Отчёт по практике финансы Сбербанк

Содержание

Введение 3
1 Характеристика объекта исследования 4
2 Структура и функции бухгалтерской службы банка 11
3 Финансовое планирование в банке 13
4 Анализ финансовой деятельности отделения банка 14
5 Специальная часть 20
5.1 Российский рынок ценных бумаг 20
5.2 Проблемы государственных заимствований в России 24
Заключение 27
Список использованных источников 28

Введение

Цель преддипломной практики – завершающий этап обучения, закрепление теоретических знаний, полученных в период обучения по циклу экономических дисциплин, формирование профессиональных навыков, а также получение практического опыта работы.
Объектом прохождения преддипломной практики является Великоустюгское отделение №151 АК Сбербанк России (ВУОСБ №151), которое является одним из элементов составной части Сбербанка Российской Федерации.
В соответствии с целью в период практики предстоит решить следующие задачи:
1) Изучить деятельность отделения банка, виды операций, проводимые отделением и организационную структуру отделения;
2) Исследовать работу бухгалтерской службы отделения, изучить ее структуру и функции;
3) Рассмотреть методы и принципы финансового планирования в отделении Сбербанка.
4) Провести анализ финансовой деятельности предприятия за исследуемый период;
5) В соответствии с индивидуальным заданием по теме дипломной работы исследовать рынок российских ценных бумаг и рассмотреть проблемы государственных заимствований в Российской Федерации.

1 Характеристика объекта исследования

Объектом прохождения преддипломной практики является Великоустюгское отделение №151 АК Сбербанк России (ВУОСБ №151), которое является одним из элементов составной части Сбербанка Российской Федерации.
Деятельность Сбербанка регулируется законодательством РФ и осуществляет в соответствии с Федеральными законами «О банках и банковской деятельности».
Высшим органом управления Сбербанка является общее собрание акционеров, которое утверждает Устав Банка, избирает Наблюдательный Совет, принимает другие принципиальные решения.
Контрольный пакет акций Сбербанка принадлежит Банку России, а общее количество акционеров физических и юридических лиц, резидентов и нерезидентов превышает 233 тысячи.
Наблюдательный Совет осуществляет общее руководство деятельностью Сбербанка, определяет стратегические приоритеты его развития и формирует Правление, которому делегированы полномочия по текущему управлению.
В целях наилучшего соответствия потребностям своих клиентов Банк постоянно совершенствует филиальную сеть. Внедряются мировые стандарты обслуживания, производится реорганизация филиалов, создаются передвижные операционные кассы. Оптимизация сети филиалов и агентств проводится с учетом экономических и социальных факторов конкретного региона, включая оценку показателей плотности и численности населения, потребности клиентов в получении отдельных банковских продуктов и услуг.
Сберегательный банк России является активным элементом рыночной экономики. Главное назначение банка состоит в том, чтобы аккумулировать денежные средства и предоставлять их в кредит. Поэтому Сберегательный банк России предоставляет собой деловое предприятие, которое оказывает услуги своим клиентам, т.е. вкладчикам (кредиторам) и заемщикам, извлекая прибыль за счет разницы процентов, получаемых от заемщиков и вкладчиков (кредиторов) за предоставленные денежные средства. Основной функцией Сбербанка является посредничество между кредиторами и заемщиками в отличие от других финансовых небанковских структур, обеспечивает основную часть всех средств денежного обращения экономики страны.
Основной целью деятельности Банка является привлечение денежных средств от физических и юридических лиц, а также осуществление кредитно-расчетных и иных банковских операций и сделок с физическими и юридическими лицами.
По целевому назначению различают следующие виды операций:
1) пассивные операции – аккумулирование денежных средств для предоставления банковских услуг;
2) активные — использование собственных и привлеченных средств для получения текущих и будущих доходов;
3) посреднические операции – обслуживание клиентов за комиссионное вознаграждение.
Банк осуществляет следующие банковские операции:
1) привлекает денежные средства физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
2) размещает указанные выше привлеченные средства от своего имени и за свой счет;
3) открывает и ведет банковские счета физических и юридических лиц, осуществляет расчеты по поручению клиентов, в том числе банковских корреспондентов;
4) инкассирует денежные средства, векселя, платежные и расчетные документы и осуществляет кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
5) покупает и продает иностранную валюту в наличной и безналичной формах;
6) привлекает во вклады и размещает драгоценные металлы;
7) выдает банковские гарантии.
Банк помимо перечисленных выше банковских операций осуществляет следующие сделки:
1) выдает поручительства за третьих лиц, предусматривающие исполнение обязательств в денежной форме;
2) приобретает права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
3) осуществляет доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
4) осуществляет операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ;
5) предоставляет аренду физическим и юридическим лицам специальные помещения или находящиеся в них сейфы для хранения документов и ценностей;
6) осуществляет лизинговые операции;
7) оказывает брокерские, консультационные и информационные услуги.
Банк вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством РФ.
В связи с постоянно изменяющейся общеэкономической, а также социально — политической ситуацией, изменений состояния финансового рынка, которые в разной мере оказывают влияние на общеэкономическую устойчивость кредитной организации, основное внимание банка сосредоточено на организационно — экономических мероприятиях, комплексной оценке финансово-экономической политики банка (управление денежными потоками и традиционными банковскими рисками), на совершенствовании информационно-аналитического обеспечения и банковских технологий (информационно-аналитическое и функционально — технологическое обеспечение).
Сбербанк РФ имеет 17 территориальных банков, 1216 отделений, 18802 филиала (операционных касс вне кассового узла).
Существующая в настоящее время структура Сбербанка представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 — Структура Сбербанка России

Великоустюгское отделение Сбербанка России №151 расположено по адресу: Вологодская область, г. Великий Устюг, ул. Красная 128. Отделение Сбербанка действует на основании Положений, утверждаемых Правлением Банка и генеральной доверенности выданной управляющему отделением СБ РФ. Великоустюгское отделение № 151 СБ РФ имеет операционный отдел, 3 дополнительных офиса и 17 операционных касс вне кассвого узла (ОКВКУ). Штатная численность 223 человека. Великоустюгское отделение № 151 СБ РФ является крупнейшим банком в городе Великий Устюг.
ВУОСБ № 151 осуществляет следующие банковские операции:
1) привлекает и размещает денежные средства физических и юридических лиц;
2) открывает и ведет банковские счета физических и юридических лиц, осуществляет расчеты по поручению клиентов, в том числе банков – корреспондентов;
3) инкассирует денежные средства и осуществляет кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
4) покупает и продает иностранную валюту в наличной и безналичной форме;
5) операции с ценными бумагами (векселя (кредитные, простые), облигации федерального займа, государственные казначейские обязательства, операции с облигациями на вторичном рынке, сберегательные сертификаты).
Помимо перечисленных выше банковских операций ВУОСБ №151 осуществляет следующие сделки:
1) предоставляет в аренду физическим и юридическим лицам помещения или находящиеся в них сейфы для хранения документов и ценностей;
2) осуществляет операции с драгоценными металлами;
3) осуществляет лизинговые операции;
4) оказывает брокерские, консультативные и информационные услуги.
Все перечисленные банковские операции и сделки осуществляются в рублях и в иностранной валюте.

В обязанности управляющего ВУОСБ № 151 входят вопросы подбора и расстановки кадров. В непосредственном подчинении находятся 3 зам. управляющего, 4 начальника отдела (безопасности, автоматизации, кадров, юридический). В целях оперативного решения текущих вопросов Приказом № 14 от 12.01.2001 г. по ВУОСБ № 151 утверждено следующее распределение обязанностей для заместителей управляющего:
Первый заместитель управляющего осуществляет контроль, руководство и организует работу следующих функциональных подразделений: кредитного отдела, экономического отдела, отдела развития материально-технической базы, валютного отдела. Заключает договора на основании доверенности от имени Сбербанка России кредитные и хозяйственные договора с юридическими и физическими лицами. Подчиняется непосредственно управляющему отделения. В его подчинении находятся 4 начальника отдела (кредитного, экономического, валютного и отдела развития материально-технической базы (ОМТБ)).
Заместитель управляющего: осуществляет руководство и организует работу следующих подразделений: юридического отдела, отдела ценных бумаг и инвестиций, отдела по работе с персоналом, отдел бухгалтерского учета и отчетности, контрольно-ревизионный отдел, отдел пластиковых карт. Подчиняется непосредственно управляющему. В его подчинении находятся 5 начальников отдела и главный бухгалтер.
Заместитель управляющего: осуществляет руководство и организует работу следующих структурных подразделений: операционный отдел, 3 дополнительных офиса, 17 операционных касс вне кассового узла, отдел инкассации, отдел организации работы с наличными деньгами и ценностями, отдел вкладов населения. Непосредственно подчиняется управляющему отделения. В его подчинении находятся 17 заведующих ОКВКУ, 3 заведующих доп. офисом, 4 начальника отдела.
Схема подчиненности имеет обратную направленность. Кроме того, мы наблюдаем, функциональные вертикальные связи по определенной группе проблем, в решении некоторых организационных вопросов, вынесению каких-либо решений по улучшению работы отделения, управляющему банка помогает Совет банка, в состав которого входят руководители функциональных подразделений. В принятии решений по вопросам размещения и привлечения кредитных ресурсов, управляющему помогает кредитный комитет, в состав которого также входят руководители функциональных подразделений. Следовательно, существующая организационная структура управления (ОСУ) ВУОСБ № 151 имеет линейно-функциональную структуру. Организационная структура отделения представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 — Организационная система ВУОСБ №151

2 Структура и функции бухгалтерской службы банка

Финансовая работа в Великоустюгском отделении №151 Сбербанка России организовывается в двух ракурсах: выполнение чисто бухгалтерских, учетно-операционных и инвестиционных видов операций. Естественно, что основной целью деятельности банков в условиях рыночных отношений является максимизация прибыли как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане. Решение этой задачи зависит от выбора вариантов финансового планирования в банке и направлений инвестиционной политики: максимизации стоимости имущества оптимизации соотношения размеров накопленного долга в форме займов, облигаций и т. п. и собственных средств. Все это в значительной степени определяется финансовой службой банка.
Финансовая служба несет ответственность за правильный анализ экономической конъюнктуры банка, состояние финансовых рынков, более приемлемых вариантов мобилизации и вложения средств. Руководитель финансовой службы банка должен быть не просто организатором, а финансовым директором, владеющим обширными знаниями в области экономического анализа, финансового менеджмента и маркетинга, предпринимательства и коммерции, а также законодательства.
В мировой практике принятые схемы управления финансовой службой включают финансового директора, с подчинением ему главного бухгалтера и казначея (управляющего финансовым портфелем).
Финансовый директор входит в состав правления банка и несет ответственность за выработку и реализацию финансовой стратегии, политики выплаты дивидендов с учетом долгосрочных потребностей в инвестициях и мобилизации необходимых денежных средств. Главный бухгалтер отвечает за правильность и своевременность организации учета и отчетности, а также осуществляет финансовый контроль. Казначей отвечает за разработку инвестиционной политики и стратегии, сбалансированность поступления и платежей денежных средств по срокам, наличие свободных кредитных ресурсов, средств на осуществление инвестиций и т.д. Он обеспечивает тесный контакт банка с финансовыми и банковскими учреждениями, определяет критерии осуществления.
Общее правило формирования коллектива сотрудников финансовой службы ВУОСБ №151 — высокая квалификация и экономически обоснованная минимизация штата. Поэтому структура финансовой службы предприятия обычно формируется постепенно, освоения современных технологий и внедрения современных инструментов финансового менеджмента, централизации финансово — экономического управления и формирования в банке высокой корпоративной культуры.
В составе финансовой службы Великоустюгского отделения выделяют два основных подразделения (управления финансами и планирования), которые в целях удобства рассмотрения названы отделами. Подразделения финансовой службы состоят из профильных групп. Группа может состоять из одного или более человек. Для небольших банков один человек может представлять несколько групп.
Бухгалтерия отделения банка в рамках финансового менеджмента специализируется на финансовом бухгалтерском учете и является одним из источников информации для деятельности финансовой службы. Ее целесообразно выделить из финансовой службы предприятия, что позволит обеспечить независимый от финансовой службы контроль над финансами.
Финансовая служба Великоустюгского отделения Сбербанка России выполняют следующие функции:
1) организует финансово-кредитное планирование, включающее разработку перспективных финансовых планов, годового баланса доходов и расходов с поквартальной разбивкой; доведение финансовых заданий и нормативов до непосредственных исполнителей и контроль за их исполнением; составление оперативных финансовых планов;
2) осуществляет расчеты с целью обеспечения в установленные сроки и в полном объеме денежных перечислений и выплат, причитающихся: рабочим и служащим (заработная плата, премии, командировочные и другие выплаты).
Для обеспечения наличия на счете необходимой суммы денежных средств к моменту выдачи заработной платы финансовая служба принимает меры по ускорению отгрузки продукции и ее оплате; бюджету (налоги) и в спецфонды (отчисления). Финансовая служба составляет расчеты сумм платежей и обязана своевременно представлять их в налоговую инспекцию; банку (проценты за кредит и задолженность по ссудам). Финансовые работники оформляют документы на получение ссуд, осуществляют контроль за их целевым использованием и своевременным погашением, за материальной обеспеченностью; вышестоящей организации в резервные и централизованные фонды; поставщикам и подрядчикам за отгруженные товары, оказанные услуги и выполненные работы.
3 Финансовое планирование в банке

Финансовое планирование направляется на преобразование стратегических целей и задач банка в конкретные (абсолютные и относительные) значение результативных финансовых показателей деятельности банковского учреждения через реализацию комплекса мероприятий в сфере финансов.
Продукты финансового планирования такие:

  • построение целевой финансовой модели банка;
  • определение целевых значений параметров системы (банка);
  • обоснование прогнозных показателей финансовых результатов;
  • построение прогнозного баланса;
  • разработка плана банковских операций, бюджета банка и бюджетов структурных подразделов;
  • составление плана организационных мероприятий и определение ответственных за их выполнение.
    Финансовое планирование является составляющей общего процесса управления финансовой деятельностью Великоустюгского отделения Сбербанка России.
    Финансовый план включает расчет финансовых результатов деятельности отделения на плановый период, а также необходимых для этого финансовых, материальных и человеческих ресурсов. В процессе финансового планирования устанавливаются плановые значения показателей банковского баланса и отчета о прибылях и убытках. По завершению планового периода фактические результаты сравниваются с плановыми, оказываются причины отклонений и резервы улучшения деятельности.
    Финансовый план — это средство реализации финансовой стратегии, которая есть приоритетной среди ряда функциональных стратегий, направленных на достижение стратегических целей деятельности банковского учреждения. Количество и содержание функциональных стратегий варьируются в зависимости от перечня функций управления. В банковской деятельности к основным функциональным стратегиям принадлежат: финансовая, организационная, маркетинговая, технологическая, учетно-аналитическая, кадровая.
    4 Анализ финансовой деятельности отделения банка

Информационной базой для анализа служат данные бухгалтерской отчетности, достоверность которой подтверждена выводами аудиторской организации, и данные бухгалтерского учета. Кроме того, следует руководствоваться нормативного актами и указаниями Банка России об экономических нормативах регулирования деятельности коммерческих банков и методическими пособиями по составлению статистической отчетности банка.
Основным источником данных для оценки финансового состояния Сбербанка является его баланс и отчет о прибылях и убытках.
Объектом анализа является коммерческая деятельность Сбербанка России.
При оценке состояния и результатов деятельности Великоустюгского отделения Сбербанка России необходимо:
• осуществить анализ структуры активных и пассивных операций;
• определение значения показателей, которые характеризуют достаточность капитала и ликвидность баланса банка и выполнения нормативов, установленных ЦБ РФ;
• провести анализ доходности деятельности банка.
Активные операции банка составляют существенную и определяющую часть его операций. В случае осуществления качественного анализа определяют перечень активных операций (направлений использования средств банка) на момент проведения анализа (таблица 1).
Таблица 1 –Анализ структуры активов Великоустюгского отделения № 151 Сбербанка России за 2008-2010 годы, руб.
Активы 2008 год 2009 год 2010 год Изменение
руб. Уд. вес,% руб. Уд. вес,% руб. Уд. вес,% Абсолютное,
руб. Относи-тельное, %
1.Денежные средства 47361733 1,563 81180393 2,184 118523373 2,695 71161640 1,13

  1. Средства в ЦБ РФ 215577900 7,116 264617976 7,119 317523807 7,219 101945907 0,1
  2. Обязательные резервы 202176828 6,674 249639600 6,716 294003525 6,684 9 826697 -1,19
    4.Средства в кредитных организациях 126300 0,004 164190 0,004 216447 0,005 90147 0,001
  3. Чистая ссудная задолженность 2226352000 73,48 2633400000 70,851 3087256000 70,191 860904000 -3,3
    6.Основные средства, нематериальные активы и материальные запасы 140794880 4,64 150500370 4,049 215215529 4,893 74420649 0,25
  4. Требования по получению процентов 11474263 0,379 13310145 0,358 15599490 0,355 4125227 -0,02
  5. Прочие активы 387799623 12,80 573665753 15,434 644011469 14,642 256211846 1,84
    Всего активов 3029486699 100 3716838827 100 4398346115 100 1368859416 0
    В приведенной таблице 1 видно, что в структуре активных операций Великоустюгского отделения наибольший удельный вес имеет чистая ссудная задолженность (в 2010 году – 70,19%). Сумма кредиторской задолженности за период с 2008 по 2010 годы увеличилась на 860,9 млн. рублей или на 38,6%. Средства в кредитных организациях составляют небольшую долю в общей структуре активов и в 2010 году составила менее 1% (0,005%). Данные средства необходимы для поддержания банком прямых деловых отношений с другими коммерческими кредитными организациями. Таким образом, значительный рост активных операций способствовал увеличению общей суммы активов на 1,368 млрд. рублей.
    Пассивная часть баланса Сбербанка характеризует источники средств и природу финансовых связей банка, поскольку пассивные операции в значительной мере определяют условия, формы и направления использования банковских ресурсов.
    Качественный анализ дает возможность выявить, за счет каких источников сформированы собственные средства Сбербанка.
    Количественный анализ – это определение удельного веса источников формирования собственных средств в их общей сумме.
    Как известно, собственные средства банка состоят из фондов Сбербанка, собственных источников финансирования капиталовложений и прибыли.
    Проведем анализ собственных средств Великоустюгского ОСБ № 151за 2008-2010 года (таблица 2), который делится на качественный и количественный.

Таблица 2 – Анализ состава, структуры и динамики собственных средств Великоустюгского отделения № 151 Сбербанка России за 2008-2010 годы, руб.
Собственные средства 2008 год 2009 год 2010 год Изменение
руб. Уд. вес,% руб. Уд. вес,% руб. Уд. вес,% Абсолютное, руб. Относительное, %

  1. Капитал и фонды 49 090 764 9,75 49 090 764 8,28 49090764 6,79 0 -2,97
  2. Добавочный капитал, в т.ч.: 3 093 406 0,61 3 093 406 0,52 3093406 0,43 0 -0,19
    2.1 эмиссионный доход 0 0 0 0 0 0,00 0 0,00
    2.2 переоценка основных средств 3 093 406 0,61 3 093 406 0,52 3 093 406 0,43 0 -0,19
  3. Расходы будущих периодов и предстоящие выплаты, влияющие на собственные средства (капитал) 1 123 180 0,22 517 193 0,09 894 233 0,12 -228 947 -0,10
  4. Фонды и неиспользованная прибыль прошлых лет (непогашенные убытки прошлых лет) 298 989 018 59,41 358 786 822 60,48 425 256 820 58,79 126 267 802 -0,62
  5. Прибыль (убыток) за отчетный период 150 970 000 30,00 181 700 000 30,63 245 014 000 33,87 94 044 000 3,87
    Всего собственных средств 503 266 368 100,00 593 188 185 100,00 723 349 223 100,00 220 082 855 0,00

В приведенной таблицы 2 видно, что собственные средства Великоустюгского отделения более чем на 58% сформированы за счет фондов и неиспользованной прибыли прошлых лет (непогашенные убытки прошлых лет). В период с 2008 по 2010 года они увеличились на 42,23% и достигли в 2010 году 425,25 млн. рублей. Это свидетельствует о качественной работе Великоустюгского отделения по наращиванию собственного капитала интенсивным путем. Динамика капитала банка вполне стабильна, о чем свидетельствует наличие и рост прибыли в течение трех рассматриваемых периодов. Так, в период с 2008 года по 2010 она возросла более чем на 94 млн. рублей или на 62%. Сократились расходы будущих периодов на 20% или на 228 947 рублей. В итоге, общая сумма собственных средств увеличилась на 220 млн. рублей (43%) и составила 723 млн. рублей.
Далее проведем анализ привлеченных средств Великоустюгского отделения за 2008-2010 годы (таблица 3), так как основным источником формирования ресурсов Сбербанка являются привлеченные средства. Согласно требованиям ЦБ РФ к ним относятся: средства на расчетных и текущих счетах субъектов хозяйствования, корреспондентские счета, межбанковский кредит, средства в расчетах, депозиты юридических и физических лиц, средства для долгосрочного кредитования, финансирование капиталовложений, операции с ценными бумагами, другие дебиторы и кредиторы.
Таблица 3 – Анализ состава, структуры и динамики привлеченных средств Великоустюгского отделения № 151 Сбербанка России, руб.
Привлеченные средства 2008 год 2009 год 2010 год Изменение
руб. Уд. вес,% руб. Уд. вес,% руб. Уд. вес,% Абсолютное, руб. Относительное, %

  1. Кредиты ЦБ РФ 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
  2. Средства кредитных организаций 21 065 317,00 0,83 24 529 289,00 0,79 60 243 934,00 1,64 39 178 617,00 0,81
  3. Средства клиентов (некредитных организаций), в т.ч.: 2 406 867 000,00 95,28 2 971 900 000,00 95,14 3 458 865 000,00 94,12 1 051 998 000,00 -1,16
    3.1 вклады физических лиц 2 090 754 000,00 82,76 2 654 600 000,00 84,98 3 068 230 000,00 83,49 977 476 000,00 0,73
  4. Выпущенные долговые обязательства 37 982 000,00 1,50 53 517 500,00 1,71 73 533 045,00 2,00 35 551 045,00 0,50
  5. Обязательства по уплате процентов 13 529 200,00 0,54 17 237 020,00 0,55 20 407 304,00 0,56 6 878 104,00 0,02
  6. Прочие обязательства 20 060 590,00 0,79 24 674 526,00 0,79 21 253 456,00 0,58 1 192 866,00 -0,22
  7. Резервы на возможные потери по условным обязательствам кредитного характера и прочим возможным потерям 26 716 224,00 1,06 31 792 307,00 1,02 40 694 153,00 1,11 13 977 929,00 0,05
    Всего обязательств 2 526 220 331,00 100,00 3 123 650 642,00 100,00 3 674 996 892,00 100,00 1 148 776 561,00 0,00
    Сравнительный качественный анализ структуры привлеченных средств за определенный период дает возможность оценить работу Сбербанка по привлечению новых источников средств. Привлеченные средства одновременно являются кредитными ресурсами, поэтому целесообразно привлечь такую сумму средств, которую в дальнейшем можно разместить в активах как кредитные вложения.
    Привлеченные средства, с точки зрения платности, можно поделить на «дешевые» и «дорогие». К последним относятся межбанковские кредиты и депозиты. Если в структуре привлеченных средств на часть межбанковских кредитов приходится 50% и более, то такая структура является неэффективной и рискованной.
    В приведенной таблице 4 видно, что в структуре привлеченных средств Великоустюгского ОСБ наибольший удельный вес занимают средства клиентов (в 2010 году – 94,12%). А именно вклады физических лиц в 2010 году по сравнению с 2008 увеличились на 977 476 тыс.рублей или на 47%. Такое увеличение объясняется снижением ставки рефинансирования ЦБ РФ. Средства кредитных организаций (межбанковские кредиты) занимают небольшой удельный вес в структуре привлеченных средств (в 2010 году – 1,64%). Это объясняется тем, что межбанковские кредиты имеют наиболее высокие процентные ставки и относятся к «дорогим» средствам. Так в 2010 году они увеличились на 39 178 тыс. руб. по сравнению с 2008 годом, и составили 60 243 тыс. рублей. Выпущенные долговые обязательства в 2010 году по сравнению с 2008 увеличились на 35 551 тыс. рублей или на 93,6% и составили 73 533 тыс.рублей. Они занимают небольшой удельный вес в общей структуре привлеченных средств (в 2010 году – 2%). Прочие источники привлеченных средств имеют незначительный удельный вес. Следовательно, можно сказать, что структура привлеченных средств Великоустюгского отделения № 151 Сбербанка России оптимальна и эффективна.

5 Специальная часть
5.1 Российский рынок ценных бумаг

Исследование различных проблем, связанных с формированием российского рынка ценных бумаг являются очень актуальными, поскольку позволяют определить основные направления развития российского фондового рынка. В странах с переходной рыночной экономикой для рынка ценных бумаг характерны многие общие проблемы. Однако российский рынок ценных бумаг обладает рядом специфических особенностей.
Во-первых, обычно развитие рынка ценных бумаг обусловлено ростом всей национальной экономики. Формирование российского рынка ценных бумаг, как указывалось выше, происходило на фоне постоянного спада производства, что, в конечном счете, привело к кризисным явлениям во всей финансовой системе страны (1998-1999гг.), что видно из непостоянства графика номинальной стоимости ценных бумаг РФ за 1999г.
Во-вторых, «непрозрачность» российского рынка ценных бумаг (отсутствие точной информации о компаниях и банках, выпускающих ценные бумаги), рискованность операций на нем вызвали доминирование краткосрочных ценных бумаг. Данная ситуация отрицательно сказывается на экономическом росте, поскольку долгосрочное инвестирование является одним из важнейших его факторов.
В-третьих, достаточно высокий уровень инфляции оказывает негативное воздействие на российский рынок ценных бумаг, препятствуя долгосрочным вложениям.
В-четвертых, неразвитость законодательной базы (Закон о рынке ценных бумаг появился лишь в 1996 г.) осложняет правовое регулирование рынка, что не делает его более привлекательным для потенциальных инвесторов.
Основной проблемой прошедших лет стал мировой финансовый кризис и его последствия мы смогли наблюдать только в 2009 г., поскольку инфраструктурные организации не были подвержены системным рискам, характерным для финансовых и инвестиционных институтов, и для проявления слабых мест учетных организаций нужно время. Последствия кризиса сказались на качестве услуг, так как конкурентная борьба велась не за счет расширения сервиса и развития технологий, а путем демпинга на рынке, что в свою очередь повысило риски в инфраструктурном бизнесе.
Условия развития мирового фондового рынка, а также финансового рынка в целом осложнились в 2008 году ухудшением его конъюнктуры и обострением кризисных явлений в мировой экономике. Сравним показатели 2006 года и 2008-2010 гг. На конец 2006 г. ВВП составил 5500000 млн.руб., а на IV кв. 2009 — около 10000000 млн.руб. Но инфляция, которая составляла примерно 10%, компенсировала и обнулила эту большую разницу. Уровень капитализации рынка акций в 2008 г. заметно ниже высоких уровней 2006 и 2007 гг. (2006г. — 39000 млн.руб., 2007г. — 47000 млн.руб., 2008г. — 19000 млн.руб.). А предприятия на конец 2008г. — начало 2009г. терпели огромные убытки.
В целом индекс РТС за время кризиса упал примерно на 500 ед.
А торги на ММВБ снизились с 1708,9 млрд.дол. в 2007г до 1304,2 млрд.дол. в 2009г., т.е. оборот ценных бумаг упал на 404,7 млрд. дол. США.

Таблица 1 — Объемы торгов ценными бумагами на Фондовой бирже ММВБ
Вид финансового инструмента 2005 2006 2007 2008 2009
Акции, млрд руб. 4025,0 14859,6 30927,1 33704,7 26253,9
Облигации, млрд руб. 2375,9 5518,4 12551,0 14630,9 14393,9
Паи, млрд руб. 1,5 5,0 20,2 23,1 16,2
Итого, млрд руб. 6402,4 20383,1 43498,3 48358,7 40664,0
Итого, млрд долл. США 225,6 754,9 1708,9 1985,6 1304,2

В ближайшее 10-летие немногочисленные национальные фондовые рынки будут либо становиться мировыми инвестиционными центрами, либо входить в зону влияния уже существующих глобальных центров. Поэтому наличие самостоятельного центра ценных бумаг в той или иной стране станет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономик таких стран, роста их влияния в мире, обязательным условием их экономического, а значит, и политического суверенитета. В этой связи обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского фондового рынка и формирование в России самостоятельного финансового центра не могут рассматриваться как сугубо отраслевые или ведомственные задачи. Решение этих задач должно стать важнейшим приоритетом долгосрочной экономической политики.
Несмотря на динамичный рост, национальный фондовый рынок России по-прежнему значительно отстает по уровню своего развития от ведущих мировых финансовых центров, имеет ограниченную емкость, недостаточную для обеспечения инвестиционных потребностей российских компаний. В условиях усиления глобализации в финансовом секторе в целом российские компании прибегают к ресурсам мировой индустрии. Чтобы выдержать глобальную конкуренцию, российский рынок должен ликвидировать свое отставание от ведущих мировых финансовых центров в области регулирования, инфраструктуры и доступного инструментария.
Основной задачей рынка ценных бумаг России в 2010 году стало восстановление позиций трехгодичной давности на фоне мирового финансового кризиса. Несмотря на то, что большая часть российских ценных бумаг не была подвержена резким спадам, индекс деловой активности в 2009 году значительно снизился.
В 2010 году наблюдается стабильное повышение деловой активности на рынке ценных бумаг России, рост индекса ММВБ наблюдался практически в течении всего года, за исключением летних месяцев. В период с октября по ноябрь 2010 года индекс ММВБ вырос почти на 40 пунктов, хотя в некоторые дни наблюдался некоторый спад деловой активности.
Еще одной из важнейших тенденций развития рынка ценных бумаг в России в 2010 году является создание новых законодательных актов, которые более жестко регулируют работу рынка ценных бумаг.
Для работы на рынке ценных бумаг в России организации должны более полно раскрывать информацию о своей деятельности. Если раньше было достаточно ежеквартально предоставлять информацию о своем финансовом состоянии, то для работы на рынке ценных бумаг в России в 2010 году необходимо раскрывать 50 обязательных показателей работы компании. По мнению законодателей, данная мера позволит сделать сделки с ценными бумагами более прозрачными, кроме того, действующее законодательство усиливает ответственность компаний за предоставление ложной информации.
Данные нововведения касаются только публичных акционерных обществ, что позволит привлечь большее внимание иностранных инвесторов к рынку российских ценных бумаг в 2010 году.
Как и в предыдущие годы, наибольшим интересом со стороны инвесторов на рынке ценных бумаг в России в 2010 году пользуются акции нефтегазовых компаний, а также компаний, работающих в области связи и телекоммуникаций. Развитие промышленности в нашей стране все еще идет довольно низкими темпами, поэтому акции многих крупных промышленных предприятий не пользуются особой популярностью.
На рынке ценных бумаг в 2010 году в России практически не появилось новых компаний, последствия финансового кризиса не дают возможности активно развиваться многим предприятиям. Все более активными участниками торгов на рынке ценных бумаг в России становятся управляющие компании, которые занимаются развитием паевых инвестиционных фондов.
По мнению аналитиков, рынок ценных бумаг России в 2011 году будет активно развиваться, привлекая различных инвесторов.

5.2 Проблемы государственных заимствований в России

В настоящее время мы можем наглядно наблюдать трансформацию частного корпоративного долга в долг государственный. Спасая крупные, стратегически важные предприятия от банкротства и приобретая их за счет собственных средств, государство также получает «в подарок» и все имеющиеся у этих компаний долги.
Внутренний долг государства, который изначально оценивается как менее болезненный для экономики страны, также продолжает расти. Резкий скачок его роста произошел осенью 2008 года, когда кризис вплотную добрался и до России. Только за октябрь месяц прошлого года внутренний государственный долг, выраженный в ценных бумагах государства, увеличился почти на 8 млрд. рублей и составил 1 трлн. 378,500 млрд. рублей. На 1 февраля 2009 года эта сумма увеличилась уже до 1 трлн. 423,268 млрд. рублей.
Совокупный объем государственного долга возрос за январь-апрель 2009 года, по оценке Минэкономразвития, на 1,5%, составив по состоянию на 1 мая 2,732 триллиона рублей против 2,692 триллиона рублей на начало года.
Конечно же, рост государственного долга есть неотъемлемая часть борьбы с любым финансовым кризисом. В условиях снижения платежеспособного спроса и покупательной способности граждан бездействие государства может привести к значительному упадку экономики страны. Активные же государственные действия и правильная долговая политика позволяют преодолеть кризисные явления и избежать состояния экономической депрессии, по сравнению с которой рост государственного долга – относительно малая цена.
Рост государственных внутренних заимствований и общей величины внутреннего государственного долга является реальностью бюджетного процесса, в котором отчетливо прослеживается крайне низкое качество бюджетного планирования и прогнозирования. Достаточно указать на то, что по сравнению с проектировками бюджета на 2008 г. в течение января – июня 2008 г. в закон о бюджете были внесены изменения, в результате чего доходы бюджета увеличены с 6,67 трлн. руб. до 8,96 трлн. руб. Дополнительные доходы составляют 2,29 трлн. рублей. Аналогично (в меньшей степени) выросли и расходы бюджета. [6, 19] Такова «точность» нашего бюджетирования. При таком уровне бюджетного планирования и прогнозирования бюджетная политика оказывается сомнительной.
Требует решения проблема учета государственного долга. Это особенно актуально по отношению к так называемому «непредвиденному долгу». Речь идет об обязательствах РФ по предоставленным ею государственным гарантиям, которые в соответствии с Бюджетным кодексом включены в понятие «государственный долг РФ».
Другая проблема учета долговых обязательств – должное внимание ко всей совокупности долговых обязательств. Например, Министерство финансов РФ с нарушением установленного порядка бюджетного учета переоценивает задолженность РФ по долговым обязательствам. Оно делает это не ежемесячно, как положено, а намного реже – только раз в год при проведении инвентаризации по состоянию на 31 декабря отчетного года. Такая переоценка искажает действительное положение.
В управлении государственным долгом и внешних активов актуально ужесточение их нормативного регулирования. В бюджетном кодексе РФ были выработаны определенные лимиты и ограничения, так или иначе связанные с государственным долгом. Но при всей значимости таких ограничений сопоставление фактически достигнутых объемов и их нормативных значений не осуществляется. То есть, ограничения носят имитационный характер, что не способствует совершенствованию управления государственным долгом.
Еще одна немаловажная проблема – отсутствие законодательно закрепленных норм определения объема государственного внешнего долга в соответствии с международной практикой его учета и статистического отражения. Это существенно ограничивает возможности оперативного управления им.
Назрела необходимость обеспечения органами федеральной власти полного учета и достоверности информации о долговых обязательствах. Только при этих условиях может быть более четкой система управления государственным долгом.

Заключение

В процессе прохождения преддипломной практики в Великоустюгском отделении №151 Сбербанка России были приобретены практические навыки сбора и обработки информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
В результате изучения полученной информации можно сделать следующие выводы:
1) Сбербанк России является акционерным обществом с основной долей акций, принадлежащей Банку России;
2) В структуре активных операций Великоустюгского отделения наибольший удельный вес имеет чистая ссудная задолженность (в 2010 году – 70,19%). Сумма кредиторской задолженности за период с 2008 по 2010 годы увеличилась на 860,9 млн. рублей или на 38,6%.
3) Собственные средства Великоустюгского отделения более чем на 58% сформированы за счет фондов и неиспользованной прибыли прошлых лет (непогашенные убытки прошлых лет). В период с 2008 по 2010 года они увеличились на 42,23% и достигли в 2010 году 425,25 млн. рублей. Это свидетельствует о качественной работе Великоустюгского отделение по наращиванию собственного капитала интенсивным путем.
4) В структуре привлеченных средств Великоустюгского ОСБ наибольший удельный вес занимают средства клиентов (в 2010 году – 94,12%), а именно вклады физических лиц в 2010 году по сравнению с 2008 увеличились на 977 476 тыс.рублей или на 47%. Такое увеличение объясняется снижением ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Список использованных источников

1) Буренин Н.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов: Учебное пособие. 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Федеративная книготорговая компания, 2002. – 410 с.
2) Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учеб. Пособие – 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2009.
3) Жуков Е.Ф. Основные тенденции развития финансового рынка в России // Финансовый бизнес. – 2009. – №4. – С. 6–8.
4) Иванцова А. Новации государственных ценных бумаг в РФ: Комментарии к закону №50-ФЗ //Российская газета. – 2010. — №21. – С.12
5) Силкина Н. В., Силкин С. В. Современный российский рынок ценных бумаг. Новосибирск, 2009
6) Уваров О., Фомина Л. Государственное регулирование – основа безопасности рынка ценных бумаг России// Рынок ценных бумаг.-2009.–№2.–С.22-29.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov