведение нарушителя, выражающуюся в применении санкций. Более распространенной является точка зрения на ответственность как обязанность правонарушителя претерпеть какие — либо неблагоприятные последствия, содержание и процедура применения которых установлены законодательно.
    Вместе с тем, юридическое понятие ответственности не может быть оторвано от общего ее понятия. Наоборот, это понятие должно рассматриваться как применение этого общего понятия к специфическим условиям и свойствам права, правовой деятельности, регулирования правом действий, поведения людей.
    Ответственность, наравне с долгом, честью, совестью, добротой и толерантностью, всегда выражала глубочайшее устремление человечества в его духовном развитии, открывала перспективы совершенствования человека и придавала его жизни достоинство и смысл. В этой связи В. Франкл подчеркивал, что «быть человеком — это значит быть сознательным и ответственным» .
    Юридическая ответственность лежит на лице, несущем в силу закона обязанность все время, в течение которого эта обязанность подлежит выполнению. Она выражается в осознании лицом необходимости неуклонно и добросовестно исполнять свои обязанности, в требованиях, предъявляемых к лицу обществом и государством, в системе мер, которыми обеспечивается исполнение лицом лежащих на нем обязанностей. Неправильным является мнение, что юридическая ответственность наступает только тогда, когда лицо не выполнило лежащую на нем обязанность, нарушило закон. Только в случае неисполнения или неправильного исполнения им своих обязанностей, когда лицо не оправдало оказанного ему доверия, юридическая ответственность принимает негативную форму осуждения, взыскания, принуждения, санкции.
    Многие исследователи, касающиеся изучения проблемы ответственности личности как представителя той или другой профессиональной группы, придерживаются мнения о том, что профессиональная ответственность — не есть сумма разного плана ответственностей, а принципиально новое качество, которое предполагает социальную ответственность за состояние и направление изменений в обществе и определяют ее вслед за Ричардом Макклоном как «социальную ответственность личности», и как «индивидуальную ответственность профессионала».
    Подробно и обстоятельно исследовав юридическую ответственность, Ю.Н. Полетаев сделал следующие выводы: «Юридическая ответственность — это социально – правовой институт, нормы которого вносят вклад в процесс формирования основных элементов существования правового демократического государства. Она является составной частью социальной ответственности, но имеет свои характерные черты. Юридическая ответственность является властно — принудительным способом воздействия на субъектов правоотношений, как и государственное принуждение. В целом смысл юридической ответственности состоит в наказании за нарушение правовых норм. Она всегда сопряжена с государственным осуждением субъекта правоотношения, привлекаемого к ответственности, ограничением прав лица, нарушившего правовую норму. Реализация санкций, указанных в правовых актах представляет не что иное, как юридическую ответственность. Фактическим основанием ее применения является состав правонарушения, предусматривающий вид санкций. Юридическая ответственность может наступить только за виновный противоправный проступок. Необходимым субъективным основанием применения мер ответственности является наличие вины лица, нарушившего правовые обязанности. Юридическая ответственность всегда приобретает характер наказания» .
    Если бы каждый работодатель понимал значение ответственности в таком широком понятии, и значение труда в жизни каждого человека в отдельности и общества в целом, возможно, взаимоотношения работодателя со своими работниками складывались более позитивно. Вместе с тем, постепенно работодатели осознают, что недопустимо стоять в стороне от социально-трудовых проблем, занимаясь исключительно извлечением прибыли из своей деятельности. Укрепление позиций отдельных работодателей невозможно без нормального развития общества в целом. Начинать необходимо с тех, с кем непосредственно связана эта деятельность — с работников организации. Пока каждый работодатель это не осознает, будут продолжаться грубые нарушения трудовых прав граждан.
    В завершение, процитируем В.И.Иванова, который отмечает, что «уголовно-правовые нормы, охраняющие права граждан на труд, занимают особо важное место в системе других мер уголовной защиты основных прав граждан. Это особое место обуславливается тем исключительным значением, которое имеет право на труд в жизни каждого гражданина.
    Право на труд является основополагающим для всех основных прав. Без возможности осуществления права на труд другие права теряют свой смысл и ценность» .
    2.2. Защита трудовых прав по уголовному кодексу РФ
    УК РФ рассматривает трудовые права как неотъемлемую часть прав, гарантированных Конституцией РФ.
    Ст. 143 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил охраны труда. Объектом данного преступления, то есть тем благом, которое защищает эта норма УК, является гарантированное ст. 37 Конституции РФ право на труд, в условиях, отвечающим требованиям безопасности и гигиены. Субъектом преступления является лицо, на которое возложены обязанности по соблюдению правил охраны труда (директор, начальник цеха, участка и т.д.). Потерпевшим выступает лицо, состоящее в трудовых отношениях с организацией, где допущены нарушения правил охраны труда, если в результате ему причинен физический вред.
    При нарушении правил охраны труда с последствиями в виде причинения тяжкого вреда здоровью предусмотрено наказание – штраф, исправительные работы, лишение свободы на срок до одного года, а при последствиях в виде смерти потерпевшего – только лишение свободы на срок до трех лет.
    Ст. 145 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до 3-х лет. Это преступление посягает на провозглашенное ст. 37 Конституции РФ права на труд.
    Обязательным признаком этого преступления является отказ в приеме на работу или увольнение вопреки требованию трудового закона и по мотиву единственно беременности или наличия у женщины малолетних детей. Субъектом данного преступления будет являться лицо, наделенное правом приема на работу и увольнения с работы.
    Ст. 145 УК РФ предусмотрено наказание в виде штрафа, или обязательных работ.
    Ст. 145-1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат в срок свыше двух месяцев.
    Такое преступление посягает на конституционное право гражданина на вознаграждение за труд, пенсионное обеспечение и право на образование. В этом случае ответственность будет нести руководитель предприятия, учреждения, организации, правда, только в случае его корыстной или личной заинтересованности.
    Такое деяние наказывается штрафом, лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и даже лишением свободы – на срок до двух лет, а при наличии тяжких последствий – лишением свободы до семи лет. Вопрос о тяжести последствий решается судом, при этом учитываются продолжительность периода невыплат заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, а также количество потерпевших.
    В завершении анализа методов уголовно правовой защиты трудовых прав граждан следует также остановиться и на положениях ст. 136 УК РФ об уголовной ответственности за нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина, относящихся в частности и к трудовым правам граждан.
    За свершение действий (бездействий), направленных на дискриминацию, то есть нарушение прав гражданина, группы граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (например, отказ в приеме на работу по основаниям политических убеждений), предусмотрено наказание виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ, либо лишения свободы на срок до двух лет. При совершении указанных действий (бездействий) с использованием своего служебного положения наказание увеличивается до пяти лет лишения свободы.
    Отдельно следует остановиться на принудительном исполнении юрисдикционных документов о восстановлении трудовых прав граждан.
    Принудительное исполнение судебных решений и иных исполнительных документов в Российской Федерации осуществляют судебные приставы-исполнители.
    В возможности принудительного исполнения исполнительных документов по трудовым делам заключаются определенные государственные гарантии того, что трудовые права гражданина будут реально восстановлены.
    Таким образом, уголовная ответственность за нарушение трудового законодательства предусмотрена рядом самостоятельных норм УК РФ, которые в своей совокупности образуют своеобразный конгломерат уголовно-правовой защиты интересов основных участников трудовых правоотношений.
    Непосредственным объектом данных преступлений необходимо рассматривать общественные отношения, возникающие по поводу реализации гражданами своих возможностей, способностей в различных сферах деятельности, а равно обеспечивающие соблюдение трудовых прав работников.
    В конкретных составах преступлений данной группы непосредственный объект характеризуется и некоторыми дополнительными признаками.
    Субъект такого рода преступлений, как правило, специальный – лицо, занимающее то или иное положение в организации (на предприятии), с чьими должностными обязанностями напрямую связаны трудовые права работников и условия их реализации.
    Установление уголовной ответственности за ряд деяний, совершаемых в нарушение норм трудового законодательства и тем самым попирающих права отдельных граждан, обусловлено необходимостью повышенной зашиты соответствующих правоотношений. Кроме того, такого рода необходимость может быть объяснима и тем обстоятельством, что совершаемые преступления в такой же мере, как и на трудовые отношения, посягают и на устои конституционных основ нашего общества.
    2.3. Меры совершенствования уголовно-правовой защиты трудовых прав граждан
    Как показывает практика, в современной России широкое распространение получили нарушения трудовых прав граждан. В этой связи считаем необходимым предложить в ряд норм Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) внести коррективы.
    В частности, вызывает возражения формулировка Уголовного кодекса, согласно которой ответственность по статье 145 УК РФ «Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной жен-щины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет» наступает толь-ко в том случае, если возраст ребенка потерпевшей составляет менее 3 лет.
    Полагаем, что необоснованный отказ в приеме на работу женщины, имеющий ребенка в возрасте ровно трех лет, или трех с половиной лет, или многодетной матери, у которой дети в возрасте старше трех лет, влечет не менее негативные для данной женщины и общества в целом последствия.
    В перечисленных случаях нарушаются те же нормы Конституции Российской Федерации и международного права, согласно которым дискриминация по половому или социальному признаку (в данном случае – социальный статус женщины как матери) недопустима.
    Кроме того, полагаем, что необоснованный отказ в приеме на работу по иному дискриминационному мотиву, к примеру, по социальному, национальному, возрастному признаку представляют собой не менее социально опасное нарушение конституционных прав граждан. В данном случае помимо прочего следует иметь в виду, что в Конституции Российской Федерации прямо установлено следующее: «запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». По нашему мнению, акт высшей юридической силы, которым является Конституция Российской Федерации, нуждается в повышенной правовой защите, что предполагает использование при нарушении прямо установленных им запретов правового инструментария именно уголовного права.
    Таким образом, на наш взгляд, нормы статьи 145 УК РФ нуждаются в коррективе. Мы предлагаем изложить данную норму в следующей редакции:
    Статья 145. Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение по мотивам, связанным с половой, возрастной, социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежностью потерпевшего.
    Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица по мотивам, связанным с половой, возрастной, социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежностью потерпевшего — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.
    Подобная норма является более широкой по отношению к ныне действующей, следовательно, она будет охватывать, в том числе случаи дискриминации беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (т.е. нормы действующей редакции статьи 145 УК РФ).
    Современные исследователи предлагают также иные направления совершенствования уголовно-правовой охраны трудовых прав граждан.
    Например, по мнению О.А.Смык, необходимо установить повышенную ответственность за нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть несовершеннолетнего, для чего в ст. 143 УК РФ следует ввести соответствующий особо квалифицирующий признак .
    На наш взгляд, этот квалифицирующий признак – не единственный, который можно добавить в данную статью. В частности, мы предлагаем изложить статью 143 УК РФ в следующей редакции:
    Статья 143. Нарушение правил охраны труда.
  2. Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.
  3. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, — наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  4. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, либо повлекшее по неосторожности смерть несовершеннолетнего лица, либо повлекшее по неосторожности смерть беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до семи лет, или женщины, имеющей троих и более детей, — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.
    При этом особенно важно, по нашему мнению, акцентировать внимание на необходимости четкого соблюдения норм охраны труда в отношении несовершеннолетних и женщин.
    Еще одним направлением совершенствования уголовно-правовых мер охраны трудовых прав граждан должно стать, по нашему мнению, более широкое применение различных видов наказания, предусмотренных УК РФ, не только традиционных для данной категории преступлений штрафа и лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью.
    По нашему мнению, к наиболее действенным видам уголовной ответственности за нарушение трудовых прав граждан должны быть отнесены обязательные работы и исправительные работы, что с учетом характера нарушения именно трудовых прав является более действенной мерой, чем например, штраф, который для работодателя может оказаться совсем не обременительным наказанием.
    Между тем, обязательные и исправительные работы являются видами наказания, которые сравнительно редко назначаются судом, в том числе за нарушения трудовых прав граждан. На наш взгляд, данную ситуацию необходимо исправить, что может быть реализовано, в том числе путем особых разъяснений на этот счет Верховного Суда Российской Федерации.
    Наконец, отметим, что важное значение имеет вопрос о том, следует ли изменять систему наказаний за нарушение трудовых прав работников, и если да, то в какую строну – в сторону смягчения или же в сторону ужесточения?
    В связи с этим подчеркнем, что в научной литературе выдвигаются различные мнения по вопросу о том, следует ли ужесточать или смягчать наказание по УК РФ.
    «Излишне жестокие наказания развращают нравы, ожесточают людей, вызывают внутренний протест, противоречат человеческой сущности, достоинству личности и потому не могут быть достаточно эффективными. Излишне мягкие наказания не имеют необходимого устрашающего значения и также не дают должного эффекта», полагает И.В. Упоров. Т.А. Качаева, И.А. Подройкина и С.И. Улезько, напротив, считают, что «основное направление современного УК – гуманизация уголовной политики, сокращение применения лишения свободы, переход к имущественным видам наказания. Гуманизация как приоритетное направление уголовной политики связана с модернизацией уголовного законодательства» .
    На наш взгляд, совершенствование уголовно-правовой защиты трудовых прав граждан в данной связи должно быть направлено, с одной стороны, на повышение адекватности наказания совершенному преступлению (например, при выборе конкретного вида наказания и его меры), и с другой стороны, на совершенствование формулировок статей и возможное увеличение количества криминализированных деяний, связанных с нарушением трудовых прав граждан.
    Например, по нашему мнению, необходимо существенно увеличить размер штрафов, уплачиваемых за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, иных социальных выплат.
    Размер штрафа может быть установлен в зависимости от того, какой объем заработной платы (иных социальных выплат) не уплачен.
    Кроме того, должен быть рассмотрен вопрос о возможном направлении всей суммы взимаемого штрафа или его определенной доли в пользу самих работников, трудовые права которых были нарушены. При этом присуждение штрафа в пользу работника не должно являться препятствием для последующей выплаты данному работнику всей невыплаченной заработной платы.
    Также может быть установлена обязанность работодателя выплачивать заработную плату с процентами за каждый день просрочки. При этом необходимо учитывать, что зачастую выплаты заработной платы осуществляются работникам не вовремя именно с целью «прокручивать» денежные средства в банках с получением с них определенных процентов, которые присваиваются работодателем. Также следует учитывать перманентные процессы инфляции, которые приводят к тому, что по факту спустя некоторое время работник получает заработную плату меньшую, чем должен (может приобрести за эти деньги меньший объем товаров, работ и услуг).
    Мы намеренно акцентируем внимание на проблеме правовой ответственности работодателей за невыплату заработной платы, поскольку, как показывает практика, такой вид преступного нарушения трудовых прав граждан по-прежнему остается довольно распространенным.
    Учитывая изложенное, на наш взгляд, установление уголовной ответственности за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат, нарушение правил охраны труда и т.д. остается одним из действенных правовых механизмов охраны трудовых прав граждан.
    В некоторых случаях трудовые права граждан могут являться объектом преступного посягательства и в рамках других разновидностей преступлений.
    Например, одним из популярных становится в настоящее время особая разновидность мошенничества – мошенничество в сфере труда.
    Способы таких мошенничеств основываются на обнародовании информации о наличии большого числа вакансий высокооплачиваемых должностей на различных негосударственных предприятиях (организациях). Гражданам, обратившимся по соответствующим объявлениям:
  • предлагается пройти психологическое обследование на профессиональную пригодность, за что взимается плата, но по результатам психологического обследования в приеме на работу отказывается;
  • предлагается пройти обучение на платной основе, по окончании которого объявляется о прекращении приема на работу по соответствующей специальности;
  • предлагается оплатить услуги по предоставлению информации о высокооплачиваемых вакансиях на рынке труда, реализовать же такую информацию невозможно, так как она не соответствует действительности;
  • перед зачислением в штат предприятия предлагается активировать банковскую карту (с помощью которой впоследствии предполагается выплачивать заработную плату) путем внесения в кассу предприятия личных денежных средств. Внесенные будущим работником денежные средства похищаются.
    Учитывая сформулированные нами критерии общественной опасности, полагаем, что мошенничество в отношении трудовых прав граждан в настоящее время стало довольно распространенной и общественно опасной формой совершения преступлений, затрагивающей трудовые права довольно широких категорий населения.
    Следовательно, по нашему мнению, необходимо особо криминализовать мошенничество в сфере реализации трудовых прав граждан, выделив его из обычного состава мошенничества в качестве квалифицирующего признака.
    В связи с этим предлагаем изложить статью 159 «Мошенничество» Уголовного кодекса Российской Федерации в следующей редакции:
    «Статья 159. Мошенничество. Мошенничество, посягающее на трудовые права граждан и совершенное в крупном или особо крупном размере, -наказывается лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до трех лет либо без такового».
    Представляется, что предлагаемые в настоящей статье изменения уголовного законодательства будут способствовать повышению эффективности охраны труда в России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении проведенного исследования можно сделать определенные выводы.
Роль уголовного права в борьбе с нарушениями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права весьма значительна и актуальна в Российской Федерации, поскольку именно трудовое законодательство направлено на достижение социальной справедливости и регулирование социально — трудовых отношений в обществе в целом. Оно призвано содействовать взаимному усилению экономической и социальной политики, созданию условий для широкомасштабного и устойчивого развития. При этом следует учитывать, что для усиления связи между социальным прогрессом и экономическим ростом, особое значение имеют гарантии соблюдения основополагающих принципов и прав в сфере труда.
Уголовная ответственность за нарушение трудового законодательства предусмотрена рядом самостоятельных норм УК РФ, которые в своей совокупности образуют своеобразный конгломерат уголовно-правовой защиты интересов основных участников трудовых правоотношений.
Особенная часть УК РФ (за исключением глав 33 и 34), предусматривает составы преступлений, которые могут быть совершены в процессе осуществления трудовых правоотношений.
Непосредственным объектом данных преступлений необходимо рассматривать общественные отношения, возникающие по поводу реализации гражданами своих возможностей, способностей в различных сферах деятельности, а равно обеспечивающие соблюдение трудовых прав работников.
В конкретных составах преступлений данной группы непосредственный объект характеризуется и некоторыми дополнительными признаками.
Субъект такого рода преступлений, как правило, специальный – лицо, занимающее то или иное положение в организации (на предприятии), с чьими должностными обязанностями напрямую связаны трудовые права работников и условия их реализации.
Существуют следующие специальные составы преступного нарушения трудового законодательства:

  • Невыплата пенсий, стипендий, заработной платы, пособий и иных выплат;
  • Нарушение правил охраны труда;
  • Безосновательный отказ в приеме на работу или безосновательное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет.
    Установление уголовной ответственности за ряд деяний, совершаемых в нарушение норм трудового законодательства и тем самым попирающих права отдельных граждан, обусловлено необходимостью повышенной зашиты соответствующих правоотношений. Кроме того, такого рода необходимость может быть объяснима и тем обстоятельством, что совершаемые преступления в такой же мере, как и на трудовые отношения, посягают и на устои конституционных основ нашего общества
    Авторы научных трудов по проблемам ответственности за правонарушения в сфере труда, как правило, не выделяют проблем специальной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, из общих проблем ответственности в сфере труда.
    Вместе с тем законодатель в ТК РФ во многих случаях особо предусмотрел нормы об ответственности именно за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (ст. ст.130, 195, 356, 357, 362, 370, 419).
    Как показывает практика, в современной России широкое распространение получили нарушения трудовых прав граждан. В этой связи считаем необходимым предложить в ряд норм Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) внести коррективы.
    В частности, вызывает возражения формулировка Уголовного кодекса, согласно которой ответственность по статье 145 УК РФ «Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет» наступает только в том случае, если возраст ребенка потерпевшей составляет менее 3 лет.
    Еще одним направлением совершенствования уголовно-правовых мер охраны трудовых прав граждан должно стать, по нашему мнению, более широкое применение различных видов наказания, предусмотренных УК РФ, не только традиционных для данной категории преступлений штрафа и лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью.
    Представляется, что предлагаемые в работе изменения уголовного законодательства будут способствовать повышению эффективности охраны труда в России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
I. Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // www.pravo.gov.ru
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2014) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Российская газета, N 256, 31.12.2001
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ
  5. (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015) // Российская газета, N 256, 31.12.2001
  6. Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.07.2006, № 27, ст. 2878.
  7. Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996) // Ведомости ВС РСФСР, 1960, N 40, ст. 591
    II. Научная и учебно-методическая литература
  8. Великий А.А. Развитие уголовного законодательства об ответственности за нарушение правил охраны труда в РФ // Право: Теория и практика. 2009. — № 2. — С. 17-19.
  9. Иванов В.И. Уголовно-правовая охрана прав граждан. М., 1967. – 445 с.
  10. Качаева Т.А., Подройкина И.А., Улезько С.И. Система наказаний в уголовном праве России и зарубежных стран. М., 2008. – 545 с.
  11. Колобова С.В. Трудовое право России: Учебное пособие для вузов .М.2014. – 684 с.
  12. Коршунов Ю.Н. Комментарий законодательства РФ об охране труда. М.: Правовая культура, 2012. – 566 с.
  13. Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. М., 2002. – 603 с.
  14. Миронов В.И. История трудового права: теория и практика.М.2012. – 321 с.
  15. Педерин С.В.Судебная власть Великобритании. СПБ. 2002. – 528 с.
  16. Петросянц Э., Рябец В. Развитие охраны труда в России // Охрана труда и социальное страхование. 2009. — № 6. — С. 65.
  17. Полетаев Ю.Н. Правопорядок и ответственность в трудовом праве. М.: Проспект, 2011. – 740 с.
  18. Российский ежегодник трудового права. № 1. 2011 / Под ред. Е.Б. Хохлова. СПб: Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та, Изд-во юридического факультета С.-Петерб. гос. ун-та, 2011. – 633 с.
  19. Семченков И.ГХ Объект преступления: социально-философские и методологические аспекты уголовно-правовой; проблемы. Калининград, 2013. – 321 с.
  20. Скобелкин В.Н.Трудовые правоотношения.М.2014. – 304 с.
  21. Смык, О. А. Преступные нарушения правил охраны труда в сфере незаконного предпринимательства: проблемы теории и практики [Текст] / О. А. Смык // Российский следователь. — 2010. — N 8. — С. 30-33
  22. Сыроватская Л. А. Ответственность за нарушение трудового законодательства. М.: Юридическая литература, 2010. – 415 с.
  23. Толкунова В.Н., Гусов К.Н.Трудовое право России/ Учебник. М.,2013 – 415 с.
  24. Толкунова В.Н. Трудовое право. М, ООО «ТК Велби», 2012. – 477 с.
  25. Трудовое право России / под ред. А.С. Пашкова. СПб., 2014. – 684 с.
  26. Уголовное право. Особенная часть/ Под редакцией И. Я. Козаченко и З. А. Незнамова. М.: Изд. Норма. 2012. – 580 с.
  27. Упоров И.В. О необходимости ужесточения санкций уголовноправовых норм // Уголовная политика: совершенствование законодательства и правоприменительной практики. Труды Академии управления МВД России. М., 2010. С. 45 — 46.
  28. Филимонов В. Д. Охранительная функция уголовного права. СПб, 2013. – 473 с.
  29. Философский энциклопедический словарь. М. ИНФРА- М, 2010. — 855 с.
  30. Яни П. Уголовная ответственность за нарушение трудовых прав граждан // Управление персоналом № 1, 2009. — С. 69.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov