Отчет по преддипломной практике в Управлении ПФР

Отчет по преддипломной практике в Управлении ПФР в г. Великий Устюг

Содержание
Введение 3
1 Организация деятельности управления Пенсионного Фонда РФ 5
2 Изучение структуры и функций финансовой службы предприятия 9
3 Анализ финансово-экономической деятельности Управления ПФР в г. Великий Устюг 10
4 Источники формирования и направления расходования средств бюджета УПФР 14
5 Ведение индивидуально-персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования 19
5.1 Регистрация застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования. 19
5.2 Порядок сбора и внесения на индивидуальные лицевые счета сведений о трудовом стаже, заработке (доходе), страховом стаже, начисленных и уплаченных страховых взносах застрахованных лиц 23
5.3 Формирование и ведение базы данных системы персонифицированного учета 26
6 Порядок составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета УПФР 28
7 Организация исполнения бюджета УПФР 32
Заключение 36
Список использованной литературы 37
Приложения

Введение
Целью прохождения преддипломной практики является закрепление и расширение теоретических и практических знаний, систематизация знаний специальных предметов, приобретение навыков решения практических задач и развитие профессионального мышления.
Важнейшей задачей практики является подготовка дипломной работы, сбор, обобщение и анализ необходимых материалов. Цель написания данной работы – систематизация и обобщение полученной информации, составление и сдача отчета для его проверки руководителю практики и защита его в открытой или закрытой форме.
Пенсионное обеспечение является одной из самых важных социальных государственных гарантий стабильного развития общества.
Пенсионная система оказывает серьезное влияние на стабильность всей финансовой системы государства, а также на сбалансированность федерального бюджета, не говоря уже о региональных бюджетных системах.
Одной из главных задач пенсионной реформы стало обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы и выполнения значительных финансовых обязательств, накопленных перед пенсионерами за советский период.
Внедрение новой пенсионной модели должно повысить доходы Пенсионного Фонда за счет вывода скрытой части зарплат из тени, создать стимулы работающим в полной уплате страховых взносов со всего объема доходов, обеспечить прозрачность пенсионной системы. Именно в первые годы проверяется эффективность пенсионной модели, её способность с одной стороны к выполнению задач, стоящих перед реформой и с другой стороны не снижения сформировавшихся финансовых гарантий пенсионного обеспечения. Это определило актуальность работы.
Цель прохождения практики — рассмотреть деятельность Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) в г. Великий Устюг.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть организацию деятельности Управления ПФР в г. Великий Устюг, различные модели пенсионного страхования;
  • определить основные направления деятельности Управления ПФР в г. Великий Устюг;
  • рассмотреть финансово-экономические основы деятельности Управления ПФР в г. Великий Устюг;
  • проанализировать основные формы обеспечения деятельности Управления ПФР в г. Великий Устюг.
    Объект исследования – Управление ПФР в г. Великий Устюг.
    Предмет исследования – деятельность Управления ПФР в г. Великий Устюг.

1 Организация деятельности управления Пенсионного Фонда РФ
Государственное учреждение — Управление ПФР в г. Великий Устюг (далее — Управление) создано в соответствии с Соглашением между Пенсионным фондом Российской Федерации и Правительством Вологодской области о передаче Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области полномочий по назначению и выплате государственных пенсий от 25 июля 2001 г. № 092-0068-С постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации.
Задачи:

  • регистрация и учет плательщиков страховых взносов в ПФР;
  • организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах;
  • учет поступления части единого социального налога (взноса) в ПФР, аккумуляция взносов, контроль за своевременным и полным их поступлением;
  • своевременное назначение (перерасчет) государственных пенсий;
  • ведение базы данных по пенсионерам;
  • организация архивирования документации, связанной с пенсионным обеспечением и сбором взносов в ПФР.
    В своей деятельности Отделение руководствуется Положением о ПФР, утвержденном постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г., а также основными законодательными актами: «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» №27-ФЗ от 1 марта 1996 г., «Об основах обязательного пенсионного страхования» №165-ФЗ от 16 июля 1999 г., «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» №166-ФЗ от 15.12.2001 г., «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» № 167-ФЗ от 15.12.2001 г., «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г., «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» №111-ФЗ от 24.07.2002 г.
    ПФР обеспечивает:
    Целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов.
    Организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания, или по случаю потери кормильца.
    Капитализацию средств ПФР, а так же привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц.
    Контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств.
    Организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
    Межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.
    Изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Верховный Совет Российской Федерации предложений по ее совершенствованию.
    Проведение научно – исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования.
    Разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР. (Приложение 1).
    ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.
    Управление оказывает следующие социальные услуги:
    Оказывает правовую и методическую помощь как физическим, так и юридическим лицам по вопросам назначения (перерасчета) пенсий и надбавок к ним.
    Осуществляет правильное и своевременное назначение установленных законодательством пенсий и надбавок к ним.
    Выявление, регистрация и учет в установленном порядке плательщиков взносов в ПФР в соответствии с действующим законодательством.
    Организация и ведение индивидуального (персонифицированного учета) сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования.
    Ведет организационную работу по учету поступления части единого социального налога (взноса) в пенсионный фонд РФ, по целевому сбору взносов в соответствии с действующим законодательством, аккумуляцию взносов, а также контроль за их своевременным и полным поступлением на государственное пенсионное страхование с учетом данных персонифицированного учета.
    Ведет разъяснительную работу среди населения, плательщиков взносов по вопросам пенсионного обеспечения, пенсионного страхования и персонифицированного учета в системе пенсионного страхования.
    Прием граждан, рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб по вопросам, относящимся к компетенции Управления и принятие по ним соответствующих мер.
    Осуществляет выдачу сертификатов на материнский (семейный) капитал.
    В ПФР организационная структура строится на принципах ценности человеческих ресурсов, соблюдения норм трудового законодательства, стабильности трудовых отношений, понимания ответственности кадровых служб за функционирование всей системы Пенсионного фонда Российской Федерации, необходимости привлекать к работе в ПФР только лучший персонал, эффективно его использовать, способствовать его развитию и профессиональному росту, а также устанавливать нужные направления работы персонала с определенными целями в соответствии с рыночными требованиями, то есть правильное понимание тех психологических, социальных и производственных факторов, которые влияют на решение сотрудников о закреплении на рабочих местах.

2 Изучение структуры и функций финансовой службы предприятия
Отдел учета поступлений и расходования средств – выполнение функций бухгалтерии; ведение учета поступивших платежей в Пенсионный фонд; проведение финансирования расходов органов социальной защиты населения по выплате государственных пенсий; учет операций по финансированию выплаты пенсий; организация бухгалтерского учета исполнения сметы расходов отделения Пенсионного фонда РФ.
Отдел состоит из двух групп – одна осуществляет аналитическую работу по исполнению бюджета Пенсионного фонда РФ, другая – по исполнению сметы расходов отделения Пенсионного фонда РФ.

3 Анализ финансово-экономической деятельности Управления ПФР в г. Великий Устюг

Основные показатели деятельности УПФР в г. Великий Устюг представлены в таблице 1.

Таблица 1
Основные показатели деятельности УПФР в г. Великий Устюг
Показатель 2009 2010 2011 Темп роста, %
2010/2009 2011/2010
Доходы, млн. руб. 1080,00 1292,55 1298,65 119,7 100,47
Расходы, млн. руб. 1283,93 1715,45 2158,37 133,61 125,82
Превышение расходов над доходами 1,19 1,33 1,66 — —
Сумма начисленных пенсий, пособий и иных выплат, млн. руб. 1268,75 1684,89 2139,24 132,80 126,97
Численность пенсионеров, чел. 30227 31030 32493 102,66 104,71
Численность граждан, имеющих право на ежемесячные денежные выплаты, чел. 10172 10349 10792 101,74 104,29
Общее количество принятых заявлений от застрахованных лиц, шт. 86 125 464 145,35 371,60

На основании данных таблицы можно сделать вывод, что величина доходов и расходов анализируемого УПФР за рассмотренный период возросла. Причем темпы роста расходов превышают темпы роста доходов в среднем на 40%, следовательно, бюджет Управления ПФР является дефицитным.
Сумма полученных доходов за 2011 год составила всего 1298,65 тыс.руб., в том числе:

  • за счет целевых сборов страховых взносов – 1426,7 тыс.руб.
  • изъятие недоимок, штрафов, пеней- 51,95 тыс.руб.
    Осуществлены расходы:
    -на выплату пенсий, пособий и иных социальных выплат –в размере 1640,36 тыс.руб.
    -на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР – 518,01 тыс. руб.
    При этом, структура расходов на финансовое и материально-техническое обеспечение ткущей деятельности Управления ПФР в г. Великий Устюг в 2011 году представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 -Структура бюджета Управления ПФР № 5 в г. Великий Устюг за 2009-2011 гг., млн. руб.

Исходя из этих данных можно сделать вывод, что в структуре текущих расходов Управления в 2011 г. преобладали расходы и начисления на оплату труда — их доля составила 69%, далее идут расходы на приобретение сторонних услуг- 20%, расходы на текущее содержание основных фондов- 10%, прочие расходы- 1%.
Суммы начисленных пенсий, пособий и иных выплат в абсолютном выражении растут из года в год, но наблюдается снижение темпов их роста. Это связано с ростом числа пенсионеров, с одной стороны, и повышением пенсий и других выплат за счет средств Пенсионного фонда, с другой стороны. Об этом свидетельствует тот факт, что численность пенсионеров выросла на 2,66% в 2010 г. и 4,71% в 2011 г., а сумма выплат выросла на 32,8% в 2010 г. и 26,97% в 2011 г.
Увеличивается объем работы УПФР в связи с ростом числа пенсионеров, граждан, получающих пособия и другие выплаты за счет средств УПФР, из-за необходимости пересчета пенсий и пособий, а также в связи с увеличением общего числа обращений граждан с заявлениями – на 45,35% в 2010 г. и 271,6% в 2044 г.
Структура плательщиков отчислений на социальное страхование на территории г. Великий Устюг представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 — Структура налогоплательщиков УПФР в г. Великий Устюг

Основной формой отчетности Управления ПФР является Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127). Данный отчет на квартальную и годовую отчетные даты составляется раздельно по бюджетной и внебюджетной деятельности. Отчет об исполнении бюджета главными распорядителями средств федерального бюджета составляется в виде сводной формы в разрезе всех детализированных кодов бюджетной классификации Российской Федерации без отражения группировочных кодов.
В отчете об исполнении бюджета (в части внебюджетной деятельности) отражаются операции со средствами от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, от прибыли, остающейся в распоряжении учреждения, и от безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц.
В отчете об исполнении бюджета (в части внебюджетной деятельности) отражаются операции со средствами от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, от прибыли, остающейся в распоряжении учреждения, и от безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц.

4 Источники формирования и направления расходования средств бюджета УПФР
Бюджет ПФ образуется в основном из страховых взносов субъектов пенсионного страхования, к которым относятся: работодатели-предприятия, учреждения, организации; физические лица, зарегистрированные в государственных органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица; физические лица, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве; средств федерального бюджета; сумм пеней и иных финансовых санкций;
Приоритетная задача ПФР в г. Великий Устюг — добиться, чтобы предприятия и организации полностью уплачивали страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Основной источник доходов фонда – это страховые взносы работодателей и работающих граждан. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках и иных кредитных учреждениях средств на выплаты работникам за истекший месяц.
Количество состоящих на учете плательщиков страховых взносов (страхователи) по УПФР в г. Великий Устюг по состоянию на 01.12.2012 г.-3660 чел из них работодатели-2617, физические лица-1043 чел.
По состоянию на 01.12.2012 г. в УПФР в г. Великий Устюг поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 6 месяцев по данным ПТК «Страхователи» составили 1372402,57 рублей или 107,47% от выполнения плана. Поступления страховых взносов на обязательное медицинское страхование составили 266030,41 рублей или 121,28% от выполнения плана. Задолженность на обязательное пенсионное и медицинское страхование по состоянию на 01.12.2012 г. составляет 24511,6 рублей.
Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям, которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить своего проживания, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий и на многие другие социальные цели. Таким образом, определяется его важное социальное значение. Каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей.
Финансирование всех видов трудовых пенсий осуществляется за счет страховых взносов, социальных пенсий, пенсий военнослужащим срочной службы и некоторых других видов пенсионных выплат — за счет средств федерального бюджета.
Трудовая пенсия включает: начисленные суммы трудовой пенсии и накопительную часть. В соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ базовая часть трудовой пенсии с 01.01.2010 теряет самостоятельный характер и включается в состав страховой части в виде фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2010). С 1 января 2011 года в российской пенсионной системе произошли довольно принципиальные корректировки. Базовая часть трудовой пенсии была переведена в систему обязательного пенсионного страхования, финансируемую за счет страховых взносов, и стала индексироваться в составе страховой части трудовой пенсии с учетом роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера.
Страховая часть трудовой пенсии зависит от стажа и официальной зарплаты работника. Накопительная часть трудовой пенсии – это прибавка к будущей пенсии в зависимости от официальной зарплаты и прироста накоплений за годы, оставшиеся до выхода на пенсию.
Накопительная часть трудовой пенсии финансируются за счёт сумм страховых взносов, поступающих от работодателей за каждого работника.
Размер накопительной части трудовой пенсии зависит от суммы страховых взносов, уплаченных в ПФР на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Эти взносы отражаются в специальной части лицевого счета гражданина и инвестируются в порядке, установленном законодательством.
С 1 января 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей — страховой и накопительной.
При этом размеры страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяются с учетом фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и фиксированного базового размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца соответственно.
Таким образом, с 1 января 2010 года вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), как составная часть страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) устанавливается в твердом размере и соответствует размерам базовых частей трудовой пенсии, установленным после прошедшей 1 декабря 2009 года индексации, и зависит от категории пенсионера и вида пенсии. Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ
Общее число пенсионеров растет, как уже говорилось, с каждым годом. Так по данным УПФР в г. Великий Устюг по состоянию на 01.01.2011 г. этот показатель равен 19425 человек, а на 01.01.2012 он составляет 19736 человек, что на 311 человек больше.
Социально значимым источником является выдача Государственных сертификатов на Материнский капитал. На сегодняшний день размер материнского капитала составляет 408 тысяч 900 рублей. Самым популярным направлением использования материнского капитала по-прежнему остается погашение жилищных кредитов и займов. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут направляться на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут направляться на формирование накопительной части трудовой пенсии.
На сегодняшний день, — сообщил управляющий ОПФР по ВО — Пенсионный фонд области принял 7144 заявки от семей, определившихся с основным направлением расходования средств материнского капитала. Из них 7025 заявок – на улучшение жилищных условий на общую сумму 7,7 млрд рублей. 118 заявок на обучение детей — на 3,3 млн. рублей; и всего одну заявку на перевод средств на накопительную часть будущей пенсии мамы.
Количество принятых заявлений о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала в случае их использования для погашения основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам, включая ипотечные, на приобретение (строительство) жилого помещения и принятых по ним решений по республикам и областям Северо-Западного федерального округа РФ за 6 месяцев 2012 г.- количество заявлений находящихся на рассмотрение — 1953, принято заявлений — 9970 на сумму 3392265756 руб., удовлетворено — 10907 на сумму 3714481472, количество заявлений находящихся на рассмотрение — 989.
Основными целями пенсионного бюджета на ближайшую перспективу являются следующие:

  • обеспечение финансовой стабилизации пенсионной системы в течение всего планового периода;
  • поддержание уровня жизни пенсионеров в соответствии с темпами инфляционных процессов;
  • совершенствование форм и методов взаимоотношений с плательщиками страховых взносов;
  • усиление заинтересованности в своевременной и полной уплате страховых взносов всех категорий страхователей и застрахованных;
  • повышение эффективности работы всех звеньев пенсионной системы и экономия всех видов расходов на её содержание.
    Общий объем трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации составит в 2012 году 2 324,4 млрд. рублей, в 2013 году – 2 541,7 млрд. рублей, в 2014 году – 2 784,3 млрд. рублей

5 Ведение индивидуально-персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования
5.1 Регистрация застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования.
Индивидуальный (персонифицированный) учет осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации и территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Индивидуальный (персонифицированный) учет включает в себя:

  • регистрацию застрахованных лиц;
  • направление застрахованным лицам сведений, содержащихся в их индивидуальных лицевых счетах, а также информирование застрахованных лиц о состоянии специальной части их лицевого счета и результатах инвестирования средств пенсионных накоплений;
    Каждое застрахованное лицо должно быть зарегистрировано в системе обязательного пенсионного страхования.
    Регистрация застрахованного лица предусматривает открытие лицевого счета на застрахованное лицо с выдачей ему страхового свидетельства.
    Датой регистрации является дата открытия лицевого счета.
    Регистрации подлежат лица, не зарегистрированные в системе обязательного пенсионного страхования, с которыми страхователь заключил трудовой договор или договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы.
    Правильность указанных в анкете застрахованного лица сведений заверяется подписью застрахованного лица и проверяется страхователем.
    Анкета застрахованного лица должна содержать следующие сведения о застрахованном лице: фамилию, имя, отчество; пол; дата и место рождения; адрес регистрации по месту жительства и месту пребывания; номер телефона; серия, номер, дата и место выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.
    Если застрахованное лицо не имеет возможности лично заверить анкету застрахованного лица в связи с длительным (свыше одного месяца) нахождением в командировке, длительной болезнью или по иной причине, страхователь указывает эту причину в анкете и заверяет ее.
    Анкеты застрахованных лиц передаются страхователем в территориальный орган фонда вместе с описью документов.
    Территориальный орган Фонда в течение трех недель со дня получения анкеты застрахованного лица открывает лицевой счет и оформляет страховое свидетельство либо принимает решение об отказе в регистрации, которое сообщается страхователю или застрахованному лицу.
    При необходимости Территориальный орган фонда в этот же срок направляет страхователю запрос об уточнении сведений.
    Решение об отказе в регистрации застрахованного лица принимается территориальным органом фонда при наличии в системе обязательного пенсионного страхования лицевого счета на застрахованное лицо с идентичными анкетными данными.
    Территориальный орган фонда в трехнедельный срок передает страхователю страховые свидетельства, запросы об уточнении сведений и решения об отказе в регистрации вместе с сопроводительной ведомостью.
    Страхователь в течение недели после получения страховых свидетельств выдает их застрахованным лицам. Застрахованное лицо проверяет правильность содержащихся в страховом свидетельстве сведений и расписывается в сопроводительной ведомости в получении страхового свидетельства.
    Если страхователь не имеет возможности выдать страховое свидетельство или решение об отказе в регистрации в связи с длительным (свыше одного месяца) нахождением в командировке застрахованного лица, его длительной болезнью или по иной причине, страхователь проверяет правильность содержащихся в страховом свидетельстве сведений, расписывается за застрахованное лицо в сопроводительной ведомости и принимает меры к передаче страхового свидетельства застрахованному лицу.
    Страхователь в месячный срок после получения в Территориальном органе фонда страховых свидетельств, запросов об уточнении сведений и решений об отказе в регистрации возвращает в территориальный орган фонда сопроводительную ведомость, листки исправлений, заполненные запросы об уточнении сведений и заявления о выдаче дубликата страхового свидетельства, а также страховые свидетельства, которые не были выданы застрахованным лицам по причинам невостребования или наличия в них ошибок.
    Застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, не зарегистрированное в системе обязательного пенсионного страхования, проходит регистрацию в Территориальном органе фонда одновременно с регистрацией в качестве страхователя.
    Застрахованные лица, уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за которых осуществляют другие физические лица, физические лица в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», а также неработающие застрахованные лица могут пройти регистрацию в территориальном органе фонда по месту жительства. При регистрации указанные застрахованные лица представляют в Территориальный орган фонда анкету застрахованного лица и предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
    Открытие лицевого счета застрахованному лицу после получения его анкеты осуществляется территориальным органом фонда.
    Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица хранится в Пенсионном фонде Российской Федерации в течение всей жизни застрахованного лица, а после его смерти — в течение срока, предусмотренного порядком хранения пенсионных дел.

Таблица 2.
Процедура регистрации застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования
Этапы регистрации Срок исполнения Исполнитель/
ответственный
Заполнение и представление в территориальный орган фонда анкеты застрахованного лица, не зарегистрированного в системе обязательного пенсионного страхования. Форма анкеты утверждается ПФР В течение двух недель с даты заключения договора Страхователь
Открытие лицевого счета и оформление страхового свидетельства либо принятие решения об отказе в регистрации, которое сообщается страхователю или застрахованному лицу В течение трех недель со дня получения анкеты застрахованного лица Территориальный орган фонда
Направление страхователю запроса об уточнении сведений (при необходимости) В течение трех недель со дня получения анкеты застрахованного лица Территориальный орган фонда
Передача страхователю страховых свидетельств, запросов об уточнении сведений и решения об отказе в регистрации вместе с сопроводительной ведомостью В трехнедельный срок Территориальный орган фонда
Выдача страховых свидетельств застрахованным лицам. Застрахованное лицо проверяет правильность содержащихся в страховом свидетельстве сведений и расписывается в сопроводительной ведомости в получении страхового свидетельства В течение недели после получения страховых свидетельств Страхователь

По данным УПФР в г. Великий Устюг по состоянию на 01.12.2012г. количество зарегистрированных застрахованных лиц составило 36767 чел, из них открыты индивидуально лицевые счета — 20835 чел.
Персонифицированный учет ведется по формам, утв. Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 31.07.2006 №192п:

  • Анкета застрахованного лица (АДВ-1); (Приложение 2)
  • Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (АДИ-1);
  • Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (АДИ-7).
    Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования — это документ, выдаваемый застрахованному лицу, подтверждает его регистрацию в системе государственного пенсионного страхования РФ,
    5.2 Порядок сбора и внесения на индивидуальные лицевые счета сведений о трудовом стаже, заработке (доходе), страховом стаже, начисленных и уплаченных страховых взносах застрахованных лиц
    Индивидуальные сведения о заработной плате (доходе), начисленных и уплаченных страховых взносах за застрахованных лиц, об их страховом стаже представляются на основании данных бухгалтерского учета, приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица, и заверяются подписью руководителя и печатью учреждения.
    Статьей 8 Закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете» определены общие правила предоставления сведений о застрахованных лицах. В соответствии с этой статьей данные сведения предоставляются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
    Вместе с индивидуальными сведениями страхователь представляет ведомость по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в которой отражает сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом по организации за расчетный период, в том числе о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; о сумме начисленных страховых взносов.
    Так, относительно представления сведений о страховых взносах, конкретизирована в ст. 11 ФЗ об индивидуальном учете.
    Таким образом, страховой стаж и формируется за счет тех лет, когда за гражданина уплачивались работодателем страховые взносы. Существует специальное законодательство, устанавливающее обязанности работодателей в связи с этим, в том числе не только уплачивать страховые взносы, но и отчитываться определенным образом перед Пенсионным фондом.
    Страхователь представляет сведения о включаемых в страховой стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у него застрахованными лицами до их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
    На основании представленной анкеты страховщиком открывается индивидуальный лицевой счет.
    Анкета застрахованного лица должна содержать следующие сведения о застрахованном лице: фамилию, имя, отчество; пол; дата и место рождения; адрес регистрации по месту жительства и месту пребывания; номер телефона; серия, номер, дата и место выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.
    Согласно статье 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ на основе представленной анкеты территориальный орган Пенсионного фонда в течение трех недель принимает решение об открытии лицевого счета и оформлении соответствующего страхового свидетельства либо необходимости уточнения представленных сведений.
    В соответствии с законодательством индивидуальный лицевой счет застрахованного лица должен содержать следующие сведения: страховой номер; фамилию, имя и отчество; фамилию, которая была у застрахованного лица при рождении; дату рождения; место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серию и номер паспорта или удостоверения личности, дату выдачи указанных документов, наименование выдавшего их органа; гражданство; номер телефона; периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемой в общий трудовой стаж для назначения государственной трудовой пенсии, а также специальный стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, подвергшихся радиоактивному загрязнению; заработную плату или доход (за каждый месяц трудового стажа), на которые начислены страховые взносы в ПФР в соответствии с законодательством Российской Федерации; сумму заработка или дохода (за каждый месяц страхового стажа), которая учитывается при назначении трудовой пенсии; сумму начисленных данному застрахованному лицу страховых взносов (за каждый месяц страхового стажа), включая страховые взносы за счет работодателя и страховые взносы самого застрахованного лица; сумму уплаченных за данное застрахованное лицо страховых взносов, включая страховые взносы за счет работодателя и страховые взносы самого застрахованного лица; периоды выплаты пособий по безработице; периоды военной службы и другой приравненной к ней службы, включаемые в общий трудовой стаж; сведения о назначении (перерасчете), индексации и начислении пенсии.
    Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица хранится в Пенсионном фонде Российской Федерации в течение всей жизни застрахованного лица, а после его смерти — в течение срока, предусмотренного порядком хранения пенсионных дел.
    По данным УПФР в г. Великий Устюг собрано индивидуальных сведений за 1 полугодие 2011г. — 4804, за 2 полугодие 2011г.- 10976, за 1 полугодие 2012 — 7449.
    Основными документами, регулирующими порядок представления индивидуальных (персонифицированных) сведений УПФР, являются:
  • Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Федеральный закон N 27-ФЗ);
  • Федеральный закон от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации;
  • Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 № 318.
    УПФР руководствуется приказами, постановлениями, положениями, переданными от управляющего Отделения пенсионного фонда по Вологодской области.
    В настоящее время стаж работы играет менее значимую роль. Размер будущей пенсии человека напрямую зависит от его заработка и факта своевременности уплаты за него страховых взносов работодателем в Пенсионный фонд, а также сумм средств, накопленных с учетом инвестиционного дохода. Однако мало факта своевременной уплаты страховых взносов, необходимо, чтобы каждая копейка, перечисленная в Пенсионный фонд, “упала” на лицевой счет конкретного застрахованного лица. С этой целью страхователи в лице работодателей ежегодно представляют в Пенсионный фонд индивидуальные сведения на своих работников.
    5.3 Формирование и ведение базы данных системы персонифицированного учета
    База данных персонифицированного учета формируется по каждому застрахованному лицу на основании индивидуальных сведений о его стаже и заработке, которые работодатели представляют в УПФР на всех работающих.
    Работа по своевременному представлению работодателем инди-видуальных сведений о застрахованных лицах ведется в УПФР. Страхователи-работодатели представляют индивидуальные сведения на всех лиц, работавших у них по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы.
    Сведения на лицевом счете обновляются и пополняются на основании индивидуальных сведений, в срок до 1 марта и их внесения в базу данных персонального учета которые работодатели представляют за каждый отчетный период. За граждан, зарегистрированных в качестве безработных – индивидуальные сведения в УПФР представляются территориальными органами занятости
    Кроме того, база данных персонифицированного учета используется для ежегодного информирования застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов. В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенси¬ях в Российской Федерации» в системе индивидуального учета в ли¬цевом счете введена его специальная часть, в которой учитываются сведения о поступивших за это лицо страховых взносах, направлен¬ных на обязательное пенсионное финансирование трудовых пенсий, выплат средств накопительной части пенсии умершего застрахованного лица его правопреемникам, о доходе от их инвестирования и о выплатах, произведенных за счет пенсионных накоплений.
    При приеме индивидуальных сведений осуществляется провер¬ка данных о начисленных и уплаченных страховых взносах на обя¬зательное пенсионное страхование. Достоверность значений показа¬телей в документах персонифицированного учета, представленных страхователем, определяется методом сверки значений показателей, указанных в самом документе.

6 Порядок составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета УПФР
Государственное учреждение — Управление Пенсионного фонда РФ в г. Великий Устюг не занимается планированием и прогнозированием доходов бюджета, а этим занимается Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области.
Планирование бюджетных расходов осуществляется на этапе составления проекта бюджета органами исполнительной власти. Для того, чтобы обеспечить реализацию стратегических целей субъекта, план бюджетных расходов на очередной год составляется как часть более долгосрочной программы и обязательно учитывать ее приоритеты. С этой целью одновременно с составлением проекта бюджета на очередной год Министерством финансов разрабатывается перспективный финансовый план — среднесрочный документ.
В целях планирования бюджетных расходов на 2013-2015 гг. в пенсионное законодательство внесены поправки на выплату трудовых пенсии. Введен механизм, обеспечивающий право данных граждан на трудовую пенсию с учетом соответствующих периодов. Пенсионные права этих лиц, приобретенные за время службы (указанной выше деятельности), преобразуются в расчетный пенсионный капитал.
Поэтому в общий объем доходов и расходов бюджета УПФР включают средства федерального бюджета, предоставляемые в связи с таким преобразованием. Порядок, в соответствии с которым выделяются и рассчитываются данные ассигнования, устанавливается Законом о гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан.
Финансовая база бюджета на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2010 г. формируется за счет соответствующих страховых взносов исходя из суммарного размера тарифа на 2010 г. 20%, на 2011 и 2012 гг. — 26%.
Ожидается увеличение размеров трудовых и социальных пенсий, страховой части трудовой пенсии по старости военных пенсионеров. Предусмотрены дополнительные социальные выплаты. Спрогнозированы затраты на пособия на погребение.
Одно из главных достижений пенсионной системы – повышение уровня пенсионного обеспечения. Так, пенсии были повышены на 23%, а в целом расходы бюджета на выплату пенсий увеличились на 45%. В стране не осталось пенсионеров, чьи доходы были бы меньше прожиточного минимума пенсионера в регионе.
ПФР предоставлена возможность давать субсидии субъектам РФ на программы по укреплению материально-технической базы соцучреждений и на адресную помощь пенсионерам.
Финансирование данных расходов будет осуществляться за счет поступлений недоимки по взносам в фонд, образовавшейся ранее, пеней по взносам и штрафов за нарушение законодательства о внебюджетных фондах.
Проект бюджета составляется органами управления указанных фондов на очередной финансовый год и плановый период и представляются в федеральный орган исполнительной власти.
Бюджет УПФР и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов — по направлениям.
Министерство финансов Российской Федерации организует составление и составляет проект федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, а также участвует в составлении проектов бюджетов.
Федеральным законом о федеральном бюджете утверждаются объемы межбюджетных трансфертов. Распределение расходов на очередной финансовый год и плановый период по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетов.
Проект бюджета Фонда рассчитан исходя из тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на 2013- 2015 годы в размере 26%. Отчисления страховых взносов на накопительную часть трудовых пенсий за лиц 1967 года рождения и моложе установлены в размере 6%.
В 2012, 2013 и 2014 годах проект бюджета Фонда сформирован с профицитом в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии.
Финансовое обеспечение компенсации выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением на период 2012- 2015 годов пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков (сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные и льготные налоговые режимы, организаций, использующих труд инвалидов, и др.) предусматривается за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
В проекте бюджета Фонда учтены поступления от взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшейся на 1 января 2012 года.
В расчетах общего объема расходов на пенсионное обеспечение учтены расходы на индексацию трудовых пенсий.
Реализация законопроекта позволит государству выполнить социальные обязательства перед гражданами, возникающие с 1 января 2011 года.
Средний размер трудовой пенсии на конец 2012 года составит 8529 рублей (+668 рублей), социальной пенсии — 5200 рублей (+433 рубля).
Соотношение среднегодового размера трудовой пенсии и прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в 2013-2015 годах будет поддерживаться на уровне 171%-175%, средний размер социальной пенсии составит 103%-105% к ПМП.
С 2012 года значительная часть федерального бюджета (Фонда) представлена в виде комплекса долгосрочных государственных программ.
Необходимо разработать ясную программу долгосрочного развития пенсионной системы, обеспечивающую социально приемлемый уровень пенсий по сравнению с заработной платой (по крайней мере в пределах величины, на которую начисляются социальные взносы) и в то же время исключающую как дальнейшее повышение ставки социальных взносов, так и рост дефицита пенсионной системы.

7 Организация исполнения бюджета УПФР
Исполнение бюджета УПФР обеспечивается Правительством Вологодской области.
Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.
Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.
В состав сводной бюджетной росписи включаются:

  • Роспись расходов бюджета на текущий финансовый год в разрезе ведомственной структуры расходов бюджета и операций сектора государственного управления;
  • Роспись источников финансирования дефицита бюджета на текущий финансовый год в разрезе главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, кодов источников финансирования дефицита бюджета классификации источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации. Ведение сводной бюджетной росписи и изменение лимитов бюджетных обязательств осуществляет Правительство посредством внесения изменений в показатели сводной бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств. Изменение сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств осуществляется: 1) по предложениям главных распорядителей (главных администраторов источников); 2) на основании федеральных законов, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, уведомлений по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам, поступивших от главных распорядителей средств федерального бюджета. Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа. В течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи Финансовое управление доводит по установленной форме объемы бюджетных ассигнований из бюджета города до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Федеральное казначейство на основе утвержденных в установленном порядке и переданных в Федеральное казначейство на бумажных носителях или в электронном виде Министерством финансов Российской Федерации сводной бюджетной росписи федерального бюджета (далее — сводная бюджетная роспись) и лимитов бюджетных обязательств осуществляет доведение до главных распорядителей объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств на финансовый год. Лимиты бюджетных обязательств доводятся до всех главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств Финансовым управлением, не позднее чем за 5 дней до начала периода их действия. Орган Федерального казначейства учитывает лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов, указанные в поступившем от главного распорядителя расходном расписании, на соответствующем лицевом счете распорядителя или получателя. Копия расходного расписания главного распорядителя, заверенная органом Федерального казначейства, прилагается к выписке из соответствующего лицевого счета, выдаваемой распорядителю или получателю, не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления расходного расписания в орган Федерального казначейства. Распределение лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов распорядителем оформляется расходным расписанием по каждому находящемуся в его ведении распорядителю и получателю, а также данному распорядителю как получателю. Объемы финансирования расходов в казначейском уведомлении полного формата указываются в разрезе разделов и подразделов классификации расходов бюджетов нарастающим итогом с начала финансового года с выделением, в том числе сумм текущих изменений (увеличений или уменьшений) объемов финансирования расходов. Приведенный Порядок устанавливает требования к составлению, утверждению и ведению сметы доходов и расходов УПФР Смета составляется на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года. Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации с детализацией до кодов статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления. Смета составляется учреждением по прилагаемой форме. Допускается уменьшение строк в расходной части по неиспользуемым кодам операций сектора государственного управления. Смета в части бюджетной деятельности составляется в поквартальной разбивке, в части внебюджетной (предпринимательской) деятельности — без поквартальной разбивки. К представленной на утверждение в Федеральное казначейство смете прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы. Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Ответственным за составление отчета об исполнении бюджета УПФР является Федеральное казначейство. Отчет об исполнении бюджета Вологодской области за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается Правительством. Отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией. Бюджетная отчетность Фонда, составляется соответственно Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов, финансовыми органами на основании сводной бюджетной отчетности соответствующих главных администраторов бюджетных средств. Отчет об исполнении бюджета является ежеквартальным непосредственно составлением отчетов об исполнении бюджетов занимаются финансовые органы. Отчеты об исполнении бюджетов должны составляться по всем основным показателям доходов и расходов соответствующих бюджетов с необходимым анализом их исполнения, в том числе по обеспечению уровня закрепленных доходов. В состав отчета УПФР включаются следующие формы отчетов:
    • баланс (ф. 0503130);
  • сведения об исполнении бюджета (ф.0503164);
  • отчет об исполнении бюджета ф.0503117;
  • отчет о финансовых результатах деятельности (ф.0503121);
  • пояснительная записка (ф. 0503160);
  • сведения о количестве подведомственных получателей бюджетных средств ф. 0503161;
  • сведения об использовании информационно — коммуникационных технологий ф. 0503177
    • отчет о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128);
    • отчет о движении денежных средств ф.0503123;
    • справка по консолидируемым расчетам ф. 0503125
      Приказ Минфина РФ от 04.052008 г №49н с изменениями на 08.04.2011г.

Заключение
Преддипломная практика является одним из основных условий закрепления полученных в университете теоретических знаний, приобретения практических навыков по их применению, а также выявления пробелов в знаниях теории. Практика дает возможность получить практическую подготовку, оценить свои возможности. Считаю, что программу практики выполнила в полном объеме, получив необходимые практические навыки и закрепив полученные теоретические знания. Поэтому цель практики считаю достигнутой.
Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, венным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом определяется его важное социальное значение.
Таким образом, можно сделать вывод, что выполнение социальных целей государства является основной задачей Пенсионного фонда РФ, и что такая задача только ему под силу, так как бюджет Российской Федерации не справляется даже с собственными задачами и переложение такой задачи на его плечи оказалось бы непосильной ношей для него.
Для сокращения дефицита бюджета Пенсионного фонда Правительство РФ рассматривает варианты изменения структуры отчислений денежных средств предприятий и граждан в Пенсионный фонд. Особое значение имеет законодательное обеспечение пенсионной системы. Должна действовать четкая система защиты интересов пенсионеров. Не менее важно сформировать общественное мнение, убедить людей в необходимости реформ, разъяснять предпринимаемые шаги.

Список использованной литературы

  1. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования [Электронный ресурс]: Федеральный закон №27-ФЗ от 1 марта 1996 г. // Справочно-правовая система «Гарант
  2. Об основах обязательного пенсионного страхования [Электронный ресурс]: Федеральный закон №165-ФЗ от 16 июля 1999 г. // Справочно-правовая система «Гарант».
  3. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон №166-ФЗ от 15.12.2001 г.,
  4. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон № 167-ФЗ от 15.12.2001 г. // Справочно-правовая система «Гарант».
  5. О трудовых пенсиях в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. // Справочно-правовая система «Гарант».
  6. Об инвестировании средств средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон №111-ФЗ от 24.07.2002 г. // Справочно-правовая система «Гарант».
  7. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. – М: Книжный мир, 2010. 120с.
  8. Буряковскии В.В. Экономически словарь, -М.: Книжный мир, 2009, — 82с.
  9. Федоров Л.В. Пенсионный фонд Российской Федерации. – М.: Дашков и Ко, 2009.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov