Отчет по практике в Управлении социальной защиты населения

Отчет по практике в Управлении социальной защиты населения по г.Великий Устюг

Содержание
Введение 3
1 Государственные и муниципальные органы социальной защиты населения и их структура 4
2 Функциональные обязанности должностных лиц Управления социальной защиты 6
3 Организация деятельности Управления социальной защиты населения 12
4 Организация работы Управления социальной защиты населения по назначению и выплате государственных пособий на детей 18
5 Организация работы органов социальной защиты населения в области реабилитации 23
6 Организация работы органов социальной защиты населения по направлению граждан в стационарные учреждения социального обслуживания 29
Заключение 34
Список использованных источников 36

Введение
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Социальная защита и социальное обеспечение в государственно организованном обществе — это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.
Целью прохождения производственной практики является закрепление и расширение теоретических и практических знаний, систематизация знаний специальных предметов, приобретение навыков решения практических задач и развитие профессионального мышления.
Цель данной работы — исследовать деятельность отделения социальной защиты населения на примере Управления социальной защиты населения в г. Великий Устюг

1 Государственные и муниципальные органы социальной защиты населения и их структура
Основным федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и управление в области труда, занятости и социальной защиты населения, является Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и решениями Правительства Российской Федерации и Положением о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04,97 г. № 480 с изменениями и дополнениями.
Министерство труда и социального развития Российской Федерации осуществляёт свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными объединениями, а также другими организациями независимо от их организационно-правовой формы.
В соответствии с задачами, поставленными перед министерством, оно строит свою работу по разным направлениям и осуществляет свои функции в следующих областях: решение комплексных проблем социального развития; повышение уровня жизни и доходов населения; оплата труда; условия и охрана труда; социальное партнерство в трудовых отношениях; народонаселение; занятость населения; развитие кадрового потенциала; социальное страхование; пенсионное обеспечение; социальная защита населения; социальное обслуживание населения; государственная служба; законодательство о труде, занятости и социальной защите населения; международное партнерство.
Министерство труда и социального развития Российской Федерации возглавляет министр, которого назначает и освобождает от должности Президент Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство труда и социального развития задач и осуществление им своих функций.
В различных регионах, субъектах Российской Федерации органы социальной защиты населения области, края называются, по- разному, например, Департаменты, Управления, Отделы, Комитеты, Министерства, но основные задачи и функции этих органов одинаковые.
Органы социальной защиты населения области, края находятся в двойном подчинении — подчиняются администрации области, края, а также Министерству труда и социального развития Российской Федерации.

2 Функциональные обязанности должностных лиц Управления социальной защиты
В Управлении социальной защиты по г. Великий Устюг на каждого работника утверждается должностная инструкция.
Примерные должностные инструкции:
Заведующий отделом по назначению и выплате социальных пособий, льгот и компенсаций
Организует работу специалистов, ответственных за прием и оформление документов за назначение социальных пособий, льгот и компенсаций.
Осуществляет контроль за правильностью назначения социальных пособий, льгот и компенсаций.
Разрабатывает должностные инструкции, положение об отделе.
Ведет прием граждан.
Организует работу с письмами и обращениями граждан по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
Обеспечивает соблюдение и защиту законных прав и интересов граждан.
Проводит разъяснительную работу среди населения города по вопросам назначения и выплаты социальных пособий, льгот и компенсаций.
Проводит техучебу со специалистами отдела по вопросам назначения и выплаты социальных пособий, льгот и компенсаций.
Контролирует соблюдения технологических сроков автоматизированной обработки документов и передачи информации на выплатную ПЭВМ.
Запрашивает в отделах администрации и службах города информацию, необходимую для решения вопросов, поставленных перед отделом.
Вносит предложения начальнику управления социальной защиты населения о назначении и освобождении от должности специалистов отдела, их поощрении, наложении дисциплинарных взысканий.
Вносит предложения начальнику управления по совершенствованию системы социальной зашиты населения.
Ведущий специалист по назначению льгот по коммунальным услугам отдела по назначению и выплате социальных пособий, льгот и компенсаций
Организует работу и осуществляет контроль за соблюдением действующего законодательства и нормативных актов, указов Президента, постановлений Правительства РФ, администрации края и главы города по льготам на коммунальные услуги инвалидам, ветеранам.
Осуществляет назначение компенсационных выплат льготным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством:
• реабилитированным гражданам;
• военнослужащим, уволенным в запас;
• участникам Великой Отечественной войны, служившим в годы Великой Отечественной войны не менее шести месяцев не в действующей армии.
Своевременно подготавливает сведения для ежемесячных заявок в финансовое управление.
Оформляет личные дела получателей доплат и компенсаций в соответствии с действующим законодательством и методическими указаниями лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС (выплата денежных сумм для случаев воз-мещения вреда, компенсация семьям и родителям умерших вследст¬вие аварии на Чернобыльской АЭС).
Ежемесячно обрабатывает списки умерших из отдела загса.
Главный специалист отделе по назначению и выплате социальных пособий, льгот и компенсаций
Организует работу и осуществляет контроль за соблюдением действующего законодательства и нормативных актов, указов Президента, постановлений Правительства РФ, администрации края и главы города по льготам на коммунальные услуги инвалидам, ветеранам.
Участвует в разработке социальных программ, составлении проектов постановлений и распоряжений главы города относительно льгот различных категорий граждан.
Организует назначение льгот по коммунальным услугам отдельным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами.
Организует работу с предприятиями, осуществляющими предоставление гражданам льгот в соответствии с действующим законодательством.
Ведет прием сведений о количестве и суммах предоставленных льгот предприятиями города, оказывающими коммунальные услуги, контроль за своевременным предоставлением данных сведений до 5-го числа каждого месяца.
Осуществляет выплаты льгот по коммунальным услугам, предоставленных предприятиями города.
Осуществляет работу со средствами массовой информации.
Ведет прием граждан, работу с письмами и обращениями по вопросам предоставления льгот.
Назначает льготы по коммунальным услугам.
Заведующий отделом по назначению и выплате государственных пособий на детей
Организует работу специалистов, ответственных за прием и оформление документов для назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей.
Определяет должностные обязанности специалистов отдела.
Осуществляет контроль за исполнением должностных обязанностей специалистов отдела.
Разрабатывает положение об отделе.
Ведет прием граждан.
Организует работу с письмами и обращениями граждан по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
Осуществляет выборочный контроль за правильностью назначения личных дел получателей ежемесячного пособия после проверки главным специалистом.
Проводит разъяснительную работу среди населения города по вопросам назначения и выплаты государственных пособий на детей через средства массовой информации.
Проводит техучебу со специалистами отдела по вопросам назначения и выплаты государственных пособий на детей.
Запрашивает в отделах администрации и службах города необходимую информацию для решения вопросов, поставленных перед отделом.
Вносит предложения начальнику управления социальной защиты населения о назначении и освобождении от должности специалистов отдела, их поощрении, наложении дисциплинарных взысканий.
Вносит предложения начальнику управления по совершенствованию работы системы социальной зашиты населения.
Главный специалист отдела по назначению и выплате государственных пособий на детей
Осуществляет контроль за правильностью назначения и передачи на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей в соответствии с действующим законодательством.
Осуществляет контроль за ведением журналов регистрации заявлений на назначение пособий и соблюдение сроков их рассмотрения.
Осуществляет контроль за правильностью назначения личных Дел получателей пособий и передачу их на выплату.
Ведет регистрацию ошибок, допущенных специалистами при назначении пособия с целью их анализа и устранения.
Контролирует отработку тестов, поступивших из отдела автоматизации.
Контролирует выборочную проверку сведений о доходах, указанных в заявлениях граждан, обратившихся за назначением пособия.
Ведет контроль за своевременной сдачей в архив личных дел получателей пособий, снятых в связи с окончанием срока выплаты, изменением места жительства.
Ведет прием граждан по вопросу назначения государственных пособий на детей.
Ежемесячно проводит анализ и готовит отчет о работе участков по назначению государственных пособий на детей.
Ведет переписку с Управлением образования по вопросам назначения и выплаты денежного содержания опекунам, назначенным над несовершеннолетними детьми и готовит отчет о проделанной работе.
Готовит информацию о работе, проделанной специалистами отдела, по отработке сведений органов загса об умерших гражданах и умерших детях.
Ведет справочно-кодификационную работу в отделе.
Контролирует отработку сведений, поступивших из УВД.
Отвечает на жалобы и обращения граждан по вопросу назначения и выплаты государственных пособий на детей.
Контролирует соблюдение технологических сроков автоматизированной обработки документов и передачи информации на выплату ПЭВМ.
Главный специалист отдела по назначению и выплате государственных пособий на детей
Осуществляет контроль за правильностью выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей в соответствии с действующим законодательством.
Дает разъяснения гражданам по вопросам выплаты государственных пособий на детей.
На своем участке следит за правильностью снятия личных дел получателей пособий с учета по истечении срока выплаты пособия, изменения места жительства в связи с выездом.
Осуществляет расчет и выписку справок задолженности для суда по выплате пособий гражданам, имеющим детей.
Осуществляет выписку протоколов и контролирует правильность расчета задолженности на выплату по исполнительным листам с последующим их вклеиванием в личные дела получателей пособий.
Ежемесячно отрабатывает личные дела получателей пособий.
Отвечает на письменные обращения граждан по вопросам выплаты государственных пособий на детей.
Ведет справочно-кодификационную работу по выплате государственных пособий на детей на своем участке.
Готовит справки о состоянии выплаты пособия (для почтовых переводов и ввода задолженности за прошлое время), выписывает почтовые переводы для выплаты пособия по рождению ребенка.
Осуществляет контроль на своем участке за возвратом пособий по письмам Сбербанка РФ.
Осуществляет контроль за правильностью взыскания сумм задолженности по исполнительным листам и удержания переплат на своем участке.
Осуществляет на своем участке выписку дополнительных аттестатов получателям пособий на детей в связи с изменением места жительства.
Осуществляет контроль после приема-передачи на своем участке с периферийной машины на выплатную, проверяет правильность текущей суммы, способа выплаты, номер отделения Сбербанка РФ и номер счета в сберкассе.

3 Организация деятельности Управления социальной защиты населения
Социальная политика на территории города Великий Устюг осуществляется благодаря деятельности Управления социальной защиты населения по г. Великий Устюг.
Управление социальной защиты населения населения по г. Великий Устюг относится к административно-управленческим организациям.
Управление социальной защиты населения реализует федеральные законы РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О ветеранах», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О государственном пособии гражданам, имеющим детей» и другие.
Отделы являются структурными подразделениями Управления социальной защиты населения по г. Великий Устюг. В своей деятельности все специалисты, работающие в Управлении, руководствуются Конституцией Российской Федерации, действующими законами Российской Федерации, Вологодской области, нормативными актами органов государственной власти городского самоуправления, Уставом города Великий Устюг, Положением об Управлении, Регламентом Управления и Положением об отделах.
Однако забота о семьях с детьми не может ограничиваться назначением выплат. Речь идет о программах стимулирования рождаемости, о поддержке молодых семей, поддержки женщин, принявших решение родить ребенка.
Для своевременной реализации законодательства на уровне города Великий Устюг, Управлению социального развития необходимо: своевременно проводить информационно-разъяснительную работу в связи с изменениями в нормативно-правовых документах; разрабатывать четкие методические указания, высылать постановления о порядке выплаты того или иного вида пособия.
На данный момент такого рода действия очень редко встречаются в практике.
Функции Управления социальной защиты населения по г. Великий Устюг:

  1. Осуществление в рамках своей компетенции реализации в городе законодательства Российской Федерации и Вологодской области по вопросам социальной защиты;
  2. Реализация областных целевых программ и программ Правительства Вологодской области по социальной защите населения на территории города Великий Устюг;
  3. Оказание организационного, информационно-методического и иного содействия в решении вопросов социальной защиты населения Вологодской области и общественным объединениям и организациям, независимо от формы собственности;
  4. Обеспечение реализации федеральных законов, законов Вологодской области, постановление и распоряжений Губернатора Вологодской области, постановлений Правительства Вологодской области по вопросам социальной защиты населения Вологодской области;
  5. Реализация государственных и региональных программ по оказанию гражданам, проживающим на территории города Великий Устюг, государственной социальной и адресной помощи;
  6. Реализация мер социальной поддержки, выплат компенсаций и предоставление социальных услуг отдельным категориям гражданам, проживающим на территории города Великий Устюг, установленных законодательством Российской Федерации и Вологодской области;
  7. Организация работы в оказании дополнительных социальных услуг (мер социальной поддержки) гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
  8. Осуществление мероприятий по сохранению и развитию государственных учреждений и предприятий социального обслуживания населения на территории города Великий Устюг;
  9. Организация работы по учету граждан города, нуждающихся в социальном обслуживании, в учреждениях социального обслуживания населения;
  10. Участие в организации работы по созданию и внедрению в городе системы безналичных расчетов с целью адресности предоставления мер социальной поддержки, в том числе — с использованием пластиковых карт;
  11. Развитие автоматизированных информационных систем по вопросам социальной поддержки и социального обслуживания населения Вологодской области на территории города Великий Устюг;
  12. Организация работы Управления по внедрению современных технологий в сфере социальной защиты населения Вологодской области;
  13. Организация работы по формированию и ведению социального регистра населения города;
  14. Организация учет и ведения базы данных отдельных категорий населения, проживающих на территории города, имеющих право на получение мер социальной поддержки;
  15. Участие в проведении мониторинга уровня и качества жизни отдельных категорий населения Вологодской области, других социологических исследований на территории города;
  16. Организация в установленном порядке предоставления адресной и гуманитарной помощи, поступающей в город, между ее гражданами;
  17. Принятие участия в проведении областных мероприятий, благотворительных акций, декад, смотров-конкурсов и других мероприятий в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения;
  18. Осуществление назначения и организация выплат государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, проживающим на территории города Великий Устюг;
  19. Реализация в городе мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, тружеников тыла, жертв политических репрессий, ветеранам военной службы, проживающих в Вологодской области;
  20. Организация в городе работы по проверке документов на выдачу удостоверений гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  21. Организация работы по социальной защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, проживающих на территории города Великий Устюг;
  22. Обеспечение реализации меры социальной поддержки по проезду в городском транспорте общего пользования отдельным категориям граждан, проживающих на территории города;
  23. Обеспечение реализации мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории города, в соответствии с действующим законодательством;
  24. Ведение регистра жителей города, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Вологодской области предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг;
  25. Организация распределения средств областного бюджета, предусмотренных на выплату ежемесячной материальной помощи детям-инвалидам, имеющим одного родителя, проживающим на территории города;
  26. Организация работы по единовременной выплате семьям на рождение второго, третьего и последующих детей, супружеским парам в связи с юбилеем их совместной жизни, проживающим на территории города;
  27. Организация в городе прочих выплат гражданам из областного и федерального бюджетов;
  28. Осуществление контроля за состоянием организации работы по реабилитации инвалидов в подведомственных учреждениях; повышение эффективности их работы, внедрение новых методов и средств реабилитации;
  29. Взаимодействие с государственными, общественными, благотворительными и другими организация независимо от форм собственности по вопросам реабилитации;
  30. Реализация в установленном порядке на территории города государственной политики в интересах семьи, женщин и детей;
  31. Организация работы по назначению и выплате государственных пособий гражданам, имеющих детей и проживающим на территории города Великий Устюг;
  32. Осуществление в установленном порядке планирования, распределения, выплаты средств, выделяемых на социальную поддержку детей, семей и оплату труда патронатных воспитателей, проживающих на территории города;
  33. Осуществление приема населения, произведение расчетов и начисление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, формирование реестров получателей жилищных субсидий и направление их органу местного самоуправления и службам жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования;
  34. В порядке, установленном законодательством, осуществление использования имущества, переданного Управлению в оперативное управление;
  35. Привлечение внебюджетных средств на реализацию социальных программ и на обеспечение деятельности Управления.
    Можно сделать вывод, что основными функциями Управления социальной защиты по г. Великий Устюг являются осуществление в рамках своей компетенции реализации в городе Великий Устюг законодательства Российской Федерации и Вологодской области по вопросам социальной защиты, реализация государственных, областных целевых программ и программ Правительства Вологодской области по социальной защите населения на территории города и реализация мер социальной поддержки, выплат компенсаций и предоставление социальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории города Великий Устюг, установленных законодательством Российской Федерации.

4 Организация работы Управления социальной защиты населения по назначению и выплате государственных пособий на детей
Реализацию законодательства в сфере социальной защиты семьи и граждан, имеющих детей, можно проследить и сделать выводы, исходя из анализа деятельности Управления социальной защиты населения по г. Великий Устюг в сфере поддержки, назначении и выплат пособий семьям, имеющим детей.
Отдел пособий является структурным подразделением в Управлении социальной защиты населения по г. Великий Устюг. Осуществляя свою деятельность, отдел руководствуется Конституцией РФ, Семейным Кодексом РФ, Федеральными законами РФ, Указами Президента РФ, Постановлениями правительства РФ, законами Вологодской области и другими законодательными и нормативно — правовыми актами органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Основными направлениями деятельности отдела пособий в органах социальной защиты населения являются:

  • прием граждан по вопросам назначения и выплаты государственных пособий на детей;
  • выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, ежемесячного пособия на ребенка, пособия по беременности и родам, а также других видов пособий;
  • выявление семей, находящихся в социально опасном положении, оказание им различной помощи;
  • работа над социальным паспортом различных категорий семей для разработки индивидуальных программ помощи семьям;
  • содействие всем категориям семей в получении пособий, компенсаций и других выплат;
  • привлечение спонсоров для решения материальных проблем семей;
    Специалисты отдела осуществляют:
  • Прием граждан и оценку документов по вопросам назначения, перерасчета социальных пособий;
  • Назначение и выплату социальных пособий и компенсаций, предусмотренных действующим федеральным и областным законодательством, в том числе единовременных и ежемесячных пособий на детей, пособий малоимущим гражданам, ветеранам труда, труженикам тыла и другим категориям граждан;
  • Выдачу справок о получаемых пособиях;
  • Подготовку ответов на письменные обращения граждан;
  • Перерасчет размеров пособий и компенсаций;
  • Проверку условий осуществления выплаты социальных пособий и компенсаций;
  • Другую работу, направленную на выполнение задач по назначению и выплате социальных пособий и компенсаций.
    Основными полномочиями отдела пособий являются:
  • осуществление функции Управления по вопросам социальной защиты семьи и детства, назначению и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей
    -Осуществление своей деятельности во взаимодействии с другими отделами и специалистами Управления и органами местного самоуправления
  • осуществление прием населения, консультации по вопросам оформления пособий и выплат, сбор документов
    Основные задачи отдела пособий:
  • Определение и реализация в соответствии с действующим законодательством основных направлений социальной защиты малоимущих семей с детьми, неполных семей с детьми, многодетных семей, студенческих семей с детьми, семей с опекаемыми детьми, несовершеннолетних родителей, сирот, назначение и выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей.
  • Обеспечение правильного применения действующего законодательства отделом УСЗН в части определения права на государственную поддержку граждан, имеющих детей.
    Отдел пособий в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
  • Осуществление мониторинга социальной и демографической ситуации, уровня социального благополучия семьи, женщин и детей.
  • Выявление и дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной поддержке, а также семей и детей, имеющих право на получение установленных законодательством льгот, пособий и иных социальных выплат.
  • Определение конкретных видов и форм социальной помощи и услуг семьям и детям, нуждающихся в дополнительной социальной поддержке.
  • Ведение учета детей, на которых в соответствии с действующим законодательством имеется право на государственные пособия, прием документов для назначения государственных пособий, назначение и выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей. Формирование и хранение личных дел получателей пособий.
  • Предоставление материалов по назначению государственных пособий на детей руководству Управления.
  • Организация и проведение проверки достоверности предоставляемых заявителями сведений о доходах для осуществления права на государственные пособия и социальную помощь.
  • Оформление личных дел;
  • Координация и контроль деятельности муниципальных учреждений социальной защиты населения, осуществляющих работу с семьями и детьми на территории района.
  • Осуществление приема гражданам по вопросам, относящимся к компетенции отдела, в соответствии с графиком работы.
  • Рассмотрение обращений граждан по вопросам, относящимся к компетенции отдела в сроки, установленные действующим законодательством, и принятие по ним необходимых мер.
  • Подготовка и предоставление отчетов о деятельности отдела, статистической отчетности, прогнозных данных и другие функции.
    Подготовка личных дел получателей пособий начинается с приема заявлений и оформления документов для назначения, перерасчета пособий. Прием документов ведется специалистами по на¬значению пособий в приемные дни и осуществляется по участко¬вой системе. Участки формируются по алфавиту. У каждого специалиста на участке создается картотека личных дел получателей пособий.
    При приеме специалист проверяет:
    1) принадлежность документов заявителю (фамилия, имя, отче¬ство во всех документах должны соответствовать данным паспорта). В случае обнаружения несоответствия факт принадлежности доку¬ментов данному лицу устанавливается в судебном порядке;
    2) данные паспорта (они сверяются с данными, указанными в заявлении);
    3) не получает ли заявитель пособие на ранее рожденных детей. При перемене места жительства делается запрос по прежнему месту жительства и выясняется, состоял ли заявитель на учете в отделе, получал ли пособие, по какое время выплачено пособие;
    4) наличие в документах всех необходимых реквизитов (номер документа, дата, наименование организации, фамилия, имя, отчество, основание выдачи, подписи, печати).
    После проверки всех документов заявление регистрируется в журнале регистрации заявлений граждан для назначения государст¬венных пособий на детей.
    Если заявитель обратился за перерасчетом пособия, то заявле¬ние регистрируется в журнале регистрации заявлений граждан о пе¬рерасчете государственных пособий на детей.
    Журнал регистрации ведется специалистом на каждом участке и содержит следующие графы: порядковый номер заявления, фами¬лия, имя, отчество, адрес, год рождения получателя, дата обраще¬ния, вид пособия, номер протокола, дата рождения ребенка, сумма пособия, срок назначения пособия, номер лицевого счета.
    Специалистами участка назначения пособий выборочно прове¬ряются данные о доходах семьи, указанные в заявлении о назначе¬нии пособия в соответствии с п.54 Положения о порядке назначе¬ния и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим де¬тей. По итогам проверок составляются акты.
    После проверки документов специалист оформляет личное дело получателя пособия. Полностью готовое дело передается на контроль главному специалисту, который после проверки подпи¬сывает его и передает на подпись заведующему отделом и затем на выплату.
    Специалист по выплате после приема информации распечаты¬вает протокол выплаты, где указывается сумма и срок выплаты.
    Далее личное дело получателя пособий отрабатывается специа-листом по контролю за выплатой, который сверяет суммы и срок выплаты, и затем возвращается на участок и ставится в картотеку.
    Для усиления контроля за назначением государственных посо¬бий на детей приказом по управлению создается комиссия в составе председателя, заведующего отделом, главного специалиста по на¬значению, главного специалиста по выплате.
    Заседания комиссии проводятся по мере необходимости.

5 Организация работы органов социальной защиты населения в области реабилитации
Целью социальной государственной политики многих госу¬дарств в отношении инвалидов является гарантия основных прав и обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реали¬зации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
Что касается политики государства в данной сфере, то в настоя¬щее время формируется сеть учреждений государственной службы реабилитации, создается отечественный рынок технических средств реабилитации, происходит структурная перестройка и реорганиза¬ция службы экспертизы.
Согласно Федеральному закону о социальной защите инвалидов, комплексная реабилитация является одним из важнейших звеньев в системе социальной защиты граждан Российской Федерации. Она представляет собой систему медицинских, психологических, педаго¬гических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограниче¬ний жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стой¬ким расстройством функций организма. Цель реабилитации состоит в восстановлении социального статуса инвалида, достижении им ма¬териальной независимости и его социальной адаптации.
Реабилитация инвалидов включает:
1) медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстанови-тельной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;
2) профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства;
3) социальную реабилитацию инвалида, которая состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.
Основу механизма реабилитации инвалидов составляет индиви-дуальная программа, которая разрабатывается государственными учреждениями медико-социальной экспертизы и реализуется учре-ждениями различной ведомственной принадлежности, имеющими реабилитационную направленность. Координация деятельности по реабилитации инвалидов возложена на органы социальной защиты населения.
Учреждения, осуществляющие реабилитацию, могут заниматься только ею или сочетать ее с другими видами деятельности.
Процесс профессиональной реабилитации инвалидов охватыва¬ет систему мер по восстановлению конкурентоспособности инвали¬да на рынке труда. Это прежде всего его профессиональная ориен¬тация, профессиональное образование и рациональное трудоустрой¬ство. Данные, полученные при освидетельствовании инвалидов в учреждениях службы медико-социальной экспертизы, показали, что в профессиональной реабилитации нуждаются свыше 62% от обще¬го числа инвалидов, в том числе:

  • потребность в профессиональной ориентации отмечена у 10 % инвалидов;
  • в профессиональном образовании нуждается от 5 до 15 % инвалидов в зависимости от возраста и характера патологии;
  • потребность в обеспечении занятости (профессиональное консультирование, профессиональный подбор, содействие в трудоустройстве) имеется у 54 % инвалидов;
  • в профессионально-производственной адаптации нуждается от 30 до 90 % инвалидов. Вопросами профессиональной ориентации инвалидов в зависи¬мости от возраста занимаются службы медико-социальной экспер-тизы, служба занятости, соответствующие структуры управлений по социальной защите населения администраций городов и районов, школы, а также родители и сами инвалиды.
    Профессиональная подготовка инвалидов осуществляется в со-ответствии с индивидуальной программой реабилитации в учебных заведениях общего и специального типа, а также непосредственно на предприятиях. При поступлении в средние или высшие профес¬сиональные учебные заведения они пользуются определенными льготами.
    Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для по-лучения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов или соответствующие условия в профессиональных образователь¬ных учреждениях общего типа.
    Профессиональная подготовка инвалидов осуществляется и в специальных учебных заведениях системы Министерства труда РФ. В учреждения начального и среднего профессионального образова¬ния для инвалидов органами социальной защиты населения направ¬ляются инвалиды с учетом трудовых рекомендаций на обучение, выданных службой медико-социальной экспертизы.
    Срок обучения в техникуме три, а в училище — один-два года, в зависимости от избранной специальности.
    Закон РФ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает, что всем инвалидам, занятым на предприятиях, в учреждениях и организациях, должны быть созданы необходимые специальные условия труда в соответст¬вии с индивидуальной программой реабилитации (ст. 223).
    Кроме того, отдельные предприятия создают специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, требующие дополнитель¬ных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспо¬соблениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
    В случаях, предусмотренных законодательством, администрация обязана принимать на работу инвалидов и в соответствии с меди¬цинскими рекомендациями устанавливать для них неполное рабочее время и другие льготные условия труда. Инвалидам I и IIгрупп уста¬навливается сокращенный рабочий день (не более 35 ч в неделю),; ежегодный оплачиваемый отпуск (не менее 30 календарных дней).
    Органы социальной защиты населения принимают необходи¬мые меры для реализации возможности инвалидов работать на дому. В настоящее время, когда обострились проблемы трудоуст¬ройства вообще и трудоустройства инвалидов, в частности, возника¬ет потребность в расширении надомного труда инвалидов.
    В социальной реабилитации как системе социальных, социаль¬но-психологических, правовых и экономических мер, направленных на создание условий для преодоления инвалидами ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности, нуждается от 72 до 93 % инвалидов.
    Органы и учреждения социальной защиты населения основное внимание в решении вопросов социальной реабилитации инвалидов уделяют прежде всего их социально-бытовому и материально-быто¬вому обслуживанию.
    В рамках реализации федеральных законов «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы социальной защиты населения организуют работу по обеспечению инвалидов транспортными и техническими средствами реабилита¬ции, протезированием, санаторно-курортными путевками, обеспе¬чивают выплату компенсаций на транспортные расходы и санатор¬но-курортное лечение.
    Обеспечение инвалидов транспортными и техническими средст¬вами является важнейшим условием их социальной реабилитации. Инвалиды обеспечиваются следующими средствами передвижения: автомобилями, мотоколясками, велокресло изделия ми.
    При приобретении автомобилей инвалидами, имеющими право на бесплатное получение мотоколяски, органы социальной защиты населения перечисляют торгующим организациям сумму в размере свободной (рыночной) цены на мотоколяску на момент ее приобре¬тения.
    Одним из основных направлений социальной реабилитации инвалидов является обеспечение протезно-ортопедическими изде¬лиями.
    Права инвалидов на протезно-ортопедическое обеспечение за-креплены в ст. 27 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан 1993 г. и в ст. 28 Федерального закона «О социальной за¬щите инвалидов в Российской Федерации», Порядок обеспечения инвалидов всеми видами протезно-ортопедических изделий регули¬руется Инструкцией «О порядке обеспечения населения протез¬но-ортопедическими изделиями, средствами передвижения и сред¬ствами, обеспечивающими жизнь инвалидов», утвержденной прика¬зом Министерства социального обеспечения РСФСР от 15 февраля 1991 г.
    Пенсионеры и инвалиды, нуждающиеся в протезно-ортопедиче¬ских изделиях, а также в средствах, облегчающих жизнь инвалидов (приспособления для ванны, поручни, устройства для приготовле¬ния пищи), имеют право на бесплатное обеспечение протезами за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Пра¬вительством РФ. При этом каждый инвалид в зависимости от медицинских показаний имеет право на обеспечение протезов рук, ног, а также на получение ортопедической обуви, ортопедических аппара¬тов, кожаных брюк бесплатно один раз в два года; инвалиды войны, страдающие сосудистыми поражениями нижних конечностей, име¬ют право на получение одной пары ортопедической обуви в год, де¬ти-инвалиды — двух пар обуви в год.
    Протезно-ортопедические изделия, находящиеся в пользовании, заменяются по мере необходимости по решению медико-техниче¬ской комиссии в зависимости от медицинских показаний или тех¬нического состояния изделий, независимо от срока их изготовления или наличия у инвалидов изделий различного социально-бытового назначения. При этом новое изделие выдается при условии сдачи на предприятие изделия, вышедшего из строя. Инвалиду разрешаете»; иметь одновременно не более двух протезов одного социально-бытового назначения (основного и запасного) одновременно.
    Все граждане, пользующиеся протезно-ортопедическими изделиями, сложной ортопедической обувью, обувью на протезы и орто педическими аппаратами, могут их заказывать за плату по действующим ценам до истечения установленных сроков пользования или сверх установленных норм по решению медико-технической-комиссии. Правом внеочередного протезирования пользуются инва¬лиды и участники Великой Отечественной войны и приравненные к: ним граждане, дети и лица, находящиеся в стационарах медицин¬ских отделов протезно-ортопедических предприятий или лечебных учреждениях, а также первично протезируемые.
    Для проведения системной работы по реабилитации детей-ин¬валидов действуют службы для детей с ограниченными возможно¬стями здоровья.
    Органами социальной защиты населения ведется постоянная ра¬бота по оказанию социальной поддержки малообеспеченным семь¬ям, воспитывающим детей-инвалидов.

6 Организация работы органов социальной защиты населения по направлению граждан в стационарные учреждения социального обслуживания
Социальное обслуживание является составной частью государ-ственной социальной политики в отношении граждан старшего по¬коления и инвалидов и представляет собой динамично развивающуюся систему, сочетающую различные формы, виды и типы учре¬ждений и услуг.
Одной из форм социального обслуживания является стационар¬ное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социаль¬ного обслуживания. К стационарным учреждениям социального об¬служивания относятся: дома-интернаты общего типа для престаре¬лых и инвалидов; дома-интернаты общего типа для инвалидов; детские дома-интернаты общего типа и специализированные; психо¬неврологические дома-интернаты; пансионаты для ветеранов войны и труда; геронтологические центры.
В эти учреждения направляются граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к са-мообслуживанию и нуждающиеся по состоянию здоровья в посто¬янном постороннем уходе и наблюдении. Престарелые и инвалиды, желающие проживать в доме-интернате, обращаются в органы со¬циальной защиты населения, которые оформляют необходимые до¬кументы: заявление; акт материально-бытового обследования с за¬ключением о необходимости помещения в дом-интернат; медицин¬скую карту с рекомендациями врачей-специалистов и с указанием, в какой дом-интернат нужно направить гражданина; справку о раз¬мере пенсии.
Заявление с документами высылают в вышестоящий орган соци-альной защиты населения, который выдает путевку в дом-интернат.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвали¬дов в стационарных учреждениях социального обслуживания можно с полным основанием рассматривать как высокоэффективную соци¬альную технологию, позволяющую оказать оптимальную поддержку гражданам в условиях сложной жизненной ситуации, которую он не может преодолеть самостоятельно. Вместе с тем законодательство РФ в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов не содержит понятия «полное государственное обеспече¬ние»; государство не имеет возможности полностью финансировать содержание и услуги, предоставляемые указанным гражданам ста¬ционарными учреждениями социального обслуживания.
Часть этих услуг, например, относящиеся к категории «по проживанию» (закуп¬ка продуктов питания, одежды, обуви, постельных принадлежно¬стей, содержание предоставленного в пользование жилого помеще¬ния), могут оплачивать сами граждане из своих доходов и сбереже-ний. Сумма платы должна быть доступной и соизмерима с их финансовыми возможностями. Поэтому во исполнение п. 7 ст. 24 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожи¬лого возраста и инвалидов», а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого воз¬раста и инвалидам в государственных и муниципальных стационар¬ных учреждениях социального обслуживания, 17 апреля 2002 г. Пра-вительством РФ было принято постановление «О плате за стацио¬нарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов». В соответствии с ним стационарное обслуживание граждан пожило¬го возраста и инвалидов осуществляется за плату, взимаемую на ос¬новании договора о стационарном обслуживании, заключаемого ме¬жду гражданами пожилого возраста или их законными представите¬лями и стационарными учреждениями социального обслуживания.
Поскольку в большинстве своем граждане имеют доходы, не превышающие прожиточный минимум, в постановлении четко оп¬ределено соотношение личной доли (вклада) пенсионера к полной стоимости затрат на его содержание. Размер платы за стационарное обслуживание не может превышать 75 % его пенсии.
При реформировании системы пенсионного обеспечения и в свя¬зи с вступлением в силу законов о трудовых пенсиях и о государствен¬ном пенсионном обеспечении сняты законодательные ограничения при выплате пенсий гражданам, проживающим в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслужива¬ния. В этих условиях возникла необходимость разделить стационар¬ное социальное обслуживание на предоставление социальных услуг и стационарное обслуживание, включающее содержание предоставляемых в пользование гражданам пожилого возраста и инвалидам жилых помещений, стоимость закупаемых продуктов питания и мягкого ин¬вентаря, установив за стационарное обслуживание плату.
Во исполнение п. 2 постановления Правительства РФ «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инва¬лидов» постановлением Министерства труда и социального разви¬тия РФ от 17 мая 2002 г. № 35 утверждены форма примерного дого¬вора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов и Положение о порядке заключения, изменения и рас¬торжения таких договоров.
Договор о плате за стационарное обслуживание является одним из основных обязательных условий обслуживания и проживания лиц пожилого возраста и инвалидов в стационарных условиях. За¬ключается такой договор не только с лицами, вновь поступающими на стационарное социальное обслуживание, но и с теми, кто до этой даты уже числился в качестве обслуживаемых.
При заключении договоров на стационарное обслуживание ор-ганами социальной зашиты населения субъектов Федерации прово¬дится индивидуальная аргументированная разъяснительная работа с гражданами пожилого возраста и инвалидами, проживающими в стационарных учреждениях социального обслуживания, о порядке заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании, с учетом физического и психического состояния здоровья каждого пожилого человека и инвалида, трудной социаль¬ной адаптации указанных лиц ко всем нововведениям. Кроме того, при заключении договоров о стационарном обслуживании учитыва¬ются особенности каждой конкретной ситуации. В договоре о ста¬ционарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов должна указываться ссылка на основание помещения гражданина на социальное обслуживание. В заявлении о приеме на стационар¬ное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов должна содержаться запись, подтверждающая факт ознакомления с усло¬виями приема в стационарное учреждение социального обслужива¬ния, проживания и выписки из учреждения.
В указанные учреждения направляются граждане пожилого воз¬раста и инвалиды, частично или полностью утратившие способ¬ность к самообслуживанию и нуждающиеся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и наблюдении.
В дома-интернаты принимаются граждане пенсионного возрас¬та (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет), а также инвалиды I и II групп старше 18 лет при условии, если у них нет трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать.
В дома-интернаты для инвалидов принимаются только инвали¬ды I и II групп в возрасте от 18 до 40 лет, не имеющие трудоспособ¬ных детей и родителей, обязанных по закону их содержать.
В психоневрологический интернат принимаются лица, страдаю¬щие хроническими психическими заболеваниями, нуждающиеся в уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи, независимо от того, есть ли у них родственники, обязанные по закону их содер¬жать, или нет.
Для лиц без определенного места жительства из числа престаре¬лых и инвалидов создаются специализированные учреждения (соци¬альные приюты, социальные гостиницы, центры социальной адап¬тации и др.), в которых предоставляется временное место пребыва¬ния, включая медицинское обслуживание, питание, ночлег, и проводятся мероприятия по социальной адаптации к условиям жиз¬ни в обществе лиц, утративших социально полезные связи, в пер¬вую очередь лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Заключение
Социальная защита населения является неотъемлемой частью социальной политики и важнейшей технологией государственного управления, ориентированного на исполнение конституционных социальных обязательств. Социальная защита, как государственно-общественный институт, представляет собой комплекс экономических, социальных и правовых гарантий и мер, предназначенных для различных категорий населения, с целью профилактики социальных рисков и компенсации ущерба вследствие их реализации. Он основан на солидарной ответственности членов общества.
В современных условиях политика социальной защиты населения занимает центральное место. Это обусловлено затяжным социально-экономическим кризисом, вызвавшим рост численности малообеспеченных и бедных индивидов, социально-демографическими изменениями, вызвавшими постарение общества, увеличение количества инвалидов в нем и т.д. Социальная защита носит преимущественно превентивный, профилактический характер, с целью оградить людей от трудных жизненных ситуаций, не допуская их возникновения.
Основными организационно-правовыми формами социальной защиты населения являются: социальное обеспечение, государственная социальная помощь, социальная поддержка населения, социальное обслуживание, социальное страхование, пенсионное обеспечение, социальная работа в рамках деятельности социальных служб.
Социальная защита как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы, в международном контексте обычно имеет дело с установленными законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи.
В ходе производственной практики проведен анализ основных направлений деятельности Управления социальной защиты населения в г. Великий Устюг.

Список использованных источников

  1. Конституция РФ от 12.12.1993 (с изменениями от 30.12.2008) // «Российская газета», № 7, 21.01.2009.
  2. Федеральный Закон от 19 мая 1995г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1995.- №21.- Ст. 1929.
  3. Федеральный закон от 27 мая 1998г. №76-ФЗ. «О статусе военнослужащих в Российской Федерации» // Российская газета. — 1998. — №104.
  4. Федеральный Закон от 29 декабря 2006г. №255- ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию» // Российская газета. 2006. — №297.
  5. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 25.06.2012, N 26, ст. 3528
  6. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 16.10.2012) «О ветеранах» // Собрание законодательства РФ», 16.01.1995, N 3, ст. 168
  7. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 20.07.2012) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, N 48, ст. 4563
  8. Волгин Н.А. Социальная политика в муниципальном образовании: учебник. М.: Альфа-Пресс, 2006.223 с.
  9. Система муниципального управления / Под ред.В.Б. Зотова. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007.555 с.
  10. Социальная политика / под общ. ред. Волгина Н.А. учебник. М.: РАГС, 2010.559 с.
  11. Управление муниципальным экономическим развитием/ под ред.Г.Ю. Ветрова — М.: Фонд «Институт экономики города», 2009. — 258 с.
  12. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: учебное пособие. М.: ИТК «Дашков и Ко», 2009.236 с.
  13. Холостова Е.И., Социальная работа с инвалидами: учебное пособие. М.: ИТК «Дашков и Ко», 2009.240 с.
  14. Храпылина Л.П. Реабилитация инвалидов: учебно-методическое пособие. М.: АСТ, 2006.416 с.
  15. http://www.consultant.ru/online/
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov