Задачи Экономика вариант 1

ЭКОНОМИКА

ПРАКТИКУМ

Тема 1. Введение в экономику. Экономическая теория и ее развитие
Вариант 1.
1). Предприятие, занимаясь выпуском мебели, на производство годового объёма продукции расходует: на древесину (Д) – 500 тыс. рублей; на станки и оборудование (С) – 200 тыс. рублей; на агрегаты (А) — 100 тыс. рублей; на электроэнергию (Э) – 50 тыс. рублей; на мазут (М) – 30 тыс. рублей; на здания (З) – 80 тыс. рублей; на пластмассу (П) – 40 тыс. рублей; на форнитуру (Ф) – 60 тыс. рублей; на транспорт (Т) -90 тыс. рублей.
Определите стоимость израсходованных предметов труда, средств труда, орудий труда и средств производства.

Решение:
Для расчета стоимости указанных в задаче показателей необходимо уяснить, что предметы труда – это то, на что направлен человеческий труд и что полностью входит в стоимость продукта труда, средства труда – это то, с помощью чего происходит преобразование предметов труда в продукт труда, орудия труда – это активные средства труда, а средства производства представляют собой совокупность используемых средств труда и предметов труда.
Теперь можно рассчитать стоимость:
1) предметов труда:
ПТ=Д+Э+М+П+Ф,
где Д – стоимость древесины;
Э – стоимость электроэнергии;
М – стоимость мазута;
П – стоимость пластмассы;
Ф – стоимость фурнитуры.

ПТ=500+50+30+40+60=680 тыс. руб.;
2) средств труда:
СТ=С+А+З+Т,
где С – стоимость станков;
А – стоимость агрегатов;
З – стоимость здания;
Т – стоимость транспорта.
СТ=200+100+80+90=470 тыс. руб.;

3) орудий труда:
ОТ=С+А+Т,
ОТ=200+100+90=390 тыс. руб.;

4) средств производства:
СП=(Д +Э+М +П+Ф) +(С+А+З+Т);
СП=680+470=1150 тыс. руб.

Таким образом, стоимость предметов труда составляет 680 ден. ед., средств труда – 470 ден. ед., орудий труда – 390 ден. ед., средства производства – 1150 ден. ед.

2). Сделайте сравнительный анализ государственной и частной форм собственности.

Каждая из двух основных форм собственности — частная и государственная — имеет свои положительные и отрицательные черты.
В целом можно выделить два важнейших аспекта роли частной собственности, во-первых, по своей сути она создает реального собственника, суверенного хозяина, предпринимателя. В этом ее огромно экономическое значение. Во-вторых, создает, насколько это возможно, самостоятельного, независимого от государственной, политической власти суверенного субъекта отношений собственности, поэтому является необходимым «инструментом» формирования и развития гражданского демократического общества, выполняя таким образом цивилизующую роль истории.
Государственная собственность также имеет положительные черты: возможность концентрации ресурсов и централизации управления, которые могут быть незаменимыми, особенно в чрезвычайных обстоятельствах. Масштабы государственной собственности поэтому всегда резко возрастают в годы войн и послевоенною восстановления хозяйства. Однако эти же черты со стабилизацией и усложнением социально-экономической жизни приобретают отрицательные свойства — тормозят экономически рост вследствие закрепления монополизма, тенденции к бюрократизм невозможности разделить экономику и политику.
Экономисты выделяют несколько важнейших отличий государственной собственности от частной с точки зрения структуры соответствующих правомочий.

  1. Главный фактор — неспособность совладельца государственной собственности продать или передать свою долю участия в ней. Более того, никто не может уклониться от обладания ею: «Владение государственной собственностью не добровольно; оно обязательно до тех пор, пока некто остается членом общества». Уклониться от совладения железнодорожной станцией можно, лишь переехав в другое место, тогда как держатель акции может продать ее, не покидая города.
  2. Не менее важно отсутствие тесной связи между поведением индивидуальных совладельцев государственной собственности и результатами ее использования: «При государственной собственности издержки любого решения или выбора в меньшей степени ложатся на избирателя, чем на владельца в условиях частной собственности». Члены общества, следовательно, слабее заинтересованы в контроле за результатами использования государственной собственности.
  3. В связи с этим у них меньше стимулов контролировать поведение наемных управляющих (бюрократов), которым делегированы права пользования (говоря конкретнее – меньше стимулов к тому, чтобы в выполнении функций контроля стали специализироваться именно те члены общества, которые обладают сравнительными преимуществами в этом роде деятельности). Вследствие менее эффективного, чем в частных формах, контроля за поведением управляющих у тех появляется больше возможностей злоупотреблять своим положением в личных интересах.
  4. Дополнительные проблемы связаны с тем, что «коллективный интерес» сложнее определить и измерить, чем частный: «…бюрократ имеет больше стимулов производить то, в чем, как он думает, нуждается общество, и меньше стимулов производить то, на что общество предъявляет спрос. Мнение бюрократа о том, что общество должно иметь, обычно называют «интересами общества».

Тема 2. Основы рыночного хозяйства и его структура
Вариант 1.
Сравните основные параметры свободного, нелегального и нерегулируемого рынка. Укажите причины формирования в современном обществе социально-ориентированной рыночной экономики. Обоснуйте необходимость правового регулирования рыночных отношений.

Решение:

По степени развитости этих или иных хозяйственных свобод рынки можно подразделить на три типа: а) свободный; б) нелегальный; в) регулируемый. Свободный рынок обладает максимумом экономических свобод в их классическом понимании, о котором сказано выше.
Между тем определение “свободный” рынок требует уточнения в двух отношениях: для кого он свободен и от кого? Свободным такой рынок является для его субъектов. Им принадлежит так называемый экономический суверенитет (полная независимость). Так, продавцы сами решают, что продавать, кому сбывать продукты и по какой цене. Подобным суверенитетом обладают и покупатели. В силу этого на классическом рынке экономические связи только по горизонтали. Между контрагентами (лат. Contrahens-договаривающийся) складываются партнерские отношения на основе хозяйственного договора, контракта (соглашения, устанавливающего права и обязательства для обеих сторон на какой-то срок).
Рынок первого типа свободен от вмешательства государства и строгого правового регулирования.
Второй тип рынка нелегальный –близок по характеру поведения его субъектов к первому типу. Но они существенно различаются между собой. Нелегальный рынок включает в себя его разновидность–теневую торговлю. Она ведётся с нарушением законов и правил купли-продажи обычных товаров (при отсутствии необходимых патентов, лицензий, при неуплате рыночных сборов, налогов и т. п. ) Нелегальным является и черный рынок. На нем подпольно торгуют товарами, которыми законом запрещено реализовывать (например, наркотики, оружие).
Первому и второму типам рыночных отношений присуща определяющая черта –стихийность, непредсказуемость развития и неуправляемость. Эти качества не случайны. Они выражают основные черты классического капитализма в рыночной сфере: на рынке свободно действуют единоличные собственники небольших предприятий; предприниматели обычно создают продукты на свой страх и риск, без предварительной договоренности с покупателями; сами производители, как правило, заботятся о розничной продаже продуктов населению.
Такое положение было характерно для рыночного обмена XV-XIX вв. Но в ХХ в. возник и полностью развился новый тип рыночных отношений.
Рынок третьего типа – регулируемый, подчиненный определенному порядку, который закреплён в правовых нормах и поддерживается государством. Такой порядок обусловлен объективными причинами.
Прежде всего, важную роль сыграли резко возросший уровень концентрации и централизации производства и расширение масштабов фактического обобществления экономики. Крупные предприятия уже не могут, как было прежде, вслепую работать на неизвестный им рынок, подверженный стихийным переменам. Чтобы не рисковать огромными капиталами, они стремятся заблаговременно, обеспечить себе рынки, сбыта, охотно идут на выполнение выгодных государственных заказов. Примечательно, что по предварительным заказам фирм и государства реализуется, например, автомобилей до 60%, станков 100%.
Необходимость правового регулирования рыночных отношений обусловлена тем, что ко второй половине ХХ в. столетия рыночные связи существенно усложнились. Теперь на пути от производителя товара до потребителя выстроилась большая армия посредников. Они занимаются разными видами торгового сервиса (обслуживания) населения, который для многих изделий охватывает длительный период после приобретения товара (наладка и ремонт бытовой техники, автомобилей и т. п.). Например, в США насчитывается свыше 380 тысяч фирм оптовой торговли и 1500 тысяч фирм розничной торговли, которые приобретают товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя. Все это привело к усилению общественного характера рыночных связей превратило регулируемый рынок в социальный институт.
Под социальным институтом понимается определенная организация общественной деятельности, которая регулирует правила поведения людей и взаимоотношения. Во второй половине ХХ столетия нормальный рынок базируется на совокупности определенных институтов. Что же входит в такую совокупность? Во-первых, правовая система, которая организует правовое регулирование рынка. Для его субъектов устанавливают единые правила поведения. Правовые органы защищают субъектов рынка и наказывает виновных за нарушение правовых норм. Правовое регулирование рынка охватывает всю систему рыночных отношений. Его основу составляет Гражданский кодекс, выполняющий роль экономической конституции. В нем особое внимание уделено характеристике роли гражданско-правового договора средства регулирования рыночных отношений. Во-вторых, сюда входят органы государственного контроля и регулирования: учреждения по санитарному контролю, экологическому и эпидемиологическому контролю; налоговая система; органы финансово-кредитной политики государства. Значит, современный рынок органически включает качественно новые вертикальные связи. Они идут сверху вниз–от государства к хозяйственным субъектам и в определённых пределах регулируют их поведение.
В-третьих, к рыночным институтам относятся ассоциации, союзы потребителей, предпринимателей и работников (профессиональные союзы). Они повышают степень организованности, цивилизованности и эффективности поведения рыночных агентов. В-четвертых, в совокупность институтов включена рыночная инфраструктура. В неё входят торговые предприятия, товарные и фондовые биржи, банки, государственные бюджетные учреждения.
Таким образом, рынок предстал перед нами как единая совокупность рыночных связей. Эта целостность придаёт рынку новое качество– социально-ориентированность.

Тема 3. Предпринимательская деятельность и ее формы
Вариант 1.
Укажите основные отличительные признаки конгломерата и диверсифицированного концерна.

Решение:
Концерн
Одной из наиболее распространенных и развитых организационных форм интеграции компаний является концерн.
Концерн — это форма объединения (как правило, многоотраслевого) самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия в капитале, финансовых связей, договоров об общности интересов, личных уний, патентно-лицензионных соглашений, тесного производственного сотрудничества.
Основные особенности концернов:

  • достаточно жесткая форма интеграции компаний, самая жесткая из всех рассмотренных в данной статье, за исключением треста;
  • обычно является объединением производственного характера;
  • входящие в концерн компании номинально остаются самостоятельными юридическими лицами в форме акционерных или иных хозяйственных обществ или товариществ, а фактически подчинены единому хозяйственному руководителю;
  • в рамках концерна централизовано финансово-экономическое управление, проведение научно-технической политики, ценообразование, использование производственных мощностей, кадровая политика;
  • головная компания концерна, как правило, организуется в виде холдинговой компании (преимущественно как смешанный холдинг) или на основе взаимодействия преобладающего и зависимых (ассоциированных) обществ;
  • деятельность концерна ориентирована в основном на производство, поэтому в качестве материнской (головной) выступает чаще всего производственная компания, которая является держателем контрольных пакетов акций дочерних предприятий;
  • в рамках данной формы полностью контролируется деятельность образующих ее компаний.

Конгломерат
Конгломерат — организационная форма интеграции компаний, объединяющая под единым финансовым контролем целую сеть разнородных предприятий, которая возникает в результате слияния различных фирм вне зависимости от их горизонтальной и вертикальной интеграции, без всякой производственной общности.
К особенностям конгломератов можно отнести:

  • интеграция в рамках данной организационной формы предприятий различных отраслей без наличия производственной общности. Объединяемые компании не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности фирмы-интегратора. Профилирующее производство в объединениях конгломератного типа принимает расплывчатые очертания или исчезает вовсе;
  • объединяемые компании, как правило, сохраняют юридическую и производственно-хозяйственную самостоятельность, но оказываются полностью финансово зависимыми от головной компании;
  • конгломератам свойственна значительная децентрализация управления. Их отделения пользуются существенно большей свободой и автономией во всех аспектах своей деятельности по сравнению с аналогичными структурными подразделениями традиционных диверсифицированных концернов;
  • в качестве основных рычагов управления конгломератами выступают финансово-экономические методы, косвенное регулирование деятельности подразделений со стороны стоящей во главе конгломерата холдинговой компании;
  • как правило, в структуре конгломерата формируется особое финансовое ядро, куда помимо холдинга (чистого холдинга) входят крупные финансовые и инвестиционные компании.

Отличительные признаки Kонцерн Kонгломерат

  1. Степень юридической самостоятельности объединяемых компаний возможность и сохранения, и потери юридической самостоятельности возможность и сохранения, и потери юридической самостоятельности
  2. Наличие производственной общности объединяемых компаний наличие производственной общности отсутствие производственной общности
  3. Степень объединения хозяйственной деятельности объединение большинства сторон хозяйственной деятельности объединение отдельных сторон хозяйственной деятельности

Тема 4. Факторы производства. Издержки производства и прибыль
Вариант 1.
Некая фирма производит три вида продукции. А, Б, и В. Совокупные явные издержки на производство товаров группы А относятся к аналогичным показателям по товарам Б и В как 1: 2 и 1: 3. Норма рентабельности при производстве товаров А составляет 20%, товаров Б — 25%, товаров В — 40%.
Определите норму рентабельности по предприятию в целом.

Решение:

Рентабельность продукции (норма прибыли) – это отношение общей суммы прибыли к издержкам производства и реализации продукции (относительная величина прибыли, приходящейся на 1 руб. текущих затрат):

Рп = П / С

Где П – прибыль от реализации единицы продукции; С — себестоимость единицы продукции.

Норма рентабельности по предприятию в целом вычисляется по формуле:
Р = (ПА + ПБ + ПВ) / (СА + СБ + СВ)

Обозначим себестоимость товара а как Х
СА = Х
Тогда следуя условию задачи
СБ = 2Х
СВ = 3Х

Исходя формулы рентабельности вычислим прибыль по каждому виду товара:
ПА = СА * РА = Х * 0,2
ПБ = СБ * РБ = 2Х * 0,25
ПВ = СВ * РВ = 3Х * 0,4

Тогда норма рентабельности по предприятию в целом составит:
Р = (0,2Х + 0,5Х + 1,2Х) / (Х + 2Х + 3Х) = 1,9Х / 6Х = 0,3167 = 31,67%

Ответ: Норма рентабельности по предприятию в целом составляет 31,67%

Тема 5. Ценообразование в рыночной экономике
Вариант 1.
Изобразите кривую спроса (при цене 10 тыс. руб. за изделие реализуется 15 тыс. штук, при 25 тыс. руб.– 10 тыс. штук, при 50 тыс. руб. – 5 тыс. штук) и кривую предложения (при цене 10 тыс. руб. реализуется 5 тыс. штук изделий, при цене 25 тыс. руб. реализуется 10 тыс. штук, при цене 50 тыс. руб. – 15 тыс. штук).
Необходимо определить равновесную цену и равновесное количество товара.

Решение:

Кривая спроса:

Кривая предложения:

Равновесная цена – 25 руб.
Равновесное количество товаров – 10 тыс.шт.

Тема 6. Доходы в рыночной экономике и их распределение
Вариант 1.
1). Вычислите коэффициент Джини на основании следующих статистических данных таблицы:

% получаемых совокупных доходов 20 50
% домашних хозяйств 40 70

Решение:

Для исчисления коэффициента Джини необходимо рассчитать величины pi и qi.
P1 = 0.4; p2 = 0.4+0.7 = 1,1

Аналогичным образом рассчитывается величина qi , но при этом используются данные о доле каждой группы в общем объеме домашних хозяйств:
Q1 = 0.2; q2 = 0.2+0.5 = 0,7;

Полученные результаты представим в виде таблицы, в которой проведем расчет величин piqi+1 и pi+1qi.

pi qi piqi+1 pi+1q
0,4 0,2 0,28 —
1,1 0,7 — 0,22
ВСЕГО 0,28 0,22

Коэффициент Джини равен:
KL = Σpiqi+1 — Σpi+1qi = 0,28 – 0,22 = 0,06

Коэффициент Джини изменяется в пределах от 0 до 1. Причем, чем больше его значение отклоняется от нуля и приближается к единице, тем в большей степени доходы сконцентрированы в руках отдельных групп населения.

2).Имеются три инвестиционных проекта:

  • издержки первого проекта равны 15 млн. руб.в год. Будущая прибыль равна 1 млн. руб. в год;
  • издержки второго проекта равны 150 млн. руб.в год. Будущая прибыль равна 15 млн. руб. в год;
  • издержки третьего проекта равны 1500 млн. руб. в год. Будущая прибыль равна 75 млн. руб. в год.
    Рассчитайте норму прибыли для каждого проекта (1, 2, 3).

Решение:
а.) Норма прибыли рассчитывается как отношение прибыли к издержкам:

1:
2:
3:

Ответ: Норма прибыли для проекта 1: 6,6%, для проекта 2: 10%, для проекта 3: 5%.

Тема 7. Конкуренция и монополия
Вариант 1.
1).Для каждой ситуации, приведенной ниже, найдите соответствующий тип рыночной структуры и обозначте его буквами: А; Б; В; Г; Д, где:
A- совершенная конкуренция.
Б — монополия..
B — монополистическая конкуренция.
Г – олигополия.
Д – монопсония

а). На рынке оперирует большое количество поставщиков, каждый из которых, предлагает фирменную обувь по относительно схожим ценам.
б). На рынке оперирует единственный поставщик телекоммуникационных услуг.
в). Большое количество фермеров предлагает на рынке картофель по одинаковой цене.
г). Несколько крупных фирм функционируют на рынке автомобильных шин.
д). Имеется единственный покупатель угледобывающего оборудования.
ж). Единственная фирма производит штурманские приборы.

Решение:

А – в)
Б – б), ж)
В- а)
Г – г)
Д – д)

2). Выручка монополии при цене 10 равна 40, а при цене 15 равна 30. Найдите выручку при цене 2, если функция спроса линейна.

Решение:

Линейная функция спроса имеет вид:

В = а * Ц + b,

Где В – выручка,
Ц – цена,
А и b – коэффициенты.

Решим систему уравнений:
40 = а * 10 + b
30 = а * 15 + b

Отсюда а = -2 и b = 60

Тогда выручка при цене 2 равна:
-2 * 2 + 60 = 56

Ответ: Выручка при цене 2 равна 56.

Тема 8. Система национальных счетов (СНС) и ее основные
показатели. Макроэкономическое равновесие
Вариант 1.
Фирма А владеет участком леса и валит деревья. Она продает бревна за 20 млн. руб. фирме Б, которая владеет пилорамой. Фирма Б пилит бревна на доски и продает их за 40 млн. руб. фирме В, которая изготавливает мебель. Фирма В продает мебель за 70 млн. руб., фирме Г – владелице мебельного магазина. Фирма Г продает мебель населению за 90 млн. руб.
Определить:
а) Какова общая стоимость продаж этих четырех фирм?
б) Какова общая стоимость объема производства, занесенная в ВНП?
в) Предположим, что эта отрасль облагается НДС в размере 10%. Какова будет общая величина НДС, подлежащая уплате по вышеупомянутым сделкам?

Решение:

А) Общая стоимость продаж складывается из продаж всех четырех фирм, соответственно она составит:
20 + 40 + 70 + 90 = 220 млн. руб.

Б) Валовой национальный продукт (ВНП) — это произведенный в течение года совокупный объем конечных товаров и услуг, выраженный в деньгах.
Конечным товаром для потребителя является мебель, которую он покупает в магазине, соответственно ВНП составит 90 млн. руб.

В) Фирма А при продаже заплатила НДС 10% от суммы сделки, т.е.:
20 * 0,1 = 2 млн. руб.

Фирма Б Купила бревна и продала доски, заплатив при этом также НДС, равный:
40 * 0,1 = 4 млн. руб.
и получила НДС к возврату – 2 млн. руб. (который оплатила фирма А при продаже бревен).

Фирма В оплатила НДС в размере:
70 * 0,1 = 7 млн. руб.,
Получила возврат в размере 4 млн. руб.

Фирма Г оплатила НДС в размере:
90 * 0,1 = 9 млн. руб.,
Получила возврат в размере 7 млн. руб.

Итого общая сумма НДС, подлежащая уплате:
2 + (4 — 2) + (7 – 4) + (9 – 7) = 9 млн. руб.

Ответ: Сумма НДС подлежащая уплате: 9 млн. руб.

Тема 9. Закономерности денежного обращения и инфляция
Вариант 1.

1). Стоимость предприятия в ценах конца 2000 года составила 2 млн. рублей. В течение 2001 года в предприятие было вложено 500 тыс. рублей в ценах на конец 2000 года. Какова реальная стоимость предприятия в тех же ценах, если оценка фондов предприятия выросла за 2001 год на 10% в текущих ценах, а инфляция составила 50% ?

Решение:

Из-за инфляции стоимость вложений в предприятия в ценах текущего (2001) года снизилась:
500 * 0,5 = 250 тыс. руб.

Итого стоимость предприятия составила:
2000 + 250 = 2250 тыс. руб.

Однако из-за переоценки фондов в 2001 гожу стоимость предприятия возросла на 10% и составила:

2250 + 2250*0,1 = 2475 тыс. руб.

Ответ: реальная стоимость предприятия составляет 2475 тыс. руб.

2) Предположим, что экономика некой страны характеризуется следующими показателями:

  • количество денег, находящихся в обращении, соответствует закону денежного обращения и составляет 20 трлн. рублей;
  • сумма цен реализованных товаров и оказанных услуг — 120 трлн. рублей;
  • платежи, срок выплаты которых наступил в данном году, — 5 трлн. рублей;
  • кредиты, выданные в данном году, -5 трлн. рублей;.
  • неплатежи поставщикам продукции и услуги — 10 трлн. рублей;
  • скорость оборота одного рубля составляет 5 оборотов в год.
    Определите: а) объем бартерных сделок, совершенных в рассматриваемом году;
    б) как должно измениться количество денег, находящееся в обращении, если неплатежи увеличатся в 3 раза, бартер — в 2 раза, а скорость оборота рубля снизится на 20%.

А) Сумма цен реализованных товаров и оказанных услуг в стране состоит из следующих величин:

Ц = Кд*Об + Б + Нп – П – К,

где Ц — Сумма цен реализованных товаров и оказанных услуг;
Кд – количество денег, находящихся в обращении;
Об – скорость оборота одного рубля;
Б – объем бартерных сделок;
Нп – неплатежи поставщикам продукции и услуги;
П – платежи, срок выплаты которых наступил в данном году;
К — кредиты, выданные в данном году.

Отсюда объем бартерных сделок равен:

Б = Ц – КдОб – Нп + П + К = 120 — 205 – 10 + 5 + 5 = 20 трлн. руб.

Б) Рассчитаем изменившиеся параметры:
Нп = 10 * 3 = 30 трлн. руб.
Б = 20 * 2 = 40 трлн. руб.
Об = 5 – 20% = 4

Тогда количество денег, находящее в обращении будет равно:

Кд = (Ц – Б – Нп + П + К) / Об = (120 – 40 – 30 + 5 + 5) / 4 = 15 трлн. руб.

ΔКд = 20 – 15 = 5 трлн. руб.

Ответ: а) объем бартерных сделок равен 20 трлн. руб.
Б) количество денег, находящее в обращении должно уменьшиться на 5 трлн. руб.

Тема 10. Финансовые и кредитно-банковские отношения.
Налоговая политика
Вариант 1.
1). Владелец 50 тыс. рублей положил эту сумму в Сбербанк сроком на два года из расчета процентной ставки, равной 15% годовых.

Вычислите размер дохода по этому вкладу за два года, исходя из того, что владелец денег не снимал проценты по завершении первого года.

Решение:

По завершению первого года сумма на счете в банке равна:
50 + 50*15% = 57,5 тыс. руб.

Так как владелец денег не снимал проценты по завершении первого года, то сумма к концу второго года вклада будет равна:
57,5 + 57,5*15% = 66,125 тыс. руб.

Размер дохода по вкладу за два года составит:
66,125 – 50 = 16,125 тыс. руб.

Ответ: Размер дохода по вкладу за два года = 16,125 тыс. руб.

2). Рассмотрите данные таблицы:
Доход Налог Средняя
налоговая ставка Предельная
налоговая ставка
0 0
50 5
100 15
150 30
200 50
250 75
На основе данных таблицы, расчитайте средние и предельные налоговые ставки. Каким является данный налог: прогрессивным, пропорциональным или регрессивным?

Решение:

Средняя ставка налога – это отношение налоговой суммы к величине дохода. Предельная ставка налога – это величина прироста налоговой суммы на каждую дополнительную единицу увеличения дохода (она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при росте дохода на единицу).

Доход Налог Средняя
налоговая ставка Предельная
налоговая ставка
0 0
50 5 10% 10%
100 15 15% 20%
150 30 20% 30%
200 50 25% 40%
250 75 30% 50%

При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода, поэтому данный налог является прогрессивным.

Тема 11. Экономические аспекты социальной политики государства
Вариант 1.
Раскройте взаимосвязи между различными сторонами жизнедеятельности общества: технико-экономической, социально-экономической и социально-политической.

Прежде всего, положение, занимаемое разными группами в обществе, в решающей мере определяется системой экономических отношений. Более того, сами группы, о которых идет речь в экономической социологии, — это совокупности индивидов, характеризующихся сходным положением в экономической сфере, то есть находятся внутри структурных подразделений общественной экономики. Они как бы несут на себе ее черты в соответствии с известным афоризмом К. Маркса о сущности общественного человека как совокупности социальных отношений. В этом «отпечатывании» экономических отношений на функционирующих внутри них группах проявляется прямое воздействие экономического на социальное.
Вместе с тем социальная область — это мощный фактор «обратного влияния» на функционирование и развитие общественной экономики, которые реализуется через активность социально-экономических групп, являющихся движущей силой социально-экономических процессов. Под социальными процессами понимают изменения социальных объектов во времени, закономерности, возникающие при смене их состояний.
Итак, взаимоотношения между экономической и социальной областью — это влияние экономических отношений на социальную структуру общества и на активность социальных групп, а также влияние системы социальных неравенств на социально — экономические процессы.

Тема 12. Экономический рост и государственное регулирование экономики
Вариант 1.
1) Государство играет позитивную роль в регулировании процессов, связанных с «экстернальными эффектами» и с «интернальными эффектами».
Какие методы при этом используются? Приведите примеры такой деятельности государства.

Важной функцией государства в рыночной экономике является устранение экстернальных (внешних) эффектов экономической деятель-ности. Это та разновидность фиаско рынка, когда он функционирует с такими недостатками, что цены благ отражают не все издержки производ-ства.
Важной особенностью экстерналии является их «принудительный ха-рактер», невозможность для фирм-реципиентов отказаться, например, от потребления негативных внешних эффектов, связанных с загрязнением окружающей среды. С учетом этого обстоятельства внешний эффект мо¬жет быть определен как такой результат производства или потребления некоторого товара, который передается другому предприятию или лицу без права выбора и без какой-либо оплаты.
Интерналии — это издержки или выгоды, получаемые участниками данной сделки, которые не были оговорены при заключении последней. Примерами интерналии являются ущерб, который несет покупатель от потребления товара, ока¬завшегося некачественным; безнаказанное нарушение контракта одной из сторон сделки; выигрыш фирмы от повышения квалификации рабоче¬го за счет его самообучения и т.д.
Источником возникновения интерналии являются затраты на получе-ние информации, которые могут оказаться выше ожидаемого выигрыша от заключения сделки в условиях «симметричной» информации. Приме¬рами могут служить затраты, связанные с заключением условных конт¬рактов (оговаривающих все возможные ситуации) в условиях риска; издержки по наблюдению и контролю за поведением участника сделки, когда это затруднено (например, контроль за субъектами, заключившими страховые полисы); затраты по сбору и выявлению информации, когда участники сделки располагают частной (асимметричной) информацией (например, об истинном качестве продукта), недоступной покупателю. Во всех этих случаях затраты экономических агентов по сбору информации и заключению сделок гораздо выше, чем за выигрыш от таких сделок. Они не станут тратить свои усилия на сбор нужных им сведений, и сделки будут заключаться в условиях асимметричной информации, что приведет к воз¬никновению интерналий. Присутствие интерналий не позволяет участ-никам сделки получить ту отдачу, на которую они рассчитывали, осуществляя свои затраты, что приведет к неэффективной аллокации ресурсов. Государство может устранить интерналий путем:
1) установления стандартных процедур сделок и форм договоров;
2) санкций за нарушение условий контракта;
3) государственных стандартов качества и контроля выпускаемой про¬дукции;
4) установления практики подачи добросовестной информации о предлагаемом продукте и запрете недобросовестной рекламы;
5) государственного бесплатного распространения научно-техниче-ской и иной информации.

2) Разграничение экономических и административных методов регулирования экономики довольно условно. Объясните, как вы понимаете, что любой экономический регулятор содержит в себе элементы администрирования, а в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое.

Для того чтобы задействовать любой экономический регулятор, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов, например решение об изменении налоговых ставок, о предоставлении налоговых льгот, в этом смысле любые экономические регуляторы несут на себе печать администрирования. В то же время любой административный регулятор, прямо принуждая хозяйствующих субъектов выполнять те или иные действия, одновременно оказывает вторичное косвенное воздействие на целый ряд соответствующих экономических процессов. Например, административное повышение цен не только прямо определит их новый уровень, но через цены косвенно окажет влияние на состояние спроса и предложения, и в этом смысле можно сказать, что любые административные методы регулирования несут в себе черты, характерные для экономических, косвенных регуляторов.

Тема 13. Экономические отношения в системе мирового хозяйства
Вариант 1.
1) Ниже приведена таблица спроса и предложения на «евро» (цифры условные).
Цена «евро» (в долл.) Объем спроса на «евро» (млн. «евро») Объем предложения «евро» (млн. «евро»)
0,8
0,7
0,6
0,5
0,4 300
320
340
360
380 400
370
340
310
280

Определить: а) каков равновесный валютный курс доллара?
б) каков равновесный валютный курс «евро»?
в) какое количество долларов будет куплено на валютном рынке?
г) какое количество «евро» будет куплено на валютном рынке?

Решение:

Построим кривые спроса и предложения и найдем равновесный валютный курс доллара и евро.

А) Из графика видно, что равновесный курс «евро» в долларах равен 0,6,
Б) таким образом, курс доллара в «евро» равен:
1/0,6 = 1,67

В) На валютном рынке будет куплено 340 млн. «евро»

Г) на валютном рынке будет куплено 340/1,67 = 203,6 млн. долл.

2). Высокий уровень жизни в богатейших странах мира заработан ими самими за долгие века. Правомерно ли требовать от этих стран, чтобы они отдавали часть своих ресурсов (прежде всего денежных) на помощь беднейшим странам?
Какие исторические, экономические, политические доводы можно привести в обоснование резонности этих требований?

По моему мнению требовать от развитых стран помощи бедным неправомерно, т.к. международная практика показывает, что помощь бедным странам не приносит реального результата, бедные страны не становятся развитыми от притока денежных средств.
Вместо денежных средств развитые страны должны предложить перенести свой опыт в управлении государством, построении экономики, социальной и других сфер общественной жизни, тогда, возможно, бедные страны смогут получить толчок к развитию.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov