Задача Внедоговорные обязательства

Задание к экзамену по дисциплине «Внедоговорные обязательства»

Директор Атомной электростанции «Светлячок» (АЭС) Иванов похитил из неохраняемого хранилища, находящегося на территории АЭС, стеклянную емкость с обогащенным ураном, которую принес домой на хранение. В тот же день пригласил в гости соседку Петрову и похвастался ей наличием у него в коллекции радиоактивного вещества. Петрова с интересом ознакомилась с емкостью, выслушав лекцию Иванова о свойствах и опасности урана. Через 3 дня у Петровой выпали все волосы, а у Иванова начались иные признаки лучевой болезни. Иванов, считая, что подвергся сильному радиационному облучению, предъявил иск о возмещении причиненного ему имущественного и морального вреда к АЭС, считая ее владельцем источника повышенной опасности, а также сославшись на ненадлежащее качество емкости, не обеспечивающей защиту от облучения. Петрова предъявила иск о возмещении причиненного ей имуще¬ственного и морального вреда к Иванову, поскольку не знала, откуда он взял емкость с ураном. Подлежат ли иски Иванова и Петровой удовлетворению?

Решить задачу с соответствующим правовым обоснованием.
Решение:
Радиация по своей природе вредна для жизни человека. Малые дозы облучения могут «запустить» не до конца еще установленную цепь событий, приводящих к онкологическим заболеваниям и генетическим повреждениям. Повреждения, вызываемые большими дозами облучения, обыкновенно проявляются в течение нескольких часов или дней. Онкологические же заболевания проявляются спустя много лет после облучения, как правило, не ранее чем через одно — два десятилетия. А врожденные пороки развития и другие наследственные болезни, вызываемые повреждением генетического аппарата, проявляются лишь в следующем или последующих поколениях. Постоянное разрушение оболочки живой клетки при малых дозах радиации, но действующих постоянно, снижает иммунитет организма (эффект Петко).
Согласно статье 5 Федерального закона от 21.11.1995 года № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» в федеральной собственности или в собственности российских юридических лиц могут находиться следующие объекты использования атомной энергии:
1) ядерные материалы. При этом перечень ядерных материалов, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности, а также перечень российских юридических лиц (то есть юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в собственности которых могут находиться ядерные материалы, утверждаются Президентом Российской Федерации. В силу того что это положение было введено Федеральным законом от 05.02.2007 N 13-ФЗ, такие перечни еще не утверждены, но можно отметить, что в настоящее время в федеральной собственности находятся все ядерные материалы.
2) ядерные установки. Перечень российских юридических лиц, в собственности которых могут находиться ядерные установки, утверждается Президентом Российской Федерации (этот перечень еще не утвержден). При этом в федеральной собственности находятся имеющие оборонное назначение ядерные установки, радиационные источники и пункты хранения;
3) пункты хранения;
4) радиоактивные отходы, содержащие ядерные материалы.
В федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности или в собственности юридических лиц могут находиться:

  • радиационные источники;
  • радиоактивные вещества;
  • радиоактивные отходы, не содержащие ядерных материалов.
    Указанная статья определяет субъектов права собственности на ядерные материалы, ядерные установки, пункты хранения, радиационные источники и радиоактивные вещества. В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Под владением понимается фактическое обладание вещью, которое представляет собой совокупность действий лица, направленных на удержание и управление этой вещью; пользование определяется как извлечение из имущества его полезных свойств; распоряжение — возможность определять судьбу вещи путем совершения юридических действий.
    Право собственности на указанные в статье объекты приобретается и прекращается по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. Так, согласно ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
    На основании разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии осуществляется:
  • обращение с ядерными материалами, находящимися в федеральной собственности, собственности иностранных государств, российских юридических лиц, иностранных юридических лиц, и эксплуатация ядерных установок и пунктов хранения, находящихся в федеральной собственности, собственности российских юридических лиц. При этом обращение с ядерными материалами осуществляют российские организации;
  • обращение с радиоактивными веществами и эксплуатация радиационных источников, которые находятся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности юридических лиц. Обращение с указанными радиоактивными веществами и эксплуатация радиационных источников осуществляют организации, в т.ч. и иностранные.
    Лицензирование деятельности в области использования атомной энергии осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Лицензия не подлежит передаче другому лицу, ее действие не распространяется на других лиц, осуществляющих деятельность совместно с лицензиатом, в том числе по договору о сотрудничестве, а также на юридических лиц, одним из учредителей которых является лицензиат.
    Собственники ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов, радиоактивных веществ несут обязанность по контролю за их сохранностью и надлежащим использованием. Кроме того, ядерные материалы, радиоактивные вещества, радиоактивные отходы, независимо от формы собственности, подлежат государственному учету и контролю в системе государственного учета и контроля ядерных материалов и в системе государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. Цели проведения контроля и учета ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов установлены статьей 22 Федерального закона «Об атомной энергии». Ими являются:
  • определение наличного количества этих материалов, веществ и отходов в местах их нахождения;
  • предотвращение потерь, несанкционированного использования и хищений;
  • предоставление органам государственной власти, органам управления использованием атомной энергии и органам государственного регулирования безопасности информации о наличии и перемещении ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также об их экспорте и импорте.
    Эксплуатирующая организация несет всю полноту ответственности за безопасность ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения, а также за надлежащее обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами.
    Эксплуатирующая организация разрабатывает и осуществляет мероприятия по поддержанию безопасности ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, создает при необходимости специальные службы, осуществляющие контроль за безопасностью, представляет информацию о состоянии безопасности ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения в органы государственного регулирования безопасности.
    Эксплуатирующая организация обеспечивает:
    использование ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения только для тех целей, для которых они предназначены;
    организацию и координацию разработки и выполнения программ обеспечения качества на всех этапах создания, эксплуатации и вывода из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения, контроль за выполнением этих программ;
    разработку и реализацию мер по предотвращению аварий на ядерной установке, на радиационном источнике и в пункте хранения и по снижению их негативных последствий для работников указанных объектов, населения и окружающей среды;
    безопасное для работников объектов использования атомной энергии и населения обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами и их хранение;
    реализацию прав работников объектов использования атомной энергии на социальные гарантии;
    учет индивидуальных доз облучения работников объектов использования атомной энергии;
    разработку и реализацию в пределах своей компетенции мер по защите работников и населения в случае аварии на ядерной установке, на радиационном источнике или в пункте хранения;
    учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ;
    осуществление физической защиты ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ;
    разработку и реализацию мер пожарной безопасности;
    радиационный контроль в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения;
    подбор, подготовку и поддержание квалификации работников ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения и создание для них необходимых социально-бытовых условий на производстве;
    информирование населения о радиационной обстановке в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения;
    осуществление иных полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
    На основании ст. 22 ФЗ «Об атомной энергии» ядерные материалы, радиоактивные вещества, радиоактивные отходы независимо от формы собственности подлежат государственному учету и контролю в системе государственного учета и контроля ядерных материалов и в системе государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов для определения наличного количества этих материалов, веществ и отходов в местах их нахождения, предотвращения потерь, несанкционированного использования и хищений, предоставления органам государственной власти, органам управления использованием атомной энергии и органам государственного регулирования безопасности информации о наличии и перемещении ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также об их экспорте и импорте.
    Порядок организации системы государственного учета и контроля ядерных материалов и системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов определяется Правительством Российской Федерации.
    По условиям задачи директор Атомной электростанции «Светлячок» (АЭС) Иванов похитил из неохраняемого хранилища, находящегося на территории АЭС, стеклянную емкость с обогащенным ураном, которую принес домой на хранение. Иванов, считая, что подвергся сильному радиационному облучению, предъявил иск о возмещении причиненного ему имущественного и морального вреда к АЭС, считая ее владельцем источника повышенной опасности, а также сославшись на ненадлежащее качество емкости, не обеспечивающей защиту от облучения.
    В настоящем случае иск Иванова не подлежит удовлетворению по следующим ооснованиям.
    Директор организации не мог ни знать об опасности радиоактивных веществ. Более того, он является должностным лицом и пользуясь своим служебным положением он похитил имущество Атомной станции, стеклянную емкость с обогащенным ураном. По условиям задачи Иванов совершил действия которые квалифицируются как преступление, предусмотренное п. «в» ч. 2 ст. 221 Уголовного кодекса РФ.
    В целом хищение ядерных материалов путем обмана или злоупотребления доверием следует квалифицировать по ч. 1 ст. 221 УК. Однако если злоупотребление доверием при мошенничестве заключалось в использовании виновным доверия, обусловленного его служебным положением, то содеянное следует квалифицировать по п. «в» ч. 2 ст. 221 УК.
    Хищение ядерных материалов или радиоактивных веществ, совершенное в форме кражи, мошенничества, присвоения, растраты и грабежа, имеет материальный состав. Так, кража, грабеж и мошенничество считаются оконченными с момента, когда указанные предметы изъяты у их владельца и виновный имеет реальную возможность пользоваться или распоряжаться ими по своему усмотрению. Присвоение считается оконченным преступлением с того момента, когда законное владение вверенными лицу материалами или веществами стало противоправным и это лицо начало совершать действия, направленные на их обращение в свою пользу либо в пользу других лиц. Растрату следует считать оконченным преступлением с момента противоправного издержания вверенных лицу предметов (например, их израсходования или отчуждения). Хищение ядерных материалов или радиоактивных веществ в форме разбоя имеет формальный (усеченный) состав и является оконченным с момента нападения в целях хищения указанных предметов, совершенного с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия.
    Общественная опасность преступления предусмотренного ст. 221 УК РФ заключается в подрыве общественной безопасности России, причинении ущерба собственнику или иному владельцу ядерных материалов или радиоактивных веществ, причинении вреда личности.
    Квалифицированный и особо квалифицированный составы преступления описаны соответственно в ч. 2 и 3 статьи 221 УК РФ и предусматривают общественно опасные деяния, входящие в категорию тяжких преступлений.
    Основным объектом преступного посягательства является установленный порядок оборота ядерных материалов или радиоактивных веществ. Дополнительный объект — чужая собственность. Факультативными объектами посягательства могут стать неприкосновенность, свобода, честь, достоинство, здоровье человека.
    Предметом посягательства являются ядерные материалы или радиоактивные вещества.
    Объективная сторона составов преступления выражается в форме действия — хищении либо вымогательстве предмета преступного посягательства, например в тайном противоправном, безвозмездном изъятии ядерных материалов в пользу виновного, совершенном с корыстной целью и причинившем ущерб собственнику.
    Хищение заключается в совершении с корыстной целью противоправного безвозмездного изъятия и (или) обращения ядерных материалов или радиоактивных веществ в пользу виновного или других лиц, причинивших ущерб собственнику или иному владельцу указанных предметов.
    Формы хищения имеют значение для выбора соответствующей части ст. 221. Так, кража, мошенничество, присвоение, растрата и ненасильственный грабеж предметов посягательства могут быть квалифицированы как преступление по любой части статьи 221 УК РФ в зависимости от фактических обстоятельств дела. Грабеж ядерных материалов или радиоактивных веществ с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия квалифицируется по п. «г» ч. 2 ст. 221. Разбой же квалифицируется по п. «б» ч. 3 ст. 221 как нападение в целях хищения предмета посягательства, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия.
    Если ядерные материалы или радиоактивные вещества похищаются путем кражи, грабежа, мошенничества, присвоения или растраты, то состав преступления имеет материальную законодательную конструкцию. Преступление окончено (составом) в момент наступления реального ущерба собственнику или иному владельцу предмета преступного посягательства в результате совершенного хищения.
    Учитывая признаки, отягчающие ответственность за совершение данного преступления (квалифицирующие преступность деяния), законодатель выделяет его совершение: группой лиц по предварительному сговору; с использованием лицом своего служебного положения; с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия.
    Использование лицом своего служебного положения при хищении или вымогательстве предметов посягательства в качестве квалифицирующего признака предусмотрено п. «в» ч. 2 статьи 221 УК РФ. Под использованием лицом своего служебного положения понимается применение в процессе совершения преступления атрибутов занимаемой лицом должности, иного служебного положения: права издания организационно-распорядительных документов, ношения форменной одежды или предъявления служебного удостоверения и т.д.
    Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновное лицо осознает, что неправомерно завладевает ядерными материалами или радиоактивными веществами, и желает этого, а при хищении (в преступлении с материальным составом) предвидит к тому же причинение ущерба собственнику или владельцу указанных материалов или веществ.
    Обязательным признаком субъективной стороны состава преступления при хищении ядерных материалов или радиоактивных веществ является корыстная цель. Корысть предполагает стремление виновного получить имущественную выгоду.
    Кроме этого, к ст. 221 УК РФ может быть присовокуплена ст. 247 УК РФ, которая предусматривает что, производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
    На основании изложенного, в иске Иванову откажут, поскольку действия Иванова, как ответственного за хранение, учет, эксплуатацию объектов радиации, квалифицируются по п. «в» ч. 2 ст. 221 УК РФ.
    В то же время, иск соседки Иванова, гражданки Петровой о возмещении причиненного ей имуще¬ственного и морального вреда к Иванову, подлежит удовлетворению.
    Согласно, п. 1 ст. 26 Федерального закона от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных настоящим Федеральным законом основных пределов доз, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    В соответствии с действующим законодательством вред здоровью и имуществу человека, причиненный неблагоприятным воздействием окружающей среды, может быть возмещен (компенсирован) разными способами, включая:
    а) оформление листка временной нетрудоспособности работника в случае заболевания, в том числе в связи с загрязнением окружающей среды;
    б) оформление инвалидности по причинам, связанным с воздействием на здоровье человека неблагоприятной окружающей среды;
    в) предоставление гражданам, пострадавшим от неблагоприятного воздействия окружающей среды, мер социально-экономической защиты, льгот и компенсаций;
    г) страхование риска причинения вреда здоровью или имуществу граждан от загрязнения окружающей среды;
    д) возмещение вреда здоровью и имуществу граждан по решению суда.
    Статья 1085 ГК РФ устанавливает, что при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.
    При определении утраченного заработка (дохода) пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда). В счет возмещения вреда не засчитывается также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья.
    Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
    Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
    Чтобы возложить на лицо имущественную ответственность за причиненный вред, необходимо наличие таких обстоятельств, как наступление вреда, противоправность поведения и вина причинителя вреда, а также причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями. Все необходимые для доказывания причинения вреда обстоятельства по условиям задачи имеются.
    К отношениям в области возмещения вреда гражданам, проживающим и работающим в зонах наблюдения радиационно опасных объектов, применимы нормы гражданского законодательства, касающиеся возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности для окружающей среды. Это объясняется тем, что радиационно опасные объекты являются источниками повышенной опасности для окружающей среды и здоровья человека, а владельцы — субъектами абсолютной или вмененной вины.
    Ответственность за вред, причиненный деятельностью таких объектов, создающих повышенную опасность для окружающих, регулируется ст. 1079 ГК РФ.
    Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
    Названные субъекты освобождаются от ответственности, если докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. К действию непреодолимой силы относятся стихийные бедствия или явления (землетрясения, наводнения, оползни и т.п.), а также аварии, катастрофы. Владелец источника повышенной опасности может быть также освобожден судом от ответственности полностью или частично, если возникновению или увеличению вреда содействовала грубая неосторожность самого потерпевшего (п. 2 ст. 1083 ГК РФ).
    Приказом Ростехнадзора от 19 июля 2006 г. N 696 «О контроле наличия у эксплуатирующих организаций финансового обеспечения гражданско-правовой ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием, и его непрерывности» закрепляется порядок финансового обеспечения гражданско-правовой ответственности эксплуатирующей организации за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием, и закрепленных законодательных требований в указанной области.
    Таким образом, исковые требования Петровой и возмещении материального и морального вреда, будут удовлетворены.
    Кроме этого, контролирующие органы, в силу своих законных полномочий, должны привлечь к ответственности должностных лиц Атомной станции.
    Так, в соответствии с п. 1 ст. 28 ФЗ «О радиационной безопасности населения» лица, виновные в невыполнении или в нарушении требований к обеспечению радиационной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    В указанной статьей не выделяется круг субъектов, которые могут быть привлечены к ответственности, но при анализе норм Закона очевидным, что ими являются:
  • должностные лица федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственный контроль и надзор в области обеспечения радиационной безопасности при осуществлении радиационно опасной деятельности;
  • предприятия, учреждения и организации, осуществляющие деятельность, связанную с ионизирующими источниками излучения;
  • граждане РФ, лица без гражданства и иностранные граждане, проживающие на территории РФ.
    Кроме того, исходя из анализа данной статьи, следует вывод, что перечисленные в статье субъекты действующим законодательством могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности.
    Тем не менее, Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в содержание п. 1 указанной статьи были внесены изменения и исключена норма, устанавливающая административную, гражданско-правовую и уголовную виды ответственности за правонарушения в области обеспечения радиационной безопасности населения.
    В то же время КоАП РФ (гл. 5, 6, 8, 9, 13, 14, 16), ГК РФ и Уголовный кодекс РФ (гл. 24, 25, 26) содержат достаточное количество норм, устанавливающих ответственность за нарушение требований в области обеспечения радиационной безопасности деятельности, связанной с использованием источников ионизирующего излучения.
    Административная ответственность применяется за совершение административного проступка, выражающегося в нарушении требований в сфере обеспечения радиационной безопасности, предусмотренных комментируемым Законом, а также иными нормативно-правовыми актами в области безопасного осуществления деятельности, связанной с ионизирующими источниками излучения.
    За нарушения требований в области радиационной безопасности КоАП РФ предусматривает следующие виды административных наказаний: предупреждение; административный штраф — назван во всех статьях, выражается в денежных суммах; административный арест; дисквалификация; административное приостановление деятельности.
    При совершении нарушений, предусмотренных в ст. 28 ФЗ «О радиационной безопасности населения», характеризующихся высокой степенью общественной опасности, к виновным субъектам может быть применена уголовная ответственность, наступающая по нормам Уголовного кодекса РФ.
    Уголовный кодекс РФ содержит ряд положений, посвященных совершению преступлений, связанных с нарушением требований в области радиационной безопасности (гл. 24, 25, 26), основными последствиями которых являются существенное изменение радиоактивного фона, вред здоровью человека, массовая гибель животных, угроза причинения существенного вреда здоровью человека, угроза причинения существенного вреда окружающей среде и иные негативные последствия, посягающие на жизнь, здоровье и имущество граждан, а также экосистемный баланс территории.
    Создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (ч. 1 ст. 247 Уголовного кодекса РФ) подразумевает возникновение такой ситуации либо таких обстоятельств, которые повлекли бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы не были прерваны вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли причинителя вреда. Угроза при этом предполагает наличие конкретной опасности реального причинения вреда здоровью человека или окружающей среде.
    Трудовым законодательством также закрепляется ряд норм, устанавливающих дисциплинарную ответственность за правонарушения в указанной области.
    Дисциплинарная ответственность за правонарушения в области обеспечения радиационной безопасности может наступать в соответствии с трудовым законодательством — Трудовым кодексом РФ, уставами и правилами внутреннего трудового распорядка, иными актами федерального, регионального и муниципального уровней, а также с локальными актами предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность, связанную с ионизирующими источниками излучения, в которых могут предусматриваться обязанности в области обеспечения радиационной безопасности и меры дисциплинарного воздействия за их невыполнение.
    Основанием привлечения к дисциплинарной ответственности в указанной сфере является нарушение работником или должностным лицом трудовой дисциплины, выражающееся в совершении дисциплинарного проступка, которым признается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязательств, связанных с обеспечением радиационной безопасности деятельности, связанной с использованием источников ионизирующего излучения, причиняющее вред природным ресурсам и нарушающее личные права и законные интересы граждан.
    Дисциплинарные взыскания за нарушение правовых требований в области обеспечения радиационной безопасности могут применяться к тем работникам, в чьи трудовые функции входит соблюдение указанных выше требований радиационной безопасности при осуществлении деятельности, связанной с источниками ионизирующего излучения.
    Дисциплинарная ответственность выражается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания в виде замечания, выговора, увольнения по соответствующим основаниям (ст. 192 ТК РФ).
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov
Добавить комментарий