Отчёт по практике ИФНС

Содержание
Введение 3
1 Организационно-экономическая характеристика Межрайонной инспекции ФНС №10 по Вологодской области 4
1.1 Краткая характеристика инспекции 4
1.2 Основные показатели деятельности Межрайонной ИФНС №10 10
2 Организация основных направлений деятельности Межрайонной ИФНС России №10 по Вологодской области 15
2.1 Организация учета налогоплательщиков 15
2.2 Камеральные налоговые проверки 20
2.3 Выездные налоговые проверки 31
Заключение 36
Список использованных источников 38

Введение
Преддипломная практика студентов является непременным условием подготовки высококвалифицированных специалистов.
Цель преддипломной практики состоит в закреплении теоретических и практических знаний, полученных при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин, проведении текущего анализа состояния предприятия и отрасли, составлении основы для написания выпускной квалификационной работы.
Преддипломная практика призвана помочь студентам обобщить свои знания и опыт, а также показать готовность к выполнению дипломной работы.
Объектом преддипломной практики является Межрайонная ИФНС России №10 по Вологодской области.
Основой целью практики является получение полного представления об организации работы ИФНС, а также получение практических навыков работы в инспекции, сбор и подготовка практического материала для написания отчета по преддипломной практике и дипломного проекта.
Задания на преддипломную практику:

  1. Изучить деятельность налоговой инспекции. Ознакомиться со структурой управления ИФНС и организационной структурой.
  2. Изучить нормативно-правовую документацию, регламентирующую деятельность налогового учреждения.
  3. Изучить проблемы информационно – аналитического обеспечения плановых налоговых заданий по консолидируемому бюджету РФ и территориальному бюджету.
  4. Изучить методологические и организационно – правовые основы функциональной «конструкции» системы налоговых правоотношений в правовом государстве.

1 Организационно-экономическая характеристика Межрайонной инспекции ФНС №10 по Вологодской области
1.1 Краткая характеристика инспекции
История налоговых органов начинается с 1990 года, когда было принято решение об образовании Налоговой службы СССР. Приказом Министерства финансов РСФСР от 06.04.1990 №12/98 была создана Государственная налоговая инспекция по Вологодской области. Вскоре было создано 28 городских и районных налоговых инспекций.
Межрайонная ИФНС России №10 по Вологодской области образована путем объединения налоговых инспекций Нюксенского, Никольского и Кичменгско-Городецкого районов и города Великий Устюг.
Центральный офис инспекции находится в городе Великий Устюг – административном центре Великоустюгского района, городе, обладающем достаточным потенциалом и динамично развивающимся туристическим бизнесом. В Нюксенском, Никольском и Кичменгско-Городецком районах созданы территориальные усастки, имеющие доступ к информационным ресурсам центрального офиса. Тем самым у налогоплательщиков имеется возможность своевременно получать необходимую справочную информацию, производить сверку расчетов без посещения центрального офиса.
Инспекция находится в непосредственном подчинении Управления ФНС России по Вологодской области (далее — Управление).
Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Налоговым и Бюджетным кодексами Российской Федерации, федеральными законами и иными законодательными актами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий, правовыми актами Минфина России, ФНС России и Управления.
Инспекция является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим полным наименованием, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Инспекция в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права в рамках предоставленных ему полномочий, выступает истцом и ответчиком в суде.
Инспекция имеет смету доходов и расходов, утверждаемых Управлением.
Финансирование расходов на содержание Инспекции осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных для территориальных органов ФНС России.
Основными задачами Инспекции являются:

  1. Осуществление контроля за соблюдением законодательства налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в соответствующий бюджет налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  2. Осуществление валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле в пределах компетенции Инспекции.
  3. Осуществление государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, а также за оборотом табачной продукции.
  4. Осуществление в установленном порядке государственной регистрации юридических лиц.
  5. Осуществление иного контроля, отнесенного законодательством к компетенции налоговых органов.
  6. Улучшение обслуживания налогоплательщиков, расширение сферы предоставляемых им услуг при одновременном упрощении исполнения налоговых обязанностей.
  7. На Инспекцию могут быть возложены иные задачи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Основными налогоплательщиками инспекции являются предприятия лесной, пищевой, легкой промышленности. Кроме основных плательщиков, наполняют бюджет сельскохозяйственные предприятия, малый и средний бизнес. Инспекция успешно обеспечивает ежегодный прирост налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
    Инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
    Инспекция осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, представляет в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.
    Кроме того, Указом Президента России от 31.12.1991 №340 за налоговыми органами закреплена функция, связанная с учетом, оценкой и реализацией имущества, перешедшего по праву наследования государству.
    Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации №10 по Вологодской области действует на территории Великоустюгского, Нюксенского, Никольского, Кичменгско-Городецкого районов. На 1 января 2012 года на налоговом учете в инспекции состоит 1619 юридических лиц, в том числе по Великоустюгскому району – 953, по Нюксенскому району – 161, по Никольскому району – 213, по Кичменгско–Городецкому 234. Численность физических лиц, стоящих на учете в инспекции 115565 человек (98,4% от общей численности).
    На 01.01.12 на налоговом учете состоит индивидуальных предпринимателей 2871 человек, из них по Великоустюгскому району – 1869, по Нюксенскому – 238, по Никольскому – 449, по Кичменгско — Городецкому – 318. (рис. 1)

Рис. 1 — Плательщики, состоящие на учете в инспекции

Численность инспекции равна 101 человеку, из них 95 – это государственные служащие. Головной офис находится в городе Великий Устюг.
Межрайонные инспекции ФНС выполняют основную нагрузку по непосредственному контролю за исполнением налогового законодательства всеми юридическими и физическими лицами на обслуживаемой территории.
Основным структурным элементом Межрайонной инспекции ФНС №10 по Вологодской области являются отделы. В зависимости от направления деятельности и видов налогов, по которым они осуществляют контроль, имеются отделы:

  • общего обеспечения;
  • информатизации;
  • по работе с налогоплательщиками;
  • камеральных проверок;
  • выездных проверок;
  • правовой;
  • урегулирования задолженности;
  • регистрации и учета налогоплательщиков;
  • аналитический.
    Начальник инспекции непосредственно курирует отделы общего обеспечения, урегулирования задолженности и правовой, между тремя ее заместителями распределены обязанности по курированию остальных отделов.
    Организационная структура Межрайонной ИФНС России №10 по Вологодской области представлена на рисунке 2. Начальник инспекции

Заместитель начальника Заместитель начальника Заместитель начальника

Отдел выездных проверок Отдел общего обеспечения Отдел камеральных проверок № 2 Отдел информатизации

Отдел камеральных проверок № 1 Правовой отдел Отдел регистрации и учета налогоплательщиков

Аналитический отдел Отдел урегулирования задолженности

Рис. 2–Структура Межрайонной инспекции ФНС России №10 по Вологодской области

Общность задач, стоящих перед структурными подразделениями по контролю за уплатой конкретных видов налогов и сборов, находит своё отражение в положениях о соответствующих отделах. В положении об отделе содержится общее требование, определяющее место отдела в структуре Межрайонной инспекции ФНС, его полномочия, принципы организации работы и другие вопросы, входящие в компетенцию данного отдела. В положении указывается также перечень видов налогов, которые контролирует тот или иной отдел.
На основании положений об отделах разрабатываются и утверждаются руководителем инспекции должностные обязанности работников.
Согласно штатной численности и структуре Межрайонной инспекции ФНС №10 по Вологодской области, в ее состав входят начальник, заместители начальника, начальники отделов, главные государственные налоговые инспекторы, старшие государственные налоговые инспекторы, государственные налоговые инспекторы, специалисты 1-го разряда, работники вспомогательного аппарата.
Так как количество налогоплательщиков постоянно увеличивается, а численность аппарата Инспекций ФНС РФ сокращается, то увеличивается и нагрузка на работников инспекции, особенно это касается работников отдела камеральных проверок, т.к. число лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью растет очень быстро. Соответственно уменьшается процент охвата документальными материалами деклараций предпринимателей, что позволяет им скрывать свои доходы.
Главной задачей Межрайонной ИФНС №10 по Вологодской области является контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и других платежей, установленных законодательством, физическими и юридическими лицами, зарегистрированными в Межрайонной ИФНС №10 по Вологодской области.
Отсюда вытекают и функции, которые выполняет инспекция для решения поставленных задач.
1.2 Основные показатели деятельности Межрайонной ИФНС №10
В 2011 году инспекцией обеспечено поступлений налоговых платежей во все уровни бюджетов в размере 1252,8 млн.руб. По всем районам значительно увеличены поступления в районные бюджеты, в целом данные поступления составили 482,0 млн.руб. (рост + 69,2 млн.руб.), по областному бюджету 630,2 млн.руб. (рост 16,2 млн.руб.), по федеральному 138,5 млн.руб. (снижение на 13,7 млн.руб.).
Основную долю в консолидированном бюджете составляют платежи в областной бюджет (50,3%), местный 38,5 %, федеральный 11,2 %.Ежегодно инспекция проводит учет и начисление местных налогов и сборов по данным регистрирующих органов. В 2011 году начислено налога на имущество 7,3 млн.руб., собрано в течение 2011 года 5,9 млн.руб. Начислено налога на землю 4,8 млн.руб., собрано 4,1 млн.руб. Начислено транспортного налога физическим лицам 58,3 млн. руб., собрано 52,6 млн.руб.

Межрайонная ИФНС №10 по Вологодской области обеспечивает своевременный и полный учет плательщиков налогов и других обязательных платежей, правильность исчисления налогов и платежей гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам, проживающим на территории Межрайонной инспекции ФНС №10 по Вологодской области, а также поступления этих налогов и платежей в бюджет, контролирует своевременность предоставления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и платежей в бюджет, а также проверяет достоверность этих документов в части правильности определения прибыли, дохода, иных объектов налогообложения и исчисления налогов и обязательных платежей, производят осмотр, содержание и изъятие у предприятий, учреждений и организаций документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения; получает от предприятий, учреждений, организаций, финансового органа и банков документы, на основании которых ведется оперативно-бухгалтерский учет (по каждому плательщику и виду платежа) сумм доходов, исчисление налогов и других платежей, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм финансовых санкций и административных штрафов; приостанавливает операции предприятий и граждан по расчетным и другим счетам в банках в случаях непредставления (или отказа предоставить) инспекции бухгалтерских счетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет.
В целом поступления налогов в бюджет по территории ИФНС №10 по Вологодской области характеризуются показателями, представленными на рисунке 3.
Рис. 3 – Структура налогов в консолидированных поступлениях

Основу налоговых поступлений по территории инспекции в 2011 году составили налоги на доходы физических лиц. Положительно на этот результат повлияла работа инспекцией с работодателями по увеличению заработной платы и соответственно увеличилась сумма НДФЛ.
На конец 2011 года задолженность в консолидированный бюджет по налоговым санкциям на 01.01.2012 г. составила 177,5 млн.руб.- снижение за год на 34,2 млн.руб. (на 16,1 %). Задолженность по налоговым платежам снижена с начала года на 14,4 млн.руб. или на 10% и составила 129,2 млн.руб (рис. 4).

Рис. 4 — Динамика задолженности в 2010-2011 гг.

Одной из форм осуществления налогового контроля являются выездные и камеральные налоговые проверки.
В результате проведенной работы дополнительно начислено 75,1 млн.руб. По сравнению с 2010 г. сумма снизилась на 44,0 млн.руб. или на 36,9 %. (рис. 5).
По выездным проверкам доначислено 41,2 млн.руб.(снижение на 39,4 млн.руб.), по камеральным проверкам 18,5 млн.руб. (снижено на 3,5 млн.руб.- пени по лицевым счетам 15,4, снижение на 1,0 млн.руб.).
По контрольной работе поступило в бюджет 37,5 млн.руб. в т.ч. по налогам 22,8 млн.руб, что составило 52,6 % от доначисленных сумм с учетом уменьшенных, без учета уменьшенных 50%. Резервы по поступлениям доначисленных сумм имеются по невступившим в силу решениям, а так же находящимся на рассмотрении в судебных органах.

Рис. 5 — Доначисления по камеральным и выездным проверкам

По итогам работы Межрайонной ИФНС №10 по Вологодской области за 2011 год можно сказать, что с поставленными задачами инспекция справляется. Доведенные планы по федеральному бюджету выполнены на 114,9 %, по областному на 101,9%.

2 Организация основных направлений деятельности Межрайонной ИФНС России №10 по Вологодской области
2.1 Организация учета налогоплательщиков
Мерой, призванной обеспечить контроль за соблюдением налогоплательщиками своих обязательств является постановка их на учет в налоговых органах. В межрайонной ИФНС №10 по Вологодской области учетом налогоплательщиков и формированием государственного реестра предприятий занимается отдел регистрации и учета налогоплательщиков.
В соответствии со статьями 83 и 84 НК РФ все физические и юридические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги, подлежат постановке на налоговый учет. Основные юридически нормы, которыми руководствуются налоговые органы осуществляя функции по постановке на налоговый учет плательщиков, изложены в:

  • статьях 11, 19, 23, 83 НК РФ;
  • статьях 130 и 131 Гражданского кодекса РФ;
  • федеральном законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними» №122 – ФЗ от 21.07.97, вступившим в силу с 31 января 1998г.
  • приказе ФНС РФ от 27.11.98 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц», зарегистрированным в Минюсте РФ 22.12.98 №1664.
    При постановке на налоговый учет или переучете, любому налогоплательщику, организации, предприятию, предпринимателю, осуществляющему свою деятельность без образования юридического лица, физическим лицам присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), являющийся единым учетным номером в налоговой системе на всей территории России, который указывается во всех отчетных документах, представляемых в налоговые органы. Так, например, при предоставлении декларации предприниматель либо другое физическое лицо обязан указать на бланке декларации свой ИНН. При предоставлении сведений в инспекцию о выплаченных суммах гражданам бухгалтерия предприятия обязана на справке о доходах указать ИНН предприятия, а также ИНН работника. ИНН указывается на отчетах, расчетах, платежных документах и т. д.
    Инспекция ФНС РФ выдает каждому налогоплательщику справки и выписки для открытия счетов в банках и иных кредитных учреждениях, а так же уведомления, подтверждающие факт его постановки на учет в этом налоговом органе, где указывается соответствующий ему идентификационный номер. По состоянию на 01.01.2012 года межрайонной ФНС России №10 по Вологодской области идентификационные номера присвоены 1832 налогоплательщикам юридическим лицам и 115565 физическим лицам.
    На основании сведений об ИНН налогоплательщиков инспекция ФНС РФ формирует государственный реестр (ЕГРН), представляющий собой банк данных автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы РФ, распределенный по всем административно-территориальным уровням Российской Федерации.
    Используя данные ЕГРН, налоговый орган осуществляет комплексный анализ и контроль за полнотой поступления налогов и других платежей в бюджет от налогоплательщиков независимо от их месторасположения и места осуществления деятельности и от того в какой бюджет перечислены ими налоги.
    Основной метод обеспечения полноты и достоверности учета налогоплательщиков это инвентаризация. Для полноты учета налогоплательщиков инспекция ФНС РФ использует данные госреестра банков и других кредитных учреждений об открытых счетах, администрации, отделов архитектуры, финансовых органов, отделов бюро технической инвентаризации, отделов землеустройства, милиции, коммунального хозяйства, отделов капитального строительства, Госавтоинспекции, страховых организаций, таможенных органов, госкомитета по имуществу, предприятий и налоговых органов, расположенных на другой территории. Инспекция ФНС РФ по мере поступления данных о налогоплательщиках систематизирует их по видам налогов объектам налогообложения, анализирует эти данные и сопоставляет со своими. По результатам проводится отбор данных, требующих проверки и уточнения с целью выявления предприятий и граждан, имеющих объекты обложения налогом и не уточненных налоговой инспекцией. Основными элементами учета налогоплательщиков являются:
  • Постановка налогоплательщика на налоговый учет и включение его в государственный реестр;
  • Автоматизированное ведение картотеки и государственного реестра налогоплательщиков;
  • Проведение инвентаризации налогоплательщиков и объектов налогообложения по каждому из них;
  • Доведение информации о плательщиках в курирующие соответствующие налоги отделы и отдел, осуществляющий оперативно-бухгалтерский учет поступления платежей;
  • Участие в проверках нарушителей порядка поступления на налоговый учет.
    Постановка налогоплательщика на учет в налоговом органе производится по схеме, показанной на рисунке 6.

Рис. 6 – Схема постановки налогоплательщиков на учет

Так, постановка на налоговый учет физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляется налоговым органом по мету жительства на основе заявления физического лица о постановке на учет по месту жительства. А также на основе информации, предоставляемой организациями, осуществляющими регистрацию актов гражданского состояния. Такие организации обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации, рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов.
Несоблюдение данного срока влечет применение ответственности по ст. 129.1 НА РФ, в соответствии с которой неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые оно должно было сообщить налоговому органу, влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб. То же деяние, совершенное повторно в течение календарного года, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

Таблица 1
Постановка на учет юридических лиц и физических лиц в 2011 году.
Состоит на 01.01.2011 Поставлено за 2011 год Снято за 2011 год Состоит на 31.12.2011
Юридических лиц
Всего: 1965 43 176 1832
В том числе:
Великий Устюг 1290 33 92 1331
Никольск 291 3 26 269
Кичм-Городок 278 3 24 263
Нюксеница 201 4 25 182
Физических лиц
Всего: 110740 8390 3565 115565
В том числе:
Великий Устюг 73169 4300 1581 75888
Никольск 17487 1623 731 18379
Кичм-Городок 12396 1374 672 13098
Нюксеница 7688 1093 581 8200
Из низ индивидуальных предпринимателей
Всего: 3325 755 734 3098
В том числе:
Великий Устюг 2127 437 515 2049
Никольск 540 133 103 570
Кичм-Городок 388 104 74 418
Нюксеница 249 81 42 288

Постановка на учет организаций осуществляется также на основании заявления, к которому прилагаются учредительные документы (решение учредителя либо протокол учредительного собрания, в случае, если учредитель не один, устав вновь созданной организации и документ об уплате госпошлины за регистрацию организации). Документы на регистрацию должны подаваться не позднее, чем через три дня со дня принятия решения о регистрации. Нарушение налогоплательщиками вышеуказанных сроков влечет применение ответственности, предусмотренной ст. 116 и 117 НК РФ.
Рассмотрев поступившие документы, инспекция выдает налогоплательщикам либо свидетельства о постановке на учет, либо уведомления о постановке на учет.
Обобщая сведения о налогоплательщиках, поступивших из разных источников, инспекция ФНС РФ принимает решение о передаче необходимых сведений в оперативно-розыскные отделы (бывшие органы налоговой полиции) для осуществления розыска налогоплательщиков, осуществляющих деятельность без постановки на налоговый учет, особенно это относится к лицам, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. За 2011 год по шести таким налогоплательщикам, находящимся в розыске, материалы направлены межрайонной инспекцией ФНС №10 по Вологодской области в оперативно-розыскной отдел.
2.2 Камеральные налоговые проверки
В соответствии со ст.88 НК камеральная налоговая проверка – это проверка, которая проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная налоговая проверка является формой текущего налогового контроля и позволяет налоговых органам оперативно реагировать на нарушения законодательства о налогах и сборах. Она может проводиться как в отношении организаций, так и в отношении физических лиц.
При проведении камеральной проверки налоговыми инспекциями решаются следующие задачи: контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах; выявление и предотвращение налоговых правонарушений; взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов; привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений; подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
Периодичность проведения камеральных проверок определяется исходя из установленной законодательством о налогах и сборах периодичности представления налоговой отчётности.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налоговой инспекции в соответствии с их служебными обязанностями без специального решения руководителя налогового органа. Началом проведения камеральной проверки является день представления налогоплательщиком налоговой отчетности. Этот день, как правило, устанавливается статьями Налогового кодекса, регулирующими порядок уплаты конкретных налогов. Длительность проведения камеральной проверки составляет в соответствии с НК не более трёх месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. МНС РФ был установлен сокращённый, по сравнению с НК, срок камеральной проверки – 75 календарных дней со дня представления налоговых деклараций. На основании служебной записки отдела камеральных проверок руководителем налогового органа срок проведения камеральной проверки деклараций конкретного налогоплательщика может быть увеличен до трёх месяцев.
Характерной особенностью камеральной проверки является то, что работникам налоговой инспекции приходится совершать очень большое количество операций. Каждый налогоплательщик сдает в инспекцию несколько деклараций (иногда – свыше 10), формы бухгалтерской отчетности и документы, прилагаемые к декларации (пояснительные записки, договоры, расчеты, справки), которые должны быть подвергнуты проверке. Работа усложняется тем, что формы налоговых деклараций по различным налогам не стандартизированы, неудобны для обработки, не взаимосвязаны с формами бухгалтерской отчетности, а некоторые расчеты, предоставляемые вместе с декларациями, составляются по произвольной форме. Отчетность проверяется один раз в квартал, а некоторые формы – один раз в месяц. При этом установлен жесткий срок на начисление в карточках лицевых счетов сумм налогов «по данным плательщика» (5-10 дней со дня сдачи отчетности) и на камеральную проверку.
Другая особенность камеральной проверки заключается в том, что ошибки, допускаемые налогоплательщиками при заполнении налоговых деклараций, могут носить массовый характер. Это приводит к доначислениям на значительные суммы по результатам камеральных проверок и к привлечению налогоплательщиков к ответственности.
Камеральными проверками в налоговых инспекциях занимаются соответствующие отделы. В Межрайонной ИФНС №10 по Вологодской области это отдел камеральных проверок №1 и отдел камеральных проверок №2.
Принятие налоговой отчетности производится сотрудниками, специально назначаемыми на конкретный отчетный период приказом руководителя инспекции. Эти сотрудники должны принимать весь комплект представляемых в налоговый орган форм налоговой отчетности. Закрепление за инспекторами обязанностей по принятию деклараций по отдельным видам налогов (кроме деклараций о доходах физических лиц), а также по принятию налоговой отчетности от заведомо определенных налогоплательщиков не допускается. При наличии возможности, функции проведения камеральных проверок возлагаются на лиц, которые не осуществляли принятие налоговой отчетности в данном периоде.
Основным предметом камеральной проверки является налоговая декларация. В соответствии со ст. 80 НК налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке установленной формы. Формы налоговых деклараций, если они не утверждены законодательством о налогах и сборах, разрабатываются и утверждаются ФНС РФ. Инструкции по заполнению налоговых деклараций издаются ФНС РФ по согласованию с Министерством финансов РФ. Бланки налоговых деклараций представляются налоговыми органами бесплатно.
В некоторых случаях в инспекции налогоплательщикам предлагается одновременно с представлением налоговых деклараций и бухгалтерской отчётности на бумажных носителях сдать эту же отчетность в электронном виде на магнитном носителе. Это облегчает работу инспекции по вводу данных в АИС. Дискета является дополнением к документам на бумажных носителях, поэтому налоговая отчётность, переданная налогоплательщиком на дискете, не может считаться принятой без представления документов на бумажных носителях. Сдача налоговых деклараций и бухгалтерской отчётности на дискетах пока является правом, а не обязанностью налогоплательщика.
В межрайонной ИФНС России №10 по Вологодской области за 2011 год на магнитных носителях сдали отчетность 1655 организаций и 1844 индивидуальных предпринимателя, по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) сдали отчетность 936 юридических лиц и 1462 индивидуальных предпринимателя.
Таблица 2
Сдача отчетности юридическими и физическими лицами:
Наименование 2009 год 2010 год 2011 год 2010 к 2009 (+/-) 2011 к 2010 (+/-)
Юридические лица: 1899 1996 1963 +97 — 33

  • на бумаге 272 311 273 +39 — 38
  • на магнитном носителе 915 870 754 — 45 — 116
  • по каналам связи 712 815 936 +103 +121
    Физические лица: 3723 3847 3873 +124 +26
  • на бумаге 1056 1032 975 — 24 — 57
  • на магнитном носителе 1519 1600 1436 +81 — 164
  • по каналам связи 1148 1215 1462 +67 +247

Налогоплательщик может сдавать налоговые декларации и бухгалтерскую отчётность в инспекцию ФНС РФ через своего законного или уполномоченного представителя. Законными представителями налогоплательщика признаются физические лица, уполномоченные представлять налогоплательщика на основании закона или учредительных документов. Уполномоченный представитель налогоплательщика осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. Данные о представителе налогоплательщика в обязательном порядке отражаются на титульном листе налоговой декларации и бухгалтерской отчётности.
Датой представления налоговой декларации считается дата фактического представления её в налоговую инспекцию на бумажных носителях или дата отправки заказного письма с описью вложения.
Помимо налоговых деклараций в ходе камеральной проверки используются представляемые в инспекцию формы бухгалтерской отчетности и иные документы, представленные налогоплательщиком или затребованные у него. Могут также использоваться материалы встречных проверок и документы, полученные инспекцией из других источников, и характеризующие деятельность налогоплательщика.
Налоговая инспекция должна обеспечивать полноту охвата камеральными проверками всей представляемой налогоплательщиками налоговой отчетности.
Обязанность налогоплательщика по представлению налоговой отчетности не может считаться исполненной при наличии хотя бы одного из следующих оснований, не позволяющих идентифицировать представленный документ, как документ отчетности:

  • отсутствие в документе какого-либо из обязательных реквизитов;
  • нечеткое заполнение отдельных реквизитов документа, заполнение их карандашом;
  • наличие исправлений, не оговоренных подписью налогоплательщика (руководителя организации);
  • составление отчетности на иных языках, кроме русского.
    На каждом документе принятой налоговой отчетности проставляется дата ее принятия, штамп или отметка налогового органа и подпись должностного лица, принявшего отчетность. По просьбе лица, сдавшего отчетность, указанные реквизиты проставляются на копиях отчётности.
    При отправке налоговой отчетности по почте днем ее представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения.
    Ст.80 НК предусматривает возможность представления налоговой декларации и по телекоммуникационным каналам связи. Представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется по инициативе налогоплательщика и при наличии у него и у налогового органа совместимых технических средств и возможностей для её приёма и обработки в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утверждёнными ФНС РФ.
    Представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется через специализированного оператора связи, оказывающего услуги налогоплательщику. При представлении налоговой декларации в электронном виде налогоплательщик освобождается от обязанности представления её на бумажном носителе.
    При представлении налогоплательщиком налоговой декларации в электронном виде по ТКС налоговый орган обязан принять налоговую декларацию и передать налогоплательщику (в течение суток) квитанцию о её приёме, представляющую собой полученную налоговую декларацию, подписанную ЭЦП уполномоченного лица налогоплательщика, заверенную ЭЦП уполномоченного лица налогового органа. После проверки подлинности ЭЦП уполномоченного лица налогового органа налогоплательщик сохраняет документ в своём архиве. Датой представления налоговой декларации в электронном виде является дата её отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.
    В настоящее время на территории МИ ФНС №10 по Вологодской области имеются представительства 8-ми операторов связи, по которым передают налоговую отчетность 936 предприятий, а также 1462 индивидуальных предпринимателя. С каждым днем число обслуживаемых предприятий растет. Использование операторов связи является одним из перспективных направлений, т.к. обеспечивает высокую скорость обработки информации, сводит к минимуму ошибки обработки и освобождает время тех инспекторов, которые принимают налоговые декларации у налогоплательщиков.
    Конкретные формы и методы камеральной проверки определяются налоговыми органами самостоятельно. При этом исходят из характера наиболее часто встречающихся нарушений на обслуживаемой территории; возможностей обеспечения автоматизированной обработки информации, содержащейся в отчетности; знаний и опыта работы сотрудников, осуществляющих камеральные проверки; методических рекомендаций ФНС РФ.
    В настоящее время обработка деклараций в МИ ФНС №10 по Вологодской области автоматизирована не в полном объёме, что связано с ограниченным количеством деклараций, представляемых в электронном виде, а также отсутствием чётко налаженного информационного взаимодействия по получению в электронном виде данных от внешних организаций. В результате этого трудовой потенциал инспекции используется не вполне рационально.
    Если в результате камеральной проверки выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение десяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Если налогоплательщик не внес соответствующие исправления в оговоренный срок, то, при наличии оснований полагать, что им допущены налоговые правонарушения, он должен быть рекомендован для включения в план проведения выездных налоговых проверок.
    При проведении камеральной налоговой проверки инспекция вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы только в следующих случаях:
  • у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы;
  • при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещений налога;
  • при проведении камеральной проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов.
    В том случае, если материалы камеральной проверки позволяют квалифицировать совершение налогоплательщиком налогового правонарушения, то по результатам камеральной проверки возможно возбуждение производства по делу о налоговом правонарушении, так как ст.101 НК предусмотрено привлечение к ответственности на основании материалов налоговой проверки (любой, а не только выездной). При этом особое значение приобретает документальное оформление результатов камеральной проверки.
    Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщиков инспекция установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица обязаны составить акт проверки.
    Результаты камеральных проверок могут быть оформлены не только актами, но и докладными (служебными) записками. Отличие докладной записки от акта проверки заключается в том, что она является односторонним документом, так как подписывается только налоговым инспектором. Не предусмотрено и направление копии докладной записки налогоплательщику. Докладная записка составляется, если в ходе камеральной проверки были выявлены обстоятельства, свидетельствующие о совершении налогового правонарушения, либо установлено, что сумма налога к уменьшению или доплате рассчитана налогоплательщиком неверно. В докладной записке излагаются установленные доказательства, свидетельствующие о совершении налогового правонарушения и связанные с ними обстоятельства, фиксируется отсутствие обстоятельств, исключающих привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Докладная записка должна содержать перечень всех показателей налоговой декларации, при исчислении которых налогоплательщиком были допущены нарушения. В случае неподтверждения в ходе проверки налоговых льгот, заявленных налогоплательщиком, налоговым инспектором производится запись о причинах отказа в подтверждении права на эти льготы. На основании служебной записки или акта камеральной проверки руководитель налогового органа может принять соответствующее решение.
    Если по результатам камеральной проверки выявлены нарушения правил составления налоговой декларации, которые привели к занижению сумм налогов, подлежащих уплате, факт налогового правонарушения достоверно установлен и не требует проведения для его подтверждения выездной налоговой проверки, то в 10-дневный срок со дня проведения камеральной проверки руководителем налогового органа (его заместителем) выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
    В десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения налогоплательщику направляется требование об уплате налога и пеней. Требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени (ст. 69 НК). Требование об уплате налога направляется независимо от привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Оно должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено НК.
    Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования.
    Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положение закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
    Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации или физическому лицу (а также их представителям) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. При уклонении указанных лиц от получения требования, оно направляется по почте заказным письмом. Требование считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
    Поскольку налоговые инспекции отслеживают представление отчетности налогоплательщиками, то они фиксируют случаи непредставления налоговых деклараций и отказа от представления налоговых деклараций. В случае непредставления налогоплательщиками-организациями и индивидуальными предпринимателями налоговой декларации в инспекцию в течении двух недель по истечении установленного срока представления декларации руководитель налогового органа может принять решение о приостановлении операций этих налогоплательщиков по их счетам в банке. Такое же решение может быть принято и при отказе организаций и предпринимателей от представления налоговых деклараций.
    По истечении двух недель со срока, установленного для представления налоговой декларации, в инспекции формируется список налогоплательщиков, которые ее не представили. После этого оформляется решение о приостановлении операций по всем известным налоговой инспекции счетам этих налогоплательщиков. Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке направляется банку с одновременным уведомлением налогоплательщика и передается под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения этого решения.
    При установлении в ходе камеральной проверки в действиях налогоплательщика состава административного правонарушения сотрудник отдела камеральных проверок составляет протокол об административном правонарушении.
    Завершающим этапом камеральной проверки является камеральный анализ, который позволяет сделать вывод о наличии повышенной вероятности совершения налогового правонарушения. Данный вывод может служить основанием для включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.
    Критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по результатам камерального анализа могут быть разные. Они зависят от особенностей исчисления и уплаты каждого конкретного налога. Вместе с тем, имеющуюся в инспекции информацию следует анализировать комплексно, по всем налогам. Такой подход позволяет значительно повысить вероятность обнаружения налоговых правонарушений.
    По результатам камеральной проверки отделом камеральных проверок составляется заключение, содержащее рекомендации о выездных налоговых проверках соответствующих налогоплательщиков с обоснованием причин, послуживших основанием для таких выводов. Заключение, подписанное начальником отдела камеральных проверок, передается в отдел, ответственный за подготовку планов выездных налоговых проверок. Оно является одним из оснований для включения налогоплательщика в план проведения выездных налоговых проверок на предстоящий квартал.
    2.3 Выездные налоговые проверки
    В НК отсутствует определение выездной налоговой проверки (ВНП). Из содержания ст. 89 НК следует, что под ВНП можно понимать комплекс процессуальных действий, имеющий своей целью проведение государством, в лице должностных лиц налоговых органов, налогового контроля за деятельностью обязанных лиц по выполнению ими требований законодательства о налогах и сборах.
    ВНП проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Место проведения ВНП в НК не определено. Исходя из этого, иногда высказывается мнение, что «при отсутствии у проверяемой организации условий для поверки, она может проводиться в помещении налоговой инспекции». Однако ст. 89 НК определяет срок проведения ВНП в зависимости от времени нахождения проверяющих на территории проверяемого лица. Это косвенно указывает на то, что одним из основных признаков ВНП является проведение ее по месту нахождения налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).
    ВНП может проводиться только в отношении налогоплательщиков – организаций и индивидуальных предпринимателей, а также плательщиков сборов и налоговых агентов. Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не подвергаются ВНП.
    НК установлен целый ряд ограничений на проведение ВНП. Так, налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. При этом не исключена возможность проведения нескольких ВНП в течение одного календарного года в отношении того же самого налогоплательщика, но за разные периоды и по разным налогам. Указанное выше правило не распространяется на случаи, когда проведение ВНП в течение календарного года не зависит от времени проведения предыдущей проверки. Такими случаями являются:
     реорганизация налогоплательщика (плательщика сборов) – организации;
     ликвидация налогоплательщика (плательщика сборов) – организации;
     проверка вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего ВНП.
    Ограничение на периодичность проведения ВНП, установленное ст. 89 НК, не может иметь особого смысла, поскольку ст. 87 НК проведение повторных ВНП по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным за уже проведенный налоговый период с учетом перечисленных выше исключений, запрещено вообще безотносительно к времени проведения этих проверок.
    ВНП в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или несколькими налогам. Если проверка осуществляется по одному или несколькими видами налогов, обязанность уплаты (удержания и перечисления) которых возложена на проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), то она носит характер тематической проверки. Если ВНП охватывает вопросы правильности исчисления, удерживания, уплаты и перечисления всех видов налогов и сборов, то она характеризуется как комплексная.
    Также как камеральной проверкой, ВНП могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
    ВНП не может продолжаться более двух месяцев, если иное не вытекает из ст. 89 НК, то есть в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность ВНП до трех месяцев. При поведении ВНП организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика.
    Срок проведения ВНП включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого лица. В эти сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов и представлением им запрашиваемых при проведении ВНП документов.
    Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:
    • истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках;
    • получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
    • проведения экспертиз;
    • перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
    Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шести месяцев. НК РФ предусматривает проведение повторной выездной налоговой проверки. При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, установленные для проведения выездной налоговой проверки, не действуют. При проведении повторной выездной налоговой проверки может проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.
    Повторная выездная проверка налогоплательщика может проводиться:
  • вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью инспекции;
  • на основании решения руководителя инспекции (заместителя руководителя) – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.
    В Межрайонной ИФНС №10 по Вологодской области существует отдел выездных проверок, который осуществляет всю деятельность по проведению выездных налоговых проверок.
    ВНП проводится обычно группой проверяющих, состоящей из двух и более налоговых инспекторов. Это вызывается необходимостью выполнения многих процедур и изучения большого объема первичных документов. Состав группы определяется при подготовке решения о проведении ВНП. Один из инспекторов является ответственным за проведение проверки. Он координирует работу других проверяющих, сам проверяет некоторые вопросы, оформляет результаты ВНП, готовит решение по итогам проверки.
    Доступ на территорию или помещение налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, должностных лиц инспекции, непосредственно проводящих проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решении руководителя или заместителя инспекции о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента. Осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов, может быть произведен должностным лицом инспекции, проводящим выездную проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки. Осмотр производится в присутствии понятых. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения требования о представлении документов. Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий.
    Результаты выездной налоговой проверки оформляются в виде акта.

Заключение
Подводя итоги прохождения практики в Межрайонной ИФНС №10 по Вологодской области можно сделать вывод, что инспекция проводит постоянный контроль за соблюдением налогового законодательства всеми налогоплательщиками, поэтому достигнуты положительные результаты в исполнении доходной части бюджета.
Общность задач, стоящих перед структурными подразделениями инспекции за уплатой конкретных видов налогов и сборов, находит свое отражение в положениях о соответствующих отделах. Количество налогоплательщиков из гола в год увеличивается, особенно быстро растет число лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, соответственно увеличивается нагрузка на работников инспекции и уменьшается процент охвата налоговыми проверками отчетов, расчетов предприятии, организаций и деклараций о доходах физических лиц. Поэтому выполнение бюджетных показателей требует от налоговой инспекции новых, нетрадиционных, более эффективных способов контроля за правильным исчислением и своевременным зачислением налогов и других обязательных платежей в бюджет.
За 2011 год работниками инспекции проведено 6452 камеральных налоговых проверок отчетов и расчетов юридических лиц, кроме того камерально проверены 5239 поступивших деклараций о доходах физических лиц. В результате в бюджет доначислено 774,5 тыс. рублей. Выездные налоговые проверки проведены у 29 юридических лиц, а общее число выездных налоговых проверок составило 21, в результате доначислено в бюджет 8115 тыс. рублей.
Результативность контрольной работы во многом зависит от своевременной постановки на учет в налоговом органе всех налогоплательщиков, а также от обеспечения правильного выбора объектов для проверки, поэтому в инспекции широко используют информацию, поступающую на налогоплательщиков вот других предприятий и организаций, из ГИБДД, таможни, банков, БТИ, отдела землеустройства и других органов, что позволяет выявить сокрытые доходы и объекты налогообложения.
При контрольной работе с юридическими и физическими лицами наибольший эффект дают совместные проверки с правоохранительными органами. Все эти мероприятия позволяют инспекции изыскивать дополнительные поступления денежных сумм в бюджет.
Значительная работа проводится МРИ ФНС №10 по Вологодской области по сокращению недоимки по платежам в бюджет. Обеспечение поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет в значительной мере зависит от состояния контроля за их полным исчислением и своевременной уплатой.
В настоящее время крупные предприниматели, занимающиеся торгово-закупочной деятельностью и перешедшие на упрощенную систему налогообложения имеют до 15-ти человек работающих, их валовой доход достигает несколько миллионов рублей, а плата за патент составляет всего 63 минимальных размера оплаты труда. В связи с низкой платой за патент и ограничением по числу работающих до 15-ти человек, некоторые предприятия перешли в разряд предпринимателей, работающих по упрощенной системе, отчего бюджет теряет значительные суммы налогов.

Список использованных источников

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. – 689 с.
  2. Об основах налоговой системы в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.12.91 №2118-1 // Налоги в России. с.21-37.
  3. Государственная налоговая служба / Сост. Н.Б. Бобрынин, А.П. Буренков, С.П.Гришин и др.; под ред. В.К. Бабоева – Н. Новгород: Нижполиграф, 2009. – 448.
  4. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение. Серия «Учебники и учебные пособия» Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 416 с.
  5. Железняков А.Ю. Налоговое администрирование. Пособие. / ВоГТУ, Вологда, 2006. – 159 с.
  6. Налоги. / Под общей ред. Черник Д.Г. Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2009.
  7. Налоги в России: Сб. нормат. Документов. / Под ред. М.И.Ходорович – М.: «Юридическая литература», 2011. – 184 с.
  8. Становление налоговых органов на востоке Вологодской области; Котлас, 2006 , 92 c.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov