Практические задания для подготовки к Государственному экзамену Юриспруденция

Практические задания для подготовки к Государственному экзамену
Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция
Направленность (профиль) программы «Государственно-правовой»

  1. Практическое задание: Будучи начальником отдела регистрации сделок с недвижимостью Главного управления Министерства юстиции по Свердловской области, Нарушаева своим распоряжением ввела должность заместителя начальника отдела регистрации сделок с недвижимостью, сославшись на свою большую загруженность и увеличение фактического объема работы отдела. В порядке замещения образовавшейся вакансии в отдел, возглавляемый Нарушаевой, была переведена ее дочь. Официально перевод был осуществлен в связи с упразднением юридического отдела министерства здравоохранения Свердловской области, где дочь Нарушаевой прежде замещала должность начальника. Дочь Нарушаевой была принята в качестве заместителя начальника отдела регистрации сделок с недвижимостью без установления испытательного срока. Дайте юридический анализ дела.

Ответ:

  1. Пункт 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гласит
    «1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:
    5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.»

В соответствии с ним дочь Нарушаевой не может быть принята на должность заместителя начальника отдела регистрации сделок с недвижимостью, так как это противоречит вышеуказанной статье

  1. В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 (ред. от 12.02.2020) «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии».
    Полномочия Руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии описаны в п. 9 Положения:
    «9. Руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии:
    9.9. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете»
    Таким образом, Нарушаева не в праве своим распоряжением вводить должность заместителя начальника отдела регистрации сделок с недвижимостью, так как это относится исключительно к компетенции руководителя службы.

Общий ответ:
Введение должности заместителя начальника отдела регистрации сделок с недвижимостью в штат Главного управления Министерства юстиции по Свердловской области Нарушаева нарушила Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 N 457, которое разрешает вводить новые должности только руководителю Главного управления.
Также своим распоряжение о назначении дочери на должность заместителя начальника отдела регистрации сделок с недвижимостью Нарушаева нарушила Федеральный закон №79-ФЗ, который пунктом 5 части 1 статьи 16 запрещает её назначать близких родственников в качестве прямых подчиненных.

  1. Практическое задание: Гражданин Саркисян являлся владельцем ресторана армянской кухни в центре города. После успешно пройденной санитарной проверки Саркисян в знак благодарности вручил председателю комиссии Смирнову, осуществлявшему проверку, дорогой армянский коньяк. Смирнов коньяк принял, но решил подарить его своему другу − коллекционеру редких вин и коньяков. Об этом подарке узнал начальник отделения Государственного санитарно-эпидемиологического надзора Центрального района и уволил Смирнова. Смирнов обратился с иском в суд, требуя признать увольнение незаконным. Дайте юридический анализ дела.

Ответ:

Запрет на получение государственными гражданскими служащими подарков, денежных вознаграждений, ссуд, услуг, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов и иных вознаграждений установлен Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О противодействии коррупции».
Также должностным лицам не рекомендуется получать подарки или какие-либо иные вознаграждения, в том числе на личных торжественных мероприятиях, от своих друзей или связанных с ними людей, если они одновременно являются лицами, в отношении которых должностные лица непосредственно осуществляют функции управления или контроля. Прием таких подарков может их скомпрометировать и повлечь возникновение сомнений в их честности, беспристрастности и объективности (Письмо Минтруда России от 11.10.2017 N 18-4/10/В-7931).

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 17 государственному гражданскому служащему запрещено получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из описания ситуации следует, что Смирнов, осуществляя санитарную проверку, являлся государственным гражданским служащим — сотрудником Государственного санитарно-эпидемиологического надзора Центрального района.
Получение им в дар дорогого армянского коньяка было сопряжено с исполнением им служебных обязанностей – проведением проверки.
Исходя из требований Федерального Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Смирнов был обязан сдать подарок, однако, он этого не сделал, распорядился подарком по собственному усмотрению, тем самым нарушив закон.

С соответствии с п. 13 Статьи 33 Федерального Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» нарушение запретов, связанных с гражданской службой, является основанием для увольнения госслужащего с гражданской службы.

Общий ответ:

Приняв дорогой армянский коньяк от гражданина Саркисяна, должностное лицо Смирнов нарушил требования Федерального Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в части запретов связанных с прохождением государственной гражданской службы, за что и был правомерно уволен с замещаемой должности.

  1. Практическое задание: Раскройте понятие «государственная служба», его содержание с социально-политической и правовой точек зрения, то есть «государственная служба» как вид деятельности и как система правовых норм. Имеются ли отличия государственной службы от службы муниципальной, в общественных объединениях и других некоммерческих организациях? Назовите не менее десяти правовых источников, регулирующих государственно-служебные отношения.
  2. Понятие «государственная гражданская служба» закреплена в Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и понимается как «вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также — должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации»
    Социальный институт государственной службы – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе государства, социальная практика которых нацелена в конечном итоге на обеспечение законных прав и свобод граждан, на создание благоприятных условий для их безопасности и достойной жизни.
    Основной целью государственной службы как социального института является служение интересам граждан, гражданского общества и государства. При этом ключевое значение государственной службы как социального института состоит в удовлетворении потребностей общества в эффективном административном государственном управлении.
    Государственная служба выступает в качестве первейшего организационного средства выполнения государством своей миссии.
    Таким образом, государственная гражданская служба – представляет собой единство, прежде всего, двух составляющих – это система правовых и организационных структур, отношений, и общности людей, специально подготовленных, профессионально занятых в государственном аппарате, обеспечивающих исполнение полномочий государственных органов.
    Государственная служба как социальный институт является соединительным мостом между государством и обществом. Это, с одной стороны, предъявляет повышенные требования к государственным служащим, с другой – создает широкие возможности для реализации их творческого потенциала, способностей, профессиональной компетенции, что возможно на основе постоянного пополнения знаний о природе управления, способах обеспечения его эффективности.
  3. Главное отличие муниципальной службы от государственной в том, что первая является трудовой деятельностью лиц, осуществляемой в органах местной власти, вторая — на уровне региональных и федеральных структур. По Конституции РФ муниципальная и государственная власть в России независимы друг от друга. Поэтому муниципальные служащие не подотчетны госструктурам.
    Что касается присвоения классных чинов — данная процедура на госслужбе в большинстве случаев предполагает проведение квалификационного экзамена. На муниципальной службе он опционален.
    Таким образом, различия между госслужбой и муниципальной службой сводятся в основном к юридическому разграничению уровней функционирования органов власти, в которых работают люди, осуществляющие рассматриваемые виды трудовой деятельности.
  4. Нормативные акты, регулирующие государственно-служебные отношения:
    1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
    2) Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ
    3) Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ
    4) Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 N 58-ФЗ
    5) Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
    6) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О службе в таможенных органах Российской Федерации»
    7) Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»
    8) Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»
    9) Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)»
    10) Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным гражданским служащим»
    11) Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 28016
    12) Правила исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и общей продолжительности службы для выплаты им единовременного пособия в связи с увольнением из этих органов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 г. № 25417
    13) Письмо ФТС России от 26 октября 2010 г. № 01-11/51938 «О соблюдении принципов служебного поведения»
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov