Курсовая Зарубежный опыт приватизации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
КУРСОВАЯ РАБОТА

Зарубежный опыт приватизации

Содержание
Введение 3
1 Теоретические аспекты приватизации 5
1.1 Понятие и сущность приватизации 5
1.2 Основные формы приватизации 10
2 Зарубежный опыт приватизации 14
2.1 Опыт приватизации государственной собственности за рубежом 14
2.1.1 Великобритания 14
2.1.2 Франция 17
2.1.3 Италия 18
2.1.4 Канада 19
2.1.5 Испания 20
2.1.6 Новая Зеландия 21
2.1.7 Аргентина 21
2.1.8 Чили 23
2.1.9 Марокко 23
2.1.10 Чехия 25
2.2 Итоги приватизации в центральной и восточной Европе 27
Заключение 32
Список использованных источников 34

Введение
Теоретический и практический анализ процесса приватизации является актуальным для исследования по трем причинам. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.
В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем . Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.
Следует иметь в виду, что до сих пор по-разному трактуется даже само понятие «приватизация». Особенно остры дискуссии о месте приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной перестройки; о целях приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности и социальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях приватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа приватизации, определение ее темпов, приоритетов.
Целью курсовой работы является исследование зарубежного опыта приватизации.
Задачи работы обусловлены ее целью:

  • изучить сущность и задачи приватизации;
  • исследовать основные формы приватизации;
  • рассмотреть историю и мировой опыт приватизации в зарубежных странах;
  • проанализировать современные тенденции приватизации в зарубежных странах.
    Объектом исследования является процесс приватизации.
    Предметом исследования выступают процессы приватизации в зарубежных странах.

1 Теоретические аспекты приватизации
1.1 Понятие и сущность приватизации
Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет из себя особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов. Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам. Но до сих пор нет единого определения приватизации. В западных странах можно встретить множество определений, такие как:
− переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную;
− полная продажа государственных предприятий частным лицам;
− продажа части активов;
− передача функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок [9, с. 92].
Несмотря на разнообразие определений можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы.
1) Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками — ваучерами.
2) Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.
Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Существует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам [9, с. 95]:

  1. сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно;
  2. требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий;
  3. монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу;
    Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников — основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.
    Приватизация с одной стороны, должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, — инструментом государственного регулирования долговременного характера.
    Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими[2, с. 59]:
  4. Экономическая — повышение эффективности функционирования хозяйства.
  5. Фискальная — увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки.
  6. Социальная — обеспечение социального мира.
  7. Перераспределение экономических основ власти.
    Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива.
    Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации — акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство. Чтобы добиться наибольшего результата, надо отдать предприятие в руки умелых управляющих и суметь заинтересовать их в достижениях наилучших конечных результатов.
    Основным принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ – «не навреди».
    На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов [2, с. 75]:
    − приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму;
    − приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий;
    − изменения структуры собственности должны носить постепенный характер;
    − обязательными условиями приватизации должны быть новые, инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;
    − приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности;
    − каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю.
    Раскрывая понятие, значение и сущность приватизации, нельзя не остановиться на рассмотрении вопросов, касающихся субъектного, объектного состава и содержания приватизации, так как нарушение одного из вышеуказанных элементов правоотношения влечет признание сделки приватизации недействительной.
    В качестве продавца приватизируемого имущества должен выступать публичный собственник. В соответствии с первым законом о приватизации, в качестве продавцов могли выступать комитеты по управлению федеральным, иным государственным или муниципальным имуществом.
    В роли покупателей приватизируемого имущества могут выступать любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля РФ, субъектов РФ муниципальных образований превышает 25% [1].
    В качестве объектов приватизации могут выступать:
    − предприятия и другие имущественные комплексы;
    − здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительные объекты;
    − земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости;
    − акции ОАО.
    Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется исключительно предусмотренными в законе способами. В соответствии со ст. 13 ФЗ от 21 декабря 2001г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» этими способами являются [1]:
    − преобразование унитарного предприятия в ОАО;
    − продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
    − продажа акций ОАО на специализированном аукционе;
    − продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
    − продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций ОАО;
    − продажа акций ОАО через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
    − продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
    − продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
    − внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО;
    − продажа акций ОАО по результатам доверительного управления.
    Таким образом, приватизацию можно определить как отчуждение недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности, а также акций ОАО в частную собственность граждан или определенных юридических лиц в установленном специальным законодательством порядке.
    1.2 Основные формы приватизации
    Понятие «приватизация» не всегда употребляется в одинаковом значении. Порой преобразование предприятий или сфер деятельности из государственных в частные называется приватизацией даже в том случае, если пакеты акций данных компаний продолжают оставаться полностью во владении государства. В более узком понимании приватизация имеет место лишь тогда, когда государство перестает быть основным собственником, а покупателями или владельцами долей выступают частные лица или предприятия с преобладающим частным капиталом. Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране.
    По мнению специалистов Всемирного банка, в мировой практике чаще всего используются следующие формы приватизации[6, с. 144]:
    − продажа предприятий непосредственно в частные руки;
    − выкуп акций государственных предприятий менеджерами;
    − продажа акций работникам предприятий;
    − распространения акций предприятия среди населения;
    − сдача государственных предприятий в аренду;
    − заключение контракта на управление предприятием.
    Продажа государственных предприятий в частные руки осуществляется путем организации аукционов и конкурсных торгов. Аукцион позволяет стать владельцем предприятия физическому или юридическому лицу, предложившему наибольшую цену. С помощью аукциона государственные предприятия приватизируются в относительно короткие сроки и с существенной финансовой прибылью для государства. В то же время аукционная торговля ограничивает число вероятных собственников, так как только действительно богатые лица могут позволить себе участвовать в аукционах. Владелец предприятия, купленного на аукционе, не ограничен никакими условиями со стороны государства, поэтому волен поступать со своей собственностью, как ему захочется (ликвидировать, перепрофилировать), не согласуясь с интересами общества.
    Преодолеть этот недостаток аукционных торгов можно с помощью конкурсных торгов. Конкурсные торги – это продажа государственной собственности частным лицам в соответствии с требованиями и условиями, выдвинутыми государством. Но проведение конкурсов увеличивает текущие расходы (содержание специальных комиссий), снижает доходы (более низкая цена приватизации) и требует более длительного времени.
    Выкуп акций государственного предприятия менеджерами осуществляется не только за наличные средства управляющих, но и за счет банковских кредитов, средств пенсионных и страховых фондов. Поэтому «управленческие выкупы» выступают своеобразным видом кредитования менеджеров под залог имущества предприятия. При этом доходы от функционирования таких предприятий с лихвой покрывают взятые в кредит ссуды.
    Приватизация в форме продажи акций работникам предприятия означает развитие рабочей акционерной собственности. Продажа акций рабочим является эффективным средством повышения их заинтересованности в результатах своей работы, росте производительности труда и прибыльности предприятий.
    Одна из наиболее распространенных форм приватизации – публичная продажа акций населению, при которой государственное предприятие превращается в акционерное общество открытого типа. Продажа акций населению осуществляется по фиксированной или конкурсной цене. При продаже акций по фиксированной цене возможны завышение и занижение стоимости имущества. При конкурсной цене достигается более точная оценка имущества государственных предприятий. Публичная продажа акций ориентируется на сбережения населения. Ее главное преимущество состоит в открытости и доступности для всех желающих.
    Приватизация не всегда сопровождается продажей государственного имущества. Нередко государственная собственность «разбавляется» частным капиталом, образуя смешанные предприятия. Практиковалась также аренда, когда физические или юридические лица приобретали часть государственного имущества в пользование на определенный период и за определенную плату. Арендатор получает возможность самостоятельно организовать производственный процесс, нанимать персонал, осуществлять контроль за производством и нести финансовую ответственность за хозяйственную деятельность предприятия. Как правило, аренда использовалась для малорентабельных предприятий с целью повышения эффективности их работы.
    В этих же случаях могла использоваться такая форма, как заключение контракта на управление предприятием. Подписание контракта представляет управляющим полный контроль над функционированием предприятия и все необходимые полномочия для эффективного управления предприятием.
    Соглашение об аренде и контракты на управление зачастую являются временными мерами для улучшения экономических показателей деятельности государственных предприятий или переходной ступенью к полной приватизации.
    При проведении приватизации нужна большая подготовительная работа по разукрупнению монополистических объединений, созданию ряда компаний, эффективного механизма ценообразования, с помощью которого можно было бы более достоверно оценить стоимость предприятия.
    Начинать приватизацию целесообразно с продовольственного сегмента, торговли и сферы услуг.
    Чтобы государственная собственность не досталась криминальным кругам, с точки зрения экономической теории важно создать много конкурентов.
    Приватизация сопровождается рядом сопутствующих мероприятий, таких как разукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов, изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий в социальной сфере.

2 Зарубежный опыт приватизации
2.1 Опыт приватизации государственной собственности за рубежом
Как свидетельствует опыт стран с развитой рыночной экономикой, основой участия государства в экономике являются экономические, в частности фискальные, меры. При этом государства стремятся уменьшить свое непосредственное участие в производственном процессе (например, Германия). В этой связи одним из основных способов управления федеральной собственностью становится приватизация предприятий. Рассмотрим опыт различных стран в проведении приватизации.
2.1.1 Великобритания
Наиболее богатый опыт национализации, приватизации и ренационализации имеет Великобритания. Еще в 1844 году будущий премьер Уильям Гладстон добился принятия закона «О дешевых поездах», дающего право государству принудительно выкупать в свою собственность все построенные в дальнейшем британские железные дороги — предполагалось, что только оно способно обеспечить для населения дешевые билеты третьего класса. В тот момент своим правом государство не воспользовалось. Но в 1948 году национализация все равно состоялась. Во время войны железные дороги были мобилизованы государством для оборонных нужд, но мобилизованы не бесплатно, а в долг — власти обещали после войны расплатиться с частными перевозчиками за услуги и износ подвижного состава. Перевозчики уже собирались закупить на полученные деньги новые современные вагоны с кондиционерами. Однако правительство лейбористов решило, что дешевле не гасить долги, а принудительно купить акции частных компаний, передав их госкомпании British Railway. Поезда в Англии после этого ходить продолжали, однако для их обслуживания из бюджета уходило слишком много денег. В 1996 году правительство консерваторов приватизировало железнодорожное сообщение (при этом лейбористская партия не советовала инвесторам покупать акции новой частной компании Railtrack, обещая в случае прихода к власти немедленно ее ренационализировать). До сих пор ренационализации не произошло, хотя общественное мнение ее вполне поддерживает. Правительство лейбористов полагает, что ренационализация обойдется бюджету слишком дорого (по некоторым оценкам, 40 млрд фунтов). Тем не менее и существование частной компании обходится дорого — Railtrack постоянно обращается к правительству за финансовой помощью.
Со сталеплавильной промышленностью Великобритании случилась похожая история. В ноябре 1948 года министр снабжения указывал в парламенте: «Было бы общим местом говорить о важности стали для Британии. Сталь и изделия из нее составляют половину британского экспорта. Не только наше процветание, но и наша безопасность и влияние в мире зависят от стали. Мы не верим, что все это можно обеспечить, оставив стальное производство в частных руках. Единственным устраивающим всех решением является нахождение этого производства в государственной собственности и под государственным контролем». В 1951 году сталеплавильная промышленность была национализирована. Однако хороших производственных результатов добиться не удалось, и в 1953 году она была приватизирована. В 1967 году лейбористское правительство провело ренационализацию 14 крупнейших сталеплавильных компаний, создав British Steel Corporation. В 1988 году правительство консерваторов, напротив, провело реприватизацию, и с тех пор британские сталеплавильщики стали вполне конкурентоспособными. [7, с .132]
Приватизация в Великобритании началась в 1979 году и продолжается до сих пор. Большую часть общей суммы в 97 миллиардов долларов, поступившей от приватизации в период с 1979 по 1995 гг., правительство Великобритании получило от приватизации 48 крупнейших компаний, таких как Бритиш Телеком, Бритиш Гэз, Бритиш Эйруэйз и Бритиш Петролеум. Среди других основных достижений британской программы приватизации можно назвать:
1) значительно возросшую эффективность и прибыльность бывших государственных предприятий;
2) значительный рост числа акционеров (от 4% взрослого населения в 1979 г. до более 25% в середине 90-х годов);
3) значительное сокращение государственных субсидий ГП.
Хотя бюджетный дефицит в стране по-прежнему большой, в 1995 году он составлял 6% от ВВП, общее влияние приватизации на состояние государственных финансов Великобритании было положительным. По данным «Евромани» (февраль 1996 г.), в 1981 году затраты на ГП обходились британским налогоплательщикам в 50 млн. фунтов стерлингов в неделю, выплачиваемых в форме субсидий; те же самые компании сейчас вносят в казну страны 55 млн. в неделю в форме налогов. Такой поворот событий не был бы возможен без приватизации.
Основными чертами британской приватизации являются ее постепенность, акцент на получении прибыли, тщательная подготовка законных и нормативных рамок для каждого отдельного случая продажи.
Великобритания стимулировала широкое владение акциями посредством особого внимания к их розничному распределению, установления скидок на предлагаемую цену, доступности акций через посредничество банков и широкомасштабных рекламных кампаний в средствах массовой информации, а также создания различных программ стимулирования покупки акций сотрудниками предприятий и структур, предлагающих акции.
Еще одной характерной чертой была эффективная система регулирования деятельности естественных монополий в послеприватизационный период, включая лицензирование и контроль за ценами, создание режима потолка цен, ограничивающего возможности приватизированных монополий в повышении цен. Регулирование с помощью установления потолка цен срабатывает гораздо лучше, чем традиционное регулирование на основе уровня возврата инвестиций, которое не способствует эффективности. [8]
2.1.2 Франция
Французская программа приватизации, начатая в 1986 году правительством Ширака, была приостановлена в 1988 году и возобновлена в 1993 году правительствами Балладура и Жюппе частично из-за озабоченности по поводу бюджета. Франции предстоит сократить свой бюджетный дефицит с 5,3% до 3% от ВВП к 1998 г. с тем, чтобы удовлетворять критериям Маастрихта в отношении членства в Европейском валютном союзе.
В ходе приватизации до сегодняшнего дня было получено примерно 43 млрд. долларов, в ближайшие два-три года предстоит продать 25 государственных групп, при этом ожидается получить доход в 11 млрд. долларов. Приватизационная кампания способствовала увеличению числа акционеров во Франции в 1994 году с 4,5 млн. до 5,7 млн., то есть на 27%.
Отличительной чертой французской программы является сохранение правительством значительного контроля за приватизированными компаниями. Во Франции впервые были опробованы методы, которые позднее были использованы в других странах, в частности, во франкоговорящих странах Африки. Они включают методы:
1) автоматическое распределение акций между сотрудниками приватизированных компаний;
2) частное размещение крупных блоков акций у «стабильного ядра» (noyau dur) институциональных инвесторов, которые не будут использовать эти акции в спекулятивных целях, способствуя таким образом их будущему твердому положению на фондовом рынке.
Французское правительство часто использовало «золотую акцию». Однако это использование предотвратило выгодную операцию по слиянию Рено с Вольво в 1994 году, когда акционеры Вольво отказались одобрить эту сделку, предоставляющую неограниченные полномочия французским властям.
Недавние проблемы с предложением акций в широкую продажу во Франции связаны с тем, что у инвесторов сложилось впечатление, что французское правительство и после приватизации будет продолжать свое постоянное вмешательство. Это одна из причин, по которой от продажи акций вместо планируемых 11 млрд. долларов удалось получить только 4 млрд. долларов. Еще одной проблемой общего характера является относительная слабость внутреннего рынка капитала в стране. [7, с .133]
2.1.3 Италия
Приватизация в Италии была начата в 1992 г. правительством Амато с целью продажи нескольких государственных банков, страховых компаний, производственных предприятий и крупных компаний коммунальных услуг. Сюда вошли три крупнейшие государственные организации: IRI (Индустриальное реконструкционное агентство), NI (энергетическая группа) и N L (электрическая компания). Хотя и предыдущие правительства продавали некоторые предприятия, в Италии еще не было приватизации в таких широких масштабах.
Общий закон о приватизации был принят в 1992 г., согласно которому все ГП превращались в совместные предприятия, целиком принадлежащие итальянскому министерству финансов и для их продажи не требовалось дальнейшего одобрения парламента. До 1996 г. правительство получило около 17 млрд. долларов в виде поступлений от продаж, и итальянские власти предполагают получить еще 64 млрд. долларов в ближайшие пять лет после того, как будут проданы крупные компании, такие как NI и ST T (телекоммуникационная холдинговая компания). Правительство также надеется получить еще 12,9 млрд. долларов от продажи своих банковских авуаров и принадлежащей ему недвижимости.
Основной целью приватизации является погашение государственного долга и сокращение бюджетного дефицита с 7,4% от ВВП в настоящее время до 3%, чтобы удовлетворить требования Европейского валютного союза.
Правительство надеется расширить число держателей акций, всячески стимулируя мелких акционеров, чтобы создать в стране более крупный рынок для будущих выпусков акций.
Эти стимулы включают в себя добавочные дивиденды, сопоставимые акции, скидки и сокращение налогов на дивиденды. Учитывая исторически недоразвитые рынки капитала в Италии, это является одной из первоочередных задач данной программы приватизации ГП.
В июне 1994 г. был принят закон, позволяющий правительству держать у себя «золотую акцию» в стратегически важных предприятиях, в частности в естественных монополиях и предприятиях коммунальных услуг, таких как ST T и N L. [7, с .134]
2.1.4 Канада
Реализация программы приватизации в Канаде началась в 1985 г. и продолжается до сегодняшнего дня. Программа полностью придерживается принципов индивидуального подхода к приватизации каждого отдельного предприятия, пользуясь предложением акций на фондовом рынке для населения, продажей посредством тендера и продажей посредством переговоров. К 1997 году было приватизировано 26 государственных предприятий, включая государственную авиалинию, государственную железнодорожную и объединенную нефтяную компанию, а также компанию по обогащению урана, телекоммуникационные компании и компании, производящие самолеты и оружие. Поступления от приватизации составили 7,6 млрд. долларов, из которых приблизительно 6 млрд. получило Правительство.
Финансовое положение Канады стало особенно трудным в начале 90-х годов, в 1993 г. дефицит государственного бюджета превысил 5 процентов от ВВП, а национальный долг (включая долг канадских провинций) составил почти 100% от ВВП. В 1995 г. нынешнему правительству Канады удалось сократить уровень дефицита до 4% от ВВП. Доходы от приватизации, составившие примерно 2,8 млрд. долларов в 1995 г., позволили правительству сократить займы.
Программа приватизации в Канаде расширила рынки капитала и явно способствовала росту эффективности бывших государственных предприятий.
2.1.5 Испания
В Испании программа приватизации существует с 1982 года и проводится то с большей, то с меньшей интенсивностью. Преобладающей формой приватизации является предложение акций в широкую продажу через Испанскую фондовую биржу и на международных рынках капитала.
С 1985 года правительство получило более 8 млрд. долларов в виде поступлений от приватизации и надеется получить в два раза больше в ближайшие годы. Бюджетный дефицит, составляющий 5,9% от ВВП, и высокий уровень государственного долга стали основными факторами, влияющими на темпы и объемы испанской программы приватизации (к 1998 году необходимо было сократить дефицит в два раза для того, чтобы удовлетворять требованиям Европейского Валютного Союза).
Правительство заявило, что оно ускорит темпы приватизации, но его сдерживает относительная незрелость местных рынков капитала и небольшое число держателей акций среди широких слоев населения. В конце июня 1996 г. кабинет одобрил программу массовой распродажи ГП для того, чтобы погасить национальный долг Испании, он же стал инициатором проведения всеобъемлющей реструктуризации убыточных предприятий.
Из предприятий, ожидающих приватизации, можно назвать такие, как нефтяной гигант Репсойл, банковская группа Аргентария, телекоммуникационная группа Телефоника де Еспанья, компания Табакалера, на 52 процента находящаяся в государственной собственности, компания по снабжению электроэнергией Эмпреса Насьональ де Электрисидад, авиалиния Иберия и другие.
Стратегия правительства заключается в том, чтобы приватизировать крупные государственные активы через выпуск акций, а более мелкие предприятия, нуждающиеся в реструктуризации и специальной технологии, методом прямых частных продаж. [7, с. 135]
2.1.6 Новая Зеландия
В ходе приватизации в Новой Зеландии уже приватизировано более 30 государственных предприятий. Начиная с 1988 года общая сумма доходов от приватизации составила 9 млрд. долларов. Основным методом передачи права собственности были прямые точечные продажи, тогда как предложение акций в широкую продажу использовалось довольно редко. Широкое владение акциями не было основной целью программы приватизации, являющейся частью программы коренной перестройки новозеландской экономики за последние 15 лет.
Благодаря мерам, принятым правительством Новой Зеландии, поступления от приватизации составили почти 14% от годового ВВП. Власти страны обращают особое внимание на регулирование деятельности монополий в постприватизационный период (Приложение 3).
Была введена золотая правительственная акция («акция Киви»), которая устанавливает директивы по перебалансировке тарифов и общих положений о предоставлении услуг. Например, приватизированный гигант Телеком согласно договоренности в рамках «акции Киви» не может увеличивать свои тарифы быстрее, чем идет рост инфляции цен на товары народного потребления.
2.1.7 Аргентина
С момента начала программы приватизации в 1989 г. правительство Аргентины получило около 20 млрд. долларов, сократив тем самым свой внешний долг более чем на 11 млрд. долларов путем операций типа «своп», т. е. обмена облигаций на акции, получив при этом 8 млрд. долларов от продаж. Оно передало в частный сектор большинство предприятий по производству и передаче электроэнергии, все предприятия, занимающиеся распределением электроэнергии, все газопроводные и транспортные компании, большинство своих акций нефтегазового сектора и всю национальную нефтяную компанию YPF. В 1994 г. в Аргентине была введена система частных пенсионных фондов, в целях широкого развития внутреннего рынка капитала. Акции YPF и Телеком стали «любимцами» брокеров на международных рынках капитала. От их продажи получено соответственно 17 и 50 процентов всего дохода, полученного от приватизации.
Однако существуют еще проблемы с качеством услуг приватизированных предприятий. В некоторых случаях уровень инвестиций и качество услуг находятся гораздо ниже, чем это было предусмотрено в контракте о приватизации, результатом чего явилось применение санкций против нескольких приватизированных компаний. От повышения цен, практикуемого приватизированными монополиями и олигополиями, страдают потребители. Это происходит потому, что государство недостаточно регулирует их деятельность. Например, в случае с Телеком нормативные правила были разработаны уже после того, как приватизация компании была завершена.
В общем и целом, аргентинская программа приватизации с финансовой точки зрения прошла успешно. Она помогла правительству урезать свой бюджетный дефицит до менее 0,5 процента в 1995 г., а также погасить 40 процентов от общей суммы своего долга коммерческим банкам, остававшегося после плана Брейди (после 1989 г). Процесс приватизации YPF — Аргентинской нефтяной компании, а также уроки приватизации Аргентинской сталелитейной компании рассмотрены в Приложении 4.
2.1.8 Чили
В Чили начали программу массовой приватизации еще в 1974 году, и первые ее результаты были удовлетворительными. В ходе первой стадии приватизации правительство сосредоточило внимание на передаче прав собственности на крупные финансово-промышленные холдинговые группы. Во время экономического кризиса 1982 года в Латинской Америке эти группы начали пытаться провоцировать системный кризис в финансовом секторе. Правительству пришлось вмешаться в деятельность многих этих групп и реприватизировать их активы в ходе второй стадии приватизации.
Однако в середине 80-х годов началась еще одна широкая приватизационная кампания, но уже с рассмотрением каждого отдельного случая приватизации и использованием различных методов продаж. В период с 1974 по 1996 г. было приватизировано более 550 госпредприятий (90%), что принесло в бюджет страны чуть меньше 3 млрд. долларов. Проводя политику приватизации и жесткую финансовую политику, в последние годы Чили удалось превратить бюджетный дефицит в превышение доходов над расходами и сократить внешний долг до контролируемого уровня путем проведения свопа — обмена долговых обязательств на акции.
2.1.9 Марокко
В Марокко одним из наиболее ярких примеров эффективной продажи государственного пакета является приватизация Марокканского банка внешней торговли (МБВТ) путем смешанной продажи. Суть проекта заключалась в следующем.
К моменту начала приватизации, МБВТ являлся вторым банком Марокко по величине активов. Его баланс составлял 18,7% общего объема кредитов и 17% общего объема депозитов национальной банковской системы. Банк имел 17 филиалов по всей стране и 2778 сотрудников. Относительная небольшая часть акционерного капитала котировалась на фондовой бирже Касабланки. Государству — прямо или косвенно — принадлежало 50,01% акций банка, а председатель правления и директор банка имели статус государственных служащих. Иностранным коммерческим банкам принадлежало 12,55% акций, в то время как остальные акции (37,44%) принадлежали частным марокканским инвесторам. В 1994 году чистая прибыль составила 29,5 миллионов долларов США.
Приватизационная сделка была осуществлена в период с декабря 1994 по февраль 1995 года в форме смешанной продажи, сочетавшей в себе проведение открытого тендера на 26% акционерного капитала банка и управленческого контроля, вторичное предложение 14% акционерного капитала на фондовом рынке для мелких инвесторов и паевых инвестиционных фондов и размещение 3% акций среди коллектива банка. В руках государства осталось 7% акционерного капитала банка, закрепленного за государственным учреждением, отвечающим за управление национальной системой социальной защиты.
Предварительное зондирование национальных институциональных инвесторов выявило наличие серьезного интереса к участию в открытом тендере. Исходя из этого, Министерство приватизации начало и закончило вторичное предложение акций до закрытия открытого тендера. С 16 по 20 января 1995 года акции продавались свободно по цене 38,35 долл. США за штуку. Эта операция прошла успешно: в предложении приняло участие более 51 тысячи подписчиков, число которых превысило объем эмиссии в 6,1 раза.
Сразу после этого было проведено частное размещение акций среди работников банка, приобретавших акции с 15% скидкой. МБВТ также предоставлял своим сотрудникам ссуды на покупку акций. Минимальная цена за одну акцию из 26% была эквивалентна 47% премии к пене вторичного предложения и в 19 раз превышала прогнозируемый размер доходов.
2.1.10 Чехия
Продажа стратегическому инвестору автомобильной компании «Шкода» — это наиболее удачный пример приватизации одного из крупнейших предприятий в восточноевропейской стране.
Основанная в прошлом веке и национализированная в 1945 г. компания «Шкода» выпускала вплоть до 1990 г. практически 100% всех легковых автомобилей в Чехословакии — приблизительно 200 000 машин в год. В 1990 г. предприятие «Шкода» одним из первых в Восточной Европе заключило соглашение с крупной транснациональной фирмой — германским производителем автомобилей фирмой «Фольксваген АГ» (ФВ). Это соглашение стало основой постепенного превращения «Шкоды» в собственность «ФВ».
До 1990 г. автомобильная промышленность Чехословакии работала в неконкурентной среде и не могла идти в ногу с техническим прогрессом, характерным для мировой автомобильной промышленности. Отсутствие инноваций обусловило выпуск устаревших моделей и низкую производительность труда. В 1989 г. «Шкода» начала поиск потенциальных западных партнеров или владельцев и провела переговоры с такими фирмами, как «Фольксваген», «Пежо-Ситроен», «Рено» и «Фиат», а также с другими производителями автомобилей. Официальные предложения поступили от восьми фирм.
В августе 1990 г. правительство Чехословакии объявило о том, что оно рассматривает предложения двух фирм, готовых гарантировать либо независимость «Шкоды», либо дальнейший выпуск автомобилей под маркой «Шкода» после 1995 г. Одно предложение поступило от «ФВ», второе было совместным предложением фирм «Рено» и «Вольво». Предложенные фирмой «ФВ» покупная цена «Шкоды» и десятилетний план инвестиций на общую сумму в 6,5 млрд. долларов определили выбор «Фольксвагена» в качестве стратегического покупателя «Шкоды».
«ФВ» согласился заплатить 500 млн. немецких марок (340 млн. долларов США) за приобретение 31% капитала «Шкоды», что после дополнительного вливания по 350 млн немецких марок в 1993 и 1995 гг. увеличилось до 70%. Кроме того, «ФВ» согласился выплатить правительству Чехословакии в рамках трех траншей еще 200 млн немецких марок и таким образом оплатить часть принадлежавших ему акций. В дополнение к этому «ФВ» обязался повысить объем выпуска легковых автомобилей «Шкода» с 200 000 до 450 000 к 2000 г. и осуществлять управление «Шкодой» как отдельной компанией, входящей в группу автомобильных производителей «Фольксваген»: «ФВ», «Ауди», «СЕАТ» и «Шкоду».
Доля государства в размере 30% будет со временем продана в виде неголосующих акций либо через систему купонов, либо в рамках первоначального предложения акций (ИПО). Правительство обязалось управлять государственными акциями (сначала составлявшими контрольный пакет, но затем превратившимися в неконтрольный пакет) как инвестициями и воздерживаться от вмешательства в управление компанией. Для этой цели была создана холдинговая компания «Приско», подотчетная Национальному фонду имущества.
В 1993 г. «ФВ», в рамках общей стратегии сокращения издержек и чрезмерных инвестиций в Германии и за рубежом, предпринял меры по сокращению своих инвестиционных планов в отношении «Шкоды». «ФВ» объявил о том, что предполагаемый объем инвестиций в «Шкоду» до конца текущего десятилетия будет сокращен в два раза, т.е. с 8,2 млрд. до 3,7 млрд. немецких марок.
Запланированное расширение производства подлежит сокращению с 450 000 до 300 000 автомобилей. После продолжительных переговоров между правительством и фирмой «Фольксваген» правительство согласилось на это и разрешило фирме увеличить долю своего участия в «Шкоде» до 60% (в декабре 1994 г.). Год спустя «ФВ» довел долю своего участия до 70%. Это позволило поднять автомобильную промышленность Чехии на мировой уровень и снять социальную напряженность в стране. [7, с. 136]
Ренационализация встречается и в развивающихся странах. Например, в Малайзии начиная с 1983 года (под руководством недавно ушедшего премьера Махатхира Мохамада) было приватизировано более 400 крупных предприятий. А в 2000 году государство начало выкупать их назад. В частности, за $471 млн были куплены 29% акций авиакомпании Malaysia Airlines. Оппозиция указала на то, что за акции было заплачено в два раза больше их рыночной стоимости и все это нужно было только для того, чтобы выручить малайского олигарха Таджудина Рамли, которому раньше принадлежали акции: жил он широко, и его личные долги составляли $263 млн. [8]
2.2 Итоги приватизации в центральной и восточной Европе
1 мая 2004 г. восемь бывших социалистических стран (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония) стали полноправными членами Европейского Союза, что дает основание многим исследователям говорить о завершении для них переходного периода. Одной из важнейших задач уходящего этапа в истории постсоциалистических государств стало кардинальное преобразование отношений собственности.
Практическим преобразованиям в этой сфере предшествовали жаркие дискуссии относительно темпов возможных изменений, экономически и социально приемлемых моделей, ожидаемого воздействия приватизации экономики на ее эффективность и т.п. На практике этот процесс в странах ЦВЕ протекал по двум основным направлениям — формирование частного сектора на собственной основе и передача государственных активов в руки частных и корпоративных собственников.
Так, на начальном этапе приватизации практически во всех странах ЦВЕ господствовала иллюзия относительно возможности быстро, за два-три года, осуществить передачу государственных активов в руки частных собственников и только на этой основе существенно поднять эффективность производства. Однако довольно быстро стало ясно, что простая передача существовавших государственных активов в руки частных собственников не ведет к автоматическому росту производства и его эффективности: предприятия в огромном числе случаев не отвечали требованиям, выдвигаемым перед ними рыночной экономикой; они были неэффективны в новых условиях, обременены излишней рабочей силой, дорогостоящими социальными фондами и обязательствами; ввиду того, что органы централизованного планирования при социализме стремились экономить на трансакционных издержках, многие субъекты хозяйствования функционировали как монополии.
Приватизационный процесс в наиболее успешно развивающихся странах ЦВЕ, разворачивался медленнее, чем в России. На начальном этапе наблюдалось большое разнообразие применяемых моделей. В польской практике, например, на первое место было поставлено государственное акционирование предприятий как метод их подготовки к последующей приватизации, а в Венгрии сделан упор на привлечение иностранного капитала, пришедшего на подготовленную многолетними предтрансформационными реформами инфраструктуру. Не спешили с приватизацией и в Словении, где при формировании частного сектора внимание обращали, прежде всего, на создание предприятий на собственной основе.
При этом во всех государствах ЦВЕ, как видно из данных приведенной таблицы 1, были использованы смешанные схемы, объединившие эквивалентные и неэквивалентные методы перевода государственной собственности в частный сектор экономики, соотношение которых существенно менялось от страны к стране. [3, с. 12]

Таблица 1
Соотношение между денежной и неэквивалентными формами приватизации
Страна Неэквивалентная приватизация Денежная приватизация
Бесплатная массовая приватизация Льготы трудовым коллективам Реституция и компенсация
Болгария Практическая реализация программы массовой приватизации за боны начата в конце 1996 г. Значительные (скидки к цене при покупке акций, учет стажа работы, рассрочка по оплате) Реституции придавалось первостепенное значение Существенные позиции стала занимать лишь с 1997 г.
Венгрия Не предусмотрена Практически не предусмотрены Реприватизация в форме компенсации затронула около 2 миллионов граждан Денежная (платная) приватизация Имела приоритетное значение
Восточные земли Германии Не предусмотрена Определенные льготы непрямого характера предусмотрены при приватизации предприятий по схеме management by out Реприватизация коснулась 10% приватизированной собственности Преимущественно платная (более 70% приватизированных предприятий)
Польша Приступила к реализации в 1996 г. Льготы значительные Не предусмотрена Постоянно возрастающая доля
Россия В рамках массовой приватизации к июню 1994 г. приватизировано более 70% предприятий Значительные льготы трудовым коллективам, в результате чего они стали собственниками 75% всех приватизированных предприятий Не предусмотрена Денежный этап приватизации начат с 1995 г.
Румыния На первоначальном этапе в рамках массовой приватизации реализовано 30% собственности, подлежавшей трансформации Предусмотрены при использовании схемыmenegement by out, однако широкого распростране-ния на практике этот метод приватизации не получил Не предусмотрена На первоначальном этапе денежная приватизация затронула 30% подлежавшей приватизации собственности; с 1997 г. приоритетное направление
Словения Массовой приватизацией охвачено все совершеннолетнее население страны; учет трудового стажа при наделении сертификата-ми собственности Широкий спектр льгот Не предусмотрена Денежная приватизация носила вспомогательный характер и усилила свои позиции лишь в самом конце 90-х гг.
Чехия Широкое распростране-ние; более 60% собственности, прива-тизированной на первом этапе, реализовано за купоны Льготы минимизированы Получила широкое развитие, удовлетворено более 130 тысяч прошений о возврате собственности Играет важную роль, особенно начиная с 1995 г.
Хорватия Массовая приватизация носит компенсачионный характер: коснулась пострадавших в ходе последней войны Льготы огромны, привязаны к стажу работы Не предусмотрена Первоначально носила вспомогатель- ный характер, набирает динамизм с конца 1990-х гг.
Сербия и Черногория Была проведена широкомасштабная массовая приватизация, в ходе которой бесплатные акции получили 80% совершеннолетних граждан страны Льготы в виде бесплатной и льготной передачи акций работникам предприятий Не предусмотрена Первоначально была предусмотрена для специально выделенных групп предприятий, с начала века имеет приоритетное значение

Ни одной из посткоммунистических стран не удалось избежать проведения приватизации без использования неэквивалентных методов распределения собственности. Продажа или передача бесплатно либо со скидками (льготами) всей или части компании (предприятия) менеджерам или работникам получили широкое распространение в Хорватии, Польше, Словении, Югославии, Болгарии. В тех странах, где внутренние инвесторы обладали значительной властью, им удалось сохранить свое влияние и практически обеспечить себе право вето на принятие решений относительно приватизации. В ряде стран право вето трудовых коллективов являлось практически абсолютным (например, в Словении), в иных — носило ограниченный характер (Польша). [3, с. 15]
Завершая исследование, необходимо отметить, что приватизация государственной собственности в странах ЦВЕ вступила в свою завершающую стадию. В странах – новых членах ЕС этот процесс все в большей мере подчиняется логике рыночных преобразований и все меньше зависит от «политической целесообразности» и социальных мотивов.
Анализ показывает, что поскольку процесс трансформации отношений собственности в странах ЦВЕ совпал по времени с трансформационным кризисом, результаты хозяйственной деятельности предприятий (как приватизированных, так и государственных) оказались в высокой степени детерминированными внешними, не зависящими от них условиями. Среди них такие, как наличие в стране свободных инвестиционных ресурсов и условия их возможного предоставления предприятиям, уровень макроэкономической стабильности, сложившаяся структура производства, инвестиционный климат, наличие рынков сбыта и многие другие. В результате широко распространенные в начале 90-х гг. утверждения, согласно которым приватизированное предприятие как синоним частного всегда работает лучше, чем государственное, а радикальной приватизационной политики будет достаточно для улучшения экономической ситуации, оказались ложными. Такие страны, как Словения и Польша, где приватизационный процесс разворачивался медленнее, чем в других государствах ЦВЕ, однако были предприняты решительные меры по формированию конкурентной среды, уже в середине 90-х гг. продемонстрировали устойчивый рост.

Заключение
Приватизацию можно определить как реформу отношений собственности, направленную на преобразование государственных и муниципальных предприятий в частные.
Процесс приватизации, как показывает исследование, развивался в разных странах по-разному. При этом можно выделить три главных фактора такой приватизации. Во-первых, это – финансовое положение государства, когда приватизация государственных предприятий нацелена на пополнение бюджета. Во-вторых – уровень развития финансовых рынков (измеряемый в показателях рыночной капитализации к ВНП и оборотах фондового рынка). Приватизация наиболее эффективная при высоком уровне развития таких рынков. И, наконец, степень авторитарности государства. Исследования показывают, что недемократические государства (по крайней мере, в развивающихся странах) проводят, как правило, наиболее масштабную приватизацию.
Поучительный опыт приватизации дают страны Центральной и Восточной Европы, где она имела большую специфику:

  • во-первых, она характеризовалась значительными масштабами и скоростью проведения;
  • во-вторых, причины, вызвавшие смену собственников, в большой степени были политическими.
    Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, — инструментом государственного регулирования долговременного характера.
    Непосредственными целями приватизации являются:
  • формирование слоя мелких и средних собственников;
  • сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • перераспределение экономических основ власти.
    Достижение социальной справедливости, повышение экономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджета не выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.
    Успешное проведение приватизации и особенно пост приватизационное развитие предприятий зависит от создания и функционирования управленческих как государственных, так и не государственных структур (холдингов, финансово- промышленных групп). Именно они призваны обеспечить эффективное распоряжение государственной долей в уставном капитале акционерных обществ.
    Подводя итог, отметим, что за счет приватизации как одного из наиболее часто используемых методов управления государственной собственностью правительства различных стран получают довольно крупные поступления в бюджет и одновременно снимают с себя бремя обслуживания и управления монстрами индустрии своих стран.

Список использованных источников

  1. ФЗ от 21 декабря 2001г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Российская газета» от 26 января 2002 г. N 16
  2. Волков Е.А. Приватизация: результаты // // Экономика зарубежных стран. — М., 2011. – 309 с.
  3. Глинкина С.П. Итоги приватизации в странах Центрально-Восточной Европы // Управление собственностью, 2014. — №2. – С. 12-19
  4. Иванов В.Н. Приватизация: итоги и перспективы (по результатам одного исследования) // Социол. исслед. — 2012. — N 6. — С.48-59.
  5. Лозинский С.В., Праздничных А.Н. Процесс трансформации собственности: мировой опыт // Менеджмент в России и за рубежом, 2013. — №4. – С. 19-26
  6. Лякин А.Н. Приватизация и формирование национальной модели корпоративного управления // СПб.: Поиск, 2011.- 319 с.
  7. Левинтов А.С. Особенности приватизации в Европе // ЭКО, 2013. — №5. – С. 132-137
  8. Поточкин П.Н. Приватизация бессмысленная и беспощадная. // Эксперт, № 28, 2011
  9. Теория переходной экономики. Микроэкономика 1 // под. Ред. Герасименок В.В., М.: ЮНИТИ, 2010. – 641 с.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov