Курсовая Воспитание гуманного отношения к окружающему миру в старшем дошкольном возрасте

государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Архангельской области
«Котласский педагогический колледж» имени А.М. Меркушева

Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»

Смирнова Элеонора Игоревна
студентка 3 курса, 30 «А» группы

ВОСПИТАНИЕ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Курсовая работа

Руководитель:
Пантелеева М.С

Котлас, 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

  1. Понятие и значение гуманного отношения к окружающему миру 6
  2. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 12
  3. Формы и методы формирования гуманного отношения к окружающему миру в старшем дошкольном возрасте 15
    Заключение 26
    Литератра 28

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из важных и тревожных проблем. Бездумное потребительство природных ресурсов оборачивается деградацией природы и человека в целом.
По мнению ученых, возникла необходимость выработать стратегию согласованности существования человека и природы. В целом речь идет о формировании человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Дошкольный возраст — начальный этап в развитии экологической культуры человека. Ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, формирование гуманного отношения к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
В период дошкольного детства у ребенка формируется понимание взаимосвязи человека и природы, закладывается личная модель отношения к окружающей среде. Для того чтобы в детском сознании возник интерес к миру животных и растений, закрепилось чувство сострадания к живой природе необходимо правильно организовать экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание в ДОУ можно рассматривать и как нравственное воспитание (воспитание стремления защищать и беречь природу).
Формирование гуманного отношения к окружающему миру подразумевает под собой воспитание в ребенке уважения к природе, ребенок должен понимать неразрывную связь человека и природы. Тесная связь и непрерывное взаимодействие человека и природы показывается на примере сделанных своими руками кормушек и скворечников для птиц, разрушенных муравейников. Перед воспитателем стоит очень важная задача — показать и объяснить детям, что в отношении природа-человек, они занимают более сильную позицию и именно на их плечи ложится ответственность за окружающий мир, поэтому они должны не только покровительствовать, но и беречь, сохранять и заботиться о природе.
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, ибо уже сейчас «в полной мере ясно, что планируемое человеком производство материальных благ порой одновременно выступает и как не планируемое им «производство» губительных эффектов, причем в таком масштабе, что это грозит полным уничтожением всего живого на Земле, включая и самого человека». Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. Экологическое воспитание образование поставлено в ряд первостепенных государственных проблем. Это отражено в государственных документах: актах, указах, законах, которые подразумевают создание в регионах страны непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в дошкольном возрасте формируется человек и его отношение к окружающему миру.
Целью данной работы является изучение гуманного отношения к миру в старшем дошкольном возрасте.
Основными задачами работы являются:

  • изучить понятие и значение гуманного отношения к окружающему миру;
  • рассмотреть возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста;
  • выявить формы и методы формирования гуманного отношения к окружающему миру в старшем дошкольном возрасте.
    Объектом исследования является гуманное отношение.
    Предмет исследования – формы и методы формирования гуманного отношения к окружающему миру.
    Методологической и теоретической основой работы явились труды отечественных ученых по вопросам воспитания детей дошкольного возраста.
    Информационной базой исследования явились монографии, материалы периодических изданий и глобальной сети Интернет.
    Методы исследования: теоретический обзор методической и психолого-педагогической литературы, анализ и обобщение.
    Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.
    Во введении рассмотрена актуальность работы, поставлена цель, определены задачи, выявлен предмет и объект исследования, рассмотрена методологическая основа, выделена информационная база и методы исследования.
    В первой главе рассмотрены понятие и значение гуманного отношения к окружающему миру.
    Во второй главе исследованы возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
    Третья глава посвящена формам и методам формирования гуманного отношения к окружающему миру в старшем дошкольном возрасте.
    В заключении сделаны выводы.
  1. Понятие и значение гуманного отношения к окружающему миру

На данном историческом этапе развития общества гуманизм является основным принципом и критерием прогресса. Это вызывает перевод в действие идей гуманистического воспитания детей дошкольного возраста.
Воспитание гуманного отношения к миру является одним из направлений нравственного воспитания детей. Гуманное воспитание детей— это и нравственное воспитание. Воспитывается гуманное отношение и понимание важности всего живого. Стремление ценить, беречь, защищать природу.
Как считают Дерябо С.Д., Левина В.А., Николаевой С.Н., отношение всегда носит личностный характер, то есть оно субъективно. Отношение характеризуется осознанностью, которая формируется на основе знаний и сопряжена с переживаниями. [6, с.65]
Гуманное отношение к природе отличается знанием и учетом основных закономерностей в природе, умением не вступать в противоречие с ними, дабы не вызвать необратимых процессов в биосфере, признанием ценности природы и блага человека, взаимодействием на основе принципа партнерства во взаимосвязи человека и природы. [2, с. 53]
По мнению П.Г. Саморуковой, необходимо сформировать у детей гуманное отношение к природе, учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» [19, с. 41].
С.Н. Николаева считает, что отношение — это «осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и не живой природы» [15, с. 16]. Такое отношение она рассматривает как «совокупность знания и активных проявлений ребенка, интереса к явлениям природы, понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимание и сочувствие к тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту». [15, с .17]
Исходя из анализа трудов Н.Н. Кондратьевой, отношение к природе определяется как гуманно-ценностное. Оно заключается «в доброжелательности к живым существам; эмоциональной отзывчивости на их состояние; интереса к природным объектам; в стремлении осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия». [11, с.4]
По мнению Н.А. Рыжовой, отношение к природе заключается в «гуманном, эмоционально-положительном, бережном, заботливом отношении к миру природы и окружающему миру в целом; в чувстве эмпатии к объектам природы». Такое отношение формирует новую систему ценностей, где природа воспринимается человеком, как самоценный объект. Гуманное отношение проявляется как уважение всех форм жизни без исключения, «вне зависимости от степени опасности или полезности для человека» [21, с. 11]
Как отмечает В.Г. Фокина, экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Кроме прямой цели: воспитание гуманного отношения к живой природе, уважение к их жизни, — при этом достигается и другая цель — формирование нравственного человека в целом. [22, с. 11] Главным новообразованием в старшем дошкольном возрасте становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. Формируя гуманное отношение к живой природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны. [22]
Значение воспитания гуманистического отношения к природе и экологической культуры в целом можно объединить в три взаимосвязанных группы:

  1. Создание экогуманистической образовательно-воспитательной среды, способствующей эффективному воспитанию гуманистического отношения к природе;
  2. Формирование системы обобщенных знаний, необходимых для экологически целесообразной деятельности и развитие интеллектуальных и практических навыков по изучению, оценке и улучшению состояния социоприродной среды;
  3. Воспитание и развитие личности, формирование таких личностных качеств, которые обусловили бы природосообразную деятельность.
    Исследователи сходятся во мнении, что отношения к природе у дошкольников формируются в совокупности трех компонентов:
  • когнитивном (познавательном);
  • эмоциональном;
  • деятельностном.
    Гуманное отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и выражается в поступках, практических действиях, деятельности.
    Рассмотрим следующие критерии гуманного отношения к окружающему миру: личностный, знаниевой, деятельностный.
    К каждому критерию разработаны показатели. Охарактеризуем каждый критерий [18, с. 49].
  1. Личностный:
    – отношение к моральным нормам: ребенок расстраивается нарушая моральные нормы; не переживайте, нарушая нормы; получает удовольствие от нарушения норм;
    – -отношение к людям: воспитанник хорошо и уважительно относится к людям; не оказывает никакого уважения к людям; плохо относится к людям, никого не уважает;
    – эмоциональная реакция на неправильный поступок: ребенок бурно реагирует, не может перенести несправедливости; не реагирует на несправедливый поступок; может громко смеяться и показывать свое удовольствие от несправедливого поступка.
  2. Знаниевый:
    – понимание сущности понятия «справедливость»: воспитанник раскрывает сущность понятия «справедливость»; понимает понятие, но объяснить его содержание может только с помощью воспитателя; не понимает значение понятия «справедливость»;
    – осознание чувства «справедливости»: воспитанник различает чувство справедливости; может понять его значение с помощью воспитателя; не различает чувство справедливости;
    – определение справедливого человека среди других: ребенок может определить справедливого человека; определяет справедливые действия человека, только в литературных произведениях; не может дифференцировать справедливого человека.
  3. Деятельностный:
    – поведение в конфликтной ситуации, где требуется проявление справедливости: отстаивает справедливую действие; не будет вести себя несправедливо; ведет себя несправедливо;
    – умение установить равные права в конфликтных ситуациях: может устанавливать равные права и решать конфликтные ситуации; не устанавливает равные права, хотя понимает, что это можно сделать; не может устанавливать равные права и решать конфликтные ситуации, так как не понимает, что можно сделать.
    Воспитание гуманности – это процесс воспитания гуманных чувств к которым относятся доброта, милосердие, сострадание, эмпатия. Эти чувства находят проявление в деятельности, когда человек заботится о ком-либо, ухаживает, проявляет сострадание, оказывая помощь и делает это осознанно и искреннее, то есть формируют отношение к природе, ту эмоционально- волевую установку, которая стимулирует к осознанно-правильной деятельности в природе[3].
    Только в процессе общения с природой, формировании знаний о ней воспитывается чувство привязанности и любви к ней, те гуманные чувства, которые делают ребенка нравственно чище и лучше, которые затем переносятся желание поступать в соответствии с правилами и нормами, не позволяя себе наносить вред и ущерб природе, стремление воздерживаться от таких поступков и не позволять это делать другим, так как чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.
    Цель воспитания гуманного отношения к окружающему миру детей старшего дошкольного возраста – это формирование гуманно воспитанной личности, которая характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природной среде, гуманным, экологически правильным отношением к ней. В 1 параграф перенести
    Содержание современного воспитательного и образовательного процесса предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. В особенности это касается работы с детьми дошкольного возраста. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Экологическое образование детей — это огромный процесс их всестороннего развития.
    Таким образом, под гуманным отношением понимается субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира, являющееся фактором, обуславливающим его поведение. А в педагогике категория отношение рассматриваемая в процессе экологического воспитания характеризуется, как отношение человека и окружающего мира.
  4. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств ребенка. Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умения по – детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение – необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие эмоционально воздействует на детей, вызывает у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства.
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Возраст 5-6 лет характеризуется активизацией ростового процесса: за год ребенок может вырасти на 7-10 см [17, с. 39]. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, необходимые при выполнении большинства движений. При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.
У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но всё ещё слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Старший дошкольник технически правильно выполняет большинство физических упражнений. Он способен критически оценить движения других детей, но самоконтроль и самооценка непостоянны и проявляются эпизодически. Углубляются представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур (для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и др.), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики. Дети проявляют интерес к своему здоровью, приобретают сведения о своем организме (органы чувств, движения, пищеварения, дыхания) и практические умения по уходу за ним.
Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы – возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически, что связано с возрастающей физической выносливостью. Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности все ещё выражена недостаточно и требует внимания взрослых.
Формируются социальные представления морального плана. Постепенно происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле, могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта и литературы. В оценке сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны [17, с. 51].
Расширяются интеллектуальные возможности детей. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Дети оперируют достаточным объемом временных представлений: утро-день-вечер-ночь; вчера-сегодня-завтра, раньше-позже; ориентируются в последовательности дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года. Довольно уверенно осваивают ориентацию в пространстве и на плоскости: слева-направо, вверху-внизу, впереди-сзади, близко-далеко, выше-ниже и т.д.
Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Их интересуют обитатели джунглей и океанов, космоса, далеких стран и многое другое. Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию. С пяти лет начинается настоящий расцвет идей «маленьких философов» о происхождении Солнца, Луны, звезд и прочего. Для объяснения детьми привлекаются знания, почерпнутые из фильмов и телевизионных программ: о космонавтах, луноходах, космических путешествиях, звездных войнах.
Дети с живым интересом слушают истории из жизни родителей, бабушек и дедушек [17, с. 55]. Ознакомление с техникой, разнообразными видами труда, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям. Под руководством взрослого дошкольники включаются в поисковую деятельность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений, используют разные способы проверки: опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения, самостоятельно делают маленькие «открытия».
В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышается острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса и пропорций предметов, систематизируются представления детей.
Продолжается совершенствоваться речь. За год словарь увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно из-за больших индивидуальных различий. Совершенствуется связная, монологическая речь. Ребенок без помощи взрослого может передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать события, свидетелем которых он был. Правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями. На шестом году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли, и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей и в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков [л], [р].
Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, например, космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, волшебников и др. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах.
Рисование – любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают много времени. Дети с удовольствием демонстрируют свои рисунки друг другу, обсуждают их содержание, обмениваются мнениями. Любят устраивать выставки рисунков, гордятся своими успехами.
Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Старший дошкольник страдает, если никто не хочет с ним играть.
Дети становятся избирательны во взаимоотношениях. В общении со сверстниками преобладают однополые контакты. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Так появляются первые друзья – те, с кем у ребенка лучше всего достигается взаимопонимание и взаимная симпатия. Все более ярко проявляется предпочтение к определенным видам игр, хотя в целом игровой репертуар разнообразен, включает сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно-конструктивные, подвижные, музыкальные, театрализованные игры, игровое экспериментирование.
Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я.
Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели. Взрослый помогает детям в освоении конкретных способов достижения взаимопонимания на основе учета интересов партнеров [17, с. 60].
Увеличивается интерес старших дошкольников к общению со взрослыми. Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых, вовлечь в разговор. Детям хочется поделиться своими знаниями, впечатлениями, суждениями. Равноправное общение со взрослым поднимает самооценку ребенка, помогает почувствовать свое взросление и компетентность. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.
Таким образом, старший дошкольный возраст, является очень важным в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сферы ребёнка. Именно в этот период в ребёнке закладываются многие личностные аспекты, формируются основные черты характера ребёнка. В этом возрасте можно понять, каким будет ребенок в будущем. В этот пероид как губка впитывает всю познавательную информацию, в этом возрасте он запоминает столько материала, сколько не запомнит потом никогда в жизни.

  1. Формы и методы формирования гуманного отношения к окружающему миру в старшем дошкольном возрасте

Задачи воспитания гуманного отношения в детском саду[23, с. 50]:
‒ формирование у детей дошкольного возраста экологического сознания, суть которого состоит в развитии экологических знаний об устройстве окружающего мира, роли в нем человека, пониманием основных взаимосвязей в отношениях человек-природа;
‒ развитие навыков гуманно ориентированной деятельности с объектами ближайшего природного окружения, уважения к объектам природы и грамотное взаимодействие с ними;
‒ развитие положительного опыта эмоционально-чувственного восприятия природы;
‒ формирование сознательного отношения к окружающему миру на основе создания и присвоения личностно-значимых экологических ценностей.
Формирование отношения к природе и проявление гуманных чувств к ней будет эффективным при условии комплексного использования всех возможных средств и способов, среди которых игровая деятельность в частности сюжетно-ролевые игры, художественная литература и фольклор, наблюдения за природой в эколого-развивающей среде, выделив именно те, которые оказались упущенными в практике работы педагогов дошкольного учреждения.
Рассмотрим способы и средства воспитания гуманного отношения к окружающему миру.

  1. Прогулки, экскурсии, наблюдения;
  2. Художественная литература и фольклор, произведения живописи:
    -этическая беседа по прочитанному;
    -рассказ из опыта по теме прочитанного;
    -разучивание произведений малых фольклорных жанров;
    -рассматривание картин природы, подбор сравнений и эпитетов педагогом и детьми;
  3. Игровая деятельность:
  • дидактические игры (о правилах поведения в природе);
  • сюжетно-ролевые игры с игрушками аналогами;
  • игры имитации;
  • игровые обучающие ситуации;
  1. Трудовая деятельность — уход за комнатными растениями в группе, уход за животными.
    Для развития у детей дошкольного возраста этического и гуманного отношения к окружающему миру — необходимо включать их в практическую деятельность — создать условия для постоянного и полноценного общения с живой природой. Воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания дошкольников, поэтому активное гуманное отношение к природе должно поддерживаться и укрепляться, а создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей — радость от выполненной работы (например, выращенный самостоятельно овощ, расцветший цветок, вылеченный птенец) способствует дальнейшему развитию у дошкольников чувств сострадания и сопереживания. Во время прогулок по экологической тропе необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить их наблюдать за состоянием растений и поведением птиц, животных и насекомых, способствовать тому, чтобы дети получали удовольствие от увиденного ими.
    Огромную роль играет акцент на художественном, эстетическом воспитательном процессе (сказка, рассказы, музыка, рисунки). Основная задача дошкольной организации поддержать и развивать в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого процесса условия. В экологическом воспитании используются разнообразные формы и методы:
    Кроме того, у детей необходимо воспитывать познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способом охраны природы и животных. В процессе экологического воспитания нужно показать детям взаимосвязь жизни человека с миром природы; укреплять их здоровье (гулять чаще на свежем воздухе, купаться, трудиться и т. д.); подвести их к тому, что для жизни необходимо создать вокруг себя благоприятную обстановку. В доступной для детей форме рассказать и продемонстрировать им, что в природе всё взаимосвязано и, нарушая одну из этих связей, ведёт за собой изменения. В настоящее время проблемы окружающей среды приобрели огромное значение. Общей задачей для нас стало защита окружающей среды от загрязнения и разрушения. Совместно с родителями проводить праздники и развлечения, организовывать фотовыставки. Во время прогулок с детьми приучать к наблюдению за природой, они способствуют развитию вниманию и наблюдательности, памяти и мышления. Эти простые наблюдения воспитывают положительные качества детей.
    Модель процесса экологического образования детей старшего дошкольного возраста включает блоки:
  • формирования знаний о гуманных чувствах, о природе;
  • формирования интереса к проявлению гуманных чувств по отношению к природе;
  • формирования желаний быть гуманным, мотивов;
  • формирования умений быть гуманным;
  • реализации умений быть гуманным в эколого-ориентированной деятельности.
    Блок реализации умений в поступках и деятельности служит обратной связью между остальными блоками.
  1. В первый блок входят занятия, беседы, целью которых является формирование знаний о гуманных чувствах, о природе. Их темы разнообразны, например: «Кого можно назвать справедливым», «Что, значит, быть заботливым?», «Кого можно назвать другом природы», «Через добрые дела можно стать юным экологом». Занятия строятся по цепочке, то есть каждое следующее занятие дополняет предыдущее. Полученные на занятиях знания закрепляются вне занятий, в разных видах эколого-ориентированной деятельности. С детьми проводятся беседы на темы: «Доброта спасет мир, что это значит?», «Как мы заботимся о домашних животных», «Как увидеть, что человек нуждается в помощи?».
    Одним из условий успешного воспитания гуманных чувств являлется постоянное обращение к природоведческой тематике. Необходимо раскрыть сущность понятий: доброта, милосердие, отзывчивость, гуманность, но и сформировать понятия «живое — неживое», раскрыть роль человека в природе, законы взаимодействия с природой, показать самоценность каждого живого организма. Нужно подводить детей к пониманию признаков живого организма: двигается, дышит, питается, растет, дает потомство, выделению особенностей внешнего вида, строения.
    Содержание экологического образования направлено на раскрытие ценностных, познавательных, нормативных аспектов общения с природой, глобального значения экологических проблем.
    Воспитанию гуманных чувств способствуют: решение проблемных ситуаций, экологические сказки, чтение художественной литературы, экскурсии. Эти формы работы помогают детям усвоить знания о гуманных чувствах и о природе. Для решения этих же задач необходимо использовать наблюдения в природе. Организуя наблюдения, дети учатся видеть признаки живого в растениях и животных, устанавливают сначала простейшие, а затем более сложные многозвеньевые связи и зависимости. Понимание поведения животных рассматриваются как основа для воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста. Необходимо эмоционально подготавливать детей к наблюдению, создавать у них эмоционально-позитивную установку на предстоящую встречу с живым объектом, эмоционально рассказывать о том, что живое существо хочет познакомиться и уверено, что найдет среди ребят друзей.
    Важным средством воспитания гуманных чувств у детей выступает общение с животными. Дети становятся добрее, внимательнее, учатся заботиться о животном. Домашние животные становятся настоящими друзьями для детей. С ними они не только играют, но и общаются, разговаривают. Они стремятся больше узнать о повадках животного, научиться ухаживать за ними. Доброе, заботливое, гуманное отношение ребенка к живому существу — это залог гуманного отношения к людям.
    Трудность процесса воспитания гуманных чувств по отношения к растениям связана с тем, что дети дошкольного возраста не соотносят понятие «живой организм» с растениями. Устранить этот пробел в знаниях позволяют циклические наблюдения за ростом и развитием растений с фиксацией изменений во внешнем виде растений в календарях. Используется система опытов, раскрывающих функции частей растения, потребности растений во влаге, тепле, свете. Для этого выращивается лук тремя различными способами: при наличии всех условий, в темноте, в холоде.
  2. Второй блок работы, представленный в модели воспитания образования детей старшего дошкольного возраста, направлен на формирование интереса детей к проявлению гуманных чувств. Для этого используются игры, вечера-встречи, досуги. С детьми проводятся вечера встреч под названиями: «Кто, где живет», «Кто живет в степи», «Кто живет в доме?», «Что люблю, то берегу». Такие встречи позволяют ребенку понять зависимость благополучия каждого живого существа от условий обитания. Используются игры, разнообразные по содержанию: «Заботливый мышонок», «Цветик-семицветик», «Береги природу». Игры проводятся на прогулках, перед занятиями и в свободное время.
  3. Третий блок модели экологического образования детей старшего дошкольного возраста направлен на формирование у детей желания быть гуманным. Для этого используется «Копилку добрых дел», экологические сказки, экологическая тропка. Для создания интереса у детей проявлению гуманных чувств используется чтение художественных произведений, экологических сказок, проводятся обсуждение поступков их героев. Проводятся досуги, вечера: «Вечер песен и стихотворений», «День красоты». Развлечения у детей вызывают интерес к познанию и желание быть гуманными. Широко используется приход литературно-сказочных персонажей. Каждая встреча с ними сопровождается решением проблемных ситуаций: «Почему не растет фасоль», «Почему Снеговик растаял?», «За что можно похвалить Карлсона».
    Ведущими методами воспитания гуманного отношения к природе у детей дошкольного выступают опыты, поисковая деятельность, просмотр диафильмов, видеофильмов, различные виды изобразительной деятельности на экологические темы.
    С детьми проводятся «уроки» доброты, «уроки» мышления, выставки и экспозиции. Особая роль отводится проведению «уроков доброты». Дети участвуют в обсуждении вопросов: «Почему надо заботиться о малышах?», «Кто и как защищает своих детенышей?», «Как человек помогает природе?». Дети оформляют свои коллекции, участвуют в организации экологических выставок, экспозиций. Всё это способствуето созданию специальной обстановки для вхождения ребенка в мир природы.
    Необходимо проводить выставки на тему: «Человек и его добрые дела на земле», «Лес — друг человека». Экскурсоводами на этих выставках выступают сами дети.
  4. Блок работы, направленный на формирование у детей умений быть гуманным, может быть реализован через экологический театр, в котором дети обыгрывают поступки детей в природе.
    Мощным фактором развития гуманных чувств выступает сюжетно ролевая игра. Необходимо учитывать, что гуманные чувства формируются в процессе реального взаимоотношения ребенка со взрослым и сверстниками. Развитие таких отношений тесно связано с формированием морально-этических представлений детей, становлением опыта нравственного поведения.
    Эффективной является такая организация деятельности и общения детей, при которой ребенок выступает субъектом гуманных переживаний и испытывает доброжелательность товарищей по отношению к себе. Создается проблемная ситуация, в которой детям предоставляется возможность «выплеснуть» свои эмоции и чувства. Эмоционально обратиться к живому существу, например» «Здравствуй, Кешенька, мой хороший, красивый, мы тебя любим, не обидим, кушай, пожалуйста». Дети учатся устанавливать взаимоотношения со сверстниками, найти выход из создавшейся ситуации. Самостоятельная деятельность детей связана с участием в играх, проведением экспериментов, уходом за растениями и животными в уголке природы и дома, работой с литературой, энциклопедиями.
  5. Блок реализации умений быть гуманным в эколого-ориентированной деятельности имеет обратную связь с остальными блоками. Главными формами воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста являются акции, природоохранная деятельность детей, труд в природе. Широко используется индивидуальные задания. Особое место в нашей работе занимает практическая деятельность детей, которая направлена на охрану окружающей природы. Дети стараются заботиться о больных деревьях на участке. Дети привлекаются к практической деятельности по охране природы: сбор семян для подкормки птиц, сбор семян для размножения растений. Проводятся природоохранные акции: «Зеленая елочка — живая иголочка», «Птицы — наши крылатые друзья», «Мы заботимся о братьях наших меньших». Дети рисуют плакаты в защиту ели, птиц.
    Таким образом, педагогический процесс, организованный в соответствии с моделью процесса воспитания гуманного отношения к окружающему миру детей старшего дошкольного возраста, направленный на воспитание гуманных чувств у детей дошкольного возраста, является эффективным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив теоретические основы воспитания гуманных чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с живой природой пришли к заключению что гуманность рассматривается как качество личности, представляющее собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживающее отношение к живым существам, к человеку, к окружающему миру как к высшей ценности.
Гуманные чувства, лежащие в основе отношения к природе, сложно измерить, но возможно увидеть их проявление в деятельности в процессе общения и взаимодействия ребенка с живой природой.
Таким образом, результаты нашего исследования показали, что:

  • современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у детей, повышения их экологической грамотности и культуры. Из пассивных созерцателей дети должны стать активными созидателями, умеющими сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, самостоятельно мыслить, логически рассуждать, устанавливать взаимосвязи, эмоционально сопереживать;
  • в дошкольном возрасте закладывается фундамент осознанно- правильного отношения к природным явлениям и объектам. В основе ознакомления детей с природой должен лежать экологический подход, т. е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии;
  • экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей и психологических закономерностей развития;
  • в жизни дошкольника природа занимает сильные позиции и при условии корректного отношения с ней способна стать универсальным средством обеспечивающим широкий комплекс влияний на процессы развития, воспитания и обучения детей, эффективно содействовать развитию познавательной сферы и личности каждого ребенка;
  • экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии. Экологическое воспитание необходимо проводить в процессе интеграции знаний, наблюдений, экскурсий, опытнической и трудовой деятельности, дидактических и сюжетно-ролевых игр, чтение литературы, просмотр видеофильмов и телепередач, а также самостоятельной деятельности детей;
  • творческая созидательная деятельность, гармонизация человека с природой, обществом и самим собой дает ребенку психологическую устойчивость, силу преодоления препятствий, веру в добро, справедливость, красоту, истину, любовь. Природа которая восхищает нас своей красотой, постоянно дарит радость открытий. Только тот живет интересно, кто каждый день узнает что-то новое, удивительное. А в природе все удивительно. Поэтому очень важно приобщать детей к миру природы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бутова Н. А., Токарев А. А. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2017. — №40. — С. 163-165. — URL https://moluch.ru/archive/174/45816/
  2. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой // Учебник для учащихся пед.училищ по спец-ти «Дошкольное воспитание». М.: Просвещение, 2015. – 259 с.
  3. Глушкова И. Н. Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру природы, их социальной активности [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. — СПб.: Реноме, 2017. — С. 101-104. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1880/
  4. Горбунова Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2015. — № 3. — с. 10–16.
  5. Деркунская В., Рындина А. «Посмотри с обрыва, как вокруг красиво!». Дошкольное воспитание – 2016. – №9. – С. 47-55
  6. Дерябо С.Д., Ясвин В.А.Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2016. – 195 с.
  7. Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей // Обзор программ дошкольного образования. М.: Сфера, 2019. – 69 с.
  8. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей // Учебно-методическое пособие.– М.: Сфера, 2019. – 288 с.
  9. Каменева Л.А., Как знакомить дошкольников с природой / под ред. Саморуковой П.Г. — Изд. 2-е, дораб. – Москва.: Просвещение, 2018. – 211 с.
  10. Комарова И.А., Николаева С.Н. Игра в экологическом воспитании дошкольников // Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Полымя, 2018. – 187 с.
  11. Кондратьева Н. Н. Экологическое воспитание дошкольников: проблема и некоторые подходы к ее решению // Становление теории и практики дошкольного воспитания. – СПб., 2017. – 365 с.
  12. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников // Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2016. – 203 с.
  13. Методика ознакомления детей с природой в детском саду // Уч. пос. для пед. уч. Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева / под ред. Саморуковой П.Г., М.: Просвещение, 2016. – 266 с.
  14. Мир природы и ребенок // Методика экологического воспитания дошкольников. // Учебное пособие для пед. уч. по спец. «Дошкольное образование» / под ред. Л.М. Маневцевой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 2018. – 114 с.
  15. Николаева С.Н. Как приобщить ребёнка к природе // Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. – М.: Новая школа, 2018. – 305 с.
  16. Природа вокруг нас // Старшая и подготовительная группы // Разработки занятий / сост. Фисенко М.А. – Волгоград.: Корифей, 2017. – 97 с.
  17. Психологический словарь-справочник / под ред. Дьяченко М.И., Кондыбович Л.Н. – М.: Просвещение, 2015. – 554 с.
  18. Петровский В.А., Кларина Л.М. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., Новая школа, 2018. – 411 с.
  19. Саморукова П.Г. Систематизация знаний детей о природе. Дошкольное воспитание — 2018 — №4. – С. 40-45
  20. Серебрякова Т. А. Экологическое образование дошкольников — М., 2016. — с. 32–35.
  21. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду//Первое сентября. -2015. — № 17. — с.11–15.
  22. Фокина В.Г. Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта. Дошкольное воспитание. – 2016. — № 7. – с. 11-14.
  23. Хабарова Т.В., Шафигуллина Н.В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников. – Спб.: Детство-пресс, 2015. – 104 с.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov