Отчет по практике Соцзащита

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА ПОСОБИЙ В ОТДЕЛЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 6
2 ПОСОБИЯ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ 9
3 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В ОБЛАСТИ РАБОТЫ С ДЕТСКИМИ ПОСОБИЯМИ И МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ 12
4 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В ОБЛАСТИ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬЯМ И ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ 24
5 СПИСОК МАТЕРИАЛОВ ПО ТЕМЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ ИЗУЧЕННЫХ ВО ВРЕМЯ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ 26
6 ПЛАН ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Дненик прохождения преддипломной практики 34

ВВЕДЕНИЕ
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Социальная защита и социальное обеспечение в государственно организованном обществе — это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.
Целью прохождения преддипломной практики является закрепление и расширение теоретических и практических знаний, систематизация знаний специальных предметов, приобретение навыков решения практических задач и развитие профессионального мышления.
Важнейшей задачей практики является подготовка дипломной работы, сбор, обобщение и анализ необходимых материалов. Цель написания данной работы – систематизация и обобщение полученной информации, составление и сдача отчета для его проверки руководителю практики и защита его в открытой или закрытой форме.
Цель данной работы является — исследовать реализацию социальных функций государства в области работы с детскими пособиями и многодетными семьями на примере Государственного казенного учреждения Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г. Северодвинску»

1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА ПОСОБИЙ В ОТДЕЛЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Отдел пособий является структурным подразделением в отделении социальной защиты населения по г. Северодвинску. Осуществляя свою деятельность, отдел руководствуется Конституцией РФ, Семейным Кодексом РФ, Федеральными законами РФ, Указами Президента РФ, Постановлениями правительства РФ, законами Архангельской области и другими законодательными и нормативно — правовыми актами органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Основными направлениями деятельности отдела пособий в органах социальной защиты населения являются:

  • прием граждан по вопросам назначения и выплаты государственных пособий на детей;
  • выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, ежемесячного пособия на ребенка, пособия по беременности и родам, а также других видов пособий;
  • выявление семей, находящихся в социально опасном положении, оказание им различной помощи;
  • работа над социальным паспортом различных категорий семей для разработки индивидуальных программ помощи семьям;
  • содействие всем категориям семей в получении пособий, компенсаций и других выплат;
  • привлечение спонсоров для решения материальных проблем семей;
    Специалисты отдела осуществляют:
  • Прием граждан и оценку документов по вопросам назначения, перерасчета социальных пособий;
  • Назначение и выплату социальных пособий и компенсаций, предусмотренных действующим федеральным и областным законодательством, в том числе единовременных и ежемесячных пособий на детей, пособий малоимущим гражданам, ветеранам труда, труженикам тыла и другим категориям граждан;
  • Выдачу справок о получаемых пособиях;
  • Подготовку ответов на письменные обращения граждан;
  • Перерасчет размеров пособий и компенсаций;
  • Проверку условий осуществления выплаты социальных пособий и компенсаций;
  • Другую работу, направленную на выполнение задач по назначению и выплате социальных пособий и компенсаций.
    Основными полномочиями отдела пособий являются:
  • осуществление функции отделения по вопросам социальной защиты семьи и детства, назначению и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей
    -Осуществление своей деятельности во взаимодействии с другими отделами и специалистами отделения и органами местного самоуправления
  • осуществление прием населения, консультации по вопросам оформления пособий и выплат, сбор документов
    Основные задачи отдела пособий:
  • Определение и реализация в соответствии с действующим законодательством основных направлений социальной защиты малоимущих семей с детьми, неполных семей с детьми, многодетных семей, студенческих семей с детьми, семей с опекаемыми детьми, несовершеннолетних родителей, сирот, назначение и выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей.
  • Обеспечение правильного применения действующего законодательства отделом УСЗН в части определения права на государственную поддержку граждан, имеющих детей.
    Отдел пособий в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
  • Осуществление мониторинга социальной и демографической ситуации, уровня социального благополучия семьи, женщин и детей.
  • Выявление и дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной поддержке, а также семей и детей, имеющих право на получение установленных законодательством льгот, пособий и иных социальных выплат.
  • Определение конкретных видов и форм социальной помощи и услуг семьям и детям, нуждающихся в дополнительной социальной поддержке.
  • Ведение учета детей, на которых в соответствии с действующим законодательством имеется право на государственные пособия, прием документов для назначения государственных пособий, назначение и выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей. Формирование и хранение личных дел получателей пособий.
  • Предоставление материалов по назначению государственных пособий на детей руководству отделения.
  • Организация и проведение проверки достоверности предоставляемых заявителями сведений о доходах для осуществления права на государственные пособия и социальную помощь.
  • Оформление личных дел;
  • Координация и контроль деятельности муниципальных учреждений социальной защиты населения, осуществляющих работу с семьями и детьми на территории района.
  • Осуществление приема гражданам по вопросам, относящимся к компетенции отдела, в соответствии с графиком работы.
  • Рассмотрение обращений граждан по вопросам, относящимся к компетенции отдела в сроки, установленные действующим законодательством, и принятие по ним необходимых мер.
  • Подготовка и предоставление отчетов о деятельности отдела, статистической отчетности, прогнозных данных и другие функции.

2 ПОСОБИЯ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
К настоящему времени в России сложилась достаточно развитая система пособий, которые стали именоваться «социальными». Их арсенал пополнился в последние годы весьма значительными новыми, не известными ранее в нашей стране, видами. К ним относятся ежемесячные пособия на детей, пособия по безработице, ряд компенсационных выплат. В тоже время отдельные пособия прекратили существование как самостоятельные виды, они «растворились» в системе других пособий.
Возникновение новых видов пособий и компенсационных выплат обусловлено главным образом социально-экономическими преобразованиями, которые вызвали существенные изменения во всех сферах общественной жизни, включая и сферу распределения.
Государственные социальные пособия являются денежной формой обеспечения.[9] Они предоставляются гражданам в установленных законом случаях в качестве одного из видов социального обеспечения, помощи, поддержки. Социальные пособия выплачиваются обычно непродолжительное время или единовременно. Их получают как работающие, так и неработающие граждане, в том числе и пенсионеры. Цель социальных пособий — компенсировать полностью или частично временно утраченный по различным причинам заработок, оказать материальную поддержку, пополнить бюджет семьи в связи с наступлением ряда обстоятельств: рождением ребёнка, смертью члена семьи и т.д.
По сложившейся традиции социальные пособия самим законодателем выделяются по тем жизненным обстоятельствам, которые вызывают необходимость их предоставления. Такие обстоятельства отражаются в названии соответствующих пособий, например:

  1. пособие по временной нетрудоспособности;
  2. пособие по беременности и родам;
  3. пособие по случаю рождению ребёнка;
  4. пособие на период по уходу за ребёнком до достижении им возраста полутора лет и другие виды государственных социальных пособий.
    С учетом всего изложенного пособия гражданам, имеющим детей является одним из видов государственных социальных пособий, которое назначается органами социальной защиты населения родителям или лицам их, заменяющим по причине материнства, отцовства и детства, а также при рождении и воспитании ребенка. Данный вид пособия предоставляется гражданам, имеющим детей с целью частичной или полной компенсации временно утраченного заработка или оказания государственной социальной помощи.
    Единая система государственных пособий согласно ст.3 Федерального закона от 19 мая 1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» включает следующие их виды:
  5. пособие по беременности и родам;
  6. единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  7. единовременное пособие при рождении ребенка;
  8. ежемесячное пособие по уходу за ребенком; (Федеральный закон от 05.12.2006 N 207-ФЗ)
  9. ежемесячное пособие на ребенка;
  10. единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (Федеральный закон от 05.12.2006 N 207-ФЗ);
  11. единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (Федеральный закон от 25.10.2007 N 233-ФЗ);
  12. ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (Федеральный закон от 25.10.2007 N 233-ФЗ).
    Как правило, правом на получение пособий при наступлении соответствующих обстоятельств пользуются все граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, проживающие на территории России.
    Законом установлены некоторые общие правила, касающиеся всех видов пособий, которые предоставляются гражданам, имеющих детей [12]:
    Первое правило — касается сроков назначения пособий. Пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребёнка, а так же ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребёнком до достижении им возраста полутора лет назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев соответственно со дня окончания отпуска по беременности и родам, со дня рождения ребёнка, со дня достижения ребёнком возраста полутора лет.
    Второе правило — предусматривает обязанность получателей государственных пособий своевременно извещать органы, назначающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплат.
    Третье правило — устанавливает ответственность получателей пособий: излишне выплаченные суммы государственных пособий удерживаются с них с лишь в том случае, если переплата произошла по их вине. Удержание производится в размере не выше 20 % либо суммы пособия, причитающейся получателю при каждой последующей его выплате, либо суммы заработной платы получателя в соответствии с законодательством о труде. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке. Суммы, излишне выплаченные по вине органа, назначившего государственное пособие, удержанию не подлежит, за исключением случая счётной ошибки.
    Четвёртое правило — устанавливает, что размеры государственных пособий в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, если они не учтены в составе заработной платы.

3 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В ОБЛАСТИ РАБОТЫ С ДЕТСКИМИ ПОСОБИЯМИ И МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ
Для того чтобы проанализировать деятельность отделение социальной защиты по поддержке многодетных семей в городе Северодвинске были изучены аналитические отчеты о работе отделения за последние три года: 2009, 2010, 2011.
Одним из направлений деятельности государственного казенного учреждения «Отделение социальной защиты населения по г. Северодвинску» является реализация программы «Адресной социальной защиты населения Северодвинского района и г. Северодвинска». Цель программы – усиление мер, направленных на социальную поддержку малообеспеченных семей, а также отдельных социально-уязвимых категорий граждан посредством реализации целевого подхода и адресности социальной защиты. Основное направление работы отделения по данной программе – это социальная защита семей с низким уровнем дохода, в том числе многодетных, неполных, молодых семей, семей имеющих инвалидов, а также формирование банка данных всех категорий семей.
За изучаемый период времени количество многодетных семей, состоящих на учете в отделении значительно не изменялось (примерно 4% от общего количества семей состоящих на учете).
В 2009 году оказана социальная помощь 16904 семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, из них: с детьми инвалидами – 141 семья, многодетные – 969 семей, неполные – 6272 семей, малообеспеченные – 9522 семей [14].
В 2010 году оказана социальная помощь 12772 семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, из них: с детьми инвалидами – 212 семей, многодетные – 221 семей, неполные – 1882 семьи, малообеспеченные – 10457 семей. Сравнивая количественные показатели работы 2009–2010 гг., можно сказать, что произошло снижение общего количества услуг на 26%, в связи с сокращением штатных единиц на 42 единицы и закрытием отделений медико-социальной, социально-экономической, психолого-педагогической помощи. С июня 2010 года вместо ушедших в декрет и уволившихся, прием сотрудников не проводился, поэтому во втором полугодии 2010 г. в связи с сокращением количества работающих, уменьшилось количество оказанных услуг [15].
К концу 2011 г году было оказано 14707 услуг, в том числе социально-психологические – 854. Здесь наблюдается увеличение количества оказанных услуг (по сравнению с 2010 годом), в связи с тем, что был осуществлен прием новых сотрудников.
За 2009 год 47 частных предпринимателей безвозмездно оказали помощь 165 семьям с низким уровнем дохода, в том числе многодетным, неполным, семьям имеющих детей-инвалидов, детей-сирот в размере 818 722 рубля.
За 2010 год помощь оказана 47 частными предпринимателями на сумму 682 128 рублей 90 копеек.
28 частных предпринимателей ежемесячно оказывают адресную помощь 108 малообеспеченным семьям – как в денежном выражении, так и в виде продуктовых наборов.
В частности многодетным семьям за 2011 год была оказана следующая помощь:
­ Многодетной семье Чешковых – частное лицо подарило комплект постельного белья на сумму 500 рублей;
­ Многодетной семье Кузнецовых – ООО НПФ «Антикор» подарила холодильник «Индезит» стоимостью 11 450 рублей, пылесос стоимостью 2040 рублей, итого на сумму 13 490 рублей;
­ Многодетной семье Нестеровых ООО НПФ «Нефтехим» произвела оплату коммунальных услуг на сумму 18 000 рублей;
­ Многодетной семье Михайловых – Компания «Синтекс» подарила 2 письменных стола стоимостью – 2 880 рублей, 2 тумбочки стоимостью 3 880 рублей. Итого на сумму 6 740 рублей;
­ Многодетной семье Скопец – Компания «Синтекс» подарила шкаф – купе на сумму 6000 рублей;
­ Фирма ООО ПФК «Бриз» для 6 многодетных семей имеющих новорожденных детей, средства гигиены для новорожденных (памперсы, шампунь, мыло, салфетки) на сумму 12 260 рублей;
­ Многодетной семье Халтуриных – ОАО «Производственное объединение «Севмаш» выделила квартиру стоимостью 2 млн.220 тыс. рублей, а также ежемесячно выделяют денежные средства в сумме 12 000 рублей;
­ Мероприятие приуроченное к дню матери – выделил кондитерские изделия для женщин из малообеспеченных семей посещающих клуб «Весточка» в сумме 350 рублей (ЧП Исаев). Экскурсия в город Архангельск – для женщин из многодетных, неполных, малообеспеченных семей – ПАТП №4 выделение автобуса, денежных средств на посещение музеев 12 500 рублей. Туристическая фирма «СеверТур» – предоставления услуг экскурсовода на сумму – 500 рублей [15].
Важно то, что различные виды помощи и поддержки должны преобразоваться в систематические мероприятия по поддержки нуждающихся семей, как со стороны государства, так и со стороны общественности.
Не смотря на то, что существуют отдельные законодательные акты, проекты, стратегии, касающиеся многодетных семей, органы соцзащиты значительное внимание уделяют таким семьям, проблем меньше не становится. И, соответственно, количество семей, решивших родить третьего ребенка, тоже не увеличивается. Многие ученые изучают состояние современного института семьи, репродуктивные установки населения, но в настоящее время отсутствуют конкретные научные исследований проблем многодетных семей, в частности в городе Северодвинске. Изучив основные трудности, с которыми сталкиваются многодетные семьи, появится возможность их устранения. Что, в свою очередь, поможет улучшить социальное положение данной категории семей, изменить отношение общества к ним. Этим и объясняется актуальность данного исследования.
Исследование проводилось методом анкетирования при серийной выборке родителей многодетных семей. Обязательным условием являлось то, что эти семьи должны быть прописаны и постоянно проживать в Сееродвинском муниципальном районе.
Генеральная совокупность составляет 802 многодетные семьи.
Выборочная совокупность планируется 100 человек. Из них:
­ семьи с тремя детьми – 86;
­ семьи с четырьмя детьми – 10;
­ семьи с пятью детьми – 3;
­ семьи с шестью и более – 1.
Сложность и многоаспектность проблемы сегодняшней многодетной семьи вряд ли будут отрицать как сторонники таких семей, так и их критики. Не претендуя на всеохватность, попробуем проанализировать те реальные сложности и те преимущества, которые вырисовываются в жизни семей, где растут трое и более детей. Также обратим внимание на отношение к тем же проблемам так называемого общественного мнения, что само по себе становится для многодетных семей еще одной серьезной проблемой, так как, несмотря на явный демографический кризис, многодетная семья сегодня является поводом для обсуждения, причем не всегда доброжелательного.
В результате проведенного исследования были получены следующие результаты.
В обывательских представлениях многодетная семья – это ненормально. Многодетные – безответственные люди, не имеющие устойчивых навыков контрацепции и прерывания беременности, хотят жить за счет государства, «плодят нищету».
Многодетные семьи — не социальные иждивенцы. Всей своей жизнью они мотивированы на созидание, они живут и работают ради детей. Это их выбор, осознанное желание рожать и растить, воспитать детей достойными членами общества, дать им нормальную жизнь и хорошее образование [19, c. 181].
Вопреки распространенному мнению, деньги – далеко не главная проблема в многодетной семье. Часто те, кто сознательно рожает много детей, реально представляют себе, каким образом они будут этих детей содержать. Чаще всего это успешные, состоявшиеся профессионалы, представители «среднего класса», или небогатые, но глубоко верующие люди, полагающие, что Бог, послав им ребенка, даст ему и пропитание.
С другой стороны, у всех разный уровень представлений о материальном благополучии: для кого-то это вилла на Лазурном берегу, для кого-то – своя небольшая квартира. Сегодня на нормальное питание и образование для своих детей всегда можно заработать, было бы желание.
Именно на себя, на свои собственные силы и надеются родители в многодетных семьях. Надеяться на основательную помощь государства никто из них не собирается, все живут так, как могут, зарабатывают – как умеют. И даже имея доход от 1000 до 2000 рублей на одного человека в семье в месяц, люди по-своему счастливы, они удовлетворены своим материальным положением. Тогда как некоторых респондентов, имеющих доход выше 4000 рублей на человека в семье в месяц, не устраивает их материальная обеспеченность.
Уровень образования среди многодетных родителей достаточно высок. В результате проведенного исследования получены следующие данные:
52% высшее;
9% неоконченное высшее;
23% средне специальное;
15% среднее общее;
1% неполное среднее.
Это почти такое же образование, как и у немногодетных родителей (уровень которого был выявлен в результате проведения общероссийского исследования современных семей [10]). Это развенчивает миф о необразованности многодетных, которые якобы не умеют пользоваться контрацептивами и не знают, чем заняться в свободное время.
Вокруг многодетных матерей и их детей возникала и возникает до сих пор зона социального неодобрения, и даже отторжения. Многодетные семьи часто расцениваются как «социальные иждивенцы», хотя на практике льготы у них очень скромные, именно многодетные семьи имеют наиболее высокий риск оказаться в числе бедных, так как размеры детских пособий никак не соотносятся с уровнем жизни. Несколько лет назад в России было отменено звание Матери-героини. Нередко о многодетной семье и детях говорится в негативном плане: это сплошные проблемы, трудности и неприятности. Вряд ли такая однозначная точка зрения справедлива: не стоит идеализировать многодетные семьи, как не следует видеть в них только негатив. Многодетная семья – это само по себе ни хорошо и ни плохо, это просто особый мир, со своими плюсами и минусами, своими радостями и проблемами, как и мир любой семьи. По наблюдениям психологов и социологов, стереотип многодетной семьи начал меняться всего лишь несколько лет назад. Это уже не только семьи безответственных, социально неблагополучных людей, требующих поддержки от государства. Многодетность становится модной в материально благополучной среде. А это значит, что у многодетных семей есть будущее.
Анализ условий жизни семей показал: чем лучше материальные и жилищные условия, тем чаще установка на рождение одного ребенка. Также выявлена обратная зависимость количества детей от доходов семьи: желаемое при самых благоприятных условиях число детей ниже в семьях с более высоким доходом. Неблагоприятные условия, низкое материальное положение, отсутствие необходимой жилплощади снижают вероятность рождения следующего ребенка. Причем ожидаемое увеличение низкого дохода не влияет на репродуктивную установку. Репродуктивная установка семьи связана с субъективной оценкой супругами своего материального положения. Интересно, что в наиболее обеспеченных семьях треть супругов (чаще – мужья) считают материальные условия плохими и расценивают это как препятствие к появлению ребенка. А семьи, где доход невелик и уже есть один или два ребенка, но материальное положение значительно ниже, чем в обеспеченных семьях, оценивают свое материальное положение как достаточное. Таким образом, каков бы ни был доход семьи, удовлетворенность им может быть различной. В значительной мере она определяется тем, какое место занимают материальные блага в системе ценностей семьи. То есть дети как бы вступают в конкуренцию с удовлетворением материальных потребностей их родителей. Если материальные потребности высоки, то ребенок не выдерживает конкуренции [13].
Просто у большинства людей родивших троих детей и более совершенно другая система ценностей. Для них деньги, конечно же, важны, но разве они могут сравниться с первыми шагами твоих детей, первым их словом, победой твоего ребенка в конкурсе рисунков на асфальте, его участием в выступлении школьного хора. Разве может быть, что-то прелестнее, чем поздравительная открытка, нарисованная самим ребенком и с подписью «любимой мамочке»?
Быть успешным директором, бизнесменом несомненно хорошо. Но ведь быть отцом или матерью – это намного лучше. Тем более если не единожды, а например, трижды! Что может остаться на этой земле после успешного бизнесмена? Фирма, которую поглотят конкуренты, либо разделят между собой заместители. Через пару лет его, возможно, никто и не вспомнит.
А человек ставший матерью, отцом, он ведь бессмертен, его частичка будет продолжать жить в его детях, внуках, правнуках и так далее.
Конечно же, на бочку меда всегда найдется ложка дегтя. Среди многодетных семей, чего уж тут отрицать, есть и асоциальные, девиантные семьи. Их не так уж и много. Например, в Северодвинске из 1288 многодетных семей лишь 21 семью можно назвать девиантной (эти семьи состоят на учете в органах внутренних дел). Как много проблем бывает у однодетных родителей, или у тех, кто вообще не собирается заводить детей. И квартира то всего лишь однокомнатная, и заработная плата не позволяет отдать ребенка в платную школу, съездить отдохнуть заграницу, показать ребенку мир. Этот список можно продолжить. Действительно – очень много проблем.
В ходе проводимого исследования были выяснены основные проблемы, с которыми сталкивается современная многодетная семья в Северодвинске. Здесь запросы оказались, конечно, рангом пониже, но значимостью они значительно превосходят предыдущий список. В соответствии с рисунком 1, основными проблемами изучаемой категории семей являются финансовые и жилищные. Среднестатистическая многодетная семья (как и в среднем по России) не имеет возможности улучшить свои жилищные условия. В ипотеку квартиру им никто не даст. Имея доход в среднем 3000 на человека в месяц, они не в состоянии ее выплачивать.
Ожидать получения квартиры по социальной ипотеке – бессмысленно. Пока «дойдет очередь» дети в этой семье вырастут, и она уже не будет считаться многодетной. А практика совершенно бесплатной раздачи квартир в нашем государстве давно закончилась.
Многодетные семьи должны быть, учитывая современную ситуацию сокращения численности населения, под особым надзором, присмотром у государства. Должны находиться на особом почетном, а не как сейчас угнетенном положении.

Рисунок 1 – Проблемы, существующие в многодетных семьях

Как было выяснено в ходе исследования, основная часть многодетных семей не может назвать себя обеспеченными, так как зачастую имеет возможность работать только отец. Это четко прослеживается на рисунке 2. Поэтому основная часть многодетных семей относится к категории малообеспеченных. Но это не мешает им считать свое материальное положение вполне приемлемым. Как говорилось выше, у всех разные представления о достатке, материальном благополучии.

Рисунок 2 – Уровень доходов на одного члена семьи в месяц

Государственная поддержка в виде различных выплат кардинально не меняет материальное положение многодетных. Если семья более менее обеспечена, то родители в общем то и не нуждаются в тех незначительных суммах, которые им положены по многодетности. Вместо того чтобы собирать бесконечное количество «бумажек» и простаивать в длинных очередях, они лучше проведут это время, играя со своими детьми. А если проведут это время на работе, то вероятнее всего они заработают намного больше, чем то, что им предлагает государство.
Но даже те, кто имеет доход в среднем, к примеру, 2000 рублей на одного члена семьи в месяц, не считают свои семьи обделенными. Конечно же, всем хотелось бы иметь значительно больший доход, но не всегда представляется возможным осуществить это желание.
Приведенные цифры говорят о том, что быть многодетными родителями непросто. Кроме социально-экономических и психологических проблем, такие семьи сталкиваются и с определенными проблемами медицинского характера. Иметь о них представление должны любые родители, воспитывающие более 2 детей, – только в этом случае они смогут заранее подумать о том, как обезопасить себя и свою семью.
Все описанные выше проблемы и трудности совсем не чужды Северодвинским многодетным семьям. Имеется ли возможность их разрешения? Как уже говорилось выше, родители пытаются бороться с ними сами. Но не всегда у них это получается успешно. И в таких ситуациях, на помощь «главному ресурсу выживания страны» должно приходить общество, государство. Несомненно, всем многодетным семьям оказывается эта помощь. Увеличить размер субсидий, пособий как видимо возможности не имеется. А если размеры этих выплат и увеличивают, но эти прибавки не сопоставимы с уровнем инфляции в стране.
Различные виды помощи, все выплаты оказываются нуждающимся семьям органами социальной защиты населения. Они и являются представителями, лицом государства перед народом. Поэтому в ходе проводимого исследования предполагалось изучение уровня удовлетворенности многодетных родителей деятельностью государственных органов, оказывающих поддержку данной категории семей. На вопрос «Удовлетворены ли Вы деятельностью органов соцзащиты г. Северодвинска?» были получены следующие ответы. Они отражены на рисунке 3.
Мало кто удовлетворен деятельностью местных органов социальной защиты населения. А ведь именно с ними в основном и приходиться сотрудничать многодетным родителям в плане решения различных вопросов, так как напрямую обращаться к государственным властям нет возможности. В общем то многие вопросы и должны решаться именно на местном уровне.
В ходе проведенного социологического исследования большинство гипотез были подтверждены. Подтвердилась основная гипотеза, заключающаяся в том, что ухудшение социально-экономического положения многодетных семей связано с ослаблением государственной поддержки. Основная часть респондентов, которая действительно нуждается в поддержке, не удовлетворена предоставляемым льготами. Кроме того, многодетные родители не удовлетворены деятельностью органов социальной защиты населения г. Северодвинска.

Рисунок 3 – Удовлетворенность деятельностью органов соцзащиты города Северодвинска
Большинство родителей (как и основная часть населения нашей страны) не являются юридически подкованными личностями. То есть подтвердилась гипотеза о том, что многодетные родители плохо информированы о своих правах. И сложность в большей степени заключается не в том, что об их правах им никто не говорит, а в том, что они сами этим мало интересуются.
Одна из гипотез была опровергнута: ухудшение социально-экономического положения многодетных семей не связано с иждивенческим поведением родителей в данных семьях. Большинство многодетных родителей на государство вообще не надеется.
Негативное влияние на социально-экономическое положение данной категории семей оказывает несоответствие предоставляемых субсидий уровню инфляции в стране. Это, конечно же, касается малообеспеченной части многодетных семей. В результате проведенного исследования был выявлен широкий круг проблем, который существует в современных многодетных семьях Северодвинска. Несмотря на всю ту помощь, которая оказывается данным семьям на различных уровнях власти, легче им жить не становится. Возможно, в некоторой степени в этом вина самих родителей, но предполагается, что существует возможность усовершенствования деятельности государственных органов. Соответственно необходимо принимать определенный ряд мер, и, прежде всего, на муниципальном уровне. К тому же, необходимо обеспечить то, чтобы оказываемая многодетным семьям помощь не носила разовый, единичный характер. Необходимо чтобы была разработана и существовала система мероприятий по поддержке многодетных семей. И данная деятельность должна осуществляться непосредственно со стороны муниципальных органов власти.

4 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В ОБЛАСТИ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬЯМ И ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
В отделении в части назначения и выплаты государственных пособий:

  • ежемесячно проводится тестирование программного комплекса назначения и выплаты государственных пособий;
  • осуществляется проверка и подготовка снятых личных дел, для заведения в базу данных «Архив снятых дел»;
  • ежегодно проводится инвентаризация всех личных дел получателей ежемесячных пособий на детей (способ выплаты сберкасса, способ выплаты приостановлено);
  • Ежемесячно со специалистами отделов проводится техническая учеба (по отдельному плану);
  • предоставляется отчетность (в соответствии с планом – графиком представления отчетности) в Управление социальной защиты.
    Совершенствование социального обслуживания семьи и детей, развитие и формирование оптимальной сети социозащитных учреждений, оказывающих социальную помощь семье и детям, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защита их прав и законных интересов, укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания семьи и детей являются приоритетными направлениями работы отделения социальной защиты по г. Северодвинску.
    В рамках реализации семейной политики в отделении социальной защиты г. Северодвинска разработан и внедрен комплекс мер социальной помощи и поддержки семьям всех категорий.
    Так многодетным семьям, воспитывающим 3, 4, 5 и более несовершеннолетних детей, были произведены единовременные денежные выплаты. Для матерей, чьи дети появились на свет 1 января, 8 марта, в День матери и День защиты детей производят акции материального поощрения. Отделом семьи и назначения детских пособий в такие семьи высылаются поздравительные открытки и приглашения на оформление детских пособий.
    Таким образом, проведя анализ деятельности отделения социальной защиты г.Северодвинска в сфере оказания помощи, назначения и выплаты детских пособий, гражданам, имеющим детей можно отметить много положительных моментов.

5 СПИСОК МАТЕРИАЛОВ ПО ТЕМЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ ИЗУЧЕННЫХ ВО ВРЕМЯ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

  1. Федеральный Закон от 19 мая 1995г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1995.- №21.- Ст. 1929.
  2. Федеральный закон от 27 мая 1998г. №76-ФЗ. «О статусе военнослужащих в Российской Федерации» // Российская газета. — 1998. — №104.
  3. Федеральный Закон от 24 июля 1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Российская газета. – 1998. №147.
  4. Федеральный Закон от 29 декабря 2006г. №255- ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию» // Российская газета. 2006. — №297.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 03 ноября 1994г. №1206 «Об утверждении порядка назначения и выплаты, ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан» // Российская газета. – 1994. — №219-220.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 04 августа 2006г. №472 «О финансировании ежемесячных компенсационных выплат нетрудоспособным женщинам, имеющим детей в возрасте трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организации» // Российская Газета.- 2006. — №177.
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006г. №865 «Об утверждении положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей» // Российская Газета. – 2007. — №1
  8. Закон Архангельской области от 22.06.2005 N 55-4-ОЗ (ред. от 16.12.2011) «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области» [Электронный ресурс] // Администрация г. Северодвинска http://severodvinsk.info/act/6/
  9. Положение о Государственном казенном учреждении Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г. Северодвинску»
  10. Должностные инструкции работников отдела пособий отделения социальной защиты по г. Северодвинску.

6 ПЛАН ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Социальная политика государства в области работы с детскими пособиями и многодетными семьями
1.1 Характерные особенности социальной политики в РФ
1.2 Принципы формирования социальной политики в в области работы с детскими пособиями и многодетными семьями
1.3 Нормативно-правовая база социальной политики в области работы с детскими пособиями и многодетными семьями
Глава 2. Реализация и перспективы развития социальной функции государства в области работы с детскими пособиями и многодетными семьями в ГКУ «Отделение социальной защиты населения по г. Северодвинску»
2.1 Основные направления деятельности отделения социальной защиты
2.2 Анализ деятельности отделения социальной защиты в области работы с детскими пособиями и многодетными семьями
2.3 Деятельность отделения социальной защиты в области оказания социальной поддержки семьям и гражданам, имеющих детей
Глава 3. Совершенствование деятельности отделения в области работы с детскими пособиями и многодетными семьями
3.1 Совершенствование нормативно-правовой и научно-методической базы
3.2 Совершенствование системы выплаты пособий и помощи многодетным семьям
3.3 Реализация практических мер по совершенствованию социальной функции государства в области работы с детскими пособиями и многодетными семьями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подводя итог проведенным исследованиям можно сделать вывод, что существующая система социальной защиты населения и оказания государственной социальной помощи обеспечивает адекватную защиту малоимущих и уязвимых слоев населения.
В ходе проведенной работы была достигнута поставленная цель: была изучена деятельность органов социальной защиты населения по выплате денежных пособий и поддержке многодетных семей, проанализирована сложившаяся ситуация в данной области, и, на основании собранного материала, разработана программа мероприятий.
По пособию по беременности и родам можно предложить внести в российское законодательство следующие изменения, касающиеся:

  • дифференциации продолжительности отпуска по беременности и родам: в целях стимулирования рождения в семьях второго и третьего ребенка представляется необходимым дифференцировать продолжительность отпуска по беременности и родам в зависимости от того, каким по счету рождается ребенок, увеличив его продолжительность при рождении второго и последующих детей, как и при многоплодной беременности, а также и для одиноких матерей и женщинам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах и с тяжелыми условиями труда;
  • порядка предоставления отпуска по беременности и родам: для учета интересов семьи целесообразно предусмотреть в законодательстве возможность реализации дородового отпуска по желанию женщины в удобном для нее распределении;
  • расширения круга получателей данного пособия: в тех случаях, когда послеродовой отпуск не используется матерью по объективным причинам (смерть матери во время родов или в период послеродового отпуска, лишение или ограничение ее в родительских правах, признание матери недееспособной вследствие душевной болезни и др.), имеет смысл право на послеродовой отпуск (или его неиспользованную часть) предоставить отцу ребенка или другому лицу, фактически взявшему ребенка на воспитание.
    Исходя из принципов обязательного социального страхования вытекает необходимость изменить порядок расчета данных пособий гражданам, застрахованным в системе обязательного социального страхования: размер этих единовременных пособий должен соизмеряться с прожиточным минимумом, в качестве которого должен применяться действительно прожиточный минимум (рассчитанный по-новому, с учетом затрат на здоровье, образование детей, оплату жилья и коммунальных услуг), и разработать действенный механизм его индексации. При этом имеет смысл дифференцировать размер пособия при рождении первого, второго, третьего и последующего детей, что будет соответствовать целям демографической политики.
    С целью предотвращения нецелевого использования пособий неработающими и не подлежащими обязательному социальному страхованию гражданами предлагается выплачивать пособия этим лицам в безналичной форме организациями, осуществляющими реализацию детских товаров и услуг, с использованием пластиковых карт.
    В настоящее время фактические и патронатные воспитатели ребенка не имеют права на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. Поэтому предлагается включить их в круг получателей этого пособия, установив его размер, равный единовременному пособию при рождении ребенка.
    Следует предусмотреть, что в качестве альтернативы денежным выплатам в виде пособия на ребенка могут служить натуральные выдачи в форме «социального детского пакета», представляющего собой персонифицированное предоставление необходимых социальных услуг (летний отдых; посещение детских садов, занятий в физкультурных и оздоровительных учреждениях; обучение в музыкальных и художественных школах; питание в школах; лечение; индивидуальные программы реабилитации детей-инвалидов и др.).
    В результате проведенного анализа деятельности отделения социальной защиты населения г. Северодвинска, обозначились проблемы, возникающие в процессе реализации законодательства в социально — семейной политике. В целях более полной реализации федеральных и областных законов, рационального и эффективного управления в сфере социально – семейной политики, для улучшения условий труда для специалистов отдедения социальной защиты, рекомендуются следующие меры:
    Необходимость в преобразовании и развитии нормативно – правовой базы регулирующей социально – семейную политику на уровне местного муниципального управления. Средства федерального бюджета, выделяемые на выплату пособий семьям и гражданам, имеющим детей поступают не в том объеме, который заявлен отделом выплат отделения социальной защиты г. Северодвинск, что порождает трудности в освоении данных средств.
    В целях более полной реализации Федеральных и областных законов, рационального и эффективного управления в сфере социально – семейной политике, для улучшения условий труда специалистов отделения социальной защиты, рекомендуются следующие меры:
    Разработка и реализация путей материальной и маральной мотивации специалистов отделения социальной защиты.
    Разработка и внедрение подробных методических рекомендации для реализации и исполнения Федерального и областного законодательства в сфере социально – семейной политики на территории Архангельской области.
    Создание единого банка данных по всем районам города Северодвинска: о числе детей нуждающихся в социальной защищенности; неблагополучных семей, детей-сирот, граждан, имеющих детей и получающих все виды детского пособия и компенсаций. Все нормативные документы должны содержать в себе детально проработанную информацию, своеобразный алгоритм действий всех участников на каждом этапе их реализации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция РФ от 12.12.1993 (с изменениями от 30.12.2008) // «Российская газета», № 7, 21.01.2009.
  2. Федеральный Закон от 19 мая 1995г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1995.- №21.- Ст. 1929.
  3. Федеральный закон от 27 мая 1998г. №76-ФЗ. «О статусе военнослужащих в Российской Федерации» // Российская газета. — 1998. — №104.
  4. Федеральный Закон от 24 июля 1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Российская газета. – 1998. №147.
  5. Федеральный Закон от 29 декабря 2006г. №255- ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию» // Российская газета. 2006. — №297.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 03 ноября 1994г. №1206 «Об утверждении порядка назначения и выплаты, ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан» // Российская газета. – 1994. — №219-220.
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 04 августа 2006г. №472 «О финансировании ежемесячных компенсационных выплат нетрудоспособным женщинам, имеющим детей в возрасте трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организации» // Российская Газета.- 2006. — №177.
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006г. №865 «Об утверждении положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей» // Российская Газета. – 2007. — №1.
  9. Архангельский В.Н. «Новая модель назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей». – М.: Просвещение, 2009. – 208 с.
  10. Боргоякова, Т.В. Мысли вслух о правах и жизни многодетных семей [Электронный ресурс] // Т.В. Боргоякова. – Режим доступа: http://content.mail.ru/ arch/13505/1258289.html, свободный.
  11. Ершов Е. Опрос многодетных семей [Электронный ресурс] // Е. Ершов. – Режим доступа: http://www.mnogodetok.ru/forum, свободный.
  12. Жикова В.И. «Региональный опыт назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей». – М.: Просвещение, 2009.- 144 с.
  13. Западкова, Н.Л. Качество жизни – основа социального благополучия семей// Социальная работа. – 2012. – №5. – С. 3–8.
  14. Исследование «Семья» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.levada.ru/family.html
  15. Исследование социально-экономического положения современных российских семей [Электронный ресурс] // ВЦИОМ, Левада – Центр. – Режим доступа: http://wciom.ru/issledovanijapolitika/socialnye-issledovanija.html, свободный.
  16. Кунгурцева, И.А. Семья и будущее России// Социальная работа. – 2012. – №6. – С. 36–37.
  17. Самый приоритетный нацпроект [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rian.ru/analytics/83440268.html, свободный.
  18. Филимонова, Н. Демографическая проблема – одна из самых острых в России [Электронный ресурс] / Н. Филимонова. – Режим доступа: http:// www.rb4.ru/regions//683/print, свободный.
  19. Чумаков, В. Большая семья: нужна эффективная программа/ В. Чумаков// Народное образование. – 2011. – №2.– С. 181–184.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Северодвинский филиал
КАФЕДРА
государственного и муниципального управления

ДНЕВНИК
прохождения преддипломной практики

Группа:
Студент: ______

Руководитель практики от предприятия:


Руководитель практики от филиала:


Северодвинск
2012

1 Место и сроки проведения преддипломной практики. Руководство практикой

Место практики: ________________________
Руководитель практики от филиала:
______________________________/__/
Студент прибыл на практику «» 20__ г.
Назначен: _______________________

Окончил практику «» 20 _ г. Руководитель практики от предприятия: ____________________________ /_____/

2 Календарный график прохождения практики

Таблица 1
Календарный график прохождения по структурным пдразделениям
Структурное подразделение Рабочее место (должность) Кол-во недель Сроки Фактическое выполнение
1 2 3 4 5

Руководитель практики от предприятия:
_____________/__/
Руководитель практики от филиала:
_____________/__/

3 Дневник работы студента

Таблица 2
Дневник выполняемых работ
Дата выполнения работ Краткое содержание выполняемых работ Заметки руководителя практики
1 2 3
Знакомство с отделом социальной защиты населения. Ознакомление с документацией и делопроизводством. Ознакомление с должностными обязанностями старших инспекторов по приему граждан и консультированием.
Присутствие на приеме граждан и изучение различных видов заявлений. Заполнение журнала приема граждан. Изучение личных дел граждан и их оформление.
Оформление личных дел получателей пособий и денежных выплат. Ввод в базу данных получателей компенсационных выплат региональных льготников. Подготовка выплатных документов для последующей передачи их в отделение федеральной почтовой связи.
Прием документов от граждан, заверение копий документов. Заполнение заявлений о назначении ЕДВ.
Регистрация их в специальном журнале. Внесение в базу данных информации о полученных мерах социальной поддержки каждым льготником.
Подготовка списков граждан с истекшим сроком права на льготы по оплате ЖКУ. Заполнение журнала приема граждан. Внесение в компьютер личных дел клиентов. Заполнение пригласительных для лиц имеющих инвалидность.
Участие в подготовке и представлении выплатных документов на получение ЕДВ (ежемесячная денежная выплата) ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам признанным пострадавшими от политических репрессий.
Овладение навыками приёма льготных категорий граждан для выдачи путёвок региональным льготникам. Участие в расчёте ЕДК (ежемесячная денежная компенсация) на оплату ЖКУ льготных категорий граждан.
Подготовка заявок в ОГУ «УСЗН» на получение бланков удостоверений (свидетельств) о праве на меры социальной поддержки погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ.
Осуществление приёма граждан, имеющих право на присвоение статуса Многодетная семьи и на получение мер социальной поддержки.
Написание дневника преддипломной практики и получение характеристики

Руководитель практики от предприятия:
_____________/__/
Руководитель практики от филиала:
_____________/__/

4 Общее заключение о работе практиканта

Студентка __ проходила практику в ГКУ «Отделение соц.защиты населения по г. Северодвинску» с «» 20_ г. по «» ____ 20 _ г. За время прохождения практики ознакомилась со структурой отделения, с работой подразделений, с правовыми актами, регламентирующих деятельность отделения. Проявила активность в изучении организации работы сотрудников отделения. За период прохождения практики ____ зарекомендовала себя с положительной стороны, нарушений правил внутреннего трудового распорядка не допускала. Добросовестно выполняла требования руководителя практики. За время практики студенткой были закреплены знания, получены первоначальные практические навыки и умения, необходимые для работы и написания дипломного проекта.
Студенткой изучены основы социальной политики государства в области работы с детскими пособиями и многодетными семьями, реализуемой отделением.

Результаты практики ___ заслуживают оценки «отлично».

Руководитель практики от предприятия:
_____________/__/

5 Защита практики

Отчет заслушан «» __ 20__ г.
Присутствовали члены кафедры:

  1. ___________________________
  2. ___________________________
  3. ___________________________

Оценка студента на практике: _______
Подписи:
_____ _____ ___

Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov