Курсовик Банкротство ЦРБ

Содержание

Введение

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БАНКРОТСТВА
    1.1 Понятие и ситуации банкротства
    1.2 Виды банкротства и несостоятельности
  2. БУЗ ВО «ВЕЛИКОУСТЮГСКАЯ ЦРБ»
    2.1. Краткая характеристика БУЗ ВО ВУ ЦРБ
    2.2. Анализ экономической деятельности БУЗ ВО «Великоустюгская ЦРБ»
  3. ПУТИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ
    Заключение
    Список использованных источников

Введение
Несостоятельность или банкротство — неизбежное явление любого современного рынка, который использует несостоятельность в качестве рыночного инструмента перераспределения капитала. Несостоятельность (банкротство) – это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды. Финансовая несостоятельность возникает из-за превышения обязательств над ликвидными активами. Она выражается в появлении просроченной задолженности перед бюджетом, банками, поставщиками и другими контрагентами.
Банкротство предприятий в основном является результатом неудовлетворительной работы по финансированию и кредитованию, т.е. неквалифицированного менеджмента. Банкротство – неотъемлемая часть конкурентной рыночной среды, без банкротства нет конкуренции. В развитых странах, к примеру, в Германии и Франции судами рассматривается ежегодно 20-40 тыс. дел о банкротстве должника. Возможность банкротства заставляет предприятия принимать меры по обеспечению финансовой устойчивости, повышать эффективность и производительность труда.
В данной работе речь пойдет о проблемах финансовой несостоятельности и способах их решения на предприятии Великоустюгского района муниципального учреждения здравоохранения «Великоустюгская центральная районная больница».
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что проблема банкротства является актуальной в наши дни, особенно на предприятиях бюджетной сферы деятельности.
Целью курсовой работы является изучение причин возможной финансовой несостоятельности, банкротства предприятия БУЗ ВО ВУ ЦРБ и мер по предотвращению банкротства.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:

  • раскрыта сущность понятия «финансовой несостоятельности» как экономической и юридической категорий;
  • рассмотрены виды и стадии банкротства;
  • дана краткая характеристика и проанализирована финансовая деятельность предприятия БУЗ ВО ВУ ЦРБ;
  • классифицированы факторы, оказывающие влияние на кризисное состояние организации БУЗ ВО ВУ ЦРБ;
  • изучены меры по восстановлению финансовой устойчивости и долгосрочного финансового равновесия учреждения здравоохранения.
    Предмет исследования – финансовая деятельность предприятия БУЗ ВО ВУ ЦРБ, объект – меры по восстановлению платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия в условиях рыночной экономики.
    Работа состоит из введения, 3-х глав и заключения.
    В первой главе рассмотрена сущность экономической и юридической несостоятельности, стадии и виды банкротства.
    Во второй главе речь дана краткая характеристика предприятия БУЗ ВО ВУ ЦРБ и ее финансовой деятельности.
    Третий раздел посвящен профилактике банкротства предприятия, мерам по восстановлению платежеспособности, финансовой устойчивости и долгосрочным мерам для обеспечения финансового равновесия предприятия.
    При написании работы были использованы материалы бухгалтерской отчетности предприятия БУЗ ВО ВУ ЦРБ, учебников, периодической печати, гражданского законодательства, законодательства о банкротстве и ресурсы Internet.
  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БАНКРОТСТВА

1.1 Понятие и стадии банкротства

В. Даль определял банкротство (банкрутство) как «несостоятельный торговец, лопнувший неплательщик. Банкрут бывает или случайный, несчастный или же лживый, подложный, злостный. Разница между ними такая же, как между обокраденным или погоревшим и вором» .
В «Словаре иностранных слов» дано следующее определение. «Банкротство (с нем. Bankrott, с ит. Bankrotta) — 1. долговая несостоятельность, отказ предпринимателя платить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия средств; финансовый крах, разорение» .
В словаре С.И. Ожегова банкротство определено, как «несостоятельность, сопровождающаяся прекращением платежей по долговым обязательствам» .
Банкротство — несостоятельность лица, компании, банка и т.п., приводящая к прекращению платежей по долговым обязательствам; разорение .
Банкротство — отказ от выполнения долговых обязательств; разорение. Официально установленная и юридически признанная неплатежеспособность.
Банкротство — (от итальянских слов banca — скамья, стол и rotta- изломленная, надломленная, то есть несостоятельность банкира, крах банка) юридический термин торгового права, означающий «неоплатность лица, производящего торговлю, происшедшею от его вины».
В соответствии с Федеральным Законом РФ « О несостоятельности (банкротстве)» под банкротством (несостоятельностью) предприятий понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
По глубине банкротства различают его стадии:
• I стадия — допустимое банкротство — характеризует зарождение негативного состояния, возникает на этапе жизненного цикла «реорганизация», когда появляется угроза потери прибыли от предпринимательской деятельности;
• II стадия — критическое банкротство — определяет усиление негативных тенденций на этапе «спад», когда затраты на осуществление деятельности приходится возмещать за счет средств кредиторов, вливания дополнительных средств бюджета;
• III стадия — катастрофическое банкротство — возникает на этапах «банкротство» и «ликвидация» жизненного цикла предприятия, сопровождается его закрытием или принудительной ликвидацией, следствием которых является распродажа имущества для погашения требовании кредиторов. В этом случае должник теряет право самостоятельно управлять и распоряжаться своим имуществом. Это право переходит к ликвидаторам — лицам, назначенным для управления имуществом должника и принудительной его ликвидации.

1.2 Виды несостоятельности и банкротства

Явление финансовой несостоятельности предприятий присутствует в экономике любой страны с рыночной ориентацией отношений. Не ново оно и для отечественных предприятий. Страх и позор нечестивых и незадачливых предпринимателей оказаться в «долговой яме», а вслед за тем пожизненное общественное порицание всему их семейству выступали мощным средством защиты экономики царской России от кризиса по субъективным причинам.
Вновь институт несостоятельности (банкротства) был включен в российское право в 1992 г. Выступление любого предпринимателя в гражданском обороте связано с произведением расчетов между экономическими партнерами, а значит, и с риском невыполнения обязательств по ним в срок. Законодательство о банкротстве предусматривает необходимые меры, направленные на то, чтобы риск кредиторов оказался наименьшим. В правовых актах различают предприятие-должника, несостоятельное предприятие, неплатежеспособное предприятие и предприятие-банкрота, выделяя при этом простую и злостную несостоятельность.
Для обычных должников характерна практическая (временная) неплатежеспособность, которая вызвана отсутствием или недостатком денежных средств для расчетов с кредиторами на момент наступления сроков платежей, из-за того, что должник, будучи кредитором в других правоотношениях, не получает удовлетворения своих требований. В этом случае обычному должнику его дебиторы должны больше, чем должен он сам, и поэтому он не может погасить кредиторскую задолженность, и вынужден допускать просрочку своих платежей. Часто обычных должников именуют временно неплатежеспособными предприятиями, а экономическое явление несостоятельности — цепным банкротством. В этом случае на дебитора должника может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам предприятия-банкрота.
Такое банкротство называется техническим. Используемый термин характеризует состояние неплатежеспособности предприятия, вызванное существенной просрочкой его дебиторской задолженности. При этом размер дебиторской задолженности превышает размер кредиторской задолженности предприятия, а сумма его активов значительно превосходит объем его финансовых обязательств. Техническое банкротство при эффективном антикризисном управлении предприятием, включая его санирование, обычно не приводит к юридическому его банкротству.
Несостоятельным должникам присуща абсолютная (хроническая) неплатежеспособность, когда при обычном ведении дела они не могут погасить срочные обязательства по причине недостатка имущества в своих активах. Такое банкротство называется реальным. Оно характеризует полную неспособность предприятия восстановить в предстоящем периоде свою финансовую устойчивость и платежеспособность в силу реальных потерь используемого капитала. Катастрофический уровень потерь капитала не позволяет такому предприятию осуществлять эффективную хозяйственную деятельность в предстоящем периоде, вследствие чего оно объявляется банкротом юридически.
Все существующие в законодательствах различных стран подходы к определению простой несостоятельности должника можно свести к двум вариантам, когда в основе признания должника банкротом предусматривается:
• принцип неплатежеспособности — исходя из анализа встречных денежных потоков;
• принцип неоплатности — исходя из соотношения активов и пассивов в балансе должника.
Новый Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. с изменениями от 29.12.2012, вступившими в силу со 02.01.2013, в качестве критерия несостоятельности предусматривает неплатежеспособность должника. При этом во внимание принимаются лишь денежные обязательства должника и его обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. А величина соотношения общей суммы его кредиторской задолженности и стоимости имущества является свидетельством реальной возможности либо невозможности восстановить его платежеспособность. Что же касается физических лиц, то законом предусматривается как принцип неплатежеспособности, так и принцип неоплатности.

В зависимости от причин несостоятельности различают подложное и неосторожное банкротство. Неосторожная несостоятельность именуется также простым банкротством, а подложная — злостным.
Злостное банкротство возникает в условиях чрезмерной обремененности долгами, когда руководитель прячет, уничтожает составные части имущества, заключает рискованные спекулятивные и явно убыточные сделки, продает товары по заниженным ценам, скрывает права других лиц или признает заведомо вымышленные права. Иногда, как например, в германском законодательстве, в злостном банкротстве выделяют особо тяжкое. В последнем случае признаются действия виновного лица в корыстных интересах или сознательное создание для многих лиц угрозы разорения.
В российском законодательстве о банкротстве выделены следующие разновидности злостного банкротства:
• фиктивное банкротство — заведомо ложное объявление руководителем или собственником предприятия, а равно и индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся им платежей или скидки с долгов, а равно и неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб (ст. 197 УК РФ); в этом случае должник несет перед кредиторами ответственность за ущерб, причиненный подачей заявления о банкротстве;
• преднамеренное банкротство — умышленное создание или увеличение неплатежеспособности предприятия, совершенное его руководителем или собственником, а равно и индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб либо иные тяжкие последствия путем заключения заведомо невыгодных сделок, некомпетентного ведения дел, принятия на себя чужих долгов в качестве поручителя и иных действий, ведущих к невозможности удовлетворить требования кредиторов. В этом случае при недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов на учредителя-должника или иных виновных лиц может возлагаться субсидиарная ответственность по обязательствам должника, а руководитель может быть привлечен к уголовной ответственности и/или дисквалифицирован.
В Федеральном законе РФ «О несостоятельности (банкротстве)» под банкротством (несостоятельностью) предприятий понимается «признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей» (гл. 1, ст. 2).
Признаки банкротства:

  1. Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанности по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и/или обязанность не исполнены им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
  2. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанности по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и/или обязанность не исполнены им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.
    Законом установлены специальные признаки банкротства стратегических предприятий и организаций (6 месяцев), субъектов естественных монополий (6 месяцев), кредитных организаций (1 месяц).
  3. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику- юридическому лицу составляют не менее 100 тыс. рублей, к должнику-гражданину — не менее 10 тыс. рублей, а также имеются указанные выше признаки банкротства.
  4. БУЗ ВО «ВЕЛИКОУСТЮГСКАЯ ЦРБ»
    2.1 Краткая характеристика учреждения

Согласно архивной справки № 148 от 04.11.2002 года, выданной филиалом Государственного архива Вологодской области в г. Великий Устюг, в архивном фонде Великоустюгской уездной земской управы в сведениях о состоянии медицинского обслуживания населения указано: «Больница существует с 1829 года».
В 1994 году Постановлением администрации Великоустюгского района центральная районная больница преобразована в муниципальное учреждение здравоохранения.
Муниципальное учреждение здравоохранения Великоустюгская центральная районная больница, именуемая в дальнейшем БУЗ ВО ВУ ЦРБ или Учреждение находится по адресу: Россия, Вологодская область, Великоустюгский район, г. Великий Устюг, Советский проспект, д.30.
Учредителем БУЗ ВО ВУ ЦРБ выступает администрация Великоустюгского муниципального района Вологодской области.
Организационно правовая форма – бюджетное учреждение.
Учреждение является некоммерческой организацией.
БУЗ ВО ВУ ЦРБ осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами, указами и распоряжениями Правительства РФ, решением соответствующих органов здравоохранения, нормативными актами субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, а так же уставом организации.
Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, расчетные и другие счета в банках, печать со своим наименованием, бланки, угловой штамп с полным наименованием, круглые печати для рецептов, справок и больничных листов, а так же другие необходимые реквизиты.
БУЗ ВО ВУ ЦРБ не преследует цели получения прибыли от основной деятельности, но вправе оказывать платные услуги и заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующим целям ее создания.
Бухгалтерское обеспечение Учреждения осуществляется отделом бухгалтерии учета и отчетности. Бухгалтерское обеспечение сельских фельдшерско-акушерских пунктов осуществляется в бухгалтерии БУЗ ВО ВУ ЦРБ.
БУЗ ВО ВУ ЦРБ вправе от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные права, быть истцом и ответчиком в суде. Учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в ее распоряжении денежных средств.
Структура организации БУЗ ВО ВУ ЦРБ имеет следующий вид:
• Поликлиника Взрослая
o Поликлиника восстановительного лечения
o Дневной стационар поликлиники
• Детская поликлиника по ул. Виноградова
• Детская поликлиника по ул. Водников
• Женская консультация
• Стоматологическая поликлиника
• Иммунологическая лаборатория
• Клинико-диагностическая лаборатория
• Микробиологическая лаборатория
• Полдарская УБ
• Кузинская УБ
• Сусоловская УБ
• Ломоватская УБ
• Амбулатория «Новатор»
• Усть-Алексеевская РБ №2
• Аптеки: №21, №22, №68, №103, №113, Аптечный пункт полдарский, Аптечный пункт сусоловский, Аптечный пункт при ЦРБ.
• Фельшерско-акушерские пункты:
Аристовский, Заречный, Анисимовский, Кичугский, Бобровниковский, Будринский, Хорхоринский, Галкинский, Юдинский, Викторовский, Грибинский, Покровский, Палемский, В-Шарденьгский, В-Варженский, Елакинский, Морозовский, Щекинский, Красавинский, Куйбышевский, Луженгский, Самотовинский, Северный, Орловский, Томашевский, Теплогорский, Слизовский, Ишутинский, Марденгский, Н-Ерогодский, Н-Шарденгский, Парфеновский, У-Алексеевский, Н-Югский, Н-Варженгский, Сухонский, Трегубовский, Илатовский.
Основной целью деятельности учреждения является оказание лечебной помощи жителям Великоустюгского района. Целями БУЗ ВО ВУ ЦРБ также являются: организация и оказание квалифицированной медицинской помощи жителям района в соответствии с утвержденным объёмом обязательной медицинской помощи в условиях бюджетно-страховой медицины и полученной лицензии.
-организация и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни;

  • разработка и внедрение новых организационных форм оказания медицинской помощи.
    Виды оказываемой медицинской помощи БУЗ ВО «Великоустюгская ЦРБ»

№ Наименование услуги

  1. Доврачебная помощь:
    1.1 акушерское дело
    1.2 диетология
    1.3 лабораторная диагностика
    1.4 лечебное дело
    1.5 лечебная физкультура
    1.6 медицинский массаж
    1.7 медицинская статистика
    1.8 операционное дело
    1.9 рентгенология
    1.10 сестринское дело
    1.11 сестринское дело в педиатрии
    1.12 стоматология
    1.13 физиотерапия
    1.14 функциональная диагностика
    1.15 анестезиология и реаниматология
    1.16 эпидемиология (паразитология)
    1.17 гигиеническое воспитание
    1.18 гистология
    1.19 общая практика
  2. Скорая и неотложная медицинская помощь:
    2.1 скорая медицинская помощь
    2.2 терапия
  3. Амбулаторно-поликлиническая помощь, в том числе в условиях дневного стационара и стационара на дому:
    3.1 рефлексотерапия
    3.2 неврология
    3.3 терапия
    3.4 функциональная диагностика
    3.5 физиотерапия
    3.6 хирургия
    3.7 эндокринология
    3.8 педиатрия
    3.9 клиническая лабораторная диагностика
    3.10 аллергология и иммунология
    3.11 детская эндокринология
    3.12 детская хирургия
    3.13 гематология
    3.14 профпатология
    3.15 дерматовенерология
    3.16 инфекционные болезни
    3.17 рентгенология
    3.18 онкология
    3.19 урология
    3.20 патологическая анатомия
    3.21 общая врачебная практика (семейная медицина)
    3.22 восстановительная медицина
    3.23 мануальная терапия
    3.24 применение методов традиционной медицины
    3.25 транспортировка донорской крови и ее компонентов
    3.26 отоларингология
    3.27 офтальмология
    3.28 ультразвуковая диагностика
    3.29 травматология и ортопедия
    3.30 акушерство и гинекология
  4. Стационарная медицинская помощь, в том числе в условиях дневного стационара:
    4.1 акушерство и гинекология
    4.2 анестезиология и реаниматология
    4.3 лабораторная диагностика
    4.4 неврология
    4.5 отоларингология
    4.6 офтальмология
    4.7 рентгенология
    4.8 терапия
    4.9 кардиология
    4.10 трансфузиология
    4.11 ультразвуковая диагностика
    4.12 функциональная диагностика
    4.13 травматология и ортопедия
    4.14 физиотерапия
    4.15 хирургия
    4.16 нейрохирургия
    4.17 эндоскопия
    4.18 педиатрия
    4.19 неонатология
    4.20 стоматология хирургическая
    4.21 инфекционные болезни
  5. Прочие работы и услуги:
    5.1 организация сестринского дела
    5.2 общественное здоровье и организация здравоохранения
    5.3 экспертиза временной нетрудоспособности
    5.4 предрейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств
    5.5 бактериология
    5.6 экспертиза на право владения оружием
    5.7 профилактическая медицина
    5.8 предварительные и периодические медицинские осмотры

Платные услуги БУЗ ВО «Великоустюгская ЦРБ»

  1. Консультирование пациентов врачами специалистами
  2. Услуги клинико-диагностической лаборатории
  3. Микробиологической лаборатории
  4. Иммунологической лаборатории
  5. Функциональные исследования
  6. Эндоскопические исследования
  7. Ультразвуковые исследования
  8. Рентгенологические исследования с расшифровкой рентгенограмм
  9. Стоматологическая помощь
  10. Медицинские профилактические осмотры при поступлении на работу (предварительные) и периодические (в период трудовой деятельности) – за счёт средств работодателя, медицинские осмотры при поступлении на учёбу в высшие и средние специальные учебные заведения
  11. Медицинское освидетельствование при поступлении на работу и в период трудовой деятельности работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами проводимое для установления профессиональной пригодности
  12. Услуги поликлиники восстановительного лечения
  13. Процедурный кабинет, иммунопрофилактика (кроме прививок, включенных в Национальный календарь и календарь проф. прививок по эпидпоказаниям)
  14. Физитерапевтические процедуры
  15. Стационарная медицинская помощь гражданам без полиса ОМС, иностранным гражданам, без медицинских показаний по личной инициативе пациентов, по направлению врачей частной практики и в нерабочее время
  16. Услуги отделения медицинской помощи
  17. Услуги приёмно-диагностического отделения
  18. Платные немедицинские услуги
  19. Транспортные услуги
  20. Офтальмологическое отделение
  21. Услуги зубопротезного отделения

БУЗ ВО ВУ ЦРБ, как организационно-методический центр, отвечает за состояние лечебно-профилактической помощи в районе, представляет статистическую и другие виды документации по вопросам, относящимся к его компетенции в выше стоящие органы, представляет медицинские интересы населения района в различных инстанциях.
Муниципальное учреждение здравоохранения Великоустюгская центральная районная больница имеет право в установленном порядке:

  • заключать договоры с учреждениями, предприятиями и физическими лицами на представление работ и услуг, в соответствии с разрешенными видами деятельности Учреждения;
  • привлекать для осуществления своей деятельности на экономически выгодной договорной основе другие учреждения, предприятия и физических лиц;
  • планировать свою деятельность и определять перспективы развития по согласованию с администрацией района;
  • формировать и утверждать штатное расписание;
  • осуществлять подбор, учет и расстановку кадров;
  • осуществлять решение социальных вопросов;
  • устанавливать в пределах фонда заработной платы должностные оклады, надбавки, доплаты и другие выплаты стимулирующего характера в пределах фонда оплаты труда и в соответствии с действующими законодательными актами.
    БУЗ ВО ВУ ЦРБ, как и любая другая организация имеет не только права, но и обязанности. Она обязана:
  • нести ответственность с законодательством за нарушение договорных, кредитных, расчетных обязательств, правил хозяйствования;
  • возмещать ущерб, причиненный не рациональным использованием имущества, закрепленного за ним на правах оперативного управления;
  • соблюдать правила техники безопасности, санитарно-гигиенические нормы в подразделениях;
  • обеспечивать своих работников безопасными условиями труда и нести ответственность в установленном порядке за вред, причиненный работнику увечьем, профзаболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с использованием трудовых обязанностей;
  • нести ответственность за сохранность документов (управленческих, финансово-хозяйственных, по личному составу и др.);
  • обеспечивать передачу на государственное хранение документов имеющих научно-историческое значение, а архивные фонды в соответствии с согласованным перечнем;
  • хранить и использовать в установленном порядке документы по личному составу;
  • осуществлять оперативный бухгалтерский учет результатов производственной, хозяйственной и иной деятельности, вести статистическую и бухгалтерскую отчетность, отчитываться о результатах деятельности в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
    За искажение государственной отчетности должностные лица Учреждение несет установленную законодательством Российской Федерации дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.
    Ревизия финансовой деятельности БУЗ ВО ВУ ЦРБ осуществляется администрацией Никольского муниципального района.
    Плановые и внеплановые проверки рационального использования финансовых средств, организации лечебно-профилактической работы проводятся, фондом обязательного медицинского страхования, а также налоговыми, пенсионными и другими внебюджетными фондами в пределах их компетенции в порядке установленном действующим законодательством.
    БУЗ ВО ВУ ЦРБ проводит аттестацию средних медицинских работников аттестационной комиссией, созданной в соответствии с Положением о порядке получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации, утвержденным приказом Минздрава Российской Федерации от 09.08.2001г. № 314 (в редакции от 19.03.2009г.) «О порядке получения квалификационных категорий».
    Руководство Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения осуществляет главный врач, который назначается и освобождается от занимаемой должности распоряжением главы администрации муниципального района, по согласованию с управлением здравоохранения Вологодской области.
    Заместители главного врача, главный бухгалтер – назначаются на должность главным врачом в соответствии с трудовым законодательством РФ и освобождаются на общих основаниях.
    Главный врач в пределах своей компетенции действует на принципах единоначалия, без доверенности действует от имени Учреждения, представляет его во всех предприятиях, учреждениях, организациях лично или через других лиц, уполномоченных на то специальными доверенностями. В пределах своей компетенции главный врач издает приказы, дает устные распоряжения, обязательные для всех сотрудников и контролирует их выполнение, утверждает штатное расписание, структуру и сметы, открывает расчетные и иные счета больницы.
    В БУЗ ВО ВУ ЦРБ существуют следующие общественные формы управления организацией:
  • собрание трудового коллектива
  • медицинский Совет
  • врачебная комиссия
  • клинико-анатомическая конференция
  • лечебно-контрольная комиссия
  • комиссия по профилактике внутри больничных инфекций
  • профсоюзная организация.
    В состав медицинского Совета – входят руководители всех структурных подразделений. Медицинский Совет учреждения – является совещательным органом, обсуждает вопросы, связанные с обеспечением лечебно-диагностического процесса в больнице. Осуществляет контроль за лечебно-диагностическим процессом, ведет организационно-методическую работу.
    На рисунке 1 представлена схема управления организацией БУЗ ВО «ВУ ЦРБ»

Рисунок 1 – Организационная схема управления
Работа планово-экономического отдела БУЗ ВО ВУ ЦРБ организована в соответствии с Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 06.06.96 № 32 (в ред. Постановления Минтруда РФ от 20.02.2002 N 14) «Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по общеотраслевым должностям служащих» и устанавливает основные задачи и направления деятельности планово-экономического отдела.
Планово-экономический отдел является структурным подразделением учреждения и руководствуется законами РФ, приказами Минздрава РФ, другими нормативными актами, приказами и распоряжениями руководителя учреждения, заместителя по экономическим вопросам, который возглавляет отдел.
Основными задачами планово-экономического отдела являются:
1. Организация работы по экономическому планированию в учреждении, направленному на рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, выявление резервов и обеспечение эффективной деятельности по оказанию медицинской помощи.
2. Организация комплексного экономического анализа деятельности учреждения и подготовка предложений по улучшению финансового положения.
3. Организация и совершенствование внутриучрежденческого расчета, внедрение передовых форм организации и оплаты труда.
4. Разработка цен (тарифов) на медицинские и другие услуги, оказываемые медицинским учреждением, содействие увеличению доходов учреждения.
2.2. Анализ экономической деятельности БУЗ ВО ВУ ЦРБ
Учредитель закрепляет за БУЗ ВО ВУ ЦРБ на праве оперативного управления имущество по состоянию на 24.02.2012 года, на сумму – 477021,2 тыс. рублей.[22]
Имущество Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения Великоустюгская центральная районная больница является муниципальной собственностью Администрации Великоустюгского района Вологодской области.
Источником формирования имущества Учреждения, в том числе финансовых средств, являются:

  • имущество Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения Великоустюгская центральная районная больница, закрепленное комитетом по имуществу администрации Великоустюгского района на правах оперативного управления.
  • имущество, приобретенное за счет финансовых средств Учреждения
  • бюджетные ассигнования
  • средства, направленные фондом обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими учреждениями
  • средства, полученные от заключения договоров с предприятиями, организациями, учреждениями и физическими лицами на добровольное медицинское страхование
  • доходы, получаемые от платных услуг, разрешенных Учреждению
  • безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций, учреждений с различными формами собственности и граждан
  • средства из внебюджетных фондов
  • иные источники, в соответствии с Законодательством Российской Федерации
    Учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.
    При осуществлении права оперативного управления имуществом учреждение обязано:
  • эффективно использовать имущество
  • обеспечить сохранность и использование имущества строго по целевому назначению
  • не допускать ухудшения технического состояния имущества (за исключением нормативного износа)
  • осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества

Рассмотрим показатели финансовой деятельности БУЗ ВО ВУ ЦРБ. По данным таблицы 1 процент исполнения за 1 квартал 2012 года по бюджету составляет 94,9%; по платным услугам 100 %; кассовое исполнение по бюджету – 7877,58 тыс. руб.[22]

Таблица 1 − Показатели финансовой деятельности БУЗ ВО ВУ ЦРБ [22]
Уточненный бюджет (тыс.руб) кассовое исполнение –всего (тыс.руб) в т числе % исполнения
ФАПы (тыс.руб) СВА (тыс.руб)
Бюджет 8300,19 7877,58 1908,91 1029,19 94,9
ОМС 12465,9 11946,59 — — 95,8
платные услуги 599,26 599,26 — — 100
Повышение квалификации 60 50 — — 83,3

Бесплатные и льготные лекарства по нозологиям предусмотрено – 160 тыс. руб.; исполнено − 160 тыс. руб.
Бесплатное питание детей до 3-х лет предусмотрено – 79,6 тыс. руб., исполнено – 79,6 тыс. руб.
Показатели средней стоимости медицинского обслуживания представлены в таблице 2.
Отклонение показателей: средняя стоимость 1 к/дня по ОМС – 85,9 %; средняя стоимость 1 к/дня по бюджету – 85,5%; Средняя стоимость 1 посещения по ОМС – 105%; Средняя стоимость 1 посещения по бюджету – 66,4%.

Таблица 2 – Показатели средней стоимости медицинского обслуживания
Показатели рублей
2010 г 2011 г. 2012 г % от плана
план факт
Средняя стоимость 1 к/дня по ОМС 575,69 615,74 712,78 612,66 85,9
в т по медикаментам 165,11 148 148,88 140,34 94,3
по питанию 60,55 63,26 65,95 52,30 79,3
Средняя стоимость 1 к/дня по бюджету 258,38 291,34 330,5 282,73 85,5
в т по медикаментам 53,75 52,70 63 32,76 52
по питанию 33,16 35,02 35 22,85 65,3
Средняя стоимость 1 посещения по ОМС 90,96 90,36 94,50 99,43 105
в т по медикаментам 8,72 10 10 8,75 87,5
Средняя стоимость 1 посещения по бюджету 85,80 127,21 138 91,61 66,4
в т.ч. по медикаментам 4,14 4,15 5,34 3,89 72,8

БУЗ ВО ВУ ЦРБ строит свои отношения с другими предприятиями, организациями и гражданами на основе договоров, учитывая интересы потребителей, и их требования к качеству услуг и другие условия выполнения обязательств.
Бухгалтерский учет осуществляется в соответствии с федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и в соответствии с требованиями «Инструкции по бюджетному учету» утвержденный приказом № 148н от 30.12.2008г. Министерством финансов Российской Федерации (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013г.)
БУЗ ВО ВУ ЦРБ финансируется за счет средств местного бюджета в соответствии с утвержденными лимитами, а также доходов от предпринимательской деятельности.
Учреждение выделено на самостоятельный баланс и ведет раздельный учет бюджетных и внебюджетных средств с дальнейшим предоставлением соответствующей отчетности в Инспекцию Федерального Министерства по налогам и сборам, Фонд социального страхования, а также в Управление здравоохранения г. Вологды для консолидации отчетности.
В БУЗ ВО ВУ ЦРБ регистры бухгалтерского учета ведутся в электронном виде с использованием программы «1-С Бухгалтерия» и на бумажных носителях в специальных книгах (журналах, журналах-ордерах) в виде машинограмм.
Основными задачами контроля за выполнением хозяйственных операций являются:
 предотвращение непроизводительных расходов и потерь;
 неэффективное расходование средств;
 повышение эффективности работы структурных подразделений и работников.
Воспользуемся методикой расчета показателей финансовой устойчивости и ликвидности и оценим по данным бухгалтерской отчетности и результатам проведенных расчетов вероятности восстановления или же напротив утраты платежеспособности в ближайшие 6 месяцев.
Оценка показателей финансовой устойчивости БУЗ ВО ВУ ЦРБ за период 2009-2012гг.[22]
Таблица 3

Итак, как видим по данным таблицы 3, положительными факторами в нашем случае оказались: увеличение удельного веса собственного капитала предприятия в 2012г. на 0,312 ед., на конец отчётного периода собственным капиталом предприятия покрывается 82,4% имущества предприятия; увеличение коэффициента покрытия долгов собственным капиталом на 3,634ед., его значение к концу 2012г. составило 4,685. Тенденция такого роста в данном случае была обусловлена увеличением на балансе предприятия нераспределённой прибыли и снижения краткосрочных обязательств.
Плечо финансового рычага уменьшилось в отчётном периоде на 0,738 ед. Это в свою очередь свидетельствует о том, что финансовая зависимость Учреждения от внешних инвесторов значительно понизилась, что благоприятно влияет на финансовое состояние предприятия в целом.
Особое внимание обратим на показатели ликвидности, приведенные нами в таблице 4. [22]
Таблица 4. Относительные показатели ликвидности за 2010-2012 гг.

Как показывают данные таблицы 4, значение коэффициента абсолютной ликвидности признается достаточным, если оно составляет от 0,2 до 0,5. Т.е., если предприятие в текущий момент может на 20% погасить все свои долги, то его платежеспособность считается нормальной. Но на анализируемом предприятии на конец 2012 года значение этого коэффициента превышает нормативное на 0,305 и составляет 0,307. При этом коэффициент быстрой ликвидности также возрос за отчётный период на 1,103 и составил 2,256 при нормативном значении 1,5, а коэффициент текущей ликвидности увеличился в 2012г. по отношению к 2011г. на 2,718 и составил на конец отчётного года 4,986 при нормативном значении больше 2. Такая тенденция изменения показателей ликвидности за анализируемый период даёт нам право считать рассматриваемое предприятие абсолютно ликвидным.
На основании формулы

рассчитаем значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами (Косс):

= ;
= ;

Как видим данный показатель также имеет тенденцию к увеличению, за 2012г. его рост составил 0,24079 ед. по отношению к 2011г.
Поскольку основанием для признания структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным является наличие одного из условий:

  • коэффициент текущей ликвидности на конец отчётного периода имеет значение ниже нормативного (нормативное значение: 2);
  • коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчётного периода имеет значение ниже нормативного (норматив: 0,1).
    То из полученных нами расчётам, мы видим, что на конец 2012г. по БУЗ ВО ВУ ЦРБ оба эти коэффициента выше нормативных значений, и при этом по сравнению с уровнем 2011г. заметна значительная тенденция их увеличения. Таким образом, на основании формулы

рассчитаем коэффициент возможности утраты платежеспособности:

Куп =

Вывод: как видно из полученных расчетов исследуемое нами предприятие имеет вполне реальную возможность сохранить свою платежеспособность в течение следующих за отчетным годом шести месяцев.

  1. ПУТИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ

По данным исследования бухгалтерских отчетов за последние годы исследуемое нами предприятие имеет вполне реальную возможность сохранить свою платежеспособность, но финансовая устойчивость балансирует на грани банкротства. Это происходит в связи с недостаточным обеспечением издержек предприятия бюджетом муниципалитета, нехваткой собственных средств предприятия, а также малым процентом обеспеченных договоров с предприятиями и организациями города и района для взаимовыгодного сотрудничества.
В состав основных фондов предприятия входит огромное количество зданий и сооружений по всему району и в черте города. К сожалению, не все фонды используются на полную мощность, то есть не иключена возможность излишних затрат по обеспечению данных помещений теплом и коммуникациями. А также на балансе числится неипользуемое имущество, которое тоже можно реализовать и направить полученные средства на развитие инфраструктуры испольемых фондов.
К привлечению новых кредиторов, заключению новых контрактов в планово-экономическом отделе БУЗ ВО необходимо разработать договора на обеспечение медицинским обслуживанием сотрудников данных предприятий-кредиторов вне очереди, или предоставить им бесплатное лечение по некоторым платным услугам.
Возвращаясь к платным услугам, необходимо учесть требования такой группы населения района и города, которая может и желает обеспечить свое лечение у специалистов предприятия за определенную плату, что накладывает определенные обязанности больницы по обечению такой категории улучшенными вип-палатами, с питанием и обслуживанием.
А также необходимо увеличить число платных услуг БУЗ ВО для увеличения наличной собственности средств предприятия, что также может привести только к увеличению качества обслуживания и лечения населения.
Таким образом, основными мероприятиями, которые составят основную часть плана экономической устойчивости БУЗ ВО ВУ ЦРБ явились следующие:
 продажа части неиспользуемого имущества и модернизация за счёт этих средств части основных фондов больницы, что позволит повысить качество и лечебный процесс;
 улучшение договорной дисциплины путём заключения поиска новых кредиторов и заключения выгодных контрактов на обслуживание сотрудников этих фирм;
 получение долгосрочных и краткосрочных ссуд или займа на пополнение фондов предприятия;
 систематическое погашение дебиторской задолженности. При этом следует учитывать, что в этом случае кредиторская и дебиторская задолженность должны находится практически на одном уровне;
 внедрение новых платных услуг, расширение платных вип-палат для пациентов с повышенными требованиями и соответствующими возможностями.

Заключение

В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» (ФЗ РФ от 26 октября 2002 г. № 6-ФЗ), под несостоятельностью (банкротством) понимается неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Несостоятельность субъекта хозяйствования может быть: «несчастной»; «ложной» (корыстной); «неосторожной». В арбитражный суд с заявлением о банкротстве вправе обращаться предприятие-должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы. В отношении должника могут быть приняты следующие процедуры: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.
В последнее время повышается требование к результатам деятельности лечебных учреждений. Но оно не может быть реализовано на старых организационных, правовых и экономических принципах. Кроме того, положение усугубляется действием ряда неблагоприятных факторов: ухудшение экологической и демографической обстановки, рост цен и тарифов на материалы и услуги, потребляемые медицинскими учреждениями, недостаток финансовых ресурсов, выделяемых на нужды здравоохранения.
Имеющиеся средства часто не могут быть эффективно и по назначению использованы, поскольку принципы экономической деятельности учреждений здравоохранения уже не соответствуют рыночному процессу.
Расширение рамок экономической свободы лечебных учреждений до уровня их экономической ответственности и совершенствование хозяйственного механизма в целом способствуют реализации основной стратегии отрасли – сохранению здоровья населения и повышению экономической эффективности функционирования лечебных учреждений.
Основными мероприятиями, которые составят основную часть плана экономической устойчивости (в нашем случае дальнейшего укрепления финансовой устойчивости и платежеспособности) БУЗ ВО ВУ ЦРБ явились следующие:
продажа части неиспользуемого имущества и модернизация за счёт этих средств части основных фондов больницы, что позволит повысить качество и лечебный процесс;
улучшение договорной дисциплины путём заключения поиска новых кредиторов и заключения выгодных контрактов на обслуживание сотрудников этих фирм;
получение долгосрочных и краткосрочных ссуд или займа на пополнение фондов предприятия;
систематическое погашение дебиторской задолженности. При этом следует учитывать, что в этом случае кредиторская и дебиторская задолженность должны находится практически на одном уровне;
внедрение новых платных услуг, расширение платных вип-палат для пациентов с повышенными требованиями и соответствующими возможностями.
В результате осуществления перечисленных ранее мер плана финансового укрепления исследуемого предприятия уже через краткое время будет обеспечено дополнительное повышение финансовой независимости БУЗ ВО ВУ ЦРБ, то есть собственным капиталом предприятие будет обеспечиваться гораздо больше и любые дестабилизационные внешние факторы не будут чувствительны для стабильности данного предприятия.

Список использованных источников

  1. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: «Дело и Сервис», 2008. – 256 с.
  2. Бессонова З.Г. Законодательство о несостоятельности (банкротстве) в контексте глобализации экономических отношений // Арбитражный и гражданский процесс. – 2008. — № 2. – С. 43-45.
  3. Витрянский В.В. Предупредить банкротство стратегических организаций // ЭЖ-Юрист. – 2011. — № 21. – С. 1-2.
  4. Воробьева Л.П., Особенности бюджетного учета материальных запасов («Советник бухгалтера в здравоохранении», № 1, январь-февраль 2012г.).
  5. Гончаренко В.Л. О некоторых проблемах ресурсного обеспечения здравоохранения // Здравоохранение. – 2009. — №9. – С.7-10.
  6. Кузмина Н.Б. Оценка экономической эффективности здравоохранения // Экономика здравоохранения. – 2010. – №1/42. – С.23-34.
  7. Кулагина Э.Н. Экономика здравоохранения: поиск резервов. – Нижний Новгород: изд-во Бланкоиздат, 2008. – 214 с.
  8. Крутиков Р.Н. К вопросу о принятии и признаках непостоянности // Юрист. – 2009. – № 6. – С. 52-54.
  9. Мамаев С.И. Становление и развитие института несостоятельности (банкротство) // Закон и Право. – 2009. — № 11. – С. 40-41.
  10. Ткачев В.Н. К вопросу об основополагающих признаков и критериях несостоятельности (банкротства) субъектов конкурсного права // Право и образование. – 2010. — № 3. – С. 115-122.
  11. Ткачев, В.Н. Банкротство стратегических предприятий и организаций: законодательство о банкротстве // Законодательство. – 2010. — № 6. – С. 40-56.
  12. Ткачев, В. Н. Особенности правового регулирования несостоятельности (банкротства) естественных монополий // Законодательство и экономика. – 2008. — № 4. – С. 44-50.
  13. Манукян Л.М. Экономическая эффективность использования медицинского оборудования // Экономика здравоохранения. – 2010. – №8/9. – С. 30-31.
  14. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск: «Новое знание», 2009. – 703 с.
  15. Шейман И.М. Реформа управления и финансирования здравоохранения: разд. 3. Принципы и методы оплаты медицинской помощи. — М. Издатцентр, 2008. – 335 с.
  16. Экономика предприятия. Под ред. В.П. Грузинова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. – 536 с.
  17. Экономический анализ: учебник для вузов / Под ред. Л.Т. Гиляровской. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
  18. Экономический анализ хозяйственной деятельности / Под ред. А.Д. Шеремета. – Экономика, 2009.
  19. Экономика предприятия. Под ред. Е.М. Горфинкеля, Е.М. Купрякова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009. – 360 с.
  20. Банкротство можно и нужно прогнозировать [Электронный ресурс]. – Доступ: http://www.solev.ru
  21. Сменей А. Проблемы прогнозирования банкротства на отечественных предприятия [Электронный ресурс]. – Доступ: http://www.bsspss.com
  22. http://vustug.volmed.org.ru/
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov